Что бывает за нарушение моральных норм

Нарушение моральных норм, к сожалению, в современном мире случается довольно часто. Все большее число детей подвергается преступлениям сексуального характера, и задача государства — защитить подрастающее поколение от каких-либо проявлений безнравственности по отношению к нему.

Законодательство РФ отражает пристальное внимание государства к этой проблеме, поэтому нарушители, согласно Статье 135 УК, подвергаются самому строгому как общественному, так и государственному наказанию за нарушение моральных норм.

Наказание за действия сексуального характера

  • исправительным работам (не более 440 часов);
  • заключению под стражу до 3 лет;
  • принудительным работам до 5 лет;
  • запрету заниматься тем или иным видом деятельности на 3 года.

Если сексуальному домогательству были подвергнуты 2 и более несовершеннолетних, то тюремный срок может составить от 5 до 15 лет, а запрет на занятие определенных должностей — до 20 лет.

В том случае, когда преступления были совершены не одним, а двумя и более лицами по заранее спланированной схеме — наказание ужесточается: преступники подвергаются заключению в тюрьму на 7-15 лет.

Нарушение морально-этических норм карается не только по закону. Граждане, которые не соблюдают по отношению к несовершеннолетним данную норму законодательства, подвергаются самому строгому порицанию общества, что порой страшнее самого длительного тюремного срока.

Если у вас остались вопросы относительно того, каким наказаниям может быть подвергнут преступивший закон, советуем воспользоваться помощью специалистов нашего юридического центра.

Нарушение моральных норм

Нарушение моральных норм – ряд деяний, ответственность за которые предусматривается статьей 135 УК РФ. Данная статья уголовного кодекса подробно дает определение этому деянию и описывает возможное наказание за нарушение моральных норм.

Нарушение морально-этических норм: ответственность по статье 135 УК РФ

Нарушение моральных норм приводит к развращению детей и подростков, подмене духовных ценностей, потому-то и наказывается оно со всей серьезностью и на государственном уровне. Виды наказания за преступление предусмотрены статьей 135 УК РФ, согласно положениям которой, лицо, совершавшее те или иные виды развратных действий в отношении несовершеннолетних, может быть приговорено:

  • к обязательным работам;
  • ограничению свободы на период до трех лет;
  • принудительному труду на срок до пяти лет.

Все перечисленные меры наказания могут также сопровождаться запретом на занятие определенными видами профессиональной деятельности. Запрет действует в течение трех лет.

Если преступные действия совершались в отношении детей, не достигших четырнадцатилетнего возраста, то наказание будет максимально суровым. Оно может быть выражено в лишении виновного свободы на срок от трех до восьми лет. Если преступное деяние совершалось в отношении двух детей и более, срок заключения увеличивается и может дойти до 15 лет, при этом лицо лишается права занимать определенные должности на срок до 20 лет.

Нарушение моральных норм: примеры

Важно также отметить, что рассматриваемый в статье вид преступного деяния – это не только развратные действия в отношении детей и несовершеннолетних. Аморальные поступки могут быть выражены в оскорблении чувств верующих, унижении человеческого достоинства — все перечисленное также наказывается законом.

Если вам нужна подробная консультация по данной теме, вы всегда можете получить ее у специалистов нашего правового центра. Аморальные деяния, в особенности, в отношении детей и подростков, не должны оставаться безнаказанными, обращение к нашим уголовным адвокатам поможет вам защитить права ваших родных и близких!

Задать вопрос юристу

Зачем самостоятельно искать ответы на вопросы? Вы потратите 1 минуту на заполнение контактной формы, а сэкономите часы

Что бывает за нарушение моральных норм

Подробное решение Параграф § 7 по обществознанию для учащихся 8 класса, авторов Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. 2016

Вопрос 1. Кого называют добрым? Каким бывает зло? В чём смысл золотого правила морали? В чём смысл экологической морали?

Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. Доброта – это то, что свершается добровольно, бескорыстно, для всеобщей пользы и для своей пользы, а не во вред себе.

Зло — понятие нравственности, противоположное понятию добра, означает намеренное, умышленное, сознательное причинение кому-либо вреда, ущерба, страданий.

«Золотое правило нравственности» — общее этическое правило, которое можно сформулировать как «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе». Известна и отрицательная формулировка этого правила: «не делайте другим того, чего не хотите себе».

Человеку следует помнить о великом экологическом правиле: нельзя требовать у природы больше, чем она способна дать. Оно нас учит бережному отношению к природе. Не загрязнять , не мусорить. Места своего пребывания на природе убирать за собой. Не загрязнять атмосферу различными отходами: производственные отходы не сливать в водоемы, где может погибнуть все живое, также выхлопные газы от машин загрязняют воздух. Нужно бережно и заботливо относится к природе.

Вопрос 2. Имеет ли мораль власть над людьми? Что бывает за нарушение моральных норм? Можно ли жить без морали?

Санкциями за неисполнение моральных норм являются общественное осуждение и муки совести. По сути человек только и состоит из морали, каких-либо принципов. И когда что-то выходит за рамки его морали он уже считает что это плохо, или же наоборот слишком хорошо, но в том и в другом случаи это не в его морали. Так что мораль это отражение нашего «я» в целом.

Вопрос 3. Что такое мораль? Зачем она нужна людям?

Мораль — принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений. Иногда термин употребляется по отношению не ко всему обществу, а к его части, например: христианская мораль, буржуазная мораль и т. д.

Особенность морали в том, что она регулирует отношения человека к другому человеку с точки зрения добра и зла, справедливости или несправедливости. Не случайно говорят: «Мораль начинается там, где один человек сделал что-то доброе другому».

Вопрос 4. По какому признаку мы узнаём мораль? Почему её называют общечеловеческой ценностью?

Наличие идеала человеческого поведения, к которому должен стремиться каждый человек. Без морали у нас бы не было общества, он бы просто не могло существовать, поэтому её называют общечеловеческой ценностью.

Мораль охватывает нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений, проводя границу между добром и злом, совестливостью и бессовестностью, честью и бесчестием, справедливостью и несправедливостью, нормой и ненормальностью, милосердием и жестокостью и т. д.

Мораль выступает, прежде всего, как регулятор поведения людей в обществе Причем способ специфически социальный: он появляется тогда, когда естественно-природные регуляторы уже не справляются с усложнившейся организацией общественной жизни (родовой, трудовой, семейно-бытовой и пр.). При этом формирующаяся мораль изначально опирается на хотя бы минимальную свободу человека от естественных условий существования. Моральная регуляция имеет смысл и нужна там, где есть хоть какой-нибудь выбор линии поведения, элементарная возможность предпочесть один поступок другому.

Вопрос 5. Почему гуманизм считается высшей моральной ценностью?

Гуманизм — демократическая, этическая жизненная позиция, утверждающая, что человеческие существа имеют право и обязанность определять смысл и форму своей жизни. Гуманизм призывает к построению более гуманного общества посредством этики, основанной на человеческих и других естественных ценностях, в духе разума и свободного поиска, за счёт использования человеческих способностей. Гуманизм утверждает ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие, проявление своих способностей.

Вопрос 6. В каких поступках проявляется любовь к ближнему?

Тысячелетия назад открыли люди, что самая высшая ценность, или, как ещё говорят, моральный идеал, — это человечность, гуманизм. С особой ясностью и простотой смысл морального идеала выражен в Библии: «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Это, безусловно, не означает, что нужно всех немедленно заключать в свои объятия. Гуманное отношение человека к человеку достигается только одним путём — через соблюдение принципов и норм морали. Это значит: нельзя убивать, не надо лгать, не надо лжесвидетельствовать, не надо покушаться на чужое. Но нужно стремиться к миру и братству. Нужно быть милосердным и великодушным. Нужно уметь терпимо относиться к недостаткам других людей, уметь прощать, жертвуя подчас и своими интересами. Вот в этом и проявляется любовь к ближнему.

Это интересно:  Как делать схему предложения

Вопрос 7. Как связаны между собой патриотизм и гражданственность?

К высшим моральным ценностям относятся гражданственность и патриотизм. Все люди живут в каком-либо государстве, в своём большом доме. Они граждане своей страны.

Высшим проявлением гражданственности является патриотизм — высокое, сокровенное чувство любви и преданности Отечеству. И не надо много разглагольствовать, а тем более кричать о нём на каждом углу, как это делают некоторые кичливые самозванцы. На самом деле патриотизм — это любовь. А любовь — чувство возвышенное и глубоко личное. Любовь — это вершина нравственного отношения к тому, кого любишь. И главное проявление любви есть бескорыстное служение.

Вопрос 8. Какой смысл вкладывается в понятие «добро»?

Понятие «добро» отражает наше стремление к человечности, гуманизму. Под добром мы понимаем всё то, что способствует улучшению жизни, нравственному возвышению личности, совершенствованию общества.

Мы считаем добром отношения справедливости, милосердия, любви к ближнему. Когда мы говорим о человеке «добрый», то имеем в виду, что он готов прийти на помощь другому человеку и сделает это не ради выгоды, а бескорыстно.

Мы считаем добром движение за возрождение и укрепление нашего Отечества, за демократическое общество, правовое государство, за права и свободы каждого гражданина.

Чтобы в жизни было больше добра, важно помнить, что свои дела и их последствия всегда нужно оценивать моральной меркой.

Вопрос 9. Что означает понятие «зло»? Почему его называют многоликим и коварным?

Всё, что противоположно добру, есть зло. Это — нарушение морали. Зло губит душу того, кто творит зло, ведёт к нравственной деградации (разрушению) его личности.

Понятие зла охватывает все отрицательные явления: насилие, обман, подлость, воровство, хулиганство, жестокость, предательство, доносительство и т. д. Зло находится там, где человека унижают, оскорбляют, где к нему относятся не как к живому существу, а как к вещи, с помощью которой можно извлечь для себя выгоду.

Там, где есть большое общественное зло (эксплуатация, захватнические войны, преследование инакомыслящих, инаковерующих или людей другой национальности, другого цвета кожи, сословия или происхождения и т. п.), там обязательно проявляется и зло малое, повседневное, вошедшее в привычку, в нравы, в психологию людей, — хамство, грубость, эгоизм, равнодушие к страданию и горю других людей, тупость, жестокость, враньё, пьянство, хитрость, обман и т. д.

Когда счастье одних людей, их богатство и сила достигаются за счёт несчастья других — это зло. Когда сильный обижает слабого, когда свою вину сваливают на другого, когда хулиган оскорбляет людей, продавец хамит, бюрократ «волынит» и ждёт взятку, таксист, официант, мастер, не оказав никаких дополнительных услуг, требуют больше заработанного, когда младшие не уважают старших, мужчины и молодые здоровые люди в общественном транспорте сидят, а женщины и пожилые люди стоят, когда халтурят на работе, когда используют своё служебное положение в корыстных целях, когда властители равнодушны к судьбам своих соотечественников и пекутся только о своих привилегиях, когда не выплачивают зарплату и пенсию, когда живут на нечестно полученные средства и т. п. — всё это и есть моральное зло. К сожалению, оно многолико.

Вопрос 10. У мудреца спросили: «Какая жизнь самая лучшая?» Он ответил: «Когда мы не делаем того, что осуждаем в других».

Объясни это высказывание с точки зрения морали. Какое моральное правило содержится в этом высказывании?

Человек осуждает в других именно то, что свойственно ему самому прежде всего. Мало того он и поступает так же как и тот, кого он осуждает. Не суди и не судим будешь.

Вопрос 11. Один мудрый человек сказал: «Если я не за себя, то кто за меня? Но если я только для себя, то тогда зачем я?»

Раскрой смысл этой моральной позиции. Выскажи свою точку зрения по отношению к позиции этого человека.

Если человек думает только о себе это конечно же плохо. А если он думает о других помогает им то и они помогут вам. Это значит что все приходится делать самому, никто никогда за тебя ничего не сделает, но при этом ты должен быть отзывчивым и готовым помочь другому, то есть бескорыстно, а не ждать что если ты помог ,то и тебе обязаны помочь.

Вопрос 12. Ответь «да» или «нет» на каждую позицию теста. Сумеешь ли ты:

1) пожертвовать своим временем, чтобы помочь тому, кто нуждается в помощи — да;

2) честно признаться и извиниться, если совершил дурной поступок — да;

3) простить своего обидчика — да;

4) оторваться от телевизора, если нужно заняться делом — да;

5) защитить несправедливо обиженного или более слабого — да;

6) сдержать слово, если обещал – да;

7) выполнить поручение, если даже столкнулся с трудностями – да.

Что бывает за нарушение моральных норм

Вспомни: Кого называют добрым? Каким бывает зло?
В чем смысл «золотого правила морали»? В чем смысл экологической морали?

Подумай: Имеет ли мораль власть над людьми? Что Что бывает за нарушение моральных норм? Можно ли жить без морали?

Ученые, изучающие мораль, утверждают, что она в своем содержании элементарна. Великие моралисты — Иисус Христос, Моисей, Конфуций, Сократ, Муххамед, Лев Толстой, Альберт Швейцер и др. — сводили основной смысл морали к «золотому правилу». С наибольшей выразительностью оно сформулировано в Библии, в Нагорной проповеди Христа («нагорная» в буквальном смысле означает произнесенная на возвышенном месте,на горе, куда Христос взошел, чтобы поведать свое учение народу): «И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

В этих простых на первый взгляд словах душа морали, ее назначение. Мы получаем ясный ответ на вопрос: зачем нужна мораль? Прежде всего для того, чтобы научить нас, как относиться к людям.

Мораль, нравственность. А теперь подумаем, что имеют в виду, когда произносят слово мораль. Что это такое?

Понятно, что это — правила, которые регулируют поведение людей. Правил много, но все они для того и создаются, чтобы регулировать, направлять, советовать (скажем, правила поведения школьников или правила обращения с электроприборами и т. д.).

Особенность морали в том, что она регулирует отношения человека к другому человеку с точки зрения добра и зла, справедливости и несправедливости. Не случайно говорят: «Мораль начинается там, где один человек сделал что-то доброе другому».

Если человек почистил себе картошку, то его поступок нельзя оценивать как моральный — это просто бытовой момент. По если он помог почистить кому-то (бабушке, соседу, заболевшему другу и т. д.) — это поступок моральный: здесь есть отношение, которое можно оценить с позиции добра и зла.

С этой позиции можно также оценить и отношение человека к природе, окружающей среде (вспомни об экологической морали).

А еще с этой позиции можно (и нужно!) оценивать отношение человека к самому себе. Странно? Но только на первый взгляд. Дело в том, что человек, чтобы быть человеком, должен заниматься самовоспитанием (вырабатывать в себе моральные качества: милосердие, ответственность, честность, трудолюбие, справедливость), а также самокритикой (постоянно проверять свои поступки с точки зрения морали). Все это необходимо для того, чтобы быть порядочным человеком, уметь оценивать себя, свое поведение с позиции морали добра и зла. Такие качества порядочный человек вырабатывает в себе всю жизнь, как говорят, воспитывает свою душу, чтобы уметь правильно, морально поступать.

Это интересно:  Где сдать отчетность в электронном виде

А теперь обобщим сказанное. Можно предложить такое определение: мораль — это особые духовные правила, регулирующие поведение человека, его отношение к другим людям, к окружающей среде и к самому себе с позиции добра в зла, справедливости и несправедливости.

Иногда задумываются над вопросом о происхождении морали — откуда она? Это один из вечных вопросов, на него нет однозначного ответа. Говорят, что корни морали в самой природе, или в человеке, или в обществе. И очень многие уверены, что мораль от Бога. Тут уж каждый судит сам.

Факты. За тринадцать веков до новой эры великий библейский моралист Моисей провозгласил бессмертные Десять Заповедей. И сегодня, спустя три с лишним тысячи лет, люди узнают о них, открыв Библию (священную книгу христиан) или Тору (священную книгу иудеев).

За шесть веков до нашей эры ученик спросил мудреца, каким словом можно руководствоваться всю жизнь. «Это слово «взаимность». Не делай другому того, чего себе не желаешь».— ответил мудрец. Это был Конфуций — китайский философ. Одним из первых он сформулировал великий принцип гуманизма — «золотое правило морали».

Начало нашей эры. Иисус Христос в своем учении провозгласил заповеди любви и милосердия (заповедь — наказ, наставление, правило поведения). Христианский идеал морали, который донесла до нас Библия, призывает преодолевать вражду, разлад в отношениях между людьми через любовь, но любовь особого рода — милосердную, умеющую прощать и сотрудничать.

Подумай:
насколько важна, актуальна сегодня, спустя тысячелетия, мораль любви, провозглашенная Христом? Можешь ли ты привести аргументы за и против?

Существует еще одно слово, которое часто употребляют вместе со словом «мораль». Это слово «нравственность». Многие ученые считают, что различий между этими словами нет, что это слова-синонимы. Но почему же все-таки зачастую употребляют оба эти слова вместе, причем в одной фразе? Спрашивают, например: «Как оценить этот поступок с точки зрения морали и нравственности?»

Некоторые ученые считают, что эти понятия надо уметь различать. Мораль представляет собой строгие духовные правила поведения. А нравственность — это совокупность людских нравов, сама жизнь, точнее, та часть жизни, которая связана с делами, обычаями и нравами, практическим поведением людей дома, в семье, на работе, на отдыхе и т. д. Из практической нравственности постепенно вырастает мораль. Внимательно наблюдает жизнь, деятельность, поступки, нравы, люди долго тщательно их обдумывают и, наконец, формулируют четко определенное правило (норму) поведения. Значит, можно вполне обоснованно предположить, что мораль — это мысли, идеи о том, как нужно правильно, по-доброму поступать. А нравственность— это уже практические поступки людей.

Есть ученые, которые считают, что нравственность бывает добрая и злая, как бывают нравы добрые и злые раньше даже говорили «добронравный», «злонравный». К злой нравственности относят все отрицательные, недобрые дела и поступки. Примером злой нравственности могут служить такие, например, суждения; человек человеку — волк», «с волками жить — по-волчьи выть», «своя рубашка ближе к телу», «падающего — толкни» и др.

Злая нравственность эгоистична, себялюбива, всегда утверждает свою исключительность: только я, только для себя, а остальное — «гори все синим пламенем», «мне все до лампочки». Злая нравственность — это когда человек (или группа людей) утверждает: я (мы) лучше и выше всех, наша вера лучше всех, наша нация выше всех, наша культура выше всех и т. д. Безусловно, человек должен любить свою страну, культуру, нацию, может любить свою религию. Любовь — прекрасное чувство, в нем проявляются уважение и забота, т. е. добрая нравственность. Но как только человек (или группа людей) встает в позу исключительности и заявляет: «Мое лучше всех», он (они) скатывается на позицию злой нравственности. Самое страшное последствие злой нравственности в том, что она ведет к вражде, разделяет людей, толкает их на гибельный путь.

Основные ценности и нормы морали. Под ценностями принято понимать все то, что людям особенно дорого, полезно, необходимо для жизни, к чему относятся с волнением, уважением, признанием, почтением. Ценностей множество. Это могут быть мысли, чувства, взгляды, интересы, принципы поведения или какие-либо предметы, явления. У каждого человека складываются свои ценности или, как говорят, выстраивается своя «пирамида ценностей», составляющая неповторимый внутренний мир каждого человека. Среди ценностей есть ценности малозначительные, относительные, живущие короткое время. Но существуют и ценности особо значимые — главные человеческие ценности, живущие вечно и важные для всех людей.

За долгую историю человечества существовало много разных ценностей и идеалов. Но у людей было и есть много общего, что сохраняется тысячелетиями. Чтобы жить, нужны мир и порядок. Нужно трудиться, иметь семью, дом, детей. Нужны друзья. Нужна здоровая природная среда. Нужны образование, техника, наука. А вместе со всеми этими типичными условиями жизни людей из эпохи в эпоху передаются проверенные временем моральные нормы, ставшие общечеловеческими духовными ценностями.

Вечно живут главные моральные нормы: не делай другому того, чего себе не желаешь («золотое правило морали»); почитай старших; не убивай, не развратничай, не воруй; не лги; не завидуй, не посягай на чужое.

Люди всегда осуждали злобность, подлость, предательство, жестокость, воровство, ложь, клевету. Но ценили доброту, мужество, честность, самообладание, скромность.

Тысячелетия назад открыли люди, что самая высшая ценность, или, как еще говорят, моральный идеал,— это человечность, гуманизм. С особой ясностью и простотой смысл морального идеала выражен в Библии: Возлюби ближнего твоего, как самого себя». Это, безусловно, не означает, что нужно всех немедленно заключать в свои объятия. Глупость, конечно. Гуманное отношение человека к человеку достигается только одним путем — через соблюдение принципов и норм морали. Это значит: нельзя убивать, не надо лгать, не надо лжесвидетельствовать, не надо покушаться на чужое. Но нужно стремиться к миру и братству. Нужно быть милосердным и великодушным. Нужно уметь терпимо относиться к недостаткам других людей, уметь прощать, жертвуя подчас и своими интересами. Вот в этом и проявляется любовь к ближнему.

А еще к высшим моральным ценностям относятся гражданственность и патриотизм. Все люди живут в каком-либо государстве, в своем большом доме. Они — граждане своей страны. Наш большой дом — Россия, величайшая страна мира, где живет многонациональный народ — россияне, граждане России.

Звание гражданина вовсе нельзя свести к одной лишь возможности обладать правами, закрепленными в нашей Конституции. Быть гражданином — это значит быть человеком ответственным, обремененным благородными обязанностямн, которые тоже закреплены в нашей Конституции. Если человек честно выполняет гражданские обязанности, живет интересами России, предан ей, чувтвует ее радости и боли и при этом прилагает усилия, чтобы преодолеть невзгоды, выпавшие на долю ее народа, мы говорим, что он проявляет свою гражданственность. Значит, гражданственность означает не только политическое и правовое положение человека, но еще и его моральное поведение по отношению к своей стране.

Высшим проявлением гражданственности является патриотизм — высокое, сокровенное чувство любви и преданности Отечеству. И не надо много разглагольствовать, а тем более кричать о нем на каждом повороте, как это делают некоторые кичливые самозванцы. На самом деле патриотизм — это любовь. А любовь — чувство возвышенное и глубоко личное. Любовь — это вершина нравственного отношения к тому, кого любишь. И главное проявление любви есть бескорыстное служение.

Это интересно:  Когда выплачивают декретные по беременности и родам

Как же все-таки следует проявлять свою любовь к Отечеству? Ответ на этот вопрос нам дает мораль. Надо быть порядочным, преданным и ответственным человеком. Нужно честно исполнять свой долг гражданина, прилагая к этому все возможные усилия. И при этом ясно понимать: долг перед Отечеством оплачивается всей жизнью и никогда не может быть оплачен полностью — всегда есть возможность сделать больше и лучше того, что уже сделал.

Добро и зло. Что такое добро? И что такое зло? Над этими вопросам и люди размышляют на протяженна всей истории. Это вечные вопросы.

Ситуации. Это произошло давно, з средневековой Испании. Богатый человек нашел маленького бездомного мальчика, пожалел его и взял к себе в замок. Мальчик стал ему приемным сыном и сводным братом его родной дочери. Дети выросли и горячо полюбили друг друга. Но, узнав об их чувствах, возмущенный отец прогнал юношу из замка: ведь тот был неровней его дочери по происхождению и богатству. А вскоре с девушкой случилась беда: ее выкрал монах-иезуит, старый подлец и развратник, пожелавший позабавиться с очередной свое и жертвой. Бедная девушка была на грани безумия, день и ночь молила Бога спасти ее от унизительного бесчестья. А честь и достоинство оценились выше самой жизни. Юноша, узнав о местонахождении девушки, проник в дом похитителя и нашел ее. Влюбленные пытались бежать, но были обнаружены и окружены стражей. Положение стало безнадежным. И тогда, чтобы спасти честь любимой, юноша закалывает ее кинжалом. Девушка умирает. А юношу хватают и ведут на казнь. В толпе одни называют его злодеем, сотворившим зло. Другие считают его поступок правильным, благородным — ведь он спас возлюбленную от бесчестья. <Об атом поведал М. Ю. Лермонтов в драме «Испанцы».)

Понятие «добро» отражает наше стремление к человечности, гуманизму. Под добром мы понимаем все то, что способствует улучшению жизни, нравственному возвышению личности, совершенствованию общества.

Мы считаем добром отношения справедливости, милосердия, любви к ближнему. Когда мы говорим о человеке «добрый то имеем в виду, что он готов прийти на помошь другому человеку и сделает это не ради выгоды, а бескорыстно.

Мы считаем добром движений за возрождение и укрепление нашего Отечества, за демократическое обшество, правовое государство, за права и свободы каждого гражданина.

Чтобы в жизни было больше добра, важно помнить, что свои дела и их последствия всегда нужно оценивать моральной меркой.

Русский писатель В. Набоков вспоминал, как няня в детстве учила его: прежде чем что-либо сделать, спроси себя: Это правда? Это добро? Это стоит усилий?» Может быть, стоит прислушаться к такому совету?

Все, что противоположно добру, есть зло. Это — нарушение морали. Зло губит душу того, кто творит зло, ведет нравственной деградации (разрушению) его личности.

Понятие зла охватывает все отрицательные явления: насилие, обман, подлость, воровство, хулиганство, жестокость, предательство, доносительство («стукачество») и т. д. Зло находится там, где человека унижают, оскорбяют, где к нему относятся не как к живому существу, а как к вещи, с помошыо которой можно извлечь для себя выгоду.

Там, где есть большое общественное зло (эксплуатация, захватнические воины, преследование инакомыслящих, инаковерующих или людей другой национальности, другого цвета кожи, сословия или происхождения и т. д.>, там обязательно проявляется и зло малое, повседневное, вошедшее в привычку, в нравы, в психологию людей,— хамство, грубость, эгоизм, равнодушие к страданию и горю других людей, тупость, жестокость, вранье, пьянство, хитрость, обман и т. д.

Когда счастье одних людей, их богатство и сила достигаются за счет несчастья других — это зло. Когда сильный обижает слабого, когда свою вину сваливают на другого, когда хулиган оскорбляет людей, продавец хамит, бюрократ «волынит» и ждет взятку, таксист, фициант, мастер, не оказав никаких дополнительных слуг, требуют больше заработанного, когда младшие не уважают старших, мужчины и молодые здоровые люди в общественном транспорте сидят, а женщины и пожилые люди стоят, когда халтурят на работе, когда не пользуют свое служебное положение в корыстных целях, когда властители равнодушны к судьбам своих соотечественников и пекутся только о своих привилегиях, когда не выплачивают зарплату и пенсию, когда живут на нечестно полученные средства и т. п.— все зто и есть моральное зло. К сожалению, оно многолико.

Ситуация. Невыдуманная история об одном выдающемся русском актере. Получив квартиру в большом новом доме, он решил повесить в лифте зеркало. Но его тут же украли. Он купил новое. Опять украли. С каждой зарплаты актер упорно покупал новое зеркало. Много лет шла борьба. Потом актер умер. Зеркало из лифта украли.

Подумай, о чем говорит эта история, если на нее посмотреть широко, философски. Какие мысли у тебя она вызвала?

Нужно, помнить, что зло коварно и, как правило, не кричит: «Я — зло! Я — аморальность!» Напротив, оно часто прикрывается маской добра. Нередко отъявленный преступник стремится представить свою деятельность в розовом свете. Хам всегда кричит, что он прав; хапуга, бюрократ, обирая нас, утверждает, что помогает нам, делает одолжение.

При таком обмане, когда зло запутывает следы, встает перед нами вопрос: как же различать добро и зло, по каким надежным признакам, критериям (т. е. меркам) можно отличить моральное поведение от аморального?

Такая мерка у морали есть, и вы ее знаете: это главный принцип морали — гуманизм. Ни об одном человеке нельзя судить только по его собственным словам. Судить надо по делам. Надо выяснять, какие дела он творит. И оценивать их с точки зрения гуманизма.

Итак, наличие или отсутствие гуманизма в реальных делах и поступках (а не словах) — вот основной критерий морали, по которому можно различать добро и зло, моральное и аморальное поведение.

1. Что такое мораль? Зачем она нужна людям?
2. По какому признаку мы узнаем мораль? Почему ее называют общечеловеческой ценностью?
3. Почему гуманизм считается высшей моральной ценностью?
4. В каких поступках проявляется любовь к ближнему?
5. Как связаны между собой патриотизм и гражданственность?
6. Какой смысл вкладывается в понятие «добро»?
7. Что означает понятие «зло»? Почему его называют многоликим и коварным?

В классе и дома

1. У мудреца спросили: «Какая жизнь самая лучшая?» Он ответил: «Когда мы не делаем того, что осуждаем в других».
Объясни это высказывание с точки зрения морали. Какое моральное правило содержится в этом высказывании?
2. Один мудрый человек сказал: «Если я не за себя, то кто за меня? Но если я только для себя, то тогда зачем я?»

Обществознание. 8 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / [Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая. Л. Ф. Иванова и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, нзд-во «Просвещение».— М. : Просвещение, 2010.- 223 с.— (Академический школьный учебник)

Материалы по обществознанию за 8 класс скачать, конспект по обществознанию, учебники и книги скатать бесплатно, школьная программа онлайн

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь — Образовательный форум.

Статья написана по материалам сайтов: lfirm.ru, resheba.me, edufuture.biz.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector