Что устанавливают лимиты на размещение отходов

На основании чего делаются лимиты

Закон № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 гласит, что ежегодно после получения лимитов на размещение отходов, необходимо делать отчет о неизменности производственных процессов (он же ежегодное продление лимитов).

Закон № 89-ФЗ

Индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением отходов, обязаны:

  • разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение отходов в целях уменьшения количества их образования;
  • внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений;
  • проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения;

Статья 18. Нормирование в области обращения с отходами

3. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в соответствии с их компетенцией, отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.

п. 3 в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ

План выдачи лимитов на размещение отходов

  1. Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) утверждается на 5 лет.
  2. На основании утверждённого ПНООЛР выдаётся «лимит на размещение отходов», устанавливающий нормативы образования, складирования, размещения (утилизации).
  3. Один раз в год «лимит на размещение отходов» необходимо продлевать в органах Росприроднадзора, на основании «Технического отчета о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об образующихся отходах», а также комплекта документов, подтверждающих обеспечение охраны окружающей среды.
  4. Форма данного отчёта определяется приказом Ростехнадзора от 19.10.2007 № 703 «Об утверждении методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов их размещения».

Терминология

Отходы производства и потребления — остатки сырья, материалов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства;

Лимит на размещение отходов — предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на согласованный срок в объектах размещения отходов.

Норматив образования отходов — установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции;

Перечень необходимых исходных данных

  1. Полное, сокращенное, фирменное наименование организации.
  2. Юридический, почтовый, фактический адрес — с индексом.
  3. Фамилия, имя, отчество руководителя — полностью, с точным указанием должности.
  4. Основной вид деятельности организации.
  5. ИНН
  6. КПП
  7. ОГРН
  8. ОКПО
  9. ОКВЭД
  10. ОКАТО
  11. Телефон, факс, адрес электронной почты.
  12. Оригинал нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
  13. Заверенные копии справок о размещении (обезвреживании, использовании) отходов за отчетный год, контрольных талонов и справок-сверок, актов сдачи-приемки отходов, актов зачистки очистных сооружений, товарных накладных и т.п.
  14. Заверенные копии договоров на вывоз, размещение, обезвреживание, использование отходов, заверенные копии лицензий организаций-исполнителей.
  15. Копия плана мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду (из ПНООЛР).
  16. Копии отчетов по расчету платы за отчетный период

Где согласовывается

Департамент Росприроднадзора по Субъекту РФ

Ответственность за отсутствие

При отсутствии подтверждения за текущий год деятельность организации в области обращения отходов, согласно действующему законодательству ограничивается или прекращается. Плата за негативное воздействие на окружающую среду рассчитывается как сверхлимитная.

Порядок установления лимитов на размещение отходов

Лимит на размещение отходов — это предельно допустимое количество отходов конкретного вида, разрешенное для размещения определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов. Разработка проектов лимитов производится на основании нормативов образования отходов.

Лимиты на размещение отходов устанавливаются хозяйствующим субъектам сроком на пять лет при условии ежегодного подтверждения ими неизменности производственного процесса и используемого сырья, поскольку при изменении качества сырья нормативы образования отходов могут измениться, а при изменении технологии может измениться и вид образующихся отходов. При отсутствии такого подтверждения лимит на размещение отходов аннулируется.

При согласовании проектов нормативов образования отходов и утверждении лимитов на их размещение учитываются:

  • • экологическая обстановка на данной территории;
  • • предельно допустимые вредные воздействия отходов, предлагаемых к размещению, на окружающую среду;
  • • наличие имеющихся технологий переработки отходов данного вида, объемы используемых сырья, материалов;
  • • результаты инвентаризации отходов и объектов их размещения;
  • • наличие и мощность имеющихся объектов использования и обезвреживания отходов данного вида;
  • • наличие, вместимость, мощность и расчетный срок эксплуатации имеющихся объектов размещения отходов;
  • • экологические, санитарно-гигиенические и иные требования к размещению отходов;
  • • возможность обеспечения сохранности ресурсного потенциала у размещаемых отходов;
  • • экономически целесообразный объем партии для транспортировки отходов.
Это интересно:  Как выглядит технический паспорт на дом

В соответствии с законодательством Российской Федерации при нарушении нормативов образования отходов деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в области обращения с отходами может быть ограничена, приостановлена или прекращена.

Установление лимитов производится с учетом экологической обстановки на данной территории.

Лимиты в каждом конкретном случае зависят от различных факторов, в частности от вида отходов, характеристики мест размещения отходов, способов их размещения, экологической ситуации в регионе и других.

Возможны два принципиально различных способа размещения отходов: в герметичной таре на специально оборудованном объекте, когда практически полностью исключается воздействие на окружающую среду, или на открытом рельефе местности, когда отходы могут воздействовать на атмосферу, почву, грунтовые и поверхностные воды.

Объектами лимитирования являются объемы неиспользуемых и неуничтожаемых отходов, подлежащих размещению в окружающей природной среде путем захоронения или складирования для хранения в течение определенного (временное хранение) или неопределенного времени в местах, разрешенных органами охраны окружающей природной среды. При этом под неиспользуемыми отходами понимаются твердые, пастообразные и жидкие отходы производства и потребления (за исключением радиоактивных отходов, отходов драгоценных металлов и других отходов, обращение с которыми регламентируется специальными нормативными документами), образующиеся в процессе хозяйственной и бытовой деятельности и не находящие применения в качестве вторичного сырья.

К специально оборудованным местам и объектам размещения отходов относятся:

  • • места предварительного сбора отходов производства (внутрицеховые, внутрипроизводственные), представляющие собой площадки, оснащенные контейнерами, ящиками, бочками, мешками и другими небольшими емкостями для предварительного сбора отходов и производственного мусора;
  • • объекты накопления и временного хранения отходов для содержания в течение определенного времени с целью последующего их вывоза для переработки, сбыта в качестве вторичного сырья или захоронения. К ним относятся открытые и оснащенные навесами площадки, склады и ангары, накопители жидких отходов котлованного вида типа шламохранилищ, прудов-отстойников, прудов-испарителей, наземные резервуары и емкости, участки открытого рельефа местности, обустроенные для обеспечения соблюдения экологических требований обваловками, дренажными канавами, ограждениями и другими средствами защиты окружающей природной среды от воздействия отходов;
  • • места для складирования на неопределенный срок твердых крупномасштабных отходов добычи и физико-химической обработки сырья (отходов добычи и обогащения полезных ископаемых, металлургического производства, производства минеральных удобрений, зол и шлаков ТЭС);
  • • полигоны и свалки токсичных промышленных отходов;
  • • полигоны и свалки ТБО.

Природопользователь должен для каждого вида отхода обосновать величину запрашиваемого лимита, а также включить в план природоохранных мероприятий меры по снижению количества отходов, подлежащих размещению.

При обосновании предельного количества накопления отходов на объектах хранения отходов сроком до трех лет хозяйствующие субъекты должны:

  • • для каждого вида размещаемого отхода сформулировать причину хранения: например, формирование транспортной партии, формирование партии для экономически обоснованного использования или обезвреживания и т. п.;
  • • для каждого вида отхода обосновать срок хранения и величину предельного количества накопления;
  • • для опасных отходов I—II классов опасности, являющихся пожароопасными или взрывоопасными, рассмотреть возможность ограничений предельного количества накопления отходов на основании нормативов обеспечения безопасности хранения;
  • • для каждого объекта хранения или для группы однотипных объектов рассмотреть на соответствие действующим нормам и правилам способы хранения отходов, обустройство объектов хранения и используемую для размещения тару.

При обосновании лимитов на размещение отходов на объектах хранения сроком более трех лет и захоронения их на полигонах хозяйствующие субъекты должны обосновать необходимость размещения отходов (например, отсутствием специализированных предприятий по переработке отходов или отсутствием технологий переработки отходов и т. п.).

Предложения по лимитам на размещение отходов приводятся в табличном виде. Для каждого вида отходов предусматривается отдельная строка таблицы. Сведения об отходах группируются в таблице по классам опасности.

Лимиты на размещение отходов устанавливаются территориальными органами Росприроднадзора, которые выдают документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Территориальные органы Росприроднадзора устанавливают около 80 тыс. лимитов на размещение отходов в год.

Что устанавливают лимиты на размещение отходов

Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение — (ПНООЛР) документ, разрабатываемый на предприятиях, в процессе деятельности которых образуются отходы в России, а также на Украине. В Проекте нормируется образование отходов на предприятии, Проект согласуется в территориальных органах Федеральной … Википедия

Норматив образования отходов — 1) инструмент нормирования в области обращения с отходами (см. также Лимиты на размещение отходов); 2) установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции; Н.о.о. устанавливается в целях обеспечения охраны… … Экологическое право России: словарь юридических терминов

Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду — нормативы, которые установлены в соответствии с показателями воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и при которых соблюдаются нормативы качества окружающей среды (Федеральный закон Об охране окружающей среды ).… … Большой юридический словарь

Это интересно:  Проверка штрафа за парковку по номеру постановления

Лимит — (Limit) Содержание Содержание Определения описываемого предмета Лимитирование банковских операций Позиционные Объемные лимиты Лимиты на характеристики позиций, на взвешенный объем Структурные лимиты (долевые лимиты, лимиты концентрации) Лимиты… … Энциклопедия инвестора

ПНООЛР — Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) внутренний документ, в обязательном порядке разрабатываемый на предприятиях в России, а также на Украине. Законодательство В России согласно Закону РФ «Об отходах… … Википедия

Пноолр — Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) внутренний документ, в обязательном порядке разрабатываемый на предприятиях в России, а также на Украине. Законодательство В России согласно Закону РФ «Об отходах… … Википедия

Нормирование, стандартизация и сертификация в области окружающей среды — В этой статье отсутствует вступление. Пожалуйста, допишите вводную секцию, кратко раскрывающую тему статьи … Википедия

Банковская платежная карта — Банковские карты Visa и Mastercard Банковская карта пластиковая карта, привязанная к лицевому счёту одного из банков. Используются для платежей, в том числе через Интернет. Часто используется выражение «кредитная карта» или «кредитка», но… … Википедия

Казначейство — (Treasury) Определение казначейства, структура, задачи и функции казначейства Информация об определении казначейства, структура, задачи и функции казначейства Содержание Содержание Обозначение казначейской системы исполнения по Необходимость… … Энциклопедия инвестора

Анализ хозяйственной деятельности — социалистических предприятий (экономический анализ работы предприятий), комплексное изучение хозяйственной деятельности предприятий и их объединений с целью повышения её эффективности. А. х. д. необходимое звено в системе управления… … Большая советская энциклопедия

Порядок установления лимитов на размещение отходов

В соответствии с федеральным законом Об отходах производ­ства и потребления» под лимитом на размещение отходов понима­ется предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на уста­новленный срок на объектах размещения отходов с учетом эколо­гической обстановки на данной территории.

Из этого следует, что лимиты в каждом конкретном случае за­висят от весьма значительного количества факторов, в частности от вида отходов, характеристики мест размещения отходов, спосо­бов их размещения, экологической ситуации в регионе и других факторов. Определяющим критерием при этом следует считать обеспечение экологической безопасности.

В предельном случае возможны два принципиально различных способа размещения отходов: в герметичной таре и на специально оборудованном объекте, когда практически полностью исключает­ся воздействие на окружающую природную среду, или на откры­том рельефе местности, когда отходы могут непосредственно воз­действовать на атмосферу, почву, грунтовые и поверхностные во­ды.

В первом случае предельно допустимое количество размещения отходов (ПДКРО) будет регламентироваться емкостью (или пло­щадью, мощностью) объекта размещения отходов. Во втором — ПДКРО должно определяться исходя из действующих ПДК содер­жания вредных веществ в воздухе, почве и воде, а также исходя из других требований, предъявляемых к местам размещения отхо­дов с целью обеспечения противопожарной и экологической без­опасности, предотвращения возникновения чрезвычайных ситуа­ций. Все остальные возможные способы размещения отходов зани­мают среди них промежуточное положение.

Основным нормативным документом, регламентирующим поря­док установления лимитов размещения отходов является Порядок разработки и утверждения нормативов выбросов и сбросов загряз­няющих веществ в окружающую природную среду, лимитов ис­пользования природных ресурсов, размещения отходов, утвержден­ный постановлением Правительства Российской Федерации от 03.08.92 № 545. В соответствии с этим документом лимиты разме­щения отходов устанавливают место их размещения, предельные размеры выделяемой площади (объемов для складирования), спосо­бы и условия хранения отходов и другие показатели, связанные с предотвращением или ограничением отрицательного влияния на состояк іе окружающей среды и условия жизни населения. Лимиты устанавливаются конкретным предприятиям Госкомэкологией Рос­сии и другими специально уполномоченными органами в области охраны окружающей природной среды в соответствии с их компе­тенцией.

При установлении лимитов должны учитываться передовые до­стижения науки и техники в области рационального и комплексно­го использования сырья и охраны окружающей природной среды, технико-экономические возможности предприятий, учреждений и организаций, природно-климатические особенности территорий. Проекты лимитов и экологических нормативов по выбросам и сбросам загрязняющих веществ в окружающую природную среду разрабатываются предприятиями с учетом предложений органов местного самоуправления и научных организаций.

В соответствии с федеральным законом «Об отходах производ­ства и потребления» проекты лимитов на размещение отходов раз­рабатываются предприятиями с учетом норм предельнодопустимых воздействий на окружающую среду, а устанавливаются уполномо­ченными федеральными органами исполнительной власти в обла­сти обращения с отходами.

Наряду с этим во многих субъектах Российской Федерации разработаны региональные нормативно-правовые документы на ос­нове Временных правил обращения с отходами производства и по­требления в Российской Федерации, введенных в действие в 1994 г. Сложившийся в большинстве регионов порядок установле­ния лимитов размещения отходов сводится к подготовке предприя­тиями хозяйственной сферы материалов по инвентаризации отхо­дов и мест их временного размещения в виде проекта лимитов раз­мещения отходов; согласованию этих материалов со специально уполномоченными органами в области охраны окружающей среды; получению разрешения на размещение в пределах лимитов того количества отходов, которое фактически планируется разместить в местах их захоронения или временного хранения. В случае выяв­ления нарушений или отсутствия необходимых документов приро­доохранные органы зачисляют соответствующие объемы отходов в категорию сверхлимитных с последующей индексацией размеров платежей за размещение отходов от 5 до 25 раз.

Это интересно:  Субъекты и объекты инвестиционной деятельности

Сроки, на которые устанавливаются лимиты, варьируются на практике в пределах 1-3 лет. Однако в случаях установления лимитов на срок более одного года требуется ежегодное их под­тверждение с предоставлением соответствующих материалов, а также отчетов о выполнении планов мероприятий по снижению уровня образования отходов и их воздействия на окружающую природную среду.

Объектами лимитирования являются объемы неиспользуемых и неуничтожаемых отходов, подлежащих размещению в окружаю­щей природной среде путем захоронения или складирования для хранения в расчете на определенное (временное хранение) или не­определенное время в разрешенных органами охраны окружаю­щей природной среды местах. При этом под неиспользуемыми от­ходами понимаются твердые, пастообразные и жидкие отходы про­изводства и потребления (за исключением радиоактивных отходов, отходов драгоценных металлов и других отходов, обращение с ко­торыми регламентируется специальными нормативными докумен­тами), образующиеся в процессе хозяйственной и бытовой деятель­ности и не находящие применения в качестве вторичного сырья.

К специально оборудованным местам и объектам размещения отходов относятся:

* места предварительного сбора отходов производства (внут­рицеховые, внутрипроизводственные), представляющие со­бой площадки, оснащенные контейнерами, ящиками, боч­ками, мешками и другими небольшими емкостями для пред­варительного сбора отходов и производственного мусора;

* специально оборудованные объекты накопления и времен­ного хранения отходов, предназначенные для накопления и содержания отходов в течение определенного времени с целью последующего их вывоза для переработки, сбыта в качестве вторичного сырья, захоронения (специально обо­рудованные открытые и оснащенные навесами площадки, склады и ангары, накопители жидких отходов котлованного вида типа шламохранилищ, прудов-отстойников, прудов — испарителей, наземные резервуары и емкости, участки от­крытого рельефа местности, обустроенные для обеспечения соблюдения экологических требований обваловками, дре­нажными канавками, ограждениями и другими элементар­ными средствами защиты окружающей природной среды от воздействия отходов);

* специально обустроенные места для складирования на не­определенный срок твердых крупномасштабных отходов до­бычи и физико-химической переработки сырья (отходов до­бычи и обогащения полезных ископаемых, металлургиче­ского производства, производства минеральных удобрений, зол и шлаков ТЭС);

* полигоны и свалки токсичных промышленных отходов;

* полигоны и свалки ТБО.

Установление лимитов не исключает возможности согласован­ного с органами охраны природы сверхлимитного размещения от­ходов, однако на условиях более высоких нормативов платы, уста­навливаемых соответствующими нормативными документами с по­мощью повышающих коэффициентов.

Примерная форма и методические рекомендации по оформле­нию проектов лимитов размещения отходов изложены в Методиче­ских рекомендациях по оформлению проектов нормативов образо­вания и лимитов размещения отходов, утвержденных Госкомэколо — гией России 29 апреля 1999 г.

В соответствии с этими рекомендациями проект лимитов раз­мещения отходов должен содержать: титульный лист; сведения об исполнителях; аннотацию; оглавление; введение; общие сведения о предприятии; характеристику производственных процессов пред­приятия как источника образования отходов; сведения об аренда­торах; расчет и обоснование объемов образования отходов; опреде­ление класса опасности отходов; характеристику отходов, образую­щихся в структурных подразделениях предприятия, и мест их хра­нения; обоснование объемов временного накопления отходов на территории предприятия и периодичности их вывоза; характери­стику объектов размещения отходов; перечень, характеристику и массу отходов производства и потребления в целом по предприя­тию; оценку воздействия отходов на окружающую среду; сведения о возможной аварийной ситуации; контроль за безопасным обра­щением отходов на территории предприятия; мероприятия, на­правленные на снижение влияния образующихся отходов на состо­яние окружающей среды; предложения по лимитам размещения отходов.

Для информационного обеспечения подготовки такого докумен­та в Методических рекомендациях предлагается заполнить соответ­ствующие таблицы, являющиеся основанием для подготовки лими­тов.

Объем представляемых материалов и заполненных таблиц ре­комендуется дифференцировать в зависимости от категории пред­приятий. Чем меньше предприятие, тем меньше может быть коли­чество представленных форм, таблиц и документов при условии отсутствия у него отходов 1-й 2-го классов опасности, образую­щихся в собственном производстве.

Таким образом, сложившаяся к настоящему времени система установления лимитов является неотъемлемой составной частью разрешительной системы на размещение отходов в окружающей природной среде. Ее цель — осуществление учета и экологического контроля, наложения ограничений на размещение отходов и нор­мативное обеспечение расчета платежей в экологические фонды за такое размещение.

Статья написана по материалам сайтов: studref.com, environmental_law.academic.ru, msd.com.ua.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector