Что значит демократический режим

Найдено 2 определения термина Демократический режим

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ

способ осуществления государственной власти, к характерным чертам которого относятся: формирование ключевых органов власти выборным путем; политический плюрализм, то есть свобода деятельности различных политических партий, движений, союзов; гарантированная реализация политических прав и свобод граждан, и др.

Д.р. представляет собой конкретную характеристику функционирования государства и соответствующей политической системы, используется для классификации государств на демократические и иные, в частности, государства переходного периода.

Демократический режим

это один из видов политического режима, при котором население участвует в осуществлении государственной власти, принимая решения большинством с учетом интересов меньшинства.

Признаки демократического режима:

1) население участвует в формировании и осуществлении государственной власти посредством прямой (когда граждане, например, на референдуме непосредственно принимают решения по важнейшим вопросам общественной жизни) и представительной демократии (когда народ реализует свою власть через выбираемые им представительные органы);

2) решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства;

3) базируется на гражданском обществе с его развитой структурой;

4) предполагает существование правового государства, действие его принципов;

5) выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям;

6) легитимность государственной власти;

7) силовые» структуры (вооруженные силы, полиция, органы безопасности и т.п.) находятся под демократическим контролем общества, используются только по прямому предназначению, их деятельность регламентируется законами;

8) доминируют методы убеждения, согласования, компромисса, сужены методы насилия, принуждения, пресечения;

9) во всех сферах общественной жизни господствует закон;

10) провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина;

11) в отношении хозяйствующих субъектов и граждан действует принцип «дозволено все, что не запрещено законом»;

12) политический плюрализм, в том числе многопартийность, соревнование политических партий, существование на законных основаниях политической оппозиции, как в парламенте, так и вне его;

13) гласность, средства массовой информации свободны от цензуры;

14) реальное осуществление принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Демократические режимы

Политический режим является одним из важнейших составных формы государства. Теоретики государства и права выделяют политических режимов несколько видов, подразделяя их на две большие категории, а именно демократические и недемократические.

Демократия — ( от древнегреческого DEMOS — народ и CRUTOS — власть ) — народовластие — это одна из основных форм устройства любой организации, основанной на равноправном участии ее членов в управлении и принятии в ней решений по большинству; идеал общественного устройства: свобода, равенство, уважение человеческого достоинства, солидарность и т.д.; социальное и политическое движение за народовластие. С момента возникновения демократия связана с государством, а значит с принуждением, и в лучшем случае является властью большинства над меньшинством, а чаще всего формой правления хорошо организованного привилегированного меньшинства, в большей или меньшей степени подконтрольного народу.

Демократический режим — характеризуется высокой степенью политической свободы человека, реальным осуществлением его прав, позволяющим ему оказывать влияние на государственное управление обществом. Политическая элита, как правило, довольно узка, но она опирается на широкую социальную базу.

Характерные черты демократического режима:

Суверенитет народа: именно народ выбирает своих представителей власти и может периодически сменять их. Выборы должны быть честными, соревновательными, регулярно проводимыми. Под “соревновательными” понимается наличие различных групп или индивидуумов, свободных выставлять свою кандидатуру. Выборы не будут соревновательными, если одни группы (или индивидуумы) имеют возможность участвовать, а другие её лишены. Выборы считаются честными, если нет махинаций и есть специальные механизм честной игры. Выборы бывают нечестными, если бюрократическая машина принадлежит одной партии, даже если эта партия относится терпимо к другим партиям во время выборов. Используя монополию на средства массовой информации, стоящая у власти партия может влиять на общественное мнение до такой степени, что выборы нельзя уже назвать честными.

Периодическая выборность основных органов государства. Правительство рождается из выборов и на определенный, ограниченный срок. Для развития демократии недостаточно регулярно проводить выборы, необходимо, чтобы она опиралась на выборное правительство. В Латинской Америке, например, выборы проводятся часто, но многие латиноамериканские страны находятся вне демократии, т.к. наиболее распространенный способ смещения президента — военный переворот, а не выборы. Поэтому, необходимое условие демократического государства — лица, осуществляющие верховную власть, избираются, причем избираются на определенный, ограниченный срок, смена правительства должна происходить в результате выборов, а не по желанию некоего генерала.

Демократия защищает права отдельных личностей и меньшинства. Мнение большинства, выраженное демократическим путем на выборах, это лишь необходимое условие демократии, однако, отнюдь не недостаточное. Лишьсочетание правления большинства и защита прав меньшинства составляют один из основных принципов демократического государства. Если же в отношении меньшинства применяются дискриминационные меры, режим становится недемократическим, независимо от частоты и честности выборов и смены законно избранного правительства.

Равенство прав граждан на участие в управлении государством: свобода создания политических партий и других объединений для выражения своей воли, свобода мнений, право на информацию и на участие в конкурентной борьбе за занятие руководящих должностей в государстве.

В зависимости от того, как народ участвует в управлении, кто и как непосредственно выполняет властные функции, демократия делится на прямую, плебисцитарную и представительную.

При прямой демократии все граждане сами непосредственно участвуют в подготовке, обсуждении и принятии решений. Такая система может иметь практический смысл только при относительно небольшом числе людей, например, в общинных или племенных советах или в местных органах профсоюзов, где все члены могут собраться в одном помещении для обсуждения вопросов и принятия решения путем консенсуса или большинством голосов. Первая демократия в мире в Древних Афинах осуществляла прямую демократию с помощью собраний, в которых участвовало 5-6 тысяч человек.

Важным каналом участия граждан в осуществлении власти является плебисцитарная демократия. Различие между ней и прямой демократией состоит в том, что прямая демократия предполагает участие граждан на всех важнейших стадиях процесса властвования (в подготовке, принятии политических решений и в контроле над их осуществлением), а при плебисцитарной демократии возможности политического влияния граждан сравнительно ограничены, например, референдумы. Гражданам посредством голосования предоставляется одобрить или отвергнуть тот или иной проект закона ил другого решения, который обычно готовится президентом, правительством, партией или инициативной группой. Возможности участия основной массы населения в подготовке таких проектов очень невелики.

Третьей, наиболее распространенной в современном обществеформой политического участия является представительная демократия. Её суть — граждане избирают в органы власти своих представителей, которые призваны выражать их интересы в принятии политических решений, в принятии законов и проведении в жизнь социальных и других программ. Процедуры выборов могут быть самыми разнообразными, но каковы бы они не были, выборные лица в представительной демократии занимают свои посты от имени народа и подотчетны народу во всех своих действиях.

Демократические государства различны, но все они имеют общие объединяющие черты:

Правительство основано на согласии управляемых;

Правило большинства; признание подчиненного меньшинства

Правило меньшинства; большинству при уважении интересов и мнений меньшинства

Гарантии основных прав человека;

Свободные и честные выборы;

Равенство перед законом;

Конституционное ограничение правительства;

Социальный, экономический, идеологический и политический плюрализм;

Ценности сотрудничества и компромисса.

Есть разные формы правления демократических режимов. Достаточно распространенными формами республиканского правления являются президентская республика и парламентская республика.

Отличительным признаком президентской республики является то, что президент в ней одновременно выступает и главой государства, и главой правительства. Пожалуй, самый яркий пример президентской демократии — это США. Исполнительная власть сконцентрирована в руках одного правителя, т.е. у президента США, который регулярно через каждые 4 года избирается всем народом. Президент назначает членов кабинета министров, которые подотчетны только ему, а не парламенту. Вот сущность президентского правления. Это отнюдь не означает, что президент- диктатор. Президент не имеет законодательных полномочий. Вся законодательная власть принадлежит высшему законодательному органу США — конгрессу (палате представителей и сенату). При исполнении своих полномочий президент США в определенной ограничен властью конгресса. Конгресс решает вопросы бюджета, имеет право отменить любые назначения президента США ( право вето ) и, наконец, конгресс вправе начать процесс “импичмента”, т.е. досрочного отстранения президента от власти ( за измену, за нарушение Конституции и другие преступления ).

Главной отличительной чертой парламентской республики является образование правительства на парламентской основе (обычно парламентским большинством) и его формальная ответственность перед парламентом. Парламент осуществляет по отношению к правительству ряд функций. Формирует и поддерживает его; издает законы, принимаемые правительством к исполнению; утверждает государственный бюджет и тем самым устанавливает финансовые рамки деятельности правительства; осуществляет контроль над правительством и в случае необходимости может выразить ему вотум недоверия, что влечет за собой либо отставку правительства, либо роспуск парламента и проведение досрочных выборов. В современном мире есть три главных типа парламентских режимов.

Первый может быть описан как однопартийное большинство в парламенте, т.е. когда одна политическая партия постоянно настолько сильна, чтобы образовать правительство. Иногда такое правление называют “Вестминстерской моделью”, имея ввиду Британский парламент, в котором взятой партии достаточно 50 % голосов, чтобы образовать правительство на весь срок выборов.

Второй тип — это парламентская коалиционная система, когда кабинет министров формируется на основе коалиции (соглашения ) различных партий, из которых ни одна не имеет абсолютного большинства в парламенте. Коалиции могут быть долговременными (бывшая ФРГ) и недолговременными ( Италия)

Третий тип парламентского режима часто называют консенсуальным. Он был предложен одним из современных политологов Лайбхартом. Он предложил концепцию консенсуального парламентского режима для того, чтобы обозначить режимы, существующие за счет регионального или этнического большинства. Допустим, в Бельгии, где фламандцы составляют менее 15 % бельгийского населения и где при парламентском или президентском правлении франкоговорящее население превратилось бы в людей второго сорта, была изобретена система заранее спланированных компромиссов, т.е. та ситуация, при которой защищены права обеих лингвистических групп. Для разрешения каких-либо спорных вопросов обе стороны создают комиссию из равного количества представителей этих этнических групп и пытаются найти компромисс.

Современная демократия — это представительство интересов, а не сословий. Все граждане в демократическом государстве, как участники политической жизни равны. Равенство это двоякого рода — равенство перед законами и равенство политических прав. Современное демократическое государство — это государство правовое, в котором на практике осуществлено разделение трех властей и созданы реальные механизмы защиты прав и свобод граждан.

Что значит демократический режим

Демократия — (от древнегреческого demos — народ и crutos — власть) — народовластие — это одна из основных форм устройства любой организации, основанной на равноправном участии ее членов в управлении и принятии в ней решений по большинству; идеал общественного устройства: свобода, равенство, уважение человеческого достоинства, солидарность и т.д.; социальное и политическое движение за народовластие. С момента возникновения демократия связана с государством, а значит с принуждением, и в лучшем случае является властью большинства над меньшинством, а чаще всего формой правления хорошо организованного привилегированного меньшинства, в большей или меньшей степени подконтрольного народу

Термином «демократия» обозначается форма государства только в том случае, если законодательная власть в нем представлена коллегиальным органом, выбранным народом, если осуществляются закрепленные законодательством широкие социально-экономические и политические права граждан независимо от их пола, расы, национальности, имущественного состояния, образовательного уровня и вероисповедания. Лазарев В.В. Общая теория государства и права. — М.; 2002г. — С. 367.

Предоставляя своим гражданам, широкие права и свободы, демократическое государство не ограничивается только их провозглашением, т.е. формальным равенством правовых возможностей. Оно обеспечивает для них социально-экономическую основу и устанавливает конституционные гарантии этих прав и свобод. В результате — широкие права и свободы становятся реальными не только формальными.

Демократия — это такой политический режим, когда народ тем или иным способом участвует в принятии решений и контроле над их выполнением, когда закон защищает народ от произвола власти, а власть — от произвола народа Лаврененко В.Н. Политология. Учебник для вузов. — М.; 2003г. — С. 164..

Демократический режим характеризуется высокой степенью политической свободы человека, реальным осуществлением его прав, позволяющим ему оказывать влияние на государственное управление обществом. Политическая элита, как правило, довольно узка, но она опирается на широкую социальную базу.

Характерные черты демократического режима:

1. Наличие Конституции, отвечающей интересам и требованиям народа, принятой всенародным голосованием.

2. Суверенитет народа: именно народ выбирает своих представителей власти и может периодически сменять их, а также осуществлять контроль над их государственной деятельностью.

3. Периодическая выборность основных органов государства. Правительство рождается из выборов и на определенный, ограниченный срок. Для развития демократии недостаточно регулярно проводить выборы, необходимо, чтобы она опиралась на выборное правительство.

4. Демократия защищает права отдельных личностей и меньшинства. Мнение большинства, выраженное демократическим путем на выборах, это лишь необходимое условие демократии, однако, отнюдь не недостаточное. Лишь сочетание правления большинства и защита прав меньшинства составляют один из основных принципов демократического государства. Если же в отношении меньшинства применяются дискриминационные меры, режим становится недемократическим, независимо от частоты и честности выборов и смены законно избранного правительства.

5. Равенство прав граждан на участие в управлении государством: свобода создания политических партий и других объединений для выражения своей воли, свобода мнений, право на информацию и на участие в конкурентной борьбе за занятие руководящих должностей в государственных органах Нерсесянц В.С. Общая теория государства и права. — М.; 2000г. — С. 100..

6. Правовое государство, понимаемое как высшая власть закона.

7. Равноправность граждан с точки зрения их политических, экономических, социокультурных, экологических, и иных прав и свобод.

8. Официальное признание принципа демократической законности и неукоснимое соблюдение этого принципа в общественно-государственных отношениях.

9. Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную при условии максимальной независимости друг от друга.

10. Приоритет прав человека над правами государства.

11. Наличие открытой, конкурентной, многопартийной политической системы.

12. Наличие независимых, прежде всего от государства, средств массой информации.

13. Наличие легальной политической оппозиции Мухаев Р.Т. Теория государства и права. Ученик для вузов. — М.; 2001г. — С. 163. .

Демократический режим предполагает существование действующей системы прав и свобод личности. Под системой прав и свобод личности понимают:

1. Политические права и свободы — это возможности человека в государственной и общественно-политической жизни, обеспечивающее его политическое самоопределение и свободу.

2. Личные права и свободы — это возможности человека, ограждающие от незаконного и нежелательного вмешательства в его личную жизнь и внутренний мир, призванные обеспечить существование, своеобразие, автономию личности.

3. Социально-экономические права и свободы — это возможности личности в сфере производства и распределении материальных благ, призванные обеспечить удовлетворение экономических и тесно связанных с ними духовных потребностей и интересов человека.

4. Культурные права и свободы — это возможности человека пользоваться духовными, культурными благами и достижениями, принимать участие в их создании в соответствии со своими склонностями и способностями Марченко М.Н. Теория государства и права. — М.; 2001г. — С. 318..

Социальная ценность демократии проявляется в том, что она воплощает в жизнь, в реальную практику многовековую мечту человечества об установлении в обществе подлинной свободы и равенства, гуманизма и справедливости, о возвышении человеческого достоинства. Ведь именно человек во всех своих социальных и личных качествах, общественных ролях (как работник, гражданин, член семьи либо той или иной социальной группы), обладающий своей неповторимой индивидуальностью, есть главное действующее лицо всех общественных преобразований. Поэтому ценность демократии надо определять, прежде всего, через призму интересов человека.

Демократия и свобода — важнейшие для человека ценности. За демократию и свободу человечество платило дорогой ценой — они достигались посредством революций, восстаний, жестокой борьбы с тиранией, фашизмом, тоталитаризмом.

Только в условиях демократии человек полностью становиться личностью, может максимально проявить и выразить себя в обществе, развить индивидуальную неповторимость своих задатков и талантов, обогатить свои сущностные, интеллектуальные силы и способности. Личность тем духовно, нравственно богаче, чем шире и многообразнее ее общественные связи, чем активнее она участвует в политической жизни социума.

Демократия — это возвышение человеческого достоинства, уважение прав и свобод, чести и неприкосновенности человека. Она представляет собой своеобразный политико-психологический фундамент, на котором формируется гражданин, свободный человек, не способный унижать других и недопускающий собственного унижения никем и перед кем. В условиях дефицита демократии человек низводится до положения безропотного исполнителя чужой воли, а его жизнь, неприкосновенность, свобода оказываются незащищенными. Демократия — это благородство, порядочность, справедливость, умение остро ставить и взвешенно решать любые принципиальные вопросы, поставленные жизнью. Она требует ответственности за слова и дела, за судьбы общества и государства. Во все времена одной из главных опор демократии было развитое чувство гражданственности, неотделимое от умения и готовности человека контролировать собственные действия, отвечать за свои поступки перед самим собой и обществом Перевалов В.Д. Политология. Учебник для вузов. — М.; 2001г. — С. 93..

Общеизвестны положительные стороны демократии, но в научной среде очень мало говориться об её противоположных характеристиках.

При демократическом режиме не обеспечивается выдвижение лучших на государственные должности, демократические процедуры принятия решений очень громоздки и не всегда могут оперативно и профессионально ликвидировать какой-либо пробел в работе. Демократические процедуры дорогостоящи, и в некоторых случаях неэффективны — в итоге отсутствует компетентное и качественное руководство обществом со стороны государства.

В XX веке все больше говорят об абсентизме — неучастии избирателей в выборах, о недоверии к политическим деятелям, о том, что реально власть все равно находится в руках правящей элиты, которая приспособилась к демократическим требованиям. Правящая элита имеет возможность оказывать серьезное влияние на исход выборов, референдумов и т.п. манипулируя общественным мнением с помощью средств массовой информации Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права. Учебник для вузов. — М.; 2001г. — С. 130. .

Демократию и свободу, поскольку это явления социальные человек не воспринимает никакими органами чувств, и если они есть, пользуется ими, как бы не замечая их наличия. Напротив, человек начинает остро чувствовать отсутствие демократии и свободы, когда лишается их. Не случайно одна из самых суровых мер наказания за тяжкие преступления — лишение свободы на определенный период времени.

Демократия и самоуправление — школа массового воспитания и обучения людей. Через демократию, участие в делах государства воспитывается гражданственность, формируются политическое сознание и политическая культура масс, обогащается духовная жизнь человека и общества.

Демократия и самоуправление служат социально-политической основой развития гражданского общества, самоуправляющихся структур и институтов, становления правового государства. Они обеспечивают непрерывную и обратную связь населения и государственных органов и органов местного самоуправления.

Демократический режим — это, пожалуй, единственно возможный способ выявления, концентрации воли народа и возведения её в закон, важная гарантия проведения законов в жизнь Перевалов В.Д. Политология. Учебник для вузов. — М.; 2001г. — С. 94.

Мухаев Р.Т. Теория государства и права. Учебник для вузов. — М.; 2002г. — С. 171. .

Демократия понимается как идеальная модель общественного устройства, определенное мировоззрение, основанное на ценностях свободы, равноправия, прав человека. Индивиды, группы, исповедующие данные ценности образуют движение за их реализацию.

Современные демократические режимы далеки от идеала. Они не исключают возможности использования в той или иной ситуации авторитарных методов властвования. В любом демократическом государстве сохраняется аппарат принуждения и насилия, который может быть использован для подавления массовых антиправительственных выступлений. Хотя такие действия достаточно редки, но всегда сохраняется возможность их использования. Обычно взаимоотношения государственных институтов с гражданским обществом основывается на понимании того факта, что судьба народных избранников, в конечном счете, зависит от воли избирателей, поэтому для того чтобы получить или сохранить властные полномочия, необходимо заручиться поддержкой большинства имеющих право голоса, продемонстрировав преимущества не только своей программы, но и личных качеств по сравнению с оппонентами. На первый план выдвигается тактика политического маневрирования, успех которого во многом зависит от умения властей сыграть на общественном мнении, найти соответствующие способы снятия социальной напряженности и, несмотря на уступки в поисках того или иного компромисса, контролировать экономическую и политическую ситуацию в стране Зотова В.Д., Ирхин Ю.В. Политология. — М.; 2001г. — С. 218..

Следовательно, демократия не означает полной свободы и независимости личности от государства. Государство всегда может не только контролировать, но и корректировать, направлять общество, что не всегда может быть полезно самому обществу.

Важнейшим принципом данного режима является конституционное закрепление и иное законодательное закрепление основных общечеловеческих, социально-экономических, политических прав и свобод граждан, к числу которых в первую очередь относятся право на жизнь, право на собственность, право на участие в государственных делах путем голосования или занятия выборной должности, право на труд и образование, свобода слова и печати, собраний, а также свобода совести, подразумевающая право каждого исповедовать любую религию или придерживаться атеистических убеждений Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г. Глава 1, ст. 6.

Вместе с тем законом предусмотрены и ограничения, призванные предотвратить превращение этих свобод во вседозволенность. Очевидно, что не может быть полной свободы печати: существует ответственность за разглашение в прессе и других средствах массовой информации сведений, содержащих государственную или военную тайну, публикацию заведомо ложных материалов, порочащих честь и достоинство граждан и организаций. В целях защиты нравственного здоровья общества во многих странах действуют жесткие правила, запрещающие распространение порнографических изданий за пределами специально установленных мест и продажу такого рода печатной продукции несовершеннолетним.

В современных демократических государствах законодательство закрепляет наличие у граждан тех или иных прав и свобод, не всегда определяет, каким образом они будут реализованы. Зафиксированное в конституции право на труд Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г. Глава 2, ст. 37. не является гарантией от безработицы и т.д.

6.1. Демократический политический режим: понятие, признаки, виды

Политический режим — это система методов, способов и средств осуществления политической (государственной) Власти.

В зависимости от особенностей набора методов и средств государственного властвования различают два полярных режима: демократический и антидемократический (фа­шистский, тоталитарный, авторитарный).

Демократический режим. Понятие «демократия» озна­чает, как известно, народовластие, власть народа. Однако Ситуация, при которой весь народ осуществлял бы полити­ческое властвование, пока нигде не реализована. Это скорее идеал, то, к чему нужно всем стремиться. Между тем, есть ряд государств, которые сделали в этом направлении боль­ше других (Великобритания, Германия, США, Франция, Швейцария, Швеция) и на которые зачастую ориентиру­ются общественность и политики.

Основные характеристики демократического режима:

• принятие решений большинством с учетом интересов меньшинства;

• существование правового государства и гражданского общества;

• выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избира­телям;

• осуществление гражданского контроля над «силовы­ми» структурами (вооруженными силами, полицией, орга­нами безопасности и т.п.);

• широкое использование методов убеждения, компро­мисса;

• провозглашение и реальное обеспечение прав и свобод человека и гражданина; существование политического плю­рализма, в том числе многопартийности, наличие легальной политической оппозиции;

• гласность, отсутствие цензуры; реальное осуществле­ние принципа разделения властей.

Демократия может осуществляться посредством двух форм: прямой (непосредственной) и представительной.

Прямая демократия позволяет осуществлять власть са­мим народом без политических посредников. Отсюда и ее название — непосредственная. Она проводится в жизнь че­рез следующие институты прямого народовластия: выборы на основе всеобщего избирательного права, референдумы, сходы и собрания граждан, петиции граждан, митинги и де­монстрации, всенародные обсуждения.

Одни из них — выборы, референдумы — четко регламенти­рованы соответствующими нормативными актами (конститу­цией, конституционными, органическими законами, обычны­ми законами), носят императивный (обязательный) характер и не нуждаются в санкции государственных структур, другие носят консультативный характер. Однако независимо от юри­дической природы различных демократических институтов, их влияние на механизм принятия политических решений трудно переоценить, так как в них находит выражение общая воля народа. Референдум широко применяется в таких стра­нах, как США, Италия, Канада, Швейцария.

К сильным сторонам прямой демократии можно отнести то, что она:

— дает больше возможностей (по сравнению с предста­вительными институтами) для выражения интересов граж­дан и их участия в общественно-политической жизни;

— в большей мере обеспечивает легитимизацию власти;

— позволяет в определенной степени контролировать политическую элиту.

К ее недостаткам часто относят:

— отсутствие стойкого желания у большинства населе­ния заниматься данной управленческой деятельностью;

— сложность и дороговизну проводимых государствен­но-общественных мероприятий;

низкую эффективность принимаемых решений вследствие непрофессионализма большинства «правите­лей».

Представительная демократия позволяет осуществлять власть представителям народа — депутатам, выборным ор­ганам государственной власти, которые призваны выражать интересы различных классов, социальных групп, слоев, по­литических партий и общественных организаций.

К достоинствам представительной демократии обычно относят то, что она:

— дает больше возможностей для принятия эффектив­ных решений, поскольку в этом процессе участвуют, как правило, профессионалы, компетентные лица, специально занимающиеся данной деятельностью или конкретной про­блемой;

— более рационально организует политическую систему, позволяя каждому заниматься своим делом и т.п.

Ее недостатками являются:

— возможность развития бюрократии и коррупции;

— отрыв избранных представителей от народа;

— принятие решений в интересах не большинства граж­дан, а номенклатуры, крупного капитала, различного рода лоббистов и т.д.

Однако сами демократические режимы тоже могут быть неоднородными. В частности, особыми их разновидностя­ми выступают либерально-демократические и консерва­тивно-демократические режимы.

Если либерально-демо­кратические режимы характеризуются тем, что в приоритет ставят личность, ее права и свободы, а роль государства сводят к защите этих прав и свобод, собственности граж­дан, то консервативно-демократические режимы опираются не столько на конституцию, сколько на политические тра­диции, которые являются основой данных режимов. В по­следние годы в развитых странах все чаще говорят о режиме социальной демократии, при котором реализуется принцип социальной справедливости, каждому человеку обеспечи­вается свободное развитие и достойная жизнь.

Статья написана по материалам сайтов: studwood.ru, studbooks.net, studfiles.net.

»

Это интересно:  Договор аренды транспорта с экипажем
Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector