+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Дополнительное пенсионное страхование и обеспечение

Понятие и цели дополнительного пенсионного страхования

Пенсионная реформа, проведенная в 2001г., не привела к существенному повышению пенсий и улучшению благосостояния пенсионеров. Средний уровень трудовых пенсий ненамного превышает величину прожиточного минимума в целом по России. Индексация не соответствует уровню инфляции. По расчетам специалистов, существует устойчивая тенденция к дальнейшему снижению уровня трудовых пенсий.

В целях стимулирования формирования пенсионных накоплений и повышения уровня пенсионного обеспечения граждан государство создает механизм уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии и обеспечивает поддержку формирования пенсионных накоплений. Основа правового регулирования дополнительного пенсионного страхования заложена Федеральным законом от 30.04.2008 г. № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».

Государственная поддержка заключается в уплате дополнительных взносов на софинансирование пенсионных накоплений за счет средств Фонда национального благосостояния, образованного в составе федерального бюджета. Взносы перечисляются в бюджет ПФР в пользу застрахованного лица, вносящего в добровольном порядке дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии. Работодатель также может платить добровольные взносы на счет застрахованного лица.

Реализация права на дополнительное пенсионное страхование

Реализовать право на НЧ трудовой пенсии с учетом дополнительных взносов можно будет с 1 января 2009 года.

Дополнительное пенсионное страхование осуществляется на основании заявления застрахованного лица, которое может подаваться в территориальный орган ПФР лично гражданином по месту жительства или через работодателя.

Заявление также может быть подано иным способом, при этом установление личности и проверка подлинности подписи гражданина осуществляются в соответствии с п.4 ст.32 Федерального закона от 24.07.2002 г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации».

В заявлении должны быть указаны фамилия, имя, отчество, страховой номер индивидуального лицевого счета, место жительства. Форма заявления и инструкция по его заполнению утверждены ПФР.

Работодатель обязан в течение трех рабочих дней передать полученные заявления в территориальный орган ПФР по месту своей регистрации в качестве страхователя. Если среднесписочная численность работников превышает 100 человек, то работодатели представляют полученные заявления в территориальный орган ПФР в электронной форме, который должен рассмотреть их не позднее 10 рабочих дней и известить гражданина о принятом решении.

При отсутствии у гражданина индивидуального лицевого счета одновременно с подачей заявления представляются сведения, необходимые для регистрации в качестве застрахованного лица. Персональные данные застрахованных лиц, связанные с уплатой дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, взносов работодателя и взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, являются государственным информационным ресурсом, а ПФР выполняет функции его оператора.

Финансирование дополнительных пенсионных накоплений

Застрахованный гражданин самостоятельно определяет размер дополнительного страхового взноса на НЧ трудовой пенсии. В заявлении об уплате дополнительных взносов, подаваемом работодателю, должен быть указан их размер в твердой сумме или в процентах. Застрахованный гражданин имеет право в любое время изменить их размер.

В случае увольнения работника или прекращения гражданско-правового договора о выполнении работ или оказания услуг перечисление взносов прекращается автоматически.

Дополнительные страховые взносы на НЧ трудовой пенсии включаются в состав пенсионных накоплений застрахованного лица.

При самостоятельной уплате дополнительных страховых взносов застрахованное лицо не позднее 20 дней со дня окончания квартала должно представлять в территориальный орган ПФР копии платежных документов с отметками кредитной организации.

Исчисление дополнительных страховых взносов на НЧ трудовой пенсии производится работодателем ежемесячно отдельно в отношении каждого застрахованного лица. Изменение размеров взносов, прекращение либо возобновление их уплаты производится по заявлению застрахованного лица с 1-го числа месяца, следующего за месяцем подачи заявления.

Работодатель имеет право производить уплату взносов на НЧ трудовой пенсии сверх дополнительных взносов работника. Соответствующее положение может включаться в коллективный или трудовой договор. Размер взносов работодателя рассчитывается ежемесячно в отношении каждого работника, в пользу которого они уплачиваются.

Дополнительные страховые взносы на НЧ трудовой пенсии и взносы работодателя перечисляются в бюджет ПФР в порядке и сроки, которые установлены Федеральным законом от 15.12.2007 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Дополнительные страховые взносы на НЧ трудовой пенсии и взносы работодателя зачисляются на отдельные банковские счета ПФР.

Одновременно с перечислением дополнительных страховых взносов на НЧ трудовой пенсии работодатель формирует реестр застрахованных лиц (работников), в котором должны содержаться следующие сведения:

  • общая сумма перечисляемых средств, в том числе дополнительные страховые взносы работника и работодателя;
  • номер платежного поручения и дата его исполнения;
  • фамилия, имя, отчество и страховой номер ИЛС работника;
  • сумма дополнительных страховых взносов на НЧ трудовой пенсии работника;
  • сумма взносов работодателя, уплачиваемых в пользу работника.

Указанные сведения должны быть заверены кредитной организацией, через которую осуществлялось перечисление дополнительных страховых взносов на НЧ трудовой пенсии.

Реестры застрахованных лиц представляются работодателем в территориальный орган ПФР не позднее 20 дней со дня окончания квартала, в течение которого производились перечисления. Форма реестра и порядок его представления утверждены ПФР.

Работодатель обязан информировать работника о произведенных в его пользу перечислениях.

Поступившие в ПФР суммы страховых взносов до их отражения в специальной части ИЛС застрахованного лица инвестируются в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2002 г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации».

Суммы страховых взносов, отраженные в специальной части ИЛС, передаются управляющим компаниям и негосударственным пенсионным фондам для инвестирования не позднее трех месяцев со дня получения территориальным органом ПФР реестров застрахованных лиц либо копий платежных документов за истекший квартал.

Застрахованные лица вправе выбрать инвестиционный портфель (управляющую компанию) либо перевести средства пенсионных накоплений в негосударственный пенсионный фонд в соответствии с Федеральными законами от 24.07.2002 г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» и 07.05.1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».

ПФР производит перевод средств пенсионных накоплений в негосударственный пенсионный фонд или управляющей компании не позднее трех месяцев со дня получения заявления застрахованного лица.

Государственная поддержка формирования пенсионных накоплений

Право на получение государственной поддержки формирования пенсионных накоплений имеют застрахованные лица, вступившие в правоотношения по уплате дополнительных страховых взносов на НЧ трудовой пенсии в период с 1 октября 2008 года до 1 октября 2013 года.

Право на получение государственной поддержки приобретают застрахованные лица, которые уплатили в предыдущем календарном году дополнительные страховые взносы на НЧ трудовой пенсии в сумме не менее 2000 руб.

Размер взноса на софинансирование пенсионных накоплений рассчитывается ПФР в отношении каждого застрахованного лица на основании данных индивидуального персонифицированного учета. Взносы на софинансирование включаются в состав пенсионных накоплений застрахованных лиц.

До 20 апреля года, следующего за годом уплаты дополнительных страховых взносов на НЧ трудовой пенсии, ПФР направляет заявку о переводе из федерального бюджета необходимой суммы. Указанный перевод должен быть произведен в течение 10 дней со дня получения заявки.

Средства федерального бюджета, поступившие в бюджет ПФР, передаются управляющим компаниям и негосударственным пенсионным фондам не позднее 15 мая года их получения.

Государственная поддержка осуществляется в течение 10 лет с года, следующего за годом начала уплаты застрахованными лицами дополнительных страховых взносов на НЧ трудовой пенсии.

Дополнительное пенсионное страхование и выплаты за счет средств пенсионных накоплений

В целях стимулирования формирования пенсионных накоплений и повышения уровня пенсионного обеспечения граждан путем уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию был принят Закон о дополнительных страховых взносах, который установил порядок и условия уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, взносов работодателя, а также предоставления государственной поддержки формирования пенсионных накоплений.

Это интересно:  Рефинансирование кредитных карт других банков

Граждане могут добровольно вступать в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию.

Дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию может также производить работодатель застрахованного лица.

Дополнительный страховой взнос на накопительную пенсию — индивидуально возмездный платеж, уплачиваемый за счет собственных средств застрахованным лицом, исчисляемый, удерживаемый и перечисляемый работодателем либо уплачиваемый застрахованным лицом самостоятельно на условиях и в порядке, которые установлены Законом о дополнительных страховых взносах.

Государственная поддержка формирования пенсионных накоплений — взносы на софинансирование формирования пенсионных накоплений, осуществляемые за счет средств Фонда национального благосостояния, образованного в составе федерального бюджета, и передаваемые в бюджет ПФР в пользу застрахованного лица, уплатившего дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию на условиях и в порядке, которые установлены Законом о дополнительных страховых взносах.

Правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, возникают на основании поданного лицом заявления о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию [1] , которое может быть подано в территориальный орган ПФР лично гражданином по месту его жительства или через своего работодателя.

Размер уплачиваемого дополнительного страхового взноса на накопительную пенсию определяется застрахованным лицом самостоятельно.

Застрахованное лицо, желающее уплачивать дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию путем их перечисления через работодателя, указывает в подаваемом работодателю заявлении об уплате указанных взносов размер ежемесячно уплачиваемого дополнительного страхового взноса на накопительную пенсию, определенный в твердой сумме или в процентах от базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

В случае прекращения с застрахованным лицом трудовых правоотношений и (или) правоотношений по соответствующим гражданско-правовым договорам работодатель прекращает исчисление, удержание и перечисление дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию без соответствующего заявления застрахованного лица со дня прекращения указанных правоотношений.

Дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию включаются в состав пенсионных накоплений застрахованного лица, уплатившего дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию.

Уплата дополнительного страхового взноса на накопительную пенсию осуществляется застрахованным лицом, самостоятельно уплачивающим указанный взнос, путем перечисления денежных средств в бюджет ПФР через кредитную организацию. При самостоятельной уплате дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию застрахованное лицо не позднее 20 дней со дня окончания квартала должно представлять в территориальный орган ПФР копии платежных документов за истекший квартал с отметками кредитной организации об исполнении.

Согласно ст. 8 Закона о дополнительных страховых взносах работодатель вправе принять решение об уплате взносов работодателя в пользу застрахованных лиц, уплачивающих дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию. Указанное решение оформляется отдельным приказом или путем включения соответствующих положений в коллективный либо трудовой договор. В случае прекращения трудовых правоотношений и (или) правоотношений по соответствующим гражданско-правовым договорам с застрахованным лицом уплата взносов работодателя в пользу данного застрахованного лица прекращается со дня прекращения указанных правоотношений.

Размер взносов работодателя рассчитывается (определяется) им ежемесячно в отношении каждого застрахованного лица, в пользу которого уплачиваются эти взносы. Взносы работодателя включаются в состав пенсионных накоплений застрахованных лиц, в пользу которых уплачены такие взносы.

Работодатель одновременно с представлением в соответствии с трудовым законодательством РФ расчетного листка представляет застрахованным лицам информацию об исчисленных, удержанных и о перечисленных дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и о взносах работодателя, уплаченных в пользу застрахованных лиц (в случае их уплаты).

Дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию, взносы работодателя, а также доход от их инвестирования отражаются ПФР в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица и передаются управляющим компаниям и негосударственным пенсионным фондам.

Застрахованные лица вправе выбрать инвестиционный портфель (управляющую компанию) либо перевести средства пенсионных накоплений в негосударственный пенсионный фонд.

Мужчины 1953—1966 гг. рождения и женщины 1957—1966 гг. рождения, в пользу которых страховые взносы на накопительную пенсию уплачивались в период с 2002 по 2004 г. включительно, также вправе осуществлять выбор инвестиционного портфеля (управляющей компании) либо переводить средства пенсионных накоплений в негосударственный пенсионный фонд.

Право на получение государственной поддержки формирования пенсионных накоплений имеют застрахованные лица, подавшие заявление о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию в период с 1 октября 2008 г. по 31 декабря 2014 г. и начавшие уплату указанных взносов в период по 31 января 2015 г.

Государственная поддержка формирования пенсионных накоплений осуществляется в течение десяти лет с года, следующего за годом уплаты застрахованными лицами дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию.

Право на получение государственной поддержки формирования пенсионных накоплений предоставляется в текущем календарном году застрахованным лицам, уплатившим в предыдущем календарном году дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию в сумме не менее 2 тыс. руб.

Размер взноса на софинансирование формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц определяется исходя из суммы дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, уплаченной застрахованным лицом за истекший календарный год, но не может составлять более 12 тыс. руб. в год.

Размер взноса на софинансирование формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц, имеющих право на страховую пенсию и не обратившихся за установлением страховой пенсии, накопительной пенсии, срочной пенсионной выплаты, единовременной выплаты средств пенсионных накоплений, либо иной пенсии в соответствии с законодательством РФ, включая ежемесячное пожизненное содержание судьи, определяется исходя из увеличенной в четыре раза суммы дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, уплаченной застрахованным лицом за истекший календарный год, но не может составлять более 48 тыс. руб. в год.

Взносы на софинансирование формирования пенсионных накоплений включаются в состав пенсионных накоплений застрахованных лиц.

Средства пенсионных накоплений, сформированные в пользу застрахованных лиц, в Пенсионном фонде РФ или в негосударственных пенсионных фондах могут быть выплачены самим застрахованным лицам или их правопреемникам.

Выплаты за счет средств пенсионных накоплений правопреемникам умерших застрахованных лиц, вступивших в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, осуществляются в порядке, установленном для выплат за счет средств пенсионных накоплений Федеральным законом от 28.12.2013 № 424-ФЗ «О накопительной пенсии» (далее — Закон о накопительной пенсии), Федеральным законом «О негосударственных пенсионных фондах» (далее — Закон о негосударственных пенсионных фондах) и Федеральным законом «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации» (далее — Закон об инвестировании средств для накопительной пенсии).

Организационные, правовые и финансово-экономические основы финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений установлены Федеральным законом от 30.11.2011 № 360-ФЗ «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений» (далее — Закон о пенсионных выплатах).

В соответствии со ст. 2 указанного Закона за счет средств пенсионных накоплений, сформированных в пользу застрахованного лица, осуществляются следующие виды выплат:

  • 1) единовременная выплата средств пенсионных накоплений (единовременная выплата);
  • 2) срочная пенсионная выплата;
  • 3) накопительная пенсия;

4) выплата средств пенсионных накоплений правопреемникам умершего застрахованного лица.

Застрахованное лицо имеет право обратиться за назначением выплат за счет средств пенсионных накоплений к тому страховщику, у которого застрахованное лицо на день обращения за назначением соответствующей выплаты формирует пенсионные накопления.

Застрахованные лица, сформировавшие средства пенсионных накоплений за счет средств дополнительных страховых взносов, взносов работодателя, взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, дохода от их инвестирования, средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной пенсии, дохода от их инвестирования, вправе по своему выбору получить указанные средства в виде срочной пенсионной выплаты, выплачиваемой в течение не менее 120 месяцев (десяти лет) со дня ее назначения или в составе накопительной пенсии.

Это интересно:  Номер водительского удостоверения где написан

Установление и выплата, в том числе доставка, срочной пенсионной выплаты производятся в порядке, предусмотренном Законом о накопительной пенсии, если иное не установлено законодательством РФ.

Размер срочной пенсионной выплаты определяется по формуле: СП = ПН / Т,

где СП — размер срочной пенсионной выплаты;

ПН — сумма средств пенсионных накоплений, сформированных за счет дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, взносов работодателя, взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, дохода от их инвестирования, средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной пенсии, дохода от их инвестирования, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица но состоянию на день, с которого ему назначается срочная пенсионная выплата, но не менее суммы гарантируемых средств, определяемой в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 422-ФЗ «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений»;

Т — количество месяцев периода выплаты срочной пенсионной выплаты, указанное в заявлении застрахованного лица о назначении срочной пенсионной выплаты, которое не может быть менее 120 месяцев (десяти лет).

Размер срочной пенсионной выплаты с 1 августа каждого года подлежит корректировке исходя из суммы средств дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, взносов работодателя, взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, дохода от их инвестирования, средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной пенсии, дохода от их инвестирования, которые не были учтены при определении суммы средств пенсионных накоплений для исчисления размера срочной пенсионной выплаты при ее назначении или предыдущей корректировке.

Если смерть застрахованного лица наступила до назначения ему срочной пенсионной выплаты либо до корректировки ее размера, а также в случае смерти застрахованного лица после назначения ему срочной пенсионной выплаты, средства его пенсионных накоплений или остаток средств пенсионных накоплений (за исключением средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной пенсии, дохода от их инвестирования), учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета или на пенсионном счете накопительной пенсии, не выплаченный умершему застрахованному лицу в виде срочной пенсионной выплаты, подлежит выплате правопреемникам в порядке, предусмотренном Законом о накопительной пенсии.

Остаток средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной пенсии, дохода от их инвестирования, не выплаченный умершему застрахованному лицу в виде срочной пенсионной выплаты, подлежит выплате правопреемникам из числа лиц, указанных в ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее — Закон о дополнительных мерах государственной поддержки семей), в порядке, предусмотренном Правительством РФ.

При отсутствии правопреемников, а также в случае смерти застрахованного лица до назначения ему срочной пенсионной выплаты либо до корректировки ее размера средства (часть средств) материнского (семейного) капитала, направленные на формирование накопительной пенсии, доход от их инвестирования передаются негосударственным пенсионным фондом в Пенсионный фонд РФ.

Единовременная выплата средств пенсионных накоплений осуществляется следующим категориям застрахованных лиц:

  • -лицам, получающим страховую пенсию по инвалидности или страховую пенсию по случаю потери кормильца либо получающим пенсию по государственному пенсионному обеспечению, которые не приобрели право на установление страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого страхового стажа и (или) величины индивидуального пенсионного коэффициента — по достижении возраста 55 лет женщины и 60 лет мужчины;
  • -лицам, размер накопительной пенсии которых (в случае ее назначения) составил бы 5% и менее по отношению к сумме размера страховой пенсии по старости с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, рассчитанного в соответствии с Законом о страховых пенсиях, и размера накопительной пенсии, рассчитанного в соответствии с Законом о накопительной пенсии, рассчитанных на дату назначения накопительной пенсии в соответствии с Законом о накопительной пенсии — при возникновении права на установление страховой пенсии по старости (в том числе досрочно).

Единовременная выплата не осуществляется лицам, которым ранее была установлена накопительная пенсия.

Застрахованные лица, реализовавшие право на получение средств пенсионных накоплений в виде единовременной выплаты, вправе вновь обратиться за осуществлением единовременной выплаты не ранее чем через пять лет со дня предыдущего обращения за выплатой средств пенсионных накоплений в виде единовременной выплаты

Порядок осуществления единовременной выплаты определяется Правительством РФ 1 .

Понятие дополнительного пенсионного обеспечения

Дополнительное пенсионное страхование и обеспечение осуществляется в дополнение к государственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию за счет накопленных добровольных взносов работодателей и застрахованных лиц.

В отличие от обязательного пенсионного страхования, отчисления на дополнительное пенсионное обеспечение всегда добровольны. В то же время получение дополнительной пенсии не отменяет права на получение государственной пенсии, а дополняет его.

Внедрение негосударственных пенсионных институтов в систему пенсионного обеспечения — тенденция всех развитых государств. Ведь негосударственное пенсионное обеспечение в странах с развитой экономикой выполняет функцию аккумулирования пенсионных накоплений для инвестирования их в экономику страны, а также обеспечивает повышение уровня жизни лиц пенсионного возраста.

В современной России дополнительное негосударственное пенсионное обеспечение осуществляют негосударственные пенсионные фонды. Их деятельность регламентирована Федеральным законом от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».

Негосударственный пенсионный фонд — особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социальною обеспечения, которая может осуществлять три исключительных вида деятельности:

  • 1. деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения. Этот вид деятельности ведется на добровольных началах и включает в себя аккумулирование пенсионных взносов, размещение и организацию размещения пенсионных резервов, учет пенсионных обязательств фонда, назначение и выплату негосударственных пенсий участникам фонда;
  • 2. деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и договорами об обязательном пенсионном страховании. Этот вид деятельности включает в себя аккумулирование средств пенсионных накоплений, организацию инвестирования средств пенсионных накоплений, учет средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, назначение и выплату накопительной части трудовой пенсии застрахованным лицам;
  • 3. деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию в соответствии с федеральным законом и договорами о создании профессиональных пенсионных систем. Данный вид деятельности включает в себя аккумулирование и инвестирование средств пенсионных накоплений, учет средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, назначение и выплату профессиональных пенсий застрахованным лицам.

Законодательство устанавливает ряд правовых гарантий обеспечения обязательств фонда. Деятельность негосударственных пенсионных фондов подлежит лицензированию. Для получения лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию, а в дальнейшем при осуществлении указанной деятельности, фонд должен соответствовать следующим требованиям:

  • § руководитель исполнительного органа фонда должен иметь опыт работы на руководящих должностях в фондах, страховых компаниях или иных финансовых организациях не менее трех лет, высшее юридическое или финансово-экономическое образование (при наличии иного образования — специальную профессиональную подготовку), у него не должно быть судимости за совершение преступлений в сфере экономики, за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;
  • § главный бухгалтер фонда должен иметь опыт работы по специальности не менее трех лет; высшее образование, у него не должно быть судимости за совершение преступлений в сфере экономики, за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;
  • § величина денежной оценки имущества для обеспечения уставной деятельности фонда с 1 июля 2009 г. должна составлять не менее 50 млн. руб.

Для обеспечения устойчивости исполнения обязательств перед участниками фонд создает страховой резерв.

Деятельность фонда по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию подлежит ежегодному актуарному оцениванию по итогам финансового года. Фонды обязаны ежегодно по итогам финансового года проводить независимую аудиторскую проверку.

Это интересно:  Срок предоставления бухгалтерской отчетности за 2017 год

Фонды размещают средства пенсионных резервов самостоятельно или через управляющую компанию (управляющие компании). Фонды имеют право самостоятельно размещать средства пенсионных резервов в государственные ценные бумаги Российской Федерации, банковские депозиты и иные объекты инвестирования, предусмотренные Правительством Российской Федерации.

Контроль над деятельностью негосударственных пенсионных фондов осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.

Дополнительное пенсионное страхование

О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений 18 апреля 2008 года

Для улучшения социально-экономического положения населения страны Правительство РФ поставило в качестве задачи внутренней политики увеличить средней величины трудовой пенсии до двукратной величины прожиточного минимума. Одним из способов достижения данной задачи является привлечение самих застрахованных лиц к участию в финансировании трудовых пенсий с помощью дополнительного страхования. В целях стимулирования формирования пенсионных накоплений, государство создает механизм уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии. Государственная поддержка заключается в уплате дополнительных взносов на софинансирование пенсионных накоплений из средств фонда национального благосостояния. С 1 января 2009 года дополнительное пенсионное страхование осуществляется на основании заявления застрахованного лица, которое может подаваться гражданином лично по месту жительства в территориальный орган ПФР или через работодателя. В заявлении должны быть указаны ФИО лица, страховой номер ИЛС и место жительства. Работодатель обязан передать заявление застрахованного в течение трех рабочих дней в территориальный орган ПФР по месту регистрации работодателя. Если численность работников превышает 100 человек, то работодатель может подать эти сведения в электронном виде. Территориальный орган ПФр рассматривает заявление в течение10 рабочих дней и извещает гражданина о принятом решении. Работодатель обязан информировать работника о перечисленных в его пользу дополнительных страховых взносов. Застрахованный гражданин самостоятельно определяет размер этих взносов, при этом в заявлении указывается либо твердая сумма либо процент от заработной платы. Гражданин имеет право изменить размер взносов в любое время. Работодатель может самостоятельно определять размер страховых взносов за каждого работника .данное положение может закрепляться в КД организации или являться дополнительным условием трудового договора работника. Поступившая в ПФР сумма страховых взносов оправляется в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного. Застрахованные лица вправе выбрать инвестиционный портфель, управляющую компанию либо перевести средства пенсионных накоплений в негосударственный пенсионный фонд в соответствии с ФЗ Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ, а также ФЗ О негосударственном обеспечении .ПФР производит перевод средств в негосударственный пенсионный фонд или управляющую компанию не позднее трех месяцев со дня получения заявления застрахованного лица.

Вопрос 33. Индивидуальный (персонифицированный) учет в системе государственного пенсионного страхования.

Фз ОБ ИНДИВИДУАЛЬНОМ (ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОМ) УЧЕТЕ В СИСТЕМЕ

ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ

Индивидуальны персонифицированный учет -организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством РФ

Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации.

На территории Российской Федерации на каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет

Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы выдают

каждому застрахованному лицустраховое свидетельство обязательного пенсионного страхования

Застрахованное лицо имеет право:

-получить по своему обращению способом, указанным им при обращении, бесплатно один раз в год в органах Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства или работы сведения

-получить бесплатно у страхователя копию сведений о себе, представленных страхователем в Пенсионный фонд Российской Федерации для индивидуального (персонифицированного) учета

Застрахованное лицо обязано:

-пройти регистрацию в органах Пенсионног офонда Российской Федерации

-получить страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, хранить его и предъявлять по требованию страхователя, работников органов Пенсионного фонда Российской Федерации

Целями индивидуального (персонифицированного) учета являются:

— создание условий для назначения трудовых пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица;

— обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер трудовой пенсии при ее назначении;

— создание информационной базы для реализации и совершенствования пенсионного законодательства рФ, а также для назначения трудовых пенсий на основе страхового стажа застрахованных лиц и их страховых взносов;

— развитие заинтересованности застрахованных лиц в уплате страховых взносов в ПФР;

— создание условий для контроля за уплатой страховых взносов застрахованными лицами;

— информационная поддержка прогнозирования расходов на выплату трудовых пенсий,определения тарифа страховых взносов в ПФР, расчета макроэкономических показателей, касающихся обязательного пенсионного страхования;

— упрощение порядка и ускорение процедуры назначения трудовых пенсий застрахованным лицам. Организация индивидуального (персонифицированного) учета строится на принципах:

— единства и федерального характера обязательного пенсионного страхования в РФ;

-всеобщности и обязательности уплаты страховых взносов в ПФР и учета сведений о застрахованных лицах;

— доступности для каждого застрахованного лица сведений о нем, которыми располагают органы ПФР

Вопрос 34. Негосударственное пенсионное обеспечение в РФ.

Отличительной чертой негосударственного пенсионного обеспечения (далее — НПО) от государственного страхования является тот факт, что для заключения договора НПО человеку необязательно иметь трудовой стаж.

Добровольное пенсионное обеспечение является дополнительным по отношению к государственному и реализуется путем заключения договора о негосударственном пенсионном обеспечении (далее — пенсионный договор, договор НПО) с негосударственным пенсионным фондом (далее — НПФ).

Добровольное пенсионное обеспечение направлено на повышение размеров пенсий выплачиваемых по обязательному пенсионному страхованию и предполагает регулярное перечисление пенсионных взносов в НПФ в течение определенного периода времени и их прирост, за счет инвестиционного дохода.

При этом перечисления пенсионных взносов могут осуществляться как физическими лицами в пользу себя или других физических лиц, так и организациями в пользу своих сотрудников.

Вообще, негосударственное пенсионное обеспечение во всем мире один из самых важных моментов в компенсационном пакете социального обеспечения сотрудника, наряду с заработной платой, премиями и бонусами за период работы, медицинским страхованием. В случае реализации на предприятии корпоративной пенсионной программы будущие пенсии в виде пенсионных накоплений фактически являются формой отложенной заработной платы сотрудников. Участие предприятий в пенсионных программах укрепляет доверие сотрудников к работодателю, формирует корпоративный дух, повышает рейтинг предприятия.

Но в России данная форма мотивации сотрудников не достаточно распространена, а посему, сами работники, стремясь увеличить свои накопления к моменту достижения пенсии, ищут наиболее понятные и эффективные способы реализации задуманного, как вариант, с помощью негосударственного пенсионного обеспечения.

НПА, регулирующие негос. Пенс. Обеспечение:

-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»

— ФЗ «О некоммерческих организациях»

— Постановлением Правительства РФ Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственное регулирование деятельности негосударственных пенсионных фондов по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию, надзор и контроль за указанной деятельностью».

— Положением о лицензировании деятельности негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию

— Требованиями к пенсионным схемам негосударственных пенсионных фондов, применяемым для негосударственного пенсионного обеспечения населения

— Правилами размещения средств пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов и контроля за их размещением

— Постановлением РФ «О порядке заключения негосударственными пенсионными фондами договоров с депозитариями и особенности деятельности депозитариев, обслуживающих негосударственные пенсионные фонды»

— Положением о нормативном размере страхового резерва и порядке его формирования и использования

Статья написана по материалам сайтов: bstudy.net, vuzlit.ru, poisk-ru.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector