Финансовый мониторинг денежных переводов

Моя двоюродная сестра Соня, проработав на должности торгового представителя, поняла, что это не ее и подалась в модное нынче течение: организацию совместных покупок.

Но не полностью изучила нюансы такого вида деятельности, и в скором времени ее карту, на которую покупатели переводили деньги, заблокировали.

А все дело в том, что она попала под финансовый мониторинг.

От какой суммы начинается финмониторинг, поведаю в сегодняшней статье.

Содержание

Служба финансового мониторинга в банке

Вся банковская деятельность строго контролируется и регламентируется инструкциями и федеральными законами. В свою очередь банки контролируют операции, которые проводят его клиенты. Особенно большое внимание в последнее время уделяется обороту денег на счетах, переводам, валютным операциям, а также соответствие проводимых транзакций законности.

Этим занимается служба финансового мониторинга, которая создается в структуре банковской организации. Рассмотрим подробнее, что это за служба, зачем она нужна, чем занимается, и как она может повлиять на денежные переводы клиентов?

Что такое служба финансового мониторинга в банке?

Это подразделение в банке, которое занимается наблюдением и сбором информации для изучения происходящих финансовых процессов, принятия решений о противодействии отмыванию денег, предотвращения подобных действий на внутреннем уровне.

Иными словами, служба финмониторинга контролирует оборот денежных средств на счетах и препятствует легализации денег для финансирования террористических и преступных групп.

Легализация (или отмывание) денег — это придание незаконно полученным средствам (от продажи наркотиков, оружия, «крышевания» и проч.) законного статуса и скрытие источника их поступления.

Данный термин появился давно в США, когда преступники запустили сеть прачечных на незаконные деньги, а затем получали с них доход, «якобы» за стирку, таким образом «отмывая грязные деньги». Сейчас этот процесс глобализовался, и ежедневно по всему миру через счета банков «отмываются» миллиарды долларов.

Схем для «отмыва» существует много. Самое простой и доступный способ — это открыть банковский депозит (один или несколько), пополнив его «грязными» наличными или безналичным способом (уже частично «отмытыми» деньгами), а затем закрыть и получить «чистые» денежные средства. Поэтому банки так пристально уделяют этому процессу внимание.

В этом процессе принимает участие каждый сотрудник банка, включая кассиров, операционистов, руководителей и проч. Отдел финмониторинга подчиняется совету директоров банковской организации. Он проводит работу, чтобы исключить нарушения на внутрибанковском уровне и не портить деловую репутацию учреждения.

Руководитель этого отдела имеет доступ даже ко всем данным о высшем руководстве. Таким образом, служба финмониторинга проверяет и контролирует все банковские документы, а за разъяснениями непонятных ситуаций она может обратиться к любому из сотрудников.

Зачем в банке нужен финмониторинг?

Служба финмониторинга в банке выполняет ряд важных функций:

  • Обеспечивает безопасность работы учреждения.
  • Контролирует внешние и внутренние операции на основании ежедневной отчетности.
  • Проводит регистрацию операций.
  • Ведет проверку анкет клиентов на предмет причастности к криминальным или террористическим структурам, идентифицирует стороны финансовых сделок.
  • Создает «черный список» клиентов, которые подозреваются в нелегальном обороте денег.
  • Предотвращает потенциальные преступления.
  • Контролирует соблюдение установленных требований законов и инструкций, в частности, ФЗ №115.
  • Проверяет документы, подтверждающие законность операций и денежных средств.
  • Взаимодействует с ФСФМ РФ.
  • Проводит обучение сотрудников банка по вопросам безопасности.

Какие операции могут попасть на контроль службы финансового мониторинга в банке?

Основной критерий, по которому сотрудников финансового мониторинга в банке привлекают операции, является несоответствие этих расходных операций деятельности клиента. Согласно ФЗ №115, обязательному контролю подлежат операции на сумму выше 600 т.р. (или эквивалента в иной валюте). Операции, которые попадают под контроль финмониторинга:

  1. Переводы частным лицам от юрлиц (если это не зарплата, выплата вознаграждений по договорам и проч.),
  2. Поступления средств в валюте (в частности, из-за границы, с оффшорных зон и др.),
  3. Операции поступления и снятия наличных, проводимые в один день,
  4. Повторяющие однотипные сделки по снятию крупных сумм,
  5. Многочисленные вклады, открываемые на короткие сроки (до месяца), которые затем закрываются, а деньги снимаются наличными,
  6. Покупка-продажа валюты, дорожных чеков, обмен поврежденных купюр на целые в эквиваленте от 600 т.р.,
  7. Покупка физлицом ценных бумаг за наличные деньги,
  8. Размен банкнот крупного номинала на более мелкий или наоборот (от 600 т.р.),
  9. Пренебрежение клиентом выгодными условиями, например, клиент размещает крупную сумму во вклад без интереса к процентной ставке и другим условиям,
  10. Операции клиента не имеют экономического смысла, например, выплата шестизначной зарплаты в фирме с нулевой бухотчетностью,
  11. Невозможность установления сторон сделки,
  12. Перевод на счета другого банка без видимых оснований с худшими условиями (низкие ставки по депозитам, высокие комиссии и проч.)

Таким образом, оснований для попадения операции на контроль довольно много. Это связано с повышением количества случаев отмывания денег, полученных незаконными способами. Условия законов ужесточаются, чтобы минимизировать возможные риски для банков. Вызвать подозрения могут и частые пополнения вклада, даже если сумма пополнения меньше 600 т.р.

Банки с 2017 года смогут блокировать любые переводы граждан

Минфин и Центробанк подготовили законопроект, позволяющий банкам приостанавливать операции по переводу денежных средств в случае появления подозрений в попытке проведения несанкционированного списания. Планируется, что нововведение вступит в силу уже в 2017 году, уточняют «Известия».

По данным Центробанка, в 2015 году с использованием платежных карт, эмитированных российскими банками, было совершено более 260 тыс. несанкционированных операций на общую сумму 1,14 млрд рублей, и они в основном совершаются с использованием дистанционного банковского обслуживания и электронных средств платежа (ЭСП).

В пояснительных документах к законопроекту указывается на, что наибольшее количество несанкционированных операций в системах ДБО со счетов физических лиц отмечается в сегменте от 10 тыс. до 50 тыс. рублей.

В Минфине говорят о том, что в настоящее время системы «фрод-мониторинга» применяются многими операторами по приему платежей, которые заинтересованы в обеспечении сохранности денежных средств своих клиентов, при этом каждый оператор ввиду отсутствия соответствующей законодательной базы вынужден разрабатывать собственный порядок действий в случае выявления признаков несанкционированных операций и осуществлять эти действия в рамках договорных отношений с клиентом.

В ведомстве рассчитывают на то, что законодательное закрепление соответствующего порядка позволит создать единую для всех систему по противодействию несанкционированным операциям и наделит оператора по приему платежей правом на основании закона осуществлять те или иные действия, необходимые для предотвращения хищения денежных средств клиентов.

Оператор, в частности, получает право до осуществления списания денежных средств с банковского счета клиента на срок не более двух дней приостановить исполнение распоряжения или использование ЭСП, запросив при этом клиента о совершаемой операции.

Что касается держателей карт, то они получают фактически подробную памятку о своих действиях, которые надо предпринять в случае обнаружения несанкционированного списания со счетов.

Для ускорения процесса все судебные разбирательства передаются от судов общей юрисдикции в арбитражные суды и не будут связаны с длительным исковым производством. Это оставляет шанс на то, что решение о возврате средств может быть принято в течение семи дней.

Легализация средств. Суммы свыше 600к — под контролем

Позволю себе несколько дополнить выше написанное «практическим применением» данного закона банками. В любом банке есть служба финансового мониторинга которая в принципе анализирует проходящие через банк транзакции на предмет их «легитимности».

Но особый интерес она проявляет к операциям свыше 600т.р. При этом служба финмониторинга банка НЕ ограничивает такого рода операции! Она лишь передает по ним информацию в «соответствующие органы». Но это не значит что любой подозрительный перевод свыше 600т.р. привлечет внимание правоохранительных органов.

И наличие у него «Договора беспроцентного займа» с приходно кассовым ордером (который вы покажете банку после пары тройки переводов на физа и ему возможно этого хватит) не всегда будет достаточным. На физа станут вешать «Деятельность с целью получения прибыли» и «Уклонение от уплаты налогов» и «просьбу» заплатить 13%.

После чего физ покажет пальцем на того кто слал и почему все это происходило (а как правило такие суммы на карты каких то левых дропов не выводят). Описанный случай реален, в своей деятельности мы (и не только мы) с ним сталкивались. Помните про цифру 3кк.

Про сумму перевода более 600 на физа. Банк НЕ В ПРАВЕ ОТКАЗАТЬ В ТАКОЙ ОПЕРАЦИИ! Другое дело что по договору «Дистанционного обслуживания» он может ограничить (отказать) в проведении ЛЮБОЙ операции. Делает это не финмониторинг а служба безопасности банка.

Опять же для нас если транзакция «чистая» это не проблема. Директор (или человек имеющий право подписи) явившись лично в отделение к операционисту проводит такую операцию без проблем. На практике мы переводили на физа болшее 2кк.

Платежи по юр.лицам менее 3х месяцев или без движений по счету. Не могу ничего сказать про списания со счета новой фирмы более 600т.р. «положенных» на счет через кассу. Но вот поступления на счет сумм и меньших 600т.р. (на практике более 300) большинство банком «морозят».

Опять же если все чисто, визит в банк решает проблему. Морозят бабки на коре обычно на сутки. То же самое кстати и с физами. Суммы юр — физ до 300т.р. зачисляют в пределах опер дня (по физам удобней работать суммами до 100т.р.) а больше начинаю морозить до 3х дней (хотя все зависит от банка).

Как работает финансовый мониторинг в банках

Работал по линии финмониторинга в топ10 банках. Могу ответить на вопросы по поводу финмониторинга в банках. Что проверяют, что смотрят и как выявляют. P.s. Первое требование для работника банка по ПОД/ФТ — не рассказывать клиентам как проводится работа по ПОД/ФТ. Но, я уже там не работаю. Мне можно.

Сейчас идут проверки в сбербанке о приеме денег за коммерч. деятельность на карты. Причем звонят не тому кому приходят оплаты, а тем кто вам переводит. Если кто–то скажет, что деньги перевёл за услугу, даже за обучение, тогда вашу карту блокируют и карту того, кто переводил тоже и после блокировки штрафы и налоговая.

Людей предупреждать бесполезно, любой просто растеряется. Проверка по всем городам очень мощная. Инфо из первых рук. Сейчас очень плотно взялись за физ лиц и их доходы. Это дружеский совет. Донесите до ваших всех эту информацию.

Если вдруг вам или Вашему получателю позвонят из Call–центра Сбербанка и попросят назвать ФИО получателя и цель платежа, ФИО он может назвать, но цель платежа всегда должен называть — перевод денег знакомому (родственнику) на подарок, либо возврат долга. Запрещено указывать, что он что то оплачивает.

В противном случае Сбербанк блокирует Вашу и его карту. Ни коем случае не указываем в комментарии какие либо данные, ни ФИО,ни счета. Донесите эту информацию до ваших клиентов, знакомых оплачивающих, на карты Сбербанка пожалуйста! PS Прозвоны из Call–центра Сбербанка начались с этой недели и идут по разным городам

Банк должен пресекать вовлечение банка в незаконные операции, в т.ч. контролировать соблюдение режима счета — счет физиков не предназначены для предпринимательской деятельности. Ведешь предпринимательскую деятельность — открывай счет ИП.

Налоговая не видит в режиме онлайн платежи клиентов банка, такую возможность имеет только банк. Поэтому налоговая никак не может этим заниматься, только если не проводится выездная проверка предприятия. При проверке налоговой банка — счета клиентов не смотрят. Всё зависит от ПО, которое установлено в банке.

Но если в течение месяца будут приходить более 600 тыс. и столько же сниматься — то попасть под колпак можно будет запросто.

ФИНАНСОВЫЙ МОНИТОРИНГ

Что делать, если банк заблокировал ваш счет или закрыл его на основании закона № 115-ФЗ: причины и способы решения проблемы

В последнее время многие юридические лица и индивидуальные предприниматели стали сталкиваться с проблемой «блокировки» расчетного счета по инициативе банка с последующим требованием закрыть этот счет, получая в объяснение, достаточно общую формулировку со ссылкой на закон № 115-ФЗ. Квалифицированные юристы по финмониторингу помогут разобраться в этой ситуации.

Федеральный закон от 07.08.2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» регулирует деятельность граждан и организаций, которые осуществляют сделки и операции с денежными средствами и прочим имуществом,возврат похищенных денег со счета, атакже деятельность государственных органов, чьи полномочия направлены на осуществление контроля над проведением подобных сделок и операций.

В целях противодействия попыткам отмывания преступных доходов в процессе осуществления банковских операций на кредитные организации возложена обязанность самостоятельно организовать систему внутреннего контроля с учетом требований законодательства, им предоставлено право отказать клиенту в открытии расчетного счета либо приостановить действия (блокировать) без объяснения причин.

Разблокировка расчетного счета займет много времени в таких случаях, но финмониторинг юристы, советуют не паниковать, а правильно оценить ситуацию. Для начала стоит различать две различные процедуры:

  • приостановление операций по счету;
  • приостановление проведения конкретной финансовой операции.

Юристы по 115-ФЗ отмечают, что банк имеет право приостановить полностью все операции по счету только в том случае, если владелец внесен в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму.

Это интересно:  Какие выплаты положены многодетным семьям

Этот список размещен на официальном интернет-сайте Росфинмонторинга (юристы имеют к нему открытый доступ). Во всех остальных случаях решение о полном блокировании, а также возврат похищенных денег со счета может принять только Росфинмониторинг или суд.

При этом Росфинмониторинг вправе «заморозить» счет на срок до 30 суток и только в случае, если имеется информация о причастности владельца счета к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма). На более длительное время счет может быть заблокирован только по решению суда.

На практике такие ситуации встречаются достаточно редко. А вот отказы банка в проведении тех или иных конкретных операций по счету – перечислений денежных средств на счета третьих лиц или выдачи наличных – все чаще и чаще.

Это связано не только с усилением контроля государства за финансовыми операциями граждан и организаций, противодействием «обналичиванию» денежных средств и вывода их из-под государственного контроля, но и попытками недобросовестных банков заработать дополнительные доходы на комиссиях, в том числе при закрытии счета клиента.

Для того, чтобы не попасть под обязательный контроль со стороны банка или Росфинмониторинга юристы по финмониторингу рекомендуют прежде всего, соблюдать условия, предусмотренные в ст. 6 и 7 Закона № 115-ФЗ.

Также отмечают юристы, по 115-ФЗ операции клиента подразделяются на подлежащие обязательному контролю и подозрительные операции. Сведения об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, представляются непосредственно в Росфинмониторинг.

Если операция вызывает у работников банка подозрения, что она осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, банк не позднее трех рабочих дней, следующих за днем выявления таких операций, обязан направить сведения о таких операциях независимо от того, относятся или не относятся они к операциям, подлежащим обязательному контролю в Росфинмониторинг.

Иными словами, если банк квалифицировал операцию в качестве подозрительной либо подлежащей обязательному контролю, у кредитной организации может возникнуть необходимость запросить у клиента дополнительную информацию с целью передачи сведений в Росфинмониторинг.

Именно для этого банки вводят комиссию за непредоставление клиентом сведений по запросу банка, обосновывающих характер операции.

Стоит внимательно читать все требования банка и договор в том числе. Так введение тарифа и увеличение его, по мнению Банков, считается мерой исполнения Закона № 115-ФЗ.

На что еще нужно обратить внимание?

В том случае, если банковский счет заблокирован банком на основании положений Закона № 115-ФЗ, необходимо выяснить точную причину, по которой это произошло. Возможно, для того чтобы разблокировка расчетного счета была выполнена успешно, потребуется представить в банк документы, подтверждающие законность проведенных операций или сделок.

Вместе с тем в последнее время банки, злоупотребляя правом, все чаще используют правовой механизм Закона № 115-ФЗ для того, чтобы заработать на заградительных тарифах как можно больше комиссионного дохода, в связи с чем вне зависимости от предоставления запрашиваемых документов и добросовестности клиента, банк отказывает ему в проведении операций по счету, ссылаясь на Закон № 115-ФЗ, и настаивает на закрытии счета.

При этом в тарифах банки предусматривают повышенную комиссию за перечисление остатков с расчетного счета, если счет закрывается в связи с отказом банка в проведении операций по нему согласно Закону № 115-ФЗ. На практике такая комиссия может составить до 30%. Однако, ее удержание банком не всегда является законным.

В случае если в отношении Вашей организации банк применил заградительный тариф (повышенную комиссию), то при правильной тактике претензионной и судебной работы можно не только вернуть сумму списанной комиссии, но и взыскать с банка убытки, проценты за пользование чужими денежными средствами, а также судебные расходы.

Легализация средств. Суммы свыше 600к — под контролем

Наверное, каждый из участников нашего бизнеса, слышал о сумме 600 тыс. руб., свыше которой операции подвергаются особому контролю, проверяются на предмет связанности с легализацией преступных средств. Однако я часто сталкивался тем, что по поводу этих 600 тыс. существует масса заблуждений. Итак, попробуем разобраться.

Эта сумма прописана в статье 6 ФЗ о противодействии легализации преступных доходов. Касается это ограничение следующих операций:

операции с денежными средствами в наличной форме:

  1. снятие со счета или зачисление на счет юридического лица денежных средств в наличной форме в случаях, если это не обусловлено характером его хозяйственной деятельности;
  2. покупка или продажа наличной иностранной валюты физическим лицом;(в ред. Федерального закона от 28.07.2004 N 88-ФЗ)
  3. приобретение физическим лицом ценных бумаг за наличный расчет;
  4. получение физическим лицом денежных средств по чеку на предъявителя, выданному нерезидентом;
  5. обмен банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства;
  6. внесение физическим лицом в уставный (складочный) капитал организации денежных средств в наличной форме

Отметим несколько важных моментов. Во-первых, речь идет только о зачислении наличных средств. Безналичные переводы на сумму свяше 600 тыс под контроль не попадают. Во-вторых, если покупаете много валюты, лучше купить небольшими партиями. То же и при обмене.

Вторая категория операций нас не особо интересует. Там речь идет о таких операциях, одна из сторон которых имеет гражданство или регистрацию на территории государства, не подписавшего международное соглашение о противодействии легализации преступных средств. Поэтому перейдем к третьему подпункту ст. 6 ФЗ о противодействии легализации.

операции по банковским счетам (вкладам):

  1. размещение денежных средств во вклад (на депозит) с оформлением документов, удостоверяющих вклад (депозит) на предъявителя;
  2. открытие вклада (депозита) в пользу третьих лиц с размещением в него денежных средств в наличной форме;
  3. перевод денежных средств за границу на счет (вклад), открытый на анонимного владельца, и поступление денежных средств из-за границы со счета (вклада), открытого на анонимного владельца;
  4. зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица, период деятельности которого не превышает трех месяцев со дня его регистрации, либо зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица в случае, если операции по указанному счету (вкладу) не производились с момента его открытия;
  5. Здесь тоже все предельно понятно. Если юрлицо открыто недавно, то лучше проводить операции на небольшие суммы, чтобы не было подозрений в легализации средств. Причем в данном случае контроль касается и безналичных платежей.иные сделки с движимым имуществом:
  6. помещение ценных бумаг, драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий или иных ценностей в ломбард;
  7. выплата физическому лицу страхового возмещения или получение от него страховой премии по страхованию жизни или иным видам накопительного страхования и пенсионного обеспечения;
  8. получение или предоставление имущества по договору финансовой аренды (лизинга);
  9. переводы денежных средств, осуществляемые некредитными организациями по поручению клиента;
  10. скупка, купля-продажа драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий;
  11. получение денежных средств в виде платы за участие в лотерее, тотализаторе (взаимном пари) и иных основанных на риске играх, в том числе в электронной форме, и выплата денежных средств в виде выигрыша, полученного от участия в указанных играх;(в ред. Федерального закона от 28.07.2004 N 88-ФЗ)
  12. предоставление юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов физическим лицам и (или) другим юридическим лицам, а также получение такого займа.
    (абзац введен Федеральным законом от 28.07.2004 N 88-ФЗ)

Этот пункт касается ряда распространенных обнальных схем, когда деньги на физлицо зачисляются юрлицом по договору займа. Как мы видим, и здесь ФЗ о противодействии легализации «советует» действовать небольшими платежами.

На этом, в общем-то, и заканчивается список операций, которых касается ограничение в 600 тыс. руб. То есть, допустим, перевод от физлица на физлицо, превышающий сумму 600 тыс. руб. под контроль не попадает, вопреки имеющемуся заблуждению.

Финансовый мониторинг

В этой статье я разберу тему, на которую мне периодически поступают вопросы – финансовый мониторинг или, как его называют сокращенно, финмониторинг.

Ознакомившись с этой статьей, вы узнаете, что такое финансовый мониторинг, что представляет собой орган (служба) финансового мониторинга, как он работает, как осуществляется финансовый мониторинг в банках России и Украины, чем он регулируется, какие операции попадают под финмониторинг, стоит ли его бояться юридическим и физическим лицам, и много другой полезной информации на эту тему.

Что такое финансовый мониторинг?

Итак, любой сложный и пугающий на первый взгляд термин можно легко понять, если открыть словари и посмотреть значения составляющих его слов. “Финансы” – это деньги в движении, а “мониторинг” – это процесс наблюдения и фиксации результатов.

Таким образом, финансовый мониторинг – это наблюдение и контроль за денежными потоками предприятий и физических лиц. Осуществляет этот контроль специальный государственный орган – служба финансового мониторинга, а обязанности фиксировать данные и передавать в эту службу возлагаются на финансовые учреждения страны, в первую очередь – коммерческие банки.

В разных странах эта процедура может называться по разному, например, “финансовый контроль”, “финансовая разведка”, у нас же присутствуют все эти понятия, они в чем-то похожи, но имеют свои различия. Сегодня мы будем говорить именно про финансовый мониторинг в банках.

Итак, в России, Украине и других постсоветских странах финансовый мониторинг осуществляется с целью противодействия легализации доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма, и тесно связан с законодательными актами, касающимися этого (далее я приведу названия конкретных законов).

Виды финансового мониторинга

Существует два вида финмониторинга: обязательный и внутренний. Рассмотрим, что они означают. Обязательный финансовый мониторинг – это анализ финансовых потоков, проводимый специальным государственным органом финансового мониторинга.

Внутренний финансовый мониторинг – это внутрибанковский контроль над проводимыми операциями клиентов с целью выявления тех операций, которые подлежат обязательному финансовому мониторингу для отправки данных о них в уполномоченный орган, а также любых других операций, которые могут быть связаны с “отмыванием” денег и финансированием преступной деятельности.

Как осуществляется финансовый мониторинг в банках?

Теперь пару слов о том, как проводится финансовый мониторинг в банках, в чем он заключается. Все очень просто, вся процедура сводится к следующему:

  • Сотрудник банка, осуществляющий операцию (операционист или кассир), проводит идентификацию клиента (проверяет, вписывает и/или копирует его паспортные данные и другие документы при необходимости);
  • Сотрудник банка, ответственный за финмониторинг, проверяет все проведенные финансовые операции, и на тех, которые подлежат обязательному или внутреннему мониторингу, ставит специальные отметки – различные коды, которые обозначают критерии отнесения операции к финансовому мониторингу;
  • В необходимый срок (ежедневно, еженедельно, ежемесячно, ежеквартально, ежегодно) сотрудники головного офиса банка формируют нормативную отчетность, включающую операции, попадающие под финансовый мониторинг (они отмечены кодами, см. выше), и отправляют эту отчетность в электронном виде в уполномоченный орган финансового мониторинга.
  • Сотрудники службы финансового мониторинга просматривают эту отчетность, и в случае, если у них возникают подозрения о причастности некой операции к легализации преступных доходов или финансированию терроризма, запрашивают в банке дополнительную информацию (данные документов клиента или сами документы), которую банк им предоставляет или запрашивает у клиента. Далее при необходимости проводится проверка клиента, других его операций, и в случае, если выявлена преступная схема – задержание и последующие следственные и судебные процедуры.

Обращаю внимание: банк не запрещает, не блокирует и не ограничивает как-либо операции, подлежащие финансовому мониторингу. Такие операции просто попадают под более тщательный контроль.

Исключение составляют редкие случаи. Например, когда кто-то пытается совершить платеж в пользу лица, числящегося в списке международных террористов или нечто подобное.

Законы о финансовом мониторинге

Финансовый мониторинг в России базируется на законе № 115-ФЗ от 07.08.2001г. “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма”. Финансовый мониторинг в Украине осуществляется согласно закону № 1702-VII от 14.10.2014г.

В этих законах детально описана система финансового мониторинга в России и Украине соответственно, поэтому, если вам необходимо найти какие-то точные моменты на эту тему, рекомендую изучить актуальное законодательство своей страны (как вы понимаете, в законы регулярно вносятся всевозможные изменения).

Существуют также другие законодательные акты, регулирующие вопросы финмониторинга (например, касающиеся создания и функционирования органов, занимающихся этой деятельности), но вышеперечисленные являются ключевыми, базовыми.

Органы финансового мониторинга

Немного о том, как называются органы финансового мониторинга в России и Украине, и что они собой представляют. В России эти функции выполняет Федеральная служба по финансовому мониторингу или, как ее часто называют, Росфинмониторинг. Официальный сайт – fedsfm.ru. Росфинмониторинг является федеральным органом исполнительной власти и подчиняется президенту РФ.

В Украине функционирует Государственная служба финансового мониторинга (Госфинмониторинг), официальный сайт – sdfm.gov.ua. Эта служба подконтрольна Кабинету Министров Украины, а конкретно – министру финансов, и имеет статус центрального органа исполнительной власти.

Операции, попадающие под финансовый мониторинг

Далее я рассмотрю отдельные, наиболее часто встречающиеся операции, попадающие под обязательный (государственный) и внутренний финансовый мониторинг.

Обращаю внимание, что это не исчерпывающий перечень, а также на то, что перечень, суммы и типы операций в любой момент может измениться внесением соответствующих изменений в законодательные акты. Поэтому для получения на 100% точной и актуальной информации лучше всего обратиться к первоисточникам.

Повторюсь, что для России такие операции определены законом № 115-ФЗ от 13.07.2001г., а для Украины – законом № 1702-VII от 14.10.2014г.

Итак, какие операции попадают под государственный финмониторинг?

Во-первых, операции с наличностью на сумму, превышающую 600 тыс. рублей для РФ и 150 тыс. гривен для Украины

  1. покупка или продажа иностранной валюты;
  2. снятие со счета наличных или взнос наличных на счет с последующим перечислением;
  3. покупка ценных бумаг;
  4. обналичивание иностранного чека на предъявителя;
  5. обмен банкнот одного номинала на другой;
  6. покупка или обналичивание дорожных чеков;
  7. выплата страхового возмещения или внесение страховой премии;
  8. зачисление или перевод средств из стран / в страны, входящие в перечень стран, не выполняющих требования ФАТФ – межправительственной организации, занимающейся противодействием легализации преступных доходов и финансированию терроризма (в частности – это оффшоры);
  9. открытие депозита на предъявителя или в пользу третьего лица;
  10. перечисление средств на депозит за рубеж или зачисление возврата депозита из-за рубежа;
  11. выплата выигрышей в лотерею, денежных призов и т.п.;
  12. внесение средств для участия в азартной игре;
  13. предоставление или получение беспроцентных займов;
  14. получение или перечисление благотворительной помощи;
  15. некоторые другие операции.
Это интересно:  Как узнать в залоге машина или нет

Во-вторых, операции на любую сумму, если они осуществляются лицом или в пользу лица (физического или юридического), входящих в список лиц и организаций, причастных к терроризму и экстремизму.

Какие операции попадают под внутренний финмониторинг?

  • Финансовые операции, носящие запутанный характер, в которых не прослеживается конечная цель и смысл совершения операции, независимо от суммы (например, клиент А перечисляет некую сумму клиенту Б, клиент Б делит ее на 2 части и перечисляет клиентам В и Г, а клиенты В и Г перечисляют их обратно клиенту А).
  • Финансовые операции, не соответствующие направлению деятельности клиента, независимо от суммы (например, сельскохозяйственное предприятие покупает золотые слитки).
  • Финансовые операции, характер которых дает понять, что клиент хочет уклониться от обязательного финансового мониторинга или идентификации. (Например, дробление суммы операции: клиент не меняет валюту на 600 тыс. рублей сразу, а меняет три дня подряд на 200 тыс. рублей).
  • Любые операции, если у субъекта финмониторинга возникают подозрения, что они могут быть связаны с легализацией преступных доходов и финансированием терроризма.

Чем грозит финансовый мониторинг?

Часто люди пугаются финансового мониторинга и боятся проводить операции, которые могут под него попасть. На самом деле, в этом нет ничего страшного.

Ежедневно в каждом банке осуществляются сотни, тысячи, десятки тысяч операций, попадающих под обязательный и внутренний финансовый мониторинг. И это отнюдь не означает, что у клиентов, совершающих такие операции, возникают какие-либо проблемы.

Просто все эти операции скапливаются в базе данных, которая хранится в уполномоченном органе (службе) финансового мониторинга, и при необходимости может быть использована.

Из личного опыта: на протяжении 9-летней работы в банке, в отделениях, где я работал, практически ежедневно совершались операции, подлежащие внутреннему и обязательному финансовому мониторингу.

И за это время ни разу, ни к одному клиенту не возникало каких-либо серьезных вопросов от контролирующих органов по поводу этих операций. Периодически запрашивалась дополнительная информация в банке, банк запрашивал ее у клиента и передавал, все.

Банк может заблокировать операцию, только если у нее имеются явные признаки легализации преступных доходов или финансирования терроризма.

Многие часто спрашивают: означает ли попадание операции под финмониторинг то, что сведения о ней передадут в налоговые органы? Нет, не означает. Сведения об операции поступают только в уполномоченный орган финансового мониторинга, в компетенцию которого не входит проверка соблюдения налогового законодательства и выявление уклонений от уплаты налогов.

Теперь вы имеете представление о том, что такое финансовый мониторинг, как он осуществляется, каковы виды финансового мониторинга, какими законами он регулируется в России и Украине, какие операции попадают под финмониторинг.

Надеюсь, что эта информация будет вам полезна, ну а за более подробными данными обращайтесь к законодательным актам. Если у вас возникли какие-то вопросы, всегда можете задать их в комментариях.

Какая сумма подподает под подозрение финансового мониторинга?

Депозит в пользу третьих лиц налом + депозит на предьявителя — с 1 копейки ! Основание: Статья 6. Операции с денежными средствами или иным имуществом, подлежащие обязательному контролю.

  1. снятие со счета или зачисление на счет юридического лица денежных средств в наличной форме в случаях, если это не обусловлено характером его хозяйственной деятельности;
  2. покупка или продажа наличной иностранной валюты физическим лицом;
    (в ред. Федерального закона от 28.07.2004 N 88-ФЗ)
    (см. текст в предыдущей редакции)
  3. приобретение физическим лицом ценных бумаг за наличный расчет;
  4. получение физическим лицом денежных средств по чеку на предъявителя, выданному нерезидентом;
  5. обмен банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства;
  6. внесение физическим лицом в уставный (складочный) капитал организации денежных средств в наличной форме;
  7. зачисление или перевод на счет денежных средств, предоставление или получение кредита (займа) , операции с ценными бумагами в случае, если хотя бы одной из сторон является физическое или юридическое лицо, имеющее соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории) , которое (которая) не участвует в международном сотрудничестве в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, либо одной из сторон является лицо, владеющее счетом в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории) . Перечень таких государств (территорий) определяется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации на основе перечней, утвержденных международными организациями, занимающимися противодействием легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, и подлежит опубликованию;
  8. операции по банковским счетам (вкладам):
  9. размещение денежных средств во вклад (на депозит) с оформлением документов, удостоверяющих вклад (депозит) на предъявителя;
  10. открытие вклада (депозита) в пользу третьих лиц с размещением в него денежных средств в наличной форме;
  11. перевод денежных средств за границу на счет (вклад) , открытый на анонимного владельца, и поступление денежных средств из-за границы со счета (вклада) , открытого на анонимного владельца;
  12. зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица, период деятельности которого не превышает трех месяцев со дня его регистрации, либо зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица в случае, если операции по указанному счету (вкладу) не производились с момента его открытия;
  13. иные сделки с движимым имуществом:
  14. помещение ценных бумаг, драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий или иных ценностей в ломбард;
  15. выплата физическому лицу страхового возмещения или получение от него страховой премии по страхованию жизни или иным видам накопительного страхования и пенсионного обеспечения;
  16. получение или предоставление имущества по договору финансовой аренды (лизинга);
  17. переводы денежных средств, осуществляемые некредитными организациями по поручению клиента;
  18. скупка, купля-продажа драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий;
  19. получение денежных средств в виде платы за участие в лотерее, тотализаторе (взаимном пари) и иных основанных на риске играх, в том числе в электронной форме, и выплата денежных средств в виде выигрыша, полученного от участия в указанных играх;

Финмониторинг физических лиц

От какой суммы начинается финмониторинг и чем это грозит?

Когда банк сообщит о вас в росфинмониторинг: под подозрением даже вклады ип

  • i ОПТИМИЗМА
  • i ДОВЕРИЯ
  • СТАТИСТИКА ПОСТОВ

Бухгалтерские и юридические услуги

Проще говоря, специальная программа, робот отслеживает каждый перевод и по ряду критериев определяет: занимаетесь ли вы черным обналом, отмываете деньги, или просто получили на карту скромную зарплату школьного педагога. Проблема в том, что стремление банков автоматизировать поиск подозрительных операций имеет и обратную сторону. Финмониторинг счетов физ ) В сортах говна не разбираюсь, пусть они сами для начала выучат, чем Джава отличается от ДжаваСкрипта (ой, хоспади, ну или хотя бы компУтер от монитора).

Суть в том, что ни с теми, ни с другими ни один человек в здравом уме и трезвой памяти лишний раз идти на контакт не захочет ? Друг, работающий в налоговой, когда-то рассказывал, что банкам стучать на своих клиентов в налоговую вообще не выгодно.

Служба финансового мониторинга в банке

Если банк счёл систематические поступления на ваш счёт от зарубежных источников подозрительными (сомнительными), во избежание блокировки счёта и передачи вопроса в Финмониторинг, рекомендую незамедлительно по первому запросу банка предоставить необходимые документы, подтверждающие что вы выигрываете эти дeньги в покер на иностранных сайтах, а для получения выигрышей пользуетесь, если пользуетесь, международными электронными платёжными системами, которые и перечисляют их в Россию. Обязательно распечатайте документы (желательно на русском), подтверждающие международную законность деятельности этих платёжных систем, и подконтрольность их деятельности национальным финансовым регуляторам. Всё, что вы расскажете своему банку, а если потребуется и Финмониторингу, о природе возникновения ваших средств и цепочке их пepевoда в Россию, не противоречит законам РФ.

Как финмониторинг и налоговая проверяет физлиц?

Росфинмониторинг — проверка физ лиц

Как осуществляется контроль переводов, банковских и валютных операций?

Финмониторинг банковских операций в рф

На сегодня, кстати, уже есть примеры банков, партнёров WebMoney, которые при выводе WMR зачисляют рубли на ваш счёт с нейтральными формулировками, не связывая операцию с куплей-продажей ценных бумаг, вместе с тем, пока не понятно, куда тогда исчезают электронные чеки, ведь кто-то же их должен был у вас купить… 2. Иметь несколько валютных и рублёвых счетов в разных крупных банках (ВТБ24, Альфа-Банк, Сбербанк, др.) и чередовать кeшауты неодинаковыми небольшими суммами не чаще одного раза в месяц в каждый из них. Естественно, к каждому счёту иметь карточку (желательно, мультивалютную) для возможности оперативного круглосуточного доступа к дeньгам. Управлять своими счетами и картами через интернет-банк.

Финмониторинг физических лиц 2018

В любом случае, многое будет зависеть от вашей открытости и честности, ведь выигрывать онлайн и получать выигрыш на счёт в банке у нас не запрещено. Возможные санкции при попадании под подозрения:а) счёт работает, средства доступны, но вас пригласили в банк для объяснений;б) автоматическая блокировка счёта на 2 дня, поговорили, поняли друг друга, разблокировка счёта;в) блокировка счёта на 2 дня, поговорили, НЕ поняли друг друга, дело передано Финмониторингу, счёт заблокирован на дополнительный срок;г) счёт заблокирован, вас таскают по всем инстанциям, всё серьёзно, медленно и на неопределённый срок. Мои общие рекомендации по оптимизации крупных систематических кeшаутов, в целях минимизации дополнительного банковского контроля и связанных с этим рисками.

1. Получать банковский пepевoд уже в рублях через российскую организацию. Например, из рума в WebMoney и далее в банк. Удобно и для физ.

Финмониторинг физических лиц 2016

Финмониторинг физических лиц

О каких операциях нужно сообщать в Росфинмониторинг в 2018 году?

В статье мы ответим на следующие вопросы: о каких операциях идет речь, куда нужно сообщать о данных операциях, какие лица обязаны представлять указанные сведения, предусмотрена ли ответственность за непредставление сообщений и за представление недостоверных сведений.

Федеральный закон от 7 августа 2001 г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Федеральный закон №115-ФЗ) предусматривает для отдельных лиц обязанность сообщать в Федеральную службу по финансовому мониторингу (далее Росфинмониторинг) информацию об операциях своих клиентов. При этом сообщать нужно не о всех операциях, о только о тех, которые отвечают определённым признакам перечисленным в статье 6 и 7.5 Федерального закона №115-ФЗ.

С первого взгляда может показаться, что нам удалось ответить на все поставленные вопросы. Но на самом деле это лишь «вершина айсберга» продолжим разбираться дальше.

Кто обязан сообщать сведения с Росфинмониторинг?

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, перечисленные в статье 5 Федерального закона №115-ФЗ обязаны представлять в Федеральную службу по финансовому мониторингу сведения об операциях подлежащих обязательному контролю не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции (пп. 4 п. 1 ст. 7 Федерального закона №115-ФЗ).

Чтобы Вам легче было разобраться разделим указанных лиц на три группы: (1) лица, поднадзорные Росфинмониторингу, Пробирной палате, ФНС и Роскомнадзору; (2) некредитные финансовые организации; (2) кредитные организации.

К первой группе относятся следующие субъекты: лизинговые компании, почта России, ювелирные магазины, тотализаторы и букмекеры, лотереи, агентства недвижимости, операторы по приему платежей, факторинговые компании, операторы мобильной связи, операторы связи, занимающие существенное положение в сети связи общего пользования, которые имеют право самостоятельно оказывать услуги связи по передаче данных и оказывают услуги связи на основании договоров с абонентами — физическими лицами, индивидуальные предприниматели, осуществляющих скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, индивидуальные предприниматели, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, адвокаты, нотариусы, юристы и бухгалтеры.

Ко второй группе относятся так называемые некредитные финансовые организации профессиональные участники рынка ценных бумаг, страховые компании, страховые брокеры, управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, негосударственные пенсионные фонды, кредитные потребительские кооперативы, сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы, микрокредитные компании и микрофинансовые компании, общества взаимного страхования, ломбарды.

И к третьей группе относятся банки с универсальной лицензией, банки с базовой лицензией, небанковские кредитные организации.

О каких операциях нужно сообщать в Росфинмониторинг?

До 23 июля 2018 года полный перечень рассматриваемых операций был перечислен в статье 6 Федерального закона №115-ФЗ. Но, в связи с вступлением в в силу Федерального закона от 23 апреля 2018 г. №90-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия финансированию распространения оружия массового уничтожения», перечень операций, подлежащих обязательному контролю теперь содержится в двух статьях. Это статья 6 и статья 7.5 Федерального закона №115-ФЗ.

Операции с денежными средствами или иным имуществом, подлежащие обязательному контролю

Статья 6 Федерального закона №115-ФЗ

Статья 7.5 Федерального закона №115-ФЗ

Операции с денежными средствами в наличной форме:

снятие со счета или зачисление на счет юридического лица денежных средств в наличной форме в случаях, если это не обусловлено характером его хозяйственной деятельности;

покупка или продажа наличной иностранной валюты физическим лицом;

приобретение физическим лицом ценных бумаг за наличный расчет;

получение физическим лицом денежных средств по чеку на предъявителя, выданному нерезидентом;

обмен банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства;

внесение физическим лицом в уставный (складочный) капитал организации денежных средств в наличной форме.

Зачисление или перевод на счет денежных средств, предоставление или получение кредита (займа), операции с ценными бумагами в случае, если хотя бы одной из сторон является физическое или юридическое лицо, имеющее соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), либо если указанные операции проводятся с использованием счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории). Перечень таких государств (территорий) определяется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации с учетом документов, издаваемых Группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), и подлежит опубликованию.

Это интересно:  Технический регламент на табачную продукцию

Операции по банковским счетам (вкладам):

открытие вклада (депозита) в пользу третьих лиц с размещением в него денежных средств в наличной форме;

перевод денежных средств за границу на счет (вклад), открытый на анонимного владельца, и поступление денежных средств из-за границы со счета (вклада), открытого на анонимного владельца;

зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица, период деятельности которого не превышает трех месяцев со дня его регистрации, либо зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица в случае, если операции по указанному счету (вкладу) не производились с момента его открытия.

Иные сделки с движимым имуществом:

помещение драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий или иных ценностей в ломбард;

выплата физическому лицу страхового возмещения или получение от него страховой премии по страхованию жизни или иным видам накопительного страхования и пенсионного обеспечения;

получение или предоставление имущества по договору финансовой аренды (лизинга);

переводы денежных средств, осуществляемые некредитными организациями по поручению клиента;

скупка, купля-продажа драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий;

получение денежных средств в виде платы за участие в лотерее, тотализаторе (взаимном пари) и иных основанных на риске играх, в том числе в электронной форме, и выплата денежных средств в виде выигрыша, полученного от участия в указанных играх;

предоставление юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов физическим лицам и (или) другим юридическим лицам, а также получение такого займа.

2. Сделка с недвижимым имуществом, результатом совершения которой является переход права собственности на такое недвижимое имущество, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3 миллиона рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 миллионам рублей, или превышает ее. В информационном письме от 2 августа 2013 г. №30 Росфинмониторингя разъясняет отдельные вопросы по предоставлению сведений о сделках с недвижимым имуществом, подлежащих обязательному контролю.

4. Операция по зачислению денежных средств на счет (вклад), покрытый (депонированный) аккредитив или списанию денежных средств со счета (вклада), покрытого (депонированного) аккредитива хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, и обществ, находящихся под их прямым или косвенным контролем, которые указаны в статье 1Федерального закона от 21 июля 2014 года №213-ФЗ «Об открытии банковских счетов и аккредитивов, о заключении договоров банковского вклада, договора на ведение реестра владельцев ценных бумаг хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», федеральных унитарных предприятий, имеющих стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, и хозяйственных обществ, находящихся под их прямым или косвенным контролем, которые указаны в Федеральном законе от 14 ноября 2002 года №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», государственных корпораций, государственных компаний и публично-правовых компаний, если сумма, на которую совершается такая операция, равна 10 миллионам рублей или превышает эту сумму либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 10 миллионам рублей, или превышает эту сумму.

Операции по второму и последующим зачислениям денежных средств на отдельные счета, указанные в абзаце первом настоящего пункта, с иных отдельных счетов или по списанию денежных средств с этих отдельных счетов на иные отдельные счета подлежат обязательному контролю, если сумма, на которую совершается соответствующая операция, равна или превышает 50 миллионов рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 50 миллионам рублей, или превышает ее.

6 Операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица.

Список лиц причастных к экстремистской деятельности или терроризму размещается в личном кабинете на портале Федеральной службы по финансовому мониторингу (п. 21 Правил определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, утв. постановлением Правительства РФ от 6 августа 2015 г. №804).

7. Операция с денежными средствами или иным имуществом в случае, если хотя бы одна из сторон является организацией или физическим лицом, включенными в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, либо юридическим лицом, прямо или косвенно находящимся в собственности или под контролем таких организации или физического лица, либо физическим лицом или юридическим лицом, действующими от имени или по указанию таких организации или физического лица.

Перечень лиц причастных к распространению оружия массового уничтожения публикуется в личном кабинете на портале Федеральной службы по финансовому мониторингу (п. 13 Правил формирования перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, и использования связанной с таким перечнем информации, утв. постановлением Правительства РФ от 26.10.2018 г. №1277).

Какая ответственность установлена за непредставление сведений об операциях подлежащих обязательному контролю?

За нарушение порядка и сроков предоставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, установлена ответственность статьей 15.27 Кодекса об административных правонарушениях.

Важно отметить, что согласно действующей в настоящее время позиции надзорных органов, направление в Росфинмониторинг запроса замены записи в составе формализованного электронного сообщения по операциям, подлежащим обязательному контролю, квалифицируется по части 2 статьи 15.27 КоАП РФ независимо от того, выявила недостоверные сведения сама организация, либо они были выявлены в ходе проверки.

Есть и иная позиция, изложенная в письме Банка России от 17 января 2013 № 2-Т. Согласно которой если вместо ранее направленных сведений организация представила в уполномоченный орган достоверные сведения, соответствующие фактическим данным об операции (сделке), подтвержденным имеющимися в кредитной организации документами, до возбуждения дела об административном правонарушении, но с нарушением установленного Федеральным законом №115-ФЗ срока, то совершенное организацией (должностным лицом организации) деяние следует квалифицировать по части 1 статьи 15.27 КоАП РФ как представление сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, с нарушением установленного срока.

Подробнее об операциях подлежащих обязательному контролю и о правилах составления формализованных электронных сообщений Вы можете узнать на наших вебинарах по программе ПОД/ФТ.

Автор: Харисов Игорь Фанзилович, руководитель Центра финансового мониторинга компании Ю-Питер Консалтинг, e-mail: info@law115.ru

В каких случаях у финмониторинга банка появляются вопросы к вашему расчётному счёту

Большинство операций с денежными средствами организации и предприниматели проводят через расчетный счет. Для сторонних лиц информация по ним является недоступной. Банки обязаны соблюдать конфиденциальность. Но действия по счету все же просматриваются специально созданной службой, находящейся прямо в банке. Называется она отделом финансового мониторинга. Деятельность регулируется нормами ФЗ № 115 от 07.08.2001.

Что такое финмониторинг

Это подразделение, состоящее из штатных сотрудников банка, осуществляющее контроль за всеми операциями, которые происходят на счетах клиентов. Работники отдела обязаны не разглашать полученные ими сведения в ходе работы. Перед принятием в штат ответственность закрепляется в соглашениях о конфиденциальности. Но они находятся в тесном взаимодействии с Центробанком и налоговой инспекцией. На данные органы правило не распространяется. Если от них поступает запрос, банк предоставит им информацию по счетам клиентов. Также при обнаружении сомнительных операций сотрудники могут прибегнуть к блокировке счета самостоятельно.

На какие признаки служба обращает внимание

Для банка выгоден клиент, особенно занимающийся бизнесом и активно пользующийся системой безналичных платежей. Закрытие счетов влечет для банка потерю части его прибыли. Но на другой чаше весов находится существование кредитной организации в целом. Поскольку коммерческие банки подконтрольны Центробанку, они вынуждены соблюдать его условия. Всегда дешевле потерять клиента, чем лишиться лицензии. Поэтому осуществляется мониторинг и внимание обращают на такие моменты:

  1. По адресу, который подавался в банк, фактически организация не находится.
  2. Проведен несвойственный деятельности фирмы платеж. Например, с фабрики чулочно-носочных изделий заплатили за корма для животных.
  3. Появились подозрения, что руководитель фирмы фактически таковым не является.
  4. Уплачивается в бюджет слишком мало налоговых отчислений. Обязательно обратят внимание, если налоги составляют меньше 0,5% от оборота.
  5. Проблемы с правосудием у контрагента. Даже если ваша деятельность чиста, из-за темной репутации партнера, могут проверить, на что уходят деньги.
  6. В назначении платежа отсутствует четкая формулировка, за что платеж, нет информации по НДС или она некорректна.

Операции, подлежащие обязательному контролю

Помимо сомнительных, есть факторы, на которые смотрят в плановом порядке, даже если организация или ИП находятся на хорошем счету. К таким относятся:

  1. Происхождение средств, полученных или перечисленных с расчетного счета в размере 600 тыс. руб. дробными суммами или единовременно.
  2. Поступления крупных денежных сумм на счета с дальнейшим намерением снять их наличными.
  3. Регулярное перечисление денег со счета фирмы физическому лицу за услуги. При этом выплата не может быть заработной платой, человек не является работником фирмы.
  4. Периодически повторяются однотипные платежи за услуги, не относящиеся прямо к деятельности.
  5. Снятие крупной суммы в тот же день, когда она получена.
  6. Резкое закрытие счета финансово благополучной организации, по которому активно и в большом объеме проводились платежи.
  7. Циклический характер платежей. Большая активность чередуется с полным прекращением деятельности.

Какие побочные факторы привлекают внимание банка

Бывает, что под плановую проверку признак не подходит и явных нарушений нет. Но финмониторинг почему-то проявляет бдительность. Учитываются даже поведенческие черты при проведении сделок. Обратить на себя внимание можно, если у банка сложится субъективное мнение о непрозрачности ваших намерений. Например:

  1. Просьбы к сотрудникам срочно провести операцию.
  2. Действия экономически не обоснованы, складывается ощущение бесцельности.
  3. Отказ от более выгодных условий.
  4. Проведение платежей в сумме более 600 тыс. руб. разными платежками на одни и те же реквизиты в непродолжительный период.
  5. Повышенный интерес клиента к неразглашению информации о платеже.
  6. Отказ предоставлять информацию, которая не обязательна для подачи в банк, но исходя из текущих задач была запрошена.
  7. «Бессмысленные» переводы денег на свои же счета в других банках.
  8. Регулярное поступление на расчетный счет сумм от физических лиц.
  9. Частое снятие наличных денег.

Что будет, если финмониторинг посчитает операции сомнительными

Необязательно фирма или ИП, к которым направлено внимание финмониторинга, осуществляют нелегальные сделки. Банк проверяет клиентов в первую очередь для себя, в целях безопасности. Возможно, решил перестраховаться. Для подтверждения информации, которую вы предоставляли изначально, служба может потребовать дополнительно принести документы или попросить более детально объяснить цели, на которые направлена оплата. А может и ничего не просить, просто заблокировать расчетный счет без предварительных уведомлений и объяснений. Финмониторинг имеет право без ведома владельца передавать собранную информацию в налоговую или Центробанк. Обладает полномочиями перенаправлять сомнительные платежи в ЦБ, откуда их будет достать впоследствии очень проблематично.

Важно! Информацию в банк могут передавать лица, в обязанности которых не входит осуществлять за вами контроль. Но на них налагается ответственность, если они укрыли информацию, которая стала известна им при оказании вам услуг. Например, если нотариус работал с документами фирмы и обнаружил в них неладное, он обязан это сообщить.

Что делать в случае блокировки счета

Обнаружение, что счет неактивен, произойдет, скорее всего, при попытке совершить платеж. В интернет-банке появится окно с соответствующим сообщением.

Первым делом стоит позвонить в банк своему операционисту. Если решение заблокировать счет было принято их службой, он объяснит причину этой меры. Когда указание поступает от других органов, сотрудник может не знать, почему это произошло и что делать для разблокировки. В таком случае нужно связываться с тем учреждением, от которого исходила инициатива.

В большинстве случаев потребуется подтвердить операцию документами или погасить задолженность в бюджет.

Например, по решению суда не был уплачен штраф. После внесения нужной суммы работу счета возобновят. Если же причина в недоверии, сотрудники финмониторинга тщательно изучат ваше дело и решение будет зависеть от них.

Как избежать блокировки счета

Чтобы не стать участником этой неприятной процедуры, следует анализировать каждое действие с точки зрения стороннего наблюдателя и по возможности делать каждую значительную операцию максимально прозрачной, с соблюдением правил.

  1. Своевременно вносите коды экономической деятельности в налоговый реестр, если фирма начинает заниматься чем-то новым.
  2. Перед заключением контракта с новым партнером проверяйте его деловую репутацию.
  3. Максимально раскрывайте информацию по платежам свыше 600 тыс. руб., даже если банк не просит. Его отследят в обязательном порядке. Если сумма отправлена несколькими платежами, это ничего не меняет.
  4. Всегда сохраняйте чеки, чтобы можно было подтвердить целевое использование средств, снятых наличными. Чернила имеют свойство бледнеть со временем, поэтому лучше прикалывать к авансовым отчетам оригиналы чеков вместе с копиями.
  5. По возможности меньше пользуйтесь наличными деньгами. Помочь в этом может использование корпоративной карты.

Банковская система постоянно совершенствуется, вводятся новые алгоритмы выявления опасных субъектов. Отделы финмониторинга являются одними из значимых инструментов в реализации этой задачи. Блокировка счета может стать значительной неприятностью для фирмы. Поэтому при ведении бизнеса стоит учитывать эту сторону взаимоотношений с банком.

Статья написана по материалам сайтов: law-uradres.ru, law115.ru, assistentus.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector