+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Формы и методы проведения аудиторских проверок определяет

Процедуры получения аудиторских доказательств.

Инспектирование — это проверка записей, документов или материальных активов. В ходе инспектирования записей и доку­ментов аудитор получает аудиторские доказательства различной степени надежности в зависимости от их характера и источника, а также от эффективности средств внутреннего контроля за про­цессом их обработки.

Документальные аудиторские доказательства, характеризу­ющиеся различными степенями надежности, включают в себя: документальные аудиторские доказательства, созданные тре­тьими лицами и находящиеся у них (внешняя информация);

документальные аудиторские доказательства, созданные тре­тьими лицами, но находящиеся у аудируемого лица (внешняя и внутренняя информация);

документальные аудиторские доказательства, созданные ауди­руемым лицом и находящиеся у него (внутренняя информация).

Проверка документов, касающихся имущества аудируемого лица, предоставляет достоверные аудиторские доказательства от­носительно его существования, но необязательно относительно права собственности на него или его стоимостной оценки.

Наблюдение — это отслеживание аудитором процесса или про­цедуры, выполняемой другими лицами (например, наблюдение аудитора за пересчетом материальных запасов, осуществляемым сотрудниками аудируемого лица, или отслеживание выполнения

процедур внутреннего контроля, по которым не остается доку­ментальных свидетельств для аудита).

Запрос — это поиск информации у осведомленных лиц в пре­делах или за пределами аудируемого лица. Запрос по форме мо­жет быть как официальным письменным запросом, адресован­ным третьим лицам, так и неформальным устным вопросом, адресованным работникам аудируемого лица. Ответы на запросы (вопросы) могут предоставить аудитору сведения, которыми он ранее не располагал или которые подтверждают аудиторские до­казательства.

Подтверждение — это ответ на запрос об информации, содер­жащейся в бухгалтерских записях (например, аудитор обычно запрашивает подтверждение о дебиторской задолженности не­посредственно у дебиторов).

Пересчет — это проверка точности арифметических расчетов в первичных документах и бухгалтерских записях либо выполне­ние аудитором самостоятельных расчетов.

Аналитические процедуры представляют собой анализ и оценку полученной аудитором информации, исследование важнейших финансовых и экономических показателей проверяемого аудиру­емого лица с целью выявления необычных и (или) неправильно отраженных в бухгалтерском учете хозяйственных операций, вы­явление причин таких ошибок и искажений.

Методика аудиторской проверки. Каждая наука, в том числе экономическая, кроме специфического предмета и объекта изу­чения должна иметь свой метод как общий подход к исследова­нию, который конкретизируется в методике. Методология (фи­лософия методики) аудита состоит из метода как общего подхода к исследованиям и конкретной методики как совокупности спе­циальных приемов (методов), применяемых при аудиторских проверках.

Метод аудита как общий подход к исследованиям базируется на диалектике. Основные принципы метода аудита отражают следующие основные черты диалектики:

единство анализа (разложение изучаемого явления на состав­ные части и исследование каждой из них) и синтеза (объедине­ние проанализированных расчлененных на элементы явлений в единое, внутренне связанное целое); анализ и синтез представля­ют собой две стороны единого процесса познания явлений;

единство дедукции (изучение явлений путем постепенного пе­рехода от общего к частному, единичному) и индукции (изучение явлений путем постепенного перехода от частного к общим обобщающим закономерностям);

изучение явлений в их взаимосвязи (взаимосвязь и причинная вза­имозависимость явлений обусловливают необходимость комплекс­ного подхода к изучению и оценке хозяйственной деятельности);

изучение явлений в развитии, динамике. Развитие хозяйственной деятельности есть не просто количественный рост продукции, но и отражает качественное состояние в области технико-органи­зационного уровня деятельности. Метод сравнения во времени и пространстве (со средними показателями в рыночной экономике мира, страны, с показателями аналогичных предприятий, конку­рентов) дает возможность правильно оценить деятельность ауди­руемого лица.

Метод аудита как общий подход к изучению хозяйственной деятельности, отражаемой в бухгалтерской информации, состав­ляет основу для аудита.

Методика аудиторских проверок — это совокупность специ­альных приемов (методов), применяемых для обработки эконо­мической информации в целях аудита.

Многообразные приемы можно объединить в три группы: определение реального состояния объектов, анализ, оценка.

Приемы первой группы — это осмотр, пересчет, измерение, по­зволяющие определять количественное состояние объекта; лабо­раторный анализ, цель которого — определение качественного состояния объекта; запрос; документальная проверка. Проверка аудитором фактического наличия (инвентаризация) отдельных наименований или всех материалов и готовой продукции позво­ляет не только убедиться в наличии, но и определить состояние учета в местах хранения, порядок составления приходно-расход­ных документов.

Для сравнения отдельных показателей отчетности использу­ются аналитические процедуры (приемы второй группы).

На стадии планирования анализ помогает аудитору планиро­вать характер, время и объем других аудиторских процедур, на стадии проведения существенных проверок — обрабатывать зна­чительную детализированную информацию (например, если план счетов компании включает 20 счетов затрат, то аудитору проще вывести тенденции изменения этих затрат по месяцам, чем выборочно проверять некоторые суммы, чтобы обнаружить нетипичные затраты или проводки), на финальной стадии — делать общий обзор финансовой информации.

Результаты аналитических процедур могут быть: убеждающими (если аудитор может разумно оценить правиль­ность остатка по счету после проведения анализа, то ему не надо проводить другие процедуры);

подтверждающими (если анализ должен только подтвердить информацию, полученную от клиента, или выводы, сделанные аудитором, то перед аналитической процедурой ему необходимо выполнить дополнительные проверки);

неприменимыми (если результаты анализа не могут служить доказательством выводов аудитора, то ему необходимо разрабо­тать другие процедуры проверки).

Приемы третьей группы — это оценка прошлого, настоящего и будущего состояния объектов аудита, логическое завершение процесса сопоставления. Оцениваются состояние ресурсов, целе­сообразность и законность хозяйственных операций, достовер­ность экономической информации, касающиеся событий и, со­ответственно, не отраженные в бухгалтерском учете. Методом учетной оценки обычно определяются размеры резервов по га­рантийным обязательствам, резервов по сомнительным долгам, стоимость ценных бумаг и т.д.

Помимо указанных приемов аудитор может привлекать внеш­ние по отношению к проверке методические положения, заим­ствованные из других наук:

математические теории (формальные выборки, регрессион­ный и кластерный анализ);

экономические теории (ценность денег во времени, теория оценки капитала);

теории бухгалтерского учета и финансов (теория процентов, финансовый анализ и прогнозирование банкротств);

теории информации и коммуникации (способность аудитора вступать в контакт с третьими лицами, составление заключения);

информационные технологии (экспертные системы, компь­ютерные системы, технология баз данных);

управление (планирование и контроль, организационные тео­рии и теории мотивации);

вопросы права и налогообложения.

К технике аудита относится также оказание консультацион­ных услуг (контроль, банковское обслуживание, оплата труда работников и т.д.).

Аудиторы самостоятельно определяют приемы и методы своей работы. Все методы аудита условно можно разбить на две груп­пы: методы организации аудита в целом и конкретные методы проверки операций, сальдо счетов и т.п.

Методы организации аудита в целом:

1) сплошная проверка;

2) выборочная проверка;

3) документальная проверка;

4) фактическая проверка;

5) аналитическая проверка;

6) комбинированная проверка.

Первые четыре метода широко известны, применялись и при­меняются в России в ревизорской работе. Естественно, что сплошная или выборочная проверка может быть и документаль­ной, и фактической.

Аналитическая проверка — это использование различных ме­тодов и приемов анализа хозяйственной деятельности, математи­ки, статистики для выявления проблем и противоречий в учете и отчетности клиента, с тем чтобы уделить этим вопросам внима­ние в ходе аудита. В некоторых случаях (длительное сотрудниче­ство аудиторов с данным клиентом, доверие к руководству про­веряемой компании и т.д.) аудит может быть ограничен только аналитической проверкой.

Комбинированная проверка — это сочетание различных ме­тодов организации аудита.

Конкретные методы проверки операций, счетов, документов.

Федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельно­сти № 5 «Аудиторские доказательства» предусматривается перечень основных конкретных методов и процедур получения аудиторских доказательств, методов проверки операций, счетов, документов.

3. ОРГАНИЗАЦИЯ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3.3. Методика проведения аудиторских проверок

В настоящее время можно выделить 4 основных подхода к созданию методик аудита:

Бухгалтерский подход является традиционным. Он заключается в разработке методик проверки по различным разделам бухучета, например, аудит кассовых операций, аудит расчетов с персоналом по оплате труда и т.д. Методики аудиторской проверки по счетам бухучета в том или ином наборе выступают составными частями каждой аудиторской проверки. В правилах (стандартах) аудиторской деятельности они называются методиками проверки оборотов и сальдо по счетам бухучета.

Юридический подход включает в себя разработку методик проверки различных вопросов с юридической точки зрения. В некоторых аспектах такие методики пересекаются с бухгалтерскими, но подразумевают более глубокое изучение правовой стороны отражения хозяйственной деятельности предприятия в учете. К таким методикам можно отнести методику аудита уставного капитала, включающую экспертизу правильности и полноты формирования уставного капитала, а также порядок проверки правильности отражения в учете расчетов с учредителями.

Экспертиза заключенных предприятием хозяйственных договоров на соответствие законодательству и экспертиза соблюдения трудового законодательства также относится к юридическому типу методик аудита. В стандартах аудиторской деятельности они называются методиками проверки средств системы контроля.

Специальный подход включает в себя разработку методик проверки групп предприятий, обладающих общими специальными признаками (структурой управления, структурой капитала, численностью работников, налоговым режимом, организационно-правовой формой). Например, методики аудита предприятий с иностранными инвестициями, предприятий, работающих в условиях специальных налоговых режимов (по упрощенной системе налогообложения).

При отраслевом подходе разрабатываются методики аудита предприятий в зависимости от вида их деятельности и отраслевой принадлежности. К таким методикам относятся методики аудита: предприятий торговли, сельскохозяйственных предприятий, строительных организаций, банков, страховых организаций, инвестиционных институтов. В этих методиках учтены особенности проверки состава затрат, организации управленческого учета.

Применяя все перечисленные методики необходимо использовать современные инструментальные средства – тесты, таблицы, анкеты, опросные листы – облегчающие работу аудиторов.

Совокупность комплексов работ предприятия, которые необходимо проверить при аудите, можно разделить на 2 группы. Первая включает учредительные и другие общие документы, хозяйственные договоры, учетную политику, отчетность, систему внутреннего контроля. Вторая – комплексы по всем разделам и счетам бухучета.

Методика детальной проверки отражения в учете оборотов и сальдо по счетам должна разрабатываться по единой (типовой) схеме, включающей:

1) перечень нормативных документов, регулирующих порядок отражения хозяйственных операций по данному счету;

2) описание альтернативных учетных решений, выбор которых предоставлен предприятию нормативными документами;

3) состав первичных документов по счету;

4) регистры аналитического учета по счету;

5) регистры синтетического учета по счету;

6) бухгалтерская отчетность, в которой находит отражение раздел (участок, счет);

7) классификатор возможных нарушений по разделу;

8) перечень типовых нарушений по разделу;

9) перечень вопросов (вопросник) для проведения типовых опросов на этапе планирования аудиторской проверки;

10) перечень аудиторских процедур, применяемых при проверке оборотов и остатков по счету;

11) последовательность выполнения аудиторских процедур;

12) особенности проведения аудита в условиях использования ПК (ЭВМ);

13) применение методов экономического анализа.

Для получения необходимых аудиторских доказательств аудитор в ходе проверки конкретного участка осуществляет определенные действия или совокупности действий (просматривает документы, сравнивает их, производит подсчеты, опрашивает работников и т. д.). Эти действия, осуществляемые аудитором в определенном порядке, называются аудиторскими процедурами. В зависимости от характера действий, осуществляемых аудитором, различают процедуры фактические, документальные, аналитические, процедуры на соответствие (контрольные) и по существу, процедуры сплошной проверки и процедуры проверки выборочной.

Все аудиторские процедуры разрабатываются по единой схеме, содержащей:

— наименование контрольной процедуры;

— цель проведения контрольной процедуры;

— перечень документов клиента, необходимых для выполнения процедуры и являющихся источниками информации для проверки;

— перечень необходимых нормативных документов;

— нормы, нормативы и другую справочную информацию;

— описание техники исполнения процедуры;

— описание формы представления результатов проведенной процедуры (форма рабочего документа).

Все аудиторские процедуры должны быть снабжены классификационными номерами, позволяющими делать ссылки на них в программе аудита, оформлять рабочую документацию аудитора.

В условиях использования ПК применение такого способа получения аудиторских доказательств, как проверка арифметических расчетов клиента, становится бессмысленным. Расширяется сфера применения способа прослеживания. Прослеживание – это процедура, в ходе которой аудитор проверяет некоторые первичные документы и их отражение в регистрах синтетического и аналитического учета, находит заключительную корреспонденцию счетов и убеждается в том, что соответствующие операции отражены в учете правильно (или неправильно).

При определении методики аудиторской проверки, самостоятельно разрабатываемой в соответствии с действующими нормативными актами, аудиторам или аудиторской фирме, следует учитывать, что главными источниками информации для составления бухгалтерской и налоговой отчетности служат данные учетных регистров, в том числе Главная и Кассовая книги, журналы-ордера, оборотно-сальдовые ведомости, машинограммы и другие документы, которые позволили бы аудитору сверить данные об остатках на одноименных синтетических счетах с балансовыми статьями по состоянию на конец проверяемого периода.

Методики выполнения аудиторских проверок, разрабатываемые специалистами аудиторских организаций, – их коммерческая тайна.

В процессе аудиторской работы применяются хорошо известные и зарекомендовавшие себя как надежные следующие методы:

— арифметической (счетной) проверки.

При формальной проверке выявляется, все ли реквизиты документа имеют место и правильно ли они заполнены, имеются ли подписи ответственных лиц, относится ли документ к тому месяцу, в котором он проведен по учетным регистрам, и т.д.

Логическая проверка, или проверка по существу, выясняет, имела ли место та или иная хозяйственная операция и в указанном ли объеме. Такая проверка обнаруживает приписки из-за завышения объема выполненных работ, завышения цен и расценок, отражения в первичных документах таких работ, которые никогда не выполнялись и не могли быть выполнены вообще.

Арифметическая (счетная) выявляет ошибки при таксировке (умножении цены или расценки на количество) или суммировании ряда чисел в процессе составления накопительных и группировочных ведомостей. Однако такая проверка не сводится только к проверке простых арифметических действий. Даже при проверке таксировки не просто определяется правильность умножения цены на количество, а привлекаются к проверке цены, расценки, тарифы, ставки, нормы и т.д., т.е. арифметическая проверка сочетается с логической.

Выводы о достоверности бухгалтерской отчетности аудитор делает на основе анализа информации, полученной в ходе проверки из различных источников (из бухгалтерских документов проверяемого субъекта, от его работников, от третьих лиц). Результаты анализа полученной информации являются для аудитора аудиторскими доказательствами. На основе таких доказательств аудитор формирует свое мнение, которое он будет выражать в аудиторском заключении.

Существуют определенные требования к аудиторским доказательствам, на основе которых аудиторская фирма или аудитор-предприниматель может составить обоснованное мнение о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

Наиболее распространенными способами получения доказательств, которые аудиторские организации могут применять, являются:

— проверка арифметических расчетов клиента,

— проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций,

— устный опрос персонала,

— подготовка альтернативного баланса.

В отдельных случаях бухгалтер-аудитор прибегает к так называемой встречной проверке, когда сопоставляются данные разных документов, относящихся к одной и той же хозяйственной операции. Зачастую при встречной проверке сопоставляются копии документов, находящихся в разных организациях и отражающих одну и ту же хозяйственную операцию. При этом выявляются существенные различия вследствие исправленных данных в документах, подмены документов или же отражения совершенно разных сведений в документах, связанных с оформлением одной и той же операции.

Зачастую аудит предполагает использование выборки. Под выборкой в аудите понимают совокупность определенным образом отобранных документов, проверка которых позволяет сделать вывод о достоверности всей документации.

От оценки аудитором состояния учета и внутреннего контроля на предприятии зависят и все его последующие действия. Так, если у аудитора в результате изучения отчетности и бесед с персоналом сложилась абсолютная уверенность в том, что отчетность составлена верно на основе правильных и достоверных исходных данных, то он может проводить выборочную проверку первичных документов и регистров учета.

В противном случае, когда аудитор остался не удовлетворенным правильностью оформления исходных данных, компетентностью бухгалтерского персонала, организацией внутреннего контроля, он обязан провести самую тщательную проверку, как правило, сплошную. Сплошная проверка очень трудоемка. Но согласно нормам профессиональной этики аудитор должен либо убедиться в достоверности (недостоверности) бухгалтерской отчетности клиента, либо отказаться от выражения мнения о ней.

Чаще у аудитора бывает средняя степень уверенности в достоверности отчетности клиента. Она может быть вызвана тем, что по одним разделам учет хорошо организован, осуществляется квалифицированными специалистами, автоматизирован, налажен внутренний контроль со стороны главного бухгалтера и специалистов смежных участков учета, а по другим разделам складывается прямо противоположная картина. Именно при средней степени уверенности необходимо применять выборочные методы контроля.

Аудиторская выборка представляет собой отобранные по определенным правилам элементы для формирования проверяемой совокупности в виде отдельных документов, записей и т.п.

Выборочная проверка может быть двух видов:

1) на соответствие (такая проверка называется еще атрибутивной);

2) по существу (количественная).

Задача выборочной проверки на соответствие – установить, часто ли в проверяемом отчетном периоде нарушались нормы внутреннего контроля. Например, проверка такого элемента внутреннего контроля, как санкционирование руководством предприятия оплаты счетов на покупку материальных ценностей, оплату услуг сторонних организаций, сличение поступающих материальных ценностей по наименованиям, количеству и качеству в натуре с данными сопровождающих документов.

Задача выборочной проверки по существу состоит в измерении нарушений внутреннего контроля в стоимостном выражении. Например, подтверждение сальдо счетов бухгалтерского учета, записей в первичных документах, получение подтверждений от третьих лиц, анализ показателей хозяйственной деятельности.

При определении порядка проведения проверки конкретного раздела бухучета аудитор должен определить цели проверки и аудиторские процедуры, позволяющие достичь эти цели. Затем аудитор должен определить возможные ошибки, оценить необходимые ему доказательства, которые требуется собрать, и на основе этого установить совокупность рассматриваемых данных.

Организация выборочного исследования включает в себя определение:

1) величины выборки (массива, поля проверяемой и генеральной совокупности);

Это интересно:  Преступления против личных прав и свобод

2) единицы наблюдения;

3) единицы отбора;

4) методов отбора;

5) объема выборки;

6) проверки представительности (репрезентативности) выборки;

7) порядка распространения выборочных данных на проверяемую совокупность.

Для достижения поставленных целей проверки необходимо определение соответствующей проверяемой совокупности, поскольку именно к ней относится заключение, сделанное на основе выборки.

Проверяемая совокупность – весь набор определенных элементов. В аудите в качестве элементов могут выступать бухгалтерские записи (проводки), статьи, записи, из которых делается выборка. Для составления проверяемой совокупности вся документация клиента разбивается на однородные массивы данных по различным признакам (характеру документов, материально ответственным лицам, временной последовательности и др.). Например, аудитор собирает информацию о дебиторской задолженности свыше 600 тыс. руб., исследуемой совокупностью будет совокупность всех бухгалтерских документов, записей, затрагивающих расчеты с дебиторами, но не менее чем на 600 тыс. руб.

Единица отбора при таком типе выборок совпадает с единицей наблюдения (документом).

Единица наблюдения при аудиторской проверке объективно обусловлена. Ею может быть какой-либо раздел или участок бухучета, тип хозяйственных операций. В рамках одной и той же единицы наблюдения единицы отбора могут быть различными.

Осуществляя выборку, аудитор может разбить всю изучаемую совокупность на отдельные группы, элементы, каждый из которых имеет сходные характеристики. Эта процедура называется стратификацией, она позволяет снизить разброс (вариацию) данных.

Обычно выборка должна быть репрезентативной. Это предполагает, что все элементы изучаемой совокупности имеют равную вероятность быть отобранными в выборку. Репрезентативность выборки обеспечивается одним из способов отбора:

1) случайный – может проводиться по таблице случайных чисел;

2) систематический – предполагает, что элементы отбираются через постоянный интервал, начиная со случайно выбранного числа. Интервал строится либо на определенном числе элементов совокупности (например, изучение каждого 20-го документа из всех документов данной категории), либо на стоимостной их оценке (например, отбирается тот элемент, на который приходится каждый следующий миллион рублей в совокупной стоимости элементов);

3) комбинированный – представляет собой комбинацию различных методов случайного и систематического отбора.

Аудитор имеет право прибегать к нерепрезентативной (непредставительной) выборке только тогда, когда профессиональное суждение аудитора по итогам проведения выборки не должно касаться всей совокупности в целом. Например, когда аудитор проверяет отдельно взятую группу операций либо класс операций, по которым установлены возможные ошибки.

Для любой выборки аудитор обязан:

— анализировать каждую ошибку, попавшую в выборку;

— экстраполировать полученные при выборке результаты на всю проверяемую совокупность;

— оценить риски выборки.

При анализе ошибок, попавших в выборку, аудитор должен в первую очередь установить их характер. Формируя выборку, следует описать, для достижения каких целей она проводится, и применительно к ним оценить найденные в выборке ошибки. Если поставленные цели проверки не были достигнуты с помощью выборочного исследования, то аудитор может провести альтернативные аудиторские процедуры.

Аудитор может оценить качественный аспект ошибок (их сущность и вызвавшую их причину), а также установить их влияние на другие участки аудита.

Аудитор должен убедиться, что ошибка в проверяемой совокупности не превышает допустимую величину. Для этого он сравнивает ошибку совокупности, полученную посредством распространения, с допустимой ошибкой. Если первая ошибка оказалась больше допустимой, аудитор должен повторно оценить риски выборки, и если сочтет их неприемлемыми, то ему следует расширить круг аудиторских процедур или применять аудиторские процедуры, альтернативные уже проведенным.

При определении объема выборки аудитор должен установить риск выборки, допустимую и ожидаемую ошибки.

Риск выборки заключается в том, что мнение аудитора по определенному вопросу, составленное на основе выборочных данных, может отличаться от мнения по данному вопросу, составленному на основании изучения всей совокупности. Риск выборки имеется как при тестировании средств системы контроля, так и при проведении детальной проверки верности отражения в бухучете оборотов и сальдо по счетам. Различают риски первого и второго рода.

При тестировании средств контроля различают следующие риски выборки:

а) риск первого рода – риск отклонить верную гипотезу, когда результат выборки свидетельствует о ненадежности системы контроля, в то время как в действительности система надежна;

б) риск второго рода – риск принять неверную гипотезу, когда результат выборки свидетельствует о надежности системы, в то время как в действительности система контроля не обладает необходимой надежностью.

При проведении детальной проверки верности отражения в учете оборотов и сальдо по счетам выделяют следующие риски выборки:

а) риск первого рода – риск отклонить верную гипотезу, когда результат выборки свидетельствует, что проверяемая совокупность содержит существенную ошибку, в то время как совокупность свободна от такой ошибки;

б) риск второго рода – риск принять неверную гипотезу, когда результат выборки свидетельствует, что проверяемая совокупность не содержит существенной ошибки, в то время как совокупность содержит существенную ошибку.

Риск отклонения верной гипотезы требует проведения дополнительной работы со стороны аудиторской организации или экономического субъекта. Риск принятия неверной гипотезы ставит под сомнение сами результаты работы аудитора.

Размер выборки определяется величиной ошибки, которую аудитор считает допустимой. Допустимая ошибка устанавливается на стадии планирования аудита. Чем меньше размер допустимой ошибки, тем больше должен быть объем аудиторской выборки.

При проведении аудиторской проверки необходимо использовать рабочую документацию.

К рабочей документации относятся:

1) планы и программы проведения аудита;

2) описания использованных аудиторской организацией процедур и их результатов;

3) объяснения, пояснения и заявления экономического субъекта;

4) копии, в том числе фотокопии, документов экономического субъекта;

5) описания системы внутреннего контроля и организации бухгалтерского учета экономического субъекта;

6) аналитические документы аудиторской организации и др.

Проведение аудиторской проверки

Проведение аудиторской проверки

Говоря о методах и приемах, имеется в виду способы или систему действий, применяемых для исполнения аудиторской проверки. Аудиторские фирмы (индивидуальные аудиторы) самостоятельно выбирают приемы и методы своей работы. Такое право оговорено в законе РФ «Об аудиторской деятельности».

Наиболее широко в ходе аудиторской проверки применяются выборочные методы и тестирование. Конкретные методы и приемы, применяемые в процессе аудиторской проверки, должны быть отражены в рабочих документах аудитора.

Аудиторская проверка — это мероприятие, заключающееся в сборе, оценке и анализе аудиторских доказательств, касающихся финансового положения экономического субъекта, подлежащего аудиту.

По методу проведения аудиторская проверка может быть: сплошной; выборочной; комбинированной; документальной; фактической.

Сплошная проверка предполагает детальное изучение всей совокупности первичной бухгалтерской документации, регистров аналитического и синтетического учета, содержания бухгалтерской отчетности.

В ходе аудиторской проверки сплошным методом данные первичных документов сопоставляются с содержанием регистров аналитического учета (лицевых счетов). Затем устанавливается соответствие данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета. Проверяется правильность отражения остатков по синтетическим счетам на отчетные даты в соответствующих статьях баланса.

Например, в кредитных учреждениях при проведении сплошной проверки правильности отражения данных первичных документов по соответствующим лицевым счетам необходимо учитывать следующее:

§ сплошная проверка не всегда проводится ввиду высокой её трудоемкости (в банках насчитываются тысячи лицевых счетов клиентов — расчетных, ссудных, депозитных и других);

§ сверка данных аналитического и синтетического учета, установление соответствие данных синтетического учета и бухгалтерской отчетности осуществляется в автоматическом режиме.

Выборочная проверка позволяет получить достаточно точные данные о проверяемой совокупности по её относительно малой части. При выборочной проверке аудитор проверяет документацию бухгалтерского учета организации не сплошным порядком, а выборочно, следуя требованиям соответствующего правила (стандарта) аудиторской деятельности.

Выборка должна быть репрезентативной, то есть представительной. Для этого можно использовать один из следующих методов:

§ случайный отбор — проводится по таблице случайных чисел;

§ систематический отбор — заключается в том, что элементы отбираются через постоянный интервал, начиная со случайно выбранного числа. Интервал строится на определенном числе элементов совокупности (например, изучение каждого 20-ого документа из всех документов данной категории); либо на стоимостной их оценке (например, отбирается тот элемент, составляющий сальдо или оборот, на который приходится каждый следующий миллион рублей в совокупной стоимости элемента);

§ комбинированный отбор — представляет комбинацию различных методов случайного и систематического отбора.

Аудиторской организации необходимо при определении объема выборки установить допустимый риск выборки, просчитать допустимые и ожидаемые ошибки, отразить в рабочей документации все стадии проведения выборки и анализ её результатов.

Комбинированная проверка — предполагает сочетание методов сплошной и выборочной проверок.

Методом сплошной проверки проводится аудит малочисленных операций, связанных с высоким риском. К таким операциям в основном относятся: валютные операции, операции с фондовыми ценностями, другие.

Методом выборочной проверки проводится аудит операций, объем которых достаточно велик. К подобным операциям относятся, например: кассовые, расчетные, хозяйственные и другие.

Документальная (камеральная) проверка — проверка, ограниченная изучением документов бухгалтерского учета (первичных и сводных) и бухгалтерской или налоговой отчетности экономического субъекта. Подобная проверка не предполагает проведение инвентаризации, устного опроса персонала руководства проверяемой организации, она осуществляется, как правило, без выхода на проверяемый объект.

Фактическая проверка осуществляется с выходом на проверяемый объект или в аудируемую организацию.

Документальная и фактическая проверки могут быть как сплошными, так и выборочными или комбинированными.

Цель аудита — выражение мнения о достоверности финансовой отчетности аудируемых лиц и соответствия порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.

В соответствии с результатами предварительного анализа предприятия, аудитор определяет способ проведения проверки ‑ сплошной или выборочный. В случае принятия решения провести выборочный аудит аудитор формирует аудиторскую выборку в соответствии с Федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности №16 «Аудиторская выборка» (далее Федеральный стандарт №16).

Данный стандарт устанавливает методы отбора элементов с целью получения аудиторских доказательств. Так, аудитор может отобрать все элементы, либо определенные элементы, либо сформировать аудиторскую выборку.

Аудиторская выборка представляет собой:

в широком смысле ‑ способ проведения аудиторской проверки, при котором аудитор проверяет документацию бухгалтерского учета экономического субъекта не сплошным порядком, а выборочно, следуя при этом требованиям соответствующего правила (стандарта) аудиторской деятельности;

в узком смысле ‑ перечень определенным образом отобранных элементов проверяемой совокупности, чтобы на основе их изучения сделать вывод о всей проверяемой совокупности.

Организация аудиторской выборки требует как теоретических, так и практических разработок. От подготовки и правильного проведения аудиторской выборки во многом зависят результаты и качество аудиторской проверки. Федеральный стандарт №16 предъявляет требование репрезентативности к выборке, для этого необходимо использовать либо случайный, либо систематический отбор, либо их комбинацию.

В действительности, на основе собственных суждений, аудиторы не могут точно сказать, является ли выборка представительной. Однако они могут повысить ее представительность, проявляя должную тщательность при определении ее объема, в самом отборе и оценке результатов Таким образом, при подготовке и осуществлении выборочной проверки перед аудитором возникает задача выбора метода формирования выборки и оценки полученных результатов.

При этом он должен удостовериться, что используемые им методы являются надежными с точки зрения получения достаточного надлежащего аудиторского доказательства.

Для решения поставленной задачи аудитору необходимо понимать сущность статистических и нестатистических методов, их различия, достоинства и недостатки, и, как следствие, варианты применения в конкретных ситуациях.

Рассмотрим представленные в стандарте методы выборочного исследования более подробно.

Статистический метод — это выборочное исследование, при котором используется математический аппарат теории вероятностей для построения выборки и ее оценки с целью формулирования заключения о совокупности в целом . Основные характеристики данного метода:

выборка из совокупности формируется случайно;

для расчетов и выражения результатов используются статистические методы.

Нестатистический метод выборочной проверки определяют как выборочное исследование, при котором аудиторы не применяют статистических методов для выражения результатов . Технологией отбора элементов может быть произвольный выбор или какой-то другой метод, не основанный на математических методах. Таким образом, выбирая нестатистический подход, аудитор опирается исключительно на свою способность выносить профессиональное суждение. Он сам решает, какие именно единицы совокупности ему выбирать.

Достоинства и недостатки описанных выше подходов представлены в табл.

Кто определяет формы и методы проведения аудиторских проверок

Следует отметить, что давать нестатистическую оценку при использовании вероятностных методов допустимо, но чаще предпочитают этого не делать , поэтому в таблице данный вариант не рассмотрен.

Статистические, и нестатистические методы предусматривают две аналогичные процедуры: получение выборки и оценку результатов. Получение выборки включает в себя решение вопроса о том, как выбрать единицы из совокупности, а оценка результатов ‑ это собственно выводы, основанные на аудиторских тестах отобранных единиц.

Взаимосвязь методов получения выборки и оценки результатов можно выразить следующим образом (табл. 2):

В стандарте №16 отмечено, что статистический и нестатистические подходы в аудите являются альтернативными, то есть либо аудитор использует только статистический подход и вероятностный метод получения выборки, либо нестатистический и – невероятностный. На наш взгляд, аудитор должен использовать данные подходы в сочетании, что позволит:

сократить трудозатраты на исследование генеральной совокупности в целом;

повысить представительность выборочной совокупности;

регулировать численность выборки с минимальной ошибкой.

59.Регулирование аудиторской деятельности в Российской Фе­дерации

Основным нормативным актом, регулирующим аудит в России, является Федеральный закон от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности». В нем дано понятие аудита, аудиторских услуг, определены права, обязанности, ответственность аудируемых лиц, аудиторской организации; раскрыты требования по аттестации, лицензированию; определены органы, на которые возложены контрольные функции за соблюдением требований законодательства в области аудита.

Контроль за соблюдением норм законодательства, стандартов аудита и профессиональной этики может осуществляться как уполномоченным государственным органом, так и профессиональными аудиторскими объединениями

К органам, осуществляющим контроль за аудиторской деятельностью в России, относятся:

§ уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, определенный Правительством РФ;

§ аккредитованные профессиональные аудиторские объединения.

В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 07.08.2001 № 199-ФЗ «Об аудиторской деятельности» науполномоченный федеральный орган исполнительной власти в лице Министерства финансов России возложены следующие функции:

§ издание нормативных актов в пределах своей компетенции;

§ организация разработки и представления на утверждение Правительству РФ правил (стандартов) аудиторской деятельности;

§ организация системы аттестации, обучения, повышения квалификации, лицензирования;

§ организация системы надзора за соблюдением лицензионных требований;

§ осуществление контроля за соблюдением федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности;

§ определение объема и порядка предоставления отчетности об аудиторской деятельности, финансовой отчетности;

§ ведение реестра аудиторов, аудиторских фирм;

§ осуществление аккредитации профессиональных аудиторских объединений.

Согласно ст. 19 Федерального закона от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» при уполномоченном федеральном органе исполнительной власти определен Совет по аудиторской деятельности. Он создается для учета мнения профессиональных участников рынка аудиторской деятельности и выполняет следующие функции:

§ принимает участие в подготовке и предварительном рассмотрении основных документов аудиторской деятельности и проектов решений Минфина России;

§ разрабатывает федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, периодически их пересматривает и выносит на рассмотрение в Минфин России;

§ рассматривает обращения и ходатайства аккредитованных профессиональных аудиторских объединений и вносит соответствующие рекомендации на рассмотрение в Минфин России.

. Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в РФ

Методы аудиторской проверки

Предварительный план аудита

На этапе предварительного планирования аудитор должен ознакомиться с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта и иметь информацию о внешних и внутренних факторах, влияющих на его деятельность. Аудитору также следует ознакомиться со следующими элементами жизнедеятельности организации:

  1. организационно-управленческой структурой экономического субъекта;
  2. видами производственной деятельности и номенклатурой выпускаемой продукции;
  3. структурой капитала и курсом акций (в случае если акции экономического субъекта подлежат котировке);
  4. технологическими особенностями производства продукции;
  5. уровнем рентабельности;
  6. основными покупателями и поставщиками экономического субъекта;
  7. порядком распределения прибыли, остающейся в распоряжении организации;
  8. существованием дочерних и зависимых организаций;
  9. организованной экономическим субъектом системой внутреннего контроля;
  10. принципами формирования оплаты труда персонала.
  1. устав экономического субъекта;
  2. документы о регистрации экономического субъекта;
  3. протоколы заседаний совета директоров, собраний акционеров либо других аналогичных органов управления экономического субъекта;
  4. документы, регламентирующие учетную политику экономического субъекта и внесение изменений в нее;
  5. бухгалтерская отчетность;
  6. статистическая отчетность;
  7. документы планирования деятельности экономического субъекта (планы, сметы, проекты);
  8. контракты, договоры, соглашения экономического субъекта;
  9. внутренние отчеты аудиторов-консультантов;
  10. внутрифирменные инструкции;
  11. материалы налоговых проверок;
  12. материалы судебных и арбитражных исков;
  13. документы, регламентирующие производственную и организационную структуру экономического субъекта, список его филиалов и дочерних компаний;
  14. сведения, полученные из бесед с руководством и исполнительным персоналом экономического субъекта;
  15. информация, полученная при осмотре экономического субъекта, его основных участков, складов.

На этапе предварительного планирования аудиторская организация оценивает возможность проведения аудита. В случае если аудиторская организация считает возможным проведение аудита, она переходит к формированию штата для проведения аудита и заключает договор с экономическим субъектом. При планировании состава специалистов, входящих в аудиторскую группу, аудиторская организация обязана учитывать:

  1. бюджетрабочего времени для каждого этапа аудита – подготовительного, основного и заключительного;
  2. предполагаемые сроки работы группы;
  3. количественный состав группы;
  4. должностной уровень членов группы;
  5. преемственность персонала группы;
  6. квалификационный уровень членов группы.

Методы проведения аудита

Согласно ФЗ «Об аудиторской деятельности», аудиторские фирмы и аудиторы вправе самостоятельно определить формы и методы проверки. Все методы можно условно разделить на две группы:

1) методы организации аудита (сплошная проверка, выборочная проверка, документальная проверка, фактическая проверка, аналитическая проверка, комбинированная проверка);

2) методы получения аудиторских доказательств.

Аудиторские доказательства получают в результате проведения комплекса тестов средств внутреннего контроля и необходимых процедур проверки по существу. В некоторых ситуациях доказательства могут быть получены исключительно путем проведения процедур проверки по существу.

Тесты средств внутреннего контроля означают проверки, проводимые с целью получения аудиторских доказательств в отношении надлежащей организации и эффективности функционирования систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля.

Процедуры проверки по существу проводят с целью получения аудиторских доказательств существенных искажений в финансовой (бухгалтерской) отчетности. Указанные процедуры проверки проводятся в следующих формах:

Это интересно:  Вопрос по закрытым кредитам

— детальные тесты, оценивающие правильность отражения операций и остатка средств на счетах бухгалтерского учета;

При получении аудиторских доказательств с использованием тестов средств внутреннего контроля аудитор должен рассмотреть достаточность и надлежащий характер этих доказательств с целью подтверждения оценки уровня риска применения средств внутреннего контроля.

К объектам оценки систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, относительно которых аудитор собирает аудиторские доказательства, относятся:

— организация – устройство систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, обеспечивающее предотвращение и (или) обнаружение, а также исправление существенных искажений; — функционирование – эффективность действия систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в течение соответствующего периода времени.

При получении аудиторских доказательств с использованием аудиторских процедур аудитор должен рассмотреть достаточность и надлежащий характер этих доказательств наряду с доказательствами, полученными в результате тестов средств внутреннего контроля, с целью подтверждения предпосылок подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Предпосылки подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности – сделанные руководством аудированного лица в явной или неявной форме утверждения, отраженные в финансовой (бухгалтерской) отчетности. Данные предпосылки следующие:

— существование, т.е. наличие по состоянию на определенную дату актива или обязательства, отраженного в финансовой (бухгалтерской) отчетности;

— права и обязанности, т.е. принадлежность аудируемому лицу по состоянию на определенную дату актива или обязательства, отраженного в финансовой (бухгалтерской) отчетности;

— возникновение: относящиеся к деятельности аудируемого лица хозяйственная операция или событие, имевшие место в течение соответствующего периода;

— полнота, т.е. отсутствие не отраженных в бухгалтерском учете активов, обязательств, хозяйственных операций или событий либо нераскрытых статей учета;

— Стоимостная оценка: отражение в финансовой (бухгалтерской) отчетности надлежащей балансовой стоимости актива или обязательства;

— точное измерение: точность отражения суммы хозяйственной операции или события с отнесением доходов или расходов к соответствующему периоду времени;

— представление и раскрытие, т.е. объяснение, классификация и описание актива или обязательства в соответствии с правилами его отражения в финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Аудиторские доказательства собирают, принимая во внимание каждую предпосылку подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности. Аудиторские доказательства, относящиеся к одной предпосылке, например, в отношении существования товарно-материальных запасов, не могут компенсировать отсутствие аудиторских доказательств относительно другой предпосылки, например, стоимостной оценки. Характер, временные рамки и объем процедур проверки по существу зависят от проверяемой предпосылки.

3.2 Методы аудиторской проверки

В ходе тестов аудитор может получить доказательства, относящиеся более чем к одной предпосылке, например, при проверке погашения дебиторской задолженности он может выявить аудиторские доказательства как относительно ее существования, так и относительно ее величины (стоимостной оценки).

Надежность аудиторских доказательств зависит от их источника (внутреннего и внешнего), а также от формы их предоставления (визуальной, документальной или устной). При оценке надежности аудиторских доказательств, зависящей от конкретной ситуации, исходя из следующего:

— аудиторские доказательства, полученные из внешних источников более надежны;

— аудиторские доказательства, собранные непосредственно аудитором более надежны, чем доказательства, полученные от аудируемого лица;

— аудиторские доказательства в форме документов и письменных заявлений, более надежны, чем заявления, представленные в устной форме.

Предпосылки подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности сделанные руководством аудируемого лица в явной или неявной форме утверждения, отраженные в финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Аудиторские доказательства более убедительны, если они получены из различных источников, обладают различным содержанием и при этом не противоречат друг другу. Если аудиторские доказательства, полученные из одного источника, не соответствуют доказательствам, полученным из другого, аудитор должен определить, какие дополнительные процедуры необходимо провести для выяснения причин такого несоответствия.

При наличии серьезных сомнений относительно достоверности отражения хозяйственных операций в финансовой (бухгалтерской) отчетности аудитор должен попытаться получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства для устранения такого сомнения. В случае невозможности получения достаточных надлежащих аудиторских доказательств аудитор должен выразить свое мнение с соответствующей оговоркой или отказаться от выражения мнения.

Источник — Основы аудита : учебное пособие / Н. А. Богданова, М. А. Рябова. – Ульяновск : УлГТУ, 2009. – 229 с.

Все теоретические статьи

Под внутрихозяйственным рискомпонимают вероятность появления существенных искажений в бухгалтерском учете, статье баланса, однотипной группе хозяйственных операций и в отчетности субъекта до того, как такие искажения будут выявлены средствами системы внутреннего контроля. Внутрихозяйственный риск характеризует степень подверженности существенным нарушениям счетов бухгалтерского учета, статьей баланса, отчетности у проверяемого экономического субъекта.

При оценке внутрихозяйственного риска в отношении баланса и отчетности учитываются факторы:

  1. особенности функционирования и экономического положения отрасли, в которой действует экономический субъект;
  2. специфические особенности деятельности, осуществляемой субъектом;
  3. честность персонала субъекта, осуществляющего руководство и ответственного за ведение учета и подготовку отчетности,
  4. опыт и квалификация работников, ответственных за ведение учета и подготовку отчетности;;
  5. возможность наличия внешнего давления на руководителей и персонал субъекта с целью достижения любой ценой определенных показателей бухгалтерской отчетности.
  6. возможность контроля за деятельностью предприятия со стороны его собственников.

При оценке внутрихозяйственного риска в отношении счетов учетаи однотипных групп хозяйственных операций принимаются во внимание факторы:

  1. наличие отдельных счетов учета, для которых характерно появление в них непреднамеренных искажений;
  2. наличие отдельных счетов учета, для которых характерно появление в них преднамеренных искажений вследствие высокой вероятности использования их для совершения злоупотреблений;
  3. сложность учитываемых хозяйственных операций, которые требуют для их правильного оформления высокой квалификации исполнителей;
  4. наличие хозяйственных операций, бухгалтерское оформление которых может быть основано полностью или частично на субъективном мнении исполнителей;
  5. наличие хозяйственных операций, порядок правильного оформления которых неоднозначно трактуется действующим законодательством;
  6. наличие редких, необычных, нестандартных хозяйственных операций.

При оценке внутрихозяйственного риска аудитор может использовать данные аудита прошлых лет, но при этом он должен убедиться в том, что оценки величины этого риска, сделанные в предыдущем году, справедливы и для проверяемого года.

5.Понятие контрольного риска. Факторы, влияющие на его величину. Определение величины контрольного риска

Контрольный риск представляет собой оценку аудитором эффективности системы внутрихозяйственного контроля клиента с точки зрения её способности предотвращать или обнаруживать ошибки.

Контрольный риск характеризует степень надежности системы бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля субъекта.

Надежность средств контроля и риск средств контроля являются взаимодополняющими категориями:

  1. высокой надежности соответствует низкий риск;
  2. средней надежности соответствует средний риск;
  3. низкой надежности соответствует высокий риск.

Аудитор обязан изучить и оценить систему внутреннего контроля субъекта, контролирующую среду и отдельные средства контроля, что выполняется в три этапа:

  1. общее знакомство с системой внутреннего контроля;
  2. первичная оценка надежности системы внутреннего контроля;
  3. подтверждение достоверности оценки надежности системы внутреннего контроля.

Для оценки риска средств контроля аудитор применяет специальные аудиторские процедуры, называемые тестированием средств контроля.

Тестирование средств контроля включает в себя:

  1. проверку документов, отражающих проведение финансово-хозяйственных операций и получение в связи с этим аудиторских доказательств того, что средства контроля функционировали надлежащим образом;
  2. опросы и наблюдения за оформлением операций с целью получения аудиторских доказательств функционирования средств контроля в случаях, когда невозможно получить прямые документальные подтверждения этого;
  3. использование результатов других аудиторских процедур для получения данных о работоспособности средств контроля.

При анализе результатов тестирования средств контроля аудитор обязан принимать во внимание, что некоторые средства контроля могут быть эффективны в целом, но не быть эффективными в отдельные периоды времени. Это связано со следующими факторами:

  1. кратковременной заменой учетного работника, ответственного за осуществление данного средства контроля в связи с отпуском или болезнью;
  2. особенностью работы бухгалтеров субъекта, связанной с сезонными периодами работы повышенной интенсивности;
  3. появлением ошибок, имеющих единичный и случайный характер.

При оценке контрольного риска аудитор может использовать данные аудита прошлых лет, но при этом он должен убедиться в том, что оценки средств контроля прошлых лет справедливы и для проверяемого года.

6.Понятие риска необнаружения (процедурного) и пути его снижения

Под риском необнаружения понимают вероятность того, что применяемые аудитором в ходе проверки аудиторские процедуры не позволят обнаружить реально существующие нарушения, имеющие существенный характер по отдельности либо в совокупности.

Аудитор обязан на основе оценки внутрихозяйственного риска и риска средств контроля определить допустимый в своей работе риск необнаружения и с учетом минимизации риска необнаружения спланировать соответствующие аудиторские процедуры.

Существует обратная связь между риском необнаружения и комбинацией внутрихозяйственного риска и риска средств контроля:

  1. высокие значения внутрихозяйственного риска и риска средств контроля обязывают аудитора организовать проверку так, чтобы снизить величину риска необнаружения и тем самым свести общий аудиторский риск до приемлемого значения;
  2. низкие значения внутрихозяйственного риска и риска средств контроля позволяют аудитору допустить в ходе проверки более высокий риск необнаружения и при этом получить приемлемое значение общего аудиторского риска.

В случае если аудитору требуется снизить риск необнаружения он обязан:

  1. модифицировать приемлемые аудиторские процедуры, предусмотрев увеличение их количества и/или изменения их сути;
  2. увеличить затраты времени на проверку;
  3. повысить объёмы аудиторских выборок.

Если аудитор придет к выводу, что он не в состоянии снизить риск необнаружения в отношении имеющих существенный характер статей баланса или однотипной группы хозяйственных операций до приемлемого уровня, то это может служить для аудитора основанием для подготовки по итогам проверки аудиторского заключения, отличного от безусловно положительного.

Степень риска необнаружения определяется на основе данных о внутрихозяйственном риске и контрольном риске с использованием таблицы, в которой дается схема взаимосвязи между компонентами аудиторского риска.

Уровень риска необнаружения определяет набор аудиторских процедур и возможность применения выборки на тех или иных участках аудиторской проверки.

Если риск необнаружения должен быть сведен к минимальной величине, то предусматривается максимальный набор различных аудиторских процедур и организация сплошной проверки большинства хозяйствующих операций.

Если же риск необнаружения можно допустить как высокий, то применяется ограниченное количество аудиторских процедур и используются все те возможности, которые дают выборочные исследования.

Тема 6: Договорная работа и планирование аудиторской проверки.

  1. Предварительное знакомство аудитора с клиентом. Письмо-обязательство о согласии на проведение аудита.
  2. Заключение договора на оказание аудиторских услуг.
  3. Этапы и принципы планирования аудита.
  4. Подготовка общего плана аудита.
  5. Составление программы аудита.

1.Предварительное знакомство аудитора с клиентом. Письмо-обязательство о согласии на проведение аудита

При необходимости и желании проведения аудита потенциальный клиент направляет в аудиторскую фирму письмо-приглашение о проведении аудиторской проверки.

В письме должно быть указано:

  1. полное наименование предприятия,
  2. его основные характеристики,
  3. уставный фонд.

Такое официальное предложение называется офертой.

Офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определено и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение.

Оферта должна содержать существенные условия договора.

26. Методы аудиторской проверки

Она связывает направившее её лицо с адресатом с момента её получения адресатом.

В случае, если потенциальный клиент передумал заключать договор на аудиторскую проверку с данной аудиторской фирмой, он направляет аудиторской фирме извещение об отказе от оферты. Если извещение об отзыве оферты поступило раньше или одновременно с самой офертой, оферта считается аудиторской фирмой не полученной.

До начала проведения аудита или оказания сопутствующих услуг аудиторская организация должна ознакомиться с деятельностью субъекта, чтобы понять её и правильно оценивать события и операции, а также используемые методы учета.

На этапе предварительного планирования аудитор должен ознакомиться с внешними и внутренними факторами, влияющими на финансово-хозяйственную деятельность клиента, и оценить возможность проведения аудита.

Областями деятельности экономического субъекта, понимание которых существенно для аудиторской организации, являются:

  1. основная деятельность,
  2. инвестиционная деятельность
  3. прочие операции, в том числе внереализационные.

Основные методы получения информации о деятельности субъекта:

  1. изучение общеэкономических условий деятельности субъекта ( система н/о, таможенного контроля, установление лимитов, квот, национальная политика);
  2. анализ региональных особенностей влияющих на деятельность субъекта ( географическое положение предприятия);
  3. учет отраслевых особенностей сферы деятельности субъекта;
  4. знакомство с организацией и технологией производства;
  5. сбор информации о персонале субъекта, ассортименте выпускаемой продукции, применяемых методах бухгалтерского учета;
  6. сбор информации о структуре собственного капитала, об организационной и производственной структурах, о проводимой маркетинговой политике, об основных поставщиках и покупателях;
  7. анализ деятельности экономического субъекта на рынке ценных бумаг ( например покупака ипродажа акций, выдача векселей);
  8. учет наличия и взаимоотношения с филиалами и дочерними обществами;
  9. учет методов консолидации финансовой отчетности, порядка распределения прибыли;
  10. сбор информации о юридических и финансовых обязательствах субъекта;
  11. знакомство с организацией системы внутреннего контроля.

Методы проведения аудиторской проверки

Цели и задачи аудиторской проверки

Аудиторская проверка может быть обязательной и инициативной. Первая проводится в случаях, установленных законодательством РФ, вторая – по решению предприятия. Первые организации в соответствии с п.2 ст.13 Федерального закона от 21.11.1996.№129-ФЗ в состав годовой бухгалтерской отчетности наряду с бухгалтерским балансом, отчетом о прибылях и убытках и приложениями к ним включают аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности.

Основной целью аудита следует считать выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствия порядка бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Приватное отношение в этом отдается внешнему аудиту. Для предоставления объективных, реальных и точных сведений об аудируемом объекте необходимо решить ряд задач:

1. составление плана и программы проведения аудита;

2. определение видов, источников и методов получения аудиторских доказательств;

3. проведение аудиторской проверки экономического субъекта;

4. выражение мнения по результатам проведенного аудита о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Для достижения главной цели способствуют требования ведения аудиторской деятельности:

¾ принцип независимости – обязательное отсутствие у аудитора при формировании мнения заинтересованности в делах проверяемого субъекта;

¾ принцип честности – обязательная приверженность аудитора своему профессиональному долгу, а также следование общим нормам морали;

¾ принцип объективности – применение аудитором беспристрастного, непредвзятого подхода к рассмотрению любых профессиональных вопросов и формированию выводов и заключений;

¾ принцип добросовестности – оказание аудитором услуг с должной тщательностью, внимательностью, оперативностью, а также ответственное отношение к своим профессиональным обязанностям;

¾ принцип конфиденциальности – аудиторы обязаны обеспечить сохранность документов, не передавать их третьим лицам, не разглашать содержимое документов ни во время проведения проверки ни после нее.

Также аудитор должен обладать профессиональной компетентностью, позволяющей квалифицированно и качественно оказывать профессиональные услуги и соблюдать профессиональное поведение, воздерживаясь от совершения поступков, не совместимых с оказанием аудиторских услуг и способных снизить доверие к профессии аудитора.

В последовательном развитии аудита выделяются три стадии: подтверждающую, системно-ориентированную и стадию аудита, базирующуюся на риске.

На подтверждающей стадии при проведении проверки аудитор-бухгалтер проверяет и подтверждает практически каждую хозяйственную операцию; вместе с бухгалтером создавая собственные учетные регистры. Такую стадию можно обозначить как восстановление бухгалтерского учета.

Системно-ориентированный аудит предусматривает наблюдение систем, которые контролируют операции. Аудиторы стали проводить проверку на основании внутреннего контроля.

Аудит, базирующий на риске, когда проверка может проводиться выборочно исходя из условий работы предприятия (нахождения критических точек работы). Направив работу в области с наиболее высоким риском, можно сократить время на проверку областей с наименьшим риском.

Одним из наиболее сложных и объемных участков бухгалтерского учета и, следовательно, аудита является учет материально-производственных запасов.

Целью аудиторской проверки материально-производственных запасов (МПЗ) является формирование мнения о достоверности показателей отчетности по статьям материальных ценностей «Запасы» и о соответствии применяемой в организации методики учета и налогообложения операций с МПЗ действующим в Российской Федерации нормативным документам. Это достигается проведением проверок на существенность, а также структур контроля и системы бухгалтерского учета и оценкой риска аудита, который зависит от характера запасов предприятия и их важности для бухгалтерских отчетов. Проверка запасов рассматривается как основная часть аудита на тех предприятиях, где их величина существенна.

В процессе проверки аудитор должен установить:

1. реальность наличия и существования МПЗ;

2. все ли операции с МПЗ, которые должны быть отражены на счетах учета, действительно в них представлены;

3. является ли организация собственником всех МПЗ, т.е. имеются ли на них имущественные права, а суммы, отраженные как задолженность – обязательствами;

4. правильность оценки МПЗ и связанных с ними обязательств;

5. правильно ли выбраны и применялись принципы учета МПЗ.

Утверждение и рассылку отчета по аудиту.

Подготовку отчета и заключения по аудиту;

Этап подготовки, утверждения и рассылки отчета (акта) по аудиту

Четвертый этап проведения проверки реализует два момента:

1) Подготовка отчета и заключения по аудиту. Результаты аудиторской проверки отображаются в аудиторском отчете. Содержание акта (отчета) о результатах проверки и оценке системы менеджмента обычно согласуется на заключительном совещании (итоговой встрече). При положительных результатах проверки этот отчет часто бывает готов к моменту проведения заключительного совещания. Руководитель группы несет ответственность за подготовку и содержание отчета по аудиту.

Аудиторский отчет содержит сведения о состоянии учета, внутреннего контроля, достаточность и достоверность отчетности и предоставляет полные, точные, четкие, краткие и ясные записи по аудиту относительно:

б) области аудита с указанием проверенных организационных и функциональных единиц или процессов за определенный период времени;

в) идентификации (указаний) заказчика аудита;

г) идентификации (указаний) руководителя и членов аудиторской группы;

д) даты и участников проведения аудита на местах;

е) критериев аудита;

ж) наблюдений аудита;

з) заключения по результатам аудита.

Отчет по аудиту также может включать или содержать ссылки на следующее:

  • план аудита;
  • список представителей проверяемой организации;
  • краткое описание процесса аудита, включая случайности и препятствия для аудита, которые могут снизить доверие к заключению по результатам аудита;
  • подтверждение достижения целей аудита в пределах области аудита в соответствии с планом аудита;
  • элементы, неохваченные аудитом, но входящие в область аудита;
  • любые неразрешенные разногласия во мнениях между аудиторской группой и проверяемой организацией;
  • рекомендации по улучшению, если это предусмотрено целями аудита;
  • при необходимости, согласованные планы последующих аудитов;
  • заявление о конфиденциальном характере содержания отчета;
  • список рассылки отчета по аудиту.
Это интересно:  Код 2400 2ндфл что означает

В связи с тем, что содержание аудиторского отчета зависит от конкретных обстоятельств и результатов проверки, он составляется в произвольной форме, как правило, по требованию заказчика.

Пятый этап проведения проверки предполагает завершение аудита. Согласно МС ИСО 19011:2002, аудит считается завершенным тогда, когда работа, предусмотренная планом, закончена, а утвержденный отчет по аудиту разослан. Относящиеся к аудиту документы должны быть сохранены или уничтожены по соглашению между участвующими сторонами и в соответствии с процедурами программы аудита и приемлемыми законодательными, регламентирующими и контрактными требованиями.

Если это не требуется законодательством, аудиторская группа и лица, ответственные за руководство программой аудита не должны разглашать содержание документов, любую другую информацию, полученную в ходе аудита, или содержание отчета по аудиту любой другой стороне без определенного одобрения заказчика аудита и, если применимо, без одобрения проверяемой организации. Если требуется раскрыть содержание документа по аудиту, то заказчик и проверяемая организация должны быть уведомлены об этом как можно скорее.

Проведение последующих за аудитом действий. Сопроводительные действия после сертификационного аудита предусматривают ежегодное проведение инспекционного контроля со стороны органа по сертификации. Выданный сертификат соответствия на систему менеджмента обычно действует в течение трех лет. За это время система менеджмента может прийти в негодность (потерять свое качество). Поэтому существующий порядок сертификации систем менеджмента предусматривает ежегодные инспекционные контроли.

По истечении одного года (с момента выдачи сертификата соответствия на систему менеджмента) на предприятие вновь прибывает комиссия органа по сертификации для проведения инспекционного контроля. По истечении следующего года вновь проводится инспекционный контроль. Это и есть сопроводительные действия. Их цель – удостовериться, что все обнаруженные ранее малозначительные несоответствия устранены и намеченные корректирующие мероприятия выполнены.

При внутренних аудитах сопроводительные действия чаще всего предусматривают проверку (подтверждение) факта выполнения намеченных корректирующих мероприятий. Если при внутреннем аудите были обнаружены очень серьезные несоответствия, то сопроводительные действия могут быть осуществлены в виде повторной проверки.

Использование материалов программы экологического аудирования возможно по следующим направлениям:

  • авторский надзор и консультирование использования материалов программы;
  • участие членов группы в разработке и реализации конкретных проектов и программ с использованием или на основе материалов экологического аудита;
  • участие в процедуре ОВОС плановых предпроектных и проектных решений, разработанных с использованием или на основе материалов программы экологического аудита;
  • организация и проведение повторных программ экоаудита по фактическим результатам деятельности;
  • развитие общего, специального и дополнительного профессионального образования.

Формы и методы проведения аудиторских проверок определяет

Аудиторы или аудиторские фирмы исходя из требовании нормативных актов РФ и конкретных условий договора с экономическим субъектом или содержания поручения органа дознания, прокурора, следователя, суда и арбитражного суда, уполномочены самостоятельно определять формы и методы аудиторской проверки. Подразделяют на такие две группы методы аудиторской проверки как методы фактической проверки и методы документальной проверки [18, С. 142; 24, С. 120; 20, С. 110]. Если рассматривать более подробно методы фактической проверки, то к ним следует отнести осмотр; обследование; инвентаризация; контрольный запуск сырья и материалов в производство; лабораторный анализ качества материалов, товаров, сырья и готовой продукции; экспертная оценка.

Рассматривая более подробно такой метод аудиторской проверки как осмотр, необходимо отметить, что при помощи данного метода можно выяснить: 1) условия хранения имущества, документов; 2) состояние производственных, складских торговых помещений. При этом, осмотру подвергают такие разнообразные объекты как территория, места хранения материальных активов, документы, производственное и торговое оборудование, готовую продукцию, контрольно-кассовые машины. В этом случае, при реализации данного метода аудиторской проверки могут быть обнаружены доказательства, которые свидетельствуют о нарушениях либо злоупотреблениях.

Переходя к анализу такого метода аудиторской проверки как обследования, стоит подчеркнуть, что обследованием является своеобразное продолжение осмотра, с одновременным ознакомлением с нормативными и оправдательными документами оправдательными, а также с получением объяснений от ответственных лиц. Здесь, эффективные результаты предоставляет обследование при проверках технологии производства продукции в цехах, порядка приёма, хранения, отпуска и реализации продукции, товаров [17, С. 157].

Инвентаризация в качестве метода аудиторской проверки характеризуется проведением инвентаризации имущества и обязательств аудируемого лица, в ходе которых подвергаются проверке наличие, состояние, а также оценка имущества и обязательств. В этом случае, основные цели инвентаризации — это выявление фактического наличия имущества, сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учёта и проверка полноты отражения в бухгалтерском учёте обязательств [32, С. 94]. При этом, разновидность выборочных инвентаризаций выражаются в контрольных проверках для определения правильности включения аудитором (аудиторской фирмой) в опись фактических остатков материалов, денежных средств, товаров и иного имущества. Данные результатов инвентаризаций, которые проведены в отчётном году, должны быть обобщены в организации в ведомости результатов, выявленных инвентаризацией.

Контрольный запуск сырья и материалов в производство как один из методов аудиторской проверки применяют тогда, когда необходимо установить: 1) фактический расход сырья (материалов) на производстве; 2) выход полуфабрикатов, готовой продукции, количество отходов. Данный метод аудиторской проверки применяют с целью проверки норм расхода сырья и материалов, технологического процесса, производительности оборудования и т.д., которые действовали ранее у аудируемого лица [45, С. 126]. С этой целью стоит провести соответствующий производственный эксперимент, обусловленный тем, что перед контрольным запуском сырья в производство определяют вид выпускаемой продукции, по которой проводится эксперимент. В этом случае, учитываются претензии к качеству изделий либо сведения, характеризующие перерасход материалов, нормы которые завышены и т.п., по отдельным их видам. В том случае, когда перед экспериментом ставят цель, выраженную в проверке фактическом производстве готовой продукции, тогда стоит создать такие условия экспериментального производства, в каких оно осуществлялось ранее. При установлении неизменного характера и условий производства, как контрольного производства, может быть принят любой очередной запуск сырья в производство. В этом смысле, экспериментом уточняются нормы, которые усиливается контроль списания фактического расхода сырья, а также выход продукции. Здесь, также могут быть выявлены: 1) недостатки в нормировании и технологии производства; 2) искажения в качественных показателях продукции и другие нарушения [46, С. 137].

Что касается лабораторного анализа качества материалов, товаров, сырья и готовой продукции, то есть метода проведения аудиторской проверки, то использование его предоставляет возможность контролировать качество материалов, товаров, сырья, а также готовой продукции и полуфабрикатов, которые поступают, а также позволяет выявить факты использования некондиционного сырья, несоблюдение норм расхода. Перечисленные факты могут свидетельствовать, к примеру, о нарушении технологического режима, установленных норм и т.п.

Экспертная оценка объектов проверки или метод проведения аудиторской проверки обуславливается необходимостью при исследовании специальных вопросов. В соответствии с ПСАД «Использование аудиторы работы эксперта», введённое Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 № 557. В этом случае, эксперт должен иметь, работу которого аудиторская организация использует при проведении аудита, соответствующую квалификацию, как правило, подтвержденную соответствующими документами квалификационными аттестатами, лицензиями, дипломами и т.д., опыт и репутацию в области определенных знаний, подтвержденную, как правило, отзывами, рекомендациями, публикациями и т.п. При этом, результаты экспертной оценки оформляются в виде заключения, то есть отчёта, расчёта и т.д., где содержаться точными и ясными ответами на конкретные вопросы, предусмотренные и описанные в договоре оказания услуг, заключенном между аудиторской фирмой и экспертом или экономическим субъектом и экспертом. Сведения, которые содержаться в заключение эксперта, должны быть выражены таким образом, чтобы им были невозможны даны различные толкования [24, С. 152].

Аудиторская проверка налоговых органов проводится с выездом аудиторов в проверяемый налоговый орган для получения общего представления о работе данного органа, включающее в себя общение с руководством и исполнителями, просмотр множества документов в электронном виде и на бумажных носителях [30, С. 201]. В настоящее время действует «Регламент проведения внутреннего аудита налоговых органов» (Приказ ФНС РФ от 15.02.2012 № ММВ-7-10/88@ (ред. от 31.05.2012)). Поэтому, возможность проведения дистанционных аудиторских проверок и осуществления дистанционного мониторинга учитывается в обновляемых и разрабатываемых документах по внутреннему аудиту.

В чём заключается модернизация процессов, форм и методов аудиторской проверки налоговых органов?

В определении задачи повышения результативности внутриведомственного контроля, а также снижения издержек на его проведение потребовали модернизации всех процессов внутреннего аудита. В настоящее время действует «Регламент проведения внутреннего аудита налоговых органов» (Приказ ФНС РФ от 15.02.2012 № ММВ-7-10/88@ (ред. от 31.05.2012)).

Поэтому, возможность проведения дистанционных аудиторских проверок и осуществления дистанционного мониторинга учитывается в обновляемых и разрабатываемых документах по внутреннему аудиту.

Следовательно, дистанционные проверки, при которых аудиторы проверяют часть вопросов программы без выезда на место, с помощью удаленного доступа к информационным ресурсам аудируемого лица или копии его базы данных — это способ модернизации форм и методов аудиторской проверки. Таким образом, модернизация форм и методов аудиторской проверки характеризуют новые возможности для контроля за эффективностью, законностью и качеством работы аудируемых лиц.

Развитие рыночной экономики, сопряжённое с концентрацией собственности, интеграционными процессами, привело к формированию большого количества хозяйствующих субъектов. В нынешних условиях падения роста экономики, хозяйствующие субъекты испытывают необходимость в финансовом анализе своей деятельности, основывающийся на выводах финансовой (бухгалтерской) отчётности, профессиональное суждение о которой, входящее в компетенцию аудита. Данные выводы становиться своеобразным камертоном в определении финансовой стратегии отдельного хозяйствующего субъекта на микроэкономическом уровне, а также на макроэкономическом уровне — устойчивому и сбалансированному уровню развития экономики государства. В этом смысле, исследование аудита необходимо построить на фундаментальных основах аудиторской деятельности — проблема сущности и принципов аудита.

Сущность и значение финансового контроля, состоят в форме финансовой и управленческой деятельности, обусловленная проверкой законности, целесообразности действий, своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств. При этом, их правильность и эффективность использования поступлений доходов в соответствующие фонды денежных средств, распределением, а также установление соответствия использование финансовых ресурсов всех звеньев финансовой системы по их целевому назначению и эффективное социально-экономическое развитие РФ и её регионов, соответственно.

Поэтому, аудит как видом финансового контроля является вневедомственный финансовый контроль, выраженный в качестве предпринимательской деятельности, по проверке бухгалтерской (финансовой) отчётности аудируемых лиц для выражения мнения о её достоверности, поддающейся нормативно-правовому регулированию частноправовых и публично-правовых отношений для эффективного социально-экономического развития РФ и её регионов. Виды аудита включают в себя внешний и внешний аудит. Остальные виды аудита — инициативный, обязательный, финансовый, операционный, первоначальный, периодический или повторяющийся, подтверждающий аудит, системно-ориентированный аудит, общий, страховой и банковский аудиты, а также аудиты на соответствие, базирующийся на риске и прочей деятельности, соответственно.

Внешний аудит (external audit) представляет собой периодический вид аудита, который, организационно, экономически и институционально независим от клиента, осуществляется в соответствии с договором на проведение аудита профессиональными независимыми аудиторами. Внутренний аудит (Internal auditing) — это неотъемлемый, а также важный элемент управленческого контроля над соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учёта, предоставляющий информацию о повседневном контроле деятельности организации, а также низших управленческих структур, подтверждая достоверность бухгалтерской (финансовой) отчётности. Цель аудита — это законодательно определённое выражение профессионального суждения в аудиторском заключении о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчётности аудируемых лиц, соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам и порядка ведения бухгалтерского учёта законодательству РФ.

Локальными задачами при проведении обязательного аудита являются: 1) формулирование принципов подготовки плана и программы аудита; 2) организация подготовки и составления плана и программы аудита; 3) формулирование принципов документирования аудита, а также требований к форме и содержанию рабочей документации аудита; 4) определение порядка составления и хранения рабочей документации, а также видов, источников и методов получения аудиторских доказательств; 5) по результатам проведенного аудита выразить мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчётности субъекта в форме безусловно положительного, условно положительного или отрицательного аудиторского заключения либо отказаться в аудиторском заключении от выражения своего мнения; 6) другие задачи.

Тенденции развития роли и места СРОА, как некоммерческие организации, созданные на условиях членства с целью обеспечения условий осуществления аудиторской деятельности, получившие аккредитацию в уполномоченном федеральном органе, в аудиторской деятельности обусловлены законодательным обеспечением данного вида деятельности со стороны государства, а также при интеграции потенциала профессиональных сообществ в разработке стандартов, методического обеспечения проведения аудита и повышения его качества.

Непременное членство в СРОА, в качестве неотъемлемого условия обеспечения качества оказываемых данными субъектами услуг, с учётом публичной значимости определенных видов деятельности, выражена внедрением механизма саморегулирования в сфере аудита в сочетании с совершенствованием государственных способов регулирования, что позволит повысить качество и эффективность оказываемых аудиторских услуг. При этом, аудит будет развиваться положительно при законодательном обеспечении данного вида деятельности со стороны государства, а также при интеграции потенциала профессиональных сообществ в разработке стандартов, методического обеспечения проведения аудита и повышения его качества. Модернизация форм и методов аудиторской проверки, характеризуемые новыми возможностями для контроля за эффективностью, законностью и качеством работы аудируемых лиц, исходит из требовании нормативных актов РФ и конкретных условий договора с экономическим субъектом или содержания поручения органа дознания, прокурора, следователя, суда и арбитражного суда, уполномочены определять самостоятельно, заключаются в их фактическом и документальном содержании.

Аудиторская деятельность в качестве многоуровневой системы имеет научную и практическую значимость по той причине, что она направлена на повышение качества услуг, которые оказывают аудиторские организации. Исследование саморегулирования в сфере аудиторской деятельности обладает теоретической и практической значимостью так как, являясь новым для аудита методом воздействия, саморегулирование нуждается в научном осмыслении, сопоставлении с ранее применявшимся способом регулирования — лицензированием.

Аудит как вид финансового контроля — вневедомственный финансовый контроль, выраженный в качестве предпринимательской деятельности, по проверке бухгалтерской (финансовой) отчётности аудируемых лиц для выражения мнения о её достоверности, поддающейся нормативно-правовому регулированию частноправовых и публично-правовых отношений для эффективного социально-экономического развития РФ и её регионов

Внешний аудит (external audit) — периодический вид аудита, который, организационно, экономически и институционально независим от клиента, осуществляется в соответствии с договором на проведение аудита профессиональными независимыми аудиторами, то есть сотрудниками аудиторской фирмы, при соблюдении главной задачи — проверка состояния бухгалтерского (финансового) учёта и бухгалтерской (финансовой) отчётности, с аудиторским заключением, составляемым с годовым интервалом, при сборе информации в течение всего периода

Внутренний аудит (Internal auditing) — неотъемлемый, а также важный элемент управленческого контроля над соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учёта, предоставляющий информацию о повседневном контроле деятельности организации, а также низших управленческих структур, подтверждая достоверность бухгалтерской (финансовой) отчётности, необходимый главным образом с целью предотвращения потери ресурсов, при осуществлении необходимых изменений внутри предприятия/организации/учреждения, что способствет продвижению данной деятельности в рамках экономики

Государственное регулирование аудиторской деятельности в российской модели аудита — ведение государственного реестра СРО аудиторов и контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций

Задачи аудита — оценка, классификация, общая приемлемость, разделение, обоснованность, законченность, аккуратность бухгалтерской (финансовой) отчётности, раскрытием информацией в ней о результатах деятельности аудируемого лица и информированием о рисках, недобросовестных действиях и изменять характер, объём и временные рамки аудиторских процедур

Значение финансового контроля — эффективное социально-экономическое развитие РФ и её регионов

Повышение качества и эффективности оказываемых аудиторских услуг — внедрение механизма саморегулирования в сфере аудита в сочетании с совершенствованием государственных способов регулирования

Реестр аудиторов и аудиторских организаций — систематизированный перечень аудиторов и аудиторских организаций, ведением которого занимается СРО аудиторов в отношении своих членов

СРОА — некоммерческие организации, которые созданы на условиях членства для обеспечения условий осуществления аудиторской деятельности, а также получили аккредитацию в уполномоченном федеральном органе

Нормативно-правовое регулирование аудита как вида финансового контроля — осуществление финансово-контрольной деятельности характеризуется принципами, которые обуславливают и аудит, как разновидность независимого официального контроля (надзора) за достоверностью финансовой (бухгалтерской) отчётности, характеризующийся принципами независимости, объективности, компетентности, федерализма, плановости

Отличие аудита от других форм экономического контроля — специфика аудита в деятельности аудиторов по проверке бухгалтерской (финансовой) отчётности аудируемых лиц для выражения мнения о достоверности такой бухгалтерской (финансовой) отчётности, проводится в форме проверки, по времени проведения являющаяся последующей

Способ модернизации форм и методов аудиторской проверки — дистанционные проверки, при которых аудиторы проверяют часть вопросов программы без выезда на место, с помощью удаленного доступа к информационным ресурсам аудируемого лица или копии его базы данных

Сущность финансового контроля — форма финансовой и управленческой деятельности, обусловленная проверкой законности, целесообразности действий, своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств и правильности и эффективности использования поступлений доходов в соответствующие фонды денежных средств, распределением, а также установление соответствия использование финансовых ресурсов всех звеньев финансовой системы по их целевому назначению

Цель аудита — законодательно определённое выражение профессионального суждения в аудиторском заключении о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчётности аудируемых лиц, соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам и порядка ведения бухгалтерского учёта законодательству РФ

Статья написана по материалам сайтов: www.aup.ru, printscanner.ru, studbooks.net.

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector