+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Исполнение наказаний не связанных с лишением свободы

Наказания и меры уголовно-правового характера, не связанные с лишением свободы, занимают значительное место в системе мер уголовных наказаний.

Исполнение наказаний в виде

    • исправительных работ,
    • обязательных работ,
    • лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью,
    • ограничения свободы,

а также осуществление контроля за условно осужденными и осужденными, которым отбывание наказания отсрочено, в соответствии со ст. 16, 47.1, 177 и 187 УИК возложено на уголовно-исполнительные инспекции ФСИН России (далее — УИИ или инспекции).

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу экрана.
  • Позвонить:
    • По всей России: +7 (800) 350-73-32

Эффективность надзора в первую очередь зависит от знания уголовно-исполнительного законодательства, методики проведения проверок и умения применять эти знания в практической работе.

При наличии сведений о нарушениях законности, в случае чрезвычайного происшествия прокурор обязан произвести проверку, не ожидая наступления планового срока. При этом проверка может носить как комплексный, так и целевой характер.

Согласно приказу Генпрокуратуры от 30 января 2007 года N 19 Об организации надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» при проверке прокурор выясняет соответствие законодательству деятельности УИИ и организаций, к которой относятся:

    1. ведение учета осужденных;
    2. разъяснение осужденным порядка и условий отбывания наказания;
    3. привлечение осужденных к отбыванию наказания согласно приговору (определению, постановлению) суда;
    4. осуществление контроля за соблюдением осужденными условий отбывания наказания, их поведением, исполнением возложенных судом на них обязанностей и запретов;
    5. осуществление контроля за исполнением требований приговора администрацией организаций, в которых работают осужденные, а также органами, правомочными аннулировать разрешение на занятие определенной деятельностью, запрещенной осужденным;
    6. проведение воспитательной и профилактической работы;
    7. проведение первоначальных мероприятий по розыску осужденных, а также установлению места нахождения условно осужденного и причин уклонения от контроля;
    8. привлечение к ответственности осужденных, уклоняющихся от отбывания наказания или исполнения обязанностей, возложенных судом.

Проверка законности исполнения нака­зания в виде ограничения свободы

Надзор за осужденными (ст. 60 УИК РФ), отбывающими ограничение свободы, возложен на УИИ (уголовно-исполнительные инспекции) и заключается в наблюдении за поведением осужденных, соблюдением ими установленных судом ограничений и принятии в случае необходимости установленных законом мер воздействия.

Для обеспечения надзора, предупреждения преступлений и в целях получения необходимой информации о поведении осужденных инспекции вправе посещать в любое время суток (за исключением ночного времени) жилище осужденного, вызывать его на беседы в УИИ в целях получения от него устных или письменных объяснений по вопросам, связанным с отбыванием им наказания, а также истребовать по месту жительства, работы или учебы осужденного сведения о его поведении, использовать аудиовизуальные, электронные и иные технические средства надзора и контроля, перечень которых определяется Правительством РФ. Порядок применения указанных технических средств определяется нормативными правовыми актами, утверждаемыми ФСИН России по согласованию с Генпрокуратурой РФ.

При проведении проверок законности исполнения нака­зания в виде ограничения свободы подлежат выяснению соблюдение требований закона по следующим вопросам:

    • своевременно ли осужденные ставятся на учет и привлекаются к отбыванию наказания (направление инспекцией осужденного и копий приговоров и извещений на предприятие, где он будет отбывать наказание);
    • выполняются ли требования закона о разъяснении осужденному порядка и условий отбывания наказания, его прав и обязанностей;
    • ведется ли инспекцией надлежащим образом наблюдение за осужденным;
    • посещаются ли осужденные по месту работы и жительства с целью контроля за их поведением;
    • проводится ли инспекцией в соответствии с требованиями закона индивидуально-профилактическая работа с осужденными;
    • своевременно ли проводятся первоначальные мероприятия по установлению местонахождения осужденных, уклоняющихся от отбывания обязательных работ;
    • своевременно и обоснованно ли объявляются в розыск осужденные, местонахождение которых не установлено;
    • законно ли осужденный признается злостно уклоняющимся от отбывания наказания и обоснованно ли направлено в суд представление о замене обязательных работ другим видом наказания;
    • обоснованно и своевременно ли снимаются осужденные с учета.

При посещении организаций, в которых работают осуж­денные к ограничению свободы, прокурор беседует с пред­ставителями организации, с осужденными, которые там ра­ботают; знакомится с актами проведенных в этих организациях проверок, приказами администрации органи­заций и другими необходимыми документами.

Эффективность прокурорского надзора за исполнением законов при исполнении наказания в виде ограничения сво­боды во многом зависит от систематичности проведения проверок и реального принятия прокурором мер, необходи­мых для устранения выявленных им нарушений закона, а также предупреждения их в будущем.

Особенности проверки законности исполнения нака­зания в виде исправительных работ

При проведении проверок законности исполнения ис­правительных работ следует иметь в виду, что исправительные работы отбываются осужденным

    • по основному месту работы,
    • в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного (осужденным, не имеющим основного места работы).

Проверяя соблюдение законности в уголовно-исполни­тельных инспекциях, прокурор выясняет:

    1. все ли распоряже­ния суда обращены к исполнению;
    2. соблюдение сроков направления осужденных к исправительным работам для отбывания наказания (не позднее 30 дней со дня поступления в уголовно-исполнительную инспекцию соответствующего распоряжения суда с копией приговора, определения, постановления);
    3. полноту и правильность ведения учета осужденных;
    4. полноту разъяснения порядка и условий отбывания наказания;
    5. соблюдение осужденными порядка отбывания наказания;
    6. наличие контроля условий отбывания наказания осужденными и исполнения требований приговора администрацией организаций, в которых работают осужденные;
    7. наличие воспитательной работы с осужденными;
    8. законность решений о приводе осужденных, не являющихся по вызову или на регистрацию без уважительных причин;
    9. своевременность проведения первоначальных мероприятий по розыску осужденных;
    10. своевременность и правильность удержаний из заработной платы осужденных (в размере, установленном приговором суда, в установленном порядке).

Прокурору следует обращать внимание и на исполнение требования закона о возвращении осужденному излишне удержанных сумм из его заработной платы в случаях отме­ны или изменения приговора суда с прекращением дела.

С учетом данных о состоянии законности прокурору не­обходимо решить:

    • проводить ли проверки во всех организа­циях, в которых работают осужденные к исправительным работам, либо ограничиться проверкой отдельных организа­ций;
    • проводить проверку всех вопросов, входящих в пред­мет прокурорского надзора, или проверить лишь некоторые из них.

Например, получить информацию о состоянии за­конности в порядке производства удержаний из заработной платы осужденного можно, ознакомившись с материалами проверок, проводимых по месту работы осужденных уго­ловно-исполнительной инспекцией, на которую возложена обязанность осуществления контроля за правильностью и своевременностью удержаний из заработной платы осуж­денных к исправительным работам и перечислением удер­жанных сумм в соответствующий бюджет.

Особенности проверки законности исполнения нака­зания в виде обязательных работ

Так же, как и при проверках законности исполнения наказания в виде исправительных работ, при проведении проверок законности исполнения наказания в виде обяза­тельных работ прокурор проводит как в уголовно-исполнительных инспекциях, так и в организациях, в которых осуж­денные отбывают этот вид наказания.

При этом должно учи­тываться, что наказание в виде обязательных работ испол­няют уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства осужденных на объектах, определяемых орга­ном местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией (ст. 25 УИК РФ).

Проверке прокурором подлежат следующие воп­росы:

    1. соблюдение сроков привлечения осужденного к обязательным работам к отбыванию наказания (не позднее 15 дней со дня поступления в уголовно-исполнительную инспекцию соот­ветствующего распоряжения суда с копией приговора, опре­деления, постановления — ст. 25 УИК);
    2. условия исполнения и отбывания наказания;
    3. исчисление срока обязательных работ;
    4. соблюдение уголов­но-исполнительной инспекцией и администрацией органи­зации, в которых осужденные отбывают обязательные рабо­ты, требований закона об их обязанностях;
    5. полноту и правильность ведения учета осужденных;
    6. полноту разъяснения порядка и условий отбывания наказания;
    7. соблюдение осужденными порядка отбывания наказания;
    8. наличие контроля условий отбывания наказания осужденными и исполнения требований приговора администрацией организаций, в которых работают осужденные;
    9. контроль поведения осужденных;
    10. правильность ведения суммарного учета отработанного осужденными времени;
    11. своевременность проведения первоначальных мероприятий по розыску осужденных, злостно уклоняющихся от отбывания наказания.

Особенности проверки законности исполнения дру­гих наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества

Специфика прокурорского надзора за исполнением дру­гих наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества, определяется:

    1. тем, какой орган или уч­реждение исполняет этот вид наказания (ст. 16 УИК РФ);
    2. какие требования о порядке и условиях отбывания каждого из этих видов нака­зания предусмотрены в законе.

При проведении проверок законности исполнения наказа­ний прокурорам следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 18 УИК к осужденным мо­гут быть применены меры медицинского характера. Проку­рору следует обращать внимание на соблюдение установлен­ного законом порядка исполнения этих принудительных мер.

Наказания, не связанные с ограничением или лишением свободы

Нормы УК РФ, определяющие содержание и основные условия назначения наказаний, не связанных с лишением свободы или ее ограничением, характеризуются определенным единством структуры. Унификация структуры ряда статей гл. 9 УК выражается в наличии следующих компонентов:

  • изложения содержания карательного воздействия данного вида наказания;
  • определения объема репрессивного воздействия;
  • установления группы субъектов, к которым применяются эти наказания;
  • установления исключений из общего перечня возможных субъектов, подлежащих исправительному воздействию;
  • определения правовых последствий злостного уклонения от отбывания данного вида наказания.

Штраф

Ст.46 УК устанавливает, что штраф как вид уголовного наказания заключается в денежном взыскании, назначаемом в пределах, установленных УК, в размере, соответствующем определенному количеству минимальных размеров оплаты труда, определенных законодательством РФ на момент назначения наказания либо в размере, соответствующем части заработной платы или иного дохода осужденного. Из законодательного определения штрафа видно, что его карательное воздействие направлено на существенное ущемление имущественного положения осужденного.

Это интересно:  Аспирантура отсрочка от армии 2019

Поэтому штраф, как правило, предусмотрен в санкциях статей Особенной части, предусматривающих ответственность за корыстные преступления. В законе указаны также верхний и нижний пределы штрафа (от 25 до 1000 минимальных размеров оплаты труда). Штраф может быть назначен судом как в качестве основного, так и дополнительного наказания. При этом его применение возможно лишь тогда, когда этот вид наказания указан в санкции конкретной статьи Особенной части УК. В уголовном законе решается вопрос и об ответственности за злостное уклонение от уплаты штрафа. В этих случаях он может быть заменен обязательными работами, исправительными работами или арестом.

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью

Сущность этого вида наказания состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной деятельностью. Лишение права занимать определенные должности состоит в прекращении (вследствие обвинительного приговора и назначения указанного наказания) трудового договора с администрацией предприятия, учреждения и организации (государственных или частных) и внесении в трудовую книжку осужденного записи, на каком основании и на какой срок он лишается права заниматься определенной деятельностью. Суд в приговоре должен конкретно указать, какие должности он лишен права занимать.

Карательное значение этого вида наказания заключается в том, что оно лишает осужденного права на свободный выбор должности, определенных занятий в течение времени, указанного в приговоре. Это лишение может иметь своим последствием утрату или ограничение законных льгот и преимуществ, связанных с прежней должностью или Деятельностью осужденного (перерыв специального стажа, снижение размера заработка). Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок от 1 года до 5 лет в качестве основного наказания и на срок от 6 месяцев до 3 лет — в качестве дополнительного наказания.

Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград

Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград (ст. 48 УК) назначается за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления (ч. 4,5 ст. 15).

Обязательные работы

Это новый вид наказания, установленный УК РФ 1996 г. Обязательные работы состоят в выполнении осужденным в свободное от работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ, вид которых определяется органами местного самоуправления (ст. 49 УК). Эти работы могут выполняться только трудоспособными людьми и устанавливаются на срок от 60 до 240 часов и отбываются не свыше 4 часов в день. В случае злостного уклонения от обязательных работ они заменяются судом ограничением свободы или арестом. Отбытое время при этом учитывается при определении срока ограничения свободы или ареста из расчета один день ограничения свободы или ареста за 8 часов обязательных работ.

Этот вид наказания не применяется к инвалидам; беременным женщинам; женщинам с детьми до 8 лет; женщинам, достигшим 55 лет; к мужчинам старше 60 лет; к военнослужащим, проходящим службу по призыву.

Исправительные работы

Этот вид наказания может быть назначен только в качестве основного. Исправительные работы, как правило, применяются, когда данный вид наказания предусмотрен в санкции статьи Особенной части УК. Исправительные работы устанавливаются приговором суда на срок от 2 месяцев до 2 лет и отбываются по месту работы осужденного. При этом из его заработка производятся удержания в доход государства в размере, устанавливаемом приговором суда, в пределах от 5 до 20%. В содержании этого вида наказания наглядно реализуется принцип гуманизма уголовного права: осужденный не лишается свободы, не отрывается от семьи, продолжает работать в том же месте, где работал до осуждения.

Это обстоятельство позволяет в известной мере контролировать его поведение администрации и трудовому коллективу. В то же время данный вид наказания обладает несколько большей репрессивностью сравнительно с обязательными работами за счет ущемления материальных интересов осужденного путем удержания в доход государства части его заработка. Таким образом, карательные элементы исправительных работ складываются из: обязательности труда осужденного в прежней или иной организации, когда его труд носит принудительный характер, и материального воздействия — удержания части заработка.

Указание уголовного закона на то, что исправительные работы исполняются по месту работы осужденного, не означает обязательного оставления его в прежней должности. Преступления нередко связаны именно с занимаемой должностью, поэтому лицо может быть, а иногда и должно быть переведено на иную должность, но приговор должен исполняться там, где работает осужденный.

Исправительные работы оказывают психологическое воздействие на осужденного, реализуя упрек общества и государства. Исполнение наказаний в виде исправительных работ возложено на уголовно-исполнительные инспекции органов внутренних дел. Обязанности производства удержаний из заработка осужденного, контроль за его поведением возлагается на администрацию по месту работы. За нарушение порядка и условий отбывания данного наказания может применяться взыскание в виде предупреждения о замене исправительных работ ограничением свободы. При злостном нарушении отбывания наказания инспекция направляет в суд представление о замене этого наказания арестом.

Ограничения по военной службе

Суть этого нового вида наказания в том, что устанавливаются ограничения по военной службе военнослужащим, проходящим военную службу по контракту. При этом из денежного содержания осужденного производятся удержания, устанавливаемые приговором суда, но не свыше 20%. Введение этого наказания выражает стремление законодателя дать возможность военнослужащим, совершившим не тяжкие преступления, продолжать военную службу, выполнять свои профессиональные обязанности.

Содержание ограничений по военной службе уголовный закон сводит к двум основным видам:

  • в период установленного приговором срока данного наказания осужденный не может быть повышен в должности, а также в воинском звании;
  • время отбывания наказания не включается в срок выслуги для присвоения очередного воинского звания.

Ограничение по военной службе может назначаться только как основное наказание и может применяться лишь к тем военнослужащим, которые проходят военную службу по контракту (ст. 51 УК).

Конфискация имущества

Конфискация имущества — принудительное безвозмездное изъятие в собственность государства всего или части имущества, принадлежащего осужденному (ст. 52 УК). Конфискация имущества может назначаться только как дополнительное наказание и лишь в случаях, прямо предусмотренных уголовным законом. Конфискация имущества устанавливается за тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные из корыстных побуждений. Являясь дополнительным наказанием, конфискация усиливает основное наказание. Карательное содержание этого наказания состоит в существенном материальном воздействии на осужденного путем изъятия в собственность государства всего либо части имущества, являющегося собственностью осужденного.

В статьях Особенной части УК конфискация указана либо как обязательное дополнительное наказание, либо как возможное. В первом случае суд однозначно должен ее назначить. Если назначение конфискации имущества предусмотрено в статье как возможное наказание, суд решает вопрос по своему усмотрению в зависимости от конкретных обстоятельств дела. В этих случаях суд должен доказательно обосновать как ее применение, так и неприменение.

В порядке применения конфискации может изыматься все или часть имущества, находящегося в собственности осужденного, т. е. конфискация может быть полной или частичной. От конфискации имущества как вида наказания следует отличать специальную конфискацию, не являющуюся наказанием и представляющую изъятие у осужденного конкретных предметов, являющихся орудиями и средствами совершения преступлений.

Понятие, система и виды наказаний

ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

Проблемы реализации в России международных стандартов при применении наказаний не связанных с лишением свободы

Одним из основных факторов, определяющих развитие пенитенциарной системы, практики исполнения наказаний, выступают международные правовые акты в области прав человека, борьбы с преступностью и обращения с правонарушителями. Эти документы концентрируют в себе опыт, накопленный человеческой цивилизацией в области обеспечения основных гражданских прав человека, они наметили пути и средства их обеспечении в процессе исполнения наказаний. Последовательное выполнение требований международных стандартов и соблюдение прав человека при исполнении уголовных наказаний имеет особое значение, так как правовой статус осужденного отличается от общегражданского различными правоограничениями, объем которых зависит от вида уголовного наказания, назначенного судом.

Присоединение России в 1996 г. к Уставу Совета Европы и в 1998 г. к Конвенции о защите прав человека и основных свобод актуализировало задачу приведения российской системы исполнения наказаний в соответствие с правовыми стандартами Совета Европы, которые в последние годы претерпели значительные изменения. В январе 2006 года были приняты Европейские пенитенциарные правила. Их новая редакция базируется на решениях Европейского Суда по Правам человека, других международных актах. Ковалёв А.Г. Проблемы реализации международных стандартов в отечественной пенитенциарной практике / А.Г. Ковалёв // Международные стандарты исполнения наказаний и российская пенитенциарная практика: Материалы международной научно-практической конференции 25 мая 2006 г. — М.: НИИ ФСИН России, 2006. — С. 21.

Подписание Россией ряда международных договоров, соглашений и конвенций, касающихся обеспечения прав и законных интересов осужденных к лишению свободы, диктует необходимость неуклонного внедрения в отечественную пенитенциарную практику международных стандартов обращения с заключенными. Это тем более важно, что согласно (п. 4 ст. 15) российской Конституции общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Конституция Российской Федерации. — М., 1995. — С. 9.

Среди основных, принципиальных положений, содержащихся в Европейских пенитенциарных правилах, прежде всего, следует отметить требование, согласно которому «никто не может быть лишен свободы, за исключением случаев необходимости использования данной меры в качестве крайней и в строго установленном законом порядке»

В развитие данного требования российская уголовно-исполнительная политика направлена на гуманизацию процесса исполнения наказания и расширение их видов, альтернативных лишению свободы. В настоящее время около 2/3 осужденных, в отношении которых функция исполнения наказания возложена на учреждения и органы УИС, отбывают наказания, не связанные с лишением свободы, или к ним применяются иные меры уголовно-правового характера. При этом подавляющее большинство из них (88 %) осуждены условно, 7,6 % — отбывают исправительные работы, 1,5 % — обязательные работы. Ковалёв А.Г. Указ. соч. — С. 21.

Применение наказаний не связанных с изоляцией от общества, имеет большое социальное значение, так как осужденные не попадают в места лишения свободы, не испытывают негативного влияния изоляции от общества, сохраняют социально полезные связи и жизненную перспективу.

Это интересно:  Как попасть в частную военную компанию

Международные стандарты в сфере применения наказаний, альтернативных лишению свободы, и обращения с осужденными — это наиболее общие правила, единые межгосударственные требования, которые предъявляются к национальному уголовно-исполнительному (пенитенциарному) законодательству и практике применения наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества. Кроме того, они служат надежным ориентиром для развития данной отрасти законодательства. Большая часть данных стандартов представлена в двух международных нормативных актах: Стандартных минимальных правилах ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийских правилах) 1990 г., и Европейских правилах применения общественных (альтернативных) санкций и мер 1992 г. Отдельные вопросы, относящиеся к исполнению наказаний, не связанных с изоляцией от общества, содержатся и в иных международных правовых актах. Эти документы содержат общие принципы применения мер, не связанных с тюремным заключением, включая стадии предварительного следствия, суда и вынесения приговора, а также после вынесения приговора, перечень наказаний, альтернативных лишению свободы, гарантии правового статуса осужденных в период их исполнения, требования к режиму их отбывания и надзору за их исполнением, вопросы участия общественности в исполнении наказаний данных видов, а также требования к персоналу учреждений, занимающихся их исполнением. Корчагина А.Ю. Проблемы реализации в России международных стандартов при применении наказаний, не связанных с лишением свободы / А.Ю. Корчагина // Международные стандарты исполнения наказаний и российская пенитенциарная практика: Материалы международной научно-практической конференции 25 мая 2006 г. — М.: НИИ ФСИН России, 2006.- С. 97.

В соответствии со ст. 2.3. Токийских правил «система уголовного правосудия должна предусматривать широкий выбор мер, не связанных с тюремным заключением, от досудебных до послесудебных мер». Кроме того, в ст. 2.4 особо подчеркивается, что «следует поощрять разработку новых мер, не связанных тюремным заключением, и внимательно следить за этим процессом, а также систематически оценивать практику их применения». Так, на основании п. 8.2. Токийских правил при назначении наказания, в качестве мер, альтернативных тюремному заключению, возможны следующие санкции:

а) устные санкции такие, как замечание, порицание и предупреждение;

б) условное освобождение от ответственности;

в) поражение в гражданских правах;

г) экономические санкции и денежные наказания такие, как разовые штрафы и поденные штрафы;

д) конфискация или постановление о лишении права собственности на имущество;

е) возвращение имущества жертве или постановление о компенсации;

ж) условное наказание или наказание с отсрочкой;

з) условное освобождение из заключения и судебный надзор;

и) постановление о выполнении общественно полезных работ;

к) направление в исправительное учреждение с обязательным ежедневным присутствием:

л) домашний арест;

м) любой другой вид обращения, не связанный с тюремным заключением;

н) какое-либо сочетание перечисленных выше мер. Стандартные минимальные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила), 1990 г., // Сборник нормативных актов «Уголовно-исполнительное право», изд. Новый Юрист, М., 1997 г., С. 165.

В соответствии с уголовным законодательством РФ суд, назначая наказания за совершенное преступление, из наказаний, не связанных с лишением свободы, в качестве основного может назначить денежный штраф, исправительные работы, обязательные работы, лишение права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью. Кроме того, суд вправе назначить лишение свободы условно. И хотя условное осуждение не является самостоятельным видом наказания (условно может быть назначено лишение свободы или исправительные работы), Корчагина А.Ю. Указ. соч.- С. 98. тем не менее, возможность его назначения расширяет перечень послесудебных мер, не связанных с тюремным заключением. При сравнительном анализе приведенных выше мер с системой действующих уголовных наказаний, приведенных в ст. 44 УК РФ, можно заметить, что отечественному законодательству неизвестны виды наказания, связанные с вынесением устных санкций, замечаний, внушений, порицаний или предупреждений. К санкциям, связанным с поражением в гражданских правах, можно отнести наказание в виде лишения права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью, так как осужденный лишается свободы выбора работы и в некоторой степени — права распоряжения своими трудовыми способностями. На современном этапе в УК РФ отсутствуют санкции, связанные с конфискацией имущества или лишении права собственности на имущество. Отменены Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» // Российская газета за 16 декабря 2003 г. Не предусмотрено действующие системой наказаний возвращение имущества жертве или постановление о компенсации. Кроме того, существенным недостатком действующей системы наказаний является и отсутствие возможности назначения наказаний, связанных с ограничением свободы (таких, как домашний арест и направление в исправительное учреждение с обязательным ежедневным присутствием).

Сравнительно невелико и число случаев, когда отечественный уголовный закон предоставляет суду при назначении наказания возможность выбора из двух наказаний, альтернативных лишению свободы. На сегодняшний день она предусмотрена 55-ю санкциями статей Особенной части УК. При этом наиболее часто предоставлена возможность выбора между «штрафом и исправительными работами», «штрафом и обязательными работами», «штрафом и лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью». Сравнительно редко суды имеют возможность выбора «исправительные работы или обязательные работы», «лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью». Санкции 41 статьи Особенной части УК предоставляют суду выбор трех наказаний, альтернативных лишению свободы. Причем в их число входят ст. 158 ч 1 (кража), 160 (присвоение или растрата), 165 ч. 1 (причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием), 167 (умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества), 175 (приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем), 180 (незаконное использование товарного знака), 224 (небрежное храпение огнестрельного оружия) и др. УК РФ. В санкциях этих статей наиболее распространенное сочетание — это «штраф или обязательные работы или исправительные работы», реже встречаются «штраф или обязательные работы, или лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью», и «штраф или исправительные работы, или лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью». Лишь санкции 4 статей Особенной части УК ст. 141 ч. 2 (нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума), ст. 156 (неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего), ст. 236 ч. 1 (нарушение санитарно-эпидемиологических правил), ст. 282 (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства).

Международными нормативными правовыми актами обращается особое внимание на необходимость привлечения общественности к исправлению осужденного при исполнении наказаний, не связанных с изоляцией от общества. Так, в п. 2.5. Токийских правил говорится, что следует изучать возможности принятия мер к правонарушителям силами общественности и избегать, насколько это возможно, проведения формального разбирательства или суда, в соответствии с правовыми гарантиями. Европейские правила также ориентируют на «максимально широкое использование участия организаций и частных лиц, представляющих общество» (п. 45). В п. 48 определено, что объем участия общественности определяется законом или устанавливается органом, отвечающим за исполнение наказаний и мер. Корчагина А.Ю. Указ. соч.- С. 100.

Следует отметить, что в настоящее время в России практически отсутствуют механизмы воздействия на правонарушителя силами общественности. К мерам общественного воздействия на преступника можно было бы отнести систему «товарищеских судов» с «передачей на поруки», существовавшие в советское время. Однако можно утверждать, что они были утрачены в переходный период, хотя, но нашему мнению, преемственность могла бы быть сохранена и общественные меры воздействия на преступника успешно могли бы применяться и на современном этапе. Кроме того, передача на поруки и применение мер общественного воздействия к некоторым лицам, совершившим преступления небольшой тяжести, может помочь снизить нагрузку на уголовно-исполнительные инспекции. Несмотря на то, что подобные механизмы могут оказать эффективное воздействие на преступника, они требуют, чтобы достаточно высокого уровня нравственных ценностей и правовых представлений лиц, осуществляющих процедуру товарищеского суда, а также лиц, выступающих поручителями правонарушителя, с тем, чтобы они могли оказывать действенную помощь в исправлении осужденного и служить для него примером правопослушного поведения.

Международными правовыми актами запрещен принудительный или обязательный труд. Однако в Международном пакте о гражданских и политических правах в п. 3 ст. 8 содержится разъяснение этого понятия применительно к уголовным наказаниям. Так, не охватываются терминами «принудительный и обязательный труд» какая бы то ни была работа или служба, которую выполняет лицо, находящееся в заключении на основании законного распоряжения суда, или лицо, условно освобожденное от такого заключения. В отношении лиц, отбывающих наказание, не связанное с изоляцией от общества, согласно международным стандартам, при осуждении к наказаниям, связанным с обязательной трудовой деятельностью осужденного, требуется их согласие. Это указано в п. 3.4 Токийских правил, который гласит: «Не связанные с тюремным заключением меры, которые накладывают какое-либо обязательство на правонарушителя и которые применяются до формального разбирательства или суда ила вместо них, требуют согласия правонарушителя». Следует отметить, что в зарубежной практике назначения наказаний, аналогичных отечественным обязательным работам, суду необходимо согласие осужденного на выполнение этих работ. Действующий порядок назначения обязательных работ в Российской Федерации не предусматривает получение согласия осужденного для исполнения назначенных ему обязательных работ. Однако, представляется, что введение этого законодательного положения поможет свести к минимуму случаи уклонения от отбывания этого наказания.

В первоначальной редакции УК РФ 1996 г. обязательные работы предусматривались в 66 санкциях статей Особенной части, что составляло 12,4 % от всех санкций. В настоящее время наказание в виде обязательных работ упоминается в 85 санкциях статей Особенной части УК РФ (13,6 % всех санкций УК), предусматривающих ответственность за преступления небольшой и средней тяжести. Лидируют по числу санкций, содержащих обязательные работы, глада 19 УК РФ «Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина» (14 санкций) и глава 22 «Преступления в сфере экономической деятельности» (12 санкций). Корчагина А.Ю. Указ. соч.- С. 101.

Обязательные работы, по моему мнению, как вид наказания имеют ряд положительных моментов: во-первых, осужденный не изолируется от общества и не лишается свободы, он сохраняет основное место работы или может продолжить учебу, в наказании отсутствуют жесткие карательные элементы. Представляется, что оно должно быть весьма действенным при борьбе с так называемой «беловоротничковой» преступностью, так как это наказание, исполняемое в отношении бывшего чиновника, к тому же, приобретает элементы и позорящего наказания, так как состоит в выполнении непрестижной и считающейся малопривлекательной работы.

Это интересно:  Работа в суде секретарем

Особенная часть УК РФ содержит 115 санкций, предусматривающих исправительные работы (19,3% всех санкций). Но это наказание так же, как и обязательные работы, имеют ряд положительных моментов. Во-первых, материальное положение осужденного не только не ухудшается, а напротив, улучшается, при этом он получает постоянный источник дохода при добросовестном отношении к труду. Во-вторых, осужденные привыкают работать днем и отдыхать в вечернее и ночное время, то есть учатся жить обычной жизнью, которая свойственна большей части правопослушных граждан.

Правила особо подчеркивают, что замена первоначально назначенного наказания на связанное с лишением свободы может быть осуществлена только при отсутствии других подходящих альтернативных мер. С учетом этого следует признать недостатком отечественной системы видов уголовных наказаний отсутствие действующих наказаний в виде ограничения свободы и ареста, так как при уклонении от отбывания наказаний, альтернативных лишению свободы, практически отсутствует возможность назначения иных мер, не связанных с лишением свободы.

ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ, НЕ СВЯЗАННЫХ С ОГРАНИЧЕНИЕМ ИЛИ ЛИШЕНИЕМ СВОБОДЫ. ВИДЫ НАКАЗАНИЙ

Условное осуждение

Правильное определение юридической природы условного осуждения имеет важное теоретическое и практическое значение, поскольку помогает раскрыть сущность этого института, определить те требования, которые должны выполняться осужденным в период испытательного срока. Отсутствие четкого представления о юридической природе условного осуждения крайне затрудняет решение целого ряда практических вопросов, таких как назначение наказания, по совокупности преступлений, возможность замены условного осуждения судом высшей инстанции на иной вид наказания, порядок снятия судимости с условно осужденных и т. д. «Относительно юридической природы данной меры существуют разные мнения, наиболее приемлемым из которых представляется следующее. Условное осуждение выражается в неприменении назначенного судом наказания на определенных в законе условиях, при соблюдении которых лицо полностью и окончательно освобождается от наказания». По мнению других ученых, «условное осуждение является видом (особым видом) наказания»; третьих — «отсрочкой приведения в исполнения наказания», с точки зрения четвертых, это особый порядок исполнения приговора (Н.Ф. Савин, М.А. Ефимов, Ю.М. Ткачевский, М.Д. Шаргородский). Так, М.Д. Шаргородский считает, что «условное осуждение — это особый порядок отбытия наказания (исполнение приговора), заключающийся в том, что приговор не приводится в исполнение, если осужденный в течение определенного срока не совершит нового преступления» М. Д. Шаргородский « Наказание по советскому уголовному праву», М., Госюриздат, 1958 г. с. 156.

Нельзя не согласиться с тем, что условное осуждение — сложный институт, включающий в трансформированном виде признаки и свойства, присущие некоторым другим институтам уголовного права. Ему, в частности, свойственны отдельные признаки отсрочки исполнения наказания, общественного воздействия, освобождения от наказания и погашения судимости. Выполняя определенную роль при условном осуждении, названные признаки, однако, не предопределяют его сущности, ибо их проявление — это, в основном, уже следствие особого порядка применения судом наказания, т. е. следствие условного осуждения. Не совсем удачная законодательная формулировка самого термина «условное осуждение» также явилась одной из причин того, почему вот уже много лет идут споры о юридической природе данного института.

Г.А. Кригер писал, что «в соответствии с действующим законодательством условное осуждение по своей юридической природе рассматривается в качестве одного из видов условного освобождения от уголовного наказания» 13 Г. А. Кригер « Условное осуждение и роль общественности в его применении», М., 1963 г. с. 9..

Также о неточности формулировки «условное осуждение» свидетельствует следующее. Лицо, совершившее преступление, не может быть осуждено условно, в связи с тем, что в отношении него выносится реальный безусловный обвинительный приговор. В ст. 73 УК России имеется в виду не осуждение лица при наличии каких-либо особых условий, а условное исполнение наказания, точнее, его неисполнение при наличии указанных в законе условий, поэтому правильнее называть условное осуждение условным освобождением от отбывания наказания. Поэтому условное осуждение — это освобождение от реального отбывания назначенного наказания.

С позицией Кригера Г.А. я не согласна, так как применительно к действующему российскому уголовному законодательству условное осуждение является одним из видов освобождения от отбывания наказания, которое применяется судом в отношении лица, осужденного за совершение преступление, и заключается в освобождении этого лица от реального отбывания, назначенного ему наказания при наличии возможности его исправления без реального отбывания, назначенного наказания. А Кригер Г.А. считает условное осуждение — это освобождение от уголовного наказания.

Если, назначив исправительные работы, ограничение по военной службе, ограничение свободы, содержание в дисциплинарной воинской части или лишение свободы на срок до восьми лет, суд придет к выводу о возможности исправления осужденного без реального отбывания наказания, он постановляет считать наказание условным. При назначении условного осуждения суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного преступления, личность виновного, отягчающие и смягчающие обстоятельства (ст.73 ч.1,2 УК РФ)

Основными целями позитивной (интроспективной) уголовной ответственности являются формирование в обществе уважительного отношения к ценностям, которые охраняются уголовным законом, и обеспечение, гарантированность правомерного, социально полезного поведения граждан, становление системы уголовно-правовой профилактики в целях удержания граждан от совершения преступления, пробуждение и закрепление стремлений, убеждений, установок и ценностной ориентации у лиц, совершивших преступление. Михайлов К.В. О понятии и правовой природе условного осуждения // «Российская юстиция», №1, январь 2014 г, с.25

Условное осуждение тесно связано с целью предупреждения преступлений. Наука уголовного права и следственно-судебная практика акцентируют внимание на том, что применение наказания имеет своей целью общее и частное предупреждение.

При условном осуждении налицо все элементы реализации уголовной ответственности: вынесение порицания в обвинительном приговоре, назначение конкретной меры наказания (в Приложении А отражены данные о личности гражданина, учитываемые судом при применении условного осуждения) и наличие судимости в течение испытательного срока, поэтому условное осуждение следует рассматривать «как специфическую форму реализации уголовной ответственности, при которой исполнение или неисполнение назначенного наказания зависит от дальнейшего поведения условно осужденного».

Таким образом, принимая во внимание вышеизложенное, условное осуждение, по моему мнению, является особой формой осуществления уголовной ответственности, которая выражается в освобождении условно осужденного от реального отбывания основного вида наказания с применением к нему мер уголовно-правового воздействия под определенным условием в течение испытательного срока с возможным применением дополнительных видов наказания. Внесение такого определения в качестве легального в Общую часть УК положило бы конец длительным дискуссиям по данному вопросу.

К примеру, 21 августа 2014 года судьей Лысьвенского городского суда Пермского края было вынесено постановление об отмене условного осуждения и исполнения наказания, назначенного приговором суда, в отношении Самсонова Н.В. Самсонов Н.В. уклонялся от исполнения возложенных на него судом обязанностей: не прошел медицинское освидетельствование у врача-нарколога, не трудоустроился, не являлся на регистрацию в уголовно-исполнительную инспекцию. Условное осуждение Самсонову Н.В. было заменено на наказание в виде лишения свободы сроком 2 (два) года в исправительной колонии общего режима. Это указано в Приложении «Б» данной работы.

Важное значение для оценки общественной опасности деяния имеют и такие факторы, как способ. Обстановка, место и время совершения преступления, характер и тяжесть наступивших последствий. Все эти обстоятельства выступают в качестве факультативных признаков состава преступления, и часть изменяют квалификацию содеянного. Они учитываются законодателем при установлении пределов ответственности за данное преступление, а судом — при назначении конкретной меры наказания, в особенности, когда решается вопрос о применении условного осуждения. В тех составах преступления, где они не выделены в качестве обязательных признаков. Их значение сохраняется, и они повышают общественную опасность совершенного преступления. Таким образом, условное осуждение в подобных случаях недопустимо. Однако в судебной практике встречаются случаи, когда, несмотря на тяжесть совершенного деяния, суд учитывает смягчающие обстоятельства, относящиеся к личности виновного, и назначает условное осуждение.

Так, например, гражданка Зайцева Н.В., находясь в состоянии алкогольного опьянения, умышленно нанесла удар ножом в область спины гражданину Заиченко И.И. В результате чего потерпевшему был причинен средний вред здоровью с повреждением правой лопаточной зоны. Лысьвенский городской суд Пермского края признал виновной Зайцеву Н.В. в совершении преступления, предусмотренного ст. 112 ч. 1 УК РФ и назначил ей наказание в виде 4 лет лишения свободы и применил к ней условное осуждение. Суд в данном случае не придал должного значения тяжести совершенного деяния и обосновал применение условного осуждения тем. Что подсудимая впервые совершила преступление, имеет положительную характеристику по месту жительства, а также суд учел ее состояние здоровья Архив Лысьвенского городского суда Пермского края. Уголовное дело № 1-58/2014 г..

В практике имеют место случаи, когда посягательство на важный объект все-таки нельзя отнести к преступлениям, характеризующимися большой общественной опасностью по той причине, что вред, причиненный объекту, незначителен или преступные последствия совсем не наступили. Например, лесорубом в охраняемой зоне лесничества было похищено путем свободного доступа 55 кубических метров леса, принадлежащих Лысьвенскому лесхозу. Этими действиями лесорубом причинен материальный ущерб, который для Лысьвенского лесхоза значительным не является. И поэтому Лысьвенский городской суд Пермского края виновного осудил условно, на мой взгляд, справедливо, так как при назначении наказания была учтены данные о личности подсудимого, был оценен причиненный ущерб лесхозу.

Статья написана по материалам сайтов: ugolovnyj-zakon.ru, studbooks.net, studwood.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector