Эффективные методы поиска и сбора научной информации

экономические науки

  • Степанюк Александра Александровна , студент
  • Крымский федеральный университет
  • ИНТЕРНЕТ
  • БИБЛИОТЕКА
  • СБОР ИНФОРМАЦИИ
  • ПОИСК
  • НАУЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
  • ПОИСКОВЫЕ СИСТЕМЫ
  • ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

Похожие материалы

Анализ последних исследований

Анализом и классификацией методов поиска и сбора научной информации занимались такие ученые, как Ф. А. Кузин, Б. Г. Ананьев, С. Л. Рубинштейн, В. И. Загвязинский, М.В. Матюнина. Также такой профессор, как Ким Вельтман, на данный момент разрабатывает систему для быстрого и удобного поиска научной информации.

Цель — проанализировать электронные библиотечные системы как средство для сбора научной информации.

Основное содержание

Для ученых очень важно быстро найти нужную им информацию, затратив на это как можно меньше времени, тем самым как можно больше уделить его своей работе. Но как сократить время для поиска и сбора информации?

Исторически сложилось, что доступ к знаниям и информации развивался в трех областях:

  1. В библиотечной среде;
  2. В области информационных технологий;
  3. В среде, где библиотеки и информационные технологии соединяются воедино.

Для начала разберем, что собой представляет библиотечная среда как средство сбора информации.

Библиотечная среда включает в себя: библиотеки, архивы, музеи и т. д. Она дает достоверные знания в различных сферах деятельности, дает возможность узнать значение слова, позволяет найти детальную информацию, о чем или о ком-нибудь, может дать точные факты о любом событии и многое другое. В ней собраны знания многих поколений начиная с древнейших времен. Библиотечная среда идеальное средство для проведения научных исследований.

Но это средство поиска и сбора данных, несмотря на свою эффективность, многим может не подойти и имеет свои минусы. В библиотечной среде собран огромный объем информации и для того чтобы найти нужное требуется затратить большое количество времени даже профессионалу, не говоря уже о новичке. В таком объеме информации легко потеряться, ведь есть такие библиотечные хранилища, в которых находятся более 10 миллионов различной литературы.

А как же нам могут помочь информационные технологии?

Благодаря интернету сейчас мы можем найти и узнать все, что нас интересует. А поисковые системы также как и библиотечная среда хранят в себе большое количество информации, но в отличие от последних они достаточно просты в использовании. Все что от нас требуется это ввести, необходимы запрос и перед нами появится множество сайтов с той или иной информацией. Но и здесь все не так просто.

Среди огромного количества страниц по-настоящему полезны, оказываются только несколько. Разработчики пытаются улучшить системы поиска (в запросе можно указать время, место, тип искомого файла и т.п.), а пользователи добавляют больше ключевых слов, чтобы избавится от ненужного спама. Эти действия помогают, но не сильно. Пользователю все равно приходится долго рыться в большом количестве информации.

Но чтобы справиться с этой проблемой и во много раз сократить время для поиска нужной информации профессор Ким Вельтман разработал «Систему для Универсального Медиапоиска». Он придумал алгоритм поиска, который сокращает время для сбора данных. Сейчас эта система находится на стадии демо-версии.

А что если объединить библиотечную среду и информационные технологии, таким образом, они будут дополнять друг друга. Таковыми являются электронные библиотеки.

Электронная библиотека — это упорядоченная коллекция разнородных электронных документов (в том числе книг, журналов), снабжённых средствами навигации и поиска [1].

Электронные библиотеки могут быть представлены в виде веб-сайтов или медиафайлов. Они бывают универсальны, и хранят в себе информацию разного рода от научных статей до художественных романов. А также — специализированными, охватывать только одну область знаний.

Информацию в электронных библиотеках можно как прочитать онлайн, так и скачать на свой компьютер в формате PDF,TXT, DOC и другие. Доступ к файлам тоже бывает разный от открытого доступа до частных или платных.

К самым популярным электронным библиотекам следует отнести: Библиотека Максима Мошкова, LitPortal, Bookz.ru, Vceknigi.ru, Библиотека Альдебаран и другие.

А библиотеки с научно-образовательной тематикой становятся все более популярны для осуществления учебного процесса. Наша академия сотрудничает с такими электронными библиотеками как: Znanium.com, Лань, biblioclub.ru, Юрайт, IPRbooks.

В наш век современных технологий, когда все больше людей начинают пользоваться электронными книгами, такие библиотеки становятся все более актуальны.

Выводы

Для современных ученых электронные библиотеки являются достаточно эффективным средством для поиска и сбора научной информации. Ведь в них хранится большой объем систематизированной и классифицированной информации, как в библиотеке. А чтобы найти нужный файл требуется ввести определенные данные о нем (автор, название, тематика, год и т.п.). Такой поиск, подобный поиску в поисковых системах, а также огромное количество информации, как в библиотечной среде, позволяют оптимизировать сбор данных, что сокращает их поиск, дает больше времени для работы непосредственно со статьей, тезисом, диссертацией и т.п. Все это в свою очередь помогает увеличить продуктивность, что благоприятно будет складываться на результате.

Список литературы

  1. Электронная библиотека [Электронный ресурс] / Википедия – сводная энциклопедия. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Электронная_библиотека
  2. Груздева, В.Ю. Маркетинговое управление, как инструмент повышение конкурентоспособности организации / В.Ю. Груздева, М.В. Матюнина. — Научный журнал NovaInfo. — 2016. -№ 54. T. 1. — С. 110-113.
  3. Матюнина, М.В. Система сбалансированных показателей, как новый подход к стратегическому управлению / М.В. Матюнина. — Съвременни проблеми на региональното развитие: Събрани статии. Т. 1. — Академично издателство на Аграрния университет Пловдив, България, 2014. — с. 250 – 252.
  4. Тимиргалеева, Р.Р. Методология и организация научных исследований: магистерская диссертация (направление подготовки 38.04.02 «МЕНЕДЖМЕНТ»): учебно-методическое пособие [Электронный ресурс] / Р.Р. Тимиргалеева, М.А. Шостак, А.В. Столяренко, М.В. Матюнина. — Майкоп: Изд. ООО «Электронные издательские технологии», 2016. – 217 с.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Сбор научной информации

Сбор информации является едва ли не самым трудоемким этапом в осуществлении любого исследования. Суть его заключается в поиске и анализе различных источников информации.

Под источником информации понимается документ, содержащий какие-либо сведения[37]. К документам относят различного рода издания, являющиеся основным источником научной информации. Издание – это документ, предназначенный для распространения содержащейся в нем информации, прошедший редакционно-издательскую обработку, полученный печатанием или тиснением, полиграфически самостоятельно оформленный, имеющий выходные сведения.

Источниками научной информации служат неопубликованные документы: диссертации, депонированные рукописи, отчеты о научно-исследовательских работах, научные переводы, обзорно-аналитические материалы. В отличие от изданий эти документы не рассчитаны на широкое и многократное использование, находятся в виде рукописей либо тиражируются в небольшом количестве экземпляров средствами машинописи или ЭВМ.

Все документальные источники научной информации делятся на первичные и вторичные. Первичные документы содержат исходную информацию, непосредственные результаты научных исследований (монографии, сборники научных трудов, авторефераты диссертаций и т.д.), а вторичные документы являются результатом аналитической и логической переработки первичных документов (справочные, информационные, библиографические и т.п.).

Это интересно:  Возврат давальческих материалов как оформить

Издания классифицируют по различным основаниям: по целевому назначению (официальное, научное, учебное, справочное и др.); степени аналитико-синтетической переработки информации (информационное, библиографическое, реферативное, обзорное); материальной конструкции (книжное, журнальное, листовое, газетное и т.д.); знаковой природе информации (текстовое, нотное, картографическое, изоиздание); объему (книга, брошюра, листовка); периодичности (непериодическое, сериальное, периодическое, продолжающееся); составу основного текста (моноиздание, сборник); структуре (серия, однотомное, многотомное, собрание сочинений, избранные сочинения).

Исследователя в первую очередь интересуют издания, из которых может быть почерпнута необходимая для научно-исследовательской работы информация. Это научные, учебные, справочные и информационные издания.

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте определение источника информации.

2. Что такое первичные и вторичные документы?

3. Перечислите основные виды изданий. Чем они друг от друга отличаются?

Методы сбора и обработки научной информации (криминологической, иной).

Овладение информацией представляет собой её сбор и обработку.

Весь процесс сбора и обработки информации разбивается на несколько этапов.

Сначала следует определить проблему, то есть сформировать объект предмет исследования, чётко сформулировать задачу.

Далее следует первоначальные сбор и обработка информации из внешних источников, анализ уже имеющихся вторичных источников.

Затем необходимо очистить», то есть обработать и привести информацию к унифицированному виду. Это упрощает последующую обработку.

После сбора и обработки информации идет следующий метод обработки информации — систематизация и организация накопленных данных. Это нужно для последующего использования, а также способствует быстрому внутреннему поиску и извлечению нужных документов.

Проведение глубокого анализа информации, систематизация и получение знаний можно отнести к четвертому методу обработки информации.

Завершает сбор и обработку информации последний этап, этап формирования отчета по конкретной тематике.

Методы обработки информации способствует централизованному сбору и хранению информации. Эффективный доступ и управление большими объемами данных в непрерывной интегрированной среде, объединение данных в единую информационную структуру является актуальной задачей, решение которой существенно повышает эффективность методов обработки информации, а также сбора и обработки информации. Вследствие этого, а также из-за непрерывно растущего объема информации, осуществляется сбор и обработка информации. База данных, являясь одним из главных звеньев, выступает в качестве основного источника для обработки и анализа всей имеющейся информации.

Информация– это всегда получение содержания, которое уменьшает неопределенность знаний о том или ином факте, событии. Чем в большей степени изменяется в результате получения сообщения неопределенность относительно того или иного факта, тем больше информации содержит данное сообщение.

Информация о преступности и мерах по ее предупреждению – это криминологическая информация. Для того, чтобы криминологическая информация правильно (адекватно) отражала состояние и другие характеристики преступности и меры по ее преодолению, она должна отвечать по крайней мере трем главным методическим требованиям: полноте, своевременности и достоверности.

Очевидно, что сделать правильное заключение о состоянии преступности можно только получив достаточный объем информации об этом явлении. Неполная, тем более односторонняя информация может привести к искаженному представлению, послужив основой ошибочных выводов и рекомендаций. Однако, требование полноты криминологической информации не должно трактоваться по принципу «чем больше – тем лучше». Чрезмерное обилие информации, в которой присутствует равным образом и существенное и несущественное для познания данного явления и практических выводов, не только ведет к непроизводительным затратам материальных ресурсов и времени, но и осложняет сам процесс познания. Требование полноты информации должно определяться экономно, исходя из конкретных задач того или иного исследования по принципу «необходимо и достаточно». Необходимо – для познания данного явления в его существенных чертах и достаточно – для этих целей.

Своевременность криминологической информации определяется в зависимости от задач конкретного исследования.

Требование своевременности криминологической информации не должно приниматься столь категорично. Чтобы иметь суждение о состоянии преступности, надо накопить и суммировать данные о совершенных преступлениях за определенный, относительно продолжительный период времени. Поэтому своевременной будет и такая криминологическая информация, которая поступает из отчетных данных за прошедший период времени или полученная в результате исследований предшествующей практики борьбы с преступностью. Следует иметь при этом в виду, что хотя характеристики преступности относительно устойчивы во времени, важно путем сравнения двух или более временных периодов получать дополнительную информацию о тенденциях их изменения.

Важнейшим требованием к криминологической информации является ее истинность, достоверность. Искажения информации при ее первичной регистрации, при передаче для последующей статистической обработки, а равно возникающие вследствие нарушения технологического процесса ее обработки могут привести к неверным суждениям и практическим выводам.

Закономерности преступности проявляются только при достаточно большом числе наблюдений. В связи с этим главными источниками криминологической информации являются: во-первых, статистическая отчетность о преступности и результатах борьбы с нею и, во-вторых, результаты научных криминологических исследований.

Статистика преступности является важнейшим источником криминологической информации. Ее достоинства – в сплошном охвате статистическим наблюдением всех факторов преступных проявлений, в регулярности поступления информации, ее сопоставимости за длительный период наблюдения, в отлаженной системе обработки и выдачи аналитических данных по назначению.

Однако для суждения о закономерностях преступности и личности преступника, для выявления причин преступности, разработки и оценки эффективности мер по ее предупреждению имеющихся статистических данных недостаточно. Здесь важны дополнительные криминологические исследования, которые проводятся специализированными научными учреждениями. Научные криминологические исследования, проводимые по правилам выборочного статистического обследования, но по более широкой программе, с привлечением данных других видов социальной статистики (демографии, здравоохранения, образования и др.) позволяют глубже проникать в предмет исследования, разрабатывать конкретные рекомендации по повышению эффективности мер борьбы с преступностью.

Исходя из конкретных задач научного криминологического исследования, помимо использования имеющейся в отчетности правоохранительных органов статистической информации, применяются специальные методы сбора информации. Поскольку эта информация подлежит в конечном итоге обязательной статистической обработке, предпочтение отдается методам программированного сбора информации (наблюдение, изучение документов, опрос соответствующих лиц). Определенное место в криминологических исследованиях занимают также социометрия и эксперимент.

Наблюдение– это непосредственное восприятие самим исследователем и прямая регистрация им фактов, касающихся изучаемого объекта и значимых с точки зрения целей исследования.

Очевидно, что приступая к наблюдению, исследователь должен заранее определить программу (перечень и способ фиксации) интересующих его факторов, их признаков и характеристик. Однако, непосредственное восприятие дает такую богатую по разнообразию и содержанию информацию, что в процессе наблюдения эта программа может существенно расширяться за счет выявления ранее не предполагавшихся, но существенных, с точки зрения целей исследования, обстоятельств. В богатстве картины наблюдаемого объекта, в возможности выявления неожиданного – основное достоинство наблюдения как метода криминологического исследования.

Но далеко не все события и факты, интересующие исследователя, поддаются наблюдению, а само наблюдение требует значительных затрат времени и потому затруднительно для получения информации о большом числе объектов. Кроме того, на результаты наблюдения могут оказать отрицательное влияние сам факт присутствия наблюдателя при интересующем его событии, а также личностные качества наблюдателя, его, возможно, неосознанное желание увидеть заранее заложенные в программу исследования стороны и качества объекта, в то время как более существенными могут оказаться совсем иные, не предполагавшиеся ранее его характеристики. В этом – определенные недостатки наблюдения как метода криминологического исследования, накладывающие ограничения на практику его применения.

Изучение документов – распространенный и наиболее надежный метод криминологического исследования.

В документах фиксируются факты, которые, как правило, уже проверены и потому заслуживают доверия исследователя. Наиболее значимые для криминологического исследования документы содержатся в материалах расследования и рассмотрения в суде дел о совершенных преступлениях, в личных делах осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях. В этих же целях могут использоваться и другие документы о деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, по устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений.

Для того, чтобы вести изучение документов целеустремленно, а впоследствии иметь возможность статистической обработки полученной информации, эта работа заранее программируется. Составляется вопросник, по которому и ведется фиксация интересующих исследователя фактов, извлекаемых из содержания документов. Однако, указанные выше документы не рассчитаны на будущий интерес криминолога. В них, как правило, содержится только часть необходимой ему информации. В этом обстоятельстве – ограниченность изучения документов как метода криминологического исследования.

Опрос как метод криминологического исследования имеет по форме две разновидности: очный опрос-интервью и заочный опрос-анкетирование. И в том, и в другом случае опрос, исходя из конкретной цели исследования, заранее программируется. Составляются вопросник, карточка, анкета, которые после заполнения подвергаются статистической обработке.

Интервью проводится в форме беседы с опрашиваемым, в ходе которой выясняются и фиксируются в документе (карточке, справке) интересующие исследователя факты и характеристики. Результативность интервью, получение в ходе его достоверной информации во многом зависят от опыта и искусства исследователя.

В связи с этим рекомендуется соблюдать следующие основные методические требования проведения интервью. Вначале важно установить с опрашиваемым психологический контакт, снять напряженность, естественную при беседе с незнакомым человеком, добиться готовности дать правдивые ответы. В продолжение этой линии на адаптацию первые вопросы следует задавать об очевидном, о том, о чем скрывать опрашиваемому нет никакого смысла. Затем осуществляется переход к главному для исследователя. При этом вопросы комбинируются таким образом, чтобы некоторые из них перепроверяли правдивость ответов на ранее заданные. В конце интервью важно снова снять напряжение опрашиваемого, побудить его дополнительно высказаться в произвольной форме по теме беседы. Здесь могут быть обнаружены новые факты, новые характеристики изучаемого явления, не предусмотренные программой интервью, но существенные для целей исследования.

Нетрудно заметить, что в некоторых элементах интервью приближается к непосредственному наблюдению. Только при наблюдении исследователь занимает пассивную позицию, а при интервью играет активную роль в получении информации от опрашиваемого. Сходство этих методов криминологического исследования порождает в определенной степени и общность их недостатков, ограничивающих возможности применения. Тем не менее интервью – важный и распространенный на практике метод криминологических исследований.

Анкетирование – заочный метод опроса. Как правило, оно осуществляется анонимно. Анкетирование существенно экономит время для сбора интересующей исследователя информации, так как одновременно большее количество анкет может заполняться без его непосредственного участия. Для получения достоверной информации следует основательно продумать форму и содержание анкеты. Без преувеличения можно сказать, что успех исследования зависит от методически правильно составленной анкеты.

Прежде всего, анкету нужно составить экономно, по принципу «необходимо и достаточно», чтобы при всех условиях она не отпугивала громоздкостью. Вопросы должны быть ясными и понятными, обеспечивать однозначное их восприятие всеми опрашиваемыми, а порядок их постановки, в том числе и включение «контрольных вопросов», – соответствовать тем же основным методическим требованиям, что и при проведении интервью.

Вопросы в анкете могут быть поставлены в различной форме. Для удобства последующей статистической обработки рекомендуется, однако, пользоваться так называемыми закрытыми вопросами, в которых для опрашиваемого заранее сформулированы возможные ответы (альтернативные, шкальные вопросы, вопрос-меню).

Простейший альтернативный вопрос требует от опрашиваемого выбора положительного или отрицательного ответа (да – нет). Более сложный альтернативный вопрос предоставляет ему возможность выбора из нескольких вариантов того или иного ответа (ранее судим за хулиганство, кражу, грабеж, разбой, иные преступления).

Шкальный вопрос ставится обычно для оценки интенсивности какого-либо явления (осужденный доказал свое исправление – 5 баллов, встал на путь исправления – 4, недостаточно изучен – 3, не встал на путь исправления – 2, злостный нарушитель – 1 балл).

При подготовке вариантов ответов на шкальный вопрос следует позаботиться о четкости критерия их разделения между собой и соблюдении примерного равенства интервалов по интенсивности изучаемого явления.

Вопрос-меню предлагает несколько возможных ответов, но при этом не требует выбора только одного из них (например: «В чем Вы видите причины совершенного Вами преступления?»). Далее предлагаются возможные ответы. Опрашиваемый может подчеркнуть (или отметить иным образом) все, что соответствует его мнению по данному вопросу, один, два, три и более ответов-утверждений.

В некоторых случаях в анкету также включаются так называемые открытые вопросы. Для ответа на них опрашиваемому не предлагаются какие-либо заранее сформулированные варианты. Ему предоставляется возможность самому сформулировать ответ (например: «Укажите, где или у кого Вы намерены поселиться после освобождения?»).

Иногда анкетирование может быть проведено и без заранее составленных вопросов анкеты. Например, осужденным, если они согласны на это, предлагается самим изложить свою автобиографию с указанием ранее совершенных ими преступлений и их причин либо воспитанникам воспитательно-трудовых колоний с целью выяснения уровня их правосознания задается школьное сочинение на соответствующую тему. Анализ полученных таким образом материалов имеет несомненно познавательное значение.

Эксперимент на математической модели нашел применение главным образом в научных исследованиях. Примером такого эксперимента являются работы в области прогнозирования преступности и вероятности индивидуального преступного поведения.

Эффективные методы поиска и сбора научной информации

План:
1. Классификация методов исследования.
2. Характеристика методов педагогического исследования.
1. Классификация методов исследования.
Каждая наука имеет свой предмет и использует определенные методы, которые позволяют познать закономерности изучаемых ею явлений.
« Метод – это путь познания, способ, посредством которого познается предмет науки» (С. Л. Рубинштейн).
Исследовательские методы группируют по различным признакам:
— По назначению различают в одном случае методы сбора фактического материала, его теоретической интерпретации, направленного преобразования. В другом случае выделяют методы диагностики, объяснения, прогнозирования, коррекции, статистической обработки материала и др.
— По уровню проникновения в сущность выделяют группу методов эмпирического исследования, основанного на опыте, практике, эксперименте и теоретического исследования, связанного с абстрагированием от чувственной реальности, построением моделей и др. (В.И. Загвязинский).
Общие методы научного познания Ф. А. Кузин делит на три большие группы:
1) методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент);
2) методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.);
3) методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.)
Б. Г. Ананьев выделяет IV группы методов:
I – организационные, включающие следующие методы: сравнительный (сопоставление различных групп по возрастам, деятельности и т.д.), лонгитюдный (многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного периода времени), комплексный ( в исследовании участвуют представители разных наук; при этом один объект изучают разными средствами).
II – эмпирические методы, включающие наблюдение, самонаблюдение; экспериментальные, психодиагностические (тесты, опросники, социометрия, интервью, беседа), анализ продуктов деятельности, биографические методы.
III – методы обработки данных, включающие: количественный (статистический) и качественный (дифференциация материала по группам, анализ) методы.
IV – интерпретационные методы, включающие генетический (анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов) и структурный (устанавливает структурные связи между всеми характеристиками личности) методы.
С. Л. Рубинштейн делит методы на основные: наблюдение (внешнее, внутреннее); эксперимент (лабораторный, естественный, формирующий) и вспомогательные (беседа, анкета, анализ продуктов деятельности).
В. И. Загвязинский делит методы на две большие группы:
I – Методы эмпирического психолого-педагогического исследования (основанные на опыте, практике, эксперименте т.е. практический поиск): наблюдение, опрос, тестирование, изучение продуктов деятельности, оценивание, эксперимент.
II – Методы теоретического исследования: теоретический анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, метод восхождения от абстрактного к конкретному, метод моделирования.
2. Характеристика методов педагогического исследования.
Наблюдение – метод систематического и целенаправленного восприятия изучаемого объекта с целью сбора информации, фиксации действий и поведения объекта.
Виды наблюдения выделяют по различным признакам:
1. по направленности (внешнее, внутреннее),
2. по полноте фиксирования фактов (сплошное (широкое), выборочное),
3. по типу связи наблюдателя и наблюдаемого (включенное, невключенное),
4. по форме записи (фотографичное, обобщенное, интерпретационное),
5. по ограничениям, введенным наблюдателем (свободное, стандартизованное, нестандартизованрное) и т.д.
Требования к проведению:
— целенаправленность,
— комплексность,
— систематичность,
— аналитический характер,
— выбор способа наблюдения,
— выбор объекта,
— выбор способов регистрации, в виде записи или использования технических средств,
— обработка и интерпретация полученной информации.
Эксперимент – изменение или воспроизведение явления с целью его изучения в наиболее благоприятных, четко фиксируемых и контролируемых условиях.
Виды эксперимента:
1. по условиям проведения (естественный и лабораторный),
2. по глубине исследования изучаемого явления (интенсивный, экстенсивный),
3. по степени вмешательства (констатирующий, формирующий).
Организация эксперимента имеет несколько последовательных стадий:
1) выдвижение научной гипотезы;
2) постановка конкретной задачи и выбор объекта исследований;
3) подготовка материальной базы для выполнения эксперимента;
4) выбор оптимального пути эксперимента;
5) наблюдение явлений при эксперименте и описание их;
6) анализ и обобщение полученных результатов.
Тестирование – исследовательский метод, который позволяет выявить уровень знаний, умений и навыков, способностей и других качеств личности, а также их соответствие определенным нормам путем анализа способов выполнения испытуемым ряда специальных заданий.
Тест – краткое стандартизированное испытание, в результате чего оцениваются особенности личности.
Виды тестов:
— тест-опросник,
— тест-задание,
— проективные тесты.
Требования к тестам:
1. Надежность,
2. краткость заданий,
3. вариативность содержания,
4. качество,
5. валидность
Опрос – исследовательский метод, позволяющий выявлять особенности людей на основе их ответов на предложенные устные и письменные вопросы.
Виды опроса:
устный (беседа, интервью), письменный (анкета).
Психолого-педагогическое обследование – комплекс диагностических процедур, необходимых для достаточно полной первоначальной ориентировки относительно объекта изучения, его структуры, уровня развития, гармоничности, соответствия предъявляемым требованиям, характера внутренних и внешних связей.
Виды обследования:
Разведывательное (поисковое, пилотажное, зондирующее) – связано с апробированием подобранных методик, предварительной ориентацией в ситуации, получением исходных данных для разработки всего комплекса процедур изучения.
1. Частичное – проводится с целью изучения отдельных сфер, звеньев, проблемных вопросов и т.д.
2. Комплексное – изучение объекта во всей его полноте на основе предварительных представлений о необходимом объеме работы и последовательного изучения компонентов объекта.
3. Системное – то же комплексное, но выполненное на основе мысленного (модельного) представления об объекте, предварительного выделения предмета исследования.
Любое обследование должно производиться по заранее намеченной схеме или программе и включать три этапа:
— сбор информации;
— обработка и систематизация;
— подведение итогов.
Сравнение – один из наиболее распространенных методов познания. Сравнение позволяет установить сходство и различие предметов и явлений действительности.
Измерение – процедура определения численного значения некоторой величины посредством единицы измерения.
Абстрагирование – мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей, отношений, предметов и в одновременном выделении, фиксировании одной или нескольких интересующих исследователя сторон этих предметов.
Анализ — предполагает расчленение целого на составные элементы, то есть выделение признаков предмета.
Синтез – соединение полученных при анализе частей в единое целое.
Моделирование – весьма универсальный метод научного познания. Модель – система связанных между собой элементов, упорядоченных определенным образом и связанных определенными отношениями, которые направлены на достижение одного результата.
Требования, предъявляемые к используемым частнонаучным методам:
Надежность – характеристика методики, отражающая точность измерений, независимость полученных результатов от действия случайных факторов (повторное тестирование, параллельное тестирование и т.д.)
Валидность – соответствие методики изучаемому процессу, свойству (валидноссть по содержанию, критерию и т.д.). Понятие указывает на то, «что измеряет тест и насколько хорошо он это делает».
Достоверность – устойчивость измерительной процедуры к фальсификации (контрольные вопросы и т.д.).

Литература:
1. Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Загвязинский В. И., Атаханов Р. – М.: Академия, 2005.
2. Гадельшина, Т. Г. Методология и методы психологического исследования: учеб. метод. пособие / Гадельшина Т. Г. – Томск, 2002.
3. Корнилова, Т. В. Экспериментальная психология: теория и методы: учебник для вузов / Корнилова Т. В. – М.: Аспект Пресс, 2003.
4. Кузин, Ф. А. Кандидатская диссертация: методика написания, правила оформления и порядок защиты / Кузин Ф. А. – М., 2000.

Статья написана по материалам сайтов: helpiks.org, lektsii.com, koi.tspu.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector
Читайте также:

  1. A) важность и существенность информации в настоящий момент
  2. A) обработки данных, вводимых в ЭВМ
  3. A) прикладная программа, предназначенная для обработки структурированных в виде таблицы данных
  4. A) прикладная программа, предназначенная для обработки структурированных в виде таблицы данных
  5. A) Технологии, ориентированные на полученную обработку, передачу информации с помощью технических средств
  6. Cоциологический анализ электорального процесса: проблемы и методы исследования, сферы применения результатов
  7. Cтанки для абразивной обработки.
  8. Gt; 89. Предмет и функции СО как научной дисциплины и практической области деятельности. (не до
  9. I. Невербальные методы оценки.
  10. Автоматизированные системы обработки информации и управления на автомобильном транспорте.