+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Энергосервисные контракты в бюджетной сфере

Содержание

технические науки

  • Гузоева Жамиля Махтиевна , бакалавр, студент
  • Чапаев Ахмат Борисович , кандидат наук, доцент, доцент
  • Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет им. В.М. Кокова, г. Нальчик
  • Похожие материалы

    Энергосервисный договор – это наиболее эффективный в стоимостно-денежном выражении подход к хозяйствованию в сфере энергетики, который делает возможным для организации внедрение целого ряда новейших энергосберегающих технологий. Энергосервисная компания реализует проект и, следовательно, берет на себя основную часть риска. В рамках указанного вида отношений организация предварительно не расходует свои денежные средства. Все затраты на проект позднее возмещаются платежами, которые впоследствии производятся из полученной экономии энергоресурсов.

    У энергосервисного договора есть ряд преимуществ в сравнении с распространенными методами модернизации:

    • во-первых, заинтересованность энергосервисной компании в наибольшем достижении результатов энергосбережения;
    • во-вторых, для заказчика полностью отсутствуют все финансовые риски;
    • в-третьих, отсутствие денежных вложений со стороны заказчика. Проект финансируется третьей стороной (как правило, кредитными организациями), в то же время вознаграждение обеспечивается «гарантированными сбережениями».

    В результате внедрения энергосервисного договора экономия денежных средств гарантировано переходит из капиталовложения в энергоэффективность.

    Согласно опыту зарубежных стран внедрение энергосервисных договоров позволило снизить потребление топливно-энергетических ресурсов от 16% до 65%.

    Федеральный закон №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности…» ввел понятие контракта на энергосервис, что позволяет установить предмет контракта и его основные положения. Это, в первую очередь, позволяет без существенных правовых рисков заключать контракты на энергосервис для всех групп потребителей.

    По мимо Федерального закона №261-ФЗ были приняты другие внесены изменения в действующие правовые акты. Рассмотрим основные из них.

    Устанавливать порядок определения цены контракта, порядок размещения заказа на заключение контракта государственными и муниципальными заказчиками позволило изменение в Федеральном законе «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21.07.2005 N 94-ФЗ. Эти изменения дают возможность государственным и муниципальным заказчикам заключать контракты на энергосервис и планировать на них бюджетные расходы.

    Постановление Правительства РФ от 18 августа 2010 г. N 636 «О требованиях к условиям энергосервисного договора (контракта) и об особенностях определения начальной (максимальной) цены энергосервисного договора» устанавливает основные условия энергосервисных контрактов для государственных и муниципальных нужд. Это позволило сформировывать контракты, учитывающие интересы заказчика и энергосервисной компании.

    Перечисленные выше нормативно-правовые акты создают благоприятную основу для развития рынка энергосервисных услуг в России. Однако в бюджетной сфере существует ряд собственных препятствий для реализации энергосервисных контрактов. В первую очередь, это негибкость бюджетного законодательства, жесткий порядок распределения бюджетных средств, а также не готовность руководителей работать по нестандартным схемам. При этом бюджетные учреждения нуждаются в ЭСКО больше, чем все остальные представители рынка из-за отсутствия финансирования и устаревания оборудования.

    Список литературы

    1. Чапаев А.Б., Бозиева Ю.Г. Способы реализации мероприятий по энергосбережения с применением энергосервисных договоров // Интернет-журнал «Науковедение», 2015 №5 (30) [Электронный ресурс]-М.: Науковедение, 2015 -.- Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/213TVN515.pdf, свободный. – Загл. с экрана. — Яз. рус., англ.
    2. Юров, А.И. Ресурсосбережение и экология – стимул экономического роста и основа безопасности жизнедеятельности региона [Текст] / А.И. Юров, А.Г. Фиапшев // Вестник АПК Старополья.- 2014.-№3((15).-С. 81-86.

    Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

    Статья в журнале «Энергосбережение» на тему: «Энергосервисные контракты на объектах бюджетной сферы. Проблемы и пути решения».

    Обратившись к опыту реализации энергосбережения в бюджетной сфере Москвы, можно увидеть, что наметились определенные тенденции, направленные на улучшение инвестиционной привлекательности внедрения энергоэффективных мероприятий, повышение заинтересованности бизнеса в этом процессе. Необходимы некоторые усилия для привлечения финансовых средств, альтернативных бюджетным, которые позволили бы повысить эксплуатационную надежность и энергетическую эффективность объектов бюджетной сферы. Одним из механизмов, решающих поставленную задачу, может стать привлечение внебюджетных средств по схеме энергосервисного контракта.

    Реализация вышеуказанной концепции и рассматриваемого потенциала позволит не только сэкономить бюджетные средства и модернизировать системы энерго­потребления, но и увеличить количество рабочих мест, а также наполняемость бюджета города. Главная задача – поддержать в столице данный процесс, создать благоприятные инвестиционные условия для развития бизнеса в этом направлении, решить ряд проблем и снять барьеры для успешной работы в области энергосервиса. Тем более что в целом по стране энергосервис развивается семимильными шагами: заключено более 1,5 тыс. энергосервисных контрактов в бюджетной сфере.

    О проблемах энергосервисаа

    Сегодня компаниям, готовым оказывать энергосервисные услуги, сложно утвердиться на этом рынке, как с правовой точки зрения, так и с финансовой, и с организационной. Без поддержки органов исполнительной власти реализация энергосервисной деятельности практически невозможна, и задача Департамента жилищно-коммунального хозяйства города Москвы (как идеолога энергосервиса в городе) – создать такие условия, когда энергосервисные компании будут конкурировать за право заключения государственных контрактов.

    Опыт энергосервиса в Москве свидетельствует о том, что существует целый ряд не до конца решенных проблем, которые сдерживают развитие этой деятельности. Планомерно проводится работа по устранению проблем, шаг за шагом приближающая нас к намеченной цели.

    Деятельность ГКУ «Энергетика»

    Для решения поставленных задач в Москве создан и успешно функционирует Центр компетенции и координации энергосервисной деятельности – ГКУ «Энергетика». Центр компетенции является консолидатором усилий экспертного сообщества, координатором всех участников этого сложного процесса.

    На текущий момент ГКУ «Энергетика» актуализированы типовые формы энергосервисных контрактов, формируется методологическая база, позволяющая

    системно реализовывать энергосервисные контракты, как в МКД, так и на объектах бюджетной сферы. Проводится активная работа по снятию административных барьеров, мешающих развитию энергосервиса, прорабатываются вопросы вовлечения финансовых институтов.

    Необходимо отметить, что еще в 2017 году в Москве отсутствовали условия для планирования и заключения энерго­сервисных контрактов в бюджетной сфере. Во многом это было обусловлено тем, что:

    • в Единой автоматической информационной системе торгов 2.0 (далее – ЕАИСТ 2.0), где заказчики Москвы ведут работу по подготовке и заключению государственных контрактов, отсутствовала возможность запланировать контракт со сроком действия более трех календарных лет (данного срока, как правило, было недостаточно для окупаемости энергосберегающих мероприятий не путем прямой закупки за счет средств бюджета, а за счет привлечения инвестора);
    • в «Библиотеке контрактов» ЕАИСТ 2.0 отсутствовала типовая форма энергосервисного контракта, учитывающая установленные законодательством Российской Федерации особенности оказания услуг в сфере энергосервиса;
    • не проводилась целенаправленная работа по определению потенциала энергосбережения и реализации энергосервисных договоров.

    Решение проблем энергосервиса

    В результате совместной работы специалистов Департамента жилищно-коммунального хозяйства, ГКУ «Энергетика», Департамента по конкурентной политике, Департамента экономической политики и развития и Главного контрольного управления города Москвы осуществлена доработка ЕАИСТ 2.0, что позволило:

    • создать классификаторы предмета государственного заказа в зависимости от вида энергетического ресурса, который будет сэкономлен в результате реализации энерго­сберегающих мероприятий (электрическая энергия, тепловая энергия);
    • включить в «Библиотеку контрактов» две типовые формы энергосервисных контрактов для органов исполнительной власти и государственных учреждений (в отношении экономии электрической и тепловой энергии), условия которых согласованы с основными департаментами социальной сферы;
    • создать механизм планирования и заключения энергосервисных контрактов на срок свыше трех лет путем направления соответствующего запроса в службу технической поддержки и формирования бизнес-процесса для учета особенностей энергосервисного контракта ЕАИСТ 2.0 при ее очередном обновлении.

    Таким образом, в настоящее время созданы организационные предпосылки для планирования и заключения энергосервисных контрактов.

    На базе ГКУ «Энергетика» успешно функционирует колл-центр по вопросам внедрения энергосберегающих мероприятий в Москве. В нем можно получить всю необходимую информацию, которая поможет спланировать и реализовать энергосберегающие мероприятия в многоквартирных домах, учреждениях бюджетной сферы, инфраструктурных организациях (в том числе и по схеме энергосервиса), развеять сомнения всех участников этого сложного процесса.

    В рамках поддержки энергосервиса в Москве реализуется ряд пилотных проектов. В настоящее время по инициативе Минэкономразвития России и по поручению мэра Москвы С. С. Собянина проводятся работы по реализации комплексного проекта по энергосбережению за счет внебюджетных источников. В качестве пилотной территории для проведения работ выбран Южный административный округ Москвы. Определен ряд объектов, ожидается проведение конкурсных процедур в I квартале 2018 года. Результаты проводимого эксперимента позволят ответить на главный вопрос: имеют ли энергосервисные контракты право на жизнь и если да, то возможно ли тиражировать успешный опыт Москвы на аналогичные объекты в других регионах страны? И сегодня есть все основания полагать, что ответ на этот вопрос будет положительным.

    Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

    Как правильно заполнить и заключить энергосервисный госконтракт

    Энергосервисные контракты в бюджетной сфере

    Образец энергосервисного контракта по 44-ФЗ

    Особенности заключения ЭСК

    В закупочной документации, помимо технических характеристик и требований энергоэффективности, необходимо определить НМЦК, продемонстрировав при этом затраты на поставку энергоресурсов каждого отдельного вида и указав их количественные значения (ч. 3 ст. 108). Таким образом, начальная максимальная цена энергосервисного контракта определяется путем фактического подтверждения затрат на поставку энергоресурсов за прошлый отчетный период (год). НМЦК не может быть выше издержек заказчика на энергоресурсы. Обеспечение исполнения такого договора устанавливается в пределах 5-30 % (ч. 16 ст. 108).

    Энергосервисный контракт заключается по цене, которая определяется как процент от экономии затрат на поставку энергетических ресурсов согласно ценовому предложению, указанному в заявке победителя торгов (ч. 13 ст. 108):

    • в соотношении с максимальным процентом, установленным закупочной документацией (п. 1 ч. 3 ст. 108 44-ФЗ);
    • как минимальный размер экономии издержек организации-заказчика, максимальный процент которого перечисляется участнику-победителю (п. 3 ч. 3 ст. 108);
    • в соответствии с процентом экономии, который может быть перечислен поставщику в минимальном размере (п. 2 ч. 3 ст. 108).

    В самом ЭСК образовавшаяся экономия указывается в натуральных величинах по каждому виду расходов заказчика на энергоресурсы.

    Оплата энергосервисного контракта осуществляется согласно предусмотренной в нем величине экономии от затрат на энергетические ресурсы и ее процента. Величина такого сбережения рассчитывается по актуальным на момент исполнения контрактных обязательств ценам на энергоресурсы.

    Требования к содержанию договора

    Требования к содержательной части договоров ЭС регламентируются Правительством РФ, а именно ПП РФ № 636 от 18.08.2010.

    В ЭСК обязательно должны быть включены следующие условия:

    • положения о размере экономии энергоресурсов и о долях образовавшихся сбережений;
    • возможность распределения образовавшейся величины экономии и механизмы ее перераспределения;
    • перечень мероприятий, которые направлены на сбережение энергии и рост эффективности использования энергоресурсов;
    • период достижения таких целей;
    • сроки взаиморасчетов по договору;
    • штрафы, уплачиваемые заказчиком в случае неисполнения им своих обязательств;
    • условие о невозможности компенсации издержек, которые понес участник при подготовке к участию в закупочных процедурах;
    • взыскания в случае недостижения поставщиком компенсации;
    • механизм перехода права собственности к организации-заказчику на то оборудование, которое было использовано поставщиком;
    • возможность полной или частичной уступки права требования оплаты по ЭСК.

    Энергосервисный контракт: плюсы и минусы

    ЭСК заключается на длительный период, поэтому заказчик должен помнить, что в условиях договора необходимо четко и корректно сформулировать планируемые результаты деятельности по достижению энергоэффективности, а затем должным образом обеспечить исполнение своих обязательств. Детерминация расходов исполнителя и продуктивности его работы, а также объемов энергоресурсов является весьма затруднительной в таких условиях. В ЭСК необходимо грамотно установить объемы потребления ресурсов по их видам и включить возможность влияния на результат работы непредвиденных и форс-мажорных обстоятельств.

    Первый опыт энергосервиса для бюджетной сферы

    С.В. Манохин, операционный директор ООО «ИЭСК ЭНЭФКОМ», г. Москва.

    О проекте

    В начале 2011 г. Проектным офисом Рабочей группы по направлению «Энергоэффективность и энергосбережение» Комиссии при Президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики России был инициирован ряд пилотных проектов по энергосервису для бюджетных нужд. В рамках этой работы ставилась задача, с одной стороны, решить системные вопросы методологического характера, в т.ч. разработать конкурсную документацию, энергосервисный контракт, определить подходы к бюджетному планированию и т.д., с другой стороны, продемонстрировать фактический опыт реализации энергосервисного договора в реальных условиях и, тем самым, способствовать масштабному внедрению энергосервиса в бюджетной сфере.

    По инициативе администрации г. Калуга один из пилотных проектов было решено реализовать в Калуге на объекте образования. Наша компания включилась в проект на этапе выбора объекта, необходимо было на основе экспресс-обследования определить школу, наиболее характерную с точки зрения последующего использования полученного опыта: обладающую умеренным потенциалом энергосбережения, приобретающую энергоресурсы по средним ценам, находящуюся в удовлетворительном техническом состоянии, кроме того, в школе в целом должны фактически соблюдаться все требования санитарных норм.

    Принимая решение об участии в данном проекте наша компания ставила для себя цель помимо решения системных вопросов энергосервиса в бюджетной сфере также сформировать технологию работы с подобными объектами, т.к. масштабное внедрение энергосберегающих мероприятий на условиях энергосервиса для некрупных объектов возможно только при условии сокращения трудозатрат и технологизации процесса на всех этапах: от выбора объекта и до регулярного подтверждения достигнутого эффекта, включая формирование пакета энергосберегающих мероприятий, оценку экономической эффективности, участие в конкурсе, контрактацию, получение заемного финансирования, физическую реализацию.

    Со стороны Заказчика, которым было определено МОУ «СОШ № 45», ставилась задача за счет данного проекта обеспечить снижение энергозатрат на установленном законодательством уровне (на 15% по отношению к 2009 г.), а также обновить основные фонды за счет оборудования, передаваемого школе по итогам проекта.

    ДЛЯ СПРАВКИ

    КРАТКО ОБ ЭНЕРГОСЕРВИСНЫХ КОНТРАКТАХ

    Энергосервисный контракт (ЭСК) — инвестиционный договор, окупаемость по которому осуществляется из фактически достигнутой экономии затрат на покупные энергетические ресурсы. Энергосервисный договор (контракт) должен содержать (ст.19 № 261-ФЗ):

    1) условие о величине экономии энергетических ресурсов, которая должна быть обеспечена исполнителем в результате исполнения ЭСК;

    2) условие о сроке действия энергосервисного договора (контракта);

    3) иные обязательные условия энергосервисных договоров (контрактов), установленные законодательством Российской Федерации.

    Выбор энергосервисной компании (ЭСКО) для нужд бюджетной сферы осуществляется на конкурсной основе в соответствии с положениями ст. 56.1 № 94-ФЗ. Требования к условиям контракта на энергосервис изложены в Постановлении Правительства №636 от 18.08.2010.

    Об объекте энергосервиса

    Школа № 45 построена в 1981 г. Общая площадь составляет 5500 м 2 . На момент старта проекта школа имела следующие характеристики:

    • износ школы составлял приблизительно 25%;
    • состояние деревянных окон (износ 97%) близко к неудовлетворительному;
    • 80% светильников — это люминесцентные лампы;
    • подвал не утеплен, трубы и стояки не изолированы;
    • система теплоснабжения — централизованная, ИТП — отсутствует, калориферная установка на вентиляции демонтирована;
    • школа работает в 2 смены.

    Объем покупаемых топливно-энергетических ресурсов за 2010 г. составил:

    • тепловая энергия — 995 Гкал (1050 тыс. руб.);
    • электроэнергия — 115360 кВтч (560 тыс. руб.).

    Перечень предложенных энергосберегающих мероприятий

    По результатам проведенного энергетического обследования был подготовлен перечень энергосберегающих мероприятий, который включил в себя типовые и характерные для подобных объектов мероприятия:

    • установка индивидуального теплового пункта (ИТП) с автоматизированной системой управления теплоснабжением здания;
    • регулировка системы отопления школы с установкой терморегуляторов;
    • восстановление теплоизоляционных характеристик окон (наиболее холодных классов);
    • ремонт и теплоизоляция подвального помещения;
    • замена ламп и пускорегулирующих аппаратов (ПРА) на более энергоэффективные, создание системы управления освещением.

    В рамках проекта во главу угла не ставилась задача продемонстрировать самые передовые технические решения, необходимо было сформировать пакет мероприятий, обеспечивающий обоснованную экономическую эффективность, т.е. возможность возврата инвестиций за срок действия контракта.

    Важнейшие условия проведения конкурса и заключения энергосервисного контракта

    Ключевыми критериями отбора заявок при проведении конкурса являлись следующие показатели:

    • экономия в денежном выражении расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов;
    • величина и процент экономии соответствующих расходов Заказчика на поставки энергетических ресурсов, который может быть уплачен победителю конкурса по контракту;
    • наличие у участника конкурса опыта оказания услуг энергосервиса;
    • срок предоставления гарантий качества услуг.

    Присланные заявки оценивались в соответствии с весовыми коэффициентами, присвоенными четырем вышеперечисленным показателям.

    При заключении контракта стороны договорились о том, что:

    • за базовый период будет принят 2010г.;
    • заказчик приведет здание в надлежащее техническое состояние, и будет поддерживать в рабочем состоянии все произведенные улучшения;
    • оборудование будет передано заказчику в собственность по истечении срока договора, при этом исполнитель обязуется провести ряд неотделимых улучшений (произвести ремонт окон, подвалов, теплоизолировать трубы и стояки);
    • исполнитель обеспечит соблюдение соответствующих санитарных норм;
    • в случае если достигнутая экономия окажется меньше величины заявленной в контракте минимальной экономии, энергосервисная компания (ЭСКО) за свой счет компенсирует недостающую величину от запланированной экономии.

    Для определения размера полученной экономии предусмотрены следующие меры:

    • величина экономии исчисляется из фактической экономии, определяемой по счетчикам энергоресурсов (не расчетная);
    • фиксация величины эффекта от каждого мероприятия осуществляется путем определения потребления ТЭР до и после реализация мероприятий;
    • определены следующие значения для приведения ситуации к сопоставимым условиям:

    — время работы школы в часах в разрезе каждого месяца;

    — среднемесячные температуры наружного воздуха;

    — состав и состояние работающего на момент 2010 г. оборудования.

    Основные параметры проекта

    В результате внедрения мероприятий планируется следующий объем экономии ТЭР (см. рис.).

    Рис. Планируемая экономия энергоресурсов в школе после реконструкции

    Проект характеризуется следующими финансовыми показателями:

    • объем инвестиций -1,3 млн руб.;
    • величина планируемой экономии — 350 тыс. руб. в год;
    • доля экономии, выплачиваемая ЭСКО — 90%;
    • дисконтированный срок окупаемости — 5лет (при ставке 13%).

    С учетом того, что дисконтированный срок окупаемости проекта равен сроку действия контракта, а ставка дисконтирования учитывает далеко не все риски, проект является условно окупаемым. При этом, необходимо учесть, что в указанных выше затратах проекта не отражены административно-управленческие и другие расходы, связанные с управлением проектом. Таким образом, аналогичные проекты могут быть экономически привлекательными для частных инвестиций только при условии значительного снижения затратной части, что, по нашему мнению, возможно при условии массового внедрения и жесткой технологизации всего цикла работ по энергосервисным контрактам.

    Сроки реализации проекта

    Подготовительный этап, включающий в себя проведение экспресс-обследований, выбор объекта, подготовку конкурсной документации, составил около 4 месяцев. Проведение конкурса и заключение контракта заняли еще около 2 месяцев и завершились в конце мая 2011 г.

    Физическая реализация мероприятий была завершена в два этапа: к началу учебного года и к началу отопительного периода. В октябре мы полностью завершили работы и с ноября вышли на достижение экономии по всем мероприятиям.

    Системные ограничения для развития энергосервиса в бюджетной сфере

    При реализации пилотного проекта мы столкнулись с рядом сложностей:

    1. Неполная оснащенность объектов энергосервиса приборами учета в нарушение требований закона № 261-ФЗ.

    2. Несоответствие объектов энергосервиса минимальным требованиям по техническому состоянию и исправности, требованиям санитарных норм.

    3. Отсутствие отработанных механизмов привлечения заемного финансирования для энергосервисных договоров в бюджетной сфере.

    4. Высокие транзакционные издержки для ЭСКО при заключении контрактов непосредственно с каждым бюджетным учреждением.

    5. Отсутствие на практике мер по стимулированию энергосервиса:

    • субсидирование процентных ставок по кредитам;
    • налоговые льготы для ЭСКО, выполняющих работы в бюджетной сфере.

    Также имеются серьезные проблемы в области бюджетного планирования:

    1. Отсутствуют нормативные акты, определяющие порядок планирования бюджетных средств с учетом заключения энергосервисного контракта.

    2. У распорядителей бюджетных средств возникают сложности, связанные с правильным отнесением и резервированием денежных средств (экономии) на нужды энергосервиса.

    3. Отсутствие гарантий со стороны муниципалитетов или субъектов федераций по возврату ЭСКО экономии, реально достигнутой в ходе реализации энергосберегающих мероприятий, без чего с банками достаточно трудно вести диалог.

    Проблемы и факторы успеха с точки зрения задачи масштабного развития энергосервиса для бюджетной сферы:

    1. Участие в проекте энергосервиса требует от ЭСКО существенной предварительной проработки проекта:

    a) На типичный энергетический паспорт опираться при принятии инвестиционных решений нельзя.

    b) Обследование должно выполняться по специальному техническому заданию.

    2. Состояние объектов должно соответствовать минимальным требованиям:

    a) соблюдение санитарных норм;

    b) удовлетворительное состояние инженерных систем, окон и т.п.

    3. На объектах, имеющих «проблемные» места, крайне важно скоординировать бюджетные расходы на ремонт и т.п. с мероприятиями по энергосервису. В отсутствие условий для юридической «увязки» таких мероприятий, необходимо обеспечивать координацию административными мерами.

    4. ЭСКО несет существенные риски в части исполнения Заказчиками обязательств:

    a) механизм планирования бюджетных расходов не учитывает особенностей энергосервиса, необходимы нормативные и методические документы;

    b) обязательства бюджетных учреждений «неликвидны», для широкого внедрения энергосервиса необходимы гарантии бюджета.

    5. Условия конкурсов на энергосервис должны стимулировать участие ЭСКО:

    a) нецелесообразно в конкурсной документации диктовать перечень мероприятий;

    b) граничные условия по объему экономии и др. должны быть мягкими;

    c) распределение рисков должно быть справедливым;

    d) целесообразно сравнивать заявки по совокупному объему экономии, остающемуся в распоряжении Заказчика.

    ДЛЯ СПРАВКИ

    СИТУАЦИЯ В БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЕ

    Для бюджетной сферы законодательно установлено требование о снижении на 3% в год потребления ТЭР в натуральном выражении на протяжении 5 лет (т.е. 15%), что выльется в срезание бюджетов, в ходе их планирования.

    При этом ожидается, что рост тарифов будет опережать рост инфляции, а из средств, направленных на решение задач в области энергосбережения, только каждый 10-й рубль будет государственным. На графике видно, что дефицит бюджета при реализованных мероприятиях и без них — разница между красным и зеленым столбцом, будет расти из года в год.

    Таким образом, для того чтобы не допустить невыполнения требований закона № 261-ФЗ и снизить величину прогнозируемого бюджетного дефицита необходимо реализовывать программы энергосбережения и выводить энергосервис на кардинально иной уровень проникновения в массы.

    Выводы

    Опыт реализации пилотного проекта показывает, что стандартный энергосервисный контракт в бюджетной сфере может быть лишь условно прибыльным, но не коммерчески привлекательным. Для системного развития энергосбережения в бюджетной сфере необходимы:

    a) дополнительные экономические стимулы, такие как государственные или муниципальные гарантии, субсидирование процентных ставок, налоговые льготы для ЭСКО;

    b) меры, направленные на снижение транзакционных издержек ЭСКО, в т.ч. за счет эффективной организации процессов подготовки и проведения конкурсов на заключение энергосервисных контрактов, за счет формирования достаточно крупных лотов и т.д.;

    c) меры, обеспечивающие снижение рисков для ЭСКО, в т.ч. принятие нормативных актов, определяющих порядок планирования бюджетных расходов на ТЭР и энергосервис, создания инструментов гарантирования выплаты экономии, формирование методического обеспечения аспектов, связанных с расчетом/учетом полученной экономии.

    Статья написана по материалам сайтов: energo.mos.ru, gosuchetnik.ru, www.energosovet.ru.

    »

    Это интересно:  Национальный календарь прививок 2020 приказ
Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector