Как делать схему предложения

Схемы для отображения состава предложения придуманы не случайно. Такой принцип разбора позволяет быстро и наглядно определить вид предложения по типам связи и интонации, а также выделить главные и второстепенные члены предложения, обособленные обороты и определиться со знаками препинания.

Шаг 1. Главные члены предложения

Итак, начнём разбор предложения с определения членов предложения. Выделим грамматическую основу – сказуемое и подлежащее. Теперь от них, задавая вопросы, можно определиться с остальными членами предложения. Таким образом находим дополнения, определения и обстоятельства. Важно отметить, что определённая группа слов может быть объединена в один член предложения, а такие слова, как союзы, частицы, междометия, вводные слова не являются членами предложения в принципе.

Шаг 2. Деепричастный и причастный обороты

Теперь, когда мы выделили основные члены предложения, можем вынести их обозначения на отдельную строчку, получив тем самым нашу первую схему. Если предложение осложнено оборотами, то на письме они отделяются вертикальными чертами. Деепричастный оборот подчёркивается как обстоятельство, а причастный – как определение.

Шаг 3. Предикативные части предложения

Если предложение очень большое, то схема, скорее всего, будет состоять из нескольких предикативных частей. Каждая часть в схеме заключается в квадратные скобки. Несколько грамматических основ – соответственно, несколько предикативных частей. После того, как вы их отметили, можно дополнять схему осложнениями в виде оборотов, сложных конструкций, прямой речи, однородных членов и прочего.

Шаг 4. Разделение предложения на части

Также на схеме вы указываете все связи, с помощью которых предложение становится одним целым и заключает в себе определённый смысл. После этого вы должны выделить часть, которая является главной. Для этого надо определить, от какой части ко всем остальным можно беспрепятственно задать вопрос.

Шаг 5. Выделение всех частей речи в предложении

Чтобы не наделать ошибок, внимательно выслушайте задание преподавателя и постарайтесь составить схему как можно подробнее. Впоследствии по ней вы сможете сделать анализ заданного предложения. Для большего удобства в схеме вы можете указать все части речи, которые используются в данном конкретном предложении.

Как составить схему предложения: основные виды с примерами

Раз вы тут оказались, наверняка вы школьник, которому надо составить схему предложения. Это стандартное домашнее задание. Схема обычно делается в рамках синтаксического разбора предложения, но бывает и отдельно.

Предлагаю пройти тест – ответить на пять вопросов по схеме предложения.

Тест на выбор схемы

Ну как, что получили? А теперь объяснения.

Алгоритм составления схемы предложения

  1. Внимательно прочитайте предложение.
  2. Найдите подлежащее и сказуемое – грамматическую основу предложения. Грамматических основ может быть и несколько, в этом случае предложение сложное. Подчеркните подлежащее одной чертой и сказуемое двумя чертами.
  3. Определите, простое или сложное предложение.
  4. Обозначьте границы предложений вертикальными черточками. Отметьте границы простых предложений.
  5. Для сложных предложений определите союзную связь: сложносочиненное или сложноподчиненное предложение. Сочинительный или подчинительный союз.
  6. Выделите деепричастный и причастный оборот, если есть.
  7. Найдите второстепенные члены предложения. Подчеркните их так:
    • определение – волнистая линия
    • дополнение – пунктир;
    • обстоятельство – точка, тире, точка, тире;
    • деепричастный оборот – точка, тире, точка, тире, выделяется с двух сторон вертикальными чёрточками;
    • причастный оборот – волнистая линия, выделяется с двух сторон вертикальными чертами.

Графические обозначения

Главное предложение обозначается квадратными скобками, а придаточное – круглыми.

Графические обозначения в схеме

Схема простого предложения

А теперь вернемся к простым предложениям. Начнем с самого простого:

Вот безличное односоставное предложение, где главный член – сказуемое:

Вот определенно-личное предложение, в котором главный член – сказуемое.

Но все эти детали (безличное, неопределенно-личное) в школе запоминать не надо, главное указать подлежащее со сказуемым. Что такое односоставные предложения вообще-то проходят в каком-то классе, но безличные они или неопределенно-личные, по-моему, уже не проходят.

Бывают еще простые и сложные сказуемые. Простое:

Далее сложное глагольное. Здесь глагол один – “собиралась идти”. Не дайте ввести себя в заблуждение двумя словами, из которых он состоит:

И сложное именное:

Схемы с обращениями и вводными словами

В схеме обращения обозначаются O и обособляются вертикальными черточками. Обращения не являются членами предложения, потому и обособляются черточками. Они могут быть расположены в любом месте предложения. В схему обычно переносятся стоящие при них знаки препинания.

Схемы с причастными и деепричастными оборотами

Крестиком тут обозначено главное слово “туман”. Туман какой? Постепенно сгущавшийся. От него задается вопрос, потому это главное слово.

Схемы с прямой речью

Схема сложного предложения

В сложносочиненном предложении обе части равноправны, ни одна не подчинена другой.

Это интересно:  Основные формы и системы оплаты труда

Вот сложносочиненное предложение с союзом “а”:

А вот сложносочиненное предложение с союзом “и”:

В сложноподчиненном предложении есть главное и придаточное, поэтому иногда схемы составляют вертикально, если уровней зависимости несколько. Главное – в квадратных скобках, зависимое – в круглых:

Если еще уточнить, какое именно испытание ее ждет, получится три уровня:

Тут обе пары круглых скобок выглядят одинаково, тогда как на деле “какое испытание” – это второй уровень вложенности. Сначала “что ждет” – “испытание”. Потом “какое” – “которое определит”:

Настя прищурилась когда? Когда Петя подошел.

Настя прищурилась зачем? Чтобы лучше рассмотреть его.

Оба придаточных относятся к “Настя прищурилась” – уточняют зачем и когда она это сделала. А не одно придаточное уточняет другое придаточное. Оба равноправны, так как каждое уточняет главное:

Как составить схему предложения: вспоминаем школу

Привет двоечники. Бродил недавно по просторам интернета и наткнулся на учебник по русскому языку. Вспомнил эту школу, в которую приходилось ходить каждый день и просиживать штаны. Несмотря на то, что я всегда учился ну…. скажем неплохо, повторить этот опыт я бы не хотел. В учебнике нашёл урок про то, как правильно составляется структура предложений. И решил написать про это статью, чтобы вы, застигнутые ностальгией по школьным временам, или, вдруг, необходимостью, не бродили в поисках учебниках по русскому языку, а пришли ко мне в блог. И вот вам стразу проверка:

Навигация (только номера заданий)

0 из 10 заданий окончено

  1. 1
  2. 2
  3. 3
  4. 4
  5. 5
  6. 6
  7. 7
  8. 8
  9. 9
  10. 10

Информация

Этот тест покажет насколько вы разбираетесь в схемах предложений (1 уровень сложности)

Вы уже проходили тест ранее. Вы не можете запустить его снова.

Вы должны войти или зарегистрироваться для того, чтобы начать тест.

Вы должны закончить следующие тесты, чтобы начать этот:

Результаты

Вы набрали 0 из 0 баллов ( 0 )

Рубрики

  1. Нет рубрики 0%
  1. 1
  2. 2
  3. 3
  4. 4
  5. 5
  6. 6
  7. 7
  8. 8
  9. 9
  10. 10
  1. С ответом
  2. С отметкой о просмотре

Найдите среди представленных предложений структуру [ __ и __ ====== ]

  • Хорошая репутация и солидное портфолио – залог успеха любого копирайтера.
  • Копирайт и рерайт – вот с чего обычно начинают неопытные фрилансеры.
  • Так много заказов, так много текстов, не знаю, с чего и начать.
  • Были бы идеи, а написать всегда сумеем.

Найдите среди представленных предложений структуру [│О│,…]

  • Копирайтер, будь грамотен!
  • Сергей, написав текст, отправил его на проверку.
  • Скажи мне, почему ты не использовал ключевик в прямом вхождении?
  • Надо же, какой «вкусный» текст!

Найдите среди представленных предложений структуру [│ВВ│,…].

  • По-моему, это неудачная формулировка.
  • Однако статья значительно улучшилась.
  • Наконец-то я смогу выходить в отпуск, когда захочу!
  • По моему мнению заголовок стоит расположить здесь.

Найдите среди представленных предложений структуру [│ДО│, Х …].

  • Соглашаясь на выполнение задания, трезво оценивайте свои силы
  • Необходимо обращать внимание на согласование слов в предложении, выполняя работу.
  • Детей покусала собака, сбежавшая из приюта.
  • Судя по всему, работу к сроку сдать не получится.

Найдите среди представленных предложений структуру [ Х,│ ПО│,…].

  • Копирайтер, тщательно проверивший весь текст, может рассчитывать на высокую его оценку заказчиком.
  • Бывший любимцем всех девушек коллектива Петр иногда позволял себе лишнего.
  • В практике письменной речи не принято употреблять просторечные слова.
  • Воодушевленный и полный сил он садился за работу и успевал сделать очень много.

Найдите среди представленных предложений структуру «[П!]»- [а].

  • «Будешь много просить – нескоро работу найдешь!» — был убежден несговорчивый заказчик.
  • «Нравится удаленная работа, умей и день свой сам спланировать!» Вот если бы все придерживались этого золотого правила.
  • Вряд ли кто-то заподозрит запой, если вы укажете в резюме «Сомелье на фрилансе».
  • Цитаты великого фрилансера: «За ночь успею!».

Найдите среди представленных предложений структуру «[П. │О│!] — [а]. — [│ВВ│,…П..]».

  • «Молодец, Сергей! – сказал Иван Иванович. – Похоже, наше доверие ты оправдал».
  • «Поддерживайте хорошие отношения с каждым заказчиком – советовал мой друг фрилансер. – Никогда не знаешь, где пригодится контакт».
  • «Писать продающие тексты – не так уж сложно, как кажется, Сергей. Все что нужно – немного смекалки и собственный стиль».
  • «Взявшись за работу, доводи ее до конца, чтобы оставить себе наилучшее впечатление».

Найдите среди представленных предложений структуру […..], и […..].

  • Я тщательно подготовился, и текст у меня вышел отличный.
  • Верно выстроенные заголовки и ключевики с прямым вхождением – залог успеха для любого текста.
  • Хочешь – работай, не хочешь – не работай, но деньги нужны каждый день.
  • Красный будет логотип или синий – решает только заказчик.

Найдите среди представленных предложений структуру […..], (что ….).

  • Мне так нравится писать продающие тексты, что я делаю это каждый день.
  • Маша решила стать копирайтером, чтобы развивать свой творческий потенциал.
  • Задание не клеилось, что бы мы ни делали.
  • Тебе не хватает времени, ну и что?

Найдите среди представленных предложений структуру […..], (который ….).

  • Найдена ошибка, которая не давала программе работать.
  • Уже в который раз приходится переделывать заказ.
  • Вот все наши копирайтеры – который из них выполнял ваш заказ?
  • Виктор впал в некоторое замешательство.
Это интересно:  Договор на покупку мебели
максимум из 100 баллов

Место Имя Записано Баллы Результат
Таблица загружается
Нет данных

Кто-то возразит: «Школа давно закончилась, напишем без схем». Такая точка зрения вполне справедлива. Для тех, кто общается с помощью СМС и игровых чатов. Итак, сегодня тема нашего занятия звучит так: «Как составить схему предложения?» Тем более если вы копирайтер или хотите им стать и зарабатывать больше чем ваша училка, знание схем предложений, к сожалению, необходимо.

Порядок составления схемы предложения

  1. Определить тип предложения по цели высказывания и по интонации. Предложения по цели высказывания делаться: на повествовательные, вопросительные, побудительные. По эмоциональной окраске – восклицательные и невосклицательные.
  2. Найти основу – подлежащее и сказуемое. Основа ‑ это главная мысль предложения, та важная информация, которую мы хотим донести.
  3. Определить тип предложения по строению: простое или сложное.
  4. Разбить сложное предложение на простые составляющие. Отметить границы простых предложений.
  5. Выделить причастный или деепричастный оборот, проследить перечисления.
  6. Определить союзную связь. Проверить правильность применения сочинительного или подчинительного союза.

Для составления схемы понадобятся графические обозначения. Равноправные предложения в составе сложного предложения обозначим квадратными скобками. Подчиненное вместе с союзом – круглыми скобками. Главное слово, от которого задается вопрос, — крестиком.

Схема простого предложения

Рассмотрим сразу пример. Начнем с самого легкого задания для начальной школы.

Это простое двухсоставное предложение. Различают также односоставное, когда главные члены предложения выражены одним подлежащим или одним сказуемым. Простые предложения бывают распространенными, как в нашем случае, или нераспространенными, к примеру:

Обращаем внимание на сказуемое. Оно может быть простым или сложным:

  • Простым: «Михаил сочинял».
  • Составным глагольным: «Миша хотел писать на диване».
  • Составным именным: «Миша был другом для меня».

В простом предложении может быть обращение:

Иван, сядь в левый ряд. Схема предложения следующая

Важно выделить обращение запятыми так же, как и вводные слова.

К несчастью, такое случалось довольно часто

Не забываем найти и выделить деепричастный или причастный обороты.

Не отрывая глаз, смотрел на нее пес

Вид, открывшийся перед ним, был похож на зачарованное царство холода.

В литературных текстах, в текстах-рассуждениях часто встречается прямая речь.

«Не заходи во двор!»- громко крикнул незнакомец.

«Ура, братцы!- закричал он. – Кажется, наше дело начинает идти на лад».

Итак, училка по английскому. Представьте у меня все пятерки (80 процентов), я иду на красный диплом техникума, олимпиады, конференции – меня знают все. И эта…. ну…. женщина ставит мне тряк. Я ей говорю: вы что не нормальная, посмотрите на мои оценки, вы что творите? И нифига – якобы принцип. Хотя какой на хер принцип, когда она ставила четверки спортсменам, которые не приходили вообще на пары и за банку кофе ставила пятерки. И ей все это говорили, Паше надо поставить хотя бы четверку. Короче жесть. Уже на защите диплома вмешался сам директор и она поставила мне 4 уже после защиты, но красный диплом был потерян.

Схема сложного предложения.

Различают несколько видов сложных предложений. Рассмотрим их по порядку.

Сложносочиненное — это два простых равноправных предложения, соединенные сочинительным союзом.

Стены тоннеля раздвинулись, и путешественники очутились в огромном подлунном гроте.

Схема здесь несложная […..], и […..].

В сложноподчиненном предложении одна часть главная, вторая подчиняется, сопутствует первой.

Отдельные колонны были так огромны, что доставали своими вершинами до самого свода.

Окружающий воздух был намного чище того, который он вдыхал дома.

Подчинение в таких предложениях происходит с помощью подчинительных союзов.

Бессоюзное предложение аналогично сложносочиненному, но не имеет союза.

Телевизионная студия предлагала смехотворно малую сумму – Мига рассердился.

В нашем примере недовольство Миги вызвано действиями, произведенными в первой части сложного предложения. Но союза нет, его заменяет знак тире.

Не запутайтесь, составляя схему с разными типами связи. Разбить такие предложения, при этом не потеряв главную мысль, бывает очень сложно.

Дно тоннеля уходило вниз, поэтому идти было легко и просто: казалось, кто-то толкает в спину, и впереди скоро зажжется свет.

Сложное предложение может иметь несколько придаточных частей, вытекающих одно из другого. Это последовательное подчинение.

Ребятам сообщили, что завтра будет праздник, который закончится карнавальным шествием.

Различают также параллельное подчинение. От главного предложения задаются разные вопросы к придаточным частям. Придаточные части в данном случае могут практически без изменения сделаться отдельными простыми предложениями.

Когда пришел фотограф, Серенький завернул акцию в платочек, чтобы спрятать ее за пазуху.

В русском языке выделяют однородное подчинение. Это перечисление простых предложений. К ним задается одинаковый вопрос от главной части, и соединяются они одинаковым союзом.

Наблюдая весной за природой, можно заметить, как прилетают птицы, как появляются нежные листочки, как зацветают первые цветы.

Основные виды предложений рассмотрены. Читая и анализируя текст, внимательно просматривайте большие по конструкции предложения. Выделяйте главную информацию. Мысленно задавайте вопросы от главного слова или главной части к придаточной или подчиненной. Это поможет уловить суть и правильно расставить знаки препинания.

Всем творческих успехов. Ну и найдите 10 отличий на этих картинках и напишите за сколько у вас это получилось сделать.

Найди 10 отличий

Комментариев: 24

Помогите составить схему)))

Ему всего пять лет было

Было — глагол, подлежащего нет

Ему – субъектное дополнение

всего пять лет – составное подлежащее (всего – несамостоятельное слово, не играет никакой роли)

Ну вот — хотя бы почитаю статьи — и школу вспомню. Как предложения разбирать.

Никогда бы не смогла правильно составить схему к такому необычному предложению.

Помогите составить схемы:1) Управитель бибиковской тещи был человек горделивый, потому что, по необразованности своей, считал, как и другие многие, будто государь Бибикову Киев подарил и что тому все, кто тут живет, ему будто принадлежат вроде крепостных и должны все делать.

2) Весь этот ученый народ, как семинария, так и бурса, которые питали какую- то наследственную неприязнь между собою, был чрезвычайно беден к прокормлению и притом необычайно прожорлив; так что сосчитать, сколько каждый из них уписывал за вечерею галушек, было бы совершенно невозможное дел; и потому доброхотные пожертвования зажиточных владельцев не могли быть достаточны (Н. Гоголь).

3) Если бы Нехлюдов ясно сознал бы свою любовь к Катюшке и в особенности если бы тогда его стали убеждать в том, что он никак не может и не должен соединить свою судьбу с такой девушкой, то очень легко могло случиться, что он, с своей прямолинейностью во всем, решил бы, что нет никаких причин не жениться на девушке, если только он любит ее.

Да уж, ну и посылают же люди такие просьбы. Совсем не рядовые предложения. Да за составление схем таких предложений нужно деньги брать в двойном размере.

спасибо. я так долго искала схемы в интернете! спасибо. я так долго искала схемы в интернете!

Нахлынули воспоминания о школьных годах, хотя многое уже позабылось. Спасибо за теплые воспоминания, возможно еще пригодится

Запиши предложен е. Слова раздели на слоги поставь ударение . Составь схему предложение .

У Ирины лимоны и бананы.

Белые бараны били в барабаны

помогите составить по схеме как о, так и о пажалуста

Шумим, братец, шумим,

Помогите составить схему предложения ,Чудным звоном заливается колокольчик;гремит и становится ветром разорванный в куски воздух;летит мимо всё,что ни есть на Земле,и,косясь,постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства.

Не двухсоставное, а двусоставное предложение.

Как составить схему предложения

Схемы для отображения состава предложения придуманы не случайно. Такой принцип разбора позволяет быстро и наглядно определить вид предложения по типам связи и интонации, а также выделить главные и второстепенные члены предложения, обособленные обороты и определиться со знаками препинания.

1. Главные члены предложения

Итак, начнём разбор предложения с определения членов предложения. Выделим грамматическую основу – сказуемое и подлежащее. Теперь от них, задавая вопросы, можно определиться с остальными членами предложения. Таким образом находим дополнения, определения и обстоятельства. Важно отметить, что определённая группа слов может быть объединена в один член предложения, а такие слова, как союзы, частицы, междометия, вводные слова не являются членами предложения в принципе.

2. Деепричастный и причастный обороты

Теперь, когда выделили основные члены предложения, можем вынести их обозначения на отдельную строчку, получив тем самым нашу первую схему. Если предложение осложнено оборотами, то на письме они отделяются вертикальными чертами. Деепричастный оборот подчёркивается как обстоятельство, а причастный – как определение.

3. Предикативные части предложения

Если предложение очень большое, то схема, скорее всего, будет состоять из нескольких предикативных частей. Каждая часть в схеме заключается в квадратные скобки. Несколько грамматических основ – соответственно, несколько предикативных частей. После того, как их отметили, можно дополнять схему осложнениями в виде оборотов, сложных конструкций, прямой речи, однородных членов и прочего.

4. Разделение предложения на части

Также на схеме указываете все связи, с помощью которых предложение становится одним целым и заключает в себе определённый смысл. После этого должны выделить часть, которая является главной. Для этого надо определить, от какой части ко всем остальным можно беспрепятственно задать вопрос.

5. Выделение всех частей речи в предложении

Чтобы не наделать ошибок, постарайтесь составить схему как можно подробнее. Впоследствии по ней сможете сделать анализ заданного предложения. Для большего удобства в схеме можете указать все части речи, которые используются в данном конкретном предложении.

Статья написана по материалам сайтов: itlang.ru, copirayter.ru, author.today.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий