Какие методы не используются в криминологии

Метод — способ подхода к действительности, исследования общественных явлений.

Методы криминалистики представляют собой систему общенаучных и специальных методов, которые применяются в единстве и взаимосвязи.

Диалектическая философия — общие категории и законы познания. Они помогают правильно исследовать факты и явления объективной действительности, относящиеся к предмету криминалистики. Так, важное значение для криминалистов имеет положение, согласно которому объект исследования должен рассматриваться в развитии. Т.е. представления о предмете криминалистики должны быть динамичными, постоянно пополняющимися.

Криминалистам нельзя обойтись и без формально-логических методов познания (анализ, синтез, абстрагирование, гипотеза, дедукция, аналогия и др.). Они применимы к любому разделу криминалистики в силу своего общелогического статуса.

Общенаучные методы, применяемые в криминалистике, это система правил, рекомендаций, приемов по изучению конкретных объектов, явлений, фактов: наблюдение, описание, сравнение, измерение, эксперимент, моделирование.

Специальные методы — это собственно криминалистические методы и специальные методы других наук, заимствованные криминалистикой для использования в научных исследованиях. Сфера их применения ограничена в том смысле, что они используются либо в криминалистике, либо в нескольких других науках.

Собственно криминалистические методы — это, прежде всего, технико-криминалистические методы (фотографическое усиление контрастов, цветоделение, получение для исследования экспериментальных объектов, характеристик рельефа следов и др.).

Это также структурно-криминалистические методы, используемые при планировании расследования преступлений; тактические приемы, применяемые при производстве следственных действий; рекомендации, составляющие содержание криминалистических методик расследования, и т.д. Кроме того, это модифицированные методы криминалистической фотографии, видеозаписи, голографии и др.

Специальные методы других наук — неисчерпывающий список. К самым применяемым в криминалистике относятся:

а) социологические методы, используются для сбора информации, а также решения других вопросов путем анкетирования, интервьюирования и др.;

б) физические и химические методы, применяются при производстве судебных экспертиз;

в) статистические методы, заимствованные в основном из уголовной статистики;

г) антропологические и антропометрические методы, применяемые при исследовании человека, трупов, костных останков (например, при описании задержанного, восстановлении внешнего облика погибшего по черепу);

д) психологические методы, в основном используемые при решении проблем криминалистической тактики и методики расследования преступлений. Это установление психологического контакта с допрашиваемым, методы психологического воздействия на лиц, противодействующих установлению истины по делу, обобщение независимых характеристик при изучении поведения подследственных и др.

Чтобы конкретный научный метод мог войти в арсенал криминалистики, он должен отвечать условиям: эффективности, простоты и надежности, безопасности, допустимости (с точки зрения нравственности, правовых и этических норм) и экономичности (экономия времени, сил и средств).

Будучи результатом научных криминалистических исследований, эти средства и методы различаются по источнику происхождения, содержанию, целям и субъектам применения.

По источнику происхождения они могут быть результатом:

а) развития и совершенствования практической деятельности следственной, оперативно-розыскной, экспертной, судебной;

б) применения достижений других наук естественных, технических и общественных;

в) собственно криминалистических научных исследований.

По содержанию криминалистические средства и методы подразделяются на: технические, тактические, методические.

По субъекту применения на: следственные, оперативные, экспертные, судебные.

Это деление довольно условно, поскольку указанным субъектам не запрещается применять любые криминалистические средства и методы в рамках, установленных законом, прежде всего УПК РФ.

Результаты использования перечисленных методов воплощаются в криминалистических рекомендациях, приемах и средствах, предназначенных для практической деятельности по раскрытию и расследованию преступлений, розыску и идентификации субъектов, их совершивших; экспертному криминалистическому исследованию следов и иных вещественных доказательств; созданию и использованию массивов криминалистически значимой информации и др.
4. Методика криминологических исследований: понятие, содержание, задачи.

Методика криминологических исследований – это совокупность конкретных приемов, способов, средств сбора, обработки и анализа информации о преступности, ее причинах и условиях, личности преступника, мерах борьбы.

Предмет криминологического исследования:

1. преступность в целом как общественное явление;

2. отдельные категории и виды преступлений;

3. причины и условия преступлений на различных уровнях;

4. личность преступника;

5. проблема предупреждения преступности;

6. проблема криминологического прогнозирования и планирования.

Задача криминологического исследования – получение представительного материала, основанного на обнаружении глубинных, системообразующих связей между общественными отношениями.

Рассмотрим основные методы криминологических исследований:

1. Методы социологические: методы массовых опросов. Массовые опросы делятся на методы анкетирования и интервьюирования. Анкетный опрос может быть групповым или индивидуальным. Достоинство заключаются, прежде всего, в том, что интервью дает возможность достичь более глубокого психологического контакта с респондентом, что сказывается на качестве получаемой информации (прежде всего ее надежности).

2. Метод включенного наблюдения связан с восприятием исследователем изучаемой ситуации, группы, событий повседневной жизни. Задачей исследователя становятся анализ и объяснение поведения людей в определенных ситуациях.

3. Метод экспертных оценок заключается в получении, обработке и интерпретации суждений специалистов в какой-либо отрасли знаний или практической деятельности по конкретным вопросам, представляющим интерес для исследователя.

4. Метод анализа документов. Различного рода документы дают определенный объем важной информации, характеризующей те или иные стороны изучаемого объекта. К документам принято относить различную письменную и графическую документацию, а также звуковые, визуальные и аудиовизуальные источники.

5. Методы психологические: тестирование. Психологические тесты — это методы, с помощью которых измеряется степень выраженности психических свойств личности.

По предмету исследования выделяются три основные группы тестов: общеличностные, личностные, групповые.

6. Уголовно-статистический метод.

Особое место в системе статистики занимает правовая статистика, собирающая и изучающая сведения о преступлениях и иных правонарушениях, ставших известными и рассматривающихся правоохранительными органами.

Сюда входят уголовная статистика, гражданско-правовая статистика, статистика административных правонарушений, дисциплинарных правонарушений и статистика органов дознания, следствия, судов, прокурорского надзора, исправительных учреждений.

Общими требованиями к статистической информации (данным уголовной статистики в том числе) являются: — достоверность, — полнота, — своевременность, — сопоставимость.

Основными объектами наблюдения уголовной статистики выступают: преступления; преступники; меры уголовно-правового воздействия на лиц; совершивших преступления, последствия преступлений.

Анализ преступности ставит своей задачей выявление основных количественных и качественных характеристик преступности, ее устойчивых закономерностей и тенденций.

Количественные характеристики выражают темпы изменения преступности, ее видов, других структурных элементов во времени и пространстве.

Качественные характеристики преступности включают в себя показатели ее распространенности и временных изменений, а также состояния и изменений ее структурных элементов.

Какие методы не используются в криминологии

Криминологическое исследование – это один из видов социального исследования в его широком понимании. Оно осуществляется с использованием всех методов исследования общественных явлений. При этом учитываются особенности предмета и содержания криминологии.

Это интересно:  Получение банковской гарантии для обеспечения исполнения контракта

Используются следующие общенаучные методы познания:

1) восхождение от абстрактного к конкретному;

3) системно-структурный анализ;

4) исторический метод;

6) динамические и статистические методы.

1. Восхождение от абстрактного к конкретному. Этот метод познания предполагает определенный уровень теоретической подготовки исследователя, выдвижение гипотез, использование теоретических понятий и представлений, абстрактное мышление. Здесь важно иметь в виду два момента.

Первый – это то, что теоретическая, методологическая вооруженность предопределяет объем, глубину познания исследователя и его путь. Не следует каждый раз танцевать от печки». Необходимо ознакомиться с тем, что было сделано ранее. С этой точки зрения особое значение имеет теоретическое знание о преступности, ее детерминации, эффективности тех или иных мер борьбы с ней. Не удается сформулировать научно-обоснованные положения тому, кто не овладел теорией криминологии и исходит только из обыденных представлений о преступности.

Вторая сторона проблемы – восхождения от абстрактного к конкретному – заключается в том, что следует постоянно помнить о недостаточной познанности явления «преступность» и процессов ее продуцирования. Кроме того, преступность постоянно изменяется. Поэтому в процессе исследований криминологу важно быть «открытой системой» и не стремиться «укладывать»новые данные в уже имеющиеся теоретические представления и схемы. Необходимо сопоставлять с ними, учитывать их, но надо быть готовым и обоснованно изменять эти схемы, теории. Творческое развитие всегда предполагает новые исследования, получение неизвестных ранее данных и осмысление соответствующих результатов. Без этого нет творческого развития теории.

2. Гипотеза. Она дает направление поиску, акцентирует внимание исследователя на тех или иных моментах действительности, позволяет целенаправленно вести изучение.

Гипотеза, во-первых, должна согласовываться с установленными в криминологии научно-обоснованными положениями; во-вторых, характеризоваться обоснованной вероятностью соответствующего предположения.

Отсюда следует, что не всякое предположение, строго говоря, является гипотезой. Обычно под гипотезой понимают такое предположение, которое заслуживает того, чтобы его проверили.

Выдвижение, формулирование гипотезы требуют оценки уже имеющихся теоретических и эмпирических данных, их соотнесения с предметом, объектом и задачами исследования. Эта работа проводится в процессе подготовки исследовательской программы.

Например, при изучении причин региональных различий преступности были выдвинуты следующие гипотезы:

а) различия преступности в краях, областях, республиках определяются частично разной степенью латентности преступности, т. е. ее отражением в уголовной статистике, и это заставило использовать методики выявления латентности преступности;

б) различия определяются экономическими, социально-культурными характеристиками регионов, что выявлялось путем изучения экономических, социальных, культурных условий жизни людей;

в) различия определяются характеристиками населения (в одних регионах больше, чем в других, ранее судимых, алкоголиков, социальных неудачников и т. д.), и соответственно исследовались процессы формирования населения региона, удельный вес лиц, ранее совершавших преступления, алкоголиков, не имевших постоянного источника дохода, и т. д.;

г) различия определяются состоянием социального контроля в регионах, в том числе правоохранительной деятельности. Соответственно выяснялось, как происходит процесс выявления, пресечения преступлений, привлечения к ответственности и наказания виновных, как функционируют контролирующие органы, как обеспечивается охрана общественного порядка и т.д. [51]

3. Системный подход. Сейчас все чаще говорят о системном движении, которое включает наряду с системным подходом общую теорию систем, системный анализ, философское осмысление системности мира [52] .

Этот метод предполагает рассмотрение изучаемого объекта (в нашем случае преступности и общества) как определенной сложно организованной системы, имеющей определенную структуру, содержащую известное количество взаимосвязанных элементов.

Известно, что автомобиль представляет собой систему, состоящую из определенным образом собранных деталей. Если его разобрать и, не убирая ни одной детали, все сложить вместе – это уже будет груда деталей, а не машина. А что такое преступность: множество преступлений или их система?

Как отмечается в литературе, «в самом общем виде систему принято понимать как комплекс взаимосвязанных элементов, образующих некую целостность» [53] . Ранее проводившиеся исследования указывали на взаимосвязь преступности несовершеннолетних и рецидивной преступности, сложные взаимозависимости: разных преступлений и отдельных видов преступности.

В криминологии имеет значение взаимосвязь двух аспектов применения системно-структурного метода.

Во-первых, рассмотрение преступности как множества взаимодействующих преступлений и лиц, их совершающих, обнаружение взаимодействий между ними. При этом анализируется структура преступности, характеристики различных элементов, их взаимодействие.

Во-вторых, преступность исследуется в рамках более общей системы общества. Выявляются внешние связи преступности с различными характеристиками общества, выделяются среди них главные. В том числе причинные связи, т. е. порождающие преступность. При этом определяются особенности преступности и ее соотношение с другими системами, то, какую роль выполняет преступность как подсистема общества.

Преступность рассматривается в данном аспекте во взаимосвязи с иными негативными социальными отклонениями (пьянством, наркоманией, проституцией, теневой экономикой и др.), ив этом случае нередко ее анализ осуществляется в рамках выделения такой системы, как «Социальные отклонения» [54] . Она ‘также рассматривается в связи с экономикой, политикой, иными сферами жизнедеятельности.

Все это анализируется в динамике, выявляется диалектика структуры преступности и ее взаимодействия с более общей системой – обществом и другими его структурами.

В процессе системно-структурного анализа обычно широко используются математические методы. В криминологии их применение еще недостаточно развито. Ограниченно используются методы математического моделирования. В то же время распространена практика проведения корреляционного, кластерного анализа и применения некоторых других математических методов с использованием электронно-вычислительных машин [55] .

4. Исторический метод. Обеспечивает изучение преступности в историческом разрезе, в движении. При анализе преступности берется, как правило, длительный период, позволяющий вскрывать устойчивые характеристики и тенденции преступности, а также ее взаимосвязи с иными явлениями.

В последние годы выделяются несколько пятилетних периодов, отражающих разные этапы жизни российского общества: социалистический разных периодов (наращивания темпов экономического, социального развития и период застоя), периоды перестройки и реформ.

При изучении региональных различий преступности применяется сравнительно-исторический метод как разновидность исторического. При этом осуществляется: а) сравнение однотипных явлений на протяжении одного и того же периода (преступности несовершеннолетних, молодежи и т. д. ) в разных регионах; б) сравнение одних и тех же характеристик в разные периоды в каждом из регионов.

5. Сравнительный метод используется также широко. Сравнивается преступность в разных государствах, в разных регионах государства, преступность лиц разного пола, возраста, социального положения и др. При этом появляется возможность получить новые данные о причинах преступности, ибо различия преступности накладываются на различия социально-экономических и других характеристик государств, регионов.

Это интересно:  Материнский сертификат в 2019 году сумма

При использовании метода сходства устанавливаются повторяющиеся характеристики преступности и повторяющиеся условия жизни людей, совпадающие в пространственно-временном отношении с характеристиками преступности. Соответствующие совпадения служат основанием для дальнейшего исследования факта и механизма взаимосвязей этих условий и преступности.

При использовании метода различия устанавливаются те характеристики преступности, которые встречаются в одних государствах, регионах и не обнаруживаются в других. Такого рода материал также служит базой для выдвижения и проверки гипотез о причинной зависимости преступности от конкретных условий среды.

В криминологии сравнительный метод приобретает особое значение при выявлении специфики чего-либо.

Так, при изучении особенностей личностных характеристик преступников, условий их формирования и жизнедеятельности наряду с преступниками обязательно изучается так называемая контрольная группа. Например, для выяснения специфики правосознания несовершеннолетних преступников наряду с этими лицами опрашивались их ровесники, учившиеся в тех же учебных заведениях, но не совершавшие преступлений. Сравнение ответов этих двух групп опрошенных позволило выявить особенности позиции тех, кто совершал преступления. Без контрольной группы в таких случаях исследование проводить нельзя.

Подбор контрольной группы зависит от задач, которые решает исследователь. Например, в одном из исследований несовершеннолетних контрольной группой для несовершеннолетних преступников служили их ровесники-отличники. Автор сделал вывод о том, какие обстоятельства бывают связаны с преступным или весьма прилежным поведением.

6. Динамические и статистические методы широко используются в криминологических исследованиях. Особенно статистические методы, рассчитанные на исследования массовых явлений, одним из которых является преступность.

Динамические и статистические методы дают разное знание. Динамические закономерности – это закономерности развития. Их применение непосредственно ведет к обнаружению причинных зависимостей.

Например, в течение двадцати лет осуществлялось всестороннее изучение личностных характеристик и судьбы более ста сорока человек, которые в несовершеннолетнем возрасте совершили преступления. Первый этап исследования – это изучение испытуемых в возрасте 14–17 лет сразу после совершения преступления; второй – через десять лет; третий – еще через десять лет. Это позволило установить, с какими обстоятельствами было связано и как именно преступное поведение на первом этапе, рецидив преступлений в последующем у одних, исправление других, крайняя деморализация третьих [56] .

Статистика, находя и измеряя общие свойства, устанавливает общие статистические закономерности, основанные на действии закона больших чисел. Она не объясняет внутренний механизм формирования закономерностей, не вычленяет причинные зависимости.

Поиск статистических закономерностей осуществляется путем нахождения и измерения общих свойств явлений. Например, статистически раньше было доказано, что среди рецидивистов от 60 до 80% совершали первые преступления в несовершеннолетнем возрасте. Но на чем основана эта статистическая закономерность? Она сама по себе не объясняет, почему происходит такое явление. Упоминавшееся длящееся изучение личности в-: ее взаимодействии с социальной средой позволило выявить механизм такого явления. Было показано, в каких именно обстоятельствах и с какими личностными характеристиками испытуемые становились рецидивистами, чем они отличались от исправившихся лиц.

Со статистическим исследованием всегда связан поиск закономерностей. Но установление их характера (причинного, связи состояний или иного) требует применения комплекса методов.

При статистическом исследовании используются обобщающие показатели; К ним предъявляются следующие основные требования:

а) изучаемая совокупность должна быть однородной по составу. Нельзя, например, сравнивать тяжкую преступность, регистрировавшуюся до 1 июля 1994 года и после этого времени, так как резко изменился крут тех деяний, которые законодатель после 1 июля 1994 года стал относить к тяжким;

б) изучаемая совокупность должна быть достаточно массовой, иначе на результат могут повлиять случайные отклонения. Поэтому криминологи не анализируют преступность в разрезе месяцев года, по кварталам. Если им необходимо выявить сезонные колебания преступности, то берется значительное количество лет и только тогда делается вывод о закономерностях сезонных колебаний преступности.

В процессе исследований нередко применяется выборочное наблюдение, но при этом важно обеспечить получение представительных (репрезентативных) данных [57] .

Методы криминологии

Метод криминологии — это система способов (приемов, средств) наиболее эффективного познания предмета.

В криминологии используется комплекс различных методов, поскольку объекты криминологического исследования, как правило, многоаспектные, требующие комплексного, междисциплинарного подхода.

Сам метод должен быть нейтрален, следует применять такие научные инструменты и приборы, которые в процессе исследования не могут изменять этот объект.

В общем плане все научные методы можно разграничить по области применения, это:

— теоретические, применяемые для изучения свойств и отношений абстрактных объектов (числе, функций, переменных величин);

— эмпирические, применяемые для изучения реальных объектов (растений, планет и т.д.).

По ширине применения:

— общенаучные, которые применяются во всех науках;

— частнонаучные, применяемые в нескольких науках;

— специальные, применяемые только для одной науки.

Криминология не использует специальные методы. В криминологических исследования используются:

1. Основные философские законы — единства и борьбы противоположностей, который служит методологической базой для изучения личности преступника, в которой сочетаются позитивные и негативные качества и черты, а также для раскрытия причин конкретного преступления закон перехода количества в качество — объясняет новые качественные изменения преступности, их характеристику, динамику и существенные изменения в их структуре и т.д. Имеют место быть использованы и философские категории, как: причины и следствия; общего, особенного и единичного, необходимого и случайного, возможности и действительности, содержания и формы, сущности и явления, которые дают возможность исследовать и классифицировать причины преступности, преступников, мотивов преступлений, прогнозирование преступности и индивидуального преступного поведения, способствуют раскрытию содержания одноименных понятий в криминологии.

2. Общенаучные методы: историзма, обобщения, аналогии, системного анализа, анализа и синтеза, абстрагирования и др.

3. Частнонаучные методы: анкетный опрос, интервьюирование, анализа документов, тестирование, наблюдение, эксперимент, экспертная оценка, статистические, математические, правовые криминалистической экспертизы и др.

Кроме того, в процесс изучения преступности широко используются методы социологии, статистики, психологии, педагогики, прикладной математики и других наук. Применение тех или иных методов в криминологических исследованиях обуславливается прежде всего предметом, целями и задачами изучения объекта.

В криминологии как эмпирической науке широко применяются такие методы, как наблюдение и эксперимент.

Наблюдение- это прямое восприятие свойств объекта, значимых с точки зрения целей исследования и их фиксация (описание). Наблюдение может быть прямым, то есть непосредственным, и косвенным, опосредованным, по вторичным признакам. В криминологии прямое наблюдение затруднено, так как многие важные факты часто не лежат на поверхности. Например, оценивать распространенность фактов телесных повреждений можно не только прямо, по количеству уголовных дел, но и косвенно, по соответствующей статистике медицинских учреждений.

Это интересно:  Оплата жку без комиссии

Эксперимент это изучение объекта в искусственно созданных, контролируемых и управляемых условиях. Проведение эксперимента в криминологии весьма затруднено. И не только вследствие сложности объектов исследования, но и прежде всего по этическим соображениям. Общество не может позволить криминологу искусственно создавать условия, способствующие совершению преступления.

К общенаучным можно отнести и такой быстроразвивающийся метод как моделирование. Когда реальный натурный эксперимент невозможен или слишком дорог, экспериментируют с моделями, реальными или абстрактными, например, проводят испытание моделей самолетов в аэродинамической трубе, математическое моделирование ядерного взрыва и др. В криминологии использование метода моделирования является весьма перспективным направлением, так как Экспериментирование прямое сталкивается со значительными трудностями.

Поскольку объект криминологии, как мы уже говорили, частично совпадает с объектами других социальных наук, то в криминологии могут применяться конкретные методы этих наук. Социологические методы, анализ первичной документации, опрос в форме беседы, интервью, анкетирование.

Социометрический метод —анализ внутригрупповых отношении;

Психологические методы биографический, тестирование;

Статистические методы — статистическое наблюдение, методы выборки;

Статистический анализ группировка, факторный анализ.

Криминологию принято разделять на ОБЩУЮ и ОСОБЕННУЮ части с последующим вычленением нескольких основных блоков и проблем, составляющих ее предмет. Одной из особенностей научных знаний является их логически упорядоченный, систематизированный характер. Имеет свою систему и криминология. Необходимо отметить, что система криминологии, как и любой другой науки, не является застывшей, раз и навсегда заданной по всем параметрам.

В общей части криминологии рассматривается преступность, причины преступности в целом и конкретного преступления, личность преступника, борьба с преступностью, а также изучается развитие самой криминологии.

Особенная часть криминологии складывается из блоков более или менее узких проблем преступности. Это так называемые частные криминологические теории, описывающие и объясняющие закономерности отдельных видов преступности и противодействия им: корыстная, насильственная, профессиональная, экономическая преступность, обусловленные алкоголизмом, наркоманией, проституцией, коррупцией и т. д.

В особенную часть криминологии также входят теории, освещающие влияние на преступность каких-либо конкретных факторов (круга факторов): поведения потерпевшего (виктимология), семьи (семейная криминология), состояния экономики.

Виктимология наука о жертве. Потерпевший от преступления исследуется криминологией с точки зрения его предрасположенности стать жертвой преступного посягательства. Криминология выясняет психологические, социальные, профессиональные и другие особенности потерпевших от различных видов преступлений. Она изучает также жизненные ситуации, повышающие опасность стать жертвой преступления. Полученные результаты используются для выработки рекомендаций, направленных на предупреждение преступлений, а также на оказание социальной помощи потерпевшим.

Семья с криминологической точки зрения изучается в рамках семейной криминологии. При этом исследуется специфика преступлений, совершаемых на почве семейных конфликтов (внутрисемейные насилия), а также семейные факторы, способствующие различным видам преступности: насильственной, корыстной, рецидивной, преступности несовершеннолетних и молодежи.

Экономика в последнее время также стала изучаться криминологией. Анализируются различные стороны экономики, кризисные явления, которые обуславливают определенный круг преступлений, прежде всего корыстных.

Так называемые фоновые или сопутствующие преступности негативные общественные явления (наркомания, пьянство, алкоголизм, бродяжничество, проституция и т. д.) криминология рассматривает в той мере, в какой эти явления взаимосвязаны с процессом воспроизводства обществом преступлений.

Какие методы не используются в криминологии

2. ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ КРИМИНОЛОГИИ

Предмет криминологии – круг вопросов, который изучается учеными-криминологами, основываясь на различных показателях, на фактах и на историческом опыте.

Предмет криминологии – исследование закономерностей, законов, принципов и свойств развития общественных отношений, составляющих объект криминологии.

Предмет криминологии состоит из четырех основных элементов:

1) преступность – социальное и уголовно-правовое явление в обществе, представляющее собой совокупность всех преступлений, совершенных вданном государстве за определенный период времени. Преступность измеряется следующими качественно-количественными показателями: уровень, структура и динамика;

2) личность преступника, его место и роль в антиобщественных проявлениях. Данные о личностных свойствах субъектов преступлений содержат информацию о причинах преступлений;

3) причины и условия преступности – система негативных экономических, демографических, психологических, политических, организационно-управленческих явлений и процессов, которые порождают и обусловливают преступность;

4) предупреждение(профилактика) преступности – система государственных мер, направленных на устранение, нейтрализацию или ослабление причин и условий преступности, удержание от преступлений и коррекцию поведения правонарушителей. Руководствуясь этим утверждением, криминология подбирает определенные методы (средства, способы, пути) исследования и изучения данного явления.

Метод криминологии – совокупность приемов и способов, используемых для отыскания, сбора, анализа, оценки и применения информации о преступности в целом и отдельных ее компонентах, о личности преступника с целью создания эффективных мер борьбы с преступностью и предупреждения преступлений.

Методы изучения криминологии:

1) наблюдение – непосредственное восприятие изучаемого явления исследователем-криминологом. Объектами наблюдения могут быть отдельные лица или их группа и конкретные явления, которые вызывают интерес у криминологов;

2) эксперимент – проводится в случаях, когда необходимо внедрение в практику новых методов предупреждения преступности, проверки тех или иных теоретических предположений и идей;

3) опрос – метод сбора информации, при котором у опрашиваемых лиц выясняются интересующие криминологов сведения об объективных процессах и явлениях.

Достоверность информации, получаемой в ходе опроса, зависит от объективных (места и времени опроса) и субъективных факторов(заинтересованности опрашиваемого лица в той или иной информации);

4) анализ документальных источников информации криминологического исследования – необходимая информация собирается из различных документальных источников (справок, договоров, уголовных дел, видео-, аудиокассет и других предметов, предназначенных для хранения и передачи информации);

5) моделирование – способ исследования процессов или систем объектов путем построения и изучения моделей с целью получения новой информации.

Статья написана по материалам сайтов: zinref.ru, studopedia.org, www.e-reading.mobi.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий