+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Комплекс основных характеристик образования

Образовательная программа — комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.

Размер файла: 469.04 кб

Статья Е.В. Кореневой-Леонтьевой Воспитательный потенциал основной образовательной программы дошкольного образования»

Размер файла: 226.19 кб

Статья Е.В. Кореневой-Леонтьевой, С.Л. Кривецкой АЛГОРИТМ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СОДЕРЖАТЕЛЬНОГО РАЗДЕЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

О.В. Солнцева, Е.В. Коренева-Леонтьева

В настоящее время перед каждой дошкольной образовательной организацией стоит задача проектирования основной образовательной программы. Это непростая задача, так как на сегодняшний день недостаточно научно-теоретическое обоснование проектирования дошкольных образовательных программ, а накопленный практический опыт имеет как ряд достоинств, так и широкий спектр ошибок.Научно-теоретическое обоснование проектирования основной образовательной программы требует обращения к понятию и этапам проектировочной деятельности, которые раскрываются в теории проектирования образовательных систем. Проектирование рассматривается как особый вид педагогической деятельности. Проектирование в образовании связывают с целеполаганием, прогнозированием, планированием и организацией образовательного процесса.Целью проектирования основной образовательной программы (ООП) дошкольного образования является модернизация образовательного процесса детского сада в свете требований ФГОС дошкольного образования. Следовательно, результатом проектирования выступает проект образовательного процесса, который показывает отличия нового образовательного процесса от существующего. Кроме самой образовательной программы продуктом проектирования становится программа её реализации в практике работы детского сада, которая фиксируется в локальных актах.Различные логики деятельности проектирования отражены в работах В.В. Загвязинского, Е.С. Заир-Бек, И.И. Ильясова, М.В. Кларина, В.Ю. Кричевского и др.). На основе данных работ может быть выделена следующая логика проектирования ООП дошкольного образования. Первый этап проектирования – это анализ образовательной ситуации, выявление противоречий, выявление проблем для решения и их диагностика.

Данный этап должен ответить на ряд существенных для образовательной организации вопросов:

•В чем проявляется соответствие и несоответствие образовательной деятельности ФГОС дошкольного образования?

•Соответствует ли образовательная деятельность детского сада образовательным запросам родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста?

Круг вопросов, безусловно, может быть шире. Но ответы на данные вопросы являются ключевыми для дальнейшего продвижения в проектировании образовательной программы.Согласование образовательной деятельности с ФГОС дошкольного образования требует от дошкольной образовательной организации проблемно-ориентированного анализа, который базируется на понимании требований стандарта к образовательной деятельности. Здесь необходимо выделить ключевые для проектирования образовательной программы моменты, которые касаются построения образовательной деятельности.

В рамках проблемно-ориентированного анализа важно ответить на следующие вопросы:

1. Обеспечивается ли направленность образовательной деятельности на развитие интереса детей к двигательной деятельности, формирование представлений о здоровом образе жизни и основах безопасной жизнедеятельности? Здесь важно отметить, что принципиальным моментом является использование форм и методов работы, обеспечивающих интерес детей к двигательной деятельности и поддерживающих необходимый уровень двигательной активности. Следовательно, необходимо проследить, насколько образовательная деятельность мотивирует детей к оптимальной двигательной активности в разных режимных моментах, позволяет детям осознавать важность соблюдения двигательного режима как основы здорового образа жизни.

2. В какой степени ребенку обеспечивается позиция субъекта образовательной деятельности, предоставляется право быть активным в выборе содержания своего образования?

Ответ на этот вопрос может быть получен при оценке следующих критериев:

наличие в образовательной программе детского сада небольшой по объему инвариантной части образовательного содержания и вариативной части, освоение которой базируется на свободном выборе детей, их интересах и склонностях. Наиболее явно это можно увидеть при реализации комплексно-тематического подхода, когда в рамках темы задается «образовательный минимум» и содержание, которое осваивается детьми в зависимости от интересов и склонностей к участию в разных видах деятельности;

наличие «ситуаций выбора», проблемно-игровых и проблемных ситуаций в процессе реализации образовательного содержания;

наличие в распорядке (режиме) дня времени для свободной самостоятельной деятельности детей.

3. Осуществляется ли поддержка инициативы и творческих способностей детей в различных видах деятельности? Здесь важно отметить, что поддерживать можно то, что уже имеется в наличии. Инициатива – внутренне побуждение к самостоятельной деятельности. Отсюда вытекает первый критерий для оценивания – направленность деятельности педагогов на развитие индивидуальных интересов детей, обеспечение самостоятельности в детской деятельности и проявления творческих способностей. Второй критерий для оценивания касается непосредственно педагогической поддержки как деятельности педагога постановлению субъектной позиции детей. Оценка данного критерия должна выявить готовность педагога к использованию предметно-развивающей среды для стимулирования детской инициативы, проблемных ситуаций и ситуаций общения для запуска самостоятельной деятельности, способов сотрудничества с детьми, обсуждения – подведения итогов самостоятельной деятельности, организация детских мини-проектов («Как организовать выставку книг? «Как обустроить кукольную квартиру? «Как украсить детский сад к празднику?»).

4. Ориентирована ли образовательная деятельность на приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства? Здесь важно, во-первых, оценить, какие социокультурные нормы отражены в задачах образовательного процесса, какие способы приобщения детей к социокультурным нормам использует дошкольная образовательная организация. Во-вторых, необходимо проанализировать, на какие ценности семьи, общества и государства должна быть ориентирована образовательная деятельность детского сада в соответствии с нормативно-правовой базой, определяющей развитие образования в Российской Федерации и регионе разработчиков ООП дошкольного образования. Так, например, к социокультурным ценностям семьи относятся взаимная любовь и забота членов семьи друг о друге, уважение к старшим членам семьи, наличие традиций семьи. Социокультурные ценности общества и государства связаны с уважением людей друг к другу, соблюдению их прав, проявлениями любви к большой и малой Родине, празднованием событий, значимых для всех россиян и для людей разных национальностей, проживающих в России. Данные критерии позволяют оценить направленность образовательной деятельности детского сада на процесс социализации детей дошкольного возраста.

5. Ориентирована ли образовательная деятельность на формирование познавательных действий и познавательных интересов детей в разных видах деятельности? Ответ на данный вопрос может быть получен при оценке таких критериев, как:

наличие задач образовательной деятельности, ориентированных на развитие познавательных интересов и познавательных действий детей в разных видах деятельности;

наличие в образовательной деятельности методов, ориентированных на развитие познавательных интересов и познавательных действий детей (проблемных и проблемно-игровых ситуаций, экспериментирования, развивающих и дидактических игр, моделирования и др.).

6. Ориентирована ли образовательная деятельность на сотрудничество детей со взрослыми и сверстниками в образовательной организации. Первым критерием для оценивания является ориентация образовательной деятельности на совместное решение образовательных задач взрослым и детьми («ориентация на зону ближайшего развития»); вторым критерием выступает направленность образовательного процесса на организацию сотрудничества дошкольников в разных видах детской деятельности. Установление соответствия образовательной деятельности требованиям ФГОС дошкольного образования требует определения планируемых результатов, на которые будет ориентирована образовательная программа. Вопрос о планируемых результатах ООП дошкольного образования является дискуссионным, так как, с одной стороны, они должны конкретизировать целевые ориентиры ФГОС дошкольного образования, а, с другой стороны, их конкретизация требует использования педагогической диагностики и мониторинг для выявления индивидуальных различий детей. При этом ФГОС дошкольного образования запрещает использовать целевые ориентиры как основание для диагностики, а индивидуализация дошкольного образования, его ориентация на интересы и склонности детей указывает на необходимость её проведения.Таким образом, первый этап проектирования ООП должен показать степень соответствия/несоответствия образовательной деятельности детского сада ФГОС дошкольного образования, выявить проблемы и противоречия. Которые необходимо разрешить на последующих этапах проектирования образовательной программы.Второй этап проектирования ООП дошкольного образования – концептуальный. Он предполагает формулировку идей, которые могут способствовать решению проблем. Данные идеи разрабатываются в рамках определенной системы принципов, в которых находят отражение общие для проектировщиков ценности. Круг идей, касается ответов на вопросы:

какие методы должна включать педагогическая диагностика, направленная на построение индивидуально ориентированного образовательного процесса?

как заложить в содержание образовательной деятельности инвариантную часть и часть, которая обеспечивает выбор детьми образовательного содержания?

как обеспечить самостоятельность и инициативность детей, развитие творческих способностей?

как организовать совместную деятельность ребенка со взрослыми и сверстниками?

какие традиции семьи, общества и государства необходимо заложить в образовательную программу? Как организовать приобщение ребенка к ним?

как эффективно приобщать детей к социокультурным нормам?

Безусловно, это неполный круг вопросов, который возникает на данном этапе проектирования образовательной программы. Данный этап направлен на конструирование модели будущей программы – определение её структуры, согласование структуры с нормативно-правовыми документами, выбор наиболее подходящих вариантов структурирования материала.На третьем этапе проектирования ООП дошкольного образования определяются варианты построения образовательного процесса, конкретизируются его цели, формы, способы и методы. Данный этап направлен на поиск разных вариантов организации образовательного процесса, их оценку и выбор оптимальных.На четвертом этапе создается пробный проект ООП дошкольного образования.

Пятый этап направлен на целевое стратегическое планирование процесса апробации созданного проекта. Шестой этап конкретизирует процесс апробации через локальные акты, которые сопровождают данный процесс. Локальные акты регламентируют условия реализации проекта ООП, особенности взаимодействия специалистов образовательной организации в процессе реализации проекта ООП, способы оценки результативности реализации проекта и пр.Седьмой этап – собственно апробация проекта. Параллельно осуществляется анализ реализации проекта, формулируются предложения к его совершенствованию и доработке. На данном этапе осуществляется педагогическая и психолого-педагогическая диагностика, направленная на отслеживание образовательных результатов.На восьмом этапе осуществляется обобщение результатов реализации проекта ООП дошкольного образования, создается окончательный вариант образовательной программы. Это этап, на котором программа представляется для экспертизы педагогическому сообществу, презентуется как инновационный продукт, представляется педагогической общественности на различных открытых мероприятиях.Безусловно, выделенные на основе анализа педагогической литературы этапы не являются строго линейными. Между этапами осуществляются взаимопереходы. Так, открытое общественное обсуждение образовательной программы, ее экспертиза педагогическим сообществом становится возможным по мере создания её текста. Процесс корректировки программы происходит на всех этапах её создания. Поэтому процесс проектирования ООП дошкольного образования носит скорее «челночный», нежели линейный характер.В рамках данной статьи более подробно были рассмотрены начальные этапы проектирования основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Последующие этапы проектирования так же требуют подробного анализа и раскрытия.

Использованная литература:1.Заир-Бек Е.С. Основы педагогического проектирования. – СПб.: Просвещение, 1995.2.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская газета. 2013. 25 ноября. То же [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html.

АЛГОРИТМ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СОДЕРЖАТЕЛЬНОГО РАЗДЕЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Коренева-Леонтьева Е.В., Кривецкая С.Л.

Проектирование содержательного раздела образовательной программы базируется на планирование образовательных результатов. Образовательные результаты – предполагаемые компетентности, которыми ребенок овладеет по итогам работы с содержанием образовательной программы. Образовательные результаты расположены в зоне ближайшего развития. Образовательные результаты планируются по 5 образовательным областям, выделенным во ФГОС ДО отдельно для каждой возрастной группе. Количество образовательных результатов по каждой области ограничено, так как образовательные результаты носят обобщенный характер и раскрываются в критериях достижения образовательного результата. Критерии достижения образовательного результата используются для построения мониторинга образовательной деятельности, позволяя скорректировать работу педагогов и специалистов по образовательной программе и учитываются при планировании рабочих программ педагогов и специалистов и ежемесячном календарно-тематическом планировании.Образовательные результаты формулируются на языке компетенций, что позволяет уйти от традиционной учебной модели со знаниями, умениями и навыками, и подчеркнуть необходимость достижения образовательных результатов для успешной социализации ребенка.Пример формулирования образовательных результатов для детей старшего дошкольного возраста в группе общеразвивающей направленности на учебный год:

Это интересно:  Вопрос по оплате за отопление

Образовательные результаты формулируются в ходе разработке образовательной программы дошкольного образования творческой группой педагогов-разработчиков образовательной программы.На основании определенных образовательных результатов разрабатывается содержательный раздел образовательной программы. Его планирование начинается с выбора тем на учебный год. Все темы условно можно разделить на несколько групп: «Ребенок в социальном мире», «Ребенок в мире природы», «Ребенок и техника». В течение года темы выстраиваются циклично, с тем чтобы материал получал свое развитие на новом витке развития ребенка, педагоги могли увидеть овладел ли ребенок компетенциями, осваиваемыми в темах данной группы, можно ли усложнить содержание темы или необходимо сконцентрировать свое внимание на тех аспектах, которые оказались трудными для понимания детей в прошлый раз.Сроки освоения одной темы могут быть вариативными. Наиболее часто встречающимся вариантом, является освоение темы в течение 1 недели.

При этом недельные темы могут объединяться в модули, например: Модуль «Дары осени» может включать в себя знакомство детей со следующими традиционными темами «Признаки осени», «Деревья. Листья», «Ягоды. Грибы», «Овощи», «Фрукты», «Сельско-хозяйственные работы осенью», «Хлеб – всему голова», «Сад и огород», при этом необходимо переформулировать традиционные темы, сделав их содержание проблемным, что позволит использовать современные технологии обучения. Например, вместо традиционных тем «Деревья. Листья», «Ягоды.Грибы» может быть использован мини-модуль «Следопыты раскрывают секреты леса». Формулировка темы придает деятельности детей более личностную окраску, что способствует более успешному овладению детьми компетенциями, предполагаемыми при освоении данной темы.Для того, чтобы привлечь детей и родителей к проблемам планирования образовательной деятельности, учесть их интересы возможно использовать на начальном этапе прием выбора темы, которая входит в образовательный модуль из нескольких предложенных воспитателем, а затем формулирование свободной темы. Свободные темы используются не чаще 1 раза в квартал в основной учебный период, частота их может быть увеличена в летний каникулярный период это дает возможность соблюсти пропорцию между заложенным стандартом и примерной образовательной программой дошкольного образования содержанием образовательной деятельности и содержанием, включаемым по инициативе родителей и детей.

После определения сроков освоения темы необходимо определить образовательные продукты (продукт), которые смогут создать дети под руководством воспитателя, при участии специалистов и родителей по итогам освоения данной темы. Так как для детей ценным в данном возрасте является ознакомление с материальным миром, то и выбор образовательных продуктов для темы лучше осуществлять среди материальных объектов. Такими продуктами, могут стать: макет, групповой альбом, коллаж и т.д. В зависимости от сроков освоения темы образовательный продукт может быть более или менее затратным по времени подготовки. Презентация образовательного продукта родителям, сверстникам из других групп, позволит детям расширить свои социальные компетенции. Формами презентации могут быть как традиционные выставки с экскурсоводами-детьми, дни открытых дверей, так и праздничные события, устраиваемые совместно несколькими группами дошкольной образовательной организации, на которых происходит обмен опытом между детьми и педагогами групп.Планируя образовательный продукт, педагоги, исходя из формулировки темы, выбирают образовательные технологии, которые позволят достичь детям желаемых образовательных результатов и создать материальный образ этих достижений (образовательный продукт).Каждая тема ориентирована на 3-4 образовательных результата. При формулировке результатов, педагог старается сделать их максимально диагностичными и формулирует их на языке компетенций ребенка.Пример проектирования содержательного раздела образовательной программы

Комплекс основных характеристик образования

    Зинаида Глинка 1 лет назад Просмотров:

3 Комплекс основных характеристик образования С каждым годом повышаются требования к современным инженерам, техническим специалистам, работающим в сфере автоматизации производственных процессов. Детям нужно иметь представление о современной и перспективной инженерной деятельности. Дополнительное образование может удовлетворить эту потребность, разрабатывая и предлагая соответствующие курсы для учащихся, популяризируя область роботостроения и автоматизированных систем. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Робототехника» разработана для детского объединения, в котором дети, проявившие интерес к конструированию, моделированию и программированию, будут осваивать основы робототехники. Актуальность программы заключается в ее востребованности детьми и их родителями. Новизна программы в том, что она позволяет изучить и опробовать на практике основы программирования простейших аппаратов и механизмов, управляемых современными микроконтроллерами. Педагогическая целесообразность образовательной программы определена тем, что программа приобщает каждого ребенка к робототехнике, на создание индивидуального творческого продукта. Направленность программы техническая. Программа рассчитана на обучающихся 8 15 лет. Продолжительность курса 1 год (144 часа). Состав группы не менее 10 человек: группа делится на подгруппы по 5 человек. Режим обучения занятия 2р в неделю по 2 часа. Структурно занятие делится на две части по 45 минут с 15 минутным перерывом. Подача теоретического материала предполагается во второй части занятия для 1-ой подгруппы и в первой части занятия для 2-ой подгруппы. В программе предусмотрены часы для самостоятельной творческой работы, чтобы ребята могли реализовать свои индивидуальные и творческие способности. Во время занятий строго соблюдаются гигиенические нормы и правила техники безопасности в кабинете, для чего проводится инструктаж с детьми по охране труда. Большое внимание уделяется здоровье сохраняющим технологиям: систематическое проветривание кабинета, перерывы во время занятия (физкультминутки). По итогам прошедшего в Центре педагогического мастерства Москвы семинара было принято решение сформировать рабочую группу для реализации концепции учебника по робототехнике. Завершение его разработки планировалось к февралю 2016 года. На данный момент, педагогам, обучающим робототехнике, в основном приходится полагаться на свой педагогический опыт. Отличительной особенностью данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы от yжe существующих (Программа школьного курса «Первые шаги в робототехнику» Игнатьев П. А., Рабочая программа «Образовательная робототехника в начальной школе. Lego WEDO» для организации внеурочной деятельности учащихся 1-3 классов

4 в соответствии с ФГОС) является то, что большая часть этих программ не учитывает специфику образовательной деятельности учреждений дополнительного образования детей, в которых ограничено количество академических часов для образовательной деятельности, другие требования СанПиН по загруженности детей. Кроме того в существующих программах не уделяется достаточного внимания теоретической части: алгоритмизации и механике. Для наборов Lego Mindstorms характерно то, что с ними можно начинать работать, не имея каких-то специальных знаний и умений. В них реализована возможность изучения в игровой форме довольно сложных процессов и технологий. Использование стандартных блоков и интуитивно понятных ребенку принципов сборки позволяет, постепенно усложняя задания, переходить на более высокие ступени и программирования, и технического моделирования. Начать работу с конструктором можно даже не используя компьютер, а программируя своего робота с клавиатуры электронного блока. В дальнейшем можно создавать более сложные конструкции и алгоритмы, используя фирменную среду программирования, ну а для асов существуют заточенные под робототехнику специальные языки, которые тоже можно использовать с набором. В программе предусматривается изучение работы сенсоров (датчиков), начальные сведения о программировании микроконтроллера NXT с помощью визуальной среды программирования, общее знакомство с моделированием робототехнических конструкций с помощью компьютера и участие в соревнованиях. Цель и задачи программы: Цель: Обучение детей основам робототехники на базе конструктора Lego Mindstorms. Для реализации поставленной программой цели необходимо решить следующие задачи: Обучающие: способствовать формированию умений и навыков конструирования через создание программируемого робота, снабжённого сенсорами разного назначения и имеющего возможность реализации различных функций; способствовать формированию знаний, умений и навыков программирования через разработку программ в визуальной среде программирования, развивать алгоритмическое мышление. Развивающие: стимулировать мотивацию учащихся к получению знаний; способствовать развитию интереса к технике, конструированию, программированию, высоким технологиям; способствовать развитию их интеллектуальных и творческих способностей, интересов, творческой инициативы и активности; Воспитательные: формировать навыки коллективного труда;

5 воспитывать ответственное отношение к работе и сохранности используемого учебного материала и оборудования; воспитывать жизненно необходимые качества: усидчивость, исполнительность, самостоятельность, внимательность, честность и др. Содержание программы Роботы и робототехника Инструктаж по технике безопасности, пожарной безопасности, электробезопасности, правилам дорожного движения и правилам поведения. Знакомство детей с планом работы объединения и с основными разделами образовательной программы. Демонстрация и обсуждение детских работ с прошлых лет. Понятия «робот», «робототехника». Применение роботов в быту и промышленности. Законы робототехники. Входной контроль. Сборка конструктора Lego Mindstorms. Ознакомление с комплектом деталей для изучения робототехники: контроллер, сервоприводы, соединительные кабели, датчики-касания, ультразвуковой, освещения. Порты подключения. Сборка различных моделей. Сенсорное программирование. Алгоритмизация и программирование Программное обеспечение ПервоРоботNXT. Понятие «программа», «алгоритм», «цикл». Написание линейной программы, программы с циклом. Понятие «мощность мотора», «калибровка». Сборка роботов разного назначения. Основы механики и автоматизации Золотое правило механики. Виды передач. Сборка и программирование сложных моделей. Отладка программ. Подготовка к соревнованиям и разработка проектов Знакомство с положениями и правилами соревнований различного уровня. Анализ предыдущих соревнований. Конструирование, программирование и отладка моделей к соревнованиям. Участие в соревнованиях. Разработка и защита проектов. Итоговое занятие. Выходной контроль. Пройдя курс обучения, обучающиеся по данной программе должны знать: — правила поведения в лаборатории робототехники; — знать назначение роботов, классификацию роботов; — называть составные части лего-конструктора;

6 — законы робототехники; — назначение миникомпьютера NXT; — назначение сервоприводов, соединительных кабелей, датчиков касания, ультразвукового и звукового датчиков и датчика освещения; — назначение логических блоков в среде программирования Перво- Робот NXT; — понятия «программа», «алгоритм», «цикл», «ветвление»; — свойства алгоритма; — понятия «мощность мотора», «калибровка»; — что такое механические и зубчатые передачи, золотое правило механики; — этапы создания проекта; — виды и правила соревнований по робототехнике. должны уметь: — классифицировать детали лего-конструктора; — собирать модель по описанию; — создавать программы в визуальной среде программирования; — создавать алгоритмы движения робота по кругу, вперед-назад, «восьмеркой» и пр. — создавать линейные программы, программы с циклами и ветвлением; — защищать разработанные проекты; — представлять разработанные модели на соревнованиях и конкурсах по робототехнике; — находить общее решение в спорных вопросах; — работать в коллективе и делиться личным опытом; — доводить начатое дело до конца. Уровень сложности программы стартовый. Форма реализации программы очная. 1. Комплекс организационно-педагогических условий Форма обучения по подгруппам, в рамках времени, отведенного на группу, всем составом объединения. Применяемые методы обучения: — практический опыт, упражнение; — наглядный иллюстрация, демонстрация, наблюдения учащихся; — словесный объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, лекция, дискуссия и т. д.;

Это интересно:  К признакам понятия политический режим относится

7 Обучение неразрывно связано с воспитанием. Используемые методы по Г.И Щукиной: формирование сознания личности; организация деятельности; стимулирования поведения и деятельности. 1. Формирование сознания через убеждения — объяснения, лекции, беседы, разъяснения, внушения, инструктаж, пример. 2. Методы организации деятельности через упражнения, приучение, педагогическое требование, общественное мнение, поручение, воспитывающие ситуации. 3. Методы стимулирования поощрение, соревнование. Виды поощрения одобрение, благодарность, награждение, похвала, награждение почетными грамотами и дипломами. Формы воспитания в работе с обучающимися: — соревнования; — мероприятия, посвященные социальной тематике; — мероприятия по предотвращению травматизма на дорогах и профилактике здорового образа жизни; — игра-путешествие; Приемы работы, используемые на занятиях — лекция; — беседа; — демонстрация; — практика; — творческая работа; проектная деятельность. Используемые виды занятий: — комбинированное занятие; — практическое занятие; — контрольное занятие (дает возможность увидеть ошибки, оценить результаты, осуществить коррекцию знаний и навыков). Материально-техническое и информационное обеспечение. Для реализации данной программы на базе ЦДТТ 1 создана современная лаборатория робототехники на основе набора LEGO MINDSTORMS Education NXT, отвечающая нормам техники безопасности, санитарным и гигиеническим требованиям. Программное обеспечение и дидактические материалы, на которое опирается педагог, используется для изучения материала, закрепления и диагностики получаемых знаний умений, и навыков, развития интеллектуальных способностей, сохранения и укрепления здоровья, для организации и проведения различных мероприятий.

8 Учебный план п/п Название раздела количество часов формы контроля всего теория практика 1. Роботы и робототехника Самостоятельная работа 2. Сборка конструктора Lego Mindstorms Самостоятельная работа 3. Алгоритмизация и программирование Самостоятельная работа 4. Основы механики и ав Самостоятельная томатизации 5. Подготовка к соревнованиям и разработка проектов работа Защита проекта 6. Итоговое занятие. 2 2 Конкурс Итого:

9 комб практ досуг контр Календарный учебный график дата занятия Тема занятия количество часов виды занятий всего Роботы и робототехника 1 Введение в ОП. ТБ, ПБ, ЭБ Входной контроль. История робототехники. Раскладка деталей. 2-3 Понятие «робот», «робототехника». Роботы в быту и в промышленности. Сборка простейшей конструкции по собственному замыслу. 4-5 Законы робототехники. Передовые направления в робототехнике. Сборка простейшей модели робота. 6-8 Роботы и эмоции. Роботы в космосе. Сборка робота. Сборка конструктора LegoMindstorms 9-11 Знакомство с инструкцией сборки и визуального программирования робота. Создание базовой модели робота Общий обзор технологий NXT. Знакомство с сенсорами Главное меню NXT. Ознакомление с визуальной средой программирования. Робот в движении Звуковой сенсор. Звук для робота Ультразвуковой сенсор. Робот, распознающий препятствия Цвет для робота. Сенсор цвета Робот с датчиками касания. Сенсор нажатия Интерактивные сервомоторы. Робот-подъемник. Алгоритмизация и программирование Алгоритм. Свойства алгоритма. Линейный алгоритм. Сборка

10 комб практ досуг контр дата занятия Тема занятия количество часов виды занятий всего роботов, имитирующих поведение животных Программное обеспечение ПервоРоботNXT. Среда программирования, логические блоки. Простейшая программа для робота. Демонстрационные программы Использование блока «цикл» в программе. Движение робота по «восьмерке». Отладка программы Блок условия. Работа с условными алгоритмами. Движение вдоль линии. Отладка программы Генератор случайных чисел. Использование блока «случайное число» для управления движением робота.(танцор) Движение робота по сложной траектории.(рис. многоугольник) Блок «записи/ воспроизведения». Робот, повторяющий воспроизведенные действия Программа с вложенным циклом. Подпрограмма. Роботприлипала Цикл и прерывания. Роботы пылесосы, роботы-уборщики Яркость объекта, отраженный свет, освещенность. Сборка робота. Основы механики и автоматизации Механические передачи. Зубчатые передачи. Передаточные отношения. Трёхколёсный бот. Сборка и программирование Золотое правило механики. Грузоподъёмность. Точность сервомотора. Ботвнедорожник. Сборка и программирование Автоматизация и автоматизи

11 комб практ досуг контр комб практ досуг контр дата занятия Тема занятия количество часов виды занятий всего рованные системы. Гусеничный бот. Сборка и программирование. Подготовка к соревнованиям и разработка проектов Конструирование, программирование и отладка моделей к соревнованиям Разработка и защита проектов Выходной контроль 2 2 Итого дата занятия Календарный учебный график (с датами занятий Беловой Л.М.) Тема занятия количество часов виды занятий всего Роботы и робототехника Введение в ОП. ТБ, ПБ, ЭБ Входной контроль. История робототехники. Раскладка деталей. 2-3 Понятие «робот», «робототехника». Роботы в быту и в промышленности. Сборка простейшей конструкции по собственному замыслу. 4-5 Законы робототехники. Передовые направления в робототехнике. Сборка простейшей модели робота. 6-8 Роботы и эмоции. Роботы в космосе. Сборка робота. Сборка конструктора LegoMindstorms Знакомство с инструкцией сборки и визуального программирования робота. Создание базовой модели робота Общий обзор технологий NXT. Знакомство с сенсорами Главное меню NXT. Ознакомление с визуальной средой

12 комб практ досуг контр дата занятия Тема занятия количество часов виды занятий всего программирования. Робот в движении Звуковой сенсор. Звук для робота Ультразвуковой сенсор. Робот, распознающий препятствия Цвет для робота. Сенсор цвета Робот с датчиками касания Сенсор нажатия Интерактивные сервомоторы Робот-подъемник Алгоритмизация и программирование Алгоритм. Свойства алгоритма Линейный алгоритм. Сборка роботов, имитирующих пове дение животных Программное обеспечение ПервоРоботNXT. Среда программирования, логические блоки. Простейшая программа для робота. Демонстрационные программы Использование блока «цикл» в программе. Движение робота по «восьмерке». Отладка программы Блок условия. Работа с условными алгоритмами. Движение вдоль линии. Отладка программы Генератор случайных чисел. Использование блока «случайное число» для управления движением робота.(танцор) Движение робота по сложной траектории.(рис. многоугольник) Блок «записи/ воспроизведения». Робот, повторяющий воспроизведенные действия Программа с вложенным циклом. Подпрограмма. Роботприлипала Цикл и прерывания. Роботы

13 комб практ досуг контр дата занятия Тема занятия количество часов виды занятий всего пылесосы, роботы-уборщики Яркость объекта, отраженный свет, освещенность. Сборка робота. Основы механики и автоматизации Механические передачи. Зубчатые передачи. Передаточные отношения. Трёхколёсный бот. Сборка и программирование Золотое правило механики. Грузоподъёмность. Точность сервомотора. Ботвнедорожник. Сборка и программирование Автоматизация и автоматизированные системы. Гусеничный бот. Сборка и программирование Подготовка к соревнованиям и разработка проектов Конструирование, программирование и отладка моделей к соревнованиям Разработка и защита проектов Выходной контроль 2 2 Итого

14 Содержание программы раздела Название раздела Теоретическая часть Практическая часть 1. Роботы и робототехника Введение в образовательную программу. Инструктаж по охране труда. История робототехники. 2. Сборка конструктора Lego Mindstorms. Понятие «робот», «робототехника». Применение роботов в различных сферах жизни человека, значение робототехники. Три закона робототехники. Просмотр видеофильма о роботизированных системах. Эмоциональный робот. Роботы в космосе. Знакомство с инструкцией сборки и визуального программирования робота. Общий обзор технологий NXT. Ознакомление с визуальной средой программирования. Сенсоры: звуковой, ультразвуковой, цвета, нажатия. Интерактивные сервомоторы. Входной контроль: сборка простейшей модели по образцу. Ознакомление с комплектом деталей, раскладка деталей. Показ действующей модели робота и его программ: на основе датчика освещения, ультразвукового датчика, датчика касания.ознакомление с комплектом деталей для изучения робототехники: контроллер, сервоприводы, соединительные кабели, датчики-касания, ультразвуковой, освещения. Порты подключения. Сборка простейшей конструкции по собственному замыслу. Сборка простейшей модели робота. Сборка базовой модели Создание программы для движения робота. Создание моделей с использованием сенсоров. Написание и отладка программ для моделей роботов. 3. Алгоритмизация и программирование Программное обеспечение ПервоРоботNXT. Понятие «программа», «алгоритм», «цикл». Свойства алгоритма. Среда программирования, логические блоки. Алгоритм движения робота по кругу, вперед-назад, «восьмеркой» и пр. Использование блока «случайное число». Программа с вложенным циклом. Подпрограмма. Написание линейной Сборка роботов разного назначения: — робот, имитирующий поведение животных; — робот, записывающий траекторию движения и потом точно её воспроизводящий; — робот, следящий за протянутой рукой и — выдерживающий требуемое расстояние; — робот, движущийся

15 программы, программы с циклом. Понятие «мощность мотора», «калибровка». вдоль черной линии. Простейшая программа для робота. Создание и отладка программ: для воспроизведения звуков и изображения по образцу, для движения с ускорением, вперед-назад и пр. 4. Основы механики и автоматизации 5. Подготовка к соревнованиям и разработка проектов. Итоговое занятие. Механические передачи. Зубчатые передачи. Передаточные отношения. Золотое правило механики. Грузоподъёмность. Точность сервомотора. Автоматизация и автоматизированные системы. Знакомство с положениями и правилами соревнований различного уровня. Анализ предыдущих соревнований. Проектная деятельность: тема, этапы создания, защита проекта. Сборка и программирование сложных моделей. Отладка программ. Конструирование, программирование и отладка моделей к соревнованиям. Участие в соревнованиях. Разработка и защита проектов. Конкурс «Приключения Робика» Формы контроля и оценки образовательных результатов. Система проверки результативности освоения программы включает в себя: входной контроль. Формы проведения входной диагностики определяются программой, и содержат оценку по двум критериям: уровень знаний, уровень умений и навыков. Педагог проводит тестирование в начале учебного года, после завершения набора детей в группы с целью выявления стартового уровня развития практических умений и теоретических знаний у учащихся. текущий контроль. Промежуточное диагностирование осуществляется по окончании первого полугодия и по завершении изучения тем разделов в форме представления и защиты творческих работ внутри объединения, учреждения или выездных мероприятий. итоговый контроль. Формы проведения итоговой диагностики (тест, конкурсные задания). Для определения учебных результатов обучающихся выделены следующие критерии уровней обученности:

16 Критерии оценки знаний: Высокий уровень полностью владеет материалом и понимает его, умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала, умеет самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать выводы, самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, литературу. Уровень Выше среднего показывает знания изученного материала, дает полный и правильный ответ, допуская незначительные ошибки или неточности при использовании терминов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом может исправить неточности самостоятельно при требовании или при небольшой помощи педагога. Средний уровень усваивает основное содержание учебного материала, имеет пробелы в его усвоении, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно. Уровень Ниже среднего имеет отдельные представления об изученном материале, слабо сформированные и неполные знания; не делает выводов и обобщений, не умеет применять их к решению конкретных задач по образцу, отвечает на вопросы только с помощью педагога. Низкий уровень не смог усвоить основное содержание материала, не знает и не понимает значительную или основную его часть, затрудняется при ответах на стандартные вопросы. Критерии оценки умений и навыков: Высокий уровень самостоятельно уверенно и безошибочно применяет полученные знания и умения при выполнении практических заданий любой сложности на творческом уровне, имеет необходимые навыки практической работы; правильно определяет цель выполнения работы с соблюдением необходимой последовательности ее выполнения, проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе).

Это интересно:  Признаки пропорциональной избирательной системы

17 Уровень Выше среднего — применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, не обладает достаточным навыком практической работы (правильно ориентируется, но работает медленно) Средний уровень показывает недостаточную сформированность отдельных умений, испытывает затруднения в применении знаний при выполнении практической работы, выполняет практические задания под постоянным руководством педагога; Уровень Ниже среднего испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для выполнения практической работы, отсутствуют умения работать на уровне воспроизведения, выполняет работу не полностью, выполняет задания с помощью педагога; Низкий уровень отсутствуют элементарные умения и навыки, выполняет менее половины работы или не приступает к ее выполнению, не может справиться с заданием даже при помощи педагога. По итогам проведения контроля проводится два вида анализа: с детьми (анализ допущенных ошибок, анализ правильных решений и ответов); педагогом (количественный и качественный анализы). Методические материалы: Раздел программы Роботы и робототехника Сборка конструктора Lego Mindstorms Дидактический и наглядный материал Папка с грамотами, выставка методической литературы, папки с работами детей. Инструкции по охране труда. Презентация «Правила поведения в кабинете информатики». Видеоматериал «Роботы в движении».стенды «История робототехники», «Роботы в быту и промышленности» Материалы к занятию «Три закона робототехники». Презентация «Введение в Lego Mindstorms NXT» 8547_Mindstorms руководство Практические задания. Материалы к занятию Видеоматериал «Сборка конструктора Lego Mindstorms» «Робот «Начинающий танцор» Техническое оснащение Компьютер, проектор Компьютер, проектор, интерактивное устройство

18 Алгоритмизация и программирование Основы механики и автоматизации Подготовка к соревнованиям и разработка проектов Заключительное занятие Лекционный материал Практические задания Видео компании LEGO. Рекламный ролик о составе конструктора версии 8547 и базовых роботах. Лекционный материал Практические задания Видео с шагающим роботом! также собранного из конструктора LEGO версии 8547 Презентация «Турнир роботов». Видео о роботах LEGO MINDSTORMS NXT Конкурс «Приключения Робика» Компьютер, проектор Компьютер, проектор Компьютер, проектор Компьютер, проектор, интерактивное устройство

19 Литература 1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ. «Об образовании в Российской Федерации» 2. Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года 3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам 4. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (СанПиН ) 5. Примерные требования к программам дополнительного образования детей — Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки РФ от г Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ Минобрнауки от Березина В.А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития: Дис. канд. пед. наук: : Москва, 1998, 147 С. 8. LEGO Mindstorms NXT Education. LEGO, Lego Mindstorms: Создавайте и программируйте роботов по вашему желанию. Руководство пользователя Интернет- ресурсы:

Образовательная программа – комплекс основных характеристик образования ( объем, содержание, планируемые результаты ), организационно — педагогические. — презентация

Презентация была опубликована 4 года назад пользователемВладислав Ерошкин

Похожие презентации

Презентация на тему: » Образовательная программа – комплекс основных характеристик образования ( объем, содержание, планируемые результаты ), организационно — педагогические.» — Транскрипт:

2 Образовательная программа – комплекс основных характеристик образования ( объем, содержание, планируемые результаты ), организационно — педагогические условия и форм аттестации ( ФЗ « Об образовании в РФ ) ст.2, п.9 Образовательная программа представлена в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин ( модулей ), иных компонентов, оценочных и методических материалов ( ФЗ « Об образовании в РФ ) ст.2, п.9

3 Документ, отражающий педагогическую концепцию педагога в соответствии с условиями, методами и технологиями достижения запланированного результата Модель учебного курса, отражающая процесс взаимодействия педагога и ребенка, включающая содержание образования и технологии его передачи

4 Примерная ( типовая ) образовательная программа, утверждена Минобразования РФ и рекомендована Управлением ДОД Модифицированная ( адаптированная ) программа первого уровня авторства – частичные изменения с учетом особенностей набора, организации, формирования разновозрастный и разноуровневых групп детей Экспериментальная программа второго уровня — моделируется новое содержание, уточняется диагностический материал, используются эффективные средства методики и технологии Авторская новаторская программа третьего уровня авторства – новизна замысла, собственные концептуальные основы и методические идеи, новые условия реализации, новое содержание разделов и модулей

5 Статья 12 федеральный закон « Об образовании в РФ » п. 4 дополнительные образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией дополнительного образования Статья 75 федеральный закон « Об образовании в РФ » п. 1 — учет возрастных и индивидуальных особенностей детей п. 4 – содержание, сроки обучения определяются и утверждаются УДОД Приказ Минобрнауки России « Об утверждении Порядка организации осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам » от ( зарегистрировано в Минюсте России ) Санитарно — эпидемиологическим требованиям к учреждениям ДОД Сан Пин от г. Примерным требованиям к программам ДОД от г

6 Дополнительные общеразвивающие программы реализуются в течении всего календарного года, включая каникулы ( п.6 приказа Минобрнауки РФ « Об утверждении Порядка организации осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам » от ) Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения разрабатываются и принимаются к реализации ОО самостоятельно ( п. 5 ст. 12 федеральный закон « Об образовании в РФ »; п.5 приказа Минобрнауки РФ « Об утверждении Порядка организации осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам » от ) Направленность дополнительных общеразвивающих программ – техническая, естественнонаучная, физкультурно — спортивная, художественная, туристско — краеведческая, социально — педагогическая ( п.9 приказа Минобрнауки РФ « Об утверждении Порядка организации осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам » от )

7 Формы обучения по дополнительным общеразвивающим программам определяются ОО самостоятельно ( п. 5 ст. 17 федеральный закон « Об образовании в РФ ») Сетевая форма реализации дополнительной общеразвивающей программы ( п. 1 ст. 13 и ст. 15 федеральный закон « Об образовании в РФ ») Электронное обучение, дистанционные технологии ( п. 2 ст. 13 и ст.16 федеральный закон « Об образовании в РФ ») Количество учащихся, возрастные характеристики, продолжительность учебных занятий определяется локальным актом ОО ( п.9 приказа Минобрнауки РФ « Об утверждении Порядка организации осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам » от ) Дополнительные общеразвивающие программы обновляются ежегодно ( п.11 приказа Минобрнауки РФ « Об утверждении Порядка организации осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам » от )

8 Занятия – аудиторные, внеаудиторные ( п.16 приказа Минобрнауки РФ « Об утверждении Порядка организации осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам » от ) Формы занятий определяет ОДО ( п.16 приказа Минобрнауки РФ « Об утверждении Порядка организации осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам » от ) Формы, порядок и периодичность проведения промежуточной аттестации учащихся определяет ОДО ( п.16 приказа Минобрнауки РФ « Об утверждении Порядка организации осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам » от )

9 Концептуальность – создание образовательной концепции при опоре на педагогическую теорию Актуальность – социальная потребность в данной программе Прогностичность – отражает требования не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня, способность соответствовать изменяющимся условиям и требованиям к реализации программы Реалистичность – соответствие целей, способов их достижения и имеющихся ресурсов для получения максимально полезного результата

10 Дополнительность – способность дополнять, расширять актуальный достигнутый уровень развития детей и учащихся Практическая значимость, технологичность – доступность для использования в педагогической практике Сбалансированность по всем ресурсам (кадровым, финансовым, материально-техническим, научно- методическим)

11 Требования к содержанию дополнительных общеразвивающим программ Достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно — национальным особенностям регионов Сопряженность с модернизационными процессами в сфере образования Преемственность с базовым образованием Направленности дополнительных образовательных программ Современным образовательным технологиям, отраженным в принципах, формах и методах, средствах обучения, методах контроля и управления образовательным процессом

12 Титульный лист Пояснительная записка Учебный – план Тематический план Содержание изучаемого курса Методическое обеспечение Список литературы

13 Титульный лист Наименование образовательной организации Где, когда и кем утверждена программа Название программы Возраст обучающихся Срок реализации ФИО автора ( авторов ) программы Название населенного пункта, где реализуется программа Год разработки

14 Пояснительная записка Направленность программы ( научно — техническая, художественно — эстетическая, туристско — краеведческая, эколого — биологическая, военно — патриотическая, изучение дисциплин сверх программ ) Актуальность Новизна Цель ( одна ) Задачи : 1. Обучающие ( предметные компетенции ); 2. Воспитательные ( личностные компетенции ); 3. Развивающие ( метапредметные компетенции ). Отличительные особенности программы от уже существующих Возраст обучающихся, их особенности Сроки реализации программы Формы и режим занятий Ожидаемые результаты и способы их проверки Формы подведения итогов реализации программы

15 Наименование модуля Годы обучения ( аудиторные, внеаудиторное ), часов в неделю Промежуточная и итоговая аттестация Учебный план

16 Наименование модуля и темы Количество часов ( аудиторных ) Теория Практика Всего Тематический план

17 Содержание программы дополнительного образования детей Название модуля Краткое описание тем : название узловые моменты изложения формы организации образовательного процессе

18 Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей Методические рекомендации по освоению программы и изучению отдельных тем Методическое обоснование приемов и методов, используемых при реализации программы Дидактический материал к программе

19 Литература для педагога Литература для учащихся

Статья написана по материалам сайтов: docplayer.ru, www.myshared.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector