+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Конституции и уставы субъектов рф

§ 6. Конституции и уставы субъектов Российской Федерации

Различна и последовательность глав. Так, обычно в качестве первого раздела, главы закрепляются нормы об основах конституционного строя (государственного и общественного строя; общие положения). Однако в некоторых уставах на первое место ставится глава о правах, свободах и обязанностях человека и гражданина (например, уставы Курской и Воронежской областей). Некоторые конституции и уставы имеют главы, не типичные для большинства такого рода актов. Так, в конституции Республики Саха (Якутия) есть главы Внешние связи республики», «Экономическая основа республики», в уставе Приморского края — «Избирательная система», в уставе Саратовской области — «Финансы области», «Социальная сфера», «Обеспечение порядка и безопасности» и проч.
Установлен и особый порядок принятия конституций и уставов субъектов, их пересмотра, изменения, внесения поправок.
1. Принятие конституции и устава отнесено к предметам ведения законодательного (представительного) органа субъекта, причем по решению, принятому не менее чем 2/3 от общего числа депутатов, т.е. квалифицированным большинством. Конституции многих республик приняты, как отмечается в их преамбулах, народом данной республики. В Конституции Республики Ингушетия прямо предусмотрено, что новая Конституция принимается на основе всенародного референдума.
В некоторых уставах записано, что они принимаются представительным органом, действующим от имени граждан России, проживающих на территории данного субъекта.
В ряде уставов закреплено, что принятию нового устава обязательно должно предшествовать вынесение его проекта на консультативный референдум (Приморский край) или что проект может быть вынесен на народное обсуждение либо на консультативный референдум (Волгоградская область).
2. Как в конституциях, так и в уставах определен круг субъектов, которые могут вносить предложения об их пересмотре, поправках, изменениях. В республиках это, как правило, Президент, депутаты (1/3, 1/5 или определенное число) законодательного (представительного) органа, в некоторых — Правительство, Конституционный суд, Арбитражный суд и иные органы, обладающие правом законодательной инициативы. В Республике Ингушетия с данной инициативой могут выступить и граждане, собравшие 10 тыс. подписей избирателей.
Предложения о пересмотре, изменении уставов могут вносить: часть депутатов законодательного (представительного) органа (1/3, 1/5, определенное число); глава исполнительной власти, губернатор; в некоторых субъектах — граждане (2% — в Приморском крае, 40 тыс. — в Воронежской области, 25 тыс. — в Саратовской области); постоянные комиссии законодательного (представительного) органа (Курская область); судебные органы и прокурор области (Волгоградская, Воронежская области); выборные органы районного и городского самоуправления (Вологодская, Воронежская, Калининградская области).
3. Как для конституций, так и для уставов субъектов Федерации характерны нормы о недопустимости изменений, пересмотра определенных глав или статей представительным (законодательным) органом.
В конституциях это относится, как правило, к главам об основах конституционного строя республики, правах и свободах граждан и порядке пересмотра и изменения конституции.
Предложения об изменении этих разделов или глав принимаются в усложненном порядке. Например, в Республике Башкортостан — при условии поддержки их подписями 50 тыс. избирателей, в Республике Бурятия — голосованием 3/4 депутатов Народного Хурала, с последующим созывом Конституционного Собрания. В Республике Тыва изменение гл. 1 («Государственное устройство Республики Тыва») производится Великим Хуралом на основе референдума. В Республике Северная Осетия — Алания Президент вправе распустить Парламент в случае пересмотра им основ конституционного строя, закрепленных гл. 1 Конституции, и представить закон о поправках к этой главе на рассмотрение вновь избранного Парламента. Положительное решение последнего о необходимости пересмотра гл. 1 не может служить основанием роспуска Парламента, а закон остается в силе.
В уставах некоторых субъектов тоже имеются нормы об особом порядке изменения тех или иных положений.
Так, в Уставе Смоленской области установлено, что изменение ст. 5, 12, 15, определяющих основы устройства области, означает пересмотр Устава в целом и влечет принятие нового Устава. В Уставе Московской области закреплены нормы о том, что положения разделов 2 и 9 (о правах и свободах человека и гражданина и об изменениях Устава) не могут быть пересмотрены областной Думой, а также о том, что положения разделов 1, 2, 3, 4 и 9 Устава не могут быть пересмотрены в течение двух лет после вступления в силу Устава, за исключением случаев, связанных с необходимостью приведения его в соответствие с Конституцией России и федеральными законами. В Саратовской области закон о внесении изменений и дополнений в Устав принимается Думой после одобрения поправок и предложений к Уставу не менее чем 2/3 выборных органов местного самоуправления.
Конституции и уставы должны соответствовать Конституции РФ. Обеспечение такого соответствия отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72).
Норма об обеспечении соответствия конституций и уставов Конституции РФ, о верховенстве Конституции России закреплена в различных формулировках и в конституциях ряда республик и во многих уставах.
Так, в Конституции Республики Тыва указано, что в случае противоречия Конституции Республики Конституции РФ действуют нормы последней по полномочиям, отнесенным к ведению Российской Федерации и к совместному ведению Федерации и Республики.
Уставы некоторых областей устанавливают, что при внесении изменений в Конституцию Российской Федерации, принятии новых федеральных законов по предметам ведения Российской Федерации и совместного ведения положения уставов применяются в части, не противоречащей Конституции РФ и федеральным законам, и указывается, что в течение определенного срока (три месяца, один месяц) необходимо внести поправки в уставы (Приморский край, Воронежская область, Самарская область).
Соответствие конституций и уставов федеральной Конституции и уровень этого соответствия обусловливаются объективными факторами. Соответствие устанавливается только в той мере, в какой это необходимо, чтобы создать условия для функционирования Российской Федерации как целостного единого государства, обеспечить единое экономическое пространство, единые основы статуса личности, прямое действие Конституции РФ и федеральных законов на всей ее территории, претворение в жизнь основ конституционного строя России.
Вне этих рамок за субъектами Федерации, как было показано выше, обеспечивается широкая самостоятельность в определении содержания своих конституционных и уставных норм.
Все это свидетельствует о том, что Конституция РФ исходит из стержневого направления осуществляемого в стране реформирования Федерации на новых началах — расширения прав и одновременно ответственности субъектов Федерации.
Важными гарантиями соответствия конституций и уставов субъектов Российской Федерации федеральной Конституции являются:
— верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории Российской Федерации (ч. 2 ст. 4);
— высшая юридическая сила, прямое действие и применение на всей территории России федеральной Конституции (ч. 1 ст. 15);
— формирование субъектами Федерации системы органов государственной власти в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом (ч. 1 ст. 77);
— взаимное согласие Российской Федерации и ее субъекта для изменения статуса последнего в соответствии с федеральным конституционным законом (ч. 5 ст. 66);
— возможность проверки соответствия конституций и уставов субъектов Федерации посредством конституционного судопроизводства, осуществляемого Конституционным Судом РФ. При этом положения конституций и уставов, признанные не соответствующими Конституции РФ, утрачивают силу (ч. 6 ст. 125). Конституционный Суд рассмотрел ряд дел о конституционности отдельных положений уставов некоторых республик и областей.
Однако на практике в обеспечении соответствия конституций и уставов субъектов Российской Федерации федеральной Конституции было много проблем. Некоторые положения названных актов противоречили Конституции России. Причиной этого явилось то, что конституционное законодательство в республиках и других субъектах опережало конституционное строительство в самой Федерации. Имели значение и длительный перерыв в работе Конституционного Суда РФ, и отсутствие механизма, обеспечивающего реализацию постановлений Конституционного Суда.
Играли свою роль и наблюдавшиеся в некоторых республиках и других субъектах тенденции чрезмерной суверенизации, а подчас и сепаратистские устремления.
В последнее время проделана значительная работа по приведению в соответствие с федеральной Конституцией всех противоречащих ее нормам положений, содержавшихся в конституциях и уставах субъектов, по обеспечению механизма реализации соответствующих постановлений Конституционного Суда РФ.

§ 4. Конституции и уставы субъектов Российской Федерации

В федеративных государствах действуют два вида конституций -федеративная конституция и конституции субъектов. Так, в США действует федеральная Конституция 1787 г. и 50 конституций штатов; в Швейцарской Конфедерации действует новая Конституция Конфедерации, принятая 18 апреля 1999 г., вступившая в силу с 1 января 2000 г., а также 23 конституции кантонов и 3 конституции полукантонов; в Союзе ССР кроме союзной Конституции 1977 г.

Федеративная природа России обуславливает действие на её территории Конституции Федерации и 21 конституции республик в составе Российской Федерации. Кроме того, особенность Российской Федерации в том, что входящие в её состав края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа, а их — 68, являясь субъектами Федерации, имеют свои уставы, действующие в качестве их основных законов. Совокупность действующих в Российской Федерации Конституции самой Федерации, конституций республик и уставов иных её субъектов, образуют конституционную систему, которая выступает формой выражения федеральной государственности и государственности субъектов Федерации.

Правовой основой российского государства и его конституционной системы является Конституция Российской Федерации 1993 г. — основной закон государства. Что касается природы конституционного и уставного правотворчества её субъектов, то их конституционная и уставная самостоятельность имеет свои пределы. В ч.2 ст.5 Конституции Российской Федерации установлено: «Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеют свой устав и законодательство». А в п. «а» ст.72 Конституции Российской Федерации обеспечение соответствия конституций республик и уставов иных субъектов Конституции Российской Федерации отнесено к совместному ведению Российской Федерации и её субъектов. Как эти положения, так и положения других статей Конституции Российской Федерации (ч.2 ст.4, ч.1 ст.15 и др.) подтверждают верховенство Конституции Российской Федерации на всей её территории.

Целью установления отмеченных положений является обеспечение механизмов функционирования Российской Федерации как единого государства, выражающего интересы исторически объединившихся в него народов, обеспеченье демократических принципов организации институтов власти и прав граждан на всей территории Федерации. Вне рамок этих целей за её субъектами обеспечивается широкая самостоятельность в определении содержания своих конституций и уставов. Это гарантирует за ними право отражать специфику своей государственности, исторические, национальные и иные особенности их развития.

Это интересно:  Рефинансирование кредитов с просроченной задолженностью

Итак, какие же особенности присущи конституциям, уставам субъектов Российской Федерации:

во-первых, статья 66 Конституции Российской Федерации устанавливает, что статус субъекта определяется Конституцией Российской Федерации, конституцией республики или уставом иных субъектов Российской Федерации. Конституции, уставы субъектов Федерации — это, следовательно, учредительные по своей юридической природе, определяющие государственно-правовой статус соответствующего субъекта, акты. Конституции и уставы, будучи учредительными по своему характеру, определяют государственно-правовую организацию соответствующего субъекта и образуют основу законодательства по вопросам их исключительного ведения. Всё это дало право законодательным (представительным) органам субъектов именовать свои конституции, уставы основными законами соответствующего субъекта, о чем свидетельствует следующее наименование: Устав (основной закон) Самарской области;

во-вторых, как основному закону субъекта, конституции, уставу присуще такое значимое свойство, как стабильность. Стабильность основных законов субъектов находит своё выражение в особом порядке принятия, а также в особом порядке внесения изменений и дополнений в основной закон.

Особенности порядка принятия находят своё проявление в том, что в ряде субъектов они принимаются на референдуме (Республика Ингушетия) или специально создаваемом для этой цели органом (в Республике Дагестан Конституция принималась Конституционным Собранием). Если же конституции, уставы принимаются законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта, то они считаются принятыми только квалифицированным большинством голосов депутатов соответствующего законодательного органа. В целом ряде субъектов используются смешанные формы (так, в Республике Мордовия новая Конституция принималась 2/3 от общего числа депутатов Государственного Собрания, а затем была вынесена на всенародное голосование).

Усложненным, по сравнению с обычными законами, является и порядок внесения изменений и дополнений в конституции, уставы субъектов, чем обеспечивается их повышенная стабильность. Так, в статье 160 Устава Самарской области сказано: «Устав Самарской области, Закон Самарской области о внесении изменений и (или) дополнений в Устав Самарской области во всех чтениях принимается не менее чем двумя третями голосов от общего числа депутатов Самарской Губернской Думы».

Несмотря на имеющиеся своеобразия в других субъектах Федерации, во всех случаях процедура принятия конституций республик и уставов других субъектов, внесения изменений и дополнений в них тщательно проработана, содержит механизм защиты от волюнтаристских изменений текста основного закона. Именно установленная процедура принятия и изменения основного закона гарантирует его стабильность;

в-третьих, учредительный характер основных законов субъектов Российской Федерации предопределяет и круг общественных отношений, которые регулируются нормами основных законов. Иначе говоря — предопределяет особенности конституционного, уставного регулирования. В тоже время и конституции, и уставы субъектов должны отвечать определенным требованиям, которые способствовали бы сохранению единства и целостности федеративного государства.

Требование первое состоит в том, чтобы конституции и уставы субъектов соответствовали Конституции Российской Федерации. Это означает, прежде всего, что основные законы субъектов должны придерживаться основополагающих принципов конституционного строя, сформулированных в первой главе Конституции Российской Федерации. И это логично, ибо не может быть разных принципов конституционного строя в го-

сударстве в целом и в его частях .

По аналогии с Конституцией Российской Федерации, основные законы субъектов Федерации провозглашают прямое действие и примат норм международного права над внутригосударственным правом. Соответствие основных законов субъектов Конституции РФ находит своё выражение в установлении единого гражданства субъектов Федерации и республик, как государств; обеспечении взаимодействия федеральных органов государственной власти с государственными органами субъектов и др.

59 В силу этого, основные законы большинства субъектов определяют их государственно-правовой статус в строгом соответствии с федеральной Конституцией: субъекты признают себя частью Российской Федерации; демократическим, правовым, светским государством или иным субъектом; в большинстве основных законов воспроизводятся основные права и свободы, провозглашенные в Федеральной Конституции; в ряде субъектов провозглашаются и гарантируются права и свободы этнических общностей, проживающих на территории соответствующего субъекта; гарантируется поддержка со стороны соответствующего субъекта в развитии национальных традиций, обычаев, языка малочисленных народов. Целью социальной политики признается достижение благосостояния каждого человека и всего общества, социальной справедливости и досьтойного уровня жизни.

Требование второе относится к пределам самостоятельности субъектов в конституционно-уставном правовом регулировании. Наряду с общими чертами, которые присущи конституциям и уставам субъектов в силу восприятия ими основ конституционного строя Российской Федерации, конституции и уставы многих субъектов отличаются от Конституции Российской Федерации, и друг от друга не только территориальными масштабами действия, т.е.

Особенности нормативно-правового регулирования конституций и уставов субъектов, их самостоятельность проявляется, главным образом, в следующих направлениях:

субъекты самостоятельны в выборе наименования субъекта; в наименовании законодательного (представительного) органа государственной власти; в наименовании высшего должностного лица, в определении порядка их избрания; их структуры (например, двухпалатные).

Однако самостоятельность субъектов в организации и деятельности своих органов государственной власти и органов местного самоуправления ограничена требованиями соответствующих федеральных законов: Федерального закона от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» с изменениями и дополнениями Федеральным законом от 29 июля 2000 г.; и Федерального закона от 26 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Основные законы субъектов проводят в жизнь принцип разделения властей; все субъекты самостоятельно решают вопрос о своей символике, устанавливая свои национальные гербы, флаги, гимны; самостоятельно принимают решения по вопросам административно-территориального деления.

В данном случае надо иметь в виду то, что в Договоре о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти суверенных республик в составе РФ от 31 марта 1992 г. республики, действительно, названы суверенными. Однако в ч.4 п.1 Раздела второго Конституции Российской Федерации сказано, что положения Федеративного договора, а названный Договор — часть Федеративного договора, действуют только в случае, если они не противоречат Конституции РФ. В статье 5 Конституции РФ республики названы только государствами, без признания их суверенными.

Что касается политических амбиций, то они в наибольшей степени проявляются в отказе от признания основ конституционного строя и принципов государственного устройства Российской Федерации в создании собственной модели устройства субъекта. Так, Республики Башкортостан и Бурятия в своих конституциях определили себя суверенными государст-вами60; действующие конституции Башкортостана и Татарстана закрепляют, по сути, конфедеративный характер связей с Российской Федерацией.

В-четвертых, конституции и уставы субъектов Российской Федерации в отличие от иных нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектов, не могут считаться простой разновидностью правовых актов, принимаемых этими органами. Конституции, уставы субъектов имеют высшую юридическую силу в системе правовых актов соответствующих субъектов Российской Федерации.

Высшая юридическая сила основных законов субъектов в формальном смысле проявляется в том, что, во-первых, их нормы всегда имеют приоритет над положениями иных нормативных правовых актов, а тем более актов органов исполнительной власти; во-вторых, законы или подзаконные акты государственных органов субъектов Федерации должны приниматься предусмотренными в основных законах органами и по установленной процедуре; в-третьих, высшая юридическая сила основных законов субъектов в материальном смысле состоит в том, что нижестоящие по уровню правовые нормы должны соответствовать по существу (во всяком случае — не противоречить) нормам основных законов. В противном случае, любой акт, любого государственного органа или органа местного самоуправления, действующего на территории субъекта, либо по существу, либо по форме должен быть признан недействительным.

Верховенство основного закона в целом ряде случаев обеспечивается его собственными нормами. Так, в Уставе Иркутской области установлено: «Никакой закон, противоречащий в чем-либо настоящему Уставу или какому-либо его предписанию, не может быть принят Законодательным (представительным) органом Иркутской области». А вот другое предписание: «Любой закон, противоречащий в чем-либо настоящей Конституции или какому-либо её предписанию, будет недействителен, но лишь в той мере, какой он им противоречит» (Конституция Республики Удмуртия).

В-пятых, для основных законов субъектов Российской Федерации характерен особый порядок их судебной проверки. Согласно п.»б» ч.2 статьи 125 Конституции Российской Федерации Конституционный Суд РФ разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации конституций республик, уставов, а также и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Особенности конституций, уставов субъектов Российской Федерации как учредительных по своей природе нормативных правовых актов, их отличие от других нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации предопределяют и различие в порядке их судебной проверки по содержанию на соответствие Конституции Российской Федерации и федеральным законам, которые, основываясь на конституционных нормах, непосредственно затрагивают статус субъектов Российской Федерации.

Так, процедура проверки соответствия конституций, уставов субъектов Российской Федерации, установленная Федеральным конституционным законом «О конституционном Суде Российской Федерации» также свидетельствует об их особой правовой природе. Такие дела разрешаются Конституционным Судом исключительно в пленарных заседаниях (п.1 ч.2 ст.21 Федерального конституционного закона), в то время, как дела о соответствии Конституции Российской Федерации федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации, Государственной Думы Правительства Российской Федерации рассматриваются им в заседаниях палат (п. «а» и «б» ч.2 ст.22 Федерального конституционного закона).

Что касается Верховного Суда Российской Федерации, а также иных судов общей компетенции, то, в соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 18 июля 2003 года по делу о проверки конституционности положений статей 115 и 231 ГПК РСФСР, статей 26, 251 и 253 ГПК Российской Федерации, статей 1, 21 и 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в связи с запросами Государственного Собрания — Курултая Республики Башкортостан, Государственного Совета Республики Татарстан и Верховного Суда Республики Татарстан, при проверке конституций, уставов субъектов Российской Федерации на выявление их соответствия Федеральным законам требуется, прежде всего, установление их соответствия Конституции Российской Федерации, разрешение такого рода вопросов влечет за собой необходимость применения процедур конституционного судопроизводства. А это означает недопущение судами общей юрисдикции (судами, осуществляющими гражданское и административное судопроизводство) разрешение дел об оспаривании конституций, уставов субъектов Российской Федерации.

За Генеральным Прокурором Российской Федерации, в соответствии с названным Постановлением Конституционного Суда РФ от 18 июля 2003 года, сохраняется возможность обращения в Конституционный Суд о проверке соответствия Конституции Российской Федерации конституций и уставов субъектов Российской Федерации.

Это интересно:  Декларация страны происхождения товара 223 фз

Субъекты Российской Федерации, в соответствии со ст.27 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», могут предусматривать специальный порядок проверки принимаемых ими нормативных правовых актов на предмет их соответствия своим основным законам.

Конституция в федеративном государстве. Соотношение федеральной Конституции и конституций ( уставов) субъектов федерации. Особенности конституций (уставов) субъектов РФ

Федеративному государству свойственна конституционная система, состоящая из федеральной конституции и конституций субъектов федерации. Каждая федерация является объединением государственных образований, которые обладают определенными признаками государства, и прежде всего — правом принимать свои конституции. Принятие конституций субъектами федерации не является свидетельством их полного суверенитета — сам по себе факт вхождения в федеративный союз означает отказ от основных суверенных прав (в области обороны, финансов, внешних сношений). Поэтому конституционная теория и практика в федеративных государствах не рассматривает субъекты федерации как суверенные государства и не признает право их выхода из федерации, а конституции этого и не закрепляют. Исключение составляла советская федерация, в которой союзные республики рассматривались как суверенные государства с правом выхода, что в практической жизни значения не имело, но юридически способствовало распаду СССР.

соотношении федеральной конституции и конституций субъектов федерации . вопрос о соотношении, решается на основе верховенства федеральной конституции и обязанности конституций субъектов федерации соответствовать ей. Но при этом есть ряд конкретных вопросов, требующих ответа. Это, прежде всего, вопрос о разграничении компетенции федеральных органов гос. власти и соответствующих органов субъектов федерации. Он решается путем установления исключительной компетенции как федерации, так и ее субъектов, а также — их совместной компетенции. Это означает, что конституционная система федеративного государства утверждает полный суверенитет союза и ограниченный (остаточный) суверенитет субъектов. При этом конституции субъектов федерации устанавливают свою систему органов государственной власти, судебную систему, систему органов местного самоуправления.

Конституции субъектов РФ призваны выразить особенности национальной государственности, но они все же не содержат чего-либо принципиально национального (кроме, названий законодательных органов, закрепления того или иного языка в качестве государственного, государственной символики). Многие из этих конституций принимались под сильным давлением националистических сил, главным образом стремившихся воплотить в них национальный суверенитет. При этом ряд конституций оказался в противоречии с федеральной, вследствие чего процесс создания конституционной системы Российской Федерации пока нельзя считать завершенным.

Конституции республик, как и уставы других субъектов РФ, закрепляют права и свободы граждан в том же объеме, что и Конституция РФ, так что смысл такого закрепления, имея в виду действие федеральной Конституции на всей территории РФ, не особенно велик. Он заключается в установлении дополнительных гарантий конституционных прав или в их расширении, но это встречается крайне редко — гораздо чаще устанавливаются непредусмотренные федеральным законодательством и международными обязательствами России ограничения избирательных прав граждан, свободы передвижения и выбора места жительства, искусственное сужение перечня объектов, которые могут находиться в собственности физических лиц.

Во многих конституциях и уставах не обеспечивается равноправие граждан независимо от национальности, места жительства и других обстоятельств. В них, в частности, права и свободы человека и гражданина увязываются с гражданством или особым статусом жителя, устанавливаются ограничения на передвижение и выбор места жительства, устанавливается предельный возрастной ценз для глав администраций (55 или 60 лет), ценз оседлости для избирательного права (свыше года), иммиграционные квоты и т.д., хотя регулирование прав и свобод, в том числе гражданства, относится к исключительному ведению РФ

В подавляющем большинстве конституций и уставов закрепляется признание верховенства Конституции РФ. Однако часто положения о верховенстве и приоритете конституций, уставов, законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ на его территории формулируются без учета положений Конституции РФ о верховенстве и действии Конституции РФ и федеральных законов на всей территории Российской Федерации без каких-либо ограничений.

36) Реализация Конституции. Прямое и опосредованное действие конституционных норм. Реальность Конституции. Толкование конституции: понятие, причины и виды.

Реализация Конституции — целеустремленная деятельность компетентных органов — государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц, граждан и их общественных объединений — по осуществлению основ государственного и общественного строя, прав и свобод личности. Реализация конституционных норм предполагает проведение их в жизнь на любом уровне в определенных формах:

1) Организация исполнения конституционных норм;

2) Непосредственное осуществление норм Конституции путем их использования и соблюдения;

3) Применение мер воспитания, поощрения, а в необходимых случаях и принуждения к исполнению конституционных норм.

1. Принцип прямого действия означает, что конституционно-правовые нормы действуют на территории РФ не опосредованно, а напрямую, непосредственно, т. е. соблюдение конституционных норм не должно ставиться в зависимость от каких-либо обстоятельств.

2. Конституционные нормы, конкретизируясь в нормах соответствующих отраслей права, действуют опосредованно. Конституция закрепляет преимущественно главные, принципиальные положения, которые, действуя непосредственно, в то же время раскрываются и конкретизируются в других законодательных актах. Ряд статей Конституции РФ содержит указания на необходимость принятия ФКЗ и ФЗ, определяющих порядок реализации конституционных норм.

Реальность Конституции означает соответствие конституционных предписаний (юридической конституции) складывающимся в действительности общественным отношениям (конституции фактической). Другими словами, конституция должна отражать достигнутую ступень развития общественных отношений в политической, экономической, социальной сферах, в противном случае она будет фиктивной.

Конституция РФ ввела институт толкования Конституции специально уполномоченным на то государственным органом — Конституционным Судом Российской Федерации. Речь идет об официальном толковании, имеющим особую юридическую силу и являющимся обязательным для всех правоприменяющих субъектов. Причины необходимости института толкования заключаются в том, что конституция не всегда может учесть неординарность возникающих в жизни ситуаций, требующих решения на основе конституционных норм. Виды:

1. Нормативное толкование имеет место в тех случаях, когда есть прямой запрос о толковании соответствующих норм Конституции в Конституционный Суд.

2. Казуальное толкование имеет место, если Конституционный Суд выносит решения по спорам о компетенции, по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов о конституционности законов, примененных или подлежащих применению в конкретном деле.

§ 6. Конституции и уставы субъектов Российской Федерации

В ст. 5 Конституции РФ установлено, что республика «имеет свою конституцию и законодательство», а другие субъекты «имеют свой устав и законодательство».

Наличие у республики конституции напрямую вытекает из ее статуса как государства, обязательным атрибутом которого является наличие высшего на своем уровне основного закона — конституции.

Другие субъекты Федерации, являющиеся не государствами, а государственно-территориальными или национально-территориальными образованиями, принимают свои уставы.

Конституция и устав по своему назначению и сущности равнозначны. Уставы некоторых областей и других субъектов, как и ряд конституций республик, именуются (в скобках) основными законами.

Особое место конституций и уставов в системе законодательства субъектов прямо вытекает из положений ст. 5 федеральной Конституции, где конституция и устав не охвачены общим понятием «законодательство».

В ст. 66 Конституции РФ закрепляется, что статус республики определяется федеральной Конституцией и конституцией республики, а статус других субъектов Федерации — федеральной Конституцией и уставом соответствующего субъекта. Эти положения свидетельствуют об учредительном характере конституций и уставов субъектов и вместе с тем о его неразрывной связи с учредительной природой федеральной Конституции.

Именно совокупным действием учредительной власти Федерации и ее субъектов в полной мере определяется статус субъекта, основы его устройства, организация системы власти, полномочия субъекта.

Принятие Конституции и устава отнесено к исключительным предметам ведения самого субъекта, но с условием соответствия их положений Конституции РФ, основам ее конституционного строя, Федеральному закону «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и другим федеральным законам. Поэтому вполне правомерно, что в конституциях и уставах субъектов воспроизводятся основные принципы основ конституционного строя, правового статуса личности, федеративного устройства, закрепленные в федеральной Конституции.

Естественно, включение в конституцию и устав этих общефедеральных начал устройства государства и общества каждым конкретным субъектом не означает, что он их самостоятельно учреждает. В силу прямого действия Конституции РФ на всей территории страны ее принципы и начала реализуются непосредственно в каждом субъекте. Однако их отражение в конституциях и уставах субъектов имеет важное значение для целостной правовой характеристики статуса субъекта, основных начал его устройства, положения человека и гражданина. Таким путем обеспечивается правовая форма распространения основных начал федеральной Конституции на уровень субъектов, что необходимо для сохранения единства правовой системы государства.

Отражение принципов федеральной Конституции в учредительных актах субъектов выступает непосредственной юридической основой обязанности всех органов государственной власти каждого конкретного субъекта их соблюдать, включать в их охрану не только федеральные механизмы защиты, но и те, которые есть на уровне субъектов Федерации. Имеет значение и то обстоятельство, что через конституции и уставы субъектов положения федеральной Конституции, реализуемые на региональном уровне, становятся более близкими и понятными населению субъекта.

В одних конституциях и уставах такое воспроизведение положений федеральной Конституции дается более полно, в других менее полно. Это разнообразие не является неправомерным. Указанное воспроизведение не должно быть зеркальным, как было в прошлом конституционном законодательстве советского периода, когда конституции республик практически полностью воспроизводили текст Конституции СССР. Однако если то или иное принципиальное положение федеральной Конституции не отражено в конституции или уставе субъекта, это не означает, что в данном субъекте оно не применяется. В силу верховенства и прямого действия Конституции РФ оно обязательно для субъекта.

Так, например, в Уставе Костромской области права и свободы человека и гражданина не перечисляются, а отмечается, что на территории области человек и гражданин обладают правами и свободами, несут равные обязанности, определенные Конституцией РФ, федеральными и областными законами, а также нормами международного права. В других конституциях и уставах права и свободы, закрепленные в федеральной Конституции, перечисляются подробно. Однако такая различная форма закрепления ни в какой мере не отражается на реальном статусе личности.

Более высокий уровень учредительной власти субъектов при принятии своих конституций и уставов характерен для закрепления тех правоположений, которые отнесены к их исключительному ведению и по которым они вправе осуществлять собственное правовое регулирование (т.е. в рамках ст. 73 Конституции РФ). В этих пределах субъект самостоятельно разрабатывает свою конституцию (устав): ее структуру, содержание, систему органов, их наименования, полномочия, конкретное выражение принципа разделения властей, избирательную систему, административно-территориальное устройство, организацию местного самоуправления и решает другие вопросы, входящие в сферу его исключительной компетенции, определяет характер и полноту правового отражения начал, лежащих в основе федеральной Конституции.

Это интересно:  183 н приказ минздрава

По отношению ко всем другим нормативным правовым актам субъекта Федерации конституция, как и устав, обладает высшей юридической силой.

Все иные нормативные акты субъекта Федерации не могут противоречить конституции или уставу.

В некоторых республиках и областях имеются соответственно конституционные и уставные суды. Они разрешают дела о соответствии всех нормативных правовых актов субъектов Федерации их конституциям и уставам.

По своей структуре конституции и уставы имеют как общие черты, так и различия. Во всех указанных актах имеются, как правило, небольшие преамбулы, не одинаковые по своему содержанию. Большинство конституций и уставов делятся на разделы, разделы — на главы, главы на статьи. Некоторые акты содержат по два раздела, подобно тому, как это сделано в федеральной Конституции. (Например, республики Северная Осетия — Алания, Ингушетия.) Однако в некоторых конституциях и уставах насчитывается большее количество разделов. Так, в конституции республики Карелия 7 разделов, Башкортостан — 6, Татарстан — 8, Саха (Якутия) — 9, в Уставах Воронежской и Калининградской областей — по 8. Подавляющее большинство уставов и некоторые конституции делятся только на главы, а Степное Уложение республики Калмыкия — только на статьи.

В Республике Калмыкия такого рода акт называется Степное Уложение (основной закон).

Различна и последовательность глав. Так, обычно в качестве первого раздела, главы закрепляются нормы об основах конституционного строя (государственного и общественного строя; общие положения). Однако в некоторых уставах на первое место ставится глава о правах, свободах и обязанностях человека и гражданина (например, уставы Курской и Воронежской областей). Некоторые конституции и уставы имеют главы, не типичные для большинства такого рода актов. Так, в конституции Республики Саха (Якутия) есть главы «Внешние связи республики», «Экономическая основа республики», в уставе Приморского края — «Избирательная система», в уставе Саратовской области — «Финансы области», «Социальная сфера», «Обеспечение порядка и безопасности» и проч.

Установлен и особый порядок принятия конституций и уставов субъектов, их пересмотра, изменения, внесения поправок.

1. Принятие конституции и устава отнесено к предметам ведения законодательного (представительного) органа субъекта, причем по решению, принятому не менее чем 2/3 от общего числа депутатов, т.е. квалифицированным большинством. Конституции многих республик приняты, как отмечается в их преамбулах, народом данной республики. В Конституции Республики Ингушетия прямо предусмотрено, что новая Конституция принимается на основе всенародного референдума.

В некоторых уставах записано, что они принимаются представительным органом, действующим от имени граждан России, проживающих на территории данного субъекта.

В ряде уставов закреплено, что принятию нового устава обязательно должно предшествовать вынесение его проекта на консультативный референдум (Приморский край) или что проект может быть вынесен на народное обсуждение либо на консультативный референдум (Волгоградская область).

2. Как в конституциях, так и в уставах определен круг субъектов, которые могут вносить предложения об их пересмотре, поправках, изменениях. В республиках это, как правило, Президент, депутаты (1/3, 1/5 или определенное число) законодательного (представительного) органа, в некоторых — Правительство, Конституционный суд, Арбитражный суд и иные органы, обладающие правом законодательной инициативы. В Республике Ингушетия с данной инициативой могут выступить и граждане, собравшие 10 тыс. подписей избирателей.

Предложения о пересмотре, изменении уставов могут вносить: часть депутатов законодательного (представительного) органа (1/3, 1/5, определенное число); глава исполнительной власти, губернатор; в некоторых субъектах — граждане (2% — в Приморском крае, 40 тыс. — в Воронежской области, 25 тыс. — в Саратовской области); постоянные комиссии законодательного (представительного) органа (Курская область); судебные органы и прокурор области (Волгоградская, Воронежская области); выборные органы районного и городского самоуправления (Вологодская, Воронежская, Калининградская области).

3. Как для конституций, так и для уставов субъектов Федерации характерны нормы о недопустимости изменений, пересмотра определенных глав или статей представительным (законодательным) органом.

В конституциях это относится, как правило, к главам об основах конституционного строя республики, правах и свободах граждан и порядке пересмотра и изменения конституции.

Предложения об изменении этих разделов или глав принимаются в усложненном порядке. Например, в Республике Башкортостан — при условии поддержки их подписями 50 тыс. избирателей, в Республике Бурятия — голосованием 3/4 депутатов Народного Хурала, с последующим созывом Конституционного Собрания. В Республике Тыва изменение гл. 1 («Государственное устройство Республики Тыва») производится Великим Хуралом на основе референдума. В республике Северная Осетия — Алания Президент вправе распустить Парламент в случае пересмотра им основ конституционного строя, закрепленных гл. 1 Конституции, и представить закон о поправках к этой главе на рассмотрение вновь избранного Парламента. Положительное решение последнего о необходимости пересмотра гл. 1 не может служить основанием роспуска Парламента, а закон остается в силе.

В уставах некоторых субъектов тоже имеются нормы об особом порядке изменения тех или иных положений.

Так, в Уставе Смоленской области установлено, что изменение ст. 5, 12, 15, определяющих основы устройства области, означает пересмотр Устава в целом и влечет принятие нового Устава. В Уставе Московской области закреплены нормы о том, что положения разделов 2 и 9 (о правах и свободах человека и гражданина и об изменениях Устава) не могут быть пересмотрены областной Думой, а также о том, что положения разделов 1, 2, 3, 4 и 9 Устава не могут быть пересмотрены в течение двух лет после вступления в силу Устава, за исключением случаев, связанных с необходимостью приведения его в соответствие с Конституцией России и федеральными законами. В Саратовской области закон о внесении изменений и дополнений в Устав принимается Думой после одобрения поправок и предложений к Уставу не менее чем 2/3 выборных органов местного самоуправления.

Конституции и уставы должны соответствовать Конституции РФ. Обеспечение такого соответствия отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72).

Норма об обеспечении соответствия конституций и уставов Конституции РФ, о верховенстве Конституции России закреплена в различных формулировках и в конституциях ряда республик и во многих уставах.

Так, в Конституции Республики Тыва указано, что в случае противоречия Конституции республики Конституции РФ действуют нормы последней по полномочиям, отнесенным к ведению Российской Федерации и к совместному ведению Федерации и Республики.

Уставы некоторых областей устанавливают, что при внесении изменений в Конституцию Российской Федерации, принятии новых федеральных законов по предметам ведения Российской Федерации и совместного ведения положения уставов применяются в части, не противоречащей Конституции РФ и федеральным законам, и указывается, что в течение определенного срока (три месяца, один месяц) необходимо внести поправки в уставы (Приморский край, Воронежская область, Самарская область).

Соответствие конституций и уставов федеральной Конституции и уровень этого соответствия обусловливаются объективными факторами. Соответствие устанавливается только в той мере, в какой это необходимо, чтобы создать условия для функционирования Российской Федерации как целостного единого государства, обеспечить единое экономическое пространство, единые основы статуса личности, прямое действие Конституции РФ и федеральных законов на всей ее территории, претворение в жизнь основ конституционного строя России.

Вне этих рамок за субъектами Федерации, как было показано выше, обеспечивается широкая самостоятельность в определении содержания своих конституционных и уставных норм.

Все это свидетельствует о том, что Конституция РФ исходит из стержневого направления осуществляемого в стране реформирования Федерации на новых началах — расширения прав и одновременно ответственности субъектов Федерации.

Важными гарантиями соответствия конституций и уставов субъектов Российской Федерации федеральной Конституции являются:

— верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории Российской Федерации (ч. 2 ст. 4);

— высшая юридическая сила, прямое действие и применение на всей территории России федеральной Конституции (ч. 1 ст. 15);

— формирование субъектами Федерации системы органов государственной власти в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом (ч. 1 ст. 77);

— взаимное согласие Российской Федерации и ее субъекта для изменения статуса последнего в соответствии с федеральным конституционным законом (ч. 5 ст. 66);

— возможность проверки соответствия конституций и уставов субъектов Федерации посредством конституционного судопроизводства, осуществляемого Конституционным Судом РФ. При этом положения конституций и уставов, признанные не соответствующими Конституции РФ, утрачивают силу (ч. 6 ст. 125). Конституционный Суд рассмотрел ряд дел о конституционности отдельных положений уставов некоторых республик и областей.

Однако на практике в обеспечении соответствия конституций и уставов субъектов Российской Федерации федеральной Конституции было много проблем. Некоторые положения названных актов противоречили Конституции России. Причиной этого явилось то, что конституционное законодательство в республиках и других субъектах опережало конституционное строительство в самой Федерации. Имели значение и длительный перерыв в работе Конституционного Суда РФ, и отсутствие механизма, обеспечивающего реализацию постановлений Конституционного Суда.

Играли свою роль и наблюдавшиеся в некоторых республиках и других субъектах тенденции чрезмерной суверенизации, а подчас и сепаратистские устремления.

В последнее время проделана значительная работа по приведению в соответствие с федеральной Конституцией всех противоречащих ее нормам положений, содержавшихся в конституциях и уставах субъектов, по обеспечению механизма реализации соответствующих постановлений Конституционного Суда РФ.

Статья написана по материалам сайтов: lawbook.online, megaobuchalka.ru, studfiles.net.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector