Местное самоуправление представляет собой

Местное самоуправление, предполагающее известную децентрализацию власти, самостоятельность органов местного самоуправления, стало формироваться в Российской Федерации с начала 90-х гг. с принятием союзного (1990 г.), а затем российского (1991 г.) законов о местном самоуправлении. Вместе с тем следует иметь в виду, что идеи местного самоуправления получили свое развитие еще в дореволюционной России.

Так, земская (1864 г.) и городская ( 1870 г.) реформы Александра II преследовали цель осуществить децентрализацию управления и обеспечить развитие начал местного самоуправления в России.

После 1917 г. в России в основу организации власти на местах был положен принцип единства системы Советов как органов государственной власти снизу доверху, с жесткой соподчиненностью нижестоящих органов вышестоящим. Местное самоуправление (муниципа-лизм) отвергалось как буржуазный принцип организации местной власти, неприемлемый для Советского государства, централизованного по своей природе. Лишь в конце 80-х гг. поднимается вопрос о необходимости реформирования местной Советской власти на основе принципов местного самоуправления.

9 апреля 1990 г. был принят Закон СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР», который определил основные направления развития местных органов власти, принципы их формирования и деятельности как органов самоуправления, самоорганизации граждан.

6 июля 1991 г. в РСФСР был принят Закон «О местном самоуправлении в РСФСР», на основе которого начался процесс реформирования местных органов власти, формирования системы местного самоуправления в Российской Федерации.

Таким образом, были сделаны первые шаги на пути утверждения принципиально иных начал организации управления на местном уровне, нежели те, что были свойственны советской организации власти.

Конституция РФ 1993 г., признавая и гарантируя местное самоуправление, выступает в качестве важнейшей правовой основы дальнейшего процесса становления и развития новой системы местного самоуправления.

Согласно ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях (сельского округа, района), которые именуются муниципальными образованиями.

Местное самоуправление представляет собой особый специфический уровень власти в государстве.

В соответствии со ст. 3 Конституции РФ народ осуществляет свою власть через государственные органы (государственная власть), а также через органы местного самоуправления (власть местного самоуправления – муниципальная власть). Кроме того, народ осуществляет свою власть (как государственную, так и муниципальную) непосредственно: через референдумы, выборы и другие формы прямого волеизъявления.

Таким образом, местное самоуправление (муниципальная власть) и государственная власть – формы единой публичной власти (власти народа) в государстве.

Определение местного самоуправления, характеризующее его как форму народовластия, содержится в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г. с дополнениями*.

* СЗ РФ. 1995. № 35. Ст. 3506; 1997. № 12. Ст. 1378.

Согласно закону местное самоуправление в Российской Федерации – признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

Это определение позволяет выделить основные черты, характеризующие местное самоуправление, его место в системе народовластия.

1. Прежде всего, надо отметить, что местное самоуправление имеет особый субъект, которым является население, граждане. Местное самоуправление осуществляется на территории муниципальных образований – городского, сельского поселения, нескольких поселений, объединенных общей территорией, части поселения, иной населенной территории, предусмотренной законом, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеется муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления. Субъектом местного самоуправления является население муниципального образования.

Население муниципального образования осуществляет местное самоуправление непосредственно (референдум, выборы, сходы и др.) и через органы местного самоуправления.

2. Местное самоуправление занимает особое место в демократическом механизме управления обществом и государством. Местное самоуправление, его органы не являются составной частью государственного механизма управления. Согласно ст. 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Вместе с тем местное самоуправление и государственная власть в Российской Федерации тесно взаимосвязаны – у них единый источник: власть народа. Значительная часть деятельности местного самоуправления представляет собой решение вопросов, на которое государство влияет многими способами (правовыми, финансовыми и др.). Кроме того, органы местного самоуправления в соответствии с ч. 2 ст. 132 Конституции РФ могут наделяться отдельными государственными полномочиями, участвовать в осуществлении государственных функций. Государственные органы вправе в этом случае осуществлять контроль над их реализацией. Однако закон запрещает осуществление местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами, а также образование органов местного самоуправления, назначение должностных лиц местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами.

Местное самоуправление – это, конечно, не «государство в государстве». Но вместе с тем местное самоуправление не может быть отнесено исключительно к институтам гражданского общества, ибо местное самоуправление – это не просто форма самоорганизации населения для решения местных вопросов. Это и форма осуществления публичной власти, власти народа. Муниципальная власть и власть государственная – это формы публичной власти, власти народа.

3. Местное самоуправление имеет особый объект управления: вопросы местного значения. Перечень этих вопросов дан в законе. К ним относятся вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования (содержание и развитие муниципальных учреждений образования, здравоохранения; содержание и использование муниципального жилищного фонда; создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания и др.). Муниципальные образования вправе принимать к своему рассмотрению иные вопросы, отнесенные к вопросам местного значения законами субъектов РФ, а также вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти.

Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм, а также органами местного самоуправления и гражданами.

4. Одно из ключевых понятий, характеризующих сущность местного самоуправления как форму организации и осуществления власти, – самостоятельность.

Самостоятельность местного самоуправления гарантируется государством (ст. 12 Конституции РФ). Государство признает местное самоуправление в качестве самостоятельной формы осуществления народом принадлежащей ему власти. Это находит свое отражение, в частности, в организационной обособленности местного самоуправления, его органов в системе управления обществом, государством.

Важным проявлением самостоятельности местного самоуправления и вместе с тем его гарантией является признаваемое государством право на финансово-экономические ресурсы, необходимые для осуществления функций местного самоуправления. Самостоятельное решение населением вопросов местного значения предполагает наличие системы эффективно функционирующих демократических институтов, позволяющих выражать интересы и волю местного населения, а также свободы инициатив и выбора решений органами местного самоуправления на основании своих полномочий, но в рамках действующих законов.

5. Важнейшим признаком местного самоуправления, отражающим его специфику как формы осуществления власти, является собственная ответственность муниципальных образований.

Муниципальная деятельность должна осуществляться исходя из интересов населения. Обеспечивается это различными формами контроля со стороны населения за органами и должностными лицами местного самоуправления и их ответственностью перед населением. Формы контроля, а также порядок и условия ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед населением определяются уставами муниципальных образований. Ответственность перед населением наступает в результате утраты доверия населения.

Это интересно:  Глава 19 ук рф общая характеристика

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством (ст. 49).

МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

В гражданском обществе осуществляется публичная власть на местах — местное самоуправление. Оно представляет собой самостоятельную (и под свою ответственность) деятельность на­селения по решению им непосредственно или через избранные органы вопросов данной территории (местного значения), ис­ходя из своих интересов, исторических и иных местных тра­диций.

Рассмотрим приведенные выше признаки этого вида пуб­личной власти.

Самостоятельность и ответственность населения за при­нятие решений местного характера означает, что местное са­моуправление не входит в систему органов государственной вла­сти. Оно является особым управленческим звеном, которое осу­ществляется самим местным населением, гражданами. Им при­надлежит инициатива и самостоятельность в решении вопросов местного значения, они возлагают на себя ответственность за управление местными делами. Тем самым в специфических фор­мах реализуется власть народа.

Следует отметить, что иногда местному самоуправлению могут быть делегированы (переданы) отдельные государственные полномочия, например по участию в реализации государствен­ных социально-культурных программ. В этих случаях государ­ство выделяет обычно дополнительные финансовые средства и вправе осуществлять контроль за соответствующей деятельнос­тью местного самоуправления.

Местное самоуправление осуществляется, как подчеркива­ется в определении, либо непосредственно, либо через выбор­ные органы.

К формам прямого (непосредственного) волеизъявления на­рода относятся местные референдумы (голосование граждан по вопросам местного значения), выборы, собрания (сходы), на­родная правотворческая инициатива. Последняя предполагает возможность населения вносить в органы местного самоуправ­ления проекты правовых актов.

Обычно органы местного самоуправления формируются пу­тем всеобщих, равных и прямых выборов при тайном голосова­нии и подразделяются, как правило, на представительные и ис­полнительные.

Самоуправление граждан осуществляется на определенных территориях, где проживают коллективы людей (сообщества): в городах, поселках, селах, деревнях и пр. При этом учитывают­ся особые условия, местная специфика и своеобразие жизнен­ного уклада. Например, организация самоуправляющихся ста­ниц Краснодарского края РФ учитывает традиции казачьего самоуправления, сельское самоуправление не во всем похоже на городское, самоуправление в большом и малом городе неодина­ково. Самоуправляющиеся территориальные единицы в Россий­ской Федерации обычно называют муниципальными образовани­ями (от лат. municipium — самоуправляющаяся община). Они могут объединять несколько поселений, часть населения, состав­лять иные населенные территории, где осуществляется местное самоуправление.

Экономическую основу муниципального образования состав­ляет муниципальная собственность. К ней относятся: муници­пальные земли и иные природные ресурсы, муниципальные пред­приятия, средства транспорта, связи, жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здраво­охранения, культуры и спорта, муниципальные банки и иные финансово-кредитные органы, другое движимое и недвижимое имущество.

Помимо самоуправления, на всей территории муниципаль­ного образования существует территориальное общественное са­моуправление граждан по месту жительства на части муници­пального образования (микрорайонов, кварталов, улиц и др.). Здесь функционируют разнообразные советы микрорайонов, уличные, домовые комитеты и др. Они в отличие от муници­пального образования не имеют, как правило, местного бюдже­та, хотя и могут обладать определенным имуществом.

Вопросы местного значения муниципальных образований связаны с владением, пользованием и распоряжением муници­пальной собственностью, местным планированием социально-эко­номического развития территорий, охраной общественного по­рядка, окружающей среды. Решая вопросы местного значения, местное самоуправление как публичная власть территориальных сообществ оказывает существенное влияние на жизнедеятель­ность и развитие гражданского общества. Никакой государст­венный орган не вправе вмешиваться в решения местного ха­рактера, если они приняты в рамках закона. Законодательством многих стран мира, в том числе и России, предусмотрена воз­можность защиты прав местного самоуправления в суде.

Таким образом, местное самоуправление придает граждан­скому обществу организованное самоуправляющееся начало, спо­собствует более полной самореализации граждан, оказывает по­ложительное влияние на развитие правового государства.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Тема 2.5. Местное самоуправление в Российской Федерации

Характеристика природы местного самоуправления предопре­делена основными особенностями самоуправления вообще. Пос­леднее представляет собой такую форму социального регулирова­ния, при которой субъект управляет своими собственными делами, действует на основе принципов самоорганизации, самофинансирования, самоконтроля.

Местное самоуправление — одна из форм самоуправления как социального явления. Оно представляет собой систему организа­ции деятельности граждан для самостоятельного (под свою ответ­ственность) решения вопросов местного значения, исходя из ин­тересов населения, его исторических, национально-этнических и иных особенностей, на основе Конституции и законов Российской Федерации, законодательных актов ее субъектов.

Из определения местного самоуправления может быть выведен ряд признаков этого социального явления.

Во-первых, местное самоуправление — это система организа­ции граждан, представляющих совокупность разнообразных поли­тических и общественных институтов. Эта совокупность функционирует как единый целостный механизм.

Во-вторых, местное самоуправление предполагает единство самостоятельности и ответственности. Самостоятельно решая вопросы экономического, социального, культурного развития соответствующих коллективов граждан, структуры местного самоуп­равления одновременно несут ответственность за положение дел в этих сферах на определенной территории.

В-третьих, местное самоуправление имеет свой объект. Он предполагает самостоятельное решение вопросов местного значения, т.е. круга проблем, непосредственно затрагивающих интересы тер­риториальных коллективов, поселений граждан.

В-четвертых, для местного самоуправления при осуществлении управленческих функций характерно доминирование интересов населения, в данном случае предполагается их примат перед общегосударственными интересами.

В-пятых, местное самоуправление организуется и функциони­рует как система, учитывающая исторические, национально-этни­ческие и иные особенности населения. Эти особенности оказывают значительное влияние на формирование перечня институтов само­управления, характер взаимодействия между собой, определяют управленческую активность граждан, правила и процедуры принятия управленческих решений.

Из определения местного самоуправления может быть выделен ряд признаков этого социального явления.

В-шестых, местное самоуправление функционирует на нормативно-правовой базе. В определении его параметров взаимодействуют федеральное законодательство и законодательство субъектов Российской Федерации, правовые акты федеральных органов власти дополняются и конкретизируются локальными нормами, создаваемыми самими субъектами (уставы, положения о местном самоуправлении). Особо должна быть выделена роль Конституции РФ, конституций республик в ее составе, уставов иных субъектов pc решающих ключевые вопросы организации и функционирования систем местного самоуправления.

Местное самоуправление в России имеет исторические корни. Наиболее последовательно оно реализовывалось на уровне сель­ских общин. Первые основы городского самоуправления были заложены в России Петром I. Одним из первых правовых актов, предоставляющих городам некоторую независимость и самостоятельность, была Грамота Екатерины II на права и выгоды городам» Российской империи от 21 апреля 1785 г. В соответствии с ней городским обывателям дозволялось собираться и составлять «общество городское», пользующееся определенными правами и выгодами. «Общество городское» избирало городского голову, бур­гомистров и ратманов (членов магистрата) через каждые три года. Ему дозволялось составить казну своими добровольными «складками» и «оную казну употреблять им по общему согласию» (ст. 42 Грамоты).

Параллельно с городским самоуправлением в России активно развивалось самоуправление сельских жителей, Основой которого являлись земские учреждения. Согласно положению от 1 января 1864 г. выборные земские собрания (губернские и уездные) выполняли значительный объем работы по ведению местного хозяйства, статистики создали свою почту, телеграф. За время существования земского самоуправления в России было создано около 30 тыс. школ, подготовлено 45 тыс. учителей, значительно увеличилось количество врачей, расширилась сеть аптек и т.д. Однако земские учреждения были созданы на европейской части России и не охватывали низовой уровень территориального деления — волости.

Это интересно:  Развод с ипотекой и детьми

После Октябрьской революции многие традиции российского самоуправления были отвергнуты.

В период реформирования общества развитие экономической и политической самостоятельности населения выразилось в резком расширении самоуправления на всех уровнях общества. Местное же самоуправление стало наиболее эффективным рычагом и одно­временно показателем отхода общества от командно-администра­тивной системы, авторитарных методов управления. Большое вли­яние на формирование местного самоуправления в республиках, входивших в СССР, оказало принятие в 1990 г. союзного Закона об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства.

Важным этапом в развитии местного самоуправления в Российской Федерации стало принятие 22 октября 1992 г. первого Закона «О местном самоуправлении в Российской Федерации», который создал правовые механизмы для децентрализации государственно­го управления и привлечения граждан по месту жительства не толь­ко для обсуждения, но и решения вопросов местного значения. Вместе с тем из-за недостаточной проработанности и в силу ряда других причин этот закон не сумел обеспечить формирование пол­ноценной системы местного самоуправления в Российской Феде­рации.

Конституция России 1993 г. внесла ряд существенных положе­ний, развивающих концепцию местного самоуправления.

Местное самоуправление рассматривается Конституцией как одна из основ конституционного строя России. Статья 12 Основно­го Закона устанавливает, что в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Это означает, что без полноценного местного самоуправления Россия не может быть де­мократическим правовым государством, а ущемление его прав, ог­раничение прерогатив должны рассматриваться как посягательства на основы конституционного строя Российской Федерации.

Согласно ст. 3 Конституции РФ местное самоуправление является одной из конституционных форм осуществления народовлас­тия. Часть 2 этой статьи устанавливает, что «народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления». Характеристика! органов местного самоуправления как части механизма народовластия определяет их природу, способы формирования, объем полномочий и ответственность перед населением.

Признание местного самоуправления в качестве одной из самостоятельных форм народовластия дополняется конституционным положением о том, что органы местного самоуправления не входят в систему государственной власти (ст. 12 Конституции). Основное назначение этой конституционной нормы — преодоление последствия имевшего место до недавнего времени огосударствления общества, когда государственные структуры брали на себя многие его функции. Конечно, оснований для отождествления местного самоуправления и государственной власти нет. Однако местное самоуправление и не должно противостоять государственной власти. Ведь оно должно действовать в рамках законов, указов Президента, постановлений Правительства, актов субъектов Российской Федерации. Следует также учитывать, что многие полномочия представительных и исполнительных органов местного самоуправления имеют властный характер (установление налогов и сборов, издание общеобязательных нормативных актов, применение мер государственного принуждения; в их ведении находится муниципальная милиция, другие органы, правомочные применять административные санкции). Все это во многом сближает органы государственной власти и местного самоуправления. Наконец, по ряду вопросов государственные органы вправе осуществлять контроль и надзор за функционированием органов местного самоуправления.

Местное самоуправление Конституция Российской Федерации рассматривает в контексте взаимоотношения с личностью, что дает основание говорить о конституционном праве гражданина на участие в осуществлении местного самоуправления. И хотя в Основном Законе России непосредственно это право гражданина не сформулировано, оно органично вытекает из содержания ст. 32 Конституции, закрепляющей право на участие в управлении государственными и общественными делами.

Участие гражданина в местном самоуправлении гарантируется правом: выбирать и быть избранным в выборные органы местного самоуправления, участвовать в непосредственном (путем референдума или схода) решении вопросов местного значения; состоять на муниципальной службе; получать информацию о деятельности органов местного самоуправления; защищать в судебном порядке право на участие в местном самоуправлении.

Конституция Российской Федерации характеризует местное самоуправление не только как элемент конституционного строя, системы народовластия и конституционного статуса личности в России. Глава 8 Конституции «Местное самоуправление» закрепля­ет основные параметры организации и деятельности системы мест­ного самоуправления. Дается характеристика субъектов местного самоуправления, а также его гарантий (ст. 130—133 Конституции).

Местное самоуправление представляет собой достаточно слож­ное явление современной политической и правовой практики Рос­сии. Чтобы раскрыть его природу, назначение, необходимо по меньшей мере ответить на три основных вопроса: 1) кто осуществляет местное самоуправление (является его субъектом); 2) на ре­шение каких вопросов направлено местное самоуправление, каков его объект; 3) с помощью каких средств, инструментов осуществля­ется местное самоуправление.

В Конституции Российской Федерации не дано развернутой характеристики субъекта местного самоуправления (первый элемент системы самоуправления). В ч. 1 ст. 130 только констатируется, что честное самоуправление осуществляется населением.

Между тем законодательная регламентация этого вопроса край­не важна, ибо от нее зависят территориальные пределы местного самоуправления, его уровни. К тому же и содержание, и формы местного самоуправления, а также методы и средства его осуществления производны от условий и уровня развития субъекта, соци­альных, демографических, национальных и иных характеристик населения.

Население, проживающее на соответствующей территории, объединяется общими интересами, потребностями, проблемами. Поэтому законодательство РФ о местном самоуправлении наряду с термином «население» для обозначения субъекта местного самоуп­равления использует понятие «местное сообщество». При этом субъектом местного самоуправления признаются местные сообщества, проживающие как в административно-территориальных еди­ницах (районах, городах, поселках, сельсоветах), так и в сельским поселениях (населенных пунктах), не являющихся таковыми.

Для осуществления управленческой деятельности местные сообщества должны быть каким-либо образом организованы, для чего необходимы специальные социально-политические формы и институты, главное место среди которых занимают соответствующие органы самоуправления (представительные, исполнительные, контрольные).

Необходимость совмещения местными сообществами управленческих функций с другими видами общественно полезной деятельности (производственной, культурно-воспитательной и др.), а также иные социальные факторы определяют невозможное 1 » непосредственного осуществления населением всех функций самоуправления. Потребность разделения труда по управлению обусловливает выделение из состава населения соответствующей территории специальных категорий для осуществления в его интересах ряда управленческих функций. Таким образом, местное сообщество как субъект самоуправления реализует управленческую деятельность как непосредственно, так и через членов выборных органов, профессиональных управленцев из аппарата местных органов исполнительной власти, лиц, принимающих участие в управлении на общественных началах. Для непосредственного осуществления местным сообществом управленческих функций используются институты местного референдума, собраний (сходов) граждан, конференций жителей, народной инициативы и др.

Членом местного сообщества является гражданин России, постоянно проживающий на территории, в границах которой осуществляется местное самоуправление.

Вторым элементом (подсистемой) в системе местного самоуправления является объект управленческого воздействия. Вопрос об объекте в системе местного самоуправления, казалось бы, прост: местное сообщество управляет своими собственными делами. Это основной, первичный признак всякого самоуправления. Однако, отмеченная выше простота обманчива, поскольку организовать управление территориальной общностью граждан — значит обеспечить регулирование ее деятельности в различных сферах общественной жизни, решать многообразные вопросы местной промыш­ленности, сельского хозяйства, управления муниципальной собственностью, социального обслуживания и культурного развития населения.

Это интересно:  Разрешенная промилле алкоголя за рулем 2020

Вместе с тем необходимо также учитывать, что соответствующие территориальные общности граждан выступают объектами управляющего воздействия не только субъектов местного самоуправления соответствующего уровня, но и системы государственного управления высших органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов. Это означает, что соответствую­щий объект испытывает на себе не только самоуправленческое, но и управленческое («внешнее») воздействие. Отсюда появляется нужная задача точного формулирования компетенции, объема пол­номочий, осуществляемых местным сообществом самостоятельно. Общим конституционным критерием определения этой сферы яв­ляются вопросы местного значения (ст. 130 Конституции РФ). Они и составляют непосредственный объект местного самоуправления.

Третьим элементом системы местного самоуправления высту­пает механизм местного самоуправления, представляющий собой органически взаимосвязанную совокупность институтов и органи­зационных структур, обеспечивающих решение населением во­просов местного значения.

В отличие от ранее названных элементов механизм местного самоуправления получил наиболее развернутую характеристику в законодательстве. Так, ч. 2 ст. 130 Конституции РФ устанавливает, что местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Законодательство о местном самоуправлении в Российской Федерации конкретизирует конституционные положения о механиз­ме местного самоуправления. Так, в числе форм непосредственной демократии называются не только референдум и выборы, но и сходы, конференции граждан. Установлено, что для реализации представительных, распорядительных, контрольных и иных функ­ций местное сообщество образует органы местного самоуправле­ния и наделяет их соответствующими полномочиями.

Федеральным законодательством наряду с публично-властными структурами механизма местного самоуправления допускается существование органов общественного самоуправления, функционирующих преимущественно на низовом уровне сообщества граждан (улица, квартал, микрорайон).

Таким образом, Конституция и федеральное законодательство России указывают на четыре основных блока механизма местного самоуправления в Российской Федерации:

1) институты непосредственной демократии (местные референ­думы, сходы, выборы различных органов самоуправления);

2) представительные (выборные) органы местного самоуправ­ления;

3) исполнительно-распорядительные и контрольные органы местного самоуправления;

4) органы общественного самоуправления населения.

С учетом исторических, национальных и иных традиций, местных особенностей территориальные сообщества путем принятия в соответствующем порядке положения (устава) о местном самоуправлении на основе Конституции и Федерального закона о местном самоуправлении устанавливают конкретную схему организации механизма местного самоуправления, определяют структуру и полномочия соответствующих органов.

В правовом регулировании системы местного самоуправления Российской Федерации важная роль отводится принципам местного самоуправления. Последние представляют собой основополагающие идеи, подходы к устройству местного самоуправления, закрепленные в Конституции и Федеральном законе о местном самоуправлении.

С помощью принципов местного самоуправления обеспечивается стройность и последовательность всего государственно-правового регулирования этих отношений. Причем закрепление принципов является одним из наиболее эффективных способов правового регулирования общественных отношений, который наиболее приемлем для Основного Закона в силу обобщенности, концентрированности его содержания. А поскольку, согласно п. «н» ст. 72 Конституции, федеральная компетенция местного самоуправления распространяется только на установление общих принципов организации местного самоуправления, именно последние и являются основой всего федерального законодательства в этой сфере.

Анализ Конституции России и Федерального закона о местном самоуправлении дает возможность выделить следующие принципы местного самоуправления:

соблюдение прав и свобод человека и гражданина;

самостоятельность местного самоуправления в пределах собственных полномочий;

организационная обособленность местного самоуправления, его органов в системе управления государством и взаимодействие с органами государственной власти в осуществлении общих задач и функций;

формирование органов местного самоуправления на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании;

ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед местным сообществом;

соответствие материальных и финансовых ресурсов местного сообщества полномочиям органов местного самоуправления;

экономическая и финансовая самостоятельность местного самоуправления;

многообразие форм организации местного самоуправления и самостоятельное определение населением структуры органов местного самоуправления.

Перечисленные принципы соответствуют общедемократичес­ким и международным стандартам, закрепленным в Европейской хартии местного самоуправления 10 .

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. В чем отличие Конституции Российской Федерации от обычных федеральных законов?

2. Какие основания приобретения российского гражданства предусмотрены действующим законодательством ?

3. В чем отличие федерации от унитарного государства?

4. Почему субъекты Российской Федерации не имеют права выхода из ее состава?

5. Какими полномочиями Конституция 1993 г. наделяет Президента Российской Федерации?

6. Сформулируйте принципы, на которых основывается местное самоуправление в Российской Федерации.

Местное самоуправление представляет собой

Местное самоуправление — (local government) Административное учреждение, власть которого распространяется на определенную территорию внутри страны; в федеральных системах – на определенную территорию в пределах субъекта федерации (штата или области, например). Власть… … Политология. Словарь.

Местное самоуправление — в РФ признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его … Финансовый словарь

Местное самоуправление — (англ local self government) в РФ признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ* самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения,… … Энциклопедия права

МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ — в РФ признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность граждан по решению непосредственно или через органы М.с. вопросов местного значения. М.с. как выражение власти народа составляет одну из… … Юридический словарь

Местное самоуправление — Система организации и деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории. В современном мире большое… … Словарь бизнес-терминов

местное самоуправление — Самостоятельное руководство населением через выборные органы или непосредственно в делах конкретной административного района в пределах прав, установленных государством … Словарь по географии

МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ — в РФ признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы М.с. вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и… … Юридическая энциклопедия

МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ — одна из форм непосредственного народовластия, саморегулирующееся общественное устройство, позволяющее территориальным образованиям решать вопросы местного значения без привлечения органов центральной власти. Во всем мире местное самоуправление… … Большая актуальная политическая энциклопедия

Местное самоуправление — самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению вопросов местного значения. Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях и на иных территориях. См.… … Российское избирательное право: словарь-справочник

Местное самоуправление — гарантированное законом право территориальных общностей граждан и органов, которые они избирают, самостоятельно, под свою ответственность решать все вопросы местного значения, действуя в рамках закона и исходя из интересов населения. Местное… … Теория государства и права в схемах и определениях

Статья написана по материалам сайтов: studopedia.su, studfiles.net, dic.academic.ru.

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector