Модели инклюзивного образования детей с овз

Организационные и психолого-педагогические условия, обеспечивающие обучение детей с ОВЗ в инклюзивном образовании. Вариативные модели инклюзивного образования детей с ОВЗ. Тьюторство в системе инклюзивного образования.

Правовые и этические основы инклюзивного образования в России и за рубежом. Законодательная политика Российской Федерации в отношении инклюзивного образования. Нормативно-правовая база инклюзивной школы.

Проблема применения образовательных и коррекционных технологий, методик обучения для детей с разными категориями физических ограничений. Необходимость создания для обучения детей с ОВЗ специальных адаптивных технологий.

Структура организации разных моделей психолого-педагогического сопровождения процессов социализации лиц с ОВЗ в России и за рубежом. Организация психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования. Инновационные технологии психолого-педагогического сопровождения процессов социализации и успешной социально-психологической адаптации детей и взрослых с ограниченными возможностями здоровья в социум.

Задания для подготовки к практическому занятию:

Сделать обзор нормативно-правовых актов, регламентирующих инклюзивное образование.

Разработать проекты (по примерному шаблону):

инклюзия в дошкольном образовании;

инклюзия в общеобразовательной школе;

инклюзия в системе дополнительного образования;

инклюзия в высшем образовании.

Выделить и обосновать условия, которые необходимы для успешной интеграции ребенка с ОВЗ.

Практическое занятие (2 часа)

Модели инклюзивного образования на разных ступенях образования. Перспективы и трудности реализации инклюзивных моделей образования детей с ОВЗ. Особенности профессиональной деятельности тьютора в инклюзивном образовании.

Особенности работы педагога в инклюзивном классе. Проблемы вовлечения родителей в инклюзивный образовательный процесс.

Групповая работа: рекомендации и противопоказания для инклюзивного образования ребенка. Условия успешности инклюзивного образования.

Тема 5. Образовательная среда для детей с овз

Особенности взаимоотношений ребенка с ОВЗ и среды. Понятие «образовательная среда». Характеристики образовательной среды. Принципы, компоненты и этапы моделирования активной образовательной среды. Законы формирования активной развивающей образовательной среды (А.А. Бизяева).

Необходимые условия для обеспечения качественного инклюзивного образования. Взаимосвязь структуры образовательной среды и структуры образовательного и воспитательного пространств Воспитательная направленность образовательной среды. Взаимодействие образовательных учреждений системы специального образования с социальными партнерами.

Технические средства реабилитации. Специальные технические средства обучения. Ассистирующие средства и технологии.

Задания для подготовки к практическим занятиям:

Составить проект образовательной среды для обучения детей с ОВЗ дошкольного (младшего школьного) возраста.

Подготовить презентацию технических средств обучения для разных категорий детей.

Подготовить обзор Интернет-ресурсов для образования лиц с ОВЗ.

Подготовить обзор средств дистанционного образования детей с ОВЗ.

Реферат «Современная инклюзивная школа»

Практические занятия (4 часа)

Защита проектов образовательной среды в дошкольной группе ДОУ инклюзивного вида (образовательной среды класса для детей с ОВЗ).

Использование технических средств обучения в образовательном процессе. Составление рекомендаций по использованию технических средств в образовательном процессе.

Использование современных Интернет-технологий и ресурсов сети для образования людей с ограниченными возможностями здоровья. Значение ДОТ в расширении возможностей инклюзивного образования в условиях общеобразовательной школы и на дому. Организация процесса дистанционного обучения детей-инвалидов.

Заслушивание и обсуждение реферативных сообщений.

Учебно-методический материал на тему:
Модель системы инклюзивного образования детей с ОВЗ в ДОУ

Практические рекомендации для педагогов ДОУ, работающих с детьми с ОВЗ

Скачать:

Вложение Размер
Практические рекомендации для педагогв ДОУ, работающих с детьми с ОВЗ 34.19 КБ

Предварительный просмотр:

Яворская Марина Александровна, учитель – логопед,

МБДОУ «Детский сад №30 г. Троицк

Образовательный процесс детского сада предусматривает как уход и заботу о детях, так и процессы воспитания и обучения знаниям, важным жизненным навыкам, развитие личностных качеств и способностей детей, коррекцию их дефицитов в развитии. Включение детей с особыми образовательными потребностями в образовательный процесс ДОУ изменяет, прежде всего, установки взрослых на детей – у всех детей есть особенности, особые образовательные потребности не только у «особых». До сих пор мы в педагогической практике привыкли нивелировать эти особенности, ведь управлять похожими детьми проще, чем разными. Особенности особых детей нивелировать невозможно приходится изменять педагогическую практику, чтобы профессионально решать проблемы образования таких детей вместе с другими. Но если мы начинаем создавать особые условия для «особых» детей, то нарушаем принцип равных прав для других детей. Чтобы сохранить его, надо научиться работать со всеми детьми, учитывая их индивидуальные особенности.

Такая установка требует ответов на следующие вопросы:

Как соединить в педагогической деятельности требования дошкольной программы и особенности разных детей, которые должны ее освоить?

Как учитывать эти особенности при построении индивидуального плана развития ребенка, при планировании работы в группе?

Как сделать качественным образование и социальное взаимодействие детей с учетом их индивидуальных различий?

При таком подходе меняется педагогика в целом, она становится включающей, инклюзивной, не только в том смысле, что особые дети должны быть включены в уже отстроенный процесс трансляции знаний, умений и навыков нормально развивающимся детям, а в том, что образование с учетом индивидуальных различий детей требует создания новых форм и способов организации образовательного процесса.

Такое образование требует постоянного творческого вклада от каждого, в творческий процесс образования включаются все его участники – педагоги, родители, дети, администрация. Сейчас мало кто в нашей стране готов к такому повороту событий.

Условия, которые есть на сегодняшний день, не достаточны для инклюзии: квалификация кадров, отсутствие нормативной базы, достаточно затратный процесс. Поэтому надо рассматривать современный этап как переходный и двигаться очень медленно, предусматривая каждый шаг, анализируя условия и подбирая средства для реализации инклюзивной практики.

Принципы дошкольного инклюзивного образования

Инклюзивное образование строится на следующих принципах:

— Принцип индивидуального подхода предполагает выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого из детей группы. Индивидуальные программы развития ребенка построены на диагностике функционального состояния ребенка и предполагают выработку индивидуальной стратегии развития конкретного ребенка. Индивидуальный подход предполагает не только внешнее внимание к нуждам ребенка но предоставляет самому ребенку возможности реализовывать свою индивидуальность.

— Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка.

Важным условием успешности инклюзивного образования является обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка. Реализация этого принципа решает задачу формирования социально активной личности. Личности, которая является субъектом своего развития и социально значимой деятельности. Когда активность находится целиком на стороне взрослых, которые заботятся о ребенке, считая, что его особенности не позволяют ему реализовывать свои возможности, формируется «выученная беспомощность», феномен, когда ребенок ожидает внешней инициативы, сам оставаясь пассивным. То же может произойти с родителями детей с ОВЗ. Родители могут ожидать помощи или активно добиваться льгот от государства, игнорируя собственные возможности для участия в социальной жизни.

— Принцип активного включения в образовательный процесс всех его участников предполагает создание условий для понимания и принятия друг друга с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе. Инклюзия – это активное включение детей, родителей и специалистов в области образования в совместную деятельность: совместное планирование, проведение общих мероприятий, семинаров, праздников для создания инклюзивного сообщества как модели реального социума.

— Принцип междисциплинарного подхода. Разнообразие индивидуальных характеристик детей требует комплексного, междисциплинарного подхода к определению и разработке методов и средств воспитания и обучения. Специалисты (воспитатель, логопед, социальный педагог, психолог, дефектолог, при участии старшего воспитателя), работающие в группе, регулярно проводят диагностику детей и в процессе обсуждения составляют образовательный план действий, направленный как на конкретного ребенка, так и на группу в целом.

— Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания.

Включение в инклюзивную группу детей с различными особенностями в развитии предполагает наличие вариативной развивающей среды, т.е. необходимых развивающих и дидактических пособий, средств обучения, безбарьерной среды, вариативной методической базы обучения и воспитания и способность использования педагогом разнообразных методов и средств работы, как по общей, так и специальной педагогики.

— Принцип партнерского взаимодействия с семьей.

Усилия педагогов будут эффективными, только если они поддержаны родителями, понятны им и соответствуют потребностям семьи. Задача специалиста – установить доверительные партнерские отношения с родителями или близкими ребенка, внимательно относиться к запросу родителей, к тому, что, на их взгляд, важно и нужно в данный момент для их ребенка, договориться о совместных действиях, направленных на поддержку ребенка.

— Принцип динамического развития образовательной модели детского сада.

Модель детского сада может изменяться, включая новые структурные подразделения, специалистов, развивающие методы и средства.

(Формулировки принципов опубликованы в сборнике «Инклюзивный детский сад». – М., 2009. Прочухаева М.М., Бородин М.В. с. 12).

На современном этапе становления инклюзивного образования необходимо опереться на тот опыт интегративного образования, который к этому времени сложился, на специализированные учреждения, которые накопили опыт работы с детьми с особыми образовательными потребностями, поскольку здесь есть специалисты, созданы специальные условия и методики, учитывающие индивидуальные особенности детей. Эти учреждения надо рассматривать как ресурс для тех, кто хочет включиться в инклюзию. На сегодняшний день для инклюзивного образования существуют следующие стартовые условия:

-Детские сады компенсирующего вида – дети одной категории, специалисты, специально организованная предметно-развивающая среда.

-Детские сады комбинированного вида – дети разных категорий и дети возрастной нормы, специалисты, специально организованная предметно-развивающая среда.

-Детские сады, в которых созданы службы (Лекотека, Службы ранней помощи, Консультативный пункт) – дети разных категорий, специалисты, предметно-развивающая среда.

-Массовые детские сады с группами кратковременного пребывания: «Особый ребенок», – дети разных категорий и специалисты.

-Массовые детские сады, в которых создаются инклюзивные группы – специалисты, предусмотренные штатным расписанием общеобразовательного ДОУ – пока нет юридических документов, регламентирующих деятельность инклюзивных групп, в том числе и наличия специалистов в штатном расписании.

Условия реализации инклюзивной практики в детском саду.

Профессиональная квалификация педагогов и специалистов, реализующих инклюзивный подход

Требования к воспитателям и специалистам, работающим в инклюзивной группе:

-Знают теории развития детей, владеют разнообразными методами обучения и воспитания.

-Используют свои знания о развитии детей, а также свои взаимоотношения с детьми и их семьями для того, чтобы понять и оценить многообразие детей в каждой д/с группе и учесть уникальные потребности и потенциальные возможности каждого ребенка.

-Обеспечивают обучение и воспитание и модифицируют его таким образом, чтобы удовлетворять различные потребности детей.

-Способствуют развитию положительной самооценки детей.

-Разговаривают с детьми дружелюбно, вежливо и уважительно, обращаясь к ним по именам.

-Знают сильные стороны личности каждого ребенка и его достижения на протяжении времени; ежедневно выявляют индивидуальные навыки и достижения каждого ребенка и хвалят его за это, заботясь о том, чтобы получили признание достижения каждого ребенка.

-Поддерживают позитивное взаимодействие с родителями.

-Сообщают семьям о достижениях их детей (например, в письмах, по телефону и т.п.).

-Педагоги способствуют индивидуальному росту в соответствии с собственным темпом развития каждого ребенка. Ко всем детям обращаются с равным уважением и вниманием.

-Предоставляют детям равные возможности принимать участие во всех видах занятий.

-Предоставляют детям возможность выбора вида активности и время для самостоятельной работы в группах. Направляют и стимулируют процесс саморегулирования у детей, предоставляя им материалы, время и место для выбора и планирования их собственных занятий.

-Способствуют тому, чтобы дети были вовлечены в организацию праздников, выставок, спортивных состязаний, экскурсий, выпуска газет и других занятий.

-Создают для детей условия безопасности: через организацию четкого ритма распорядка дня, недели, месяца, года, создание и исполнение ритуалов группы.

-Стимулируют атмосферу взаимной заботы и помощи.

-Демонстрируют и формируют отношение сочувствия и позитивные способы общения в том числе и в процессе разрешения проблем и конфликтов.

-Вовлекают детей в процесс выработки ясных и понятных требований и правил к поведению.

-Ясно формулируют свои ожидания от детей.

-Используют ситуации в жизни детского сада, чтобы помочь детям видеть дискриминацию, предубеждения и стереотипы, а также обсуждают этические аспекты неравенства.

-Создают ситуации и пользуются возможностями для того, чтобы дети практиковались в достижении компромиссов и создании консенсуса.

-Применяют принципы честности и равноправия, когда разделяют детей на группы, когда хвалят их за умения, усилия и достигнутые результаты.

-Создают ситуации, когда дети сотрудничают друг с другом, выполняют что-либо по очереди и помогают друг другу для достижения положительного результата.

-Предоставляют детям возможность отвечать за что-то в группе («дежурные по. »).

-Организуют активность детей во время таких занятий, как забота о растениях, животных, организация обеда, регулирование занятий на приусадебной площадке и т.п.

-Используют естественные и образовательные ситуации для развития социальных навыков (напр., выражения чувств, соблюдение очередности и т.п. через драматические игры, проектную деятельность, изготовление кукол для кукольного театра, рисование, живопись и т.д.).

-Демонстрируют желательное поведение в различных ситуациях.

-Используют различные виды деятельности, которые соответствуют уровню развития детей, чтобы вовлечь детей в активное обучение, имеющее для детей смысл, и чтобы достигнуть следующих целей:

— Воспитывают позитивное чувство самоидентификации и эмоционального благополучия.

— Развивают социальные умения и знания, коммуникативные навыки.

— Побуждают детей думать, рассуждать, ставить вопросы и экспериментировать.

— Способствуют развитию умений решать проблемы, излагать свое мнение и делать выводы.

— Стимулируют развитие языковых навыков и грамотности.

— Повышают уровень физического развития.

— Способствуют социальной инклюзии (включению).

Организация предметно-развивающей среды образовательного процесса

В соответствии с ФГОС большое внимание в образовательной программе должно быть уделено самостоятельной деятельности детей. Для стимуляции детской активности воспитатели могут использовать принципы организации предметно-развивающей среды:

• Среда должна быть безопасной.

• Среда должна быть комфортной и уютной.

• Среда организуется в каждой группе на основе представлений о возрастных закономерностях развития детей в соответствии с их интересами таким образом, чтобы у детей были оптимальные возможности проявлять активность, работать как в сотрудничестве со взрослым, с другими детьми, так и самостоятельно.

• Развивающая среда группы должна быть вариативной, чтобы у каждого ребенка в соответствии с его интересами и возможностями был выбор и возможность реализовать свою инициативу (выбор игрушек, материалов, видов деятельности).

• Среда должна быть информативной.

• Среда должна постоянно обновляться, быть изменчивой вслед за изменением интересов и образовательных потребностей детей.

Организация отношений между участниками образовательного процесса.

Для того чтобы повысить общее качество образовательного процесса, все его участники: администрация, педагоги, специалисты, дети и родители,

1. Регулярно работают в сотрудничестве друг с другом.

2. Открыто оказывают друг другу помощь и получают ее, предоставляют обратную связь, дают советы, делают критические замечания и прислушиваются к ним.

3.Уважительно относятся друг к другу за индивидуальный вклад, вносимый ими в общее дело.

4.Эффективно работают как единая профессиональная команда для достижения общей цели, такой, например, как составление согласованного представления об актуальном уровне развития детей и группы в целом, планирование согласованных действий, способствующих развитию детей и группы через разработку тематических проектов или разработку индивидуального образовательного плана развития ребенка (ИОП).

5.Педагоги и специалисты работают в качестве наставников с новыми педагогами, чтобы улучшить как свою собственную профессиональную компетентность, так и нового педагога.

Для реализации целей инклюзии в ДОУ работают специалисты разного профиля – психологи, дефектологи, логопеды, воспитатели, педагоги дополнительного образования, медицинские работники. Для эффективной работы в инклюзивной группе необходимо выстроить различные схемы организации взаимодействия специалистов. Эти схемы будут зависеть от состава детей инклюзивной группы, и определяться сочетанием индивидуальных образовательных планов и Образовательной программой.

Построение инклюзивного процесса в группе детского сада

Построение инклюзивного процесса в группе детского сада выполняется следующим образом:

1. Диагностика индивидуальных особенностей развития детей инклюзивной группы

Беседа и анкетирование родителей

Диагностика развития ребенка

Наблюдение за поведением в группе

2. Междисциплинарное оценивание ресурсов и дефицитов ребенка, составление Индивидуального образовательного маршрута и Индивидуального образовательного плана.

3. Планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей детей группы.

4. Организация совместной жизнедеятельности детей в условиях инклюзивной группы.

Задачи организации совместной деятельности:

_ создание общности детей и взрослых (вместе мы группа), основанной на уважении и интересе к личности каждого члена группы, к его индивидуальным особенностям;

_ формирование умения устанавливать и поддерживать отношения с разными людьми (младшими, сверстниками, старшими, взрослыми);

_ формирование умения поддерживать друг друга;

_ развитие коммуникативных навыков и культуры общения, создание позитивного эмоционального настроя;

_ активизация способности выбирать, планировать собственную деятельность, договариваться с другими о совместной деятельности, распределять роли и обязанности;

_ развитие умений и навыков игровой, познавательной, исследовательской деятельности;

_ формирование навыков саморегуляции и самообслуживания.

Содержание инклюзивного образования реализуется в разных формах:

_ индивидуальные занятия со специалистами

_ активные действия в специально организованной среде (свободная игра в групповом помещении, в специально оборудованных помещениях, прогулка)

_ совместная деятельность и игра в микро группах с другими детьми

_ фронтальные занятия

_ детско-родительские группы

_ праздники, конкурсы, экскурсии, походы выходного дня.

Индивидуальные занятия направлены на развитие и поддержку функциональных способностей ребенка в соответствии с его возможностями. Содержание встреч, планируется согласно составленному индивидуальному плану. Специалисты (логопед, психолог, дефектолог, медсестра по массажу, кинезиотерапевт) в своей работе опираются на различные отечественные и зарубежные программы, методы и техники. Индивидуальные встречи проводятся специалистами в соответствии с составленным графиком.

Индивидуальные занятия строятся на оценке достижений ребенкаи определения зоны его ближайшего развития. Диагностика, определение задач развития и коррекции осуществляется командой специалистов, а каждое занятие выстраивается с учетом действий всех специалистов, работающих с ребенком. Так работу логопеда по развитию речи добавляет работа психолога над установлением контакта и работа массажиста над развитием моторной сферы По результату занятия специалист составляет запись в Индивидуальной карте развития ребенка, с которой обязательно знакомятся другие специалисты и воспитатели групп. Родителям выдается подробное описание того, что и насколько успешно делал ребенок, а также домашнее задание с рекомендациями по отработке навыков и включению их в игровую и бытовую деятельность.

Специально организованная среда планируется и выстраивается совместно педагогами, специалистами и воспитателями при участии родителей в процессе наблюдения за потребностями, особенностями развития, самостоятельными действиями, интересами детей.

Там, где специалисты отмечают сложности и препятствия, возникающие у ребенка в освоении окружающего мира, ребенку предлагают способы позволяющие преодолеть их. Методика М. Монтессори разработана на основе этой технологии.

Среда выстраивается также в соответствии с зоной ближайшего развития ребенка, что требует от взрослых навыков наблюдения за процессом развития ребенка.

Педагоги способствуют взаимодействию детей в микрогруппах, через организацию игровой, проектной и исследовательской деятельности. Для этого можно использовать дополнительные развивающие программы («Маленький исследователь», программы занятий в керамической и столярной мастерских, программы по организации проектной деятельности, программы физического воспитания, музыкального развития и др.). Дети, решая в микрогруппах общие задачи, учатся общаться, взаимодействовать друг с другом. Обучаются навыкам согласовывать свои действия, находить совместные решения, разрешать конфликты. Замечая различия в интересах, способностях, навыках, дети учатся с помощью взрослого учитывать их при взаимодействии.

Фронтальные формы организации активности детей могут решать как познавательные, так и социальные задачи. Фронтальные формы могут проходить по разному. Для организации инклюзивного процесса больше всего подходит занятие в форме круга – специально организованного, занятия, на котором дети и взрослые играют вместе в особой – спокойной, доверительной атмосфере.

Детско-родительские группы. Это комплексные занятия для детей и родителей, включающие в себя игры, творческие занятия, музыкальные занятия. Группы ведут специалисты: психолог, логопед, дефектолог, музыкальный руководитель. Основными факторами взаимодействия специалистов с родителями являются позитивное отношение ко всем детям, демонстрация конструктивных способов поведения, позитивное подкрепление эффективных взаимодействий и информационная поддержка родителей. Важно и то, что родители включаются в игры, упражнения, песни, лепку, которыми наполнено занятие – и этим, с одной стороны, помогают своим детям включиться, с другой – сами получают эмоциональную разрядку, отдыхают и получают новый опыт общения со своим ребёнком. После занятия родители могут задать специалистам вопросы, обсудить волнующие их проблемы, получить информационную и психологическую поддержку. Присутствие на занятии детей с типичным развитием дает возможность «особым» следовать за своими сверстниками и учиться у них, а они, в свою очередь, привыкают быть в одной среде с «особенными» детьми, получают позитивный опыт общения с ними.

Праздники, экскурсии, конкурсы, походы выходного дня важная составляющая инклюзивного процесса. Они создают позитивный эмоциональный настрой, объединяют детей и взрослых, являются важным ритуалом группы и всего сада. Атмосфера при подготовке этих мероприятий творческая. Они могут быть подготовлены взрослыми – тогда это будет сюрпризом для детей, что тоже влияет на создание положительной атмосферы.

Учреждение успешно реализует инклюзивную практику, если: все дети, включенные в образовательный процесс

• показывают положительную динамику в развитии (особенно в развитии социальных навыков);

• адаптированы и приняты детской группой, с желанием посещают образовательное учреждение;

• получают помощь и поддержку в овладении образовательной программой. родители детей с ОВЗ

• понимают как перспективу развития их ребенка, так и актуальные задачи и ответственность, стоящие перед ними в процессе включения ребенка в образовательную среду;

• полноценно участвуют в процессе обучения и развития своих детей;

• проинформированы и поддерживают режим пребывания ребенка в образовательном учреждении;

• включены в систему психолого-педагогического сопровождения ребенка. родители всех детей, посещающих инклюзивный класс.

• занимают активную позицию сотрудничества и поддержки по отношению к семье «особого ребенка», учителю, специалистам психолого-педагогического сопровождения.

• принимают политику администрации образовательного учреждения по инклюзивному образованию;

• реализуют инклюзивную практику, используя как уже имеющийся профессиональный опыт и знания, так и инновационные подходы к обучению, принимают участие в разработке и реализации индивидуальных образовательных планов (индивидуальных планов или программ развития в дошкольных образовательных учреждениях);

• эффективно взаимодействуют с родителями, координатором по инклюзии, специалистами психолого-педагогического сопровождения;

• имеют положительную мотивацию в осуществлении своей профессиональной деятельности;

• имеют информацию о возможных ресурсах как внутри образовательного учреждения, так и вне его (в окружном ресурсном центре по развитию инклюзивного образования, окружном методическом центре, общественных организациях) и активно их используют в профессиональной деятельности.

специалисты психолого-педагогического сопровождения

• участвуют в реализации инклюзивных подходов для задач социальной адаптации и развития детей с ОВЗ и их одноклассников, используя при этом наиболее эффективные инновационные технологии психолого-педагогического сопровождения;

• действуют в междисциплинарной команде, опираясь в планировании и реализации своей профессиональной деятельности на коллегиальные решения и подходы;

• эффективно взаимодействуют с родителями, педагогами (воспитателями и учителями);

• администрация и специалисты сопровождения имеют информацию о возможных ресурсах как внутри образовательного учреждения, так и вне его (в окружном ресурсном центре по развитию инклюзивного образования, окружном методическом центре, общественных организациях) и активно их используют в профессиональной деятельности. руководители образовательных учреждений

• создают условия для развития и поддержки инклюзивной культуры, формирования инклюзивных ценностей и соответствующей атмосферы учреждения;

• занимают лидерскую позицию в формировании инклюзивной политики (стратегии) и тактики, развитии инклюзивной практики в педагогическом коллективе;

• понимают важность оказания поддержки сотрудникам, отвечающим за координацию работы, связанной с особыми образовательными потребностями. представители администрации образовательного учреждения

• понимают свою роль по отношению к к детям с ОВЗ и их родителям, связанную с их основным функционалом. координаторы по инклюзивному образованию в окружном управлении образования, окружном ресурсном центре, окружном методическом центре, ППМС -центрах

• своевременно получают информацию (статистическую и качественную) о детях с ОВЗ;

• своевременно и оперативно получают запрос на ту или иную (организационную, методическую) поддержку педагогического коллектива образовательного учреждения, потребность в психолого-педагогическом сопровождении детей и (или) их родителей.

В работе использовались:

-Методические рекомендации по организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду. Выпуск 4. Москва. Центр «Школьная книга».2010

-Интернет материалы Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ), 2011 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В статье представлены основные направления и этапы работы по реализации системы комплексной помощи детям с ОВЗ. Система комплексной помощи детям с ОВЗ в освоении ООП ДО в МБДОУ «Детский сад № 65 – ЦРР.

Качество жизни в системе отношений “ребёнок-родитель”, несомненно, зависит от готовности и способности взрослых целесообразно и грамотно организовать процесс взаимного суще.

Система дошкольного образования в современных условиях должна соответствовать индивидуальным потребностям каждого ребенка, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья. Наш опыт работы сви.

Проблемы образования детей с ОВЗ в нашей стране весьма актуальны. Для того, чтобы в дальнейшем жизнь таких детей была полноценной, необходимо обеспечить оптимальные условия для их успешной.

Дополнительное образование детей с ОВЗ в целом и его воспитательную составляющую в частности нельзя рассматривать как процесс, восполняющий проблемы воспитания в семье и образовательных учреждений раз.

Если я чем-то на тебя не похож,Я этим вовсе не оскорбляю тебя,А, напротив, одаряю.Антуан де Сент-Экзюпери.

Статья раскрывает принципы инклюзивного образования детей с ОВЗ в дошкольной организации.

МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

I. Цели, задачи, направления инклюзивного обучения детей с ОВЗ

Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации и не ограничивается состоянием здоровья гражданина. Инклюзивное обучение не является обязательным для детей с ОВЗ, но в то же время обучение в условиях образовательной инклюзии позволяет ребенку с ОВЗ максимально сохранить свое привычное социальное окружение.

Инклюзия — это одна из последних стратегий специального образования. Под инклюзивным образованием понимается полное вовлечение ребенка с особыми образовательными потребностями в жизнь школы. Посредством обеспечения детям с ОВЗ специальных условий для получения образования, развития и социальной адаптации, не снижающих в целом уровень образования для детей, не имеющих таковых ограничений.

Инклюзивная форма обучения касается всех субъектов образовательного процесса: детей с ОВЗ и их родителей, нормально развивающихся учащихся и членов их семей, учителей и других специалистов образовательного пространства, администрации, структур дополнительного образования.

Целью инклюзивного образования является создание специальных образовательных условий для получения качественного образования детьми с ОВЗ, необходимого для их максимальной адаптации и полноценной интеграции в общество.

Организация инклюзивного образования направлена на решение следующих задач:

— выявление образовательных потребностей детей с ОВЗ;

— создание эффективной системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения учащихся с ОВЗ;

— освоение детьми с ОВЗ адаптированных образовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (обучающимся с ОВЗ, не освоившим основное общее и среднее общее образование, обучающимся по индивидуальным адаптированным программам, выдается свидетельство об обучении);

— формирование у всех участников образовательного процесса толерантного отношения к проблемам детей с ОВЗ.

Обучение детей с ОВЗ в общеобразовательной школе организуется в форме инклюзивного обучения независимо от вида ограничений здоровья, посредством совместного обучения с детьми, не имеющих таких ограничений, в одном классе.

Из всех категорий детей с ОВЗ в общеобразовательной школе могут инклюзированы следующие: дети с легкой степенью умственной отсталости; дети с умеренной (тяжелой) степенью умственной отсталости; дети с задержкой психического развития (ЗПР); дети с нарушением опорно-двигательного аппарата (детским церебральным параличом (ДЦП)); слабовидящие, слабослышащие; дети с СДВГ.

II. Ресурсы, имеющиеся в учреждении в начале перехода к инклюзивному образованию (краткая характеристика)

2.1. кадровые: педагог-дефектолог, педагог-психолог, учитель-логопед, социальный педагог, учителя- предметники.

2.2. материально-технические: кабинеты начальных классов укомплектованы оборудованием согласно современным требованиям, имеется кабинет социально-психологической службы и кабинет для работы учителя-логопеда.

2.3. нормативные: Должностные инструкции педагогического коллектива (учителя-логопеда, педагога- дефектолога, педагога-психолога, социального педагога, учителя-предметника), Положение о школьном ПМПк и т.д.

2.4. учебно-методические: учебные и наглядные пособия для организации образования; учебно-методическая литература по коррекционной педагогике, психологии и воспитанию, имеющаяся в библиотечном фонде школы.

2.5. психолого-медико-педагогические: школьный ПМПк; служба комплексного медико-психолого- педагогического сопровождения. Специалисты работают с учащимися школы в индивидуальной, групповой, классно-урочной системе, а также реализуют программы коррекционно-развивающей направленности с учетом возраста и потребности учащихся с ОВЗ и их родителей (законных представителей).

2.6. воспитательные: цель воспитательной работы в школе – воспитание толерантности, терпимости, доброты и милосердия во всех участниках инклюзивного образовательного процесса. Внедрение инклюзивной культуры.

2.7. социальные — подготовка детей с ОВЗ к самостоятельной жизни, воспитание Человека и Гражданина, умеющего адаптироваться в современном мире, способного найти своѐ место в нѐм, самостоятельно принимать решения и нести ответственность за него, выражать своѐ мнение, творчески мыслить.

III. Ожидаемые результаты

По отношению к детям с ОВЗ — научить считать себя полноценными членами общества, чувствовать себя личностью в обществе сверстников, получить образование, адаптироваться и социализироваться в обществе.

Ожидаемый результат содержательной области образования ребенка с ОВЗ в инклюзивном классе заключен в ряде критериев: знания и умения на данной ступени образования; применение их на практике; усвоение разделов адаптированной образовательной программы; анализ поведения и динамики развития; индивидуальный профиль развития жизненной компетенции.

По отношению к семьям – изменение психологического климата в семье, имеющей ребенка с ОВЗ. Уменьшение гиперопеки.

По отношению к другим участникам образовательного процесса и их семьям – сформировать

представление о современной общеобразовательной школе как о «школе для всех детей». Помочь понять и принять детей «не похожих на других», расти и жить с ними в обществе. Внедрение инклюзивной культуры.

По отношению к учителям – формирование компетентности педагогов инклюзивного образования в следующих областях: психолого-педагогические особенности детей с ОВЗ; технологии организации эффективного взаимодействия специалистов службы сопровождения; современные коррекционные технологии; разработка адаптированных образовательных программ и др.; повышение квалификации.

По отношению к школе – создание инклюзивной образовательной среды (ИОС). ИОС реализует обеспечение равного доступа к получению образования и создание необходимых условий для достижения адаптации всеми без исключения детьми независимо от их индивидуальных особенностей, психических и физических возможностей, особенностей развития и здоровья.

IV. Базовые условия, необходимые для эффективного решения задач построения инклюзивной образовательной среды:

· Принятие философии инклюзии.

· Наличие юридически оформленного договора между образовательным учреждением и родителями, включающего все необходимые условия обучения ребенка с ОВЗ, в том числе, требования, предъявляемые к родителям (семье).

· Наличие соответствующих методических разработок и рекомендаций, основанных на компетентностно- деятельностном подходе для детей с разным стартовым уровнем.

· Наличие адаптированных образовательных программ.

· Наличие УМК, дидактических материалов.

· Повышение квалификации и развитие профессиональной компетентности педагогов инклюзивного образования, специалистов сопровождения.

· Организация эффективной деятельности специалистов ПМПк образовательного учреждения.

· Архитектурные преобразования, включая безбарьерную среду.

V. Эффекты, приобретѐнные образовательным учреждением на выходе из проекта:

1) Реализация модели инклюзивного образования детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы.

2) Пакет типовых адаптированных программ для детей с ОВЗ.

3) Сборник методических рекомендаций для педагогов начальной и средней школы по инклюзивному образованию детей с ОВЗ.

4) Включение школы в образовательную сеть школ г.Красноярска, внедряющих инклюзивное образование детей с ОВЗ.

VI. Критерии (индикаторы, показатели) эффективности модели.

1. Создание и успешное внедрение модели инклюзивного образования детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы.

2. Результаты мониторинга образовательных достижений и динамики развития детей с ОВЗ.

3. Совершенствование профессиональной компетентности педагогов инклюзивного образования.

4. Приобретение детьми с ОВЗ позитивного социального опыта. Расширение социальных контактов со сверстниками.

5. Результаты опросов, тестирования, анкетирования родителей детей с ОВЗ, родителей детей без ОВЗ, педагогов.

6. Разработка методических рекомендаций для педагогов по инклюзивному образованию детей с ОВЗ.

Модель инклюзивного образования на территории РФ

Вопрос о выборе образовательного и реабилитацйионного маршрута ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в том числе об определении формы и степени его интеграции в образовательную среду должен решаться исходя из потребностей и особенностей развития и возможностей ребенка при непосредственном участии его родителей.

Просмотр содержимого документа
«Модель инклюзивного образования на территории РФ»

Модель инклюзивного образования на территории РФ

(инклюзивная вертикаль и инклюзивная горизонталь)

Инклюзивная образовательная вертикаль

Комплексная и полисубъектная помощь родителям детей с ОВЗ по ориентации в правовом, социальном, медицинском и психолого-педагогическом поле.

Определение образовательного маршрута для детей с ОВЗ в дошкольных образовательных учреждениях.

Определение формы и степени инклюзии детей с ОВЗ в дошкольную образовательную среду с учетом особенностей их соматического и психического здоровья.

Комплексная и непрерывная подготовка педагогических работников дошкольных образовательных учреждений к инклюзивному образованию.

Формирование толерантного отношения общества к детям с ОВЗ.

Дети с ОВЗ и их родители.

Специалисты органов правовой и социальной защиты населения.

Специалисты медицинских центров (медицинская реабилитация детей с ОВЗ).

Специалисты психологических центров (инклюзивное психическое развитие и коррекция детей с ОВЗ).

Педагогические работники дошкольных образовательных учреждений.

Сотрудники учреждений послевузовского профессионального и дополнительного профессионального образования педагогических работников.

Средства массовой информации.

Подготовка к школе, социализация, психическое развитие и коррекциядетей с ОВЗ.

Психологическая поддержка родителей детей с ОВЗ.

Определение образовательного маршрута детей с ОВЗ в начальной школе.

Определение формы и степени инклюзии детей с ОВЗ в образовательную среду начальной школы с учетом особенностей их соматического и психического здоровья.

Комплексная и непрерывная подготовка педагогических работников дошкольных образовательных учреждений к инклюзивному образованию.

Формирование толерантного отношения общества к детям с ОВЗ.

Дети с ОВЗ и их родители.

Специалисты органов правовой и социальной защиты населения.

Специалисты медицинских центров (медицинская реабилитация детей с ОВЗ).

Специалисты психологических центров (инклюзивное психическое развитие и коррекция детей с ОВЗ).

Педагогические работники дошкольных образовательных учреждений.

Сотрудники учреждений послевузовского профессионального и дополнительного профессионального образования педагогических работников.

Средства массовой информации.

Инклюзивное образование учащихся с ОВЗ в начальной и общеобразовательной школе.

Психологическая поддержка родителей учащихся с ОВЗ.

Определение формы и степени инклюзии учащихся с ОВЗ в общеобразовательную среду школы с учетом особенностей их соматического и психического здоровья.

Комплексная и непрерывная подготовка педагогических работников общеобразовательных школ к инклюзивному образованию.

Формирование толерантного отношения общества к детям с ОВЗ.

Учащиеся с ОВЗ и их родители.

Специалисты органов правовой и социальной защиты населения.

Специалисты медицинских центров (медицинская реабилитация учащихся с ОВЗ).

Специалисты психологических центров (инклюзивное психическое развитие и коррекция, социализация и психологическая реабилитация учащихся с ОВЗ).

Педагогические коллективы общеобразовательных школ.

Сотрудники учреждений послевузовского профессионального и дополнительного профессионального образования педагогических работников.

Средства массовой информации.

Профессиональная ориентация выпускников общеобразовательных школ с ОВЗ в сфере возможных профессиональных интересов и выборов.

Определение профессионального образовательного маршрута длявыпускников общеобразовательных школ с ОВЗ.

Определение формы и степени инклюзии выпускников общеобразовательных школ с ОВЗ в образовательную среду учреждений профессионального образования с учетом особенностей их соматического и психического здоровья.

Комплексная и непрерывная подготовка педагогических работников общеобразовательных школ к инклюзивному образованию.

Формирование толерантного отношения общества к людям с ОВЗ.

Выпускники общеобразовательных школ с ОВЗ и их родители.

Специалисты органов правовой и социальной защиты населения.

Специалисты медицинских центров (медицинская реабилитация учащихся с ОВЗ).

Специалисты психологических центров (социализация и психологическая реабилитациявыпускников общеобразовательных школ с ОВЗ).

Педагогические работники учреждений профессионального образования.

Сотрудники учреждений послевузовского профессионального и дополнительного профессионального образования педагогических работников.

Средства массовой информации.

Профессиональное образованиевыпускников общеобразовательных школ с ОВЗ.

Комплексная и непрерывная подготовка преподавателей учреждений профессионального образования для системы инклюзивного образования.

Трудоустройство выпускников профессиональных образовательных учреждений с ОВЗ по профилю полученного образования.

Формирование толерантного отношения общества к людям с ОВЗ.

Обучающиеся учреждений профессионального образования с ОВЗ и их родители.

Специалисты органов правовой и социальной защиты населения.

Специалисты медицинских центров (медицинская реабилитация людей с ОВЗ).

Специалисты психологических центров (социализация и психологическая реабилитациявыпускников профессиональных образовательных учреждений с ОВЗ).

Педагогические коллективы учреждений профессионального образования.

Сотрудники учреждений послевузовского профессионального и дополнительного профессионального образования педагогических работников.

Статья написана по материалам сайтов: nsportal.ru, izron.ru, kopilkaurokov.ru.

»

Это интересно:  Как работать с дебиторской задолженностью
Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector