+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Независимость судей и подчинение их только закону

Конституционный принцип независимости судей нашел отражение и развитие во многих актах федерального законодательства, регламентирующих разные стороны осуществления правосудия и деятельности судов: в федеральных конституционных законах «О Конституционном Суде Российской Федерации», «Об арбитражных судах в Российской Федерации», «О военных судах в Российской Федерации», «О судебной системе Российской Федерации», в уголовном, гражданском и арбитражном процессуальном законодательстве.

Суд относится к числу государственных учреждений, деятельность которых часто находится в поле зрения различных органов, должностных и частных лиц. Проблема обеспечения независимости судей связана с их взаимоотношениями с другими государственными структурами, хозяйственными и иными организациями, должностными лицами и гражданами. Независимость судей проявляется также и во внутрисудебных отношениях с другими участниками процесса и с вышестоящими судебными органами. Судьи по закону обеспечиваются условиями для беспрепятственного и эффективного осуществления их прав и обязанностей, реальными гарантиями независимости и введением ответственности за незаконное вмешательство в их деятельность.

Указанные положения относятся не только к деятельности профессиональных судей, но и к гражданам, привлекаемым к осуществлению правосудия: присяжным, народным и арбитражным заседателям.

Сама формула подчинения судей «только Конституции» имеет основополагающее значение. Конституция РФ обладает высшей юридической силой, является актом прямого действия, и никакие другие правовые акты, применяемые на территории страны, не должны ей противоречить. Упомянутая формула определяет некоторую специфическую сторону деятельности судей, связанную с правом судов, опираясь на Конституцию, контролировать законность правовых актов, применяемых при осуществлении правосудия.

Судьи вправе использовать положения Конституции, когда конституционная норма не требует дополнительной регламентации и не содержит указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона.

Судам общей юрисдикции также предоставлено право при рассмотрении конкретных дел давать оценку легитимности законов субъектов Федерации и в случае их неконституционности признавать их недействующими, т. е. не подлежащими применению, что влечет необходимость приведения этого закона в соответствие с федеральным законодательством.

Согласно Федеральному закону «О статусе судей в Российской Федерации» судьи несменяемы; судье гарантируется неприкосновенность и предоставление материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу, также предусматривается ответственность за незаконное вмешательство в их деятельность.

В соответствии с Уголовным кодексом РФ установлена повышенная уголовная ответственность: за воспрепятствование осуществлению правосудия (ст. 294); посягательство на жизнь судьи, иных лиц, осуществляющих правосудие (ст. 295); угрозу или насильственные действия в связи с осуществлением правосудия (ст. 296); неуважение к суду (ст. 297); клевету в отношении судьи (ст. 298).

Статья 7. Независимость судей и подчинение их только закону

При осуществлении правосудия по гражданским делам судьи и народные заседатели

независимы и подчиняются только закону. Судьи и народные заседатели разрешают

гражданские дела на основе закона, в соответствии с социалистическим правосознанием,

в условиях, исключающих постороннее воздействие на судей.

Комментарий к статье 7

РФ, согласно которой судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ

и федеральному закону.

В ст.7 говорится о независимости судей и народных заседателей при осуществлении

правосудия. Это вовсе не означает, что судьи независимы и подчиняются только

закону лишь при рассмотрении и разрешении ими спора, то есть в то время, когда

они участвуют в судебном заседании, а до заседания и после него этот принцип

не действует. Введение в ст.7 слов при осуществлении правосудия» преследовало

лишь одну цель — четко определить сферу действия принципа независимости судей

и подчинения их только закону: он действует только при исполнении судьями

и народными заседателями своих служебных, судейских обязанностей и не функционирует

В данной статье речь идет о независимости не только судей, но и народных

Норма, закрепленная в ст.7, предписывает судьям быть независимыми при

исполнении ими своих служебных обязанностей, то есть при разрешении дел и

всех иных вопросов, связанных с их рассмотрением, они не должны быть подчинены

Это интересно:  Где можно узнать свой снилс

кому-либо, а также связаны в своих действиях (и даже в мыслях) волей либо

влиянием граждан, должностных лиц, государственных и иных органов, организаций,

сковывающими или заранее предопределяющими то или иное решение. Судьи должны

рассматривать и разрешать дела в условиях, исключающих всякое постороннее

воздействие на них.

Вместе с тем свободное выражение судьями своей воли при осуществлении

правосудия вовсе не означает, что принимаемые ими по всем вопросам решения

обусловлены только их собственным, ни на чем не основанном усмотрении или

В ст.120 Конституции РФ записано, что судьи независимы и подчиняются

только Конституции РФ и федеральному закону.

Независимость судей и подчинение их только Конституции РФ и федеральному

закону — два органически взаимосвязанных положения. С одной стороны, независимость

судей и народных заседателей — не самоцель, а средство, непременное условие

правильного применения закона, вынесения законных судебных постановлений.

Она означает, что при рассмотрении и разрешении спора судьи никому, кроме

законов, подчиняться не должны. С другой — подчиненность судей только закону

обеспечивает их независимость.

Правовая норма, закрепляющая принцип независимости судей и подчинения

их только закону, адресована не только судьям, но и любым государственным

органам, органам местного самоуправления и иным органам, организациям, должностным

лицам и гражданам. Всем им закон запрещает осуществлять какое-либо воздействие

на судей и вмешательство в их деятельность. Нарушение закона влечет установленную

Принцип независимости судей и подчинения их только закону действует во

всех стадиях процесса и обязателен для судей всех судов общей юрисдикции.

Он проявляется во взаимоотношениях, складывающихся внутри состава суда (при

коллегиальном рассмотрении дел), в отношениях нижестоящих судов с вышестоящими

судами в единой системе судов общей юрисдикции, в отношениях суда с другими

участниками процесса и гражданами, должностными лицами, государственными и

иными органами, организациями, не участвующими в деле.

Реализация данного принципа обеспечивается различными гарантиями.

2. Гарантии независимости судей устанавливаются федеральными законами.

Среди них важное значение имеет Закон РФ от 26 июня 1992 г. «О статусе судей

в Российской Федерации» с последующими изменениями и дополнениями (Ведомости

РФ, 1992, N 30, ст.1792; 1993, N 17, ст.606; СЗ РФ, 1995, N 26, ст.2399).

В ст.1 этого Закона говорится, что в своей деятельности по осуществлению правосудия

судьи независимы, подчиняются только закону и никому не подотчетны.

В соответствии со ст.9 Закона независимость судьи обеспечивается: предусмотренной

законом процедурой осуществления правосудия; запретом под угрозой ответственности

чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия;

установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи; правом

судьи на отставку; неприкосновенностью судей; системой органов судейского

сообщества; предоставлением судье за счет государства материального и социального

обеспечения, соответствующего его высокому статусу.

Гарантии независимости судьи, включая меры его правовой защиты, материального

и социального обеспечения, предусмотренные Законом «О статусе судей в Российской

Федерации» от 26 июня 1992 г., распространяются на всех судей и не могут быть

отменены и снижены иными нормативными актами РФ и субъектов РФ.

В силу ст.10 Закона всякое вмешательство в деятельность судьи по осуществлению

правосудия преследуется по закону. Судья не обязан давать каких-либо объяснений

по существу рассмотренных или находящихся в производстве дел, а также представлять

их кому бы то ни было для ознакомления иначе как в случаях и порядке, предусмотренных

В ст.13 и 14 Закона даны перечни оснований приостановления и прекращения

полномочий судьи. Эти перечни являются исчерпывающими и расширительному толкованию

Судья, полномочия которого прекращены, вправе обжаловать решение квалификационной

коллегии в Верховный Суд РФ.

Независимость судьи гарантирована его неприкосновенностью. Личность судьи

неприкосновенна. Неприкосновенность судьи распространяется также на его жилище

и служебное помещение, используемые им транспорт и средства связи, его корреспонденцию,

Это интересно:  Приоритетные направления деятельности овд в 2020 году

принадлежащие ему имущество и документы. Судья не может быть привлечен к административной

и дисциплинарной ответственности. Судья не может быть привлечен к какой-либо

ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое

решение, если вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена

его виновность в преступном злоупотреблении. Уголовное дело в отношении судьи

может быть возбуждено только Генеральным прокурором РФ или лицом, исполняющим

его обязанности, при наличии на то согласия соответствующей квалификационной

коллегии судей (ст.16 Закона).

Некоторые нормы Закона «О статусе судей в Российской Федерации» адресованы

непосредственно судьям и являются обязывающими или запрещающими.

В ст.3 Закона записано, что судья обязан неукоснительно соблюдать Конституцию

РФ, другие законы. Судья при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных

отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной

власти, достоинство судьи или вызвать сомнения в его объективности, справедливости,

беспристрастности. Судья не вправе быть депутатом, принадлежать к политическим

партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также

совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной,

преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.

Независимость судей судов общей юрисдикции обеспечивается многими нормами

и институтами ГПК.

Независимость судей в гражданском судопроизводстве обеспечивается прежде

всего действием здесь принципов законности, гласности, непрерывности, непосредственности

и др. Реализация принципа независимости судей гарантируется наличием в ГПК

правил, регулирующих порядок разрешения судьями всех вопросов, возникающих

при разбирательстве дела (ст.16), института отвода судей (ст.17-19, 22-24),

правил оценки доказательств (ст.56), правил о тайне совещательной комнаты

(ст.193), норм, ограничивающих права суда, рассматривающего дело в кассационном

Принцип независимости судей и подчинения только закону

— данный конституционный принцип (ст. 120 Конституции РФ, ст. 8 ГПК) относится как к судоустройственным, так и к судопроизводственным принципам. Принцип объединяет два взаимосвязанных положения, а именно:

1) независимость судей;

2) подчинение их только Конституции РФ и федеральному закону.

Судьи рассматривают и разрешают гражданские дела в условиях, исключающих постороннее на них воздействие. Любое вмешательство в деятельность судей по осуществлению правосудия запрещается и влечет за собой установленную законом ответственность (ч. 2 ст. 8 ГПК).

Каждый судья независим при рассмотрении и разрешении дела от мнения иных судей, принимающих участие в разбирательстве деларешение (при коллегиальном рассмотрении) по делу выносится по большинству голосов, каждый судья, в том числе председательствующий, имеет один голос, при голосовании судья не вправе воздержаться от голосования, но обладает правом высказать особое мнение, которое прилагается к судебному решению, председательствующий при вынесении решения голосует последним. Народные заседатели, если дело рассматривается с их участием, обладают равными правами с судьей.

Судьи независимы от заключений, данных различными лицами в процессе. Так, заключение прокурора по делу или по отдельному вопросу не имеет для суда, рассматривающего дело, обязательного значения. Заключения государственных органов, органов местного самоуправления, участвующих в деле в порядке ст. 46 ГПК, подлежат оценке судом и не имеют заранее установленной силы.

Судьи независимы от вышестоящих судебных инстанций. Несмотря на то, что апелляционная, кассационная, надзорная инстанции обладают контрольными полномочиями относительно судебных актов, эти полномочия не нарушают принцип независимости судей.

Подчинение судей только Конституции и федеральному закону составляет вторую и неотъемлемую половину рассматриваемого принципа. В этом также проявляется независимость судей. Суд, рассматривая дело, при установлении несоответствия акта государственного или иного органа закону принимает решение в соответствии с законом (ч. 2 ст. 120 Конституции РФ). При раскрытии понятия принципа независимости судей и подчинения их только федеральному закону принято выделять экономические, политические и правовые гарантии, предоставление судье за счет государства материального и социального обеспечения, судья не вправе быть депутатом, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, назначаемость судей, их несменяемость, неприкосновенность, право на отставку, особый порядок приостановления и прекращения полномочий судьи и др.,кроме того тайна совещания судей, порядок голосования судей при вынесении решения по делу и др.) 2.

Это интересно:  Можно ли сократить беременную женщину

Принцип независимости судей и подчинение их только закону

Значение данного принципа правосудия состоит в создании для судей таких условий осуществления их деятельности, при которых они могли бы рассматривать дела и принимать по ним решения на основе Конституции РФ и федеральных законов, руководствуясь исключительно своим внутренним убеждением. Такая обстановка может быть обеспеченной, если суд огражден от какого-либо воздействия, давления на него со стороны. Только в этом случае может быть реальной самостоятельность судебной власти при осуществлении правосудия, о которой со всей определенностью упоминает ст. 10 Конституции РФ.

Независимость судей является непременным условием отправления правосудия. Независимость — это исключение любого воздействия на судей со стороны других лиц и организаций при рассмотрении судом конкретных дел. При этом суд не связан мнением участников процесса. В каждом случае, принимая решение, суд руководствуется законом, правосознанием, своим внутренним убеждением, основанным на рассмотрении всех обстоятельств дела в совокупности.

В числе средств обеспечения независимости судей Закон «О статусе судей в Российской Федерации» указывает:

  • ? наличие особой процедуры осуществления правосудия;
  • ? установление под угрозой ответственности запрета на вмешательство кого бы то ни было в деятельность по осуществлению правосудия;
  • ? установление порядка приостановления и прекращения полномочий судьи;
  • ? право судьи на отставку;
  • ? неприкосновенность судьи;
  • ? систему органов судейского сообщества;
  • ? предоставление судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу;
  • ? наличие особой защиты государством не только судьи, но и членов его семьи, а также имущества.

К числу гарантий, кроме перечисленных, следовало бы отнести специальный порядок назначения судей и их несменяемость (п. «е» ст. 83, п. «ж» ст. 102, ч. 1 ст. 121 Конституции РФ; ст. 11 Закона «О статусе судей в Российской Федерации»),

Созданием условий, исключающих угрозу независимости извне, поставленная проблема не решается в полной мере. Конечно, существует проблема ограждения суда от влияния со стороны, от посторонних лиц. Но имеется и опасность влияния или заявления на судей со стороны председательствующего или других судей, входящих в судейскую коллегию. Вот почему закон, в особенности при рассмотрении уголовных дел, призван процессуальными средствами решить эту двуединую проблему. В этих целях УПК РФ, в частности, предусматривает постановление приговора в специальном помещении — совещательной комнате. Во время совещания судей в совещательной комнате могут находиться лишь судьи, входящие в состав суда по данному делу; присутствие иных лиц не допускается. При этом в ходе совещания судей председательствующий (в коллегии присяжных — старшина) подает свой голос последним.

Ограждение суда от проникновения влияния извне еще не решает, как было отмечено, проблемы обеспечения тайны совещания судей, поэтому закон запрещает судьям разглашать суждения, имевшие место быть во время совещания. Соблюдение этих требований обеспечивается тем, что нарушение тайны совещания судей признано обстоятельством, влекущим обязательную отмену приговора.

Закрепление в законе принципа независимости судей служит осуществлению судами законности, объективному и беспристрастному выполнению задач правосудия, стабильности общественного сознания и правопорядка в стране.

Статья написана по материалам сайтов: scicenter.online, pravo.studio, bstudy.net.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector