О защите конкуренции на рынке финансовых услуг

Московской государственной юридической академии

Защита конкуренции на рынке финансовых услуг.

Выполнила студентка 41 группы

ЗАЩИТА КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНКЕ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ.

Различие отношений на рынке финансовых услуг и на товарных рынках….….2

Соглашения на рынке финансовых услуг……………………………………..….4

Создание объединений финансовых организаций……………………………. 4

Нормативные акты государственных органов…………………………….…..…5

Недобросовестная конкуренция……………………………………………. ……6

Государственный контроль за концентрацией капитала…………………..…….6

Государственное регулирование деятельности по защите конкуренции на

Ответственность за нарушение законодательства на рынке финансовых

список используемой литературы………………………………………………. 8

татья 10 Гражданского Кодекса содержит запрет использования гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребления доминирующим положением на рынке. Но в силу особенностей разных видов рынков требуется специфический подход в регулировании каждого из них. В этих целях принимаются законы о защите конкуренции на товарных рынках и на рынках финансовых услуг.

1. Чем отличены отношения на рынках финансовых услуг от отношений на товарных рынках. Во-первых, спецификой объекта, по поводу которого они возникают. На рынке товаров обращаются продукты деятельности, предназначенные для продажи или обмена, в том числе работы, услуги. Объектом отношений на рынке финансовых услуг являются финансовые услуги. Они представляют собой деятельность, связанную с привлечением и использованием денежных средств. К финансовым услугам относятся банковские услуги, страховые услуги, услуги, оказываемые профессиональными участниками рынка ценных бумаг.

Во-вторых, спецификой субъекта. На товарном рынке участниками выступают хозяйствующие субъекты, то есть коммерческие организации и их объединения, некоммерческие организации, занимающиеся предпринимательской деятельностью. Участником на рынке финансовых услуг являются финансовые организации. По сравнению с участниками товарного рынка они обладают специальной правоспособностью. Свою деятельность финансовая организация осуществляет на основании лицензии. К этим организациям относятся банки, страховые организации, лизинговые компании, кредитные организации, осуществляющие операции и сделки на рынке ценных бумаг.

Исходя из описанных особенностей необходимо существование различных законов, регулирующих конкуренцию на этих рынках. Закон “ О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках” и закон “О защите конкуренции на рынке финансовых услуг” не могут соотноситься как общий и особенный, но некоторые признаки этого можно выделить. В обоих актах сохранен одинаковый подход к определениям конкуренции, рынка, недобросовестной конкуренции, злоупотребления доминирующим положением. Закон “О защите конкуренции на рынке финансовых услуг” копирует некоторые положения закона “О конкуренции ”. В определении группы лиц и аффилированных лиц он отсылает к законодательству РФ, а закон “О конкуренции” такие определения содержит.

На мой взгляд, в сфере предоставления финансовых услуг можно применять норму закона ”О конкуренции” о недопустимости участия в предпринимательской деятельности должностных лиц органов государственной власти и государственного управления (ст. 9).

В остальных случаях закон “ О конкуренции ” может регулировать отношения по защите конкуренции на рынке финансовых услуг только в тех случаях, когда складывающиеся на этих рынках отношения оказывают влияние на конкуренцию на товарных рынках. Например, если банк приобретает пакет акций предприятия, доля которого на рынке составляет больше 35 процентов.

2. В соответствии с законом “ О защите конкуренции на рынке финансовых услуг” Министерство по антимонопольной политике (МАП) приобрело полномочия в финансовой сфере. Так МАП определяет доминирующее положение на рынке финансовых услуг.

Доминирующее положение определяется как объем финансовых услуг, предоставленных финансовой организацией (несколькими организациями) на рынке финансовых услуг, дающей ей (им) возможность оказывать влияние на общие условия предоставления финансовых услуг или затруднить доступ на этот рынок другим финансовым организациям. Конкретно доля финансовой организации на рынке не указывается, определен только порядок ее определения и органы которые его определяют.

Методика определения доминирующего положения разрабатывается МАП по каждому рынку в отдельности совместно с ФКЦБ, Центральным Банком РФ, Министерством финансов.

Доля отдельной организации на рынке определяется как отношение суммы ее оборота к общей сумме оборота финансовых организаций. Доля рассчитывается по каждому виду финансовых услуг и в установленных границах рынка.

Само доминирующее положение не является предосудительным, но злоупотребление им запрещено.

3 .Соглашения. Закон различает два вида соглашений: 1) между финансовыми организациями; 2) между финансовыми организациями с одной стороны и государственными органами с другой.

Установлены соглашения, которые разрешены и которые запрещены. Статья 6 запрещает соглашения или согласованные действия финансовых организаций, ограничивающих конкуренцию. Критерий оценки противоправности соглашения тот же что и в законе “О конкуренции ”.

Разрешены соглашения направленные на позитивное регулирование рынка финансовых услуг. Их целью должно быть унификация стандартов деятельности, проведение совместных научных исследований, совместную закупку технических средств для осуществления основной деятельности, использование единых программных и технических средств обработки информации и баз данных. Кроме того, Правительство может предусмотреть и другие, не подлежащие запрету условия соглашений.

Обо всех заключаемых соглашениях требуется уведомить федеральный антимонопольный орган. Исключение составляют соглашения организаций, доля на рынке финансовых услуг которых составляет менее установленного норматива.

Федеральный антимонопольный орган, рассмотрев представленные вместе с уведомлением документы выносит решение. Решение носит обязательный характер для участников соглашения они обязаны выполнить указанные требования.

Соглашения, приводящие к ограничению конкуренции могут быть признаны судам недействительными по иску антимонопольного органа. В соответствии с Гражданским Кодексом возмещаются все убытки, причиненные заключением соглашения.

4. Создание объединений финансовых организаций может осуществляться только после получения предварительного согласия антимонопольного органа. Закон, не дает каких либо исключений, для которых такое согласие не обязательно.

Участники или один из них обязаны направить в антимонопольный орган ходатайство о получении такого согласия в срок 30 дней со дня принятия решения о создании объединения.

Антимонопольный орган должен принять в течение 30 дней одно из следующих решений: о признании объединения правомерным либо ограничивающим конкуренцию. В последнем решении могут содержаться обязательные требования о восстановлении необходимых условий конкуренции на рынке финансовых услуг.

5. Нормативные акты государственных органов. Требования, предъявляемые данным актам общие: они не должны быть направлены на ограничение конкуренции, создание необоснованно благоприятных условий отдельным финансовым организациям и (или) ущемляющих интересы других финансовых организаций. Исключения устанавливаются законодательством РФ.

Своеобразное исключение содержится в рассматриваемом законе. Это привлечение финансовых организаций для осуществления отдельных операций со средствами бюджетов. Перечень таких организаций определяется путем проведения открытого конкурса.

Такой конкурс должен проводится во всех случаях не зависимо от уровня бюджета, со средствами которого предполагается осуществлять операции. Определены единые требования к порядку проведения конкурса, который определяется органом власти соответствующего уровня согласованно с антимонопольным органом.

Для проведения конкурса необходимо утвердить порядок его проведения, порядок организации и деятельности конкурсной комиссии, единые требования к участникам, являющиеся предпосылкой справедливого проведения конкурса. Участники конкурса должны быть ознакомлены с правилами его проведения в приемлемый срок. Ограничения, прекращение доступа, исключение из состава участников допускается только в случае нарушения ими правил проведения конкурса.

Для обеспечения равного доступа к участию в конкурсе ни одному из участников не могут быть созданы преимущественные условия, например доступ к конфиденциальной информации, уменьшение платы за участие в конкурсе. Афилированные лица рассматриваются как один участник.

В целях объективного проведения конкурса и оценки его результатов запрещено совмещать деятельность по организации конкурса с деятельностью по участию в нем в любом качестве.

Открытый конкурс проводится на альтернативной основе, то есть число его участников не может быть менее двух.

6. Недобросовестная конкуренция. В законе “О защите конкуренции на рынке финансовых услуг ” сохранен традиционный подход к определению недобросовестности конкуренции.

7. Государственный контроль за концентрацией капитала.

Законом введен термин концентрации капитала. Под концентрацией капитала понимается слияние, присоединение финансовых организаций, приобретение ими активов или акций (долей в уставном капитале) друг друга, а также приобретение третьими лицами активов или акций (долей в уставном капитале) финансовой организации.

Государственный контроль осуществляется в случаях:1) приобретения юридическим или физическим лицом (группой лиц) более 20 процентов акций (долей в уставном капитале), активов, величина активов превышает величину, установленную Правительством. Приобретение может быть результатом одной или нескольких сделок. 2) приобретение прав, позволяющих определять условия осуществления финансовой организацией ее предпринимательской деятельности или осуществлять функции ее исполнительного органа. Основанием приобретения могут быть договор о доверительном управлении, договор о совместной деятельности, договор поручения и т.п.

Это интересно:  Письмо с просьбой заключить договор

3) создание финансовой, изменение уставного капитала, слияние, присоединение финансовых организаций.

В зависимости от того превышает ли размер уставного капитала, активы, акции размер, установленный Правительством, различается порядок контроля за названными сделками. При превышении размера требуется предварительное согласие антимонопольного органа, то есть осуществляется предварительный контроль. Если размер не превышает установленный, то антимонопольный орган уведомляется после совершения сделки, в течение 30 дней.

Список документов предъявляемых при уведомлении и для получения предварительного согласия, одинаковый. Предоставления иных документов антимонопольный орган требовать не вправе. В случае не предоставления достоверных документов в ходатайстве о получении предварительного согласия отказывается.

Предоставленные документы рассматриваются в течение 30 дней, о результатах рассмотрения сообщается участникам сделок. Антимонопольный орган принимает одно из следующих решений: об отклонении либо удовлетворении ходатайства о получении предварительного согласия на совершения сделок, решение о признании сделок правомерными либо ограничивающими конкуренцию на рынке финансовых услуг.

Отклонение ходатайства о получении предварительного согласия возможно, если его удовлетворения может привести к усилению, возникновению доминирующего положения либо ограничению конкуренции. В таком решении могут быть указаны требования, при исполнении которых такое ходатайство удовлетворяется. Ходатайства также могут быть удовлетворены, если несмотря на ограничение конкуренции на финансовом рынке участники сделки докажут, что положительный эффект превысит негативные последствия, или если они докажут, что владение акциями связано исключительно с получением дохода по ним, а не управлением организацией или иным воздействием на ее деятельность.

Сделки, приводящие к ограничению конкуренции, возникновению или усилению доминирующего положения на финансовом рынке, совершенные без соблюдения установленного порядка, могут быть признаны недействительными в судебном порядке по иску антимонопольного органа.

8. Государственное регулирование деятельности по защите конкуренции на рынке финансовых услуг. Государственная политика по развитию конкуренции и антимонопольному регулированию осуществляется МАП совместно с соответствующим органом в зависимости от вида рынка. Это Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг, Центральный банк, Министерством финансов. МАП и названные органы координируют свою деятельность на основе функционального распределения обязанностей, соответствующей специализации, разграничения ответственности.

Закон “О защите конкуренции на рынке финансовых услуг ”подтвердил полномочия права и обязанности, указанные в законе “О конкуренции ” и в отношении финансового рынка.

9. Ответственность за нарушение законодательства на рынке финансовых услуг.

Ответственность возлагается на федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов, местного самоуправления (их руководителей), финансовые организации (их руководителей), граждан, индивидуальных предпринимателей. Кроме обязанности выполнить законные требования антимонопольного органа на них могут быть наложены штрафы.

Размеры штрафов закон не определяет. По-видимому, конкретные суммы должны быть определены Кодексом об административных правонарушениях.

Кроме гражданско-правовой и административной ответственности предусмотрена уголовная ответственность за монополистические действия и ограничение конкуренции.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Закон “О защите конкуренции на рынке финансовых услуг ” от 23 июня

1999 года “ Российская газета ” 29 июня 1999 года.

Федеральный закон о защите конкуренции»: вопросы регламентации рынка финансовых услуг

Т.Ю. Зарипова, помощник проректора по научной работе, ассистент кафедры финансового права Института экономики, управления и права (г. Казань).

В конце 1990-х — начале 2000-х годов спрос на финансовые услуги резко повысился. Это было вызвано несколькими обстоятельствами, и прежде всего тем, что законодатель предпринял ряд инициатив, гарантирующих инвесторам сохранность и окупаемость их вложений.

Действия законодателя осуществлялись по трем направлениям:

  1. развитие институтов, ранее не функционировавших на российском рынке либо работавших неинтенсивно (например, ПИФы);
  2. увеличение объемов финансирования отдельных отраслей рынка финансовых услуг за счет внебюджетных ресурсов (например, развитие института обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств, увеличение объема потребительского кредитования банковскими организациями);
  3. совершенствование правового регулирования на рынке финансовых услуг (например, нормативных правовых актов, направленных на устранение пробелов в законодательстве об акционерных обществах, о банках и банковской деятельности, об обращении ценных бумаг на организованных рынках и правилах проведения торгов).

Рынок, увеличивая свои объемы за счет дополнительных вливаний, привлекает к себе все большее число участников. Это ведет к увеличению числа правоотношений, возникающих на рынке финансовых услуг, а также количества лиц, участвующих в них. Так, с 2003 по 2005 год количество страховых компаний в России увеличилось на 15%, банковских организаций — на 8%.

Стремительный рост количества субъектов рынка финансовых услуг, отношений между ними (как в количественном, так и в ценовом выражении) объективно определил формирование конкурентной среды как важнейшего элемента добросовестной конкуренции.

Круг участников рынка финансовых услуг делится с точки зрения отношения к финансовым ресурсам на две большие группы: 1) лица, предоставляющие финансовые услуги; 2) лица, получающие финансовые блага по итогам предоставления такой услуги. Интересы субъектов, оказывающих финансовые услуги, часто расходятся с интересами получателей результатов таких услуг, во-первых, в области оценки качества предоставленной услуги, во-вторых, в сфере эффективности финансового результата.

Задача законодательной власти — четко реализовать государственную стратегию формирования и регулирования конкурентной среды на рынке финансовых услуг. Для ее воплощения необходимы детально проработанные нормы антимонопольного законодательства.

Необходимо отметить некоторые положительные моменты Закона о защите конкуренции. Изменен подход к ключевым понятиям конкурентного законодательства. С учетом правоприменительной практики уточнено базовое для данного вида законодательства понятие товара. В сферу регулирования конкурентных отношений могут быть включены отношения между хозяйствующими субъектами, возникающие по поводу оборота объектов гражданских прав, предназначенных для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Закон о защите конкуренции содержит уточненное понятие товарного рынка, учитывающее специфику большинства современных товарных рынков как глобальных, выходящих за пределы государственных границ и подверженных воздействию хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность за пределами России. Из определения исключен такой признак, как географическое расположение товарного рынка на территории России или ее части, что позволит антимонопольному органу при осуществлении анализа этого рынка определять состояние конкуренции на нем с учетом наличия зарубежных производителей (продавцов, потребителей) соответствующего товара.

Положительным моментом Закона о защите конкуренции является уточнение понятия группы лиц. Отдельная глава — глава 5 посвящена предоставлению государственной или муниципальной помощи. Однако Закон нуждается в корректировке.

Предметом отношений на рынке финансовых услуг в отличие от товарного рынка выступает выраженная в денежном эквиваленте услуга, а не материально-определенный товар. Специфика правового регулирования на финансовом рынке должна четко прослеживаться. В п. 2 ст. 1 Закона о защите конкуренции установлены цели Закона. Целесообразно изложить эту норму в следующей редакции: «Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарного и финансового рынка».

Под товаром понимается объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, в том числе финансовая), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот (п. 1 ст. 4 Закона о защите конкуренции). Понятия «товар» и «финансовая услуга» не тождественны. Так, товаром по договору купли-продажи могут быть любые вещи с соблюдением правил, предусмотренных ст. 129 ГК РФ (ст. 455 ГК РФ). Объектом гражданских прав могут быть согласно ст. 128 ГК РФ вещи, включая в себя деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; информация; результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность, нематериальные блага). Следовательно, объектом гражданских прав могут быть как товар, так и услуга, в том числе финансовая, но нецелесообразно отождествлять эти понятия. Желательно исключить из п. 1 ст. 4 Закона о защите конкуренции термин «финансовая услуга» и не рассматривать ее применительно к товару.

В Законе о защите конкуренции приведены определения основных понятий, в том числе товарного рынка, но, к сожалению, отсутствует определение понятия финансового рынка. Целесообразно дополнить ст. 4 Закона следующим абзацем: «Рынок финансовых услуг представляет собой систему денежных отношений, функционирующую путем взаимодействия субъектов рынка финансовых услуг и обеспечивающую получение прибыли финансовыми организациями и удовлетворение потребностей получателей финансовых услуг».

Это интересно:  Какой срок давности по штрафу егаис

Согласно п. 7 ст. 4 Закона конкуренция — это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Это определение необходимо дополнить словами: «рынке финансовых услуг».

В п. 9 ст. 4 Закона о защите конкуренции приведено определение понятия «недобросовестная конкуренция». Это сложная правовая конструкция, не отвечающая параметрам недобросовестной конкуренции. Из определения нужно исключить такие категории, как добросовестность, разумность и справедливость. Эти неправовые понятия относятся к нормам морали, нравственности, что не позволяет использовать их в качестве оценочных в праве. Они не могут быть исчерпывающим образом определены даже доктринально, а тем более в нормативном акте. Ни в ГК РФ, ни в ином федеральном законе определить какие-то подходы, параметры, понятия добросовестности, справедливости, разумности в принципе невозможно .

Вопросы, касающиеся определения критериев добросовестности, справедливости, разумности, рассмотрены также в статье В. Витрянского «Новый Гражданский кодекс и суд», включенной в информационный банк согласно публикации — «Хозяйство и право», 1997, N 6.

См.: Витрянский В. Гражданский кодекс и суд // Вестник ВАС РФ. 1997. N 7. С. 132.

К. Скловский считает, что в наиболее общем смысле понятие «добрая совесть» выражает исходную позицию лица, уважающего своего контрагента, видящего в нем равного себе . Такое понимание этого понятия можно обнаружить и в выводах Д.В. Дождева. Он отмечает, пожалуй, самый важный аспект концепции добросовестности: «Признание воли другого, уважение к автономии контрагента оказывается одной из форм выражения собственной автономии, заявления о социальной ценности собственной личности. Соблюдая установленные правила поведения, субъект обеспечивает действенность своего волеизъявления, защиту и прочность той или иной связи. На уровне индивидуальных поведенческих установок и ценностных ориентаций такая конформность принципам справедливости выражает понятие добросовестности. Этот психологический аспект правового поведения, будучи продуктом правового принципа формального равенства и соразмерности в отношениях обмена, отражает необходимое участие субъекта правового общения в формировании и поддержании правовых установок и принципов» .

Можно дать следующую трактовку определения недобросовестной конкуренции. Недобросовестная конкуренция представляет собой любые действия хозяйствующего субъекта (группы лиц), финансовых и иных кредитных организаций, совершенные в нарушение норм законодательства и обычаев делового оборота единолично либо в порядке соглашений или согласованных действий с третьими лицами и направленные на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности как на товарном, так и на финансовом рынке, в результате которых причинены (могут быть причинены) убытки другим хозяйствующим субъектам — конкурентам либо нанесен (может быть нанесен) вред их деловой репутации.

В Законе о защите конкуренции понятие «потребитель» должно быть шире и включать в себя возможность приобретать товар или услугу физическим или юридическим лицом и для предпринимательской деятельности. В отличие от целей потребителя единственной целью предпринимателя является получение прибыли. Включение в понятие «потребитель» граждан, которые еще только имеют намерение купить товар или заказать услугу, имеет большое значение для реализации их прав на ознакомление с товаром, получение информации о товаре, условиях его продажи, изготовителе и т.д.

Закон о защите прав потребителей не распространяется на потребителей — юридических лиц, а также на потребителей — физических лиц (граждан), если они используют, приобретают, заказывают либо имеют намерение приобрести или заказать товар (работу, услугу) для предпринимательских целей, а также на договорные отношения между гражданами по поводу удовлетворения их нужд.

Как разъяснил МАП России в Приказе от 20.05.1998 N 160 «О некоторых вопросах, связанных с применением Закона РФ «О защите прав потребителей», не является потребителем гражданин, приобретающий товар (заказывающий работы, услуги) для организаций и за их счет с целью использования в производстве. Но гражданин, заказывающий личные услуги, хотя бы и за счет организации в связи с производственной необходимостью, должен считаться потребителем.

Недопустимо использовать в законодательстве два разных определения одного и того же термина. Вместо понятия «потребитель» надо использовать понятие «получатель товаров или услуг» и дополнить ст. 4 Закона о защите конкуренции следующим определением: «Получатель товаров или услуг — это физическое или юридическое лицо, приобретающее или выразившее намерение приобрести товар либо воспользоваться финансовой услугой».

Определение понятия «монополистическая деятельность» приведено в п. 10 ст. 4 Закона о защите конкуренции. Его следует дополнить расширенным субъектным составом применительно к рынку финансовых услуг, т.е. изложить в следующей редакции: «Монополистическая деятельность — это злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц, финансовой и иными кредитными организациями своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством; иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью».

В ст. 8 Закона о защите конкуренции речь идет о согласованных действиях хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию, применительно только к товарным рынкам. Эту статью необходимо дополнить положением о рынке финансовых услуг.

Принятие Закона о защите конкуренции — серьезный шаг законодателя на пути совершенствования антимонопольного законодательства как на товарном рынке, так и на рынке финансовых услуг. Необходимо уточнять антимонопольную политику, целью которой является создание равных конкурентных условий для всех участников гражданского оборота. Антимонопольное законодательство невозможно формировать вне взаимодействия с нормами гражданского, уголовного и административного права, так как оно — яркий пример сочетания публичного и частного права. Следовательно, необходимы дополнения в Закон о защите прав потребителей, Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и др.

«Комментарий к Федеральному закону «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» (постатейный) (Ткачев А.А.) («Юстицинформ», 2002)

КОММЕНТАРИЙ
К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ «О ЗАЩИТЕ КОНКУРЕНЦИИ
НА РЫНКЕ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ»
Материал подготовлен с использованием правовых актов
по состоянию на 26 ноября 2001 года
А.А. ТКАЧЕВ
Сведения об авторе
Ткачев Александр Александрович — родился в 1975 году в Оренбургской области. В 1999 году окончил с отличием Московскую академию экономики и права по специальности «Юриспруденция».
С августа 1998 года является сотрудником Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России). Более двух лет проработал в юридической службе МАП России, в том числе в качестве заместителя руководителя Юридического департамента Министерства. В настоящее время занимает должность заместителя руководителя Департамента защиты конкуренции на рынке финансовых услуг. В рамках служебных обязанностей обеспечивает правовое сопровождение деятельности Департамента.
Готовил аналитические обзоры судебной практики по применению антимонопольного законодательства. Разработал ряд проектов нормативных правовых актов МАП России, связанных с реализацией конкурентных законов. Является автором многих информационных писем, выпущенных МАП России, по вопросам применения антимонопольного законодательства.
Используя знание английского и французского языков, изучает иностранный опыт применения антимонопольного законодательства и готовит предложения по совершенствованию антимонопольного законодательства Российской Федерации.
Является автором более 20 статей, посвященных применению отдельных положений антимонопольного законодательства на товарных и финансовых рынках.
ВВЕДЕНИЕ
Федеральный закон «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» (далее — Закон) вступил в силу более двух лет назад, но, несмотря на сложности применения антимонопольного законодательства, комментариев к этому Закону, а также к Закону РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (далее — Закон о конкуренции на товарных рынках) до настоящего времени не подготовлено.
К началу 2001 г. федеральный антимонопольный орган практически полностью завершил формирование методической и подзаконной базы, необходимой для реализации Закона. За это время накоплена определенная судебная и административная практика реализации положений комментируемого Закона. В целях выработки единого подхода к применению Закона МАП России проводит семинары, посвященные развитию конкуренции на рынке финансовых услуг. При Министерстве создаются экспертные советы для аналитической оценки правоприменительной практики и выработки рекомендаций, направленных на совершенствование антимонопольного законодательства. В периодических изданиях опубликован ряд статей, посвященных правовому анализу Закона. Таким образом, Закон прошел апробацию — его положения легли в основу актов федерального антимонопольного органа, состоялись судебные решения, ученые и специалисты высказали мнение о применении тех или иных положений Закона. В предлагаемом Комментарии подводятся некоторые итоги правоприменительной деятельности антимонопольных органов за время действия Закона и дается анализ складывающихся отношений на рынке финансовых услуг.
Многие положения Закона дублируют нормы Закона о конкуренции на товарных рынках, в связи с чем выводы, сделанные судебной практикой по применению Закона о конкуренции на товарных рынках, применимы также для Закона. При подготовке Комментария учитывались многолетняя практика МАП России и его территориальных органов по применению антимонопольного законодательства на товарных рынках и официальные разъяснения федерального антимонопольного органа, рассмотрены конкретные судебные и административные споры, в том числе выводы высших судебных инстанций — Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Конституционного Суда Российской Федерации, сопоставлены взгляды ведущих российских ученых в области антимонопольного законодательства, использованы статистические данные по применению законов, действующих в сфере конкуренции на товарном и финансовом рынках.
При подготовке Комментария использовались также Методические рекомендации по применению Федерального закона «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг», утвержденные МАП России 18 декабря 2000 г., в разработке которых принимал участие автор. В связи с чем выводы, сделанные в представленном Комментарии, во многом соответствуют правовой позиции федерального антимонопольного органа.
Автор выражает благодарность коллективу Департамента защиты конкуренции на рынке финансовых услуг МАП России за помощь в подготовке Комментария.
23 июня 1999 года N 117-ФЗ

Это интересно:  Договор аренды квартиры с мебелью и оборудованием

О защите конкуренции на рынке финансовых услуг

23 июня 1999 года принят Федеральный закон «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг», предметом регулирования которого являются отношения, влияющие на конкуренцию на рынке ценных бумаг, банковских, страховых и иных услуг и связанные с защитой конкуренции на рынке финансовых услуг. Закон вступает в силу по истечении шести месяцев со дня официального опубликования (опубликован 29 июня 1999 года в «Российской газете»).

Под финансовой услугой Закон понимает деятельность, связанную с привлечением и использованием денежных средств юридических и физических лиц. В качестве финансовых услуг рассматриваются осуществление банковских операций и сделок, предоставление страховых услуг и услуг на рынке ценных бумаг, заключение договоров финансовой аренды (лизинга) и договоров по доверительному управлению денежными средствами или ценными бумагами, а также иные услуги финансового характера.

Помимо юридических лиц, осуществляющих на основании соответствующей лицензии банковские операции и сделки либо предоставляющих услуги на рынке ценных бумаг, услуги по страхованию или иные финансовые услуги, к финансовым организациям Закон относит также негосударственные пенсионные фонды, их управляющие компании, управляющие компании паевых инвестиционных фондов, лизинговые компании, кредитные потребительские союзы и иные организации, осуществляющие операции и сделки на рынке финансовых услуг. Положения данного Закона распространяются также на индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на рынке финансовых услуг на основании соответствующей лицензии.

Закон содержит ряд норм, направленных на защиту конкуренции на рынке финансовых услуг.

Во-первых, Закон запрещает финансовым организациям, занимающим доминирующее положение на рынке финансовых услуг, затруднять доступ на рынок финансовых услуг другим финансовым организациям и оказывать негативное влияние на общие условия предоставления финансовых услуг на рынке. Например, запрещается включать в договор дискриминационные условия, которые ставят финансовую организацию в неравное положение по сравнению с другими финансовыми организациями, устанавливать при заключении договора необоснованно высокую или низкую цену на предоставляемую финансовую услугу, давать согласие заключить договор лишь при условии внесения в него положений, в которых финансовая организация не заинтересована.

Во-вторых, не допускаются и признаются полностью или частично недействительными достигнутые в любой форме соглашения или согласованные действия, прямо либо косвенно направленные на:

установление или поддержание цен, тарифов, скидок, надбавок, доплат, наценок, процентных ставок;
повышение, снижение или поддержание цен на торгах; раздел рынка финансовых услуг по территориальному принципу, по видам предоставляемых финансовых услуг либо по потребителям финансовых услуг;
ограничение доступа на рынок финансовых услуг или устранение с него других финансовых организаций;
установление необоснованных критериев членства, являющихся барьерами при вступлении в платежные или иные системы, без участия в которых конкурирующие между собой финансовые организации не смогут предоставить своим потребителям необходимые финансовые услуги, чтобы конкурировать на рынке финансовых услуг.
Запрету, однако, не подлежат соглашения или согласованные действия финансовых организаций, условия которых своей целью имеют унификацию стандартов деятельности финансовых организаций — участников соглашений, проведение совместных научных исследований и разработок, использование единых программных и технических средств обработки информации и баз данных, а также в других случаях, предусмотренных законодательством России.

Обо всех заключенных в любой форме соглашениях или о принятых решениях о ведении согласованных действий финансовые организации обязаны направлять уведомление в федеральный антимонопольный орган, за исключением соглашений или согласованных действий, имеющих либо могущих иметь в совокупности долю на рынке финансовых услуг менее норматива, установленного Правительством Российской Федерации.

Необходимо также отметить, что создание объединений, ассоциаций и союзов финансовых организаций осуществляется только после получения предварительного согласия федерального антимонопольного органа.

Третье ограничение, направленное на защиту конкуренции на рынке финансовых услуг, состоит в том, что органы исполнительной власти всех уровней, а также Банк России не вправе принимать нормативные правовые акты и совершать действия, направленные на создание необоснованно благоприятных условий отдельным финансовым организациям и ущемляющие интересы других финансовых организаций, за исключением случаев, установленных законодательством России. Им также запрещается: необоснованно препятствовать созданию новых финансовых организаций на рынке финансовых услуг; ограничивать иначе, как на основании федерального закона, доступ финансовых организаций на рынок или устранять с него финансовые организации; препятствовать деятельности финансовых организаций; устанавливать нормы, ограничивающие потребителям финансовых услуг выбор финансовых организаций; предоставлять одной или нескольким финансовым организациям льготы, ставящие их в преимущественное положение по отношению к другим финансовым организациям, работающим на одном и том же рынке финансовых услуг.

Следует также отметить, что перечень финансовых организаций, привлекаемых для осуществления операций со средствами соответствующих бюджетов, определяется путем проведения открытого конкурса, порядок проведения которого также установлен данным Законом.

Четвертым ограничением является запрет недобросовестной конкуренции, которая выражается в действиях, направленных на получение преимуществ при осуществлении деятельности на рынке финансовых услуг, которые противоречат российскому законодательству и обычаям делового оборота и могут причинить или причинили убытки другим финансовым организациям — конкурентам либо нанесли ущерб их деловой репутации, в том числе:

распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другой финансовой организации либо нанести ущерб ее деловой репутации;
некорректное сравнение организацией предоставляемых финансовых услуг с финансовыми услугами, предоставляемыми другими финансовыми организациями;
получение, использование и разглашение информации, составляющей служебную или коммерческую тайну, без согласия ее владельца, если такие действия не предусмотрены законодательством России.
Законом также четко определено, в каких случаях осуществляется государственный контроль за концентрацией капитала. В частности, государственный контроль за приобретением активов или акций (долей в уставном капитале) финансовых организаций осуществляется при приобретении юридическим или физическим лицом (или группой лиц) более 20% акций (долей в уставном капитале) финансовой организации.

Вообще, Закон устанавливает широкие полномочия федерального антимонопольного органа, который осуществляет государственную политику по развитию конкуренции и антимонопольному регулированию на рынке финансовых услуг, однако при этом указывается, что эта политика осуществляется совместно с Банком России, ФКЦБ РФ, Росстрахнадзором и иными федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими регулирование на рынке финансовых услуг. Предписания федерального антимонопольного органа обязательны для исполнения финансовыми организациями. В случае нарушения антимонопольного законодательства федеральный антимонопольный орган вправе в административном порядке налагать штрафы и выносить предупреждения в соответствии с российским законодательством. Заинтересованные лица вправе обжаловать решения антимонопольного органа в суде.

Статья написана по материалам сайтов: wiselawyer.ru, www.lawmix.ru, www.epigraph.info.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector