Объектом финансового контроля являются

9. Финансовый контроль

9.1. Сущность, задачи и органы финансового контроля

Финансовый контроль на предприятии представляет собой совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ним вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации. Финансовый контроль является формой реализации контрольной функции финансов.

Он включает контроль за соблюдением финансово-хозяйственного законодательства в процессе формирования и использования фондов денежных средств; оценку экономической эффективности финансово-хозяйственных операций и целесообразности произведенных расходов.

Финансовый контроль призван обеспечивать интересы и права как государства и его учреждений, так и всех других экономических субъектов; финансовые нарушения влекут санкции и штрафы.

Финансовый контроль за деятельностью предприятий включает также контроль со стороны кредитных учреждений, акционеров и внутренний контроль: проверку эффективности и целесообразности использования денежных ресурсов – собственных, заемных и привлеченных; анализ и сопоставление фактических финансовых результатов с прогнозируемыми; финансовую оценку результатов инвестиционных проектов; правильность и достоверность финансовой отчетности; контроль за финансовым состоянием.

Объектом финансового контроля являются денежные распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме денежных средств на всех уровнях и звеньях народного хозяйства.

Сферой финансового контроля являются практически все операции, совершаемые с использованием денег, а в некоторых случаях и без них (бартерные сделки и др.).

При финансовом контроле проверяют: соблюдение требований закона и целевого характера использования средств; пропорции распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта, национального дохода и доходов хозяйствующих субъектов; разработку и исполнение бюджетов (бюджетный контроль); финансовое состояние, в том числе платежеспособность; эффективность использования трудовых материальных и финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов и бюджетных учреждений; правильность исчисления и уплаты налогов и другое.

Задачами финансового контроля являются:

– обеспечение соблюдения законности финансовой деятельности;

– предупреждение неплатежеспособности и банкротства;

– обеспечение правильности и своевременности выполнения обязательств перед государством;

– выявление внутренних резервов и повышение эффективности работы предприятия посредством более рационального расходования ресурсов;

– проверка правильности ведения бухгалтерского учета;

– определение размеров ущерба;

– выявление и объективное исследование возможной ответственности менеджеров и др.

Система органов финансового контроля в развитых странах однотипна и включает:

1) счетную палату с подчинением парламенту или президенту страны. Цель этого ведомства – контроль за расходованием государственных средств и государственного имущества;

2) налоговое ведомство, контролирующее поступление налоговых доходов в государственную казну;

3) контролирующие структуры в составе государственных ведомств, осуществляющие проверки и ревизии подведомственных учреждений;

4) аудиторские фирмы, осуществляющие на коммерческой основе проверку и подтверждение законности финансовых операций и достоверности отчетности;

5) службы внутреннего контроля на предприятиях, задачи которых – снижение издержек, оптимизация финансовых потоков и увеличение прибыли.

9.2. Классификация финансового контроля

Финансовый контроль можно условно классифицировать по разным критериям:

– методам финансового контроля: проверки, обследования, надзор, анализ финансовой деятельности, наблюдение (мониторинг), ревизии;

– форме проведения: обязательный (внешний), инициативный (внутренний);

– времени проведения (предварительный, текущий (оперативный), последующий);

– объектам контроля (бюджетный, налоговый, валютный, кредитный, страховой, инвестиционный, контроль за денежной массой).

– субъектам контроля (государственный, ведомственный, внутрифирменный, аудиторский).

В процессе проведения проверок рассматриваются отдельные вопросы финансовой деятельности и намечаются меры для устранения выявленных нарушений.

Обследование в отличие от проверки охватывает более широкий спектр финансово-экономических показателей обследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития.

Надзор осуществляется контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов. Например, за деятельностью коммерческих банков надзор осуществляет Центральный банк России. Несоблюдение нормативов, приводящее к риску банкротства и ущемлению интересов клиентов, влечет за собой отзыв лицензии.

Анализ финансовой деятельности проводится по материалам финансово-бухгалтерской отчетности предприятия с целью общей оценки результатов финансовой деятельности предприятия, его финансового состояния, обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования.

Наблюдение (мониторинг) – постоянный контроль со стороны кредитора за использованием выданного кредита и финансовым состоянием предприятия-заемщика. В случае снижения платежеспособности заемщика банк может предпринять мероприятия по ужесточению условий кредитования или потребовать досрочного возврата кредита.

Ревизия – наиболее глубокий и всеобъемлющий метод финансового контроля. Ревизии могут быть полные и частичные; комплексные и тематические; плановые и внеплановые; документальные и фактические (т. е. проверка не только документов, но и наличия денег и товарно-материальных ценностей). Результаты ревизии оформляются актом, на основании которого принимаются меры по устранению нарушений, возмещению материального ущерба и привлечению виновных к ответственности.

Обязательный (внешний) контроль финансовой деятельности юридических и физических лиц осуществляется на основе закона.

Инициативный (внутренний) контроль не вытекает из финансового законодательства, но является неотъемлемой частью управления финансами для достижения тактических и стратегических целей.

Финансовый контроль, проводимый до совершения финансовых операций, называется предварительным. Он предусматривает оценку финансовой обоснованности планируемых расходов для предотвращения неэффективного использования ресурсов и нанесения ущерба деятельности предприятия. Предварительный финансовый контроль заключается в разработке финансовых планов и смет, кредитных и кассовых заявок; финансовых разделов бизнес-планов, составлении проектов бюджетов, а также учредительных договоров, договоров о совместной деятельности и т. д.

Текущий (оперативный) финансовый контроль проводится в процессе совершения финансовых операций. Его задачей является контроль правильности, законности и целесообразности расходов и доходов, своевременности осуществления расчетов. Способствует соблюдению финансовой дисциплины, предупреждает возможные злоупотребления. Осуществляется бухгалтерскими службами.

Последующий финансовый контроль проводится путем анализа и ревизии отчетной финансовой и бухгалтерской документации. Предназначен для оценки результатов финансовой деятельности экономических субъектов, эффективности осуществления финансовой стратегии, выявления недостатков и упущений в использовании ресурсов, привлечения виновных к ответственности, принятия мер по предотвращению в дальнейшем случаев нарушения финансовой дисциплины.

9.3. Государственный финансовый контроль

Государственный финансовый контроль осуществляется уполномоченными государственными органами в пределах их компетенции в любой сфере экономики и управления, а также ведомственного финансового контроля, проводимого министерствами и ведомствами в отношении подведомственных предприятий и организаций.

Государственный финансовый контроль осуществляется Счетной палатой Федерального собрания, Главным контрольным управлением Президента РФ, Контрольно-ревизионным управлением (КРУ) и Главным управлением казначейства Минфина РФ, Федеральной таможенной службой, Федеральной налоговой службой, Федеральной службой по финансовым рынкам.

Сфера полномочий Счетной палаты – контроль за федеральной собственностью и федеральными денежными средствами. Контролю подлежат все юридические лица – государственные органы и учреждения.

Счетная палата обязана также контролировать состояние государственного внутреннего и внешнего долга РФ, а также деятельность Центрального банка России по обслуживанию государственного долга; эффективность использования иностранных кредитов и займов, получаемых Правительством РФ, а также предоставление Россией средств в форме займов и на безвозмездной основе иностранным государствам и международным организациям.

Это интересно:  Скоропортящиеся продукты список санпин

Основные формы контроля, проводимого Счетной палатой, – тематические проверки и ревизии.

Президентский контроль за финансами осуществляется путем издания указов по финансовым вопросам, подписания федеральных законов; назначения и освобождения от должности министра финансов РФ; представления Государственной Думе кандидатуры для назначения на должность председателя Центрального банка. Определенные функции финансового контроля выполняет Контрольное управление Президента РФ.

Министерство финансов РФ (Минфин) не только разрабатывает финансовую политику страны, но и непосредственно контролирует ее осуществление. Минфин прежде всего осуществляет финансовый контроль в процессе разработки федерального бюджета; контролирует поступление и расходование бюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов; участвует в проведении валютного контроля; контролирует направление и использование государственных инвестиций. Оперативный финансовый контроль в рамках Министерства финансов РФ осуществляют Контрольно-ревизионное управление (КРУ) и органы Федерального казначейства. Кроме того, органы КРУ проводят проверки по заданиям правоохранительных органов.

Органы Казначейства призваны осуществлять контроль за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств. Как правило, в ходе проверок они взаимодействуют с Министерством по налогам и сборам и правоохранительными органами.

Помимо рассмотренных выше органов финансового, универсальных органов контроля, в России существует ряд специализированных органов финансового контроля, сферой деятельности которых является конкретная область финансов.

Главной задачей налоговых органов является контроль за соблюдением налогового законодательства. На Федеральную налоговую службу возложены следующие функции: 1) выработка основных направлений налоговой политики и её осуществление; 2)координация деятельности территориальных налоговых органов; 3) взаимодействие с другими контролирующими и правоохранительными органами. Текущий налоговый контроль и учет налогоплательщиков осуществляют городские и районные налоговые инспекции.

Федеральная служба страхового надзора проводит лицензирование страховой деятельности, осуществляет контроль за обоснованностью страховых тарифов и обеспечением платежеспособности страховщиков.

ЦБ РФ организует и контролирует денежно-кредитные отношения в стране, осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков.

На Федеральную таможенную службу возложен контроль за соблюдением налогового, таможенного и валютного законодательства при перемещении товаров через таможенную границу РФ.

Министерства, ведомства и другие органы государственного управления осуществляют ведомственный финансовый контроль за ходом финансово-хозяйственной деятельности подведомственных им предприятий, учреждений, организаций. Цель ведомственного финансового контроля – обеспечение сохранности и использование материальных и финансовых ресурсов; пресечение фактов расточительства, бесхозяйственности, приписок; проверка состояния бухгалтерского учета и отчетности.

9.4. Негосударственный финансовый контроль

К негосударственным видам финансового контроля относятся внутрихозяйственный, контроль со стороны коммерческих банков и страховых компаний, аудиторский контроль.

Внутрихозяйственный финансовый контроль производится экономическими службами самого предприятия – бухгалтерией, финансовым отделом, службой финансового менеджмента и прочими – за финансами своего предприятия, его филиалов и дочерних структур.

За соблюдение государственной финансовой дисциплины и финансового законодательства в первую очередь отвечает главный бухгалтер.

Коммерческие банки по поручению Центрального банка России обязаны контролировать соблюдение их клиентами – физическими и юридическими лицами – установленного государством порядка ведения расчетно-кассовых операций и валютного законодательства. По своей инициативе коммерческие банки анализируют финансовую деятельность хозяйствующих субъектов для оценки их кредитоспособности при предоставлении ссуды и осуществляют контроль в форме наблюдения (мониторинга) за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием для определения вероятности возврата ссуды с начисленными процентами в установленные сроки.

Аудиторский контроль – независимый вневедомственный финансовый контроль, который проводится с целью проверки правильности ведения учета и достоверности бухгалтерской отчетности. Это – независимая экспертиза финансового состояния коммерческих структур, осуществляемая за их счет.

В качестве аудитора могут выступать физические лица, прошедшие государственную аттестацию и зарегистрированные в качестве предпринимателей-аудиторов, так и аудиторские фирмы (в том числе иностранные).

Аудиторская проверка – обязательное или добровольное (инициативное) мероприятие, осуществляемое на основе договора, заключающееся в сборе и оценке информации о финансовом положении лица, подлежащего аудиту.

Обязательной ежегодной аудиторской проверке подлежат все кредитные организации, биржи, страховые компании, внебюджетные и благотворительные фонды, ОАО, предприятия с иностранным участием и др. Обязательная аудиторская проверка может быть проведена по поручению прокуратуры, суда, казначейства, налоговой инспекции.

Результат аудиторской проверки оформляется в виде отчета и заключения аудитора (аудиторской фирмы). Аудиторский отчет – это конфиденциальный документ, адресованный руководителям и/или собственникам предприятия, подлежащего аудиту. Содержит информацию о ходе проверки, нарушениях бухгалтерской отчетности, другие сведения, предусмотренные договором.

Аудиторское заключение – документ открытого характера, имеющий юридическую силу для всех юридических и физических лиц, государственных и судебных органов. Содержит мнение аудитора о достоверности бухгалтерской отчетности и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательным и иным правовым актам. Различают четыре варианта заключения:

– заключение без замечаний – аудитор подтверждает достоверность показателей финансовой отчетности и бухгалтерского баланса;

– заключение с замечаниями (оговорками), свидетельствующее об общем положительном мнении аудитора о достоверности показателей финансово-бухгалтерской отчетности, но им установлены отдельные упущения, которые излагаются в аналитическом разделе заключения;

– отрицательное заключение составляется в тех случаях, когда, по мнению аудитора, бухгалтерский учет не соответствует требованиям нормативного законодательства, а финансовая отчетность не дает достоверного представления о финансовом положении проверяемого предприятия;

– заключение не составляется в том случае, если аудитору не была предоставлена возможность получить необходимую информацию о проверяемом объекте.

Аудиторские службы могут оказывать и другие услуги: постановку и ведение бухгалтерского учета; составление бухгалтерской отчетности и деклараций о доходах; анализ и прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности; обучение работников бухгалтерских служб и консультирование по вопросам законодательства; проработку и реализацию рекомендаций различных контролирующих органов.

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ, ОБЪЕКТЫ И СУБЪЕКТЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

Основными принципами являются независимость и объективность, компетентность и гласность. Независимость контроля должна быть обеспечена финансовой самостоятельностью контролирующего органа, более длительными по сравнению с парламентскими сроками полномочиями руководителей органов государственного контроля, а также их конституционным характером. Объективность и компетентность подразумевают неукоснительное соблюдение контролерами действующего законодательства, высокий профессиональный уровень работы контролеров на основе строго установленных стандартов проведения ревизионной работы. Гласность предусматривает постоянную связь финансовых контролеров с общественностью и средствами массовой информации.

Имеют место принципы, носящие существенный характер:

1. результативность контроля;

2. четкость и логичность предъявляемых контролерами требований;

3. неподкупность субъектов контроля;

4. обоснованность и доказательность информации, приведенной в актах проверок и ревизий;

5. превентивность (предупреждение) вероятных финансовых нарушений;

6. презумпция невиновности (до суда) подозреваемых в финансовых преступлениях лиц;

7. согласованность действий различных контролирующих органов и др.

Объектом финансового контроля являются денежные, распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в т.ч. в форме фондов денежных средств на всех уровнях и звеньях народного хозяйства.
Для осуществления финансового контроля создаются особые контрольные органы, укомплектованные высококвалифицированными специалистами. Их права, обязанности и ответственность строго регламентированы, в т.ч. в законодательном порядке.
Непосредственным предметом проверок выступают такие финансовые (стоимостные) показатели как прибыль, доходы, налог на добавленную стоимость, рентабельность, себестоимость, издержки обращения, отчисления на различные цели и в фонды. Контроль является элементом государственного принуждения, поскольку законом предусмотрены различные формы ответственности за неисполнение бюджетно-налогового законодательства.
Сферой финансового контроля являются практически все операции, совершаемые с использованием денег, а в некоторых случаях и без них (бартерные сделки и т.п.).
Субъекты контролямогут быть различными. В их число входят органы государственной власти и управления (президент, правительство, парламент, налоговые, финансовые и специализированные контрольные органы), контрольно-ревизионные управления министерств и ведомств, финансово-экономические службы предприятий и организаций, аудиторские фирмы, неправительственные организации, а также граждане страны как налогоплательщики.
Необходимым условием эффективности финансового контроля является система бухгалтерского учета, обеспечивающая достоверность и полноту отражения движения стоимостных показателей деятельности подотчетного юридического и физического лица. Только при таком условии результаты финансового контроля дают возможность для анализа и объективной оценки динамики финансовой политики показателей и корректировки хода реализации финансов на определенный период развития как хозяйствующего субъекта, так и всего государства

Это интересно:  Ппвс о судебном приговоре

124.ВИДЫ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают:

1) государственный финансовый контроль;

2) внутрихозяйственный финансовый контроль;

3) общественный финансовый контроль;

4) независимый (аудиторский) финансовый контроль. Государственный финансовый контроль реализуется через общегосударственный и ведомственный. Общегосударственный финансовый контроль осуществляют органы государственной власти и управления. Он направлен на объекты независимо от их ведомственной подчиненности. Ведомственный финансовый контроль осуществляют контрольно-ревизионные отделы министерств, концернов, органов местного самоуправления. Объектом ведомственного контроля является производственная и финансовая деятельность ведомственных предприятий и учреждений.

Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется финансовыми службами предприятий, учреждений и организаций. Объектом контроля выступает производственная и финансовая деятельность самого предприятия в целом, а также его структурных подразделений в отдельности.

Общественный финансовый контроль широко применялся в советское время. В настоящее время общественный контроль приобрел новые формы (контроль со стороны коммерческих банков за финансовым состоянием предприятий-клиентов).

Независимый (аудиторский) финансовый контроль осуществляют специализированные аудиторские фирмы или службы. Независимая аудиторская проверка предоставляет пользователям финансовой отчетности дополнительное подтверждение достоверности данных о деятельности компании. Условием проведения аудиторских проверок является независимость проверяющего от руководства проверяемого предприятия и от результатов его финансово-хозяйственной деятельности.

Формы финансового контроля зависят от времени (сроков) его проведения: предварительный, текущий, последующий.

Предварительный финансовый контроль осуществляется на стадии составления, рассмотрения и утверждения проектов бюджетов; смет доходов, финансовых планов учреждений, организаций; проектов законов.

Текущий (оперативный) финансовый контроль осуществляется в момент проведения финансовых операций в целях предупреждения злоупотреблений при получении и расходовании средств.

Последующий финансовый контроль проводится путем анализа бухгалтерской и финансовой отчетности. Его целью является оценка результатов финансово-хозяйственной деятельности экономическихсубъектов.

По методам проведения финансового контроля различают: проверки, обследования, анализ, ревизии.

Проверки проводятся на основе отчетной документации, балансовых и расходных документов. В процессе проверок рассматриваются отдельные вопросы финансовой деятельности и намечаются меры для устранения негативных последствий.

Обследования охватывают более широкий спектр финансово-экономических показателей субъекта в целях определения его финансового состояния и перспектив развития.

Анализ финансовой деятельности предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности.

Ревизия представляет собой проверку финансово-хозяйственной деятельности предприятия за отчетный период.

Различают следующие методы проведения контроля: 1) проверки документальные и камеральные; 2) обследования; 3) надзор; 4) анализ финансового состояния; 5) наблюдение (мониторинг); 6) ревизии. При проведении проверок отчетной документации и расходных документов рассматриваются отдельные вопросы финансовой деятельности и намечаются меры для устранения выявленных нарушений. Обследование охватывает более широкий спектр финансово-экономических показателей исследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития. Контролирующие органы осуществляют надзор за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности. Он предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов. Анализ финансового состояния как разновидность финансового контроля предполагает детальное изучение финансово-бухгалтерской отчетности (периодической или годовой) для общей оценки результатов финансовой деятельности, обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования. Наблюдение (мониторинг) – постоянный контроль со стороны кредитора за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием клиента. Неэффективное использование полученной ссуды и снижение ликвидности могут привести к ужесточению условий кредитования либо требованию досрочного возврата ссуды. Ревизия – наиболее глубокий и всесторонний метод финансового контроля. Ее суть заключается в полном обследовании финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности, эффективности. Виды ревизии: полные и частичные, комплексные и тематические, плановые и внеплановые. Ревизии проводятся как внутриведомственными контролирующими структурами, так и различными государственными и негосударственными органами контроля (Департаментом финансового контроля и аудита Министерства финансов РФ, Казначейством, Центральным банком, аудиторскими службами). Результаты ревизии оформляются актом, на основании которого принимаются меры по устранению нарушений, возмещению материального ущерба и привлечению виновных к ответственности.

125.СУЩНОСТЬ, НЕОБХОДИМОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

Финансовый контроль – это контроль за законностью действий в области образования и использования денежных средств государства и субъектов местного самоуправления в целях эффективного социально-экономического развития страны и отдельных регионов.

Финансовый контроль включает в себя: контроль за исполнением федерального бюджета; бюджетов субъектов Российской Федерации; бюджетов внебюджетных фондов; контроль за состоянием внешнего и внутреннего долга; государственных резервов.

Объект финансового контроля не ограничивается проверкой только денежных средств. В конечном итоге он означает контроль за использованием материальных, трудовых, природных и других ресурсов страны, поскольку в современных условиях процесс производства и распределения опосредствуется денежными отношениями.

Конкретные формы и методы финансового контроля позволяют обеспечить интересы и права как государства и его учреждений, так и всех других экономических субъектов; финансовые нарушения влекут санкции и штрафы.

Государственный финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации. Это, прежде всего разработка, утверждение и исполнение бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, а также контроль за финансовой деятельностью государственных предприятий и учреждений, государственных банков и корпораций. Финансовый контроль со стороны государства, негосударственной сферы экономики затрагивает лишь сферу выполнения денежных обязательств перед государством, включая налоги и другие платежи, соблюдение законности и целесообразности при расходовании выделенных или бюджетных субсидий и кредитов, а также соблюдение установленных правительством правил организации денежных расчетов, ведения учета и отчетности.

Это интересно:  С кем останется ребенок после развода

Финансовый контроль за деятельностью предприятий включает также контроль со стороны кредитных учреждений, акционеров и внутренний контроль.

Объектом финансового контроля являются

Одной из важнейших функций управления, в том числе и управле­ния финансами, выступает контроль. Финансовый контроль призван обеспечить реализацию на практике контрольной функции финансов.

С позиции практики финансовый контроль представляет собой совокупность мероприятий по организации соблюдения финансового законодательства и финансовой дисциплины всех субъектов хозяйст­вования и управления, а также оценку эффективности финансовых операций и целесообразности произведенных расходов. Другими сло­вами, финансовый контроль не только включает в себя оценку пра­вомерности тех или иных финансовых действий, но имеет и анали­тический аспект.

Финансовый контроль, как и все иные финансовые категории, ви­доизменялся по мере эволюции финансовых отношений. Исторически он возник как государственный контроль над расходованием средств государственной казны. Расширение сферы финансовых отношений, углубление финансовых взаимосвязей между субъектами хозяйствова­ния, появление и развитие финансовых рынков, совершенствование форм организации бизнеса требовало изменения и применения адек­ватных форм и методов организации финансового контроля.

В настоящее время наряду с государственным финансовым кон­тролем существует и негосударственный финансовый контроль, кото­рый представлен: 1) внутрифирменным контролем; 2) контролем со стороны коммерческих банков за организациями; 3) независи­мым аудиторским контролем.

Конечные цели всех видов финансово­го контроля едины и заключаются в обеспечении соблюдения фи­нансовой дисциплины, повышении эффективности распределения и использования финансовых ресурсов. В то же время задачи и соот­ветственно функции государственного и негосударственного финан­сового контроля различны.

Если главной задачей государственного контроля является содей­ствие успешной реализации финансовой политики государства по­средством обеспечения соблюдения финансового законодательства, финансовой дисциплины, недопущения нецелевого использования бюджетных и внебюджетных средств, то основной задачей негосудар­ственного контроля выступает повышение эффективности использо­вания финансовых ресурсов экономических субъектов, обеспечения достоверности показателей финансовой отчетности.

Объектом финансового контроля выступают распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме централизованных фондов денежных средств.

Предметом финансового контроля выступают различные финан­совые показатели: доходы и расходы бюджетов разных уровнен, раз­меры налоговых платежей, доходы хозяйствующих субъектов, их из­держки обращения, себестоимость и прибыль, а также доходы и рас­ходы домохозяйств и т. п. Многие из контролируемых показателей являются расчетными, что обусловливает необходимость проверки достоверности и правильности их расчета в соответствии с дейст­вующими нормативными документами.

Сферой финансового контро­ля являются все операции не только денежного оборота, но и бар­терные сделки, а также различные формы взаимозачетов.

Результативность финансового контроля зависит как от его орга­низации, так и от санкций, применяемых в отношении финансовых нарушений. Уход от уплаты налогов многими налогоплательщиками в России связан не только с противоречивостью российского законо­дательства в финансовой сфере, но и несоразмерностью финансовых санкций с причиненным ущербом от нарушения или неисполнения . читать далее .

Объект и предмет финансового контроля.

Объектами государственного и муниципального финансово­го контроля являются движение денежных средств в процессе аккумулирования, распределения и использования публичных денежных фондов, а также материальные, трудовые и иные ре­сурсы.

Предметом государственного и муниципального финансово­го контроля выступают валютные и кассовые операции, сметы предприятий, налоговые декларации, операции с бюджетными средствами, бухгалтерская документация и т. д.

Субъектами государственного и муниципального финансо­вого контроля являются государственные и муниципальные органы, а также негосударственные организации и учреждения, которые наделены полномочиями проводить мероприятия по проверке соблюдения финансового законодательства.

Подконтрольными субъектами выступают Российская Феде­рация в целом, субъекты РФ и муниципальные образования, органы государственной власти, органы местного самоуправле­ния, организации, предприятия, учреждения и физические лица, совершающие или опосредующие финансовые операции. В системе правоотношений, складывающихся в сфере государ­ственного и муниципального финансового контроля, эти лица становятся адресатами властных предписаний, что и обусловли­вает необходимость контроля за выполнением установленных правил поведения.

1. Задачи финансового контроля.

2. Органы, осуществляющие финансовый контроль.

3. Внутриведомственный финансовый контроль.

4. Внутрихозяйственный финансовый контроль.

5. Общественный финансовый контроль.

Общественный финансовый контроль обусловлен правом граж­дан на создание общественных объединений, закрепленным ст. 30 Конституции РФ. На основании ст. 3 Федерального зако­на от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединени­ях»1 общественные объединения создаются для защиты общих интересов и достижения общих целей, способствуют реализа­ции прав и законных интересов граждан. В сфере финансовых отношений государства объектами общественного финансового контроля могут быть: отчеты об исполнении бюджетов, публи­кующиеся в обязательном порядке; при отсутствии законода­тельных ограничений — аудиторские отчеты и заключения; де­ятельность различных фондов, использующих или распределя­ющих государственные (муниципальные) денежные средства; проведение государственных (муниципальных) лотерей И’?, д. Данный вид финансового контроля имеет целью формирование общественного мнения относительно государственной финан­совой политики, а также делает публичную финансовую дея­тельность более прозрачной.

Среди общественных объединений выделяются те, для кото­рых деятельность в финансово-контрольной сфере не является основной (адвокатура, правозащитные организации и т. д.) и которые образуются специально для осуществления финансового контроля. Так, Указом Президента РФ от 18 ноября 1995 г. № 1157 «О некоторых мерах по защите прав вкладчиков и акцио­неров»1 определена возможность привлечения общественных объединений организаций вкладчиков и акционеров для осуще­ствления контроля за деятельностью на финансовом и фондо­вом рынках России.

Специфический характер правоотношений, складывающий­ся в процессе финансово-контрольной деятельности государ­ства, предполагает наличие у проверяющих субъектов соответ­ствующих экономико-правовых знаний и реальных возможнос­тей по влиянию на финансовую деятельность. Поэтому в целях повышения эффективности общественного контроля создаются общественно-государственные объединения. В соответствии с этим Указом образован Федеральный общественно-государ­ственный фонд по защите прав вкладчиков и акционеров. Фонд представляет собой некоммерческую организацию, учредителя­ми которой являются федеральные органы исполнительной вла­сти, общественные объединения, созданные в целях защиты прав вкладчиков и акционеров, в том числе комитеты по защите обманутых вкладчиков и акционеров. Для наиболее эффектив­ной деятельности Фонд имеет право создавать региональные отделения, а также открывать филиалы и представительства как на территории России, так и за рубежом.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Статья написана по материалам сайтов: mydocx.ru, newinspire.ru, studopedia.ru.

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector