Обеспечение прав граждан на экологическую информацию

Конституции РФ Указ Президента РФ от 31 декабря 1993 года конкретизирует принцип информационной открытости деятельности государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений и должностных лиц. Он предусматривает:

  • доступность для граждан информации, представляющей общественный интерес или затрагивающей личные интересы граждан;
  • систематическое информирование граждан о предполагаемых или принятых решениях;
  • осуществление гражданами контроля за деятельностью государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц и принимаемыми ими решениями, связанными с соблюдением, охраной и защитой прав и законных интересов граждан;
  • создание условий для обеспечения граждан РФ зарубежными информационными продуктами и оказания им информационных услуг, имеющих зарубежное происхождение.

Право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды. Чернобыльская катастрофа с особой остротой поставила вопрос об экологической информации и доступе к ней граждан. Как реакция на эту общественную потребность Законом «Об охране окружающей природной среды» гражданам было предоставлено право требовать от соответствующих органов предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране. Позже Конституция РФ также закрепила право каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды. Употребленное в Конституции понятие «каждый» подразумевает не только гражданина как индивида, но и гражданина как работника, должностное лицо. Достоверной является неискаженная (заведомо или по небрежности) экологически значимая информация, которой располагают или должны располагать специально уполномоченные государственные органы в области природопользования и охраны окружающей среды в пределах их компетенции. Уровень достоверности зависит от уровня развития экологической и иной науки и техники и имеет тенденцию к возрастанию. При оценке достоверности информации могут учитываться реальные технические и иные возможности соответствующих государственных органов получить более достоверную информацию о состоянии окружающей среды. Полной можно считать информацию, которая передается заинтересованным лицам в том объеме, в котором может или должен обладать ею государственный орган, орган местного самоуправления, юридическое лицо, общественное формирование и соответствующие должностные лица в силу их компетенции и предоставленных им полномочий. Своевременной является информация, передаваемая лицу, обратившемуся за нею в возможно короткие сроки с момента запроса, но не более срока, определенного в законодательстве, если таковой установлен. Если точный срок законодательно не установлен, то для его определения может применяться правило «разумного срока», предусмотренное ГК РФ. Право каждого на достоверную, полную и своевременную информацию о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране соотносится с одним из основных правовых принципов охраны окружающей среды — гласности в природоохранительной деятельности государственных органов, предприятий, граждан, предусмотренным в ст. 3 Закона «Об охране окружающей природной среды». Право на информацию об экологически значимых факторах, влияющих на здоровье Состояние окружающей среды относится к существенным факторам, влияющим на состояние здоровья человека. Одним из средств, обеспечивающих право граждан на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды, является право на информацию о факторах, влияющих на здоровье, установленное ст. 19 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан. В соответствии с Основами граждане имеют право на регулярное получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая информацию о санитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания (в том числе информацию о состоянии воздуха, воды и т.п.), рациональных нормах питания, о продукции, работах, услугах, их соответствии санитарным нормам и правилам, о других факторах. Обязанность предоставления указанной информации возложена Основами на местную администрацию. Предоставляется она через средства массовой информации или непосредственно гражданам по их запросам. Порядок ее предоставления устанавливается Прав-вом РФ. Право граждан на информацию об экологически значимых факторах, влияющих на здоровье, предусмотрено и в других законах. В соответствии со ст. 5 Закона РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на получение от предприятий в пределах их компетенции полных и достоверных сведений: а) о состоянии среды обитания и здоровья населения, эпидемиологической обстановке, действующих санитарных правилах; б) о принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия и их результатах; в) о качестве выпускаемых товаров народного потребления, в том числе пищевых продуктов, а также питьевой воды. Федеральный закон «О радиационной безопасности населения» (ст. 23) устанавливает право граждан и общественных объединений на получение объективной информации от организации, осуществляющей деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, в пределах выполняемых ею функций о радиационной обстановке и принимаемых мерах по обеспечению радиационной безопасности. Обеспечению права граждан на информацию о факторах, влияющих на здоровье, служит ч. 2 ст. 24 Конституции РФ, согласно которой органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Это право воспроизведено в ст. 2 Закона «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»: каждый гражданин имеет право получить, а должностные лица, государственные служащие обязаны предоставить ему возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если нет установленных федеральным законом ограничений на информацию, содержащуюся в этих документах и материалах. Наряду с правом обращаться лично, а также направлять в государственные органы и органы местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в соответствии с федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (ст. 18) граждане имеют право быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности. Таким образом, действующее законодательство России достаточно широко регламентирует право граждан на экологически значимую информацию.

Право граждан на экологически значимую достоверную информацию

Состояние окружающей среды относится к существенным факторам, влияющим на состояние здоровья человека. Одним из средств, обеспечивающих право граждан на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды, является право на информацию о факторах, влияющих на здоровье, установленное ст. 19 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан.

В соответствии с Основами граждане имеют право на регулярное получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая информацию о санитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания (в том числе информацию о состоянии воздуха, воды и т.п.), рациональных нормах питания, о продукции, работах, услугах, их соответствии санитарным нормам и правилам, о других факторах.

Обязанность предоставления указанной информации возложена Основами на местную администрацию. Предоставляется она через средства массовой информации или непосредственно гражданам по их запросам. Порядок ее предоставления устанавливается Правительством РФ.

Право граждан на информацию об экологически значимых факторах, влияющих на здоровье, предусмотрено и в других законах. В соответствии со ст. 5 Закона РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на получение от предприятий в пределах их компетенции полных и достоверных сведений: а) о состоянии среды обитания и здоровья населения, эпидемиологической обстановке, действующих санитарных правилах; б) о принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия и их результатах; в) о качестве выпускаемых товаров народного потребления, в том числе пищевых продуктов, а также питьевой воды.

Федеральный закон «О радиационной безопасности населения» (ст. 23) устанавливает право граждан и общественных объединений на получение объективной информации от организации, осуществляющей деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, в пределах выполняемых ею функций о радиационной обстановке и принимаемых мерах по обеспечению радиационной безопасности.

Обеспечению права граждан на информацию о факторах, влияющих на здоровье, служит ч. 2 ст. 24 Конституции РФ, согласно которой органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Это право воспроизведено в ст. 2 Закона «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»: каждый гражданин имеет право получить, а должностные лица, государственные служащие обязаны предоставить ему возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если нет установленных федеральным законом ограничений на информацию, содержащуюся в этих документах и материалах.

Наряду с правом обращаться лично, а также направлять в государственные органы и органы местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в соответствии с федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (ст. 18) граждане имеют право быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности.

Таким образом, действующее законодательство России достаточно широко регламентирует право граждан на экологически значимую информацию.

3. Правовое регулирование сбора, накопления, распространения и доступа к экологически значимой информации.

В целом в России существует достаточно развитое законодательство по вопросам сбора, накопления, распространения и доступа к экологической информации. Наиболее важные положения содержатся в Конституции РФ, в частности, она устанавливает право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ст.29).

Это право реализуется прежде всего через средства массовой информации, предоставляющие возможность наиболее широкого и доступного поиска, получения и распространения общественно значимых сведений. В ст. 38 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. «О средствах массовой информации»* предусматривается, что граждане имеют право на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц по запросам редакций, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах.

Это интересно:  Что случилось с фгис егрн

* ВСНД РФ и ВС РФ. 1992. №7. Ст. 300.

Важная роль в регулировании сбора, накопления, распространения и доступа к экологической информации принадлежит Федеральному закону «Об информации, информатизации и защите информации ». Он касается формирования и распространения определенной категории информации – государственных информационных ресурсов. В ст. 10 Закон устанавливает принцип, согласно которому государственные информационные ресурсы РФ являются открытыми и общедоступными. Исключение составляет документированная информация, отнесенная законом к категории информации ограниченного доступа.

Рассматриваемый Федеральный закон содержит требования относительно обязательного предоставления информации отдельными субъектами. Обязанность предоставления органам и организациям, ответственным за формирование и использование государственных информационных ресурсов, документированной информации возлагается законом на граждан, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения. Правительство РФ при этом утверждает перечни представляемой в обязательном порядке документированной информации и перечни органов и организаций, ответственных за сбор и обработку федеральных информационных ресурсов (ст. 8). При регистрации юридических лиц регистрационные органы обеспечивают их перечнями представляемых в обязательном порядке документов и адресами их представления.

Требования о передаче информации об объектах местности предусмотрены Федеральным законом от 26 декабря 1995 г. «О геодезии и картографии». В соответствии со ст. 15 этого Закона граждане и юридические лица, в том числе иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, являющиеся владельцами информации об объектах местности на территории РФ, подлежащей отображению на географических, топографических и иных картах и планах, по запросам изготовителей географических, топографических и иных карт и планов либо федерального органа исполнительной власти по геодезии и картографии или его территориальных органов передают им копии документов, содержащих эту информацию. При этом перечисленные здесь органы и изготовители оплачивают стоимость копирования и доставки указанных документов.

В контексте правового регулирования сбора экологической информации важно рассмотреть проблему единства измерений в области охраны окружающей среды и природопользования. В науке права окружающей среды и в экологическом законодательстве этой проблеме почти не уделяется внимание, несмотря на ее актуальность. Упоминание о ней содержится, в частности, в Положении об оценке воздействия на окружающую среду в Российской Федерации: информация о состоянии окружающей среды, используемая при проведении оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС), подготавливается с помощью методов и средств измерений, удовлетворяющих требованиям законодательства РФ и нормативных документов по обеспечению единства измерений (п. 1.6).

Проблема единства измерений в области охраны окружающей среды требует адекватного нормативного и технического решения не только в рамках информационного обеспечения охраны окружающей среды применительно, к примеру, к мониторингу, статистической отчетности, ведению кадастров природных ресурсов, но и экологическому контролю и др.

Правовые основы обеспечения единства измерений, в том числе защита прав и законных интересов граждан, установленного правопорядка и экономики России от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений, регулируются Законом РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обеспечении единства измерений»*.Под единством измерений понимается состояние измерений, при котором их результаты выражены в узаконенных единицах величин и погрешности измерений не выходят за установленные границы с заданной вероятностью.

* ВСНД РФ и ВС РФ. 1993. № 23. Ст. 811.

Закон предусматривает, что измерения должны осуществляться в соответствии с аттестованными в установленном порядке методиками. Порядок разработки и аттестации методик выполнения, измерений определяется Госстандартом России.

Государственное управление деятельностью по обеспечению единства измерений в России осуществляет Государственный комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации. К компетенции Госстандарта России относится: межрегиональная и межотраслевая координация деятельности по обеспечению единства измерений в РФ; установление правил создания, утверждения, хранения и применения эталонов единиц величин; определений общих метрологических требований к средствам, методам и результатам измерений; осуществление государственного метрологического контроля и надзора и др.

В области охраны окружающей среды широко применяется измерительная техника. В соответствии с Законом РФ «Об обеспечении единства измерений» средства измерений, подлежащие государственному метрологическому контролю и надзору, подвергаются проверке органами Государственной метрологической службы при выпуске из производства или ремонта, при ввозе по импорту и эксплуатации. Может быть допущена продажа и выдача напрокат только поверенных средств измерений. Перечни групп средств измерений, подлежащих поверке, утверждаются Госстандартом России. Средства измерений, не подлежащие поверке, могут подвергаться калибровке при выпуске из производства или ремонта, при ввозе по импорту, при эксплуатации, прокате и продаже. Калибровка средств измерений производится метрологическими службами юридических лиц с использованием эталонов, соподчиненных государственным эталонам единиц величин. Результаты калибровки средств измерений удостоверяются калибровочным знаком, наносимым на средства измерений, или сертификатом о калибровке, а также записью в эксплуатационных документах.

Практическими проблемами единства измерений в охране окружающей среды занимается специально созданное подразделение в системе Государственного комитета РФ по охране окружающей среды – Метрологическая служба.

Как уже отмечено, Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» закрепляет принцип открытого доступа к государственным информационным ресурсам. Возможности свободного получения экологической информации от предприятий предусмотрены ст. 5 Закона РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Это существенно расширяет возможности граждан в защите своих интересов, связанных с охраной здоровья не только от вредного воздействия окружающей среды, но и от иных факторов (таких, например, как товары народного потребления – бытовая химия, лекарства и др.), которые при определенных обстоятельствах также могут быть связаны с окружающей средой.

Таким образом, рассмотренные законы предоставляют гражданам право требовать и получать экологически значимую информацию от основных субъектов – ее обладателей: уполномоченных государственных органов и предприятий (организаций)-природопользователей. С практической точки зрения, однако, важно иметь в виду, что установленное Конституцией РФ право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды носит абсолютный характер, т.е. касается любой экологически значимой информации, обладающей режимом свободного доступа. Основываясь на этом праве, гражданин может требовать предоставления ему любой «открытой» информации.

Сбор, накопление, распространение, доступ к экологически значимой информации регулируется также рядом природоохранительных актов, предусматривающих разнообразные пути и формы сбора, накопления и иные виды обращения с такой информацией. Например, одним из средств получения экологически значимой информации служит проведение общественных слушаний при оценке воздействия новой планируемой деятельности на окружающую среду, проведение государственной экологической экспертизы. Второе средство – предоставление предприятием информации государственным природоохранительным органам при обращении к ним с заявками на получение разрешений на выброс загрязняющих веществ в окружающую среду. Третье – разного рода маркировки потенциально опасных веществ и продуктов и сопроводительные документы на них. Так, в соответствии с проектом Федерального закона об опасных веществах для распознавания опасных веществ и обеспечения людей, имеющих доступ к ним, информацией по безопасному обращению все опасные вещества должны быть снабжены соответствующей информацией. Кроме того, с целью предоставления потребителю достоверной информации о безопасном использовании, хранении, транспортировании и утилизации предприятие, производящее или поставляющее вещество на рынок, должно составлять паспорт безопасности вещества. Четвертое средство – обращение органов экологического контроля к предприятиям с требованием о предоставлении соответствующей информации.

Наконец, есть ситуации, в которых предприятия или природоохранительные органы сами обязаны предоставлять экологически значимую информацию. В какой степени урегулированы отношения, касающиеся обязательного информирования населения по вопросам природопользования и охраны окружающей среды? В законодательстве эти вопросы решены применительно к нескольким группам отношений: по подготовке и принятию экологически значимых хозяйственных, управленческих и иных решений; по использованию экологически потенциально опасных товаров (работ, услуг); а также связанным с аварийными ситуациями.

Обязательное информирование населения по вопросам природопользования и охраны окружающей среды при подготовке экологически значимых решений предусмотрено процедурой оценки воздействия планируемой деятельности на окружающую среду (подробно эти вопросы будут рассмотрены в разд. Х «Правовые основы оценки воздействия на окружающую среду и экологической экспертизы»). Кроме того, оно установлено Земельным кодексом РСФСР в рамках предварительного согласования места размещения предприятий и иных объектов. В соответствии со ст. 28 местные органы власти информируют население о возможном (предстоящем) предоставлении земель для размещения объектов, деятельность которых затрагивает его интересы, и выясняют мнение граждан через местные референдумы, собрания, сходы граждан, иные формы непосредственной демократии.

Предусмотренная Законом «О защите прав потребителей» (ст. 7) обязанность информирования граждан в связи с использованием экологически потенциально опасных товаров (работ, услуг) соответствует праву потребителя на то, чтобы товар (работ, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу. Если для безопасного использования товара (работы, услуги), его хранения, транспортировки и утилизации необходимо соблюдать специальные правила, изготовитель (исполнитель) обязан указать эти правила в сопроводительной документации на товар (работу, услугу), на этикетке, маркировкой или иным способом, а продавец (исполнитель) обязан довести эти правила до сведения потребителя.

Чрезвычайно важно информирование населения об экологически значимых факторах, влияющих на здоровье людей. Для обеспечения установленного Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан (ст. 19) права граждан на информацию о факторах, влияющих на здоровье, на местную администрацию возложена обязанность предоставления соответствующей информации через средства массовой информации или непосредственно гражданам по их запросам.

И наконец, обязательное информирование населения предусмотрено при чрезвычайных экологически значимых ситуациях. В соответствии со ст. 11 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций. Кроме того, Федеральный закон «О радиационной безопасности населения» (ст. 20) установил обязанность организации, осуществляющей деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, в случае радиационной аварии проинформировать о ней органы государственной власти, в том числе федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственный надзор и контроль в области обеспечения радиационной безопасности, а также органы местного самоуправления, население территорий, на которых возможно повышенное облучение.

Это интересно:  Штраф за несвоевременную сдачу 6 ндфл

Предупреждая об ответственности за сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, Конституция РФ (ст. 41) устанавливает тем самым гарантию информирования населения о соответствующих угрозах.

Хотя в последние годы информация в области охраны окружающей среды в стране стала более доступной и обширной, серьезные правовые проблемы в данной сфере остаются. Наиболее острая из них касается сокрытия от общественности экологически значимой информации. В конце 1994 г. в результате нарушения технологической дисциплины на Архангельском целлюлозно-бумажном комбинате (ЦБК) 16 тонн соединений ртути ушло прямиком в Северную Двину. Пять суток местные органы власти, включая санитарные и природоохранительные, скрывали от населения, что в водопровод поступает вода, отравленная соединениями ртути. Город узнал об этом из газеты «Правда Севера», которая напечатала заметку ИТАР-ТАСС из Москвы о загрязнении реки.

Когда этот факт был обнародован «Известиями», разразился скандал, достигший Государственной Думы: были даже проведены слушания по поводу отравления Северной Двины ртутью, следствием чего стало создание Минприроды экспертной комиссии для отслеживания последствий аварии.

По результатам работы комиссии в середине 1995 г. министром был издан приказ № 243 с выводом: «В такой форме ртутьсодержащие соединения не оказывают прямого токсического эффекта на жизнедеятельность водных организмов и здоровье человека». Через месяц после издания этого приказа 11 виднейших ученых-медиков России обратились к Архангельскому губернатору Павлу Балакшину (бывшему директору Архангельского ЦБК) с настоятельной просьбой добиться от Правительства РФ целевых средств для перевода Архангельска, Новодвинска и Северодвинска на водоснабжение из подземных источников. Судя по информации академиков, загрязнение Северной Двины сделало ее воду опасной для здоровья людей.

Чиновники, причастные к сокрытию от общественности факта загрязнения реки ртутью в январе, наказаны не были

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Обеспечение прав граждан на экологическую информацию

Необходимость формирования экологического мышления и мировоззрения стала общепризнанной, вследствие предпосылок возникновения глобального экологического кризиса, и является одной из важнейших проблем как в рамках отдельно взятых государств, так и на международном уровне.

В развитие п. 4 ст. 29 Конституции РФ, устанавливающей право каждого «свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом» и в целях обеспечения свободы получения гражданами информации о деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, был принят Указ Президента РФ от 31 декабря 1993 года № 2334 «О дополнительных гарантиях права граждан на информацию».

Право на экологическую информацию порождает ряд правоотношений, которые можно условно разбить на две группы — правоотношения по требованию получения экологической информации и правоотношения по предоставлению экологической информации.[1]

Участниками правоотношений являются граждане, органы государственной власти и местного самоуправления.

Содержание права на экологическую информацию раскрывается в реализации нескольких возможностей:

а) волевое определение поведения носителя субъективного права;

б) требование определенного поведения от обязанного субъекта;

в) действия носителя субъективного права, направленные на исполнение юридической обязанности обязанного субъекта (в том числе обращение в вышестоящий компетентный орган власти или в суд).

Вместе с тем, в российском законодательстве возникает неоднозначная ситуация, когда граждане Российской Федерации «имеют право» на получение своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране (один из основных принципов ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. №7-ФЗ,[2] ст.ст. 5, 6, 63). А органам государственной власти предоставлено лишь «полномочие» (даже не обязанность) в виде обеспечения населения достоверной информацией о состоянии окружающей среды на соответствующей территории.

Таким образом, можно констатировать, что экологическая информация как важнейшая категория эколого-правовой системы России остаётся лишённой правовой оболочки и пока не существует в качестве правового понятия.

В зарубежном и международном законодательстве вопрос доступа граждан к информации о состоянии окружающей среды более или менее урегулирован, а в Российской Федерации законодательство устанавливает лишь общие рамки, оставляя неурегулированными вопросы практической реализации провозглашенного права.

В этой связи, в процессе реализации права граждан на экологическую информацию, особое внимание следует обратить также и на несколько другой аспект указанной проблемы, приобретающий в последнее время всё большее значение — право на экологическую информированность.

По нашему мнению, необходимо отделение права на информацию и права на информированность, поскольку это в определённой степени поможет разобраться с правомочиями субъектов данных прав в частных случаях, одним из которых и является экологическая информация и экологическая информированность.

Ввиду того, что в последнее время уделяется достаточно много внимания проблемам доступа и распространения экологической информации, очень важно обратить внимание на то, что существуют определенные проблемы в плане соотношения понятий «право на экологическую информацию» и «право на экологическую информированность».

Первое — выступает как право собственно самого человека на свободный поиск, получение, передачу и распространение указанной информации, второе чаще употребляется в связи со средствами массовой информации. Обычный человек может реализовать свое право на экологическую информированность, в основном, через средства массовой информации (СМИ), а также, через некоторые другие информационные ресурсы. Таким образом, фактически происходит добровольное делегирование этого права СМИ.

Экологическая информированность представляет собой специфический информационный процесс, основанный на общих принципах законодательства об информации и предполагающий наличие в полной мере всех присущих информационным процессам свойств и характеристик. Это также и уровень знания права, достигнутый в результате воздействия на осознание правовой информации.[3]

На первый взгляд специфика этого явления заключается лишь в субъективных правомочиях в отношении требования предоставления тех или иных сведений. Между тем, право на экологическую информированность тесно связано с правом на экологическую информацию, и фактически, не может существовать без последнего.[4] Эта зависимость очевидна, поскольку мера реализации всех других прав прямо зависит от информированности и требует её максимально высокого уровня. Именно, как право на экологическую информированность и может быть интерпретировано право на экологическую информацию и, соответственно, теоретически разрабатываться, политически декларироваться, юридически закрепляться и практически использоваться. Однако два этих правомочия имеют и ключевые отличия.

Во-первых, право на экологическую информацию — это активное право гражданина, обусловленное его интересами, собственными волевыми мотивами и опирающееся на закон. Право же на экологическую информированность — это, если так можно выразится, пассивное право. Суть оговорки в том, что, несмотря на очевидную «выжидательную» позицию гражданина и ключевую роль в данной ситуации компетентных органов по предоставлению (информированию), гражданин может потребовать осуществления органом своих обязанностей, если они исполняются, например, не своевременно, не в неполном объёме и т.д.

Во-вторых, право на экологическую информацию не всегда сопряжено с обязанностью компетентного органа её предоставить. Например, информация с ограниченным доступом, так как сведения в ней содержащиеся всё равно подпадают под законодательное закрепление прав граждан. И таким образом, люди могут требовать предоставления информации, которая им всё равно в силу закона предоставлена не будет, поскольку ответственности за требование предоставления информации не существует. А в случае с информированностью, компетентный орган осуществляет передачу и распространение только той информации, которую в силу соответствующих нормативных актов обязан передавать и распространять.

Так, например, в ст.19 Федерального закона РФ «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ закрепляется, что граждане и общественные организации имеют право получать от специально уполномоченных государственных органов, отвечающих за проведение государственной экологической экспертизы конкретных объектов, данные о её результатах. А федеральный специально уполномоченный государственный орган в области экологической экспертизы в свою очередь обязан предоставлять средствам массовой информации по их запросам сведения о результатах проведения государственной экологической экспертизы (ст. 7,8).

Даже если предположить, что будет введён в действие механизм ответственности за требование предоставления информации, то не без оснований можно предположить, что для его действенной реализации необходим, прежде всего, достаточно высокий уровень правовой культуры граждан и степени информированности о своих правах в этой сфере, а данное обстоятельство представляется нам весьма сомнительным.

В-третьих, что касается правового регулирования, то регламентация права на экологическую информацию представлена целым массивом законодательных актов, правовое содержание которых нередко весьма противоречиво.[5] Большинство из них являются одновременно и нормативной базой для осуществления права на экологическую информированность. Однако положения отдельных документов представляют собой правовую основу исключительно для экологической информированности.

В качестве примера можно привести п.2 ст. 18 Градостроительного кодекса РФ от 7 мая 1998 года ФЗ № 73-ФЗ (с изменениями от 30 декабря 2001 года), в которой говорится о том, что информирование граждан, их объединений и юридических лиц Российской Федерации о градостроительной деятельности осуществляется соответствующими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления через средства массовой информации, посредством проведения общественных обсуждений, а также организации экспозиций и выставок. При этом в случае непредоставления информации, ее несвоевременного предоставления, предоставления неполной и (или) недостоверной информации о состоянии среды жизнедеятельности и ее предполагаемых изменениях соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления и должностными лицами граждане Российской Федерации имеют право обращаться в суд (п. 3).

Необходимо отметить, что особую важность представляет собой информирование населения об экологически значимых факторах, влияющих на здоровье людей. Ключевая роль в указанной сфере принадлежит Основам законодательства об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года, ст. 19 которых налагает на местную администрацию обязанность предоставления соответствующей информации через СМИ или непосредственно гражданам по их запросам.

Это интересно:  Как уволить директора ооо если он учредитель

Таким образом, экологическая информация и экологическая информированность — лишь две сущности одного и того же явления, имеющие, однако, собственные специфические особенности.

Важно подчеркнуть, что право на экологическую информацию реализуется лишь при полной информированности человека.

§ 6. Право граждан и организаций на получение экологической информации

§ 6. Право граждан и организаций на получение экологической информации

(основные начала права на информацию; законодательство о защите информации; права общественных объединений)

Информационные права граждан находятся в тесной связи с экологическими правами и, более того, способствуют реализации экологических прав. Информационными правами обладают и организации, во многом их права идентичны правам граждан.

Основные начала права на информацию

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом, — это предусматривается в ст. 24 Конституции РФ.

На практике возникает вопрос о том, какие конкретные права и свободы граждан предусматриваются или нарушаются природоохранными мероприятиями и программами, решениями о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных объектов, действиями (или бездействием) экологических фондов.

Граждане и общественные экологические объединения имеют право требовать от соответствующих органов предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и мерах по ее охране; отказ от предоставления своевременной, полной, достоверной информации о состоянии природной среды и радиационной обстановки рассматривается как административное правонарушение (ст. 12, 13 и 84 Закона РФ об охране окружающей природной среды).

Общие начала рассмотрения обращений граждан и их права на информацию предусмотрены Указом Президиума Верховного Совета СССР «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» от 12 апреля 1968 г.[44] Принципы этого порядка следующие: личная ответственность руководителя предприятия за организацию приема и рассмотрение обращений; сообщение заявителю о решении с указанием мотивов в случаях отклонения обращения; обязанность разрешения заявлений и жалоб в срок до одного месяца, а не требующих дополнительного изучения и проверки — безотлагательно, но не позднее 15 дней.

Обращение граждан в суд, сроки и порядок рассмотрения этих обращений, принятие и исполнение решения регулируются Законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 25 февраля 1993 г.[45] Продолжает действовать Указ Президиума Верховного Совета СССР «О порядке выдачи и свидетельствования предприятиями, учреждениями и организациями копий документов, касающихся прав граждан» от 4 августа 1983 г. (поскольку в России отсутствует акт по этому вопросу и этот Указ не противоречит Конституции и законам РФ). В соответствии с ним государственные и общественные предприятия, учреждения и организации выдают по заявлениям граждан и по запросам других предприятий, учреждений и организаций копии исходящих от них документов, если такие копии необходимы для решения вопросов, касающихся прав и законных интересов обратившихся граждан. Так же выдаются копии или выписки имеющихся документов, исходящих от других предприятий, учреждений и организацией, от которых получить их непосредственно затруднительно или невозможно[46].

Постановлением Правительства РФ от 5 декабря 1991 г. № 35 утвержден перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну. Коммерческую тайну предприятия и предпринимателя не могут составлять сведения о загрязнении окружающей среды; предприятия и должностные лица обязаны представлять эти сведения по требованию органов власти, управления, контролирующих и правоохранительных органов, других юридических лиц, имеющих на это право в соответствии с законодательством, а также трудового коллектива предприятия[47]. Таким правом обладают общественные экологические объединения согласно ст. 13 Закона об охране окружающей природной среды.

По Указу Президента РФ «О дополнительных гарантиях права граждан на информацию» от 31 декабря 1993 г. деятельность государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц осуществляется на принципах информационной открытости, что выражается в доступности для граждан информации, представляющей общественный интерес или затрагивающей личные интересы граждан; в систематическом информировании граждан о предполагаемых или принятых решениях[48]. Можно констатировать начало признания судебной практикой общественного и личного интереса за экологическими проблемами.

Наконец, экологические вопросы не могут быть предметом государственной или иной приравненной к ней тайны. Согласно ст. 7 Закона РФ «О государственной тайне» от 21 июля 1993 г., не подлежат засекречиванию сведения:

о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;

о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии;

о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;

о фактах нарушения законодательства органами государственной власти и их должностными лицами.

Должностные лица, принявшие решения о засекречивании перечисленных сведений либо о включении их в этих целях в носители сведений, составляющих государственную тайну, несут уголовную, административную или дисциплинарную ответственность в зависимости от причиненного обществу, государству и гражданам материального и морального ущерба. Граждане вправе обжаловать такие решения в суд.

Постановлением Совета Министров РФ — Правительства «О создании Единой государственной системы экологического мониторинга (ЕГСЭМ)» от 24 ноября 1993 г. сделан) шаг в создании системы получения достоверной и сопоставимой информации о состоянии окружающей среды. Государственная система наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды основывается прежде всего на деятельности и данных Росгидромета — «держателя» основной экологической информации, куда и надлежит обращаться за ней в первую очередь.

Законодательство о защите информации

Указанные основополагающие начала открытости информации в демократическом правовом государстве получили более полное отражение в Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995 г.[49]

Согласно ст. 10 этого Закона, государственные информационные ресурсы являются общедоступными. Исключение составляет документированная информация, отнесенная Законом к категории ограниченного доступа. При этом запрещается относить к информации с ограниченным доступом:

нормативные акты, устанавливающие правовой статус органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;

документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населения в целом;

документы, содержащие информацию о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, об использовании бюджетных средств и других государственных и местных ресурсов;

документы, накапливаемые в информационных системах органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, представляющие общественный интерес или необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.

Статьей 12 того же Закона предусматривается, что перечни информации и услуг по информационному обеспечению, сведения о порядке и условиях доступа к информационным ресурсам их владельцы во всех случаях предоставляют пользователям бесплатно.

Статьей 13 Закона от 20 февраля 1995 г. на органы государственной власти и органы местного самоуправления возлагаются обязанности создавать доступные для каждого информационные ресурсы по вопросам деятельности этих органов и подведомственных им организаций, а также в пределах своей компетенции осуществлять массовое информационное обеспечение пользователей по вопросам прав, свобод и обязанностей граждан, их безопасности и другим вопросам, представляющим общественный интерес.

Указанным Законом предусматриваются меры обеспечения информационных прав граждан. Согласно ст. 24, отказ в доступе к открытой информации или предоставление пользователям заведомо недостоверной информации могут быть обжалованы в судебном порядке. Во всех случаях лица, которым отказали в доступе к информации, и лица, получившие недостоверную информацию, имеют право на возмещение понесенного ими ущерба. Суды призваны рассматривать споры о необоснованном отнесении информации к категории информации с ограниченным доступом, иски о возмещении ущерба в случаях необоснованного отказа в предоставлении информации пользователям или в результате других нарушений прав пользователей.

Таким образом, правовая база для обеспечения права граждан на экологическую информацию имеется. На основании указанных конституционного и иных нормативных актов прямого действия можно настойчиво добиваться предусмотренных законом прав, в том числе путем обращения в суд. Практика, однако, показывает, что и до судебного разбирательства в управленческих и иных органах можно добиваться успеха с помощью напоминания, изложения вышеуказанных требований законодательства, неуклонного отстаивания своих позиций.

Права общественных объединений

Экологические и иные общественные объединения, выполняющие экологические функции, имеют право разрабатывать, утверждать и пропагандировать свои экологические программы, защищать экологические права и интересы населения, развивать экологическую культуру населения, привлекать на добровольных началах граждан к активной природоохранной деятельности (ст. 13 Закона об охране окружающей природной среды).

Некоторые недоумевают, почему за свои права надо бороться, порой длительно, преодолевать трудности, в то время как государство провозгласило защиту прав своей первейшей обязанностью. Однако такова специфика сегодняшнего дня: провозглашение демократических институтов; нежелание некоторых чиновников им подчиняться; неготовность граждан к долговременной защите своих прав, которые некоторыми воспринимаются как дарованные государством, а в действительности принадлежат им от рождения.

Статья написана по материалам сайтов: studopedia.ru, top-technologies.ru, law.wikireading.ru.

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector