Оплата совмещения должностей по трудовому кодексу

Любой труд должен быть оплачен, в том числе дополнительный. Возложение на работника дополнительных обязанностей всегда сопровождается установлением дополнительного вознаграждения. Рассмотрим в этой статье такое понятие, как «доплата за совмещение должностей».

Совмещение профессий/должностей

Совмещение представляет собой выполнение работником по поручению руководства дополнительной работы в течение рабочего дня. При этом от основной работы он не освобождается.

Дополнительный объем работ может выполняться:

  • в целях замещения отсутствующего работника;
  • по той же профессии или по другой;
  • путем расширения зоны обслуживания или увеличения объема работ.

Совмещение предполагает дополнительные обязанности работника. Как оформить их вменение работнику, раскрывает ст. 60.2 ТК РФ.

Рассмотрим основные правила, которые нужно обязательно соблюсти для того, чтобы совмещение было законным.

Во-первых, возложение дополнительных обязанностей без согласия работника не допускается. Работник должен быть уведомлен о предстоящих изменениях условий его труда за месяц до соответствующих событий. Возможность увеличения должностных обязанностей работника или объема выполняемой им работы может быть предусмотрена трудовым договором (например, указанием на обязанность работника выполнять поручения работодателя). Однако получение согласия работника, например, на расширение зоны обслуживания все равно необходимо.

Во-вторых, отвечая на вопрос, как вменить работнику дополнительные обязанности по ТК РФ, рекомендуем заключить с работником доп. соглашение к трудовому договору, которым должны быть предусмотрены:

  • вид дополнительной работы;
  • объем работ;
  • срок выполнения работ;
  • размер доплаты и др. условия.

В-третьих, работодатель должен вынести приказ о возложении дополнительных обязанностей на работника, с которым последний должен быть ознакомлен под роспись. В случае, если работник не согласен с приказом, доп. обязанности возлагаются на другого работника.

В-четвертых, работнику предоставлено право отказаться от выполнения дополнительного объема работ до истечения установленного срока. В этом случае он должен уведомить работодателя о своем решении не менее чем за три рабочих дня до прекращения выполнения доп. обязанностей.

Трудовой кодекс о совмещении должностей: оплата

ТК РФ (статья 151) устанавливает, что работнику, на которого возлагаются дополнительные обязанности без освобождения от основной работы, должна быть произведена доплата, которая устанавливается по соглашению сторон.

Как правило, доплата за совмещение профессий устанавливается доп. соглашением о возложении дополнительных обязанностей. Ее размер должен устраивать работника. В противном случае в отсутствие согласия работника с предлагаемыми условиями оплаты совмещение не может считаться законным.

Совмещение отличается от другого института трудового законодательства – совместительства тем, что работник не ограничен по времени выполнения дополнительной работы. Если при совместительстве продолжительность работы не может превышать 4 часа, то при совмещении время выполнения работ не отслеживается. Главное – чтобы работник успевал выполнять за предусмотренное трудовым договором время обязанности и по основной работе, и по дополнительной.

В связи с этим не существует ограничений и по размеру оплаты труда работников, оформленной доплатой за совмещение. Нет правила, по которому доплата не может превышать половину оклада или должна рассчитываться исходя из отработанного времени.

Так как рассчитать доплату за совмещение должностей? Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон в фиксированной сумме или процентах от оклада и определяется исходя из особенностей дополнительных работ:

  • объема;
  • сложности;
  • сроков выполнения;
  • нагрузки на работника с учетом основной работы и др.

Рассматриваемая надбавка за совмещение учитывается в целях начисления НДФЛ, уплаты страховых взносов работодателем, при расчете среднего заработка для начисления пособий по нетрудоспособности, отпускных, страховых выплат и т.д.

Как правило, размер доплаты доводится до сведения работника на этапе уведомления о совмещении. Для того чтобы дать согласие на увеличение нагрузки, работник должен оценить, насколько соответствует предлагаемая работодателем оплата ожидаемым трудозатратам. В доп. соглашении к трудовому договору, которое подписывает работник, должна быть указана надбавка, которая его устраивает. Если работодатель обещает большие выплаты, а в официальных документах устанавливает другие цифры, работник, подписавший эти документы, не сможет потребовать от работодателя выплаты обещанных им сумм. При этом дополнительные обязанности, предусмотренные доп. соглашением, должны работником выполняться.

Последний этап оформления совмещения, на котором работник должен подтвердить свое согласие с возложением на него дополнительных обязанностей и размером дополнительного вознаграждения за совмещение, — это вынесение работодателем приказа о совмещении, в котором указываются:

  • основание вынесения приказа (например, «в связи с ежегодным основным оплачиваемым отпуском работника»);
  • срок выполнения дополнительных обязанностей;
  • размер доплаты за совмещение;
  • поручение бухгалтерии осуществлять начисление заработной платы работнику с учетом положений приказа.

Работник должен быть ознакомлен с приказом под роспись. Если работник не согласен с приказом и отказывается его подписать, на него не могут быть возложены дополнительные обязанности. В таком случае дополнительная работа может быть поручена другому работнику.

В период, указанный в приказе, работник за выполнение дополнительных обязанностей будет получать соответствующую доплату.

Статья 151 ТК РФ. Оплата труда при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором

Новая редакция Ст. 151 ТК РФ

При совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата.

Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы (статья 60.2 настоящего Кодекса).

Комментарий к Статье 151 ТК РФ

Трудовым кодексом закрепляются особые правила оплаты труда при совмещении профессии и выполнении обязанностей временно отсутствующего работника. Под совмещением профессий (должностей) следует понимать одновременное выполнение работником своей основной работы по трудовому договору и дополнительной работы по другой профессии (должности). Частным случаем совмещения профессии (должностей) является выполнение обязанностей временно отсутствующего работника.

Совмещение профессий (должностей) не следует смешивать с работой по совместительству. Если при работе по совместительству оплата осуществляется в полном объеме в соответствии с заключенным трудовым договором, то за совмещение профессий работнику производятся доплаты, размер которых устанавливается по соглашению работника и работодателя. На сегодняшний день законодательством не установлены какие-либо минимальные размеры доплат за совмещение профессий или должностей.

На практике у многих работодателей возникает вопрос о необходимости доплаты за совмещение заместителям руководителей организаций в период временного отсутствия этих руководителей. Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в своем Определении от 11 марта 2003 г. N КАС03-25 пришла к выводу, что акты, запрещающие выплату разницы между должностными окладами отсутствующего работника и замещающих его штатного заместителя или помощника, противоречат основным принципам трудового законодательства.

Другой комментарий к Ст. 151 Трудового кодекса Российской Федерации

1. В ст. 151 ТК РФ предусмотрен ряд случаев выполнения работником наряду с основным также и дополнительного объема работы:

— совмещение профессий (должностей);

— расширение зоны обслуживания;

— увеличение объема работы;

— исполнение обязанностей временно отсутствующего работника.

2. Под совмещением профессий следует понимать выполнение работником наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительной работы по другой профессии (должности). При этом в отношении рабочих речь идет о другой профессии, а в отношении служащих — о другой должности.

3. Под расширением зоны и увеличением объема работы следует понимать выполнение наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительного объема работ по той же профессии или должности.

4. Под выполнением обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы следует понимать замену работника, отсутствующего в связи с болезнью, отпуском, командировкой и по другим причинам, когда в соответствии с действующим законодательством за ним сохраняется рабочее место (должность).

От выполнения обязанностей временно отсутствующего работника следует отличать так называемое временное заместительство, при котором работник исполняет обязанности по должности временно отсутствующего работника с освобождением на это время от основной работы. Порядок оплаты временного заместительства, установленный разъяснением Госкомтруда СССР N 30 и Секретариата ВЦСПС N 39 от 29 декабря 1965 г. (с изм. от 11 марта 2003 г.), предусматривает выплату замещающему работнику разницы между его фактическим окладом (должностным, персональным) и должностным окладом замещаемого работника. Определением Верховного Суда РФ от 11 марта 2003 г. подп. а» абз. 3 и абз. 4 п. 1 указанного Порядка признаны не действующими в части, запрещающей выплату разницы между должностными окладами отсутствующего работника и замещающих его штатного заместителя или помощника, а также главного инженера предприятия, учреждения или организации.

5. Во всех указанных случаях изменяется трудовая функция работника, поэтому в соответствии со ст. 72 ТК РФ на это требуется письменное согласие работника. Порядок введения совмещения профессий (должностей), расширения зон обслуживания, увеличения объема работ и исполнения обязанностей временно отсутствующего работника определен ст. 60.2 ТК РФ. При совмещении профессий (должностей), расширении зоны обслуживания, увеличении объема выполняемой работы работнику устанавливается доплата, размер которой определяется соглашением сторон трудового договора.

Действующее законодательство не устанавливает никаких ограничений по размеру указанной доплаты. В организациях бюджетной сферы на установление доплат могут быть направлены средства, предусмотренные для оплаты труда.

Оплата труда при совмещении профессий и исполнении обязанностей временно отсутствующего работника

Автор: И.В. Березкин

Журнал “Заработная плата“

В соответствии со статьей 151 Трудового кодекса Российской Федерации работнику, выполняющему у одного и того же работодателя наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительную работу по другой профессии (должности) или исполняющему обязанности временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы, должна производиться доплата за совмещение профессий (должностей) или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника.

При этом размеры такого рода доплат устанавливаются по соглашению сторон трудового договора.

На практике различаются следующие режимы, связанные с исполнением дополнительных обязанностей :

  • совмещение профессий (должностей);
  • расширение зон обслуживания или увеличение объема выполненных работ;
  • выполнение наряду со своей основной работой обязанностей временно отсутствующих работников.

Далее в публикации для краткости, если это только особо не оговорено, все приведенные режимы будут именоваться совмещением профессий (должностей).

Все эти виды работ допускаются в одной и той же организации с согласия работника в течение установленной законодательством продолжительности рабочего дня (рабочей смены), если это экономически целесообразно и не ведет к ухудшению качества продукции, выполняемых работ, обслуживания населения.

Под совмещением профессий (для рабочих) или должностей (для руководителей, специалистов, служащих) понимается выполнение работником наряду со своей основной, обусловленной трудовым договором, работой, дополнительной работы по другой, вакантной должности без освобождения от основной работы в одной и той же организации в одно и то же рабочее время.

Это интересно:  Можно ли узнать паспортные данные по инн

Совмещение профессий (должностей) необходимо отличать от выполнения обязанностей на условиях штатного совместительства, когда с работником заключается отдельный трудовой договор (внутреннего или внешнего штатного совместительства), а обязанности по договору выполняются вне рамок рабочего дня (смены).

Порядок и условия совмещения профессий (должностей) применяются также при расширении зон обслуживания или увеличении объема выполняемых работ. Под расширением зон обслуживания и увеличением объема выполненных работ понимается выполнение наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительного объема работ по одной и той же профессии или должности.

Под выполнением обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы (временное заместительство) следует понимать замещение работника, отсутствующего в связи с болезнью, отпуском, командировкой и по другим причинам, когда в соответствии с действующим законодательством за ним сохраняется рабочее место (должность).

Следует учитывать, что в соответствии со статьей 74 ТК РФ в случае производственной необходимости работодатель вправе переводить сотрудника для замещения отсутствующего работника на срок до одного месяца на не обусловленную трудовым договором работу в той же организации с оплатой труда по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе. Продолжительность перевода на другую работу для замещения отсутствующего работника не может превышать одного месяца в течение календарного года (с 1 января по 31 декабря).

Исходя из приведенных положений, перевод сотрудников на другую работу для выполнения обязанностей временно отсутствующего работника на условиях статьи 74 ТК РФ влечет за собой освобождение их от исполнения обязанностей по основной должности (профессии). Доплата же за выполнение обязанностей временно отсутствующего работника вводится в тех случаях, когда сотрудник наряду с выполнением трудовых обязанностей по своей основной должности (профессии) в пределах установленной продолжительности рабочего дня привлекается к выполнению обязанностей по должности (профессии) временно отсутствующего работника.

Учитывая положения статьи 423 ТК РФ, при документальном оформлении указанных режимов, а также решении ряда иных вопросов, связанных с введением и изменением доплат за совмещение профессий (должностей), организации вправе руководствоваться положениями следующих нормативных правовых актов:

Постановления Совмина СССР от 4 декабря 1981 г. № 1145 «О порядке и условиях совмещения профессий (должностей)» (в редакции изменений и дополнений, далее по тексту — Постановление Совмина № 1145 );

Инструкции Госкомтруда СССР от 14 мая 1982 г. № 53-ВЛ «По применению постановления Совета Министров СССР от 4 декабря 1981 г. № 1145 «О порядке и условиях совмещения профессий (должностей)»;

Разъяснения Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 декабря 1965 г. № 30/39 «О порядке оплаты временного заместительства», утвержденного постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 декабря 1965 г. № 820/39 (в редакции изменений от 11 декабря 1986 г.).

Однако, учитывая тот факт, что приняты данные нормативные акты были еще задолго до введения в действие Трудового кодекса РФ, то их положения могут применяться только в той части, в которой они не противоречат действующему законодательству, а также с учетом сложившейся на сегодняшний день судебной практики.

Введение, изменение и прекращение условий о совмещении профессий (должностей)

Совмещение профессий (должностей) допускается, как правило, в пределах той категории персонала, к которой относится данный работник (рабочие, инженерно-технические работники, служащие и другие).

Совмещение оформляется приказом руководителя с указанием совмещаемой профессии (должности), объема дополнительной работы, размера доплаты и периода, на который она вводится (совмещение может осуществляться в рамках определенного периода времени или без указания срока).

Оформление отмены или уменьшения доплаты за совмещение также осуществляется приказом по организации, при этом об изменении условий совмещения работник должен быть предупрежден в письменной форме за два месяца, если только совмещение не вводилось на строго определенное время. Необходимость такого предупреждения обусловлена положениями статьи 72 ТК РФ.

Совмещение вакантных должностей может производиться несколькими сотрудниками. При этом размеры доплат данным сотрудникам рекомендуется устанавливать таким образом, чтобы они не превышали в суммарном выражении (в рублях) должностного оклада (тарифной ставки) по вакантной должности. В противном случае установление доплат экономически нецелесообразно.

Размер доплаты устанавливается по соглашению между работником и работодателем (администрацией организации) исходя из фактически выполняемого объема работ по вакантной должности в процентах от тарифной ставки (должностного оклада) по основной должности. Если совмещение производится неполное рабочее время (например, неполный месяц из-за болезни) доплата начисляется пропорционально за фактически отработанное время.

Пример 1

Должностной оклад работника, замещающего должность бухгалтера по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками составляет 5000 рублей.

В одном из месяцев в связи с длительной болезнью бухгалтера по учету расчетов с работниками по оплате труда (должностной оклад в месяц — 4800 руб.), работнику установлена доплата за замещение должности временно отсутствующего бухгалтера по расчетам с работниками по оплате труда в размере 60 процентов от должностного оклада.

Заработная плата сотрудника за отчетный месяц составит 8000 руб., в том числе:

  • должностной оклад — 5000 руб.;
  • доплата за замещение — 3000 руб. (5000 руб. x 60%).

Вся сумма пособия по временной нетрудоспособности заболевшего сотрудника оплачена из средств социального страхования, а именно начисленных к уплате сумм единого социального налога в его части, уплачиваемой в ФСС РФ, в связи с чем введение доплаты за замещение не потребует от работодателя дополнительных расходов по оплате труда.

Если же бухгалтер по учету расчетов с работниками по оплате труда направлена в длительную служебную командировку с сохранением за ней среднего заработка, то введение доплаты за замещение потребует от работодателя дополнительных расходов в сумме 3000 руб. за полностью отработанный месяц.

Учет по совмещаемой работе в табеле учета использования рабочего времени не производится, поэтому его целесообразно вести отдельным порядком в структурных подразделениях организации.

Экономически нецелесообразным является распространение совмещения на руководителей предприятий, их заместителей и помощников.

При ухудшении качества продукции, выполненной работы или обслуживания населения, совмещение и доплаты за него могут прекращаться с момента выявления этого ухудшения.

Особенностью заместительства является то обстоятельство, что при таком режиме исполнение обязанностей временно отсутствующих работников называется временным заместительством (для руководящих должностей) или временным замещением (для других). При этом замещающий работник также не освобождается от своей основной работы, а исполнение обязанностей как по своей должности, так и по должности отсутствующего работника, осуществляется без увеличения рабочего дня.

Если обязанности руководителей возлагаются на их заместителей или помощников, доплаты рекомендуется не производить, так как сами обязанности по таким должностям и их статус подразумевают собой выполнение в отсутствие руководителей их обязанностей.

Допуск, оплата, освобождение от временного замещения производятся аналогично, как и при установлении совмещения профессий. Однако, необходимо отметить, что так как замещение производится невакантной должности (то есть временно отсутствующего работника), то следует определять экономический эффект от данной процедуры. Если замещается должность работника, находящегося на «больничном», оплата которого производится за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, то введение замещения с ограничением его тарифной ставкой (должностным окладом) по исполняемой работе не требует от работодателя дополнительных затрат на оплату труда по сравнению с нормальным производственным процессом. В случае же нахождения работника в длительной командировке или в других случаях, когда за ним сохраняется заработная плата в организации, введение замещения потребует дополнительных затрат и вопрос его введения будет зависеть во многом от необходимости (важности, срочности) этого замещения.

В соответствии с Разъяснением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 декабря 1965 г. № 30/39 «О порядке оплаты временного заместительства» замещающему работнику выплачивается разница между его фактическим окладом (должностным, персональным) и должностным окладом замещаемого работника (без персональной надбавки). Однако учитывая то обстоятельство, что такая схема дополнительной оплаты труда напрямую противоречит положениям статьи 151 ТК РФ, при замещении работнику следует выплачивать именно доплату, а не оплачивать разницу. Впрочем, как возможный вариант размер выплачиваемой доплаты может определяться исходя из определяемой разницы.

Заметим ряд примечательных моментов, касающихся использования системы совмещения профессий (должностей).

Во-первых , уменьшение численности работников в бюджетных учреждениях в результате совмещения профессий (должностей) не может служить основанием для изменения вышестоящими органами установленного организации лимита численности и утвержденного для нее штатного расписания, а также упразднения подразделений, одним из условий создания которых является наличие определенной численности работников.

Согласно Единых рекомендаций по системам оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджетов на федеральном, региональном и местном уровнях, на 2005 год (утверждены решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений 29 декабря 2004 г., протокол № 4) доплаты за совмещение профессий (должностей) и выполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы включены в перечень гарантированных выплат компенсационного характера. Это означает ни что иное, как обязательную выплату указанных доплат в бюджетных учреждениях за счет средств бюджетного финансирования.

Во-вторых , за работниками, занятыми на работах с вредными условиями труда, совмещающими профессии (должности) и выполняющими свою основную работу в полном объеме, сохраняются предусмотренные действующим законодательством льготы в связи с условиями труда (дополнительный отпуск, сокращенный рабочий день, бесплатная выдача молока и лечебно-профилактического питания) независимо от того, установлены ли эти льготы по совмещаемым профессиям (должностям). Работникам, которым по основной профессии (должности) указанные выше льготы действующим законодательством не предусмотрены, а по совмещаемой профессии (должности) предусмотрены, эти льготы должны предоставляться только за те дни, в которые работник работал по совмещаемой профессии (должности) не менее половины рабочего дня.

При этом продолжительность дополнительного отпуска рассчитывается пропорционально проработанному времени в условиях, дающих право на этот отпуск.

Применение условий о совмещении профессий (должностей) с учетом судебной практики

В последнее время условия о дополнительной оплате труда при совмещении профессии (должностей) явились предметом рассмотрения многочисленных судебных разбирательств.

Учитывая, что в должностные обязанности руководителей и их заместителей в соответствии с Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих (утвержден постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. № 37) входит осуществление функций своих подчиненных, а их оплата труда производится на уровне, превышающем размеры заработной платы подчиненных лиц, то положения Постановления Совмина № 1145 в части ограничения прав вышеуказанных категорий работников на совмещение должностей были признаны соответствующими нормам действующего трудового законодательства.

Однако принятое Верховным Судом Российской Федерации решение было отменено Определением Кассационной коллегии Верховного суда Российской Федерации от 25 марта 2003 г. № КАС 03-90.

По итогам указанных судебных решений положения подпункта «а» пункта 15 Постановления Совмина № 1145 в части ограничения прав руководителей структурных подразделений, отделов, цехов, служб и их заместителей на получение доплат за совмещение профессий (должностей) были признаны не действующими с 25 марта 2003 года. Именно с указанной даты данные категории работников вправе претендовать на получение доплат на условиях, установленных статьей 151 ТК РФ.

Это интересно:  Перевозка детей на мотоцикле

В качестве объяснений принятых решений Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации указала на имеющееся у организаций, не финансируемых из бюджета, право по самостоятельному определению условий оплаты труда на основе принимаемых коллективных договоров, соглашений и прочих локальных актов без обязательного руководства при этом едиными тарифно-квалификационными справочниками.

Несмотря на то, что свое определение Верховный Суд построил на организациях внебюджетной сферы, указанные выше положения пункта 15 Постановления Совмина № 1145 признаны недействующими в полной мере, а потому право на совмещение должностей (профессий) имеют также руководители структурных подразделений и их заместители, занимающие должности в бюджетных учреждениях. При этом необходимо учитывать, что согласно положениям статей 135 и 145 ТК РФ соответствующие ограничения в бюджетных учреждениях могут быть установлены законами и иными нормативными правовыми актами.

Наряду с этим, действующая в настоящее время редакция подпункта «а» пункта 15 Постановления Совмина № 1145 не допускает совмещение должностей работниками из числа руководителей предприятий, учреждений, организаций, их заместителей и помощников. Предметом рассмотрения на заседаниях Верховного Суда и его Кассационной коллегии данная категория лиц не являлась, а потому следует считать, что ограничение их прав на совмещение должностей в настоящее время оставлено в силе.

Предметом рассмотрения Кассационной коллегии Верховного Суда РФ (Определение от 11 марта 2003 г. № КАС 03-25) стали положения подпункта «а» абзаца 3 и абзаца 4 пункта 1 Разъяснения Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 декабря 1965 г. № 30/39 «О порядке оплаты временного заместительства» в части ограничения прав на получение доплаты за исполнение обязанностей временно отсутствующих работников лицами из числа штатных заместителей или помощников отсутствующих, а также прав главных инженеров на получение такой доплаты за период замещения отсутствующего руководителя.

По итогам рассмотрения права указанных лиц на получение доплаты за замещение были восстановлены с 11 марта 2003 года.

Исходя из вышеизложенного, за исполнение обязанностей временно отсутствующих руководителей указанные выше категории работников вправе получать как минимум разницу между их фактическим окладом и должностным окладом замещаемого работника, как это предусмотрено в Разъяснении № 30/39. В силу же положений статьи 151 ТК РФ по согласованию с работодателем должна выплачиваться не разница в окладах, а доплата за исполнение обязанностей временно отсутствующего работника в размерах, согласованных сторонами трудовых отношений (в том числе и превышающая разницу в окладах).

При все этом необходимо учитывать, что несмотря на отмену соответствующих положений Разъяснения № 30/39, в бюджетных учреждениях права штатных заместителей или помощников руководителей, и главных инженеров на получение указанной доплаты в силу положений статей 135 и 145 ТК РФ могут быть ограничены соответствующими законами и иными нормативными правовыми актами.

Отраслевое регулирование вопросов, связанных с введением, изменением и отменой условий о совмещении профессий (должностей)

В организациях текстильной, легкой и фарфоро-фаянсовой промышленности Российской Федерации, на которые распространяется действие Отраслевого соглашения на 2005—2007 годы (зарегистрировано в Роструде 11 марта 2005 г., регистрационный номер 14/04-06), конкретный размер устанавливаемой работнику доплаты за совмещение профессий (должностей) определяется коллективным договором, но должен составлять не менее 40 процентов тарифной ставки (должностного оклада) по совмещаемой профессии.

В Министерстве обороны Российской Федерации доплаты за совмещение профессий (должностей) или выполнение обязанностей временно отсутствующего работника устанавливаются в соответствии с пунктом 4 раздела IX приложения № 1 к приказу Министра обороны от 8 марта 1993 г. № 130 «О введении новых условий оплаты труда гражданского персонала воинских частей, учреждений, военно-учебных заведений, предприятий и организаций Министерства обороны Российской Федерации, находящихся на сметно-бюджетном финансировании, на основе Единой тарифной сетки» (в редакции изменений и дополнений).

Доплаты устанавливаются работникам, выполняющим в одной и той же воинской части наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительную работу по другой профессии (должности) или обязанности временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы.

Размеры доплат за совмещение профессий (должностей) или выполнение обязанностей временно отсутствующего работника устанавливаются без ограничения перечней совмещаемых профессий (должностей) исходя из фактически выполняемого объема работ по совмещаемой должности (профессии) или обязанностей отсутствующего работника. На установление доплат за совмещение профессий (должностей) или выполнение обязанностей отсутствующего работника используется экономия фонда заработной платы.

Руководителям учреждений, предприятий и организаций, их заместителям и помощникам, главным специалистам, руководителям структурных подразделений, отделов, служб, их заместителям и помощникам доплаты за совмещение профессий (должностей) или выполнение обязанностей временно отсутствующего работника не производятся. При этом следует признать, что такого рода положения приказа Министра обороны несколько противоречат действующему законодательству (см. предыдущую главу публикации).

Мастерам и начальникам участков доплаты за выполнение обязанностей временно отсутствующего работника производятся на общих основаниях.

Соглашение о совмещении профессий (должностей) или выполнении обязанностей временно отсутствующего работника оформляется приказом командира воинской части с указанием совмещаемой профессии (должности) или должности (профессии) отсутствующего работника, объема дополнительно выполняемых обязанностей (работ) и размера доплат. При этом совмещение профессий (должностей) или выполнение обязанностей временно отсутствующего работника может производиться при условии, если это экономически целесообразно, не ведет к ухудшению качества выполняемых работ по основной и совмещаемой работе и обеспечивает соблюдение правил и норм охраны труда и техники безопасности.

Размер доплаты за совмещение профессий (должностей) или выполнение обязанностей временно отсутствующего работника устанавливается администрацией по согласованию с работником в процентах от тарифной ставки (оклада) по основной профессии (должности) работника с таким расчетом, чтобы сумма доплат (с начислениями) не превышала тарифной ставки (оклада) по совмещаемой вакантной профессии (должности).

Работникам, которым по основной профессии (должности) действующим законодательством не предусмотрены льготы в связи с условиями труда (дополнительный отпуск, сокращенный рабочий день, бесплатная выдача молока и лечебно-профилактического питания), а по совмещаемой профессии (должности) они предусмотрены, эти льготы должны предоставляться только за те дни, в которые работник работал по совмещаемой профессии (должности) не менее половины рабочего дня.

Среднему медицинскому (в том числе главным медицинским сестрам), фармацевтическому (в том числе начальникам (заведующим) аптек, отнесенных к V группе по оплате труда руководителей), младшему медицинскому персоналу за совмещение профессий (должностей) без ограничения перечнями совмещаемых профессий (должностей) устанавливается доплата без ограничения ее предельными размерами (пункт 25 раздела IV приложения № 4 к приказу Министра обороны от 8 марта 1993 г. № 130).

При этом врачи и провизоры могут совмещать должности (профессии) среднего медицинского, фармацевтического, младшего медицинского персонала военно-медицинских учреждений (подразделений) без ограничения перечнями совмещаемых профессий (должностей) и размерами доплат за совмещение. Совмещение врачами и провизорами одной специальности и квалификации других врачебных (провизорских) должностей допускается в исключительных случаях по перечням военно-медицинских учреждений (подразделений) и врачебных должностей, утверждаемым Главным военно-медицинским управлением Министерства обороны Российской Федерации.

Необходимо учитывать, что выполнение врачами и средним медицинским персоналом, а также провизорами и фармацевтами (с режимом работы более одной смены) военно-медицинских учреждений (подразделений) обязанностей временно отсутствующих других врачей, среднего медицинского персонала, провизоров и фармацевтов (вследствие болезни, отпуска, командировки и т.п.), оплачивается по фактически затрачиваемому рабочему времени по должности отсутствующего работника в одинарном размере и не считается совместительством.

В тех случаях, когда указанная работа выполняется вследствие неявки сменяющего работника к моменту окончания смены и невозможности заменить его другим работником, оплата производится как за сверхурочную работу.

При формировании фондов заработной платы на очередной год организации Минобороны России должны учитывать, что доплаты за совмещение профессий (должностей) в подсчет фонда не включаются, так как совмещение может иметь место только при наличии вакантных должностей, которые учитываются при расчетах планового фонда заработной платы.

В учреждениях Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков размер выплачиваемой работникам доплаты за совмещение профессий (должностей), расширение зоны обслуживания или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника определяется в соответствии с приказом ФСКН России от 13 июля 2004 г. № 210, — до 100 процентов от оклада (тарифной ставки) отсутствующих работников.

В таком же порядке размер доплаты определяется в бюджетных учреждениях, подведомственных Государственной фельдъегерской службе (см. приказ ГФС России от 5 марта 2004 г. № 75).

Работникам таможенных органов (оплата которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда для работников бюджетных учреждений) размер доплаты за совмещение профессий (должностей) устанавливается в соответствии с пунктом 6.2 Инструкции об оплате труда работников таможенных органов Российской Федерации, которая утверждена приказом ГТК России от 30 ноября 2000 г. № 1082.

Доплата устанавливается в размере до 100 процентов тарифной ставки (оклада) отсутствующего работника, в соответствии с порядком, установленным в приложении № 5 к указанной Инструкции.

Согласно данному приложению под исполнением обязанностей временно отсутствующего работника (отпуск, болезнь и т.п.) понимается временное замещение, то есть исполнение обязанностей по не вакантной должности в отличие от совмещения профессий (замещающий работник не должен являться штатным заместителем или помощником отсутствующего работника).

Под совмещением профессий (должностей) в свою очередь подразумевается выполнение работником с его согласия наряду с основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительной работы по другой, вакантной (не одноименной) должности, или профессии в течение установленной законодательством продолжительности рабочего дня (смены).

Расширение зон обслуживания означает повышение занятости (загруженности) работника путем увеличения числа обслуживаемых им объектов, убираемой площади и т.п. по сравнению с установленной нормой.

Увеличение объема выполняемых работ связано с выполнением дополнительных работ сверх нормативного объема, предусмотренного для данной профессии (должности) работника.

Размер доплаты за выполнение обязанностей временно отсутствующего работника, совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объема выполняемых работ устанавливается исходя из фактически выполняемого объема работ по совмещаемой профессии (должности) с таким расчетом, чтобы сумма доплаты не превышала тарифной ставки (оклада) по совмещаемой профессии (должности).

В таможенных органах доплаты не производятся руководителям подразделений, их заместителям и помощникам, начальникам отделов, служб, их заместителям и помощникам, а также в тех случаях, когда совмещаемая работа предусмотрена в нормах затрат и обусловлена трудовым договором (входит в круг обязанностей работника, например, по должности «секретарь-машинистка» или поручается работнику в установленном законодательством порядке в связи с недостаточной загруженностью против действующих норм трудовых затрат по основной работе).

Порядок дополнительной оплаты труда за совмещение профессий (должностей) лиц из числа федеральных государственных служащих разъяснен в письме ГТК России от 2 декабря 2002 г. № 01-06/47498 «О доплате федеральным государственным служащим за исполнение обязанностей по должности временно отсутствующего сотрудника (государственного служащего) таможенного органа».

Государственному служащему, исполняющему обязанности по должности временно отсутствующего сотрудника или вышестоящей должности временно отсутствующего государственного служащего, наряду с денежным содержанием (с учетом всех установленных выплат по основной должности), выплачивается доплата за исполнение обязанностей временно отсутствующего сотрудника (государственного служащего).

Это интересно:  Новые полюса медицинского страхования 2019

Размер доплаты определяется исходя из разницы между фактическим окладом, установленным по должности временно отсутствующего сотрудника (государственного служащего), и окладом по основной должности государственного служащего, рассчитанной с учетом надбавок за особые условия государственной службы, за выслугу лет и премии по результатам работы, установленных государственному служащему по основной должности на дату начала исполнения обязанностей по должности временно отсутствующего сотрудника (государственного служащего).

Для расчета применяется следующая формула: Сумма доплаты = (разница в окладах) + (разница в окладах) x % надбавки за особые условия государственной службы + (разница в окладах) x % надбавки за выслугу лет + (разница в окладах) x % премии по результатам работы.

Если например, государственному служащему (должностной оклад по основной должности — 2000 руб., надбавка за особые условия государственной службы — 80 процентов, надбавка за выслугу лет — 20 процентов, премия — 25 процентов), поручается исполнение обязанностей по должности временно отсутствующего сотрудника (оклад по должности — 2500 руб.), то кроме разницы в окладах (500 руб. = 2500 руб. — 2000 руб.) он вправе получить исчисленные на сумму разницы в окладах надбавки и премию (надбавка за особые условия государственной службы и разницы в окладах — 400 руб. (500 руб. x 80%); надбавка за выслугу лет — 100 руб. (500 руб. x 20%); премия — 125 руб. (500 руб. x 25%)). Всего сумма дополнительной оплаты (доплаты) составит 1125 руб.

В учреждениях здравоохранения при установлении доплат за совмещение профессий (должностей) могут быть учтены положения приказа Минздрава СССР от 19 июля 1982 г. № 700 «О порядке и условиях совмещения профессий (должностей)». Указанным приказом, в частности, утвержден Перечень профессий и должностей работников учреждений здравоохранения, которым могут устанавливаться доплаты за совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания или увеличение объема выполняемых работ, на основании которого в каждом учреждении может разрабатываться и утверждаться конкретный перечень профессий и должностей работников, которым может устанавливаться доплата.

В образовательных учреждениях доплата за совмещение профессий (должностей) или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника может устанавливаться в отношении мастеров производственного обучения, выполняющих в том же образовательном учреждении наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительную работу по другой должности мастера производственного обучения (полностью или частично), в том числе в связи с временным отсутствием работника. На это обращено внимание в пункте 4.16 Рекомендаций об условиях оплаты труда работников образовательных учреждений, доведенных письмом Министерства образования и науки Российской Федерации и Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации от 26 октября 2004 г. № АФ-947/96.

Как оформить и рассчитать доплату за совмещение должностей

Статьи по теме

В случае, когда при временном отсутствии одного работника (отпуск, больничный и т.д.) его обязанности возлагают на другого нужно произвести соответствующую доплату. Доплата за совмещение должностей во время отпуска предусмотрена положением статьи 151 ТК РФ.

В статье 151 ТК РФ говорится о том, что любая дополнительная работа, порученная сотруднику в порядке совмещения, расширения зон обслуживания или увеличения объема работ должна быть оплачена отдельно. Рассмотрим размеры доплат и порядок расчета.

Что считается совмещением

Под совмещением понимается поручение сотруднику дополнительной работы, которая не указана в качестве его основной трудовой функции. В этом случае должна проводиться доплата.

Совмещение в ТК РФ регулируется статьей 60.2. В ней сказано буквально следующее: по согласованию между работодателем и работником последнему поручается дополнительная работа на оговоренный срок и за определенную доплату к основной заработной плате.

Способы поручить дополнительные обязанности человеку:

  • Расширение зон обслуживание.
  • Увеличение объема работ.

Законодатель говорит, что совмещение можно оформить, когда возлагаются дополнительные обязанности по другой профессии (должности). А в случае если работник выполняет дополнительную работу по той же должности, то это будет называться расширением зон обслуживания. Но эти положения носят только рекомендательный характер – законодатель говорит, что оформление только может осуществляться таким способом.

На практике работодатели чаще всего используют только совмещение. Но независимо от того, в каком порядке работнику поручается дополнительная работа, она должна быть оплачена.

Как оплачивается труд при совмещении по ТК РФ

В статье 151 ТК РФ сказано следующее: размер доплаты за совмещение должностей во время отпуска и других периодов отсутствия основного работника оплачивается по согласованию сторон.

Это значит, что величина оплаты может быть любой. На каждом предприятии есть локально-нормативный акт, который регулирует порядок оплаты за выполнение дополнительной работы.

Доплата может устанавливаться несколькими способами:

  • Фиксированная сумма доплаты.
  • Процент от оклада или общей суммы заработной платы по совмещаемой должности.
  • Процент от заработной платы работника, на которого возлагают дополнительные функции (обычно применяют, когда возлагаемые обязанности идентичны основным).

Данный список не является исчерпывающим. Работодатель может установить любой размер доплаты. По ТК РФ в данном вопросе нет ограничений, кроме как того, что факт оплаты должен быть.

Порядок оформления и расчета доплаты

Если следовать букве закона, то доплата за совмещение должностей по Трудовому Кодексу должна устанавливаться письменным соглашением сторон. То есть возложение дополнительных обязанностей должно оформляться в виде соглашения к основному трудовому договору работника. Скачайте образец:

Но чаще этим правилом работодатели пренебрегают, особенно когда предполагается кратковременное совмещение. В этом случае составляется только приказ о доплате за совмещение должностей. Образец этого документа законодательно не установлен, поэтому его можно составить в свободной форме, на бланке предприятия. Скачайте образец:

Как и все распорядительные документы, он должен иметь основные реквизиты:

  • Наименование предприятия.
  • Дата и номер составления.
  • Преамбула, то есть вводная часть, и основной текст приказа.
  • Подпись руководителя.

Если при оформлении не было составлено дополнительное соглашение, то в приказе нужно указать всю информацию о возлагаемой работе:

  • Кто совмещает.
  • Период, на который на работника возлагается совмещение.
  • Объем работы.
  • Порядок оплаты за дополнительные обязанности.

Как установить доплату за совмещение, смотрите в инструкции.

Во избежание в последующем разногласий с работником приказ о возложении нужно начинать со слов: «С согласия работника ему поручается…». Обязательно должна стоять подпись работника.

Обратите внимание!

Совмещение лучше оформлять дополнительным соглашением к договору. Поскольку в данном случае имеет место изменение основных сведений о работе (дополнительные трудовые обязанности). Приказ в этом случае составляют как дополнительный документ для внутреннего пользования.

Для того чтобы сотруднику производилась доплата копию приказа передают в бухгалтерию.

Также для расчета доплаты может понадобиться табель учета рабочего времени. Он нужен в том случае, когда оплата производится не в виде фиксированной суммы.

Пример. Бухгалтеру Антоновой А.А. поручается выполнение обязанностей экономиста в период с 01 октября по 17 октября. При этом устанавливается доплата в размере 60% от оклада экономиста (25500 рублей).

  1. Рассчитываем заработную плату экономиста за один рабочий день в октябре: 25500 (оклад)/23 (количество рабочих дней в октябре)=1108,7 рублей.
  2. Рассчитываем доплату за один день совмещения: 1108,07*60%=665,22 рубля.
  3. Рассчитываем общее количество дней, когда бухгалтер Антонова А.А. выполняла дополнительную работу. Данный период составит 13 дней.
  4. Высчитываем сумму доплаты за совмещение: 13*665,22=8647,86 рублей.

Смотрите ответы на частые вопросы по совмещению должностей:

Если при возложении дополнительных обязанностей не известна дата завершения совмещения, то понадобится издать дополнительный приказ. В нем указывают дату, когда с работника снимают дополнительные обязанности, а соответственно и доплату. Также такой приказ понадобится, если работник или работодатель решат прервать соглашение досрочно.

Всегда ли полагается доплата

Очень часто можно встретить такое мнение, что если руководитель совмещает должность своего подчиненного или нижестоящего сотрудника, то доплата ему не положена. Такой порядок практиковался еще в советское время. В настоящее время доплата за совмещение профессий, должностей по Трудовому Кодексу производится во всех случаях без исключения.

Еще одно заблуждение работодателей – это мнение, что если при подписании трудового договора вписать в него обязанность совмещать ту или иную должность оплачивать эту работу не нужно. Оплату работнику все равно нужно будет производить, это следует из положений ТК РФ:

  • Статья 151 ТК РФ перечисляет все случаи, когда работнику положена доплата (совмещение, расширение зон, выполнение обязанностей отсутствующего работника и т.д.). Как только работодатель указывает в трудовом договоре данную информацию, он автоматически попадает под действие статьи 151 ТК РФ.
  • Если работодатель указывает на обязанность выполнять дополнительные функции при необходимости, но оговаривает оплату за них, это также не будет означать, что работа будет выполняться на безвозмездной основе. Статья 57 ТК РФ говорит о том, что отсутствие в трудовом договоре прав и обязанностей, установленных в ТК РФ, не может рассматриваться как право их не исполнять.
  • Если работодатель укажет в договоре, что совмещение будет производиться без доплаты, он нарушит положение статьи 9 ТК РФ, которая говорит о том, что работодатель не может ухудшать положение работника по сравнению с тем, что ему положено трудовым законодательством.

Пункт об обязательном совмещении имеет смысл включать только, как заранее полученное письменное согласие работника замещать какие-либо должности. Но и в этом случае у работника остается право отказаться от выполнения дополнительных обязанностей, уведомив об этом работодателя в установленный срок.

Особенности расчетов за совмещение должностей

ТК РФ содержит очень мало информации о совмещении и прочих способах возложения дополнительных обязанностей. Вкратце оно ограничивается двумя правилами:

  • С согласия работника ему может быть поручена дополнительная работа.
  • Дополнительная работа должна быть оплачена в обязательном порядке.

Все остальные вопросы ТК РФ позволяет сторонам решить самостоятельно. Поэтому можно сделать следующие выводы:

  • Совмещение одной штатной единицы (должности) могут выполнять несколько работников.
  • Один работник может совмещать сразу несколько должностей. В отличие от совместительства законодатель в этом вопросе не устанавливаем никаких ограничений.
  • Оплата труда за дополнительную работу может быть любой, хотя работодатели стараются уложиться в фонд оплаты труда должности, которую совмещает работник (работники).
  • Для того чтобы избежать вопросов со стороны проверяющих органов, в частности налоговых служб, порядок оплаты при совмещении должностей нужно прописать в каком-либо локально-нормативном документе. Это можно внести в Коллективный договор, Положение об оплате труда или оформить как отдельный документ.

Обратите внимание!

Статья 276 ТК РФ запрещает руководителю предприятия входить во внутренние надзорные комиссии, и соответственно он не может совмещать эти должности.

Статья написана по материалам сайтов: tkodeksrf.ru, hr-portal.ru, www.budgetnik.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий