Особенности регулирования валютного рынка

Курсовая работа — Особенности государственного регулирования валютного рынка РФ.doc

Валютное регулирование в широком смысле — это регламентация государством основных принципов организации национальной валютной системы и механизмов её функционирования. Сущность валютного регулирования заключается в создании такой системы воздействия на конвертируемость валюты, валютного курса, внутреннего валютного рынка и платежного баланса, которая отвечала бы стратегическим задачам развития национальной экономики и вместе с тем отражала бы потребности текущего момента.

Содержание понятия валютное регулирование» многообразно. Это по существу совокупность таких принципов, как:

  • деятельность государственных органов по управлению обращения валютой;
  • контроль государства за валютными операциями;
  • воздействие на курс национальной валюты;
  • ограничение использования национальной валюты;
  • совокупность законодательных, административных, экономических и организационных мероприятий, определяющих порядок проведения операций с валютными ценностями.

Функции государства в сфере валютного регулирования, как правило, включают в себя:

  1. накапливание статистических данных об экспорте из страны и импорте в страну;
  2. регулирование вывоза из страны стратегического сырья;
  3. регламентирование вывоза или ввоза национальной валюты из страны, куплю-продажу ценных бумаг;
  4. покупка резидентами и нерезидентами недвижимости на территории страны или за её пределами;
  5. определение курса валюты данной страны по отношению к прочим валютам;
  6. регулирование порядка проведения операций с валютой резидентами и нерезидентами (осуществление ими платежей, инвестиций);
  7. регламентирование репатриации и прибыли, полученной от проведения экспортных операций.

Валютное регулирование формируется и во многом определяется валютной политикой государства. Валютная политикa – это совокупность государственных мер в области внешнеэкономических связей, направленных на достижение стратегических задач и текущих целей страны, поддержание внутреннего и внешнего равновесия. При этом валютная политика всегда определяется валютно-экономическим положением страны и её местом в системе мирового хозяйства.[5 с. 33]

Валютное регулирование в узком смысле — это элемент валютной политики, выражающийся во введении различных видов ограничений на проведение операций резидентов и нерезидентов с иностранной валютой и другими валютными ценностями путем лицензирования, дифференциации и контроля.

Валютное регулирование может быть:

  • прямым и косвенным. Прямое валютное регулирование — совокупность законодательных и административных действий власти, определяющие порядок проведения операций с валютными ценностями. Косвенное валютное регулирование — совокупность экономических методов воздействия на участников внешнеэкономических связей путем создания у них экономической заинтересованности в осуществлении определенных валютных операций.
  • либеральным или ограниченным. Либеральное валютное регулирование направленно на текущую конъюнктуру валютного рынка, оно не затрагивает структурных основ валютной системы и валютного курса. Ограничительное валютное регулирование целенаправленно воздействуют на формирование валютного курса и платежного баланса. Его законодательной формой выступают валютные ограничения, то есть законодательное или административное запрещение, лимитирование и регламентирование операций резидентов и нерезидентов с валютой и другими валютными ценностями.

Формы валютных ограничений разнообразны: ограничение или запрет на экспорт капитала, блокирование счетов нерезидентов, множественность валютных курсов и т.д.[8 с. 21]

Валютное регулирование осуществляется государством посредством использования определенных инструментов, которые представляют собой конкретные организационные и экономические меры, с помощью которых государство воздейству ет на соотношение спроса и предложения на иностранную валюту внутри страны и на состояние её платежного баланса. Валютное регулирование осуществляется посредством валютного контроля. Валютный контроль — система мер по обеспечению, исполнению законов, норм и правил проведения валютных операций, установленных государством. Взаимодействие и взаимосвязи инструментов и методов валютного регулирования и валютного контроля представлено в приложении 1, схема 1. Для осуществления валютного контроля внешнеэкономической деятельности создается специальный механизм, который включает специальные инструменты осуществления контроля, формы, методы и инструменты его проведения.[9 с. 41-42]

Глава 2. Анализ развития валютной системы в России и её особенности

2.1.Анализ динамики валютного курса в России с начала экономических реформ

Режим валютного курса рубля подвергся изменениям с началом либеральных экономических реформ, либерализации цен и внешнеэкономической деятельности в России. С января 1992 г. Центральный банк РФ ввел рыночный курс рубля по отношению к иностранным валютам, который применялся при покупке Банком России подлежавшей обязательной продаже ему 10% экспортной выручки резидентов. Ориентиром для установления рыночного курса рубля служил межбанковский фиксинг доллара США на торгах ММВБ. Курс рубля к другим конвертируемым валютам устанавливался через кросс-курсы этих валют к доллару. Исходный уровень рыночного курса (110 руб. за 1 долл.), по которому осуществлялась продажа 40% валютной выручки российских экспортеров в Республиканский валютный резерв.

Официально котируемый Центральным банком РФ курс рубля используется во внутренних расчетах по внешнеэкономическим сделкам для определения размера налогообложения, таможенных платежей в бюджет и бухгалтерского учета валютных средств в балансах банков, предприятий и организаций, а также для статистической отчетности. В России принята прямая котировка, то есть за единицу принимается иностранная валюта, выражаемая в рублях. Коммерческие банки устанавливают собственные курсы рубля, которые основаны на соотношении спроса и предложения, но ориентируются на курс ЦБ РФ.

Введение единого плавающего валютного курса послужило важным шагом к конвертируемости рубля. Однако кризисное состояние экономики и зависимость от импорта вызвали отрицательные последствия этого поспешного шага. В частности курс рубля снизился за 1992 г. со 110 до 414,5 руб. за 1 долл., в январе 1994 г. до 1607 руб., а в середине года — ниже 2000 руб. Вследствие этого обострилась проблема насыщенности российского рынка импортными товарами, затруднялась борьба с инфляцией. Несмотря на нехватку бюджетных средств, выделялись крупные дотации для импорта жизненно необходимых товаров (зерна, лекарств, сырья и полуфабрикатов), в результате практически сохранялись некоторые элементы механизма множественности курса рубля.

Устав МВФ предоставляет странам-членам возможность выбора любого режима валютного курса. Курс рубля не привязан официально к какой-либо валюте или валютной корзине. В России установлен режим плавающего валютного курса, который складывается под воздействием соотношения спроса и предложения на валютных биржах страны, прежде всего на ММВБ, а также на межбанковском валютном рынке.

Драматические события осени 1994 г., кульминацией которых стал «черный вторник» 11 октября 1994 г., когда произошло беспрецедентное падение курса рубля на ММВБ (с 3081 руб. до 3926 руб. за 1 долл.) на 27,4% за одну торговую сессию, послужило сигналом для резкой смены макроэкономической политики России. Власти поставили во главу угла подавление инфляции любой ценой. Одновременно был взят курс на тесное сотрудничество с МВФ, безусловное выполнение его требований. В валютной сфере это нашло проявление во введении с 6 июля 1995 г. режима валютного коридора, то есть официальных пределов колебаний курса рубля к доллару. Эти зафиксированные пределы поддерживались Центральным банком РФ с помощью интервенций на биржевом и межбанковских валютных рынках.

В 1998 г. обострение бюджетных проблем, связанное особенно с трудностями сбора налогов и ростом платежей по погашению государственных ценных бумаг (ГКО — ОФЗ), исчерпание возможностей финансирование дефицита бюджета с помощью эмиссии новых государственных ценных бумаг, резкого ухудшения платежного баланса в результате падения мировых цен на энергоносители и сырье, изъятие иностранными инвесторами в больших масштабах своих портфельных инвестиций из России вследствие мирового финансового кризиса, необходимость крупных валютных платежей по государственному долгу, возобновившееся падение производства — все эти обстоятельства в совокупности привели к глубоким финансовому и валютному кризисам.

В условиях кризисных потрясений власти 17 августа 1998 г. наряду с решением о переоформлении государственных ценных бумаг и объявлением 90-дневного моратория на возврат банками полученных от иностранцев финансовых кредитов вынуждены были пойти на смещение в сторону понижения (для рубля) и существенное расширение границ валютного коридора, который был установлен на уровне от 6 до 9,5 руб. за 1 долл. США. Однако 1 сентября верхняя граница нового валютного коридора была превышена, а в дальнейшем произошло резкое падение курса рубля (в течение трех с небольшим недель — к 9 сентября — он понизился в 3,3 раза по сравнению с уровнем на 17 августа). Фактически валютный коридор был отменен, и курс рубля вновь стал свободно плавающим.

Это интересно:  Признаки пропорциональной избирательной системы

Значительную эволюцию претерпел механизм фиксации официального курса рубля. С 17 мая 1996 г. Центральный банк РФ отказался от практики установления этого курса в форме привязки к фиксинг ММВБ и стал определять его самостоятельно на базе текущих котировок рубля на биржевом и межбанковских валютных рынках. Официальный курс рубля ежедневно устанавливался Центральным банком РФ как средняя величина между курсами покупки и продажи валюты по его операциям на внутреннем валютном рынке. С 1998 г. разница между центральным курсом и курсами покупки и продажи валюты Банка России не должна была превышать 1,5%. Центральный банк РФ старался удерживать рыночный валютный курс в пределах определявшихся им самим, более узкого по сравнению с официальным, валютного коридора.

В целом за 1999 г. обменный курс изменился с 20,65 руб. за доллар на 31 декабря 1998 года до 27 руб. за доллар на конец 1999 года. Таким образом, в реальном выражении (с учетом инфляции на 1999 г.) рубль укрепился. Такой результат был достигнут на фоне некоторого общего улучшения платежного баланса, выразившегося в том, что удалось сохранить и даже несколько увеличить золотовалютные резервы.[13]

В 2001 году основными задачами политики валютного курса Банка России являлись укрепление доверия к национальной валюте и обеспечение стабильности на внутреннем валютном рынке, а также пополнение золотовалютных резервов для поддержания устойчивости российской финансовой системы. Курсовая политика базировалась на использовании режима плавающего валютного курса, что позволяло Банку России учитывать изменения конъюнктуры на мировых товарных и финансовых рынках и динамику спроса на деньги.

Реализация политики валютного курса в 2001 году происходила в условиях, обеспечивших значительное положительное сальдо счета текущих операций платежного баланса (около 28 млрд. долл. США за девять месяцев 2001 года), которое превысило прогнозировавшийся уровень, хотя и несколько уступало показателям аналогичного периода предшествующего года (33,4 млрд. долл. США). Основным фактором его формирования стало сохранение благоприятной ценовой конъюнктуры основных товаров российского экспорта в течение первых трех кварталов года. Приток иностранной валюты в страну создавал потенциал значительного реального укрепления рубля.

В сложившейся ситуации для поддержания баланса между предложением иностранной валюты и спросом на нее на внутреннем валютном рынке Банк России использовал инструменты денежно-кредитной политики, среди которых главную роль играли интервенции на валютном рынке, ограничивавшие резкие колебания валютного курса рубля. Накопленные валютные резервы позволили Банку России эффективно противодействовать кратковременным всплескам спроса на иностранную валюту, предотвращая экономически необоснованные резкие курсовые колебания.

Государственное регулирование на валютном рынке

Государственное регулирование на валютном рынке проявляется в контроле со стороны государства за его функционированием с использованием таких методов денежно-кредитного регулирования, как валютные ограничения и валютный контроль.

Валютным ограничением считается запрещение, лимитирование и регламентация операций, осуществляемых резидентами и нерезидентами с валютой и валютными ценностями. Валютные ограничения устанавливаются законодательно, с использованием мер административного воздействия. Валютные ограничения выражаются в запрещении валютных операций между резидентами, в ограничении ввоза и вывоза валюты и валютных ценностей, в резервировании, в обязательной продаже части валютной выручки и т.д.

Валютный контроль призван обеспечивать соблюдение валютного законодательства при осуществлении валютных операций. Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля.

Органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством Российской Федерации.

Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку Российской Федерации, а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные органы и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля. Контроль за осуществлением валютных операций кредитными организациями, а также валютными биржами осуществляет Центральный банк Российской Федерации. Контроль за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами, осуществляют в пределах своей компетенции федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля.

Правительство Российской Федерации обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, а также их взаимодействие с Центральным банком Российской Федерации. Правительство Российской Федерации обеспечивает взаимодействие не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг и таможенных органов как агентов валютного контроля с Центральным банком Российской Федерации.

Центральный банк Российской Федерации осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля и обеспечивает взаимодействие с ними, а также с таможенными органами уполномоченных банков как агентов валютного контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации. Уполномоченные банки как агенты валютного контроля передают таможенным органам для выполнения ими функций агентов валютного контроля информацию в объеме и порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации.

Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право: 1) проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования; 2) проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов; 3) запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Обязательный срок для представления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса.

Органы валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право:

1) выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;

2) применять установленные законодательством Российской Федерации меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.

Порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля устанавливается:

1) для представления агентам валютного контроля, за исключением уполномоченных банков, – Правительством Российской Федерации;

2) для представления уполномоченным банкам – Центральным банком Российской Федерации.

В целях осуществления валютного контроля агенты валютного контроля в пределах своей компетенции имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов следующие документы (копии документов), связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов:

1) документы, удостоверяющие личность физического лица;

2) документ о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

3) документы, удостоверяющие статус юридического лица, – для нерезидентов, документ о государственной регистрации юридического лица – для резидентов;

4) свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;

5) документы, удостоверяющие права лиц на недвижимое имущество;

6) документы, удостоверяющие права нерезидентов на осуществление валютных операций, открытие счетов (вкладов), оформляемые и выдаваемые органами страны места жительства (места регистрации) нерезидента, если получение нерезидентом такого документа предусмотрено законодательством иностранного государства;

7) уведомление налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории Российской Федерации;

8) регистрационные документы в случаях, когда предварительная регистрация предусмотрена в соответствии с настоящим Федеральным законом;

Это интересно:  Как оформить субсидию на коммунальные услуги

9) документы (проекты документов), являющиеся основанием для проведения валютных операций, включая договоры (соглашения, контракты), доверенности, выписки из протокола общего собрания или иного органа управления юридического лица; документы, содержащие сведения о результатах торгов (в случае их проведения); документы, подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, акты государственных органов;

10) документы, оформляемые и выдаваемые кредитными организациями, включая банковские выписки; документы, подтверждающие совершение валютных операций;

11) таможенные декларации, документы, подтверждающие ввоз в Российскую Федерацию валюты Российской Федерации, иностранной валюты и внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме;

12) паспорт сделки.

Агенты валютного контроля вправе требовать представления только тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой валютной операции. Все документы должны быть действительными на день представления агентам валютного контроля. По запросу агента валютного контроля представляются надлежащим образом заверенные переводы на русский язык документов, исполненных полностью или в какой-либо их части на иностранном языке. Документы, исходящие от государственных органов иностранных государств, подтверждающие статус юридических лиц – нерезидентов, должны быть легализованы в установленном порядке. Иностранные официальные документы могут быть представлены без их легализации в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации. Документы представляются агентам валютного контроля в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. Если к проведению валютной операции или открытию счета имеет отношение только часть документа, может быть представлена заверенная выписка из него. Уполномоченные банки отказывают в осуществлении валютной операции, а также в открытии счета в случае непредставления лицом документов, требуемых на основании закона, либо представления им недостоверных документов. Оригиналы документов принимаются агентами валютного контроля для ознакомления и возвращаются представившим их лицам. В материалы валютного контроля в этом случае помещаются заверенные агентом валютного контроля копии.

Агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны: 1) осуществлять контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования; 2) представлять органам валютного контроля информацию о валютных операциях, проводимых с их участием, в порядке, установленном актами валютного законодательства Российской Федерации и актами органов валютного регулирования. Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны сохранять в соответствии с законодательством Российской Федерации коммерческую, банковскую и служебную тайну, ставшую им известной при осуществлении их полномочий.

Органы и агенты валютного контроля при наличии информации о нарушении актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования лицом, осуществляющим валютные операции, или об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории Российской Федерации, санкции к которому применяются в соответствии с законодательством Российской Федерации иным органом валютного контроля, передают органу валютного контроля, имеющему право применять санкции к данному лицу, следующую информацию:

1) в отношении юридического лица – наименование, идентификационный номер налогоплательщика, место государственной регистрации, его юридический и почтовый адреса, содержание нарушения с указанием нарушенного нормативного правового акта, дату совершения и сумму незаконной валютной операции или нарушения;

2) в отношении физического лица – фамилию, имя, отчество, данные о документе, удостоверяющем личность, адрес места жительства, содержание нарушения с указанием нарушенного нормативного правового акта, дату совершения и сумму незаконной валютной операции или указанного нарушения.

Органы и агенты валютного контроля представляют органу валютного контроля, уполномоченному Правительством Российской Федерации, необходимые для осуществления его функций документы и информацию в объеме и порядке, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации. Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации, за неисполнение своих функций, а также за нарушение ими прав резидентов и нерезидентов.

В свою очередь резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, имеют право:

1) знакомиться с актами проверок, проведенных органами и агентами валютного контроля;

2) обжаловать решения и действия (бездействие) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

3) на возмещение в установленном законодательством Российской Федерации порядке реального ущерба, причиненного неправомерными действиями (бездействием) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц.

Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны:

1) представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены законом;

2) вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора;

3) выполнять предписания органов валютного контроля об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.

Резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Размещено на реф.рф
Положение ЦБР от 16 июня 1999 г. «О порядке и условиях проведения торгов иностранной валютой за российские рубли на единои̌ торговой сессии межбанковских валютных бирж»). Такие акты принимаются только в случаях, предусмотренных Законом.

4) Акты органов валютного контроля (ЦБ РФ и Федеральной службы финансово-бюджетного надзора). Они принимаются только в случаях и пределах, предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации и актами органов валютного регулирования.

5) Международные договоры (напр.

Размещено на реф.рф
Статьи Соглашения Международного Валютного Фонда 1944 г.).

Объектами валютного рынка являются валюта РФ, иностранная валюта, внутренние и внешние ценные бумаги. Определение этих понятий содержится в ст.1 Закона (см. указанную статью). Причем иностранная валюта и внешние ценные бумаги в совокупности образуют валютные ценности, которые имеют особый правовой режим.

Права и обязанности предпринимателя на валютном рынке во многом зависят от того, какой статус он имеет, а именно является он резидентом или нерезидентом (см. ст.1 Закона).

Глава 12. Мировой валютный рынок и валютное регулирование

12.1. Понятие мирового валютного рынка, основные характеристики и особенности

Мировой валютный рыноксистема устойчивых экономических и организационных отношений, возникающих в результате операций по купле-продаже иностранной валюты и различных валютных ценностей.

К валютным ценностям относятся денежные знаки, казначейские билеты, монеты, банкноты, которые являются законным платежным средством, а также ценные бумаги, обязательства, драгоценные камни и металлы.

Основными характеристиками мирового валютного рынка являются:

  • 1) свобода перемещения капитала;
  • 2) отсутствие фиксированных квот на покупку-продажу валют, административных мер по регулированию курса;
  • 3) транспарентность рынка — постоянное информирование всех его участников о курсах валют.

Тормозят движение капитала следующие элементы:

  • — валютные ограничения;
  • — неравный доступ на валютный рынок для его участников (больше возможностей у крупных и межнациональных компаний по сравнению с национальными, у центральных банков — по сравнению с коммерческими);
  • — отсутствие информации об объемах интервенций центральных банков в реальном масштабе времени.

Мировому валютному рынку присущи свои особенности:

  • 1) отсутствие четких географических границ и определенного места расположения;
  • 2) круглосуточное функционирование;
  • 3) действие неограниченного числа участников;
  • 4) высокая степень ликвидности товара.

Конъюнктура валютного рынка определяется прежде всего сложившимися в данный момент спросом и предложением на иностранную валюту.

Предложение валюты исходит от экспортеров, получивших валютную выручку за товары и услуги и стремящихся ее реализовать; торговых компаний, страховых обществ и банков, получивших валюту в уплату за фрахт, страхование грузов, брокерские и банковские комиссии.

Спрос на валюту зависит от импортеров, которым предстоят платежи за товары и услуги; физических и юридических лиц, имеющих обязательства по уплате дивидендов, погашению займов, кредитов и др.

Это интересно:  Новый отчет в пенсионный фонд

С функциональной точки зрения мировой валютный рынок обеспечивает своевременное осуществление международных расчетов, страхование от валютных рисков, диверсификацию валютных резервов, валютную интервенцию, получение прибыли его участниками в виде разницы курсов валют, проведение валютной политики.

С институциональной точки зрения мировой валютный рынок представляет собой совокупность уполномоченных банков, инвестиционных компаний, бирж, брокерских контор, иностранных банков, осуществляющих валютные операции.

С организационно-технической точки зрения мировой валютный рынок представляет собой совокупность телеграфных, телефонных, электронных и прочих коммуникационных систем, связывающих между собой банки разных стран, осуществляющие международные расчеты и другие валютные операции.

Участниками валютного рынка являются коммерческие банки; центральные банки; фирмы, осуществляющие внешнеторговые операции; компании, осуществляющие зарубежные вложения активов; валютные биржи; валютные брокерские фирмы; частные лица.

Коммерческие банки производят основной объем валютных операций. В банках держат счета другие участники рынка и осуществляют с ними необходимые конверсионные (обменные) и депозитно-кредитные операции. На мировые валютные рынки наибольшее влияние оказывают крупные международные банки, ежедневный объем операций которых достигает миллиардов долларов. Это такие банки, как Deutsche Bank, Barclays Bank, Union Bank of Switzerland, Citibank, Chase Manhattan Bank и др.

Их основным отличием являются крупные объемы сделок, которые могут привести к значительным изменениям в котировке или цене валюты.

Главной задачей центральных банков является валютное регулирование на внешнем рынке, а именно: предотвращение резких скачков курсов национальных валют с целью недопущения экономических кризисов, поддержания баланса экспорта-импорта и т. п. Их влияние может быть как прямым (в виде валютной интервенции), так и косвенным (через регулирование объема денежной массы и процентных ставок).

Наибольшим влиянием на мировые валютные рынки обладают центральный банк США — Федеральная резервная система (US Federal Reserve), Германии — Бундесбанк (Deutsche Bundesbank), Великобритании — Банк Англии (Bank of England, называемый также Old Lady) и Японии — Bank of Japan (BOJ).

Фирмы, осуществляющие внешнеторговые операции, также являются участниками валютного рынка. Компании, участвующие в международной торговле, предъявляют устойчивый спрос на иностранную валюту (в части импортеров) и предложение иностранной валюты (валюта, полученная от продажи товаров и реализации услуг за рубежом, обменивается экспортерами на национальную валюту по рыночному курсу). Кроме того, они размещают и привлекают свободные валютные средства в краткосрочные депозиты. При этом данные организации прямого доступа на валютный рынок, как правило, не имеют и проводят конверсионные и депозитные операции через коммерческие банки.

Компании, осуществляющие зарубежные вложения активов, представленные различного рода международными инвестиционными фондами, проводят политику диверсифицированного управления портфелем активов, размещая средства в ценных бумагах правительств и корпораций различных стран. Наиболее известны фонд Quantum Джорджа Сороса, а также фонд Dean Witter. К данному виду фирм относятся крупные международные корпорации, осуществляющие иностранные инвестиции: создание филиалов, совместных предприятий (Xerox, Nestle, General Motors и др.).

Одной из функций валютных бирж является обмен валют для юридических лиц и формирование рыночного валютного курса.

Участниками валютного рынка являются брокеры (маклеры), хеджеры, спекулянты, трейдеры, дилеры.

Брокерские, или маклерские, фирмы как посредники между продавцами и покупателями являются важным компонентом валютных рынков.

Валютные брокерские фирмы имеют целью сведение покупателя и продавца иностранной валюты и осуществление между ними конверсионной или ссудно-депозитной операции. За свое посредничество брокерские фирмы взимают брокерскую комиссию в виде процента от суммы сделки. Обычно брокеры отвечают лишь за процентную часть сделки, а торговые решения и всю ответственность за финансовые последствия по ним принимает на себя владелец финансовых средств.

Хеджирование—это страхование, снижение риска потерь, обусловленных неблагоприятными для продавцов или покупателей изменениями рыночных цен на товары в сравнении с теми, которые учитывались при заключении договора.

Трейдерами, т. е. торговцами, называют всех, кто что-либо покупает и продает в целях извлечения прибыли. На валютном рынке трейдеры торгуют валютой и производными от нее финансовыми инструментами.

Целью спекулирования (“спекулянт” в переводе с греческого означает “наблюдательный”) является получение прибыли в ожидании благоприятного для спекулянта изменения контрактных цен в будущем.

Дилер — это трейдер, который проводит торговые операции на свой собственный страх и риск и за свой счет.

Сами валютообменные операции в их нынешнем понимании начали развиваться в Средние века, что связано с развитием международной торговли и мореплавания. Первыми валютчиками считаются итальянские менялы, которые зарабатывали на обмене валют разных государств.

Мировая валютная система существует с конца XIX в. В начале XX столетия курсы валют были фиксированными и жестко привязывались к золоту. Был введен золотой стандарт, который предполагал обязательное использование золота в международных расчетах.

С начала Первой мировой войны золотой стандарт перестал существовать, и в 1922 г. на Генуэзской конференции было достигнуто соглашение о переходе к золотодевизному стандарту. Это означало, что основным средством международных расчетов становились заменители золота — девизы, т. е. национальные или коллективные валюты.

На Бреттон-Вудской конференции в 1944 г. страны-участницы пришли к соглашению о золотовалютном стандарте и взаимной конвертируемости валют. Доллар США и в некоторой степени фунт стерлингов стали выполнять наряду с золотом функции резервных валют. Была установлена неизменная цена за тройскую унцию золота (31,1 г) в размере 35 долл. Международное регулирование валютных отношений стало осуществляться через специализированную организацию — Международный валютный фонд.

После Второй мировой войны США приняли программу восстановления экономики Европы. Согласно плану Маршалла экономику Европы следовало оздоровить до уровня, когда она самостоятельно смогла бы поддерживать свой военный потенциал. Одной из задач являлось утоление “долларового голода”. В Европу хлынул поток долларов. Следствием этого в 60-е гг. стало ускорение темпов инфляции в разных странах.

Рост дефицита платежного баланса, инфляция вынудили США приостановить конвертируемость долларов в золото. В 1971 г. была ликвидирована связь между золотом и долларом, доллар был девальвирован.

Представители ведущих мировых государств на Ямайской конференции определили новые принципы формирования мировой валютной системы, включая переход на плавающие курсы (свободно колеблющиеся под влиянием спроса и предложения курсы). Основными элементами новой системы стали межгосударственные организации, регулирующие валютные отношения, конвертируемость валют.

Механизмом осуществления международных валютных операций стали коммерческие банки. Предпринятые усилия в конечном итоге привели к формированию системы управляемого плавания валютных курсов. Образовался валютный рынок, на котором национальные валюты принимали те же формы, что и денежные единицы на внутреннем рынке. Результаты этой конференции послужили предпосылкой создания рынка FOREX.

Вместе с тем в различных странах складываются разные типы валютных рынков в зависимости от степени их организованности. По данному признаку различают:

  • 1) организованные, или биржевые, валютные рынки;
  • 2) неорганизованные, или межбанковские, валютные рынки.

Мировой валютный рынок на современном этапе своего развития имеет следующие особенности:

  • — растет интернационализация валютных рынков стран мира;
  • — операции совершаются непрерывно в течение суток, попеременно во всех частях света, начинаясь на Востоке (Токио, Сянган и др.), далее переходя в Европу (Лондон, Париж, Цюрих, Франкфурт-на-Майне, Москва и др.) и затем в Америку (Нью-Йорк, Вашингтон);
  • — унифицируется техника валютных операций, международных расчетов и кредитов;
  • — быстро развивается срочный сектор валютного рынка (когда поставка валюты по сделке осуществляется через оговоренный период времени, не свыше двух дней, по курсу, установленному на момент заключения сделки).

Статья написана по материалам сайтов: 3ys.ru, referatwork.ru, ozlib.com.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий