Первое собрание кредиторов в наблюдении

Роль собрания кредиторов при банкротстве

Первое собрание кредиторов является собранием кредиторов банкрота, которое должно состояться в установленные сроки до окончания процедуры наблюдения, установленной судом. Оно проводится для удовлетворения требований кредиторов, рассмотрения дела о банкротстве, выбора требований к администратору в деле о банкротстве и решения других вопросов, которые могут быть уместными и необходимыми для продвижения наилучших интересов конкурсной массы.

Должник может заявить о несостоятельности, если он предвидит наступление обстоятельств, при которых своевременно погасить свои долги он не сможет. В определенных случаях (например, когда средств или активов должника недостаточно для погашения всех его долгов), должник должен подать на банкротство. Должник должен опубликовать уведомление о своем намерении подать ходатайство о несостоятельности за 15 дней. Так инициируется процедура банкротства должника.

Особая роль в этом процессе отведена собранию кредиторов, которое является основным органом осуществления кредиторами контроля над процедурами несостоятельности. На таких собраниях кредиторы могут принять решение о стратегии производства банкротства (например, выбрать процедуры несостоятельности, которые будут применяться) для заключения мирового соглашения и его условий. Именно через этот орган кредиторы контролируют арбитражного управляющего. Например, продажа необремененных активов должника администратором должна быть одобрена решением, принятым на собрании кредиторов. На собраниях кредиторы также уполномочены назначать администратора соответствующей процедуры банкротства или просить суд отстранить нынешнего арбитражного управляющего (при условии, что он нарушил закон).

Права кредиторов контролировать процесс зависят от их статуса, поскольку право голоса кредиторов ограничиваются голосованием при процедурах надзора, финансового оздоровления или внешнего управления, если они решат не применять обеспечение в ходе этих процедур несостоятельности. Однако, как правило, кредиторы имеют очень ограниченные права. Тем не менее, у кредиторов есть право вето в отношении некоторых вопросов (например, соглашения об урегулировании, продаже залога или ипотеки). Кроме того, в соответствии с поправками к Закону о банкротстве кредиторы имеют право голоса по вопросам назначения управляющих в деле о банкротстве и их отстранении.

Роль комитета кредиторов заключается в упорядочении контроля кредиторов за действиями арбитражного управляющего в деле о несостоятельности. Собрание кредиторов может также делегировать комитету кредиторов определенные полномочия, например, запрашивать информацию о финансовом положении должника и его статусе у арбитражного управляющего, оспаривать действия арбитражного управляющего в суде и утверждать условия продажи активов.

Что решает первое собрание кредиторов должника?

В первом собрании кредиторов должника принимают участие только те кредиторы, которые успели в 30-дневный срок с объявления судом процедуры наблюдения предъявить суду, арбитражному управляющему и самому должнику свои требования. Эти требования проверяются судом, если одна из указанных сторон заявит возражения. После этого составляется реестр требований, содержащий их размер и очередность удовлетворения. По истечение 30-и дневного срока на предъявление требований дается еще 15 дней на возражения относительно правомерности включения в реестр этих требований. Все это проверяется судом, который выносит соответствующее определение.

Управляющий в деле о несостоятельности должен созвать первое собрание кредиторов не позднее, чем за 10 дней до окончания надзора. Только те кредиторы, которые представили свои требования в течение 30 дней с даты публикации о начале надзора и были зарегистрированы в реестре требований должника, имеют право принимать участие в первом собрании кредиторов. Несмотря на то, что пропущенный вышеупомянутый 30-дневный срок не позволит кредитору принять участие в первом собрании кредиторов, это не помешает кредитору представить свои требования в реестр требований кредиторов на более позднем этапе.

Когда все эти требования соблюдены, временным управляющим созывается первое собрание кредиторов. Для этого он определяет дату первого собрания и уведомляет о ней и месте проведения собрания всех лиц имеющих на это право – уполномоченные органы, конкурсных кредиторов, представителей работников должника и т.п. Местом проведения собрания, как правило, избираются помещения должника.

Если управляющий проявляет промедление и первое собрание не созывает, то кредиторы, заявившие не менее 10% требований в реестре могут потребовать немедленно подготовить такое собрание, а нерасторопность управляющего в течение последующих трех недель позволяет кредиторам самим подготовить и провести первое собрание.

Первое собрание кредиторов проводится в срок не позже чем 10 дней до заседания арбитражного суда. При этом из всех участников первого собрания кредиторов правом голоса обладают лишь уполномоченные органы и конкурсные кредиторы, предъявившие свои требования в установленном порядке и уложившиеся в необходимые сроки.

Временный управляющий несет ответственность не только за подготовку первого собрания кредиторов. Например, временный управляющий должен:

¾ Проверить документы кредиторов на точность и соответствие;

¾ Подтвердите личность кредиторов и представителей уполномоченных органов, прибывших на собрание;

¾ Расследовать потенциальное мошенничество при банкротстве.

Также управляющий готовит повестку дня первого собрания кредиторов. Формировать повестку дня можно только до ее оглашения на собрании, поэтому кредиторы должны позаботиться о внесении интересующих их вопросов в повестку дня заранее, не позднее регистрации участников собрания.

В первом собрании кредиторов принимают участие, но без права голоса руководитель и собственник должника, представитель надзорного органа и представитель работников должника. Их отсутствие на представительность первого собрания кредиторов не сказывается и его решения в таком случае окажутся действительными. Все участники первого собрания кредиторов должны присутствовать на нем лично, так как заочная форма не предусмотрена.

Полномочным является такое собрание, на котором присутствует 50 и более процентов кредиторов, имеющих право голоса. При этом имеется ввиду не физическое количество участников, а кредиторская задолженность, которая представляет 100 процентов голосов. Голоса разных кредиторов распределяются пропорционально весу их требований к должнику.

Первое собрание кредиторов должно принять решения о дальнейшей судьбе должника:

¾ Инициировать процедуру финансового оздоровления должника и обратиться в суд с ходатайством об этом.

¾ Инициировать процедуру внешнего управления и обратиться в суд с ходатайством об этом.

¾ Обратиться в суд с ходатайством признать должника банкротом и открыть конкурсное производство.

Законодательство о несостоятельности и производство по делу о несостоятельности в России имеют тенденцию ликвидировать бизнес банкрота, а не восстанавливать платежеспособность должника. Соответственно, в отличие от финансового оздоровления и внешнего управления, процедура получения конкурсного производства является наиболее используемой процедурой несостоятельности, направленной на удовлетворение требований кредиторов.

Кроме того, первое собрание кредиторов должно создать комитет кредиторов и очертить его полномочия, не выходящие за рамки полномочий самого собрания.

Собрание может рассмотреть необходимость выдвижения требований к администратору процедур, которые суд введет относительно должника.

Кроме того, собрание может решить прочие вопросы, которые Закон о банкротстве отнес к его компетенции.

Следовательно, кредиторы на первом собрании кредиторов уполномочены сделать выбор процедуры банкротства (финансовое оздоровление, внешнее управление или конкурсное производство) следует применять. Суд должен принять окончательное решение по этому вопросу.

Иногда в ходе собрания объявляется перерыв для изучения тех или иных вопросов. Этот перерыв уязвим для обжалования в суде, который может признать все решения, принятые на собрании недействительными. Поэтому к назначению такого перерыва следует подходить с большой осторожностью.

Одна из причин такого акцентирования внимания на процедурах банкротстве заключается в том, что кредиторам предоставляется широкая свобода действий в отношении выбора процедуры несостоятельности, применяемой к должнику. На практике процедуры финансового оздоровления обычно вводятся только по инициативе кредиторов, которые, по статистике, редко с ней обращаются в суд. Таким образом, в большинстве случаев основной целью производства по делу о несостоятельности является продажа активов должника и урегулирование требований кредиторов.

Следует указать и на то, что решения собрания кредиторов не обязательны для суда, который вводит необходимую процедуру банкротства исходя их оценку всей совокупности факторов, к которым относится и указанное решение. Это позволяет некоторым кредиторам оказывать влияние на процедуры банкротства вопреки решения первого собрания кредиторов. Одним из способов такого давления является компрометация решений собрания по процедурным вопросам.

Как застраховаться от неудачи при проведении первого собрания кредиторов?

Участие опытных консультантов компании «Рыков групп» позволяет сделать менее рискованным постановку под сомнение результатов первого собрания кредиторов. В результате работы с проблемной задолженностью при банкротстве повышаются шансы на возврат средств из ускорения процедур и устранения факторов, мешающих проведению надлежащих процедур банкротства.

Заказ услуги сопровождения банкротства возможен для любой стороны процесса и любой группы участников и позволит качественно упрочить ее положение.

Первое собрание кредиторов в деле о банкротстве

Макарова Елена, юрист группы по реструктуризации и банкротству юридической фирмы Magisters.

Первое собрание кредиторов является важнейшим элементом дела о банкротстве, ведь на нем зачастую определяется дальнейшая судьба должника. В связи с этим необходимо четко представлять и понимать все тонкости данного процесса.

Первое собрание кредиторов проводится в процедуре наблюдения и созывается по общему правилу временным управляющим, который определяет дату его проведения, уведомляет лиц, имеющих право на участие в нем, и осуществляет иные организационные действия по его подготовке и проведению. Однако в случае, если по каким-либо причинам арбитражный управляющий не провел первое собрание кредиторов, любой из кредиторов (группа кредиторов), чьи требования составляют более 10% от внесенных в реестр требований, может организовать и провести первое собрание кредиторов . Исходя из п. 3 ст. 14 Закона о банкротстве, такой кредитор (группа кредиторов) вправе сделать это только по истечении трех недель после получения арбитражным управляющим требования о проведении первого собрания кредиторов.

Это интересно:  Выпишите предложение с составным именным сказуемым

Одним из ключевых вопросов первого собрания кредиторов является определение периода, в течение которого оно должно быть проведено. Несмотря на то, что данный вопрос имеет большое значение, в Законе однозначно не указано, начиная с какого момента такое собрание можно проводить. Есть лишь указание на то, что первое собрание кредиторов должно быть проведено не позднее чем за 10 дней до даты окончания наблюдения (абз. 2 п. 1 ст. 72 Закона о банкротстве ).

Федеральный закон О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 N 127-ФЗ.

На практике указанная норма часто являлась основанием для различных злоупотреблений и мошеннических схем. Например, первое собрание кредиторов проводилось до того, как требования всех заявившихся кредиторов были установлены судом. Таким образом, так как на момент проведения первого собрания требования некоторых кредиторов еще не были внесены в реестр, они не обладали правом на участие в нем. Из-за такой уловки отдельные кредиторы (требования которых были внесены в реестр первыми) получали контроль над последующим процессом банкротства. В качестве другого примера можно привести обратную ситуацию, когда лицо подавало заявление о включении необоснованных требований в реестр и до момента рассмотрения его заявления в суде проводилось первое собрание кредиторов, в котором данное лицо участвовало как выявленный кредитор. В результате нарушалась расстановка сил и принималось решение, выгодное для должника или одного из кредиторов, которое при правильном соотношении сил могло бы быть не принято.

Для того чтобы выявить критерий, на основании которого можно было бы определить дату проведения первого собрания кредиторов, необходимо обратиться к ст. 72 Закона о банкротстве. Нужно учитывать два ее положения:

  • для участия в первом собрании кредиторов арбитражный управляющий уведомляет всех выявленных конкурсных кредиторов и уполномоченные органы;
  • участниками первого собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, требования которых были предъявлены в порядке и в сроки, которые предусмотрены законом, и внесены в реестр требований кредиторов.

Анализ судебной практики показывает, что данная статья применяется по-разному. Часто можно встретить дела, когда суд принимает во внимание только один из вышеперечисленных критериев. Так, некоторые суды указывают, что о проведении первого собрания кредиторов необходимо уведомлять всех выявленных кредиторов, независимо от включения их требований в реестр (следовательно, в первом собрании кредиторов могли участвовать лица, чьи требования еще не были установлены) . В других случаях суды указывают, что для участия в первом собрании кредиторов необходимо, чтобы требования лица были включены в реестр требований кредиторов . Позиция третьих — первое собрание кредиторов может считаться легитимным, даже если в нем не принимал участие кредитор, требования которого еще не были рассмотрены судом, если его участие не могло повлиять на результаты голосования на первом собрании кредиторов .

Поэтому чрезвычайно важно учитывать оба положения ст. 72 в системном толковании со ст. 71 Закона о банкротстве. Из данных норм следует, что первое собрание кредиторов может быть созвано и проведено только после того, как все установленные судом требования, заявленные в срок не позднее 30 календарных дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения, внесены в реестр требований кредиторов .

Постановление ФАС Поволжского округа от 22.02.2007 N А12-911/05-С48; Постановление ФАС Поволжского округа от 20.12.2005 N А06-217(544-4/05/Ж)-4/05.

Что касается проведения первого собрания кредиторов менее чем за 10 дней до окончания наблюдения, то данное нарушение носит скорее дисциплинарный характер и не является основанием для признания решения первого собрания кредиторов недействительным. На это также указывает судебная практика .

Переходя к анализу состава участников первого собрания кредиторов, следует отметить, что среди них можно выделить две группы.

К первой группе можно отнести лиц, наделенных полным объемом прав на участие (в том числе правом выступать по вопросам повестки собрания, принимать участие в голосовании, обжаловать решение первого собрания кредиторов). К ним относятся конкурсные кредиторы (в том числе залоговые кредиторы) и уполномоченные органы.

Здесь также хотелось бы затронуть вопрос о признании недействительным решения собрания кредиторов в связи с ненадлежащим уведомлением кредитора, размер требований которого незначителен. Отсутствие такого лица зачастую признается судебной практикой основанием для признания решений собрания кредиторов недействительными . Однако полагаем, что это не совсем верно. Участие такого лица едва ли может повлиять на результат проведения первого собрания кредиторов. В связи с этим наиболее правильной является позиция, согласно которой решение первого собрания кредиторов может быть признано недействительным по заявлению кредитора при условии, что его участие (но не только голосование) могло повлиять на результаты голосования на данном собрании. При этом оценку степени влияния такого кредитора на результат голосования суд должен проводить индивидуально в каждом конкретном случае.

Ко второй группе относятся лица с ограниченными правами на участие (самое главное ограничение заключается в том, что у них отсутствует право голоса на собрании кредиторов). При этом Закон N 296-ФЗ несколько изменил перечень таких лиц: кроме руководителя должника, представителя учредителей (участников) должника или представителя собственника должника — унитарного предприятия, представителя работников должника, к ним добавлен новый участник — представитель органа по контролю (надзору); кроме этого, в общих положениях об участниках собрания кредиторов (ст. 12 Закона о банкротстве) к таким лицам добавлен представитель саморегулируемой организации, членом которой является арбитражный управляющий.

Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 30.12.2008 N 296-ФЗ.

Согласно п. 3 ст. 72 Закона о банкротстве, отсутствие указанных лиц не является основанием для признания первого собрания кредиторов недействительным. В связи с этим часто встречаются случаи недобросовестного поведения арбитражных управляющих, когда указанные лица просто не уведомляются о первом собрании кредиторов. Судебная практика сложилась таким образом, что указанные действия арбитражных управляющих являются основанием только для привлечения их к административной ответственности, но не для признания собрания кредиторов недействительным (хотя есть, конечно, и исключения ).

Полагаем, что судебная практика подлежит корректировке, так как данный вопрос необходимо решать на основании обстоятельств конкретного дела. Положение Закона о том, что отсутствие указанных лиц не является основанием для признания первого собрания кредиторов недействительным, должно применяться только для ситуаций, когда данные лица были надлежаще уведомлены, но не явились на собрание кредиторов. В случае неуведомления или ненадлежащего уведомления указанных лиц вопрос о признании собрания кредиторов недействительным должен решаться с учетом обстоятельств конкретного дела, по аналогии с вопросом о признании недействительным первого собрания кредиторов, проведенного в отсутствие конкурсного кредитора — миноритария. В обоих случаях участие данных лиц по общему правилу не может повлиять на исход первого собрания кредиторов. Исключением является ситуация, когда позиция, которая могла быть высказана лицами с ограниченными правами на участие при их присутствии на собрании, повлияла бы на решение кредиторов со значительными по размеру требованиями. Поэтому в случае выявления такого факта решение первого собрания кредиторов может быть признано недействительным.

Основной вопрос, подлежащий разрешению на первом собрании кредиторов, конечно, касается дальнейшей судьбы должника: кредиторы принимают решение о целесообразности введения той или иной процедуры банкротства. Кроме этого, на первом собрании кредиторов решаются вопросы об образовании комитета кредиторов, об объеме полномочий, которыми данный орган наделяется, и иные вопросы, связанные с его формированием. Решение по указанным вопросам должно быть принято большинством голосов от общего числа конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, требования которых внесены в реестр на дату проведения собрания кредиторов (п. 2 ст. 15 Закона о банкротстве).

К иным вопросам (для принятия которых необходимо большинство голосов от числа присутствующих на собрании конкурсных кредиторов и уполномоченных лиц) можно отнести вопросы, касающиеся кандидатуры арбитражного управляющего, установления размера и порядка выплаты ему вознаграждения, заключения мирового соглашения, выбора реестродержателя, и некоторые другие.

В случае продолжения дела о банкротстве важнейшим вопросом становится определение кандидатуры арбитражного управляющего. Анализируя данную проблему, нельзя не отметить, что при внесении изменений в Закон о банкротстве законодатель оставил без внимания соответствующую статью. В результате получилось, что только в процедуре наблюдения кредиторы не могут предлагать кандидатуру арбитражного управляющего напрямую, а должны в своем решении лишь указать на саморегулируемую организацию, которая обязана будет представить в суд эту кандидатуру.

Интересным является вопрос о том, какими полномочиями обладает суд при рассмотрении решения первого собрания кредиторов. Насколько он может вмешаться в сферу компетенции собрания кредиторов и принять решение вопреки воле первого собрания кредиторов?

Анализ ст. 75 Закона о банкротстве дает основания говорить, что:

  • только решение первого собрания кредиторов о введении финансового оздоровления является обязательным для суда (при этом данное решение должно соответствовать требованиям п. 1 ст. 74 Закона о банкротстве, в противном случае оно не может быть утверждено );
Это интересно:  Единовременное пособие при рождении ребенка облагается ндфл

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 22.10.2008 N А28-122/2007-70/3.

  • решения о введении внешнего управления или конкурсного производства могут быть пересмотрены судом;
  • в случае если первое собрание кредиторов не приняло решение о введении какой-либо процедуры, применяемой в деле о банкротстве, а семимесячный срок для рассмотрения дела в заседании арбитражного суда истек, суд может ввести любую из возможных процедур: финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство (при наличии оснований для введения соответствующей процедуры).

Важно отметить, что свобода действий суда в принятии своего решения по вопросу о введении соответствующей процедуры строго ограничена и указанный выше перечень является исчерпывающим.

Наиболее интересным является положение о введении финансового оздоровления независимо от того, каким было решение первого собрания кредиторов. В соответствии с п. 3 ст. 75 Закона о банкротстве суд может ввести финансовое оздоровление, если учредитель (участник) должника, собственник имущества должника — унитарного предприятия, уполномоченный государственный орган, третье лицо (третьи лица) представили в суд следующие документы:

  • ходатайство о введении финансового оздоровления;
  • график погашения задолженности, по которому погашение задолженности должно быть начато не позднее чем через месяц после вынесения определения о введении финансового оздоровления и осуществляться ежемесячно, пропорционально, равными долями в течение года с даты его начала;
  • банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности на сумму, превышающую размер обязательств должника, включенных в реестр требований кредиторов на дату проведения первого собрания кредиторов, не менее чем на 20%.

Здесь можно отметить еще одну особенность введения процедуры финансового оздоровления судом вопреки воле кредиторов. В случае если в ходе указанной процедуры должник нарушает сроки удовлетворения требований кредиторов, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, может вынести определение о прекращении финансового оздоровления и о введении процедуры, ранее принятой первым собранием кредиторов (п. 6 ст. 87 Закона о банкротстве).

Стоит отметить, что в литературе положения ст. 74 Закона о банкротстве часто критикуются как необоснованно ограничивающие права кредиторов и как один из примеров применения судейского усмотрения, которое совершенно не обосновано в банкротном процессе .

Кораев К.Б. Правовой статус конкурсных кредиторов при проведении внешнего управления // Юрист. 2008. N 5.
Химичев В.А. Осуществление и защита гражданских прав при несостоятельности (банкротстве). М.: Волтерс Клувер, 2006. С. 163.

Однако такая критика выглядит неубедительной, и ей могут быть противопоставлены следующие аргументы.

Во-первых, следует учитывать, что основной задачей процедуры банкротства является максимальное удовлетворение требований кредиторов на принципах пропорциональности и очередности. Если данная задача может быть достигнута путем восстановления платежеспособности в ходе финансового оздоровления, то очевидна необходимость введения указанной процедуры. В противном случае (особенно в случае перехода сразу или после внешнего управления в конкурсное производство) требования всех кредиторов не будут удовлетворены и задача института банкротства не будет выполнена.

Во-вторых, норма п. 3 ст. 75 Закона о банкротстве направлена также на воспрепятствование злоупотреблению со стороны кредиторов (в случае если есть реальная возможность восстановления платежеспособности должника, но собрание кредиторов, несмотря на это, приняло решение о введении конкурсного производства).

Также следует отметить, что введение финансового оздоровления является не обязанностью, а именно правом суда и должно быть основано на имеющихся в деле материалах, с учетом всех обстоятельств дела. Арбитражный суд оценивает реальное положение должника, его платежеспособность с учетом того, обеспечивает ли принятое им решение защиту интересов всех участников банкротного процесса (а не только кредиторов) и публичных интересов.

Первое собрание кредиторов и принятие решения о переходе к последующей процедуре банкротства

Первое собрание кредиторов — важнейший этап процесса наблюдения, в ходе которого определяется дальнейшая процедура банкротства и решаются иные, принципиальные для судьбы организации-должника, вопросы. Завершает процедуру наблюдения и является основой для принятия арбитражным судом последующих решений [23].

Организация и проведение первого собрания кредиторов осуществляются временным управляющим (последний абзац п. 1 ст. 12). Оно созывается только по его инициативе (ср. п. 1 ст. 14). В отличие от нормы, установленной в п. 3 ст. 14 Закона, статья 72 определяет, что дату проведения первого собрания кредиторов временный управляющий должен установить не позднее 10 дней до даты окончания наблюдения (п. 3 ст. 62 и ст. 51).

При этом временный управляющий должен иметь в виду, что, возможно, понадобится созыв повторного собрания кредиторов (п. 3 ст. 15 и п. 4 ст. 12). Если на первом собрании кредиторов не представлено необходимое число голосов конкурсных кредиторов для принятия указанных в п. 1 ст. 73 решений, то созывается повторное собрание кредиторов. В этом случае число голосов должно составлять более 30% общего числа голосов кредиторов с правом голоса (п. 3 ст. 15).

Следует также учитывать, что Закон предусмотрел приостановление дела о банкротстве в случае обжалования решений собрания (комитета) кредиторов (ст. 58).

Арбитражный суд при необходимости завершения рассмотрения требований кредиторов может поручить временному управляющему отложить проведение первого собрания кредиторов (п. 6 ст. 71). Поэтому временный управляющий при назначении даты проведения первого собрания кредиторов должен учитывать и это обстоятельство, чтобы успеть провести собрание кредиторов в установленные сроки.

Общие правила подготовки, организации и проведения собраний кредиторов и комитетов кредиторов теперь утверждаются Правительством РФ (абз. 2 п. 2 ст. 29).

Правом голоса на первом собрании кредиторов обладают только конкурсные кредиторы и уполномоченные органы. Уведомление о проведении первого собрания кредиторов производится в порядке и сроки, предусмотренные ст. 13 Закона. В ст. 72 указан круг лиц, которым направляется уведомление. На собрание кредиторов приглашаются только те конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, требования которых были предъявлены в течение 30 дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения, и требования которых включены в реестр на основании определения арбитражного суда.

Собрание кредиторов правомочно, если на нем присутствует более половины указанных конкурсных кредиторов и уполномоченных органов (п. 4 ст. 12). Неуведомление этих лиц о собрании кредиторов может повлечь признание решения собрания кредиторов недействительным (последний абзац п. 4 ст. 15).

При уведомлении кредиторов, уполномоченных органов о сроке, дате и месте проведения собрания кредиторов временный управляющий может также сообщить им сведения о числе голосов, которыми они будут располагать на первом собрании в соответствии с п. 3 ст. 12.

Временный управляющий, формулируя повестку дня первого собрания кредиторов, должен учитывать компетенцию такого собрания (п. 1 ст. 73 Закона).

В первом собрании кредиторов принимают участие и иные лица, не имеющие права голоса, указанные в п. 3 ст. 72. Они вправе выступать по вопросам повестки собрания кредиторов (п. 1 ст. 12). В частности, к конкурсным кредиторам не относятся работники должника по требованиям о взыскании задолженности по заработной плате и выплате выходных пособий. Платежи по этим обязательствам не приостанавливаются в течение всего процесса банкротства. Представитель работников должника принимает участие в первом собрании кредиторов и вправе отстаивать интересы работников. Для этого он должен предъявить документы, подтверждающие его полномочия представлять интересы работников должника [14].

На первое собрание без права голоса приглашается также представитель учредителей (участников) должника, аргументы которого о целесообразности введении финансового оздоровления или внешнего управления также могут быть приняты во внимание.

При рассмотрении дела о банкротстве градообразующей организации лицом, участвующим в деле, признается соответствующий орган местного самоуправления. Его представитель может быть приглашен для участия в собрании кредиторов без права голоса, как и представители федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации (ст. 170).

Такой же порядок участия в первом собрании кредиторов следует применять при банкротстве страховых организаций по отношению к представителю, уполномоченному Правительством РФ осуществлять надзор за страховой деятельностью (ст. 183); по делам о банкротстве профессиональных участников рынка ценных бумаг — к представителям федерального органа исполнительной власти по регулированию рынка ценных бумаг и соответствующей саморегулируемой организации на рынке ценных бумаг (ст. 187) и других организаций (ст. 192, 198) [14].

В Законе установлено, что арбитражный суд может отложить дело до принятия решения, но в пределах семи месяцев, отведенных на период наблюдения (п. 2 ст. 75). Это также должен учитывать временный управляющий при определении сроков назначения первого собрания кредиторов.

Для принятия первым собранием кредиторов решения об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства необходимо, чтобы финансовое состояние должника отвечало признакам банкротства с учетом состава и установленного размера денежных обязательств и обязательных платежей, определенных в ст. 3 и 4 Закона, и отсутствовали основания для введения финансового оздоровления, внешнего управления, утверждения мирового соглашения или прекращения производства по делу о банкротстве (п. 1 ст. 53).

Поскольку решение об открытии любой процедуры банкротства принимается на первом собрании кредиторов и может быть введено арбитражным судом сразу после наблюдения, то должны быть предприняты действия к назначению арбитражного управляющего. К ним относятся: определение требований к кандидатуре арбитражного управляющего и определение СРО, которая должна представить в арбитражный суд соответствующую кандидатуру.

Если первое собрание кредиторов приняло решение об обращении с ходатайством в арбитражный суд о финансовом оздоровлении, о проведении внешнего управления или об открытии конкурсного производства, то оно должно определить количественный состав комитета кредиторов и выбрать его членов. Избрание членов комитета кредиторов осуществляется в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 18. Согласно п. 2 ст. 17, если количество конкурсных кредиторов, уполномоченных органов составляет менее 50, то собрание кредиторов может не принимать решение об образовании комитета кредиторов. В этом случае собрание кредиторов может своим решением возложить функции комитета кредиторов непосредственно на собрание кредиторов [27].

Это интересно:  Инструкция по заполнению формы р14001

Численный состав комитета кредиторов определяется собранием кредиторов. В комитете должно быть не менее трех и не более 11 членов (п. 4 ст. 17), избираемых из лиц, указанных в п. 1 ст. 18 Закона. Полномочия комитета кредиторов определяются собранием кредиторов.

К иным вопросам, которые могут быть решены первым собранием кредиторов, относится, в частности, принятие решения о заключении мирового соглашения (ст. 150 и 151), а также другие вопросы, решения по которым служат основанием для прекращения производства по делу о банкротстве (ст. 54): констатация отсутствия признаков банкротства; отказ всех кредиторов, участвующих в деле о банкротстве, от заявленных требований или требования о признании должника банкротом; удовлетворение всех требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов в ходе наблюдения; наличие признаков фиктивного банкротства. В этих случаях решение собрания кредиторов является основанием для обращения в арбитражный суд с ходатайством соответственно о прекращении производства по делу или об отказе в признании должника банкротом.

Ненаправление временным управляющим в течение 5 дней после проведения первого собрания кредиторов в арбитражный суд протокола первого собрания кредиторов влечет последствия, предусмотренные ст. 69 Закона.

Статья 74 Закона о банкротстве содержит обязательные требования к соответствующей процедуре банкротства, по которой первое собрание кредиторов приняло решение.

Для введения процедуры финансового оздоровления значимыми являются утверждение плана финансового оздоровления и график погашения задолженности. Исходя из графика погашения задолженности устанавливается срок проведения финансового оздоровления. Для отдельных категорий должников важно определение требований к кандидатуре административного управляющего, который должен знать специфику предприятия-должника [14].

При принятии решения о введении внешнего управления обязательным является установление срока внешнего управления. Требования к кандидатуре внешнего управляющего могут быть определены первым собранием кредиторов. Это же собрание вправе сформулировать соответствующие требования к кандидатуре конкурсного управляющего.

Порядок принятия решения первого собрания кредиторов о заключении мирового соглашения в период наблюдения установлен в ст. 151 Закона.

Процедура наблюдения завершается рассмотрением арбитражным судом дела о банкротстве и принятием решения (определения) (ст. 52, 53) о применении к должнику одной из следующих процедур банкротства: внешнего управления, конкурсного производства, мирового соглашения, либо прекращении производства по делу о банкротстве по основаниям, предусмотренным ст. 57 Закона.

Решение арбитражного суда должно быть вынесено на основании решения первого собрания кредиторов. Чтобы избежать неразрешимой ситуации при отсутствии решения первого собрания кредиторов, проведенного в установленные сроки, арбитражному суду предоставлено право отложить рассмотрение дела в пределах семи месяцев, отведенных на наблюдение, установить срок проведения первого собрания кредиторов, обязать кредиторов принять решение.

Если на проведение собрания кредиторов не осталось времени в пределах семи месяцев, отведенных на наблюдение, арбитражному суду предоставлено право вынести определение о введении финансового оздоровления при условии предоставления указанных в п. 2 ст. 75 гарантий.

Если такие гарантии не предоставлены, то выносится определение о введении внешнего управления при условии, что суд установит возможность восстановления платежеспособности должника. При отсутствии такой возможности принимается решение о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства. Таким образом, предоставляя арбитражному суду право самостоятельно принять решение о введении процедур банкротства, законодатель не дает возможности кредиторам нерадиво относиться к своим обязанностям, пресекает возможность злоупотребления процедурой банкротства и доводит процедуру наблюдения до логического завершения.

При значительной роли, которую законодательство о банкротстве отводит кредиторам, роль арбитражного суда не сводится к простой констатации принятых собранием кредиторов решений [14].

Анализируя все материалы дела, имея возможность самостоятельно предпринимать меры по изучению финансового состояния должника, арбитражный суд вправе принять решение, направленное на скорейшее восстановление платежеспособности должника вопреки решению собрания кредиторов. Так, при наличии гарантий, установленных в п. 3, он может принять определение о введении финансового оздоровления несмотря на то, что собранием кредиторов принято решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством о введении внешнего управления или конкурсного производства.

Арбитражный суд возлагает исполнение обязанностей соответствующего арбитражного управляющего на временного управляющего в случаях, когда соответствующий управляющий не был утвержден одновременно с введением процедуры банкротства, а также в необходимых случаях. Одновременно арбитражный суд обязывает временного управляющего провести собрание кредиторов для решения вопросов, связанных с назначением соответствующего управляющего в установленном порядке.

С даты введения процедуры банкротства, установленной в определении арбитражного суда, наблюдение прекращается.

Нет решения первого собрания кредиторов? Суд может самостоятельно ввести конкурсное производство лишь в исключительных случаях

Решение суда в вашем случае сложно спрогнозировать. Между тем, полагаем, что в описанной ситуации оснований для открытия конкурсного производства судом без проведения первого собрания кредиторов нет.

В силу ст. 32 Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ (ред. от 01.07.2018) «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) и ч. 1 ст. 223 АПК РФ дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).

Согласно п. 1 ст. 71 Закона о банкротстве для целей участия в первом собрании кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в течение тридцати календарных дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения.

С момента включения в реестр требований кредиторов должника кредитор получает все права, предоставленные законом в деле о банкротстве. В том числе, право участия в первом собрании кредиторов с целью определения для должника дальнейшей процедуры, применяемой в деле о банкротстве, а также выборе саморегулируемой организации, из числа членов которой будет утвержден арбитражный управляющий.

Из положений ст. 2 Закона о банкротстве следует, что проведение первого собрания кредиторов является одним из обязательных мероприятий процедуры наблюдения.

В силу положений п. 2 ст. 12 и п. 1 ст. 73 Закона о банкротстве принятие решения об обращении в суд с ходатайством о введении процедуры финансового оздоровления, внешнего управления, принятия решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, заключении мирового соглашения относятся к исключительной компетенции собрания кредиторов.

Согласно п. 1 ст. 75 Закона о банкротстве арбитражный суд на основании решения первого собрания кредиторов выносит определение о введении финансового оздоровления или внешнего управления, либо принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, либо утверждает мировое соглашение и прекращает производство по делу о банкротстве.

Как следует из предоставленной вами информации, первое собрание кредиторов должника не проводилось в связи с принятием определением суда обеспечительных мер в виде запрета временному управляющему проводить первое собрание кредиторов до вынесения судебного акта по результатам рассмотрения обоснованности ваших требований о включении в реестр требований кредиторов должника задолженности.

В абзаце первом п. 2 ст. 75 Закона о банкротстве предусмотрено, что если первым собранием кредиторов не принято решение о применении одной из процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный суд откладывает рассмотрение дела в пределах срока, установленного ст. 51 Закона о банкротстве. Одновременно суд обязывает кредиторов принять соответствующее решение к установленному арбитражным судом сроку.

При невозможности отложить рассмотрение дела в пределах срока, установленного ст. 51 Закона о банкротстве, арбитражный суд при наличии признаков банкротства, установленных Законом о банкротстве, и при отсутствии оснований для введения финансового оздоровления и внешнего управления, вправе принять решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства (абз. 5 п. 2 ст. 75 Закона о банкротстве).

В вашем случае подобные условия отсутствовали. Первое собрание кредиторов не было проведено по объективным обстоятельствам.

В статье 51 Закона о банкротстве предусмотрено, что дело о несостоятельности должно быть рассмотрено в заседании арбитражного суда в срок, не превышающий семи месяцев с даты поступления заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд. Между тем, само по себе истечение периода в 7 месяцев не является безусловным основанием для самостоятельного принятия судом решения относительно дальнейшей процедуры банкротства должника. Указанный срок не является пресекательным. При объективной невозможности соблюсти предписания данной статьи о рассмотрении дела о банкротстве в пределах семимесячного срока с даты поступления заявления о признании должника банкротом, суд вправе отложить судебное разбирательство по делу о банкротстве в соответствии с положениями ч. 5 ст. 158 АПК РФ.

Статья написана по материалам сайтов: wiselawyer.ru, vuzlit.ru, www.eg-online.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий