Планирование деятельности по предупреждению преступлений

Прогнозирование преступности: понятие, виды, методы

Динамический характер всех процессов, протекающих в обществе, предопределяет особую актуальность вопроса о том, в каком направлении будет развиваться та или иная сфера общественной жизни, какие условия будут способствовать такому развитию и какие меры необходимо принять для того, чтобы развитие каждой сферы общественной жизни происходило в наиболее благоприятном для всего социума направлении. Именно поэтому весьма значимым является вопрос о предвидении возможных изменений преступности как социального явления и последствий таких изменений. Решению данной проблемы посвящена деятельность, получившая название прогнозирования преступности.

Прогнозирование преступности представляет собой мыслительный процесс познания вероятностного состояния преступности в будущем (ее изменений, тенденций и закономерностей) с помощью научных методов на основе изучения данного явления в прошлом и настоящем.

Прогнозирование преступности, с одной стороны, является разновидностью общесоциального предвидения, поскольку преступность — социальное явление. С другой стороны, прогнозирование преступности следует рассматривать в качестве специфического вида юридического прогнозирования, так как оно выступает одним из направлений прогнозирования в сфере борьбы с преступностью (наряду с пенитенциарным, уголовно-правовым и т. д.) и субъектами прогнозирования в основном выступают специалисты в области юриспруденции (научные и практические работники разного уровня). Тем не менее прогнозирование преступности является самостоятельным видом прогнозирования, предполагающим свой специфический объект, цели, задачи и методы построения прогнозов.

За основу при прогнозировании преступности в первую очередь берут общие показатели, характеризующие современное и предшествующее состояние преступности, тенденции ее развития, а также механизмы, позволяющие закрепить желаемые обществом и государством результаты. Целями прогнозирования выступают: выявление возможных изменений отдельных показателей преступности (состояние, уровень, структура, динамика) в будущем; определение вероятности появления новых видов преступлений и «отмирания» существующих, а также причин и условий, способных оказать влияние на эти процессы; установление возможного появления новых категорий преступников; выбор оптимального пути совершенствования деятельности органов, ведущих борьбу с преступностью.

Глобальная задача прогнозирования преступности — поиск путей и выработка общей концепции борьбы с преступностью на основе выявленных показателей. Однако специфика целей, объекта исследования и сроков, на которые составляется прогноз, предопределяют более частные и конкретные задачи. В частности, длительный срок прогнозирования предполагает постановку более общих задач, краткосрочное прогнозирование осуществляется для решения конкретных задач.

Результатом прогнозирования выступает прогноз — вероятностное суждение о будущем состоянии, тенденциях развития преступности и факторах, оказывающих на нее влияние. Прогноз преступности нацелен на выяление и оценку состояния преступности с точки зрения вероятности (при стабильности выявленных тенденций) тех или иных изменений и их желательности (в случае соблюдения заданных критериев) для общества и государства.

Основным признаком прогноза преступности является его вероятностный характер, который обусловлен рядом причин. Во-первых, исходные данные, которые используются при составлении подобных прогнозов, составляют показатели уголовной статистики, отражающие лишь число выявленных (то есть зарегистрированных) преступлений и число изобличенных преступников. Поскольку часть преступлений по разным причинам остается невыявленной, основанный на таких исходных данных прогноз может быть только вероятностным.

Во-вторых, понятие преступности тесно связано с понятием преступления, которым является лишь деяние, признанное уголовным законом в качестве такового. В связи с этим в ходе прогнозирования необходимо учитывать возможность изменения уголовного законодательства, которое происходит весьма регулярно. Таким образом, прогнозирование преступности должно учитывать и прогноз развития уголовного законодательства.

В-третьих, преступность как социальное явление находится в тесной взаимосвязи с иными явлениями общественной жизни, поэтому следует учитывать не только данные о преступности как объекте прогнозирования, но и данные, характеризующие трансформацию других социальных явлений, так или иначе влияющих на преступность: в социальнополитической, экономической, демографической и иных сферах.

Прогнозирование преступности может осуществляться на различных уровнях. По объему прогнозирование может быть разделено на прогнозирование преступности в целом, прогнозирование отдельных видов преступности (организованной, рецидивной, коррупционной, женской, преступности несовершеннолетних и т. д.) и прогнозирование отдельных видов преступления (краж, убийств и т. д.).

По масштабу прогнозирование может быть глобальным (на уровне государства в целом), региональным (например, на уровне отдельного субъекта РФ) и локальным (в рамках отдельного района, участка, исправительного учреждения и т. д.).

Самостоятельным видом прогнозирования является индивидуальное прогнозирование — прогнозирование антиобщественного (преступного) поведения лица, уже совершавшего преступления либо демонстрирующего антиобщественную направленность своего поведения (на предмет возможного совершения им преступлений). Индивидуальное прогнозирование является максимально вероятностным, поскольку формулирование прогностического вывода о возможном поведении конкретного лица в будущем представляет наибольшую сложность. Наибольшей определенностью и высокой степенью вероятности отличается индивидуальное прогнозирование рецидива со стороны лиц, ранее отбывавших наказание в виде лишения свободы.

Индивидуальное прогнозирование различается по методам и способам прогнозирования, что предопределяется существенными различиями характеристик лиц, которые уже совершали преступления, и лиц, еще не преступивших уголовный закон. Прогнозирование рецидива базируется на данных, полученных о конкретном лице в ходе предварительного расследования, в процессе судебного разбирательства, на стадии исполнения наказания. Так, например, администрация исправительного учреждения и суд при решении вопроса об условно-досрочном освобождении лица от дальнейшего отбывания наказания по сути осуществляют прогнозирование его дальнейшего поведения на основе изучения характеристик его личности, наблюдения за его поведением в процессе отбывания наказания и оценки эффективности методов и средств исправления, применяемых к данному лицу. Если прогноз является позитивным, то вопрос об условно-досрочном освобождении решается положительно. Однако подобное прогнозирование носит не научный, а скорее интуитивный характер, поскольку основано в равной степени на анализе имеющихся данных о лице и на личном жизненном и профессиональном опыте лица, принимающего решение.

Прогнозирование поведения лица, ранее не совершавшего преступления, но демонстрирующего явную криминогенную направленность личности, представляет бульшую трудность, однако не менее значимо, поскольку дает возможность получить важную информацию для планирования профилактического воздействия.

Прогнозирование может осуществляться на весьма короткий или достаточно длительный период. В зависимости от сроков прогнозы подразделяются на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. Краткосрочный прогноз (до трех лет) позволяет решить текущие задачи борьбы с преступностью — научно предсказать тенденции и закономерности изменения состояния преступности в ближайшем будущем, позволяющие определять первостепенные направления предупредительного воздействия. Существенным плюсом краткосрочных прогнозов является достаточно высокий уровень достоверности, поскольку обычно за короткий период времени не происходит кардинальных трансформаций общественной жизни.

Для практической деятельности правоохранительных органов весьма существенное значение имеют сверхсрочные прогнозы (на ближайшие сутки или несколько дней), которые заключаются в анализе конкретной возникшей или прогнозируемой ситуации с целью предотвращения ее неблагоприятного развития (например, публичные мероприятия, форумы, городские празднества и т. д.).

Среднесрочными называются прогнозы, составляемые на период от трех до пяти лет. Они предопределяют направления борьбы с преступностью, нацелены на выявление основных тенденций и закономерностей изменения состояния преступности в достаточно отдаленном будущем, что уменьшает степень их вероятности, однако позволяет учитывать большее количество факторов, влияющих на состояние объекта прогнозирования в будущем, использовать антикриминогенный потенциал различных социальных явлений и процессов, подготовить общество и государство к грядущим изменениям и разработать эффективные меры по нейтрализации или снижению криминогенных последствий.

Долгосрочные прогнозы (на 10–15 лет) основаны на анализе наиболее общих социальных закономерностей развития общества: демографических (сроки прогнозов данного вида охватывают почти полный демографический цикл), экономических, политических, идеологических, культурно-образовательных и иных социальных явлений, и потому долгосрочные прогнозы носят более вероятностный характер.

Прогнозирование может осуществляться различными субъектами — от ученых-криминологов до рядовых граждан. В зависимости от характеристик субъекта прогнозирование может носить официальный характер (в случае разработки прогнозов субъектами, в число профессиональных обязанностей которых входит прогнозирование преступности) и неофициальный характер (когда прогноз осуществляется гражданами, в том числе правонарушителями). Неофициальное прогнозирование, основанное исключительно на эмпирическом восприятиии действительности и жизненном опыте конкретного субъекта, не носит научного характера и не может быть положено в основу принятия каких-либо управленческих решений в сфере борьбы с преступностью без дополнительного научного обоснования и проверки с помощью специальных методов.

В криминологическом прогнозировании используются общенаучные, частнонаучные и специальные методы познания. Методы прогнозирования представляют собой способы исследования объектов, в отношении которых осуществляется прогнозирование. Принято выделять методы, которые позволяют собрать необходимую информационную базу для составления прогноза, и собственно прогностические методы, используемые для составления прогноза.

К числу первых методов следует относить документальный метод (позволяет получить информацию из официальных источников, в том числе посредством изучения материалов уголовных дел, данных полицейской, судебной и иной статистики, например данных о количестве зарегистрированных административных правонарушений или обращений за помощью в медицинские учреждения), метод опроса (анкетирования или интервьюирования законопослушных граждан, правонарушителей, сотрудников правоохранительных органов и т. д.).

Среди методов, используемых для составления прогноза, наиболее распространенными являются методы экстраполяции, моделирования и экспертных оценок.

Метод эстраполяции выступает основой любого прогноза. Он базируется на предположении, что тенденции развития прогнозируемого явления в прошлом и настоящем сохранятся и в будущем. Анализ криминологических показателей преступности в их динамике за предшествующие годы (за достаточно длительный период) позволяет выявить тенденции и закономерности их изменения. На основании этого с помощью специальных математических вычислений определяется, какова предположительная динамика данных показателей в будущем, то есть полученные показатели экстраполируются на последующий период. Степень точности прогнозов, основанных на методе экстраполяции, зависит от экономической и политической стабильности общества, степени реформирования уголовного законодательства, устойчивости тенденций преступности. Основным минусом данного метода выступает его относительная эффективность с точки зрения вероятности прогнозов (он дает удовлетворительные результаты только при краткосрочном прогнозировании). По мере увеличения прогнозируемого периода ошибки в оценках возрастают.

Метод моделирования представляет собой построение математических моделей прогнозируемого объекта посредством абстрагирования от несущественных свойств объекта и сосредоточения на его наиболее важных чертах и свойствах. При оценке эффективности методов противодействия «преступности будущего» особую сложность представляет то обстоятельство, что исследованию подлежит объект, не существующий в действительности в том виде, в котором он будет существовать в заданный период времени. Именно для этого при помощи метода моделирования на основе выявленных существенных характеристик настоящего создается модель «преступности будущего». Моделирование может осуществляться путем разработки с помощью методов программирования системы математических формул, описывающих динамику преступности исходя из взаимодействия различных факторов (демографических, социальных, политических, экономических и т. д.), существенно влияющих на преступность.

Метод экспертной оценки состоит в выяснении мнения специалистов — научных и практических работников, имеющих определенные характеристики (стаж работы, уровень квалификации, сфера научных интересов и пр.), о будущем уровне и структуре преступности, о наиболее активно влияющих на ее основные тенденции факторах. Значимость этого метода заключается прежде всего в сочетании официальных данных, положенных в основу прогноза, и интуиции, опыта, научных познаний высококвалифицированных специалистов, дающих прогноз. Экспертная оценка может быть выяснена посредством заполнения специально разработанных матриц, предполагающих выражение экспертного мнения по шкале отобранных фактов (детерминантов). Метод прогнозирования при помощи экспертных оценок представляет определенную трудность в применении, поскольку необходимо сформулировать вопросы так, чтобы они могли позволить дать ответ в количественной форме. Кроме того, следует тщательно подходить к отбору экспертов, и их число должно быть достаточным для последующей статистической обработки данных.

Это интересно:  Как отказаться от газа в квартире

Планирование борьбы с преступностью: понятие, виды

Научно разработанные прогнозы о будущем состоянии преступности являются базисом для планирования мер по борьбе с преступностью, нейтрализации отдельных факторов, негативно воздействующих на состояние и динамику преступности, или нивелирования последствий их воздействия, принятия соответствующих управленческих и организационных решений.

Таким образом, прогнозирование предшествует планированию, поскольку предопределяет его содержание. Если прогнозирование нацелено на выявление тенденций и закономерностей изменения состояния преступности в будущем, то планирование позволяет очертить комплекс мер и способов, которые позволят направить развитие спрогнозированного явления в желаемое для государства и общества русло.

Планирование представляет собой целенаправленную деятельность, содержанием которой выступает научно обоснованная разработка целей и задач в сфере борьбы с преступностью, направлений и методов решения этих задач на определенную перспективу, их обеспечения с управленческой, организационной, правовой, информационной стороны.

Результатом планирования как процесса выступает формирование плана борьбы с преступностью. Планом является документально оформленный комплекс мероприятий, включающий исполнителей и сроки их реализации, призванных обеспечить достижение четко определенных целей и решение задач, поставленных в сфере борьбы с преступностью.

Планирование осуществляется на разных уровнях (федеральном, региональном, местном) и реализуется в комплексных планах профилактики правонарушений, а также в межведомственных (основанных на взаимной согласованности действий различных субъектов профилактики) и ведомственных планах (отдельных правоохранительных органов применительно к их задачам и функциям). В зависимости от предмета и задач планирование может осуществляться в отношении методов и направлений борьбы с преступностью в целом и с отдельными видами преступности (организованной, экономической, коррупционной и т. д.). На федеральном уровне в последние годы активно разрабатываются и принимаются планы противодействия коррупции (утверждены указами Президента РФ на 2010–2011 и 2012–2013 гг.).

Поскольку планирование осуществляется на базе краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных прогнозов, следует выделять и соответствующие виды планирования.

Однако вне зависимости от вида и уровня планирования оно должно отвечать принципам обоснованности, реальности, эффективности, ответственности исполнителей, выявления и учета недостатков в планах на будущее. Основным фактором, определяющим эффективность планирования, выступает наличие и качество нормативно-правовой базы, регламентирующей как порядок обоснования необходимости планов, их разработки, принятия и реализации, так и обязательность участия, роль и компетенцию правоохранительных органов в этой деятельности.

Субъектами криминологического планирования являются органы, ведущие борьбу с преступностью, коллективы ученых и практических работников. Как правило, субъекты прогнозирования преступности и субъекты планирования борьбы с преступностью совпадают.

Планы в сфере борьбы с преступностью для успешной их реализации должны отвечать определенным требованиям. Во-первых, они должны иметь четкую структуру, которая условно позволяет подразделить план на общую (вводную), особенную и заключительную части. В общей части даются анализ выполнения мероприятий предыдущего цикла планирования и оценка их результативности, краткий анализ состояния преступности, цели, задачи, предусматриваются общепрофилактические меры вне зависимости от специфики отдельных видов преступлений, общепредупредительные меры криминологической и виктимологической направленности. В особенной части определяются приоритетные направления борьбы с преступностью, исходя из криминологической классификации преступлений и с учетом специфики региона, и меры их обеспечения. Заключительная часть плана содержит перечисление необходимых для реализации плана ресурсов, а также порядок, сроки реализации намеченных мер и ответственных за это субъектов.

Во-вторых, приоритетными направлениями реализации плана должны выступать мероприятия, направленные на устранение и нейтрализацию причин и условий, способствующих росту преступности. Все остальные (сопутствующие) мероприятия должны носить вспомогательный характер.

В-третьих, мероприятия, предусмотренные планом, должны носить обобщенный характер (описывать направления и указывать субъектов их реализации, а не сводиться к перечислению текущих задач и функций отдельных органов), но не абстрактный характер и не являться заведомо невыполнимыми. Кроме того, план должен обладать определенной гибкостью, иметь определенный резерв, запас прочности, рассчитанный на то, что некоторые изменения объективной действительности являются непрогнозируемыми.

Наиболее распространенными и весьма эффективными до недавнего времени были комплексные планы профилактики преступлений, которые разрабатывались и подлежали реализации в масштабах государства и отражали одновременно территориальный и ведомственно-отраслевой подход к борьбе с преступностью. С 1993 г. в России стали использовать федеральные программы по усилению борьбы с преступностью, принимаемые на двухлетний срок. На региональном уровне субъекты Федерации на основе федеральных программ принимали свои программы на один год или несколько лет.

Фактическое игнорирование комплексного подхода в настоящее время приводит к тому, что нередко программы различных уровней создаются обособленно, не согласовываются между собой по целям и срокам их достижения, не подкреплены необходимыми ресурсами, не обеспечивают единство действий заинтересованных в укреплении правопорядка государственных и иных организаций.

Современные программы борьбы с преступностью

Федеральные целевые программы по усилению борьбы с преступностью принимались в 1994, 1996, 1999 гг. Программа, принятая на 1999–2000 гг., утвержденная Постановлением Правительства РФ от 10 марта 1999 г. № 270,1 окончательно утратила свою силу с 1 января 2012 г. в связи с принятием Федерального закона «О полиции».2 Однако планирование борьбы с преступностью требует комплексного подхода, в том числе и на федеральном уровне. Неслучайно в ст. 18 внесенного Правительством РФ проекта Федерального закона «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» предусматривается, что функционирование системы профилактики правонарушений будет осуществляться на основе долгосрочных целевых и ведомственных целевых программ профилактики правонарушений, принимаемых в соответствии с концепциями решения стратегических вопросов профилактики правонарушений в рамках выработанной государственной политики в области обеспечения функционирования системы профилактики правонарушений. При этом предполагается, что в подобных программах профилактики правонарушений будет определена система (комплекс) мер профилактического воздействия посредством указания целей, задач, сроков и этапов реализации программных мероприятий, их исполнителей, объемов и источников финансирования, ожидаемых конечных результатов, содержания программных мероприятий, организации исполнения и контроля за ходом реализации программы и оценки ее результатов.

В настоящее время программы профилактики преступности утверждены и действуют на региональном уровне. В качестве примера рассмотрим программу «Комплексные меры по профилактике правонарушений в Санкт-Петербурге» на 2009–2012 гг., утвержденную Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 24 марта 2009 г. № 310. Во вводной части программы дается описание нормативной базы в сфере профилактики преступлений и правонарушений на уровне субъекта РФ, характеристика криминологической ситуации в Санкт-Петербурге на момент принятия программы, производится оценка эффективности реализации предыдущей программы профилактики правонарушений.

Далее в программе сформулированы цели, задачи и основные направления ее реализации на базе предложенного прогноза состояния преступности в регионе на весь период действия программы по следующим показателям: уровень преступности (в расчете на 100 тыс. населения), количество зарегистрированных преступлений, совершенных в общественных местах, и удельный вес преступлений, совершенных лицами, ранее совершавшими преступления.

Центральное место в программе занимает план мероприятий с указанием ответственных за их реализацию субъектов и источников финансирования, включающий мероприятия по следующим направлениям: 1) организационное и нормативно-правовое обеспечение деятельности по профилактике правонарушений; 2) профилактика правонарушений в общественных местах и жилом секторе; 3) профилактика террористических и экстремистских проявлений; 4) профилактика правонарушений несовершеннолетних и молодежи; 5) профилактика нарушений законодательства, регулирующего отношения в сфере предоставления гражданства, предупреждение и пресечение нелегальной миграции; 6) социальная профилактика в отношении лиц без определенного места жительства и занятий и лиц, освободившихся из мест лишения свободы; 7) обеспечение безопасного пребывания туристов на территории Санкт-Петербурга; 8) информационно-методическое, аналитическое сопровождение и материально-техническое обеспечение профилактики правонарушений.

Планирование предупреждения преступности

Планирование предупреждения преступности

Прогнозирование преступности теснейшим образом связано с планированием предупреждения преступности, хотя и отличается по целям и задачам.

Прогнозирование преследует цель выявить возможные варианты изменения преступности в будущем, обстоятельства, которые могут способствовать сокращению (либо, наоборот, увеличению) преступности, а план устанавливает, что в связи с этим надо сделать, в какой срок, какие нужны ресурсы, средства и т.д. Прогнозирование преступности предшествует формированию плана во времени, определяет его научную сущность по содержанию; прогнозирование — лишь предварительная стадия выработки и принятия управленческого решения.

Прогнозирование является научной основой для составления планов предупреждения преступности. Причём имеется прямая связь между надежностью прогноза и обоснованностью плана; чем точнее прогноз, тем больше оснований для обеспечения оптимальности плана. Прогнозы необходимы не только для составления планов, но и для организации хода их выполнения, корректировки планов и контроля.

Если криминологический прогноз является подготовительной стадией принятия решения о мерах предупреждения преступности, то план — это уже решение, содержащее указания о путях его реализации. Криминологическое планирование определяет круг и последовательность осуществления профилактических мер предупреждения преступности, вплоть до расстановки сил и средств, имеющихся в распоряжении правоохранительных органов.

Криминологическое планирование — научное определение целей и задач борьбы с преступностью и необходимых для этого мероприятий. Оно основывается на прогнозах преступности.

Содержанием криминологического плана является комплексная система экономических, социальных, воспитательных, культурных, правовых, административных и организационных мер по борьбе с преступностью.

Планы борьбы с преступностью бывают различных видов в зависимости от цели, сроков и субъектов планирования. Когда планирование охватывает борьбу с преступностью в целом, то разрабатываются так называемые комплексные криминологические планы. Они включают в себя решение экономических, социальных, воспитательных, организационно-правовых и чисто криминологических задач. Широта и характер мероприятий, предусмотренных в планах, определяет круг субъектов планирования. К ним относятся органы власти, органы внутренних дел, прокуратуры, суда, юстиции и общественные организации. Комплексные планы могут составляться в районах, городах, областях.

Планируются и специальные меры предупреждения преступлений, осуществляемые органами внутренних дел, судами, прокуратурой, юстицией. Такого рода планирование называют ведомственно-отраслевым. Указанные планы обеспечивают взаимодействие социального планирования с осуществлением мер криминологической профилактики; взаимосвязь и целеустремленность в деятельности правоохранительных органов; согласование их совместных действий с другими государственными органами и общественными организациями.

По времени планирование бывает текущим (годовое, полугодовое, квартальное) и перспективным (пять и более лет). Перспективное (долгосрочное) криминологическое планирование определяет наиболее важные цели, стратегические направления и главные задачи борьбы с преступностью на длительный период времени. Они имеют стратегическое значение по отношению к годовым и иным текущим планам борьбы с преступностью.

Текущие планы основываются на перспективных планах, являются конкретизацией и выполняются в более короткий период времени.

Разработка планов борьбы с преступностью проходит несколько этапов: подготовительный, аналитический, прогностический и программный.

В ходе подготовительного этапа создаются рабочие группы, определяются сроки криминологического планирования.

Это интересно:  Исковое заявление о расторжении брака без детей

Криминологический анализ — это научно-исследовательская деятельность по сбору, обработке и систематизации криминологической информации. На этом этапе ставится задача определения количественных и качественных параметров преступности в территориальном или отраслевом разрезе и выявления ее социальных детерминант.

При планировании на прогностической стадии необходимо приминать во внимание взаимосвязь и взаимозависимость криминогенных детерминант и других социальных, экономических, образовательных, культурных и демографических процессов, происходящих в обществе.

При разработке программы намечаются главные направления борьбы с преступностью, определяются непосредственные задачи, устанавливаются сроки и график выполнения, а также уточняются субъекты, которым поручается выполнить план. Здесь же определяются меры, которые должны быть комплексными и влиять как на социальные детерминанты преступности, так и на изменение личности в позитивном плане. Кроме мер, ресурсов и исполнителей определяются также формы контроля за выполнением планируемых мероприятий. Контроль не только обеспечивает исполнение, но и дает возможность вносить в план необходимые поправки в зависимости от изменений преступности или системы, ведущей с ней борьбу.

Планирование и координация работы по предупреждению преступлений на административном участке

Преступность в современном научном представлении — сложное социальное явление с признаками системности, являющееся следствием взаимодействия множества отрицательных по своей направленности факторов развития общества и личности, представляющее совокупность преступлений, совершенных в конкретный отрезок времени (например, в течение года). Она имеет качественные и количественные характеристики, раскрывающие ее структуру, состояние и динамику. Причинно-следственный комплекс, порождающий преступность, наряду с другими (социальный, экономический, личностный) имеет в своей основе национально-государственный компонент, включающий несколько уровней: национальный (в смысле государственно-территориального образования), региональный и международный. В этой связи ошибочным является представление о преступности как о некой простой сумме совершенных в обществе отдельных преступлений. Научными исследованиями установлено, что напротив, это сложное, специфическое и многоаспектное социальное явление. Будучи продуктом общества, оно обладает собственными характеристиками и закономерностями развития, способное оказывать обратное влияние на породившие его социальные условия.

Поэтому я считаю, что недооценка этих положений, просчеты в изучении преступности, ее прогнозировании, разработке и применении мер воздействия на нее ведут к серьезным потерям для общества.

Борьба с преступностью имеет два взаимосвязанных направления: собственно профилактику и обеспечение неотвратимости наказания, исправление и перевоспитание лиц, совершивших преступления. Уголовно-правовые меры борьбы с преступностью выдвигаются на первый план в случаях подготовки и совершения конкретных преступлений. Ведущую же роль в борьбе с преступностью играет профилактика в собственном смысле слова, т.е. устранение или нейтрализация причин и условий преступлений, прежде чем они привели к совершению общественно-опасного деяния.

Одна из характерных черт профилактики — это ее многоаспектность и комплексность.

Предупреждение преступности имеет определенный комплекс и иерархию целей, которые конкретизированы во времени, в территориальном и отраслевом резервах, применительно к категории ям преступлений и уровню профилактической работы. Они реализуются через согласованную деятельность, взаимодействие, взаимопомощь субъектов (участников) профилактики. Все это позволяет говорить о предупреждении преступности, как о стройной целостной системе.

Планирование предупреждения преступности — это деятельность представительных органов власти по разработке и внедрению системы мероприятий, направленных на создание и развитие позитивных объективных и субъективных условий, исключающих или нейтрализующих возможность отклоняющегося от норм уголовного законодательства поведения людей.

Целью планирования предупреждения преступности является достижение или сохранение тенденции снижения преступности и позитивное изменение её характера и структуры в планируемый период.

Наибольшую результативность в сфере борьбы с преступностью могут приносить криминологические планы (или разделы), являющиеся органической частью социально-экономического планирования.

Известно, что преступность представляет собой многофакторный социальный феномен, обусловленный комплексом негативных общественных явлений и процессов. Причём каждое из этих явлений и процессов действует не изолированно, а во взаимодействии. Составные части взаимодействующих негативных явлений могут относится к самым различным областям социальной действительности. Соответственно количественному и качественному разнообразию факторов, обусловливающих преступность, должность быть противопоставлен научно обоснованный комплекс мероприятий экономического, социального политического, организационного, социально-психологического и иного порядка, направленный на устранение или нейтрализацию указанных факторов. Отсюда и успех борьбы с преступностью зависит от решения комплекса социальных задач.

Способом решения социальных проблем в жизни различных социальных общностей (трудовые коллективы, район, город, область и т.д.) и являются планы социального развития, в которых криминологические разделы составляют их органическую часть.

Совершенствование процесса предупреждения преступности в рамках и на основе планирования экономического социального развития является одним из перспективных направлений существенного повышения эффективности, рациональности и гуманистичности предупредительной деятельности. Органически сочетая в себе общие и специальные мероприятия различного характера, планы экономического и социального развития комплексно решают задачу устранения и нейтрализации негативных явлений, обуславливающих преступность, что обеспечивает дальнейшее укрепление общественных отношений. Планирование позволяет осуществлять предупредительную деятельность не стихийно, от случая к случаю, а на базе глубоко продуманных, целенаправленных мер с учётом конкретных условий, возможностей и средств того или иного региона. На основе планов объединяются и координируются усилия всех организаций и органов, что является предпосылкой значительной активизации и избежания дублирования в их деятельности1 .

В то же время, как показывает анализ практики, существует ряд общих недостатков, отрицательно сказывающихся на эффективности этой формы планирования предупреждения преступности.

К ним, в частности, относятся:

v недооценка криминологических проблем при разработке и осуществлении экономических, политических, идеологических и иных общих мероприятий планов;

v неупорядоченность соотношения ведомственных, межведомственных планов и криминологических разделов планов социального развития, что приводит к дублированию и в ряде случаев к безответственности при выполнении мероприятий планов;

v отсутствие систематического контроля за реализацией мероприятий криминологического раздела плана со стороны государственных и общественных организаций, права и обязанности которых в этой части нормативно не регламентированы;

v разработка криминологических разделов планов без предварительных (предплановых) исследований преступности путем простого сведения в рамках одного документа малообоснованных мероприятий, касающихся некоторых сторон деятельности административных органов;

v отсутствие нормативного акта, регламентирующего процедуру разработки, согласования и контроля за выполнением мероприятий криминологического раздела плана.

Не решен до настоящего времени и вопрос о субъекте социального планирования предупреждения преступности. Представляется, что этим субъектом могут и должны быть государственные органы власти (организации общества всех уровней). Последовательное сокращение преступности невозможно обеспечить только усилием органов прокуратуры, милиции и суда (специальных субъектов), ибо многие процессы и явления, оказывающие прямое либо косвенное влияние на преступность, находятся вне сферы деятельности этих органов. Так, например, устойчивая тенденция к ухудшению экономических условий жизни основной массы населения страны, в том числе с несовершеннолетними детьми приводит к росту психо-эмоциональных перегрузок и усилению кризиса в семейных отношениях. В свою очередь указанные обстоятельства способствуют возрождению детской безнадзорности как социального явления. Сказанное характерно как для Республики в целом, так и для г. Минска. В этих условиях особую тревогу вызывает отсутствие единой программы поддержки семьи и устойчивого финансирования тех мероприятий по поддержке семьи, которые в нашем государстве все же осуществляются. Однако на криминогенную ситуацию влияют не только экономические факторы. Не менее актуален в этой связи продолжающийся идейно-нравственный кризис. В молодежной, в том числе и подростковой среде, культивируются негативные стереотипы поведения, получают все большее распространение алкоголизм и наркомания, укореняется эгоистическая и иждивенческая психология. Неопределенность настоящего, неуверенность в будущем, растущая безработица, трудности, связанные с получением образования, падение престижа ряда профессий порождают критическое отношение к учебе, ведут к примитивизации сознания, а многих подростков толкают в криминальную среду. Нынешняя молодежь взрослеет в годы больших перемен. Отечество предстает перед нею как дом, в котором идет перманентный (постоянный) ремонт.

Ее мировоззрение, система нравственных ценностей складываются в мире кричащих противоречий, стихийного, «дикого» рынка, правового нигилизма, социальной незащищенности. В больном общество больше всех страдают самые чуткие — дети и молодежь.

Не смотря на то, что, как мне кажется, органы государственной власти на местах и в центре обладают необходимыми материальными, финансовыми, организационными и правовыми возможностями позитивного воздействия на все сферы социальной жизни различных уровней организации общества, положение в борьбе с преступностью все же ухутшается.

преступность криминологический правонарушение административный

Планирование предупреждения преступлений

Планирование — мыслительная деятельность человека, заключающаяся в мысленном конструировании основных этапов будущей деятельности. План -результат планирования. Он может быть зафиксирован письменно.

По масштабу планируемой деятельности планы можно классифициро­вать на:

— общегосударственные (например, федеральная программа борьбы с преступностью);

— региональные (региональная программа борьбы с преступностью — на уровне области, военного округа, гарнизона);

— локальные (план предупреждения преступлений в отдельной воинской части);

— индивидуальные (план выявления причин и условий преступления по уголовному делу).

По длительности планируемой деятельности планирование можно под­разделить на:

Планирование позволяет сделать деятельность:

Планирование позволяет заранее предусмотреть определенные трудности и либо избежать их, либо подготовиться к ним. Планирование позволяет с минимумом потерь сопрягать различные виды деятельности (например, доказывание состава преступления с расследованием причин и условий пре­ступной деятельности).

Планирование деятельности по предупреждению преступлений

1. Понятие и виды криминологического прогнозирования
Важнейшей особенностью криминологической профилактики является, как отмечалось, планомерность, основанная на прогнозировании преступности и ее детерминант, а также возможностей их предупреждения. Несмотря на всю специфику, планы и прогнозы в сфере борьбы с преступностью должны в широком смысле рассматриваться как элемент общей системы социального планирования и прогнозирования. Это предполагает и необходимость соотносить каждый раз криминологические планы и прогнозы с социальными и экономическими планами и прогнозами. В свою очередь при разборе планов и прогнозов на общесоциальном уровне должна учитываться и криминологическая информация.
1. Криминологический прогноз — это вероятное суждение о будущем состоянии (уровне, структуре) ее детерминант и возможностей профилактики через определенный период времени, включающее качественную и количественную оценку предполагаемых изменений и указание примерных их сроков. Прогноз может охватывать: преступность и ее изменения на территории страны или региона (республики, области, экономического района и т.д.), преступность и ее изменения в целом и по отдельным ее видам.
Криминологический прогноз является специальной разновидностью социального предвидения, методологические основы которого разработаны марксистско-ленинской теорией. Прогнозирование помогает формулированию целей и задач борьбы с преступностью на соответствующий период и планированию деятельности по их осуществлению, в том числе по предупреждению преступности. При этом речь идет не просто о том, чтобы “приспособить” эту деятельность к ожидаемому состоянию объекта воздействия, а о том, чтобы максимально стимулировать благоприятные для общества тенденции преступности (снижение уровня, смягчение структуры) и предупредить или максимально ослабить возможные в определенный период и на определенной территории обратные тенденции.
2. Криминологический прогноз [Прогноз — предвидение», «предсказание».] предполагает использование: а) статистических данных, как правило, не менее чем за десять предшествующих лет, характеризующих состояние и тенденции общесоциальных процессов, устойчиво и интенсивно связанных с динамикой преступности (демографических, экономических, идеологических, социально-психологических, организационно-управленческих и др.); б) данных о планируемых (прогнозируемых) изменениях состояния и тенденций этих процессов на период, охватываемый криминологическим прогнозом; в) статистических данных и результатов выборочных исследований, характеризующих не менее чем за десять предшествующих лет состояние и тенденции “фоновых” явлений преступности (пьянство и алкоголизм, наркомания, половой аморализм, ведение паразитического образа жизни, мелкое хулиганство, мелкие хищения и валютные сделки, мелкая спекуляция и т. д.); г) статистических данных и результатов выборочных исследований, характеризующих не менее чем за десять предшествующих лет состояние и динамику преступности; д) статистических данных и результатов выборочных исследований, характеризующих тенденции (объем, структуру и результаты) практики применения мер профилактики и уголовно-правовых мер; е) данных о планируемых изменениях в правовом регулировании и ресурсном обеспечения борьбы с преступностью.
3. По времени прогнозы делятся на краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные. Краткосрочные прогнозы сроком до одного-двух лет обслуживают текущее планирование профилактики и других направлений борьбы с преступностью, ориентируя, в частности, на: учет сезонных изменений состояния и структуры преступности; резких изменений в экономической сфере, в правовом регулировании (например, в связи с криминализацией или декриминализацией определенных правонарушений, амнистией и т. д.), в организации правоохранительной деятельности (например, в связи с изменениями в системе регистрации).
Среднесрочные прогнозы сроком до 3—5 лет используются при планировании профилактики и других направлений борьбы с преступностью на соответствующий период, позволяя тем самым связать его с общей системой экономического и социального планирования. Такой прогноз позволяет: а) информировать субъектов общего планирования о возможном влиянии намечаемых крупномасштабных экономических и социальных мероприятий на борьбу с преступностью; б) максимально использовать профилактический потенциал этих мероприятий и в то же время максимально ограничить нежелательное с криминологической точки зрения возможное влияние их отрицательных сторон; в) определить конкретные цели и задачи профилактики, ее ведущие направления, оценить в комплексе ее возможности и резервы; г) своевременно подготовить достаточное ресурсное обеспечение профилактики и других направлений борьбы с преступностью.
Долгосрочные криминологические прогнозы сроком до десяти-двадцати лет в настоящее время могут решать лишь задачу оценки в общих чертах некоторых ведущих тенденции в развитии преступности, ее причин и условий в зависимости от изменений в обществе и в борьбе с нею. Такие прогнозы решающим образом зависят от степени отражения в общеэкономических и общесоциальных прогнозах тенденций тех процессов и явлений, которые наиболее интенсивно влияют на преступность.
4. При прогнозировании применяются три основных метода: экстраполирование (экстраполяция), экспертная оценка, моделирование. Их основные этапы: пред-прогнозная ориентация (определение целей, задач, гипотез, времени упреждения и т.д.); сбор данных о процессах и явлениях, влияющих на развитие преступности; исходное описание преступности по состоянию и динамике; поисковый прогноз (проекция в будущее, т.е. характеристика вариантов динамики преступности с учетом влияющих факторов), помогающий выявить перспективные проблемы, подлежащие решению; нормативный прогноз (наложение на выявленные проблемы возможных средств их решения, исходя из нормативов, определяющих характер, объем, структуру мер, сил, ресурсов); оценка обоснованности; выработка рекомендаций по оптимизации управления борьбой с преступностью и условий этой борьбы.
Экстраполирование осуществляется путем проекции на будущее изменений уровня и структуры преступности в прошлом и настоящем. Для этого формируются статистические ряды за ряд лет, выражающие направленность, характер и темп этих изменений. Эти ряды формируются на основе абсолютных данных и коэффициентов. Точность таких прогнозов тем выше, чем меньше время упреждения. Значима также степень стабильности параметров определенного вида преступлений. Например, экстраполяционный прогноз на 3—6 лет по тяжким преступлениям против жизни и здоровья обычно более точен, чем по кражам.
Экспертная оценка осуществляется путем выяснения мнения научных и практических работников, специально отобранных по признакам стажа, квалификации, круга интересов и знаний и т. п., о будущем уровне и структуре преступности (или некоторых ее видов), а также о процессах и явлениях, интенсивно влияющих на ее тенденции. При этом процесс экспертной оценки может быть формализован путем передачи экспертам матриц, гребущих количественной оценки возможных изменений и ранга (“веса”) заранее определенного круга влияющих факторов по имеющейся шкале.
Моделирование осуществляется путем разработки с помощью программистов системы математических формул, описывающих с возможно более полной информативностью динамику преступности во времени, исходя из взаимодействия комплекса факторов, существенно влияющих на него. Моделирование как метод прогнозирования преступности включает так называемый модельно-кибернетический эксперимент, состоящий в нахождении закономерностей функционирования объекта, прослеживаемых во времени. Сейчас осуществляется теоретическая и экспериментальная разработка этого метода.
Прогнозирование является необходимой подготовительной стадией планирования борьбы с преступностью и позволяет найти в его ходе оптимальные решения.

Это интересно:  Можно ли закрыть больничный раньше срока

2. Понятие и виды криминологического планирования
1. Криминологическое планирование представляет собой разработку целей и задач в сфере борьбы с преступностью, направлений, путей и средств решения этих задач, их нормативного, информационного, организационного, методического, ресурсного обеспечения на определенный период.
2. Криминологическое планирование в целом должно рассматриваться как составная часть единой системы государственного планирования экономического и социального развития. Вместе с тем оно имеет различную степень интенсивности связей с планированием на общесоциальном уровне.
Во-первых, при разработке общих разделов планов экономического и социального развития вносятся предложения относительно использования планируемых мероприятий (например, по управлению миграцией, развитию культурного досуга и т. д.) для одновременного устранения, ослабления, ограничения криминогенных процессов и явлений (например, дается прогноз влияния планируемых мероприятий по новому строительству на обстановку и условия борьбы с преступностью в новостройках).
В качестве специального раздела плана экономического и социального развития включается раздел о профилактике правонарушении и преступлений.
Во-вторых, разрабатываются в республике, области, городе, районе детализированные комплексные межведомственные планы борьбы с преступностью и целевые программы по отдельным направлениям этой борьбы (например, по борьбе с преступностью несовершеннолетних, рецидивной преступностью).
В-третьих, криминологическое планирование реализуется и в разработке ведомственных планов правоохранительных органов применительно к их задачам и компетенции.
3. В криминологическом планировании необходимо использовать программно-целевой подход. Он включает детализацию задач по направлениям борьбы с преступностью и определение ожидаемых результатов по каждому направлению (“значительное снижение”, “некоторое снижение”, “стабилизация”, “ограничение роста” и т.д.); ресурсный расчет. При несоблюдении этих требований плановые документы превращаются в перечни мероприятий, результативность которых оценить трудно.
Для криминологического планирования необходимо иметь точную информацию относительно преступности и влияющих на нее процессов и явлений в динамике (в ретроспективе и прогнозе) и результативности мероприятий, осуществленных в предыдущих планах.
4. По срокам различается краткосрочное, среднесрочное, долгосрочное криминологическое планирование. Первый вид рассчитан обычно на квартал, полугодие, год и ориентирован на решение текущих задач, вытекающих из существующей и прогнозируемой на ближайший период обстановки. Второй и третий виды, рассчитываемые соответственно на 3—5 и на 10—20 лет и исходящие из прогнозов на эти же периоды, ориентированы на определение перспективы борьбы с преступностью, постановку длящихся задач и определение путей и средств их решения. Среднесрочное и долгосрочное планирование реализует в сфере борьбы с преступностью принципиальное ленинское указание: “нельзя работать, не имея плана, рассчитанного на длительный период и на серьезный успех”.
5. По содержанию, масштабам и целям различается комплексно-территориальное, комплексно-отраслевое, функционально-ведомственное криминологическое планирование. Первые два вида охватывают соответственно разработку комплексов задач и средств борьбы с преступностью на определенной территории, в определенной сфере социальной жизни, отрасли народного хозяйства. Третий вид включает разработку задач и средств участия в этой борьбе надлежащего ведомства, органа в соответствии с его функциональной характеристикой. Основными субъектами комплексного криминологического планирования являются органы исполнительской власти и правоохранительные органы.
Функционально-ведомственное криминологическое планирование осуществляют в пределах своих задач и компетенции органы внутренних дел, прокуратуры, суда, комиссии по делам несовершеннолетних и по борьбе с пьянством, другие органы, имеющие специализированные функции по борьбе с преступностью.
Все виды плановых документов должна пронизывать идея координации усилий в борьбе с преступностью, согласования и взаимного подкрепления планируемых мероприятий, предупреждения их дублирования, параллелизма, распыленности.
Плановые документы по вопросам борьбы с преступностью имеют определенную структуру, общую и особенную части. В общей части предусматриваются профилактические меры без специализации в зависимости от видов преступлений. В ней планируется воспитательная работа (в правовых университетах, правовое просвещение), проведение, профсоюзных, производственных активов, организационные мероприятия по созданию тех или иных профилактических подразделений и т. п. Во введении общей части плана целесообразно дать анализ выполнения мероприятий предыдущего цикла планирования и их результативности. Особенная часть строится по основным направлениям борьбы с преступностью, исходя из криминологической классификации преступлений и правонарушений с учетом специфики региона.
Необходимо следить за тем, чтобы вспомогательные мероприятия (совещания, исследования и т. п.) не заслоняли мероприятий, непосредственно направленных на устранение и нейтрализацию причин и условий преступности.
Нельзя включать в план описание текущих функций и обязанностей участников профилактики типа: “поставить на учет всех лиц, склонных к правонарушениям”. В план включаются обобщенные мероприятия по созданию оптимальных условий для профилактической работы, обеспечению ее результативности и контроля. По каждому мероприятию указываются сроки, объем, исполнители, даются ожидаемые результаты, ресурсные расчеты. План должен предусматривать известные допуски (резервы) по этим параметрам с учетом возможности непрогнозируемых изменений обстановки. Объем планируемых мероприятий указывается не абстрактно, а в сопоставлении с общими характеристиками существующей потребности (например, провести вечерние рейды в 5 молодежных общежитиях из 12 имеющихся в районе; вовлечь в спортивно-трудовые лагеря всех подучетных подростков района, не уезжающих на лето, и т.д.).
Очередной цикл комплексного криминологического планирования на год и более длительные периоды должен начинаться на уровне области примерно за 3—4 месяца до истечения срока действия имеющихся плановых документов; в городе, районе — за 2 месяца и в трудовом коллективе, микрорайоне — за 1—1,5 месяца с тем, чтобы обеспечить подведение итогов по предыдущему циклу, утверждение и доведение до исполнителей нового плана до истечения срока действия предыдущего. Для подготовки нового плана создается группа лиц, осуществляющих планирование ее подгруппы по уровням и по направлениям борьбы с преступностью. Разрабатывается и реализуется программа сбора и анализа информации, анализируются предложения, обстановка и ее изменения, формулируются задачи, составляется и обсуждается проект плана. После его корректировки он утверждается и передается исполнителям.
Каждый цикл криминологического планирования имеет этапы: подготовительный, информационно-аналитический, непосредственно-разработочный и заключительный. В ходе планирования намечаются и мероприятия по контролю и оценке исполнения плана.

Статья написана по материалам сайтов: studwood.ru, all-sci.net, web-local.rudn.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий