+7 (499) 938-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Посредническая деятельность по усыновлению детей в рф

Посредничество при усыновлении, то есть действия постороннего лица в подборе ребенка для усыновления или передачи в семью усыновителей, не допустимы.

Незаконная посредническая деятельность по усыновлению детей

Граждане РФ, решившие усыновить ребенка, должны, прежде всего, обратиться с заявлением о выдаче заключения о том, что они могут быть усыновителями. Для этого не нужно искать никаких посредников. Достаточно написать заявление в опекунский совет и собрать следующие документы:

  • написать автобиографию кратко;
  • взять справку о доходах с места работы;
  • выписку из домовой книги и ксерокопию лицевого счета, либо ксерокопию документа, который подтверждает право собственности на жилище, заверенную нотариусом;
  • медицинскую справку о состоянии здоровья;
  • если усыновители находятся в браке, предоставить ксерокопию свидетельства о браке.

Представителями органов опеки будет проведено обследование жилищных условий для того, чтобы при рассмотрении всех документов и акта обследования жилья потенциального усыновителя дать объективное заключение о возможности выдачи разрешения на усыновление (удочерение) ребенка.

В случае положительного решения опекунского совета потенциальные усыновители берутся на учет в качестве кандидатов на усыновление.
После этого им предоставляются сведения обо всех детях, которых можно усыновить. В случае понравившегося ребенка усыновители получают направление по месту нахождения ребенка для его посещения и личной встречи.

Если в базе данных по месту жительства, усыновители не подобрали подходящую им кандидатуру для усыновления (удочерения), они могут обратиться в другой орган опеки или исполнительной власти, на которые возложены обязанности устройства детей, оставшихся без родителей.

Чтобы получить документальные сведения о детях, которых можно забрать в семью, достаточно заявления с просьбой подбора ребенка для усыновления и заключения опекунского совета о том, что усыновление возможно.

Рассмотрим незаконное усыновление удочерение .

Не приемлемо обращаться за помощью к посредникам как при выдаче заключения органов опеки о том, что заявители могут усыновить ребенка, так и при подборе ребенка для усыновления (удочерения).

Всякие действия посторонних лиц, направленные на подбор кандидатур детей от имени заинтересованных в усыновлении людей, незаконны.

Незаконное усыновление удочерение , то есть действия постороннего лица в подборе ребенка для усыновления или передачи в семью усыновителей, не допустимы.Также к посредничеству относят:

  • передачу информации о ребенке;
  • предоставление потенциальным усыновителям фотографий и видеоматериалов с участием детей;
  • проведение дополнительных медицинских обследований детей, которых собираются усыновить.

Должностные лица, занимающиеся вопросами усыновления, порой злоупотребляют своим служебным положением и нарушают порядок, установленный законом для усыновления. К незаконным действиям относятся:

  • передача ребенка на усыновление, не имея согласия родителей;
  • выдача акта опекунским советом о возможности быть усыновителями без необходимых для этого документов (о доходах, состоянии здоровья, наличии жилплощади);
  • при усыновлении ребенка старше 10 лет, отсутствие его личного согласия;
  • передача детей на усыновление иностранцам и лицам без гражданства, не проверив возможность усыновления ребенка гражданами России или его родственниками.

Законная посредническая деятельность по усыновлению детей

Лишь органы опеки и исполнительной власти, выявляя и устраивая детей, которые остались без родительского попечения, имеют право оказывать помощь желающим усыновить ребенка. Они помогут найти кандидатуру ребенка, подходящую под критерии, какие хотят видеть усыновители в ребенке, которого будут растить и воспитывать.

Кроме того, в силу заключенного международного договора РФ, на территории России действуют специально уполномоченные органы иностранных государств по усыновлению детей сирот, или по другим причинам, оказавшиеся в домах малютки или детских домах.

Оказывая помощь в усыновлении детей, эти организации не преследуют каких – либо коммерческих целей наживы в отличие от любых других посредников, предлагающих свои услуги в оказании помощи в оформлении усыновления.

Руководители детских учреждений (детских садов, школ и других) должны ставить в известность органы опеки по месту жительства об осиротевших детях или фактически утративших родительское попечение в семидневный срок для возможности передачи ребенка на усыновление в новую семью.

Лица, усыновляющие ребенка, имеют право на своего представителя, с оформленной официально доверенностью, заверенной нотариально, который может представлять интересы усыновителя на всех этапах оформления документов.

Ответственность за незаконное усыновление удочерение

Незаконное усыновление удочерение ребенка наказывается (ст.5.37 КоАП РФ):

  • наложением штрафа в сумме от одной тысяси до двух тысяч пятисот рублей, если посредничеством занималось частное лицо;
  • штрафом от четырех тысяч до пяти тысяч рублей, если в посредничестве уличены должностные лица.

В отдельных случаях работники социальной сферы, которые занимаются вопросами усыновления удочерения, совершившие преступление из корыстных побуждений, попадают под действие статьи 154 УК РФ, то есть могут быть привлечены к уголовной ответственности, оформляя незаконное усыновление удочерение, за неоднократное совершение противозаконных действий при наличии корыстных мотивов с целью получения незаконной выгоды.

Кроме того, к уголовной ответственности могут быть привлечены усыновители, которые предоставили на рассмотрение вопроса возможности усыновить ребенка органам опеки поддельные справки и сотрудники организаций, их выдавшие. Таким образом, оформлено незаконное усыновление удочерение на основании недостоверных документов, что является преступлением, наказуемом по ст. 154 УК РФ.

Это интересно:  Договор процентного займа между юридическими лицами

В случаях привлечения лиц к уголовной ответственности, им может грозить штраф в размере 40 тыс. российских рублей или в размере доходов за три месяца, кроме того, возможно привлечение к исправительным работам на срок до 1- го года или взятием под стражу на срок до полугода.

Недопустимость посреднической деятельности по усыновлению детей должна быть главной целью органов, занимающихся вопросами усыновления.

Ответственность за разглашение тайны усыновления

Многие семьи, усыновившие ребенка, не хотят разглашения, чтобы ребенок узнал о том, что не родной никогда или до определенного возраста, когда станет взрослым и будет воспринимать реальности жизни в другом аспекте, чем детское восприятие происходящего.

Пытаясь оградить ребенка от разглашения тайны его усыновления, возможных слухов, чтобы не травмировать детскую психику, семьи с усыновленными детьми меняют место жительство, женщины имитируют беременность, чтобы окружающие не смогли догадаться, что ребенка взяли на усыновление.

На законодательном уровне в России эта информация официально считается закрытой, не подлежащей предоставлению третьим лицам, разглашение сведений является преступлением. К такой информации относят:

  • личные данные ребенка;
  • данные о кровных родителей усыновленного ребенка;
  • данные о людях усыновивших ребенка (фамилии, имена, адреса, и другие).

Не имеют право на разглашение тайны усыновления:

  • судьи, непосредственно выносившие решение об усыновлении;
  • работники отдела Записи актов гражданского состояния граждан (ЗАГСа), которые регистрировали ребенка после усыновления;
  • должностные лица опекунского совета, принимающие участие в решении усыновления;
  • работники детского учреждения, где ребенок проживал до усыновления.

При нарушении закона разглашения тайны усыновления, согласно ст. 155 Уголовного Кодекса РФ, должностное лицо, разгласившее данные сведения привлекается к уголовной ответственности, поскольку придание гласности тайны может нанести моральную травму, как усыновленному ребенку, так и родителям, его усыновившим.

При полной доказанности вины в разглашении сведений об усыновлении предусмотрены следующие меры наказания, в зависимости от преследуемых целей огласки информации:

  • должностные лица могут быть взяты под арест на срок до четырех месяцев;
  • также они могут быть приговорены к исправительным работам на срок до одного года за данное преступление;
  • может быть наложен штраф в сумме до восьмидесяти тысяч рублей за разглашение тайны усыновления (удочерения).

Недопустимость посреднической деятельности по усыновлению детей

1. Посредническая деятельность по усыновлению детей, то есть любая деятельность других лиц в целях подбора и передачи детей на усыновление от имени и в интересах лиц, желающих усыновить детей, не допускается.

2. Не является посреднической деятельностью по усыновлению детей деятельность органов опеки и попечительства и органов исполнительной власти по выполнению возложенных на них обязанностей по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, а также деятельность специально уполномоченных иностранными государствами органов или организаций по усыновлению детей, которая осуществляется на территории Российской Федерации в силу международного договора Российской Федерации или на основе принципа взаимности. Органы и организации, указанные в настоящем пункте, не могут преследовать в своей деятельности коммерческие цели.

Порядок деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению детей на территории Российской Федерации и порядок контроля за ее осуществлением устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства иностранных дел Российской Федерации.

3. Обязательное личное участие лиц (лица), желающих усыновить ребенка, в процессе усыновления не лишает их права иметь одновременно своего представителя, права и обязанности которого установлены гражданским и гражданским процессуальным законодательством, а также пользоваться в необходимых случаях услугами переводчика.

4. Ответственность за осуществление посреднической деятельности по усыновлению детей устанавливается законодательством Российской Федерации.

Комментарий к ст. 126.1 СК РФ

1. В п. 1 комментируемой статьи дается определение посреднической деятельности по усыновлению детей. Более подробно о посреднической деятельности говорится в Правилах передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации.

Согласно п. 4 указанных Правил посредническая деятельность по усыновлению детей — это любая деятельность других лиц в целях подбора и передачи детей на усыновление от имени и в интересах лиц, желающих усыновить детей, в том числе сбор, передача, размещение в средствах массовой информации, информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (в том числе в сети Интернет) и распространение иным образом сведений о ребенке, фото- и видеосъемка детей и проведение дополнительной медицинской экспертизы усыновляемого ребенка.

2. В п. 2 говорится о том, какая деятельность не рассматривается в качестве посреднической деятельности. В частности, изъятия касаются следующих видов деятельности:

— подбор и передача детей на усыновление, осуществляемые органами опеки и попечительства, а также органами государственной власти;

— оказание помощи в усыновлении детей специально уполномоченными иностранными государствами органами или организациями по усыновлению детей.

Кроме того, не признается в качестве посреднической деятельности:

— оказание услуг переводчиком;

— оказание юридических услуг по представительству в суде при рассмотрении дела по заявлению об усыновлении.

Это интересно:  Кто выдает лицензию на оружие

Постановлением Правительства РФ от 4 ноября 2006 г. N 654 утверждено Положение о деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контролю за ее осуществлением. Деятельность по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации могут осуществлять как иностранные государственные организации, так и иностранные некоммерческие организации.

Согласно п. 2 Положения для осуществления деятельности по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации иностранная государственная организация должна получить в Министерстве образования и науки Российской Федерации разрешение на открытие представительства на территории Российской Федерации.

А в п. 3 Положения сказано, что для осуществления деятельности по усыновлению иностранная некоммерческая организация должна уведомить Министерство юстиции Российской Федерации о создании представительства и получить в Министерстве образования и науки Российской Федерации разрешение на осуществление деятельности по усыновлению детей на территории Российской Федерации. Разрешение на осуществление деятельности выдается представительству иностранной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность по усыновлению детей на территории своего государства не менее 5 лет на момент подачи заявления о получении разрешения на осуществление деятельности.

Дети могут быть переданы на усыновление гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам или лицам без гражданства, не являющимся родственниками детей, по истечении трех месяцев со дня постановки указанных детей на централизованный учет.

В п. 4 Положения говорится об обязанности лично участвовать в процессе усыновления для лица, желающего усыновить ребенка. Однако это не лишает такое лицо права пользоваться услугами переводчика и юриста для представительства в судебном процессе по усыновлению.

Органы и организации, осуществляющие деятельность по усыновлению, не могут преследовать коммерческие цели, т.е. извлечение прибыли. Предусмотрена обязанность иностранной организации приложить к заявлению для получения разрешения на открытие представительства на территории России перечень услуг с указанием их стоимости, оказываемых кандидатам в усыновители, в числе прочих документов (п. 4 Постановления Правительства РФ от 4 ноября 2006 г. N 654).

3. Как следует из п. 3 комментируемой статьи обязательное личное участие лиц (лица), желающих усыновить ребенка, в процессе усыновления не лишает их права иметь одновременно своего представителя, а также пользоваться услугами переводчика. В п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. N 8 О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей» разъяснено, что наличие у заявителя представителя, надлежащим образом уполномоченного на ведение дела в суде, не освобождает лицо, желающее усыновить ребенка, от обязанности явиться в суд.

Представители по делам данной категории вправе без личного участия доверителя производить действия вне стадии судебного разбирательства, в частности собирать и представлять необходимые доказательства при подготовке дела к судебному разбирательству, давать судье пояснения по существу заявления, по требованию судьи представлять дополнительные доказательства, ставить вопрос об оказании помощи в истребовании письменных и вещественных доказательств и т.д.

В п. 3 указанного Постановления Пленума Верховного Суда РФ также обращается внимание судов при решении вопроса о допустимости участия в деле переводчика на необходимость выяснения места его работы, жительства, обстоятельств знакомства с заявителями, а также не является ли он бывшим либо действующим работником органа опеки и попечительства или учреждений, в которых воспитываются дети, подлежащие усыновлению. Установление данных обстоятельств необходимо для того, чтобы не допустить фактов незаконной посреднической деятельности лиц в процедуре усыновления детей. В случае установления указанных фактов, а также при наличии достаточных оснований для отвода суд может по своей инициативе решить вопрос об отводе переводчика (ст. 16, 18, 19 ГПК РФ).

4. В п. 4 комментируемой статьи говорится в самом общем виде об ответственности за осуществление посреднической деятельности по усыновлению детей. В данном случае речь может идти как об уголовной, так и административной ответственности. Однако интересно отметить, что конкретных составов, в которых бы говорилось именно о посреднической деятельности, ни в УК, ни в КоАП нет. Вместе с тем есть более общие нормы, в которых говорится об ответственности за незаконные действия по усыновлению.

Посредническая деятельность по усыновлению детей в рф

Открытая общественная правовая информационная система

Задать вопрос юристу

  • Главная ›
  • Полезная литература ›
  • Постатейный комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации ›
  • ФОРМЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ ›
  • Глава 19. УСЫНОВЛЕНИЕ (УДОЧЕРЕНИЕ) ДЕТЕЙ ›
  • Статья 126.1. Недопустимость посреднической деятельности по усыновлению детей

Статья 126.1. Недопустимость посреднической деятельности по усыновлению детей

1. Посредническая деятельность по усыновлению детей, то есть любая деятельность других лиц в целях подбора и передачи детей на усыновление от имени и в интересах лиц, желающих усыновить детей, не допускается.

2. Не является посреднической деятельностью по усыновлению детей деятельность органов опеки и попечительства и органов исполнительной власти по выполнению возложенных на них обязанностей по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, а также деятельность специально уполномоченных иностранными государствами органов или организаций по усыновлению детей, которая осуществляется на территории Российской Федерации в силу международного договора Российской Федерации или на основе принципа взаимности. Органы и организации, указанные в настоящем пункте, не могут преследовать в своей деятельности коммерческие цели.

Это интересно:  Возврат за садик за второго ребенка 2019

Порядок деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению детей на территории Российской Федерации и порядок контроля за ее осуществлением устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства иностранных дел Российской Федерации.

3. Обязательное личное участие лиц (лица), желающих усыновить ребенка, в процессе усыновления не лишает их права иметь одновременно своего представителя, права и обязанности которого установлены гражданским и гражданским процессуальным законодательством, а также пользоваться в необходимых случаях услугами переводчика.

4. Ответственность за осуществление посреднической деятельности по усыновлению детей устанавливается законодательством Российской Федерации.

1. В соответствии с п. 1 настоящей статьи посредническая деятельность по усыновлению детей, то есть любая деятельность других лиц в целях подбора и передачи детей на усыновление от имени и в интересах лиц, желающих усыновить детей, не допускается. Таким образом, физические лица и организации, занимающиеся посреднической деятельностью по усыновлению (удочерению) детей, не могут быть субъектами усыновления с точки зрения законности их правового положения. Они могут быть в данном случае лишь субъектами ответственности, предусмотренной за незаконные действия п. 4 комментируемой статьи. Следовательно, на территории Российской Федерации не разрешается создание юридических лиц, а также появление граждан-предпринимателей, оказывающих посреднические услуги по усыновлению на профессиональной основе и за вознаграждение. Запрещая посредническую деятельность при усыновлении, законодательство стремится исключить некоторые негативные последствия, связанные как с извлечением прибыли от такой деятельности, так и с возможностью купли-продажи детей под видом усыновления.

2. Пунктом 2 комментируемой нормы установлен перечень органов, осуществляющих деятельность по усыновлению детей, которая по законодательному определению не является коммерческой. К ним относятся: органы опеки и попечительства (органы местного самоуправления; органы исполнительной власти субъектов РФ и федеральный орган исполнительной власти, определенный Правительством РФ; специально уполномоченные иностранными государствами органы или организации по усыновлению детей; уполномоченный представитель лиц (лица), желающего усыновить ребенка. Названные органы и организации (как российские, так и иностранные), осуществляющие правомерную деятельность по усыновлению детей, не могут преследовать коммерческие цели, то есть извлечение дохода. Порядок деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению детей на территории Российской Федерации и порядок контроля за ее осуществлением устанавливаются Правительством РФ. В отношении кандидатов в усыновители и детей, подлежащих к усыновлению, ведется централизованный учет.

3. В силу того, что далеко не все граждане РФ (иностранцы, лица без гражданства) обладают необходимыми юридическими знаниями и навыками, в судебном процессе об установлении факта усыновления допускается участие представителя усыновителя как стороны процесса, что не противоречит общим принципам гражданского судопроизводства. Закон также разрешает прибегнуть к услугам переводчика (если усыновитель не владеет русским языком) во время судебного разбирательства.

4. Пункт 4 настоящей статьи устанавливает санкции за осуществление незаконной посреднической деятельностью по усыновлению детей. Уголовным кодексом РФ также предусматривается ответственность как за торговлю несовершеннолетними (ст. 152 УК), так и за незаконное усыновление, совершенное из корыстных побуждений (ст. 154 УК).

Статья 126.1. Недопустимость посреднической деятельности по усыновлению детей

Семейный кодекс (СК РФ)

  • проверено сегодня
  • кодекс от 01.01.2019
  • вступила в силу 01.07.1998

Ст. 126.1 СК РФ в последней действующей редакции от 1 июля 1998 года.

Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

Раздел VI. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей

Глава 19. Усыновление (удочерение) детей

Статья 126.1. Недопустимость посреднической деятельности по усыновлению детей

1. Посредническая деятельность по усыновлению детей, то есть любая деятельность других лиц в целях подбора и передачи детей на усыновление от имени и в интересах лиц, желающих усыновить детей, не допускается.

2. Не является посреднической деятельностью по усыновлению детей деятельность органов опеки и попечительства и органов исполнительной власти по выполнению возложенных на них обязанностей по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, а также деятельность специально уполномоченных иностранными государствами органов или организаций по усыновлению детей, которая осуществляется на территории Российской Федерации в силу международного договора Российской Федерации или на основе принципа взаимности. Органы и организации, указанные в настоящем пункте, не могут преследовать в своей деятельности коммерческие цели.

Порядок деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению детей на территории Российской Федерации и порядок контроля за её осуществлением устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства иностранных дел Российской Федерации.

3. Обязательное личное участие лиц (лица), желающих усыновить ребенка, в процессе усыновления не лишает их права иметь одновременно своего представителя, права и обязанности которого установлены гражданским и гражданским процессуальным законодательством, а также пользоваться в необходимых случаях услугами переводчика.

4. Ответственность за осуществление посреднической деятельности по усыновлению детей устанавливается законодательством Российской Федерации.

Статья написана по материалам сайтов: sem-kodeks.ru, xn--80aefurcfeajeho7k.xn--p1ai, dogovor-urist.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector