+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Практика фас по 44 фз

    On 05.10.2018 0 Комментарии 44-ФЗ, Закупки в строительстве, Закупки у единственного поставщика, ФАС, Электронная подпись, Электронный аукцион

Закон 44-ФЗ — объемный и сложный документ, который постоянно меняется. Зачастую бывает непросто правильно трактовать его нормы. На помощь приходят решения ФАС и судов — они показывают, как будут действовать контролеры в той или иной ситуации. А это позволит избежать нарушений. В сегодняшнем материале — подборка некоторых решений за последние месяцы.

Содержание

Если вы заказчик

Запасная ЭЦП

Без электронной подписи в госзакупках никуда, поэтому не стоит ограничиваться единственной ЭЦП на всю организацию. Может произойти такая неприятность: в последний день подписания документа лицо, на которого оформлена ЭЦП, отсутствует на работе. Даже если причина очень уважительная, контролеров это волновать не будет. В итоге сроки пропущены, а виноват заказчик.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Арбитры указали: обстоятельства, которые привели к неподписанию контракта, зависели от воли предприятия. Другими словами, никто не мешал заказчику иметь две ЭЦП — как раз на такой случай.

Штраф за ненадлежащее исполнение при замене товара

Если исполнитель контракта поставил товар, не соответствующий техническому заданию, заказчик выставляет штраф. А если затягивает исполнение контракта — начисляет пени. При этом санкции налагаются и в том случае, если исполнитель заменил товар на подходящий.

Судьи признали: наложение штрафа правомерно, поскольку ненадлежащее исполнение контракта имело место.

В лицензии должен быть нужный адрес деятельности

Если от исполнителя требуется лицензия, нужно внимательно отнестись к ее параметрам. При указании в закупке места выполнения услуг важно проследить за тем, чтобы в лицензии был нужный адрес деятельности. И если его не будет, заявку необходимо отклонить.

Заказчик обратился в суд и поначалу выиграл. Судьи всех трех инстанций пришли к выводу, что отсутствие в лицензии нужного адреса деятельности не должно мешать участию исполнителя. Ведь можно либо переоформить документ, либо привлечь соисполнителя.

А вот Верховный суд с этим не согласился. В лицензии должны быть сведения о месте, где разрешено осуществлять указанную деятельность. Закон о лицензировании запрещает оказывать услуги по другим адресам. Заказчик должен был отклонить заявку с такой лицензией.

Если вы поставщик

Оказанные вне контракта услуги не оплатят

Если исполнитель хочет получить плату за свои услуги, то оказывать их следует строго в рамках контракта. А когда его срок истек, делать этого не следует, поскольку могут не заплатить. Даже если есть документ о принятии результата.

Поставщик по госконтракту оказывал заказчику услуги по предоставлению и эксплуатации строительной техники с экипажем. Срок контракта вышел, но поставщик продолжил оказание услуг. Заказчик их принял и подписал документы, но не оплатил.

Нарушение нереального срока можно оспорить

Если ввязаться в исполнении госконтракта с нереальными сроками, скорее всего, они будут нарушены. И заказчик будет обязан начислить пени. Конечно, лучше избегать таких условий. Но если это уже произошло, можно оспорить положение контракта в части сроков доказать, что они нереальные.

Была проведена судебная экспертиза, которая подтвердила, что исполнить указанные работы в установленный заказчиком срок невозможно. Требования исполнителя об отмене этого срока удовлетворено, а начисление пени заказчиком признано неправомерным.

Если сделку признают раздробленной, могут взыскать весь доход

Требования уплаты по госконтракту можно уступить

С 1 июня 2018 года статья 448 Гражданского кодекса изложена в новой редакции. Теперь в ней сказано, что победитель торгов не вправе уступить свои права, которые возникли из заключенного договора, за исключением требований по денежному обязательству. Другими словами, право поставщика уступить требование оплаты по госконтракту теперь закреплено законодательно.

Практика по контролю за соблюдением Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в2017 году

В соответствии с предоставленными полномочиями в рамках контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг территориальные органы ФАС России осуществляют плановые и внеплановые проверки, рассмотрение поступивших жалоб и обращений заказчиков о включении сведений о недобросовестных поставщиках в реестр недобросовестных поставщиков, а также привлекают к административной ответственности за выявленные нарушения в сфере законодательства о контрактной системе в рамках предоставленных полномочий.

Это интересно:  Как проверить подарочный сертификат летуаль по номеру

В 2017 году (по ноябрь 2017 г.) в Тюменское УФАС России поступило 411 жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при осуществлении закупок в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.

Из поступивших жалоб:

81 поданы в отношении закупок, осуществляемых для обеспечения федеральных нужд (рассмотрено 63, из них 34 признаны необоснованными),

122 – для нужд субъектов Российской Федерации (рассмотрено 86, из них 62 признаны необоснованными),

208 для муниципальных нужд (рассмотрено 145, из них 114 признаны необоснованными)

По результатам рассмотрения таких жалоб были выявлены нарушения требований Закона о контрактной системе, которые в большинстве своем касаются порядка отбора участников закупки; описания объекта закупки; содержания документации о закупке, а также размещения информации на официальном сайте закупок.

В результате рассмотрения жалоб выдано 60 предписаний об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, которые были исполнены подконтрольными субъектами в полном объеме и в установленные сроки.

Также в указанный период на основании обращений, содержащих признаки нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг контрольным органом осуществлено 7 внеплановых проверок, во всех случаях выявлены нарушения, выдано 5 предписаний.

Наиболее частыми нарушениями, допускаемыми заказчиками (уполномоченными органами), их комиссиями по осуществлению закупок по-прежнему являются следующие:

— составление документации (в частности, проектов контрактов, являющихся неотъемлемой частью документации) с нарушением законодательства Российской Федерации о контрактной системе.

К таковым следует отнести, отсутствие в проекте контракта обязательного условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.

— неверное (необъективное) описание объекта закупки, в т.ч. установление избыточных требований к работам (услугам);

В качестве примера следует указать случаи установления в документации о закупке требований к описанию участниками закупок в составе своих заявок, помимо конкретных показателей товаров, конкретных показателей технологических процессов изготовления указанных товаров, результатов испытаний, химического состава товаров. Требование об указании сведений о материалах, используемых при изготовлении товара, вынуждает участника заранее, на стадии подачи заявки, определить вещества, которые будут использованы производителем необходимого товара.

В итоге данные требования вызывают трудности по оформлению участниками заявок на участие в закупках, способствуют формированию формальных ошибок в подаваемых участниками заявках и как следствие, нежелание участников принимать участие в таких закупках, появлению обоснованных или необоснованных подозрений об умысле заказчиков ограничить круг участников в процедуре закупки;

— отсутствие надлежащим образом проработанных инструкций по заполнению заявок на участие в закупках;

— не применение ограничений, запретов и условий, установленных подзаконными актами (в части несоблюдения запретов, ограничений в отношении товаров, работ, услуг, происходящих из иностранных государств);

— действия заказчика, связанные с не допуском участников к участию в электронных аукционах (отклонение первых частей заявок). В большинстве случаев такая ситуация провоцируется самим заказчиком, когда в документации о закупке не указываются необходимые требования к поставляемым товарам или отсутствует надлежащая инструкция по составлению (оформлению) заявок на участие в закупке.

Кроме того, практика рассмотрения жалоб позволяет выделить определенные типичные нарушения требований действующего законодательства о контрактной системе, которые допускаются участниками закупок, и, как следствие, исключают их возможность конкурировать с остальными участниками за право заключить контракт.

Так, например, при подаче заявки на участие в закупке допускаются следующие нарушения, которые влекут последующее отклонение заявки:

1) отсутствие в составе заявки страны происхождения товара; показателей, требующихся заказчику в соответствии с документацией о закупке, или их несоответствие заявленным требованиям или национальным стандартам, техническим регламентам;

2) отсутствие в составе заявки декларации о соответствии участника закупки единым требованиям, предусмотренным пунктами 7, 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе;

3) отсутствие с составе заявки документов, подтверждающих соответствие участника закупки дополнительным требованиям, устанавливаемых заказчиками в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 № 99, а также представление документов не в полном объеме (например, контракты (договора) без приложений);

4) отсутствие в составе заявки выписки, выданной саморегулируемой организацией, подтверждающей членство участника закупки в такой организации, за исключением случаях, указанных в статьях 48,52 Градостроительного кодекса Российской Федерации;

5) отсутствие в составе заявки документов (или их копий), подтверждающих соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона №44-ФЗ.

Кроме того, ФАС России осуществляется ведение реестра недобросовестных поставщиков, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1062 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)».

За текущий период(с 01.01.2017 по 01.12.2017 г.) Тюменским УФАС России рассмотрено всего 114 обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков.

Это интересно:  Квитанция на оплату газа

По результатам их рассмотрения Тюменским УФАС России, в реестр недобросовестных поставщиков внесены сведения о 83 участниках закупок (подрядчиков, исполнителей, поставщиков).

В отношении 24 хозяйствующих субъектов принято решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков в связи расторжением с ним контрактов по решению суда.

По результатам рассмотрения Комиссией Тюменского УФАС России по контролю в сфере закупок 39 фактов уклонения от заключения контрактов в 19 случаях приняты решения о признании факта уклонения участников закупок от заключения контрактаподтвердившимся, в остальных случаях достаточных оснований для включения сведений об участниках закупок в реестр недобросовестных поставщиков не имелось.

Кроме того, рассмотрено 51 обращение заказчиков о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении тех участников закупок, с которой контракты были расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, при этом по 40 таким обращениям было принято решение о включении сведений в отношении таких хозяйствующих субъектов в реестр недобросовестных поставщиков,

Необходимо отметить, что в 5 случаях основанием для отказа о включении сведений в отношении участников закупок являлось, в том числе, нарушение заказчиками процедуры расторжения контракта, установленной Законом о контрактной системе.

Всего по состоянию на 01.12.2017 г. в реестре недобросовестных поставщиков (РНП) находится 143 лиц, включенных территориальным антимонопольным органом по обращениям государственных и муниципальных заказчиков Тюменской области.

  • практики ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) позволяет выделить типичные нарушения порядка заключения контрактов, допускаемые поставщиками (подрядчиками, исполнителями), которые приводят признанию участников закупок уклонившимися от заключения контрактов.

1) не подписание контракта в установленные сроки;

2) не представление заказчику надлежащего обеспечения исполнения контракта в установленный Законом о контрактной системе срок (например, отсутствие денежных средств на счёте для предоставления обеспечения исполнения контракта; представление обеспечения исполнения контракта без учета антидемпинговых мер и (или) части 9 статьи 37 Закона о контрактной системе;

3) предоставление банковской гарантии, не соответствующей требованиям статей 45,96 Закона о контрактной системе (срок действия банковской гарантии составляет менее срока действия контракта, отсутствие банковской гарантии в Реестре банковских гарантий);

4) отсутствие электронной подписи, необходимой для заключения контракта (поломка, утрата подписи);

5) направление протокола разногласий по истечении тринадцати дней с даты размещения в Единой информационной системе в сфере закупок протокола рассмотрения заявок на аукционе.

Решения ФАС по 44-ФЗ — судебная практика

Действия и решения ФАС России по проверке применения закона № 44-ФЗ

Можно выделить 2 группы решений ФАС:

  1. Решения, принимаемые на основании жалоб, поступивших в порядке, предусмотренном гл. 6 закона «О контрактной системе…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее — закон № 44-ФЗ). При этом антимонопольный орган может одновременно:
    • вынести предписание об устранении нарушения;
    • возбудить дело об административном правонарушении.

Как правило, жалобы подают участники закупки, интересы которых были нарушены.

Жалоба может быть подана одновременно по 2 закупкам (см. постановление 9-го ААС от 11.03.2016 № 09АП-3899/2016).

О сроках обжалования решений и требованиях к оформлению жалобы можно подробнее прочитать в статье «Составляем жалобу в ФАС — образец».

Решения о включении сведений о контрагенте, уклонившемся от заключения контракта или нарушившем контракт, в реестр недобросовестных поставщиков (ч. 2 ст. 104 закона № 44-ФЗ).

Данное решение вправе обжаловать поставщик (см. Постановление 20-го ААС от 14.11.2014 по делу № А54-2314/201) . Заказчик же имеет право обжаловать отказ ФАС России включить сведения об участниках закупки в такой реестр (п. 42 Обзора ВС РФ от 28.06.2017).

Практика по организационному этапу закупки

Основные виды нарушений, по которым принимаются решения и выдаются предписания на этом этапе, можно сгруппировать следующим образом:

  • Нарушение требований к закупочной документации (описанию предмета, условиям проекта договора и др.). Например, постановлением АС ЗСО от 22.03.2016 по делу № А46-5839/2015 признано незаконным решение ФАС по всем 3 указанным в нем несоответствиям закупочной документации.
  • Нарушение правил установления требований к участникам закупки. Например, необоснованное требование о наличии лицензии или неуказание требования о ее наличии.
  • Неопределенность нестоимостных критериев, ограничивающая число участников закупки (об этом идет речь в постановлении АС ПО от 02.02.2016 № Ф06-4967/2015).
  • Несвоевременное размещение информации о закупке.

Практика по последующим этапам

На этапе отбора заявок и подведения итогов в судебной практике ФАС по проверке решений известны такие наиболее распространенные примеры:

  • необоснованное отклонение заявки или необоснованный допуск (подобная претензия антимонопольного органа была отклонена постановлением АС УО от 23.05.2016 № Ф09-4479/16, о необоснованном допуске говорится в постановлении АС СКО от 18.05.2016 № Ф08-2930/2016);
  • нарушения при оценке соответствия заявок установленным критериям, выявление которых иногда представляет сложность (см. постановление АС СЗО от 24.05.2016 № Ф07-3500/2016);
  • неполнота протокола конкурсной или аукционной комиссии.

Некоторые особенности практики ФАС по 44-ФЗ

Отметим некоторые особенности, которые имеют решения ФАС по 44-ФЗ:

  • при проведении внеплановой проверки, проведенной по жалобе заинтересованного лица ФАС может обнаружить нарушение, на которое не ссылается заявитель жалобы, и вынести решение и предписание на основании этого найденного нарушения (см. постановление АС ПО от 18.03.2016 по делу № А65-14159/2015);
  • при вынесении решения ФАС должна оценивать не только правомерность действий, но и перспективы выполнения решения с точки зрения целесообразности, чтобы выполнение решения не могло привести к нарушению публичных интересов (см. определение ВС РФ № 309-ЭС16-11318 от 26.09.2016 по делу № А76-17272/2014).

Таким образом, ФАС России формирует самостоятельную практику по проверке соблюдения закона № 44-ФЗ. При обжаловании в суде решения антимонопольных органов проходят независимую судебную проверку, результатом которой может быть признание решения недействительным ввиду его незаконности или необоснованности.

Практика фас по 44 фз

Не указывайте в техзадании состав и технологию производства товара

Описать в заявке состав, технологию производства товара участник сможет только после испытаний. Чтобы испытать товар, он должен товар произвести или купить. Однако претендент на контракт не обязан иметь товар на складе – такого требования в Законе № 44-ФЗ нет. Поэтому ФАС рекомендует в техзадании на товар не указывать:

  • химический состав;
  • компоненты;
  • технологию производства, испытания;
  • показатели, значения которых можно узнать испытаниями.

Пример: о требовании к участнику иметь товар на складе

Опишите товар по стандартам

Можете использовать нестандартные показатели, но в документации объясните причину (п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ).

Как применять стандарты, ФАС рассказала в пункте 2 письма от 1 июля 2016 г. № ИА/44536/16.

Пример: о неправильном использовании ГОСТов в техзаданиях

Укажите конкретный ГОСТ для конкретного товара

Пример: о неправильном использовании ГОСТов в техзаданиях

Используйте фразу «или эквивалент» только с товарным знаком

В Законе № 44-ФЗ прямо указано, что слова «или эквивалент» следует добавлять только к товарному знаку (п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ).

Когда вместе с работами или услугами закупаете товары, вы вправе указать конкретную марку. К товарному знаку добавьте фразу «или эквивалент». Например, заказчик планировал отремонтировать помещение и в техзадание вписал грунтовку «Тифенгрунд» или эквивалент. Если поставите эту фразу рядом с продукцией или технологией, которые не являются товарным знаком, ФАС посчитает это нарушением.

Пример: о неправильном использовании фразы «или эквивалент»

Не требуйте выполнить работы, которых нет в техзадании

Из техзадания участник должен точно понять объемы работ. Если укажете, что претендент обязан выполнить неучтенные работы в пределах цены контракта, нарушите пункт 1 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ.

Пример: о требовании выполнить работу сверх техзадания

В техзадании на лекарства укажите МНН, форму и дозировку

Требования к лекарствам кроме названия, формы и дозировки будут лишними и ограничат конкуренцию. Когда закупаете лекарства, в техзадании нужно написать международное непатентованное название – МНН. Если такого нет, укажите химические или группировочные названия. Специалисты ФАС считают – достаточно указать МНН, лекарственную форму и дозировку. Участник вправе предоставить препарат в эквивалентной форме. А дозировки должны быть взаимозаменяемы: две таблетки по 25 мг можно заменить одной по 50 мг (п. 6 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ и письмо ФАС России от 3 февраля 2016 г. № АД/634516).

Пример: ошибки в ТЗ для лекарств

Включайте в техзадание на работы только необходимые товары

В техзадании на работы заказчик описывает, какие товары должен использовать подрядчик. Не объединяйте в одну закупку товары и работы, которые не связаны. Например, если одновременно закупите строительные работы и компьютеры, ФАС посчитает это нарушением.

Пример: о закупке работ и товаров

Убедитесь, что в инструкции к заявке верно описали техзадание

Опишите в инструкции для участника, как читать техзадание. Например, как трактовать слова «менее», «или», диапазоны значений. Если инструкция и техзадание не согласованы, то участник может ошибиться в заявке. Готовьте инструкцию по рекомендации ФАС России.

Пример: об инструкции и техзадании

Сверьте техзадание со сметой

Характеристики товаров в техзадании и локальной смете или другом документе должны совпадать. Если будут расхождения, ФАС решит, что вы нарушили принцип объективности в описании объекта закупки (п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ).

На практике заказчики часто указывают различные показатели к товарам в техзадании и сметах при больших объемах работ. Внимательно сверьте документы, так как даже незначительные расхождения ФАС сочтет нарушением.

Пример: о расхождении в ТЗ и смете

Не пишите в техзадании характеристики конкретного товара

Составьте техзадание так, чтобы под описание подпадали хотя бы два товара. Подтвердить, что составили ТЗ корректно, можно ответами на запросы цен. Если поставщики в ответах указали разные марки товара, конкуренцию вы не ограничили.

Не указывайте в техзадании состав и технологию производства товара . Опишите товар по стандартам . Укажите конкретный ГОСТ для конкретного товара . Используйте фразу «или эквивалент» только с товарным знаком . Не требуйте выполнить работы, которых нет в техзадании . В техзадании на лекарства укажите МНН, форму и дозировку . Включайте в техзадание на работы только необходимые товары . Убедитесь, что в инструкции к заявке верно описали техзадание . Сверьте техзадание со сметой . Не пишите в техзадании характеристики конкретного товара.

Статья написана по материалам сайтов: fas.gov.ru, rusjurist.ru, pravobez.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector