+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Приказ по сопам в медицине

О порядке составления и ведения

стандартных операций и процедур

муниципальных учреждений здра-

В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения Хабаровского края «О порядке составления и ведения стандартов медицинской помощи», на основании федеральных Протоколов ведения больных и Положения о процедуре разработки СОП

Порядок разработки, утверждения, пересмотра и внедрения стандартных операций и процедур (СОП) муниципальных учреждений здравоохранения г. Хабаровска (приложение 1).

Положение о рабочей группе по составлению и ведению СОП (приложение 2).

Состав рабочей группы по составлению и ведению СОП (приложение 3).

2. Начальникам отделов управления здравоохранения обеспечить организацию работы по подготовке СОП для муниципальных учреждений здравоохранения в соответствии с Положением.

3. Контроль за исполнением возложить на первого заместителя начальника управления

Начальник управления

Приложение 1

к приказу начальника управления № _415___

от «30»_декабря 2005 г.

разработки, утверждения, пересмотра и внедрения стандартных операций и процедур (СОП) муниципальных учреждений здравоохранения г. Хабаровска

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Стандартные операции и процедуры муниципальных учреждений здравоохранения г. Хабаровска – нормативный документ, определяющий требования к выполнению медицинской помощи, оказываемой больному в муниципальных учреждениях здравоохранения г. Хабаровска, при определенном заболевании.

1.2. Цель разработки СОП:

Нормативное обеспечение системы управления качеством и объемом медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий в муниципальных учреждениях здравоохранения.

СОП разрабатываются для решения следующих задач:

· выбор оптимальных технологий профилактики, диагностики, лечения и реабилитации для больного с определенной патологией в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования в пределах тарифов, утвержденных решением краевой комиссии по тарификации медицинских услуг.

· защита прав пациента и врача при разрешении спорных и конфликтных вопросов.

· проведение экспертизы и оценки качества медицинской помощи больным с определенным заболеванием и планирование мероприятий по его совершенствованию;

· планирование объемов медицинской помощи;

· обоснование программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи населению.

1.4. СОП базируются на федеральных протоколах ведения больных и стандартах медицинской помощи, клинико-экономических стандартах Хабаровского края, действующих нормативных документах, определяющих принципы управления качеством медицинской помощи и содержат более детальное описание операций и процедур, которые могут быть осуществлены в муниципальных учреждениях здравоохранения в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования (в пределах тарифов, утвержденных решением краевой комиссии по тарификации медицинских услуг).

1.5. Разработка СОП может производиться как в управлении здравоохранения администрации г. Хабаровска с последующим введением их в работу медицинских организаций, так и самими медицинскими организациями. При наличии СОП, разработанных управлением здравоохранения, СОП медицинской организации с ними согласуется.

1.6. В случае отсутствия федерального протокола или стандарта медицинской помощи по заданной нозологии, возможна самостоятельная разработка СОП. При этом соблюдаются изложенные в настоящем документе принципы и порядок разработки соответствующего документа.

1.7. СОП разрабатываются с учетом экономической оценки их наполнения, приводятся в соответствие с тарифами на медицинские услуги, утвержденные решением краевой комиссии по тарификации медицинских услуг на текущий год и пересматриваются после принятия очередного решения комиссии по тарификации медицинских услуг.

1.8. Мониторирование СОП является частью внутриведомственного контроля качества медицинской помощи.

2. ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ СТАНДАРТНЫХ ОПЕРАЦИЙ И ПРОЦЕДУР МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ г. ХАБАРОВСКА

Разработка СОП может производиться как в органах управления здравоохранения муниципального образования, с последующим введением их в работу медицинских организаций, так и самими медицинскими организациями.

Разработка СОП включает: формирование рабочей группы и профильных комиссий, разработку регламента деятельности рабочей группы, формирование текста (требований, содержательной части) стандарта и внедрение СОП в деятельность медицинской организации.

2.1. Формирование рабочей группы и профильных комиссий

Для подготовки СОП и координации работ по их внедрению создаются:

1) рабочая группа, в которую входят специалисты управления здравоохранения администрации г. Хабаровска по соответствующему профилю деятельности (на основании приказа начальника управления здравоохранения);

2) профильные комиссии, в состав которых входят:

· Главные внештатные специалисты управления здравоохранения администрации г. Хабаровска по соответствующему профилю медицинской деятельности (на основании приказа начальника управления здравоохранения);

· Профессорско-преподавательский состав ГОУ ВПО ДВГМУ, ГОУ ДПО ИПКСЗ, по профилю медицинской деятельности – профильные комиссии (на основании заключенных договоров с управлением здравоохранения и соответствующих приказов руководителей учреждений).

Количественный состав профильных комиссий может варьировать в зависимости от наличия специалистов данного профиля. В составе рабочей группы определяются председатель, его заместитель и секретарь.

Деятельность рабочей группы определяется Положением или иным нормативным документом, который определяет цели, задачи, принципы и порядок ее деятельности и утверждается приказом руководителя учреждения, разрабатывающего СОП.

Члены рабочей группы и профильных комиссий ответственны за формирование СОП, их утверждение и внедрение.

Все заседания рабочей группы и профильных комиссий протоколируются.

2.2. Обучение членов рабочей группы (профильных комиссий) по подготовке СОП

До начала деятельности необходимо провести обучение членов рабочей группы (профильных комиссий) по следующим направлениям: система управления качеством в здравоохранении; общие принципы разработки и внедрения федеральных протоколов и стандартов ведения больных; организация и методы экспертной работы при разработке протоколов и стандартов; использование номенклатуры работ и услуг в здравоохранении, Государственного реестра лекарственных средств, Федерального руководства для врачей по использованию лекарственных средств, справочника лекарственных средств Формулярного комитета; основы доказательной медицины, клинико-экономического анализа; роль клинических протоколов в системе управления качеством медицинской помощи, некоторые вопросы экономического обоснования протоколов и т. д.

2.3. Технология разработки СОП

Для обеспечения стабильности работы муниципальных учреждений здравоохранения необходимо, чтобы программа бесплатной медицинской помощи, ориентированная на программу госгарантий, была полностью финансово обеспеченной. Поэтому технология разработки СОП включает экономическую оценку планируемых медицинских услуг.

Формирование СОП производится на основании действующей номенклатуры работ и услуг в здравоохранении с использованием временной методики расчета минимально необходимого объема диагностических исследований и физиотерапевтических процедур в рамках территориальной программы государственных гарантий оказания жителями Хабаровского края бесплатной медицинской помощи и формирования тарифа на амбулаторно-поликлиническое посещение в муниципальных учреждениях здравоохранения г. Хабаровска, утвержденной начальником управления здравоохранения.

Методика разработана на основе Приказа Министерства здравоохранения СССР «О порядке проведения всеобщей диспансеризации населения», Приказа Министерства здравоохранения РФ «О временных отраслевых стандартах объема медицинской помощи детям», в соответствии с «Рекомендациями по расчету тарифов на медицинские и иные услуги в системе обязательного медицинского страхования граждан» (утвержденными приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования, от 01.01.2001 №16), «Инструкцией по расчету стоимости медицинских услуг (временной)» (утвержденной Министерством здравоохранения РФ от 01.01.2001 №01-23/4-10 и РАМН 10.11.1999 №01-02/41), «Методическими рекомендациями по расчету тарифа на случай амбулаторно-поликлинического обслуживания в системе обязательного медицинского страхования» (утвержденными приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 01.01.2001 №72), «Положением об оплате труда работников здравоохранения» (утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.10.99 № 000 в ред. Приказов Минздрава РФ , , ), «Методическими рекомендациями по нормированию труда медицинского персонала амбулаторно-поликлинических учреждений и расчету стоимостных показателей» (НИИ социальной гигиены, экономики и управления здравоохранением им. . М., 1997).

Расчет объема диагностических исследований и физиотерапевтических процедур для жителей г. Хабаровска в рамках программы госгарантий проводится на основе анализа отчетной статистической документации ЛПУ (Ф.12, Ф.30) и определения минимально необходимого для установки диагноза и контроля лечения на амбулаторно-поликлиническом уровне объема диагностических и лечебных (физиотерапевтических) процедур по отдельным нозологическим группам в соответствии с МКБ 10.

Для всех нозологических групп устанавливается коэффициент использования каждого вида лечебно-диагностических процедур в соответствии с долей нуждающихся в данном виде обследования (лечения) и кратность его проведения.

В расчетные объемы исследований включаются: лабораторные и инструментальные исследования с лечебно-диагностической целью; лабораторные и инструментальные исследования в рамках программы диспансеризации населения; ультразвуковое обследование беременных женщин в рамках программы по раннему выявлению патологии беременности; предоперационное обследование больных на амбулаторно-поликлиническом этапе.

Расчет стоимости услуг производится на основе нормативных расходов учреждений (без расходов будущего периода), что позволяет обеспечить финансовыми ресурсами лечебно — диагностический процесс в соответствии со стандартными технологиями и уровнем общественно — необходимых затрат.

Для определения расходов на оплату амбулаторно-поликлинического посещения, включая диагностические исследования и физиотерапевтические методы лечения, раздельно рассчитываются суммарное количество их по каждому виду, общая стоимость данного вида исследований (лечения) и суммарная стоимость всех лечебно-диагностических мероприятий. Затраты на одно среднепрофильное посещение включают в себя расходы на оказание простых медицинских услуг согласно минимально необходимого объема диагностических исследований и физиотерапевтических процедур и рассчитываются исходя из планового количества посещений на планируемый год в целом на город.

2.4. Этапы разработки СОП

Разработка СОП в рабочей группе проходит следующие этапы:

— изучение содержания федерального протокола, стандарта медицинской помощи, КЭС;

— наполнение текстовой части СОП

Рабочая группа знакомится с содержанием федерального протокола, стандарта медицинской помощи, КЭС и разрабатывает СОП на их основе с использованием временной методики расчета минимально необходимого объема диагностических исследований и физиотерапевтических процедур в рамках утвержденных тарифов на медицинские услуги.

При отсутствии федерального протокола, стандарта медицинской помощи, КЭС формирование СОП производится управлением здравоохранения (медицинской организацией п.1.6) самостоятельно.

Разработке содержательной части СОП должна предшествовать оценка возможностей возможности медицинских учреждений по выполнению КЭС – ситуационный анализ. При проведении ситуационного анализа следует обратить внимание на следующие аспекты:

— демографическая и эпидемиологическая ситуация в районе обслуживания (основные показатели состояния здоровья населения, определяющие структуру обращаемости за медицинской помощью);

— действующие нормативные документы, регламентирующие доступность медицинских услуг и лекарственных средств;

— действующие тарифы на медицинские услуги, утвержденные решением Хабаровской краевой комиссией по тарификации медицинских услуг;

— обеспеченность кадрами и подготовка кадров;

— обеспеченность медицинской техникой и изделиями медицинского назначения;

— наличие автоматизированных рабочих мест и отдельных программных продуктов в медицинских учреждениях;

— особенности оказания медицинской помощи в муниципальных учреждениях здравоохранения (мощность, нагрузка, число и профиль подразделений, необходимость сотрудничества с другими медицинскими организациями для обеспечения целостности лечебно-диагностического процесса и т. д.).

Основной целью ситуационного анализа является определение степени соответствия возможностей медицинских организаций требованиям СОП, выявление возможных препятствий для реализации основных требований. На основании ситуационного анализа формируются объемы медицинской помощи, указанной в СОП.

В СОП могут быть внесены услуги, не указанные в КЭС, если объемы и виды медицинской помощи, оказываемой в ЛПУ, опережают требования КЭС. Основной перечень услуг и лекарственных средств при необходимости может быть расширен за счет перенесения в него услуг и лекарств из дополнительного перечня. В СОП могут быть внесены также услуги, не предусмотренные КЭС, при условии наличия убедительных доказательств их эффективности и безопасности, с учетом экономической целесообразности.

2.5. Порядок принятия решений, применяемый при подготовке СОП

Все решения при подготовке СОП рабочая группа принимает на основе согласия (консенсуса). Голосование не допускается.

Рекомендуемой методикой для принятия решений при разработке стандартов является метод «Липки» с использованием интерактивного моделирования.

2.6. Утверждение стандартов медицинской помощи

Разработанные (СОП) муниципальных учреждений здравоохранения утверждаются приказом начальника Управления здравоохранения администрации г. Хабаровска после согласования в установленном порядке всеми членами рабочей группы.

Это интересно:  Поиск могилы на кладбище по фамилии

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ СТАНДАРТНЫХ ОПЕРАЦИЙ И ПРОЦЕДУР МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ г. ХАБАРОВСКА

Разрабатываемые СОП должны иметь следующие разделы:

3.1.1. Название и код нозологической формы по МКБ 10.

3.1.2. Указание возрастной категории пациента (взрослые, дети).

3.1.3. Фазу, стадию, осложнения нозологической формы (при необходимости).

3.1.4. Условия оказания медицинской помощи (амбулаторно-поликлиническая, стационарная).

Возможна также разработка СОП для клинических ситуаций – случаев, требующих регламентации медицинской помощи вне зависимости от заболевания или синдрома (например, вакцинация, проведение профилактических осмотров, перевод из отделения в отделение, профилактика осложнений заболеваний и т. д.). В таком случае формируется соответствующая ситуационная модель. СОП может включать как одну, так и несколько моделей.

3.2. Перечень медицинских услуг основного и дополнительного ассортимента с указанием кода услуги согласно Номенклатуре работ и услуг в здравоохранении с учетом расчета минимально необходимого объема диагностических исследований и физиотерапевтических процедур в рамках территориальной программы государственных гарантий оказания жителями Хабаровского края бесплатной медицинской помощи.

Внесение в перечень медицинских услуг, не указанных в КЭС, может проводиться при наличии должного обоснования, которое базируется на результатах доказательных научных исследований, а также клинико-экономическом анализе.

При отсутствии КЭС перечень услуг формируется рабочей группой самостоятельно с учетом принципов, изложенных в отраслевом стандарте «Протоколы ведения больных. Общие требования», утвержденном Приказом МЗ РФ от 03.08.99 № 000.

3.3. Частота предоставления услуги группе пациентов, подлежащих ведению по данному плану. Данный показатель отражает вероятность выполнения медицинской услуги для данной модели пациентов на 100 человек и может принимать значение от 0 до 1, где 1 означает, что всем 100% пациентов, соответствующим данной модели пациентов, необходимо оказать данную услугу.

Цифры менее 1 означают, что данная услуга оказывается не всем пациентам, а при наличии соответствующих показаний и возможности оказания подобной услуги в конкретном учреждении. Так, частота 0,1 означает, что данная услуга оказывается в среднем 10% пациентов; 0,5% — 50% пациентов и т. д.

Услуги с частотой выполнения 1,0 формируют основной перечень, а услуги с частотой выполнения менее 1,0 – дополнительный перечень. Основной перечень – это минимальный, но достаточный набор работ и услуг, которые должны быть оказаны всем пациентам, соответствующим определенной модели при отсутствии у них противопоказаний.

Частота предоставления услуг определяется специалистами-разработчиками с учетом доказательств эффективности и экономической целесообразности применения услуг, собственного опыта практической работы, возможностей муниципальных учреждений здравоохранения.

3.4. Кратность оказания услуги каждому пациенту, т. е. количество услуг в среднем на одного больного.

3.5. Перечень лекарственных средств дополнительного и основного ассортимента с указанием:

— группы согласно анатомо-химическо-терапевтической классификации в соответствии с Государственным реестром лекарственных средств;

— международных непатентованных наименований;

— для стационарной медицинской помощи указываются также дозировки и средняя длительность курса лечения.

4. ПОРЯДОК ВНЕДРЕНИЯ СТАНДАРТНЫХ ОПЕРАЦИЙ И ПРОЦЕДУР МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ г. ХАБАРОВСКА

4.1. Издание приказа по внедрению СОП

Утвержденные СОП внедряются в работу муниципальных учреждений здравоохранения приказом начальника управления здравоохранения администрации г. Хабаровска.

4.2. Обучение медицинских работников

Обучение медицинских работников является обязательной частью процесса внедрения СОП. Обучение проводится по тем же основным темам, что и обучение членов рабочей группы по разработке стандартов: система управления качеством в здравоохранении; общие принципы разработки и внедрения федеральных протоколов и стандартов ведения больных; организация и методы экспертной работы; использование номенклатуры работ и услуг в здравоохранении, доказательная медицина, клинико-экономический анализ, роль клинических протоколов в системе управления качеством медицинской помощи, некоторые вопросы экономического обоснования стандартов и т. д.

Обучение организуется непосредственно в организации с привлечением членов рабочей группы по разработке стандартов.

Для обеспечения непрерывности образования следует планировать проведение постоянных мероприятий – научно-практических конференций, клинических разборов, школ и т. д., — по проблемам использования клинических стандартов диагностики и лечения с разбором результатов и проблем по их внедрению.

4.3. Анализ процесса внедрения СОП

При отсутствии в медицинской организации достаточных условий для выполнения требований СОП необходимо предусмотреть перечень и очередность реализации мероприятий, позволяющих обеспечить необходимые условия.

По результатам оценки готовности ЛПУ к выполнению стандартов может быть составлен перечень необходимого медицинского оборудования для реализации СОП. Данный перечень может уточняться и пересматриваться по мере необходимости.

Кроме того, необходимо ежегодно проводить плановый ситуационный анализ параметров, указанных в п. 2.4.

4.4. Контроль за внедрением СОП

Контроль за внедрением СОП в медицинском учреждении возлагается на главного врача ЛПУ, общий контроль осуществляют члены рабочей группы по направлениям деятельности.

Повысить эффективность внедрения СОП в медицинской организации можно при помощи следующих мероприятий:

— инсталляция электронной версии СОП в информационные системы медицинской организации;

— тиражирование таблиц. Схем. Алгоритмов, облегчающих восприятие требований СОП (могут быть использованы как наглядный материал, размещенный на стендах ординаторских, кабинетов и т. д.);

— разработка механизмов стимулирования медицинских работников к соблюдению требований СОП и др.

5. ПОРЯДОК ПЕРЕСМОТРА СТАНДАРТНЫХ ОПЕРАЦИЙ И

ПРОЦЕДУР МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

ЗДРАВООХРАНЕНИЯ г. ХАБАРОВСКА

5.1. Условия пересмотра

При установленных, в результате проведения планового ситуационного анализа, изменениях существенных условий (изменения тарифов на медицинские услуги, модернизация оборудования лечебных учреждений, значимое изменение структуры и уровня заболеваемости и т. д.) производится пересмотр действующих СОП.

5.2. Порядок пересмотра

Пересмотр и утверждение новой версии СОП производится в соответствии с разд.2 настоящего документа.

Приложение 2

к приказу начальника управления № _415___

от «30»_декабря 2005 г.

о рабочей группе по составлению и ведению СОП

1.1 Настоящее Положение определяет порядок формирования и деятельности Рабочей группы по составлению и ведению СОП (далее — Рабочая группа).

1.2 Рабочая группа образуется для экспертизы проектов СОП и иных нормативных документов по стандартизации в отрасли здравоохранения города Хабаровска.

1.3 В своей деятельности Рабочая группа руководствуется действующим законодательными и нормативно-правовыми актами Российской Федерации и Хабаровского края, нормативными документами Министерства здравоохранения и социального развития РФ, министерства здравоохранения Хабаровского края, настоящим Положением.

2. СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ГРУППЫ

2.1. Структура Рабочей группы утверждается начальником управления здравоохранения администрации города Хабаровска.

2.2. В состав Рабочей группы входят председатель, заместители председателя, секретарь, члены рабочей группы.

2.3. Председателем рабочей группы является начальник отдела стандартизации и инновационной деятельности управления здравоохранения администрации г. Хабаровска.

2.4. При Рабочей группе формируются профильные комиссии:

Перечень профильных комиссий при необходимости может быть изменен приказом начальника управления здравоохранения администрации города Хабаровска.

2.5. Организация работы профильных комиссий осуществляется поэтапно по плану работы Рабочей группы.

3. ЗАДАЧИ РАБОЧЕЙ ГРУППЫ И ПРОФИЛЬНЫХ КОМИССИЙ

3.1 Основными задачами Рабочей группы являются:

3.1.1. Проведение первичных организационных мероприятий:

· Анализ нормативно-правовой документации (федеральные протоколы, КЭС, методики расчетов и др.), необходимых для формирования СОП;

· Обеспечение членов профильных комиссий федеральными протоколами и КЭС по направлениям деятельности.

3.1.2. Подготовка договоров с руководителями медицинских образовательных учреждений для привлечения специалистов в состав профильных комиссий;

3.1.3. Представление проектов согласованных СОП и иных нормативных документов по стандартизации на утверждение начальнику управления здравоохранения администрации города Хабаровска.

3.2 Основными задачами профильных комиссий являются:

· разработка проектов СОП и иных нормативных документов по стандартизации в отрасли здравоохранения города Хабаровска на основе соответствующих клинико-экономических стандартов, утвержденных министерством здравоохранения Хабаровского края, федеральных стандартов медицинской помощи в порядке, установленным «Положением о введении федеральных стандартов медицинской помощи и контроле за их соблюдением в учреждениях здравоохранения Хабаровского края», утвержденным Постановлением Правительства Хабаровского края от 01.01.2001 ;

· представление проектов СОП и иных нормативных документов по стандартизации на рассмотрение в Рабочую группу.

4. ФУНКЦИИ РАБОЧЕЙ ГРУППЫ И ЕЕ ЧЛЕНОВ

4.1 Функциями Рабочей группы являются:

· рассмотрение представляемых профильными комиссиями проектов СОП и иных нормативных документов по стандартизации, вынесение заключений и рекомендаций по данным проектам;

· рассмотрение и утверждение планов работы профильных комиссий;

· рассмотрение спорных ситуаций, возникающих в профильных комиссиях при разработке СОП и иных нормативных документов по стандартизации.

4.2 Функциями председателя (в его отсутствие – заместителя) Рабочей группы являются:

· руководство Рабочей группой;

· внесение предложений начальнику управления здравоохранения администрации города Хабаровска по персональному составу Рабочей группы, плану его работы;

· внесение проектов согласованных СОП и иных нормативных документов по стандартизации на утверждение начальнику управления здравоохранения администрации города Хабаровска,

· подготовка и представление членам Рабочей группы проекта плана работы Рабочей группы на предстоящий период;

· представление обобщенной информации о результатах деятельности Рабочей группы за прошедший период членам Рабочей группы и начальнику управления здравоохранения администрации города Хабаровска

4.3 Функциями секретаря Рабочей группы являются:

· обеспечение проведения заседаний Рабочей группы;

· ведение делопроизводства и архива Рабочей группы;

· ведение фонда утвержденных клинико-экономических стандартов и иных нормативных документов по стандартизации.

4.4 Функциями членов Рабочей группы являются:

· участие в работе Рабочей группы с правом решающего голоса;

· рассмотрение представляемых профильными комиссиями проектов СОП и иных нормативных документов по стандартизации, внесение предложений по данным проектам.

4.5 Функциями членов профильной комиссии являются:

· участие в работе Рабочей группы при рассмотрении соответствующих профилю СОП;

· представление на заседании Рабочей группы разработанных профильной комиссией проектов СОП и иных нормативных документов по стандартизации.

5. ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ РАБОЧЕЙ ГРУППЫ

И ПРОФИЛЬНЫХ КОМИССИЙ

5.1.Рабочая группа формируется из специалистов управления здравоохранения администрации города Хабаровска (на основании приказа начальника управления здравоохранения администрации города Хабаровска).

5.2.Персональный состав Рабочей группы утверждается приказом начальника управления здравоохранения администрации города Хабаровска.

5.3.Профильные комиссии формируются из главных внештатных специалистов-экспертов и экспертов управления здравоохранения администрации города Хабаровска по соответствующему профилю медицинской деятельности (на основании действующего приказа начальника управления здравоохранения); профессорско-преподавательского состава ГОУ ВПО ДВГМУ, ГОУ ДПО ИПКСЗ по профилю медицинской деятельности (на основании заключенных договоров с управлением здравоохранения и соответствующих приказов руководителей учреждений). В состав профильных комиссий включаются наиболее квалифицированные специалисты учреждений здравоохранения города и края по профилю разрабатываемых СОП, клинические фармакологи, сотрудники профильных кафедр образовательных медицинских учреждений.

В разработке СОП принимает участие не менее трех врачей — специалистов в области диагностики и лечения данного заболевания (группы заболеваний), представляющих не менее двух медицинских или образовательных учреждений, при необходимости желательно привлечение организаторов здравоохранения, экономистов, юристов, социальных работников.

6. ПОРЯДОК РАБОТЫ РАБОЧЕЙ ГРУППЫ

И ПРОФИЛЬНЫХ КОМИССИЙ

6.1 Заседания Рабочей группы и профильных комиссий проводятся согласно утверждаемому председателем Рабочей группы плану работы по разработке СОП и иного нормативного документа по стандартизации.

6.2 Рабочая группа (профильная комиссия) вправе принимать решения,
если на заседании присутствует не менее половины членов.

6.3 Решения на заседаниях Рабочей группы (профильной комиссии) по
планам работы, процедурным вопросам принимаются, если за них
проголосовало не менее двух третей членов Рабочей группы (профильной
комиссии), присутствующих на заседании,

Решения на заседаниях Рабочей группы (профильной комиссии) по проектам СОП и иных нормативных документов по стандартизации принимает на основе согласия (консенсуса). Голосование не допускается.

6.4 Заседания Рабочей группы (профильной комиссии)
протоколируются и подписываются председателем и секретарем Рабочей
группы (профильной комиссии).

Это интересно:  Когда выплачивают больничный лист по болезни

7. ПОРЯДОК ПРЕКРАЩЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

7.1 . Рабочая группа прекращает свою деятельность на основании приказа начальника управления здравоохранения администрации города Хабаровска.

Приложение 3

к приказу начальника управления № _415___

от «30»_декабря 2005 г.

РАБОЧЕЙ ГРУППЫ ПО СОСТАВЛЕНИЮ И ВЕДЕНИЮ СОП

— начальник отдела стандартизации и инновационной деятельности управления здравоохранения администрации города Хабаровска — председатель Рабочей группы

— главный специалист отдела стандартизации и инновационной деятельности управления здравоохранения администрации города Хабаровска — заместитель председателя Рабочей группы

— начальник отдела ресурсного обеспечения управления здравоохранения администрации города Хабаровска, заместитель председателя Рабочей группы

— ведущий специалист отдела стандартизации и инновационной деятельности управления здравоохранения администрации города Хабаровск, секретарь Рабочей группы

Члены рабочей группы

— главный специалист-терапевт отдела организации медицинской помощи населению управления здравоохранения администрации города Хабаровска

— главный специалист-эксперт отдела организации медицинской помощи населению управления здравоохранения администрации города Хабаровска

— главный специалист-педиатр отдела организации медицинской помощи населению управления здравоохранения администрации города Хабаровска

— главный специалист-хирург отдела организации медицинской помощи населению управления здравоохранения администрации города Хабаровска

— главный специалист акушер-гинеколог отдела организации медицинской помощи населению управления здравоохранения администрации города Хабаровска

Только СОПов нам не хватало

Самвел Григорян о том, что такое стандартные операционные процедуры в аптеке и как ими обзавестись

В последнее время приказы на аптечных работников сыплются горстями — успевай уворачиваться. Один из них — Приказ Минздрава РФ от 31.08.2016 «Об утверждении Правил надлежащей аптечной практики…» № 647н. В этом документе появилось новое понятие «стандартная операционная процедура» (СОП). Оно не из тех понятий, о которых можно прочитать и забыть, — его придется внедрять в аптечную работу и использовать чуть ли не каждую минуту рабочего времени. Уже это само по себе говорит о важности темы. Начнем с того, что такое СОПы и зачем они нужны.

Общая информация

Стандартная операционная процедура в аптеке — это письменная инструкция, в которой изложены операции или алгоритм операций работника при осуществлении им тех или иных трудовых функций, действий, обязанностей (для простоты назовем это всё «процессами»). Например, СОП, написанная для приемочного контроля поступивших в аптеку лекарств и других товаров, должна содержать оптимальный набор шагов, которые должен совершать фармацевт/провизор, чтобы каждая партия товаров и каждая отдельная их единица была принята в соответствии с требованиями законодательства и правилами данной аптечной организации.

Согласно пункту 7ж раздела III Правил Надлежащей аптечной практики (НАП), утверждение СОП должен обеспечить своим приказом руководитель субъекта (а не объекта) розничной торговли, то есть аптечной организации, а не аптечного объекта. Для одиночных аптек это чаще всего одно и то же, но не для сетей. Сети могут подойти к вопросу формально и утвердить общие СОПы для всех своих аптек, а могут проявить избирательность и поручить разработку (но не утверждение) СОП руководителям объектов.

Обязательно ли аптечной организации или индивидуальному предпринимателю, осуществляющему фармдеятельность, иметь свои стандартные операционные процедуры? Если исходить из того, что НАП утверждена приказом Минздрава, то есть ее положения имеют обязательный характер, то и положения НАП о СОП тоже обязательны к исполнению. С другой стороны, отдельной ответственности за неутверждение и неприменение СОП в КоАП РФ не предусмотрено.

Сфера применения СОП вытекает из пункта 37 раздела VI НАП: все процессы деятельности аптеки, влияющие на качество, эффективность и безопасность товаров аптечного ассортимента, должны осуществляться в соответствии с утвержденными стандартными операционными процедурами.

Иными словами, СОПы будут регламентировать если не каждый, то большинство рабочих шагов/процедур провизоров, фармацевтов, других сотрудников аптеки. Добавим к этому, что СОПы составят очень значимую часть документации Системы качества аптечной организации (пункты 3 и 4в раздела II НАП).

СОПисатели

Как писать СОПы работникам аптеки – это следующий вопрос на который мы постараемся ответить. Спрос, как известно, рождает предложение. Коль скоро одним — не собственной прихоти, а по «принуждению» законодательства — понадобились эти пошаговые инструкции, тут же появились и те, кто взялся их написать и передать своим аптечным клиентам, разумеется, не безвозмездно.

Конечно, законодательство не запрещает аптекам использовать СОПы, написанные кем‑то другим. И покупать их тоже не запрещает. Но у этого дела есть обратная сторона. Если, извините за сленг, «тупо» приобрести СОПы не столько для использования, сколько для того, чтобы они просто лежали в аптеке, чтобы можно было их показать при проверке, — то выхолащивается сам смысл этих инструкций.

Ведь одно дело, когда такие инструкции пишет руководитель аптеки — основываясь не только на нормах законодательства, но и исходя также из реалий собственного предприятия. Тогда текст, вероятно, получится актуальным, более живым, прикладным. У такой СОП, даже если она составлена и сформулирована неидеально — как с профессиональной, так и языковой точки зрения, — больше шансов стать надежным пособием аптечного работника и при этом не вгонять его в зеленую тоску.

Купленные же СОПы — это скорее шаблоны, трафареты. Их продают всем желающим, поэтому они могут быть точно такими же, как у другой аптечной организации, которая тоже их купила.

Но, как говорит пословица, у обратной стороны тоже есть обратная сторона. Мало было у аптекарей писанины — для полного счастья им только СОПов не хватало. Теперь придется терять много часов на их разработку. А ведь не у всех есть способности писать тексты, составлять такие документы.

А кроме разработки, понадобится еще и актуализировать СОПы с появлением каждого нового приказа, закона, постановления, касающегося фармацевтической деятельности и аптечной работы. Да и просто с каждой новой необходимостью подкорректировать/дополнить те или иные процедуры, которая может возникать в текущем порядке.

«Мы б затеяли вертеж»

Первой заповедью автора СОП должно быть: «не усложняй», «не растекайся по древу». СОП — это не толстенная философская книга мудрости, а лаконичное прикладное руководство. Соответственно, она должна быть изложена кратко и доходчиво.

Можно составить СОП в виде обычного текста, но можно и — почему нет, это не запрещено — в виде таблицы или схемы последовательных рабочих шагов. Последний вариант более удобен для использования в повседневной работе, более нагляден. При приемке товара в аптеке, фармацевт будет одним глазом периодически заглядывать в лежащую сбоку или висящую перед глазами СОП по приемочному контролю. В такой ситуации схематичная подача информации воспринимается легче.

Почти каждая фраза СОП должна основываться на той или иной норме законодательства и/или внутреннего распорядка аптечной организации, зафиксированного в приказах ее руководителя. Не стоит перегружать распечатанный для сотрудников текст ссылками на эти документы. Однако можно порекомендовать составить и сохранить СОП именно с этими ссылками — чтобы и самому легче найти, «что откуда», и в случае проверки иметь возможность быстро и точно сослаться на законодательство.

Какие процессы следует «СОПировать»

Процессы, по которым руководитель аптеки сочтет необходимым либо целесообразным разработать СОПы, могут отличаться не только по характеру и содержанию, но также по объему. Они могут быть большими, охватными, а могут быть написаны для узкого, локального, иногда даже нештатного рабочего процесса, например, на случай отказа какого‑либо аптечного оборудования (в частности, холодильного), чтобы сотрудники не растерялись, а заранее знали, что делать в такой ситуации.

Как руководителю решить, нужна по данному процессу СОП или нет? Здесь два критерия. Первый — тот, что изложен в пункте 37 НАП (см. выше). Во-вторых, нужно принять во внимание важность конкретного процесса для рабочего алгоритма данной аптеки. Может быть, какой‑то процесс сам по себе не очень важен, но он сложно дается работникам, и тогда СОП можно разработать только для того, чтобы инструкция служила пособием и надежным проводником через сложности этого процесса.

Театр начинается с вешалки, а аптека — с приема товара. Необходимо иметь грамотно составленную СОП по приемочному контролю лекарственных препаратов и другой аптечной продукции.

Другая генеральная аптечная тема — СОП по хранению лекарственных средств в аптеке. В данном случае руководителю аптеки предстоит решить, стоит ли охватить всю тему аптечного хранения одной стандартной операционной процедурой или лучше написать отдельные СОП для частных случаев: по хранению препаратов, требующих холодных и прохладных условий, иммунобиологических препаратов; по зоне карантинного хранения, по зоне, предназначенной для выявленных фальсифицированных, недоброкачественных, контрафактных препаратов, с истекшим сроком годности препаратов, и т. д.

Кстати, последнюю группу НАП упоминает с особым акцентом. В пункте 66 этого документа указано, что фальсифицированные, недоброкачественные, контрафактные товары должны быть идентифицированы и изолированы от остальных аптечных товаров в соответствии со стандартными операционными процедурами. Аптечным организациям, которые имеют право работать с лекарствами, подлежащими предметно-количественному учету, логично иметь СОП (или СОПы) для надлежащего осуществления этой функции.

Сфера отпуска тоже имеет прямое отношение к эффективности и безопасности аптечных товаров, поэтому СОП/СОПы, включающие основные принципы, алгоритмы и частные схемы фармконсультирования при тех или иных вопросах посетителей будут главным пособием первостольника. Работа с контрольно-кассовой техникой формально не подпадает под норму пункта 37 НАП, поэтому ее «СОПировать» не обязательно. Но первостольнику не помешает иметь схему последовательности действий от просьбы посетителя отпустить тот или иной препарат до выдачи ему товара с чеком и сдачей.

Поскольку одна из хронических проблем повседневной аптечной практики — попытки возврата лекарств покупателями в обход постановления Правительства РФ от 19.01.1998 № 55, — полезно также иметь небольшую локальную СОП на тему обмена и возврата аптечной продукции, связанных с этим действий первостольника. Добавим к сказанному, что продажа отдельных групп нелекарственных товаров, перечисленных в пункте 7 статьи 55 «Закона об обращении лекарственных средств» (например, медицинских изделий, парфюмерно-косметической продукции и др.) имеет свои особенности, которые лучше прописать в отдельной СОП.

Кроме того, согласно пунктам 67 и 68 НАП, в СОПах должны быть описаны порядки работы по обращениям посетителей и работы над ошибками, а именно порядок:

  • анализа жалоб и предложений покупателей, принятий по ним решений;
  • установления причин нарушений;
  • анализа результативности предпринятых предупреждающих (предотвращение нарушений) и корректирующих (ликвидация последствий нарушений) действий;
  • недопущения попадания фальсифицированных, контрафактных и недоброкачественных препаратов к покупателю.

Ложка дегтя

Как вы уже поняли, этими примерами «СОПтворчество» руководителя аптеки не ограничивается. Он может составить стандартную операционную процедуру по любому рабочему процессу, особенно если тот, по его мнению, имеет отношение к качеству, эффективности и безопасности аптечной продукции. Он также может включить в трудовой договор пункт о необходимости соблюдения работником положений СОП.

Кстати, пункт 37 НАП, на который мы неоднократно ссылались, похоже, заключает в себе проблему. Из него вытекает, что СОП нужно написать для всех процессов, способных повлиять на качество, эффективность и безопасность лекарственных препаратов и других аптечных товаров. Конкретики, а именно исчерпывающего перечня аптечных процессов, которые следует «СОПировать», в НАП нет.

То есть положение пункта 37 довольно расплывчато. Теоретически не исключено, что какой‑нибудь проверяющий расценит отсутствие СОП, регламентирующей, например, прием пищи работниками аптеки или посещение ими туалета и ванной комнаты, нарушением этого пункта НАП.

Это интересно:  Кодекс адвокатской этики 2019

Приходится слышать от профессионалов еще одно соображение. Можно сколько угодно долго говорить о пользе СОП, но то, что аптечные работники — то есть те, кто обслуживают десятки миллионов отечественных потребителей лекарств, — отвлекаясь от этой насущной работы, вынуждены изводить изнурительной писаниной тонны бумаги, к плюсам нововведения отнести сложно.

Ведь в составе понятия СОП есть слово «стандартный», что по словарю означает «шаблонный», «трафаретный». Вместо того чтобы десятки тысяч аптекарей теряли уйму времени на составление этих текстов или схем, не лучше было бы, чтобы их написали профессиональные аптечные объединения. А потом каждая аптечная единица могла бы, взяв эти стандартные операционные процедуры за основу, немного дописать их применительно к своим условиям, создав, таким образом, адаптированные операционные процедуры. Чтобы наш отечественный аптекарь не утонул окончательно под слоями бумаги.

Материалы о стандартных операционных процедурах:

СОП и стеллажные карты

СОП – одна из самых значимых проблем, порожденных вступлением в силу надлежащих практик. В связи с темой возможных изменений в НПХиП вновь стала актуальной дискуссия о целесообразности применения стеллажных карт.

Мысли о СОП: как создать реально работающую инструкцию

В этой статье Юлия Кудряшова попыталась обобщить свой опыт разработки основных стандартных операционных процедур. Он будет полезен тем, кто не только хочет самостоятельно разработать систему управления качеством, но и заинтересован в том, чтобы она помогала в работе.

Как писать СОП фармконсультирования

Разъясннения аптекам, как создавать документ, регламентирующий одну из самых неоднозначных сфер аптечной деятельности. Как писать СОП или СОПы фармконсультирования? Нужно ли их писать по каждому симптому в отдельности: «кашель», «болит голова», «простуда», «изжога», «насморк» и т. д.

Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.

Кемеровская региональная
общественная организация
Профессиональная ассоциация медицинских сестер Кузбасса (КРОО ПАМСК)

ПЕРЕЧЕНЬ ЗАКОНОВ, ПРИКАЗОВ И СанПинов:

1. Конституция РФ статья 41 «Право на охрану здоровья и медицинской помощи».

2. ФЗ № 323 от 21.11.2011г. «Об основах охраны здоровья граждан в РФ».

4. ФЗ №61 от 12.04.2010г. «Об обращении лекарственных средств».

5. ФЗ №77 от 18.06.2001г. (редакция от 18.07.2011г.) «О предупреждении распространения туберкулеза».

6. ФЗ №52 от 30.03.1999г. (в ред.от 25.11.2013г.) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

7. ФЗ РФ №157 от 17.09.1998г. «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней».

8. ФЗ №3 от 08.01.1998г. «О наркотических средствах и психотропных веществ».

9. ФЗ РФ №38 от 30.03.1995г. «О предупреждении и распространении в РФ заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)».

10. Федеральный закон от 09.01.1996 N 3-ФЗ (ред. от 19.07.2011) «О радиационной безопасности населения».

11. Приказ Минздрава РСФСР от 02.08.1991 N 132 (с изм. от 05.04.1996) «О совершенствовании службы лучевой диагностики». Приложение N 9. Положение о враче-рентгенологе рентгеновского отделения (кабинета) отдела (отделения) лучевой диагностики.

12. Приказ Минздрава России от 15.11.2012 N 932н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи больным туберкулезом» (Зарегистрировано в Минюсте России 07.03.2013 N 27557)

14. Приказ Минздрава РФ N 239, Госатомнадзора РФ N 66, Госкомэкологии РФ N 288 от 21.06.1999 «Об утверждении методических указаний» (вместе с «Порядком ведения радиационно — гигиенических паспортов организаций и территорий (методические указания)»).

15. Приказ Минздрава РФ от 28.01.2002 N 19 «О Типовой инструкции по охране труда для персонала рентгеновских отделений» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 17.04.2002 N 3381).

16. Приказ МЗ РФ №125 от 21.03.2014г. «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям».

17. Приказ МЗ РФ № 382н от 18.06.2013г. «О формах медицинской документации и статистической отчетности, используемых при проведении диспансеризации определенных групп взрослого населения и профилактических мед.осмотров».

18. Приказ МЗ РФ №378н от 17.06.2013г. «Об утверждении правил регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, в специальных журналах учета операций, наркотических средств и психотропных веществ, зарегистрированных в установленном порядке в РФ в качестве лекарственных средств, предназначенных для медицинского применения, в аптечных, лечебно-профилактических учреждениях, научно-исследовательских, учебных организациях и организациях оптовой торговли лекарственными средствами».

19. Приказ МЗ и СР РФ №302н от 12.04.2011г. «Об утверждении перечней вредных или опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых производятся обязательные предварительные и периодические медосмотры (обследования), и порядка проведения обязательных предварительных и периодических медосмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными или опасными условиями труда».

20. Приказ МЗ и СР РФ №706н от 23.08.2010г. «Об утверждении правил хранения лекарственных средств».

21. Приказ МЗ и СР РФ №932н от 15.11.2012г. «Порядок оказания медицинской помощи больным туберкулезом».

22. Приказ МЗ РФ № 1006 от 03.12.2012г. «Об утверждении порядка проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения».

23. Приказ МЗ РФ №1011 от 06.12.2012г. «Об утверждении порядка проведения профилактического медицинского осмотра».

24. Приказ МЗ РФ № 1346 от 21.12.2012г. «Порядок прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров».

25. Приказ МЗ РФ № 342 от 26.01.98г. «Об усилении и совершенствовании мероприятий по профилактике сыпного тифа и педикулёза».

26. Приказ № 170 от 18.08.94г. «О мерах по совершенствованию профилактики и лечения ВИЧ-инфекции в РФ».

27. Приказ МЗ РФ № 36 от 03.02.97г. «О совершенствовании мероприятий по профилактике дифтерии».

28. Приказ № 83 от 16.08.2004г. «О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников, и медицинских регламентах допуска к работе по профессии».

29. Приказ МЗ РФ №408 от 12.07.1989г. «О мерах по снижению заболеваемости вирусным гепатитом».

30. Приказ МЗ РФ №475 от 16.08.1989г. «О мерах профилактики острых кишечных инфекций».

32. Приказ МЗ РФ от 23.04.2013г. № 240н «О Порядке и сроках прохождения медицинскими работниками и фармацевтическими работниками аттестации для получения квалификационной категории».

33. Методические указания. Организация дифференцированного флюорографического обследования населения с целью выявления заболеваний органов грудной полости, утв. Минздравмедпромом РФ, Государственным комитетом санитарно-эпидемиологического надзора РФ от 22 февраля 1996 года N 95/42.

51. СанПин 3.3.2.1248 «Условия транспортирования и хранения медицинских иммунобиологических препаратов».

52. СанПин 3.1.3112 от 2013г. «Профилактика вирусного гепатита С».

53. СанПин 3.1.2825 от 2010г. «Профилактика гепатита А».

54. СанПин 3.1.1.2341 от 2008г. «Профилактика вирусного гепатита В».

55. СанПин 3.1.2.3117 от 2013г. «Профилактика ОРВИ».

56. СанПин 3.1.1.3108 от 2013г. Профилактика ОКИ».

57. СанПин 3.1.2.3109 от 2013г. Профилактика дифтерии».

Аптечные консультации

Организация работы аптеки

Стандартные операционные процедуры (СОПы) в аптеке

Приказом Минздрава РФ № 647н утверждены «Правила надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения», которые вступили с 1 марта 2017 года, утверждаются СОПы для аптек.

Что говорится в данном документе о СОПах — стандартных операционных процедурах?

В соответствии с пунктом 4 «в» указанных выше Правил «стандартные операционные процедуры» это документы, описывающие порядок предоставления субъектом розничной торговли фармацевтических услуг. Согласно пункту 7 «ж» Правил утверждение стандартных операционных процедур должно обеспечиваться руководителем аптечной организации.

Согласно пункту 37 данных Правил все процессы деятельности аптечной организации, влияющие на качество, эффективность и безопасность товаров аптечного ассортимента, должны осуществятся в соответствии с утвержденными стандартными операционными процедурами.

Задача СОП – предупреждение совершения ошибок при выполнении той или иной технологической операции. В отличие от должностной инструкции, в которой излагается, что именно должен делать работник, в СОПах должно быть указано, как он должен это делать. СОП не дает возможности работникам некачественно выполнять свои обязанности, но оставляет за ними право на самостоятельное принятие решения в рамках ответственной области.

В стандартных операционных процедурах должны быть описаны порядки (пункт 68):

  1. Осуществления анализа жалоб и предложений покупателей и принятия по ним решений
  2. Установления причин нарушения требований настоящих Правил и иных требований нормативных правовых актов, регулирующих вопросы обращения товаров аптечного ассортимента.
  3. Оценки необходимости и целесообразности принятия соответствующих мер во избежание повторного возникновения аналогичного нарушения.
  4. Определения и осуществления необходимых действий с целью недопущения попадания фальсифицированных, недоброкачественных, контрафактных товаров аптечного ассортимента к покупателю.
  5. Осуществления анализа результативности предпринятых предупреждающих и корректирующих действий.

Следовательно, руководитель аптечной организации самостоятельно определяет порядок осуществления перечисленных действий.

Поскольку четкие требования к оформлению и содержанию операционных процедур указанными выше Правилами не установлены, руководитель аптечной организации вправе разработать и утвердить достаточно формальные процедуры в минимальном объеме и с минимальной конкретикой.

Критерии соответствия СОПов Выделяют 5 критериев, которым должны соответствовать СОПы: ясность; точность; утверждение руководителем аптеки; регулярное обновление; доступность (по материалам https://www.zdrav.ru).

Ясность

Первое требование к СОП – она должна быть ясной и подробной пошаговой инструкцией. По возможности они могут быть дополнены инструкциями, расположенными рядом с рабочими местами сотрудников. Это инструкция, конечно, не заменит СОП, но поможет конкретизировать и визуализировать каждый этап той или иной процедуры.

Точность

Неправильные примеры СОП в аптеке – это, например, указывать, что температурный режим хранения иммунобиологических препаратов должен соответствовать требованиям нормативных документов. Гораздо правильнее конкретизировать это выражение и указать, что температура в холодильнике должна быть 5°С.

Утверждение руководителем аптеки

Дата и подпись руководителя на титульном листе СОПов демонстрирует, какие требования будут предъявлены персоналу аптеки.

Регулярное обновление

В случае изменения законодательства или, к примеру, поступления рацпредложения от кого-либо из сотрудников в СОП должны быть внесены изменения. В последнем случаем можно поощрить работника материально или при помощи методов нематериальной мотивации.

Доступность

СОПы могут иметь разные формы – например, форму электронной методички на корпоративном сайте, форму брошюры или же заламинированных листов, собранных в отдельную папку.

Стандартные операционные процедуры (СОПы) для аптек:

  • о порядке приемки в аптеке лекарственных средств и осуществления приемочного контроля;
  • об обработке оборудования;
  • о личной гигиене и гигиене труда работников аптеки;
  • о регистрации параметров окружающей среды;
  • об обеспечении работы средств измерений;
  • о порядке реализации лекарственных средств по рецепту врача;
  • о претензиях по качеству лекарственных средств, обслуживанию населения и разрешению иных конфликтных ситуаций;
  • о порядке проведения самоинспекции;
  • о порядке уничтожения рецептов врача;
  • о порядке представления информации о выявленных нежелательных реакциях, в том числе побочных реакциях, на лекарственные средства в республиканское унитарное предприятие «Центр экспертиз и испытаний в здравоохранении»;
  • об обучении работников аптеки и проверке эффективности их знаний;
    о порядке хранения, распределения и актуализации внутренней документации;
  • о порядке реализации лекарственных средств без рецепта врача и информировании покупателей о их медицинском применении;
    о порядке разработки СОП и РИ.

[stextbox ]Производственные цепочки аптечных предприятий носят индивидуальный характер. Поэтому готовые СОПы можно использовать в качестве образца и дорабатывать.[/stextbox]

Скачать СОПы для аптечных организаций можно с сайта:

Статья написана по материалам сайтов: www.katrenstyle.ru, pamsk.ru, pervostolnik.ru.com.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector