+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Принципы рассмотрения трудовых споров

Классификация принципов рассмотрения трудовых споров проводится по различным основаниям.

Всю совокупность принципов рассмотрения трудовых споров по их характеру можно подразделить на три группы:

  • – производные от общеправовых принципов (принцип обеспечения законности при рассмотрении и разрешении трудовых споров, принцип равенства сторон при рассмотрении трудовых споров);
  • – свойственные не только для института рассмотрения и разрешения трудовых споров, но и для процессуальных отраслей российского права (принцип обеспечения гласности при рассмотрении трудовых споров, принцип обеспечения реального исполнения решений по трудовым спорам);
  • – характерные для института рассмотрения и разрешения трудовых споров (принцип доступности обращения в органы, рассматривающие трудовые споры, принцип быстроты рассмотрения трудовых споров).

Система и содержание принципов рассмотрения трудовых споров

  • 1. Принцип обеспечения защиты трудовых прав сторон трудового договора означает, что государство в лице своих уполномоченных органов должно предусмотреть создание такой системы рассмотрения трудовых споров, которая гарантировала бы участникам трудовых отношений реальную возможность обращения в соответствующие юрисдикционные органы в максимально удобном варианте. Данные юрисдикционные органы обязаны рассмотреть поступившие трудовые споры и вынести по ним решения, основанные на нормах действующего законодательства. Выносимое решение – это средство защиты прав и законных интересов сторон спора. Кроме того, в случае неисполнения обязанной стороной решения соответствующие органы государства должны обеспечить его принудительное исполнение.
  • 2. Принцип обеспечения законности при рассмотрении и разрешении трудовых споров предполагает обязанность сторон спора и органа, рассматривающего данный спор, неуклонно соблюдать в процессе рассмотрения и разрешения трудового спора нормы материального и процессуального законодательства. Кроме того, каждая из сторон трудового спора не должна нарушать права и законные интересы другой стороны указанного трудового спора. Орган, рассматривающий трудовой спор, должен в обязательном порядке учитывать иерархичный характер системы российского трудового законодательства, отдавая при этом приоритет Конституции РФ, ТК РФ и иным федеральным законам, содержащим нормы трудового права.
  • 3. Принцип равенства сторон при рассмотрении трудовых споров основан на том, что стороны трудовых отношений обязаны выполнять требования трудового законодательства, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и взаимные обязательства. В случае возникновения трудового спора его стороны не имеют никаких особых преимуществ на любой его стадии. Справедливости ради следует заметить, что при реализации данного принципа необходимо иметь в виду основную направленность норм трудового права – охрана и защита трудовых прав, свобод и законных интересов работника как более слабой в экономическом плане стороны трудового правоотношения. В силу этого обстоятельства работник все же имеет отдельные преимущества перед работодателем (например, при предъявлении требования по трудовому спору истцы-работники во всех юрисдикционных органах освобождаются от судебных расходов). Наконец, стороны трудового спора обязаны подчиниться законно вынесенному компетентным органом решению по конкретному спору.
  • 4. Принцип доступности обращения в органы, рассматривающие трудовые споры, является своего рода отражением системы рассмотрения этих споров. Как правило, трудовые споры сначала должны рассматриваться непосредственно в организациях, что значительно упрощает процедуру сбора доказательств и рассмотрения споров, сокращает сроки их рассмотрения. Если стороны не могут найти взаимоприемлемое решение в рамках организации, рассмотрение трудового спора переносится в суды, наиболее близкие по своему расположению по соответствующей организации, к которой предъявляется требование.
  • 5. Принцип обеспечения гласности при рассмотрении и разрешении трудовых споров подразумевает открытый характер заседаний юрисдикционных органов, на которых рассматриваются трудовые споры, возможность присутствия на них всех заинтересованных и желающих лиц. В закрытом порядке рассматриваются только споры, в процессе которых затрагиваются вопросы, связанные с необходимостью соблюдения государственной, коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайны. В КТС и суде любая из спорящих сторон вправе заявить мотивированный отвод любому из их членов.
  • 6. Принцип обеспечения объективности и полноты исследования материалов и доказательств базируется на том, что трудовые споры должны рассматриваться с учетом общих принципов гражданского судопроизводства, в частности, на основе всестороннего изучения всех предоставленных сторонами материалов и доказательств, проверки соответствия юридических фактов законодательству, исключения субъективного подхода. Следует исходить из необходимости реализации задач гражданского судопроизводства, предусмотренных ст. 2 ГПК РФ.
  • 7. Принцип бесплатности рассмотрения трудовых споров обусловлен тем, что нельзя ставить защиту трудовых прав работника в зависимость от способности уплатить определенную денежную сумму. При предъявлении требования по трудовому спору истцы-работники во всех юрисдикционных органах освобождаются от государственной пошлины и других расходов, связанных с ведением трудового дела (ст. 393 ТК РФ, ст. 89 ГПК РФ). Представители профессиональных союзов, призванных защищать права работников, оказывают бесплатную юридическую помощь обратившимся к ним работникам.
  • 8. Принцип быстроты рассмотрения трудовых споров обеспечивается сокращенными сроками по сравнению с другими спорами гражданско-правового характера. Сроки могут быть исковыми и процессуальными.

Исковой (давностный) срок – это установленный законом период времени для обращения в юрисдикционный орган с целью защиты нарушенного права или законного интереса. Исковые сроки по трудовым делам следующие:

  • – для обращения работника в КТС – три месяца со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права;
  • – для обращения работника по иску в суд – три месяца, а по делам об увольнении – месяц со дня вручения приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки;
  • – для обращения работника в вышестоящий орган – три месяца со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по делам об увольнении – месяц;
  • – для обращения работодателя в суд с иском к работнику о возмещении вреда, причиненного работодателю, – год со дня обнаружения причиненного вреда.

Пропуск срока обращения в суд не может служить основанием для отказа в принятии и рассмотрении искового заявления. Кроме того, не является препятствием к возбуждению трудового дела в суде и решение КТС об отказе в удовлетворении требования работника в связи с пропуском срока на его предъявление. Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ вопрос о пропуске срока обращения в суд разрешается судом в судебном заседании, в том числе предварительном, и лишь при условии, если об этом заявлено ответчиком. В случае признания причин пропуска срока уважительными суд вправе восстановить данный срок и рассмотреть поступивший к нему индивидуальный трудовой спор по существу (ст. 386, 392 ТК РФ) .

В качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).

В качестве примера, демонстрирующего случай неправомерного отказа суда в восстановлении пропущенного срока для обращения в суд, можно привести дело Т., который обратился в суд с иском к футбольному клубу о расторжении контракта и взыскании заработной платы. В удовлетворении иска судом было отказано ввиду того, что заявителем пропущен трехмесячный срок для обращения в суд. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ указанное решение отменила, указав на то, что суд при рассмотрении спора оставил без внимания обстоятельства, послужившие причиной пропуска срока для обращения в суд. Эти обстоятельства заключаются в том, что, по объяснениям истца, в соответствии с Регламентом соревнований по футболу лицам, внесенным в заявочный лист команд, не разрешается переносить свои споры в суд до рассмотрения их в футбольных инстанциях. В случае нарушения приведенного требования Регламента истец мог быть дисквалифицирован. Т. обращался в эти инстанции по вопросу невыполнения условий контракта, однако его заявление рассмотрено не было. Данные обстоятельства являются уважительной причиной пропуска срока для обращения в суд.

Процессуальный срок – это предусмотренный законом отрезок времени для совершения процессуальных действий по начатому процессу. К процессуальным относятся следующие сроки:

  • 1) срок рассмотрения индивидуального трудового спора в КТС – десять календарных дней со дня подачи работником заявления (ст. 387 ТК РФ);
  • 2) срок вручения копий решения КТС и руководителю организации – три дня со дня принятия решения КТС (ст. 388 ТК РФ);
  • 3) срок добровольного исполнения решения КТС – три дня по истечении десяти дней, предусмотренных на обжалование решения (ст. 389 ТК РФ);
  • 4) срок обращения в службу судебных приставов для принудительного исполнения решения КТС – три месяца со дня выдачи удостоверения (ст. 389 ТК РФ);
  • 5) срок обжалования работником или работодателем решения КТС в суд – десять дней со дня вручения копии решения КТС (ст. 390 ТК РФ);
  • 6) срок для вынесения определения об отказе в принятии заявления о выдаче судебного приказа – три дня со дня поступления заявления в суд (ст. 125 ГПК РФ);
  • 7) срок вынесения судебного приказа – пять дней со дня поступления заявления о вынесении судебного приказа в суд (ст. 126 ГПК РФ);
  • 8) срок для представления возражений относительно исполнения судебного приказа – десять дней со дня получения копии судебного приказа должником (ст. 128 ГПК РФ);
  • 9) срок вынесения определения о принятии искового заявления либо об отказе в принятии или возвращении искового заявления – пять дней со дня поступления заявления в суд (ст. 133–135 ГПК РФ);
  • 10) срок рассмотрения трудового спора в районном суде – два месяца со дня поступления заявления в суд, спора о восстановлении на работе – один месяц (ст. 154 ГПК РФ);
  • 11) срок составления мотивированного решения суда – пять дней со дня окончания разбирательства дела (ст. 199 ГПК РФ);
  • 12) срок высылки копий решения лицам, участвующим в деле, но не присутствующим в судебном заседании, – пять дней со дня принятия решения суда в окончательной форме (ст. 214 ГПК РФ);
  • 13) срок ознакомления с протоколом лицами, участвующими в деле, – пять дней со дня подписания протокола судебного заседания (ст. 231 ГПК РФ);
  • 14) срок апелляционного обжалования судебного решения – один месяц со дня принятия решения суда в окончательной форме (ст. 321 ГПК РФ);
  • 15) срок кассационного обжалования судебного решения – шесть месяцев со дня вступления решения суда в законную силу (ст. 376 ГПК РФ);
  • 16) срок обжалования решения суда в порядке надзора – три месяца со дня вступления решения в законную силу (ст. 3912 ГПКРФ);
  • 17) срок рассмотрения жалобы в апелляционном порядке – два месяца, а если апелляционной инстанцией выступает Верховный Суд РФ – три месяца (ст. 3272 ГПК РФ);
  • 18) срок рассмотрения жалобы в кассационном порядке, а также в порядке надзора – один месяц, а если кассационной или надзорной инстанцией выступает Верховный Суд РФ – два месяца (ст. 382, 3916 ГПК РФ);
  • 19) срок подачи заявления о пересмотре судебного решения по вновь открывшимся обстоятельствам – три месяца со дня установления оснований для пересмотра (ст. 394 ГПК РФ);
  • 20) срок рассмотрения коллективного трудового спора на локальном уровне социального партнерства в примирительной комиссии, с участием посредника и в трудовом арбитраже – до трех рабочих дней со дня их создания (приглашения, назначения), а на иных уровнях социального партнерства – до пяти рабочих дней со дня их создания (приглашения, назначения) (ст. 402–404 ТК РФ).
Это интересно:  Код вида расходов на 2019 год

Некоторые сроки может устанавливать и изменять сам юрисдикционный орган, рассматривающий трудовой спор, например срок исправления искового заявления (ст. 136 ГПК РФ), кассационной жалобы, представления или срок представления дополнительных доказательств по делу (ст. 150 ГПК РФ) и др. Длительность подобных сроков определяется в зависимости от условий, с учетом реальной возможности совершения процессуальных действий в установленный срок. Предусмотренные же законом процессуальные сроки он изменять не вправе, однако может восстановить или продлить пропущенный по уважительной причине срок по ходатайству спорящей стороны.

В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 августа 1993 г. № 7 О сроках рассмотрения уголовных и гражданских дел судами Российской Федерации» (ред. от 27 декабря 2007 г.) отмечается, что основными причинами нарушения процессуальных сроков рассмотрения гражданских дел являются недостатки и упущения в деятельности судов, связанных с неудовлетворительной организацией судебного процесса, снижением исполнительской дисциплины, недостаточным контролем со стороны председателей судов.

Не единичны случаи, когда вопреки требованиям ст. 154 ГПК РФ без каких-либо к тому оснований гражданские дела назначаются к слушанию с заведомым нарушением предусмотренных законом сроков, иногда через несколько месяцев после поступления в суд.

Встречаются ситуации, когда вследствие упущений при подготовке гражданских дел к разбирательству, несвоевременного извещения участников судопроизводства, непродуманной организации судебного процесса и других причин субъективного характера рассмотрение дел неоднократно откладывается. При этом в определениях (постановлениях) зачастую не приводятся мотивы отложения, не указывается дата нового рассмотрения.

В отдельных судах допускаются необоснованные отказы заинтересованным лицам в правосудии по гражданским делам.

Пленум Верховного Суда РФ предписал судам общей юрисдикции принимать исчерпывающие меры к устранению отмеченных недостатков, к неукоснительному соблюдению процессуальных сроков и повышению качества рассмотрения гражданских дел, исключению фактов волокиты при судебном рассмотрении дела. Одновременно было обращено внимание судей на необходимость повышения их личной ответственности за своевременное и качественное рассмотрение каждого судебного дела. Пленум подчеркнул, что преднамеренное грубое или систематическое нарушение судьей процессуального закона, повлекшее волокиту при рассмотрении дел и существенно ущемляющее права и законные интересы граждан, следует рассматривать с учетом конкретных обстоятельств как совершение поступка, позорящего честь и достоинство судьи или ущемляющего авторитет судебной власти.

Этой же проблеме посвящено и постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18 ноября 1999 г. № 79 «О ходе выполнения постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 г. № 7 “О сроках рассмотрения уголовных и гражданских дел судами Российской Федерации”». В частности, в преамбуле постановления обращено внимание на то, что π. 1 ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод закрепляет право каждого при определении его гражданских прав и обязанностей на справедливое публичное разбирательство в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона. С учетом требований этой нормы, а также п. 3 ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах Пленум Верховного Суда РФ указал, что судопроизводство по гражданским делам должно осуществляться без неоправданной задержки, в сроки, которые позволяют оптимально обеспечить право граждан на судебную защиту.

Кроме того, в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2007 г. № 52 «О сроках рассмотрения судами Российской Федерации уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях» отмечается, что несоблюдение сроков рассмотрения уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях существенно нарушает конституционное право граждан на судебную защиту, гарантированное ст. 46 Конституции РФ.

Предписывается, что уголовные, гражданские дела и дела об административных правонарушениях должны рассматриваться без неоправданной задержки, в строгом соответствии с правилами судопроизводства, важной составляющей которых являются сроки рассмотрения дел.

Выявлено, что в ряде субъектов РФ доля уголовных и гражданских дел, рассмотренных с нарушением сроков, в два и более раза превышает средний показатель по Российской

Федерации. Несмотря на наметившееся за последние три года уменьшение доли дел, рассмотренных с нарушением сроков в судах апелляционной инстанции, еще значительное количество уголовных и гражданских дел разрешается этими судами с нарушением сроков.

Замечено также, что одной из основных причин нарушения сроков рассмотрения гражданских дел и дел об административных правонарушениях мировыми судьями и судьями районных судов является ненадлежащая подготовка дел к судебному разбирательству. Подготовка дела проводится не всегда либо проводится формально, без выполнения в полной мере всех необходимых процессуальных действий, производимых на этой стадии судебного процесса.

Пленум Верховного Суда РФ обязал председателей судов осуществлять постоянный контроль за движением уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях, не оставлять без реагирования факты грубого или систематического нарушения сроков рассмотрения дел, регулярно обобщать практику соблюдения судами процессуальных сроков разрешения дел, выявлять причины нарушения сроков и принимать меры к их устранению.

В целях правильного и своевременного рассмотрения гражданских дел, а также с учетом задач подготовки дел к судебному разбирательству, указанных в ст. 148 ГПК РФ, судьи обязаны соблюдать положения ст. 147 ГПК РФ о подготовке дел к судебному разбирательству, выполняя в полном объеме необходимые для каждого конкретного дела действия, предусмотренные ст. 150 ГПК РФ, а также иные процессуальные действия.

  • 9. Принцип обеспечения реального исполнения решений по трудовым спорам предоставляет возможность принудительного исполнения вынесенного решения, в том числе через институт судебных приставов-исполнителей. Каждое законно и обоснованно вынесенное решение компетентного органа по трудовому спору должно быть исполнено.
  • 10. Принцип ответственности должностных лиц за неисполнение решений органов, рассматривающих трудовые споры,проявляется в возможности привлечения их к административной, дисциплинарной, материальной ответственности.

Так, в соответствии со ст. 5.33 КоАП РФ об административных правонарушениях невыполнение работодателем или его представителем обязательств по соглашению, достигнутому в результате примирительной процедуры, влечет наложение административного штрафа в размере от двадцати до сорока минимальных размеров оплаты труда.

Работодатель вправе применять к должностным лицам, виновным в невыполнении решений юрисдикционных органов по трудовым спорам, меры дисциплинарного взыскания в виде замечания, выговора и увольнения по соответствующим основаниям (ст. 192 ТК РФ). Необходимо также учитывать положения ст. 195 ТК РФ, согласно которой работодатель обязан рассмотреть заявление представительного органа работников о нарушении руководителем организации, его заместителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, условий коллективного договора, социально-партнерского соглашения и сообщить о результатах рассмотрения представительному органу работников. В случае, если факты нарушений подтвердились, работодатель обязан применить к руководителю организации, его заместителям дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения.

Наконец, должностные лица организаций как наемные работники могут быть привлечены к материальной ответственности за причиненный ущерб (гл. 39 ТК РФ). Например, в случае восстановления незаконно уволенного работника на работу оплата времени вынужденного прогула взыскивается с работодателя, затем эта сумма взыскивается по иску организации с ее руководителя в порядке регрессного требования.

Незаконное увольнение наносит работнику материальный ущерб и моральный вред, а также причиняет ущерб работодателю, с которым он состоит в трудовых правоотношениях, тем, что он на основании решения суда должен возместить материальный ущерб и компенсировать моральный вред незаконно уволенному и восстановленному работнику. Эта сумма подлежит взысканию с руководителя организации по регрессному требованию последней, если суд констатирует, что руководитель при применении законодательства допустил виновное противоправное его нарушение.

Все перечисленные и охарактеризованные основные черты порядка рассмотрения трудовых споров обеспечивают наиболее быстрое и полное разрешение каждого трудового спора.

Принципы рассмотрения трудовых споров 3897

Принципы рассмотрения трудовых споров представляют собой базовые положения института трудового права. Они характеризуют сам порядок, т.е. процесс рассмотрения трудовых споров, его организацию и деятельность субъектов процессуальных правоотношений.

Принципы порядка рассмотрения трудовых споров – это основные положения, определяющие единство и комплексность данного института трудового права, существенные черты его содержания и направленность развития системы норм, регулирующих этот порядок.

Выделяются следующие принципы рассмотрения трудовых споров.

1. Принцип обеспечения защиты трудовых прав сторон трудового договораозначает, что государство в лице своих уполномоченных органов должно предусмотреть создание такой системы рассмотрения трудовых споров, которая гарантировала бы участникам трудовых отношений возможность обращения в юрисдикционные органы в максимально удобном варианте. Данные органы обязаны рассмотреть поступившие споры и вынести по ним законные и обоснованные решения. Выносимое решение – это средство защиты прав и законных интересов сторон спора.

2. Принцип обеспечения законности при разрешении трудовых споров предполагает обязанность сторон спора и органа, рассматривающего данный спор, неуклонно соблюдать в процессе рассмотрения и разрешения трудового спора нормы материального и процессуального законодательства. Кроме того, каждая из сторон трудового спора не должна нарушать права и законные интересы другой стороны указанного спора.

Это интересно:  Сведения об открытых расчетных счетах юридического лица

3. Принцип равенства сторон при рассмотрении трудовых споровоснован на том, что стороны трудовых отношений обязаны строго выполнять требования трудового законодательства, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и взаимные обязательства. В случае возникновения трудового спора его стороны не имеют никаких особых преимуществ на любой его стадии. Стороны трудового спора обязаны подчиниться законно вынесенному решению по конкретному спору.

4. Принцип доступности обращения в органы, рассматривающие трудовые споры, является продолжением и отражением системы разрешения этих споров.

5. Принцип обеспечения гласности при рассмотрении и разрешении трудовых споровподразумевает открытость заседаний юрисдикционных органов, на которых рассматриваются трудовые споры, возможность присутствия на них всех заинтересованных и желающих лиц. В закрытом порядке рассматриваются только споры, в процессе которых затрагиваются вопросы, связанные с необходимостью соблюдения охраняемой законом тайны. В комиссии по трудовым спорам и суде любая из спорящих сторон вправе заявить мотивированный отвод любому из их членов.

6. Принцип обеспечения объективности и полноты исследования материалов и доказательствбазируется на том, что трудовые споры должны рассматриваться с учетом общих принципов гражданского судопроизводства, в частности, на основе всестороннего изучения всех предоставленных сторонами материалов и доказательств, проверки соответствия юридических фактов законодательству, исключения субъективного подхода.

7. Принцип бесплатности рассмотрения трудовых споровобусловлен тем, что нельзя ставить защиту трудовых прав работника в зависимость от возможности и способности уплатить определенную денежную сумму. При предъявлении требования по трудовому спору истцы-работники во всех юрисдикционных органах освобождены от государственной пошлины и других расходов, связанных с ведением трудового дела (стр. 393 ТК РФ).

8. Принцип быстроты рассмотрения трудовых споров обеспечивается сокращенными сроками по сравнению с другими гражданско-правовыми спорами. Сроки могут быть исковыми и процессуальными.

Исковой (давностный) срок – установленный законом период времени для обращения в юрисдикционный орган с целью защиты нарушенного права или законного интереса.

Исковые сроки по трудовым делам следующие:

а) для обращения работника в комиссию по трудовым спорам – трехмесячный со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права;

б) для обращения работника по иску в суд – трехмесячный, а по делам об увольнении – месячный со дня вручения приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки;

в) для обращения работника в вышестоящий орган – трехмесячный со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по делам об увольнении – месячный;

г) для обращения работодателя в суд с иском к работнику о возмещении вреда, причиненного работодателю, – годичный со дня обнаружения причиненного вреда.

Пропуск срока обращения в суд не может служить основанием для отказа в принятии и рассмотрении искового заявления. Кроме того, не является препятствием к возбуждению трудового дела в суде и решение комиссии по трудовым спорам об отказе в удовлетворении требования работника в связи с пропуском срока на его предъявление 1 . Согласно разъяснениям Верховного Суда РФ, вопрос о пропуске срока обращения в суд разрешается судом в судебном заседании, в том числе предварительном, и лишь при условии, если об этом заявлено ответчиком. В случае признания причин пропуска срока уважительными суд вправе восстановить данный срок и рассмотреть спор.

Принципы рассмотрения трудовых споров

Принципы рассмотрения трудовых споров.В отличие от ос­новных принципов трудового права, отражающих в кратком виде содержание норм всего трудового законодательства, принципы рассмотрения трудовых споров — это характерные черты конкрет­ного института трудового права. В кратком виде они определяют сам порядок рассмотрения трудовых споров, его организацион­ное построение и действия в нем субъектов процессуальных пра­воотношений.

Принципы порядка рассмотрения трудовых споров — основ­ные положения, отражающие суть норм данного института тру­дового права, определяющие существенные характерные черты этого порядка и направленность развития системы его норм. В

нашей стране порядок рассмотрения трудовых споров демократи­чен, прост, гласен, удобен и доступен для каждого работника. Он позволяет полно, быстро, бесплатно разрешить до конца лю­бой возникший трудовой спор и восстановить нарушенные тру­довые права, законные интересы трудящихся.

Принципами рассмотрения трудовых споров являются: 1) де­мократизм порядка, т. е. участие широких масс трудящихся в разрешении споров; 2) простота порядка, т. е. его бесплатность, доступность и удобство обращения в юрисдикционные органы с трудовым спором; 3) законность, гласность, объективность и полнота исследования доказательств по спорам; 4) быстрота раз­решения спора; 5) обеспечение реального исполнения решения по трудовому спору, восстановления нарушенных трудовых прав. Рассмотрим подробнее каждый из этих принципов.

Демократизм, участие трудящихся через профсоюзы, тру­довые коллективы в разрешении споров.В КТС участвуют от сотрудников избранные члены трудового коллектива. Коллектив­ные трудовые споры рассматриваются в примирительной комис­сии с участием представителей трудового коллектива или проф­союза. Состав трудового арбитража комплектуется по соглаше­нию представителей трудового коллектива или профсоюза с работодателем, администрацией. Представители профсоюзов мо­гут выступать в суде в защиту интересов трудящихся (ст. 42, 44 ГПК РФ), а также в вышестоящем органе.

Бесплатность, доступность и удобство обращения трудя­щихся в юрисдикционный орган с трудовым спором.Работники для разрешения трудовых споров не теряют много времени и не несут никаких материальных затрат. Все юрисдикционные орга­ны близки к трудящимся. Спор может быть решен в КТС в той же организации, где работает работник, и в нерабочее для него время. Примирительные комиссии находятся непосредственно на производстве и состоят из работников данного производства. Суд, рассматривающий трудовой спор, находится в том же рай­оне, где занят работник. Коллективные трудовые споры рассмат­риваются примирительной комиссией и трудовым арбитражем также на производстве данного трудового коллектива и всегда бесплатно.

При предъявлении иска по трудовому спору истцы — рабочие и служащие во всех юрисдикционных органах освобождены от государственной пошлины и других расходов по ведению дела. Каждый трудящийся и представитель профсоюзного органа, тру­дового юллектива может получить по возникшему трудовому

спору бесплатную юридическую помощь в юридических консуль­тациях профсоюзных органов (вышестоящих). Все это создает удобство и доступность защиты трудовых прав.

Законность, гласность, объективность и полнота исследова­ниядоказательств по трудовому спору, а следовательно, закон­ность его разрешения. Заседания КТС и суда по трудовым спо­рам проводятся открыто, публично.

Органы, рассматривающие трудовые споры, обязаны решать спор в соответствии с законом, объективно и полно исследовать материалы по делу, запрашивать при необходимости дополнитель­ные доказательства, вызывать свидетелей, приглашать экспертов.

Быстрота разрешения трудовых споровобеспечивается более краткими процессуальными и исковыми сроками.

Процессуальный срок— это установленный законом отрезок времени для процессуальных действий по начатому процессу:

сроки рассмотрения в КТС — не более 10 дней, в суде — до 10 дней (и 7 дней дается для подготовки дела к рассмотрению), в вышестоящих органах — не более месяца со дня принятия заявле­ния, в примирительной комиссии и в трудовом арбитраже — до 5 рабочих дней со дня их создания, а с участием посредника — до 7 рабочих дней с момента его приглашения (назначения);

сроки выдачи решений, выписок из них, а также подачи за­мечаний на протокол заседания везде трехдневные со дня выне­сения решения по трудовому спору;

сроки обжалования решений по трудовому спору КТС в суд, а суда в вышестоящий суд—10 дней со дня получения копии решения.

Некоторые сроки может устанавливать и изменять сам орган, рассматривающий спор, например срок исправления искового за­явления или представления дополнительных доказательств по делу. Установленные же законом процессуальные сроки он ме­нять не может, но вправе восстановить или продлить пропущен­ный по уважительной причине срок по ходатайству спорящей стороны, например восстановить срок обжалования.

Исковой, или давностный, срок— это установленный зако­ном отрезок времени для обращения в юрисдикционный орган за защитой нарушенного трудового права или законного интере­са. Поскольку пропуск срока давности для обращения влечет за собой потерю права на защиту в данном органе, исковые сроки рассматриваются как материальные сроки по осуществлению за­щиты материального права. Сроки давности — одна из предпосы­лок реализации права на защиту законных требований. Послед­ствием истечения давностного срока по трудовому спору являет­ся утрата права на иск, а если иск уже предъявлен, то может быть вынесено решение об отказе в иске из-за пропуска срока исковой давности. Течение срока исковой давности начинается

со дня, когда заинтересованное лицо узнало о нарушении его права или должно было узнать об этом.

Иск по трудовому спору— это обращение в соответствую­щий орган (КТС, суд) за защитой нарушенного и оспариваемого права или охраняемого трудовым законодательством интереса субъекта трудового права. Все споры о применении установлен­ных условий труда являются исковыми. Споры об установлении новых условий труда по своему характеру являются неисковыми, так как здесь имеет место требование не о восстановлении нару­шенного права (как в исковых спорах), а об установлении ново­го права, новых условий труда и права на них. Ранее законом не устанавливалось для них давностных и процессуальных сро­ков. Трудовой кодекс их никак не выделил. Следовательно, они теперь рассматриваются и в КТС. Поэтому и для них теперь предусмотрен тот же процессуальный срок.

Исковые сроки по трудовым спорам следующие:для обращения работника с заявлением в КТС — три месяца; при пропуске его по уважительным причинам КТС на своем засе­дании может восстановить этот срок, а при пропуске без уважи­тельных причин — отказать в иске за пропуском давностного срока; для обращения работника с иском непосредственно в суд — три месяца, а по делам об увольнении — месяц со дня вручения прика­за об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки;

для обращения работника в вышестоящий орган со спо­ром — три месяца со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а об увольнении — месяц;

Это интересно:  Как поменять инн на госуслугах

для обращения администрации в суд с иском к работнику о возмещении ущерба, причиненного предприятию,— годичный ис-ковый срок со дня обнаружения ущерба.

Исковых сроков по делам о возмещении работнику вреда на производстве не установлено. Их нет и по исковым спорам.

Принцип обеспечения реального восстановления нарушенных прав выражается в том, что если работодатель добровольно не выполняет решение органа, рассмотревшего индивидуальный трудовой спор, то это решение исполняется в принудительном порядке через судебного пристава-исполнителя по соответствую­щим исполнительным документам.

Порядок и принципы рассмотрения трудовых споров: база знаний

Трудовые споры не такое уж и маловстречающиеся понятие (см. что такое трудовые споры). С развитием правовой грамотности у наших граждан, защищать свои права и интересы стремятся всегда и везде, в том числе на предприятиях и в организациях.

Сложно сказать, что положило начало образованию комиссии по трудовым спорам. Возможно это чей-то грамотный ход, чей-то пример или вовсе на законодателей повлиял пример конца царского правления, когда даже из за незначительного нарушения режима начинались стачки и забастовки. Сегодня уровень юридической грамотности людей значительно выше, а значит, выше и вероятность того, что кто-то воспользуется всеми правовыми инструментами с целью защиты своих прав.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Безусловно, споры не решаются вероломно. Все происходит в строгих рамках закона, именно поэтому комиссии по трудовым спорам считаются достойной альтернативой судам. Комиссия по трудовым спорам также как и суд относится к каждому спору непредвзято, руководствуется принципе и определенными инструкциями.

Что это такое?

Тем, кто сталкивался с рассмотрением трудовых споров знает, что это достаточно разностороннее многогранное понятие. Рассмотрение трудовых споров сам собой обозначает процесс разрешения, какого либо разногласия или же конфликта между двумя сторонами.

Как правило, споры могут быть совершенно разного характера, начиная от оскорблений одной стороны другую и заканчивая невыплатой заработной платы. Согласитесь, и тот и другой случай малопривлекателен для работников, а комиссия по трудовым спорам берет на себя обязанность по восстановлению справедливости

Рассмотрение трудовых споров происходит в несколько этапов и поэтому является процедурой остаточно долгой. Так, например, рассматривая трудовой спор по тому или иному пункту сложно сразу сориентироваться в ситуации, принять на себя роль того или иного участника спора.

Нужно сказать, что такая комиссия не является постоянно действующий органом. Ее собирают как раз в том случае если в организации или на предприятии возник случай, требующий ее срочного вмешательства. Таким образом, можно сказать, что комиссия создается только в случае какого либо курьезного случая. Кстати, члены комиссии – это обычные работники. Они не освобождаются от своих должностей, они лишь на некоторое время отлучаются от рабочего процесса для того, чтобы вершить правосудие.

Кем рассматриваются споры, или куда обращаться?

Существует несколько органов, в которой работник может отстоять свои права и интересы. Первичный, это конечно же, комиссия по трудовым спорам. Именно она является начальным этапом судебного разбирательства. Комиссия по трудовым спорам собирается тут же после того, как работодатель издал приказ о ее созыве. Отказать в этом действии работодатель не может.

О том, как формируется комиссия по трудовым спорам мы уже рассказывали в предыдущем пункте. Далее, комиссия начинает разбирать спор. Кстати, комиссия состоит из незаинтересованных в исходе дела работниках.

Второй по значимости орган называется трудовой инспекцией. В трудовую инспекцию поступает обращение от работника или от целого у коллектива трудящихся. Информация тщательно рассматривается, затем возможно несколько путей решения. Во-первых, в организацию может быть направлена проверка. Во-вторых, организация может быть оштрафована.

В зависимости от жалобы работника происходит проверка по всем пунктами только после выявления, каких либо нарушений следуют санкции.

Конечно, обращение в инспекцию по охране труда и комиссию по трудовым спорам является процессом быстрым, однако результат не всегда может удовлетворить ни ту, ни другую сторону.

Именно поэтому необходимо рассматривать такой вариант, как обращение в суд. Рассмотрение дела в судебной инстанции происходит на порядок дольше, чем в двух вышеперечисленных. Исковое заявление от имени работника или от коллектива трудящихся отправляется в суд и рассматривается судьей около тридцати дней.

Какой орган является первичным?

Конечно же, среди всех перечисленных выше органов первичной является комиссия по трудовым спорам. Ее быстрее всего созвать, а значит – можно быстрее прийти к разрешению.

Однако часты случаи, когда работодатель, являясь стороной к которой предъявляют претензии отказывается от созыва комиссии по трудовым спорам. Он просто напросто не издает приказ по организации, несмотря на просьбы работников. В этом случаи у работника не остается другого выбора, как обратиться в инспекцию по трудовым спорам.

Инспекция (служба)

Что же такое трудовой комитет? Прежде всего, это государственный орган. На него ложится функция по проведению мероприятий направленных на регулирование трудовых отношений.

Проверки могут осуществляться планово, обычно раз в год или внепланово, в случае, когда в инспекцию поступает сообщение о нарушении, чьих либо прав.

Реакция инспекции такова. Сначала рассматривается обращение гражданина, так называемая жалоба. А потом, в зависимости от конкретного случая решается вопрос о том, чтобы проводить или не проводить проверку.

Где рассматриваются?

В зависимости от того, какой характер имеет спор, а также в зависимости от реакции на него администрации организации, рассматриваться они могут в разных местах. Так, например, индивидуальные споры, в общем и целом рассматриваются в комиссии по трудовым спорам, а уже остальные категории или же нерассмотренный трудовой индивидуальный спор отправляется на рассмотрение в районный суд. Читайте о том, в каком суде рассматриваются трудовые споры.

Таким образом, суд и комиссия являются вторичным и первичным органом по рассмотрению трудовых споров.

Однако между ними существует более существенное различие и связано оно в первую очередь со сроками. Так, в комиссию по трудовым спором вы обязаны обратиться в течение трех месяцев после того, как ваши права были нарушены, а вот в судебном разбирательстве, в соответствии с гражданским кодексом Российской Федерации действует срок исковой давности равный трем годам.

Основные принципы

При рассмотрении трудовых споров и суд, и комиссия, и инспекция опираются на принципы.

Итак, первым является принцип обеспечения защиты трудовых прав сторон. Таким образом, если права гражданина были нарушены, он всегда может обратиться за их восстановлением.

Второй принцип – это принцип законности. Ведь любое решение по спору должно быть принято, не ориентируясь на чье либо мнение, а только основываясь на законе.

Третий принцип – это принцип равенства сторон. Никому при рассмотрении спора не делается поблажек и не отдается привилегий.

Четвертый принцип – это возможность обращения в органы, которые как раз рассматривают трудовые споры. Как видите, не так уж много принципов в трудовом праве в отношении рассмотрения споров, однако смысл, который они в себе несут сложно недооценить.

Строгий порядок

О порядке рассмотрения трудовых споров нам рассказывает статья триста восемьдесят седьмая, содержащаяся в трудовом кодексе.

Для начала, работнику необходимо составить заявление и отправить его в комиссию. Заявление регистрируют и рассматривают. Как правило, комиссия не имеет право задерживать рассмотрение на срок больше десяти дней.

Далее назначается дата рассмотрения и в присутствии сторон комиссия обсуждает сложившуюся ситуацию. Также комиссией могут быть приглашены свидетели. Также комиссии предоставляют на рассмотрение различного рода документы. Секретарь ведет протокол заседания.

Однако если в комиссии не хватает хотя бы половины ее членов – такое заседание не правомочно. По итогам рассмотрения комиссия выносит решение, обязательно в письменном виде и отдает его сторонам.

Медиация — уходим мирно!

Процедура медиации распространена в трудовых спорах и применяется как в судебных заседаниях, так и в комиссии по трудовым спорам. Таким образом, в судебном заседании возможна процедура медиации на любой стадии до вынесения приговора. Что же подразумевает под собой медиация.

Медиатор призывает стороны примириться и уладить конфликт с выгодой для обоих. Как правило, около пятидесяти процентов случае на практике, когда такая процедура приводила к положительному результату.

Плати госпошлину!

государственную пошлину гражданин., являющийся истцом оплачивает лишь в случае обращения в суд. В иных случаях выплата государственной пошлины не предусматривается. Размер государственной пошлины фиксирован и составляет около трехсот пятидесяти рублей.

Роль прокуратуры

Прокуратура может выступать в роли государственного обвинителя в делах, рассматриваемых в суде. Как правила это дела, которые предусматривают преступления против безопасности гражданина и нарушении его конституционных прав.

Такие дела не подвластны комиссии по трудовым спорам и участие по ним сотрудника прокуратуры скорее правило, чем обязанность.

Заключение

Неприятности на работе – это половина беды. Когда эти неприятности предусматривают собой обращение в любой орган для того, чтобы восстановить справедливость – это настоящая беда.

Поэтому старайтесь закрыть все конфликты на начальном этапе, который представляет собой рассмотрение дел в комиссии по рудовым спорам. Иногда бывает сложно доказать свою правоту, но на то существует закон и принципы, которыми активно пользуются для того, чтобы вершить правосудие.

Будьте внимательны и всегда отстаивайте свои права и интересы. Если вы научитесь уважать свои права и свой труд – его будут уважать и другие.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

Статья написана по материалам сайтов: studepedia.org, stydopedya.ru, pravosudie.guru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector