+7 (499) 938-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Психолог в социальной сфере профессиональный стандарт

Часть разработчиков сослалась на рассогласованность действий с другими участниками процесса, часть не смогла представить вразумительных объяснений причин задержки.

С 11 января 2018 г. вступил в силу Федеральный закон от 31.12.2017 N 502-ФЗ
О внесении изменений в статью 360 Трудового кодекса Российской Федерации». В соответствии с ним, обращения и заявления граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, поступление информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах уклонения от оформления трудового договора, ненадлежащего оформления трудового договора или заключения гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем будет являться основанием для проведения внеплановой проверки.

С января 2018 года МРОТ составит 9 489 руб. (85 % от прожиточного минимума трудоспособного населения за II квартал 2017 года). С января 2019 года МРОТ планируется довести до 100 % размера прожиточного минимума.

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 682н г. Москва «Об утверждении профессионального стандарта «Психолог в социальной сфере»»

Зарегистрирован в Минюсте РФ 25 декабря 2013 г.

Регистрационный N 30840

В соответствии с пунктом 22 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст. 293), приказываю:

1. Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт «Психолог в социальной сфере».

2. Установить, что профессиональный стандарт «Психолог в социальной сфере», утвержденный настоящим приказом, применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2015 года.

Профстандарт психолога

В Российской Федерации существует специальный реестр профстандартов – документов, которые содержат требования к представителям различных профессий, а также фиксируют функции, возлагаемые на них. Они позволяют сделать выводы о профессиональной пригодности субъекта к работе на определенной должности. Для психологов на данный момент не существует отдельного обобщенного профессионального стандарта. В рамках других федеральных документов действуют профстандарт педагога-психолога, утвержденный 24 июля 2015 года, и психолога в социальной сфере, утвержденный 18 ноября 2013 года.

Понятие профстандарта психолога и функции специалиста согласно документу

Некоторые профстандарты закреплены на законодательном уровне. Это значит, что человек не может работать по определенной специальности, если не соответствует характеристикам, прописанным в них. Также это касается тех профессий, работа по которым дает определенные льготы.

Профстандарт психолога в образовании пока что не является обязательным, а лишь носит рекомендательный характер для нанимателя. На данный момент текст документа открыт и туда еще могут вноситься правки, изменения, а главное – дополнения.

Хотя пока профстандарт психолога не считается обязательным, работодателю не рекомендуется брать на работу людей, не соответствующих ему, поскольку они могут оказаться недостаточно квалифицированными специалистами. Однако, поскольку работодатель сам принимает решение, брать ли того или иного человека на работу, несоответствие профстандарту – это недостаточно веская причина для отказа в трудоустройстве или увольнения.

Профессиональный стандарт педагога-психолога предполагает, что сотрудник, работающий в педагогической деятельности, обязан обеспечивать психологическое сопровождение образовательных занятий.

К основным функциям педагогов-психологов относят:

  • Обеспечение психологической помощи субъектам с повышенными потребностями, а также тем лицам, которые испытывают сложности с восприятием общеобразовательной информации в ординарных условиях;
  • Обеспечение психологической поддержки и помощи в адаптации к условиям получения образования лицам, ставшим жертвами противоправных действий, а также подозреваемым и виновным субъектам (подразумевается как административная, так и уголовная ответственность).
  • Определение уровня психологической безопасности и удобства образовательной среды для обучающихся;
  • Проведение психологических консультаций ученикам в случае необходимости, а также регулярных тренингов и персональных бесед;
  • Коррекция девиантного поведения и проведение профилактических работ в этом направлении.

    Квалификационный уровень педагогов-психологов – седьмой. Подразумевается, что для исполнения подобных обязанностей субъекту необходимо иметь специальное высшее образование.

    Структура профстандарта психолога

    Относительно профессии психолога сейчас действует два разных профстандарта. Однако, и для профстандарта психолога-педагога, и для профстандарта психолога в социальной сфере структура будет одинаковой.

    В официальном реестре содержится более 966 различных документов, регулирующих разные специальности, но у всех, согласно приказу Министерства Труда, структура остается неизменной:

  • Общее описание;
  • Таблица, которая содержит описание всех функций, входящий в профстандарт – функциональная карта;
  • Более детальная характеристика функций, прописанных во втором пункте;
  • Сведения об организациях, которые занимались созданием данного документа.

    Функциональная карта психолога

    В первом разделе, называющемся «Общие сведения», в качестве основной цели для психологов-педагогов определена помощь в восприятии образовательного процесса учащимся в образовательных организациях, а также оказание психологической помощи и содействие в развитии и адаптации следующим категориям граждан:

    • Лицам с ограниченными физическими возможностями;
    • Ученикам, которым трудно дается освоение образовательных программ;
    • Несовершеннолетним в общем;
    • Обвиняемым или подозреваемым в совершении преступления;
    • Свидетелями преступления или потерпевшим.

    Основная цель для социальных психологов – это профилактика и коррекция вредных для общества поведенческих проявлений, которые могут наблюдаться как у отдельных индивидов, так и у социальных групп. Также к основной цели относится психологическая помощь представителям уязвимых слоев населения, а также людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации. К ним относятся:

    • Девианты;
    • Мигранты (в основном, вынужденные) и беженцы;
    • Субъекты, страдающие от какой-либо зависимости;
    • Люди, совершившие попытку суицида;
    • Лица с посттравматическим стрессовым расстройством;
    • Подозреваемые в совершении преступления.

    Читайте также: Ответственность работодателя за нарушение трудового законодательства

    Во втором разделе описаны трудовые функции психолога. В случае с психологом-педагогом, выделяются две категории функций:

  • содействие в сфере образования;
  • психолого-педагогическая помощь категориям людей, перечисленным выше.

    Для психолога в социальной сфере есть только одна категория – предоставление услуг психолога людям вне зависимости от их возраста и положения в социуме.

    В разделе третьем подробно расписаны характеристики перечисленных функций. Для всех категорий требования примерно одинаковы. Так, необходимо высшее образование по соответствующему профилю, а также отсутствие судимости. Для психолога в социальной сфере также желательно пройти дополнительные курсы по повышению квалификации. Кроме того, требуется, как минимум, двухлетний опыт работы в похожей должности.

    Последний раздел не содержит никакой принципиально важной информации – в нем указываются организации, которые принимали участие в составлении профстандарта.

    Уровень квалификации психолога

    Для психолога любого профиля определен седьмой уровень квалификации. Это – достаточно высокая квалификация, для получения которой необходимо высшее профильное образование. То есть, окончание курсов психологов или бакалавриата не дает седьмого уровня квалификации. Обязательно нужно полное профильное образование, а для социальной сферы также пригодятся курсы повышения квалификации.

    Профстандарт медицинского психолога

    Для медицинского психолога, как для отдельной специальности, не существует своего профессионального стандарта. Однако, 14 декабря 2015 года Министерство Труда РФ утвердило проект профстандарта по специальности «Специалист в области психиатрии». Это и является профстандартом клинического психолога.

    Данный документ хоть и был утвержден, но так до сих пор и не вошел в реестр профстандартов. Так что, он не только не является обязательным к применению, но даже не носит рекомендательного характера.

    В функциональной карте данного профессионального стандарта значится только одно положение – оказание психиатрической помощи пациентам. Но оно подразумевает множество функций.

    У данной специальности очень высокие требования к образованию. Помимо получения высшего образования по соответствующему профилю, необходимо также прохождение ординатуры и интернатуры по специальности психиатра. Кроме того, требуется дополнительное профессиональное образование и повышение квалификации на протяжении всей трудовой деятельности не реже, чем раз в пять лет.

    Это интересно:  Гарантийный срок на ремонтные работы по закону

    Помимо требований к образованию, необходимо получение специального сертификата или же аккредитации специалиста (как и в случае с образованием, по специальности психиатра).

    Должностная инструкция психолога по профессиональному стандарту

    Как уже упоминалось ранее, профессиональный стандарт психолога-педагога не является обязательным. Из-за этого работодатель имеет возможность набрать кадровый состав, соответствующий профессиональному стандарту, опираясь на документальные подтверждения, представленные соискателями, но не обязан делать этого.

    Однако, часто бывает, что работник, имеющий квалификацию, не обладает навыками, прописанными в профстандарте, но уволить его не за что. Есть способ, как закрепить на рабочем месте профессиональный стандарт психолога и расторгнуть трудовые договоренности с таким подчиненным. Для этого составляется должностная инструкция. В ней должны быть прописаны все требования к нанимаемому работнику. Устраиваясь на работу, сотрудник автоматически дает обязательство следовать этому внутреннему локальному документу. Если соответствие профстандарту будет прописано в должностной инструкции в качестве обязательного пункта, то за несоответствие работника можно уволить или применить к нему другого рода санкции.

    Итак, психолог в социальной сфере имеет один профессиональный стандарт, а психолог-педагог – совсем другой. Однако, в разрезе предъявляемых к работникам требований они не очень отличаются друг от друга и оба они носят рекомендательный характер. Впрочем, важно отметить, что профессиональный стандарт – это не просто рекомендация для работодателей, которой можно пренебречь или воспользоваться, а специализированный перечень навыков и умений, на который стоит ориентироваться, чтобы набрать хороший профессиональный штат.

    Профстандарт: 03.008

    Психолог в социальной сфере

    03.008

    Психолог в социальной сфере

    Профессиональный стандарт
    Психолог в социальной сфере
    (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ
    от 18 ноября 2013 г. N 682н)

    I. Общие сведения

    Основная цель вида профессиональной деятельности

    Профилактика и психологическая коррекция негативных социальных проявлений в поведении социальных групп и отдельных лиц (асоциальное и конфликтное поведение, социальное сиротство и другое), психологическая помощь представителям социально уязвимых слоев населения (мигранты, беженцы) и лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации (в том числе дезадаптированным лицам и девиантам; лицам, имеющим разные виды зависимости, совершившим суицидальные попытки; больным, одиноким и престарелым, сиротам, лицам с ограниченными возможностями здоровья; лицам, получившим посттравматические стрессовые расстройства, находящимся под следствием или в учреждениях пенитенциарной системы)

    Отнесение к видам экономической деятельности:

    II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)

    Обобщенные трудовые функции

    уровень (подуровень) квалификации

    Организация и предоставление психологических услуг лицам разных возрастов и социальных групп

    Подготовка межведомственных команд по оказанию психологической помощи социальным группам и отдельным лицам (клиентам)

    Организация мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания населения

    Оказание психологической помощи социальным группам и отдельным лицам (клиентам), попавшим в трудную жизненную ситуацию

    Организация психологического сопровождения и психологической помощи социально уязвимым слоям населения (клиентам)

    Оказание психологической помощи работникам органов и организаций социальной сферы (клиентам)

    Психологическое сопровождение процессов, связанных с образованием и деятельностью замещающих семей (клиентов)

    Организация работы по созданию системы психологического просвещения населения, работников органов и организаций социальной сферы

    Разработка и реализация программ повышения психологической защищенности и предупреждения психологического неблагополучия населения

    III. Характеристика обобщенных трудовых функций

    3.1. Обобщенная трудовая функция

    Происхождение обобщенной трудовой функции

    Заимствовано из оригинала

    Регистрационный номер профессионального стандарта

    Психолог в социальной сфере

    Требования к образованию и обучению

    Высшее образование по профилю профессиональной деятельности

    Рекомендуется обучение по программам повышения квалификации

    Требования к опыту практической работы

    Не менее двух лет практической или волонтерской работы, приближенной к данному виду деятельности

    Особые условия допуска к работе

    К работе не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации

    Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности

    Специалисты в сфере социальных проблем

    3.1.1. Трудовая функция

    Происхождение трудовой функции

    Заимствовано из оригинала

    Регистрационный номер профессионального стандарта

    Выявление проблем межведомственного характера в социальной сфере, подготовка предложений по формированию команды специалистов разного профиля для оказания комплексной психологической помощи клиентам

    Разработка совместно со специалистами другого профиля программ межведомственного взаимодействия

    Обучение специалистов межведомственной команды

    Психологическая подготовка специалистов межведомственной команды

    Психологическая оценка эффективности деятельности специалистов межведомственной команды

    Консультирование специалистов межведомственной команды по вопросам оказания психологической помощи клиентам

    Учет результатов работы

    Подбирать эффективные формы и методы психологической подготовки специалистов межведомственной команды в соответствии с поставленными задачами

    Осуществлять психологическую подготовку специалистов межведомственной команды с учетом их уровня квалификации

    Разрабатывать программы подготовки специалистов межведомственных команд по оказанию психологической помощи организациям

    Консультировать отдельных специалистов по работе в межведомственной команде

    Вести документацию и служебную переписку

    Использовать современные технологии работы с информацией, базами данных и иными информационными системами для решения вопросов организации и работы межведомственных команд, оказывающих психологическую помощь в социальной сфере

    Социальная психология, психология малых групп

    Методология командной работы

    Психология управления, организационная психология

    Регламенты межведомственного взаимодействия и правила обмена профессиональной информацией между специалистами разных ведомств

    Технологии работы в команде, организации деятельности специалистов разных ведомств

    Методы активизации социальных, психологических и других ресурсов для подготовки межведомственных команд

    Техники эффективной коммуникации со специалистами

    Конфликтология (виды конфликтов, способы разрешения и т. д.)

    Технология разрешения конфликтов

    Соблюдать требования профессиональной этики

    3.1.2. Трудовая функция

    Происхождение трудовой функции

    Заимствовано из оригинала

    Регистрационный номер профессионального стандарта

    Разработка программ мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания населения

    Определение психологических критериев соответствия среды проживания населения потребностям и возможностям людей

    Мониторинг психологической безопасности и комфортности среды проживания населения и анализ полученных данных

    Выделение и оценка психологических рисков, факторов социальной и психологической напряженности

    Обобщение полученных данных и разработка на их основе психологических рекомендаций по минимизации негативных явлений

    Подготовка сообщений и публикаций для средств массовой информации (далее — СМИ) по результатам мониторинга

    Оценка эффективности работы, проведенной по результатам мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания населения

    Учет проведенных работ

    Оценивать риски и факторы социальной и психологической напряженности

    Организовывать работу группы специалистов по оказанию психологической помощи населению, нуждающемуся в ней по результатам мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания населения, с целью снижения социальной и психологической напряженности

    Разрабатывать материалы по результатам мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания населения и представлять их в интернет-форумах и СМИ

    Аргументировать свою позицию

    Проводить профилактическую работу по снижению социальной и психологической напряженности с учетом данных мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания населения

    Проводить индивидуальное и групповое консультирование по проблемам снижения напряженности, обнаруженной при анализе результатов мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания населения

    Вести документацию и служебную переписку

    Владеть технологиями работы с информационными сетями, основным программным обеспечением, необходимым для проведения мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания населения

    Социальная психология, психология малых групп

    Психология кризисных состояний

    Психология экстремальных ситуаций, психология горя, потери, утраты

    Национальные, этнокультурные и конфессиональные особенности и народные традиции населения

    Психология семьи, консультирования семьи, кризисов семьи

    Проблемы социализации, социальной адаптации, характеристики социальной среды

    Современные направления молодежных движений

    Основы безопасности жизнедеятельности человека и окружающей среды

    3.1.3. Трудовая функция

    Происхождение трудовой функции

    Заимствовано из оригинала

    Регистрационный номер профессионального стандарта

    Разработка индивидуальных программ психологического сопровождения клиентов, в том числе с использованием ресурсов из различных источников

    Создание команды и проведение программ активизации личностных ресурсов клиентов, в том числе на межведомственной основе

    Групповое и индивидуальное консультирование клиентов

    Проведение психологических тренингов по формированию и развитию у клиентов качеств, необходимых для самостоятельной жизни и социализации

    Содействие в создании социально-психологической поддерживающей среды в окружении клиентов

    Это интересно:  Досрочный выход из декрета

    Разработка программ по использованию ресурсов социальных сетей в целях психологической поддержки клиентов

    Привлечение социального окружения клиентов к их психологической поддержке и создание специальных страничек, блогов, групп в социальных сетях

    Работа по психологическому просвещению и привлечению внимания населения к проблемам клиентов

    Взаимодействовать с разными лицами и группами по вопросам психологической помощи клиентам

    Организовывать психологическое сопровождение клиентов, нуждающихся в психологической помощи

    Оказывать психологическую поддержку клиентам для выхода из трудных жизненных ситуаций

    Создавать социально-психологическую сеть для психологической поддержки клиентов

    Оказывать психологическое воздействие на социальное окружение клиентов в рамках профессиональных этических норм

    Обосновывать применение конкретных психологических технологий для преодоления клиентами трудностей социализации

    Вести психологическую просветительскую деятельность среди населения

    Взаимодействовать с другими работниками органами и организациями социальной сферы по вопросам поддержки лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию

    Разрабатывать программы индивидуальной работы с клиентами с учетом конкретных профессиональных задач

    Разрабатывать программы групповой работы по психологической поддержке клиентов

    Разрабатывать программы оказания психологической помощи членам социальных групп, попавших в трудную жизненную ситуацию, с участием специалистов на межведомственной основе

    Использовать современные технологии работы с информационными базами данных и иными информационными системами для решения вопросов клиентов

    Хранить и обрабатывать персональные данные клиентов

    Вести делопроизводство и служебную переписку

    Отечественная и зарубежная социальная психология (современные направления, актуальные проблемы, методы работы)

    Психология кризисных состояний (концепции, подходы, факторы, методы и методики работы), рискология, психология горя, потери, утраты

    Психология экстремальных ситуаций (подходы, проблемы, виды помощи, последствия)

    Психология малых групп (виды, взаимоотношения в малых группах, давление в группе)

    Психология семьи (подходы, онтология, структура семьи, этапы ее развития, особенности взаимоотношений) и семейных отношений Психология зависимости, аддикций, девиантология

    Возрастные особенности развития личности в разные периоды жизни

    Современные направления молодежного движения (виды молодежных групп, их интересы, занятия и способы проведения свободного времени)

    Проблемы социализации (концепции, подходы, признаки нарушений социализации, последствия, виды помощи)

    Особенности развития личности в неблагоприятной социальной ситуации

    Типологии проблем граждан разной этиологии (социальные, социально-медицинские, социально-правовые, педагогические и др.)

    Инфраструктура муниципального образования, ресурсы местного сообщества для поддержки отдельных лиц и социальных групп

    Технологии, методы и формы оказания психологической помощи при нарушениях социализации

    Основы психологического консультирования (виды, формы, методы)

    Основы организации и проведения психологического тренинга (методология, проведение, результаты, последствия)

    Обеспечивать конфиденциальность полученных в результате деятельности сведений о клиенте

    Соблюдать требования профессиональной этики

    3.1.4. Трудовая функция

    Происхождение трудовой функции

    Заимствовано из оригинала

    Регистрационный номер профессионального стандарта

    Первичная проверка и анализ документов, свидетельствующих о наличии проблем клиентов (протоколы, акты социальных служб, полиции), выявление информации, требующей дополнительной проверки

    Запрос необходимой информации у других специалистов (социальных работников, педагогов, специалистов органов опеки и попечительства)

    Подбор комплекса психологических методик, планирование и проведение обследования клиентов

    Обобщение результатов психологического обследования, оценка психологических потребностей, рисков и ресурсов клиентов, выявление психологических особенностей их социального окружения и условий жизни

    Выявление типичных психологических проблем разных социальных групп клиентов

    Разработка совместно с другими специалистами и клиентами «дорожных карт» с целью определения жизненных целей и задач на конкретных этапах социализации, формирования норм социального поведения, в том числе в поликультурной среде

    Разработка программ психологической помощи клиентам, в том числе с привлечением ресурсов из различных источников

    Индивидуальное или групповое консультирование клиентов по выявленным у них психологическим проблемам с целью нивелирования влияния неблагоприятной среды, помощи в социализации и адаптации к условиям проживания

    Проведение бесед (лекций), направленных на просвещение клиентов

    Взаимодействие с социальным окружением клиентов с целью организации психологической поддержки и помощи в решении их жизненных проблем

    Подготовка материалов по вопросам оказания психологической помощи клиентам и представление их в интернет-форумах и СМИ

    Учет выявленных социально уязвимых слоев населения и видов оказанной психологической помощи

    Вступать в контакт и развивать конструктивные отношения с разными социально уязвимыми группами населения

    Разрабатывать программы и проводить психологическое обследование клиентов

    Анализировать полученные в психологическом обследовании результаты, выявлять степень достоверности полученной информации, составлять психологическое заключение

    Адаптировать и применять зарубежный опыт работы по оказанию психологической помощи социально уязвимым группам населения

    Разрабатывать индивидуальные и групповые программы оказания психологической помощи клиентам

    Проводить психологические занятия и тренинги для разнородных групп клиентов

    Применять разные виды и методы индивидуального, группового психологического консультирования в соответствии с возрастом, полом и особенностями жизненной ситуации клиентов

    Создавать команду и работать в команде по оказанию психологической помощи клиентам

    Разрабатывать психологические рекомендации с учетом конкретных задач для дальнейшей работы с клиентами

    Разрешать конфликты и противоречия в работе по оказанию психологической помощи клиентам

    Проводить психологическое обследование социального окружения представителей социально уязвимых слоев населения в рамках профессиональных этических норм, прав человека

    Использовать современные технологии работы с информацией, базами данных и иными информационными системами для решения вопросов оказания психологической помощи клиентам

    Вести документацию и служебную переписку

    Основы общей и социальной психологии, психологии малых групп, психологии масс

    Методы и методики общей и социальной психологии

    Современные направления молодежных движений

    Психология зависимости, аддикций, девиантология

    Проблемы социализации, нарушений социализации

    Методология проведения тренингов

    Возрастная психология, геронтология

    Психология семьи и семейных кризисов

    Психология воспитания и педагогики

    Психология кризисных состояний, рискология, психология экстремальных ситуаций, психология горя, потери, утраты

    Цели, задачи и функции организаций социальной сферы

    Типология социальных групп, нуждающихся в оказании помощи (социальной, социально-психологической, социально-правовой и т. д.)

    Психология беженцев, мигрантов, маргиналов

    Технологии работы с разными социальными группами

    Обеспечивать конфиденциальность полученных в результате деятельности сведений о клиенте

    Соблюдать требования профессиональной этики

    3.1.5. Трудовая функция

    Происхождение трудовой функции

    Заимствовано из оригинала

    Регистрационный номер профессионального стандарта

    Разработка планов, согласование форм и условий оказания психологической помощи клиентам

    Оказание индивидуальной психологической помощи клиентам

    Проведение тренингов для клиентов в целях повышения эффективности их работы (тренинги командообразования, групповой сплоченности и т. п.)

    Проведение психологических тренингов, направленных на расширение и укрепление внутренних ресурсов клиентов

    Консультирование клиентов по вопросам психологических аспектов выбора и сопровождения карьеры, набора, отбора и расстановки кадров, аттестации, работы с кадровым резервом

    Повышение квалификации клиентов по вопросам психологии социальной работы

    Проведение занятий с клиентами по вопросам управления, эффективной организации труда, повышения квалификации

    Создание информационного ресурса по психологии социальной сферы и использование его содержания в деятельности по оказанию психологической помощи клиентам

    Анализировать заявки и обращения органов и организаций социальной сферы на получение психологических услуг

    Проводить психологический анализ и оценку результативности деятельности клиентов в соответствии со стандартами и регламентами в социальной сфере

    Вести переговоры с представителями органов и организаций социальной сферы по реализации их обращений и заявок

    Составлять договоры и другую документацию на оказание психологических услуг в социальной сфере

    Работать с информационными сетями, осуществлять поиск новой информации по профилю деятельности

    Применять на практике методы обучения взрослых, индивидуального и групповой работы для психологической помощи и повышения эффективности профессиональной деятельности клиентов

    Оценивать эффективность оказания психологической помощи клиентам

    Критически оценивать обратную связь от получателей психологических услуг, психологического просвещения в социальной сфере

    Вести документацию, служебную переписку в соответствии с требованиями к документам в социальной сфере

    Разрабатывать новые формы и методы оказания психологической помощи клиентам

    Социальная психология, психология малых групп, методология индивидуальных консультаций и тренингов (специфика, виды, длительность и т. д.)

    Организационная психология (концептуальные подходы, особенности, виды и т. д.)

    Основные принципы, типы, стратегии и тактические приемы ведения переговоров

    Основные теории оказания психологический помощи персоналу организаций (управление, организация, отбор и т. д.)

    Требования к документообороту в области управления персоналом, межведомственного взаимодействия, оказания услуг в социальной сфере

    Современные стандартные требования к документированию, периодичности, качеству и условиям оказания услуг в психологии

    Это интересно:  Где можно оформить договор купли продажи квартиры

    Требования к конфиденциальности информации, хранению и оперированию персональными личными данными

    Обеспечивать конфиденциальность полученных в результате деятельности сведений о клиенте

    Соблюдать требования профессиональной этики

    3.1.6. Трудовая функция

    Происхождение трудовой функции

    Заимствовано из оригинала

    Регистрационный номер профессионального стандарта

    Психологическое обследование (тестирование) кандидатов и подготовка психологического заключения об их возможности стать замещающими родителями

    Составление программ психологической помощи клиентам с учетом национальных, этнокультурных, конфессиональных особенностей замещающих родителей и детей, передаваемых в семьи

    Разработка программ и проведение групповых и индивидуальных психологических занятий для клиентов (тренинги, дискуссии, разбор ситуаций, ролевые и деловые игры и т. д.)

    Консультирование клиентов по психологическим проблемам функционирования замещающих семей

    Подготовка детей к устройству в замещающую семью

    Консультирование детей по психологическим проблемам в замещающих семьях

    Учет данных об оказанной психологической помощи

    Общаться с разными категориями клиентов

    Общаться и взаимодействовать с детьми и подростками разных возрастов

    Проводить психологическое тестирование кандидатов в замещающие родители

    Обеспечивать проверку информации, полученной от кандидатов в замещающие родители

    Определять психологическую безопасность для ребенка среды в замещающей семье и ее окружении

    Разрабатывать программы психологических тренингов, деловых и ролевых игр с учетом конкретных задач подготовки клиентов

    Применять активные психологические методы обучения, в том числе проводить психологические тренинги, деловые и ролевые игры

    Адаптировать и применять зарубежный опыт психологической работы с замещающими семьями в практике собственной деятельности

    Применять разные виды и формы консультирования в соответствии с проблемами клиентов

    Использовать современные технологии работы с информацией, базами данных и иными информационными системами для решения вопросов оказания психологической помощи клиентам

    Хранить и обрабатывать персональные данные клиентов

    Вести документацию и служебную переписку

    Основы социальной психологии, психология малых групп

    международные документы в области защиты прав детей

    Проблемы социализации на разных ступенях развития ребенка, нарушения социализации (дезадаптация, депривация) Особенности адаптации детей-сирот и детей в замещающих семьях

    Возрастная психология (характеристика возрастных периодов развития, особенности развития, нарушения в развитии и т. д.), педагогическая психология

    Психология семьи (структура, функции, этапы, проблемы внутрисемейных отношений)

    Психология горя, потери, утраты и проявления в поведении детей и взрослых пережитых травм

    Психология кризисных состояний, последствий пережитых кризисных ситуаций, их проявлений в поведении

    Психология воспитания (семейное воспитание, институциональное воспитание), роли и функции родителей

    Национальные и региональные особенности быта и семейного воспитания (народные традиции, этнокультурные и конфессиональные особенности воспитания)

    Обеспечивать конфиденциальность полученных в результате деятельности сведений о клиенте

    Соблюдать требования профессиональной этики

    3.1.7. Трудовая функция

    Происхождение трудовой функции

    Заимствовано из оригинала

    Регистрационный номер профессионального стандарта

    Разработка плана психологического просвещения населения, работников органов и организаций социальной сферы

    Доведение до сведения государственных и муниципальных органов, организаций социальной сферы информации о перечне психологических услуг и возможности их получения

    Разработка рекомендаций для работников органов и организаций социальной сферы по психологическому просвещению с учетом конкретных задач, решаемых ими

    Организация волонтерских проектов и программ, ориентированных на повышение мотивации в получении психологической помощи

    Подготовка для СМИ информации о психологических услугах в социальной сфере (ролики, передачи на теле- и радиоканалах и т. д.)

    Проведение групповых и индивидуальных информационных консультаций о возможности получения психологических услуг

    Привлечение к психологическому просвещению граждан, успешно завершивших программы психологической помощи

    Обобщение и оценка результатов работы по психологическому просвещению в целях формирования рекомендаций для ее совершенствования

    Учет проведенных работ

    Анализировать обращения и запросы населения, органов и организаций социальной сферы для корректировки программ психологического просвещения

    Разрабатывать и согласовывать регламенты с органами и организациями социальной сферы

    Использовать результаты мониторинга психологической безопасности и комфортности среды при разработке плана психологического просвещения и проведения информационных консультаций

    Подбирать и разрабатывать инструментарий для оценки результативности работы по психологическому просвещению и возможностям оказания психологических услуг

    Использовать разные формы и методы психологического просвещения, в том числе активные методы (игры, упражнения, тренинги)

    Грамотно, доступно любым слоям населения излагать информацию о психологических услугах

    Создавать наглядные материалы для психологического просвещения

    Преодолевать коммуникативные, образовательные, этнические, конфессиональные и другие барьеры в проведении психологического просвещения

    Оценивать результативность психологического просвещения, не нарушая этических норм и прав человека

    Владеть современными технологиями работы с информацией, сетевыми ресурсами, информационными системами и программами

    Вести документацию и служебную переписку

    Задачи, решаемые конкретными органами и организациями социальной сферы

    Социальная психология, психология малых групп

    Национальные и региональные особенности быта и семейного воспитания (народные традиции, этнокультурные и конфессиональные особенности воспитания)

    Психология семьи, консультирования семьи, кризисов семьи

    Проблемы социализации, социальной адаптации и дезадаптации, характеристики социальной среды

    Современные направления молодежных движений

    Основы безопасности жизнедеятельности человека и окружающей среды

    Психология кризисных состояний, рискология

    Психология экстремальных ситуаций, психология горя, потери, утраты

    3.1.8. Трудовая функция

    Происхождение трудовой функции

    Заимствовано из оригинала

    Регистрационный номер профессионального стандарта

    Диагностика состояния и динамики психологического здоровья населения, проживающего в субъекте Российской Федерации, муниципальном образовании

    Обобщение информации о рисках и формирование прогноза возможного неблагополучия в состоянии и динамике психологического здоровья населения, проживающего в субъекте Российской Федерации, муниципальном образовании

    Разработка и реализация совместно с другими специалистами программ профилактической и психокоррекционной работы, направленных на улучшение состояния и динамики психологического здоровья населения

    Консультирование населения по проблемам психологического здоровья

    Оценка результативности программ профилактической и психокоррекционной работы, направленных на улучшение состояния и динамики психологического здоровья населения

    Подготовка материалов о состоянии и динамике психологического здоровья населения и представление их в интернет-форумах и СМИ

    Учет проведенных работ

    Организовывать взаимодействие между специалистами по проведению профилактической и психокоррекционной работы

    Анализировать и обобщать данные о состоянии и динамике психологического здоровья населения, выявлять риски его нарушения

    Выявлять проблемы психологического здоровья населения, требующие психокоррекционной работы

    Использовать результаты мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания для разработки программ профилактической и психокоррекционной работы

    Подбирать и разрабатывать инструментарий для профилактической и психокоррекционной работы, направленной на улучшение состояния и динамики психологического здоровья населения

    Осуществлять разные виды психологического консультирования населения по вопросам психологического здоровья

    Разрабатывать программы и проводить общественные опросы по проблематике психологического здоровья

    Определять источники необходимой информации, осуществлять ее поиск и применять для совершенствования деятельности в области реализации профилактической и психокоррекционной работы с населением

    Вести документацию и служебную переписку

    Социальная психология, психология малых групп, методы социальной психологии

    Основы профилактики асоциальных явлений в обществе

    Методы и технологии управления современными рисками

    Методы разработки программ профилактической и психокоррекционной работы

    Основы составления индивидуальной программы предоставления психологических услуг

    Основы прогнозирования и проектирования в социальной психологии

    Принципы, методы, технологии мониторинга социальных явлений

    IV. Сведения об организациях — разработчиках профессионального стандарта

    4.1. Ответственная организация-разработчик

    ГБОУ ВПО города Москвы «Московский городской психолого-педагогический университет», город Москва

    Ректор Рубцов Виталий Владимирович

    4.2. Наименования организаций-разработчиков

    ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», город Волгоград

    НОУ ВПО «Столичная финансово-гуманитарная академия», город Москва

    ФГБУ «Институт труда и социального страхования», город Москва

    Администрация города Ступино, Московская область

    НОУ ВПО «Московский психолого-социальный университет», город Москва

    ГАОУ ВПО «Московский государственный областной социально-гуманитарный институт», Московская область

    Министерство образования Московской области, Московская область

    Детский дом N 59, город Москва

    ГОУ ВПО «Московский государственный областной университет», город Москва

    *(1) Общероссийский классификатор занятий.

    *(2) Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.

    *(3) Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих.

    *(4) Общероссийский классификатор специальностей по образованию.

    Статья написана по материалам сайтов: rg.ru, po-mere.ru, classinform.ru.

    »

  • Помогла статья? Оцените её
    1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
    Загрузка...
    Добавить комментарий

    Adblock detector