+7 (499) 938-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Реестр скважин на воду

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 3 декабря 2003 года N 540-р

О мерах по созданию федерального реестра гидрогеологических
скважин различного назначения

В целях обеспечения охраны подземных вод от загрязнения и истощения, совершенствования опорной государственной наблюдательной сети за состоянием подземных вод, организации учета гидрогеологических скважин различного назначения и повышения эффективности контроля за рациональным недропользованием:

О мерах по повышению эффективности контроля за рациональным недропользованием см. приказ МПР РФ от 1 декабря 2003 года N 1049.

1. Главным управлениям (Управлениям) природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России:

1.1. До 20 декабря 2003 года провести сбор данных по гидрогеологическим скважинам различного назначения и представить отчетную информацию по форме согласно приложению 1 к настоящему распоряжению в федеральное государственное унитарное предприятие Государственный научно-инженерный центр по импульсным и волновым технологиям в гидрогеологии и геотехнологии» (далее — ФГУП НИЦ ГИДГЕО) на магнитных носителях.

1.2. До 1 февраля 2004 года провести инвентаризацию и составить территориальный реестр гидрогеологических скважин, пригодных по своему техническому состоянию для использования в качестве пунктов наблюдений в системе государственного мониторинга состояния недр МПР России и представить отчетную информацию по форме согласно приложению 2 к настоящему распоряжению в ФГУП НИЦ ГИДГЕО на магнитных носителях.

1.3. До 1 марта 2004 года провести инвентаризацию и составить территориальный реестр гидрогеологических скважин в пределах разведанных месторождений подземных вод, не ликвидированных в процессе геологоразведочных работ, и представить отчетную информацию по форме согласно приложению 2 к настоящему распоряжению в ФГУП НИЦ ГИДГЕО на магнитных носителях.

1.4. До 1 апреля 2004 года провести инвентаризацию и составить территориальный реестр бесхозных одиночных водозаборных скважин, пробуренных на основании разрешений на специальное водопользование для добычи подземных вод и представить отчетную информацию по форме согласно приложению 2 к настоящему распоряжению в ФГУП НИЦ ГИДГЕО на магнитных носителях.

О паспортах и территориальных реестрах гидрогеологических скважин различного назначения см. письмо МПР РФ от 17 декабря 2003 года N ВП-47-54/8530.

2. ФГУП НИЦ ГИДГЕО (Сумароков):

2.1. В двухнедельный срок разработать и утвердить в установленном порядке проекты форм паспортов гидрогеологических скважин различного назначения, предусматривающие обязательное присвоение каждой скважине индивидуального идентификационного номера.

2.2. Обобщить и систематизировать представленную территориальными органами информацию в соответствии с п.1 настоящего распоряжения, сформировать и направить в Управление ресурсов подземных вод, геоэкологии и мониторинга геологической среды (Возняковская) обобщенную информацию для формирования федерального реестра гидрогеологических скважин различного назначения в следующие сроки:

до 1 марта 2004 года — по гидрогеологическим скважинам, пригодным по своему техническому состоянию для использования в качестве пунктов наблюдения в системе государственного мониторинга состояния недр МПР России;

до 1 апреля 2004 года — по гидрогеологическим скважинам в пределах разведанных месторождений подземных вод, не ликвидированным в процессе геологоразведочных работ;

до 1 мая 2004 года — по бесхозным одиночным водозаборным скважинам, пробуренным на основании разрешений на специальное водопользование для добычи подземных вод.

3. Управлению ресурсов подземных вод, геоэкологии и мониторинга геологической среды (Возняковская):

3.1. Обеспечить оперативный контроль за проведением указанных в пунктах 1 и 2 настоящего распоряжения мероприятий.

3.2. Совместно с Главными управлениям (Управлениями) природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России провести анализ федеральных реестров гидрогеологических скважин различного назначения нераспределенного фонда недр и на основании результатов указанного анализа разработать комплексный план мероприятий по обеспечению охраны подземных вод от загрязнения и истощения и повышению эффективности контроля за рациональным недропользованием:

до 1 апреля 2004 года — по гидрогеологическим скважинам, пригодным по своему техническому состоянию для использования в качестве пунктов наблюдения в системе государственного мониторинга состояния недр МПР России;

до 1 мая 2004 года — по гидрогеологическим скважинам в пределах разведанных месторождений подземных вод, не ликвидированным в процессе геологоразведочных работ;

до 1 июня 2004 года — по бесхозным одиночным водозаборным скважинам, пробуренным на основании разрешений на специальное водопользование для добычи подземных вод.

4. Управлению информатики, информационных ресурсов и технологий (Сидоров) осуществлять интеграцию данных федеральных реестров по мере их подготовки в состав Единой информационно-аналитической системы природопользования и охраны окружающей среды.

5. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Министра Павлова В.А.

Приложение 1. Сводная информация о гидрогеологических скважинах, расположенных на территории ______

Приложение 1
к распоряжению МПР РФ
от 3 декабря 2003 года N 540-р

Кадастр скважин на воду

У желающих организовать водоснабжение в загородном доме нередко возникают вопросы, связанные с выбором места бурения скважины – есть ли в этом месте вода и если да, то на какой глубине. Кадастры скважин на воду содержат такую информацию. О проблеме выбора места, где необходимо бурить скважину, мы писали в статье «Как выбрать место для бурения скважины на воду». Там мы советовали либо опросить ближайших соседей, имеющих скважины или колодцы, а также привлечь Его Величество Интернет для максимального сбора информации по гидрогеологии интересующего района, либо заказать гидрогеологические исследования, вплоть до бурения разведочной скважины (см. статью «Разведочное бурение скважин»). Но есть еще один массив информации, который поможет определиться с выбором места под скважину. Называется этот массив кадастром скважин на воду. Кадастр скважин – это информация об имеющихся скважинах с их полной характеристикой – местонахождении, глубиной, диаметром и дебетом. Существует множество самых разнообразных кадастров скважин. Основной из них – это «Государственный водный кадастр» (ГВК), где содержатся сведения обо всех водных объектах России. Все артезианские скважины (то есть скважины, пробуренные на второй и ниже водоносный слой) подлежат постановке на учет в этом реестре с присвоением им номера.

Это интересно:  Договор дарения квартиры по доверенности

Также существуют региональные кадастры скважин. Но опять же, в них имеется информация об артезианских скважинах. Ведь скважины на первый водоносный слой учету не подлежат и никакого разрешения на их бурения не требуется. Поэтому для людей, которым необходима скважина на песок (до 40 м глубиной) эти государственные кадастры не интересны. Они не содержит нужных им сведений. Но есть еще, если так можно выразиться, частные кадастры скважин на воду, которые создаются буровыми компаниями. Туда заносятся сведения по всем скважинам, которые они пробурили. К сожалению, этих кадастров скважин на воду нет в свободном доступе, так как по большому счету, это является коммерческой информацией.

Кстати, это один из весомых доводов обращения именно к профессиональным буровым компаниям. Они точно могут сказать, на какой глубине можно ожидать воду в интересующем вас районе и сколько примерно будет стоить скважина. Кадастры скважин позволяют профессиональным буровым компания давать 100% гарантию на получение артезианской воды. Да, за один погонный метр скважины они берут больше, чем любители-шабашники, но зато вы гарантированно будете знать, что получите воду и никаких форс-мажоров по предварительно заявленной стоимости скважины не возникнет.

Вниманию руководителей предприятий и организаций. Если артезианская скважина досталась в наследство.

ЕСЛИ АРТЕЗИАНСКАЯ СКВАЖИНА ДОСТАЛАСЬ В НАСЛЕДСТВО

На территории Владимирской области имеется более 360 эксплуатируемых артезианских скважин. Они находятся на площадях промышленных предприятий, организаций, учреждений здравоохранения, гостиниц, кинотеатров, спортивных комп­лексов и других объектов хозяйственной деятельности.

Основная часть работающих скважин используется для добычи под­земных артезианских вод в технических, хозяйственно-питьевых и технологических целях. Но огромное количество скважин в ходе реорганизации предприятий оказались брошены. При этом в последнее время наблюдается тенденция к возобновлению эксплуатации существующих заброшенных и бурению новых артезианских скважин для хозяйственно-питьевых и технических нужд предприятий.

Владельцы артезианских скважин не всегда представляют себе серьез­ность данных объектов, а также свою ответственность и обязанности при их содержании и эксплуатации. Между тем артезианские скважины — это водозаборные гидротехнические сооружения, предназначенные для добы­чи подземных (артезианских) вод из недр земли.

Для добычи подземных вод в большинстве случаев используются водо­заборы типа буровых (артезианских) скважин. Скважина представляет собой вертикальную шахту, доходящую до водоносного слоя, стенки ее предохранены от обрушения металлическими (полиэтиленовыми) труба­ми, формирующими обсадную колонну. Обсадная труба, выступающая над поверхностью земли, — устье скважины. Для откачки воды из скважины в основном применяются насосы, опущенные в ствол через устье.

Из описания видно, что любая скважина нарушает изоляцию между водоносными горизонтами и поверхностью земли и поэтому создает воз­можность загрязнения. Прямой путь загрязнения — проникновение в под­земное пространство через устье скважины и соединения между трубами обсадной колонны.

При этом каждая скважина — это потенциальный источник загрязнения водного объекта в месте не только ее нахождения, но и всей площади водоносного горизонта и подземного пространства, то есть недр в целом.

ЧТО ТАКОЕ АРТЕЗИАНСКИЕ ВОДЫ

Подземные воды залегают в горных породах недр земли (водоносных слоях) на различной глубине от поверхности и пополняются за счет длительной фильтрации атмосферных осадков, грунто­вых вод, воды открытых водоемов через многометровые слои породы.

Отличительные особенности артезианских вод — залегание ниже одного или нескольких слоев водоупорных пород и отсутствие пополнения водоносного слоя с поверхности непос­редственно над ним. Это обеспечи­вает артезианским водам высокую защищенность от химического и микробиологического загрязнения. Такие воды имеют высокие сани­тарно-эпидемиологические досто­инства, которые на большинстве территорий позволяют пить их без предварительной обработки: вода обладает природной чистотой в бактериальном отношении, имеет постоянный химический состав.

Подземные воды нескольких водоносных слоев, гидравлически связанных между собой, образуют горизонты, которые распростра­няются на большие площади, фор­мируя водоносный комплекс (под­земный водный объект).

На территории области выделяются 29 основных водоносных горизонтов. Наибольшее значение имеют подземные воды водоносного верхне-каменноугольного карбонатного комплекса (в основном гжельско-ассельского и касимовского водоносных горизонтов). На них основано водоснабжение самых крупных городов и поселков, таких как Ковров, Муром, Гусь-Хрустальный, Курлово, Кольчугино, Александров, Киржач, Струнино, Карабаново, Петушки, Покров, Костерево Собинка, Лакинск, Меленки, Судогда, частично Владимир и др. Часть подземных вод подается в Московскую область. Наименее обеспечены подземными водами Вязники и Владимир.

Это интересно:  Пожаловаться на врача в поликлинике горячая линия

ЕСЛИ СКВАЖИНА ДОСТАЛАСЬ В НАСЛЕДСТВО

Следовательно, пробурив новую скважину или получив существую­щую в наследство от предыдущих владельцев предприятия, обла­датель артезианской скважины не может забыть о ее существовании. Он должен либо постоянно поддер­живать ее в надлежащем санитарно-техническом (рабочем) состоянии, либо законсервировать или ликви­дировать. Для выполнения требова­ний законодательства необходимо провести ревизию территории объ­екта с целью выявления, с последую­щим восстановлением или ликвида­цией, всех старых, бездействующих, дефектных или неправильно экс­плуатируемых скважин, создающих опасность загрязнения водоносного горизонта

ПРАВИЛА И ПОРЯДОК СОДЕРЖАНИЯ АРТЕЗИАНСКИХ СКВАЖИН

Каждую скважину оборудуют аппаратурой для систематического конт­роля соответствия дебита проектной производительности, уровня воды, отбора проб воды для лабораторных исследований. Для защиты от внешне­го воздействия устье (оголовок) скважины обваловывается и располагается в наземном павильоне или подземной камере. Павильон (камера) имеет герметичные пол, стены, крышу и герметично закрытые люки, располагае­мые над устьем для монтажа и демонтажа скважинных насосов, проведения других ремонтно-восстановительных работ.

По периметру водозаборного сооружения организуют зону санитарной охраны с мероприятиями режимного характера: первый пояс ЗСО имеет радиус от 30 м до 50 м во все стороны от павильона (камеры) скважины (размер ЗСО устанавливают органы Роспотребнадзора). Территория первого пояса ЗСО водозабора (скважины) должная быть спланирована, огороже­на, озеленена и благоустроена. В первом поясе ЗСО запрещены все виды деятельности, непосредственно не связанные с подачей и обработкой воды, допускаются только санитарный уход и рубка зеленых насаждений.

Водозаборные сооружения (скважину), устроенные, как описано выше, владелец обязан постоянно поддерживать в заданном санитарно-техническом состоянии.

ЕСЛИ СКВАЖИНА РАБОЧАЯ

Вариант первый. Водозабор эксплуатируется в постоянном режиме для получения подземных вод, используемых предприятием для питьевых, хозяйственно-бытовых, технологических и других целей (скважина рабочая).

1.Постоянно должны проверяться и восстанавливаться санитарно-техническое состояние (особенно герметичность) оголовка скважины, люков, крыши и пола павильона, трубопроводов.

РЕЗЕРВНАЯ СКВАЖИНА

Вариант второй. Водозабор не эксплуатируется в постоянном режи­ме, а предназначен для получения подземных вод при чрезвычайных и экстренных ситуациях (скважина резервная).

Довольно часто при многолетней эксплуатации сква­жин наблюдаются случаи ухудшения состояния водоза­бора — уменьшение дебита, ухудшение качества воды, практически полное зарастание сечения труб железисты­ми отложениями, появление пескования, приводящего к заиливанию скважины и выходу из строя водоподъемного оборудования, и т.п. Для своевременного обнаружения данных процессов и предусмотрены регулярные инстру­ментальные и лабораторные наблюдения.

Ухудшение качества отбираемых вод и уменьше­ние дебита скважины свидетельствуют о неудовлет­ворительном состоянии подземных вод и могут быть связаны со многими причинами. Для установления их владелец водозабора должен привлечь специализированную организацию, которая, в зависимости от своего технического и гидрогеологического состоя­ния, даст рекомендации о возможности дальнейшей эксплуатации, проведении ремонтно-восстановительных работ, консервации или ликвидации скважины. На основании данных рекомендаций владелец сква­жины по согласованию с органами Роспотребнадзора и Ростехнадзора принимает решение о проведении необходимых мероприятий. Консервация и ликвида­ция дефектных скважин заметно сокращают площади загрязненных подземных вод и понижают их минера­лизацию.

ЗАКОНСЕРВИРОВАННАЯ СКВАЖИНА

СКВАЖИНА ПОД ЛИКВИДАЦИЮ

Вариант четвертый. Скважины водозаборов, кото­рые непригодны к эксплуатации по геологическим, тех­ническим, технологическим, экологическим, санитар­но-эпидемиологическим и другим причинам, подлежат ликвидации.

НЕ БРОСАЙТЕ СКВАЖИНУ НА ПРОИЗВОЛ СУДЬБЫ!

Из всего сказанного выше следует, что водозабор­ные сооружения типа артезианских скважин не могут быть брошены по чьему-либо желанию, а владельцы территории, на которой они находятся, обязаны при­вести их в надлежащее санитарно-техническое состо­яние и содержать по одному из четырех указанных вариантов.

При этом все работы по исследованию, восстановлению, ремонту, консервации и ликвидации артезианских скважин должны проводить только спе­циализированные организации в соответствии с про­ектной и эксплуатационной документацией, имеющей положительные заключения органов Роспотребнадзора и Ростехнадзора.

Каждый пользователь (владелец) водозаборных сооружений оформляет и хранит пакет документов, включающий следующее:

  • Для каждой артезианской скважины — собственный паспорт, в котором указаны все геологические, гидрогеологические, технические свойства и санитарная характеристика скважины, в дальнейшем подлежащие контролю.
  • Санитарно-эпидемиологическое заключение о соот­ветствии водного объекта санитарным правилам.
  • Программа производственного контроля за хо­зяйственной деятельностью, влияющей на качество подземных вод, согласованная с органами Роспотребнадзора.
  • Лицензия на право пользования недрами (водо­пользование).
  • Результаты лабораторного контроля качества под­земной воды (протоколы).
  • Эксплуатационные журналы учета.
  • Акт о ликвидации или консервации скважины.

Если каждый владелец водозаборных сооружений станет выполнять названные требования законодательст­ва по охране недр и подземных вод от загрязнения, у жителей области будет запас чис­тых подземных вод питьевого качества.

Государственный водный реестр Документы и реестры

Госуда́рственный во́дный рее́стр (ГВР) – систематизированный свод документированных сведений о водных объектах, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических и юридических лиц, и их использовании; о речных бассейнах, о бассейновых округах. В государственном водном реестре осуществляется государственная регистрация договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договорам водопользования, а также прекращении договоров водопользования.

Структура

Раздел

Содержание

Это интересно:  Графы годности к военной службе
Водные объекты и водные ресурсы

Водопользование

  • Водохозяйственные участки
  • Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы, а также другие зоны с особыми условиями их использования
  • Использование водных объектов, в том числе водопотребление и водоотведение
  • Договоры водопользования, в том числе их государственная регистрация, переход прав и обязанностей по договорам водопользования, а также прекращение указанных договоров
  • Решения о предоставлении водных объектов в пользование, в т. ч. их государственная регистрация
  • Иные документы, на основании которых возникает право собственности на водные объекты или право пользования водными объектами
Инфраструктура на водных объектах

Источники информации

Сведения для Реестра предоставляются:

  • Министерством сельского хозяйства Российской Федерации;
  • Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии;
  • Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
  • Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
  • Федеральной службой по надзору в сфере природопользования;
  • Федеральной службой по надзору в сфере транспорта;
  • Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору;
  • Федеральным агентством морского и речного транспорта;
  • Федеральным агентством по недропользованию;
  • Федеральным агентством по рыболовству;
  • органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
  • органами местного самоуправления.

Хранение и предоставление информации

Реестр ведётся на бумажных и электронных носителях, при этом приоритет имеют записи на бумажных. Информационная система ведения реестра на электронных носителях совместима с иными государственными информационными системами.

Предоставление сведений из государственного водного реестра и копий документов, содержащих включённые в Реестр сведения, осуществляется в соответствии с Административным регламентом. Получение сведений из Реестра в электронном виде (на сайте Федерального агентства водных ресурсов или территориальных органов) осуществляется бесплатно. За предоставление копий документов, содержащих включённые в Реестр сведения, взимается плата.

Историческая справка

В 1931 г. Госплан СССР принял решение о составлении Водного кадастра СССР, объединяющего систематизированные сведения о режиме морей, рек, озёр, болот, ледников и подземных вод. В 1933 г. составление общего Водного кадастра СССР было поручено Гидрометеорологическому комитету СССР и РСФСР.

Первый Водный кадастр СССР был подготовлен Государственным гидрологическим институтом под руководством Гидрометеорологического комитета Союза ССР и РСФСР в 1933–1940 гг. Он состоял из трёх серий, включающих районные справочники по водным ресурсам СССР, материалы по режиму рек, сведения об уровне воды, гидрологические ежегодные каталоги и справочники по морям СССР, гидрометеорологический кадастр и другую информацию на основе материалов наблюдений с 1875 по 1935 гг.

С 1936 г. начали выходить «Гидрологические ежегодники», содержащие сведения о гидрологическом режиме рек, водохранилищ и озёр, полученные гидрологическими постами и станциями (уровень и расходы воды, расходы взвешенных наносов, крупность взвешенных наносов и донных отложений, температура воды и толщина льда, химический анализ воды), а также справочные сведения о постах и станциях.

В 1960–1974 гг. проводилась разработка и выпуск нового Водного кадастра в виде справочников «Ресурсы поверхностных вод СССР», состоявших из трёх серий:

  • «Гидрологическая изученность» – кадастровые данные по поверхностным водным объектам;
  • «Основные гидрологические характеристики» – многолетние данные по поверхностным водным объектам;
  • «Водные ресурсы» – обобщающая серия с фундаментальной характеристикой гидрологического и гидрохимического режима водных объектов, в т. ч. вопросы использования и качества вод.

В 1978 г. началось ведение по единой для СССР системе Государственного водного кадастра СССР, включающего данные учёта вод по количественным и качественным показателям, регистрации водопользований, а также данные учёта использования вод. Ведение кадастра было поручено Государственному комитету СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды, Министерству геологии СССР и Министерству мелиорации и водного хозяйства СССР. Материалы Государственного водного кадастра СССР были единственными официальными данными о водных ресурсах, обязательными для использования при решении всех задач гидрологического обеспечения хозяйственной деятельности.

В 1994 г. в целях обеспечения преемственности и непрерывности наблюдений за режимом водных объектов и оценки водных ресурсов России было принято решение о продолжении ведения по единой системе Государственного водного кадастра Российской Федерации. Ведение Кадастра было поручено Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Комитету Российской Федерации по водному хозяйству и Комитету Российской Федерации по геологии и использованию недр.

В 1996 г. ведение Кадастра было поручено Министерству природных ресурсов Российской Федерации и Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, а с 2006 г. – Федеральному агентству водных ресурсов с участием Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и Федерального агентства по недропользованию.

С 2007 г. началось ведение Государственного водного реестра, в который были включены данные Государственного водного кадастра Российской Федерации.

Научно-популярная энциклопедия «Вода России»

Статья написана по материалам сайтов: aquabur.ru, 33.rospotrebnadzor.ru, water-rf.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector