Реестр скважин на воду
МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 3 декабря 2003 года N 540-р
О мерах по созданию федерального реестра гидрогеологических
скважин различного назначения
В целях обеспечения охраны подземных вод от загрязнения и истощения, совершенствования опорной государственной наблюдательной сети за состоянием подземных вод, организации учета гидрогеологических скважин различного назначения и повышения эффективности контроля за рациональным недропользованием:
О мерах по повышению эффективности контроля за рациональным недропользованием см. приказ МПР РФ от 1 декабря 2003 года N 1049.
1. Главным управлениям (Управлениям) природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России:
1.1. До 20 декабря 2003 года провести сбор данных по гидрогеологическим скважинам различного назначения и представить отчетную информацию по форме согласно приложению 1 к настоящему распоряжению в федеральное государственное унитарное предприятие Государственный научно-инженерный центр по импульсным и волновым технологиям в гидрогеологии и геотехнологии» (далее — ФГУП НИЦ ГИДГЕО) на магнитных носителях.
1.2. До 1 февраля 2004 года провести инвентаризацию и составить территориальный реестр гидрогеологических скважин, пригодных по своему техническому состоянию для использования в качестве пунктов наблюдений в системе государственного мониторинга состояния недр МПР России и представить отчетную информацию по форме согласно приложению 2 к настоящему распоряжению в ФГУП НИЦ ГИДГЕО на магнитных носителях.
1.3. До 1 марта 2004 года провести инвентаризацию и составить территориальный реестр гидрогеологических скважин в пределах разведанных месторождений подземных вод, не ликвидированных в процессе геологоразведочных работ, и представить отчетную информацию по форме согласно приложению 2 к настоящему распоряжению в ФГУП НИЦ ГИДГЕО на магнитных носителях.
1.4. До 1 апреля 2004 года провести инвентаризацию и составить территориальный реестр бесхозных одиночных водозаборных скважин, пробуренных на основании разрешений на специальное водопользование для добычи подземных вод и представить отчетную информацию по форме согласно приложению 2 к настоящему распоряжению в ФГУП НИЦ ГИДГЕО на магнитных носителях.
О паспортах и территориальных реестрах гидрогеологических скважин различного назначения см. письмо МПР РФ от 17 декабря 2003 года N ВП-47-54/8530.
2. ФГУП НИЦ ГИДГЕО (Сумароков):
2.1. В двухнедельный срок разработать и утвердить в установленном порядке проекты форм паспортов гидрогеологических скважин различного назначения, предусматривающие обязательное присвоение каждой скважине индивидуального идентификационного номера.
2.2. Обобщить и систематизировать представленную территориальными органами информацию в соответствии с п.1 настоящего распоряжения, сформировать и направить в Управление ресурсов подземных вод, геоэкологии и мониторинга геологической среды (Возняковская) обобщенную информацию для формирования федерального реестра гидрогеологических скважин различного назначения в следующие сроки:
до 1 марта 2004 года — по гидрогеологическим скважинам, пригодным по своему техническому состоянию для использования в качестве пунктов наблюдения в системе государственного мониторинга состояния недр МПР России;
до 1 апреля 2004 года — по гидрогеологическим скважинам в пределах разведанных месторождений подземных вод, не ликвидированным в процессе геологоразведочных работ;
до 1 мая 2004 года — по бесхозным одиночным водозаборным скважинам, пробуренным на основании разрешений на специальное водопользование для добычи подземных вод.
3. Управлению ресурсов подземных вод, геоэкологии и мониторинга геологической среды (Возняковская):
3.1. Обеспечить оперативный контроль за проведением указанных в пунктах 1 и 2 настоящего распоряжения мероприятий.
3.2. Совместно с Главными управлениям (Управлениями) природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России провести анализ федеральных реестров гидрогеологических скважин различного назначения нераспределенного фонда недр и на основании результатов указанного анализа разработать комплексный план мероприятий по обеспечению охраны подземных вод от загрязнения и истощения и повышению эффективности контроля за рациональным недропользованием:
до 1 апреля 2004 года — по гидрогеологическим скважинам, пригодным по своему техническому состоянию для использования в качестве пунктов наблюдения в системе государственного мониторинга состояния недр МПР России;
до 1 мая 2004 года — по гидрогеологическим скважинам в пределах разведанных месторождений подземных вод, не ликвидированным в процессе геологоразведочных работ;
до 1 июня 2004 года — по бесхозным одиночным водозаборным скважинам, пробуренным на основании разрешений на специальное водопользование для добычи подземных вод.
4. Управлению информатики, информационных ресурсов и технологий (Сидоров) осуществлять интеграцию данных федеральных реестров по мере их подготовки в состав Единой информационно-аналитической системы природопользования и охраны окружающей среды.
5. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Министра Павлова В.А.
Содержание
- Приложение 1. Сводная информация о гидрогеологических скважинах, расположенных на территории ______
- Кадастр скважин на воду
- Вниманию руководителей предприятий и организаций. Если артезианская скважина досталась в наследство.
- ЕСЛИ АРТЕЗИАНСКАЯ СКВАЖИНА ДОСТАЛАСЬ В НАСЛЕДСТВО
- Государственный водный реестр Документы и реестры
Приложение 1. Сводная информация о гидрогеологических скважинах, расположенных на территории ______
Приложение 1
к распоряжению МПР РФ
от 3 декабря 2003 года N 540-р
Кадастр скважин на воду
У желающих организовать водоснабжение в загородном доме нередко возникают вопросы, связанные с выбором места бурения скважины – есть ли в этом месте вода и если да, то на какой глубине. Кадастры скважин на воду содержат такую информацию. О проблеме выбора места, где необходимо бурить скважину, мы писали в статье «Как выбрать место для бурения скважины на воду». Там мы советовали либо опросить ближайших соседей, имеющих скважины или колодцы, а также привлечь Его Величество Интернет для максимального сбора информации по гидрогеологии интересующего района, либо заказать гидрогеологические исследования, вплоть до бурения разведочной скважины (см. статью «Разведочное бурение скважин»). Но есть еще один массив информации, который поможет определиться с выбором места под скважину. Называется этот массив кадастром скважин на воду. Кадастр скважин – это информация об имеющихся скважинах с их полной характеристикой – местонахождении, глубиной, диаметром и дебетом. Существует множество самых разнообразных кадастров скважин. Основной из них – это «Государственный водный кадастр» (ГВК), где содержатся сведения обо всех водных объектах России. Все артезианские скважины (то есть скважины, пробуренные на второй и ниже водоносный слой) подлежат постановке на учет в этом реестре с присвоением им номера.
Также существуют региональные кадастры скважин. Но опять же, в них имеется информация об артезианских скважинах. Ведь скважины на первый водоносный слой учету не подлежат и никакого разрешения на их бурения не требуется. Поэтому для людей, которым необходима скважина на песок (до 40 м глубиной) эти государственные кадастры не интересны. Они не содержит нужных им сведений. Но есть еще, если так можно выразиться, частные кадастры скважин на воду, которые создаются буровыми компаниями. Туда заносятся сведения по всем скважинам, которые они пробурили. К сожалению, этих кадастров скважин на воду нет в свободном доступе, так как по большому счету, это является коммерческой информацией.
Кстати, это один из весомых доводов обращения именно к профессиональным буровым компаниям. Они точно могут сказать, на какой глубине можно ожидать воду в интересующем вас районе и сколько примерно будет стоить скважина. Кадастры скважин позволяют профессиональным буровым компания давать 100% гарантию на получение артезианской воды. Да, за один погонный метр скважины они берут больше, чем любители-шабашники, но зато вы гарантированно будете знать, что получите воду и никаких форс-мажоров по предварительно заявленной стоимости скважины не возникнет.
Вниманию руководителей предприятий и организаций. Если артезианская скважина досталась в наследство.
ЕСЛИ АРТЕЗИАНСКАЯ СКВАЖИНА ДОСТАЛАСЬ В НАСЛЕДСТВО
На территории Владимирской области имеется более 360 эксплуатируемых артезианских скважин. Они находятся на площадях промышленных предприятий, организаций, учреждений здравоохранения, гостиниц, кинотеатров, спортивных комплексов и других объектов хозяйственной деятельности.
Основная часть работающих скважин используется для добычи подземных артезианских вод в технических, хозяйственно-питьевых и технологических целях. Но огромное количество скважин в ходе реорганизации предприятий оказались брошены. При этом в последнее время наблюдается тенденция к возобновлению эксплуатации существующих заброшенных и бурению новых артезианских скважин для хозяйственно-питьевых и технических нужд предприятий.
Владельцы артезианских скважин не всегда представляют себе серьезность данных объектов, а также свою ответственность и обязанности при их содержании и эксплуатации. Между тем артезианские скважины — это водозаборные гидротехнические сооружения, предназначенные для добычи подземных (артезианских) вод из недр земли.
Для добычи подземных вод в большинстве случаев используются водозаборы типа буровых (артезианских) скважин. Скважина представляет собой вертикальную шахту, доходящую до водоносного слоя, стенки ее предохранены от обрушения металлическими (полиэтиленовыми) трубами, формирующими обсадную колонну. Обсадная труба, выступающая над поверхностью земли, — устье скважины. Для откачки воды из скважины в основном применяются насосы, опущенные в ствол через устье.
Из описания видно, что любая скважина нарушает изоляцию между водоносными горизонтами и поверхностью земли и поэтому создает возможность загрязнения. Прямой путь загрязнения — проникновение в подземное пространство через устье скважины и соединения между трубами обсадной колонны.
При этом каждая скважина — это потенциальный источник загрязнения водного объекта в месте не только ее нахождения, но и всей площади водоносного горизонта и подземного пространства, то есть недр в целом.
ЧТО ТАКОЕ АРТЕЗИАНСКИЕ ВОДЫ
Подземные воды залегают в горных породах недр земли (водоносных слоях) на различной глубине от поверхности и пополняются за счет длительной фильтрации атмосферных осадков, грунтовых вод, воды открытых водоемов через многометровые слои породы.
Отличительные особенности артезианских вод — залегание ниже одного или нескольких слоев водоупорных пород и отсутствие пополнения водоносного слоя с поверхности непосредственно над ним. Это обеспечивает артезианским водам высокую защищенность от химического и микробиологического загрязнения. Такие воды имеют высокие санитарно-эпидемиологические достоинства, которые на большинстве территорий позволяют пить их без предварительной обработки: вода обладает природной чистотой в бактериальном отношении, имеет постоянный химический состав.
Подземные воды нескольких водоносных слоев, гидравлически связанных между собой, образуют горизонты, которые распространяются на большие площади, формируя водоносный комплекс (подземный водный объект).
На территории области выделяются 29 основных водоносных горизонтов. Наибольшее значение имеют подземные воды водоносного верхне-каменноугольного карбонатного комплекса (в основном гжельско-ассельского и касимовского водоносных горизонтов). На них основано водоснабжение самых крупных городов и поселков, таких как Ковров, Муром, Гусь-Хрустальный, Курлово, Кольчугино, Александров, Киржач, Струнино, Карабаново, Петушки, Покров, Костерево Собинка, Лакинск, Меленки, Судогда, частично Владимир и др. Часть подземных вод подается в Московскую область. Наименее обеспечены подземными водами Вязники и Владимир.
ЕСЛИ СКВАЖИНА ДОСТАЛАСЬ В НАСЛЕДСТВО
Следовательно, пробурив новую скважину или получив существующую в наследство от предыдущих владельцев предприятия, обладатель артезианской скважины не может забыть о ее существовании. Он должен либо постоянно поддерживать ее в надлежащем санитарно-техническом (рабочем) состоянии, либо законсервировать или ликвидировать. Для выполнения требований законодательства необходимо провести ревизию территории объекта с целью выявления, с последующим восстановлением или ликвидацией, всех старых, бездействующих, дефектных или неправильно эксплуатируемых скважин, создающих опасность загрязнения водоносного горизонта
ПРАВИЛА И ПОРЯДОК СОДЕРЖАНИЯ АРТЕЗИАНСКИХ СКВАЖИН
Каждую скважину оборудуют аппаратурой для систематического контроля соответствия дебита проектной производительности, уровня воды, отбора проб воды для лабораторных исследований. Для защиты от внешнего воздействия устье (оголовок) скважины обваловывается и располагается в наземном павильоне или подземной камере. Павильон (камера) имеет герметичные пол, стены, крышу и герметично закрытые люки, располагаемые над устьем для монтажа и демонтажа скважинных насосов, проведения других ремонтно-восстановительных работ.
По периметру водозаборного сооружения организуют зону санитарной охраны с мероприятиями режимного характера: первый пояс ЗСО имеет радиус от 30 м до 50 м во все стороны от павильона (камеры) скважины (размер ЗСО устанавливают органы Роспотребнадзора). Территория первого пояса ЗСО водозабора (скважины) должная быть спланирована, огорожена, озеленена и благоустроена. В первом поясе ЗСО запрещены все виды деятельности, непосредственно не связанные с подачей и обработкой воды, допускаются только санитарный уход и рубка зеленых насаждений.
Водозаборные сооружения (скважину), устроенные, как описано выше, владелец обязан постоянно поддерживать в заданном санитарно-техническом состоянии.
ЕСЛИ СКВАЖИНА РАБОЧАЯ
Вариант первый. Водозабор эксплуатируется в постоянном режиме для получения подземных вод, используемых предприятием для питьевых, хозяйственно-бытовых, технологических и других целей (скважина рабочая).
1.Постоянно должны проверяться и восстанавливаться санитарно-техническое состояние (особенно герметичность) оголовка скважины, люков, крыши и пола павильона, трубопроводов.
РЕЗЕРВНАЯ СКВАЖИНА
Вариант второй. Водозабор не эксплуатируется в постоянном режиме, а предназначен для получения подземных вод при чрезвычайных и экстренных ситуациях (скважина резервная).
Довольно часто при многолетней эксплуатации скважин наблюдаются случаи ухудшения состояния водозабора — уменьшение дебита, ухудшение качества воды, практически полное зарастание сечения труб железистыми отложениями, появление пескования, приводящего к заиливанию скважины и выходу из строя водоподъемного оборудования, и т.п. Для своевременного обнаружения данных процессов и предусмотрены регулярные инструментальные и лабораторные наблюдения.
Ухудшение качества отбираемых вод и уменьшение дебита скважины свидетельствуют о неудовлетворительном состоянии подземных вод и могут быть связаны со многими причинами. Для установления их владелец водозабора должен привлечь специализированную организацию, которая, в зависимости от своего технического и гидрогеологического состояния, даст рекомендации о возможности дальнейшей эксплуатации, проведении ремонтно-восстановительных работ, консервации или ликвидации скважины. На основании данных рекомендаций владелец скважины по согласованию с органами Роспотребнадзора и Ростехнадзора принимает решение о проведении необходимых мероприятий. Консервация и ликвидация дефектных скважин заметно сокращают площади загрязненных подземных вод и понижают их минерализацию.
ЗАКОНСЕРВИРОВАННАЯ СКВАЖИНА
СКВАЖИНА ПОД ЛИКВИДАЦИЮ
Вариант четвертый. Скважины водозаборов, которые непригодны к эксплуатации по геологическим, техническим, технологическим, экологическим, санитарно-эпидемиологическим и другим причинам, подлежат ликвидации.
НЕ БРОСАЙТЕ СКВАЖИНУ НА ПРОИЗВОЛ СУДЬБЫ!
Из всего сказанного выше следует, что водозаборные сооружения типа артезианских скважин не могут быть брошены по чьему-либо желанию, а владельцы территории, на которой они находятся, обязаны привести их в надлежащее санитарно-техническое состояние и содержать по одному из четырех указанных вариантов.
При этом все работы по исследованию, восстановлению, ремонту, консервации и ликвидации артезианских скважин должны проводить только специализированные организации в соответствии с проектной и эксплуатационной документацией, имеющей положительные заключения органов Роспотребнадзора и Ростехнадзора.
Каждый пользователь (владелец) водозаборных сооружений оформляет и хранит пакет документов, включающий следующее:
- Для каждой артезианской скважины — собственный паспорт, в котором указаны все геологические, гидрогеологические, технические свойства и санитарная характеристика скважины, в дальнейшем подлежащие контролю.
- Санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта санитарным правилам.
- Программа производственного контроля за хозяйственной деятельностью, влияющей на качество подземных вод, согласованная с органами Роспотребнадзора.
- Лицензия на право пользования недрами (водопользование).
- Результаты лабораторного контроля качества подземной воды (протоколы).
- Эксплуатационные журналы учета.
- Акт о ликвидации или консервации скважины.
Если каждый владелец водозаборных сооружений станет выполнять названные требования законодательства по охране недр и подземных вод от загрязнения, у жителей области будет запас чистых подземных вод питьевого качества.
Государственный водный реестр Документы и реестры
Госуда́рственный во́дный рее́стр (ГВР) – систематизированный свод документированных сведений о водных объектах, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических и юридических лиц, и их использовании; о речных бассейнах, о бассейновых округах. В государственном водном реестре осуществляется государственная регистрация договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договорам водопользования, а также прекращении договоров водопользования.
Структура
Раздел
Содержание
- Водохозяйственные участки
- Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы, а также другие зоны с особыми условиями их использования
- Использование водных объектов, в том числе водопотребление и водоотведение
- Договоры водопользования, в том числе их государственная регистрация, переход прав и обязанностей по договорам водопользования, а также прекращение указанных договоров
- Решения о предоставлении водных объектов в пользование, в т. ч. их государственная регистрация
- Иные документы, на основании которых возникает право собственности на водные объекты или право пользования водными объектами
Источники информации
Сведения для Реестра предоставляются:
- Министерством сельского хозяйства Российской Федерации;
- Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии;
- Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
- Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
- Федеральной службой по надзору в сфере природопользования;
- Федеральной службой по надзору в сфере транспорта;
- Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору;
- Федеральным агентством морского и речного транспорта;
- Федеральным агентством по недропользованию;
- Федеральным агентством по рыболовству;
- органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
- органами местного самоуправления.
Хранение и предоставление информации
Реестр ведётся на бумажных и электронных носителях, при этом приоритет имеют записи на бумажных. Информационная система ведения реестра на электронных носителях совместима с иными государственными информационными системами.
Предоставление сведений из государственного водного реестра и копий документов, содержащих включённые в Реестр сведения, осуществляется в соответствии с Административным регламентом. Получение сведений из Реестра в электронном виде (на сайте Федерального агентства водных ресурсов или территориальных органов) осуществляется бесплатно. За предоставление копий документов, содержащих включённые в Реестр сведения, взимается плата.
Историческая справка
В 1931 г. Госплан СССР принял решение о составлении Водного кадастра СССР, объединяющего систематизированные сведения о режиме морей, рек, озёр, болот, ледников и подземных вод. В 1933 г. составление общего Водного кадастра СССР было поручено Гидрометеорологическому комитету СССР и РСФСР.
Первый Водный кадастр СССР был подготовлен Государственным гидрологическим институтом под руководством Гидрометеорологического комитета Союза ССР и РСФСР в 1933–1940 гг. Он состоял из трёх серий, включающих районные справочники по водным ресурсам СССР, материалы по режиму рек, сведения об уровне воды, гидрологические ежегодные каталоги и справочники по морям СССР, гидрометеорологический кадастр и другую информацию на основе материалов наблюдений с 1875 по 1935 гг.
С 1936 г. начали выходить «Гидрологические ежегодники», содержащие сведения о гидрологическом режиме рек, водохранилищ и озёр, полученные гидрологическими постами и станциями (уровень и расходы воды, расходы взвешенных наносов, крупность взвешенных наносов и донных отложений, температура воды и толщина льда, химический анализ воды), а также справочные сведения о постах и станциях.
В 1960–1974 гг. проводилась разработка и выпуск нового Водного кадастра в виде справочников «Ресурсы поверхностных вод СССР», состоявших из трёх серий:
- «Гидрологическая изученность» – кадастровые данные по поверхностным водным объектам;
- «Основные гидрологические характеристики» – многолетние данные по поверхностным водным объектам;
- «Водные ресурсы» – обобщающая серия с фундаментальной характеристикой гидрологического и гидрохимического режима водных объектов, в т. ч. вопросы использования и качества вод.
В 1978 г. началось ведение по единой для СССР системе Государственного водного кадастра СССР, включающего данные учёта вод по количественным и качественным показателям, регистрации водопользований, а также данные учёта использования вод. Ведение кадастра было поручено Государственному комитету СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды, Министерству геологии СССР и Министерству мелиорации и водного хозяйства СССР. Материалы Государственного водного кадастра СССР были единственными официальными данными о водных ресурсах, обязательными для использования при решении всех задач гидрологического обеспечения хозяйственной деятельности.
В 1994 г. в целях обеспечения преемственности и непрерывности наблюдений за режимом водных объектов и оценки водных ресурсов России было принято решение о продолжении ведения по единой системе Государственного водного кадастра Российской Федерации. Ведение Кадастра было поручено Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Комитету Российской Федерации по водному хозяйству и Комитету Российской Федерации по геологии и использованию недр.
В 1996 г. ведение Кадастра было поручено Министерству природных ресурсов Российской Федерации и Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, а с 2006 г. – Федеральному агентству водных ресурсов с участием Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и Федерального агентства по недропользованию.
С 2007 г. началось ведение Государственного водного реестра, в который были включены данные Государственного водного кадастра Российской Федерации.
Научно-популярная энциклопедия «Вода России»
Статья написана по материалам сайтов: aquabur.ru, 33.rospotrebnadzor.ru, water-rf.ru.
»
detector