+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Санпин 2019 года для школьных учреждений

Пролетарск Ростовская область

СанПиН 2.4.2.2821-10 с изменениями 2019 год для школы

Пребывание детей в учебном учреждении должно быть безопасным и комфортным, отвечать строгим требованиям, предъявляемым к работе школ и других центров образования. Главный документ, рассматривающий все детали, обеспечивающие санитарно-гигиенические нормы работы этих учреждений, — СанПиН.

Основные цели документа – сделать доступным обеспечение безопасности детей в школах и гарантировать создание таких условий в стенах образовательных заведений.

Скачать СанПин для школ 2019

Скачать санитарно-эпидемиологические нормы и правила (СанПиН) для школ с поправками, актуальными на 2019 год, вы можете на нашем сайте по ссылке

Одними из важных для школ стали требования СанПиН к общеобразовательным учреждениям, обеспечивающие безвредность имеющейся среды для учебного процесса и приемлемые условия на тех территориях, где обучаются дети. Правила непреложны к выполнению, следовать им обязаны все. СанПиН постоянно дополняют и вносят изменения. Поэтому рассмотрим некоторые вопросы, которым уделил внимание «новый» СанПиН для школ, важность их следует учесть и при утверждении норм и техдокументации учреждений образования.

Цель этого документа – обеспечение и соблюдение предъявляемых требований для организации эффективного и безопасного процесса обучения. В СанПиН для школы прописано, что каждый центр образования должен быть обеспечен компьютерной техникой по современным стандартам, доступным интернетом, спортзалом, столовой, канализационной системой, теплой водой и холодной. При выполнении этих пунктов внимание будет заостряться на учебном процессе, а не на разрешении каких-либо бытовых неурядиц. Эти требования распространяются не только на государственные учреждения, но и на частные школы и образовательные заведения. Несоблюдение СанПиН для образовательных учреждений может привести к разного рода ответственности и штрафам, в зависимости от нарушения.

Трансформации, зафиксированные в законе на начало 2018 года в СанПиНы для школы, коснулись нескольких аспектов.

Требования к школьным помещениям и оборудованию:

  • школа обязана обеспечить на своей территории место под организацию стоянки транспорта для перевозки учащихся;
  • учебное заведение, состоящее из нескольких зданий, должно быть обеспечено переходами-сообщениями, оснащенными системой их отопления;
  • устанавливать туалеты для учеников на улице запрещено, когда центральная канализация отсутствует (нужно обеспечить установку внутренней канализации)

Специфика образовательного процесса:

  • количество учащихся находится в прямой зависимости от площади учебного заведения, которой школа располагает для каждого ученика;
  • СанПиН по школам определяет максимально позволенное количество уроков по возрастам школьников: расписание должно соответствовать нормативам (к примеру, для первоклассников не разрешено более, чем четыре урока в день, у выпускников допускается 7-8);
  • для учащихся первых классов в учебном году могут быть предусмотрены дополнительные каникулы;
  • преподаватели обязаны раз в 2 года пройти переподготовку, а после — переаттестацию.
  • школа обязана обеспечить свободный доступ к водоснабжению;
  • качество продуктов для питания и питьевой воды администрации школы контролирует согласно нормы СанПиН для школ;
  • каждый, кто работает в школьной столовой 2 раза в год обязан пройти медосмотр и т.д.

Отдельно большое внимание СанПиНы для образовательных учреждений 2017 г уделяет питьевому режиму. Организация этого процесса должна постоянно находиться под контролем руководства школы. В школе предусматривается обеспечение учащихся водой для питья согласно сан норм.

Предусматривается 2 варианта осуществления питьевого режима: стационарные фонтанчики для питья и вода из емкостей с расфасованной водой. К местам питья в школе необходимо обеспечить доступ на протяжении всего времени пребывания детей в образовательном заведении.

Фонтанчики для питья предусмотрено оборудовать ограничительными кольцами вокруг вертикальной подачи воды. Высота их должна соответствовать, как указано в СанПиН для школ (с изменениями), не меньше 10 см.

Организовывая режим питья из бутылок с водой, школа должна обеспечить учащихся необходимым количеством чистой посуды для питья (из стекла и фаянса в столовых, одноразовой посудой — в учебных комнатах и спальных помещениях), а еще подносами с маркировкой для чистых и использованных стаканов или чашек, либо контейнерами — для попользованной экспресс-посуды.

СанПиН по школам действующий заостряет внимание на том, что, используя установки с дозаторами для питьевой воды из емкостей, обязательно менять емкость не реже 1 раза в 2 недели.

Когда в населенном пункте нет централизованного водоснабжения, школьный СанПиН, действующий на сегодня, регламентирует, что обеспечение питьевого режима для учащихся происходит исключительно с использованием бутилированной воды, строго контролируя ее розлив. Такая вода для детских учреждений должна иметь документальное подтверждение своего качества и безопасности. Разрешено устанавливать кулеры с питьевой водой в классах.

Роспотребнадзор строго рекомендует помнить, что кулер или механическая помпа для воды требуют ухода по всем правилам, иначе они могут нести опасность. Известно немало фактов, когда в таких кулерах с водой обнаруживали слизь, плесень, колонии бактерий и неорганические примеси из-за нерадивого отношения к гигиене. В таких ситуациях потребление воды из кулера может служить причиной кишечных расстройств, поэтому важно соблюсти все санитарно-гигиенические нормы в школе при организации режима питья.

Пользуясь кулером для обеспечения школьников водой для питья, следует выполнять и рекомендации Международной ассоциации бутилированных вод (IBWA), следовать инструкциям эксплуатации кулеров. СанПиН в школе обязывает обеспечить санобработку и дезинфекцию емкостей от микробов, освобождение его от осадков и регулярное мытье. Для обеззараживания нужно применять моющие растворы, позволенные СанПиН (работы 2017), имеющие официальную регистрацию в РФ и инструкцию применения.

При соблюдении всех норм пользование водой из кулеров станет безопасным, чего требует СанПиН школы.

Оснащение классов в школе по СанПиН

Санитарно-эпидемиологические требования к образовательным учреждениям рассказывают о многих деталях, на которые нужно обратить внимание как преподавателям, работающим в этих классных комнатах, так и руководству заведений, и родителям, чьи дети проводят время учебы в этих помещениях. Многие требования претерпели очередные изменения, но важно понимать, что между «запрещено» и «рекомендовано» находится большая разница. Читая закон, следует внимательно рассматривать эти понятия. Итак, требования СанПиН к организации рабочего пространства кабинета останавливаются на следующих моментах:

«7.1.9. Для рационального использования дневного света и равномерного освещения учебных помещений следует:

  • не закрашивать оконные стекла;
  • не расставлять на подоконниках цветы, их размещают в переносных цветочницах высотой 65 — 70 см от пола или подвесных кашпо в простенках между окнами;
  • очистку и мытье стекол проводить по мере загрязнения, но не реже 2 раз в год (осенью и весной)»

На родительском собрании каждый педагог должен довести до родителей СанПиН нормы для школы, разъяснив, что размещение цветов на окнах запрещено, чтобы освещенности рабочих мест учеников была максимально полезной для детей. Важно, чтобы на пути света не возникало никаких препятствий и ничего не мешало свободному освещению парт даже в ряду, стоящем у стенки, противоположной той, которая оснащена окнами. Параллельно с тем, гигиена в цветочных горшках часто находится не на должном уровне, нередко там заводятся насекомые, которые могут стать причиной совершенно нежелательных результатов. В-третьих, нередки факты, когда дети, особенно в младшей школе, любят пробовать на вкус листочки растений, а у многих комнатных цветов они бывают ядовитыми или с эфирными маслами, которые вызывают аллергические реакции у школьников. Безопасность пребывания детей в школе должна стоять на первом месте.

Это интересно:  Минимальная пенсия по инвалидности 3 группы

СанПиН по школе рассматривает и вопрос того, как должны выглядеть полы в классных кабинетах, каким нормам соответствовать. Это очень немаловажно, потому что ситуации бывают самые непредвиденные. Например, передвигаясь в классе, ученик может находиться в обуви, которая скользит на мокрой поверхности. Если полы выполнены из скользкого материала, это может стать причиной травмиро вания школьника, или, как минимум – его падения. А это очень нежелательно. Важность такого момента безусловна. Поэтому СанПиН разъясняет, какие полы в учебных помещениях должны иметь покрытия, какой краской быть покрашены и какую структуру сохранять:

«4.29. Полы в учебных помещениях и кабинетах и рекреациях должны иметь дощатое, паркетное, плиточное покрытие или линолеум. В случае использования плиточного покрытия поверхность плитки должна быть матовой и шероховатой, не допускающей скольжение.

Полы во всех помещениях должны быть без щелей, дефектов и механических повреждений».

Делая ремонт, обязательно нужно свериться с СанПиН для школы, последний (скачать), чтобы создать максимально комфортные и безвредные условия обучения детям и работы педагогам. В новых зданиях для целей образования при подготовке техдокументации и введения в эксплуатацию тоже следует руководствоваться требованиями норм СанПиНа в школе. Этот документ подетально уделяет внимание организации рабочего пространства кабинетов, где ежедневная работа учащихся должна проходить эффективно и безопасно, а контроль за этим обязательно должно осуществлять и руководство школ, и родительские комитеты.

  • высоту потолков;
  • какого цвета могут быть стены в классах и в самой школе;
  • как должна выглядеть, каким цветом следует покрасить доску в классе;
  • может ли быть в классной комнате шкаф для верхней одежды учеников;
  • как должна выглядеть входная дверь в класс.

Каждый класс, кроме окон и цветов, полов и стен, обязательно наполняется мебелью, которая служит целям обучения. Это особенно важный элемент, не столько в дизайне помещения, как в обеспечении аспектов, касающихся здоровья и удобств учащихся. Мебель –это и шкаф, и рабочая доска, и парты со стульями, которыми ежедневно и многочасово предстоит пользоваться учащимся как младшей, так и старшей школы. СанПиН по школам новый предписывает, что каждому учащемуся обязательно должно предоставляться рабочее место (за партой или столом, игровыми модулями) в соответствии с ростовыми особенностями школьника:

«5.2. В зависимости от назначения учебных помещений могут быть использованы различные виды ученической мебели: школьная парта, столы ученические (одноместные и двухместные), столы аудиторные, чертежные или лабораторные в комплекте со стульями, конторки и другие. Табуретки или скамейки вместо стульев не используют»

Мебель для школьников следует приобретать только ту, что изготовлена из сырья, безопасного для здоровья детей. Она должна быть безопасной и соответствующей росту и особенностям возраста школьников, отвечать требованиям эргономики. СанПиН 2017 для школы описывает и то, на каком расстоянии парты должны находиться от поверхности сидений, какие иметь регуляторы для рабочих плоскостей парт, и каким должен быть угол наклона парт и многое другое относительно мебели для учеников.

Школьная мебель для учащихся имеет размеры, соответствующие росту детей. Нормы СанПиНа в школе 2017 года подчеркивают, что размеры сидений и парт должны соответствовать значениям, приведенным в таблице ниже.

«Размеры школьной мебели и ее маркировка»

Группа роста (в мм)

Изменения СанПиН 2.4.2.2821-10 для школ на 2018-2019 учебный год

  • Поделиться с:

Санитарно-эпидемиологические нормы и правила (СанПиН) для школ являются первоочередным документом, которым должны руководствоваться руководители учебных заведений во время организации учебного процесса. СанПиН 2.4.2.2821-10 для школ периодически дополняется и изменяется, в том числе, на 2018-2019 учебный год.

Правила, прописанные в документе, являются обязательными для исполнения во всех государственных и частных образовательных учреждениях. Они должны учитываться при разработке нормативной и технической документации, которая проходит согласование в соответствующих инстанциях.

Цель документа – обеспечение комфортных условий в зданиях и помещениях, в которых обучаются школьники, установление нормативов безопасности окружающей среды. Только в школах, в которых соблюдаются прописанные требования, возможно получение качественного образования.

Правила предписывают, что в каждой школе должна быть современная компьютерная техника и доступ к сети интернет, спортивные залы, столовая, канализация, холодная и горячая вода.

Эти элементарные требования призваны обеспечить необходимые условия, позволяющие концентрироваться на учебном процессе, а не на решении каких-либо бытовых задач.

Требования к помещениям и оборудованию

СанПиН 2.4.2.2821-10 устанавливает:

  • что на пришкольных территориях должны быть предусмотрены места для стоянки транспортных средств, которые используются для перевозки учащихся
  • между корпусами зданий, которые возведены на одной территории, должны находиться отапливаемые переходы;

школьные гардеробы должны иметь вешалки, ячейки для обуви, крючки для одежды, соответствующие росту школьников;

  • кроме того, для удобства учащихся должны быть оборудованы гардеробные скамейки;
  • классные доски должны быть темно-зеленого или темно-коричневого цветов, при этом учебные помещения могут оборудоваться интерактивными досками, сенсорными экранами и другими современными приспособлениями, которые должны отвечать гигиеническим нормам;
  • температурный режим в туалетных комнатах должен быть не выше 21С, в душевых – не больше 25С;
  • часть кабинетов должна иметь доступ к водоснабжению.

Документ содержит требования и к малокомплектным учебным заведениям. В них должны быть такие обязательные помещения как гардероб, кабинеты для обучения, актовый зал, столовая, библиотека, санузлы, рекреация, подсобка, медицинский кабинет, спортзал, снарядная и другие необходимые административно-хозяйственные помещения.

Требования к организации учебного процесса

Кроме перечисленных требований, САНПИН устанавливает предельно допустимую нагрузку на учеников.

СанПиН детализирует и общий допустимый объем нагрузки на каждого школьника в течение одного дня.

Допускается:

  • для учащихся первых классов – 4 урока каждые 4 дня, и 5 уроков – 1 день (за счет урока физкультуры);
  • для учащихся 2-4-х классов – 5 уроков каждые 4 дня, и 6 уроков – 1 день (за счет урока физкультуры);
  • для учащихся 5-7-х классов – не более семи уроков ежедневно;
  • для учащихся 8-11-х классов – не более восьми уроков ежедневно.

Допускается проведение сдвоенных уроков физической культуры.

Особое внимание в правилах уделяется занятиям за компьютерами с жидкокристаллическими мониторами. Такие занятия не должны превышать 20 минут в 1-2-х классах, 25 минут – в 3-4-х классах, 30 минут – в 5-6 классах, 35 минут – в 7-11 классах.

Особое внимание в правилах уделяется занятиям за компьютерами с жидкокристаллическими мониторами. Такие занятия не должны превышать 20 минут в 1-2-х классах, 25 минут – в 3-4-х классах, 30 минут – в 5-6 классах, 35 минут – в 7-11 классах.

В 2018 году были внесены изменения в СанПин для школы на период учебного года 2018-2019

Изменения затронули требования к помещениям и оборудованию:

  • на школьных территориях должны быть предусмотрены места для стоянки транспорта, который перевозит учеников;
  • если школа состоит из нескольких строений, они должны быть сообщены между собой и оснащены отопительной системой;
  • не допускается установка уличных туалетов для учеников, если нет централизованной канализации (в этом случае следует предусмотреть внутреннюю канализацию).

Школьный общепит также должен соответствовать определенных требованиям:

  • свободный доступ к водоснабжению;
  • питьевая вода и продукты питания должны проходить контроль качества;
  • работники столовой дважды в год должны проходить медицинский осмотр и т.д.

Специфика образовательного процесса:

  • количество учеников зависит от площади, которая приходится на каждого ребенка;
  • документ определяет количество уроков для каждой возрастной группы, таким образом расписание уроков должно составляться согласно нормативам (например, для первого класса не должно быть более четырех уроков ежедневно, к последнему классу их может быть 7-8);
  • учебный год первоклассников может включать дополнительные каникулы;
  • учителя должны раз в два года проходить переподготовку, а после этого аттестацию.

Школа должна быть безопасным и продуктивным учреждением, которое дает полноценные знания обучающимся. Изменения, вносимые в СанПин, должны совершенствовать требования, которые были установлены более ранними законодательными документами.

Гигиенические рекомендации к расписанию уроков

Неодинакова умственная работоспособность обучающихся в разные дни учебной недели. Ее уровень нарастает к середине недели и остается низким в начале (понедельник) и в конце (пятница) недели.

Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день.

При составлении расписания уроков для обучающихся начальных, средних и старших классов необходимо пользоваться таблицами 1-3, в которых трудность каждого учебного предмета ранжируется в баллах.

Занятия физической культурой рекомендуется предусматривать в числе последних уроков. После уроков физической культуры не проводятся уроки с письменными заданиями и контрольные работы.

При правильно составленном расписании уроков наибольшее количество баллов за день по сумме всех предметов должно приходиться на вторник и (или) среду.

Таблица 1

Шкала трудности предметов для 1-4 классов

Общеобразовательные предметы Количество баллов (ранг трудности)
Математика 8
Русский (национальный, иностранный язык) 7
Природоведение, информатика 6
Русская (национальная) литература 5
История (4 классов) 4
Рисование и музыка 3
Труд 2
Физическая культура 1

Таблица 2

Шкала трудности учебных предметов, изучаемых в 5-9 классах

Общеобразовательные предметы Количество баллов (ранг трудности)
5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс
Химия 13 10 12
Геометрия 12 10 8
Физика 8 9 13
Алгебра 10 9 7
Экономика 11
Черчение 5 4
Мировая художественная культура (МХК) 8 5 5
Биология 10 8 7 7 7
Математика 10 13
Иностранный язык 9 11 10 8 9
Русский язык 8 12 11 7 6
Краеведение 7 9 5 5
Природоведение 7 8
География 7 6 6 5
Граждановедение 6 9 9 5
История 5 8 6 8 10
Ритмика 4 4
Труд 4 3 2 1 4
Литература 4 6 4 4 7
ИЗО 3 3 1 3
Физическая культура 3 4 2 2 2
Экология 3 3 3 6 1
Музыка 2 1 1 1
Информатика 4 10 4 7 7
ОБЖ 1 2 3 3 3

Таблица 3

СанПиН для школ с изменениями на 2019 год

Статьи по теме

СанПиН является важнейшим документом, регламентирующим деятельность школ. Документ периодически обновляется и эти обновления должны быть известны педагогам каждого образовательного учреждения. В статье рассмотрены положения и актуальные данные, изложенные в СанПиН для школ с изменениями на 2019 год.

  • расположению и территории учреждения;
  • зданию учреждения и находящимся внутри помещениям;
  • нормам воздушно-теплового режима;
  • освещению, водоснабжению, канализационным коммуникациям;
  • режимам воспитательно-образовательной деятельности для детей разного возраста;
  • санитарно-гигиеническому состоянию и системе мед. обслуживания учащихся.

КАКИЕ ТРЕБОВАНИЯ САНПИН ПРОВЕРЯТ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ?

Узнайте в журнале «Справочник руководителя образовательного учреждения», соблюдение каких требований СанПиН эксперты проверят в первую очередь при лицензионном контроле. Для удобства скачайте общешкольный план учебных кабинетов

При проведении плановых проверок инспектора уделяют много внимания тому, как в организации соблюдаются положения СанПиНа. Выполнение требований документа является важнейшим показателем соответствия школы законодательным нормативам. Ознакомиться с полной версией актуального свода правил можно, пройдя по предложенной ниже ссылке.

Основные положения нового СанПиНа для школ 2019

Известно, что во многих заведениях, построенных полвека назад, в настоящее время невозможно создать условия для поэтапного развития учащихся в соответствии с требованиями современного общества. Это обуславливает потребность внедрения последовательной трансформации структуры учреждения и регламента проводимых работ, целью которой является создание оптимальных условий для учебного процесса.

Изменения в СанПиН были внесены в начале 2018 года, и применимы в наступившем году. Нововведения затронули несколько организационных моментов. Новые условия установлены к помещениям и оборудованию школ; общепиту заведений и к организации уроков.

Наиболее важные изменения в СанПиН для школ 2019

При реализации требований нового СанПиНа для школ следует учесть некоторые значимые изменения, утвержденные в документе:

  • заведение должно располагаться в жилом районе;
  • учебную мебель следует подбирать в соответствии с возрастными особенностями учащихся, также предусмотрена обязательная маркировка предметов (парт, стульев) соответствующим цветом;
  • меньшую по габаритам мебель располагают в передних рядах, а большую – в задних;
  • здание должно быть оснащено вентиляционной и отопительной системой;
  • для наблюдения за режимом температуры в классах должны располагаться термометры;
  • кабинеты должны освещаться за счет источников как естественного, так и искусственного освещения.

Подробное описание последних изменений в СанПиН для школ

Рассматривая СанПиН для школ с изменениями на 2019 год, следует обратить внимание на следующие положения.

В непосредственной близости к школе должна быть сооружена стоянка для транспорта. Если площадь стоянки небольшая, в первую очередь она предназначается для организации сбора и коллективной перевозки учащихся, в том числе школьников с ОВЗ. Между строениями школы должны проходить отапливаемые переходные коридоры, за исключением регионов, относящихся к IV климатическому району и к IIIБ подрайону.

Переработанные требования для малокомплектных заведений определяют минимально допустимое количество помещений. Подробная информация изложена в файле с подробными нормами СанПиН, который представлен выше.

В общеобразовательных организациях спортивные залы со вспомогательными помещениями, мастерские, гардеробные и столовые следует размещать на нижнем этаже, при этом гардероб может располагаться на цокольном этаже.

Согласно требованиям СанПиН для школ 2019 г. помещение для приготовления пищи в учреждении обязательно следует оборудовать:

отдельным местом для работы с овощами;

участком приготовления горячей еды;

моечным сектором с раздельными зонами очистки наборов столовой и кухонной посуды;

кладовой для хранения продуктов, в том числе отдельной комнатой хранения скоропортящихся продуктов.

Частота приема пищи и график работы столовой определяют, исходя из продолжительности учебных смен.

Для кабинета медицинского назначения определены следующие условия обустройства: поверхности пола, потолка и стен покрывают материалами, позволяющими легко проводить влажную очистку и дезинфекцию. Внутренняя отделка комнат должна быть гладкой и без повреждений. Минимальная площадь медкабинета для проведения осмотров и процедурной должна составлять не менее 12 м2. В кабинетах устанавливают умывальники с подводкой горячей и холодной воды, источники естественного и искусственного освещения согласно гигиеническим нормам, место для изоляции больных детей, где они смогут находиться до приезда родителей или службы скорой помощи.

СанПиН для школ 2019 г. рекомендует учитывать максимально допустимые нормы при распределении учебной нагрузки. В документ внесено предложение по оптимизации объема времени, которое дети должны тратить на выполнение домашних заданий в зависимости от возрастной категории. Также в СанПиНе отмечено, что реализация программы через организацию урочных и внеурочных занятий (на них отводится до 10 часов в неделю), повышает риски, связанные с усилением нагрузки на школьников. Поэтому при составлении расписания педагогам следует строго следить, чтобы количество занятий в школьном расписании не превышало установленные в документе нормы.

В актуальной редакции документа предложена схема, разделяющая учебные предметы по сложности, что важно учитывать при составлении расписания. Самые сложные предметы, имеющие высокий ранг трудности, рекомендовано включать в середину недели (вторник, среда) до 12 часов. Уроки физической подготовки лучше проводить в конце смены, а если это невозможно, постараться не планировать проверочные работы после физкультуры. Предложение строгого режима распределения нагрузки обусловлено общим ухудшением здоровья школьников, увеличением числа детей школьного возраста, страдающих хроническими заболеваниями. Соблюдение рекомендаций актуального документа позволит сохранить и укрепить эмоциональное и физическое здоровье учащихся.

СанПиН для начальной школы 2019 рекомендует внимательно относиться к загрузке малышей, особенно первоклассников. Для самых маленьких учащихся предусмотрено постепенное введение предметов, системы оценки знаний и увеличение количества занятий в день. Уроки для первых классов организуют строго в первую смену. Задания для выполнения дома для малышей упразднены. При необходимости разрешается вводить дополнительную неделю каникул. Если школа предоставляет услуги продленного обучения в начальных классах, дети должны получать полдник, в расписании выделяют время для послеобеденного сна и прогулки.

Еще несколько небольших изменений, утвержденных в документе, призваны улучшить условия для ведения образовательного процесса. Гардеробные разрешено оборудовать скамьями, в них устанавливают вешалки-крючки или плечики, которые располагают с учетом роста детей. Если помещение для занятий физкультурой оборудовано на втором этаже, необходимо обеспечить соответствующую шумоизоляцию и соблюдать нормы допустимого уровня вибрации. Исполнение этих правил обязательно для поддержания комфортного микроклимата в других помещениях школы.

Согласно СанПиН с изменениями 2019 года, в кабинетах допускается установка темно-зеленых или темно-коричневых классных досок. Некоторые классные помещения, например, лабораторные, должны иметь подвод воды. Рекомендовано оснащать классы сенсорными экранами, интерактивными досками. В СанПиНе обозначены временные рамки, рекомендованные для занятий с использованием техники, имеющей жидкокристаллические дисплеи.

СанПиН с изменениями для школы 2019 г. представляет собой свод правил, необходимых к выполнению любым общеобразовательным заведением. В документе четко прописаны требования, следуя которым становится возможным создать оптимальную среду для получения образования в условиях динамичного развивающегося современного общества.

СанПиН-2019: правила новые — качество прежнее

Роспотребнадзор разработал и опубликовал проект новых санитарных правил и норм (СанПиН) для организации питания детей в школе и дошкольных учреждениях. Существующие санитарные правила давно устарели и нуждаются в серьезной переработке, так что новость вызвала широкий общественный резонанс.

В первую очередь родителей обеспокоил предполагаемый запрет на продукты, принесенные из дома. Руководитель Роспотребнадзора А.Ю.Попова разъяснила позицию ведомства: «Кормить своего ребенка так, как родитель считает нужным, сегодня его неотъемлемое право, и здесь никто ничего регулировать не собирался и не собирается. А вот как правильно организовать питание в школе, чтобы оно было полезным, чтобы на него не жаловались ни дети, ни родители? Главное, чтобы оно было для здоровья ребенка, о чем мы все сегодня говорим. Это основная задача СанПиН».

Эксперты Росконтроля внимательно изучили законопроект и обращают внимание на другие, не менее принципиальные замечания*.

1. Несбалансированное питание

Приведенные в проекте СанПиНа обязательные наборы продуктов, которым должны будут жестко следовать организаторы питания в школах и детских садах, весьма далеки от принципов здорового питания. Более того, они не соответствуют даже ранее утвержденным Роспотребнадзором « Нормам физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации»для детей и подростков и рекомендациям ВОЗ.

С солью ситуация еще хуже. Если придерживаться заявленного в проекте рациона питания, в день ребенок получит около 10 г соли вместо рекомендованных 2,5 г — именно такова потребность ребенка в натрии в пересчете на поваренную соль.

Таким образом, неукоснительное выполнение санитарных правил приведет к формированию у детей пищевых привычек, которые сегодня признаны факторами развития неинфекционных заболеваний, включая диабет, болезни сердца, инсульт и рак.

2. Устаревшие требования

В новом СанПиНе повторяется множество требований, которые уже давно пора актуализировать. Сегодня много говорится о витаминной недостаточности у детей, однако актуальным на сегодняшний день является дефицит не только витамина С, но, в первую очередь, витаминов группы B. В проекте СанПиНа сохранились требования к C-витаминизации готовых блюд согласно инструкции 1972 года. Между тем, сегодня доступен большой ассортимент витаминизированных продуктов промышленного производства, и именно с их использованием необходимо проводить витаминизацию рационов питания детей. Есть в проекте и множество других архаизмов. Например, запрещены разделочные доски из пластика, не предусмотрено использование современных отделочных материалов, устарели и регламенты использования дезинфицирующих средств.

Топ-10 запретных плодов для детей: мнение эксперта

3. Отсыл к несуществующим сборникам рецептур

Отдельного упоминания заслуживает вопрос допустимых для использования при приготовлении питания детей технологий. Проект СанПиНа ссылается на некие сборники рецептур. Но, проблема в том, что на сегодняшний день официальных утвержденных сборников просто не существует, а значит выполнить данную рекомендацию невозможно.
Для начала, сначала следовало бы все-таки разработать такие сборники, придать им официальный статус и лишь после этого требовать соблюдения приведенных там рецептур и технологий изготовления продукции. А пока в санитарных правилах достаточно лишь регламентировать требования к технологии изготовления, составу и пищевой ценности продукции, предназначенной для детей.

4. Запрет на домашнюю еду

В России, и ни для кого это не секрет, организации питания в детских садах и школах оставляет желать лучшего. Многие родители предпочитают вовсе отказаться от предоставляемых завтраков и обедов и кормить ребенка исключительно домашней едой. Согласно новым правилам это будет невозможно.

По-мнению экспертов запрет на продукты, принесенные из дома, безусловно оправдан с точки зрения профилактики кишечных инфекций и пищевых отравлений у детей. Но не учитывает целого ряда факторов: социально-экономических, ведь некоторые семьи просто не могут платить за школьное питание; поведенческих — пищевые привычки у детей; медицинских — пищевая непереносимость или потребность в особом питании у отдельных детей.

И не будем забывать про недоверие (иногда вполне оправданное) многих родителей к системе организованного питания в образовательных учреждениях. Если запрет будет введен в действие, многие дети просто останутся сидеть на уроках голодными. Разумной альтернативой был бы запрет использования скоропортящихся пищевых продуктов, а также готовых блюд и кулинарных изделий, принесенных из дома. Да и то, лишь в том случае, если образовательное учреждение не может обеспечить их надлежащие условия для хранения.

Что такое псевдодетские продукты и чем они опасны для ребенка?

5. Качество за кадром

За рамками государственного регулирования остался и самый важный вопрос — вопрос качества продуктов, используемых в питании детей. Между тем, на сегодня это проблема номер один. По данным Росконтроля, продукты ненадлежащего качества и с признаками фальсификации наводнили российский рынок пищевых продуктов, а в сегменте социального питания, по некоторым данным, доля фальсификата еще выше, чем на открытом рынке. Вопросы контроля качества продукции также обязательно следовало бы включить в санитарные правила.

*Полный текст замечаний и предложений, подготовленный экспертами Росконтроля, передан в Роспотребнадзор.

Статья написана по материалам сайтов: worknet-info.ru, www.menobr.ru, roscontrol.com.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector