+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Сдача отчетности по каналам связи

Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет», 2010, N 12

Информационные технологии активно используются в работе налоговых органов. В посткризисный период особое внимание уделяется поиску возможностей повышения производительности труда в условиях ограниченной численности работников. Одним из путей является совершенствование процессов обработки данных. При этом актуальность приобретают информационные технологии, которые являются эффективным источником резервов экономии рабочего времени, повышения производительности процесса электронного документооборота.

Отправной точкой перехода к новой прогрессивной системе стало то, что начиная с 1999 г. в Налоговом кодексе РФ (НК РФ) была предусмотрена возможность сдачи отчетности на дискетах. Однако магнитный носитель не освобождал плательщиков от сдачи налоговых деклараций на бумаге. Это позволяло сократить время на прием и обработку данных налоговым инспекторам, но не облегчало процесс сдачи отчетности налогоплательщику.

В настоящее время для совершенствования взаимоотношений с налогоплательщиками Федеральной налоговой службой применяются новые информационные технологии и переход на бесконтактные формы общения. В итоге посещение инспекции и простаивание в очередях теряют былой смысл. На первый план выходит удобство передачи отчетности в электронном виде.

В соответствии с изменениями, введенными в действие Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ в часть первую НК РФ, налогоплательщики вправе представить документы, которые должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), в электронном виде. При представлении налоговой декларации (расчета) в электронном виде копия документа, подтверждающего полномочия представителя на подписание налоговой декларации (расчета), может быть представлена в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (ТКС). Кроме того, истребуемые документы (в соответствии со ст. 93 НК РФ) также могут быть переданы в электронном виде по ТКС.

Как отметил руководитель ФНС России М.В. Мишустин на Международной научно-практической конференции, посвященной 20-летию образования налоговых органов РФ, в настоящее время отчетность в электронном виде сдают 60% компаний и 53% индивидуальных предпринимателей. Активное использование ТКС налогоплательщиками будет только развиваться.

Содержание

Правовая основа

Основой для построения деловых отношений между государством и юридическими лицами с использованием электронного документооборота стал Приказ ФНС России от 02.11.2009 N ММ-7-6/534@, утверждающий Методические рекомендации по организации электронного документооборота при представлении налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде по ТКС (далее — Методические рекомендации). Он заменил ранее применявшиеся аналогичные документы — Методические рекомендации, утвержденные Приказом МНС России от 10.12.2002 N БГ-3-32/705@, и Временный регламент обмена электронными документами по телекоммуникационным каналам (утв. Приказом ФНС России от 06.02.2008 N ММ-3-6/50@).

Также правовую сторону данного вопроса регулируют следующие нормативные документы: Федеральный закон от 07.07.2003 N 126-ФЗ «О связи»; Федеральный закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»; Федеральный закон от 10.01.2002 N 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи»; Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»; Порядок представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденный Приказом МНС России от 02.04.2002 N БГ-3-32/169; Положение о разработке, производстве, реализации и эксплуатации шифровальных (криптографических) средств защиты информации (Положение ПКЗ-2005), утвержденное Приказом ФСБ России от 09.02.2005 N 66; Инструкция об организации и обеспечении безопасности хранения, обработки и передачи по каналам связи с использованием средств криптографической защиты информации с ограниченным доступом, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну, утвержденная Приказом ФАПСИ от 13.06.2001 N 152.

Кто обязан сдавать отчетность в электронном виде

Представление отчетности на бумажных носителях — самый простой и недорогой способ. Однако в этом случае возникает ряд проблем:

  1. Бухгалтер сам заполняет формы, распечатывает, проверяет, несет в инспекцию, стоит в очередях (в том числе и на почте).
  2. Сотрудники налоговых органов не всегда успевают оперативно вводить отчетность в базу данных. Это приводит к претензиям в адрес налогоплательщика и необходимости несколько раз посещать инспекцию.
  3. При ручном вводе велик риск технических ошибок.

Поэтому и была создана система сдачи отчетности в электронном виде. Какое-то время она являлась добровольной, однако постепенно перешла в разряд обязательной. С 01.01.2007 фирмы, численность работников которых превышала 250 человек, обязали подавать декларации и расчеты посредством ТКС.

С 01.01.2008 сдавать налоговые декларации в электронном виде стали обязаны компании, чья среднесписочная численность по итогам предыдущего года превысила 100 человек, включая работающих в филиалах. Причем если этот лимит превышен в течение текущего года, например в апреле 2010 г., то переходить на электронную отчетность сразу не нужно. Первый раз отправить электронные декларации компании придется только за первый отчетный период следующего года.

Среднесписочная численность работников за год = Среднесписочная численность работников за все месяцы отчетного года / 12 мес.

Среднесписочная численность работников за месяц = Списочная численность работников за каждый календарный день месяца, т.е. с 1-го по 30-е или 31-е число (для февраля — по 28-е или 29-е число), включая праздничные (нерабочие) и выходные дни / Число календарных дней месяца.

Расчет среднесписочной численности работников производится на основании ежедневного учета списочной численности работников, которая должна уточняться на основании приказов о приеме, переводе работников на другую работу и прекращении трудового договора.

Численность работников списочного состава за каждый день должна соответствовать данным табеля учета рабочего времени работников, на основании которого устанавливается численность работников, явившихся и не явившихся на работу.

Крупнейшие налогоплательщики, независимо от их численности, также должны отправлять налоговые декларации в межрайонные инспекции через Интернет. У них эта обязанность появляется в момент постановки на учет в межрайонной инспекции. Критерии отнесения организаций — юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на федеральном и региональном уровнях, установлены ФНС России (Приказ МНС России от 16.04.2004 N САЭ-3-30/290@, в редакции Приказа ФНС России от 02.04.2010 N ММ-7-2/161@).

Только в этих случаях налоговые органы имеют право требовать подачи декларации по ТКС. Следует отметить, что налоговый орган не вправе устанавливать для налогоплательщика, деятельность которого не соответствует вышеуказанным критериям, обязательность сдачи отчетности в электронном виде.

Взаимодействие налогоплательщика с государственными органами по представлению отчетности в электронном виде отражено на рис. 1.

Взаимодействие налогоплательщика с государственными органами по представлению отчетности в электронном виде

ФНС — Федеральная налоговая служба

ПФР — Пенсионный фонд РФ

ФОМС — Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

ФСГС — Федеральная служба государственной статистики

Порядок электронного документооборота

В настоящее время электронная отчетность поступает в налоговые органы не напрямую, а через специализированного оператора связи, т.е. посредством телекоммуникационных систем.

Специализированный оператор связи — это организация, предоставляющая услуги по обмену открытой и конфиденциальной информацией между налоговыми органами и налогоплательщиками в рамках системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по ТКС. Он выступает независимым информационным посредником между компаниями и налоговыми органами.

Звено «Оператор связи» необходимо для обеспечения корректного документооборота между плательщиком и государственными органами. Оператор связи выступает в роли «электронного нотариуса», т.е. при возникновении споров оператор связи является третьей стороной, которая правомочна подтверждать факт доставки и отправки документов.

Функции оператора связи:

оказание всего комплекса услуг, связанного с предоставлением и обновлением программного обеспечения для отправки отчетности по ТКС;

доставка электронных налоговых деклараций в инспекцию;

обеспечение конфиденциальности доставляемой информации с помощью средств криптографической защиты;

поддержка актуальных форматов налоговых деклараций и форм бухгалтерской отчетности.

Оператором связи может стать только та организация, которая получила соответствующие лицензии Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ, Минсвязи России, сертифицировала программные средства, телекоммуникационную инфраструктуру и др. Свои функции специализированные операторы выполняют на основе соглашений с налоговыми органами.

В работе системы принимают участие три стороны: налогоплательщик, специализированный оператор связи и инспекция ФНС России.

Алгоритм взаимодействия сторон в электронном документообороте включает следующие действия:

  1. Учреждение-налогоплательщик формирует налоговую декларацию (расчет) в электронном виде в соответствии с порядком ее заполнения по утвержденному формату, подписывает ее электронной цифровой подписью (ЭЦП).

Если декларация формируется и направляется доверенным представителем, он фиксирует в файле свою подпись. Кроме того, в составе направляемых документов должно быть информационное сообщение о реквизитах доверенности. До вступления в силу Приказа ФНС России от 02.11.2009 N ММ-7-6/534@ таких требований не было.

  1. Далее налогоплательщик шифрует файл с декларацией и формирует «транспортное сообщение». Транспортное сообщение — формируемый получателем для отправителя электронный документ, оформленный в соответствии с требованиями к формату обмена сообщениями между налогоплательщиками, специализированными операторами связи и налоговыми органами по ТКС.

Если транспортное сообщение формирует представитель налогоплательщика, то декларация и сообщение о доверенности включаются в одно транспортное сообщение. В таком виде электронные документы направляются в адрес налогового органа через оператора связи, от которого в течение 2 ч должно прийти подтверждение. Требования к структуре транспортного сообщения, передаваемого по ТКС, утверждены Приказом ФНС России от 26.03.2009 N ММ-7-6/141@.

  1. Далее оператор связи направляет налогоплательщику документ «Подтверждение даты отправки электронного документа». В нем указываются реквизиты, характеризующие завершение соответствующего этапа документооборота.
  2. Получив от оператора связи подтверждение даты отправки электронного документа, налогоплательщику в течение суток следует сформировать извещение о получении подтверждения и отправить его в адрес специализированного оператора.

Документ также сохраняется отправителем-налогоплательщиком или его представителем.

  1. Проводится первичная проверка налоговыми органами.

Налоговые органы в первую очередь проверяют имя отправителя, его полномочия, тип сообщения, соответствие вложения в файле, уникальность имени файла, соответствие требованиям Унифицированного формата транспортного сообщения, подлинность ЭЦП отправителя. Все эти мероприятия проводятся автоматически при приеме электронного документа от оператора связи.

Дальнейшие действия будут зависеть от правильности и корректности электронного документа.

Если электронный документ не соответствует критериям проверки, в налоговом органе автоматически сформируется сообщение об ошибке. В таком случае считается, что декларация в инспекцию не представлена. Поэтому следует устранить ошибки, заново сформировав электронный документ, и отправить его еще раз.

Отчетность, переданная по ТКС через специализированного оператора связи, может быть не принята налоговым органом по следующим причинам:

  • документ не может быть расшифрован;
  • отсутствует ЭЦП или проставлена ЭЦП неуполномоченного лица;
  • реквизиты в документе не соответствуют реквизитам отправителя;
  • документ представлен не в том формате;
  • документ содержит ошибки в формате представления, т.е. в нем имеются арифметические ошибки.

При положительном результате налоговый орган формирует извещение о получении электронных документов. Оно отправляется в адрес налогоплательщика (представителя) в течение 4 ч с момента получения декларации. Отправителем будет инспекция, но получит налогоплательщик такое извещение от специализированного оператора.

  1. Проводится окончательный контроль налоговыми органами.

По результатам успешно пройденного полного первичного контроля декларация (расчет) попадает в программный комплекс налоговых органов для окончательного контроля.

При выявлении нарушений будет сформировано уведомление об отказе в приеме декларации (расчета) с указанием причин отказа. Причины могут быть различные — к примеру, недействующий формат налоговой декларации, недействующая ЭЦП, реквизиты отправителя декларации не совпадают с реквизитами владельца ЭЦП и др.

Форма уведомления об отказе в Методических рекомендациях не приводится. Дело в том, что она была утверждена ранее.

При отсутствии нарушений налоговая декларация регистрируется в налоговой базе. В этом случае формируется квитанция о приеме. Ее форма в Методических рекомендациях также не приводится — она утверждена ранее Приказом ФНС России от 25.02.2009 N ММ-7-6/85@.

  1. При получении от налогового органа через специализированного оператора квитанции о приеме налогоплательщик (представитель) не позднее следующего рабочего дня с момента получения информирует налоговый орган о получении такого документа.

Квитанция о приеме электронной декларации (расчета) подтверждает, что отчетность сдана. В случае если в ходе дальнейшей обработки декларации будут выявлены ошибки или несоответствия, налогоплательщик должен представить уточненную декларацию.

  1. Данные вводятся в общую базу.

В налоговом органе декларация (расчет) проходит процедуру ввода. По ее результатам формируется извещение о вводе или уведомление об уточнении в случае выявления ошибок в представленной налоговой декларации (расчете). Эти документы отправляются налогоплательщику через специализированного оператора не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления документа в инспекцию. Работники отдела ввода и обработки данных ежедневно формируют протоколы ошибок взаимоувязки показателей налоговых деклараций и при необходимости их распечатывают. Указанные протоколы формируются в автоматизированном режиме и передаются в отдел камеральных проверок для использования при проведении камеральных налоговых проверок и камеральных проверок;

  1. Налогоплательщик должен направить в инспекцию извещение о получении извещения о вводе или уведомления об уточнении.

После получения квитанции о приеме и извещения о вводе считается, что учреждение как налогоплательщик исполнило свои налоговые обязанности по представлению отчетности, и заявленная в декларации (расчете) сумма налога учтена на его лицевом счете.

Алгоритм взаимодействия сторон в электронном документообороте представлен на рис. 2.

Электронный документооборот между налогоплательщиком и налоговой инспекцией

После того как отчет отправлен, необходимо следить за ответными сообщениями специализированного оператора и инспекции. Факт передачи отчета будет признан, если у организации есть следующие электронные квитанции, подписанные ЭЦП их отправителя:

  • подтверждение специализированного оператора о дате отправки;
  • квитанция налогового органа о получении отчетности;
  • протокол входного контроля, подтверждающий прием отчетности.

Если все эти документы собраны, прием отчетности становится юридическим фактом.

При этом компания и инспекция ведут собственные архивы отправленных и принятых файлов отчетности, подтверждений операторов и протоколов входного контроля. В свою очередь, оператор связи ведет свой архив подтверждений. В совокупности эти документы являются доказательной юридической базой о сдаче компанией отчетности, необходимой для разрешения возможных спорных ситуаций. При возникновении конфликтов, связанных с оспариванием авторства и содержимого документа, а также с разной трактовкой даты и времени поступления электронного файла получателю, оператором связи проводится экспертиза ЭЦП.

Следует обратить внимание, что решения, применяемые операторами связи непосредственно для передачи отчетности, несколько отличаются друг от друга. Например, при использовании технологии так называемого тонкого клиента бухгалтер заполняет и проверяет отчетность на удаленном сервере провайдера, после этого шифрует и отправляет в инспекцию. То есть специализированный оператор в течение некоторого времени имеет теоретическую возможность доступа к содержимому документа.

Использование технологии «толстого клиента», построенной по принципу электронной почты, гарантирует конфиденциальность отчетности. Расшифровать информацию, посылаемую по каналам связи, не сможет никто, кроме налогоплательщика и инспекторов. Оператор связи в данном случае не имеет даже теоретической возможности доступа к содержанию отчетности предприятия, поскольку информация отправляется уже в зашифрованном виде.

Это интересно:  С какого возраста можно заключать трудовой договор

Компания, пользующаяся услугами оператора связи, может сменить его в любое время. Однако это лучше делать тогда, когда истекает срок договора с прежним поставщиком услуг по передаче отчетности. Обычно подобные договоры заключают на год. Если компания заключит договор с новым специализированным оператором до срока истечения ранее подписанного контракта, прежний поставщик вряд ли вернет компании уже уплаченные деньги. В результате налогоплательщик получит две работающие оплаченные системы, одной из которых он пользоваться уже не будет. Новый специализированный оператор заново установит все программы для формирования отчетов и шифрования данных. Сертификат ЭЦП, скорее всего, тоже придется получать заново, ведь со старым ключом могут случиться какие-то неполадки, и новый специализированный оператор не сможет установить их причину. На данный момент некоторые специализированные операторы предлагают потенциальным клиентам всяческие бонусы за переподключение к их системе. Но таким предложениям не всегда стоит доверять, по причине того, что подобные бонусы часто компенсируются повышенными тарифами. Крупные и надежные специализированные операторы таких акций не проводят.

Методические рекомендации помимо требований к документам, правилам их хранения, процедурам взаимодействия участников процесса содержат описание действий при нештатных ситуациях в электронном документообороте.

К нештатным отнесены такие ситуации:

несогласие участника информационного взаимодействия с решением о результате процедур электронного документооборота;

невозможность в установленные сроки выявить и устранить причины нарушения сроков исполнения электронного документооборота;

нарушение работоспособности средств криптографической защиты информации.

Когда нет возможности отправить установленные электронные документы в течение сроков, определенных Методическими рекомендациями, совместно со специализированным оператором в течение суток выявляют причины и принимают меры к разрешению сложившейся ситуации. Выходные и праздничные дни во внимание не принимаются.

Если и далее не удается разрешить нештатную ситуацию в нормативные сроки, налоговый орган создает специальную комиссию. Она составит акт с указанием на разногласия, представленные на рассмотрение. Здесь отразятся результаты проверки, их оценка, а также обоснование принятого решения (документ будет составляться в простой письменной форме и заверяться собственноручными подписями участников спора).

Сдать декларацию в налоговую инспекцию, где зарегистрированы филиалы, компания может централизованно. Бухгалтер головной компании, используя свой сертификат ЭЦП, может отправить со своего компьютера отчеты за все филиалы и отделения на сервер оператора связи.

Единственное, что для этого нужно сделать, это указать в программе коды инспекций. Дальше декларации автоматически рассылаются по нужным налоговым инспекциям. При этом филиалы, при наличии такой возможности, могут заключать отдельные договоры со специализированными операторами.

Штрафы

Налоговым законодательством предусмотрена ответственность за нарушение установленного способа представления налоговой декларации (расчета). В соответствии со ст. 119.1 НК РФ несоблюдение порядка представления налоговой декларации (расчета) в электронном виде в случаях, предусмотренных НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 200 руб.

Бывают случаи, когда из-за технических неполадок, произошедших по вине оператора связи, отчетность налогоплательщика не попадает в налоговую инспекцию вовремя. Возникает вопрос, на ком лежит ответственность за несвоевременное представление отчетности в налоговые органы?

В договоре, заключаемом налогоплательщиком и оператором связи, предусматривается, что при технических сбоях в зоне ответственности оператора связи ответственность, предусмотренную законодательством России, несет именно он. То есть все штрафы, которые налоговый орган начислит налогоплательщику за несвоевременное представление отчетности, должен будет возместить ему специализированный оператор при условии, что вина оператора будет доказана в судебном порядке. Если же сбои произошли уже в самом налоговом органе, то, поскольку датой представления отчетности является дата ее поступления на сервер оператора связи, никакой ответственности налогоплательщика не предусмотрено. Ему нужно будет просто переслать отчетность в инспекцию еще раз.

Арбитражная практика

Может возникнуть еще один вопрос: предусмотрена ли ответственность за непредставление налоговой декларации в электронном виде, в случае если она предъявлена в установленные сроки на бумажном носителе.

Сервисы сдачи электронной отчетности в государственные органы

В соответствии с федеральным законодательством в сфере налогообложения, индивидуальные предприниматели и юридические лица должны сдать финансовый отчет по результатам коммерческой деятельности за отчетный период на бумажном носителе или в цифровом виде. В первом случае документы сдаются лично руководителем (ИП), его представителем, бухгалтером. Второй вариант предусматривает дистанционную отправку электронной отчетности в ИФНС посредством телекоммуникационных каналов связи.

Продукты по направлению:

1С-Отчетность

Сервис передачи отчетности в контролирующие органы из программы 1С.

Астрал Отчет 4.0

Программа для отправки отчетности и организации документооборота с контрагентами.

Кто обязан подавать только электронную декларацию

В целях упрощения взаимодействия представителей бизнеса с налоговиками, ПФР, ФСС, Росстатом в России происходит постепенный и всеобщий переход на ЭДО. В 2019 году, как и в 2018, для плательщиков НДС, организаций с численностью сотрудников более 100 независимо от того, какой налоговый режим выбран, обязательна подача отчетности в цифровом виде. Кроме этого, отчеты по части налогов на доходы физических лиц обязательно сдается компаниями, в которых в отчетном периоде трудилось 25 и более наемных работников.

Что включает в себя налоговая отчетность

Отчеты в налоговую инспекцию включают в себя несколько документов. В них отображена информация о расчетах и уплате налогов юридическими и физическими лицами, ИП.

Документация содержит:

заявление плательщика, в котором указаны объекты налогообложения, размер и источник доходов, сумма расходов, рассчитанный объем отчислений, льготы и другие данные, необходимые для исчисления налогов

расчет авансового платежа

документ со сведениями об объекте налогообложения, полученных доходах и их источнике, произведенных расходах, льготах, размере авансового платежа

расчет налогов на доходы

физических лиц — отчеты с информацией о суммах доходов, удержаний, вычетов, которые произвел агент

сдача бухгалтерской отчетности в ИФНС для ИП и юридических лиц с целью объективного мониторинга состояния дел компании, анализа результатов коммерческой деятельности за конкретный срок, контроля со стороны государственных органов.

Как происходит передача отчетов по телекоммуникационным каналам связи

Сдача налоговой и бухгалтерской отчетности в электронной форме возможна только при наличии усиленной квалифицированной подписи. При сдаче отчета плательщик выбирает один из двух способов — через сайт ФНС или оператора ЭДО. В данный момент сервис по сдаче отчетности на портале ИФНС является частью пилотного общегосударственного проекта и работает в тестовом режиме с ограниченным функционалом. В связи с этим пользователи могут испытывать некоторые трудности в части совместимости программного обеспечения и оборудования, понимания логики взаимодействия с системой.

Отчетность через оператора ЭДО и преимущества этого способа

Надежнее и проще услуги оператора ЭДО с применением специализированного программного обеспечения. Отчет в ИФНС ИП и юридические лица формируют, а затем при посредничестве ЭДО отправляют через программу, устанавливаемую на компьютер. Одними из лучших примеров такого ПО являются программные продукты отечественных разработчиков «1С Отчетность» и «Астрал Отчет». Руководитель самостоятельно или бухгалтерия предприятия смогут сдать отчет в налоговую через интернет:

  • прямо из офиса или дома даже в выходной день в любое время суток;
  • без дублирования документов отчетности на бумаге;
  • с минимальным количеством технических ошибок — правильность заполнения полей форм гарантируется средствами выходного контроля;
  • в актуальном на день сдачи формате — программы имеют встроенные службы обновления;
  • с гарантией, что бухгалтерская и налоговая отчетность в электронном виде доставлены, — в течение суток отправитель получает подтверждение выполнения своих обязательств;
  • без ожидания актов сверки;
  • с защитой от несанкционированных просмотров, изменений в документах отчетности.

Как внедрить цифровое декларирование через оператора ЭДО

Чтобы иметь возможность отправлять электронную отчетность в налоговую, необходимо вначале выбрать оператора ЭДО и заключить с ним договор. Эта организация обеспечивает обмен конфиденциальными или открытыми данными по налоговому и бухучету через каналы телекоммуникационной связи. В Москве и по всей стране функционирует более 120 операторов, которые действуют с лицензией в соответствии с требованиями законодательства и располагают необходимыми технологиями.
После выбора оператора ЭДО потребуется получить цифровую подпись, которая служит заменой собственноручной подписи, печати на обычных бумажных документах и имеет такую же юридическую силу. Подпись выдают удостоверяющие центры, перечень которых утверждает Минсвязи и массовых коммуникаций. Чтобы налоговая отчетность корректно подписывалась и отправлялась в ИФНС, потребуется квалифицированный сертификат проверки ЭЦП для идентификации в сервисах. В завершение остается выбрать программу, с помощью которой будут заполняться и сдаваться в ИФНС все отчеты.

Частые вопросы по ЭО

отправка отчетности занимает не более нескольких минут. Гораздо больше времени может понадобиться на само оформление документа, заполнение форм.

главное условие, при котором отчетные документы могут быть отправлены в ФНС, — наличие у отправителя доступа к усиленной квалифицированной ЭЦП.

безопасность при передаче конфиденциальной информации через интернет обеспечивают средства криптографической защиты и усиленная квалифицированная ЭЦП. Эти средства гарантируют закрытость переписки и невозможность несанкционированного внесения исправлений в отправленные отчеты.

время, дату отправки фиксирует оператор ЭДО. После подачи документов плательщик получит уведомление о том, что отчет принят. Эти данные сохранит программа, что потом повлияет на благоприятное разрешение спорных ситуаций.

стоимость отправки электронной отчетности зависит от формы организации бизнеса, количества подаваемых отчетов и объема госорганов, куда подается отчетность. Каждый налогоплательщик выбирает индивидуальный тариф, в зависимости от собственных предпочтений.

Программное обеспечение для сдачи электронной отчетности

Компания «Калуга Астрал» предлагает программные продукты «Астрал Отчет» и «1С Отчетность», которые позволяют вести бухгалтерский учет и производить отправку отчетности в ИФНС в цифровом виде. Используя функционал программного обеспечения, плательщик имеет возможность оперативного взаимодействия не только с налоговой службой, но и с такими государственными органами, как ПФР, ФСС, Росстат, Росалкогольрегулирование. Доступна переписка с этими структурами. Для работы потребуется оформить ключ усиленной квалифицированной ЭЦП, зарегистрированный на руководителя. Программы имеют простой интерфейс, снабжены инструментами проверки ошибок, опечаток, разработаны для использования во всех регионах РФ.
Остались вопросы? Обратитесь к нашим менеджерам прямо сейчас!

Продукты по направлению:

1С-Отчетность

Сервис передачи отчетности в контролирующие органы из программы 1С.

Астрал Отчет 4.0

Программа для отправки отчетности и организации документооборота с контрагентами.

Способы сдачи налоговой отчетности

Предоставление необходимой отчетности в установленные законом сроки – обязанность любого хозяйствующего субъекта будь то юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или физическое лицо. Согласно действующему российскому законодательству, перечисленные субъекты обязаны в определенном порядке сдавать отчетность в различные инстанции: Федеральную налоговую службу, Пенсионный Фонд Российской Федерации, Росстат, другие министерства и ведомства, в зависимости от рода своей деятельности. Львиная доля сдаваемой отчетности в нашей стране приходится на долю различных фирм и ИП, физические лица в большинстве своем сдают только документы в ФНС РФ и то далеко не все и не каждый налоговый период, а только в определенных ситуациях (несколько источников дохода, проведены крупные сделки купли-продажи и др.). В данной статье мы коснемся лишь темы различных способов сдачи налоговой отчетности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Сдача отчетности в налоговую

Согласно статье 80 действующего Налогового кодекса Российской Федерации налоговая и бухгалтерская отчетность может быть представлена налогоплательщиком в налоговый орган лично или через доверенное лицо, направлена по почте письмом с обязательной описью вложения, либо передана по телекоммуникационным каналам связи. Кроме того, в пункте третьей данной статьи говорится о том, что если среднесписочная численность сотрудников организации за предшествующий календарный год превышает 100 человек, то такая организация предоставляет установленные для нее формы отчетности в электронном виде (очевидно, для упрощения работы с этой отчетностью налоговым органам). Установление именно такого барьера (численность в 100 человек) позволяет сказать, что организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, вправе воспользоваться всеми тремя вариантами, предусмотренными Налоговым кодексом РФ. Итак, разберем в подробностях каждый из перечисленных способов.

Личное предоставление отчетности в налоговые органы

Этот способ является традиционным и самым первым для российской налоговой системы. Налогоплательщик должен явиться в налоговый орган с отчетностью и лично предоставить все необходимые документы сотруднику ФНС России. Согласно последним поправкам в Налоговый кодекс, отчетность может предоставляться на бумажных носителях (может быть заполнена как от руки, так и машинным способом), либо на электронных носителях (магнитных носителях информации, содержащих файлы с отчетностью, сформированной в специальном налоговом ПО). К сожалению, сдача отчетности на электронных носителях требует подтверждения на бумажных носителях при личной явке в налоговый орган.

Лично сдавать отчетность может индивидуальный предприниматель, а также генеральный директор или главный бухгалтер ООО или акционерных обществ. Также возможна сдачи отчетности непосредственно в налоговый орган третьими лицами на основании доверенности, выписанной на их имя. Такую доверенность вправе оформить индивидуальный предприниматель для сдачи за себя отчетности, либо генеральный директор юридического лица – для сдачи отчетности компании, причем как на сотрудника компании, так и на любых других граждан.

Несомненным плюсом личной сдачи отчетности является то, что зачастую сотрудники ФНС сразу находят неточности и ошибки в заполнении документов, что позволяет, не теряя времени на информирование об этом налогоплательщика через другие каналы, исправить незначительные ошибки прямо на месте, либо в короткие сроки переделать отчетность и сдавать заново. Также на месте можно разобраться и со всеми другими проблемами и недоразумениями в Ваших взаимоотношениях с налоговыми органами (зачастую, налогоплательщик узнает о них, лишь придя сдавать отчетность). Ну и кроме того Вы будете на сто процентов уверены, что Ваша отчетность сдана именно в тот день, когда Вы сдали документы в «окошко», а значит сможете избежать головной боли, доказывая, что отправили бумаги вовремя, в установленный срок. К минусам можно отнести потерю времени в очередях (в территориальных инспекциях для работы с юридическими лицами и ИП, как правило, выделяется всего 1-2 окна), а также возможность технических ошибок при заполнении декларации, в частности на бумажном носителе (можно банально перепутать цифры ИНН или совершить арифметическую ошибку).

Отправка налоговой отчетности почтой

Данный способ, безусловно, немного более прогрессивный, нежели предыдущий, однако он используется в России ровно столько же лет, то есть с момента принятия нового Налогового кодекса. Почта, таким образом, помогает немного разгрузить от людей переполненные территориальные налоговые органы.

Согласно вышеупомянутой статье 80 НК РФ, почтовое отправление с налоговой отчетностью должно являться письмом с описью вложения. В случае отправки налоговой отчетности любым другим почтовым отправлением оно может быть не рассмотрено налоговиками из-за нарушения действующего порядка предоставления документов. Опись представляет собой специальную форму, в которой перечислено содержимое конверта. Один экземпляр описи вкладывается в сам конверт, Вы на руки получите почтовый документ, в котором будет указано, что, когда и куда Вы отправили. Обязательно на таком документе должен стоять почтовый штемпель с датой отправления, так как согласно пункту 4 статьи 80 НК РФ, дата отправления письма с описью вложения считается датой подачи отчетности в налоговый орган. Поэтому эту квитанцию необходимо обязательно сохранить, особенно если отчетность сдается в последние часы до крайнего срока, установленного законом, т.к. возможно, что на конверт будет проставлена следующая дата в связи с особенностями сортировки писем на почте.

Это интересно:  Если ни разу не платил за капремонт

Вашим правом является и самостоятельный выбор почтового оператора для отправки отчетности, это не обязательно должна быть «Почта России». Однако, не совсем рационально пользоваться дорогостоящей курьерской доставкой таких компаний как DHL, так как датой сдачи отчетности считается дата ОТПРАВЛЕНИЯ, а не дата доставки в налоговую. Но, если доставка осуществляется негосударственным оператором, то весьма целесообразно взять у него копию лицензии на осуществление такой деятельности во избежание недоразумений.

К положительным моментам сдачи документов в налоговую при помощи почты можно отнести удобство (не надо стоять в очередях в налоговой), оперативность (особенно, если в одном городе), доступность (тарифы на почтовые отправления ФГУП «Почта России» очень доступны). К отрицательным относятся все минусы работы нашей почты – возможная потеря или повреждение письма, длительные сроки доставки (что может повлечь за собой административное или даже уголовное производство, т.к. ФНС не будет знать, предоставили Вы отчетность или нет), несоответствие даты отправления в квитанции и на конверте (повод для налоговой оштрафовать налогоплательщика, если дата на штемпеле, нанесенном на конверт будет позже установленного срока подачи).

Сдача отчетности по телекоммуникационным каналам — отчетность в электронном виде

Этот способ является самым молодым и прогрессивным, он стремительно развивается и все больше и больше налогоплательщиков выбирают его для сдачи отчетности. Его можно поделить на две больших составляющих: сдачу отчетности через Интернет, а также сдачу в специализированных центрах, которые по защищенным каналам связи передают информацию непосредственно в налоговую. Непосредственно Федеральная налоговая служба России отчетность ни через Интернет, ни в специализированных центрах не принимает. Этим занимаются специальные телекоммуникационные компании, имеющие договор с ФНС РФ, согласно которому они могут принимать отчетность у налогоплательщиков и в электронном виде передавать ее по защищенным каналам в налоговую.

Каким образом формировать отчетность для сдачи через телекоммуникационные каналы? На сайтах специализированных компаний – операторов есть специальное программное обеспечение, которое постоянно обновляется в соответствии с изменениями форм отчетности, сроков и т.д. Данное ПО, как правило, интегрировано со многими программами популярными учета и ведения бухгалтерии, в том числе такого производителя как 1С. При помощи этого программного обеспечения можно составлять отчетность в ручном режиме, загружать данные из разных источников, распечатывать готовые формы, следить за сроками сдачи отчетности, отправлять готовые документы оператору через Интернет (если у Вас заключен такой договор), либо сохранять их на электронный носитель для последующего визита в офис оператора и сдачи. Информация, которую оператор получает как через Интернет, так и лично в офисе, отправляется в зашифрованном виде в территориальное Управление ФНС России. Таким образом, разница между бесплатной (как правило) сдачей в офисе телекоммуникационной компании и подачей отчетности через интернет состоит лишь в удобстве и экономии времени, за что, впрочем, нужно вносить ежегодную абонентскую плату, технически эти два способа никак не различаются.

В последнее время в связи с заявлениями Президента Медведева часто заходит речь о внедрении системы электронного правительства. В частности, Портал государственных услуг Российской Федерации уже активно работает, открыта сложная процедура регистрации, для жителей некоторых регионов (в частности, Москвы) открыт доступ к некоторым услугам, предоставляемым через Интернет (например, получение загранпаспорта). На портале предусмотрена функция сдачи отчетности в ФНС, но, к сожалению, в данный момент услуга не предоставляется в режиме онлайн, просто дается инструкция о тех шагах, которые надо предпринять для правильной сдачи. В дальнейшем, с развитием этого Портала, возможно, отпадет потребность в фирмах-посредниках, а налогоплательщики смогут напрямую подавать свои документы в налоговую службу.

Несомненно, Интернет – самый перспективный канал общения между гражданами и государственными органами, в том числе и по поводу сдачи налоговой документации. Отсутствие очередей, максимальное удобство и комфорт, возможность сдачи из дома или офиса, минимизация процента ошибок при составлении документов, моментальная доставка информации – все это бесспорные плюсы Интернета в сравнении с другими способами. Конечно, можно сказать, что существует определенная опасность того, что информация, передаваемая через Интернет, может попасть в руки злоумышленников и может принести значительный ущерб, но современные меры шифрования и кодирования информации, технологии защиты от взломов сервера позволяют минимизировать такую вероятность. Уже сейчас можно говорить, что подача документации через Интернет – технологии настоящего, ими уже сегодня пользуются сотни тысяч человек, но в будущем популярность этого канала передачи данных будет только увеличиваться.

Представление налоговых деклараций в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи

Очередная горячая линия, организованная редакцией, была посвящена проблемам сдачи в налоговый орган налоговых деклараций (расчетов) И в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Какая дата при этом считается моментом исполнения налогоплательщиком обязанности по представлению отчетности в налоговый орган? И Какова ответственность за ненадлежащее исполнение этой обязанности? На эти и другие вопросы читателей отвечала Ирина Федоровна Филипук, советник государственной гражданской службы РФ 1-го класса

Технология передачи отчетности по ТКС

Здравствуйте, Ирина Федоровна! Организация намерена перейти на сдачу отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (ТКС). Что для этого необходимо сделать?

Представление отчетности в электронном виде осуществляется либо во исполнение требований Налогового кодекса, либо по инициативе налогоплательщика. Вам необходимо обратиться к специализированному оператору связи, прошедшему аккредитацию в управлении ФНС России вашего региона, и заключить с ним договор.

Следует учитывать, что у организации и у налогового органа, в который представляется отчетность, должны быть совместимые технические средства и возможности для ее приема и обработки в соответствии с утвержденными стандартами, форматами и процедурами.

Подскажите, кто является специализированным оператором связи?

Это организация, оказывающая услуги по обмену информацией между налоговыми органами и налогоплательщиками в рамках системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по ТКС и подтверждающая дату отправки налогоплательщиком налоговых деклараций. Она должна отвечать установленным требованиям, иметь необходимые технологии для представления отчетности по телекоммуникационным каналам связи и заключенный договор с территориальным налоговым органом.

А вправе ли спецоператор брать плату за предоставляемые услуги?

Специализированный оператор связи реализует свою деятельность на коммерческой основе. В рамках предоставления услуг по обмену информацией и подтверждения даты отправки налогоплательщиком отчетности спецоператор может оказывать налогоплательщику услуги:

  • по выдаче и сопровождению сертификата ключа электронной цифровой подписи, если он является Доверенным удостоверяющим центром ФНС России;
  • регистрации налогоплательщика в качестве абонента в системе электронного документооборота налоговых органов;
  • предоставлению и сопровождению программного продукта для подготовки отчетности в электронном виде в утвержденных форматах и обеспечению реализации процедур электронного документооборота с налоговыми органами.

Подготовив и подписав отчетность в соответствии с этими программными средствами, налогоплательщик отправляет ее на сервер спецоператора, при прохождении через который происходит фиксация даты и времени отправки отчетности. Далее спецоператор передает эту отчетность налоговому органу. Фиксация спецоператором даты и времени отправки отчетности является аналогом указания даты при отправке письма по почте путем проставления штампа на конверте с указанием даты отправки.

Ответьте еще на один вопрос. Имеют ли налоговые органы какое-либо отношение к ценовой политике, устанавливаемой спецоператорами на оказываемые налогоплательщикам услуги?

Нет, налоговые органы не имеют к этому никакого отношения. Специализированный оператор связи самостоятельно определяет ценовую политику по оказанию услуг налогоплательщикам. Стоимость его программных продуктов варьируется в широких пределах в зависимости от реализованных функций в программном обеспечении, количества представляемой отчетности, периодов представления, срока заключения договора между налогоплательщиком и спецоператором, спектра предоставляемых услуг.

Проконсультируйте, пожалуйста, можно ли сдавать отчетность в электронном виде по Интернету, не прибегая к услугам спецоператора?

Порядок представления налоговых деклараций (расчетов) и документов в электронном виде определяется Минфином России. Однако на основании Федерального закона от 29.06.2004 № 58-ФЗ впредь до утверждения Минфином России этого порядка действует Порядок представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденный приказом МНС России от 02.04.2002 № БГ-3-32/169.

В соответствии с названным Порядком участниками информационного обмена при представлении налоговой декларации (расчета) в электронном виде являются налогоплательщики или их представители, налоговые органы, а также специализированные операторы связи, осуществляющие передачу налоговой декларации (расчета) в электронном виде по каналам связи от налогоплательщиков или их представителей в налоговые органы.

Таким образом, в соответствии с действующим законодательством спецоператор является обязательным участником информационного обмена.

Ирина Федоровна, сколько времени может занять подключение к системе передачи отчетности по телекоммуникационным каналам связи?

Срок, в течение которого организация может быть подключена к системе передачи отчетности по ТКС, оговаривается в абонентском договоре со специализированным оператором связи. У ряда операторов этот срок не превышает пяти рабочих дней.

Основные моменты при подключении абонента к системе — выдача сертификата электронной цифровой подписи Доверенным удостоверяющим центром 1 и регистрация абонента на сервере системы. Крупные Доверенные удостоверяющие центры выдают сертификаты достаточно быстро, в течение рабочего дня. Процесс регистрации также является автоматизированным и обычно не занимает более суток.

Положение о Доверенных удостоверяющих центрах Федеральной налоговой службы утверждено приказом ФНС России от 13.06.2006 № САЭ-3-27/346@.

Конечно, абонентам нужно заблаговременно позаботиться о подключении к системе, поскольку срок подключения в периоды представления отчетности может оказаться больше ожидаемого из-за возникновения естественной очереди желающих подключиться.

А если у налогоплательщика нет возможности приобрести компьютер, модем, программу для отправки отчетности, подключиться к Интернету, может ли он сдать отчетность по ТКС?

В этом случае налогоплательщик может сдать отчетность через уполномоченного представителя, у которого есть все необходимые аппаратно-программные средства и полномочия представлять отчетность в электронном виде по ТКС. Если декларация представляется за подписью уполномоченного лица, то к ней должна прилагаться копия доверенности, подтверждающая полномочия этого лица (п. 5 ст. 80 НК РФ).

Порядок сдачи электронной отчетности

Каков порядок сдачи налоговых деклараций в электронном виде по ТКС?

Хотела бы обратить внимание на изменения, которые будут внедрены в ближайшее время. Сегодня Порядок представления налоговых деклараций установлен Административным регламентом, утвержденным приказом Минфина России от 18.01.2008 № 9н (далее — Административный регламент). ФНС России приказом от 02.11.2009 № ММ-7-6/534@ утвердила Методические рекомендации по организации электронного документооборота, которые пока не вступили в силу 2 . Этот приказ согласован с Минфином России.

На дату подписания номера в печать приказ ФНС России от 02.11.2009 № ММ-7-6/534@ не вступил в силу. — Примеч. ред.

Согласно действующему порядку представления налоговых деклараций в электронном виде по ТКС налогоплательщик формирует налоговую декларацию (расчет) в электронном виде в соответствии с утвержденным форматом и порядком ее заполнения, подписывает ее электронно-цифровой подписью и направляет в налоговый орган через спецоператора. В случае представления налоговой декларации (расчета) представителем налогоплательщика вместе с налоговой декларацией направляется информационное сообщение о реквизитах доверенности, выданной представителю.

Спецоператор при получении от налогоплательщика (представителя налогоплательщика) налоговой декларации (расчета) фиксирует дату отправки электронного документа и формирует подтверждение даты отправки, которое подписывает своей электронно-цифровой подписью и направляет налогоплательщику (представителю налогоплательщика). Затем зашифрованный электронный документ (документы) и подтверждение даты отправки отчетности, подписанное электронно-цифровой подписью спецоператора, направляются в налоговый орган.

Налоговый орган при получении электронных документов от налогоплательщика (представителя налогоплательщика) формирует извещение о таком получении и направляет его налогоплательщику (представителю налогоплательщика) через спецоператора. Далее налоговый орган с помощью своего программного обеспечения осуществляет входной контроль полученных электронных документов, формирует квитанцию о приеме налоговой декларации (расчета) или уведомление об отказе в приеме, подписывает квитанцию электронно-цифровой подписью должностного лица налогового органа и направляет через спецоператора налогоплательщику.

Что означает электронная цифровая подпись при сдаче отчетности по телекоммуникационным каналам связи?

Электронная цифровая подпись подтверждает юридическую силу электронного документа. Она является аналогом подписи и печати на этом документе, обеспечивая возможность автоматизированного установления его авторства. Кроме того, ЭЦП обеспечивает еще и целостность электронного документа, то есть является более сильной степенью защиты, чем собственноручная подпись. В электронный документ, подписанный ЭЦП, невозможно внести изменения. При внесении любых изменений в подписанный электронный документ ЭЦП будет недействительна.

Значит, ЭЦП является неотъемлемой частью электронного документа?

Да, несомненно. Кроме того, так же как невозможно поставить абсолютно идентичный росчерк на разных бумажных документах, так и у двух разных электронных документов не бывает одинаковых ЭЦП. Перенести ЭЦП с одного документа на другой (по аналогии с ксерокопированием или сканированием обычной подписи на бумажном документе или c использованием факсимиле) невозможно. Таким образом, можно сказать, что ЭЦП является реквизитом конкретного электронного документа. По ЭЦП документа однозначно определяются:

  • легитимный владелец подписи на документе (автор, подписавший электронный документ);
  • факт неизменности документа после формирования ЭЦП.

Ответьте, пожалуйста, еще на такой вопрос. Можно ли заполнять отчетность на одном компьютере, а для ее отправки по ТКС использовать другой?

Да, можно. Все форматы форм налоговой отчетности утверждаются ФНС России и находятся в общем доступе на сайте www.nalog.ru. Большое количество бухгалтерских программ позволяет выгружать файлы установленного формата. Таким образом, файл может быть сформирован бухгалтерской программой на одном компьютере, затем перенесен на рабочее место, на котором установлено программное обеспечение, позволяющее подписывать и отправлять отчетность в контролирующие органы.

Может ли бухгалтер сдавать отчетность нескольких организаций, используя при этом один компьютер?

Да, может. Ведь существующие системы позволяют с одного рабочего места отправлять в налоговые органы отчетность нескольких организаций, а Налоговый кодекс разрешает представлять отчетность через представителей. В этом случае отчетность всех организаций будет передаваться с ЭЦП должностного лица одной организации, представляющей интересы остальных в налоговых органах. Главное — должным образом оформить доверенности на право представлять интересы и подписывать документы, которые должны быть представлены в налоговые органы до передачи налоговых деклараций.

Ирина Федоровна, можно ли быть уверенным в сохранении конфиденциальности при отправке отчетности по ТКС? Доступна ли информация специализированным операторам связи?

Средства, которые используются для шифрования, и ЭЦП сертифицированы соответствующими компетентными органами. Они обеспечивают высокий уровень защиты. Взломать ее в принципе невозможно. Информация передается в зашифрованном виде, и значит, для того, чтобы ее прочесть, нужна как минимум пара ключей: секретный ключ плательщика и открытый ключ налогового органа либо, наоборот, секретный ключ налогового органа и открытый ключ плательщика.

Получается, что прочесть передаваемую информацию может только тот, у кого есть эта пара ключей?

Да, конечно. А если говорить о спецоператорах, то они регистрируют в системе только сертификат ключа налогоплательщика, то есть открытый ключ. Если сам налогоплательщик выполняет все условия по хранению своего секретного ключа, то никто его отчетность, направленную в налоговый орган, не прочтет. Служба информационной безопасности обеспечивает хранение секретных ключей налоговых органов так, чтобы ими никто посторонний не мог воспользоваться. Прочитать информацию может только тот, кому налогоплательщик отдал свой ключ.

Это интересно:  Виды аудиторских заключений 2019

Подтверждение сдачи отчетности по ТКС

Добрый день! Подскажите, в какие сроки и в каком виде должны поступать подтверждения из налоговых органов о сдаче отчетности?

В течение суток (без учета выходных и праздничных дней) с момента отправки налоговой и бухгалтерской отчетности налогоплательщик получает от спецоператора подтверждение с указанием даты и времени отправки электронного документа. Не позднее следующего рабочего дня за днем получения отчетности налоговый орган в случае ее представления согласно установленному формату и соответствия ЭЦП подписи налогоплательщика (его представителя) формирует квитанцию о приеме. Затем он заверяет указанную квитанцию своей ЭЦП и отправляет ее налогоплательщику (его представителю).

В течение двух рабочих дней со дня направления квитанции о приеме налоговый орган осуществляет входной (форматно-логический) контроль налоговой и бухгалтерской отчетности. При выявлении недостатков, ошибок, противоречий в представленных сведениях он формирует уведомление об уточнении и направляет налогоплательщику (его представителю) предложение о представлении в течение пяти рабочих дней необходимых пояснений или внесении соответствующих исправлений в установленный срок. Указанное уведомление заверяется ЭЦП начальника (заместителя начальника) налогового органа и направляется налогоплательщику (его представителю).

Значит, в качестве подтверждения о сдаче отчетности мы должны получить квитанцию о ее приеме в электронном виде, протокол входного контроля и подтверждение специализированного оператора связи?

Для подтверждения исполнения обязанности по сдаче отчетности вы должны получить:

  • подтверждение даты отправки электронного документа от спецоператора;
  • квитанцию о приеме отчетности от налогового органа.

Если же вместо квитанции о приеме вы получили уведомление об отказе, это означает, что вы не исполнили свою обязанность по сдаче отчетности, то есть считается, что декларация в налоговый орган не представлена.

В каком виде следует хранить электронные документы?

Как саму отчетность в электронном виде, так и документы, подтверждающие ее получение налоговым органом, необходимо хранить. Ведь формы налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде, представленные в соответствии с требованиями, установленными законодательством, являются оригиналами, имеют юридическую силу, подлежат хранению и могут использоваться в качестве доказательств в суде, а также при рассмотрении споров в досудебном порядке. При этом все документы в электронном виде необходимо хранить с электронной цифровой подписью.

Распечатывать электронные документы не обязательно. Рекомендуется скопировать все эти файлы на дискеты или на CD-диски, а затем хранить эти носители в течение срока, требуемого законодательством. Для единообразия можно хранить и бухгалтерскую, и налоговую отчетность в течение пяти лет.

Когда отчетность могут не принять

Скажите, пожалуйста, а каковы основания для отказа налоговым органом в приеме отчетности по телекоммуникационным каналам связи?

Полный перечень оснований для отказа налоговым органом в приеме отчетности по ТКС изложен в пункте 133 Административного регламента. Такими основаниями являются:

  • отсутствие документов, подтверждающих личность налогоплательщика, или отказ предъявить должностному лицу налогового органа такие документы в случае представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) лично;
  • отсутствие документов, подтверждающих в установленном порядке личность и полномочия уполномоченного представителя налогоплательщика на представление им налоговой декларации (расчета) или подтверждение достоверности и полноты сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), либо отказ уполномоченного представителя налогоплательщика предъявить такие документы;
  • представление налоговой декларации (расчета) не по установленному формату и не в установленном порядке;
  • отсутствие в отчетности ЭЦП руководителя организации-налогоплательщика (физического лица — налогоплательщика), уполномоченного представителя налогоплательщика;
  • несоответствие ЭЦП подписи руководителя организации-налогоплательщика (физического лица — налогоплательщика), уполномоченного представителя налогоплательщика;
  • представление налогоплательщиком (его представителем) налоговой декларации (расчета) в налоговый орган, в компетенцию которого не входит прием этой налоговой декларации (расчета);
  • невозможность расшифровки представленного электронного документа.

Какие документы налоговый орган обязан направить организации в случаях непринятия отчетности по телекоммуникационным каналам связи?

Налогоплательщику направляется уведомление об отказе в приеме с указанием причин отказа. Форма такого уведомления утверждена приказом ФНС России от 25.02.2009 № ММ-7-6/85@. Этим же приказом утверждена форма квитанции о приеме налоговой декларации (расчета) в электронном виде.

Дата сдачи отчетности

Ирина Федоровна, наша организация сдала через Интернет налоговую декларацию по НДС 20 октября 2009 года. При этом специализированный оператор связи прислал нам письмо, подтверждающее дату сдачи. Однако налоговый орган оштрафовал организацию за пропуск срока, ссылаясь на внутренний протокол приема, согласно которому он получил отчетность только 21 октября. Так какой из этих документов правильный: протокол или письмо?

Представленный налогоплательщиком документ, содержащий налоговую отчетность в электронном виде с ЭЦП, считается принятым налоговым органом с момента получения налогоплательщиком из налогового органа квитанции о приеме. Об этом говорится в пункте 155 Административного регламента, о котором я уже говорила. Данный документ подтверждает, что налогоплательщик исполнил свою обязанность по представлению налоговых деклараций (расчетов) в налоговый орган. В квитанции указывается:

  • дата и время, когда налоговая декларация представлена (указываются в соответствии с подтверждением даты отправки документа специализированного оператора);
  • дата поступления документа в налоговый орган;
  • дата приема и регистрационный номер декларации.

Следовательно, датой представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности считается дата их отправки по ТКС, зафиксированная в подтверждении специализированного оператора связи.

Таким образом, налоговая декларация считается представленной в налоговый орган, если налоговый орган направил налогоплательщику квитанцию о приеме, при этом датой представления декларации считается дата, зафиксированная в подтверждении, полученном от спецоператора.

Можно ли сдавать отчетность в электронном виде по ТКС в выходные дни?

Конечно, можно. Кроме того, при передаче отчетности по ТКС расширяются временные рамки ее представления. Ведь налогоплательщик может отправить ее до 24 часов последнего дня сдачи отчетности. Дата и время отправки фиксируется спецоператором.

Сбои при передаче отчетности и ответственность

Здравствуйте! Подскажите, что следует предпринять, если налоговая отчетность не дошла до налогового органа по техническим причинам?

Если отчет передан на сервер специализированного оператора связи, то потерять его он не должен. Его задача — гарантировать доставку отчетности в налоговый орган. В пока еще действующем приказе МНС России от 10.12.2002 № БГ-3-32/705 даны четкие определения таким понятиям, как специализированный оператор связи и подтверждение специализированного оператора связи. Согласно названному приказу подтверждение специализированного оператора связи — это электронный документ, формируемый спецоператором, в котором указана дата отправки налогоплательщиком налоговой декларации (бухгалтерской отчетности) в электронном виде по ТКС. Тем самым оператор связи является гарантом представления отчетности по ТКС, если отчет действительно был передан в требуемые сроки. Спецоператор может заверить свое подтверждение, распечатанное на бумаге, своей печатью для представления его в налоговую инспекцию или для судебного разбирательства.

А если налогоплательщик направил налоговую декларацию (расчет) в электронном виде по ТКС и в течение суток с момента отправки не получил соответствующие подтверждения ни от спецоператора, ни от налогового органа?

Во-первых, не стоит ждать сутки. Если через два часа не пришло подтверждение, необходимо сразу обратиться к специализированному оператору связи для выяснения причины отсутствия подтверждения. При техническом сбое в программно-аппаратных средствах, обеспечивающих представление налоговых деклараций (расчетов), для принятия решения при возникновении форс-мажорной ситуации создается комиссия из числа сотрудников налогового органа и специализированного оператора связи. Эта комиссия определяет причины неполадок, анализирует выявленное состояние направленной электронной декларации (расчета) и фиксирует его в акте. Затем она принимает решение об исполнении обязанности налогоплательщика о представлении налоговой декларации (расчета) в установленный срок. В решении также определяется перечень мероприятий по доведению до налогового органа налоговой декларации (расчета).

Добрый день! Что грозит бухгалтеру организации, сдающему налоговую декларацию в последний день, если он не смог отправить электронный документ по ТКС из-за перегрузки сервера спецоператора или отсутствия доступа в Интернет и представил отчетность на бумаге?

  • статьей 119 НК РФ — за непредставление налоговой декларации в установленный срок в налоговый орган по месту учета налогоплательщика;
  • статьей 126 НК РФ — за непредставление в налоговые органы сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, в том числе расчетов авансовых платежей.

Представление налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) в ненадлежащем виде и (или) неустановленным способом является неисполнением налогоплательщиком обязанности по сдаче отчетности в налоговый орган.

Вместе с тем привлечение к ответственности налогоплательщика, подавшего налоговую декларацию (расчет) с нарушением требований, установленных статьей 80 НК РФ, должно производиться с учетом правоприменительной практики, а также поэтапного характера введения обязанности о представлении налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде.

Можно ли налоговую декларацию в бумажном виде не подавать, а после устранения технических проблем отправить ее в электронном виде по ТКС с нарушением срока представления?

Как уже отмечалось, непредставление налоговой декларации в установленный законодательством срок является налоговым правонарушением, за совершение которого предусмотрена ответственность согласно статье 119 НК РФ.

Обязан ли налоговый орган, отказавший в принятии налоговой декларации, представленной налогоплательщиком не по установленной форме на бумажном носителе, проставить на ней по просьбе налогоплательщика отметку об отказе в ее принятии и дату отказа?

Из пункта 2 статьи 32 НК РФ следует, что налоговый орган несет только обязанности, предусмотренные Налоговым кодексом и иными федеральными законами. Однако Налоговым кодексом и иными федеральными законами не предусмотрена обязанность налогового органа проставлять по просьбе налогоплательщика на поданной налогоплательщиком и не принятой налоговым органом декларации на бумажном носителе какие-либо отметки. Поэтому налоговый орган, отказавший в принятии налоговой декларации, представленной налогоплательщиком не по установленной форме на бумажном носителе, не обязан проставлять по просьбе налогоплательщика на ней соответствующую отметку и дату отказа.

В то же время согласно пункту 134 Административного регламента при наличии оснований для отказа в приеме отчетности должностное лицо налогового органа информирует налогоплательщика (его представителя) о том, что налоговая декларация (расчет) не принята. При этом причина указывается:

  • в устной форме, если налоговая декларация (расчет) представлена налогоплательщиком лично или через представителя;
  • соответствующим уведомлением, направленным налогоплательщику (его представителю) почтовым отправлением (заказным письмом).

Каким образом решается вопрос о применении штрафных санкций в случае технической неисправности у оператора связи или налогового органа?

На основании пункта 4 статьи 80 Налогового кодекса при передаче налоговой декларации по ТКС днем ее представления считается дата ее отправки, зафиксированная оператором связи. Поэтому в случае нарушения работы телекоммуникационных средств в границах зоны ответственности налоговых органов датой представления отчетности будет признана дата отправки, указанная в подтверждении спецоператора.

Дублирование отчетности на бумаге

Должны ли налогоплательщики, сдавшие отчетность по ТКС, направлять в налоговую инспекцию эту же отчетность на бумаге?

Обязанность по представлению отчетности в случае ее передачи в электронном виде по ТКС считается исполненной после получения подтверждения даты отправки от специализированного оператора связи и квитанции о приеме из налоговой инспекции. При этом налоговую и бухгалтерскую отчетность, представленную по ТКС, повторно направлять в налоговую инспекцию в бумажном виде не требуется.

Возможно ли при переходе организации на сдачу отчетности в электронном виде по ТКС дублировать успешно отправленную отчетность на бумаге? Это необходимо в целях страхования от возможных претензий налогового органа по поводу факта представления отчетности и ее формата.

Да. По просьбе налогоплательщика (его представителя) должностное лицо налогового органа распечатывает налоговую декларацию (расчет), принятую в электронном виде по ТКС, и проставляет отметку о приеме налоговой декларации (расчета). Это установлено пунктом 158 Административного регламента.

Является ли документ в электронном виде аналогом бумажного? Можно ли будет ссылаться на него при разрешении, например, спорных вопросов?

Декларации в электронном виде, представленные в соответствии с требованиями законодательства, являются оригиналами, имеют юридическую силу, подлежат хранению как юридически значимые документы и могут использоваться в качестве доказательств в суде, а также при рассмотрении споров в досудебном порядке.

В системах бумажного документооборота юридическая сила документа обеспечивается подписью ответственного лица и печатью организации. Эти же элементы являются и критерием достоверности, которая определяется визуально при предъявлении подписанного документа с печатью.

Подтверждением юридической силы электронного документа является электронная цифровая подпись.

Преимущества сдачи отчетности по ТКС

Какие виды информационных услуг предоставляются налогоплательщику при сдаче отчетности в электронном виде по ТКС?

В настоящее время утвержден следующий перечень документов, выдаваемых налогоплательщику при предоставлении информационных услуг через Интернет и по каналам связи:

  • справка о состоянии расчетов по налогам, сборам и взносам;
  • выписка операций по расчету с бюджетом;
  • перечень бухгалтерской и налоговой отчетности, представленной в отчетном году;
  • акт сверки расчетов налогоплательщика по налогам, сборам и взносам.

Ошибки в отчетности

Сдав отчетность по ТКС, наша организация получила от налогового органа протокол входного контроля с информацией об ошибках. Что нам делать?

Следует исправить ошибки, информация о которых содержится в полученном протоколе по строке «Ошибка в файле», и повторить процедуру отправки отчетности по ТКС.

Считается ли, что отчетность сдана в установленный Налоговым кодексом срок, если налоговая декларация с ошибкой отправлена вовремя, а исправленная декларация высылается в адрес налогового органа после установленного срока сдачи налоговой отчетности?

Если в уведомлении об отказе (протоколе входного контроля) налоговый орган сообщает о том, что декларация представлена по недействующему формату и по неустановленной форме, то такая декларация считается непринятой. И если в дальнейшем налогоплательщик не успеет представить декларацию по действующей форме в установленный срок, то он может быть привлечен к ответственности по статье 119 НК РФ.

Если ошибки касаются заполнения декларации, представленной в действующем формате и по установленной форме, и имеется квитанция о приеме, то декларация считается принятой налоговым органом. При этом налогоплательщику необходимо в пятидневный срок представить уточненную налоговую декларацию, исправив выявленные ошибки.

Численность работников

Добрый день, Ирина Федоровна! На основании какой численности работников определяется обязанность налогоплательщика по сдаче налоговой отчетности по ТКС: среднесписочной или по количеству принятых работников?

На основании среднесписочной численности работников. В пункте 3 статьи 80 НК РФ сказано следующее. Налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек, представляют налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по установленным форматам в электронном виде, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством РФ.

Обязательно ли подключение организации, зарегистрированной в г. Москве и имеющей обособленное подразделение численностью семь человек в другом городе, к системе представления налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде по ТКС в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения?

Для определения наличия у налогоплательщика обязанности по сдаче налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде по ТКС численность работников следует определять в целом по организации, включая численность работающих в ее филиалах и обособленных подразделениях.

Статья написана по материалам сайтов: astral.ru, www.bisgid.ru, taxpravo.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector