+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Система управления охраной труда в оао ржд

Охрана труда – важная составляющая деятельности ОАО РЖД», так как работа на железнодорожном транспорте имеет ряд факторов, негативно влияющих на здоровье человека, – напряженность и тяжесть труда, шум, вибрация, недостаточная освещенность, химический фактор.

В связи с этим, в аппарате компании создан Департамент охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля, а на железных дорогах – соответствующие службы.

Содержание

Основные задачи охраны труда в ОАО «РЖД»

  1. Улучшение условий труда на рабочих местах:
    • строительство, реконструкция и ремонт санитарно-бытовых корпусов и помещений;
    • оборудование пунктов обогрева и комнат приема пищи;
    • монтаж, реконструкция и ремонт систем общего освещения, вентиляции и др.;
    • оборудование кабин локомотивов стеклами повышенной прочности, виброзащитными креслами машиниста и т.д.;
    • сокращение доли ручного труда, в частности, проведение работ по механизации производственных процессов, ремонта и строительства пути.

На реализацию мероприятий по улучшению условий и охраны труда ежегодно выделяется не менее 0,7% от сумм эксплуатационных расходов без учета затрат на спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты, медицинские осмотры.

  • Обеспечение работников современными сертифицированными средствами индивидуальной защиты, которые существенно снижают уровень профессиональной заболеваемости и производственного травматизма. Разработаны и соблюдаются «Типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам организаций федерального железнодорожного транспорта».
  • Сокращение производственного травматизма, в частности, высвобождение работников с опасных зон производства и внедрение технических средств, направленных на предупреждение травматизма.
  • Снижение уровня профессиональной заболеваемости. Для решения этой задачи организованы дорожные центры профпатологии, которые обеспечены медикаментами и оснащены современным диагностическим и лечебным оборудованием, позволяющим выявлять профзаболевания на ранних этапах и принимать своевременные меры.
  • ОАО «РЖД» активно сотрудничает с Фондом социального страхования Российской Федерации в сфере страхования от несчастных случаев на производстве и от профессиональных заболеваний.

    В ОАО «РЖД» функционируют 18 вагонов охраны труда, которые задействованы в единой системе организации обучения работников структурных подразделений железных дорог. Вагон охраны труда представляет собой мобильный обучающий комплекс, одной из основных функций которого является оказание методической и организационной помощи в проведении обучения и проверки знаний по охране труда работников с использованием аудио-, видео- и компьютерной техники, а также проведение профилактической работы по охране труда непосредственно на линейных предприятиях.

    Начиная с 2014 года в ОАО «РЖД» в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. №426-ФЗ начато проведение специальной оценки условий труда (далее – СОУТ). СОУТ проводится в филиалах и структурных подразделениях компании в соответствии с утвержденным планом.

    Данные о результатах проведения СОУТ в части установления классов (подклассов) условий труда на рабочих местах:

    Анализ состояния охраны труда в ОАО «РЖД»за 2015 г

    В подготовленном Департаментом охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля ОАО «РЖД» «Анализе состояния условий и охраны труда в ОАО «РЖД» за 2015 год» (далее Анализ) отмечено, что созданная в компании система управления охраной труда и ее постоянное целенаправленное совершенствование позволили за период деятельности ОАО «РЖД» снизить уровень общего и смертельного производственного травматизма в 5 раз (соответственно 1123/146 в 2003 г. и 223/28 в 2015 г.) В сравнении с показателями Российской Федерации в ОАО «РЖД» величины коэффициента частоты смертельного травматизма ниже в 1,5 раза. В холдинге есть ряд предприятий, которые несмотря на травмоопасность профессий более 10 лет работают без случаев травматизма. Так, с 2003 г. работают без травм 39 дистанций пути из 395 и 20 дистанций электроснабжения из 150. В 2015 г. в результате планомерно проводимой профилактической работы в ОАО «РЖД» количество работников, получивших производственные травмы, по отношению к 2014 г. сократилось на 20%, с тяжелым исходом — на 5%, со смертельным исходом — на 30%. Коэффициенты частоты производственного травматизма (количество травмированных/по-гибших на 1000 работающих) в компании также снижены. Не допущено случаев гибели работников на производстве на полигонах Калининградской, Свердловской, Западно-Сибирской, Южно-Уральской железных дорог. Не допустили травм с летальным исходом подразделения Центральной дирекции по ремонту тягового подвижного состава, Дирекции железнодорожных вокзалов, Центральной дирекции пассажирских обустройств, Дирекции капитального ремонта и реконструкции объектов электрификации и электроснабжения железных дорог, Трансэнерго, Главного вычислительного центра, региональных центров корпоративного
    управления и ряд других. Сократили число погибших Центральная дирекция инфраструктуры, Дирекция тяги, Центральная дирекция моторвагонного подвижного состава. Тем не менее в 2015 г. в ОАО «РЖД» было допущено 223 травмы на производстве, из них 28 со смертельным исходом. Основными видами происшествий, при которых погибло наибольшее количество работников, в 2015 г. стали наезды подвижного состава (погибло 13 человек), воздействие электрического тока (4) и дорожно-транспортные происшествия. Данные виды происшествий попадают в область повышенного риска и требуют принятия первоочередных мер по их предупреждению. В 2011—2015 гг. наибольшее количество пострадавших от наезда подвижного состава выполняли следующие работы: 36% — по текущему содержанию и ремонту пути, 31% — операции по приему или отправлению поездов и маневровой работе. Основными группами причин травмирования стали неудовлетворительная ор-ганизация и контроль за производством работ — 28%, нарушения технологического процесса — 27%, нарушения трудовой и производственной дисциплины — 23%. Чаще всего наезды происходят, когда ремонтные бригады не обеспечиваются сигналистами, которые либо вообще отсутствуют, либо принимают участие в работе бригады. В числе характерных нарушений — отсутствие или неисправность средств оповещения о движении поездов на станциях, несоблюдение работниками при попустительстве руководителей работ требований безопасности и дисциплины труда. Не уделяется должного внимания работникам со стажем работы до одного года, допускаются случаи их работы в одно лицо или в малочисленной бригаде.
    В 2015 г. количество травмированных в результате поражения электрическим током по отношению к 2014 г., хотя и было снижено по общему травматизму на 22%, а смертельному на 43%, тем не менее составило соответственно 14 и 4 человека. Электротравмы получили три человека на Московской железной дороге (из них двое — смертельные). По два человека травмированы на Южно-Уральской, Забайкальской и Куйбышевской железных дорогах, по одному — на Восточно-Сибирской, Западно-Сибирской, Юго-Восточной и со смертельным исходом — на Северной и Дальневосточной железных дорогах. Неудовлетворительное положение сложилось в хозяйстве автоматики и телемеханики Центральной дирекции инфраструктуры. Электротравмы получили три человека, при этом в Куйбышевской дирекции инфраструктуры допущен групповой случай электротравматизма. В обоих случаях одна и та же причина — работа в условиях, когда расстояние до устройств контактной сети было менее допустимых 2 м. При этом работа проводилась без оформления наряда, без отключения напряжения с устройств контактной сети и допуска работниками дистанции электроснабжения. Ослаблено внимание к вопросам электробезопасности в Дирекции моторвагонного подвижного состава, где электротравмы получили два человека, в том числе один человек — со смертельным исходом. В целях систематизации и повышения эффективности работы по обеспечению электробезопас установок и электрооборудования в ОАО «РЖД», а также в связи с вводом новых правил по охране труда при эксплуатации электроустановок в 2015 г. были разработаны и утверждены распоряжением ОАО «РЖД» от 31 декабря 2015 г. № 3182р стандарт СТО РЖД 15.013—2015 «Система управления охраной труда в ОАО «РЖД».

    Электрическая безопасность.

    Общие положения», а также Типовая программа проверки электроустановок потребителей ОАО «РЖД» по вопросам организации безопасной эксплуатации и технического состояния электрооборудования. Данные документы прошли экспертизу в Ростехнадзоре и рекомендованы к применению в подразделениях ОАО «РЖД». Необходимо организовать изучение данных документов с причастным эксплуатационным персоналом. В целом, отмечено в анализе, основные причины допущенных в 2015 г. несчастных случаев на производстве носят организационный характер: неудовлетворительная организация и контроль за производством работ (23%), нарушение трудовой и производственной дисциплины (21%), нарушение технологического процесса (12%). В этих условиях особое значение имеет профилактическая работа по всем направлениям, связанным с человеческим фактором, на всех уровнях. Мониторинг влияния человеческого фактора на возникновение несчастных случаев на производстве показывает, что из 858 нарушений, способствовавших возникновению несчастных случаев на производстве в 2015 г., наибольшее их количество — 246 (29% всех нарушений) отнесено на счет непосредственных руководителей работ, 208 — на пострадавших, 180 — на руководителей и инженерно-технических работников линейных предприятий. При этом, если в 2014 г. непосредственные руководители работ среди виновных занимали пятое место, то в 2015 г. они переместились на первое. Руководители и ИТР линейного предприятия с первого места (основные виновники) в 2014 г. переместились в 2015 г. на третье место. Отсюда следует, что вопросы организации и проведения работ по внедрению культуры безопасности труда в коллективах для большинства руководителей подразделений все еще не являются первостепенными, а руководители среднего звена, находясь на месте производства работ рядом с нарушителями (впоследствии — пострадавшими), не требуют от них должным образом выполнения безопасных приемов труда и технологии производства работ. В целях профилактики на полигонах железных дорог проводились целевые проверки организации работ, соблюдения требований безопасности труда, особенно в период проведения плановых ремонтных работ на объектах инфраструктуры. При этом выявлены нарушения не только требований охраны труда, которые могли привести к травмированию работников на производстве, но и нарушения требований обеспечения безопасности движения поездов. Зафиксированы, в частности, 63 случая работы без выдачи предупреждений локомотивным бригадам, 54 случая работы на объектах инфраструктуры без записи в Журнале осмотра путей, стрелочных переводов, устройств СЦБ, связи и контактной сети формы ДУ-46, 173 случая работы без сигналиста, без ограждения мест производства работ. По результатам проверок за выявленные нарушения был привлечен к дисциплинарной ответственности 321 человек, 192 работника отстранены от работы, 668 работникам снижен размер премиального вознаграждения, у 1088 работников изъяты предупредительные талоны, 789 работников направлены на внеочередную проверку знаний. В рамках системы информации «Работник на пути»в 2015 г. увеличилась активность локомотивных бригад по выявлению нарушений требований безопасности при нахождении на железнодорожном пути. Общее количество выявленных замечаний превысило 22,5 тыс. В настоящее время вводится в действие Положение о системе информации «Человек на пути». В нем предусмотрена возможность работы в системе не только локомотивных бригад, но и всех работников компании, занятых в перевозочном процессе. Также предусмотрена материальная ответственность подрядных организаций за нарушение правил безопасности при нахождении на железнодорожном пути и установлен механизм применения штрафных санкций.

    Удельный вес вины (ответственности) причастного персонала в возникновении травм на производстве у работников ОАО «РЖД» в 2015 г. в сравнении с 2014 г.

    В 2016 г. будет организована работа по внесению изменений и дополнений в Положение о дополнительном премировании работников филиалов ОАО «РЖД» за предупреждение случаев производственного травматизма, связанного с наездом подвижного состава. Организация и проведение контрольно-проверочной работы сегодня требуют совершенствования. Большое количество проверок, зачастую дублирующих друг друга, не всегда позволяет достигать нужных результатов. В новой целевой модели контроля будут изменены критерии планирования и проведения проверок. Если раньше они планировались только по временным критериям и положению дел с травматизмом, то теперь предлагается увязывать проверки с режимами управления охраной труда в филиалах и их структурных подразделениях. Будут учитываться и три следующих основных критерия:
    • временной фактор (внутренний аудит — один раз в пять лет. При этом допускается увеличение временного периода при условии недопущения ухудшения работы в вопросах охраны труда, отсутствия травм и профзаболеваний);
    • распоряжение соответствующего руководителя о проведении целевых проверок для принятия оперативных корректирующих мер;
    • попадание предприятия в недопустимую зону на основе расчета профессионального риска.
    Оперативный контроль будет проводиться только на линейном уровне. В 2015 г. в ОАО «РЖД» было продолжено внедрение вместо трехступенчатого контроля Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П) в пятицветной визуализации, полностью отвечающей требованиям действующего законодательства по охране труда. Были разработаны образцы стендов по КСОТ-П и технические требования к ним,созданы рабочие группы по внедрению системы, организовано ее изучение на технических занятиях, применительно к специфике работ разработаны соответствующие методики комплексной оценки с определением возможных опасностей, примерами типовых визуализированных карт, карт расчета рисков на основные профессии, контрольных листов и т.д. Работа по внедрению КСОТ-П активно проводилась на полигонах всех железных дорог. Ежеквартально проводился анализ внедрения системы, на основе которого велась корректировка нормативной документации. В целом в подразделениях ОАО«РЖД» было разработано более 51 тыс. визуализированных карт рисков, 51 тыс. таблиц-расчетов по определению оценки рисков, 9 тыс. контрольных листов. Применительно к специфике работ филиалов разработано 226 методик по организации и проведению работ по КСОТ-П в пятицветной визуализации. На полигоне Октябрьской железной дороги апробован пилотный проект по внедрению нового механизма формирования и распределения финансовых средств филиалов ОАО «РЖД», выделяемых на охрану труда для устранения несоответствий, выявляемых в ходе проводимых по системе КСОТ-П проверок и касающихся нескольких хозяйств. С учетом положительных результатов опыт Октябрьской дороги распространен на полигоны всех железных дорог.
    Сравнительный анализ показывает, что при КСОТ-П по сравнению с трехступенчатым контролем «заработал» первый уровень контроля. Руководители работ и сами работники стали большее выявлять несоответствий по оцениваемым критериям визуализированной формы КСОТ-П и своевременно их устранять. Кроме того, руководители производственных подразделений (второй уровень или вторая ступень контроля) при самооценке своей работы с отражением в контрольном листе №1 стали больше уделять внимания соблюдению требований нормативных документов по охране труда, своевременному и качест-венному проведению инструктажей, выполнению мероприятий, направленных на устранение ранее выявленных замечаний, соответствию оборудования требованиям стандартов безопасности труда и др. При этом руководителями предприятий при проведении оценки состояния охраны труда в производственных подразделениях стало меньше выявляться нарушений по состоянию инструмента, оборудования, содержания спецодежды, средств индивидуальной защиты, нарушений при проведении и регистрации инструктажей и т.д. Ранее же при проведении третьей ступени контроля большей частью выявленных нарушений были те, которые должны выявляться и устраняться в ходе проведения первой и второй ступеней контроля. Специалистами Центра внутренней политики и развития корпоративной культуры ОАО «РЖД» было проведено анкетирование среди работников подразделений ОАО «РЖД» об эффективности их работы по введенным новшествам в вопросах охраны труда, в том числе по КСОТ-П. Результаты анкетирования показали, что восприятие вводимых новшеств работниками изменилось от неоднозначного и даже негативного, когда велась разработка большого количества основополагающих документов, требующая затрат времени и увеличения бумажной работы, до положительного, когда система начала устойчиво функционировать. В отношении режимов управления охраной труда в зависимости от положения с производственным травматизмом при анкетировании получен позитивный результат, так как отменены хаотично и часто необоснованно вводимые «особые режимы», четко определены регламенты работы, сократился документооборот,
    количество выдаваемых руководителями различных уровней управления указаний. В Анализе подчеркнуто, что одним из основных инструментов совершенствования системы управления охраной труда в компании сегодня становится работа с профессиональными рисками. В прошлом году была разработана и введена в промышленную эксплуатацию автоматизированная система по их расчету (АСУ ПР) на основе Методики анализа и оценки профессиональных рисков. Были выполнены расчеты рисков в 83 структурных подразделениях Октябрьского, Московского и Горьковского регионов. Использование системы позволило сократить время расчета с 3—4 дней до 1—2 ч. АСУ ПР являться частью Единой корпоративной автоматизированной системы управления трудовыми ресурсами (ЕК АСУТР) и включает в себя блок интеграции с ЕК АСУТР, блок учета организационно-профилактических мероприятий по охране труда, модуль расчета профессионального риска, блок по визуализации результатов расчета и формирования рекомендаций по снижению данного риска, блоки сервисных подсистем. АСУ ПР в части количественной оценки профессиональных рисков введена в опытную эксплуатацию с 20 октября, в части экспертной оценки — с 16 ноября 2015 г.в структурных подразделениях пилотных филиалов, расположенных в границах Октябрьской, Московской и Горьковской железных дорог. С 1 декабря АСУ ПР введена в промышленную эксплуатацию. В 2016 г. внедрение системы управления профессиональными рисками с применением АСУ ПР планируется во всех структурных подразделениях Центральной дирекции инфраструктуры, Центральной дирекции управления движением, Дирекции тяги, Центральной дирекции по ремонту пути. Одной из основных превентивных мер в системе управления охраной труда, направленных на снижение количества несчастных случаев на производстве, является обучение требованиям охраны труда. В 2015 г. в ОАО «РЖД» на проведение обязательного обучения и проверки знания требований охраны труда израсходовано около 128 млн. руб. Всего обучение прошли более 30 тыс. работников, в том числе почти 18 тыс. руководителей, 9 тыс. специалистов и 4,1 тыс. уполномоченных по охране труда. Внесены изменения в ряд нормативных документов, что позволит более эффективно проводить работу по обучению работников компании вопросам охраны труда. Принято решение об организации дистанционного обучения в специализированном центре, созданном на базе АНО ДПО «Корпоративный университет ОАО «РЖД». Продолжается работа по созданию виртуальных классов. В 2015 г. они были созданы для работников хозяйств электрификации и электроснабжения, автоматики и телемеханики, вагонного хозяйства, тяги, управления движением, дирекции по ремонту пути. Внедрение виртуальных классов позволит повысить качество и оперативность подготовки работников по вопросам безопасности производственных процессов за счет применения современных информационных обучающих 3D-комплексов. Центральной комиссией по проверке знаний требований охраны труда за период 2014—2015 гг. с использованием современных образовательных технологий, включая тренинги и деловые игры, оценены знания более 100 руководителей филиалов и структурных подразделений. Региональные комиссии железных дорог в формате деловой игры провели оценку профессиональных знаний руководителей региональных дирекций. Большое внимание в компании уделяется отбору и подготовке персонала, от действий которого во многом зависит жизнь и здоровье работников подразделений, выполняющих работу на объектах инфраструктуры. В качестве положительного примера можно привести новую систему подготовки и обучения энергодиспетчерского аппарата. С учетом недостатков ранее действовавшей системы были разработаны методика психофизиологического отбора энергодиспетчеров и учебная программа по их подготовке, четко определены критерии оценки профпригодности. Для пилотного проекта были отобраны 57 энергодиспетчеров Московской дирекции инфраструктуры. Оказалось, что только 33 из них полностью соответствуют требованиям, предъявляемым к данной профессии, а пять человек были не рекомендованы к этой работе. Планируется создать три учебных центра для подготовки энергодиспетчеров в Москве, Омске и Иркутстке. Неотъемлемой составной частью работы по охране труда, предупреждению случаев травмирования является улучшение условий труда. В настоящее время в компании насчитывается 371 тыс. рабочих мест, на которых работает 786 тыс. человек. При этом во вредных условиях труда заняты 375 тыс. работающих. Доля рабочих мест с вредными условиями труда составила 28%. За последние три года при снижении общего количества рабочих мест в компании на 12% количество рабочих мест с вредными условиями снизилось на 34%.

    Это интересно:  Возражение кредит не нужен

    Полностью устранены рабочие места с классом 3.4, а также значительно снижено количество рабочих мест с классом условий труда 3.3. С 2014 г. ОАО «РЖД» в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. №426-ФЗ проводит специальную оценку условий труда (СОУТ). За два года было проверено более 180 тыс. рабочих мест. В текущем году запланировано провести спецоценку еще 88 тыс. рабочих мест. Проводится работа по внедрению инновационных технических средств, направленных на минимизацию рисков производственного травматизма и ликвидацию опасных рабочих мест. Примером может служить внедрение системы радиоуправления краном, которая может использоваться как на козловых, так и на кранах на железнодорожном ходу. Для улучшения бытовых условий начато внедрение рассчитанных на 10 человек санитарно-гигиенических комплексов, оборудованных туалетной и душевой кабинами, системами обогрева и вентиляции, водоснабжения и утилизации отходов.

    Финансирование мероприятий по охране труда

    Департаментом охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля организована системная работа по разработке и актуализации нормативных документов, содержащих основные требования безопасности труда на рабочих местах — правил и инструкций по охране труда. В прошлом году были разработаны и пересмотрены более 30 документов, 7 правил и 24 инструкции по охране труда, СТО РЖД «Система управления охраной труда в ОАО «РЖД». Электрическая безопасность. Общие положения», методика определения целевых показателей производственного травматизма, типовая программа проверки электроустановок потребителей и др. В комплексе мероприятий по обеспечению безопасных условий труда и профилактике профессиональных заболеваний работников компании большое внимание уделяется вопросам своевременного обеспечения средствами индивидуальной защиты, соответствующими условиям труда. В 2015 г. на приобретение спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты израсходовано 5,5 млрд. руб., что составляет 30% от всех расходов на мероприятия по охране труда. Затраты на одного работника превысили 7,1 тыс. руб. Проведен мониторинг зимних и летних видов спецодежды и спецобуви, а также эксплуатационные испытания новых видов средств индивидуальной защиты, в частности облегченной и утепленной специальной обуви, термобелья, головных уборов для сигналистов, перчаток от механических и химических повреждений, дерматологических средств защиты и др. Для оценки качества продукции были проведены целевые проверки на Куйбышевской, Западно-Сибирской, Юго-Восточной и Красноярской железных дорогах. Компания, несмотря на сложные экономические условия, увеличивает финансовые вложения в обеспечение безопасности труда. В 2015 г. в ОАО «РЖД» на мероприятия по улучшению условий и охраны труда по всем источникам финансирования было направлено 18,6 млрд. руб., в том числе 10,1 млрд. руб. без учета затрат на спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты и медицинские осмотры. Всеми филиалами компании выполнен норматив расходования средств на мероприятия по улучшению условий и охраны труда. В пересчете на одного работника эти расходы в среднем по ОАО «РЖД» составили 24 тыс. руб. (в 2014 г. — 20,7 тыс. руб.). ОАО «РЖД» совместно с Фондом социального страхования с 2006 г. проводит работу по использованию 20% сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

    Эти средства направляются на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Контроль за ходом данной работы в компании осуществляется Департаментом охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля. В 2015 г. сумма разрешенных к использованию средств составила 280,4 млн. руб. Основная часть средств направлялась на приобретение работникам сертифицированных средств индивидуальной защиты, проведение обязательных периодических медицинских осмотров, на санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными производственными факторами, на обучение по охране труда отдельных категорий работников и др. Снижение производственного травматизма в 2015 г. за счет совершенствования системы управления охраной труда, улучшения условий труда работников, повышения культуры безопасности труда позволило по отношению к 2014 г. снизить непредвиденные (незапланированные) расходы ОАО «РЖД» на возмещение ущерба от несчастных случаев на производстве на 34,85 млн. руб. Компания приняла участие в XIX Международной специализированной выставке «Безопасность и охрана труда — 2015», организованной Минтрудом России. По ее итогам ОАО «РЖД» награждено Почетной грамотой. В 2015 г. завершилась реализация Перспективной комплексной программы по улучшению условий и охраны труда в ОАО «РЖД» на 2013—2015 гг., утвержденной в августе 2012 г. На выполнение ее мероприятий в прошлом году было направлено 18,6 млрд. руб. В настоящее время начато выполнение Перспективной комплексной программы по улучшению условий и охраны труда в ОАО «РЖД» на 2016—2018 гг., которая ставит новые ответственные задачи, высокие, но реальные цели, достижимые при систематической, заинтересованной работе всех тружеников компании.

    Это интересно:  Номер билета ржд где указан

    Система управления охраной труда

    В ОАО «РЖД» основополагающим документом системы управления охраной труда в ОАО «РЖД» является стандарт СТО РЖД 15.0022012 Система управления охраной труда в ОАО «РЖД».

    Основные элементы системы управления охраной труда (СУОТ):

    – политика в области охраны труда;

    – организация работ по охране труда;

    – основные функции по осуществлению политики ОАО «РЖД» в области охраны труда, достижению целей и решению задач СУОТ;

    – оценка состояния охраны труда и эффективности функционирования СУОТ;

    Основные элементы системы управления охраной труда в ОАО «РЖД» показаны на рисунке 6.

    Политика в области охраны труда
    Организация работ по охране труда
    Совершенствование СУОТ
    Оценка состояния охраны труда и эффективности функционирования СУОТ
    ОАО «РЖД»
    Основные функции по осуществлению политики в области охраны труда, достижению целей и решению задач СУОТ

    Рис. 6. Основные элементы системы управления охраной труда в ОАО «РЖД»

    Руководители филиалов и структурных подразделений ОАО «РЖД», главные инженеры или заместители руководителей, ведающие вопросами охраны труда, обеспечивают внедрение и функционирование СУОТ и ее основных элементов в соответствии с настоящим стандартом.

    Основные цели СУОТ:

    – повышение эффективности управления охраной труда;

    – создание безопасных и благоприятных условий труда;

    – предупреждение и сокращение производственного травматизма и профессиональных заболеваний;

    – снижение размера финансовых расходов и потерь от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

    – привлечение к участию в управлении охраной труда работников и их представителей;

    – формирование корпоративной культуры охраны труда и пропаганда здорового образа жизни.

    Основные задачи СУОТ:

    — обеспечение безопасности технологических процессов;

    — обеспечение безопасной эксплуатации производственного оборудования, железнодорожного подвижного состава и автотранспорта;

    — обеспечение безопасной эксплуатации зданий, строений и сооружений инфраструктуры;

    — улучшение условий труда работников;

    — обеспечение работников СИЗ, имеющих декларацию о соответствии и (или) сертификат соответствия (далее – сертифицированными СИЗ);

    — обеспечение санитарно-бытовым и лечебно-профилактическим обслуживанием работников;

    — обучение работников по охране труда и совершенствование форм и методов обучения;

    — информационное обеспечение в области охраны труда;

    — проведение научных исследований в области охраны труда.

    Система управления охраной труда — часть общей системы управления организации, обеспечивающая управление рисками в области охраны здоровья и безопасности труда, связанными с деятельностью организации.

    – Деятельность по планированию;

    – Процессы и ресурсы для разработки, внедрения, достижения целей, анализа результативности политики и мероприятий по охране труда.

    Главная цель работы по охране труда в организации— это создание условий труда, соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

    Для достижения этой цели необходимы совместные усилия работодателя и работников.

    Ответственными за реализацию функций по охране труда являются:

    – Главный инженер организации

    – Руководители служб и подразделений.

    В организации вводится должность инженера по охране труда, если численность работников превышает 50 человек.

    На третьем уровне (линейном) управление охраной труда осуществляют:

    – руководители структурных подразделений;

    – главные инженеры или заместители руководителей, ведающие вопросами охраны труда;

    – заместители руководителей по направлениям работ;

    – руководители производственных подразделений;

    – специалисты по охране труда.

    Основные направления деятельности при организации работы по охране труда:

    – Содействие общественному контролю за соблюдением прав и интересов работников в области охраны труда;

    – Планирование работ по охране труда;

    – Организация и проведение сертификации по охране труда;

    – Проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование работников о результатах проверок;

    – Установление компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и опасными условиями труда;

    – Обучение по охране труда и профессиональная подготовка по охране труда.

    Работы по СОУТ, которые должны выполняться администрацией структурных подразделений представлены в таблице 10.

    Работы, выполняемые руководителями по СОУТ

    Наименование работ, выполняемых руководителями
    Руководитель структурного подразделения Заместитель руководителя структурного подразделения, ведающий вопросами охраны труда (главный инженер) Заместитель руководителя структурного подразделения, (в соответствии с распределением обязанностей)
    Обеспечивает функционирование СУОТ и осуществляет контроль за выполнением требований законодательства по охране труда Организует функционирование СУОТ и осуществляет контроль за выполнением требований законодательства по охране труда Обеспечивает выполнение требований законодательства по охране труда
    Согласовывает проекты планов мероприятий по улучшению условий и охраны труда в структурном подразделении. Ежегодно Организует разработку планов мероприятий по улучшению условий и охраны труда. Ежегодно Участвует в разработке планов мероприятий по улучшению условий и охраны труда. Ежегодно
    Рассматривает выполнение планов мероприятий по улучшению условий и охраны труда, коллективных договоров в части вопросов охраны труда. Ежеквартально Рассматривает выполнение планов мероприятий по улучшению условий и охраны труда, коллективных договоров в части вопросов охраны труда. Ежемесячно Обеспечивает выполнение планов мероприятий по улучшению условий и охраны труда, коллективных договоров в части вопросов охраны труда. Ежемесячно
    Участвует в проведении третьей ступени трехступенчатого контроля. Рассматривает итоги третьей ступени Организует проведение трехступенчатого контроля, участвует в проведении третьей ступени и осуществляет контроль первой и второй ступени трехступенчатого контроля Участвует в проведении третьей ступени трехступенчатого контроля
    Утверждает инструкции для работников и другие локальные документы по охране труда Организует разработку проектов инструкций для работников и других локальных документов по охране труда. Контролирует внедрение нормативных документов по охране труда Участвует в разработке проектов инструкций для работников и других локальных документов по охране труда. Обеспечивает внедрение нормативных документов по охране труда
    Обеспечивает наличие комплекта нормативных правовых актов и документов по охране труда, средств информации, плакатов, знаков безопасности и наглядных пособий Контролирует наличие нормативных документов по охране труда, необходимых средств информации, плакатов, знаков безопасности и наглядных пособий и организует их приобретение Контролирует наличие необходимых средств информации, плакатов, знаков безопасности и наглядных пособий
    Утверждает графики, планы обучения по охране труда работников. Направляет работников на курсы повышения квалификации Организует разработку графиков, планов обучения по охране труда и тематики технической учебы. Организует обучение и повышение квалификации работников Участвует в организации и проведении обучения по охране труда. По графику, плану
    Утверждает состав комиссий по проверке знаний требований охраны труда работников и участвует в работе комиссий Организует проведение занятий, участвует в работе комиссий и осуществляет контроль за обучением по охране труда работников Участвует в работе комиссии по проверке знаний требований охраны труда работников
    Участвует в расследовании несчастных случаев на производстве и рассматривает материалы расследования несчастных случаев Участвует в расследовании несчастных случаев на производстве и рассматривает материалы расследования несчастных случаев Участвует в расследовании несчастных случаев на производстве и рассматривает материалы расследования несчастных случаев
    Утверждает перечни профессий и должностей работников, подлежащих медицинскому осмотру. Ежегодно Осуществляет контроль за подготовкой перечней профессий и должностей работников, подлежащих медицинскому осмотру. Ежегодно Контролирует прохождение работниками медицинских осмотров Организует и участвует в подготовке перечней профессий и должностей, подлежащих медицинскому осмотру. Контролирует прохождение работниками медицинских осмотров
    Обеспечивает проведение аттестации рабочих мест по условиям труда Организует проведение аттестации рабочих мест по условиям труда. Осуществляет контроль за приведением рабочих мест в соответствие с требованиями охраны труда Участвует в работе по аттестации рабочих мест по условиям труда. Обеспечивает приведение рабочих мест в соответствие с требованиями охраны труда
    Утверждает состав комиссии по приемке в эксплуатацию объектов и оборудования Организует работу комиссий по приемке в эксплуатацию объектов и оборудования. Осуществляет контроль за полнотой изложения требований охраны труда в технологической документации Участвует в работе комиссий по приемке в эксплуатацию объектов и оборудования. Осуществляет контроль за полнотой изложения требований охраны труда в технологической документации
    Обеспечивает работников СИЗ, смывающими и обезвреживающими средствами, молоком и другими равноценными пищевыми продуктами (компенсационными выплатами), санитарно-бытовыми помещениями Организует работу и осуществляет контроль по обеспечению работников СИЗ, смывающими и обезвреживающими средствами, молоком и другими равноценными пищевыми продуктами (компенсационными выплатами), санитарно-бытовыми помещениями Участвует в обеспечении работников СИЗ, смывающими и обезвреживающими средствами, молоком и другими равноценными пищевыми продуктами (компенсационными выплатами), санитарно-бытовыми помещениями
    Рассматривает соблюдение режимов рабочего времени и время отдыха работников, обеспечивающих непрерывность перевозочного процесса по докладам заместителей руководителя структурного подразделения. Ежемесячно Участвует в рассмотрении режимов рабочего времени и время отдыха работников, обеспечивающих непрерывность перевозочного процесса. Ежемесячно Контролирует (по докладам специалистов по организации труда) соблюдение режимов рабочего времени и время отдыха работников, обеспечивающих непрерывность перевозочного процесса. Ежемесячно
    Рассматривает отчеты о работе инженерно-врачебной бригады. Ежемесячно Организует работу инженерно-врачебной бригады. Участвует в проверках (по графику) Участвует в работе инженерно-врачебной бригады

    В Поездку

    Все для локомотивной бригады

    Организация управления охраной труда на предприятии

    • Основные элементы системы управления охраной труда в ОАО «РЖД»
    • Основные цели и задачи системы управления охраной труда (СУОТ) в ОАО «РЖД»
    • Организация работ по охране труда
    • Совершенствование СУОТ.Внедрение новых методов СУОТ в ОАО «РЖД»
    • Организация контроля и порядок его проведения
    • КСОТ-П
    • Политика ОАО «РЖД» в области охраны труда
    • Профессиональные риски

    Основные элементу системы управления охраной труда (СУОТ) в ОАО «РЖД»:

    • политика в области охраны труда;
    • организация работ по охране труда;
    • основные функции по осуществлению политики ОАО «РЖД» в области охраны труда, оценке и управлению профессиональными рисками, достижению целей и решению задач СУОТ;
    • оценка состояния охраны труда и эффективность функционирования СУОТ;
    • совершенствование СУОТ.

    Основные элементы системы управления охраной труда в ОАО «РЖД» показаны на рисунке 1.

    Рисунок 1 – Основные элементы системы управления охраной труда в ОАО «РЖД»

    Основные цели системы управления охраной труда:

    • Повышение эффективности управления охраной труда;
    • Создание безопасных и благоприятных условий труда;
    • Предупреждение и сокращение производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
    • Снижение размера финансовых расходов и потерь от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
    • Привлечение к участию в управлении охраной труда работников и их представителей;
    • Формирование корпоративной культуры охраны труда и пропаганда здорового образа жизни.

    Основные задачи системы управления охраной труда:

    • Обеспечение безопасности технологических процессов;
    • Обеспечение безопасной эксплуатации производственного оборудования, железнодорожного подвижного состава и автотранспорта;
    • Обеспечение безопасной эксплуатации зданий, строений и сооружений инфраструктуры;
    • Обеспечение безопасности и улучшение труда работников;
    • Обеспечение работников СИЗ, имеющими декларацию о соответствии и (или) сертификат соответствия;
    • Обеспечение санитарно-бытовым и лечебно-профилактическим обслуживанием работников;
    • Обучение работников по охране труда и совершенствование форм и методов обучения;
    • Информационное обеспечение в области охраны труда;
    • Проведение научных исследований в области охраны труда.

    Организация работ по охране труда.

    Организация работ по охране труда в СУОТ регламентируют стандартами, правилами, положениями и другими нормативными документами по охране труда ОАО «РЖД».

    Это интересно:  Оформить развод при наличии несовершеннолетних детей

    Организация работ по охране труда предусматривает:

    • разработку и совершенствование структуры управления охраной труда в ОАО «РЖД»;
    • установление обязанностей руководителей и специалистов ОАО «РЖД»;
    • установление порядка проведения работ подрядными организациями;
    • установление порядка проведения работ на территориях и объектах сторонних организаций;
    • установление порядка мотивации и стимулирования работников за работой по охране труда.

    Совершенствование системы управления охраной труда. Внедрение новых методов СУОТ в ОАО «РЖД».

    Совершенствование СУОТ осуществляет руководство ОАО «РЖД» путем принятия управляющих и корректирующих воздействий на соответствующие элементы системы управления охраной труда и СУОТ в целом.

    Мероприятия по совершенствованию СУОТ и ее соответствующих элементов должны учитывать:

    • цели по охране труда;
    • результаты выявленных опасностей и оценки профессиональных рисков;
    • результаты расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, выявленных случаев ухудшения здоровья, болезней и других опасных происшествий, связанных с производственной деятельностью;
    • результаты проверок, наблюдения, анализа, учета условий и охраны труда;
    • результаты анализа руководством эффективности функционирования СУОТ;
    • предложения по совершенствованию, поступающие от руководителей всех уровней управления, работников общества, включая членов комитетов (комиссий) по охране труда и уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда;
    • изменения в законодательных и нормативных правовых актах по охране труда;
    • передовой отечественный и зарубежный опыт в области улучшения условий и охраны труда.

    По результатам анализа эффективности СУОТ принимают решения, направленные на ее совершенствование, которые оформляют протоколом совещания у президента ОАО «РЖД», первых вице-президентов ОАО «РЖД», старшего вице-президента, организующего работы по охране труда, протоколом заседания правления ОАО «РЖД» и, при необходимости, приказом, распоряжением ОАО «РЖД».
    Руководители подразделений аппарата управления ОАО «РЖД», филиалов и структурных подразделений ОАО «РЖД» распорядительным документом назначают ответственных за выполнение решений совещания, заседания правления, приказа, распоряжения ОАО «РЖД» и организуют разработку мероприятий по выполнению принятых решений.

    Организация контроля и порядок его проведения.

    Контроль состояния охраны труда в подразделениях ОАО «РЖД» включает внутренний аудит, комплексные, целевые, оперативные проверки и многоуровневый контроль при комплексной системе оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П), а также контроль функционирования СУОТ.
    Контроль состояния охраны труда в ОАО «РЖД» осуществляют руководители и специалисты ЦБТ, филиалов и структурных подразделений ОАО «РЖД», НБТ, региональных дирекций и структурных подразделений в порядке, установленном организационно-распорядительными документами ОАО «РЖД».
    Контроль функционирования СУОТ осуществляют одновременно с контролем соблюдения требований охраны труда.
    Результаты проверок оформляют актами, а внутренних аудитов – протоколами и отчетами, которые доводят до руководителей проверяемых подразделений.

    В актах проверок (аудитов) отражают:

    • Нарушения и недостатки, выявленные в процессе проверки;
    • Эффективность функционирования элементов СУОТ в проверяемом подразделении;
    • Результативность деятельности руководителей проверяемых подразделений;
    • Соответствие проводимых в подразделении мероприятий принятой политике, поставленным целям и задачам СУОТ;
    • Соответствие организации работ по охране труда трудовому законодательству, нормативным правовым актам Российской Федерации и нормативным документам ОАО «РЖД»;
    • Эффективность участия работников подразделения в управлении охраной труда, проводимых проверках и анализе их результатов;
    • Рекомендации по повышению эффективности и совершенствованию СУОТ.

    Надзор и контроль за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда и трудового законодательства в ОАО «РЖД» проводят федеральные органы исполнительной власти по надзору в установленной сфере деятельности в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.
    Общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда в ОАО «РЖД» осуществляет РОСПРОФЖЕЛ, техническая инспекция труда профсоюза, внештатные технические инспекторы труда, комитеты (комиссии) по охране труда и уполномоченные (доверенные) лица по охране труда.

    КСОТ — П
    Комплексная система оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П) включает в себя 3 ступени контроля.

    Ежедневный (ежесменный) контроль

    – проводят непосредственно сами рабочие. Результаты контроля вносятся в ведомость несоответствий и визуально отражаются в бланке КСОТ-П путем закрашивания одной ячейки соответствующим цветом (зеленым, синим, желтым, оранжевым или красным цветом) (Таблица №2). Также в бланк КСОТ-П вносятся данные о количестве дней работы подразделения без травм. Заполненные ведомости рассматривает руководитель производственного подразделения при проведении ежемесячного и руководитель структурного подразделения при проведении ежеквартального контроля, для принятия необходимых мер по устранению выявленных нарушений. Ведомости и бланки КСОТ-П размещаются на специальных стендах или в уголках по охране труда. По завершению месяца заполненные бланки КСОТ-П и ведомости несоответствий (Таблица №3) не позднее 3 числа, направляются специалисту по охране труда структурного подразделения, а копии хранятся у руководителя производственного подразделения.
    Перечень опасностей и предупреждений для ежедневной (ежесменной) оценки состояния охраны труда приведены в таблице №2.

    Таблица №2.
    Ведомость несоответствий

    Таблица 3

    Ежемесячный контроль

    — проводит руководитель производственного подразделения. В проверке может принимать участие уполномоченный по охране труда. По результатам проверки заполняется контрольный лист №1 (Таблица №4) и хранятся у руководителя производственного подразделения в течение года в одной папке с ведомостями несоответствия и бланками КСОТ-П.

    Таблица 4

    Ежеквартальный контроль

    — осуществляется руководителем структурного подразделения или его заместителями с участием представителя профсоюзного органа структурного подразделения, специалиста по охране труда и в присутствие руководителя подразделения, не реже 1 раза в 3 месяца с охватом всех подразделений. Рекомендуется для проведения ежеквартального контроля составлять годовой график, с охватом всех подразделений в течение одного квартала.
    По результатам проверки заполняется контрольный лист №2 и в срок до 5 числа месяца, следующего за отчетным кварталом. На основании контрольного листа №2 дается оценка состояния охраны труда в подразделении в баллах, отмечаются пункты, по которым выявлены несоответствия и разрабатываются мероприятия по устранению выявленных нарушений.
    Рассмотрение итогов ежеквартального контроля проводит начальник структурного подразделения на совещании с участием членов комиссии, руководителей подразделений, специалистов и представителей профсоюзной организации.
    Результаты рассмотрения оформляют протоколом, а при необходимости формируются мероприятия по устранению выявленных недостатков и нарушений, указываются сроки выполнения мероприятий и должностных лиц, ответственных за выполнение. Протокол и утвержденные мероприятия рассылают руководителям подразделений для устранения. Контрольные листы №2 хранятся у специалиста по охране труда в течение года, а копии их направляются руководителю проверяемого подразделения.
    По итогам ежеквартального контроля составляется сводный отчет с балльной оценкой каждого производственного подразделения, выявляется характер несоответствий.

    Сводный отчет направляется в региональную дирекцию для дальнейшего анализа, принятия мер и разработки корректирующих мероприятий, не позднее 10 числа месяца следующим за отчетным периодом. После анализа полученных результатов дирекция направляет информацию в службу охраны труда и промышленной безопасности железной дороги ив установленном порядке центральные дирекции, для осуществления контроля и профилактической работы в срок до 15 числа месяца следующим за отчетным периодом.

    Политика ОАО «РЖД» в области охраны труда.

    Политика в области охраны труда ОАО РЖД» построена на основе государственной политики в области охраны труда, установленной статьей 210 Трудового кодекса Российской Федерации, с учетом политики ОАО «РЖД», специфики производственной деятельности и включает в себя основные направления политики, основные цели и задачи, участие работников в управлении охраной труда.

    Основные направления политики в области охраны труда ОАО «РЖД»:

    • Обеспечение приоритета сохранения и защиты жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности;
    • Соблюдение положений международных договоров, соглашений, федеральных законов и иных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, требований нормативных документов ОАО «РЖД» по охране труда, а также выполнение коллективных договоров и программ улучшения условий и охраны труда;
    • Содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников и информирование их в области охраны труда;
    • Координация деятельности филиалов и структурных подразделений ОАО «РЖД» и взаимодействие их с дочерними обществами и подрядными организациями по вопросам охраны труда;
    • Информирование заинтересованных сторон и поддержание с ними активного диалога в области охраны труда;
    • Разработка и внедрение прогрессивных и безопасных технических средств, оборудования и технологических процессов, средств механизации и автоматики, направленных на вывод работников из опасных зон, устранение ручного труда;
    • Обеспечения соответствия деятельности в области охраны труда современному уровню развития науки и техники;
    • Организация проведения научных исследований и опытно-конструкторских разработок в области охраны труда и внедрение их результатов;
    • Снижение потенциальных профессиональных рисков при осуществлении производственной деятельности и обеспечение такого уровня охраны труда, при котором профессиональный риск возникновения несчастных случаев на производстве, аварий и профессиональных заболеваний минимален;
    • Осуществление комплексных профилактических мер по предупреждению несчастных случаев на производстве, аварий на производственных объектах и минимизации их последствий;
    • Обеспечение безопасных условий труда работников при перевозке грузов и пассажиров железнодорожным транспортом;
    • Повышение эффективности предупреждающих мер по соблюдению требований охраны труда;
    • Повышение корпоративной культуры безопасности труда, ответственного отношения к здоровью работников;
    • Непрерывное совершенствование СУОТ и пересмотр по мере необходимости политики в области охраны труда;
    • Стимулирование ответственности работников за соблюдение требований в области охраны труда;
    • Развитие международного сотрудничества, формирование и поддержание высокого имиджа и репутации ОАО «РЖД» в вопросах охраны труда на российском и международном транспортных рынках.

    В соответствии с основными направлениями политики в области охраны труда
    ОАО «РЖД» определяет основные цели и задачи для определенного периода времени с учетом выявленных опасностей и профессиональных рисков, результатов анализа производственного травматизма, профессиональных заболеваний, а также изменяющихся потребностей и приоритетов.
    Политику в области охраны труда ОАО «РЖД» периодически анализируют, корректируют, оформляют документально, одобряют на заседании правления ОАО «РЖД» и доводят до сведения всех работников, конкретизируют в разделе «Улучшение условий и охраны труда» коллективного договора, а также количественно отражают в программах и планах мероприятий по улучшению условий и охраны труда и предусматривают необходимое финансирование для их реализации.

    Профессиональные риски

    В ОАО «РЖД» , исходя из специфики деятельности филиалов, устанавливают порядок реализации следующих мер по управлению профессиональными рисками:

    • выявление опасностей;
    • расчет и оценка значений профессиональных рисков;
    • мероприятия по снижению значений профессиональных рисков.

    Перечни (классификаторы) опасностей, представляющих угрозу жизни и здоровью работников, устанавливают с учетом особенностей и специфики выполняемых работ в филиалах ОАО «РЖД».
    Расчет и оценку профессиональных рисков проводят для рабочего места, профессии и технологического процесса. Оценку профессиональных рисков проводят для подразделений ОАО «РЖД» на всех уровнях управления.

    Руководители филиалов и структурных подразделений ОАО «РЖД», региональных дирекций и структурных подразделений назначают должностных лиц, ответственных за проведение идентификации опасностей и оценку рисков, а также устанавливают обязанности должностных лиц, на которых возложена ответственность по управлению рисками в структурных подразделениях с привлечением службы (специалиста) охраны труда, комитета (комиссии) по охране труда, работников или уполномоченных ими выборных профсоюзных органов.
    Процедуры выявления опасностей и оценки профессиональных рисков необходимо постоянно совершенствовать и поддерживать в рабочем состоянии с целью обеспечения эффективной реализации мер по их снижению.

    Снижение значений профессиональных рисков осуществляют следующими мерами:

    • Исключение выполнения опасной работы, операции;
    • Замена опасной работы, технологического процесса (операции) менее опасной;
    • Реализация и внедрение технических средств и методов ограничения времени воздействия опасностей на работников;
    • Использование административных методов ограничения времени воздействия опасностей на работников;
    • Использование средств индивидуальной и коллективной защиты.

    Статья написана по материалам сайтов: rly.su, helpiks.org, xn--80abla7dhnr.xn--p1ai.

    »

    Помогла статья? Оцените её
    1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
    Загрузка...
    Добавить комментарий

    Adblock detector