+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Судебная защита прав местного самоуправления

5.4. Защита прав местного самоуправления

Конституция, федеральные законодательные акты, законодательные и иные правовые акты субъектов Российской Федерации, гарантируя местное самоуправление, устанавливают систему правовых мер, направленных как на защиту нарушенных прав местного самоуправления, так и на предупреждение подобных нарушений.

1. Особое место в системе гарантий занимает конституционное право местного самоуправления на судебную защиту.

В правовом государстве суд выступает в роли независимого от какого-либо влияния органа, решающего споры о нарушенном праве.

Обжаловаться могут как индивидуально — правовые, так и нормативно — правовые акты органов государственной власти и органов местного самоуправления. Правила судопроизводства при рассмотрении Данных заявлений устанавливаются в Гражданском процессуальном кодексе РФ и Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации. Суд или арбитражный суд рассматривает иски о признании недействительными актов, нарушающих права местного самоуправления:

а) органов государственной власти и государственных должностных лиц:

б) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;

в) предприятий, учреждений и организаций;

г) общественных объединений.

С такими исками в суд или арбитражный суд вправе обращаться не только органы и должностные лица местного самоуправления, но и граждане, проживающие на территории муниципального образования.

Закон также предусматривает судебную форму защиты прав муниципального образования в случае отказа в государственной регистрации устава муниципального образования.

В некоторых случаях, прямо предусмотренных законом, органы местного самоуправления могут обращаться в суд за защитой нарушенных прав граждан — жителей муниципального образования. Так, в соответствии с Федеральным законом «О защите прав потребителей» органы местного самоуправления обращаются в суд в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей) с исками о признании действий продавца противоправными и прекращении этих действий.

2. Гарантией правовой защиты местного самоуправления является обязательность решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. Данные решения обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм, а также органами местного самоуправления и гражданами.

Решения органов и должностных лиц местного самоуправления могут быть отменены органами и должностными лицами, их принявшими, либо признаны недействительными по решению суда.

3. Гарантией судебной защиты прав местного самоуправления является судебный порядок отмены нормативных актов органов и должностных лиц местного самоуправления.

Важно отметить, что в случае признания судом нормативного акта, принятого представительным орган местного самоуправления, главой муниципального образования, противоречащим Конституции Российской Федерации, федеральному конституционному закону, федеральному закону, конституции, уставу, закону субъекта Российской Федерации, уставу муниципального образования, суд обязывает представительный орган, главу муниципального образования, принявшего (издавшего) нормативный правовой акт, в установленный решением суда срок: отменить данный нормативный правовой акт или отдельные его положения, опубликовать информацию о решении суда в течение десяти дней со дня вступления решения суда в силу. Таким образом, признав нормативный акт незаконным, суд не может отменить его своим решением. Отменить акт может только орган, его принявший.

Кроме того, только заключение соответствующего суда субъекта Российской Федерации может являться основанием для рассмотрения законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации вопроса о прекращении полномочий соответствующего органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления.

4. Важным средством правовой защиты интересов местного самоуправления, его прав являются обращения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в органы государственной власти и к государственным должностным лицам.

Органы местного самоуправления при выполнении возложенных на них задач могут обращаться в органы государственной власти, к государственным должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям с различного рода обращениями: запросами, предложениями, заявлениями и т.п. Порядок внесения этих обращений, их форма устанавливаются законами субъектов Федерации, уставами муниципальных образований, а также внутренними актами (регламент представительного органа местного самоуправления).

В целях большего учета интересов муниципальных образований при законодательном регулировании субъектами РФ разнообразных вопросов регионального и местного значения представительные органы местного самоуправления обладают правом законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе субъекта РФ.

Праву законодательной инициативы представительных органов местного самоуправления в законодательном (представительном) органе субъекта Российской Федерации соответствует обязанность этого органа рассмотреть вносимый проект закона. Содержанием законодательной инициативы может быть изменение, дополнение законов субъекта Российской Федерации, принятие нового закона, отмена закона субъекта Российской Федерации. Решение о внесении проекта закона должно приниматься на заседании представительного, органа местного самоуправления.

5. Правовая защита местного самоуправления гарантируется деятельностью соответствующих государственных органов, которые в пределах своих полномочий обеспечивают защиту прав местного самоуправления, учет их интересов при осуществлении государственной политики в различных сферах жизни общества.

Министерство по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации (Минфедерации России) является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику, в том числе и в области местного самоуправления.

Помимо органов прокуратуры, которые осуществляют надзор за исполнением законов органами государственной власти субъектов Российской Федерации, важную функцию в этой сфере выполняет Министерство юстиции Российской Федерации. На Министерство юстиции Российской Федерации возложено проведение юридической экспертизы правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе и по вопросам местного самоуправления.

При Президенте РФ создан Совет по местному самоуправлению. Совет является консультативным органом. К основным задачам Совета относятся, в частности, подготовка для Президента Российской Федерации рекомендаций по осуществлению и корректировке государственной политики в области местного самоуправления, разработка для Президента Российской Федерации предложений по обеспечению согласованного взаимодействия федеральных органов государственной власти и т.д.

6. Правовая защита интересов и прав местного самоуправления обеспечивается принятием федеральных и региональных программ развития местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Судебная и иные формы защиты местного самоуправления

В соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» одна из важнейших гарантий осуществления местного самоуправления — судебная защита местного самоуправления, а также возможность обжалования гражданами незаконных решений (действий) муниципальных органов. Граждане, проживающие на территории муниципального образования, а также органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления вправе предъявлять в суд или арбитражный суд иски о признании недействительными актов, нарушающих права местного самоуправления. Также могут быть предъявлены иски о признании неправомерными действий указанных органов, их должностных лиц, предприятий, учреждений и общественных объединений. Право на судебную защиту принадлежит как органам местного самоуправления и их должностных лицам, так и непосредственно населению, проживающему на территории муниципального образования, интересы которого были затронуты. Судебные иски могут исходить от ассоциаций и союзов муниципальных образований. Муниципальные органы и их должностные лица вправе подать иск в арбитражный суд, граждане — в суд общей юрисдикции.

Это интересно:  Типовое положение о доу

К действиям (решениям) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных лиц, государственных служащих, которые могут быть обжалованы в суде и арбитражном суде, относятся как коллегиальные, так и единоличные действия (решения). В результате таких действий (решений) создается угроза нарушения либо нарушаются права и свободы гражданина, создаются препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина возлагается какая-либо обязанность, гражданин незаконно привлекается к ответственности. Граждане и органы местного самоуправления вправе обжаловать и бездействие органов и их должностных лиц, предприятий, учреждений, организаций. Органы местного самоуправления и их должностные лица чаще всего обращаются за защитой нарушенных прав в Конституционный Суд РФ. Большинство споров, рассматриваемых Конституционным Судом, касается вопросов организации деятельности местного самоуправления, а также установления местных налогов и сборов и формирования и исполнения местных бюджетов.

Согласно Указу Президента РФ «О гарантиях местного самоуправления в РФ» решения органов местного самоуправления могут быть отменены лишь в судебном порядке. Это предписание является составной частью гарантии судебной защиты местного самоуправления. Нормы о судебной защите права на местное самоуправление содержатся и в региональных, и в муниципальных нормативно-правовых актах.

Население муниципального образования, права которого нарушены, вправе обратиться не только в суд за защитой нарушенных прав, но и в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти либо орган местного самоуправления или к вышестоящему должностному лицу.

Судебная защита прав местного самоуправления

А. Сергеев, кандидат юридических наук.

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», определяющий стратегию совершенствования системы муниципальной власти, должен вступить в силу в полном объеме с 1 января 2009 г. Реформирование институтов власти всегда сопровождается конфликтами интересов. В этих условиях особое значение приобретает судебная защита прав местного самоуправления, обеспечивающая законность и восстановление нарушенных прав.

Конституционный статус местного самоуправления — самостоятельного в пределах своих полномочий и организационно обособленного от государственной власти — исключает возможность административного разрешения возникающих на муниципальном уровне споров вышестоящими органами исполнительной власти. Лишь суды вправе рассматривать такие споры и выносить по ним решения. Поэтому право на судебную защиту выделено в ст. 133 Конституции РФ в качестве особой гарантии местного самоуправления.

Эта гарантия получила развитие в ст. 46 ФЗ от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которой граждане, проживающие на территории муниципального образования, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления вправе предъявлять в суд или арбитражный суд иски о признании недействительными нарушающих права местного самоуправления актов органов государственной власти и государственных должностных лиц, органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, а также общественных объединений. Следует отметить, что в установленный законодателем переходный период, т.е. до 2009 г., эта норма должна сохранять свою силу.

Конструкция ст. 46 далека от совершенства: судебная защита местного самоуправления не исчерпывается признанием недействительными правовых актов; перечисленные в статье субъекты подают не иски, а заявления и жалобы; подведомственность дел судам общей юрисдикции и арбитражным судам требует законодательного разграничения и т.д. Тем не менее эта статья несла в себе значительный демократический потенциал, наполняющий реальным содержанием конституционную гарантию судебной защиты местного самоуправления. Граждане, органы и должностные лица местного самоуправления получают возможность обратиться в суд в случае нарушения прав местного самоуправления.

Что же означает понятие «права местного самоуправления»? Ведь местное самоуправление это не субъект, а процесс — деятельность по решению вопросов местного значения, осуществляемая непосредственно населением или органами местного самоуправления. «Права местного самоуправления» — комплексное понятие, объединяющее права муниципальных образований как субъектов публичных и гражданских отношений, органов и должностных лиц местного самоуправления и граждан на осуществление местного самоуправления.

В общем случае правом судебного обжалования незаконных действий или решений обладают те субъекты, чьи права нарушены этими действиями или решениями. В ст. 46 закреплено право любого жителя муниципального образования обращаться в суд, если нарушены права муниципального образования, органов местного самоуправления или право гражданина на осуществление местного самоуправления. При этом гражданин не обязан доказывать факт нарушения его субъективных прав. Если изданный государственным органом правовой акт ущемляет самостоятельность органов местного самоуправления, то любой житель муниципального образования вправе оспорить этот акт в суде, потому что им нарушены права местного самоуправления. Если закон субъекта Федерации о муниципальных выборах противоречит федеральному закону, то нет необходимости ждать, когда будут объявлены выборы и соответствующей нормой будут нарушены права конкретного избирателя. Любой избиратель может в судебном порядке обжаловать эту норму сразу же после ее издания — как нарушающую права местного самоуправления.

Это интересно:  Где проверить кредитную историю

Если решением государственного органа муниципальному образованию отказано в предоставлении финансовых средств, которые положены ему по закону, то этим нарушены права местного самоуправления, следовательно, любой житель муниципального образования вправе оспорить указанное решение в суде. При этом суд не вправе отказать в рассмотрении дела на том основании, что соответствующие денежные суммы причитаются муниципальной казне, а не гражданину, подавшему жалобу. Нарушение бюджетных прав муниципального образования — это нарушение коллективного права всех его жителей на осуществление местного самоуправления.

Сложившееся в конце 1990-х годов в отечественной судебной практике широкое толкование права граждан на обращение в суд в защиту интересов местного самоуправления соответствует конституционным целям этого важнейшего института народовластия. Если нарушены права местного самоуправления, значит, нарушены права каждого участника самоуправления, что дает им право обращаться в суд. Верховный Суд РФ в своих решениях последовательно отстаивает эту позицию, основанную на конституционных нормах.

Так, во Владимирский областной суд поступило заявление граждан Колосовой и Быкова о признании недействующей нормы областного закона, противоречащей Бюджетному кодексу РФ. Решением Владимирского областного суда от 4 сентября 2002 г. жалоба была оставлена без удовлетворения. Однако Президиум Верховного Суда РФ Определением от 2 апреля 2003 г. отменил это решение, указав следующее: довод суда о том, что закон не нарушает прав и свобод заявителей, поскольку граждане не являются субъектами бюджетных правоотношений, правильным быть признан не может. При обращении в суд заявители ссылались на нарушение оспариваемым областным законом их права на самостоятельное решение вопросов местного значения. Обращение в суд с таким заявлением допустимо в соответствии со ст. 133 Конституции РФ, гарантирующей местному самоуправлению право на судебную защиту, а также ст. 46 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Не передавая дело на новое рассмотрение, Президиум Верховного Суда вынес новое решение об удовлетворении заявления граждан.

Особо значима эта процессуальная гарантия для должностных лиц местного самоуправления. Так, Определением Верховного суда Республики Хакасия от 21 мая 2001 г. было оставлено без рассмотрения заявление главы Базинского сельсовета Какова о признании недействительными отдельных положений Закона Республики Хакасия о республиканском бюджете на 2001 г. В Определении было указано, что устав сельсовета в установленном порядке не зарегистрирован, поэтому у Какова нет полномочий главы муниципального образования и он не вправе обращаться от имени муниципального образования в суд. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 27 ноября 2001 г. отменила это Определение, указав, что ст. 46 ФЗ от 28 августа 1995 г. предоставляет заявителю, как должностному лицу местного самоуправления, право на обращение в суд независимо от того, подтверждены ли его полномочия выступать от имени муниципального образования. Кроме того, в силу этой же нормы закона он имеет право на обращение в суд за защитой местного самоуправления не только как должностное лицо, но и как гражданин, проживающий на территории муниципального образования.

К сожалению, ФЗ от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не содержит статьи, посвященной судебной защите прав местного самоуправления. Вероятно, в переходный период положения этого Закона будут еще не раз корректироваться. Думается, при этом можно восполнить пробел и закрепить в нем норму, аналогичную содержащейся в ст. 46 ФЗ от 28 августа 1995 г. При этом следует устранить те ошибки в конструкции нормы, которые были допущены в 1995 г.

В ГПК РФ также не получила развития и должного нормативного закрепления идея о том, что нарушение прав местного самоуправления неизбежно влечет нарушение прав каждого жителя соответствующего муниципального образования, что дает им право обращаться в суд без дополнительных доказательств нарушения их субъективных прав. Остается рассчитывать, что суды в своей деятельности будут руководствоваться непосредственно нормами ст. ст. 46, 130 и 133 Конституции РФ.

Вызывает оптимизм позиция Пленума Верховного Суда РФ, указавшего в Постановлении от 20 января 2003 г. «О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации», что органы местного самоуправления и главы муниципальных образований вправе обращаться в суды с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов не только в случае, указанном в ч. 2 ст. 251 ГПК (когда нарушена их компетенция), но и в иных случаях нарушения оспариваемым актом прав местного самоуправления. Это расширительное толкование сделано со ссылкой на ст. 133 Конституции РФ.

Статья 45 ГПК предусматривает право прокурора обратиться в суд с заявлением в защиту интересов муниципальных образований. На практике меры прокурорского реагирования — наиболее действенный инструмент защиты прав местного самоуправления. Однако и для граждан как главных субъектов местного самоуправления не должна опускаться планка демократических стандартов непосредственного доступа к правосудию. Европейский суд по правам человека в решении по делу «Голдер против Соединенного Королевства» отметил, что такие характеристики процесса, как справедливость, публичность, динамизм, лишаются смысла, если нет самого судебного разбирательства. Правомочие по обращению в суд в защиту местного самоуправления — неотъемлемая составная часть права граждан на участие в местном самоуправлении.

Судебная защита местного самоуправления

Описание: Судебная защита местного самоуправления занимает особое место среди юридических гарантий. Органы местного самоуправления как указано в ст. 11 Европейской хартии местного самоуправления должны иметь право на судебную защиту для обеспечения свободного осуществления ими своих полномочий и соблюдения закрепленных конституцией и законодательством страны принципов местного самоуправления.

Размер файла: 11.23 KB

Работу скачали: 53 чел.

Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск

Это интересно:  План эвакуации косгу 310 или 340

Судебная защита местного самоуправления

Граждане, проживающие на территории муниципального образования, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления вправе предъявлять в суд общей юрисдикции или арбитражный суд иски о признании недействительными, нарушающими права местного самоуправления акты органов государственной власти и государственных должностных лиц, органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, а также общественных объединений.

Судебная защита местного самоуправления занимает особое место среди юридических гарантий. «Органы местного самоуправления — как указано в ст. 11 Европейской хартии местного самоуправления, — должны иметь право на судебную защиту для обеспечения свободного осуществления ими своих полномочий и соблюдения закрепленных конституцией и законодательством страны принципов местного самоуправления». Конституция Российской Федерации в ст. 133 закрепляет, что местное самоуправление гарантируется правом на судебную защиту. Более детально такая защита регламентируется федеральным законодательством, поскольку в соответствии с п. «о» ст. 71 Конституции Российской Федерации как судоустройство, так и гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство находятся в ведении Российской Федерации.

В ст. 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или частично в суд вправе обратиться орган местного самоуправления, глава муниципального образования, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом нарушена их компетенция.

Помимо судов общей юрисдикции защита прав местного самоуправления осуществляется в арбитражном судопроизводстве. В частности, в соответствии с п. 2 ст. 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления вправе обратиться в арбитражный суд в случаях, предусмотренных данным Кодексом, с заявлениями о признании нормативных правовых актов недействующими, если полагают, что такой оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Судебная защита прав местного самоуправления от их нарушения в законах обеспечивается и конституционным правосудием. Конституционный Суд Российской Федерации вынес ряд решений, имеющих принципиальное значение для развития местного самоуправления. Следует отметить, что сами органы местного самоуправления не наделены правом обращения в Конституционный Суд. В то же время Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что в процедуре конституционного судопроизводства — в соответствии с ч. 4 ст. 125 Конституции Российской Федерации в системном единстве с ч. 1 ст. 96 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» — могут быть оспорены и сами законы (федеральные и законы субъектов Российской Федерации), примененные или подлежащие применению в конкретном деле, по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и объединений граждан. Как следует из данной конституционной нормы, при этом не исключается защита средствами конституционного правосудия прав муниципальных образований как территориальных объединений граждан, коллективно реализующих на основании Конституции РФ право на осуществление местного самоуправления 1 .

Таким образом, органы местного самоуправления (в отличие от федеральных и региональных органов государственной власти и граждан) лишены возможности обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации. Однако обращение в Конституционный Суд Российской Федерации возможно по вопросам нарушения прав местного самоуправления теми органами и должностными лицами, которые вправе обращаться в Конституционный Суд с запросами о конституционности нормативных правовых актов, с жалобами на нарушения конституционных прав и свобод граждан. Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 2 апреля 2002 г. признал право органов местного самоуправления на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации.

Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации создаются субъектом Российской Федерации, в том числе, для рассмотрения вопросов соответствия актов органов местного самоуправления конституции (уставу) субъекта Российской Федерации (ст. 27 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»). Во многих субъектах Российской Федерации органы местного самоуправления наделены правом обращения в конституционные (уставные) суды. В компетенцию конституционных (уставных) судов может входить и рассмотрение споров о компетенции между органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Гарантии самостоятельности местного самоуправления органов и должностных лиц местного самоуправления являются непременным условием и атрибутом осуществления населением власти на местах, как в собственных интересах, так и в интересах всего государства.

Удовлетворение многих потребностей человека носит локальный характер, то есть происходит на местном уровне, при этом ответственность перед человеком лежит на всей системе органов публичной власти. Поэтому гарантии местного самоуправления с одной стороны — это гарантии органов местного самоуправления от вмешательства органов государственной власти в решении вопросов местного значения, а с другой — гарантии того, что эти вопросы должны быть решены без участия органов государственной власти, за которыми, тем не менее, остается право участвовать в решении этих вопросов путем реализации государственных и региональных целевых программ.

1 См. п. 4 постановления Конституционного Суда РФ от 2 апреля 2002 г. № 7-П по делу о проверке конституционности отдельных положений Закона Красноярского края «О порядке отзыва депутата представительного органа местного самоуправления» и Закона Корякского автономного округа «О порядке отзыва депутата представительного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Корякском автономном округе» в связи с жалобами заявителей А.Г. Злобина и Ю.А. Хнаева» // СЗ РФ. 2002. — № 14. Ст. 1374.

Статья написана по материалам сайтов: be5.biz, wiselawyer.ru, refleader.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector