+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Таможенный осмотр помещений и территорий тк еаэс

Комментарий к статье 119 Таможенного кодекса Таможенного союза ЕврАзЭС: Таможенный осмотр помещений и территорий

Осмотр помещений и территорий как форма таможенного контроля осуществляется таможенными органами по двум основным направлениям:

1) для подтверждения нахождения в этих помещениях и на этих территориях товаров и транспортных средств, пребывающих под таможенным контролем;

2) для выявления товаров, ввезенных на таможенную территорию, с нарушением порядка, установленного таможенным законодательством.

В первом случае осматриваемыми помещениями и территориями могут стать, например, склады временного хранения, таможенные склады, помещения магазина беспошлинной торговли, а также иные помещения и территории, где в соответствии с условиями таможенных процедур могут храниться товары, находящиеся под таможенным контролем (цеха предприятий, где размещено иностранное оборудование, временно ввезенное на таможенную территорию Таможенного союза, складские помещения предприятий, на которых хранятся товары, ввезенные под таможенной процедурой переработки на таможенной территории, и т.п.).
Основанием проведения осмотра в этом случае может стать информация об утрате товаров, находящихся под таможенным контролем, их отчуждении или использовании в нарушение требований и условий, установленных ТК.
Во втором случае целью осмотра является выявление товаров, ввезенных на таможенную территорию Таможенного союза с нарушением установленного порядка. Основанием для таких осмотров является информация, поступающая в таможенные органы.
Объектами осмотра в подобных случаях обычно являются пункты пропуска через Государственную границу, зоны таможенного контроля, созданные вдоль таможенной границы, а также помещения, где ведется оптовая или розничная торговля ввезенными товарами. Кроме того, осмотр помещений и территорий может проводиться в рамках выездной таможенной проверки.

Таможенный осмотр помещений и территорий может также осуществляться таможенными органами в целях проверки соответствия этих помещений и территорий требованиям и условиям, установленным законодательством государств — членов Таможенного союза в соответствии со следующими статьями ТК: ст. 24 Условия включения в реестр владельцев складов временного хранения», ст. 29 «Условия включения в реестр владельцев таможенных складов», ст. 34 «Условия включения в реестр владельцев магазинов беспошлинной торговли», ст. 168 «Места временного хранения товаров»), ст. 233 «Таможенные склады и их типы», ст. 304 «Магазины беспошлинной торговли».

Следует различать осмотр помещений и территорий как форму таможенного контроля и обследование помещений, зданий, сооружений как оперативно-розыскное мероприятие. В последнем случае речь идет об оперативном (непроцессуальном) осмотре помещений в целях поиска следов преступной деятельности, орудий совершения преступления, разыскиваемых преступников, а также получения другой информации, необходимой для решения задач оперативно-розыскной деятельности. Оперативный осмотр регулируется нормами Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», а осмотр помещений в порядке осуществления таможенного контроля — нормами таможенного законодательства.

В соответствии с п. 3 ст. 119 ТК таможенные органы не вправе осматривать жилые помещения.

Для проникновения в помещение (на территорию) с целью проведения осмотра должностное лицо таможенного органа предъявляет, во-первых, предписание и, во-вторых, служебное удостоверение. Форма предписания на проведение осмотра помещения (территории) определяется законодательством государств — членов Таможенного союза.

Таможенный осмотр помещений и территорий при проведении выездной таможенной проверки проводится на основании решения о проведении выездной таможенной проверки.

Законодательство государств — членов Таможенного союза может установить иной порядок проведения осмотра помещения (территории) должностным лицом таможенного органа. В отдельных случаях для того, чтобы таможенный орган осмотрел помещение или территорию, ему может потребоваться согласование этого вопроса с другим государственным органом или даже получение разрешения на проведение осмотра. Это касается, например, помещений и территорий, занятых под нужды Министерства обороны, Минатомэнерго и т.п.

В случае отказа в доступе на территорию и в помещения должностные лица таможенных органов вправе входить на территорию и в помещения с пресечением сопротивления и со вскрытием запертых помещений в присутствии двух понятых. Обо всех случаях вхождения в помещения с пресечением сопротивления и со вскрытием запертых помещений таможенные органы уведомляют прокурора в течение 24 часов.

Лица, препятствующие доступу должностных лиц таможенных органов на территории и в помещения, несут ответственность в соответствии с законодательством государств — членов Таможенного союза.

Осмотр помещения (территории) должен быть проведен в минимальный период времени, необходимый для его проведения, и не может продолжаться более одного рабочего дня, если иное не установлено законодательством государств — членов Таможенного союза. В соответствии со ст. 175 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» таможенный осмотр может продолжаться не более трех рабочих дней в случаях:

1) отказа в доступе в помещение и на территории, которые подлежат таможенному осмотру, и (или) отказа в добровольном предъявлении товаров к таможенному осмотру;

2) если для проведения идентификации товаров требуется осуществление действий в помещении или на территории, которые подлежат таможенному осмотру, и эти действия не могут быть завершены в течение одного рабочего дня;

3) если размер площади помещения и территории, которые подлежат осмотру, превышает 1000 квадратных метров.

Таможенный орган стремится свести к минимуму неблагоприятные последствия проводимых им осмотров. Он должен руководствоваться положениями таможенного законодательства, в которых закреплена недопустимость причинения неправомерного вреда при проведении таможенного контроля.

Таможенный осмотр помещений и территорий не может проводиться в ночное время (ч. 2 ст. 175 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации»).

Результаты осмотра оформляются в акте, форма которого утверждается Комиссией Таможенного союза (решение Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 года N 260 «О формах таможенных документов»). Один экземпляр остается в таможенном органе, а другой вручается лицу, чьи помещения и территории осматривались.

Формы и проведения таможенного контроля

Под формой таможенного контроля понимается направление деятельности должностного лица таможенного органа, включающее в себя применение определенных методов, средств и способов в целях проверки соблюдения субъектами внешнеторговой деятельности таможенного законодательства ЕАЭС. Законодательно закреплено 12 форм таможенного контроля, которые представлены в ст. 110 ТК ТС.

Формы и порядок таможенного контроля взаимосвязаны и должны осуществляться исключительно в рамках положений таможенного законодательства.

Формы таможенного контроля можно классифицировать на основные и дополнительные. Такая дифференциация достаточно условна, поскольку в теории таможенного права не существует никакого разделения названных форм. Учитывая то, что большая часть форм таможенного контроля практически применяется лишь при основных формах таможенного контроля — документальной проверке и таможенном досмотре — и самостоятельно не осуществляется, представляется необходимым классифицировать формы таможенного контроля как отражение полномочий таможенных органов на две группы: основную и дополнительную. В основную группу будут входить: проверка документов и сведений, таможенный осмотр, таможенный осмотр помещений и территорий, а также досмотр товаров и транспортных средств, в дополнительную группу — устный опрос, получение объяснений, таможенное наблюдение, личный таможенный досмотр, проверка нанесения на товары специальных марок, наличия на них идентификационных знаков, учет товаров, находящихся под таможенным контролем, проверка системы учета товаров и отчетности, таможенная проверка [34, c. 291].

Несмотря на численный перевес, первая группа приоритетная, а вторая в большинстве ситуаций выступает лишь как гарантия всесторонности и полноты проведения контрольных мероприятий.

Необходимо отметить, что предусмотренные ТК ТС ЕАЭС формы таможенного контроля выступают одновременно контрольно-предупредительными мерами в системе административного принуждения. Вместе с тем, например, согласно КоАП РФ (гл. 27) личный досмотр, досмотр транспортных средств относятся к числу мер процессуального обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Однако, например, личный досмотр как меру процессуального обеспечения производства по делу о нарушении таможенных правил следует отличать от формы таможенного контроля, а также от принудительных мер, не связанных с административным правонарушением, поскольку первые связаны с фактом неправомерного поведения, а последние являются контрольно-предупредительными или применяются в целях защиты интересов общества и государства. Таким образом, перечисленные направления деятельности таможенных органов в рассматриваемой области имеют дуалистическую природу. Они выступают в качестве форм таможенного контроля и как контрольно-предупредительные меры по административному принуждению [37, c. 54].

Это интересно:  Оплата госпошлины за получение водительского удостоверения

Таможенный контроль осуществляется определенными методами. Метод представляет собой средство достижения поставленных целей, решения возникающих задач. Под методами таможенного контроля в науке понимают «способы (приемы), применяемые при осуществлении контрольных функций».

Методы таможенного контроля многообразны. Кроме того, в силу развития научно-технического прогресса их спектр расширяется, поэтому законодательство не устанавливает и не может установить исчерпывающего их перечня. При этом каждая форма таможенного контроля реализуется специфическими методами. Например, при документальном контроле используются такие методы, как формально-правовая проверка документов, аналитические процедуры, финансовый анализ. К методам фактического контроля относятся инвентаризация, осмотр, обследование, лабораторный анализ товаров, экспертная оценка и некоторые другие. Эффективность деятельности таможенных органов зависит от разумного использования различных методов таможенного контроля. Таможенным органам необходимо учитывать все факторы для выбора наиболее результативного управленческого воздействия на пассивных субъектов таможенного контроля. Пассивными субъектами таможенного контроля выступают физические и юридические лица, перемещающие или имеющие намерение переместить определенный груз через таможенную границу ЕАЭС. Таким образом, контролирующими субъектами таможенного контроля выступают таможенные органы государств — членов ЕАЭС, входящие в единую федеральную иерархически построенную систему [42, c. 25].

Рассмотрим порядок осуществления отдельных форм проведения таможенного контроля.

1. Проверка документов и сведений — одна из основных форм таможенного контроля. Особое значение данной формы таможенного контроля обусловлено тем, что приоритеты в проверочных мероприятиях, проводимых таможенными органами, смещаются от фактической проверки товаров к проверке сведений о товарах, в том числе указываемых в соответствующих документах. Проверка документов и сведений предполагает документальный контроль со стороны таможенных органов. При проверке документов и сведений таможенные органы должны достичь следующих основных целей:

— установить подлинность документов (срок действия, наличие и подлинность необходимых реквизитов (печатей, подписей, штампов));

— проверить достоверность сведений, содержащихся в документах (данных об отправителе, получателе товара, декларанте; сведений о перемещаемых товарах — наименование, стоимость, количество, страна происхождения; сведений об уплате таможенных платежей и др.);

— проверить правильность оформления документов (правильность заполнения соответствующих граф декларации на товары, отсутствие исправлений) [34, c. 293].

Обеспечение соблюдения таможенного законодательства достигается благодаря документам и сведениям, которые передает лицо, перемещающее товары или транспортные средства через таможенную границу, должностному лицу таможенного органа, осуществляющему таможенный контроль. Проверку содержания документов составляет анализ данных, которые в них указываются. Иными словами, документ есть форма, а сведения — содержание.

Проверка документов и сведений регламентируется ст. 111 ТК ТС.

Проверка документов и сведений — одна из основных форм таможенного контроля, которая обязательно осуществляется при таможенном оформлении товаров и транспортных средств.

2. Устный опрос. При совершении таможенных операций должностные лица таможенных органов в соответствии со ст. 112 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза вправе проводить устный опрос физических лиц, их представителей, а также лиц, являющихся представителями организаций, обладающими полномочиями в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, без оформления объяснений указанных лиц в письменном виде.

Данная форма применяется без письменного закрепления полученных сведений.

Следует отметить, что таможенным законодательством не определен механизм организации данной формы контроля. В целом при осуществлении всех форм таможенного контроля обязательно их документальное оформление путем составления акта. Остается невыясненным вопрос: если опрос предполагает устную форму, каким образом он должен документально закрепляться? При отсутствии документирования подконтрольный субъект всегда может отказаться от ранее данных объяснений.

3. Получение пояснений. Статьей 113 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза закреплено правовое применение такой формы таможенного контроля, как получение пояснений. Эта форма предусматривает получение должностным лицом таможенного органа сведений (от декларантов, лиц, перемещающих товары, иных лиц) об обстоятельствах перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, имеющих значение для целей проверки соблюдения требований таможенного законодательства ЕАЭС. В отличие от устного опроса возможность получения пояснений не ограничена институтом таможенного контроля и допускается везде, где таможенным законодательством ЕАЭС предусмотрен таможенный контроль, в том числе после выпуска товаров для внутреннего потребления [54, c. 27].

Получение пояснений оформляется письменно. Форма пояснения унифицирована на всей территории ЕАЭС и утверждается решением Комиссии ЕАЭС. В пояснении фиксируются: время, место дачи пояснений; фамилия, имя, отчество и паспортные данные лица, дающего пояснения; фамилия должностного лица таможенных органов, отобравшего пояснения; непосредственно сведения лица, имеющего отношение к перемещению товаров и транспортных средств через таможенную границу ЕАЭС. Пояснения даются в целях уточнения сведений об обстоятельствах, имеющих значение для проведения таможенного контроля.

При необходимости вызова лица для получения объяснений таможенный орган составляет уведомление в письменной форме, которое вручается вызываемому лицу.

4. Таможенное наблюдение. Согласно ст. 114 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза таможенное наблюдение — гласное, целенаправленное, систематическое или разовое, непосредственное или опосредованное визуальное наблюдение, в том числе с применением технических средств, должностными лицами таможенных органов за перевозкой товаров, в том числе транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, совершением с ними грузовых и иных операций.

Цель такого выделения таможенного наблюдения заключается в усилении контроля соблюдения таможенного законодательства ЕАЭС. В первую очередь это касается товаров, находящихся под таможенным контролем, в том числе на этапах их перевозки, хранения, совершения с ними грузовых и иных операций.

Отличительная черта данной формы таможенного контроля — осуществление таможенного наблюдения на гласной основе. Главным признаком этой формы таможенного контроля является целенаправленное наблюдение [53, c. 380] .

По результатам наблюдения должностные лица таможенных органов составляют рапорт, который служит внутренним документом таможенных органов.

5. Таможенный осмотр. Таможенный осмотр товаров и транспортных средств — это внешний визуальный осмотр товаров, багажа физических лиц, транспортных средств, грузовых емкостей, таможенных пломб, печатей и иных средств идентификации товаров для целей таможенного контроля, проводимый уполномоченными должностными лицами таможенного органа, если такой осмотр не связан со вскрытием транспортного средства, упаковки товаров, демонтажем и нарушением целостности обследуемых объектов и их частей иными способами.

Особенность таможенного осмотра товаров и транспортных средств заключается в том, что это всегда внешнее исследование, которое не связано со вскрытием упаковки товаров, транспортного средства либо его грузового помещения. Таможенный осмотр возможен с применением технических средств, которые обеспечивают визуализацию внутренней структуры осматриваемого объекта и иным образом информируют о наличии специфических физических характеристик такого объекта.

При таможенном осмотре таможенный орган исходит из принципа выборочности.

Осмотр является этапом, предшествующим досмотру.

6. Таможенный досмотр. В соответствии со ст. 116 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза таможенный досмотр — это проводимый уполномоченными должностными лицами таможенного органа осмотр товаров и транспортных средств, связанный со снятием пломб, печатей и иных средств идентификации товаров, вскрытием упаковки товаров или грузового помещения транспортного средства либо емкостей, контейнеров и иных мест, где находятся или могут находиться товары. Фактически любые действия должностных лиц таможенных органов, связанные с разборкой, демонтажем или нарушением целостности обследуемых объектов и их частей независимо от применяемого способа можно назвать досмотром.

Несмотря на наличие жестких временных ограничений на проведение таможенного досмотра, с одной стороны, и повышении интеллектуальной и криминальной составляющих в способах уклонения от уплаты таможенных платежей и в иных нарушениях таможенного законодательства — с другой, сохраняется проблема повышения эффективности таможенного досмотра товаров и транспортных средств.

Цель таможенного досмотра идентична цели таможенного осмотра и состоит в установлении законности перемещения через таможенную границу ЕАЭС объектов таможенного контроля [50, c. 223].

При таможенном досмотре могут применяться технические средства таможенного контроля, в частности средства дозиметрического контроля; рентгеноустановки; металлодетекторы (портативные, стационарные); средства идентификации документов, денежных знаков, ценных бумаг и валюты; средства идентификации драгоценных металлов и драгоценных камней; средства дистанционного обнаружения и идентификации наркотических веществ; фото-, аудио- и видеозаписывающая и другая аппаратура; щупы, досмотровые зеркала, наборы инструментов и другие средства ТК ТС.

Это интересно:  Ноябрьские праздники в 18 году

Специфика таможенного досмотра заключается во влиянии человеческого фактора (работник, который осуществляет досмотр, со своим субъективным и объективным отношением к процессу) на эффективность данной формы контроля.

Таким образом, в обязанности работников таможенных органов при проведении досмотра входят:

— досмотр в установленные сроки;

— внесение согласно установленному порядку в акт таможенного досмотра сведений, выявленных в результате досмотра, а также пояснения лиц, присутствующих при досмотре;

— непричинение неправомерного вреда товарам и транспортным средствам;

— обеспечение соблюдения и защиты прав и законных интересов лиц, перемещающих товары и транспортные средства, и лиц, присутствующих при досмотре;

— вручение акта таможенного досмотра лицу, перемещающему товары и транспортные средства, либо иным лицам, обладающим полномочиями в отношении товаров и транспортных средств, или их представителям;

— охрана государственной и иной охраняемой законом тайны, а также неразглашение сведений, ставших известными работникам таможенных органов в связи с проведением таможенного досмотра [45, c. 10].

7. Личный досмотр. Исключительной формой таможенного контроля выступает личный досмотр (ст. 117 ТК ТС), который проводится по письменному решению руководителя (начальника) таможенного органа, уполномоченного им заместителя руководителя (начальника) таможенного органа либо лиц, их замещающих, при наличии достаточных оснований полагать, что физическое лицо, следующее через таможенную границу и находящееся в зоне таможенного контроля или транзитной зоне международного аэропорта, скрывает при себе и добровольно не выдает товары, перемещаемые с нарушением таможенного законодательства ЕАЭС.

Положения ТК ТС, регламентирующие порядок личного досмотра, предусматривают все необходимые гарантии соблюдения прав человека и гражданина, в том числе права на охрану государством достоинства личности. Это выразилось в признании личного досмотра исключительной формой таможенного контроля, применяемой лишь в тех случаях, когда имеются достаточно веские основания предполагать совершение правонарушения и нет иных возможностей такие предположения проверить.

Личный досмотр проводится, если есть достаточные основания предполагать, что физическое лицо, следующее через таможенную границу ЕАЭС и находящееся в зоне таможенного контроля или транзитной зоне аэропорта, открытого для международного сообщения, скрывает при себе и добровольно не выдает товары:

— запрещенные к ввозу на таможенную территорию ЕАЭС и вывозу с этой территории;

— перемещаемые с нарушением порядка, установленного таможенным законодательством [42, c. 34].

Личный досмотр предполагает обследование вещей, одежды и тела физического лица, а при необходимости — их исследование. Данная форма контроля должна осуществляться корректно, без унижения достоинства личности и причинения неправомерного вреда здоровью и имуществу досматриваемого лица, в пределах, необходимых для обнаружения скрытых физическим лицом при себе товаров.

Необходимо отметить, что личный досмотр как форма таможенного контроля применяется при выявлении признаков нарушений таможенного законодательства, поэтому требуется совершенствовать технологии таможенного досмотра, используя современные нововведения.

8. Проверка маркировки товаров, наличия на них идентификационных знаков. В соответствии со ст. 118 ТК ТС ЕАЭС таможенные органы проверяют наличие на товарах или их упаковке специальных марок, идентификационных знаков или иных способов обозначения товаров, используемых для подтверждения легальности их ввоза на таможенную территорию ЕАЭС.

Данная форма таможенного контроля применяется, как правило, в отношении товаров, не находящихся под таможенным контролем. Эта форма таможенного контроля применяется в случаях, предусмотренных таможенным законодательством ЕАЭС и (или) законодательством государств — членов ЕАЭС. Так, при помещении товаров на СВХ таможенному органу представляются документы, содержащие сведения о маркировке товаров, фактурной стоимости, весе брутто товаров (в килограммах) либо об объеме товаров (в кубических метрах), а также сведения о классификационных кодах товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или ТН ВЭД на уровне не менее чем первых четырех знаков [47, c. 55].

9. Осмотр помещений и территорий. В соответствии со ст. 119 ТК ТС ЕАЭС осмотр помещений и территорий проводится в целях подтверждения наличия товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, в том числе условно выпущенных, на СВХ, таможенных складах, в помещениях магазина беспошлинной торговли и иных местах, где могут находиться товары под таможенным контролем, а также у лиц, у которых должны находиться товары по условиям таможенных процедур, предусмотренных ТК ТС [34, c. 298].

Таможенный осмотр помещений и территорий таможенные органы также проводят в целях проверки соответствия этих помещений и территорий требованиям и условиям, установленным законодательством государств — членов ЕАЭС в соответствии со ст. ст. 24, 29, 34, 168, 233, 304 ТК ТС.

Проведение таможенного осмотра жилых помещений не допускается.

Осмотр помещений и территорий как форма таможенного контроля отличается от обследования помещений, зданий, сооружений. В случае оперативно-розыскного характера мероприятий осуществляется оперативный осмотр помещений в целях поиска следов преступной деятельности, орудий совершения преступления, разыскиваемых преступников, а также получения другой информации, необходимой для решения задач оперативно-розыскной деятельности. Оперативный осмотр регулируется законодательством государств — членов ЕАЭС.

10. Учет товаров, находящихся под таможенным контролем. Статья 120 ТК ТС ЕАЭС регулирует учет товаров, находящихся под таможенным контролем. Таможенные органы ведут учет товаров, находящихся под таможенным контролем, и совершаемых с ними таможенных операций, в том числе с использованием информационных систем и технологий. Порядок и формы учета товаров, находящихся под таможенным контролем, определяются законодательством государств — членов ЕАЭС [47, c. 56].

В случае утраты товарами статуса находящихся под таможенным контролем при завершении действий таможенной процедуры в другом таможенном органе необходимые сведения для заполнения направляются в таможенный орган, в котором товар был помещен под таможенную процедуру, предусматривающую условный выпуск.

11. Проверка системы учета товаров и проверка отчетности. Согласно ст. 121 ТК ТС, проверка системы учета товаров и отчетности как форма таможенного контроля проводится в отношении лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, уполномоченных экономических операторов, а также в отношении товаров, помещенных под таможенные процедуры переработки на таможенной территории, переработки вне таможенной территории, переработки для внутреннего потребления, временного ввоза (допуска), свободной таможенной зоны, свободного склада и выпуска для внутреннего потребления с предоставлением льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, сопряженных с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами.

Данная форма подразумевает, что лица, ведущие деятельность в области таможенного регулирования, пользующиеся специальными упрощениями, а также пользующиеся и (или) владеющие иностранными товарами, по требованию таможенных органов обязаны представлять в таможенные органы отчетность о хранящихся, перевозимых, реализуемых, перерабатываемых и (или) используемых товарах, а также о совершенных таможенных операциях.

12. Таможенная проверка. Вопрос таможенной проверки регламентирован ст. 122 ТК ТС. Таможенная проверка проводится таможенными органами в целях проверки соблюдения лицами требований, установленных таможенным законодательством ЕАЭС и законодательством государств — членов ЕАЭС [47, c. 58].

Итак, формы таможенного контроля представляют собой систему приемов и способов осуществления таможенными органами своих полномочий при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу ЕАЭС.

Таким образом, в первой главе работы я:

— раскрыла понятие и принципы проведения таможенного контроля;

— определила субъекты и объекты таможенного контроля;

— охарактеризовала формы и проведения таможенного контроля.

В следующей главе будет проанализированы особенности осуществления таможенных операций в деятельности предприятия, на котором я проходила преддипломную практику — АО «Русал Красноярск».

6. Формы таможенного контроля. Особенности применения форм таможенного контроля

В соответствии со ст. 322. ТК ЕАЭС «Формы таможенного контроля»:

  • проверка документов и сведений;
  • устный опрос;
  • получение объяснений;
  • таможенный осмотр (1. без вскрытия транспортных средств, упаковки товаров, демонтажа и нарушения целостности обследуемых объектов; 2. может производиться в отсутствие декларанта. 3. по требованию декларанта составляется акт либо ставится отметка на транспортном документе о результатах осмотра);
  • таможенный досмотр (1. вскрытие транспорта, коробки, возможно с нарушением таможенных пломб или разборкой… 2. ТО уведомляет декларанта о месте и времени в разумный срок для прибытия (декларант или водила обязаны помогать сотрудникам, в их отсутствии при 2-х понятых), 3 в ЗТК или выездная, 4. составляется акт по форме в 2-х);
  • личный таможенный досмотр (если есть основания полагать, что физическое лицо скрывает товары);
  • таможенный осмотр помещений и территорий;
  • таможенная проверка;
  • таможенное наблюдение.
Это интересно:  Как восстановить инн при утере через госуслуги

Формы и порядок проведения Таможенного контроля

  • проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков;
  • таможенный осмотр помещений и территорий ст.17;
  • учет таможенными органами товаров, находящихся под таможенным контролем (целях подтверждения наличия товаров, находящихся под таможенным контролем) ст.176;
  • проверка системы учета товаров и отчетности ст.177.

Поводы таможенного контроля

  • Проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков.
  • Прямые предписания (проверка документов и сведений при совершении таможенных операций: ст.345 ТК ЕАЭС « Учет товаров под таможенным контролем» , ст.350 ТК ЕАЭС « Проверка наличия системы учета товаров и ведения учета товаров» , Ст.177 311-фз « Проверка системы учета товаров и отчетности».
  • Отдельные обстоятельства в соотв с которыми ТКТС требует проведения проверки (ст.329 ТК ЕАЭС « Личный таможенный досмотр» , ст.333 ТК ЕАЭС « Выездная таможенная проверка» ).
  • Риски (в соотв. с системой рисков или несоответствие в документах).

Оформление таможенного контроля

  1. Не требует письменного оформления (устный опрос, наблюдение, таможенный осмотр, камеральная таможенная проверка…).
  2. Оформление по установленной письменной форме (таможенный досмотр, там. осмотр помещений и территорий)

Нормативная документация

1. Федеральный закон « О таможенном регулировании в Российской Федерации» от 27.11.2010 N 311-ФЗ
2. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза)

Статья 119. Таможенный осмотр помещений и территорий

СТ 119 ТК ТС

1. Таможенный осмотр помещений и территорий проводится в целях подтверждения наличия товаров, находящихся под таможенным контролем, в том числе условно выпущенных, в местах временного хранения, таможенных складах, в помещениях магазина беспошлинной торговли и иных местах, где могут находиться товары под таможенным контролем, а также у лиц, у которых должны находиться товары в соответствии с условиями таможенных процедур, предусмотренных настоящим Кодексом.

2. Таможенный осмотр помещений и территорий, не указанных в пункте 1 настоящей статьи, может проводиться таможенными органами:

1) в местах перемещения товаров через таможенную границу, пограничной зоне;

2) у лиц, осуществляющих оптовую или розничную торговлю товарами, хранящих товары в местах, не являющихся зонами таможенного контроля, при наличии информации о нахождении в помещениях или на территориях этих лиц товаров, ввезенных на таможенную территорию таможенного союза и (или) находящихся на ней с нарушением порядка, предусмотренного настоящим Кодексом, для проверки такой информации;

3) у лиц, в отношении (у) которых проводится выездная таможенная проверка.

3. Таможенный осмотр помещений и территорий может также осуществляться таможенными органами в целях проверки соответствия этих помещений и территорий требованиям и условиям, установленным законодательством государств-членов таможенного союза в соответствии со статьями 24, 29, 34, 168, 233 и 304 настоящего Кодекса.

4. Проведение таможенного осмотра жилых помещений не допускается.

5. Таможенный осмотр помещений и территорий проводится при предъявлении предписания (указания) и служебного удостоверения должностного лица таможенного органа.

Форма предписания (указания) на проведение таможенного осмотра помещений и территорий определяется законодательством государств-членов таможенного союза.

Предъявление документов, указанных в части первой настоящего пункта, не требуется при проведении таможенного осмотра помещений и территорий у лиц, в отношении (у) которых проводится выездная таможенная проверка.

6. В случае отказа в доступе на территорию и в помещения должностные лица таможенных органов вправе входить на территорию и в помещения с пресечением сопротивления и со вскрытием запертых помещений в присутствии 2 (двух) понятых. Обо всех случаях вхождения в помещения с пресечением сопротивления и со вскрытием запертых помещений таможенные органы уведомляют прокурора в течение 24 (двадцати четырех) часов. Лица, препятствующие доступу должностных лиц таможенных органов на территории и в помещения, несут ответственность в соответствии с законодательством государств-членов таможенного союза.

7. Если законодательством государств-членов таможенного союза предусмотрен специальный порядок доступа должностных лиц государственных органов на отдельные объекты, то такой доступ осуществляется в порядке, установленном этим законодательством.

8. Таможенный осмотр помещений и территорий должен проводиться в минимальный период времени, необходимый для его проведения, и не может продолжаться более 1 (одного) рабочего дня, если иное не установлено законодательством государств-членов таможенного союза.

9. По результатам таможенного осмотра помещений и территорий составляется акт по форме, утверждаемой решением Комиссии таможенного союза. Второй экземпляр акта таможенного осмотра помещений и территорий подлежит вручению (направлению) лицу, чьи помещения или территории осматривались.

Комментарий к Ст. 119 Таможенного кодекса Таможенного союза ЕврАзЭС

1. Части 1 и 2 комментируемой статьи определяют перечень мест, где может быть проведен таможенный осмотр помещений и территорий. Основная его цель — подтвердить наличие товаров, находящихся под таможенным контролем в таких местах. Перечень мест является закрытым. Несмотря на это, в части 4 комментируемой статьи прямо установлен запрет на проведение осмотра жилых помещений.

2. Часть 3 комментируемой статьи выделяет еще одну цель таможенного осмотра помещений и территорий — проверку соответствия этих помещений и территорий требованиям и условиям, которые установлены, например, в ст. 89 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ (см. также комментарий к ст. ст. 24, 29, 34, 168, 233, 304 комментируемого Кодекса).

3. В части 5 комментируемой статьи закреплена обязанность таможенных органов при проведении таможенного осмотра помещений и территорий, за исключением случаев выездной таможенной проверки, предъявить предписание (указания), форма которого утверждена Приказом Федеральной таможенной службы от 31.01.2011 N 169 «Об утверждении формы предписания на проведение таможенного осмотра помещений и территорий», и служебное удостоверение должностного лица таможенного органа.

4. Часть 6 комментируемой статьи фактически предоставляет право таможенным органам входить на территорию и в помещения для проведения осмотра в случае сопротивления лиц, в том числе с применением физической силы, а также вскрывать любое помещение. В целях обеспечения защиты прав лиц в этом случае необходимо привлечь двух понятых, а также уведомить прокурора в течение 24 часов. Если лицо препятствует доступу при наличии всех необходимых оформленных документов, являющихся основанием для проведения такого осмотра, то оно может быть привлечено к административной ответственности. Более детально порядок проведения вскрытия прописан в Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при проведении таможенного осмотра помещений территорий, утвержденной Приказом ФТС от 16.03.2011 N 578.

5. Согласно части 7 комментируемой статьи, государства — члены Таможенного союза вправе установить специальный порядок доступа на отдельные объекты, который обязаны соблюдать соответствующие должностные лица, помимо общих правил проведения таможенного осмотра территорий и помещений.

6. Часть 8 комментируемой статьи является диспозитивной нормой, т.е. рекомендуемый Кодексом срок проведения таможенного осмотра помещений и территорий не может продолжаться более 1 (одного) рабочего дня, при этом приоритет установлен за национальным законодательством. Так, ст. 175 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ предусматривает случаи проведения осмотра до трех рабочих дней, а также запрет на проведение осмотра в ночное время.

Форма акта, составляемого по результатам таможенного осмотра помещений и территорий, утверждена решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 260 «О формах таможенных документов». Акт может быть вручен лично либо направлен по почте.

Статья написана по материалам сайтов: studbooks.net, botanchik.ru, tktsrf.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector