+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Транспортные уставы и кодексы

Как отмечалось ранее, в Гражданский кодекс РФ были включены лишь основные, принципиальные положения, регулирующие договор перевозки, которые представляют собой правила, применимые в равной степени к отношениям, связанным с перевозкой грузов, пассажиров и багажа различными видами транспорта. В этом смысле положения о договоре перевозки, сосредоточенные в гл. 40 ГК РФ, представляют собой некий свод правил, вынесенных за скобки», подлежащих применению ко всем видам перевозок. Тем самым обеспечивается единообразное регулирование сходных по существу отношений, складывающихся при перевозках грузов, пассажиров и багажа, осуществляемых всеми видами транспорта. Остальной массив правоотношений, связанных с перевозками, подлежит регулированию иными федеральными законами, и в первую очередь — транспортными уставами и кодексами.

Поднимая планку правового регулирования перевозок (в том числе транспортных уставов и кодексов) на уровень федеральных законов, ГК РФ стремился обеспечить создание в целом единой системы правового регулирования договора перевозки, применяемого в сферах деятельности различных видов транспорта: то обстоятельство, что все транспортные уставы и кодексы в процессе их разработки и принятия должны пройти через одни и те же «руки» (Правительство РФ, Государственная Дума, Совет Федерации, Президент РФ), само по себе должно было способствовать устранению неоправданных различий в правовом режиме перевозок грузов, пассажиров и багажа применительно к разным видам транспорта и обеспечить тем самым единообразное правовое регулирование договоров перевозки, базирующееся на основных положениях о перевозке, содержащихся в ГК РФ.

В то же время такой подход, когда основная нагрузка в деле правовой регламентации отношений, связанных с перевозками, возлагалась на транспортные уставы и кодексы, позволял учитывать технологические и правовые особенности условий перевозок грузов, пассажиров и багажа, осуществляемых различными видами транспорта, а также сложившиеся традиции в соответствующих сферах транспортной деятельности, естественно в рамках, отведенных для этого ГК РФ.

После введения в действие ГК первым из новых транспортных уставов и кодексов был принят Воздушный кодекс Российской Федерации Принят Государственной Думой 19 февраля 1997 г. и введен в действие с 1 апреля 1997 г. СЗ РФ. 1997. № 12. Ст. 1383. (ред. от 18.07.2009) Далее — ВК РФ..

Следующим из новых транспортных уставов и кодексов новый Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации Принят Государственной Думой 24 декабря 2002 г. и введен в действие по истечении четырех месяцев со дня официального опубликования СЗ РФ. 2003. № 2 . С. 169.,(ред. 23.07.2008) Далее — УЖТ РФ. взамен ТУЖД РФ.

Третий транспортный кодекс — Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации Принят Государственной Думой 31 марта 1999 г. и введен в действие с 1 мая 1999 г. СЗ РФ. 1999. № 18. С. 2207. (ред. от 30.12.2008). Далее — КТМ РФ., который детально регулирует договорные отношения, возникающие в сфере морских перевозок, и действительно выполняет, как это и предусмотрено ГК, роль специального федерального закона (кодифицированного акта), регламентирующего условия перевозки грузов, пассажиров и багажа морским транспортом.

Последний из вновь принятых транспортных уставов и кодексов — Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации. Принят Государственной Думой 7 февраля 2001 г. и введен в действие со дня официального опубликования (12 марта 2001 г.) СЗ РФ. 2001. № 11. С. 1001 (ред. от 28.04.2009). Далее — КВВТ РФ.

К сожалению, до настоящего времени не завершена работа над проектом нового устава (федерального закона) автомобильного транспорта. Без его принятия система правового регулирования договора перевозки не может считаться завершенной даже в самых общих чертах.

Важным элементом транспортного законодательства являются правила перевозок и тарифы. Правила перевозок утверждаются транспортными министерствами и ведомствами на основании и в развитие соответствующих транспортных уставов и кодексов (порядок подачи заявок на перевозку грузов, оформление перевозочных документов, принятие и выдача грузов, составление актов при перевозках, заявление претензий и т.д.), а также особенности перевозок отдельных видов грузов (скоропортящихся, опасных, в контейнерах и др.).

Правила перевозок грузов издаются в виде сборников, которые на железнодорожном, морском и речном транспорте именуются тарифными руководствами и имеют сложившуюся нумерацию. В специальном тарифном руководстве изложены ставки тарифных платежей и порядок их исчисления. Условия пассажирских перевозок определяются в специальных правилах. На воздушном транспорте действует правило о том, что «перевозчики вправе устанавливать свои правила воздушных перевозок. Эти правила не должны противоречить общим правилам воздушной перевозки и ухудшать уровень обслуживания пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» (п.2 ст.102 ВК РФ).

Действующие в настоящее время на разных видах транспорта ранее изданные правила перевозок применяются с учетом последующего законодательства РФ и постепенно пересматриваются.Там же. С.464.

Провозная плата является существенным условием договора перевозки. В зависимости от правового положения перевозчика устанавливается два различных порядка определения провозной платы. При перевозке транспортом общего пользования оплата определяется тарифами, утвержденными в порядке, установленном кодексами и уставами. Фактически порядок определения платы предусмотрен и иными нормативными правовыми актами, прежде всего постановлениями Правительства РФ. За перевозки, осуществляемые другими перевозчиками, плата устанавливается соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными нормативными правовыми актами.

Действующее в РФ законодательство о государственном регулировании цен (тарифов) предусматривает различный порядок установления провозных платежей в зависимости от вида транспорта, рода перевозки (пассажира, грузов, багажа) и характера оказываемых перевозчиком услуг.

Тарифы на железнодорожные перевозки устанавливаются исходя из того, что они относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий. При этом подлежит регулированию только сфера предоставления услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования (п. п. 1, 2 ст. 4 Закона о естественных монополиях).

Установление новой структуры федеральных органов исполнительной власти (Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 с изм. от 15.03.2005 (СЗ РФ, 2004, N 11, ст. 945; N 21, ст. 2023; 2005, N 12, ст. 1023)) потребовало внесения изменений в порядок утверждения тарифов на железнодорожном транспорте. Положение об основах государственного регулирования тарифов на железнодорожном транспорте, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.12.2004 N 787 в ред(05.08.2009), устанавливает, что государственное регулирование тарифов осуществляет Федеральная служба по тарифам: а) на грузовые железнодорожные перевозки по территории РФ; б) на перевозки грузов в международном сообщении по территории РФ через порты или пограничные передаточные станции РФ; в) на перевозки пассажиров, багажа и грузобагажа во внутригосударственном сообщении. Тарифы на международные транзитные железнодорожные перевозки по территории РФ регулирует Министерство транспорта РФ.

В особых случаях, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 15.12.2004 N 787 в ред(05.08.2009), соответственно Федеральная служба по тарифам и Министерство транспорта РФ могут вводить исключительные тарифы на перевозки грузов и услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования. Предоставление таких тарифов в индивидуальном порядке не допускается.

На морском транспорте провозная плата именуется фрахтом (§ 7 гл. VIII КТМ). Размер фрахта устанавливается соглашением сторон, а при отсутствии соглашения исчисляется исходя из ставок, применяемых в месте и во время погрузки груза (ст. 164 КТМ).

Услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий (ст. 4 Закона о естественных монополиях). Исходя из этого, тарифы (цены) на услуги, оказываемые этими субъектами, определяет Федеральная служба по тарифам (п. 5 Положения о Федеральной службе по тарифам, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 332 (СЗ РФ, 2004, N 29, ст. 3049)). Названная служба устанавливает цены на услуги ледокольного флота на трассах Северного морского пути.

Ставки платы за транзитные перевозки по российским железным дорогам в международном сообщении грузов государств — участников СНГ определяются Тарифным соглашением железнодорожных администраций этих государств от 17.02.93, которое ежегодно корректируется. Постановлением Правительства РФ от 07.03.95 N 239 ред(28012.1998) определен порядок утверждения тарифов на пассажирские перевозки в зависимости от вида транспорта и характера перевозок. Органы исполнительной власти субъектов РФ утверждают тарифы на перевозку пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, включая метрополитен, и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта). Названным органам предоставлено право государственного регулирования тарифов на перевозки пассажиров и багажа:

  • -железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по согласованию с МПС России или железными дорогами (при применении данного положения следует учитывать изменения, связанные с реформированием железнодорожного транспорта), причем субъект РФ обязан за счет своего бюджета возместить убытки, возникшие вследствие регулирования тарифов;
  • -автомобильным транспортом по внутриобластным и межобластным (межреспубликанским в пределах Российской Федерации) маршрутам, включая такси;
  • -на местных авиалиниях и речным транспортом в местном сообщении и на переправах;
  • -морским, речным и воздушным транспортом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Это интересно:  Оформление договора аренды земельного участка

Ставки оплаты за не включенные в тариф операции или работы УЖТ именует сбором (ст. 2). Конкретный размер сбора указан в статьях УЖТ или в тарифном руководстве. К таким сборам относятся сборы: за изменение по инициативе грузоотправителя принятой перевозчиком заявки (ст. 11), за перевозку грузов с объявленной ценностью (ст. 16), за хранение выгруженных грузов, контейнеров (ст. 43), за непредъявление грузов для перевозки на указанную в заявке станцию назначения (ст. 94).

Помимо поименованных сборов УЖТ предусматривает возможность по соглашению сторон устанавливать и иные сборы: за работу локомотива, принадлежащего перевозчику, по подаче и уборке вагонов (ст. 58), за предварительную информацию о подходе грузов (ст. 34), за промывку вагонов (ст. 44), за участие перевозчика по просьбе грузополучателя в проверке состояния груза (ст. 41) и т.п.

На внутреннем водном транспорте порядок установления и применения тарифов на погрузку и выгрузку грузов и связанные с ними услуги утвержден Постановлением Правительства РФ от 01.03.2004 N 116 (СЗ РФ, 2004, N 10, ст. 869). Когда такой тариф не установлен, то дополнительные услуги внутреннего водного перевозчика оплачиваются по соглашению сторон (например, за работу по очистке судна — п. 3 ст. 81 КВВТ).

Взимание платы за работы и услуги, если она не установлена тарифом, допускается и на других видах транспорта. Автомобильный перевозчик может за дополнительную плату осуществлять погрузочно-разгрузочные работы, производить сопровождение грузов, требующих охраны в пути, и т.п. (ст. 125 УАТ).

Плата за перевозку груза и иные платежи вносятся грузоотправителем, как правило, до момента приема груза к перевозке (ст. 30 УЖТ, ст. 75 КВВТ), а при морской перевозке — грузоотправителем или фрахтователем (ст. 163 КТМ). До внесения платежей перевозчик вправе задержать отправление груза. Кроме того, железнодорожный и внутренневодный перевозчики вправе прекратить подачу перевозочных средств для следующей погрузки груза. В этом случае железнодорожный перевозчик не может нести ответственность за неподачу того количества вагонов, контейнеров, которые не поданы по указанной причине (п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 25.01.2001 N 1).

Железнодорожный перевозчик по обращению грузоотправителя, согласованному с грузополучателем, может принять решение о внесении платы за перевозку груза, грузобагажа и иных платежей грузополучателем на станции назначения. При морской перевозке при наличии соглашения между отправителем или фрахтователем и перевозчиком и при включении данных об этом в коносамент допускается перевод платежей на получателя (ст. 163 КТМ).

При перевозке в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении соперевозчики взимают плату, исходя из той части расстояния, на которое каждый из них осуществляет перевозку (ст. 76 УЖТ, ст. 113 КВВТ).

Окончательный расчет по платежам за перевозку осуществляется получателем при выдаче груза (ст. 30 УЖТ, п. 2 ст. 79 КВВТ). До внесения на станции назначения платежей перевозчик вправе не выдавать получателю груз и взыскать с него плату за пользование вагонами, контейнерами или сбор за хранение, если груз выгружен.

При удержании требования перевозчика удовлетворяются за счет стоимости груза, багажа, который он вправе реализовать. Порядок реализации, а также перечень грузов, которые не подлежат реализации, установлены транспортными уставами, кодексами, правилами перевозок (ст. ст. 35, 48 УЖТ, ст. 85 КВВТ). Право на реализацию груза в порядке и сроки, предусмотренные ст. 35 УЖТ, возникает у железнодорожного перевозчика только после истечения 4 суток, исчисляемых со дня получения грузополучателем уведомления об уклонении от уплаты платежей за перевозку, если он в течение этого срока не распорядился грузом. В случае нарушения этого порядка перевозчик должен возместить ущерб, вызванный неправомерной реализацией груза (п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 25.01.2001 N 1).

Таким образом, источниками правового регулирования договора перевозки в РФ являются: Гражданский кодекс Российской Федерации; Транспортные уставы и кодексы, регулирующие договорные отношения, связанные с перевозками; Правила перевозок и тарифы.

Транспортный кодекс и транспортные уставы РФ

Общие положения

Перемещение людей или предметов (перевозка), осуществляемое с использованием транспортных средств, регламентируется гл. 40 Гражданского кодекса РФ от 26.01.1996 № 14-ФЗ. Как гласит ст. 784 ГК РФ, основанием для перевозки является заключенный между сторонами договор, а вот ее общие условия законодательно урегулированы в специальных НПА, которыми являются транспортные уставы и кодексы РФ. Соглашение сторон, касающееся этих условий или ответственности за нарушения, не должно им противоречить.

Нужно отметить, что в настоящее время Минтрансом разрабатывается проект единого Транспортного кодекса, который должен быть введен до 2030 года. Помимо него законодательные власти работают над принятием закона, регулирующего комбинированные перевозки и транзит.

Федеральный закон № 259 — транспортный устав автомобильного транспорта РФ

Транспортная система России состоит из нескольких самостоятельных разновидностей транспорта. Один из видов — автомобильный.

Правоотношения, возникающие между сторонами (гражданами, организациями) в ходе предоставления услуг автотранспортом, регулируются таким транспортным уставом РФ, как закон «Устав автомобильного транспорта» от 08.11.2007 № 259-ФЗ. Помимо автотранспорта, положения транспортного устава автомобильного транспорта распространяются на электротранспорт, осуществляющий перевозки в городах над землей (троллейбусы, трамваи).

В рамках закона № 259-ФЗ Правительством утверждены правила перевозки:

  • багажа и пассажиров (постановление «Об утверждении Правил…» от 14.02.2009 № 112);
  • грузов (постановление «Об утверждении Правил…» от 15.04.2011 № 272).

Следует заметить, что перечисленные правовые акты распространяются только на перевозки внутри РФ, а при перемещении за рубеж действуют соответствующие международные договоры.

Транспортный устав железных дорог Российской Федерации

Следующий вид транспорта — железнодорожный. Перевозки, осуществляемые ж/д составами, поездами, регулируются законом «Устав железнодорожного транспорта РФ» от 10.01.2003 № 18-ФЗ. Помимо транспортного устава железных дорог РФ, условия, ответственность участников, заключивших между собой договор по перевозке ж/д транспортом, устанавливаются Минтрансом РФ, а точнее определенными правилами, утверждаемыми этим федеральным исполнительным органом. Среди них:

  • Правила перевозок скоропортящихся грузов (приказ от 18.06.2003 № 37).
  • Правила переадресовки грузов (приказ от 18.06.2003 № 44).
  • Правила выдачи грузов (приказ от 18.06.2003 № 29).
  • Правила перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа (приказ от 19.12.2013 № 473) и некоторые другие.

Транспортные кодексы и другие НПА

Остальные транспортные кодексы регламентируют отношения, возникающие при использовании в перевозках прочих видов транспорта. Это:

  1. Кодекс торгового мореплавания РФ от 30.04.1999 № 81-ФЗ, регулирующий одноименные гражданские правоотношения. Понятие этого термина дано в ст. 2 этого кодекса.
  2. Воздушный кодекс РФ от 19.03.1997 № 60-ФЗ, регламентирующий не только перевозки авиатранспортом, но и в целом основные принципы использования воздушного пространства.
  3. Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 07.03.2001 № 24-ФЗ, распространяющийся на отношения при осуществлении судоходства внутри России.

Интересную информацию о перемещении людей различным транспортом можно получить из статьи Правила перевозки пассажиров.

Неотъемлемыми компонентами транспортного законодательства являются издаваемые уполномоченными органами (министерствами и ведомствами) тарифные руководства.

Таким образом, транспортные правовые нормы России содержатся во множестве правовых актов, в том числе в транспортных кодексах и уставах. Это нормативные акты комплексного характера — ряд кодексов и уставов содержат в себе не только гражданско-правовые, но и разнообразные административные нормы, регламентирующие особенности деятельности перевозчика в определенной сфере. Единый Транспортный кодекс РФ находится в процессе разработки.

Транспортные уставы и кодексы

Они детально регулируют отношения, возникающие на транспорте.

Это интересно:  Как оформляются результаты испытаний электрооборудования

1) Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации (2003 г.) — Федеральный закон от 10.01.2003 N 18-ФЗ (ред. от 03.02.2014, с изм. от 01.12.2014) «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации»

2) Воздушный кодекс Российской Федерации (1997 г.) — «Воздушный кодекс Российской Федерации» от 19.03.1997 N 60-ФЗ (ред. от 14.10.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 19.01.2015)

3) Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации (1999 г.) — «Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации» от 30.04.1999 N 81-ФЗ (ред. от 31.12.2014)

является основным актом, регулирующим отношения морского транспорта с клиентурой при перевозке грузов как в каботаже, так и в международных сообщениях, а также при перевозке пассажиров и багажа

4) Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации (2001 г.) — «Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации» от 07.03.2001 N 24-ФЗ (ред. от 04.11.2014, с изм. от 01.12.2014)

5) Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (2007 г.) — Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ (ред. от 03.02.2014, с изм. от 01.12.2014) «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»

4) Подзаконные акты:

— указы Президента РФ

К числу источников транспортного права относятся указы Президента Российской Федерации, регулирующие наиболее важные и конкретные сферы транспортных отношений.

1. железнодорожное право Указ Президента Российской Федерации от 16 мая 1996 г. N 732 «О дальнейшем развитии железнодорожного транспорта Российской Федерации»
2. внутренневодное право нет инфы
3. воздушное право Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 1995 г. N 747 «Об упорядочении использования авиации общего назначения», Указ Президента Российской Федерации от 7 июня 1996 г. N 825 «О дополнительных мерах по развитию гражданской авиации Российской Федерации»
4. морское право Указ Президента Российской Федерации от 24 октября 1992 г. N 1298 «О мерах по стабилизации финансового положения морских пароходств Российской Федерации», Указ Президента Российской Федерации от 30 июня 1996 г. N 1004 «О государственной поддержке морского торгового флота России на Балтике»
5. автомобильное право нет инфы

— постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации

Например: Постановления Правительства Российской Федерации

— от 20 мая 1998 г. N 466 «О возложении функций государственного надзора за безопасностью судоходных гидротехнических сооружений на Министерство транспорта Российской Федерации»,

— от 9 апреля 2001 г. N 278 «О мерах государственной поддержки обновления парка морских, речных, воздушных судов и их строительства»,

1. железнодорожное право Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 1992 г. N 621 «Об утверждении Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации» (с изм. и доп., внесенными Постановлением Правительства РФ от 8 февраля 1999 г. N 134) Постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 1992 г. N 833 «О повышении безопасности движения на железнодорожном транспорте Российской Федерации»
2. внутренневодное право Постановление Правительства Российской Федерации от 5 июля 1994 г. N 780 «О Российском речном регистре», Распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 июля 2003 г. N 909р «О Концепции развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации»
3. воздушное право Постановление Правительства Российской Федерации от 3 мая 1994 г. N 424 «О совершенствовании функционирования и развитии системы организации воздушного движения в Российской Федерации», Постановление Правительства Российской Федерации от 24 января 1998 г. N 85 «О лицензировании деятельности в области гражданской авиации»
4. морское право Постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 1993 г. N 1299 «Об организации управления морскими портами» (с изм. от 28 августа 1997 г.) Постановление Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2000 г. N 324 «Об утверждении Положения о федеральной системе защиты морского судоходства от незаконных актов, направленных против безопасности мореплавания»
5. автомобильное право Постановления Правительства Российской Федерации от 10 июня 2002 г. N 402 «О лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом»; от 8 апреля 1992 г. N 228 «О некоторых вопросах, связанных с эксплуатацией автомототранспорта в Российской Федерации»; от 24 июня 1998 г. N 639 «Об утверждении Правил оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств»; от 15 декабря 1999 г. N 1396 «Об утверждении Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений» и др.

— инструкции, постановления и правила, исходящие от министерств и ведомств

Министерству транспорта Российской Федерации предоставлено право самостоятельно принимать правовые акты в установленной сфере деятельности: правила перевозок пассажиров, багажа, грузов, грузобагажа на основании и во исполнение транспортных уставов и кодексов; правила формирования, применения тарифов, взимания сборов в области гражданской авиации, а также правила продажи билетов, выдачи грузовых накладных и других перевозочных документов (п.5.2 Положения о Министерстве транспорта РФ).

1. железнодорожное право Особое место в законодательстве о железнодорожном транспорте занимают Правила перевозки грузов и Правила оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и другие ведомственные акты. Необходимость принятия подобных подзаконных актов была вызвана тем, что все перечисленные акты недостаточно полно регулируют отношения железнодорожного перевозчика и клиентуры по перевозке грузов и отношения по перевозке пассажиров.
2. внутренневодное право Особое место, как и в законодательстве других видов транспорта, в системе законодательства, регулирующего отношения на речном транспорте, занимают правила перевозки грузов и правила перевозок пассажиров и багажа. Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2003 г. N 72 были утверждены Правила оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на внутреннем водном транспорте, в которых весьма детально регулируется порядок оказания услуг, связанных с перевозкой пассажиров.
3. воздушное право Конкретизация отношений, связанных с перевозкой грузов, пассажиров и багажа, осуществляется на основании Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденных Министерством транспорта Российской Федерации 28 июня 2007 г.
4. морское право Дальнейшая конкретизация положений, регулирующих перевозку грузов и пассажиров, производится Общими правилами морской перевозки грузов, пассажиров и багажа, которые более детально, чем Кодекс торгового мореплавания и действующие в его развитие акты, регулируют вопросы перевозки грузов, пассажиров и багажа между портами Российской Федерации и иностранными портами
5. автомобильное право На основании Устава . Правительство Российской Федерации утверждает правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, а также правила перевозок грузов автомобильным транспортом. Постановление Правительства РФ от 17.12.2013 N 1177 (ред. от 23.06.2014) «Об утверждении Правил организованной перевозки группы детей автобусами» Постановление Правительства РФ от 14.02.2009 N 112 (ред. от 09.06.2014) «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» Постановление Правительства РФ от 15.04.2011 N 272 (ред. от 30.12.2011) «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом» Важно! В сфере автомобильных перевозок продолжают действовать «Общие правила перевозок грузов автомобильным транспортом» (утв. Минавтотрансом РСФСР 30.07.1971) в части, не противоречащей: — гл.40 ГК РФ — Правилам перевозок 2009 и 2011 года — Уставу автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта 2007 г.

Иные источники

Обычаи

1. Обычаем признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской или иной деятельности, не предусмотренное законодательством правило поведения, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.

2. Обычаи, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору, не применяются.

1. Срок, в течение которого перевозчик предоставляет судно для погрузки груза и держит его под погрузкой груза без дополнительных к фрахту платежей (сталийное время), определяется соглашением сторон, при отсутствии такого соглашения сроками, обычно принятыми в порту погрузки.

+ подробнее про обычаи в торговом мореплавании

Использование в торговом мореплавании обычая в качестве источника права объясняется двумя факторами: историческими условиями развития торгового мореплавания и наличием в торговом мореплавании специфических и локальных по своей природе институтов (прежде всего выполнение погрузочно-разгрузочных работ), для которых общее нормативное регулирование малопригодно.

Это интересно:  Как рассчитывать проценты от суммы

Обычаи порта (customs of the port) содержат установленные практикой конкретного порта правила, определяющие достаточно узкую, но практически важную область торгового мореплавания. В частности, это:

— место подачи «нотиса о готовности» (Notice of Readiness) — с якорной стоянки в акватории порта, или с открытого рейда в пределах видимости лоцманской станции, или после окончания таможенного контроля;

— точное время и способы доставки груза к судну;

— пункт погрузки в поименованном порту;

— время, необходимое для выполнения грузовых работ;

— выполнение грузовых работ круглосуточно (в том числе в праздники) или посменно с оплатой дополнительных надбавок грузчикам и стивидорам;

— исчисление стояночного времени и обязанности, лежащие на перевозчике, грузоотправителе и грузополучателе при разгрузке и погрузке судна;

— использование судовых лебедчиков; и т.д.

Обычаи отечественных морских портов свидетельствует Торгово-промышленная палата страны. Содержание обычая дается в сводах действующих обычаев по отдельным портам.

2. Обычаи международного торгового мореплавания

Наиболее известным обычаем международного торгового мореплавания служат Йорк-Антверпенские правила, существующие с 1864 г. Периодически они пересматриваются. Новая редакция принята в 2004 г. Применяются при наличии к ним отсылки в коносаменте или чартере.

Это свод общепринятых в международном торговом мореплавании правил, регулирующих распределение между судовладельцем и грузовладельцем пропорционально стоимости судна, груза и фрахта убытков, понесённых каким-либо из этих лиц, вследствие общей аварии.

Общая авария (general average) — в морском праве ситуация, потребовавшая пожертвования частью груза или оборудования в целях спасения судна, груза и фрахта; также понесённый от этой ситуации ущерб. Убытки от общей аварии распределяются между судовладельцем, всеми грузовладельцами, независимо от того, чей именно груз был пожертвован.

Роль судебной практики

Источниками транспортного права следует считать также постановления пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, которые обеспечивают единообразие судебной практики и которым предоставлено право давать руководящие разъяснения судебным органам по вопросам применения действующего транспортного законодательства при рассмотрении судебных споров.

Примером может служить Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 6 октября 2005 г. N 30 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации«, в котором Пленум Высшего Арбитражного Суда разъясняет, как следует применять судам на практике отдельные положения Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации 2003 г.

По воздушному праву:

Президиум ВАС РФ в информационном письме от 16.02.1998 N 29 «Обзор судебно-арбитражной практики разрешения споров по делам с участием иностранных лиц» констатировал, что, предъявляя иск, истец рассчитал стоимость недостающей массы груза в американских долларах через стоимость золота за 1 тройскую унцию, установленную на Лондонской бирже драгоценных металлов, которая определяет рыночную стоимость самого золота, а не его содержание в национальных валютах.

При таком расчете сумма иска многократно превысила сумму реального ущерба истца. По мнению ВАС РФ, данный расчет противоречит сложившейся международной практике перевода 250 золотых франков в национальные валюты не через определение золотой стоимости этих валют, но через перерасчет в электронные денежные средства — специальные права заимствования (СДР).

Варшавская система — это сложная система документов, состоящая из самой Варшавской конвенции 1929 г., серии нижеследующих протоколов и одной дополнительной конвенции:

! Причем участие государства в одном из этих документов не всегда означает его участие в других.

Участие государства, например, в Гаагском протоколе означает его участие в Варшавской конвенции, измененной Гаагским протоколом, но не приводит к его участию в самой Варшавской конвенции (п. 2 ст. XXI и XXIII Гаагского протокола). Из этого вытекает, что перевозка между страной, участницей только Варшавской конвенции, и государством, участником только Гаагского протокола, исключается из-под действия обоих этих документов.

Объективно все такие перевозки остаются международными, но регулируются положениям применимого к ним внутреннего, национального права.

Законы и правила в логистике

Подборка законов, нормативных актов и правил об автомобильном транспорте, позволяют регулировать деятельность в сфере транспорта и логистики. Перевозка грузов и экспедиция, перевозка опасных и тяжеловесных грузов, международные перевозки регулируются на основе законодательных актов об эксплуатации транспорта и законов о перевозках. На основании данных законов и правил, формируются образцы и бланки документов, так называемые унифицированные формы, установленные госстандартом.

Законы

Правила

При перевозке грузов автомобильным транспортом грузоперевозчики и грузовладельцы обязаны соблюдать статьи Гражданского Кодекса Российской Федерации:

1. Гражданский кодекс РФ. Ч 2. Глава 40. Перевозка (ГК РФ)

  • Гл.40 ГК РФ содержит лишь основные нормы о перевозочных договорах — 17 статей, ориентированных в основном на перевозку наземным транспортом. Подробное регулирование перевозок всеми видами транспорта согласно ст.784 осуществляется транспортными уставами, кодексами и правилами.

Примечание: ниже представлен файл «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) Глава 40» от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 29.06.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2015).

2. Гражданский кодекс РФ. Ч 2. Глава 41. Транспортная экспедиция (ГК РФ)

  • Гл.41 ГК содержит систему правовых норм об основных условиях договора транспортной экспедиции всего 6 статей и предусматривается принятие специального закона о транспортно-экспедиционной деятельности п.3 ст.801 ГК РФ. В Договоре экспедиции есть ряд особенностей, которые требуют правового регулирования.

Примечание: ниже представлен файл «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) Глава 41 ГК РФ» от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 29.06.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2015).

3. Закон о транспортно-экспедиционной деятельности

  • Настоящим Федеральным законом определяется порядок осуществления транспортно-экспедиционной деятельности — порядок оказания услуг по организации перевозок грузов любыми видами транспорта и оформлению перевозочных документов, документов для таможенных целей и других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов (далее — экспедиционные услуги).

Примечание: ниже представлен файл Федеральный закон от 30.06.2003 N 87-ФЗ (ред. от 14.10.2014) «О транспортно-экспедиционной деятельности»

4. Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта

  • Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, которые являются частью транспортной системы Российской Федерации. Отношения, связанные с оказанием услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

Примечание: ниже представлен файл Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ (ред. от 13.07.2015)

1. Правила транспортно-экспедиционной деятельности

  • Настоящие Правила устанавливают перечень экспедиторских документов, порядок оказания и требования к качеству транспортно-экспедиционных услуг. Отношения между экспедитором и клиентом регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О транспортно-экспедиционной деятельности», настоящими Правилами и договором транспортной экспедиции.

Примечание: ниже представлен файл Постановление Правительства РФ от 8 сентября 2006 г. N 554 Правила транспортно-экспедиционной деятельности

2. Правила перевозок грузов автомобильным транспортом

  • Настоящие Правила устанавливают порядок организации перевозки различных видов грузов автомобильным транспортом, обеспечения сохранности грузов, транспортных средств и контейнеров, а также условия перевозки грузов и предоставления транспортных средств для такой перевозки. Данные правила регулируют международные перевозки, перевозки скоропортящихся грузов и перевозку опасных грузов с установленными требованиями и приложениями A и B Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 г. (ДОПОГ) и настоящими Правилами.

Примечание: ниже представлен файл Постановление Правительства РФ от 15.04.2011 N 272 (ред. от 03.12.2015) «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом»

3. Правила перевозок скоропортящихся грузов автомобильным транспортом

  • Настоящие Правила устанавливают порядок организации перевозки скоропортящихся грузов, которые для обеспечения сохранности при перевозке требуют соблюдения температурного режима.

Примечание: ниже представлен файл Правила перевозок скоропортящихся грузов автомобильным транспортом Утверждены Минавтотрансом РСФСР 25.10.74 по согласованию с Госпланом РСФСР и Госарбитражем РСФСР

Статья написана по материалам сайтов: rusjurist.ru, megapredmet.ru, www.ingruz.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector