Учитель и преподаватель в чем разница

Одним из самых важных аспектов, обеспечивающих успешное функционирование образовательного учреждения, является четкое и рациональное разделение труда между работниками. Преодолеть существующие проблемы в образовании возможно, среди прочего, и путем совершенствования существующей модели управления и руководства этой сферой.

Профессия учителя стоит особняком по сравнению с другими видами деятельности. Эта работа подразумевает постоянный личностный рост, самообразование. Меняется общество, иными становятся дети – за ними нужно успевать и педагогу. Какими же умениями он должен обладать, чтобы в современных социальных условиях быть успешным? Реально ли на данном этапе развития образовательной системы нашей страны создать эффективную модель диагностики уровня труда педагогического работника? Чтобы ответить на этот вопрос, попытаемся выделить ряд основных направлений деятельности современного учителя.

Конструктивное направление.

Педагог должен обладать навыками комплексного планирования своей деятельности на базе знаний теории управления, психологических и дидактических основ построения учебно-воспитательного процесса; разработки рабочих учебных программ, тематического и поурочного планирования; создания и эффективного использования системы диагностики, контроля и оценки знаний, умений, навыков и способов учебно-познавательной деятельности учащихся.

От учителя требуется не только умение создавать на бумаге планы по достижению целей и осуществлению задач учебного курса, но и способность мотивировать школьников к обучению. Это нужно прежде всего для того, чтобы субъект образовательного процесса – ученик – мог осознавать необходимость изучения того или иного учебного предмета.

Еще в трудах советских педагогов второй половины ХХ века М.Н. Скаткина, И.Я. Лернера и Л.Я. Зориной говорилось о важности данной функции, поскольку только с ее помощью можно актуализировать тот объем информации, который составляет базу учебных предметов. Среди используемых сейчас педагогических технологий наиболее широко конструктивная функция реализуется в рамках модели развивающего обучения Л.В. Занкова, В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина, а также в модели открытого образования.

Организационное направление.

Учителю важно глубоко знать психологию и теорию организаторской работы и на их основе строить учебно-познавательную деятельность так, чтобы ответственность за успехи и неудачи у него с учеником была общей. Иными словами, следует побудить ребенка к самостоятельной активности, а затем ее корректировать. Но в идеале нельзя давать оценку его инициативе, что свойственно современной системе образования, когда ученика мотивируют изучать тот или иной объем учебного материала только ради положительной оценки. В случае сопротивления ученика тот получает общественное порицание.

Учитель должен направлять способности своего воспитанника на повышение образовательного уровня, который складывается посредством анализа личных целей, желаний и потребностей.

Коммуникативное направление.

От учителя требуется организовать учебно-воспитательный процесс на основе педагогики сотрудничества, а также создать в ученическом коллективе благоприятный морально-психологический климат, способствующий как успешному прохождению учебной программы, так и воспитанию в детях необходимых морально-этических качеств.

Данная функция упоминалась в научных трудах педагогов с давних времен, но использоваться в обучении в полную меру начала только в системах развивающего обучения и открытого образования. Это направление также важно и в общем руководстве школой. Уровень взаимоотношений руководителя с административными и педагогическими работниками должен мотивировать учителей к собственной раскрепощенной реализации внутри коллектива. Именно раскрепощенной, поскольку только в ситуации успеха человек способен реализовать себя в полной мере.

Информационно-обучающее направление.

Передача знаний от обучающего к обучающемуся является обязательной функцией учителя во всех педагогических теориях. Но и здесь не все так просто. Какой объем информации передавать ученику? Требуется ли варьировать его в зависимости от потребностей и степени подготовки учащегося?

В настоящее время российской системе образования уже пора перейти на ту ступень, когда учитель будет побуждать ученика с саморегуляции, самообразованию, стимулировать к творческой реализации, научит его чувствовать личную ответственность за качество своего обучения. В зависимости от личных целей и приоритетов определяется уровень изучения того или иного учебного предмета. И он обязан превосходить планку государственного образовательного минимума.

Эмоционально-корригирующее направление.

Под этим понимается четкая психологическая работа педагога. Очень важную роль играет создание им атмосферы успеха, которая в большинстве случаев придает уверенность учащемуся и помогает ему двигаться вперед по образовательной траектории.

Контрольное направление.

Этот аспект, как и все остальные, пересматривается. В настоящее время невозможно оценить учащегося только по шаблонным критериям оценки контрольных и зачетных работ, установленных учебной программой.

Будущее сейчас за самоконтролем. Но что это такое? Самоконтроль школьника, совместное подведение итогов – это то новое, что появилось в последнее десятилетие, развивается и активно используется в передовой педагогической практике. Но чтобы достичь эффективной реализации данного подхода, нужно пересмотреть существующие образовательные модели.

Современный учитель сегодня работает в системе образования, открытой для новых технологий. В стороне оставаться нельзя. Но активная позиция и открытость не означают принятия всех современных тенденций. Школа требует от педагога обдуманного шага навстречу инновациям, поскольку цена его решения высока. Учитель – в своем роде созидатель, от которого зависит дальнейший жизненный путь ученика.

Это интересно:  Как подать 3ндфл через госуслуги

В процессе перехода современной системы образования на «открытые рельсы» стоит пересмотреть существующие шаблоны в распределении педагогического труда в российских школах. Чтобы выполнить ту или иную функцию в учебно-воспитательном процессе, педагогический работник должен обладать набором умений, достаточным количеством времени и иметь необходимые для работы условия.

Одним из вариантов распределению функциональных обязанностей внутри педагогических коллективов может быть следующая модель.

Преподаватель – сотрудник, имеющий почасовую нагрузку, «отчитывающий» определенный учебной программой объем теоретических и практических занятий. По сути, это тот же предметник-почасовик, функцией которого будет качественная передача основных учебных знаний ученику.

Педагог-преподаватель проводит ежедневные уроки, контролирует качество усвоения материала, устраивает контрольные и иные зачетные работы согласно календарно-тематическому планированию на основе утвержденной учебной программы.

Тьютор – педагог, основной обязанностью которого должно являться сопровождение учащихся по заданной заранее индивидуальной образовательной траектории, которая в случае необходимости может корректироваться. Это старший помощник, наставник для учеников. Помимо выполнения методической работы (создание и корректировка индивидуальных учебных планов, контроль за обучением детей, присутствие на учебных занятиях у преподавателей) он должен осуществлять воспитательную функцию внутри классных коллективов. Причем под ними может подразумеваться не только класс (25 человек), но и параллель или некоторое объединение классов по профилю, возрасту учеников и другим категориям.

По сути, деятельность тьютора – это расширенный вариант работы классного руководителя, не способного в настоящее время при существующей норме оплаты труда и дополнительной загруженности реализовать тот объем учебно-методических и воспитательных функций, выполнение которых так необходимо учащимся на всех этапах их развития.

Учитель – педагог-творец. Выработка настроя на успех, заинтересованности у учеников постигать новые образовательные вершины, создание инновационных учебных программ, подходов – вот основные направления его труда.

Учитель решает научно-методические задачи, создает условия для формирования творческой атмосферы внутри коллектива. В нынешних условиях у него также появляется модулирующая функция взаимодействия с учеником. Модуляция – закономерное, постепенное изменение. Специалист не просто приносит в школьную практику новое, а преобразует это в соответствии с целями и задачами, а также управляет этим подвижным процессом. Названная функция становится необходимой в меняющемся обществе в процессе управления деятельностью развивающегося человека. Она предполагает:

стремление к ознакомлению с новыми подходами, стратегиями, моделями обучения и построения содержания образования;

изменение учебно-воспитательного процесса с целью решения выявленных проблем новыми средствами.

Дело остается за экспериментом, анализом и формулированием выводов. Процесс перехода к новому распределению труда, так же как и переход на новую систему оплаты, поднявший бурю дискуссий, не может быть скорым. Поживем – увидим.

Чем отличается педагог от учителя и преподавателя?

По мнению подавляющего большинства людей, слова учитель» и «педагог» являются синонимами и взаимозаменяемыми понятиями в русском языке. Однако не все так просто, и в этом вопросе есть свои нюансы. Попробуем детально разобраться, чем отличается педагог от учителя.

Сначала обратимся к терминам:

  • Учитель – это штатный сотрудник общеобразовательной школы, который занимается преподаванием какого-либо предмета ученикам.
  • Педагог (от древнегреческого παιδαγωγός, «ведущий подростка») – это специально подготовленный человек, деятельность которого направлена на обучение и воспитание подрастающего поколения. Также этим термином называют ученого, который работает над теоретическими проблемами развития педагогики как науки.

Таким образом, понятие «педагог» более широкое: оно, кроме непосредственно преподавательского аспекта, включает в себя воспитательный и наставнический момент. Наука педагогика представляет собой целенаправленную и системную деятельность, которая направлена на формирование человека, она разрабатывает методы и содержание обучения и воспитания. Педагоги передают человеку не только знания, но и личный социальный и жизненный опыт. Среди знаменитых педагогов можно вспомнить Яна Амоса Коменского, Генриха Песталоцции, Марию Монтессори, Василия Сухомлинского, Константина Ушинского.

Поскольку педагогика – это наиболее широкое понятие, связанное со сферой формирования человеческой личности, то педагогом может быть:

  • воспитатель детского сада;
  • школьный учитель;
  • преподаватель вуза;
  • спортивный тренер;
  • ученый, развивающий передовые педагогические идеи.

Учитель же – это специалист, окончивший педагогический вуз и преподающий определенный предмет. Работа в школе является более конкретной сферой приложения педагогической мысли. Учитель обязан преподавать свой предмет по утвержденной Министерством образования программе, использовать различные методики и приемы для подачи необходимой информации, помогать формированию личности и социализации своих учеников. Результатом его работы должен стать такой уровень знаний и навыков учащихся, который соответствовал бы утвержденным государством образовательным стандартам.

Это интересно:  Календарь экологических дат на 2020 год

Кстати, между словами «учители» и «учителя» разница тоже есть. Если речь идет об авторитетном человеке, духовном наставнике, который часто никак не связан с педагогикой, но имеет последователей, если его идеи оказывали или оказывают большое влияние на людей, то во множественном числе таких людей называют «учители». В этом контексте можно вспомнить Виссариона Белинского, Льва Толстого, Конфуция, Махатму Ганди и многих других выдающихся людей прошлого и современности. А учителя – это работники сферы образования, обучать других – их функциональная обязанность.

Также имеется разница между учителем и преподавателем.

Учитель – это работник общеобразовательной школы, который закончил педагогический колледж или вуз. Его задача развивать – доносить нужные знания, применяя различные педагогические техники и методики. В школе ученик осваивает навыки поиска, осмысления и систематизации нужной информации, умение делать правильные выводы из полученных разрозненных данных, что пригодится ему в дальнейшем образовании.

Преподаватель работает в основном в средних специальных и высших учебных заведениях. Он сам является выпускником университета или академии, нередко имеет ученую степень.

У преподавателя нет необходимости заинтересовывать ученика в своем предмете и разъяснять его нужность, поскольку он работает с более взрослыми людьми, которые уже определились с выбором профессии. Воспитательная функция становится и вовсе второстепенной. Преподавателю достаточно квалифицированно доносить нужный материал до учеников и студентов, давать им задания для самостоятельной работы, во время которой они получают около 80% необходимой информации, и контролировать ее выполнение.

Чем еще различаются учитель и преподаватель, так это тем, что последний должен обязательно заниматься научной деятельностью и приобщать к ней студентов. Для учителей это требование не является обязательным. Научная деятельность преподавателей – это:

  • разработка новых учебных программ;
  • научные исследования;
  • подготовка методических рекомендаций;
  • написание учебных пособий;
  • участие в различных мероприятиях (семинарах, научно-практических конференциях, дискуссиях);
  • проведение лекций, семинаров, лабораторных и практических занятий.

Следовательно, задача учителя – учить и воспитывать ребенка. Преподавателю нужно делиться своими знаниями по конкретному предмету, помогать осваивать информацию и привлекать студентов к научной деятельности. Однако представители обеих этих профессий относятся к очень уважаемой в нашем обществе когорте педагогов.

Чем отличается педагог от учителя

Ставить знак равенства между педагогом и учителем неверно. В современной системе образования роль учителя связывают преимущественно с практической деятельностью, главная задача которой – эффективная организация учебно-воспитательного процесса. Педагогика – понятие более широкое. Оно отражает общие принципы национальных образовательных доктрин и научный подход к решению проблем воспитания. Педагог призван творчески претворять теорию в практику.

Кто такие педагог и учитель

Педагог – воспитатель, учитель, следующий в работе с детским коллективом гуманистическим идеям и осуществляющий просветительские, образовательные и воспитательные задачи в соответствии с передовыми педагогическими методами.
Учитель – специалист, имеющий педагогическое образование и сочетающий в профессиональной деятельности преподавание учебного предмета и наставничество, воспитательную работу.

Сравнение педагога и учителя

В чем же разница между педагогом и учителем?
Учитель проводит уроки и воспитательные мероприятия по утвержденным в соответствии с образовательными программами планам. Он может использовать в работе различные методики, повышающие результативность обучения предмету. Основные инструменты управления учебным процессом для учителя – эффективные технологии преподавания и контроль за усвоением изучаемого материала.
Педагог владеет глубокими гуманитарными знаниями в области возрастной психологии, социологии, философии, педагогической науки и применяет эти знания во всех видах непосредственной работы с детскими коллективами. Он постоянно совершенствует преподавательское мастерство, занимается научно-методической и общественно-воспитательной работой.
От научно-теоретической деятельности выдающихся педагогов зависит разработка образовательных доктрин и формирование тенденций культурного развития общества. Теория «естественного воспитания» Жан-Жака Руссо, «демократическая педагогика» известного швейцарского гуманиста И.Г. Песталоцци, принцип систематического обучения К.Д. Ушинского стали основой современных педагогических методик и практик.
В деятельности учителя конкретизируется педагогическая теория. Кроме того, учительская специализация связана с предметом преподавания. Можно говорить о работе учителя математики или физики, но трудно представить себе педагога литературы или истории.

TheDifference.ru определил, что отличие педагога от учителя заключается в следующем:

Функции учителя – обучать предмету и контролировать усвоение знаний. Педагог решает широкий круг образовательных и воспитательных задач.
Учитель занимается практической деятельностью. Педагог – практик, методист и теоретик в одном лице.
Учитель – педагогическая специальность. В педагогике узкой специализации по преподаванию отдельных предметов не бывает.

Это интересно:  Уведомление об изменении режима работы

Учитель и преподаватель: огромная разница?

По историческим меркам так недавно канули в Лету времена, когда ученая степень кандидата наук была огромной редкостью, когда наличие высшего образования считалось прерогативой элиты, когда университеты – это «где-то там, в столицах».

Что мы имеем сегодня? Засилье «образованщины», пруд пруди – краснодипломников, не меньше – государственных и частных вузов. Изменилось ли что-то в принципе? Пожалуй, что нет.

Школа так и осталась казенной, дающей стандартное образование за государственный счет (кстати, понаблюдайте – здания школ в провинциальных городах, как говорится, на одно «лицо»!), вузовское образование тоже не дает гарантии успешного трудоустройства и карьерного роста. А реформам, при всем при том, не видать конца и края…

Речь, впрочем, о другом. С некоторых пор в определенных кругах стали искусственно разводить понятия учитель и преподаватель. Что греха таить – сам делал это не раз под настроение. Общий смысл в высказываниях был примерно таков – учить надо тех, кто не знает, этим занимается начальная школа, за что ей великое спасибо. К моменту поступления в вуз все мы обладаем определенным запасом знаний. Их требуется развить и приумножить. Так что в вузах с нами работают не учителя, а преподаватели. Они не столько учат нас, сколько выступают в роли проводников – в мир той или иной науки. С ними мы сами учимся – спорить, сомневаться, дерзать.

Кстати, в филиале, где работаю уже более десяти лет, даже праздники «развели» — с Днем учителя поздравляют тех, кто когда-то пришел из школы, да и по сей день не порывает с ней связи, а в феврале поздравляют с Днем науки работников высшей школы – ученых, кандидатов наук. Умолчу, сколько по этому поводу было нелицеприятных замечаний в адрес руководства филиала… Как оскорбились до глубины души некоторые коллеги с многолетним стажем. Впрочем, с начальством ведь приходится как? Брать под козырек, а делать по-своему. Иной раз такая тактика чревата, а где-то, глядишь, кривая и вывезет… Раз на раз не приходится.

Конечно, начальной школе мы обязаны очень многим. Еще древние греки не без основания считали, что учить следует, прежде всего, чтению, письму, счету, музыке и укреплять физическую культуру. Потом к этим дисциплинам присовокупили риторику и логику, а дальше – больше… И все-таки учительница начальных классов – для многих из нас остается «второй мамой». Она едина во многих ипостасях. К ней бежим по любому поводу. Она и приструнит, и утешит. Ей смотрим в рот, её слушаемся, ей верим, как Богу.

Уже в старших классах ситуация меняется кардинальным образом. Калейдоскоп предметов и лиц. Сами мы переживаем «ломку» характера, переходный возраст. Уже не можем по принципу «что на уме – то на языке». Учитель пока еще нужен – от него зависит итоговая оценка по предмету.

Вуз – это вольница! По крайней мере, после школы. Особенно – столичный вуз. Ты предоставлен сам себе, многое завязано на самостоятельной работе, контроль ослаблен. Преподаватель может элементарно не прийти на занятие без всякой уважительной причины. Сначала это всё «напрягает», потом начинаешь воспринимать, как должное. Таким образом, ненормальность постепенно становится нормой.

По большому счету, средняя школа и вуз дают нам не знания, а умения получать знания. Берем ли мы их – это уже другой вопрос.

Словом, разница между учителем и преподавателем, безусловно, имеется, о чем и постарался рассказать выше. Но все мы, если обходиться без излишнего пафоса, делаем одно общее дело – пытаемся сеять «разумное, доброе, вечное». А то, что часто приходится чувствовать себя, как на передовой, как на линии огня, — вина не наша. Мы держим линию обороны, как умеем. Вот только враг в лице Министерства образования и некоторых отдельных ретивых чиновников слишком силен и подчас невидим глазу. Есть, от чего рукам опуститься и потянуться к бутылке. Только кто же, если не мы?!

Статья написана по материалам сайтов: edunews.ru, altaiinter.org, bacenko.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector