+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Виды политических режимов и их характеристика

1. Понятия типы политических режимов

2. Понятие демократия как политический режим.

3. Тоталитаризм как политический феномен.

4. Авторитарный режим.

1. Понятия типы политических режимов

«Политический режим» в узком смысле – это система методов, способов и средств осуществления политической власти. В более широком плане это понятие включает всю функциональную характеристику политической системы, совокупность институциональных, социальных и идеологических элементов, формирующих определенный облик политической власти. Именно политический режим придает качественную определенность политической системе. Не случайно, поэтому, синонимическое использование понятий: демократический политический режим – демократическая политическая система, тоталитарный политический режим – тоталитарная политическая система и т.д.

Вместе с тем понятие политический режим совместно с понятиями форма правления и форма государственного устройства определяют характеристику формы государства. В этом случае «политический режим» используется как синоним «государственного режима», хотя очевидно, что первое понятие по своему содержанию гораздо шире второго, поскольку включает в себя методы и способы осуществления политической власти не только со стороны государства, но и со стороны других субъектов политики – политических партий и движений, общественных объединений и т.п.

Политический режим определяется многими параметрами. Среди них важнейшими являются:

— степень участия народа в формировании политической власти;

— гарантированность прав и свобод личности и их соотношение с правами государства;

— степень реального участия народа в политической жизни, наличие механизмов прямой демократии;

— характеристика реальных механизмов осуществления власти в обществе;

— положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата;

— реальное соотношение между законодательной, исполнительной и судебной властями;

— положение политических партий, движений, общественных объединений граждан в политической системе; функционирование системы социального представительства;

— политическое и юридическое положение и роль в обществе силовых структур государства (армии, полиции, органов государственной безопасности и т.д.);

— доминирование определенных методов (убеждения, принуждения и т.п.) при осуществлении политической власти;

— учет интересов меньшинства при принятии политических решений;

— наличие механизмов политической и юридической ответственности должностных лиц, включая самых высших.

Эмпирическое описание политических режимов прошлого и современности выявило бы их большое разнообразие и существенные особенности. Однако это разнообразие укладывается в три основные теоретические модели – демократического, авторитарного и тоталитарного политических режимов.

2. Понятие демократия как политический режим.

Понятие «демократия» означает, как известно, «народовластие». При всей многозначности и неопределенности этого понятия можно выделить общие признаки демократии как современного конституционного строя и режима функционирования политической системы:

— признание народа источником власти, сувереном в государстве. Суверенитет народа выражается в том, что он посредством выборов формирует государственную власть и участвует в ее осуществлении прямо (с помощью референдумов, местного самоуправления, а также, главным образом, через выбираемые им представительные органы);

— периодическая выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям;

— провозглашение и реальное обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Особое значение для полноценного функционирования демократической политической системы имеет гарантированность прав граждан на участие в управлении государством – избирательного права, права на создание политических партий и других объединений, свободы слова, мнений, права на информацию и т.п.;

— принятие решений большинством и подчинение меньшинства большинству при их осуществлении;

— демократический контроль общества над силовыми структурами (вооруженные силы, полиция, органы безопасности и т.п.), используемыми только по прямому предназначению и строго в рамках законов;

— доминирование методов убеждения, согласования, компромисса; сужение методов насилия, принуждения, пресечения;

— реальное осуществление принципов правового государства, в том числе принципа разделения властей.

В зависимости от формы реализации суверенитета народа демократия может быть подразделена на прямую, плебисцитарную и представительную.

Прямая демократия предполагает непосредственное участие граждан в процессе подготовки, обсуждения и принятия решений. Историческим примером осуществления такой формы можно назвать античные полисные демократии. В современных условиях эта форма демократии встречается на уровне местного самоуправления, а также в деятельности различных небольших коллективов. К прямой демократии относят также наделение избранных представителей так называемым императивным мандатом, предполагающим обязанность голосовать строго в соответствии с наказом избирателей.

Плебисцитарная демократия в отличии от прямой предполагает право граждан голосованием принять или отвергнуть уже подготовленные правительством решения. При этой форме участие основной массы населения в процессе принятия решения сведено к голосованию (плебисциту).

Наиболее распространенная в современных государствах форма демократии – представительная демократия. Граждане выбирают в органы власти своих представителей, которых наделяют правом принимать решения. Чаще всего представители получают так называемый свободный мандат, т.е. право принимать решения по своему усмотрению, с учетом интересов не только избирателей собственного округа, но и всей страны в целом. Доминирование в современном мире представительной демократии обусловлено не только размерами современных государств, но и, прежде всего, сложностью подавляющего большинства принимаемых решений, требующих высококвалифицированного подхода. Однако там, где это возможно, в демократическом обществе широко практикуются и прямая и плебисцитная формы. Особенно это касается уровня местного самоуправления, а также решения вопросов ценностного характера (например: референдум в Италии в 1973 году по вопросу о праве на развод, дискуссии в ряде стран об абортах и т.п.).

Современную демократию обычно характеризуют как плюралистическую. В данном случае имеется в виду, что она базируется на многообразии (плюрализм – от лат. pluralis – множественный) общественных интересов (экономических, социальных, культурных, религиозных, этнических, групповых, региональных и т.п.) и форм их выражения (политических партий, общественных организаций, движений и т.д.). Вместе с тем плюралистичность современной демократии в концептуальном плане связана с пониманием народа-суверена как совокупности множества групп – социальных, профессиональных, этнических, демографических, территориальных, религиозных и т.п. Индивид как составная часть народа реализует свою политическую субъектность через участие в различных группах интересов. Политика воспринимается как сфера межгруппового взаимодействия конкуренции, борьбы, компромиссов, сотрудничества, а демократия – как форма правления, позволяющая многообразным общественным группам свободно выражать свои интересы и находить в конкурентной борьбе отражающие их баланс компромиссные решения. На государство при этом возлагается ответственность за нормальное функционирование всех секторов общественной системы и поддержание в обществе социальной справедливости. Оно же выступает в качестве арбитра, гарантирующего соблюдение законов, правил игры в соревновании групп и не допускающего монополизации власти.

Нормальное функционирование плюралистической демократии возможно лишь при наличии в обществе согласия относительно базовых ценностей, при признании и уважении всеми участниками политического процесса основ существующего государственного строя, демократических правил игры, прав и свобод человека и гражданина, законов страны.

Теория плюралистической демократии не во всем безупречна. Ее критики указывают на следующие ее слабые стороны:

— в ней преувеличена степень групповой идентификации граждан; их участия в группах интересов; в реальности такая модель демократии не вовлекает большинство населения в политический процесс;

— различные группы интересов обладают неодинаковыми ресурсами влияния, следовательно, не может быть гармонического равновесия интересов общественных групп;

— плюралистическая демократия консервативна, малоэффективна, особенно при необходимости политического реформирования, поскольку для принятия решений требует широкого согласия всех заинтересованных групп.

Тем не менее, считается, что именно плюралистическая теория наиболее адекватно описывает политический режим современных западных демократий.

Для России и других постсоциалистических стран актуальными являются проблемы перехода к демократии, а также оценки режимов, складывающихся на этом пути. Сложность перехода к демократии в этих странах обусловлена тем, что происходит глубокое преобразование всей общественной системы, включая экономическую, социальную, политическую и духовную сферы. Анализируя уже накопленный опыт, исследователи отчетливо выделяют два главных пути общественных и политических преобразований:

1. быструю политическую и экономическую либерализацию западного образца, так называемую шоковую терапию (восточноевропейские страны, СССР и большинство постсоветских государств);

Это интересно:  Споры по ценным бумагам

2. так называемая китайская модель, суть которой состоит в сохранении авторитаристских черт, сильной власти центра и ее активном использовании для поддержания политической стабильности и проведения радикальных экономических реформ.

В любом случае в постсоциалистических обществах главным инструментом социальных преобразований является государство, а также другие политические институты. С осознанием этого факта связаны усилия российского руководства по укреплению государства и повышению эффективности государственного управления.

3. Тоталитаризм как политический феномен.

Тоталитарные политические режимы возникли в ХХ веке, хотя тоталитарные идеи содержались в большинстве утопических моделей общественного устройства, выдвигаемых политическими мыслителями разных эпох, начиная с античности.

Теория тоталитаризма складывалась в основном на основе анализа политических режимов социалистических стран, фашистских режимов в Италии и Германии. Однако после того, как фашистский и нацистский режимы были ликвидированы, а в странах социализма произошла относительная либерализация, возникли проблемы с адекватностью описания с помощью этой теории особенностей различных политических режимов, тяготевших к тоталитаризму.

Как справедливо отмечает В.П.Пугачев, тоталитаризм плодотворнее трактовать как нормативное понятие, находящее большее или меньшее практическое воплощение в идеологии, политическом движении и реальной политической системе. В таком плане тоталитаризм характеризуется стремлением к всеобъемлющей организованности общества и полному контролю за личностью со стороны власти, к радикальному преобразованию всей общественной системы в соответствии с революционной по своему характеру социальной утопией, не оставляющей места для индивидуальной свободы и социальных противоречий.

Характерные черты тоталитаризма:

— идеологизация всей общественной жизни при монопольном господстве «единственно верной» идеологии (классовой, расовой, националистической), жестокое подавление всякого инакомыслия;

— господство предельно централизованного политического движения во главе с массовой партией тоталитарного типа. Эта партия срастается с государством («партия-государство») и сосредотачивает всю полноту власти в обществе. Партия-монополист становится ядром всей политической системы;

— запрет на всякую политическую оппозицию; господствующая партия контролирует создание и функционирование любых общественных объединений;

— тотальное манипулирование общественным сознанием с помощью всеохватной системы пропаганды и агитации, формальной коллективистско-демократической мобилизации и мобилизированного участия (в выборах, манифестациях и т.д.), в политическом сознании целенаправленно формируется представление о единстве власти и народа;

— монопольный государственный контроль над экономикой, средствами массовой информации, культурой, религией и т.д. вплоть до личной жизни граждан, бытовыми и даже брачно-семейными отношениями;

— доминирование в управлении методов насилия, принуждения, террора; наличие мощного аппарата социального контроля и принуждения (службы безопасности, армия, милиция и т.д.). Слепая вера и страх – главные ресурсы тоталитарного управления;

— предельная централизация государственной власти, сакрализация (обожествление) ее носителей, культ вождей.

Возникновение тоталитарных режимов было вызвано рядом предпосылок. Среди них наиболее общими считаются сложность перехода ряда стран к индустриальной стадии развития при слабости и неукорененности демократических институтов, атомизация общества в результате быстрого разрушения доиндустриальных социальных структур и институтов, неспособность правящих элит решать проблемы модернизации с помощью механизмов права и свободного рынка. Как отмечает И.Н.Рассоха, в каждом случае роль и место этих факторов, их сочетание различны. Но их успешное использование тоталитаристскими силами стало возможным только в чрезвычайных обстоятельствах, близких к национальной катастрофе. Таковыми стали первая мировая война, а затем жестокий мировой экономический кризис конца 20-х годов. Именно страны, наиболее сильно затронутые историческими катаклизмами, оказались в конце концов во власти тоталитаристских сил.

В зависимости от господствующей идеологии и особенностей политической практики тоталитарные режимы подразделяют на коммунизм, фашизм и национал-социализм.

Коммунизм (социализм) стал исторически первой и классической формой тоталитаризма. В нем черты тоталитаризма представлены в наиболее полном виде. Вместе с тем необходимо учитывать, что коммунизм вырос из вековой мечты человечества о всеобщем равенстве, социальной справедливости и разумно организованной общественной жизни. В коммунистической идеологии содержатся гуманные, имеющие общечеловеческий характер ценности. К тому же с середины 50-х годов произошла либерализация этого режима, и он почти не прибегал к массовым репрессиям.

Фашистский режим впервые был установлен в Италии в 1922 г. В нем тоталитарные черты были выражены не в полной мере. В государстве влиятельные позиции сохранили король, аристократия, офицерский корпус и церковь. Итальянский фашизм своей целью провозглашал не столько радикальное строительство нового общества, сколько возрождение итальянской нации и величия Римской империи, установление порядка, твердой государственной власти.

Национал-социализм как реальный политический и общественный строй утвердился в Германии в 1933 г. Это весьма консолидированный тоталитарный режим, многое заимствующий у советского коммунизма, в частности формы организации тоталитарной партии и государства. Главной целью он провозглашал мировое господство арийской расы, для достижения которого стремился к крайней милитаризации и безудержной военной экспансии, к геноциду в захваченных странах и территориях.

Таким образом, главные различия основных разновидностей тоталитаризма отчетливо выражены в их целях (соответственно: коммунизм, возрождение империи, мировое господство арийской расы) и социальных предпочтениях (рабочий класс, потомки римлян, германская нация).

Необходимо иметь в виду, что тоталитаризм – это не только определенная диктаторская политическая система. Тоталитаризм как тенденция к заорганизованности жизни общества, ограничению личной свободы и подчинения индивида государственному и иному социальному контролю в той или иной степени проявляется и в странах Запада, что делает борьбу за совершенствование демократии актуальной в любом обществе.

4. Авторитарный режим.

Авторитарный политический режим можно определить как неограниченную власть одного лица или группы лиц, не допускающую политическую оппозицию, но сохраняющую автономию личности и общества во внеполитических сферах.

Признаки авторитарного режима:

— автократизм или небольшое число носителей власти (монарх, диктатор, военная хунта, олигархическая группа);

— неподконтрольность власти народу, сужены или сведены на нет действия принципов выборности государственных органов и должностных лиц, подотчетность их населению;

— игнорируется принцип разделения властей, глава государства, исполнительная власть доминируют, роль представительных органов ограничена;

— монополизация власти и политики, недопущение реальной политической оппозиции и конкуренции (иногда отсутствие разнообразных политических институтов может быть следствием незрелости гражданского общества);

— отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство или ограниченное вмешательство во внеполитические сферы, прежде всего в экономику;

— в качество методов государственного управления доминируют командные, административные, в то же время отсутствует террор, практически не применяются массовые репрессии;

— отсутствует единая идеология;

— права и свободы личности главным образом провозглашаются, но реально не обеспечиваются (прежде всего, в политической сфере);

— личность лишена гарантий безопасности во взаимоотношениях с властью;

— силовые структуры обществу практически неподконтрольны и используются подчас в политических целях.

В последние десятилетия интерес к авторитаризму возрос в связи с тем, что аналитики разглядели в нем определенные реформаторские и модернизаторские возможности. Кроме того, выдвигались идеи о том, что переход от тоталитаризма к демократии легче осуществить через промежуточный авторитарный режим. В таком случае авторитаризм определяют как способ правления с ограниченным плюрализмом. Утверждают, что он вполне совместим с экономическим, социальным, культурным, религиозным, а частично и с идеологическим плюрализмом. Авторитарная власть обладает сравнительно высокой способностью обеспечивать политическую стабильность и общественный порядок, мобилизовывать общественные ресурсы на решение определенных задач.

Понятие и виды политических режимов

Понятие «политический режим» в литературе трактуют в рамках узкого и широкого подходов.

В узком смысле понятие «политический режим» рассматривается как государственный режим, под которым понимают совокупность методов и инструментов реализации государственной власти.

При широком подходе понятие «политический режим» раскрывает политическую атмосферу общества, которая формируется в результате взаимодействия государственной власти, разных политических сил и институтов общества.

В практическом плане понятие политический режим выступает самой важной характеристикой государства, поскольку для человека истинно важна реальная политическая атмосфера, уровень его экономического и правового положения.

Это интересно:  Разрешена ли вам остановка за знаком

Следует отметить, что один и тот же политический режим может быть реализован при различных формах и видах правления. Например, по форме правления Англия является конституционной монархией, Германия – парламентская республика, Франция – президентская республика, однако вид политического режима в этих государствах одинаковый – буржуазная демократия.

При этом следует отметить, что изменение вида политического режима нередко приводит к изменению формы государства и наоборот.

Для понимания природы этих взаимосвязей необходимо учитывать всю политическую ситуацию в государстве, а также огромное воздействие на политический режим всех институтов гражданского общества.

В зависимости от указанных факторов политический режим принято делить на два вида: демократический и недемократический (авторитарный и тоталитарный).

В истории и практике развития государственности существуют различные примеры видов демократических режимов, однако их суть неизменно проявляется в народовластии.

В целом современному виду демократического режима характерны следующие черты:

– принятие воли народа как единственного источника государственной власти;

– реализация государственной власти на базе принципа разделения властей;

– выборность и сменяемость представителей органов государственной власти;

– наличие политико-правовых механизмов, гарантирующих прямое или опосредованное участие граждан в управлении государством;

– широкий набор реальных прав и свобод у человека и общества;

– наличие реальных оппозиционных сил.

Важнейшей чертой демократического политического режима является систематическая и мирная смена руководителей государства и правящей партии.

Авторитарный режим представляет собой вид государственно-политического устройства общества, при котором политическая власть реализуется определенным политическим деятелем (партией, элитной группой и т.д.) при незначительном или минимальном участии населения.

К основным чертам авторитарного политического режима относят:

– на всех уровнях власти реальные рычаги управления концентрируются в руках одного или нескольких взаимосвязанных органов и должностных лиц;

– не соблюдается принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;

– реальные властные возможности представительных органов заметно ограничены;

– суд используется реальными руководителями государства как вспомогательный орган;

– принципы выборности должностных лиц и их подотчетности существенно ограничены;

– преобладают административные методы государственного управления;

– практикуется ограниченная цензура и частичный плюрализм;

– права и свободы человека не гарантируются во всей своей полноте и т.д.

В политический оборот термин «тоталитаризм» ввел Бенито Муссолини в 1925 году при характеристике собственного движения. В научной литературе его начали активно использовать в 30-е годы XX века.

Рассмотрим понятие «тоталитаризма», которое характеризуется набором определенных черт. Тоталитаризм – это политический режим, сутью которого является всеобъемлющий и постоянный контроль над населением, что предполагает систематическое применение насилия либо его угрозу.

Тоталитаризму как политическому режиму свойственны следующие черты:

– монизм (т.е. отсутствие плюрализма), который предполагает наличие одной (как правило, выраженной государством) единственной верной позиции на понимание определенных вопросов из различных сфер общественной и государственной жизни;

– вся власть концентрируется в руках аппарата одной партии;

– запрещается деятельность всяких иных видов политических партий и организаций;

– последовательная и жесткая централизация власти, во главе которой находится вождь;

– реализация единой для всего населения идеологии на государственном уровне;

– активное распространение уравнительного принципа во всех сферах жизнедеятельности общества;

– монопольное обладание истиной представителями тоталитарной системы;

– принесение в жертву частных и личных интересов во имя выполнения общегосударственных задач;

– нетерпимость к любому виду инакомыслия, догматизм;

– монополия государства на создание и распространение информации, полный контроль над СМИ.

Авторитарные и тоталитарные виды режимов различаются по ряду параметров. Во-первых, тоталитаризм характеризуется всеобщим контролем, а авторитаризм – частичным. Во-вторых, при авторитарном режиме применяется тактика выборочного террора с целью предотвращения появления действенной оппозиции, при тоталитарном режиме реализуется систематический террор по отношению к оппонентам власти.

Таким образом, вышеуказанные виды политического режима отражают основные подходы к организации жизнедеятельности государства и общества, которые реализовывались на практике.

Виды политических режимов и их характеристика

Вот и перечислены все составляющие, которые формируют единую форму государства. Однако они характеризуют государство лишь со стороны его структуры, забывая при этом о содержании власти. Именно поэтому политический режим если и не входит непосредственно в структуру формы государства, то находится очень близко от нее и на нем стоит остановиться подробнее.

Политический режим — содержание власти, выраженное в средствах и способах властвования, в характере власти — демократическом или недемократическом.

Поэтому категория политического режима не говорит о государстве — монархии или республике, а о самом существе власти, о средствах и способах властвования словом, о власти демократической и недемократической, авторитарной.

Понятие политический режим» включает не только государства, но и политическую систему в целом, а значит, и все общество. В соответствии с этим, различают демократическое общество, то есть общество, в котором существует демократический политический режим, и недемократическое общество, которому соответствует авторитарный политический режим.

Следовательно, существует два основных типа политических режимов: демократический и авторитарный. Разновидностью авторитарного политического режима в гипертрофированном виде является тоталитарный политический режим, которому соответствует тоталитарное государство и тоталитарная власть, которая ставит под свой императивный, тотальный контроль, не ограниченный законом, все сферы жизни отдельных граждан и общества в целом.

Такое же деление, соответствующее особенностям политического режима, можно провести и в отношении государства. С учетом этих критериев современные политические режимы подразделяются на виды: демократические и недемократические. Существуют также переходные режимы. Можно их схематически изобразить:

Основные виды политических режимов

от недемократического к демократическому и наоборот

Авторитарный: революционный стабилизационный модернизациоиный

Тоталитарный: расистский фашистский военно-диктаторский мусульманско-фундаменталистский

Демократический политический режим — порядок (состояние) политической жизни общества, при котором соблюдается демократическая конституция, реализуется принцип разделения властей». Государственная власть осуществляется на основе свободного и равного участия граждан и их объединений в управлении государством. Обеспечивается действие принципа выборности представительных органов власти населением, соблюдение юридически установленных сроков их полномочий. Созданы условия для легализованной деятельности оппозиционных партий. Гарантируется осуществление прав и свобод граждан и социальных меньшинств в соответствии с международными стандартами прав человека. Реальным является местное самоуправление. Доминируют убеждения, согласования, компромисс.

Переходный политический режим (характерен для постсоциалистических стран Восточной Европы, Египта, Шри-Ланки, Никарагуа, многих стран Азии, Африки, Латинской Америки, которые пережили крушение тоталитарных и авторитарных режимов) — промежуточный, временный, порядок (состояние) политической жизни общества, возникающий в результате победы радикальных, оппозиционных сил и имеющий либо демократическую, либо авторитарную направленность.

Нередко (в странах СНГ) ликвидация недемократических режимов и становление демократического общества осуществляется сверху государственной властью и сопровождается переходом к рыночной экономике, многопартийности, реальному обеспечению принципа «разделения властей». При использовании ряда демократических методов осуществления государственной власти (не получивших еще достаточного развития), сохраняются элементы авторитаризма. Налицо остатки командно-административной системы как следствие сохранения на своих местах прежних кадров, привыкших к старым методам управления. Демократические принципы и институты, хотя и закреплены в действующем законодательстве, на практике не всегда воплощаются.

Своей спецификой обладают переходные военные политические режимы, устанавливаемые в результате переворотов: вся власть в государстве принадлежит военным и назначаемым ими чиновникам.

Недемократический политический режим — порядок (состояние) политической жизни общества, при котором не реализуется (зачастую юридически не закреплен) принцип -разделения властей». Сужается или прекращается влияние граждан и их объединений на управление государством. Отсутствует либо становится формальной выборность. Запрещается деятельность оппозиционных партий и организаций. Применяются политические репрессии. Сужаются или нарушаются политические права граждан и социальных меньшинств. Реальная власть сосредотачивается в руках группы лиц либо одного лица, неподконтрольных народу. Не исключается упразднение представительного высшего органа (парламента) или превращение его в марионеточное учреждение, формирование правительства армией, захватившей власть и т. п. Недемократическими являются тоталитарный и авторитарный режимы. Крайняя форма недемократического режима — тоталитарный режим ‘Термин и понятие «тоталитаризм» появился в западной науке в 30-е голы XX ст. для характеристики фашистских и коммунистических режимов, а специальные исследования увидели свет в 50-е гг. XX ст. (X. Арендт, Р. Арон и др.). Х. Арендт в книге «Происхождение тоталитаризма» (1951 г.) усматривала отличие тоталитаризма от более ранних форм абсолютизма, тирании или диктатуры: I) тотальности контроля достигаемого с помощью современных технологий; 2) создании с помощью системы террора психологической ситуации полной защищенности и безысходности личности, ощущения собственной ничтожности. Р. Арон сводил содержание тоталитаризма к трем компонентам: 1) рекламирование тоталитарного режима в качестве спасителя общества; 2) превращение государства во всеохватывающий и всемогущий инструмент партии с неограниченной властью; 3) установление общепризнанной и обязательной идеологии, оправдывающей и легитимирующей тоталитарный режим.

Это интересно:  Номера амр за кем закреплены

Тоталитарный режим (англ. totalitarianism) — порядок (состояние) недемократической организации государственной власти, когда в руках харизматического лидера (Гитлер, Сталин, Мао Цзэдун, Ким Ир Сен, Салазар) сосредоточена неограниченная власть, установлена монополия государственной собственности, господствует единая идеология (идеократия), отсутствует гласность, преследуется оппозиция, человек реально лишен всех демократических прав и свобод. Тоталитарный режим возможен как в высокоразвитом, так и в слаборазвитом обществе и государстве (нацистская Германия, фашистская талия, СССР и страны социалистического лагеря, некоторые современные африканские и азиатские государства). В большинстве случаев тоталитарные и авторитарные режимы трудно разграничить (КНДР, Куба).

Авторитарный режим не столь резок в крайних проявлениях, как тоталитарный режим. 1) сохраняет автономию личности и общества в сферах, не относящихся к политике; 2) не пытается радикально перестроить общество на идеологической основе; 3) допускает экономический, социальный, культурный, а частично и идеологический плюрализм; 4) не нарушает рыночное саморегулирование экономикой, не стремится ввести плановое управление экономикой и установить всеобщий контроль над населением; 5) ограничивается жестким политическим контролем; может базироваться на праве, моральных началах.

Власть при авторитарном режиме занимается, в первую очередь, вопросами обеспечения собственной безопасности, общественного порядка, обороны и внешней политики, хотя она может влиять на стратегию экономического развития, осуществлять структурные преобразования, не разрушая при этом механизм рыночного саморегулирования, проводить достаточно активную социальную политику.

Авторитарный режим устанавливается в государствах, которые: 1) отвергают демократические принципы организации и осуществления государственной власти; 2) пытаются создать предпосылки для демократизации общества, но не успели отработать механизм демократической власти; 3) являются демократическими, однако вынуждены, учитывая обстоятельства, вводить модель чрезвычайного функционирования государственной власти.

Сравнительная характеристика видов государственного режима

Объем прав и свобод граждан

Способы формирования органов власти

Преобладающие методы государственного управления

35. Политический режим: понятие и виды, их характеристика.

Политический режим — это система методов, способов и средств осуществления политической власти. Всякие изменения, происходящие в сущности государства данного типа, пре­жде всего, отражаются на его режиме, а он влияет на форму правления и форму государственного устройства.

Согласно одной точке зрения понятия «политический ре­жим» и «государственный режим» можно расценивать как тож­дественные. Исходя из другой — понятие «политический ре­жим» — более широкое, ибо включает в себя методы и приемы осуществления политической власти со стороны не только го­сударства, но и политических партий и движений, обществен­ных объединений, организаций и т. п.

Политический режим — это динамическая, функциональ­ная характеристика политической системы. Категории «поли­тический режим» и «политическая система» тесно связаны ме­жду собой. Если первая показывает весь комплекс институтов, участвующих в политической жизни общества и в осуществле­нии политической власти, то вторая — как эта власть осущест­вляется, как действуют данные институты (демократично либо недемократично).

Понятие политического режима является ключевым для формирования представлений об основных системах власти. Исходя из него судят о подлинной картине принципов органи­зации политического устройства общества. Политический ре­жим характеризует определенный политический климат, су­ществующий в той или иной стране в конкретный период ее исторического развития.

Признаки политического режима:

степень участия народа в механизмах формирования по­литической власти, а также сами способы такого формирова­ния;

соотношение прав и свобод человека и гражданина с пра­вами государства;

гарантированность прав и свобод личности;

характеристика реальных механизмов осуществления вла­сти в обществе;

степень реализации политической власти непосредственно народом;

положение средств массовой информации, степень гласно­сти в обществе и прозрачности государственного аппарата;

место и роль негосударственных структур в политической системе общества;

соотношение между законодательной и исполнительной ветвями власти;

характер правового регулирования (стимулирующий, ог­раничивающий) в отношении граждан и должностных лиц;

тип политического поведения;

характер политического лидерства;

учет интересов меньшинства при принятии политических решений;

доминирование определенных методов (убеждения, прину­ждения и т. п.) при осуществлении политической власти;

степень верховенства закона во всех сферах общественной жизни;

принципы взаимоотношения общества и власти;

политическое и юридическое положение и роль в обществе «силовых» структур государства (армии, полиции, органов го­сударственной безопасности и т. д,>;

мера политического плюрализма, в том числе многопар­тийности;

существование реальных механизмов привлечения к поли­тической и юридической ответственности должностных лиц, включая самых высших,

Таковы элементы, в совокупности составляющие содержа­ние категории «политический режим».

Выделяют следующие разновидности политических режимов:

1. Демократический. Он присущ прежде всего странам с социально ориентированной экономикой, где существует сильный «средний класс». Государственная власть осуществляется с учетом конституционных положений о разделении властей, системы сдержек и противовесов и т.д. Методы принуждения строго ограничены законом, массовое или социальное насилие исключается. Государственная власть применяет различные методы прямых и обратных связей с населением.

Можно выделить две группы признаков, присущих данному виду политического режима.

Первая группа это формальные признаки: а) народ — основной источник власти; б) юридическое равенство всех граждан;

в) преобладание большинства над меньшинством при принятии решений; г) выборность основных государственных органов.

Вторая группа это реальные признаки: а) развитые институты представительной и непосредственной демократии; б) гарантирование гражданам политических прав и свобод; в) свобода информации и независимость СМИ; г) партийный и политический плюрализм; д) разделение властей; е) независимость профсоюзов; ж) местное самоуправление; з) сильная ограниченность политического и правоохранительного насилия; и) признание этнических и других социальных меньшинств.

Демократический государственный режим существует в США, Великобритании, Франции, Японии, Канаде, Австралии, ряде стран Европы.

2. Авторитарный. При таком режиме преобладают методы принуждения, но при этом сохраняются некоторые черты либерализма. Выборы в различные органы государственной власти являются формальными. Существует искаженный принцип разделения властей и как результат этого искажения явное доминирование исполнительной власти. Переизбрание главы государства (если это президент) не ограничено.

3. Тоталитарный. Режим целиком основан на методах физического, психического, идеологического принуждения. Существуют слитные партийно-государственные органы. Законом устанавливаются различные градации прав граждан. Местное самоуправление и разделение властей отсутствует.

4. Переходный. В некоторых странах существуют промежуточные, полудемократические режимы (Турция), в других — режимы переходные от тоталитаризма к авторитаризму (страны Африки), от тоталитаризма и авторитаризма к демократии (постсоциалистические государства Азии).

Статья написана по материалам сайтов: lecu.ru, studbooks.net, studfiles.net.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector