+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Военные опасности и военные угрозы рф

Несмотря на произошедшие в последние десятилетия коренные изменения военно-политической обстановки в мире, снизившие вероятность мировой войны, военные опасности сохраняются и, более того, имеют тенденцию к усилению. Этому способствует обострение противоречий между западной и восточной цивилизациями, что порождает исламскую экспансию в Западную Европу, национальный и религиозный терроризм и экстремизм, распространение оружия массового поражения и ракетных технологий. В такой ситуации военная сфера имеет особое значение среди многообразия сфер жизнедеятельности государства. Интересы Российской Федерации в данной сфере состоят, в соответствии со Стратегией национальной безопасности, в сохранении суверенитета, государственной и территориальной целостности, в предотвращении военной агрессии против России и её союзников, в обеспечении условий для мирного демократического развития.

2.1. Понятие военной доктрины и её правовая база

Положения Стратегии национальной безопасности применительно к военной сфере конкретизируются в Военной доктрине Российской Федерации.

Военная доктрина – совокупность официальных взглядов на подготовку к вооруженной защите и вооруженную защиту Российской Федерации.

Ныне действующая Военная доктрина утверждена Указом Президента Российской Федерации от 5 февраля 2010 года №146.

Правовую основу Военной доктрины составляют:

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Общепризнанные принципы и нормы международного права.
  3. Международные договоры Российской Федерации в области обороны, контроля над вооружениями и разоружения.
  4. Федеральные конституционные законы, федеральные законы, а также нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

2.2. Военная безопасность, опасности и угрозы в военной сфере

В целом, Военная доктрина определяет пути и средства обеспечения военной безопасности Российской Федерации.

Военная безопасность Российской Федерации – состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних военных угроз, связанных с применением военной силы или угрозой ее применения. Определяется отсутствием военной угрозы либо способностью ей противостоять.

Мировое развитие на современном этапе характеризуется ослаблением идеологической конфронтации, снижением уровня экономического, политического и военного влияния одних государств (групп государств) и союзов и ростом влияния других государств, претендующих на всеобъемлющее доминирование, многополярностью и глобализацией разнообразных процессов. В этих условиях угроза глобальной военной конфронтации заметно снизилась, что положительно сказалось на уровне военной безопасности Российской Федерации.

Вместе с тем на сегодняшний день остаются неурегулированными многие региональные конфликты. Сохраняются тенденции к их силовому разрешению, в том числе в регионах, граничащих с Российской Федерацией. Существующая архитектура (система) международной безопасности, включая ее международно-правовые механизмы, не обеспечивает равной безопасности всех государств.

При этом, несмотря на снижение вероятности развязывания против Российской Федерации крупномасштабной войны с применением обычных средств поражения и ядерного оружия, на ряде направлений военные опасности Российской Федерации усиливаются.

Военная опасность – состояние межгосударственных или внутригосударственных отношений, характеризуемое совокупностью факторов, способных при определенных условиях привести к возникновению военной угрозы.

Военная доктрина определяет основные внешние и внутренние военные опасности для Российской Федерации.

Основные внешние военные опасности:

  1. Действия НАТО за пределами зоны ответственности блока, приближение инфраструктуры стран – членов НАТО к границам Российской Федерации, в том числе путем расширения блока.
  2. Попытки дестабилизировать обстановку в отдельных государствах и регионах и подорвать стратегическую стабильность.
  3. Развертывание (наращивание) воинских контингентов иностранных государств (групп государств) на территориях сопредельных с Российской Федерацией и ее союзниками государств, а также в прилегающих акваториях.
  4. Создание и развертывание систем стратегической противоракетной обороны, подрывающих глобальную стабильность и нарушающих сложившееся соотношение сил в ракетно-ядерной сфере.
  5. Милитаризация космического пространства.
  6. Развертывание стратегических неядерных систем высокоточного оружия.
  7. Территориальные претензии к Российской Федерации и её союзникам, вмешательство в их внутренние дела.
  8. Распространение оружия массового поражения, ракет и ракетных технологий, увеличение количества государств, обладающих ядерным оружием.
  9. Нарушение отдельными государствами международных договоренностей, а также несоблюдение ранее заключенных международных договоров в области ограничения и сокращения вооружений.
  10. Применение военной силы на территориях сопредельных с Российской Федерацией государств в нарушение Устава ООН и других норм международного права.
  11. Наличие (возникновение) очагов и эскалация вооруженных конфликтов на территориях сопредельных с Российской Федерацией и её союзниками государств.
  12. Распространение международного терроризма.
  13. Возникновение очагов межнациональной (межконфессиональной) напряженности, деятельность международных вооруженных радикальных группировок в районах, прилегающих к государственной границе Российской Федерации и границам её союзников.
  14. Наличие территориальных противоречий, рост сепаратизма и насильственного (религиозного) экстремизма в отдельных регионах мира.

Основные внутренние военные опасности:

  1. Попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации.
  2. Подрыв суверенитета, нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации.
  3. Дезорганизация функционирования органов государственной власти, важных государственных, военных объектов и информационной инфраструктуры Российской Федерации.

В современном мире военные опасности существуют постоянно. Однако при определённых обстоятельствах военные опасности могут привести к формированию военных угроз.

Военная угроза — состояние межгосударственных или внутригосударственных отношений, характеризуемое реальной возможностью возникновения военного конфликта между противостоящими сторонами, высокой степенью готовности какого-либо государства (группы государств), сепаратистских (террористических) организаций к применению военной силы (вооруженному насилию).

Основные военные угрозы для Российской Федерации:

  1. Резкое обострение военно-политической обстановки (межгосударственных отношений) и создание условий для применения военной силы.
  2. Воспрепятствование работе систем государственного и военного управления Российской Федерации, нарушение функционирования её стратегических ядерных сил, систем предупреждения о ракетном нападении, контроля космического пространства, объектов хранения ядерных боеприпасов, атомной энергетики, атомной, химической промышленности и других потенциально опасных объектов.
  3. Создание и подготовка незаконных вооруженных формирований, их деятельность на территории Российской Федерации или на территориях её союзников.
  4. Демонстрация военной силы в ходе проведения учений на территориях сопредельных с Российской Федерацией или её союзниками государств с провокационными целями.
  5. Активизация деятельности вооруженных сил отдельных государств (групп государств) с проведением частичной или полной мобилизации, переводом органов государственного и военного управления этих государств на работу в условиях военного времени.

Реализация военных угроз приведёт к возникновению военного конфликта, в который будет втянута Российская Федерация.

2.3. Сущность и классификация военных конфликтов

Военный конфликт — социально-политическое явление, представляющее собой разрешение социально-политических, экономических, идеологических, национальных, религиозных, территориальных и иных противоречий между государствами (коалициями государств) или политическими силами внутри одного государства в форме вооружённого противоборства и с использованием средств вооружённого насилия.

По формулировке К.Клаузевица, «война есть продолжение политики иными, насильственными средствами». Главным и решающим средством достижения целей военного конфликта служит организованная вооружённая борьба; кроме того, применяются экономические, дипломатические, идеологические, информационные и другие средства борьбы. Главным инструментом военного конфликта являются вооружённые силы и другие вооружённые формирования государства.

Военные конфликты различаются по целям, способам и средствам достижения этих целей, масштабам и срокам военных действий, формам и способам вооруженной борьбы, а также по применяемым вооружениям и военной технике.

Классификация военных конфликтов

В зависимости от наличия факта объявления войны все военные конфликты подразделяются на вооружённые конфликты и войны.

Вооруженный конфликт – вид военного конфликта, вооруженное столкновение в условиях отсутствия факта официального объявления войны одной стороной конфликта другой стороне конфликта.

В зависимости от участников вооружённый конфликт может быть:

  • межгосударственным – вооружённый конфликт между государствами (коалициями государств) при отсутствии факта официального объявления войны;
  • внутренним – вооруженное столкновение между противостоящими сторонами в пределах одного государства. К внутреннему вооружённому конфликту относится и гражданская война;
  • надгосударственным – вооружённый конфликт между мировым сообществом и государством (коалицией государств). При этом в роли представителя интересов мирового сообщества выступает какая-либо международная организация (чаще всего Организация объединённых наций – ООН). Данная международная организация принимает решение о силовых (военных) действиях против государства (коалиции), деятельность которого угрожает всему мировому сообществу. На основании принятого решения стране-исполнителю (блоку стран-исполнителей) выдаётся мандат на проведение военных акций. Примером надгосударственного военного конфликта может служить военная операция Многонациональных сил против Ирака «Буря в пустыне» в 1991 году.

Война – вид военного конфликта, вооруженное столкновение между государствами (коалициями государств) при наличии факта формального объявления войны.

В зависимости от масштаба и целей сторон войны подразделяются на локальные, региональные и крупномасштабные (мировые).

Локальная война – война между двумя и более государствами, преследующая ограниченные военно-политические цели, в которой военные действия ведутся в границах противоборствующих государств и которая затрагивает преимущественно интересы только этих государств (территориальные, экономические, политические и другие).

Региональная война – война с участием двух и более государств одного региона, ведущаяся национальными или коалиционными вооруженными силами с применением как обычных, так и ядерных средств поражения, на территории региона с прилегающими к нему акваториями и в воздушном (космическом) пространстве над ним, в ходе которой стороны будут преследовать важные военно-политические цели.

Крупномасштабная война – война между коалициями государств или крупнейшими государствами мирового сообщества, в которой стороны будут преследовать радикальные военно-политические цели. Крупномасштабная война может стать результатом эскалации вооруженного конфликта, локальной или региональной войны с вовлечением значительного количества государств разных регионов мира. Она потребует мобилизации всех имеющихся материальных ресурсов и духовных сил государств-участников.

Это интересно:  Прописка ребенка после рождения сроки

Характерные черты современных военных конфликтов:

  1. Комплексное применение военной силы и сил и средств невоенного характера.
  2. Массированное применение систем вооружения и военной техники, основанных на новых физических принципах и сопоставимых по эффективности с ядерным оружием.
  3. Расширение масштабов применения войск (сил) и средств, действующих в воздушно-космическом пространстве.
  4. Усиление роли информационного противоборства.
  5. Сокращение временных параметров подготовки к ведению военных действий.
  6. Повышение оперативности управления в результате перехода от строго вертикальной системы управления к глобальным сетевым автоматизированным системам управления войсками (силами) и оружием.
  7. Создание на территориях противоборствующих сторон постоянно действующей зоны военных действий.

Особенности современных военных конфликтов:

  1. Непредсказуемость их возникновения.
  2. Наличие широкого спектра военно-политических, экономических, стратегических и иных целей.
  3. Возрастание роли современных высокоэффективных систем оружия, а также перераспределение роли различных сфер вооруженной борьбы.
  4. Заблаговременное проведение мероприятий информационного противоборства для достижения политических целей без применения военной силы, а в последующем – в интересах формирования благоприятной реакции мирового сообщества на применение военной силы.

Военные конфликты будут отличаться скоротечностью, избирательностью и высокой степенью поражения объектов, быстротой маневра войсками (силами) и огнем, применением различных мобильных группировок войск (сил). Овладение стратегической инициативой, сохранение устойчивого государственного и военного управления, обеспечение превосходства на земле, море и в воздушно-космическом пространстве станут решающими факторами достижения поставленных целей.

Для военных действий будет характерно возрастающее значение высокоточного, электромагнитного, лазерного, инфразвукового оружия, информационно-управляющих систем, беспилотных летательных и автономных морских аппаратов, управляемых роботизированных образцов вооружений и военной техники.

Ядерное оружие будет оставаться важным фактором предотвращения возникновения ядерных военных конфликтов и военных конфликтов с применением обычных средств поражения (крупномасштабной войны, региональной войны).

2.4. Основы военной политики Российской Федерации

Обеспечение военной безопасности Российской Федерации осуществляется посредством проведения грамотной военной политики государства.

Военная политика — деятельность государства по организации и осуществлению обороны и обеспечению безопасности Российской Федерации, а также интересов её союзников.

Основные задачи военной политики Российской Федерации определяются Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством, Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года и Военной доктриной.

Военная политика Российской Федерации направлена на:

  • недопущение гонки вооружений;
  • сдерживание и предотвращение военных конфликтов;
  • совершенствование военной организации, форм и способов применения Вооруженных Сил и других войск, а также средств поражения в целях обороны и обеспечения безопасности Российской Федерации, а также интересов ее союзников.

Основным инструментом обеспечения военной безопасности Российской Федерации является военная организация государства, основу которой составляют Вооружённые Силы Российской Федерации.

Российская Федерация считает правомерным применение Вооруженных Сил и других войск для:

  • отражения агрессии против неё и (или) её союзников;
  • поддержания (восстановления) мира по решению Совета Безопасности ООН, других структур коллективной безопасности;
  • обеспечения защиты своих граждан, находящихся за пределами Российской Федерации, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Применение Вооруженных Сил и других войск в мирное время осуществляется по решению Президента Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законодательством.

Российская Федерация рассматривает вооруженное нападение на государство – участника Союзного государства или любые действия с применением военной силы против него как акт агрессии против Союзного государства и осуществит ответные меры.

Российская Федерация рассматривает вооруженное нападение на государство – члена ОДКБ как агрессию против всех государств – членов ОДКБ и осуществит в этом случае меры в соответствии с Договором о коллективной безопасности.

В рамках выполнения мероприятий стратегического сдерживания силового характера Российской Федерацией предусматривается применение высокоточного оружия.

Российская Федерация оставляет за собой право применить ядерное оружие в ответ на применение против нее и (или) ее союзников ядерного и других видов оружия массового поражения, а также в случае агрессии против Российской Федерации с применением обычного оружия, когда под угрозу поставлено само существование государства.

Решение о применении ядерного оружия принимается Президентом Российской Федерации.

Российская Федерация, подтверждая свою принципиальную приверженность целям сдерживания агрессии, предотвращения войн и вооружённых конфликтов, поддержания международной безопасности и всеобщего мира, гарантирует последовательное и твёрдое выполнение положений Военной доктрины.

Выводы по второму учебному вопросу

1. Содержание Стратегии национальной безопасности применительно к военной сфере конкретизируются в специальном документе – Военной доктрине Российской Федерации, которая, по сути, представляет собой совокупность официальных взглядов на подготовку к вооруженной защите и вооруженную защиту Российской Федерации. Военная доктрина утверждена Указом Президента Российской Федерации от 5 февраля 2010 года №146.

2. В Военной доктрине определены основные внешние и внутренние военные опасности, а также военные угрозы Российской Федерации. Наличие таких угроз и опасностей негативно сказывается на военной безопасности как одной из составляющих национальной безопасности государства.

3. Реализация военных угроз может привести к возникновению военных конфликтов, в которые будет втянута Российская Федерация. В зависимости от наличия факта объявления одним государством другому государству войны военные конфликты подразделяются на войны (война официально объявлена) и вооружённые конфликты (война официально не объявлена, но военные действия ведутся). В зависимости от масштаба и военно-политических целей, войны могут быть локальными, региональными и крупномасштабными. В свою очередь вооружённые конфликты делятся на межгосударственные и внутригосударственные.

4. Военная политика является основным средством обеспечения военной безопасности государства. Главным инструментом военной политики Российской Федерации является военная организация страны. Основу военной организации составляют Вооружённые Силы Российской Федерации.

5. Российская Федерация декларирует своё право на применение – в определённых обстоятельствах – ядерного оружия, в том числе первой.

Военные угрозы национальной безопасности России. НАТО – главная угроза миру и Российской Федерации

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Время:1 час.

Место проведения: класс.

Цель занятия: разъяснить учащимся сущность реальных военных угроз национальной безопасности России, адекватность предпринимаемых Россией мер по обеспечению своей безопасности.

Метод: рассказ – беседа.

Литература и материальное обеспечение: А. Анучкин-Тимофеев «Ястребы считаются партнерами ворон», «Советская Россия» от18.12.2012г.; «Большая Советская Энциклопедия»; Д. Глинский – Васильев «Политические ограничители расширения НАТО и возможности России», «МЭ и МО» №7, 2000г.; Л. Ивашов «Россия – НАТО», «Международная жизнь» №9, 1999г.; информационный сайт WWW.geopolitica.ru; план занятия; мультимедийное оборудование для демонстрации презентации.

Учебные вопросы:

  1. Военные угрозы России. НАТО – главный источник военных угроз.
  2. Политика России по противодействию военным угрозам, сохранению мира и стабильности.

Ход занятия.

1. Вступительная часть: 5 мин.

  • проверяю наличие учащихся, их готовность к занятиям.
  • довожу до учащихся тему занятия, ее цель, учебные вопросы.

2. Основная часть: 35 мин.

Довожу до учащихся и разъясняю основное содержание темы занятия.

В системе общей безопасности России военные угрозы занимают важное место. К их числу можно отнести:

  1. Развертывание группировок вооруженных сил с целью нападения на Россию и ее союзников.
  2. Территориальные претензии к РФ, угроза политического или силового отторжения от нее отдельных территорий.
  1. Распространение ядерного оружия и военных ядерных технологий в мире.
  2. Вмешательство во внутренние дела РФ и проведение военных учений с провокационными целями
  1. Наличие вблизи границ РФ и ее союзников очагов вооруженных конфликтов, угрожающих их безопасности.
  1. Наращивание группировок войск, ведущее к нарушению сложившегося баланса сил вблизи границ РФ или ее союзников.
  1. Расширение военных блоков и союзов в ущерб военной безопасности РФ и ее союзников.
  1. Деятельность международных радикальных группировок, усиление позиций исламского экстремизма вблизи российских границ.
  2. Ввод иностранных войск (без согласия РФ и санкции СБ ООН) на территории сопредельных и дружественных РФ государств.
  3. Вооруженные провокации на государственной границе и объектах РФ, расположенных на территории зарубежных государств.
  4. Действия, препятствующие работе российских систем государственного и военного управления.

В числе внешних угроз РФ главной, пожалуй, является угроза расширения военных блоков и союзов в ущерб военной безопасности России. Судя по реальным действиям на международной арене, блок НАТО на сегодня представляет для России главную угрозу. Ушли в историю времена, когда мир на земле сохранялся благодаря паритету двух основных военных группировок — НАТО и Варшавского Договора. Давно уже нет Варшавского Договора, но блок НАТО не только не исчез – он увеличился с 15 до 27 государств и, судя по всему, это не предел. История военных злодеяний США и НАТО обширна. Вот далеко не полный перечень преступлений военного альянса:

  1. 1946-1949гг.- вооруженное вмешательство в гражданскую войну в Китае;
  2. 1950год- оккупация китайского острова Тайвань;
  3. 1950-1953гг. – вооруженная агрессия в КНДР;
  4. 1953год — свержение правительства Мосаддыка в Иране, интервенция в Никарагуа;
  5. 1954год — вооруженная интервенция в Гватемале;
  6. 1958год – провокация против КНР и вооруженная интервенция в Ливане;
  7. 1960 — варварские бомбардировки Кубы;
  8. 1964 – 1973гг. – вооруженная агрессия против Лаоса;
  9. 1965год – оккупация Доминиканской республики;
  10. 1965 – 1973гг. – война США во Вьетнаме с применением напалма и ядовитых газов;
  11. 1970год – вооруженная агрессия против Камбоджи;
  12. 1983год – вооруженная интервенция в Гренаде;
  13. 1989год – вооруженное вторжение в Панаму;
  14. 1991год – вооруженное вторжение в Ирак;
  15. 1993год — вооруженное вторжение в Сомали;
  16. 1999год – вооруженная агрессия в Югославии;
  17. 2001год – вторжение в Афганистан;
  18. 2002год – повторное вторжение и оккупация Ирака;
Это интересно:  Перечень вопросов для проверки консультативных пунктов

Так какие же цели он преследует сегодня? Как утверждает генсек Андерс Расмуссен, Альянс НАТО является ключевым партнером в реализации усилий мирового сообщества по обеспечению стабильности и безопасности. Но кто уполномочил его на это? Почему НАТО, прикрываясь борьбой с терроризмом, творит произвол, выдавая его за гуманитарную акцию? Почему альянс, даже вопреки решениям СБ ООН, продолжает выполнять свою роль лжемиротворца?

НАТО выступает под эгидой США. Сегодня они прочно обосновались в Афганистане и никуда не собираются уходить. Не за тем приходили. Борьба с пресловутым международным терроризмом для них легенда прикрытия. Сегодня там создан мощный военный плацдарм, способный противостоять Китаю, Ирану, России.

Живой интерес НАТО во главе со США проявляет к Украине, которая отвечает взаимностью в вопросе членства Украины в НАТО и это вопрос времени. А пока натовские корабли являются постоянным участником маневров в Черном море. В этом регионе уже прочно обосновались три члена НАТО.

Зоной стратегических интересов США объявлено Каспийское море. При таком развитии событий в скором времени можно будет наблюдать и здесь военное присутствие агрессивного блока.

Наращивается и без того крупная военная группировка в Азиатско-тихоокеанском регионе, что уже вызвало напряженность на Корейском полуострове, Тайване.

Взят прицел НАТО на Арктику, где обнаружены огромные запасы полезных ископаемых, в том числе нефти и газа. В этой связи в Норвежском и Баренцевом морях были проведены военные маневры «Помор 2012», «Северный орел 2012», где отрабатывались методы борьбы с террористами. Какие там террористы? Прискорбно, что в этом приняла участие и Россия.

На Аляске развернут первый район американской глобальной системы ПРО. Для другого подобного района планируется о.Гренландия.

К числу уже сделанных «добрых дел» под прикрытием борьбы с терроризмом следует отнести растерзание Ирака и Ливийской Джамахирии. На очереди Сирия, Иран. А там и до России рукой подать.

Таким образом, НАТО под эгидой США практически окружили территорию РФ своими базами и военными объектами. Нельзя исключать применение силы и к России в случае, к примеру, «обнаружения в нашей стране терроризма, с которым самостоятельно мы справиться не можем». Что их может остановить? Разве что имеющееся у РФ ядерное оружие.

Несмотря на то, что, как считают некоторые, «реальные внешние угрозы безопасности России минимальны», угрозы эти существуют и «минимальны» они до поры до времени. Ситуация может измениться в любой момент. Во время недавней встречи с военнослужащими российской военной базы в Таджикистане президент РФ Путин, отвечая на вопросы, заявил, что ему непонятно, ради чего НАТО, сколотившийся во время холодной войны, существует сегодня. Президент так же заявил о готовности РФ выстраивать с НАТО партнерские отношения, т. к. у обоих есть общие проблемы: терроризм, экстремизм, наркотрафик, организованная международная преступность, пиратство. В тоже время он отметил, что, не смотря на прошлые заверения натовцев, военная инфраструктура альянса приближается к нашим границам и это создает для страны реальные угрозы, на которые Россия вынуждена реагировать. То есть российское руководство понимает, что слова и дела НАТО расходятся. Под разговоры об общих целях и задачах альянс продолжает наращивать свое военное присутствие в различных странах мира, навязывать мировому сообществу свой порядок.

А что же Россия? Как мы реагируем на все возрастающие внешние угрозы? К сожалению, не всегда делаются надлежащие выводы из разворачивающихся вокруг страны опасных и настораживающих событий и явлений. Зачастую мы запаздываем с принятием необходимых мер, стараемся «быть всегда сбоку схватки», наблюдается непонятная зацикленность на «международном терроризме». Это ведет к внешнеполитическим ошибкам. Так Россия фактически ничего не предприняла, чтобы не допустить натовских варварских бомбардировок Югославии, самой близкой к нам страны в Европе. Беззубой была реакция на агрессию НАТО в Ираке, с которым у нас сложились хорошие, дружественные отношения. Россия поддержала миссию НАТО в Афганистане под названием «Несокрушимая свобода». Сегодня пожинаем плоды — количество наркотических средств, идущих из Афганистана в Россию, возросло в десятки раз. Российское руководство позволило расправиться с Ливией, а ведь достаточно было наложить вето на провокационно антиливийскую резолюцию ООН, и страна была бы спасена.

Все же уроки из происходящих событий мы, все — таки, извлекаем. В отношении Сирии, например, Россия повела себя иначе. Вместе с Китаем она наложила вето на очередную антисирийскую резолюцию натовцев против Сирии, и это спасло страну. Надолго ли?

В последнее время сделаны определенные шаги в надлежащем финансировании Вооруженных сил России. В войска начала поступать современная техника и вооружение и хоть ее катастрофически мало, но все же «лед тронулся». Личный состав начал получать достойное денежное содержание, строится жилье для военнослужащих и военных пенсионеров. Все это вселяет уверенность в том, что наши Вооруженные силы в ближайшем будущем способны будут противостоять внешним угрозам и выполнять свои задачи по предназначению. Не надо забывать о том, что заявил бывший президент США Б. Клинтон на секретном совещании начальников штабов в 1995году: «В ближайшее десятилетие предстоит решение таких проблем, как: расчленение России на мелкие государства путем межнациональных войн; окончательный развал военно-промышленного комплекса России и армии; установление нужных нам режимов в оторвавшихся от России республиках». Чтобы не говорили нынешние правители США, от этих устремлений они не отказались, подтверждают это реальными делами.

Поэтому и нам необходимо исходить из реальных фактов и сущностей, не предаваться мечтам о партнерстве с НАТО, о превращении ее в миротворческую организацию, не обманываться и помнить в каком жестоком мире мы живем сегодня.

Военные опасности и военные угрозы Российской Федерации

Основные внешние военные опасности:

а) стремление наделить силовой потенциал Организации Североатлантического договора (НАТО) глобальными функциями, реализуемыми в нарушение норм международного права, приблизить военную инфраструктуру стран — членов НАТО к границам Российской Федерации, в том числе путем расширения блока;

б) попытки дестабилизировать обстановку в отдельных государствах и регионах и подорвать стратегическую стабильность;

в) развертывание (наращивание) воинских контингентов иностранных государств (групп государств) на территориях сопредельных с Российской Федерацией и ее союзниками государств, а также в прилегающих акваториях;

г) создание и развертывание систем стратегической противоракетной обороны, подрывающих глобальную стабильность и нарушающих сложившееся соотношение сил в ракетно-ядерной сфере, а также милитаризация космического пространства, развертывание стратегических неядерных систем высокоточного оружия;

д) территориальные претензии к Российской Федерации и ее союзникам, вмешательство в их внутренние дела;

е) распространение оружия массового поражения, ракет и ракетных технологий, увеличение количества государств, обладающих ядерным оружием;

ж) нарушение отдельными государствами международных договоренностей, а также несоблюдение ранее заключенных международных договоров в области ограничения и сокращения вооружений;

з) применение военной силы на территориях сопредельных с Российской Федерацией государств в нарушение Устава ООН и других норм международного права;

и) наличие (возникновение) очагов и эскалация вооруженных конфликтов на территориях сопредельных с Российской Федерацией и ее союзниками государств;

к) распространение международного терроризма;

л) возникновение очагов межнациональной (межконфессиональной) напряженности, деятельность международных вооруженных радикальных группировок в районах, прилегающих к государственной границе Российской Федерации и границам ее союзников, а также наличие территориальных противоречий, рост сепаратизма и насильственного (религиозного) экстремизма в отдельных регионах мира.

Основные внутренние военные опасности:

а) попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации;

б) подрыв суверенитета, нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации;

в) дезорганизация функционирования органов государственной власти, важных государственных, военных объектов и информационной инфраструктуры Российской Федерации.

Основные военные угрозы:

а) резкое обострение военно-политической обстановки (межгосударственных отношений) и создание условий для применения военной силы;

б) воспрепятствование работе систем государственного и военного управления Российской Федерации, нарушение функционирования ее стратегических ядерных сил, систем предупреждения о ракетном нападении, контроля космического пространства, объектов хранения ядерных боеприпасов, атомной энергетики, атомной, химической промышленности и других потенциально опасных объектов;

в) создание и подготовка незаконных вооруженных формирований, их деятельность на территории Российской Федерации или на территориях ее союзников;

г) демонстрация военной силы в ходе проведения учений на территориях сопредельных с Российской Федерацией или ее союзниками государств с провокационными целями;

д) активизация деятельности вооруженных сил отдельных государств (групп государств) с проведением частичной или полной мобилизации, переводом органов государственного и военного управления этих государств на работу в условиях военного времени.

Источником потенциальной региональной военной опасности России и других стран СНГ являются государства, граничащие с территорией бывшего СССР на юге, которые способны в отдельности создать достаточно мощные группировки войск против северных соседей. В то же время региональные военные опасности различного характера сглажены до определенной степени двусторонними соглашениями (экономическими, пограничными, военными, культурными и т.д.) и практически не переросли в военную угрозу для России, хотя и обладают большим взрывным потенциалом.

Локальная военная опасность в настоящее время имеет более подвижный характер, более выраженные и конкретные симптомы противоречий и менее короткий процесс по времени перехода к непосредственной угрозе или к вооружённому конфликту. Локальная военная опасность России практически существует по всему периметру границ России с государствами дальнего зарубежья. Питательной средой для неё служат существующие чисто военные и территориальные противоречия, которые при определенных условиях могут перерасти в вооруженные конфликты.

Это интересно:  Служебное задание на командировку обязательно или нет

В настоящее время все большую роль играют тенденции нарастания военной опасности внутри СНГ и России, которые могут перерасти в вооруженные конфликты различного масштаба и интенсивности, вызванные следующими причинами: первая — несовпадение этнических и административных границ ряда государств СНГ и России. Эта же проблема имеет место внутри Российской Федерации между её субъектами. Стремление некоторых республик к пересмотру и уточнению границ может приводить к вооружённому конфликту; вторая — политические и экономические противоречия как внутри России, так и с государствами СНГ, могут спровоцировать вооружённые конфликты, вызывающие нестабильность и создающие угрозу государственности России; третья — стремление властных националистических структур некоторых автономий к полному суверенитету и созданию своих национальных формирований.

Исходя из военных угроз, опасностей и мер по обеспечению безопасности России, расстановки военных и политических сил в мире и сопредельных с Россией государствах, а также возможных геополитических целей агрессора, военные конфликты начала XXI века будут характеризоваться, как: -приграничные войны, где агрессором будут преследоваться цели: прорыв государственной границы для пропуска контрабандистов, террористов или потоков беженцев; реализация территориальных претензий к России; -локальные войны, которые могут быть развязаны с целями: реализации территориальных претензий к РФ; поддержки вооружённых сепаратистских движений на территории России с задачей отторжения от неё отдельных регионов, а также вытеснений российских миротворческих контингентов и российских военных баз в других государствах;

региональные войны — это войны более крупного масштаба, которые будут проводиться с целями: разгрома основных военных сил РФ на театре военных действий (ТВД), захвата значительной части территории, ослабления военно-политического руководства государства и содействия территориальному распаду РФ, ослабления международных позиций России;

-крупномасштабная (мировая) война, где агрессор — государство, коалиция государств или их блок, будет преследовать цели военного и экономического разгрома РФ и её союзников, расчленения и ликвидации России как государства — субъекта международных отношений. Все это выдвигает новые требования к структуре военной организации государства, в том числе и к системе медицинского обеспечения населения в военное время. Становится очевидной необходимость поддержания структур медицинской службы гражданской обороны в высокой боевой и мобилизационной готовности. Даже в приграничном вооруженном конфликте, локальной войне не обойтись без проведения мероприятий ГО с частичной мобилизацией, особенно в регионах, где такая агрессия совершена, да и в других регионах с целью восполнения потерь личного состава, техники, материальных средств и т.д.

Основные угрозы военной безопасности РФ

Читайте также:

  1. I Основные категории педагогики
  2. I. Цели и задачи БЖД. Основные понятия.
  3. II. 2. Основные принципы проектирования
  4. II. Основные задачи службы
  5. II. ПРОБЛЕМЫ И ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА
  6. III. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БЕЗОТХОДНОЙ И МАЛООТХОДНОЙ ТЕХНОЛОГИИ.
  7. III. Основные проблемы и их решение
  8. Sf 32. Общественные отношения, их основные типы. Общение и
  9. T Основные характеристики ЭВМ
  10. V 5. Основные неинфекционные заболевания. Факторы риска заболеваний. Общие принципы и социальные факторы профилактики, диагностики и лечения болезней
  11. V.1 Социальная медицина: основные понятия и категории общественного здоровья
  12. V1: Основные понятия компьютерных систем и технологий

Исходным моментом в оценке уровня угроз в военнойсфере для РФ является то, что значение военной силы в системе международных отношений за последнее время не уменьшилось. Более того, военно-политическая обстановка не исключает возможность возникновения вблизи границ России крупных вооруженных конфликтов, затрагивающих интересы безопасности РФ, или возникновения прямой военной угрозы безопасности РФ Глобальная военная опасность для России исходит и будет исходить от стран, обладающих стратегическим ядерным оружием (США, Китай, Франция, Великобритания, Пакистан). В свою очередь и Россия, обладающая стратегическим ядерным оружием, является источником глобальной военной опасности по отношению к другим государствам мира. Источниками потенциальной региональной военной опасности России и других стран СНГ являются государства, граничащие с территорией бывшего СССР на юге, которые способны в отдельности создать достаточно мощные группировки войск против северных соседей. Кроме того, источником региональной военной опасности служат усиливающиеся территориальные и конфессиональные противоречия на северо-западе и востоке России. В настоящее время все большую роль играют тенденции нарастания военной опасности внутри СНГ и России, которые могут перерасти в вооруженные конфликты различного масштаба и интенсивности, вызванные следующими причинами.

Первая — несовпадение этнических и административных границ ряда государств СНГ и России. Эта же проблема имеет место внутри Российской Федерации между ее субъектами. Стремление некоторых республик к пересмотру и уточнению границ может приводить к вооруженному конфликту.

Вторая — политические и экономические противоречия как внутри России, так и с государствами СНГ, могут спровоцировать вооруженные конфликты, вызывающие нестабильность и создающие угрозу государственности России.

Третья — стремление властных националистических структур некоторых автономий к полному суверенитету и созданию своих национальных формирований.

Вопрос №13Внешние и внутренние угрозы военной безопасности РФ

В современной международной обстановке существует три типа угроз:

— внешние;- внутренние;- трансграничные.

Основные внешние угрозы:

— территориальные претензии к Российской Федерации;

— вмешательство во внутренние дела Российской Федерации;

— попытки игнорировать (ущемлять) интересы Российской Федерации в решении проблем международной безопасности, противодействовать ее укреплению как одного из влиятельных центров многополярного мира;

— наличие очагов вооруженных конфликтов, прежде всего вблизи государственной границы Российской Федерации и границ ее союзников;

— создание (наращивание) группировок войск (сил), ведущее к нарушению сложившегося баланса сил, вблизи государственной границы Российской Федерации и границ ее союзников, а также на прилегающих к их территориям морях;

— расширение военных блоков и союзов в ущерб военной безопасности Российской Федерации;

— ввод иностранных войск в нарушение Устава ООН на территории сопредельных с Российской Федерацией и дружественных ей государств;

— создание, оснащение и подготовка на территориях других государств вооруженных формирований и групп в целях их переброски для действий на территориях Российской Федерации и ее союзников;

— нападения (вооруженные провокации) на военные объекты Российской Федерации, расположенные на территориях иностранных государств, а также на объекты и сооружения на государственной границе Российской Федерации, границах ее союзников и в Мировом океане;

— действия, направленные на подрыв глобальной и региональной стабильности,

— враждебные, наносящие ущерб военной безопасности Российской Федерации и ее союзников информационные действия;

— дискриминация, подавление прав, свобод и законных интересов граждан Российской Федерации в иностранных государствах;

Основные внутренние угрозы:

— попытка насильственного свержения конституционного строя;

— противоправная деятельность экстремистских националистических, религиозных, сепаратистских и террористических движений, организаций и структур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической обстановки в стране;

— планирование, подготовка и осуществление действий, направленных на дезорганизацию функционирования федеральных органов

— создание, оснащение, подготовка и функционирование незаконных вооруженных формирований;

— незаконное распространение (оборот) на территории Российской Федерации оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и других средств, которые могут быть использованы для осуществления диверсий, террористических актов, иных противоправных действий;

— организованная преступность, терроризм, контрабандная и иная противозаконная деятельность в масштабах, угрожающих военной безопасности Российской Федерации.

Вопрос №14 Военно-экономическое обеспечение военной безопасности

Главная цель военно-экономического обеспечения – удовлетворение потребностей военной организации государства в финансовых средствах и материальных ресурсах. Компоненты военно-экономического обеспечения РФ:

— своевременное и в полном объеме (в пределах имеющихся финансовых ресурсов государства) финансовое обеспечение планов строительства и развития, боевой и мобилизационной подготовки Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск, потребностей всех компонентов военной организации государства;

— экономическое и финансовое обеспечение совершенствования стратегических и обычных вооружений, военной и специальной техники; — создание экономических и финансовых условий для разработки и производства унифицированных высокоэффективных систем управления войсками и оружием, систем связи, разведки, стратегического предупреждения, радиоэлектронной борьбы, высокоточных, мобильных безъядерных средств поражения, а также систем их информационного обеспечения; — повышение уровня жизни, реализация установленных федеральным законодательством социальных гарантий военнослужащим и членам их семей. — накопление и содержание запасов материальных средств;

-выполнение международных договоров Российской Федерации в военно-экономической сфере.

Основные принципы военно-экономического обеспечения:

— соответствие уровня финансового и материального обеспечения военной организации государства потребностям военной безопасности и ресурсным возможностям государства;

— концентрация финансовых, материально-технических и интеллектуальных ресурсов на решение ключевых задач обеспечения военной безопасности;

— государственная поддержка предприятий (производств) и учреждений (организаций), определяющих военно-техническую и технологическую устойчивость оборонного промышленного комплекса,

— научно-техническая, технологическая, информационная и ресурсная независимость в разработке и производстве основных видов военной продукции.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Статья написана по материалам сайтов: xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai, studfiles.net, studopedia.su.

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector