+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Вступление в брак до 18 лет

1. Брачный возраст устанавливается в восемнадцать лет.

2. При наличии уважительных причин органы местного самоуправления по месту жительства лиц, желающих вступить в брак, вправе по просьбе данных лиц разрешить вступить в брак лицам, достигшим возраста шестнадцати лет.

Порядок и условия, при наличии которых вступление в брак в виде исключения с учетом особых обстоятельств может быть разрешено до достижения возраста шестнадцати лет, могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 13 СК РФ

1. Комментируемой статьей 13 СК России установлен брачный возраст в 18 лет как для мужчин, так и для женщин, поскольку именно с 18 лет у гражданина возникает в полном объеме гражданская дееспособность, т.е. способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские и иные права, в том числе по вступлению в брак, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (ст. 21 ГК). Немаловажным фактором является и то, что к 18 годам необходимого развития достигает физическое состояние будущих супругов, что имеет большое значение для рождения и воспитания здорового потомства. Предельный возраст для вступления в брак не установлен.

2. Законодательное установление брачного возраста как меры по упразднению детских браков и предусмотрение при необходимости надлежащих наказаний предписывает, в частности, Конвенция о согласии на вступление в брак, брачном возрасте и регистрации браков (заключена в Нью-Йорке 10 декабря 1962 г. в рамках ООН), согласно ст. 2 которой не допускается заключение брака с лицом, не достигшим установленного возраста, кроме случаев, когда компетентный орган власти в интересах сторон, вступающих в брак, разрешает сделать из этого правила о возрасте исключение по серьезным причинам.

В развитие названного положения законодатель допускает возможность снижения брачного возраста вступающих в брак. При этом органами местного самоуправления брачный возраст будущих супругов может быть снижен до 16, а при наличии особых обстоятельств — и менее лет.

3. В настоящее время минимальный возраст, когда при особых обстоятельствах возможно получить разрешение на вступление в брак, установлен в 14 лет (законы Республики Адыгея, Республики Татарстан, Владимирской, Вологодской, Калужской, Магаданской, Московской, Нижегородской, Новгородской, Орловской, Сахалинской, Тамбовской, Тульской, Тюменской областей, Еврейской автономной области, Ханты-Мансийского и Чукотского автономных округов) либо в 15 лет (законы Мурманской, Рязанской, Тверской, Челябинской областей, Кабардино-Балкарской и Карачаево-Черкесской республик).

Снижение брачного возраста до указанных пределов представляет собой вынужденную, крайнюю меру, касается в равной мере обоих супругов и допускается в первую очередь в случаях беременности будущей супруги, рождения ею ребенка, угрозы жизни одной из сторон. В некоторых законах субъектов Федерации уточняется, что особыми обстоятельствами, дающими право на разрешение вступить в брак гражданам РФ в возрасте от 14 до 16 лет, являются поздние сроки беременности (закон Республики Адыгея), наличие беременности (22 недели и более), прерывание которой противопоказано заключением медицинской комиссии либо невозможно из-за желания обеих сторон к ее сохранению (закон Мурманской области).

Среди других причин для снижения брачного возраста выделяют призыв жениха на службу в Вооруженные Силы Российской Федерации (закон Вологодской области), улучшение условий жизни для себя и будущего ребенка вступающей в брак беременной несовершеннолетней женщины, находящейся в тяжелых материальных или иных экстремальных условиях (сирота, неполная семья, неблагополучная семейная обстановка и др.) (закон Мурманской области).

Разрешение на вступление в брак лицам, не достигшим возраста 16 лет, оформляется, как правило, постановлением местной администрации.

В некоторых субъектах Федерации разрешение на вступление в брак указанным лицам дает губернатор (законы Рязанской, Калужской, Нижегородской областей), член правительства, уполномоченный губернатором области (закон Московской области), президент республики (закон Республики Адыгея).

С разрешения органов местного самоуправления производится заключение брака с лицом, достигшим 16-летнего возраста, если такой несовершеннолетний объявлен полностью дееспособным в силу эмансипации (ст. 27 ГК РФ), т.е. если он работает по трудовому договору или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью. Органам местного самоуправления предоставлено право разрешить вступить в брак лицам, достигшим 16 лет, в любых других случаях, которые будут признаны ими уважительными.

В соответствующем решении должно быть указано: кому и на сколько лет (месяцев) снижен брачный возраст в связи с намерением вступить в брак с конкретным лицом. В случае отказа органа местного самоуправления выдать разрешение на вступление в брак лицам, не достигшим совершеннолетия, заинтересованным гражданам предоставлено право обжаловать такой отказ на основании главы 25 ГПК РФ (см. также комментарий к ст. 11 СК РФ).

Регистрация брака лиц, которым в установленном законом порядке снижен брачный возраст, производится на общих основаниях.

4. С ходатайством о снижении брачного возраста могут обратиться не только сами вступающие в брак, но и их родители, опекуны, попечители, другие лица и учреждения, на воспитании которых находятся несовершеннолетние (п. 2 ст. 123, п. 1 ст. 147 СК и комментарий к ним). Однако в последнем случае необходимо получить также согласие лиц, вступающих в брак.

Снижение брачного возраста вступающих в брак связано с приобретением последними дееспособности в полном объеме. При этом приобретенная в результате заключения брака дееспособность сохраняется в полном объеме и в случае расторжения брака до достижения супругами (или одним из них) 18 лет. Вместе с тем при признании брака недействительным суд может принять решение об утрате несовершеннолетним супругом полной дееспособности с момента, определенного судом (ст. 21 ГК).

В каких случаях возможно заключение брака до достижения 18 лет?

Брачный возраст в РФ устанавливается в 18 лет и совпадает с наступлением полной дееспособности гражданина (п. 1 ст. 13 СК РФ; п. 1 ст. 21 ГК РФ).

Однако из этого общего правила имеются исключения. В некоторых случаях можно заключить брак до наступления совершеннолетия.

Условия, при которых возможно заключение брака лицами, достигшими 16 лет

Семейное законодательство РФ предусматривает возможность снижения брачного возраста на два года, то есть до 16 лет. При этом закон относит решение вопроса о снижении брачного возраста к компетенции органов местного самоуправления.

Для снижения брачного возраста до 16 лет необходимо наличие уважительных причин (п. 2 ст. 13 СК РФ). Перечень таких причин законодательством не предусмотрен, однако, как правило, к ним относят беременность, рождение ребенка, фактически сложившиеся брачные отношения с гражданином, не достигшим брачного возраста, и др.

Разрешение на вступление в брак несовершеннолетним гражданам выносит орган местного самоуправления по месту жительства этих граждан и на основании их письменного заявления (п. 2 ст. 13 СК РФ). К заявлению должны быть приложены в том числе документы, подтверждающие наличие уважительных причин для снижения брачного возраста: справка из поликлиники о беременности, свидетельство о рождении ребенка и др.

Согласия родителей несовершеннолетних на заключение брака не требуется.

Условия, при которых возможно заключение брака лицами, не достигшими 16 лет

Законы субъектов РФ могут устанавливать порядок и условия, при наличии которых вступление в брак в виде исключения с учетом особых обстоятельств может быть разрешено до достижения возраста 16 лет (п. 2 ст. 13 СК РФ).

При этом понятие и перечень особых обстоятельств, позволяющих лицам до достижения возраста 16 лет заключать брак, федеральным законодательством не предусмотрен. Однако в соответствии с законодательством субъектов РФ к таким обстоятельствам могут относиться беременность, рождение общего ребенка (детей) у граждан, желающих вступить в брак, непосредственная угроза жизни одной из сторон (ст. 2 Закона Московской области от 30.04.2008 N 61/2008-ОЗ).

Решение о разрешении на вступление в брак лицу, не достигшему возраста 16 лет, например, в Московской области принимается членом Правительства Московской области, уполномоченным Губернатором Московской области, и оформляется его распоряжением исполнительным органом субъекта РФ на основании письменного заявления несовершеннолетнего (несовершеннолетних), его родителей (усыновителей, попечителей).

Когда есть разногласия между родителями (усыновителями, попечителями) и гражданином, желающим вступить в брак, заявление о разрешении на вступление в брак рассматривается с согласия органа опеки и попечительства по месту его жительства (ч. 1, 2 ст. 3 Закона Московской области N 61/2008-ОЗ).

Для получения разрешения на вступление в брак одновременно с подачей заявлений представляются в том числе документы, подтверждающие особые обстоятельства для вступления в брак, паспорта родителей и лиц, желающих вступить в брак.

При наличии разногласий между желающим вступить в брак и его родителями (усыновителями, попечителями) потребуется также предоставить документ органа опеки и попечительства о согласии на вступление в брак лица, не достигшего возраста 16 лет (ч. 3 ст. 3 Закона Московской области N 61/2008-ОЗ).

Порядок и последствия заключения брака

Лица, вступающие в брак, подают в орган ЗАГС совместное заявление о заключении брака, одновременно с которым потребуется предъявить в том числе разрешение на вступление в брак до достижения брачного возраста (п. 1 ст. 26 Закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ).

Государственная регистрация заключения брака производится в личном присутствии лиц, вступающих в брак, по истечении месяца со дня подачи ими заявления в органы ЗАГС. Однако при наличии уважительных причин регистрация брака может быть разрешена до истечения месяца, а при наличии особых обстоятельств — в день подачи заявления (п. 1 ст. 11 СК РФ).

Лица, вступившие в брак до достижения ими возраста 18 лет, приобретают гражданскую дееспособность в полном объеме со дня государственной регистрации заключения брака. Дееспособность сохраняется у этих лиц и в случае расторжения брака до достижения совершеннолетия. Однако при признании брака недействительным суд может принять решение об утрате несовершеннолетним супругом полной дееспособности с момента, определяемого судом (п. 2 ст. 21 ГК РФ).

Юридический Яндекс Дзен! Там наши особенные юридические материалы в удобном и красивом формате. Подпишитесь прямо сейчас.

Разрешение органа опеки и попечительства на вступление в брак

Органы местного самоуправления внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга
  • МФЦ
  • Традиционный способ

Общее описание

Лица, достигшие возраста 16 лет и желающие вступить в брак до достижения 18 лет, при наличии уважительных причин (беременность, рождение ребенка, фактические брачные отношения и др.) могут представить заявление о получении разрешения органа опеки и попечительства на вступление в брак в орган местного самоуправления внутригородских муниципальных образований Санкт‑Петербурга (далее — Местная администрация) по месту жительства (заявление могут представить их уполномоченные представители).

Орган местного самоуправления Санкт‑Петербурга принимает решение коллегиально — вопрос о признании причин уважительными в каждом случае решается индивидуально с учетом интересов несовершеннолетнего.

Полное наименование
(в соответствии с Административным регламентом или другим НПА):

Принцип предоставления услуги

Результат предоставления услуги

  1. Направление (вручение) заявителю постановления о разрешении на вступление в брак лицам, достигшим возраста 16 лет.
  2. Направление (вручение) заявителю отказа в предоставлении муниципальной услуги в виде письма о невозможности исполнения запроса с указанием причин.

Срок предоставления услуги

Срок предоставления муниципальной услуги не должен превышать 30 рабочих дней с момента регистрации заявления.

Стоимость

Заявители

I. Получатели муниципальной услуги:

Несовершеннолетние граждане, достигшие возраста 16 лет, имеющие место жительства на территории муниципального образования, либо их уполномоченные представители, обратившиеся в подразделение Санкт‑Петербургского государственного казенного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее — МФЦ) с запросом о предоставлении муниципальной услуги.

Это интересно:  Корректирующие коэффициенты к тарифным ставкам 2019

II. Заявители, обращающиеся за предоставлением муниципальной услуги:

  1. Лица, имеющие право на получение муниципальной услуги в соответствии с п. I.
  2. Представители заявителей при предъявлении паспорта гражданина Российской Федерации или других документов, удостоверяющих личность на территории Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством, и документа, подтверждающего полномочия представителя заявителя.

Порядок действий

Порядок действий заявителя

  1. Лично обращается с документами в МФЦ.
  2. Подает необходимые документы и заявление от несовершеннолетнего, достигшего возраста 16 лет, по форме либо от законных представителей по форме.
  3. Получает расписку о приеме документов с указанием их перечня и даты получения.
  4. В случае принятия решения о выдаче разрешения на вступление в брак — получает копию постановления (с уведомлением о результатах предоставления муниципальной услуги).
  5. В случае принятия решения об отказе в выдаче разрешения на вступление в брак — получает письмо об отказе.

Порядок действий уполномоченной организации

I. Прием заявлений и проверка представленных документов граждан

Специалист МФЦ, ответственный за прием комплекта документов:

  1. Определяет предмет обращения.
  2. Устанавливает личность заявителя и его полномочия.
  3. Консультирует заявителя о порядке оформления заявления и проверяет правильность его оформления.
  4. Определяет необходимость и способ информирования заявителя о принятом Местной администрацией решении по предоставлению муниципальной услуги о чем на заявлении делается соответствующая запись.
  5. Передает копию заявления с отметкой о необходимости подготовки межведомственных запросов специалисту Местной администрации, ответственному за подготовку и направление межведомственных запросов, а также получение ответов на них, с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия.
  6. Проверяет наличие документов и дает их оценку на предмет соответствия перечню документов.
  7. Определяет необходимость осуществления межведомственных запросов в исполнительные органы государственной власти Санкт‑Петербурга, органы государственной власти (организации) субъектов РФ, федеральных органов исполнительной власти, других государств, о чем на заявлении делается соответствующая запись.
  8. Ксерокопирует документы (в случае необходимости) для формирования личного дела.
  9. Заверяет электронное дело своей электронной подписью.
  10. Фиксирует факт приема документов в журнале регистрации.
  11. Выдает заявителю расписку о приеме документов с указанием их перечня и даты приема (расписка не выдается в случае поступления документов по почте, а также по информационным системам общего пользования).
  12. В случае предоставления при личном обращении заявителя неполного комплекта документов делает на заявлении запись «О предоставлении неполного комплекта документов проинформирован». Факт ознакомления заявителя с записью заверяется его подписью. Если при этом заявитель отказался от подачи заявления и потребовал возврата предоставленных документов, делает на заявлении запись «Настоящее заявление отозвано, документы возвращены заявителю» и возвращает предоставленные заявителем документы.
  13. Передает заявление и комплект документов заявителя для принятия решения специалисту Местной администрации, ответственному за подготовку решения.

II. Подготовка и направление межведомственного запроса о предоставлении документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, находящихся в распоряжении иных органов государственной власти и организаций с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия (продолжительность административной процедуры — не более 6 рабочих дней):

Специалист Местной администрации, ответственный за подготовку, направление межведомственных запросов и получение ответов на них:

  1. Определяет состав документов (информации), подлежащих получению по межведомственным запросам, и органы (организации), в которые должны быть направлены межведомственные запросы.
  2. Подготавливает проекты межведомственных запросов, в том числе в форме электронного документа.
  3. Представляет проекты межведомственных запросов на подпись лицу, уполномоченному подписывать межведомственные запросы, в том числе с использованием электронной подписи.
  4. Направляет межведомственные запросы.
  5. Получает ответы на межведомственные запросы.
  6. Анализирует документы (информацию), полученные в рамках межведомственного взаимодействия (ответы на межведомственные запросы), на соответствие направленному межведомственному запросу.
  7. Передает полученные документы (информацию) в Комиссию.

II. Принятие Комиссией решения о предоставлении муниципальной услуги либо об отказе в предоставлении муниципальной услуги. Вызов заявителя в Местную администрацию:

Комиссия:

  1. Осуществляет объективную, полную и всестороннюю оценку комплекта документов.
  2. В случае необходимости подтверждения обстоятельств указанных в документах, поданных заявителем, либо устранения противоречий, выявленных в ходе проверки данных в указанных документах, вызывает заявителя и (или) его законных представителей на прием в Местную администрацию.
  3. Принимает решение о предоставлении муниципальной услуги либо об отказе в предоставлении муниципальной услуги.

Комментарий: решение Комиссии оформляется протоколом, который подписывается всеми членами Комиссии.

Секретарь Комиссии:

  1. Передает заявление, комплекта документов и протокол заседания Комиссии работнику Местной администрации, ответственному за подготовку проекта решения.
  2. Делает соответствующие отметки в журнале регистрации, в том числе в электронной форме.

III. Подготовка решения о предоставлении муниципальной услуги либо об отказе в предоставлении муниципальной услуги, информирование заявителя о результате предоставления муниципальной услуги

Специалист Местной администрации, ответственный за подготовку проекта решения:

  1. В случае принятия Комиссией решения о предоставлении муниципальной услуги готовит проект решения Местной администрации о разрешении на вступление в брак лицам, достигшим возраста 16 лет.
  2. В случае принятия Комиссией решения об отказе в предоставлении муниципальной услуги готовит проект письма о невозможности исполнения запроса с указанием причин.
  3. Передает подготовленные документы Главе Местной администрации.

Глава Местной администрации:

  1. Изучает представленные документы и подписывает их.
  2. В случае несогласия — излагает замечания и возвращает указанные документы на доработку.

Сотрудник Местной администрации, ответственный за подготовку проекта решения после подписания Главой Местной администрации документов:

  1. Регистрирует их в журнале регистрации.
  2. Направляет решение Местной администрации о разрешении на вступление в брак лицам, достигшим возраста 16 лет, либо письмо о невозможности исполнения запроса с указанием причин заявителю. В случае волеизъявления заявителя получить результат предоставления муниципальной услуги в МФЦ направляет указанные документы в МФЦ для последующей передачи заявителю.

Перечень оснований для приостановления, прекращения и (или) отказа в предоставлении муниципальной услуги:

  1. Непредставление заявителем необходимых документов.
  2. Отсутствие уважительных причин для вступления в брак лица, достигшего возраста 16 лет.

Документы

Документы, представляемые заявителем

I. Заявитель в обязательном порядке представляет:

  1. Заявление от несовершеннолетнего, достигшего возраста 16 лет, по форме и от законных представителей по форме.
  2. Паспорт или иной документ, удостоверяющий личность несовершеннолетнего, достигшего возраста 16 лет.
  3. Копия документа, удостоверяющего личность гражданина, желающего вступить в брак с несовершеннолетним, достигшим возраста 16 лет.
  4. Документ, подтверждающий наличие уважительных причин для вступления в брак (например, медицинская справка либо заключение о беременности невесты, документ подтверждающий призыв жениха в ряды вооруженных сил, свидетельство о рождении ребенка, за исключением документа, выданного на территории Санкт‑Петербурга).
  5. Согласие на обработку персональных данных лица, не являющегося заявителем.
  6. Справка о регистрации по месту жительства (форма №9), в случае если ведение регистрационного учета граждан по месту жительства в части, возложенной на жилищные организации, осуществляют не ГКУ ЖА или справка о регистрации несовершеннолетнего на территории муниципального образования.

II. Документы, которые заявитель вправе представить по собственной инициативе:

  1. Свидетельство о рождении ребенка, выданное на территории Санкт‑Петербурга.
  2. Справка о регистрации по месту жительства (форма №9), в случае если ведение регистрационного учета граждан по месту жительства в части, возложенной на жилищные организации, осуществляют ГКУ ЖА.

III. При обращении представителя заявителя, имеющего право на получение муниципальной услуги, дополнительно представляются:

  1. Паспорт либо иной документ, удостоверяющий личность представителя лица, имеющего право на получение муниципальной услуги.
  2. Документы, подтверждающие полномочия представителя.

Организации, участвующие в предоставлении услуги

Организации, принимающие документы

Организации, принимающие решение по предоставлению услуги

Организации, выдающие конечные документы

Другие организации, участвующие в предоставлении услуги

Порядок обжалования

Заявители имеют право на досудебное (внесудебное) обжалование решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) Местной администрацией, должностными лицами, муниципальными служащими Местной администрации, в ходе предоставления муниципальной услуги. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не исключает возможность обжалования решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) в ходе предоставления муниципальной услуги, в судебном порядке. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не является для заявителя обязательным.

Заявитель может обратиться с жалобой в том числе в следующих случаях:

  • нарушение срока регистрации запроса заявителя о предоставлении муниципальной услуги;
  • нарушение срока предоставления муниципальной услуги;
  • требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги;
  • отказ в приеме документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги, у заявителя;
  • отказ в предоставлении муниципальной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами;
  • затребование с заявителя при предоставлении муниципальной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами;
  • отказ Местной администрации, должностного лица Местной администрации в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления муниципальной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений. Срок исправления описок, технических ошибок, допущенных при оформлении документов, не должен превышать 5 рабочих дней с момента обнаружения ошибки или получения от любого заинтересованного лица в письменной форме заявления об ошибке в записях.

Прием жалоб в письменной форме осуществляется Местной администрацией по адресу и в соответствии с графиком работы.

Жалоба в письменной форме может быть направлена по почте.

В случае подачи жалобы при личном приеме заявитель представляет документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В случае если жалоба подается через представителя заявителя, также представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени заявителя. В качестве документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени заявителя, может быть представлена:

  • оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность (для физических лиц);
  • оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность, заверенная печатью заявителя и подписанная руководителем заявителя или уполномоченным этим руководителем лицом (для юридических лиц);
  • копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени заявителя без доверенности.

В электронной форме в Местную администрацию жалоба может быть подана заявителем посредством:

  • официального сайта Местной администрации в информационно телекоммуникационной сети «Интернет»;
  • федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» или Портала.

При подаче жалоб в электронном виде документы, указанные в пункте 5.4 административного регламента, могут быть представлены в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, вид которой предусмотрен законодательством Российской Федерации, при этом документ, удостоверяющий личность заявителя не требуется.

Жалоба рассматривается Местной администрацией.

Жалоба может быть подана заявителем через структурные подразделения МФЦ. При поступлении жалобы МФЦ обеспечивает ее передачу в Местную администрацию в порядке и сроки, которые установлены соглашением о взаимодействии между МФЦ и Местной администрацией, но не позднее следующего рабочего дня со дня поступления жалобы.

Жалоба должна содержать:

  • наименование Местной администрации, должностного лица Местной администрации либо муниципального служащего Местной администрации, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
  • фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
  • сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) Местной администрации, должностного лица Местной администрации либо муниципального служащего;
  • доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) Местной администрации, должностного лица Местной администрации, либо муниципального служащего Местной администрации. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.
Это интересно:  Найти данные паспорта по номеру

В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления, должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалоб, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.

Жалоба, поступившая в Местную администрацию, подлежит регистрации не позднее следующего рабочего дня со дня ее поступления. Жалоба подлежит рассмотрению должностным лицом Местной администрации, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации.

В случае обжалования отказа Местной администрации, должностного лица Местной администрации в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений жалоба рассматривается в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации.

По результатам рассмотрения жалобы Местная администрация принимает одно из следующих решений:

  • об удовлетворении жалобы;
  • об отказе в удовлетворении жалобы.

Ответ по результатам рассмотрения жалобы направляется заявителю не позднее дня, следующего за днем принятия решения, в письменной форме.

В ответе по результатам жалобы указываются:

  • наименование Местной администрации, рассмотревшей жалобу, должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) уполномоченного лица Местной администрации, принявшего решение по жалобе;
  • номер, дата, место принятия решения, включая сведения о должностном лице Местной администрации, решение или действие (бездействие) которого обжалуется;
  • фамилия, имя, отчество (при наличии) или наименование заявителя;
  • основания для принятия решения по жалобе;
  • в случае, если жалоба признана обоснованной, — сроки устранения выявленных нарушений, в том числе срок предоставления результата муниципальной услуги;
  • сведения о порядке обжалования принятого по жалобе решения.

Ответ по результатам рассмотрения жалобы подписывается уполномоченным на рассмотрение жалобы должностным лицом Местной администрации.

По желанию заявителя ответ по результатам рассмотрения жалобы может быть представлен не позднее дня, следующего за днем принятия решения, в форме электронного документа, подписанного электронной подписью уполномоченного лица, вид которой установлен законодательством Российской Федерации.

Местная администрация отказывает в удовлетворении жалобы в следующих случаях:

  • наличие вступившего в законную силу решения суда, арбитражного суда по жалобе о том же предмете и по тем же основаниям;
  • подача жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • наличие решения по жалобе, принятого ранее в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы;
  • неподтверждения доводов жалобы.

Должностные лица Местной администрации обязаны сообщить гражданину, направившему жалобу, о недопустимости злоупотребления правом в следующих случаях:

  • наличие в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
  • отсутствие возможности прочитать какую‑либо часть текста жалобы, фамилию, имя, отчество (при наличии) и (или) почтовый адрес заявителя, указанные в жалобе.

Сообщение о недопустимости злоупотребления правом осуществляется должностными лицами Местной администрации в течение семи дней со дня регистрации обращения об оставлении жалобы без ответа, если фамилия и почтовый адрес гражданина, подавшего жалобу, поддаются прочтению.

Вступление в брак до 18 лет

Когда законом допускается вступление в брак до достижения 18 лет, гражданин, не достигший этого возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак.

Снижение брачного возраста ниже 16 лет возможно только в тех субъектах РФ, где разрешено вступление в брак до шестнадцатилетнего возраста. Приобретенная в результате заключения брака дееспособность сохраняется в полном объеме и в случае расторжения барка до достижения восемнадцати лет. При признании барка недействительным (например, фиктивный брак) суд может принять решение об утрате несовершеннолетним супругом полной дееспособности с момента, определяемого судом.

Эмансипация

Другим основанием для приобретения полной дееспособности является эмансипация.

Эмансипация — объявление несовершеннолетнего, достигшего 16 лет, полностью дееспособным по решению органа опеки и попечительства — с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо при отсутствии такого согласия — по решению суда.

Основаниями эмансипации являются работа по трудовому договору или занятие предпринимательской деятельностью.

Полная гражданская дееспособность позволяет гражданам самостоятельно приобретать любые гражданские права, так же, как и принимать на себя и исполнять любые гражданские обязанности.

Частичная дееспособность

Частично дееспособными принято называть граждан, не достигших 18 лет, т. е. несовершеннолетних.

Несовершеннолетние своими действиями, т. е. самостоятельно, могут приобретать не все, а только определенный круг гражданских прав. Другие же права они вправе приобретать только с согласия родителей, усыновителей или попечителей или же только через сделки, совершаемые от их имени родителями, усыновителями или опекунами. Это зависит от возраста несовершеннолетнего.

Частичная дееспособность малолетних (от 6 до 14 лет)

За несовершеннолетних, не достигших 14 лет (малолетних), сделки могут совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны. Но малолетние в возрасте от 6 до 14 лет вправе самостоятельно совершать:

§ мелкие бытовые сделки;

§ сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды (подарок), не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации;

§ сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения.

Частичная дееспособность подростков (от 14 до 18 лет)

Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе сами совершать сделки. Однако на это требуется письменное согласие родителей, усыновителей или попечителей (ст. 26 ч. 1 ГК РФ). В противном случае сделка, совершенная несовершеннолетним в возрасте от 15 до 18 лет без согласия родителей, усыновителей или попечителей, может быть признана судом недействительной (ст. 175 ч. 1 ГК РФ). В то же время несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет могут совершать ряд сделок самостоятельно. Сюда относятся:

§ мелкие бытовые сделки;

§ сделки по распоряжению своим заработком, стипендией и иными доходами;

§ осуществление прав автора произведения науки, литературы и искусства, изобретения и тому подобного объекта;

§ внесение вкладов в кредитные учреждения и распоряжение ими.

7. Признание гражданина недееспособным и ограниченно дееспособным.

Ограниченная дееспособность

Ограничение дееспособности граждан не допускается, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом. Одним из таких случаев является ограничение судом дееспособности граждан, злоупотребляющих спиртными напитками или наркотическими средствами (ст. 30 ч. 1 ГК РФ).

В случае ограничения дееспособности гражданина над ним устанавливается попечительство, и он может совершать сделки по распоряжению имуществом, а также получать заработную плату, пенсию или иные виды доходов и распоряжаться ими лишь с согласия попечителя, в противном случае сделка может быть признана судом недействительной.

Однако такой гражданин самостоятельно несет имущественную ответственность по совершенным им сделкам и за причиненный им вред.

Недееспособность

Недееспособными по решению суда признаются граждане, которые вследствие психического расстройства не могут понимать значения своих действий или руководить ими (ст. 29 ч. 1 ГК РФ).

Оценку здоровья гражданина даёт не суд, а судебно-психиатрическая экспертиза. Но признать гражданина недееспособным вправе только суд. над гражданином, признанным недееспособным, устанавливается опека. Признание гражданина недееспособным означает, что он не вправе своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права и обязанности. От имени недееспособного сделки совершает его опекун. Ответственность за вред, причиненный гражданином, признанным недееспособным несет его опекун или организация, обязанная осуществлять за ним надзор.

В ГК РФ появилось еще одно основание ограничения дееспособности гражданина: в и. 2 ст. 30 ГК РФ, который вступает в силу со 2 марта 2015 г., предусмотрена возможность ограничения дееспособности гражданина, которыйвследствие психического расстройства может понимать значение своих действий или руководить ими лишь при помощи других лиц». Над такими гражданами устанавливается попечительство, и они совершают сделки, за исключением сделок, предусмотренных п. 2 ст. 26 ГК РФ, с письменного согласия попечителя или с его последующего письменного одобрения. Сделки, предусмотренные п. 2 ст. 26 ГК РФ, такой гражданин вправе совершать самостоятельно, но распоряжаться выплачиваемыми на него алиментами, социальной пенсией, суммами, предоставляемыми ему в возмещение вреда, причиненного здоровью, в связи со смертью кормильца и иными выплатами он может только с письменного согласия попечителя.

8. Опека и попечительство, патронаж.

Для защиты прав и интересов недееспособных или ограниченно дееспособных граждан установлены два смежных института – опека и попечительство. Опека и попечительство над несовершеннолетними лицами имеет и дополнительную цель – воспитание таких граждан в соответствии с положениями, закрепленными в СК РФ и в Федеральном законе «Об опеке и попечительстве».

Опекуны и попечители выступают в защиту прав и интересов своих подопечных в отношениях с любыми лицами, в том числе и в суде, без специального полномочия. Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются при отсутствии у них родителей, усыновителей, лишении судом родительских прав, а также в иных случаях, когда несовершеннолетние по иным причинам остались без родительского попечения.

Опека устанавливается над малолетними, а также над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства. Опекуны являются представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки (ст. 32 ГК РФ). В свою очередь, попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет, а также над гражданами, ограниченными судом в дееспособности. Попечители дают согласие на совершение тех сделок, которые граждане, находящиеся под попечительством, не вправе совершать самостоятельно (ст. 33 ГК РФ).

Наряду с опекой и попечительством, которые как отмечено выше, направлены на оказание помощи лицам, не имеющим дееспособности или обладающим ею в ограниченном объеме, ст. 41 ГК РФ предусматривает право граждан, которые хотя и обладают полной дееспособностью, но не могут самостоятельно (из-за болезни, физических недостатков или старческой немощи) осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности, получать необходимую им помощь со стороны специально назначенных органом опеки и попечительства лиц (патронаж).

Патронаж (от фр. patronage – покровительство) как правовой институт известен с давних времен. Однако в российском праве патронаж имеет свою историю, хотя и не такую длительную, как опека или попечительство, поскольку он «выделился» из попечительства. К примеру, семейным законодательством РСФСР было предусмотрено попечительство над дееспособными совершеннолетними лицами, если они по состоянию своего здоровья не могли самостоятельно осуществлять свои права и выполнять свои обязанности (ст. 121 Кодекса о браке и семье РСФСР 1969 г.), т.е. попечительство распространялось на лиц, которые, обладая полной дееспособностью, страдали физической немощью, препятствовавшей им самостоятельно осуществлять свои права и нести обязанности.

С принятием в 1995 г. части первой ГК РФ в гражданское законодательство России введен институт патронажа (ст. 41), который устанавливается при наличии следующих условий:

– гражданин, над которым устанавливается патронаж, должен быть полностью дееспособным. При этом он по состоянию здоровья не способен самостоятельно осуществлять и защищать свои нрава и исполнять свои обязанности;

– ст. 41 ГК РФ называет лицо, оказывающее помощь дееспособному гражданину, помощником;

– гражданин, согласившийся исполнять обязанности помощника, должен быть дееспособным и обладать знаниями, умениями и навыками, необходимыми для осуществления и защиты прав и исполнения обязанностей патронируемого.

ВАЖНО!

Функции помощника при патронаже и лиц, осуществляющих попечительство над ограниченно дееспособными, частично совпадают: помощник в рамках патронажа оказывает немощному лицу практическое содействие в совершении действий, направленных на осуществление прав и исполнение обязанностей.

Решения о целесообразности (необходимости) осуществления прав и исполнения обязанностей лицо, над которым установлен патронаж, принимает самостоятельно. В то время как попечители, давая свое согласие на совершение тех сделок, которые граждане, находящиеся под попечительством, не вправе совершать самостоятельно, как бы «восполняют» тем самым недостающий объем дееспособности подопечного. При этом подопечные могут быть физически здоровыми людьми, и помощь (контроль) им необходима только для принятия решения.

Это интересно:  Отпуск в счет будущего отпуска

Самостоятельность института патронажа подтверждается не только ст. 33 ГК РФ, которая, перечисляя основания установления попечительства, не указывает таковых для патронажа, но и Федеральным законом «Об опеке и попечительстве», который четко отграничил попечительство от патронажа, не упомянув в своем содержании данный правовой институт. По мнению специалистов и практиков, работающих в сфере социальной защиты, этот документ уточнил пределы правового регулирования опеки и попечительства, выведя патронаж в отдельную сферу. В связи с изложенным дадим краткую характеристику патронажа как самостоятельного института гражданского права.

Цель патронажа – оказание помощи совершеннолетнему полностью дееспособному гражданину, нуждающемуся по состоянию здоровья в регулярной помощи при осуществлении своих прав, их защите и выполнении тех обязанностей, которые он по своему физическому состоянию не может выполнять самостоятельно.

В основании установления патронажа лежит совокупность таких юридических фактов (сложный юридический состав), как:

– состояние здоровья физического лица, которое препятствует ему лично осуществлять свои права и исполнять обязанности (болезнь, старческая немощь, физические недостатки и др.);

– полная дееспособность физически немощного человека;

– просьба физически немощного человека иметь помощника, выраженная путем подачи заявления в органы опеки и попечительства, или его действия, свидетельствующие о наличии воли заключить договор об установлении патронажа. При этом наличие у нуждающегося в помощи гражданина детей или других родственников, обязанных по закону осуществлять за ним уход, оказывать материальную помощь, поддержку и иного рода содействие [1] , не лишает его права ставить вопрос об установлении патронажа;

– согласие физически здорового и полностью дееспособного человека оказывать помощь;

– между помощником и лицом, над которым устанавливается патронаж, возникают лично-доверительные отношения;

– положительное решение органов опеки и попечительства;

– наличие заключенного договора поручения или доверительного управления или иного договора.

Итак, патронаж устанавливается при наличии совокупности юридических фактов, которые носят как объективный (состояние здоровья и его полная дееспособность), так и субъективный (подача заявления об установлении патронажа, заключение договора) характер.

В настоящее время термин «патронаж» имеет несколько принципиально отличающихся значений. Во-первых, согласно ст. 41 ГК РФ патронаж представляет собой правовую помощь совершеннолетним дееспособным гражданам, которые по состоянию здоровья не способны самостоятельно осуществлять, исполнять и защищать свои права и обязанности. В связи с тем что лица, нуждающиеся в патронаже, имеют стойкую физическую немощь, им необходима постоянная (регулярная) помощь, поэтому патронаж устанавливается либо на длительный период, либо вообще без указания срока.

Во-вторых, под патронажем понимают совокупность мер, обеспечивающих официальную государственную поддержку общественно значимым мероприятиям. Например, Торгово-промышленная палата РФ осуществляет патронаж выставочно-ярмарочных мероприятий в целях содействия российским предпринимателям, товаропроизводителям и экспортерам в продвижении промышленной продукции, товаров и услуг на российский и зарубежный рынки [2] .

В-третьих, под патронажем понимается медицинская помощь на дому [3] , например, для оказания оперативной и квалифицированной помощи тяжелобольным (инвалидам I группы), пострадавшим от воздействия радиации в результате аварий, катастроф, испытаний, на дому создана патронажная служба по г. Москве [4] .

В-четвертых, в официальных документах используется термин «социально-правовой патронаж», под которым понимают систематическое наблюдение за клиентами для своевременного выявления угрозы насилия или применения насилия, а также другого незаконного действия в отношении детей, женщин, инвалидов, пожилых людей и оказания им, при необходимости, социально-правовой помощи [5] .

В-пятых, под «социальным патронажем» понимают помощь пенсионерам в обустройстве их жилья [6] , а также семьям, имеющим детей с ограниченными умственными и физическими возможностями (в том числе детей-инвалидов) [7] .

Кроме того, согласно Закону г. Москвы от 23 ноября 2005 г. № 60 «О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве» под социальным патронажем понимают форму оказания услуг, которые предоставляются на длительной основе семьям с детьми и несовершеннолетним, попавшим в трудную жизненную ситуацию и не обладающим способностью или утратившим возможность самостоятельно ее преодолеть, на срок, необходимый для преодоления данной ситуации.

В-шестых, удалось найти понятие «общественный патронаж» как форма контроля функционирования инспекций и исполнения наказаний лиц без изоляции от общества, возложенная на неправительственные организации (НПО) и широкий круг общественности [8] .

Наконец, в-седьмых, с вступлением в силу Закона г. Москвы от 1 октября 2008 г. № 46 «О занятости населения в городе Москве» введен новый термин «социально-трудовой патронаж», под которым понимается сопровождение работниками специализированного государственного учреждения граждан при их трудоустройстве и реабилитации на рабочем месте.

Анализируя вышеизложенные смысловые значения термина «патронаж», сделаем вывод – в действующих законодательных и иных нормативных правовых актах понятие «патронаж» употребляется в двух смыслах – узком и широком.

Патронаж в узком смысле следует квалифицировать как гражданско-правовой институт, опосредующий самостоятельный способ социальной заботы государства в лице специализированных организаций, а также граждан по оказанию регулярной правовой и иной помощи полностью дееспособным, но физически немощным людям (патронируемым) лицами, которым они доверяют и с которыми заключили соответствующий договор в целях совершения юридических и фактических действий, направленных на восполнение недостающих у них физических возможностей и правовых знаний.

Патронаж в широком смысле представляет собой различные виды социальной помощи (услуг), в том числе медицинской, бытовой, нуждающимся слоям населения, а также включает в себя вид контроля за подготовкой и проведением общественно значимых мероприятий.

Формулировка понятия патронажа будет неполной, если не принять во внимание объем полномочий помощника патронируемого лица. Дело в том, что прежняя редакция п. 3 ст. 41 ГК РФ (до 1 сентября 2008 г.) была направлена исключительно на охрану имущественных интересов лица, над которым устанавливался патронаж. С 1 сентября 2008 г. полномочия помощника уточнены путем исключения права распоряжения имуществом и снятия ограничения сферы действий: помощник совершеннолетнего дееспособного гражданина совершает действия в интересах гражданина, находящегося под патронажем, на основании заключаемых с этим лицом договора поручения, договора доверительного управления имуществом или иного договора.

ВАЖНО!

Помощник может совершать действия, направленные на осуществление имущественных и личных неимущественных прав, и вступать в правоотношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.

Вместе с тем следует отметить, что помощник не вправе представлять интересы совершеннолетнего дееспособного гражданина во всех без исключения правоотношениях, в частности, помощник не может быть назначен для совершения таких действий, которые носят сугубо личный характер и не могут быть переданы другим лицам, например, выступить в судебном процессе в качестве свидетеля или заключить от его имени брак.

Однако иногда возникают ситуации, при которых гражданин в силу своих физических недостатков не может совершать юридически значимые действия, скажем, поставить свою подпись при регистрации брака из-за отсутствия рук. Если такие действия носят разовый характер, то их может совершить не помощник в рамках патронажа, а рукоприкладчик. Хотя данный термин законодательством РФ не используется, однако в деловом обороте нотариусов такое понятие вполне сформировалось: рукоприкладчиком называют человека, подписавшего какой-либо документ за субъекта, лишенного возможности сделать это самостоятельно по причине болезни, физических недостатков или иных причин [9] . Если же необходимость ставить подпись за полностью дееспособное лицо, страдающее физическим недостатком, возникает систематически, то вполне уместно установить над ним патронаж.

9. Признание гражданина безвестно-отсутствующим и объявление умершим.

Признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление умершим допускается в судебном порядке по заявлению лица, заинтересованного в наступлении тех или иных правовых последствий признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления умершим (например, в получении пенсии, наследства и т. д.).

Основанием для признания гражданина безвестно отсутствующим является отсутствие в месте его жительства сведений о месте его пребывания в течение года. На основании судебного решения о признании гражданина безвестно отсутствующим из его имущества выдается содержание гражданам, которых он обязан содержать, и погашается задолженность по другим обязательствам безвестно отсутствующего. При наличии у безвестно отсутствующего имущества, требующего постоянного управления им, орган опеки и попечительства определяет лицо, с которым указанный орган заключает договор доверительного управления переданным имуществом. Орган опеки и попечительства может и до истечения года со дня получения сведений о месте пребывания отсутствующего гражданина назначить управляющего его имуществом.

Признание гражданина безвестно отсутствующим служит юридическим фактом и для других отраслей права. Например, расторжение брака с таким гражданином допускается в органах загса независимо от наличия общих несовершеннолетних детей; назначается пенсия по случаю потери кормильца.

В случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, признанного безвестно отсутствующим, суд отменяет решение о признании его безвестно отсутствующим. На основании решения суда отменяется управление имуществом этого гражданина.

Основанием для объявления гражданина умершим является отсутствие в месте его жительства сведений о месте его пребывания в течение определенного времени. В статье 45 ГК РФ установлено три срока:

— общий срок — отсутствие сведений в течение 5 лет;

— срок 2 года, который начинает течь со дня окончания военных действий, если гражданин пропал без вести в связи с военными действиями;

— 6 месяцев — если гражданин пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая (например, во время схода снежной лавины).

По общему правилу днем смерти гражданина, объявленного умершим, считается день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим. Однако суд может признать днем смерти гражданина день его предполагаемой гибели.

Объявление гражданина умершим необходимо отличать от установления факта смерти в определенное время и при определенных обстоятельствах в случае отказа органов записи актов гражданского состояния в регистрации смерти (п. 8 ч. 2 ст. 264 ГПК РФ). Отличие состоит в том, что в последнем случае имеются доказательства смерти лица в определенное время и при определенных обстоятельствах (например, свидетельские показания), однако в связи с отсутствием тела невозможно получить медицинское заключение о смерти, которое является основанием для регистрации смерти. На основании решения суда об установлении факта смерти орган загса производит регистрацию смерти (ст. 64 Федерального закона «Об актах гражданского состояния»).

В случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, объявленного умершим (ст. 46 ГК РФ), суд отменяет решение об объявлении его умершим. Независимо от времени явки гражданин может потребовать возврата своего имущества при наличии следующих условий: во-первых, если имущество (за исключением денег и ценных бумаг на предъявителя) перешло к тому

или иному лицу безвозмездно после объявления его собственника умершим и оно сохранилось в натуре; во-вторых, у лица, которое приобрело имущество по возмездным сделкам, оно может быть истребовано только в случае, если на момент приобретения им имущества оно знало, что гражданин, объявленный умершим, находится в живых. При невозможности возврата такого имущества в натуре гражданин может взыскать его стоимость. Для удовлетворения этих требований гражданин обязан доказать недобросовестность приобретателя.

10. Регистрация актов гражданского состояния.

Статья написана по материалам сайтов: zakonius.ru, gu.spb.ru, megaobuchalka.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector