+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Закон о чрезвычайном положении рб

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

от 24 июня 2002 года №117-З

О чрезвычайном положении

(по состоянию на 31 декабря 2009 года)

Принят Палатой представителей 17 мая 2002 года

Одобрен Советом Республики 6 июня 2002 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Понятие чрезвычайного положения

Чрезвычайное положение означает вводимый в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и настоящим Законом на всей территории Республики Беларусь или в ее отдельных местностях особый временный правовой режим деятельности государственных органов, иных организаций, их должностных лиц, допускающий установленные настоящим Законом ограничения (приостановление) прав и свобод граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства (далееграждане), прав организаций, а также возложение на них дополнительных обязанностей.

Статья 2. Цели введения чрезвычайного положения

Целями введения чрезвычайного положения являются устранение обстоятельств, послуживших основанием для его введения, обеспечение безопасности жизни и здоровья людей, а также устранение опасности, представляющей угрозу территориальной целостности и существованию государства.

Глава 2. Основания и порядок введения чрезвычайного положения

Статья 3. Основания для введения чрезвычайного положения

Основанием для введения чрезвычайного положения является наличие обстоятельств, представляющих непосредственную угрозу безопасности жизни и здоровья людей, территориальной целостности и существованию государства, устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер. К таким обстоятельствам относятся:

чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ;

беспорядки, сопровождающиеся насилием либо угрозой насилия со стороны группы лиц и организаций, в результате которых возникает опасность для жизни и здоровья людей, территориальной целостности и существования государства.

Статья 4. Введение чрезвычайного положения

Чрезвычайное положение на всей территории Республики Беларусь или в ее отдельных местностях вводится указом Президента Республики Беларусь с внесением в трехдневный срок принятого решения на утверждение Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь.

Статья 5. Содержание указа Президента Республики Беларусь о введении чрезвычайного положения

В указе Президента Республики Беларусь о введении чрезвычайного положения, как правило, определяются:

обстоятельства, послужившие основанием для введения чрезвычайного положения;

обоснование необходимости введения чрезвычайного положения;

границы территории, на которой вводится чрезвычайное положение;

силы и средства, обеспечивающие режим чрезвычайного положения;

перечень чрезвычайных мер и пределы их действия, исчерпывающий перечень временных ограничений (приостановления) прав и свобод граждан, прав организаций;

государственные органы и должностные лица, ответственные за осуществление чрезвычайных мер, применяемых в условиях чрезвычайного положения;

Режим чрезвычайного положения

На данный момент в стране действует закон Республики Беларусь от 24 июня 2002 г. №117-З О чрезвычайном положении». Данный закон был принят Палатой представителей 17 мая 2002 года и одобрен Советом Республики 6 июня 2002 года.

В целом чрезвычайное положение означает вводимый в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и настоящим Законом на всей территории Республики Беларусь или в ее отдельных местностях особый временный правовой режим деятельности государственных органов, иных организаций, их должностных лиц, допускающий установленные настоящим Законом ограничения (приостановление) прав и свобод граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства(далее — граждане), прав организаций, а также возложение на них дополнительных обязанностей. Данное понятие закреплено в статье первой настоящего закона.

Целями введения чрезвычайного положения являются: 1) устранение обстоятельств, послуживших основанием для его введения, обеспечение безопасности жизни и здоровья людей; 2) устранение опасности, представляющей угрозу территориальной целостности и существованию государства [11].

Основания, которые послужили бы предпосылками введения чрезвычайного положения на территории Республики Беларусь или на отдельных ее частях, могут быть различны по своей природе. Но в основном это такие обстоятельства которые представляют непосредственную угрозу безопасности и здоровью людей, территориальной целостности и существованию государства. И устранение таких оказий невозможно без применения чрезвычайных мер.

К таким обстоятельствам относят:

  • 1. Чрезвычайные ситуации природного или техногенного характера.
  • 2. Чрезвычайные экологические ситуации (эпидемии) возникшие в результате аварий, природных явлений, катастроф, стихийных бедствий, и иных последствий, которые могут повлечь нанесение ущерба здоровью людей, состоянию окружающей среды и иное.
  • 3. Чрезвычайные ситуации, возникшие в результате беспорядков, сопровождающихся насилием либо угрозой насилия, в результате которых возникает опасность для здоровья людей и целостности государства.

Чрезвычайное положение в Республике или на отдельных ее частях может вводиться указом Президента Республики Беларусь. В данном указе, как правило, определяются: 1) обстоятельства послужившие основанием для введения чрезвычайного положения; 2) границы территории на которой вводится чрезвычайное положение; 3) силы и средства, обеспечивающие режим чрезвычайного положения; 4) перечень чрезвычайных мер и пределы их действия, исчерпывающий перечень временных ограничений (приостановления) прав и свобод граждан, прав организаций; 5) государственные органы и должностные лица, ответственные за осуществление чрезвычайных мер, применяемых в условиях чрезвычайного положения; 6) срок действия чрезвычайного положения, а также время вступления указа в силу. Указ Президента о введении чрезвычайного положения подлежит немедленному опубликованию и распространению чрез СМИ (радио, телевидение, газеты, интернет) [11].

Срок действия чрезвычайного положения, вводимого на всей территории Республики Беларусь, не может превышать 30 суток, а вводимого в ее отдельных местностях — 60 суток.

В случае если в течение этого срока цели введения чрезвычайного положения не были достигнуты, срок его действия может быть продлен указом Президента Республики Беларусь. На период действия чрезвычайного положения может предусматриваться введение следующих чрезвычайных мер и временных ограничений (приостановления):

  • 1. полное или частичное приостановление на территории, на которой введено чрезвычайное положение, полномочий государственных органов;
  • 2. установление ограничений на свободу передвижения по территории, на которой введено чрезвычайное положение, а также введение особого режима въезда на указанную территорию и выезда с нее, включая установление ограничений на въезд на указанную территорию и пребывание на ней иностранных граждан и лиц без гражданства;
  • 3. усиление охраны общественного порядка, объектов, подлежащих государственной охране, и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта;
  • 4. становление особого порядка продажи, приобретения и распределения продовольствия и предметов первой необходимости;
  • 5. запрещение или ограничение проведения собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования со стороны групп лиц и организаций, в результате действий которых введено чрезвычайное положение;
  • 6. отложение проведения забастовок или приостановление их на территории, на которой введено чрезвычайное положение, но не более чем на трехмесячный срок;
  • 7. эвакуация материальных и культурных ценностей в безопасные районы в случае, если существует реальная угроза их уничтожения, похищения или повреждения в связи с чрезвычайными обстоятельствами.

При наличии чрезвычайных ситуации указом Президента Республики Беларусь могут быть предусмотрены иные чрезвычайные меры и временные ограничения (приостановления), например:

  • 1. временное отселение жителей в безопасные районы с обязательным предоставлением им временных жилых помещений;
  • 2. введение комендантского часа, т.е. запрета в установленное время суток находиться на улицах и в иных общественных местах без специально выданных пропусков и (или) документов, удостоверяющих личность граждан;
  • 3. ограничение свободы печати и других средств массовой информации путем введения предварительной цензуры с указанием условий и порядка ее осуществления, а также временное изъятие или арест печатной продукции, радиопередающих, звукоусиливающих технических средств, множительной техники, установление особого порядка аккредитации журналистов;
  • 4. приостановление деятельности политических партий и иных общественных объединений, преследующих политические цели, которые препятствуют устранению обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения;
  • 5. проверка документов, удостоверяющих личность граждан, личный досмотр, досмотр вещей, жилища и транспортных средств граждан;

Для осуществления единого управления силами и средствами, обеспечивающими режим чрезвычайного положения, указом Президента Республики Беларусь назначается комендант территории, на которой введено чрезвычайное положение. Для координации действий сил и средств, указом Президента Республики Беларусь может быть создан объединенный оперативный штаб из представителей органов, обеспечивающих режим чрезвычайного положения. Объединенным оперативным штабом руководит комендант территории [11].

Это интересно:  Номер листка нетрудоспособности где указывается

Таким образом из вышесказанного можно сделать следующие выводы:

  • · В стране действует закон Республики Беларусь от 24 июня 2002 г. №117-З «О чрезвычайном положении». Данный закон был принят Палатой представителей 17 мая 2002 года и одобрен Советом Республики 6 июня 2002 года.
  • · Целями введения чрезвычайного положения являются: 1) устранение обстоятельств, послуживших основанием для его введения; 2) устранение опасности, представляющей угрозу территориальной целостности и существованию государства.
  • · Срок действия чрезвычайного положения, вводимого на всей территории Республики Беларусь, не может превышать 30 суток, а вводимого в ее отдельных местностях — 60 суток.
  • · Для осуществления единого управления силами и средствами, обеспечивающими режим чрезвычайного положения, указом Президента Республики Беларусь назначается комендант территории, на которой введено чрезвычайное положение.

Понятие и признаки административно-правового режима. Закон Республики Беларусь «О чрезвычайном положении». Сущность мер, принимаемых при введении чрезвычайного положения.

АП режим – это пространственно–функциональное состояние определенного социального субъекта, выраженное в различных ограничениях, установленных нормами АП и обеспеченных совокупностью АП–средств. Признаки АП режима: 1) социальность, выраженная наличием определенных ограничений и льгот; 2) направленность на достижение определенных целей; 3) пространственный и функциональный, пространственно–функциональный характер; 4) правоохранительная сущность; 5) обеспеченность совокупностью АП средств, создающих условия для его применения. При этом ограничения имеют охранительный характер (в одних случаях – это необходимость охраны природной среды, ее объектов, историко-культурного наследия, в других случаях – это обеспечение безопасности, здоровья и жизни человека, например, связанное с ограничением негативного влияния радиационного, химического воздействия). Вводимые режимы могут быть обусловлены особыми обстоятельствами, в частности, введением чрезвычайного положения. Выделяют внутриотраслевые режимы (для правовых режимов – атмосферы, почвы, воды: или гражданина, иностранного гражданина, лица без гражданства – для конституционного режима). Виды АП режимов: территорий, положений, безопасности. Режимы территорий: заповедников, заказников, пограничный, территорий городов. Режимы положений: военного, чрезвычайной ситуации. Режимы безопасности: санитарно–эпидемиологической, пожарной, дорожной, безопасности ведения работ. Введение режима чрезвычайной ситуации предусматривается для обеспечения госбезопасности и законного общественного порядка. Данный режим вводится Президентом РБ (п. 22 ст. 84 Конституции РБ) на территории РБ или в отдельных ее местностях. Указ Президента о его введении в трехдневный срок вносится на утверждение Совета Республики Национального собрания. Перечень обстоятельств, в которых вводится режим (по Закону РБ о чрезвычайном положении): 1) чрезвыч. ситуации природного и техногенного характера; 2) чрезвычайные экологические ситуации (эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, катастроф, стихийных бедствий, которые повлекли (могут повлечь) человеческие жертвы и т.д.); 3) беспорядки, сопровождающиеся насилием или угрозой насилия, угрозой жизни и здоровья людей, территориальной целостности и существования государства.Статья 11 Закона предусматривает меры, например, при введении чрезвычайного положения это: а) полное или частичное приостановление на соответствующей территории полномочий государственных органов; б) установление ограничений на свободу передвижения по соответствующей территории введение особых режимов въезда-выезда с нее; в) усиление охраны общественного порядка и объектов, подлежащих государственной охране, а также обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта;г) установление ограничений на осуществление отдельных видов финансово-экономической деятельности, включая перемещение товаров, услуг и финансовых средств; д) установление особого порядка продажи, приобретения и распределения продовольствия и предметов первой необходимости; е) запрещение или ограничение проведения собраний, митингов и т.д. со стороны лиц и организаций, в результате действий которых введено чрезвычайное положение; ж) отложение проведения забастовок или приостановление их на соответствующей территории, но не более чем на 3 месяца; з) ограничение движения ТС и их досмотр; и) приостановление деятельности опасных производств касательно взрывчатых, радиоактивных, химически и биологически опасные веществ; к) эвакуация материальных и культурных ценностей в безопасные районы в случае, если существует реальная угроза их уничтожения, похищения или повреждения в связи с чрезвычайными обстоятельствами. Срок действия чрезвычайного положения, вводимого на всей территории Республики Беларусь, не может превышать 30 суток, а вводимого в ее отдельных местностях, – 60 суток. Срок может быть продлен.

БИЛЕТ №22

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

ЗАКОН О ЧРЕЗВЫЧАЙНОМ ПОЛОЖЕНИИ

ЗАКОН РОССИЙСКОЙ СОВЕТСКОЙ ФЕДЕРАТИВНОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ О ЧРЕЗВЫЧАЙНОМ ПОЛОЖЕНИИ Раздел 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Чрезвычайное положение, вводимое в соответствии с Конституцией РСФСР и настоящим Законом на всей либо на части территории РСФСР, означает особый правовой режим деятельности органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций, допускающий установленные настоящим Законом ограничения прав и свобод граждан и прав юридических лиц, а также возложение на них дополнительных обязанностей. Чрезвычайное положение является временной мерой и может вводиться исключительно в интересах обеспечения безопасности граждан и охраны конституционного строя республики.

Статья 2. Целью введения чрезвычайного положения является скорейшая нормализация обстановки, восстановление законности и правопорядка, устранение угрозы безопасности граждан и оказание им необходимой помощи. Раздел II. УСЛОВИЯ, ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК ВВЕДЕНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 3. Чрезвычайное положение может вводиться лишь в условиях, когда обстоятельства, служащие основанием для введения чрезвычайного положения, представляют собой реальную, чрезвычайную и неизбежную угрозу безопасности граждан или конституционному строю республики, устранение которой невозможно без применения чрезвычайных мер.

Статья 4. Основаниями введения чрезвычайного положения, при соблюдении требований статьи 3 настоящего Закона, могут быть: а) попытки насильственного изменения конституционного строя, массовые беспорядки, сопровождающиеся насилием, межнациональные конфликты, блокада отдельных местностей, угрожающие жизни и безопасности граждан или нормальной деятельности государственных институтов; б) стихийные бедствия, эпидемии, эпизоотии, крупные аварии, ставящие под угрозу жизнь и здоровье населения и требующие проведения аварийно-спасательных и восстановительных работ.

Статья 5. Чрезвычайное положение на всей территории РСФСР или в отдельных ее местностях вводится указом Президента РСФСР с немедленным уведомлением Президиума Верховного Совета РСФСР или указом Президиума Верховного Совета РСФСР с немедленным уведомлением Президента РСФСР. Чрезвычайное положение на всей либо на части территории РСФСР может быть введено также Президентом СССР с согласия Верховного Совета РСФСР.

Статья 6. В случае, если чрезвычайное положение вводится только на территории одной из республик, входящих в состав РСФСР, необходимо предварительное согласие Президиума Верховного Совета этой республики. Введение чрезвычайного положения без согласия Президиума Верховного Совета республики, входящей в состав РСФСР, допускается лишь с целью пресечения массовых беспорядков, сопровождающихся насилием. Если обстоятельства, служащие основанием для введения чрезвычайного положения, затрагивают территорию только одной республики, входящей в состав РСФСР, чрезвычайное положение в этой республике может быть введено указом Президиума Верховного Совета этой республики с уведомлением Президента РСФСР и Президиума Верховного Совета РСФСР и осуществляется в соответствии с положениями настоящего Закона.

Статья 7. До введения чрезвычайного положения по основаниям, указанным в п. «а» статьи 4 настоящего Закона, Президент РСФСР или Председатель Верховного Совета республики, входящей в состав РСФСР, обязан обратиться к группам лиц, организациям, учреждениям, являющимся инициаторами или участниками действий, служащих основанием для введения чрезвычайного положения, с предупреждением и требованием прекратить противоправные действия в течение установленного в обращении срока. В случае неподчинения упомянутых лиц, организаций и учреждений обращенному к ним требованию и продолжения ими противоправных действий по истечении установленного срока может быть введено чрезвычайное положение.

Статья 8. Введение чрезвычайного положения по основаниям, указанным в п. «б» статьи 4 настоящего Закона, допускается только с согласия органов государственной власти пострадавшей территории, если они продолжают нормально функционировать.

Статья 9. В обстоятельствах, требующих неотложных мер по спасению населения, чрезвычайное положение может быть введено немедленно и без предупреждения.

Статья 10. В указе о введении чрезвычайного положения должны быть указаны: а) обстоятельства, послужившие основанием для введения чрезвычайного положения, в соответствии с требованиями статей 3 и 4 настоящего Закона; б) основание необходимости введения чрезвычайного положения, в соответствии с требованиями статьи 3 настоящего Закона; в) перечень и пределы чрезвычайных мер и исчерпывающий перечень временных ограничений прав и свобод граждан с соблюдением требований статей 26 и 27 настоящего Закона; г) государственные органы, ответственные за осуществление мер чрезвычайного положения, и точные пределы чрезвычайных полномочий этих органов; д) границы территории, на которой вводится чрезвычайное положение; е) время вступления в силу указа, а также точный срок, на который вводится чрезвычайное положение. Указ о введении чрезвычайного положения доводится до сведения населения через средства массовой информации не менее чем за 6 часов до вступления его в силу, за исключением случаев, указанных в статье 9 настоящего Закона.

Это интересно:  Оквэд ремонт машин и оборудования 2019

Статья 11. Указ о введении чрезвычайного положения в период работы сессии Верховного Совета РСФСР подлежит передаче на утверждение Верховного Совета РСФСР немедленно. Верховный Совет РСФСР рассматривает указ в срок, не превышающий 24 часов. В период между сессиями Верховного Совета РСФСР одновременно с решением о введении чрезвычайного положения Президиум Верховного Совета РСФСР принимает решение о созыве внеочередной сессии Верховного Совета РСФСР, на которой Верховный Совет рассматривает указ о введении чрезвычайного положения в срок, не превышающий 72 часов с момента его принятия. При объявлении через средства массовой информации о введении чрезвычайного положения народные депутаты-члены Верховного Совета РСФСР обязаны прибыть к месту заседаний Верховного Совета РСФСР в возможно короткие сроки без специального вызова.

Статья 12. Указ о введении чрезвычайного положения, не утвержденный постановлением Верховного Совета РСФСР в порядке и сроки, установленные статьей 11 настоящего Закона, утрачивает силу, о чем население соответствующей территории оповещается через средства массовой информации. При утверждении указа о введении чрезвычайного положения, даче согласия на введение чрезвычайного положения Президентом СССР и в период действия режима чрезвычайного положения Верховный Совет РСФСР или соответственно Верховный Совет республики, входящей в состав РСФСР, вправе изменить перечень и пределы чрезвычайных мер, предусмотренных указом о введении чрезвычайного положения, или принять решение об отмене чрезвычайного положения.

Статья 13. Срок действия чрезвычайного положения, вводимого на всей территории РСФСР, не может превышать 30 дней, вводимого на части территории РСФСР, — не может превышать 60 дней. По истечении этого срока чрезвычайное положение прекращается или продлевается на такой же срок постановлением Верховного Совета РСФСР. Срок действия чрезвычайного положения, вводимого указом Президиума Верховного Совета республики, входящей в состав РСФСР, не может превышать 60 дней и продлевается постановлением Верховного Совета этой республики.

Статья 14. При введении чрезвычайного положения на всей территории РСФСР сессия Верховного Совета РСФСР продолжает свои заседания в течение всего срока действия чрезвычайного положения. При введении чрезвычайного положения на части территории РСФСР Верховный Совет РСФСР вправе прервать внеочередную сессию. Действие частей 1 и 2 настоящей статьи распространяется также на порядок работы Верховного Совета республики, входящей в состав РСФСР, на всей или части территории которой указом Президиума Верховного Совета этой республики введено чрезвычайное положение. Раздел III. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ, ВВОДИМЫЕ НА ПЕРИОД ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 15. На территории, где введено чрезвычайное положение, указом о введении чрезвычайного положения отдельным указом могут вводиться особые формы управления в соответствии с настоящим Законом. Высшие органы государственной власти и управления РСФСР и республик, входящих в состав РСФСР, вправе отменить любое решение нижестоящих органов, действующих на территории, где введено чрезвычайное положение. Государственные органы, осуществляющие управление в условиях чрезвычайного положения, могут наделяться чрезвычайными полномочиями для принятия мер, необходимых для скорейшей нормализации обстановки, восстановления правопорядка и законности и ликвидации угрозы безопасности граждан. Эти чрезвычайные меры могут предусматривать временное ограничение прав и свобод граждан, за исключением прав и свобод, перечисленных в статье 27 настоящего Закона.

Статья 16. Органы исполнительной власти территории, на которой введено чрезвычайное положение, могут быть поставлены в прямое подчинение Президенту РСФСР либо назначенному им или Президиумом Верховного Совета РСФСР органу. В случае введения чрезвычайного положения указом Президиума Верховного Совета республики, входящей в состав РСФСР, орган, указанный в части 1 настоящей статьи, назначается Президиумом Верховного Совета этой республики.

Статья 17. Для координации работ по ликвидации обстоятельств, вызвавших введение чрезвычайного положения, а также в случае ненадлежащего осуществления своих функций органами государственной власти и управления территории, на которой введено чрезвычайное положение, могут быть образованы специальные временные органы. Этим органам могут быть переданы полностью или частично распорядительные и исполнительные полномочия органов государственной власти и управления на территориях, где введено чрезвычайное положение.

Статья 18. В исключительных случаях при введении чрезвычайного положения по основаниям, указанным в п. «а» статьи 4 настоящего Закона, постановлением Верховного Совета РСФСР министру внутренних дел РСФСР и председателю КГБ РСФСР может быть поручено создание совместного оперативного штаба и назначение коменданта территории, на которой введено чрезвычайное положение.

Статья 19. Органы, указанные в статьях 16, 17 и 18 настоящего Закона, вправе издавать обязательные к исполнению на соответствующей территории приказы и распоряжение по вопросам обеспечения режима чрезвычайного положения. В случае создания специальных органов управления, предусмотренных статьями 17 и 18 настоящего Закона, полномочия местных Советов народных депутатов и их исполнительно-распорядительных органов могут быть временно ограничены либо приостановлены органом, принявшим решение о введении чрезвычайного положения.

Статья 20. Все государственные органы, предприятия, учреждения, общественные организации и граждане, находящиеся на территории, где введено чрезвычайное положение, обязаны оказывать всемерную поддержку государственным органам РСФСР и входящих в состав РСФСР республик, осуществляющим особое управление на соответствующей территории, и выполнять их обязательные распоряжения и приказы. Невыполнение распоряжений и приказов влечет ответственность, установленную статьями 30 и 31 настоящего Закона.

Статья 21. Для обеспечения общественного порядка, охраны жизни, здоровья, безопасности, прав, свобод и законных интересов граждан используются силы и средства органов внутренних дел территории, на которой объявлено чрезвычайное положение. По предложению министра внутренних дел РСФСР или председателя КГБ РСФСР Президент РСФСР обеспечивает привлечение дополнительных сил и средств органов МВД и КГБ. В исключительных случаях при введении чрезвычайного положения по основаниям, установленным п. «б» статьи 4 настоящего Закона, Президент РСФСР по поручению Верховного Совета РСФСР принимает меры по привлечению Вооруженных Сил, находящихся в подчинении органов Союза ССР. Списки личного состава подразделений и формирований, принимавших непосредственное участие в устранении обстоятельств, вызвавших введение чрезвычайного положения, хранятся в архивах Комитета Совета Министров РСФСР по чрезвычайным ситуациям. Раздел IV. МЕРЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 22. В соответствии с п. «в» статьи 10 настоящего Закона указом о введении чрезвычайного положения либо отдельным указом органа, принявшего решение о введении чрезвычайного положения, устанавливаются перечень и пределы чрезвычайных мер, применяемых в условиях чрезвычайного положения, включая исчерпывающий перечень временных ограничений прав и свобод граждан. На период чрезвычайного положения могут устанавливаться следующие меры: а) особый режим въезда и выезда, а также ограничение свобод передвижения по территории, на которой введено чрезвычайное положение; б) усиление охраны общественного порядка и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения; в) запрещение проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, а также иных массовых мероприятий; г) запрещение забастовок; д) ограничение движения транспортных средств и их досмотр.

Статья 23. В случае введения чрезвычайного положения по основаниям, указанным в п. «а» статьи 4 настоящего Закона, дополнительно могут вводиться следующие меры: а) комендантский час, то есть запрет находиться на улицах и в иных общественных местах без специально выданных пропусков и документов, удостоверяющих личность, в установленное время суток; б) ограничение свободы печати и других средств массовой информации путем введения предварительной цензуры; допускается временный арест печатной продукции до отмены чрезвычайного положения, а также временное изъятие звукоусиливающих технических средств и множительной аппаратуры; в) приостановление, после соответствующего предупреждения, деятельности политических партий, общественных организаций и массовых движений, препятствующих нормализации обстановки; г) проверка документов в местах скопления граждан, а в исключительных случаях, при имеющихся данных о наличии у граждан оружия, — личный досмотр, досмотр вещей, жилища и транспортных средств; д) ограничение или запрещение продажи оружия, ядовитых веществ, спиртных напитков; в исключительных случаях допускается временное изъятие у граждан огнестрельного и холодного оружия и боеприпасов, ядовитых и взрывчатых веществ, а у предприятий, учреждений и организаций — также и учебной военной техники и радиоактивных веществ; е) выдворение нарушителей общественного порядка, не являющихся жителями данной местности, к месту их постоянного проживания либо за пределы территории, на которой введено чрезвычайное положение, за их счет.

Это интересно:  Договор продажи недвижимости заключается в форме

Статья 24. В случае введения чрезвычайного положения по основаниям, указанным в п. «б» статьи 4 настоящего Закона, в дополнение к мерам, перечисленным в статье 22, могут применяться следующие меры: а) временное выселение (эвакуация) граждан из районов, опасных для проживания, с обязательным предоставлением им стационарных или временных жилых помещений; б) введение особого порядка распределения продуктов питания и предметов первой необходимости; в) установление карантина и проведение других санитарно-противоэпидемических мероприятий; г) мобилизация ресурсов государственных предприятий, учреждений и организаций, изменение режима их работы, переориентация на производство необходимой в условиях чрезвычайного положения продукции, иные изменения производственной деятельности, необходимые для проведения аварийно-спасательных и восстановительных работ; д) отстранение от работы на период чрезвычайного положения руководителей государственных учреждений, предприятий и организаций, при ненадлежащем исполнении ими своих обязанностей, и назначение временно исполняющими обязанности указанных руководителей других лиц; е) в исключительных обстоятельствах, связанных с необходимостью неотложного проведения аварийно-спасательных работ, допустима мобилизация трудоспособного населения и транспортных средств граждан для проведения указанных работ при обязательном обеспечении безопасности труда.

Статья 25. Меры, указанные в статьях 23 и 24, могут применяться только в условиях чрезвычайного положения. Раздел V. ГАРАНТИИ ПРАВ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГРАЖДАН И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 26. Меры, применяемые в условиях чрезвычайного положения и влекущие за собой изменение установленных законом полномочий органов государственной власти и управления, прав общественных организаций, а также прав, свобод и обязанностей граждан, должны осуществляться в тех пределах, в которых это требуется остротой создавшегося положения. Применение таких мер на части территории республики не может влечь за собой изменение полномочий органов государственной власти и управления, прав общественных организаций, а также прав и обязанностей граждан в других местностях, а также в республике в целом. Эти меры должны быть совместимы с обязательствами, вытекающими из действующих международных договоров СССР и РСФСР в области прав человека, а также не должны влечь за собой какой-либо дискриминации отдельных лиц или групп населения исключительно по признакам расы, национальности, пола, языка, религии, политических убеждений или социального происхождения.

Статья 27. Введение чрезвычайного положения не может служить основанием для применения пыток, жестокого, бесчеловечного или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания, для каких-либо ограничений права на жизнь, на свободу мысли, совести, религии в понимании этих прав и свобод, принятом в Международном Пакте о гражданских и политических правах и не противоречащих им законах РСФСР. Равным образом, недопустимо применение обратной силы уголовного закона, устанавливающего наказуемость деяния или усиливающего наказание.

Статья 28. Порядок и условия применения силы, специальных средств и огнестрельного оружия, состоящих на вооружении органов внутренних дел, регулируются законами РСФСР и не подлежат изменению в условиях чрезвычайного положения.

Статья 29. Граждане, нарушившие правила комендантского часа, установленные в соответствии со статьей 23 настоящего Закона, задерживаются силами охраны правопорядка до окончания комендантского часа, а лица, не имеющие при себе документов, — до установления их личности, но не более чем на трое суток; задержанные лица и находящиеся при них вещи могут быть подвергнуты досмотру.

Статья 30. Нарушение гражданами требований режима чрезвычайного положения, установленных в соответствии со статьями 22, 23 и 24 настоящего Закона, за исключением правил комендантского часа, влечет административное взыскание в виде штрафа в размере от 50 до 500 рублей, если эти нарушения не влекут за собой уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством РСФСР. Взыскание налагается в порядке, установленном Кодексом РСФСР об административных правонарушениях.

Статья 31. Неоднократное нарушение установленных требований режима чрезвычайного положения, действия, провоцирующие нарушение правопорядка или разжигающие национальную рознь, а также нарушающие общественный порядок, активное воспрепятствование осуществлению гражданами и должностными лицами их законных прав и обязанностей, а равно неповиновению законному распоряжению или требованию сотрудника органов внутренних дел или КГБ при исполнении ими служебных обязанностей по охране общественного порядка, влекут за собой наложение штрафа в размере до 1000 рублей или административный арест на срок до тридцати суток, если эти действия не влекут за собой уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством РСФСР. Те же действия, совершенные должностными лицами, влекут за собой наложение штрафа в размере до 3000 рублей или административный арест на срок до 30 суток. Дела о нарушениях, предусмотренных частью 1 и 2 настоящей статьи, рассматриваются народным судьей в порядке, установленном Кодексом РСФСР об административных правонарушениях, в срок до трех суток. Лица, совершившие административные нарушения, могут быть задержаны вплоть до рассмотрения дела народным судьей.

Статья 32. Акты, принятые для обеспечения режима чрезвычайного положения, утрачивают силу одновременно с прекращением чрезвычайного положения без специального о том уведомления. Отмена чрезвычайного положения влечет за собой прекращение производства по делам о нарушениях режима чрезвычайного положения и немедленное освобождение лиц, подвергнутых административному аресту.

Статья 33. Неправомерное применение силы сотрудниками органов внутренних дел и военнослужащими, превышение должностными лицами служебных полномочий, включая нарушения гарантий прав граждан, установленных настоящим Законом, влечет за собой ответственность согласно действующему законодательству РСФСР.

Статья 34. Правосудие на территории, где введено чрезвычайное положение, осуществляется только судом. На этой территории действуют все суды, учрежденные в соответствии со статьей 163 Конституции РСФСР. Учреждение каких-либо форм или видов чрезвычайных судов запрещается. Все судопроизводство во всех судах ведется в соответствии с действовавшими на момент введения чрезвычайного положения законами РСФСР. Использование любых видов и форм ускоренного или чрезвычайного судопроизводства запрещается. На территории, где введено чрезвычайное положение, по решению Верховного Суда РСФСР может быть изменена территориальная подсудность уголовных и гражданских дел.

Статья 35. Деятельность органов Прокуратуры РСФСР на территории, где введено чрезвычайное положение, осуществляется в порядке, установленном законодательством РСФСР.

Статья 36. Приговоры о применении смертной казни, вынесенные за преступления, совершенные в период действия чрезвычайного положения, не приводятся в исполнение в течение всего времени чрезвычайного положения и тридцати суток после его прекращения или отмены. Раздел VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 37. Верховный Совет РСФСР либо Верховный Совет республики, входящей в состав РСФСР, утвердившие указ о введении чрезвычайного положения, в течение всего периода чрезвычайного положения осуществляют контроль за соблюдением настоящего Закона и проводят инспектирование соответствующих территорий. Все должностные лица обязаны содействовать осуществлению указанных функций Верховных Советов и незамедлительно представлять запрошенную информацию.

Статья 38. В период действия чрезвычайного положения на всей территории РСФСР, а равно на части ее территории по основаниям, указанным в п. «а» статьи 4 настоящего Закона, не допускается изменение Конституции и избирательных законов РСФСР, конституций республик, входящих в состав РСФСР, не проводятся выборы высших органов государственной власти РСФСР и референдумы РСФСР. На территориях, где введено чрезвычайное положение, выборы органов государственной власти и местного самоуправления не проводятся в течение всего периода чрезвычайного положения.

Статья 39. Порядок финансирования работ, необходимых для ликвидации причин и последствий обстоятельств, вызвавших введение чрезвычайного положения, определяется Советом Министров РСФСР.

Статья 40. О введении чрезвычайного положения Президент РСФСР либо Президиум Верховного Совета РСФСР в течение суток извещают Президента СССР и Президиум Верховного Совета СССР.

Статья написана по материалам сайтов: vuzlit.ru, studopedia.ru, gufo.me.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector