+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Закон о лицензировании медицинской деятельности

Содержание

Привет, меня зовут Майя, просто делюсь своим опытом

Положение о медицинской деятельности

Новое положение о лицензировании медицинской деятельности. Что изменилось?

С 03.11.2011 вступил в силу Закон о лицензировании , в соответствии с которым медицинская деятельность подлежит лицензированию. Правительство РФ разработало и утвердило Постановлением от 16.04.2012 N 291 Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра Сколково») (далее — Положение N 291). Ранее действовавшее Положение, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 N 30 (далее — Положение N 30), утратило силу. О том, что регламентирует новый документ, расскажем в статье.

Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Какие органы осуществляют лицензирование медицинской деятельности?

В соответствии с п. 2 Положения N 291 лицензирование медицинской деятельности осуществляют следующие лицензирующие органы:

  1. Росздравнадзор — в отношении:
  • медицинских и иных организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, государственным академиям наук;
  • медицинских и других организаций, подведомственных органам исполнительной власти субъектов РФ, за исключением медицинских организаций, находящихся с 1 января 2011 г. по 31 декабря 2012 г. включительно в муниципальной собственности;
  • медицинских и иных организаций, осуществляющих деятельность по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи;
  1. уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ — в отношении:
  • медицинских и иных организаций, подведомственных органам исполнительной власти субъектов РФ и находящихся с 1 января 2011 г. по 31 декабря 2012 г. включительно в муниципальной собственности, медицинских и других организаций муниципальной и частной систем здравоохранения, за исключением медицинских и иных организаций, осуществляющих деятельность по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи;
  • медицинских и иных организаций, за исключением подведомственных федеральным органам исполнительной власти, государственным академиям наук, а также медицинских и иных организаций, осуществляющих деятельность по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи, — с 1 января 2013 г.;
  • индивидуальных предпринимателей.

Данная норма приведена в соответствие со ст. 15 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Закон об основах охраны здоровья граждан в РФ). Ранее лицензирование медицинской деятельности также было возложено на территориальные органы Росздравнадзора и органы исполнительной власти субъекта РФ (п. 2 Положения N 30).

Виды работ (услуг), отнесенных к медицинской деятельности

Пунктом 3 Положения N 291 закреплено, что медицинская деятельность предусматривает оказание первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, проведение медицинских экспертиз, осмотров, освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, а также при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.

Полный перечень видов работ (услуг) приведен в Приложении к указанному Положению. Отметим, что он расширен и дополнен новыми видами работ (услуг) по медицинской деятельности, к которым относятся, в частности:

  • проведение профилактических прививок (вакцинация);
  • водолазная медицина;
  • гигиена в стоматологии;
  • забор гемопоэтических стволовых клеток;
  • забор, криоконсервация и хранение половых клеток и тканей репродуктивных органов;
  • изъятие и хранение органов и (или) тканей человека для трансплантации;
  • лечебная физкультура;
  • медицинские осмотры (предсменные, послесменные);
  • медицинский массаж;
  • медицинская реабилитация;
  • энтомология;
  • эпидемиология.

Какие требования установлены к соискателю лицензии?

В отличие от ранее действовавшего Положения N 30, новый нормативный акт, регламентирующий порядок лицензирования медицинской деятельности, четко разграничивает, какие требования предъявляются к соискателю лицензии, а какие — к лицензиату.

Для справки. Соискатель лицензии — юридическое лицо (индивидуальный предприниматель), обратившееся в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии (п. 5 ст. 3 Закона о лицензировании).

Лицензиат — юридическое лицо (индивидуальный предприниматель), имеющее лицензию (п. 6 ст. 3 Закона о лицензировании).

В силу п. 4 Положения N 291 соискатель лицензии для осуществления медицинской деятельности должен соответствовать следующим лицензионным требованиям:

  1. наличие зданий, строений, сооружений и (или) помещений, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании, необходимых для выполнения (оказания) заявленных работ (услуг) и отвечающих установленным требованиям;
  2. наличие принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов), необходимых для выполнения (оказания) заявленных работ (услуг) и зарегистрированных в установленном порядке;
  3. наличие:
  • у руководителя медицинской организации, его заместителей, ответственных за осуществление медицинской деятельности, руководителя структурного подразделения иной организации, ответственного за осуществление медицинской деятельности, — высшего медицинского образования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, сертификата специалиста, а также дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье»;
  • у руководителя организации, входящей в систему федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, или его заместителя, ответственного за осуществление медицинской деятельности, — высшего медицинского образования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, сертификата специалиста, а также дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста по специальности «социальная гигиена и организация госсанэпидслужбы»;
  • у руководителя структурного подразделения медицинской организации, осуществляющего медицинскую деятельность, — высшего профессионального образования, послевузовского (для специалистов с медицинским образованием) и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, и сертификата специалиста (для специалистов с медицинским образованием);
  • у индивидуального предпринимателя — высшего медицинского образования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, и сертификата специалиста, а при намерении оказывать доврачебную помощь — среднего медицинского образования и сертификата специалиста по соответствующей специальности;
  1. наличие у лиц, замещающих должности руководителей медицинских организаций (структурных подразделений), индивидуального предпринимателя стажа работы по специальности:
  • не менее пяти лет — при наличии высшего медицинского образования;
  • не менее трех лет — при наличии среднего медицинского образования;
  1. наличие заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры работников, имеющих среднее, высшее, послевузовское и (или) дополнительное медицинское или иное необходимое для выполнения (оказания) заявленных работ (услуг) профессиональное образование и сертификат специалиста (для специалистов с медицинским образованием);
  2. наличие заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры работников, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов) и имеющих необходимое профессиональное образование и (или) квалификацию, либо наличие договора с организацией, имеющей лицензию на осуществление соответствующей деятельности;
  3. соответствие структуры и штатного расписания соискателя лицензии — юридического лица, входящего в государственную или муниципальную систему здравоохранения, общим требованиям, установленным для соответствующих медицинских организаций;
  4. соответствие соискателя лицензии — юридического лица:
  • намеренного выполнять (оказывать) заявленные работы (услуги) по обращению донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях — требованиям, установленным ст. 13 Закона РФ от 09.06.1993 N 5142-1 «О донорстве крови и ее компонентов»;
  • намеренного выполнять (оказывать) заявленные работы (услуги) по трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей — требованиям, предусмотренным ст. 4 Закона РФ от 22.12.1992 N 4180-1 «О трансплантации органов и (или) тканей человека»;
  • намеренного осуществлять медико-социальную экспертизу — установленным ст. 60 Закона об основах охраны здоровья граждан в РФ и ст. 8 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» требованиям, касающимся организационно-правовой формы юридического лица;
  1. наличие внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.

Отметим, что требования, предъявляемые к штату соискателя лицензии, более конкретизированы (например, в части наличия дополнительного специального образования и сертификата специалиста у руководителей медицинских организаций, соответствия структуры и штатного расписания юридического лица (для госучреждений системы здравоохранения)). Введено требование о наличии внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности. Ранее действовавшее Положение N 30 не содержало вышеперечисленных требований.

Какие требования должен соблюдать лицензиат?

В соответствии с п. 5 Положения N 291 лицензиат, получивший лицензию, обязан:

а) соблюдать порядок оказания медицинской помощи;

б) соблюдать установленный порядок осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности;

в) соблюдать предусмотренный порядок предоставления платных медицинских услуг;

г) повышать квалификацию специалистов, выполняющих (оказывающих) заявленные работы (услуги), не реже одного раза в пять лет.

Обратите внимание! Осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет наступление ответственности, определенной законодательством РФ. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных п.

Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 «О лицензировании медицинской деятельности»

4 и пп. «а», «б» п. 5 Положения N 291, которое привело к последствиям, установленным ч. 11 ст. 19 Закона о лицензировании.

Какие документы следует представить для получения лицензии?

Для получения лицензии соискатель должен подать в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии по установленной форме, подписанное руководителем, с приложением (ст. 13 Закона о лицензировании):

  • копий учредительных документов юридического лица, засвидетельствованных в нотариальном порядке;
  • документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за предоставление лицензии;
  • описи прилагаемых документов.

Кроме того, в соответствии с п. 7 Положения N 291 учреждению необходимо представить:

  • копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений и (или) помещений, необходимых для выполнения (оказания) заявленных работ (услуг), права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (если такие права зарегистрированы в указанном реестре — сведения об этих зданиях, строениях, сооружениях и (или) помещениях);
  • копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов), необходимых для выполнения (оказания) заявленных работ (услуг);
  • сведения о наличии выданного в установленном порядке санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений и (или) помещений, необходимых для выполнения (оказания) соискателем лицензии заявленных работ (услуг);
  • сведения о государственной регистрации медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов), необходимых для выполнения (оказания) соискателем лицензии заявленных работ (услуг);
  • копии документов, подтверждающих наличие у медицинских работников, руководителя, заместителей руководителя соответствующего профессионального образования, сертификатов, стажа работы по специальности.

При намерении лицензиата заниматься медицинской деятельностью по адресу места ее осуществления, не указанному в лицензии, либо выполнять (оказывать) новые работы (услуги), составляющие медицинскую деятельность, в заявлении о переоформлении лицензии указывается новый адрес либо сведения о новых работах (услугах) и представляются предусмотренные п. 7 Положения N 291 сведения (документы), подтверждающие наличие у лицензиата:

  • зданий, сооружений и (или) помещений, необходимых для осуществления деятельности;
  • соответствующего медицинского оборудования, аппаратов, приборов, инструментов;
  • санитарно-эпидемиологического заключения;
  • сведений о государственной регистрации ИМН;
  • копий документов о наличии у работников медицинской организации специального образования и сертификата специалиста.

К сведению. При проведении проверки сведений, содержащихся в представленных соискателем лицензии (лицензиатом) заявлении и прилагаемых к нему документах, лицензирующий орган вправе запрашивать необходимые сведения у других соответствующих органов либо подведомственных им организаций в порядке, установленном Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Каков порядок принятия решения о выдаче (переоформлении) лицензии?

Согласно ст. 14 Закона о лицензировании срок принятия решения о предоставлении или отказе в выдаче лицензии не должен превышать 45 рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов.

В течение трех рабочих дней после дня подписания и регистрации лицензии лицензирующим органом она вручается лицензиату или направляется ему заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении (п. 5 ст. 14 Закона о лицензировании).

В силу п. 7 ст. 14 указанного Закона основаниями для отказа в предоставлении лицензии для аптечных учреждений могут быть:

  • наличие в представленных соискателем лицензии заявлении и (или) прилагаемых к нему документах недостоверной или искаженной информации;
  • установленное в ходе проверки несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям.

Обратите внимание! На основании п. 8 ст. 14 Закона о лицензировании решение лицензирующего органа об отказе в предоставлении лицензии или его бездействие может быть обжаловано соискателем лицензии в порядке, установленном законодательством РФ.

Каков порядок информирования о выдаче (переоформлении) лицензии?

Одним из новшеств Положения N 291 является требование о размещении лицензирующим органом в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» в порядке, установленном Правительством РФ, сведений о ходе принятия им решения о предоставлении или переоформлении лицензии, проведении проверки соответствия соискателя лицензии и лицензиата лицензионным требованиям.

Кроме того, согласно п. 11 Положения N 291 информация, относящаяся к осуществлению медицинской деятельности, предусмотренная ч. 1 и 2 ст. 21 Закона о лицензировании, должна размещаться на официальном сайте лицензирующего органа в Интернете и (или) на информационных стендах в помещениях лицензирующего органа в течение 10 дней с момента:

  • официального опубликования нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования к лицензируемой деятельности;
  • принятия лицензирующим органом решения о предоставлении, переоформлении, приостановлении, возобновлении, прекращении действия лицензии;
  • получения от ФНС сведений о ликвидации юридического лица или прекращении его деятельности в результате реорганизации, прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;
  • вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии.

В заключение отметим, что согласно ст. 9 Закона о лицензировании все лицензии, выдаваемые в соответствии с новым Законом, будут действовать бессрочно. Ранее лицензия на осуществление медицинской деятельности выдавалась на срок не менее пяти лет, а бессрочное действие лицензии Положением N 30 не было предусмотрено. Таким образом, законодатель провел мероприятия по совершенствованию процедуры лицензирования.

бухгалтерский учет и налогообложение»

Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 22.02.2017)

«О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 03.07.2016)

«Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)

Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 30.12.2015)

«О лицензировании отдельных видов деятельности» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)

Приказ Минздравсоцразвития России от 27.12.2011 N 1664н (ред.

Постановление Правительства от 16.04.12 О лицензировании медицинской деятельности

«Об утверждении номенклатуры медицинских услуг»

Приказ Минздрава РФ от 05.06.1998 N 186 (ред. от 05.08.2003)

«О повышении квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием»

Приказ Минздрава России от 11.03.2013 N 121н

«Об утверждении Требований к организации и выполнению работ (услуг) при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.05.2013 N 28321)

Приказ Минздрава России от 07.10.2015 N 700н (ред. от 11.10.2016)

«О номенклатуре специальностей специалистов, имеющих высшее медицинское и фармацевтическое образование» (Зарегистрировано в Минюсте России 12.11.2015 N 39696)

Приказ Минздрава России от 03.08.2012 N 66н

«Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях» (Зарегистрировано в Минюсте России 04.09.2012 N 25359)

Постановление Правительства РФ от 21.11.2011 N 957 (ред. от 22.11.2016)

«Об организации лицензирования отдельных видов деятельности» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)

Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 (ред. от 23.09.2016, с изм. от 08.12.2016)

Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 (ред. от 23.09.2016, с изм. от 08.12.2016) «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)» (вместе с «Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)»)

Это интересно:  До какого числа сдают ндс

Постановление Правительства РФ от 06.10.2011 N 826

«Об утверждении типовой формы лицензии»

Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2012 г. N 1006

«Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг»

Постановление от 16 апреля 2012 г. N 291

О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ УКАЗАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОЙ МЕДИЦИНСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ И ДРУГИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, ВХОДЯЩИМИ В ЧАСТНУЮ СИСТЕМУ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, НА ТЕРРИТОРИИ ИННОВАЦИОННОГО ЦЕНТРА «СКОЛКОВО»)

Федеральный закон от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ

О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 11 марта 2013 г. N 121н

«Об утверждении требований к организации и выполнению работ (услуг) при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях»

An error occurred.

Лицензирование медицинской деятельности — 2012

В России продолжается формирование новых требований к лицензированию медицинской деятельности.

3 ноября 2011 года вступил в силу Федеральный закон № 99 «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Медицинской профессиональное сообщество ждало отмены медицинского лицензирования (кто со страхом, кто с надеждой), но получило документ, в котором, напротив, появились новые требования:

проверки соблюдения законодательства о лицензировании в медучреждениях могут проводиться ежегодно:

законом определено ведение лицензионного дела на каждую организацию.

В январе 2012 года Правительство обещало опубликовать Постановление «О лицензировании медицинской деятельности», однако вышло оно только в апреле этого года, причем вовсе не в том виде, в каком его можно было увидеть в проекте.

Собственно, от проекта осталось только длинное и неудобоваримое название:

Постановление Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. №291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)».

О том, почему территория «Сколкова» выведена за скобки российского законодательства, мы сейчас рассуждать не будем.

Рассмотрим, что изменилось в документе.

В первую очередь, это не окончательно определенные условия лицензирования медицинской деятельности. В Постановлении есть одна значимая фраза:

«Требования к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования устанавливаются Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации».

Она предполагает, что процесс создания нормативной базы еще не закончен. Видимо, будет еще и отдельный приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ, который установит «требования к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования».

Изменились требования к стажу и квалификации руководителей медицинских учреждений:

у руководителя медицинской организации, заместителей руководителя медицинской организации обязательно наличие высшего медицинского образования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, сертификата специалиста, а также дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье».

Стаж работы по специальности для руководителей и заместителей при наличии высшего медицинского образования оставлен прежний — не менее 5 лет. При наличии среднего медицинского образования — снижен до 3 лет.

Расширены требования к принадлежащим соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании медицинским изделиям (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов), необходимых для выполнения заявленных работ (услуг). Они должны быть зарегистрированы в установленном порядке и внесены в реестр.

В 2011 году в России утверждены и вступили в силу Правила обращения медицинских изделий и создан Реестр зарегистрированных медизделий. (приказ Минздравсоцразвития России №1198н от 27 декабря 2011 г.) «Об утверждении правил в сфере обращения медицинских изделий».

А 1 января 2012 года вступил в силу Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» 323-ФЗ.

Постановление 291 о лицензировании медицинской деятельности: суть и нюансы

В нем есть следующее требование:

«На территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти».

Установленный порядок содержится как раз в приказе Минздравсоцразвития России №1198н от 27 декабря 2011 г.(см. выше)

Изменен Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность. Теперь в нем присутствуют:

· косметология (без разделения на терапевтическую и хирургическую)

· сестринское дело в косметологии

Со дня опубликования постановления прошло меньше месяца, однако уже есть отзывы о нем специалистов, которые многие годы занимаются изучением лицензионного дела в России:

Комментирует исполнительный директор саморегулируемой организации НП «Объединение частных медицинских клиник и центров» к.м.н. Лазарев С.В:

«Перечень работ и услуг при осуществлении медицинской деятельности требует отдельного рассмотрения, но кратко можно сказать, что новые проблемы появились.

В первую очередь – косметология.

Во-первых, в соответствии с законом теперь придётся переоформлять лицензии тем, у кого была косметология терапевтическая и хирургическая.

Во-вторых, никто не сможет переоформить лицензию по нескольким причинам.

— отсутствует порядок по косметологии, который бы определял необходимое оборудование врача-косметолога и перечень разрешённых услуг;

— органы лицензирования будут требовать диплом врача-косметолога, хотя до настоящего времени программа обучения косметологов не аккредитована, что делает невозможным получения образования врача-косметолога;

— не решён вопрос с теми специалистами, кто десятилетия оказывал помощь по косметологии.

Аналогично и с пластическим хирургом.

Проблемы возникают сегодня и у тех, кто оказывал медицинские услуги, имея в приложении к лицензии — «применение методов традиционной диагностики». Такой вид работ и услуг теперь не лицензируется. Означает ли это, что гомеопаты имеют право работать без лицензии или нет, покажет время».

Новое Положение о лицензировании медицинской деятельности. Что изменилось? (Зарипова М.)

Дата размещения статьи: 30.10.2015

Какие органы осуществляют лицензирование медицинской деятельности?

В соответствии с п. 2 Положения N 291 лицензирование медицинской деятельности осуществляют следующие лицензирующие органы:
1) Росздравнадзор — в отношении:
— медицинских и иных организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, государственным академиям наук;
— медицинских и других организаций, подведомственных органам исполнительной власти субъектов РФ, за исключением медицинских организаций, находящихся с 1 января 2011 г. по 31 декабря 2012 г. включительно в муниципальной собственности;
— медицинских и иных организаций, осуществляющих деятельность по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи;
2) уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ — в отношении:
— медицинских и иных организаций, подведомственных органам исполнительной власти субъектов РФ и находящихся с 1 января 2011 г. по 31 декабря 2012 г. включительно в муниципальной собственности, медицинских и других организаций муниципальной и частной систем здравоохранения, за исключением медицинских и иных организаций, осуществляющих деятельность по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи;
— медицинских и иных организаций, за исключением подведомственных федеральным органам исполнительной власти, государственным академиям наук, а также медицинских и иных организаций, осуществляющих деятельность по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи, — с 1 января 2013 г.;
— индивидуальных предпринимателей.
Данная норма приведена в соответствие со ст. 15 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Закон об основах охраны здоровья граждан в РФ). Ранее лицензирование медицинской деятельности также было возложено на территориальные органы Росздравнадзора и органы исполнительной власти субъекта РФ (п. 2 Положения N 30).

Виды работ (услуг), отнесенных к медицинской деятельности

Пунктом 3 Положения N 291 закреплено, что медицинская деятельность предусматривает оказание первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, проведение медицинских экспертиз, осмотров, освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, а также при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.
Полный перечень видов работ (услуг) приведен в Приложении к указанному Положению. Отметим, что он расширен и дополнен новыми видами работ (услуг) по медицинской деятельности, к которым относятся, в частности:
— проведение профилактических прививок (вакцинация);
— водолазная медицина;
— гигиена в стоматологии;
— забор гемопоэтических стволовых клеток;
— забор, криоконсервация и хранение половых клеток и тканей репродуктивных органов;
— изъятие и хранение органов и (или) тканей человека для трансплантации;
— лечебная физкультура;
— медицинские осмотры (предсменные, послесменные);
— медицинский массаж;
— медицинская реабилитация;
— энтомология;
— эпидемиология.

Какие требования установлены к соискателю лицензии?

В отличие от ранее действовавшего Положения N 30, новый нормативный акт, регламентирующий порядок лицензирования медицинской деятельности, четко разграничивает, какие требования предъявляются к соискателю лицензии, а какие — к лицензиату.

Для справки. Соискатель лицензии — юридическое лицо (индивидуальный предприниматель), обратившееся в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии (п. 5 ст. 3 Закона о лицензировании).
Лицензиат — юридическое лицо (индивидуальный предприниматель), имеющее лицензию (п. 6 ст. 3 Закона о лицензировании).

Какие требования должен соблюдать лицензиат?

В соответствии с п. 5 Положения N 291 лицензиат, получивший лицензию, обязан:
а) соблюдать порядок оказания медицинской помощи;
б) соблюдать установленный порядок осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности;
в) соблюдать предусмотренный порядок предоставления платных медицинских услуг;
г) повышать квалификацию специалистов, выполняющих (оказывающих) заявленные работы (услуги), не реже одного раза в пять лет.

Обратите внимание! Осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет наступление ответственности, определенной законодательством РФ. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных п. 4 и пп. «а», «б» п. 5 Положения N 291, которое привело к последствиям, установленным ч. 11 ст. 19 Закона о лицензировании.

Какие документы следует представить для получения лицензии?

Для получения лицензии соискатель должен подать в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии по установленной форме, подписанное руководителем, с приложением (ст. 13 Закона о лицензировании):
— копий учредительных документов юридического лица, засвидетельствованных в нотариальном порядке;
— документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за предоставление лицензии;
— описи прилагаемых документов.
Кроме того, в соответствии с п. 7 Положения N 291 учреждению необходимо представить:
— копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений и (или) помещений, необходимых для выполнения (оказания) заявленных работ (услуг), права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (если такие права зарегистрированы в указанном реестре — сведения об этих зданиях, строениях, сооружениях и (или) помещениях);
— копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов), необходимых для выполнения (оказания) заявленных работ (услуг);
— сведения о наличии выданного в установленном порядке санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений и (или) помещений, необходимых для выполнения (оказания) соискателем лицензии заявленных работ (услуг);
— сведения о государственной регистрации медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов), необходимых для выполнения (оказания) соискателем лицензии заявленных работ (услуг);
— копии документов, подтверждающих наличие у медицинских работников, руководителя, заместителей руководителя соответствующего профессионального образования, сертификатов, стажа работы по специальности.
При намерении лицензиата заниматься медицинской деятельностью по адресу места ее осуществления, не указанному в лицензии, либо выполнять (оказывать) новые работы (услуги), составляющие медицинскую деятельность, в заявлении о переоформлении лицензии указывается новый адрес либо сведения о новых работах (услугах) и представляются предусмотренные п. 7 Положения N 291 сведения (документы), подтверждающие наличие у лицензиата:
— зданий, сооружений и (или) помещений, необходимых для осуществления деятельности;
— соответствующего медицинского оборудования, аппаратов, приборов, инструментов;
— санитарно-эпидемиологического заключения;
— сведений о государственной регистрации ИМН;
— копий документов о наличии у работников медицинской организации специального образования и сертификата специалиста.

К сведению. При проведении проверки сведений, содержащихся в представленных соискателем лицензии (лицензиатом) заявлении и прилагаемых к нему документах, лицензирующий орган вправе запрашивать необходимые сведения у других соответствующих органов либо подведомственных им организаций в порядке, установленном Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Каков порядок принятия решения о выдаче (переоформлении) лицензии?

Согласно ст. 14 Закона о лицензировании срок принятия решения о предоставлении или отказе в выдаче лицензии не должен превышать 45 рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов.
В течение трех рабочих дней после дня подписания и регистрации лицензии лицензирующим органом она вручается лицензиату или направляется ему заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении (п. 5 ст. 14 Закона о лицензировании).
В силу п. 7 ст. 14 указанного Закона основаниями для отказа в предоставлении лицензии для аптечных учреждений могут быть:
— наличие в представленных соискателем лицензии заявлении и (или) прилагаемых к нему документах недостоверной или искаженной информации;
— установленное в ходе проверки несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям.

Обратите внимание! На основании п. 8 ст. 14 Закона о лицензировании решение лицензирующего органа об отказе в предоставлении лицензии или его бездействие может быть обжаловано соискателем лицензии в порядке, установленном законодательством РФ.

Каков порядок информирования о выдаче (переоформлении) лицензии?

Одним из новшеств Положения N 291 является требование о размещении лицензирующим органом в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» в порядке, установленном Правительством РФ, сведений о ходе принятия им решения о предоставлении или переоформлении лицензии, проведении проверки соответствия соискателя лицензии и лицензиата лицензионным требованиям.
Кроме того, согласно п. 11 Положения N 291 информация, относящаяся к осуществлению медицинской деятельности, предусмотренная ч. 1 и 2 ст. 21 Закона о лицензировании, должна размещаться на официальном сайте лицензирующего органа в Интернете и (или) на информационных стендах в помещениях лицензирующего органа в течение 10 дней с момента:
— официального опубликования нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования к лицензируемой деятельности;
— принятия лицензирующим органом решения о предоставлении, переоформлении, приостановлении, возобновлении, прекращении действия лицензии;
— получения от ФНС сведений о ликвидации юридического лица или прекращении его деятельности в результате реорганизации, прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;
— вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии.
В заключение отметим, что согласно ст. 9 Закона о лицензировании все лицензии, выдаваемые в соответствии с новым Законом, будут действовать бессрочно. Ранее лицензия на осуществление медицинской деятельности выдавалась на срок не менее пяти лет, а бессрочное действие лицензии Положением N 30 не было предусмотрено. Таким образом, законодатель провел мероприятия по совершенствованию процедуры лицензирования.

Постановление Правительства «О лицензировании медицинской деятельности»

    26 апреля 2011 1155

В соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о лицензировании медицинской деятельности.
2. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Российской Федерации от 4 июля 2002 г . N 499 «Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 27, ст. 2710);
пункт 98 изменений, которые вносятся в постановления Совета Министров РСФСР, Правительства РСФСР и Правительства Российской Федерации, касающиеся государственной регистрации юридических лиц, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 октября 2002 г . N 731 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 41, ст. 3983);
пункт 120 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2005 г . N 49 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 7, ст. 560).

Положение о лицензировании медицинской деятельности
(утв. постановлением Правительства РФ от 22 января
2007 г . N 30)
(с изменениями от 7 апреля
2008 г .)

1. Настоящее Положение определяет порядок лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

2. Лицензирование медицинской деятельности осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в части деятельности, осуществляемой организациями муниципальной и частной систем здравоохранения (за исключением деятельности по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи), а также Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития — в части деятельности, осуществляемой организациями государственной системы здравоохранения, а также деятельности, осуществляемой организациями муниципальной и частной систем здравоохранения по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи (далее — лицензирующие органы).

3. Лицензия на осуществление медицинской деятельности (далее — лицензия) предоставляется на 5 лет. Срок действия лицензии может быть продлен в порядке, предусмотренном для переоформления лицензии.

Это интересно:  Когда делается страхование жизни для рефинансирования ипотеки

4. Медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологичной, скорой и санаторно-курортной медицинской помощи в соответствии с перечнем согласно приложению (далее — работы (услуги)).

5. Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении медицинской деятельности являются:
а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, помещений, оборудования и медицинской техники, необходимых для выполнения работ (услуг), соответствующих установленным к ним требованиям;
б) наличие у руководителя или заместителя руководителя юридического лица либо у руководителя структурного подразделения, ответственного за осуществление лицензируемой деятельности, — соискателя лицензии (лицензиата) высшего (среднего — в случае выполнения работ (услуг) по доврачебной помощи) профессионального (медицинского) образования, послевузовского или дополнительного профессионального (медицинского) образования и стажа работы по специальности не менее 5 лет;
в) наличие у индивидуального предпринимателя — соискателя лицензии (лицензиата) высшего (среднего — в случае выполнения работ (услуг) по доврачебной помощи) профессионального (медицинского) образования, послевузовского или дополнительного профессионального (медицинского) образования и стажа работы по специальности не менее 5 лет;
г) наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) или привлечение им на ином законном основании специалистов, необходимых для выполнения работ (услуг), имеющих высшее или среднее профессиональное (медицинское) образование и сертификат специалиста, соответствующие требованиям и характеру выполняемых работ (услуг);
д) повышение квалификации специалистов, осуществляющих работы (услуги), не реже одного раза в 5 лет;
е) соблюдение лицензиатом медицинских технологий при осуществлении медицинской деятельности, разрешенных к применению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
ж) соблюдение лицензиатом санитарных правил при осуществлении им медицинской деятельности;
з) обеспечение лицензиатом при осуществлении медицинской деятельности контроля за соответствием качества выполняемых медицинских работ (услуг) установленным требованиям (стандартам);
и) соблюдение лицензиатом правил предоставления платных медицинских услуг, утвержденных в установленном порядке;
к) наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинской техники, или наличие у соискателя лицензии (лицензиата) договора с организацией, имеющей лицензию на осуществление этого вида деятельности;
л) ведение лицензиатом при осуществлении медицинской деятельности учетной и отчетной медицинской документации.

6. Осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктами «а» — «г» и «е» — «з» пункта 5 настоящего Положения.

7. Для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, в котором указывает виды работ (услуг) по перечню согласно приложению к настоящему Положению, и документы (копии документов), указанные в пункте 1 статьи 9 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также:
а) копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии на праве собственности или ином законном основании зданий, помещений, оборудования и другого материально-технического оснащения, необходимых для осуществления медицинской деятельности;
б) копии документов об образовании (послевузовском профессиональном образовании, повышении квалификации) и документов, подтверждающих стаж работы руководителя юридического лица или его заместителя;
в) копии документов об образовании (послевузовском, дополнительном профессиональном образовании, повышении квалификации) специалистов, состоящих в штате соискателя лицензии или привлекаемых им на законном основании для осуществления работ (услуг);
г) копии документов об образовании (послевузовском, дополнительном профессиональном образовании, повышении квалификации) и документов, подтверждающих стаж работы индивидуального предпринимателя, связанный с выполнением работ (услуг);
д) копии регистрационных удостоверений и сертификатов соответствия на используемую медицинскую технику;
е) копии документов об образовании и квалификации работников соискателя лицензии, осуществляющих техническое обслуживание медицинской техники, или договора с организацией, имеющей лицензию на осуществление этого вида деятельности;
ж) копию выданного в установленном порядке санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам осуществляемой медицинской деятельности.

8. Копии документов, не заверенные нотариусом, представляются с предъявлением оригинала.
Лицензирующий орган не вправе требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных настоящим Положением.

9. При рассмотрении заявления о предоставлении лицензии лицензирующий орган проводит проверку полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных в соответствии с пунктом 7 настоящего Положения заявлении и документах, а также проверку возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий.

Проверка полноты и достоверности указанных сведений проводится путем сопоставления их со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре юридических лиц или в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, а также в едином реестре выданных сертификатов соответствия, которые предоставляются лицензирующему органу Федеральной налоговой службой и Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Проверка возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий проводится лицензирующим органом в соответствии с требованиями, установленными для организации проверок Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».

10. Выданный лицензирующим органом документ, подтверждающий наличие лицензии, должен иметь приложение, содержащее наименования работ (услуг), являющееся неотъемлемой частью указанного документа.

11. Лицензиат имеет право на получение дубликата документа, подтверждающего наличие лицензии, в случае его утраты, а также заверенных лицензирующим органом копий этого документа.
Дубликат или копия документа, подтверждающего наличие лицензии, предоставляются лицензиату в течение 10 дней с даты получения лицензирующим органом его письменного заявления.
На дубликате документа, подтверждающего наличие лицензии, проставляется пометка «дубликат». Дубликат оформляется в 2 экземплярах, один из которых вручается лицензиату, другой хранится в лицензионном деле лицензирующего органа.

12. Информация, относящаяся к осуществлению лицензируемой деятельности, предусмотренная пунктом 2 статьи 6 и пунктом 1 статьи 14 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», размещается в одном из официальных информационных ресурсов лицензирующего органа в течение 10 дней с даты:
а) официального опубликования нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования к лицензируемой деятельности;
б) принятия лицензирующим органом решения о предоставлении лицензии, переоформлении лицензии, приостановлении и возобновлении ее действия;
в) получения от Федеральной налоговой службы сведений о ликвидации юридического лица либо прекращении его деятельности в результате реорганизации или о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;
г) вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии.

13. Лицензионный контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».

14. Принятие решений лицензирующим органом о предоставлении лицензии (об отказе в предоставлении лицензии), переоформлении лицензии, приостановлении и возобновлении ее действия, а также ведение реестра лицензий и предоставление сведений, содержащихся в нем, осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Ведение единого реестра лицензий, в том числе лицензий, выданных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с переданными полномочиями, осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежемесячно, не позднее 10-го числа, направляют в печатном и электронном виде данные, содержащиеся в реестрах лицензий субъектов Российской Федерации, в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения и социального развития.

15. За рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии, ее предоставление или переоформление уплачивается государственная пошлина в порядке и размерах, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Приложение к Положению о лицензировании медицинской деятельности
Перечень работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности

Работы (услуги), выполняемые при осуществлении доврачебной, амбулаторно-поликлинической (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), стационарной (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), скорой и скорой специализированной (санитарно-авиационной), высокотехнологичной, санаторно-курортной медицинской помощи, порядок организации которых определяется Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, включают работы (услуги) по:

абдоминальной хирургии
акушерству и гинекологии
акушерскому делу
аллергологии и иммунологии
анестезиологии и реаниматологии
бактериологии
вирусологии
военно-врачебной экспертизе
восстановительной медицине
врачебно-летной экспертизе
гастроэнтерологии
гематологии
генетике
гериатрии гистологии
дерматовенерологии
детской кардиологии
детской онкологии
детской урологии-андрологии
детской хирургии
детской эндокринологии
диабетологии
диетологии
забору, хранению донорской спермы
забору, хранению органов и тканей человека для трансплантации
забору, заготовке, хранению донорской крови и ее компонентов
забору гемопоэтических стволовых клеток
инфекционным болезням
кардиологии
колопроктологии
контролю качества медицинской помощи
косметологии (терапевтической)
косметологии (хирургической)
клинической лабораторной диагностике
клинической микологии
клинической фармакологии
лабораторному делу
лабораторной диагностике
лабораторной микологии
лабораторной генетике
лечебной физкультуре и спортивной медицине
мануальной терапии
медицинской биохимии
медицинской генетике
медицинскому массажу
медицинской оптике
медицинским осмотрам (предварительным, периодическим)
медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым)
медицинским осмотрам (предполетным, послеполетным)
медицинской статистике
неврологии
нейрохирургии
неонатологии
нефрологии
общей врачебной практике (семейной медицине)
общей практике
общественному здоровью и организации здравоохранения
онкологии
операционному делу
организации сестринского дела
ортодонтии
оториноларингологии
офтальмологии
паразитологии
патологической анатомии
педиатрии
применению клеточных технологий
применению методов традиционной медицины
профпатологии
психиатрии
психиатрии-наркологии
психотерапии
пульмонологии
радиологии
ревматологии
рентгенологии
рефлексотерапии
сексологии
сердечно-сосудистой хирургии
сестринскому делу
сестринскому делу в педиатрии
скорой медицинской помощи
стоматологии
стоматологии детской
стоматологии профилактической
стоматологии ортопедической
стоматологии терапевтической
стоматологии хирургической
судебно-медицинской экспертизе
судебно-медицинской экспертизе вещественных доказательств и исследованию биологических объектов:
биохимической
генетической
медико-криминалистической
спектрографической
судебно-биологической
судебно-гистологической
судебно-химической
судебно-цитологической
химико-токсикологической
судебно-медицинской экспертизе и исследованию трупа
судебно-медицинской экспертизе и обследованию потерпевших, обвиняемых и других лиц
судебно-психиатрической экспертизе:
однородной амбулаторной судебно-психиатрической экспертизе
комплексной амбулаторной судебно-психиатрической экспертизе
судебно-психиатрической экспертизе:
однородной стационарной судебно-психиатрической экспертизе
комплексной стационарной судебно-психиатрической экспертизе (психолого-психиатрической, сексолого-психиатрической)
сурдологии-оториноларингологии
терапии
токсикологии
торакальной хирургии
травматологии и ортопедии
транспортировке донорской крови и ее компонентов
транспортировке донорской спермы
транспортировке гемопоэтических стволовых клеток
транспортировке органов и тканей человека для трансплантации
трансфузиологии
ультразвуковой диагностике
управлению сестринской деятельностью
урологии
физиотерапии
фтизиатрии
функциональной диагностике
хирургии
хирургии (трансплантации органов и тканей)
хирургии (комбустиологии)
хранению гемопоэтических стволовых клеток
челюстно-лицевой хирургии
экспертизе временной нетрудоспособности
экспертизе на право владения оружием
экспертизе профпригодности
экспертизе связи заболеваний с профессией
эндокринологии
эндоскопии

Лицензирование медицинской деятельности

Основным нормативным актом, регулирующим порядок лицензирования в Российской Федерации, является Закон №128-ФЗ. Данный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, и направлен на обеспечение единой государственной политики при осуществлении лицензирования, при регулировании и защите прав граждан, защите их законных интересов, нравственности и здоровья, обеспечении обороны страны и безопасности государства, а также на установление правовых основ единого рынка.

Вместе с Законом №128-ФЗ, в части на противоречащей ему, при регулировании лицензирования, применяется Постановление Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2002 года №135 «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее Постановление №135). Данным постановлением, наряду с перечнем деятельности подлежащей лицензированию, закрепляется также перечень органов, уполномоченных на ведение лицензионной деятельности.

По сути, Закон №128-ФЗ и Постановление №135 содержат лишь общие положения, касающиеся общих вопросов лицензирования отдельных видов деятельности, а также перечень видов деятельности, которые подлежат лицензированию. Непосредственно же порядок и условия лицензирования каждого отдельно взятого вида деятельности регулируется отдельными — специальными нормативными актами.

Порядок и условия выдачи лицензий на осуществление медицинской деятельности определены Положением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2002 года №499 «Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности» (далее Постановление №499).

Официальное определение лицензионной терминологии дается в статье 2 Закона №128-ФЗ. Согласно данной статье, под лицензированием понимаются мероприятия, связанные с выдачей лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и аннулированием лицензий и надзором лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.

Исходя из вышеизложенного определения, можно выделить следующие элементы:
Лицензирование — это мероприятия государства связанные непосредственно с его функциями — защитой интересов и прав граждан.Законом выделяются объекты лицензирования — лицензируемые виды деятельности. То есть лицензируемый вид деятельности — вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с Законом №128-ФЗ.

Теперь возникает вопрос: какая деятельность подлежит лицензированию, а какая нет? Согласно статье 4 Закона №128-ФЗ существует ряд критериев. В соответствии с законодательством к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Следует отметить, что специальные нормативные акты (регулирующие лицензирование конкретного вида деятельности) конкретизируют и определяют непосредственные объекты лицензирования. Таким образом, деятельность, подлежащая лицензированию — прежде всего такая деятельность, которая грозит нанесением ущерба нравственного или физического гражданам или угрожает безопасности государства.

При осуществлении лицензирования, государство, в лице надлежащих органов, руководствуется рядом принципов:

  • защита свобод, прав, законных интересов, нравственности и здоровья граждан, обеспечение обороны страны и безопасности государства;
  • обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации;
  • утверждение единого перечня лицензируемых видов деятельности и единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации;
  • гласность и открытость лицензирования;
  • соблюдение законности при осуществлении лицензирования.

Таким образом, лицензирование — это инструмент, используемый государством в лице полномочных органов, для защиты непосредственно интересов граждан и самого государства.

Далее рассмотрим понятие лицензии, требования и условия ее выдачи.

Понятие лицензии. Требования, условия и содержание лицензии.

Лицензия — разрешение (право) на осуществление лицензируемого вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Законодатель говорит о лицензионных требованиях. Среди них, в соответствии с законодательством, можно выделить обязательные и специальные требования и условия.

К обязательным лицензионным требованиям и условиям при осуществлении лицензиатами лицензируемых видов деятельности законодатель относит: соблюдение законодательства Российской Федерации, экологических, санитарно-эпидемиологических, гигиенических, противопожарных норм и правил, а также положений о лицензировании конкретных видов деятельности.

Так, например, в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а именно статьей 40 «Особенности лицензирования отдельных видов деятельности, представляющих потенциальную опасность для человека», говорится, что отдельные виды деятельности, представляющие потенциальную опасность для человека, подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации. При чем обязательным условием для принятия решения о выдаче лицензии является представление соискателем лицензии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам представляющих потенциальную опасность для человека следующих видов деятельности. Законодатель относит к видам деятельности, представляющим потенциальную опасность для человека, следующие: производство и оборот этилового спирта, алкогольной продукции.

Как уже отмечалось выше, кроме обязательных требований, законодательством Российской Федерации предусмотрены и специальные. Так, в отношении лицензируемых видов деятельности, требующих для их осуществления специальных знаний, в лицензионные требования и условия могут дополнительно включаться квалификационные требования к соискателю лицензии и лицензиату, в частности квалификационные требования к работникам юридического лица или гражданину, являющемуся индивидуальным предпринимателем.

В отношении лицензируемых видов деятельности, требующих специальных условий для их осуществления, в лицензионные требования и условия могут дополнительно включаться требования о соответствии указанным специальным условиям объекта, в котором или с помощью которого осуществляется такой вид деятельности.

Перечень дополнительных лицензионных требований и условий, в отношении лицензируемого вида деятельности, определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности. Действие лицензии ограничивается сроком, территорией, субъектом, получившим лицензию, а также деятельностью, на которую получена лицензия.

Обратите внимание!
Лицензия выдается отдельно на каждый лицензируемый вид деятельности.

Вид деятельности, на осуществление которого получена лицензия, может выполняться только получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. То есть, передача лицензии иному юридическому лицу или предпринимателю, законодателем исключена. Это объясняется тем, что при получении лицензии, лицензиат выполняет ряд индивидуальных лицензионных требований.

При ликвидации юридического лица или прекращении действия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, выданная лицензия теряет юридическую силу.

В случае реорганизации, изменения наименования юридического лица, юридического адреса, изменения паспортных данных индивидуального предпринимателя, утраты лицензии, а также в иных предусмотренных федеральными законами случаях, лицензиат обязан в 15-дневный срок подать заявление о переоформлении лицензии (статья 11 Закона №128-ФЗ). Переоформление лицензии производится в том же порядке, который установлен для ее получения. До переоформления лицензии, лицензиат осуществляет деятельность на основании ранее выданной лицензии и документа, подтверждающего подачу заявления о переоформлении лицензии, в случае утраты лицензии — на основании временного разрешения, выданного органом лицензирования.

Это интересно:  Объектом финансового контроля являются

Территория, на которой может быть использована лицензия.

Деятельность, на осуществление которой федеральными органами государственной власти выдана лицензия, может осуществляться на всей территории Российской Федерации (статья 7 Закона №128-ФЗ).

Деятельность, на осуществление которой лицензирующим органом субъекта Российской Федерации выдана лицензия, может осуществляться на территории данного субъекта Российской Федерации. На территориях иных субъектов Российской Федерации такая деятельность, по общему правилу, может осуществляться при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов Российской Федерации.

При нарушении этого правила, то есть, за осуществление деятельности на основании лицензии, выданной лицензирующим органом субъекта Российской Федерации, на территориях иных субъектов Российской Федерации, без уведомления лицензирующих органов данных субъектов Российской Федерации, лицензиат несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При изменении перечня территориально обособленных объектов, на которых осуществляется деятельность лицензиата, дополнительные экземпляры лицензии выдаются по заявлению лицензиата с приложением документов, предусмотренных Постановлением №499.

Лицензия — срочное разрешение (ограничена во времени).

Сроком действия лицензии является тот промежуток времени с момента ее выдачи, который лицензиат может осуществлять предусмотренную лицензией деятельность.

Срок действия лицензии устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности, но не может быть менее чем три года. Федеральными законами и положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии.

Лицензия выдается на срок менее чем три года только по заявлению соискателя лицензии. Так, например, срок действия лицензии, выдаваемой на осуществление медицинской деятельности, в соответствии с пунктом 9 Постановления №499, выдается сроком на пять лет.

Срок действия лицензии может быть продлен по заявлению лицензиата, если иное не предусмотрено положением о лицензировании конкретного вида деятельности.

В продлении срока действия лицензии может быть отказано в случае, если за время действия лицензии зафиксированы нарушения лицензионных требований и условий.

Следует также отметить, что бланки лицензий имеют степень защищенности на уровне ценной бумаги на предъявителя, учетную серию и номер. Они являются документом строгой отчетности. Приобретение, учет и хранение бланков лицензий осуществляет орган лицензирования.

Особенности лицензионных требований и условий получения лицензии на осуществление медицинской деятельности.

Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении медицинской деятельности являются:
а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании соответствующих помещений;
б) наличие соответствующих организационно — технических условий и материально — технического оснащения, включая оборудование, инструменты, транспорт и документацию, обеспечивающих использование медицинских технологий, разрешенных к применению Министерством здравоохранения Российской Федерации;
в) наличие и содержание в работоспособном состоянии средств противопожарной защиты (пожарной сигнализации и средств пожаротушения), противопожарного водоснабжения и необходимого для ликвидации пожара расчетного запаса специальных средств, а также наличие плана действий персонала на случай пожара;
г) наличие в штате работников (врачей, среднего медицинского персонала, инженерно — технических работников и других), имеющих высшее или среднее специальное, дополнительное образование и специальную подготовку, соответствующие требованиям и характеру выполняемых работ и предоставляемых услуг, а также наличие у руководителя лицензиата и (или) уполномоченного им лица высшего специального образования и стажа работы по лицензируемой деятельности (по конкретным видам работ и услуг) не менее 5 лет — для юридического лица;
д) наличие высшего или среднего медицинского образования, дополнительного образования и специальной подготовки, соответствующих требованиям и характеру выполняемых работ и предоставляемых услуг, и стажа работы по лицензируемой деятельности не менее 2 лет — для индивидуального предпринимателя;
е) повышение не реже 1 раза в 5 лет квалификации работников юридического лица, осуществляющих медицинскую деятельность, а также индивидуального предпринимателя.

Лицензия выдается соответствующими государственными органами. Например, лицензирование медицинской деятельности, в соответствии с пунктом 2 Постановления №499, осуществляется Министерством здравоохранения Российской Федерации или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым Министерство здравоохранения Российской Федерации передало свои полномочия по лицензированию указанной деятельности (далее лицензирующий орган).

Лицензирующие органы — федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, наделеные правом осуществлять лицензирование на территории Российской Федерации.

Вообще, круг органов, осуществляющих функции лицензирования, весьма широк. Законодателем закреплены соответствующие функции и полномочия за этими органами. Так, например, одной из основных функций лицензирующих органов является надзор за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий. Это система мер, осуществляемых лицензирующими органами, государственными надзорными и контрольными органами в пределах их компетенции, в целях обеспечения соблюдения лицензиатами, при осуществлении лицензируемых видов деятельности, соответствующих лицензионных требований и условий.

Порядок получения лицензии.

Пунктом 5 Постановления №499 установлен порядок получения лицензии. Соискатель лицензии предоставляет в соответствующий лицензирующий орган:
а) заявление о предоставлении лицензии с указанием:

  • наименования, организационно — правовой формы и места нахождения юридического лица, а также мест нахождения его территориально обособленных подразделений и объектов, используемых для осуществления лицензируемой деятельности, — для юридического лица;
  • фамилии, имени, отчества, места жительства, данных документа, удостоверяющего личность, а также места осуществления лицензируемой деятельности — для индивидуального предпринимателя;
  • лицензируемой деятельности, которую юридическое лицо или индивидуальный предприниматель намерены осуществлять (с перечислением работ и услуг, в соответствии с пунктом 3 Постановления №499, которые будут выполняться лицензиатом);

б) копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица с указанием его кода по Общероссийскому классификатору организаций;

  • копию свидетельства о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве индивидуального предпринимателя;

в) копию санитарно — эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам выполняемых работ и предоставляемых услуг, составляющих медицинскую деятельность;
г) копию свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;
д) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии;
е) копии документов, подтверждающих соответствующую лицензионным требованиям и условиям квалификацию индивидуального предпринимателя или работников юридического лица.

Если копии документов не заверены нотариусом, они представляются с предъявлением оригинала.
Размер платы за рассмотрение заявления соискателя лицензии устанавливается Правительством Российской Федерации. Суммы платы за рассмотрение заявлений соискателей лицензий зачисляются в соответствующие бюджеты.

Итак, после получения заявления от соискателя лицензии, лицензирующий орган Российской Федерации, согласно пункту 2 статьи 9 Закона №128-ФЗ, принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии в срок, не превышающий шестидесяти дней со дня получения заявления соискателя лицензии со всеми необходимыми документами.

После принятия заявления и рассмотрения возможности выдачи лицензии соискателю, лицензирующий орган обязан уведомить соискателя лицензии о принятии решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензии.

Уведомление о выдаче лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме. Уведомление об отказе в выдаче лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием причин отказа.

Лицензирующий орган в течение трех дней после представления соискателем лицензии документа, подтверждающего уплату государственной пошлины, обязан бесплатно выдать лицензиату документ, подтверждающий наличие лицензии.

Основания для отказа в выдаче лицензии.
Обратите внимание!

В Постановлении №499 не указаны причины для отказа в выдаче лицензии медицинской организации, однако в этом случае не стоит забывать, что эти основания изложены в Законе №128-ФЗ.

Основанием для отказа в выдаче лицензии является (пункт 3 статьи 9 Закона №128-ФЗ):

  • недостоверная и искаженная информация в документах, представленных соискателем лицензии,
  • несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям.

Соискатель лицензии имеет право обжаловать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отказ лицензирующего органа в выдаче лицензии или бездействие лицензирующего органа.

При обжаловании в административном порядке соискателем лицензии отказа лицензирующего органа в выдаче лицензии, соискатель лицензии имеет право требовать проведения независимой экспертизы. Порядок проведения независимой экспертизы и ее оплаты определяется в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности.

Не допускается требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных Законом №128-ФЗ и иными федеральными законами.

Все документы, предоставленные в соответствующий лицензирующий орган для предоставления лицензии, принимаются по описи, копия которой направляется (вручается) соискателю лицензии с отметкой о дате приема документов указанным органом.

За предоставление недостоверных или искаженных сведений соискатель лицензии несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Контроль над соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий, определенных положением о лицензировании конкретного вида деятельности, осуществляется лицензирующими органами в пределах их компетенции.

В соответствии со статьей 12 Закона №128-ФЗ лицензирующие органы имеют право:

  • проверять деятельность лицензиата на предмет ее соответствия лицензионным требованиям и условиям;
  • при проведении проверок запрашивать у лицензиата необходимые объяснения и документы;
  • на основании результатов проверок составлять акты (протоколы) с указанием конкретных нарушений;
  • принимать решения, обязывающие лицензиата устранить выявленные нарушения, устанавливать сроки устранения таких нарушений;
  • выносить предупреждение лицензиату.

Порядок приостановки и аннулирования лицензии.

Лицензирующие органы вправе приостанавливать действие лицензии в случае выявления лицензирующими органами неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий.

Лицензирующий орган обязан установить срок устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Указанный срок не может превышать шесть месяцев (пункт 2 статьи 13 Закона №128-ФЗ). Если в установленный срок лицензиат не устранил указанные нарушения, то лицензирующий орган вправе обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

Лицензиат обязан уведомить в письменной форме лицензирующий орган об устранении им нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Лицензирующий орган, приостановивший действие лицензии, принимает решение о возобновлении ее действия и сообщает об этом в письменной форме лицензиату в течение трех дней после получения соответствующего уведомления и проверки устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии.

Плата за возобновление действия лицензии не взимается. Срок действия лицензии на время приостановления ее действия не продлевается.

Лицензия теряет юридическую силу в случае ликвидации юридического лица или прекращения его деятельности в результате реорганизации, за исключением его преобразования, либо прекращения действия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя.

Лицензирующие органы могут аннулировать лицензию без обращения в суд в случае неуплаты лицензиатом в течение трех месяцев лицензионного сбора за предоставление лицензии.

Лицензия может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа в случае, если нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий повлекло за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и (или) в случае, предусмотренном абзацем вторым пункта 1 статьи 13 Закона №128-ФЗ. Одновременно с подачей заявления в суд лицензирующий орган вправе приостановить действие указанной лицензии на период до вступления в силу решения суда.

Решение о приостановлении действия лицензии, об аннулировании лицензии или о направлении заявления об аннулировании лицензии в суд доводится лицензирующим органом до лицензиата в письменной форме с мотивированным обоснованием такого решения, не позднее чем через три дня после его принятия.

Решение о приостановлении действия лицензии и об аннулировании лицензии может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Лицензирующий орган не вправе проводить проверки по предмету веденья иных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Кроме приостановления действия и аннулирования лицензии на право осуществления определенной деятельности есть виды административных взысканий, и их применение производится в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ). Если организация, чья деятельность подлежит лицензированию, не получила на нее разрешения, за это придется заплатить штраф.

Более того, штраф в этой ситуации — не единственное наказание. Например, у организации могут конфисковать всю продукцию, изготовленную без лицензии, орудия производства и сырье, это установлено пунктом 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

Далее рассмотрим порядок отражения затрат на получение лицензии в бухгалтерском и налоговом учете.

Пример. С точки зрения бухгалтерского учета:

Организацией приобретена лицензия на право осуществления медицинской деятельности сроком действия пять лет. При приобретении лицензии организацией уплачен платеж за рассмотрение лицензирующим органом заявления в сумме 300 рублей и лицензионный сбор в сумме 1000 рублей.

В соответствии со статьей 17 Закона №128-ФЗ медицинская деятельность включена в перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии.

Порядок проведения лицензирования медицинской деятельности на территории Российской Федерации установлен Постановлением №499. В рассматриваемой ситуации организация без наличия лицензии не может осуществлять свою основную деятельность, следовательно, расходы организации, связанные с ее получением, на основании пункта 5 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 6 мая 1999 года №33н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99″ (далее ПБУ 10/99), являются расходами по обычным видам деятельности.

Согласно пункту 18 ПБУ 10/99, расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности). В данном случае срок действия приобретаемой лицензии составляет пять лет, следовательно, расходы, произведенные организацией при ее приобретении, относятся ко всему сроку ее действия.

В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово — хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина Российской Федерации от 31 октября 2000 года №94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово — хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению», для обобщения информации о расходах, произведенных в данном отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам, предназначен счет 97 «Расходы будущих периодов». Учтенные на данном счете расходы списываются в дебет счетов учета затрат (в данном случае — в дебет счета 20 «Основное производство»).

Корреспонденция счетов Сумма, рублей Содержание операции
Дебет Кредит
76 51 300 Отражена оплата за рассмотрение заявления о выдачи лицензии
76 51 1 000 Произведена оплата лицензионного сбора
97 76 1 300 Расходы, связанные с получением лицензии отражены в составе расходов будущих периодов
Ежемесячно в течении срока действия лицензии
20 97 21,67 Отражено списание расходов, связанных с получением лицензии

В целях налогообложения прибыли расходами признаются обоснованные (экономически оправданные) и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком (пункт 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ)).

Поскольку, медицинская деятельность является лицензируемым видом деятельности, то есть на осуществление этой деятельности на территории Российской Федерации требуется получение лицензии, то расходы организации, связанные с получением этой лицензии, являются экономически оправданными и могут быть отнесены медицинской организацией к прочим расходам, связанным с производством и реализацией на основании подпункта 49 пункта 1 статьи 264 НК РФ.

Порядок признания расходов при методе начисления установлен статьей 272 НК РФ, согласно пункту 1 которой расходы, принимаемые для целей налогообложения с учетом положений главы 25 «налог на прибыль организаций» НК РФ, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты.

Даты возникновения расходов при методе начисления определены статьей 272 НК РФ. При этом расходы учитываются в том периоде, к которому они относятся, исходя из условий сделки. А именно, при осуществлении расходов период их учета (возникновения) определяется документом, в соответствии с которым подобные расходы осуществлены. В частности, при приобретении лицензии на срок пять лет подобные расходы включаются в состав расходов текущего периода ежемесячно равномерно по одной шестидесятой от общей стоимости лицензии.

Таким образом, в целях бухгалтерского и налогового учета расходы медицинской организации, связанные с приобретением лицензии, признаются одинаково.

Если период, к которому расходы относятся, не может быть определен исходя из документов, в соответствии с которыми подобные расходы осуществлены, то эти расходы относятся к периоду их возникновения (начисления). Это относится к той части расходов, которая связана с приобретением лицензии, которая не имеет сроков использования, установленных в договоре, например, какие-нибудь консультационные услуги.

Налоговые проверки становятся жестче. Научитесь защищать себя в онлайн-курсе «Клерка» — «Налоговые проверки. Тактика защиты».

Посмотрите рассказ о курсе от его автора Ивана Кузнецова, налогового эксперта, который раньше работал в ОБЭП.

Заходите, регистрируйтесь и обучайтесь. Обучение полностью дистанционно, выдаем сертификат.

Статья написана по материалам сайтов: xn—-7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai, stomport.ru, www.klerk.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector