Закон о страховании жизни и здоровья

Страховая деятельность в Российской Федерации базируется на основном Федеральном Законе «Об организации страхового дела в Российской Федерации». Настоящий закон действует в рамках отношений обязательного страхования и устанавливает правовые основы в регулировании таких отношений. Данный закон определяет главную цель развития страхового дела, а именно защиту материальных интересов юридических и физических лиц, муниципальных объединений, субъектов Российской Федерации, Российской Федерации при наступлении страхового случая.

Главные задачи в организации страхования заключаются в следующем:

  • проведение в сфере страхования общей государственной политики;
  • установление незыблемых принципов страхования, развитие страховых механизмов, которые смогут обеспечить гражданам и хозяйствующим субъектам на территории РФ экономическую безопасность.

Осуществляется страхование в двух формах: добровольном и обязательном страховании.

Другие законы о страховании включают в себя Федеральный закон «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих и приравненных к ним в обязательном государственном страховании лиц». Данным законом определяется порядок и условия реализации обязательного государственного страхования здоровья и жизни на следующие категории застрахованных лиц:

  • военнослужащие;
  • призванные граждане на военные сборы;
  • лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел РФ, контролирующих органов за оборотом психотропных веществ и наркотических средств, Государственной противопожарной службы;
  • сотрудники органов уголовно-исполнительной системы и учреждений.

Осуществление данного Федерального закона в период военного время, в период мобилизации, военного положения определяется прочими законодательными документами Российской Федерации.

Следующий немаловажный правовой документ – Федеральный закон О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации». Данным Федеральным законом устанавливаются организационные, правовые и финансовые основы в функционировании системы по обязательному страхованию частных вкладов в субъекты банковской системы Российской Федерации. Федеральный закон определяет компетенцию, образование и деятельность организации, которая занимается обязательным страхованием вкладов. Данная организация называется Агентством по страхованию вкладов.

Выплата возмещений по вкладам происходит в соответствующем порядке, при котором регулируются правовые отношения между банками РФ, Агентством, Банком России (Центральным Банком Российской Федерации) и административной властью РФ.

Цели данного Федерального закона определяются, прежде всего, защитой законных интересов и прав вкладчиков в банках Российской Федерации, укреплением доверительного отношения среди населения к банковской системе РФ, стимулированием граждан по привлечению новых сбережений населения во вклады в банковскую систему РФ.

ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» выступает регулятором в отношениях создания и функционирования комплексной системы по страхованию вкладов. Помогает формированию, а также использованию ее финансового фонда. Активно способствует выплатам по возмещению вкладов с наступлением страховых событий. Регламентирует контроль над функционированием в системе страхования, а так же иные возникающие отношения в данной сфере.

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовой статус субъектов системы по страхованию вкладов, определяет существенные условия по обязательному страхованию вкладов, уплаты страхового взноса и получение компенсации по страховому возмещению.

Важно!

Действие данного Федерального закона не охватывает иные страхования вкладчиков по обеспечению возвратности, а так же выплате по ним причитающихся процентов.

Говоря о других законах страхования, не стоит забывать о Федеральном Законе «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте». В соответствии с Федеральным законом регулируются возникающие отношения, которые связанны со страхуемой гражданской ответственностью при аварии.

Действие закона не касается отношений, возникающих:

  • при причинении вреда за границами территории РФ;
  • при использовании атомной энергии;
  • при причинении вреда для природной среды.

Другие законы о страховании включают в себя специализированный Федеральный закон «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования». Настоящим Федеральным законом устанавливается спектр правовых основ по оказанию государственной поддержки в сельскохозяйственной сфере страхования, которая определяется как страховая защищенность деятельности товаропроизводителей, связанной с сельскохозяйственным производством продукции.

Федеральные законы

На уровне федеральных законов мы можем выделить две группы законов, регламентирующих вопросы страхования.

  • 1. Законы прямого действия — это те законы, в которых страхование является основным объектом регулирования. Эти законы напрямую регламентируют основные вопросы осуществления страховой деятельности или осуществления определенного вида страхования. Основными законами в этом ряду являются:
  • 1) законы общего характера — эти законы регламентируют общие вопросы осуществления страхования и, прежде всего, вопросы допуска экономических субъектов к осуществлению страховой деятельности (страхового дела), включая порядок их лицензирования:
    • — Закон РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации»;
    • — Федеральный закон от 29 ноября 2007 г. № 286-ФЗ «О взаимном страховании»;
  • 2) законы об отдельных видах обязательного страхования — детализировано регламентируют порядок осуществления конкретного вида обязательного страхования и определяют все основные (существенные) условия договора по данному виду обязательного страхования:
    • — Закон РФ от 28 июня 1991 г. № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции»;

Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»;

Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»;

Федеральный закон от 2 августа 2010 г. № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте»;

3) законы о социальном (государственном) страховании, осуществляемом за счет бюджетных средств и средств внебюджетных государственных централизованных фондов, взносы, которые носят обязательный (налоговый) характер:

Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»;

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»;

Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»;

Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

  • — Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию»;
  • — Федеральный закон от 21 июля 2007 г. № 184-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов».
  • 2. Законы непрямого действия — в них страхование является неосновным объектом регулирования данного закона, но, тем не менее, законом регламентируются отдельные положения, касающиеся осуществления страхования:
  • 1) Законы, вменяющие субъекту (страхователю) обязанность страховать определенные виды рисков.

Особенностью этих законов является система вменения субъекту, осуществляющему определенный вид экономической деятельности, обязанности страховать свою ответственность или иной объект, указанный законом. Как правило, в рамках данных законов определен объект страхования, субъект, на которого возлагается обязанность по страхованию определенного риска, выгодоприобретатель, перечень рисков, подлежащих страхованию, и объем страховых сумм (лимитов ответственности), в пределах которых должно осуществляться страхование. Знание данной группы законов крайне необходимо для понимания как общей системы вмененного страхования и прядка его осуществления, так и для понимания тех точек роста страхового рынка, которые связаны с вмененным страхованием. К этим законам относятся:

  • — Закон РФ от 11 марта 1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»;
  • — Закон РФ от 11 февраля 1993 г. № 4463-1 «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» (ст. 18);
  • — Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
  • — Федеральный закон от 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» (ст. 31);
  • — Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 135-ФЭ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»;
  • — Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»;
  • — Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
  • — Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-Ф3 «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (ст. 7);
  • — Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (ст. 20);
  • — Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (ст. 31);
  • — Федеральный закон от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»;
  • — Федеральный закон от 5 февраля 2007 г. № 12-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (ст. 4.1);
  • — Федеральный закон с 19 июля 2007 г. № 196-ФЗ «О ломбардах» (ст. 6);
  • — Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 315-Ф3 «О саморегулируемых организациях»;
  • 2) Законы, частично регламентирующие деятельность страховщиков:
    • — Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
    • — Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
    • — Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-Ф3 «О защите конкуренции»;
    • — Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных».
Это интересно:  Закон о платежах и переводах денег

Законы российского страхования

Общие сведения о законах в сфере страхования

Все федеральные законы, которые регламентируют страховую деятельность, условно делятся на две категории:

  1. Законы прямого действия, которые разработаны с целью регулирования сферы страхования в целом или отдельных видов страхования. В этой группе можно выделить ряд законов, которые относятся к страхованию в общем, законы, которые направлены на регулирование отдельных видов страхования, а также законы, разработанные для регулирования государственного страхования.
  2. Законы непрямого действия, в которых только отдельные статьи затрагивают вопросы страховой сферы. Данные законы, в основном, регулируют отдельные виды деятельности и в некоторых случаях обязуют физических или юридических лиц страховать свою ответственность, жизнь, здоровье, имущество и иные объекты согласно закону. Примерами таких законов могут служить Закон от 16.07.1998 № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)», Закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» и т.д. В данную группу также можно отнести законы, которые части регламентируют страховую деятельность, например, Закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Отдельно можно выделить Гражданский кодекс РФ (раздел IV, статья 48 «Страхование»), который также регулирует основные аспекты отношений между страхователем и страховой компанией, а также отношений по заключению и исполнению условий договора страхования.

Данный Закон разработан с целью регулирования отношений между субъектами (физическими и юридическими лицами), которые занимаются деятельностью в сфере страхования или которые принимают в ней участие, отношений по проведению контроля за субъектами страховой деятельности со стороны государственных органов страхового надзора, а также другие отношений, которые связаны со страховой сферой.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Дополнением к данному ФЗ служат различные постановления и нормативные акты, которые разработаны Банком России, регулирующие такие важные стороны осуществления страховой деятельности, как лицензирование, правила формирования и размещения денежных средств страховых резервных фондов и т.д.

Еще одним законом общего характера, регулирующим деятельность обществ взаимного страхования, является Федеральный закон от 29.11.2007 № 286-ФЗ «О взаимном страховании».

Законы об отдельных видах страхования

К основным законам, регулирующим отдельные виды страхования, которые являются обязательными согласно законодательству, можно отнести:

  • ФЗ от 25.02.2002 № 40-ФЗ «Об ОСАГО»;
  • ФЗ от 23.12.2003 № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ»;
  • ФЗ от 14.06.2012 № 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров…»;
  • ФЗ от 27.07.2010 № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта…» и т.д.

Закон № 40-ФЗ регулирует отношения, которые возникают между страхователем, страховой компанией и третьими лицами, которым был нанесен ущерб в результате ДТП, случившегося по вине страхователя. Закон содержит основные принципы данного вида страхования, условия осуществления страхования, порядок действий страхователя и третьих лиц, которым был нанесен ущерб при наступлении страхового события, а также установленный размер компенсационных выплат.

Закон № 177-ФЗ направлен на регулирование системы обязательного страхования вкладов граждан, устанавливает основные принципы функционирования данной системы и основы деятельности Агентства по страхованию вкладов, а также условия, порядок и размер осуществления страховых выплат по вкладам при наступлении страхового случая.

Закон № 67-ФЗ регулирует отношения между пассажирами и компанией, осуществляющей перевозку, в случае нанесения последней какого-либо вреда пассажирам во время перевозки различными видами транспорта (кроме такси), а также определяет порядок компенсации вреда, который был нанесен при перевозке метрополитеном.

Закон № 225-ФЗ направлен на регулирование отношений, которые возникают при аварии на объекте, относящемся к категории опасных, и которые направлены на возмещение вреда, нанесенного третьим лицам в результате этой аварии. К опасным объектам в данном случае относят гидротехнические сооружение, автозаправочные станции, лифты и эскалаторы, а также опасные объекты, присутствующие на производстве.

Законы, регулирующие государственное страхование

Государством предусмотрены следующие обязательные виды страхования, которые финансируются за счет средств, выделяемых из бюджетов различных уровней, или выплаты по которым производят специализированные государственные организации:

  • обязательное социальное, медицинское (ОМС) и пенсионное страхование;
  • обязательное страхование военнослужащих.

Каждое из этих направлений государственного страхования регулируется отдельным Федеральным законом.

Закон от 16.07. 1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» разработан с целью возмещения последствий изменений, произошедших в материальном и социальном положении работающих и иных категорий граждан (пенсионеров, инвалидов, беременных женщин и т.д.).

Отдельно разработан Закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», определяющий лиц, попадающих под категорию застрахованных, причитающиеся им виды материального обеспечения (единовременные и ежемесячные пособия), а также определяющий права и обязанности сторон.

Для регламентирования обязательного медицинского страхования государством утвержден Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в РФ». В нем определены основные субъекты ОМС, их права и обязанности, а также отношения, которые возникают при осуществлении оплаты страховых взносов с целью страхования граждан, не занимающихся трудовой деятельностью.

ФЗ от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», регламентирующий отношения, которые возникают между государством и гражданами, достигшими пенсионного возраста, права и обязанности субъектов, страхуемые риски и страховые случаи, а также порядок формирования бюджетных средств Пенсионного фонда, основные направления их расходования, размер и порядок осуществления оплаты страховых взносов и т.д.

С целью осуществления обязательного страхования военнослужащих государством утвержден Федеральный закон от 28.03.1998 № 52-ФЗ. Необходимость данного вида страхования обусловлена опасностью профессии военных, связанной с повышенной угрозой их жизни и здоровью. Данный закон определяет объектов и субъектов страхования, предусмотренные страховые события и размеры выплат страхового возмещения, а также случаи, в которых страховая компания может отказать в страховой выплате.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Закон о страховании жизни и здоровья

Информация->> Нормативные документы ->> Закон об организации страхового дела в Российской Федерации

ЗАКОН ОБ ОРГАНИЗАЦИИ СТРАХОВОГО ДЕЛА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(в ред. Федерального закона от 31.12.97 N 157-ФЗ)
/ ЗАКОН О СТРАХОВАНИИ /

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Законом

1. Настоящий Закон регулирует отношения в области страхования между страховыми организациями и гражданами, предприятиями, учреждениями, организациями, отношения страховых организаций между собой, а также устанавливает основные принципы государственного регулирования страховой деятельности.

2. Отношения в области страхования регулируются также другими актами законодательства Российской Федерации, принимаемыми на основе настоящего Закона.

3. Действие настоящего Закона не распространяется на государственное социальное страхование.

Статья 2. Понятие страхования

Страхование представляет собой отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий).

Статья 3. Формы страхования

1. Страхование может осуществляться в добровольной и обязательной формах.

2. Добровольное страхование осуществляется на основе договора между страхователем и страховщиком. Правила добровольного страхования, определяющие общие условия и порядок его проведения, устанавливаются страховщиком самостоятельно в соответствии с положениями настоящего Закона. Конкретные условия страхования определяются при заключении договора страхования.

3. Обязательным является страхование, осуществляемое в силу закона. Виды, условия и порядок проведения обязательного страхования определяются соответствующими законами Российской Федерации.

Статья 4. Объекты страхования

Объектами страхования могут быть не противоречащие законодательству Российской Федерации имущественные интересы:

    связанные с жизнью, здоровьем, трудоспособностью и пенсионным обеспечением страхователя или застрахованного лица (личное страхование);
    связанные с владением, пользованием, распоряжением имуществом (имущественное страхование);
    связанные с возмещением страхователем причиненного им вреда личности или имуществу физического лица, а также вреда, причиненного юридическому лицу (страхование ответственности).
Это интересно:  Лицензионные требования к образовательной деятельности

Страхование расположенных на территории Российской Федерации имущественных интересов юридических лиц (за исключением перестрахования и взаимного страхования) и имущественных интересов физических лиц — резидентов Российской Федерации может осуществляться только юридическими лицами, имеющими лицензию на осуществление страховой деятельности на территории Российской Федерации. (часть 2 введена Федеральным законом от 31.12.97 N 157-ФЗ)

Статья 5. Страхователи

1. Страхователями признаются юридические лица и дееспособные физические лица, заключившие со страховщиками договоры страхования либо являющиеся страхователями в силу закона.

2. Страхователи вправе заключать со страховщиками договоры о страховании третьих лиц в пользу последних (застрахованных лиц).

3. Страхователи вправе при заключении договоров страхования назначать физических или юридических лиц (выгодоприобретателей) для получения страховых выплат по договорам страхования, а также заменять их по своему усмотрению, до наступления страхового случая.

Статья 6. Страховщики

1. Страховщиками признаются юридические лица любой организационно — правовой формы, предусмотренной законодательством Российской Федерации, созданные для осуществления страховой деятельности (страховые организации и общества взаимного страхования) и получившие в установленном настоящим Законом порядке лицензию на осуществление страховой деятельности на территории Российской Федерации. Законодательными актами Российской Федерации могут устанавливаться ограничения при создании иностранными юридическими лицами и иностранными гражданами страховых организаций на территории Российской Федерации.
Предметом непосредственной деятельности страховщиков не могут быть производственная, торгово — посредническая и банковская деятельность.

2. Юридические лица, не отвечающие требованиям, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи, не вправе заниматься страховой деятельностью.

Статья 7. Общества взаимного страхования

Юридические и физические лица для страховой защиты своих имущественных интересов могут создавать общества взаимного страхования в порядке и на условиях, определяемых Положением об обществе взаимного страхования, утверждаемым Верховным Советом Российской Федерации.

Статья 8. Страховые агенты и страховые брокеры

1. Страховщики могут осуществлять страховую деятельность через страховых агентов и страховых брокеров.

2. Страховые агенты — физические или юридические лица, действующие от имени страховщика и по его поручению в соответствии с предоставленными полномочиями.

3. Страховые брокеры — юридические или физические лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве предпринимателей, осуществляющие посредническую деятельность по страхованию от своего имени на основании поручений страхователя либо страховщика.

Страховые брокеры обязаны направить в федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью извещение о намерении осуществлять посредническую деятельность по страхованию за 10 дней до начала этой деятельности. К извещению должна быть приложена копия свидетельства (решения) о регистрации брокера в качестве юридического лица или предпринимателя. (в ред. Федерального закона от 31.12.97 N 157-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)

4. Посредническая деятельность по страхованию, связанная с заключением договоров страхования от имени иностранных страховых организаций, за исключением договоров страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств, выезжающих за пределы Российской Федерации, на территории Российской Федерации не допускается, если межгосударственными соглашениями с участием Российской Федерации не предусмотрено иное. (в ред. Федерального закона от 31.12.97 N 157-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)
Посредническая деятельность, связанная с заключением на территории Российской Федерации от имени иностранных страховщиков договоров страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств, выезжающих за пределы Российской Федерации, разрешается с начала страховой деятельности страховой организации, осуществляющей указанную посредническую деятельность. (абзац введен Федеральным законом от 31.12.97 N 157-ФЗ)

Статья 9. Страховой риск, страховой случай, страховая выплата

1. Страховым риском является предполагаемое событие, на случай наступления которого проводится страхование.
Событие, рассматриваемое в качестве страхового риска, должно обладать признаками вероятности и случайности его наступления.

2. Страховым случаем является совершившееся событие, предусмотренное договором страхования или законом, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату страхователю, застрахованному лицу, выгодоприобретателю или иным третьим лицам.

3. При страховом случае с имуществом страховая выплата производится в виде страхового возмещения, при страховом случае с личностью страхователя или третьего лица — в виде страхового обеспечения.

Статья 10. Страховая сумма, страховое возмещение, страховое обеспечение

1. Страховой суммой является определенная договором страхования или установленная законом денежная сумма, исходя из которой устанавливаются размеры страхового взноса и страховой выплаты, если договором или законодательными актами Российской Федерации не предусмотрено иное.

2. При страховании имущества страховая сумма не может превышать его действительной стоимости на момент заключения договора (страховой стоимости). Стороны не могут оспаривать страховую стоимость имущества, определенную в договоре страхования, за исключением случаев, когда страховщик докажет, что он был намеренно введен в заблуждение страхователем.
Если страховая сумма, определенная договором страхования, превышает страховую стоимость имущества, он является недействительным в силу закона в той части страховой суммы, которая превышает действительную стоимость имущества на момент заключения договора.

3. Страховое возмещение не может превышать размера прямого ущерба застрахованному имуществу страхователя или третьего лица при страховом случае, если договором страхования не предусмотрена выплата страхового возмещения в определенной сумме.
В том случае, когда страховая сумма ниже страховой стоимости имущества, размер страхового возмещения сокращается пропорционально отношению страховой суммы к страховой стоимости имущества, если условиями договора страхования не предусмотрено иное.
В том случае, когда страхователь заключил договоры страхования имущества с несколькими страховщиками на сумму, превышающую в общей сложности страховую стоимость имущества (двойное страхование), то страховое возмещение, получаемое им от всех страховщиков по страхованию этого имущества, не может превышать его страховой стоимости. При этом каждый из страховщиков выплачивает страховое возмещение в размере, пропорциональном отношению страховой суммы по заключенному им договору к общей сумме по всем заключенным этим страхователем договорам страхования указанного имущества.
Условиями договора страхования может предусматриваться замена страховой выплаты компенсацией ущерба в натуральной форме в пределах суммы страхового возмещения.

4. В договоре личного страхования страховая сумма устанавливается страхователем по соглашению со страховщиком.
Страховое обеспечение выплачивается страхователю или третьему лицу независимо от сумм, причитающихся им по другим договорам страхования, а также по социальному страхованию, социальному обеспечению и в порядке возмещения вреда. При этом страховое обеспечение по личному страхованию, причитающееся выгодоприобретателю в случае смерти страхователя, в состав наследственного имущества не входит.

Статья 11. Страховой взнос и страховой тариф

1. Страховым взносом является плата за страхование, которую страхователь обязан внести страховщику в соответствии с договором страхования или законом.

2. Страховой тариф представляет собой ставку страхового взноса с единицы страховой суммы или объекта страхования.

Страховые тарифы по обязательным видам страхования устанавливаются в законах об обязательном страховании.
Страховые тарифы по добровольным видам личного страхования, страхования имущества и страхования ответственности могут рассчитываться страховщиками самостоятельно. Конкретный размер страхового тарифа определяется в договоре страхования по соглашению сторон.

Статья 12. Сострахование

Объект страхования может быть застрахован по одному договору совместно несколькими страховщиками (сострахование). При этом в договоре должны содержаться условия, определяющие права и обязанности каждого страховщика.

Статья 13. Перестрахование

1. Перестрахованием является страхование одним страховщиком (перестрахователем) на определенных договором условиях риска исполнения всех или части своих обязательств перед страхователем у другого страховщика (перестраховщика).

2. Страховщик, заключивший с перестраховщиком договор о перестраховании, остается ответственным перед страхователем в полном объеме в соответствии с договором страхования.

Статья 14. Объединения страховщиков

1. Страховщики могут образовывать союзы, ассоциации и иные объединения для координации своей деятельности, защиты интересов своих членов и осуществления совместных программ, если их создание не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации. Эти объединения не вправе непосредственно заниматься страховой деятельностью.

2. Объединения страховщиков действуют на основании уставов и приобретают права юридических лиц после государственной регистрации в федеральном органе исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью. (в ред. Федерального закона от 31.12.97 N 157-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)

Глава II. Исключена. — Федеральный закон от 31.12.97 N 157-ФЗ. (см. текст в предыдущей редакции)

Глава III. ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ СТРАХОВЩИКОВ

Статья 25. Условия обеспечения финансовой устойчивости страховщиков

Основой финансовой устойчивости страховщиков является наличие у них оплаченного уставного капитала и страховых резервов, а также система перестрахования.

Действие части второй статьи 25 не распространяется на юридических лиц, представивших в установленном порядке документы для получения лицензии на осуществление страховой деятельности до вступления в силу Федерального закона от 31.12.97 N 157-ФЗ.

Минимальный размер оплаченного уставного капитала, сформированного за счет денежных средств, на день подачи юридическим лицом документов для получения лицензии на осуществление страховой деятельности должен быть не менее 25 тысяч минимальных размеров оплаты труда — при проведении видов страхования иных, чем страхование жизни, не менее 35 тысяч минимальных размеров оплаты труда — при проведении страхования жизни и иных видов страхования, не менее 50 тысяч минимальных размеров оплаты труда — при проведении исключительно перестрахования. (часть 2 введена Федеральным законом от 31.12.97 N 157-ФЗ)

Это интересно:  Жилищно коммунальный кодекс рф 2019

Статья 26. Страховые резервы и фонды страховщиков

1. Для обеспечения выполнения принятых страховых обязательств страховщики в порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации, образуют из полученных страховых взносов необходимые для предстоящих страховых выплат страховые резервы по личному страхованию, имущественному страхованию и страхованию ответственности.
В аналогичном порядке страховщики вправе создавать резервы для финансирования мероприятий по предупреждению несчастных случаев, утраты или повреждения застрахованного имущества.
Страховые резервы, образуемые страховщиками, не подлежат изъятию в федеральный и иные бюджеты.

2. Из доходов, остающихся после уплаты налогов и поступающих в распоряжение страховщиков, они могут образовывать фонды, необходимые для обеспечения их деятельности.

3. Страховщики вправе инвестировать или иными образом размещать страховые резервы и другие средства, а также выдавать ссуды страхователям, заключившим договоры личного страхования, в пределах страховых сумм по этим договорам.

Статья 27. Гарантии платежеспособности страховщиков

1. Для обеспечения своей платежеспособности страховщики обязаны соблюдать нормативные соотношения между активами и принятыми ими страховыми обязательствами. Методика расчета этих соотношений и их нормативные размеры устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью. (в ред. Федерального закона от 31.12.97 N 157-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)

2. Страховщики, принявшие обязательства в объемах, превышающих возможности их исполнения за счет собственных средств и страховых резервов, обязаны застраховать у перестраховщиков риск исполнения соответствующих обязательств.

3. Размещение страховых резервов должно осуществляться страховщиками на условиях диверсификации, возвратности, прибыльности и ликвидности.

Статья 28. Учет и отчетность страховщиков

1. План счетов и правила бухгалтерского учета, показатели и формы учета страховых операций и отчетности страховщиков устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и Государственным комитетом Российской Федерации по статистике. (в ред. Федерального закона от 31.12.97 N 157-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)

2. Операции по личному страхованию учитываются страховщиками отдельно от операций по имущественному страхованию и страхованию ответственности.

Статья 29. Публикация страховщиками годовых балансов

Страховщики публикуют годовые балансы и счета прибылей и убытков в сроки, установленные федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью, после аудиторского подтверждения достоверности содержащихся в них сведений. (в ред. Федерального закона от 31.12.97 N 157-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)

Глава IV. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР ЗА СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Статья 30. Государственный надзор за страховой деятельностью в Российской Федерации

1. Государственный надзор за страховой деятельностью осуществляется в целях соблюдения требований законодательства Российской Федерации о страховании, эффективного развития страховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства.

2. Государственный надзор за страховой деятельностью на территории Российской Федерации осуществляется федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью, действующей на основании Положения, утверждаемого Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 31.12.97 N 157-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)

3. Основными функциями федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью являются: (в ред. Федерального закона от 31.12.97 N 157-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)
а) выдача страховщикам лицензий на осуществление страховой деятельности;
б) ведение единого Государственного реестра страховщиков и объединений страховщиков, а также реестра страховых брокеров;
в) контроль за обоснованностью страховых тарифов и обеспечением платежеспособности страховщиков;
г) установление правил формирования и размещения страховых резервов, показателей и форм учета страховых операций и отчетности о страховой деятельности;
д) разработка нормативных и методических документов по вопросам страховой деятельности, отнесенным настоящим Законом к компетенции федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью; (в ред. Федерального закона от 31.12.97 N 157-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)
е) обобщение практики страховой деятельности, разработка и представление в установленном порядке предложений по развитию и совершенствованию законодательства Российской Федерации о страховании.

4. Федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью вправе: (в ред. Федерального закона от 31.12.97 N 157-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)
а) получать от страховщиков установленную отчетность о страховой деятельности, информацию об их финансовом положении, получать необходимую для выполнения возложенных на нее функций информацию от предприятий, учреждений и организаций, в том числе банков, а также от граждан;
б) производить проверки соблюдения страховщиками законодательства Российской Федерации о страховании и достоверности представляемой ими отчетности;
в) при выявлении нарушений страховщиками требований настоящего Закона давать им предписания по их устранению, а в случае невыполнения предписаний приостанавливать или ограничивать действие лицензий этих страховщиков впредь до устранения выявленных нарушений либо принимать решения об отзыве лицензий;
г) обращаться в арбитражный суд с иском о ликвидации страховщика в случае неоднократного нарушения последним законодательства Российской Федерации, а также о ликвидации предприятий и организаций, осуществляющих страхование без лицензий.

Статья 31. Пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на страховом рынке

Предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на страховом рынке обеспечивается Государственным комитетом Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации.

Статья 32. Лицензирование страховой деятельности

1. Лицензии на осуществление страховой деятельности выдаются федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью: (в ред. Федерального закона от 31.12.97 N 157-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)
а) страховщикам на основании их заявлений с приложением:

    учредительных документов;
    свидетельства о регистрации;
    справки о размере оплаченного уставного капитала;
    экономического обоснования страховой деятельности;
    правил по видам страхования;
    расчетов страховых тарифов;
    сведений о руководителях и их заместителях;

б) страховщикам, предметом деятельности которых является исключительно перестрахование, на основании их заявлений с приложением:

    учредительных документов;
    свидетельства о регистрации;
    справки о размере оплаченного уставного капитала;
    сведений о руководителях и их заместителях.

2. Лицензии выдаются на осуществление добровольного и обязательного личного страхования, имущественного страхования и страхования ответственности, а также перестрахования, если предметом деятельности страховщика является исключительно перестрахование. При этом в лицензиях указываются конкретные виды страхования, которые страховщик вправе осуществлять.

3. Федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью рассматривает заявления юридических лиц о выдаче им лицензий в срок, не превышающий 60 дней с момента получения документов, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи. (в ред. Федерального закона от 31.12.97 N 157-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)

4. Основанием для отказа в выдаче юридическому лицу лицензии на осуществление страховой деятельности может служить несоответствие документов, прилагаемых к заявлению, требованиям законодательства Российской Федерации.
Об отказе в выдаче лицензии федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью сообщает юридическому лицу в письменной форме с указанием причин отказа. (в ред. Федерального закона от 31.12.97 N 157-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)

5. Об изменениях, внесенных в учредительные документы, страховщик обязан сообщить федеральному органу исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью в месячный срок с момента регистрации этих изменений в установленном порядке. (в ред. Федерального закона от 31.12.97 N 157-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)

Статья 33. Соблюдение коммерческой тайны страховщика должностными лицами федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью (в ред. Федерального закона от 31.12.97 N 157-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)

Должностные лица федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью не вправе использовать в корыстных целях и разглашать в какой-либо форме сведения, составляющие коммерческую тайну страховщика. (в ред. Федерального закона от 31.12.97 N 157-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)

Глава V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 34. Страхование иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на территории Российской Федерации

Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица на территории Российской Федерации пользуются правом на страховую защиту наравне с гражданами и юридическими лицами Российской Федерации.

Статья 35. Рассмотрение споров

Споры, связанные со страхованием, разрешаются судом, арбитражным или третейским судами в соответствии с их компетенцией.

Статья 36. Международные договоры

Если международными договорами Российской Федерации или бывшего СССР установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве Российской Федерации о страховании, то применяются правила международного договора.

Статья написана по материалам сайтов: studme.org, spravochnick.ru, www.visas.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий