Закупка мебели по 44 фз запрет
О.Л. Лобанова,
консультант по управлению закупками
Академии им. Н.П. Пастухова, г. Ярославль
Закупка товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд стала неотъемлемой частью хозяйственной деятельности любого учреждения, любой организации. Действующим законодательством в сфере закупок установлены определенные правила таких закупок.
Как закупать?
Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ о контрактной системе (далее — Закон № 44-ФЗ) предусмотрено множество вариантов в отношении выбора закупочной процедуры. У каждого варианта есть свои запреты, ограничения, достоинства и недостатки. Иными словами, Закон № 44-ФЗ предоставляет закупающей организации (заказчику) право выбора в каждом конкретном случае конкретной закупочной процедуры (способа закупки), и такой выбор должен быть сделан исходя из принципов обеспечения максимальной закупочной конкуренции, результативности и эффективности закупки.
Законом № 44-ФЗ предусмотрены следующие способы закупок:
— конкурс (все его виды);
— аукцион (в том числе электронный);
— запрос котировок;
— запрос предложений;
— закупка у единственного поставщика (далее — прямая закупка).
Рассмотрим далее условия выбора каждого из способов в отношении закупки мебели (офисной мебели).
Конкурс и электронный аукцион
Обязательность проведения электронного аукциона ограничивается перечнем, который утвержден Распоряжением Правительства РФ от 31.10.2013 № 2021-р (далее — аукционный перечень). При этом товары (работы, услуги), включенные в такой перечень, допускается закупать не только электронным аукционом, но и запросом котировок, запросом предложений и у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), но с учетом запретов и ограничений, установленных Законом № 44-ФЗ. Таким образом, законодатель установил запрет на проведение конкурсов в отношении товаров (работ, услуг), включенных в аукционный перечень.
Обратите внимание! Мебель не входит в указанный перечень Правительства РФ, следовательно, заказчик имеет право провести конкурс на поставку офисной мебели. Однако на региональном уровне могут быть установлены дополнительные перечни товаров (работ и услуг), закупаемых через электронный аукцион, поэтому практика закупок в различных регионах Российской Федерации может между собой отличаться номенклатурными позициями закупаемых товаров (работ, услуг).
Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.
В данном случае предоставлена только часть документа для ознакомления и избежания плагиата наших наработок.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.
Содержание
- Закупаем мебель по новым правилам: пошаговая инструкция
- Закупаем мебель с учетом изменений от 20.02.2018
- Шаг 1. Составляем техническое задание
- Шаг 2. Составление документации о проведении закупки
- Шаг 3. Рассмотрение поданных заявок
- Шаг 5. Заключение контракта
- Шаг 4. Приемка товара
- Как проводить другие госзакупки
- Перечень отдельных видов товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд
- Ограничение и запрет на допуск товаров происходящих из иностранных государств 44-ФЗ
Закупаем мебель по новым правилам: пошаговая инструкция
Закупаем мебель с учетом изменений от 20.02.2018
Ранее при проведении закупки все действия были стандартными. С 01.12.2017, если необходимо закупить мебель в рамках 44-ФЗ, при составлении документации и выборе победителя нужно учитывать новые запреты. В первую очередь необходимо определить предмет закупки и выбрать код ОКПД2. Это может быть мебель:
- 31.01 — для офисов и предприятий торговли;
- 31.02 — кухонная;
- 31.03 — матрасы;
- 31.09 — прочая.
Шаг 1. Составляем техническое задание
После того, как предмет определен, составлено техническое задание, необходимо указать запреты, введенные с 01.12.2017 по 01.12.2019 и касающиеся 29 позиций:
Необходимо учесть, что есть исключения на мебель, которая:
- произведена в государствах — членах ЕАЭС;
- закупается по специальному инвестиционному контракту;
- не имеет аналогов в ЕАЭС и соответствует критериям ПП № 719 от 17.07.2015.
Шаг 2. Составление документации о проведении закупки
В документации о проведении процедуры необходимо указать, что участник и предлагаемые им товары должны соответствовать условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе, и обязаны предоставить документы, подтверждающие это, или копии этих документов. Например, если закупка будет проходить в виде электронного аукциона, то можно указать требование к заявке. Она должна содержать документы или их копии, подтверждающие соответствие участника аукциона и(или) предлагаемых им товаров, работ или услуг условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком.
С 20 февраля заказчик не может дополнительно требовать, чтобы участники использовали российские или из стран ЕАЭС плиты древесно-стружечные и древесно-волокнистые, а также другие одревесневшие материалы для производства следующих товаров:
Наименование товара | ОКПД2 |
---|---|
Мебель металлическая для офисов | 31.01.11 |
Основы матрасные из деревянного каркаса | 31.03.11.110 |
Основы матрасные из металлического каркаса | 31.03.11.120 |
Основы матрасные прочие | 31.03.11.190 |
Матрасы, кроме матрасных основ | 31.03.12 |
Мебель металлическая, не включенная в другие группировки | 31.09.11 |
Мебель из пластмассовых материалов | 31.09.14.110 |
Если закупку проводить в виде запроса предложений, то необходимо указать обязательные и дополнительные требования к участникам закупочной процедуры (критерии допуска к участию в закупочной процедуре) : соответствие предлагаемых товаров, работ или услуг условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со ст. 14 Федерального закона, или копии этих документов.
Шаг 3. Рассмотрение поданных заявок
После последних изменений заказчику при рассмотрении заявок необходимо обратить внимание на то, что поставщик обязан к основному пакету документов предоставить бумаги, в которых будет указано соответствие поставщика требованиям национального режима.
Законодатели определили, что такими документами являются:
- копия специального инвестиционного контракта (СПИК). Она должна быть заверена руководителем организации (или индивидуальным предпринимателем) при условии, что он является стороной СПИК;
- акт экспертизы, который выдается торгово-промышленной палатой. Порядок ее определен по согласованию с Минпромторгом;
- заключение, которое подтверждает наличие производства промышленной продукции на территории РФ. Оно должно быть выдано Минпромторгом;
- сертификат по форме СТ-1.
Поставщик обязан предоставить сертификат о происхождении товара, так как именно он является свидетельством ненарушения требований. Выглядеть он должен примерно так.
Шаг 5. Заключение контракта
Пример государственного контракта на поставку мебели с актуальными изменениями доступен ниже по ссылке.
Шаг 4. Приемка товара
После того как победитель выбран и контракт заключен, необходимо осуществить приемку товара по стандартной процедуре. При этом поставщик обязательно должен предоставить оригиналы сертификатов по форме СТ-1, специальный инвестиционный контракт или акт экспертизы Торгово-промышленной палаты Российской Федерации.
Как проводить другие госзакупки
У нас также есть подробные инструкции, как правильно закупать:
Перечень отдельных видов товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд
При закупке данной продукции независимо от способа закупки в плане-графике, извещении и документации устанавливается запрет на допуск товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности, происходящих из иностранных государств согласно Постановления Правительства РФ «Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 5 сентября 2017 г. № 1072. Участники закупки обязаны предоставить документы подтверждающие страну происхождения товара, предусмотренные в документации о закупке согласно указанного постановления. Также заказчик обязан установить дополнительные требования к участникам закупки об использовании при производстве мебели закупаемой согласно перечня плит древесно-стружечных и древесно-волокнистых, страной происхождения которых является Российская Федерация или государство — член Евразийского экономического союза.
NB: Запрет установлен с 1 декабря 2017 г. до 1 декабря 2021 г.
Перечень
Код | Расшифровка |
---|---|
16.21.13 | Плиты древесно-стружечные и аналогичные плиты из древесины или других одревесневших материалов |
16.21.14 | Плиты древесно-волокнистые из древесины или других одревесневших материалов |
31.01.11 | Мебель металлическая для офисов |
31.01.12 | Мебель деревянная для офисов |
31.01.13.000 | Мебель деревянная для предприятий торговли |
31.02.10 | Мебель кухонная |
31.03.11.110 | Основы матрасные из деревянного каркаса |
31.03.11.120 | Основы матрасные из металлического каркаса |
31.03.11.190 | Основы матрасные прочие |
31.03.12 | Матрасы, кроме матрасных основ |
31.09.11 | Мебель металлическая, не включенная в другие группировки |
31.09.12 | Мебель деревянная для спальни,столовой и гостиной |
31.09.12.110 | Диваны, софы, кушетки с деревянным каркасом, трансформируемые в кровати |
31.09.12.111 | Диваны, софы, кушетки детские и подростковые с деревянным каркасом, трансформируемые в кровати |
31.09.12.119 | Диваны, софы, кушетки с деревянным каркасом, трансформируемые в кровати, прочие |
31.09.12.120 | Мебель деревянная для спальни |
31.09.12.121 | Кровати деревянные для взрослых |
31.09.12.123 | Шкафы деревянные для спальни |
31.09.12.124 | Тумбы деревянные для спальни |
31.09.12.125 | Гарнитуры деревянные, наборы комплектной мебели для спальни |
31.09.12.129 | Мебель деревянная для спальни прочая |
31.09.12.130 | Мебель деревянная для столовой и гостиной |
31.09.12.131 | Столы обеденные деревянные для столовой и гостиной |
31.09.12.132 | Столы журнальные деревянные |
31.09.12.133 | Шкафы деревянные для столовой и гостиной |
31.09.12.134 | Гарнитуры и наборы комплектной мебели |
31.09.12.139 | Мебель деревянная для столовой и гостиной прочая |
31.09.13 | Мебель деревянная, не включенная в другие группировки |
31.09.14.110 | Мебель из пластмассовых материалов |
«Развитие» — Онлайн-сервис для специалиста в сфере закупок
Конструктор документов по 44-ФЗ
Привести в порядок локальные акты, регламентирующие закупочную деятельность организации
Составить план мероприятий по применению профессионального стандарта «специалист в сфере закупок» и подготовить необходимый пакет документов
Конструктор контрактов по 44-ФЗ
Формировать контракты и вести реестр закупок по 44-ФЗ
Попробовать бесплатно
потребуется ввести email и ИНН
Ограничение и запрет на допуск товаров происходящих из иностранных государств 44-ФЗ
Запреты
- Программное обеспечение.
- Товары для нужд обороны страны и безопасности государства.
- Продукция машиностроения.
- Мебель и изделия деревообрабатывающей промышленности.
- Изделия легкой промышленности.
Эти запреты распространяются на товары, произведенные в любых странах, за исключением России, Армении, Беларуси, Киргизии и Казахстана ( ЕА ЭС ). Информацию о наличии такого запрета заказчик обязан отобразить в закупочной документации. В противном случае он привлекается к административной ответственности.
Программное обеспечение
С 01 января 2016 года постановлением Правительства России №1236 вводятся ограничения на закупку программного обеспечения, разработанного на территории иностранных государств. Эта норма распространяется на исключительные права и права эксплуатации.
На Министерство связи наложена обязанность по ведению единого реестра программного обеспечения российского производства. С ним заказчик должен сверяться перед проведением закупки. Правила его создания и ведения также прописаны в постановлении Правительства за номером 1236.
Когда требуемая программа отсутствует в реестре или ее технические характеристики не совпадают с параметрами, указанными в документе, разрешено назначать тендер на иностранную продукцию. Запрет, установленный Постановлением №1236, не распространяется на закупки, проводимые консульствами, дипломатическими представительствами, а также торговыми представительствами РФ при ведении ими деятельности за рубежом. Запрет не применяется также при закупках, составляющих государственную тайну.
Товары для нужд обороны
Постановлением Правительства №9 от 14.01.2017 (до него — ПП №1224 от 24.12.2013) вводится запрет на закупку товаров иностранного производства, необходимых для нужд безопасности и обороны страны. Исключение составляет лишь та продукция, которая не производится на территории России или государств, входящих в Евразийский экономический союз.
К поставке в рамках госконтракта допускаются не только товары, фактически произведенные в России, но и продукция, отвечающая одному из следующих требований:
- Ее создание или модернизация проводилось в рамках специального инвестиционного контракта.
- Изделие соответствует требованиям, установленным постановлением Правительства №719 от 17.07.2015г.
- Товары произведены в странах ЕАЭС.
Запрет не распространяется на закупки, проводимые МВД, ФСБ, ФСО, СВР, ФСТЭК, а также Управлением делами Президента России. Полный перечень продукции, которая подпадает под действие постановление, приведен в приложении к нему. В этот перечень входят: обрабатывающие центры, токарные, металлорежущие, шлифовальные заточные и другие виды станков, измерительные и контрольные приспособления.
Продукция машиностроения
Запрет на поставку в рамках государственных контрактов объектов машиностроения вводится постановлением Правительства №656 от 14.07.2014 г. Запрещено осуществлять закупки следующих иностранных товаров:
- Трамвайных вагонов.
- Прицепов.
- Снегоочистителей.
- Различных транспортных средств.
- Автокранов.
- Тракторов.
Полный перечень приведен в приложении к постановлению. Такие запреты не распространяются на закупки, реализуемые дипломатическими и торговыми представительствами, а также консульствами.
Мебель и изделия деревообрабатывающей промышленности
Запрет на поставку мебели и отдельных изделий деревообрабатывающей промышленности устанавливается постановлением Правительства №1072 от 05 сентября 2017 года. Закупать продукцию, о которой идет речь в постановлении, можно только, если:
- Она произведена на территории России или стран ЕАЭС.
- Товары изготавливаются в рамках специального инвестиционного контракта.
- Продукция соответствует требованиям постановления Правительства №719 от 17.07.2015г.
Запрет распространяется на различные виды мебели, в том числе металлическую и пластмассовую, матрасные основы, матрасы, диваны, древесно-волокнистые плиты. Такое постановление действует до 1 декабря 2021 года.
Изделия легкой промышленности
Постановлением Правительства №108 от 17 февраля 2016 года устанавливается запрет на приобретение государственными учреждениями отдельных изделий легкой промышленности, изготовленных в иностранных государствах. Исключение составляют лишь товары, произведенные в странах ЕАЭС. Дополнительным требованием является использование при выпуске изделий российских полуфабрикатов и материалов.
В перечень товаров, попадающих под запрет входят:
- Ткани.
- Кожаная одежда.
- Спецодежда.
- Обувь.
- Пластмассовые изделия.
- Ковры.
- Верхняя одежда.
- Нижнее белье.
Указанные товары должны быть исключительно российского производства. В постановлении приводится отдельный список продукции, которая может быть произведена на территории стран ЕАЭС. В него включены ткани, текстильные изделия, огнестойкая одежда и некоторые другие изделия.
Ограничения
На отдельные виды товаров законодатель установил ограничения. Это значит, что заявки, содержащие изделия иностранного производства, допускаются к участию в процедуре только в том случае, если отсутствуют предложения с продукцией российского производства, соответствующей установленным характеристикам. Это справедливо для следующих видов товаров:
- Радиоэлектроника.
- Медицинские изделия.
- Лекарственные препараты.
- Продукты питания.
При проведении таких закупок участники, предложившие продукцию отечественного производства, получают ценовые преференции. Если победу в тендере одерживает компания, в заявке которого имеются иностранные товары, то итоговая цена контракта будет уменьшена на 15%.
Радиоэлектронная продукция
Ограничения на закупку товаров радиоэлектроники установлены постановлением Правительства №968 от 29 сентября 2016 года. В список изделий, попавших под действие нормативного акта, включены:
- Фоторезисторы.
- Светодиодные изделия.
- Интегральные электронные схемы.
- Вычислительны машины.
- Электронные книги.
- Запоминающие устройства.
- Радиоэлектронные средства связи.
- Антенны.
- Видеокамеры.
Полный список приведен в приложении к постановлению. Установленные ограничения не применяются в случае проведения закупки на территории иностранного государства для обеспечения собственной деятельности.
Медицинские изделия
При закупке медицинских изделий, включенных в перечень, указанный в постановлении Правительства №102 от 05 февраля 2015 года, устанавливаются ограничения. В этот список попали:
- Медицинская одежда.
- Санитарно-гигиеническое белье.
- Реагенты.
- Салфетки.
- Тампоны.
- Повязки.
- Диагностическое и реанимационное оборудование.
Список товаров огромен, поэтому поставщикам и заказчикам необходимо внимательно с ним ознакомиться перед участием в процедуре. Запрет не распространяется на закупки, проводимые на территории иностранных государств.
Лекарственные препараты
Введение ограничений при закупке лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов устанавливается постановлением Правительства №1289 от 13.11.2015 года. Актуальный перечень конкретных медикаментов, попадающих под действие нормативного акта, приведен в распоряжении Правительства №2323-р от 23.10.2017 года.
Если в результате проведения закупки товаров, на которые распространяются ограничения, был заключен контракт с поставщиком, предложившим российскую продукцию, то замена препаратов, предложенных в заявке, иностранными аналогами в процессе исполнения обязательств не допускается. Это установлено пунктом 3 постановления Правительства №1289.
Продукты питания
Ограничения на поставку иностранных продуктов питания установлены постановлением Правительства №832 от 22.08.2016 года. В перечень таких продуктов входят:
- Мороженая и свежая рыба.
- Морепродукты.
- Различные сорта мяса.
- Соль.
- Сливочное масло, сыры, творог, молоко.
- Рис.
- Сахар.
Исключением из данного постановления становятся закупки, осуществляющиеся на территории иностранных государств.
Действия заказчика
Действия заказчика при проведении закупок товаров, попадающих под действие ограничений, будут зависеть от типа приобретаемой продукции:
- Если заказчику необходима какая-либо программа, то перед составлением закупочной документации он должен свериться с реестром ПО. Если такое обеспечение найдено в реестре, то закупать иностранные аналоги запрещено. Информация об этом должна быть обязательно отражена в документации. В случае, если требуемая программа отсутствует в реестре заказчику нужно подготовить обоснование необходимости приобретения именно такого ПО.
- Перед закупкой товаров, предназначенных для обеспечения нужд обороны страны заказчик должен проверить, существует ли производство требуемой продукции на территории России. Получить такую информацию можно в Министерстве промышленности и торговли.
- При проведении закупок отдельных видов товаров машиностроения или мебельной продукции заказчик обязан прописать в документации необходимость приложить во второй части заявок сертификат о происхождении товара. Заявки, в которых этот документ не приложен, должны быть отклонены.
- Если проводится закупка товаров, на которые правительством наложены ограничения, то заказчик обязан отклонять заявки, содержащие изделия иностранного производства, при условии, что поданы не менее двух предложений с российской продукцией. При этом товары, предлагаемые в этих двух заявках не должны быть одного и того же вида.
Действия поставщика
Для участия в закупках товаров, на которые действуют запреты или ограничения, участник должен подтвердить соответствие предлагаемой им продукции требованиям законодательства. Сделать это можно при помощи следующих документов:
- Копия инвестиционного контракта, в рамках которого осуществляется производство изделий.
- Сертификат по форме СТ-1.
- Акт экспертизы, проведенной Торгово-промышленной палатой России.
- При закупке продуктов питания, на которые установлены ограничения. Участнику достаточно задекларировать в заявке страну происхождения. Наименование государства должно соответствовать ОКСМ.
- Если проводится закупка радиоэлектроники, то в отдельных случаях допускается прикладывать к заявке уведомление о стране происхождения товара, полученное от Минпромторга.
Отсутствие указанных документов в заявке является основание для ее отклонения. В случае возникновения спорных ситуаций участник имеет обращаться с жалобой в ФАС.
Статья написана по материалам сайтов: goscontract.info, razvitie.expert, goszakupkirf.ru.
»