+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Земли особо охраняемых территорий и объектов

1. К землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.

2. К землям особо охраняемых территорий относятся земли:

1) особо охраняемых природных территорий;

2) природоохранного назначения;

3) рекреационного назначения;

4) историко-культурного назначения;

5) особо ценные земли.

3. Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий федерального значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий федерального значения устанавливаются Правительством Российской Федерации на основании федеральных законов.

4. Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального и местного значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий регионального и местного значения устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

6. Земли особо охраняемых природных территорий, земли, занятые объектами культурного наследия Российской Федерации, используются для соответствующих целей. Использование этих земель для иных целей ограничивается или запрещается в случаях, установленных настоящим Кодексом, федеральными законами.

Содержание

Комментарий к Ст. 94 ЗК РФ

1. Выделение в земельном законодательстве земель особо охраняемых территорий имеет свой смысл и определенные правовые последствия. Дело в том, что все земли независимо от своего назначения подлежат охране, чему посвящаются ст. ст. 12 — 14 ЗК. Назначение, цели, порядок выделения, особенности использования и охраны земель особо охраняемых территорий изложены в ст. 94 «Понятие и состав земель особо охраняемых территорий» ЗК.

Эта категория земель отличается и отделяется от иных категорий земель тем, что имеет свои правовые и финансовые последствия. Так, в решении Арбитражного суда Московской области от 28 апреля 2004 г. по делу N А41-К2-2460/04 было указано, что земли промышленности, расположенные вне населенных пунктов, не относятся к землям рекреационного назначения, предназначенным для отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан, и, следовательно, применение повышающего коэффициента при расчете земельного налога за указанные территории необоснованно.

2. В нашей стране уделяется большое внимание созданию, функционированию и защите различных видов особо охраняемых территорий как на уровне Российской Федерации, так и на уровне субъектов РФ и местного самоуправления: площадь этих земель неуклонно возрастает .
———————————
См.: государственные (национальные) ежегодные доклады о состоянии и использовании земель Российской Федерации; Иконицкая И.А. Земельное право Российской Федерации: теория и тенденции развития. М.: ИГП РАН, 1999; Земельное право Российской Федерации. Законодательство. Ведомственные нормативные акты. Судебная практика / Под ред. Н.Н. Осокина. М.: ДЕ-ЮРЕ, 1995; Земельное право России: Практикум / Под ред. А.К. Голиченкова. М.: ЕК, 2001, 2005; Жариков Ю.Г. Земельное право России: Учебник. М.: Былина, 2005.

3 — 4. Под объектами особо охраняемых территорий понимаются в п. 6 ст. 94 ЗК прежде всего объекты культурного наследия РФ. В п. п. 3 и 10 ст. 95 ЗК предусматриваются также земельные участки, занятые природными комплексами и объектами, объявленными в установленном порядке памятниками природы. Последнее время к законодательству об особо охраняемых территориях и их объектах, к его применению привлечено большое внимание ввиду особой ценности этих земель, попыток их урезать, уменьшить и желания некоторых представителей современного истеблишмента принять участие в приватизации части этих земель.

5. Незавершенность перечня особо охраняемых территорий и объектов федерального, регионального (субъектов РФ) и местного значения позволяет создавать их новые виды.

При рассмотрении возникшего спора арбитражным судом установлено, что по постановлению Правительства Москвы и распоряжению мэра Москвы Всероссийский выставочный центр включен в состав территориальной единицы с особым статусом как представляющий значительную историко-культурную и архитектурно-природную ценность.

В соответствии со ст. 94 ЗК указанный земельный участок является особо охраняемой территорией, и права на земельный участок согласно ст. 56 Земельного кодекса РФ ограничены. В соответствии с ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», Законом города Москвы от 26 сентября 2001 г. N 48 «Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве» расположенные на особо охраняемых территориях организации могут осуществлять лишь разрешенные виды использования земельного участка, не нарушающие режим особо охраняемой территории. Земельные участки в границах особо охраняемой территории могут быть по решению Правительства Москвы предоставлены в пользование гражданам, юридическим лицам в рекреационных, физкультурно-оздоровительных, культурно-просветительных целях, если это не противоречит режиму охраны и использования особо охраняемой территории.

Участки особо охраняемых природных территорий предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование учреждениям, организациям, осуществляющим охрану, содержание и использование особо охраняемых территорий.

Согласно п. 3 ст. 3 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» управление и контроль в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий местного значения осуществляется органами местного самоуправления.

В соответствии с п. 4 ст. 14 Закона города Москвы «Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве» распоряжение правами пользования земельным участком особо охраняемой природной территории (залог, продажа права аренды, субаренда и др.) не допускается.

6. Особенно часто новые виды особо охраняемых территорий создаются на землях, занятых объектами культурного наследия РФ. В качестве примера разрешенного судом спора по этим вопросам можно привести Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 22 февраля 2006 г. N 9-Г06-1. Так, при осуществлении в 2001 г. работ нулевого цикла в границах земельных участков, отведенных по договорам аренды ООО «В», были обнаружены останки средневекового кладбища и белокаменные фундаменты Никольской Верхнепосадской церкви г. Нижнего Новгорода, относящиеся к периоду XV — XVIII вв. После этого администрацией Нижегородской области было издано Постановление об объявлении территории средневекового кладбища Никольской церкви в г. Нижнем Новгороде заповедным местом «Никольское кладбище» и часть территории, переданной под размещение временной автостоянки, на которой обнаружены останки древних захоронений и фундаменты церкви, была признана заповедным местом с особым режимом.

В соответствии с Законом РСФСР от 15 декабря 1978 г. к памятникам истории и культуры относятся: памятники истории; памятники археологии; памятники градостроительства и архитектуры; памятники искусства; документальные памятники. К памятникам истории и культуры могут быть отнесены и другие объекты, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность.

Законом РСФСР от 15 декабря 1978 г. было установлено, что отдельные участки городов и других населенных пунктов, имеющие особую историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, а также памятные места, связанные с важнейшими историческими событиями, могут быть объявлены заповедными местами советами министров автономных республик, исполнительными комитетами краевых, областных, Московского и Ленинградского городских советов народных депутатов по согласованию с Министерством культуры РСФСР и Всероссийским обществом охраны памятников истории и культуры. Охрана заповедных мест осуществляется на основании положений, утверждаемых в порядке, определяемом Советом Министров РСФСР.

Статьей 62 ФЗ об объектах культурного наследия признан утратившим силу Закон РСФСР от 15 декабря 1978 г. «Об охране и использовании памятников истории и культуры».

При этом признание утратившим силу Закона РСФСР от 15 декабря 1978 г., за исключением ряда статей, не влияет на законность обжалуемого Постановления администрации Нижегородской области.

Пунктом 1 ст. 63 ФЗ об объектах культурного наследия предусмотрено, что впредь до вступления в силу утвержденных Правительством РФ нормативных актов, издание которых отнесено названным Федеральным законом к полномочиям Правительства РФ, но не позднее 31 декабря 2010 г., сохраняются правила охраны, реставрации и использования памятников истории и культуры РФ, установленные Положением об охране и использовании памятников истории и культуры, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 16 сентября 1982 г. N 865 и применяемым постольку, поскольку указанные правила не противоречат указанному Федеральному закону.

В силу п. 3 ст. 64 того же Федерального закона памятники истории и культуры местного значения, принятые на государственную охрану в соответствии с Законом РСФСР от 15 декабря 1978 г. «Об охране и использовании памятников истории и культуры», отнесены к объектам культурного наследия регионального значения, включенным в реестр.

Согласно выписке, представленной Министерством культуры Нижегородской области, заповедное место «Никольское кладбище» включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ по Нижегородской области г. Нижнего Новгорода.

Таким образом, учитывая, что положения ФЗ об объектах культурного наследия действуют и в отношении объектов культурного наследия, ранее принятых под охрану государства в соответствии с Законом РСФСР от 15 декабря 1978 г. «Об охране и использовании памятников истории и культуры», оснований для удовлетворения требований ООО «В» у суда не имелось.

Суд правильно исходил из того, что Постановление администрации Нижегородской области от 5 июня 2001 г. N 136 не противоречит положениям ни ЗК, ни Градостроительного кодекса 1998 г.

В соответствии с п. 3 ст. 99 ЗК РФ на отдельных землях историко-культурного назначения, в том числе землях объектов культурного наследия, подлежащих исследованию и консервации, может быть запрещена любая хозяйственная деятельность.

Это интересно:  Должностная инструкция главного энергетика предприятия

Согласно п. 10 ст. 2 Градостроительного кодекса РФ законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются в том числе и на принципе осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.

В силу ч. 4 ст. 36 ГрК РФ действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий памятников и ансамблей, включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, и решения о режиме содержания земельных участков принимаются в порядке, установленном законодательством РФ об охране объектов культурного наследия.

Какие земли охраняются и находятся под защитой закона

Назначение земель может быть самым разным:

  • одни из них используются для ведения сельского хозяйства;
  • другие имеют промышленное и оборонное значение;
  • третьи предназначены для поселений.

Также имеются земли лесного, водного фонда и земли запаса. Всего Земельным кодексом выделяется целых семь категорий, среди которых отдельный интерес вызывают земли особо охраняемых территорий и объектов. Это единственная категория, по названию которой трудно судить о назначении. Воображение может нарисовать что угодно: секретные зоны и военные объекты, обнесённые колючей проволокой, с охранниками по всему периметру, подземные бункеры, тайные лаборатории и многое другое. На самом деле эти территории далеки от этого, и охраняются они не столько охранниками, сколько государственным правом. Сочетание «особо охраняемые» означает, что на их территории действуют особые законы.

Земли особо охраняемых территорий и объектов: определение и состав

Земельным Кодексом особо охраняемым землям посвящены ст. 94 — 100.

К землям особо охраняемых территорий относятся земли природоохранного, исторического, научного, культурного, рекреационного и другого значения. Они охраняются законом и выведены (частично либо полностью) из хозяйственного оборота решением центральных, региональных и местных властей.

Состав земель особо охраняемых территорий

К ООТ относятся шесть типов:

  • особо охраняемые природные территории (ООПТ);
  • земли природоохранного*, историко-культурного, лечебно-оздоровительного, рекреационного**назначения;
  • особо ценные земли.

* Природоохранные — земли, назначение которых — охрана природы.

** Рекреационный — оздоровительный (отдых и занятия физкультурой, спортом, туризмом).

Земли могут быть отнесены к ООТ федерального, регионального либо местного значения по решению правительства России, органов субъектов РФ или ОМСУ.

Земли ООПТ и территории, где имеются объекты культурного наследия, можно использовать только по их целевому назначению. Другое использование запрещено либо ограничено в допустимых случаях, установленных Земельным Кодексом и законами РФ.

Земли особо охраняемых природных территорий

ООПТ — это территории, на которых расположены государственные объекты, являющиеся национальным достоянием:

  • природные заповедные комплексы, биосферные* резервации;
  • государственные заказники**;
  • национальные и природные парки;
  • ботанические сады;
  • дендрарии;
  • территории природопользования коренных малых народов.

Понятие и состав земель особо охраняемых территорий

В отношении особо охраняемых природных территорий установлен режим особой охраны. Они изъяты из хозяйственного оборота.

Это интересно:  Вступление в брак до 18 лет

Земли особо охраняемых территорий: понятие и значение

Согласно преамбуле Федерального закона РФ № 33 «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории (ООПТ) включают специально выделенные участки земель, водной глади и воздушного пространства над ними, занятые экосистемами, природными комплексами и объектами, имеющими особое природоохранное, рекреационное, оздоровительное, эстетическое или культурно-историческое значение. Правовой режим особо охраняемых природных территорий устанавливается с целью:

  • сохранения типовых и уникальных ландшафтов;
  • поддержания генетического биоразнообразия;
  • охраны объектов живой и неживой природы;
  • консервации объектов культурно наследия.

В отношении ООПТ установлен режим особой охраны. Они полностью или частично изъяты из хозяйственного оборота. На соседствующих с ООПТ участках создаются охранные зоны с регулируемым режимом земле- и водопользования.

Преамбулой Закона РФ № 33-ФЗ особо охраняемые природные территории отнесены к объектам национального достояния.

Согласно сведениям Минприроды РФ в России учреждено более 13 тыс. ООПТ общефедерального, регионального и муниципального значения. Их площадь с учетом морской акватории превышает 200 млн га, что составляет около 12% площади страны.

Регламентация правового положения особо охраняемых территорий

Законодательная база, устанавливающая порядок создания, функционирования, управление и развития ООПТ, хорошо развита. Многообразие нормативно-правовых актов общефедерального и регионального уровня объясняется особой значимостью земель ООПТ.

На конституционном уровне установлено обязательство каждого гражданина бережно относится к природе. Исходя из содержания ст.71, 72 управление ООПТ и охрана природы находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов.

  • Законодательный комплекс предписаний об ООПТ включает множество международно-правовых актов, в числе которых Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия, принятая на Генеральной конференции ЮНЕСКО (Париж, 1972); Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение (Иран, 1971). Практикуется заключение двусторонних договоров в отношении приграничных ООПТ. В пример можно привести межправительственное соглашение с Китаем от 26.04.96 г. о создании международного заповедника на озере Ханка.
  • Земельный кодекс РФ посвятил регламентации правового положения земель особо охраняемых территорий одноименную главу XVII. Оговорена необходимость их использования исключительно по целевому назначению, а также приоритет в охране.
  • Системообразующий Федеральный закон РФ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» относит ООПТ к числу объектов, находящихся под особой охраной (ст. 58, 59).
  • Профильным регуляторным актом в отношении ООПТ является Федеральный закон РФ № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях». Документ устанавливает 6 категорий ООПТ, регламентирует особенности правового режима каждой их них. Отдельные главы посвящены организации охраны ООПТ и ответственности за нарушение их режима.
  • Федеральный закон № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» прямо не устанавливает обязательность проведения экспертизы при планировании размещения новых объектов в пределах ООПТ. Конкретные предписания по этому поводу содержаться в правительственном Постановлении № 822 «Об утверждении Правил представления проектной документации объектов, строительство, реконструкцию, капремонт которых предполагается осуществлять на землях ООПТ, для проведения государственной экспертизы и государственной экологической экспертизы» от 07.10.08 г.
  • Санкции за нарушение правового режима ООПТ оговорены ст. 262 Уголовного кодекса РФ, ст. 8.39 КоАП РФ. Криминальное или административное преследование виновных не исключает возложение на них обязательств компенсировать причиненный вред по правилам Гражданского кодекса РФ. Сумма возмещения рассчитывается согласно методикам и таксам, утвержденным Приказом Минприроды РФ № 658 от 01.08.11 г.

Категории и виды особо охраняемых природных территорий

В России возможно существование ООПТ общефедерального, регионального и местного значения. Соответственно, они могут находиться в ведении центрального правительства в лице Минприроды и его органов, региональных властей или муниципалитетов.

Состав земель особо охраняемых территорий согласно п. 2 ст. 2 Закона РФ № 33-ФЗ:

  • природные, в том числе биосферные, заповедники;
  • национальные парки;
  • природные парки;
  • природные заказники;
  • памятники природы;
  • дендропарки, ботанические сады.

Категория и правовой режим земель особо охраняемых природных территорий устанавливается при учреждении ООПТ. Компетентные органы принимают во внимание экологическое значение соответствующей территории для сохранения биоразнообразия, а также наличие в его границах:

  • естественных и окультуренных ландшафтов, имеющих особую научную или эстетическую ценность;
  • геологических, минералогических и палеонтологических объектов;
  • уникальных природных комплексов или одиночных объектов, представляющих научный интерес.

Номинально перечень категорий ООПТ закрытым не является. Ст. 2 вышеназванного Закона № 33-ФЗ оговаривает возможность установления категорий, отличающихся от вышеперечисленных. Понятие и состав земель особо охраняемых территорий могут детализироваться на региональном уровне.

Таким образом, ООПТ общефедерального значения создаются в одной из форм, прямо предусмотренных законом. ООПТ регионального и местного значения могут существовать в формах, предусмотренных законодательством соответствующего региона.

Категории и виды особо охраняемых природных территорий находятся в непосредственной связи:

  • заповедники и национальные парки признаются природным территориями общефедерального значения;
  • природные парки – ООПТ регионального значения;
  • заказники, памятники природы, дендропарки и ботанические сады могут быть отнесены к ООПТ общефедерального или регионального значения.

Категория ООПТ при определенных условиях может изменяться. Так, при наличии заключения государственной экологической экспертизы заповедник может быть переведен в статус национального парка (п. 2 ст. 14 Закона РФ № 33-ФЗ).

Общие положения о праве собственности на имущество, входящее в состав особо охраняемых природных территорий

В современных условиях земля и другие природные ресурсы несут значительную антропогенную нагрузку. Правовое положение земельных участков многих категорий (поселений, промышленности, обороны) сводится, в основном, к установлению права собственности и других вещных прав согласно Гражданскому кодексу РФ.

Однако в отношении земель особо охраняемых территорий дело обстоит иначе.

При создании особо охраняемых природных территорий первоочередное значение имеет установление правового режима охраны. Право собственности вторично.

Кроме того, владение особо охраняемыми землями зачастую обременительно, поскольку их использование для получения экономической выгоды невозможно либо осложнено.

Земли заповедников и национальных парков признаются общефедеральной, природных парков – региональной собственностью. Заказники, дендропарки и ботанические сады могут находиться как в государственной, так и в региональной собственности.

Органы местного самоуправления владеют ООПТ, созданными ими на собственных или изъятых для публичных нужд землях. Земли под памятниками природы могут находиться в публичной или частной собственности.

Правовой режим земель отдельных особо охраняемых территорий федерального, регионального и местного значения

Система указанных правил освещена в Федеральном законе № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»:

  • Природные объекты и ресурсы, а также недвижимость в пределах заповедника признаются общефедеральной собственностью и изъяты из гражданского оборота (ст. 6). Заповедные, в том числе залесенные, земли передаются федеральным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление ими в постоянное пользование. Изъятие у бюджетных учреждений заповедных земель запрещено. Последние вправе передавать участки в пределах зоны частичного хозяйственного использования своим сотрудникам в качестве служебных наделов в безвозмездное пользование (ст. 11).
  • Природные ресурсы в пределах национальных парков находятся в общефедеральной собственности и изъяты из гражданского оборота. Для недвижимости это только общее правило, подразумевающее исключения. Смена целевого назначения участков, находящихся в пределах национальных парков, а также уменьшение заповедной зоны запрещены (ст. 12, 15). Земельные участки, на которых созданы национальные парки находятся в постоянном бессрочном пользовании федеральных бюджетных госучреждений. Разрешено выделение служебных наделов (ст. 16). Отдельные участки парков по результатам экологической экспертизы могут передаваться в аренду частным лицам для физкультурно-оздоровительной, рекреационной и иной подобной деятельности в порядке ст. 22 Земельного кодекса РФ. Для этих целей соответствующее бюджетное учреждении отказывается от права постоянного пользования.
  • Природные ресурсы природных парков ограничены в гражданском обороте (ст. 18). Земли парков передаются в бессрочное пользование бюджетным учреждениям субъектов РФ. Изъятию они не подлежат. Отдельные участки в пределах парков могут находиться в муниципальной и частной собственности (ст. 20).
  • Поскольку заказники могут быть как федерального, так и регионального уровня, то и право собственности на земли и природные ресурсы может быть разным. Кроме того, в пределах заказников могут находиться частные владения, собственники которых обязаны соблюдать установленный природоохранный режим (п. 5 ст. 24).
  • Территории памятников природы могут находиться в публичной или частной собственности. Основное отличие от других ООПТ закачается в том, что в частной собственности может находиться весь участок, занятый природным памятником. Учитывая тот факт, что памятником может признаваться даже отдельно стоящее дерево (причудливой формы, долгожитель, дерево-роща) это не вызывает удивления. Процедура учреждения памятника природы может сопровождаться возмездным изъятием участка у частного владельца для публичных нужд по правилам 279 ГК РФ. Если памятник все же остался в пределах частных владений, его собственник обязан принять на себя обязательства по обеспечению его охраны. Отказ в подписании охранного договора или его невыполнение могут послужить основанием для изъятия участка.
  • Земли в границах дендропарков и ботанических садов передаются управляющим ими госучреждениям, в том числе научным организациям и ВУЗам, в бессрочное пользование. Имущество ООПТ этого вида ограничено в гражданском обороте.

Использование земель особо охраняемых природных территорий

Общие положения о порядке использования земель ООПТ содержаться в разделе гл. XVII ЗК РФ «Земли особо охраняемых территорий и объектов». Цели их использования определяются категорией, профилем и целями создания соответствующей ООПТ.

Правовой режим особо охраняемых природных территорий сводится к запрету деятельности, не связанной с сохранением природных объектов в их первозданном виде и изучением природных комплексов.

Смена целевого назначения участков в пределах ООПТ или прекращение права собственности на них для нужд, не связанных с использованием по целевому назначению, запрещено. На специально выделенных участках частичного использования возможна хозяйственная и/или рекреационная деятельность согласно установленному правовому режиму.

Для предотвращения неблагоприятных последствий деятельности человека за чертой ООПТ устанавливаются природоохранные зоны, в границах которых запрещается деятельность, могущая негативно сказаться на состоянии ООПТ. Участки земли в пределах таких зон у собственников не изымаются, однако они могут использоваться только с соблюдением установленного правового режима.

В отношении ОППТ действует запрет на:

  • выдел садоводческих и дачных участков;
  • прокладку трубопроводов, линий электропередач и строительство автодорог;
  • возведение и эксплуатация жилья и хозяйственных комплексов, непосредственно не связанных с природоохранной деятельностью;
  • движение и стоянка автотранспорта и спецтехники (кроме случаев, когда они необходимы для функционирования ООПТ);
  • проезд транспорта, прогон скота (кроме дорог общего пользования).
Это интересно:  Как заменить водительское удостоверение через госуслуги

Состав и правовой режим использования земель особо охраняемых территорий и объектов

Обширность территории Российской Федерации является причиной расположения в ее пределах завидного разнообразия земель, отличия которых обуславливают необходимость установления дифференцированного режима эксплуатации и обеспечения их сохранности.

Исходя из этого, земельное законодательство нашего государства хоть и условно, но исходя из существующих специфических характеристик того или иного земельного массива, выделяет так называемые «категории земель».

Среди них особое место занимают земли особо охраняемых государством территорий и объектов, которые благодаря присущим им преимуществам (в силу наличия, к примеру, уникальных природных ресурсов или археологической ценности) требуют от государства повышенной степени охраны и, соответственно, ужесточения правового режима пользования.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Понятие и состав объектов

Определение охраняемых территорий и объектов может быть сформулировано исходя из анализа п.1 ст.94 ЗК РФ: это земли, обладающие природным, государственным, региональным, социальным значением в силу особенностей территориального и геологического характера и которые способны служить удовлетворению природоохранных, научных, историко-культурных, эстетических, рекреационных, оздоровительных потребностей государства и населения.

Состоянием на 2018 год к вышеупомянутой категории земель отнесены (п.2 ст.94 ЗК РФ):

  • особо охраняемые природные территории;
  • природоохранного назначения;
  • рекреационные;
  • историко-культурного назначения;
  • особо ценные.

О том, что такое категория земельного участка и как происходит её установление, читайте здесь.

Категории и правовой режим

Природные

Земельные участки получают подобное правовое положение в случаях, перечисленных в ст.2 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» №33-ФЗ от 14 марта 1995 г. (к примеру, важность для сохранения биологического разнообразия или наличие уникальных природных ландшафтов и комплексов).

Определение тех или иных земель особо охраняемыми природными территориями происходит на основании п.1 ст. 95 ЗК РФ (среди прочих: заповедники, заказники, национальные парки, ботанические сады и т.п.).

Вышеперечисленные территории исходя из ст.95 ЗК РФ признаны общенациональным достоянием, по причине чего, как правило, пребывают исключительно в государственной или муниципальной собственности (при формировании или расширении существующих земель этой категории земельные участки у частных собственников изымаются).

Изменение целевого назначения упомянутых земель запрещено, как и прекращение прав на них для нужд, противоречащих их целевому назначению (о том, как определить целевое назначение участка, как узнать категорию и ВРИ земли по кадастровому номеру, читайте в нашем материале).

Кроме вышеуказанных общих признаков, для каждой разновидности установлены отдельные особенности правового режима (ст.95 ЗК РФ).

К примеру, на природных землях федерального значения запрещается прогон скота, выделение участков для садоводства или дачной застройки. На прилегающих к территориям заповедников и национальных парков земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны как превентивная мера от пагубного антропологического воздействия.

Земли государственных природных заказников могут формироваться как с изъятием у собственников, пользователей и владельцев, так и без такового.

Лечебно-оздоровительные местности и курорты

Целевую направленность данной категории земель, обладающих природными лечебными ресурсами и необходимой для их использования инфраструктурой, обобщенно можно описать как лечение и отдых граждан (п.1 ст.96 ЗК РФ).

П.1 ст.9 ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» №26-ФЗ от 23.02.1995 устанавливает, что упомянутые земли пребывают исключительно в государственной собственности и могут лишь передаваться в пользование юридическим и физическим лицам компетентными органами государственной власти.

Ст. 16 этого ФЗ устанавливает, что охрана таких земель осуществляется посредством установления до трех округов санитарной (горно-санитарной) охраны:

  • в первой зоне запрещено проживание граждан, осуществление хозяйственной деятельности;
  • во второй зоне установлен запрет на размещение недвижимого имущества или других объектов, не способствующих развитию сферы туризма и оказанию лечебно-оздоровительных услуг, а также на проведение пагубно влияющих на природные ресурсы работ;
  • в третьей зоне введен лимит на застройку территории промышленными и сельскохозяйственными сооружениями, осуществление хозяйственной деятельности, загрязняющей окружающей среды.

Обеспечение режима пользования и охраны таких земель – прямая обязанность собственников и землепользователей.

В случае загрязнения округов санитарной (горно-санитарной) охраны соответствующие мероприятия санитарно-оздоровительного характера и ликвидация очагов осуществляются за счет пользователей, землепользователей и граждан, нарушивших режим санитарной (горно-санитарной) охраны.

Природоохранного назначения

В соответствии с п.1 ст.97 ЗК РФ, к территориям природоохранного назначения относятся природные места, занятые защитными лесами, перечень которых закреплен в лесном законодательстве (за исключением защитных лесов, перечисленных в ст. 102 Лесного Кодекса РФ) либо иные земли, выполняющие природоохранные функции.

Согласно п. 2-5 ст.97 ЗК РФ, на территории земель упомянутой категории запрещена или ограничена не соответствующая целевому назначению хозяйственная деятельность. Имеется возможность образования территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов в местах их проживания и осуществления основных видов деятельности.

Земельные участки этой категории не подлежат обязательному изъятию либо выкупу (то есть лишь ограничены в гражданском обороте).

Рекреационные

П. 1 ст. 98 ЗК РФ относит к этой категории территории, предназначенные для:

  1. отдыха граждан;
  2. туризма;
  3. проведения физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий.

На них, согласно п.2 той же статьи, размещены:

  • лагеря;
  • пансионаты;
  • дома отдыха;
  • туристические станции;
  • тропы трассы и другие подобные объекты.

Деятельность, не способствующая достижению вышеупомянутых целей, запрещена (п.5 ст.98 ЗК РФ).

Земли рекреационного назначения могут пребывать как в государственной и муниципальной, так и в частной собственности. Физические лица могут свободно пребывать на землях рекреационного назначения, если они не закрыты для доступа, при условии соблюдения режима их использования. Доступ к земельным участкам рекреационного назначения частной формы собственности возможен лишь с согласия собственника (ст.98 ЗК РФ и ст.262 ГК РФ).

Историко-культурные

К этой категории п.1 ст.99 ЗК РФ относит:

  1. объектов культурного наследия народов Российской Федерации;
  2. достопримечательные места (например, территории размещения древних ремесел);
  3. места военных и гражданских захоронений.

Согласно п.2 ст.99 ЗК РФ такие земельные участки используются строго в соответствии с их целевым назначением, изменение которого без веских причин не допускается. Зачастую земли данной категории, особенно в случае формирования новых или расширения существующих участков, подлежат соответствующим исследованиям и консервации, а то есть исключается возможность осуществление какой-либо хозяйственной деятельности на них.

В пределах земель историко-культурного назначения, не относящихся к территориям населенных пунктов в соответствии с градостроительной документацией, вводится дифференцированный правовой режим использования земель, запрещающий деятельность, несовместимую с целевым назначением (п.3 ст.99 ЗК РФ).

По общему правилу, земли историко-культурного назначения не исключены из гражданского оборота, то есть не подлежат обязательному изъятию у собственников, пользователей или владельцев. (п.3 ст.99 ЗК РФ).

Для сохранности исторической, ландшафтной и градостроительной среды создаются зоны охраны объектов культурного наследия. Порядок эксплуатации участков прочих категорий земель, которые находятся в пределах этих зон охраны, устанавливается правилами землепользования и застройки в соответствии с требованиями охраны памятников истории и культуры (п.4 ст.99 ЗК РФ).

Более подробно режим допустимого использования земель данной категории определяется Градостроительным кодексом, строительными нормами и правилами (СНиП 2.07.01-89) и решениями соответствующих органов в пределах их компетенции об объявлении объектов памятниками истории и культуры, достопримечательными местами.

Ценные

Условиями для отнесения той или иной территории к категории особо ценных земель, согласно п.1 ст.100 ЗК РФ, служат:

  • наличие на них природных объектов и объектов культурного наследия, обладающих научной и историко-культурной ценностью соответственно;
  • размещение типичных или редких природных, культурных ландшафтов;
  • наличие сообществ (групп) растительных, животных организмов или редких геологических образований;
  • земельные участки, предназначенные для осуществления деятельности научно-исследовательских организаций.

К примеру, при осуществлении градостроительной деятельности запрещена деятельность, которая негативно влияет на природную среду и ландшафты, а также памятники истории, культуры и природы (ст.20 Градостроительного кодекса РФ).

Полезное видео

Из видео узнаете, что такое особо охраняемые природные территории:

Заключение

Таким образом, статус общенационального достояния земель подкреплен законодательно установленным ужесточенным правовым режимом пользования и обеспечения их охраны, который варьируется в зависимости от принадлежности конкретного земельного участка к той или иной разновидности вышеупомянутой категории.

Основополагающим критерием является:

  1. именно целевое назначения, которое определяет возможность пребывания таких земель в ограниченном гражданском обороте, их отчуждения и установление ряда условий для заключения таких сделок (как правило, отчуждение происходит лишь в пользу субъекта, который намерен осуществлять деятельность, прямо соответствующую целевому назначению и лишь с разрешения компетентных органов);
  2. наличие или отсутствие разрешения на осуществление хозяйственной или иной деятельности;
  3. прямо не соответствующей целевой направленности таких земель и спектр обязанностей, которые возлагаются на собственников, землепользователей, пользователей или арендаторов (например, по сохранению объектов культурного наследия).

Соответствующие государственные органы исполнительной власти ответственны за осуществление контроля и надзора за соблюдением допустимого режима использования и охраны данных земель, что всячески способствует реализации того потенциала, который присущ подобного типа землям, как обладателям целого спектра специфических особенностей, обуславливающих их особую ценность государственного и социального характера.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

Статья написана по материалам сайтов: moezhile.ru, advokat-malov.ru, urexpert.online.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector