Дополнительные мероприятия налогового контроля

Дополнительные мероприятия налогового контроля — мероприятия налогового контроля, которые проводятся дополнительно, после окончания выездной налоговой проверки, в случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых.

Дополнительные мероприятия налогового контроля» иногда называют сокращенно, как ДМНК.

Разъяснение

Дополнительные мероприятия налогового контроля проводятся после окончания выездной налоговой проверки, в случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых.

Порядок проведения дополнительных мероприятия налогового контроля определен пунктом 6 статьи 101 НК РФ, а также Определением Конституционного Суда РФ от 27.05.2010 N 650-О-О.

Дополнительные мероприятия налогового контроля могут продолжаться в срок, не превышающий один месяц (два месяца — при проверке консолидированной группы налогоплательщиков).

В качестве дополнительных мероприятий налогового контроля могут проводиться только следующие процедуры:

— истребование документов в соответствии со статьями 93 и 93.1 НК РФ (см. Истребование документов при проведении налоговой проверки)

Порядок проведения ДМНК

Порядок проведения ДМНК регулируется п. 6.1. и 6.2. статьи 101 НК РФ.

Результаты ДМНК фиксируются в дополнении к акту налоговой проверки (п. 6.1. ст. 101 НК РФ).

Налогоплательщик вправе в течение пятнадцати дней со дня получения дополнения к акту налоговой проверки представить в налоговый орган письменные возражения по такому дополнению к акту налоговой проверки в целом или по его отдельным положениям (п. 6.2. ст. 101 НК РФ).

п. 6.1. ст. 101 НК РФ:

Начало и окончание дополнительных мероприятий налогового контроля, сведения о мероприятиях налогового контроля, проведенных при осуществлении дополнительных мероприятий налогового контроля, а также полученные дополнительные доказательства для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых, выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи НК в случае, если НК предусмотрена ответственность за эти нарушения законодательства о налогах и сборах, фиксируются в дополнении к акту налоговой проверки.

Дополнение к акту налоговой проверки должно быть составлено и подписано должностными лицами налогового органа, проводящими дополнительные мероприятия налогового контроля, в течение пятнадцати дней со дня окончания таких мероприятий.

Дополнение к акту налоговой проверки с приложением материалов, полученных в результате проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, в течение пяти дней с даты этого дополнения должно быть вручено лицу, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителю), под расписку или передано иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем), если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

При проведении дополнительных мероприятий налогового контроля в отношении консолидированной группы налогоплательщиков дополнение к акту налоговой проверки в течение десяти дней с даты этого дополнения вручается ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков в порядке, установленном настоящим пунктом.

Дополнение к акту налоговой проверки направляется иностранной организации (за исключением международной организации, дипломатического представительства, иностранной организации, подлежащей постановке на учет в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 НК РФ), не осуществляющей деятельность на территории Российской Федерации через обособленное подразделение, по почте заказным письмом по адресу, содержащемуся в Едином государственном реестре налогоплательщиков. Датой вручения этого дополнения к акту налоговой проверки считается двадцатый день, считая с даты отправки заказного письма.

При этом документы, полученные от лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, к дополнению к акту налоговой проверки не прилагаются.

В случае, если лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), уклоняется от получения дополнения к акту налоговой проверки, такой факт отражается в дополнении к акту налоговой проверки. В этом случае дополнение к акту налоговой проверки направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица и считается полученным на шестой день с даты отправки заказного письма.

п. 6.2. ст. 101 НК РФ:

Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в течение пятнадцати дней со дня получения дополнения к акту налоговой проверки вправе представить в налоговый орган письменные возражения по такому дополнению к акту налоговой проверки в целом или по его отдельным положениям.

Письменные возражения по дополнению к акту налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков (иностранной организации, состоящей на учете в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 НК РФ) представляются ответственным участником этой группы (иностранной организацией, состоящей на учете в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 НК РФ) в течение пятнадцати дней со дня получения такого дополнения к акту налоговой проверки.

При этом лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.

Пример из судебной практики

Уточненная налоговая декларация, представленная после завершения выездной налоговой проверки и до вынесения налоговым органом решения, может представлять собой форму информирования налогового органа о возражениях налогоплательщика относительно выводов налогового органа по соответствующему налогу, изложенных в материалах проверки.

В период после проведения выездной налоговой проверки, но до вынесения решения по ней предприниматель представил в налоговый орган уточненные налоговые декларации.

По итогам изучения этих деклараций и документов к ним налоговым органом принято решение о доначислении предпринимателю сумм налогов.

Предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным этого решения, ссылаясь на нарушение налоговым органом процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, поскольку увеличение суммы взыскиваемых налогов осуществлено не на основании материалов выездной налоговой проверки, а в ходе дополнительных проверочных мероприятий при изучении представленных предпринимателем уточненных налоговых деклараций и приложенных к ним документов.

Решение суда в пользу налоговиков:

Налоговый орган, завершив выездную налоговую проверку, должен обладать всей полнотой информации о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, осуществленной в проверенном периоде (включая сведения о доходах и расходах по соответствующим налогам).

Таким образом, уточненная налоговая декларация, представленная после завершения выездной налоговой проверки и до вынесения инспекцией решения, может представлять собой форму информирования налогового органа о возражениях налогоплательщика относительно выводов налогового органа по соответствующему налогу, изложенных в материалах проверки.

Поэтому при представлении уточненной налоговой декларации после окончания выездной налоговой проверки, но до принятия решения по ней налоговый орган с учетом объема и характера уточняемых сведений вправе провести дополнительные мероприятия налогового контроля, руководствуясь п. 6 ст. 101 НК РФ, либо, вынося решение без учета данных уточненной налоговой декларации, назначить проведение повторной выездной проверки в части уточненных данных.

Это интересно:  Льгота по подоходному налогу на детей

Дополнительно

Истребование документов при проведении налоговой проверки — форма налогового контроля, применяемая при проведении налоговой проверки, которая заключается в предоставлении налоговому органу заверенных копий или оригиналов первичных учетных документов налогоплательщика.

Допрос свидетеля в ходе налоговой проверки — регулируется статьей 90 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).

Дополнительный налоговый контроль-2017

Цель мероприятий

На практике далеко не уникальна ситуация, когда инспекции не хватает материалов для вынесения итогового решения по результатам проверки. Но это вовсе не означает, что у налогового органа нет шансов добыть недостающие доказательства после завершения проверки. НК РФ позволяет в этом случае принять решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля (абз. 1 п. 6 ст. 101 НК РФ).

О назначении допмероприятий налогоплательщик узнает, как правило, на рассмотрении материалов проверки либо через несколько дней после них. В любом случае, соответствующее решение по установленной форме должно быть вручено налогоплательщику. Форма решения утверждена приказом ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@.

Получив решение, следует обратить внимание на его содержание. В нем должны быть указаны (п. 6 ст. 101 НК РФ):

  • обстоятельства, вызвавшие необходимость проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, т.е. решение должно содержать обоснование причины назначения рассматриваемых мероприятий.
  • форма проведения (допрос, экспертиза, истребование документов).
  • срок проведения (дата окончания этих мероприятий).

Формы и сроки мероприятий

На практике инспекторы нередко пытаются расширить перечень мер, проводимых в рамках допмероприятий. Например, проводят осмотр помещений и территорий налогоплательщика, привлекают специалистов для оказания содействия в осуществлении налогового контроля.

Ознакомление с материалами

Результаты допмероприятий являются неотъемлемой частью материалов налоговой проверки. Поэтому налогоплательщик вправе ознакомиться с документами и материалами, полученными при проведении этих мероприятий (абз.3 п.2 ст. 101 НК РФ).

Однако ознакомление проводится только в том случае, когда проверяемым лицом подано в инспекцию соответствующее заявление в произвольной форме (см. пример).

Инспекция не позднее 2 рабочих дней с момента получения заявления обязана обеспечить налогоплательщику возможность ознакомиться с материалами допмероприятий на территории налогового органа (абз.3 п.2 ст.101, ст. 6.1 НК РФ).

По окончании ознакомления налоговым органом составляется протокол, в котором указываются (ст. 99 НК РФ):

  • его наименование;
  • место и дата производства конкретного действия;
  • время начала и окончания действия;
  • должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол;
  • фамилия, имя, отчество каждого лица, участвовавшего в действии или присутствовавшего при его проведении, а в необходимых случаях — его адрес, гражданство, сведения о том, владеет ли он русским языком;
  • содержание действия, последовательность его проведения;
  • выявленные при производстве действия существенные для дела факты и обстоятельства.

Перед подписанием данного документа, следует внимательно ознакомиться с ним и при наличии замечаний — указать на необходимость внесения их в протокол.

Итоговый документ и возражения

НК РФ до 02.06.2016 года не был установлен срок представления возражений по материалам допмероприятий. Федеральный закон от 01.05.2016 № 130-ФЗ восполнил данный пробел, установив право проверяемого лица представить письменные возражения по результатам проведенных дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 6.1 ст. 101 НК РФ).

В возражениях по результатам дополнительных мероприятий налогоплательщик может дать свой анализ и оценку собранным налоговым органом дополнительным доказательствам.

К письменным возражениям можно приложить документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений.

Рассматривая новую возможность налогоплательщиков, нельзя не отметить один немаловажный нюанс — по результатам проведенных мероприятий, инспекция не обязана составлять какой-либо документ (например, акт или справку), в котором изложена ее позиция. В связи с чем, возникает логичный вопрос: на что именно писать возражения, если таковые имеются, при отсутствии письменного документа налогового органа?

На практике приходиться писать возражения по допмероприятиям, основываясь только на копиях документов, полученных налоговым органом, которые не содержат какие-либо выводы инспекции. Поэтому налогоплательщик вынужден самостоятельно определять, какие доводы, претензии возможны со стороны контролирующего органа.

Пока остается только надеяться на скорейшее внесение в НК РФ соответствующих положений, обязывающих инспекцию оформлять итоги допмероприятий документом, содержащим выводы, позволяющие однозначно понять позицию налогового органа.

Уведомление о времени и месте рассмотрения материалов

Участие налогоплательщика, в рассмотрении имеющихся у инспекции материалов, должно быть обеспечено на всех стадиях осуществления налогового контроля. Стадия контроля после проведения допмероприятий не является исключением. Поэтому налогоплательщик должен быть извещен о дате, времени и месте рассмотрения материалов проверки, с учетом информации, полученной в ходе допмероприятий и возражений по ним.

Итак, при проведении дополнительных мероприятия налогового контроля, предусмотрено двухэтапное рассмотрение материалов проверки:

  • 1 этап — рассматриваются материалы проверки и возражения налогоплательщика по акту проверки,
  • 2 этап — после проведения допмероприятий — рассматриваются все материалы проверки, включая собранные в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля и возражения по ним.

Права налогоплательщика на своевременное ознакомление со всеми материалами налоговой проверки и представление им соответствующих возражений, а также на участие в их рассмотрении, являются его неотъемлемыми правами.

Итоговое решение по проверке должно быть принято инспекцией после второго рассмотрения материалов проверки — в течение 10 рабочих дней со дня истечения срока на представление возражений на материалы допмероприятий (см. подробнее схему).

Рассмотрим пример, если в решении о проведении допмероприятий указано, что они проводятся в срок до 01.12.2016 года, у налогоплательщика есть возможность подать заявление на ознакомление с материалами допмероприятий и направить на них свои возражения в налоговый орган до 15.12.2016 года. Инспекция в рассматриваемой ситуации должна принять итоговое решение по результатам проверки (о привлечении (отказе в привлечении) налогоплательщика к налоговой ответственности) — до 29.12.2016 года.

Как видим, каждая стадия осуществления налогового контроля таит в себе немало «подводных камней», успешно обойти которые в одиночку не всегда удается.

Мы, как практикующие налоговые юристы, всегда готовы оказать профессиональную поддержку и законную защиту на всех этапах налогового контроля.

Пленум ВАС о дополнительных мероприятиях налогового контроля (Весницкая Е.Г.)

Дата размещения статьи: 07.06.2015

Положения п. 6 ст. 101 НК РФ позволяют налоговикам продлить период сбора доказательств совершения проверяемым налогоплательщиком вменяемых ему правонарушений, если руководство инспекции назначит дополнительные мероприятия налогового контроля. В гл. 14 НК РФ четко прописаны лишь сроки осуществления этих мероприятий и формы их проведения. Норм, касающихся оформления результатов допмероприятий, порядка и сроков их обжалования, вынесения итогового решения по проверке, закон не содержит. Поэтому и проверяющим, и проверяемым приходится ориентироваться на разъяснения компетентных и судебных органов. Не так давно Пленум ВАС РФ выпустил Постановление от 30.07.2013 N 57 (далее — Постановление N 57), в котором, в частности, затронуты вопросы рассмотрения материалов налоговой проверки, в том числе после проведения допмероприятий.
Налоговые нормы о «допах»

Это все налоговые нормы, касающиеся порядка, сроков и форм проведения дополнительных мероприятий налогового контроля. Между тем и у налоговиков, и у налогоплательщиков возникает масса вопросов, связанных с «допами». Вот некоторые из них.

Требуется ли оформлять результаты допмероприятий каким-либо документом?

Какие сроки отведены налогоплательщику на подготовку возражений на результаты допмероприятий?

Это интересно:  Какую схему налогообложения выбрать для ип

В какой срок должно быть принято итоговое решение по проверке?

Вариант первый — материалы направлялись

В данном случае рассмотрение результатов проверки с учетом материалов дополнительных мероприятий и принятие по ним решения применительно к п. 1 ст. 101 НК РФ должны быть осуществлены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в течение 10 дней со дня истечения срока направления лицом (его представителем), в отношении которого проводилась налоговая проверка, возражений на материалы дополнительных мероприятий налогового контроля.
То есть, закончив допмероприятия, налоговый орган должен направить материалы по ним проверяемому лицу. С даты их получения налогоплательщиком отсчитывается месячный срок на представление возражений на результаты «допов», которые должны быть рассмотрены в течение следующих 10 рабочих дней вместе со всеми материалами проверки. Не позднее этой даты инспекция должна вынести решение по проверке.
Как видим, согласно позиции высших арбитров при проведении контролерами дополнительных мероприятий срок вынесения итогового решения по проверке откладывается еще на месяц и 10 дней. И все это для того, чтобы налогоплательщик мог в полной мере воспользоваться правом на защиту своих интересов. Такой подход, вероятно, позволит свести к минимуму отмену судами решений налоговиков по формальным основаниям вследствие нарушения ими существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки.

Вариант второй — материалы не направлялись

Ненаправление проверяемому лицу материалов проверки не всегда является поводом для отмены решения инспекции по формальным основаниям. В этом случае, по мнению Пленума ВАС, прежде чем делать скоропалительные выводы о нарушении прав налогоплательщика дать пояснения по фактам, выявленным в рамках допмероприятий, суд должен оценить существенность данного нарушения.
В п. 38 Постановления N 57 указано: если по итогам исследования обстоятельств конкретного дела, в том числе характера и объема полученных в ходе проведения дополнительных мероприятий налогового контроля материалов, суд приходит к выводу о том, что ненаправление названных материалов проверяемому лицу не привело к существенному нарушению его прав, соответствующее решение налогового органа не может быть признано недействительным. В каких случаях это может произойти?
Например, в ходе «допов» проводились только мероприятия по истребованию документов у налогоплательщика. Очевидно, что налоговый орган не должен знакомить с ними проверяемое лицо. Или запланированные мероприятия не привели к желаемым результатам (не удалось допросить свидетелей, не сделана экспертиза, контрагентами налогоплательщика не представлены запрошенные документы). Следовательно, налогоплательщика просто не с чем знакомить.
В такой ситуации, по мнению высших арбитров, не стоить откладывать сроки вынесения решения по проверке, если в принципе налогоплательщику нечего оспаривать. Поэтому высшие арбитры делают такие выводы: при ненаправлении налогоплательщику материалов допмероприятий 10-дневный срок для принятия налоговым органом итогового решения по проверке должен исчисляться с момента истечения установленного п. 6 ст. 101 НК РФ срока проведения дополнительных мероприятий налогового контроля. То есть итоговое рассмотрение материалов проверки должно состояться в течение 10 дней после истечения месячного срока со дня назначения «допов».

Федеральным законом от 23.07.2013 N 248-ФЗ внесены поправки в абз. 2 п. 2 ст. 101 НК РФ. Ранее право проверяемого лица ознакомиться до рассмотрения результатов проверки со всеми ее материалами корреспондировало с обязанностью контролеров их предоставить. С 24.08.2013 такая обязанность налоговиков возникает только после обращения налогоплательщика с соответствующим заявлением. Причем контролеры должны обеспечить ему доступ к материалам проверки не позже чем за два дня до назначенной даты рассмотрения итогов проверки.
Не вступают ли в противоречие данные нововведения с правовой позицией Пленума ВАС относительно необходимости направления проверяемому налогоплательщику материалов дополнительных мероприятий налогового контроля? Может быть, налоговикам не стоит этого делать, а ждать от налогоплательщика заявления на ознакомление с документами. Полагаем, что такие выводы ошибочны. Ведь данной нормой определено, что по заявлению инспекция должна предоставить налогоплательщику материалы по всей проверке. Но это не означает, что проверяющие не должны приложить к акту проверки документы, положенные в обоснование доначисленных сумм. Правда, такая обязанность прямо установлена п. 3.1 ст. 100 НК РФ, а вот в отношении направления материалов допмероприятий конкретная норма в законе отсутствует.
Тем не менее считаем, что проверяющие должны передать проверяемому налогоплательщику как документы, на которые они ссылаются в акте, так и документы, упомянутые в акте или справке о проведенных допмероприятиях. Если же налогоплательщик хочет удостовериться, что ему предоставлены все документы, он уже на основании абз. 2 п. 2 ст. 101 НК РФ может обратиться к налоговому органу с соответствующим ходатайством. И тогда, возможно, он сможет сопоставить документы, находящиеся в материалах проверки, с теми, что направлены ему.

Что входит в мероприятия налогового контроля?

У налогоплательщика непременно должно быть четкое представление как об основных, так и о дополнительных мероприятиях налогового контроля. Если он будет точно знать особенности процедур, то сможет лучше к ним готовиться. Мероприятия налогового контроля проводят в рамках стандартных проверок, однако некоторые выполняют вне основных, по решению ИФНС.

Помимо нюансов процесса аудита, любой налогоплательщик должен знать о своих правах и обязанностях. В этой статье мы поговорим о порядке и правилах контрольных процедур, а также о том, какие цели и задачи инспекторы ставят при их проведении.

Процедуры в рамках налогового аудита бывают основными и сопутствующими.

К первой категории относят камеральную и выездную налоговую проверки, то есть, мероприятия, после проведения которых положение проверяемого субъекта может измениться (ему сообщат о доначислениях, выявленных нарушениях и т. д.).

Сопутствующие (дополнительные) — это процедуры, позволяющие инспекторам выявлять дополнительные факты и доказательства в споре с налогоплательщиком.

К дополнительным мероприятиям мы вернемся позже, а пока рассмотрим основные. Итак, в соответствии с действующим НК РФ, инспекторы вправе:

  • Проводить инвентаризацию, сверяя в ее рамках информацию в документах с реальным положением дел (активами).
  • Осматривать офисные или производственные помещения. Закон дает право налоговикам производить осмотр в любых помещениях, которые проверяемый хозяйствующий субъект использует для получения дохода (в мастерских, цехах, магазинах, на складах).
  • Изучать документы или сведения, делая официальный запрос на проверяемое предприятие.
  • Привлекать переводчика, чтобы лучше понимать информацию и решать актуальные задачи по налоговому контролю.

Дополнительные мероприятия налогового контроля

Бывает, что материалов, полученных в ходе проверок, недостаточно для вынесения окончательного решения. Но инспекторы вправе проводить дополнительные процедуры, по результатам которых они могут или подтверждать, или опровергать выявленные факты.

Обратите внимание! Цель дополнительных мероприятий — не поиск новых фактов, а уточнение уже занесенных в протокол.

  • Общаться со свидетелями.
  • Проводить экспертизы.
  • Анализировать истребованные документы.

Свидетелем может стать любое физлицо, которое может предоставить полезные для налогового аудита сведения.

Экспертизы проводят в исключительных ситуациях, когда это явно необходимо. Для экспертных мероприятий привлекают профессионала и заключают с ним соглашение. Если эксперт выявляет значимую для налогового аудита информацию, то оформляется заключение. Следует отметить, что в данном документе специалист вправе делиться и собственными выводами.

Выемку документов инспекторы выполняют, когда нужно доказать, что налогоплательщик действительно где-то нарушил закон.

Помимо обозначенных действий, представители ИФНС больше не вправе выполнять никакие другие процедуры. Но в рамках одного аудита они могут проводить сколько угодно допмероприятий — в НК РФ ограничений на этот счет нет.

Это интересно:  Налоговый патент для ип виды деятельности

О проведении допмероприятий проверяемому субъекту инспекторы сообщают или в ходе изучения материалов аудита, или по окончании процедуры. Выносится решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. В нем непременно должна содержаться следующая информация:

  • Причина назначения допмероприятий.
  • Виды дополнительных процедур, которые будут проведены.
  • Период аудита с указанием финальной даты.

Максимум дополнительные мероприятия налогового контроля могут длиться 30 дней. Но бывают и исключения, когда, по решению ИФНС, процедуры проводят на протяжении 2 месяцев.

Информацией, полученной в рамках дополнительных процедур, дополняют общие данные по налоговому аудиту. Для них действуют те же нормы НК РФ, что и для основных материалов. В частности, проверяемое лицо вправе участвовать в изучении этих сведений. Для этого ему достаточно проявить такую инициативу, подав в ИФНС заявление. По истечении двух дней инспекторы сообщат, на какое число назначено рассмотрение.

Если проверяемое лицо не согласно с итогами анализа материалов, оно вправе подать письменные возражения по вопросу и изложить все свои доводы, предоставив в качестве доказательства соответствующую документацию.

Цель проведения мероприятий налогового контроля.

Представители ИФНС проводят мероприятия налогового контроля, преследуя главную цель — выявлять нарушения НК РФ налогоплательщиками и налоговыми агентами. То есть, инспекторы стремятся:

  • Обеспечивать налоговую дисциплину.
  • Вносить значимый вклад в госбюджет.
  • Проверять, как ИП и предприятия выполняют свои налоговые обязательства.
  • Следить, правильно ли применяются льготы на налоговые платежи.
  • Вести деятельность, направленную на пресечение и предупреждение налоговых правонарушений.
  • Принимать в отношении нарушителей меры наказания, предусмотренные НК РФ.

По результатам аудита инспекция может выявить, что проверяемый субъект нарушил НК РФ: не полностью уплачивал налоги или не уплачивал в принципе, несвоевременно делал отчисления, неверно оформлял налоговые декларации.

Дополнительные мероприятия. Истребование документов

Именно вокруг этого вида дополнительных мероприятий ведется больше всего споров и обсуждений. В данном вопросе между инспекторами и налогоплательщиками нередко возникают споры, и, как правило, суды принимают позицию ИФНС.

Приведем пример спорной ситуации. Компания предоставила инспекторам налоговую декларацию. На основании нее ИФНС назначила камеральную проверку. В рамках аудита инспекторы не вынесли окончательного решения, а потому назначили допмероприятия и потребовали у налогоплательщика первичную документацию. Руководитель проверяемого субъекта отказался их предоставить.

Суд вынес решение о пересмотре дела. В чем загвоздка? Есть безоговорочное правило: если в рамках аудита налоговики не выявили нарушений, то для истребования документации у них нет повода.

Мероприятия налогового контроля не всегда проводятся в соответствии со всеми правилами. Поэтому налогоплательщику стоит знать о своих правах, чтобы при необходимости он смог себя защитить.

Камеральное налоговое расследование

Процедуры налогового аудита выполняют в рамках ВНП и камеральной проверок. Хотелось бы поговорить о камеральном расследовании, в ходе которого проверяется деятельность налоговых агентов и налогоплательщиков, обязанных сдавать декларации в ИФНС.

Чем камеральная проверка отличается от выездной? Тем, что для нее не требуется разрешение руководства ИФНС. Проводится она на основании налоговой декларации.

Проверку ведут на территории ИФНС. Срок — 3 месяца с даты предоставления налоговой декларации. В случае выявления неточностей или несоответствий в декларации инспекторы оповещают об этом налогоплательщика и требуют или пояснить ситуацию, или откорректировать документы.

Проверяемый субъект вносит изменения и подает в ИФНС уточненную декларацию.
Как оформляются итоги камерального расследования?

  • Если нарушений инспекторы не выявляют, то завершают проверку. При этом они вправе не сообщать проверяемому субъекту, что нарушения не выявлены, и аудит окончен. Завершается аудит в автоматическом режиме.
  • Если инспекторы выявляют ошибки и несоответствия, то в течение 10 дней с даты окончания расследования формируют акт. В течение 5 дней его вручают налогоплательщику, и, если последний не согласен с итогами проверки, то подает заявление с возражениями. На рассмотрение заявления руководству ИФНС дается 10 рабочих дней. Начальник изучает все сведения по проверке и решает, привлекать налогоплательщика за налоговое правонарушение к ответственности или нет.

В соответствии с законодательством, решение ИФНС по проверке может быть отменено лишь в том случае, если нарушены существенные условия процедуры анализа ее результатов.

  • Проверяемой организации или ИП не предоставили возможность участия в процедуре изучения итогов аудита. Правила НК РФ гласят, что налогоплательщик вправе участвовать в ней или самостоятельно, или доверить это своему представителю. Нарушение инспекторами данного права — существенное нарушение законодательства.
  • Также проверяемая компания может давать пояснения — это тоже ее безусловное право.
    Если ИФНС в рамках аудита затрагивает ваши интересы, непременно обращайтесь в вышестоящую инспекцию или суд.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: дополнительные мероприятия налогового контроля.

По поводу порядка допмероприятий все достаточно понятно и просто: перечень допустимых процедур, которые вправе проводить налоговики, закрыт. Новые нарушения инспекторы выявлять не вправе, так как цель дополнительных мероприятий — проверять уже имеющиеся у ИФНС данные.

Сегодня на законодательном уровне предлагается уточнить лишь процесс анализа информации, полученной в ходе ВНП и камерального расследования. Для налогоплательщиков такое нововведение станет полезным, поскольку поспособствует большей объективности аудита. В 2017 году по этому поводу в Госдуму был внесен законопроект. В чем его суть?

По результатам дополнительных мероприятий предложено формировать акт, где налоговики будут отражать краткое содержание контрольных процедур вместе с выводами по ним. Проверяемый субъект сможет знакомиться с данным документом и, при наличии возражений, подавать соответствующее заявление.

Благодаря такому шагу планируется достичь большей объективности решения по контрольным мероприятиям.

Такой акт будет вручаться лично проверяемому лицу или его доверенному человеку под роспись, или иным путем. На предоставление акта инспекторам планируется давать 5 дней со дня завершения допмероприятий. Если проверяемый субъект не захочет получить акт, данный факт будет документально фиксироваться.

Смысл введения законопроекта в том, чтобы пересмотреть подходы к процедурам налогового аудита. Депутаты считают, что ввести его нужно, в первую очередь, потому, что действующая сегодня система уже в некотором смысле изжила себя, так как была введена 15 лет назад. За это время в деятельности ИФНС и в государстве в целом произошли серьезные перемены, были введены новые формы аудита и более современные инструменты.

Помимо установления новых правил о допмероприятиях, в законопроекте планируется прописать новые сроки камерального расследования, более сжатые, поскольку сейчас на самих предприятиях есть инновационные системы контроля.

Прямой эфир на facebook

Как доказывают обнал или налоговые проверки. 31 мая, 11:00

Зарегистрироваться

Статья написана по материалам сайтов: pravovest-audit.ru, xn—-7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai, nalog-blog.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector