Налоговая льгота на земельный участок

Земельный налог относится к местным налогам, поступления от него идут на пополнение местной казны. В связи с этим местные власти имеют ряд полномочий по установлению ставок земельного налога, порядка и сроков его уплаты, а также определяют налоговые льготы по земельному налогу для отдельных налогоплательщиков. При этом ряд льгот установлен на федеральном уровне.

В каком виде устанавливаются льготы?

Льготы могут устанавливаться в виде:

  • освобождения от уплаты налога;
  • снижения налоговой ставки;
  • доли площади земельного участка, не облагаемой налогом;
  • суммы, на которую уменьшается налоговая база (стоимость земельного участка) и которая не облагается налогом;
  • суммы, на которую уменьшается исчисленный налог.

У каждого вида льготы есть свой код, который должен указываться при заполнении декларации.

Федеральные льготы по земельному налогу

Данные льготы установлены непосредственно в НК РФ как для организаций, так и для граждан, в том числе предпринимателей. На федеральном уровне льгота по земельному налогу для юридических лиц предоставляется в виде освобождения от уплаты налога. Категории налогоплательщиков, которые имеют право на льготы, определены в статье 395 Налогового кодекса. К ним относятся организации УИС (уголовно-исполнительной системы), религиозные организации, организации инвалидов, организации – участники СЭЗ (свободных экономических зон) и др.

В отношении физических лиц льготы предусмотрены как в виде освобождений, так и виде не облагаемой налогом суммы. Право на освобождение имеют представители коренных малочисленных народов (статья 395 Налогового кодекса).

Уменьшение налоговой базы предусмотрено для инвалидов, Героев СССР и РФ, ветеранов боевых действий, граждан, подвергшихся воздействию радиации, и других категорий льготников, указанных в статье 391 Налогового кодекса.

Местные льготы по земельному налогу

Местные власти вправе устанавливать свои льготы. Для того, чтобы с ними ознакомиться, необходимо обратиться к местным нормативным правовым актам. Сделать это можно с помощью специального сервиса ФНС России. Выбрав нужный регион, вид налога, налоговый период и муниципалитет (за исключением Москвы, Севастополя, Санкт-Петербурга), вы сможете получить нужную информацию о видах местных льгот, налоговых ставках, действующих в данной местности. В Москве, Севастополе, Санкт-Петербурге льготы устанавливаются региональными властями.

Так, в городе Санкт-Петербурге инвалиды 1 группы, инвалиды с детства, инвалиды и ветераны боевых действий, лица, подвергшиеся радиации, полностью освобождены от уплаты налога (Закон г. Санкт-Петербурга «О земельном налоге» от 23.11.2012). Таким образом, законодатели Санкт-Петербурга расширили объем льготы, предоставляемой федеральным льготникам.

Кроме того, на основании регионального закона льготы получили, в частности, отдельные категории уволенных военнослужащих; родители, опекуны, попечители, имеющие трех и более несовершеннолетних детей; родители, опекуны, попечители, имеющие ребенка-инвалида; пенсионеры.

Региональным законом установлены и льготы для отдельных категорий юридических лиц. Так, не платят налог на землю региональные органы власти, автономные, казенные и бюджетные учреждения Санкт-Петербурга.

В Москве принят Закон «О земельном налоге» от 24.11.2004, по которому освобождение от земельного налога получили органы региональной власти и местного самоуправления Москвы, а также московские бюджетные, казенные, автономные учреждения и учреждения профсоюзов; организации, привлекающие к труду инвалидов; ТСЖ, ЖСК, потребительские, жилищные и иные кооперативы; частные некоммерческие организации.

В отношении физических лиц в Москве предусмотрен увеличенный размер льгот. Так, Герои РФ и СССР полностью освобождаются налога. На 1 млн рублей могут уменьшить базу для налогообложения инвалиды 1 и 2 группы, инвалиды с детства, ветераны ВОВ и другие категории федеральных льготников.

Местные льготы установлены в отношении Героев труда, которые полностью освобождаются от налога. Земельный налог для многодетных семей исчисляется с налоговой базы, уменьшенной на 1 млн руб.

Земельный налог: льготы по земельному налогу

Льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере.

Льготы по местным налогам устанавливаются и отменяются Налоговым кодексом Российской Федерации (далее – НК РФ) и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах).

В данной статье адвокат по земельным вопросам рассмотрит льготы по земельному налогу, установленные положениями НК РФ. Также рассмотрим льготы, предусмотренные соответствующими нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах), на примере г. Москвы.

Земельный налог, согласно п. 1 ст. 15 НК РФ, является местным налогом.

В силу ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге земельный налог устанавливается НК РФ и законами гг. Москвы и Санкт-Петербурга, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с этими же нормативными документами и обязателен к уплате на территориях названных субъектов Российской Федерации.

Устанавливая земельный налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных гл. 31 “Земельный налог” НК РФ, порядок и сроки уплаты налога.

Также при установлении указанного налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Таким образом, льготы по земельному налогу могут предоставляться налогоплательщикам как на основании положений НК РФ, так и на основании нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований (законов городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).

Перечень льгот по земельному налогу, установленных НК РФ, приведен в ст. 395 НК РФ. Так, согласно указанной статье освобождаются от налогообложения:

  • Организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации – в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций (п. 1 ст. 395 НК РФ).
  • учреждения, исполняющие наказания (ст. 6 Закона РФ N 5473-1);
  • территориальные органы уголовно-исполнительной системы (ст. 7 Закона РФ N 5473-1);
  • федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных (далее – федеральный орган уголовно-исполнительной системы) (ст. 8 Закона РФ N 5473-1).

Кроме того, в уголовно-исполнительную систему по решению Правительства Российской Федерации могут входить следственные изоляторы, предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательские, проектные, лечебные, учебные и иные учреждения.

Перечень видов предприятий, учреждений и организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2000 г. N 89 “Об утверждении Перечня видов предприятий, учреждений и организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему”.

  • Организации – в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования (п. 2 ст. 395 НК РФ).

Понятие “организации” дано в п. 2 ст. 11 НК РФ, согласно которому организации – юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации.

Автомобильной дорогой признается объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, – защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог. На это указывает п. 1 ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ “Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” (далее – Федеральный закон N 257-ФЗ).

Согласно ст. 5 Федерального закона N 257-ФЗ автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на автомобильные дороги федерального значения, автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения, автомобильные дороги местного значения, частные автомобильные дороги.

Автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования.

К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.

Перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения утвержден Постановлением Правительства РСФСР от 24 декабря 1991 г. N 62 “Об утверждении Перечней федеральных дорог в РСФСР”.

Критерии отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения и перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. При этом в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения не могут включаться автомобильные дороги общего пользования федерального значения и их участки.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона N 257-ФЗ автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.

К федеральной собственности относятся автомобильные дороги, которые включены в Перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения, утверждаемый Правительством Российской Федерации.

К собственности субъекта Российской Федерации относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемый высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Включение автомобильной дороги в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения является основанием для закрепления такой автомобильной дороги за владельцем автомобильной дороги на соответствующем вещном праве.

Статьей 214 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

Таким образом, к государственным автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги общего пользования, находящиеся в федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации.

Вместе с тем, как уже отмечалось ранее, представительным органам муниципальных образований (законодательным (представительным) органам государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) предоставлено право устанавливать дополнительные налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков (п. 2 ст. 387 НК РФ).

Поэтому для решения вопроса о предоставлении налоговых льгот по уплате земельного налога организациям, осуществляющим строительство автомобильных дорог общего пользования, следует обращаться в представительный орган муниципального образования (законодательный (представительный) орган государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого ведется строительство автомобильных дорог общего пользования.

  • Религиозные организации – в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения (п. 4 ст. 395 НК РФ).
Это интересно:  Штраф за неуплату транспортного налога

Религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица. Об этом сказано в ст. 8 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ “О свободе совести и о религиозных объединениях” (далее – Федеральный закон N 125-ФЗ).

Религиозные организации вправе основывать и содержать следующие здания, строения и сооружения религиозного назначения: культовые здания и сооружения, иные места и объекты, специально предназначенные для совершения и обеспечения богослужений, молитвенных и религиозных собраний, других религиозных обрядов и церемоний, религиозного почитания (паломничества), профессионального религиозного образования, иной религиозной деятельности (п. 1 ст. 16 Федерального закона N 125-ФЗ, п. 1 Положения о передаче религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2001 г. N 490).

Также религиозные организации вправе осуществлять благотворительную деятельность как непосредственно, так и путем учреждения благотворительных организаций (п. 1 ст. 18 Федерального закона N 125-ФЗ). Напомним, что под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки. На это указывает ст. 1 Федерального закона от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ “О благотворительной деятельности и благотворительных организациях” (далее – Федеральный закон N 135-ФЗ). Цели осуществления благотворительной деятельности определены в ст. 2 Федерального закона N 135-ФЗ.

Однако если на земельном участке, принадлежащем религиозной организации, не расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения, а находятся только здания, строения или сооружения, где производится религиозная литература, печатные, аудио- и видеоматериалы и иные предметы религиозного назначения, то согласно письму Федеральной налоговой службы от 1 июня 2008 г. N ШС-6-3/440 “О земельном налоге” налогообложение такого земельного участка должно осуществляться в общеустановленном порядке.

  • Также освобождаются от налогообложения в соответствии с п. 5 ст. 395 НК РФ:
  • общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, – в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности;
  • организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда – не менее 25 процентов, – в отношении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализации товаров. В том случае если подобная организация производит и (или) реализует подакцизные товары, минеральное сырье и иные полезные ископаемые, а также иные товары по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов, работы и услуги (за исключением брокерских и иных посреднических услуг), то льгота по налогу не применяется.

Напомним, что Перечень товаров, при производстве и (или) реализации которых организации не подлежат освобождению от уплаты земельного налога в отношении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализации этих товаров, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2005 г. N 223;

  • учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, – в отношении земельных участков, используемых ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ “Об общественных объединениях” под общероссийским общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения – организации, отделения или филиалы и представительства.

Общественные объединения, созданные и действующие в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, есть форма социальной защиты инвалидов (ст. 33 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”). Государство оказывает указанным общественным объединениям содействие и помощь, в том числе материальную, техническую и финансовую.

Общественными организациями инвалидов признаются организации, созданные инвалидами и лицами, представляющими их интересы, в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, решения задач общественной интеграции инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители (один из родителей, усыновителей, опекун или попечитель) составляют не менее 80 процентов, а также союзы (ассоциации) указанных организаций.

В собственности общественных объединений инвалидов могут находиться предприятия, учреждения, организации, хозяйственные товарищества и общества, здания, сооружения, оборудование, транспорт, жилищный фонд, интеллектуальные ценности, денежные средства, паи, акции и ценные бумаги, а также любое иное имущество и земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, организации, функционирующие с учетом всех вышеперечисленных требований и имеющие общероссийский статус, вправе применять льготу, установленную п. 5 ст. 395 НК РФ.

В отношении расчета среднесписочной численности и фонда оплаты труда для применения налоговой льготы следует сказать, что указанный расчет производится за отчетный (налоговый) период в порядке, установленном Госкомстатом России. В настоящее время для расчета численности можно воспользоваться Приказом Росстата от 12 ноября 2008 г. N 278 “Об утверждении указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения: N П-1 “Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг”, N П-2 “Сведения об инвестициях”, N П-3 “Сведения о финансовом состоянии организации”, N П-4 “Сведения о численности, заработной плате и движении работников”, N П-5(м) “Основные сведения о деятельности организации”.

  • Организации народных художественных промыслов – в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов (п. 6 ст. 395 НК РФ).

К организациям народных художественных промыслов относятся организации (юридические лица) любых организационно-правовых форм и форм собственности, в объеме отгруженных товаров (работ, услуг) собственного производства которых изделия народных художественных промыслов, по данным федерального государственного статистического наблюдения за предыдущий год, составляют не менее 50 процентов (п. 2 ст. 5 Федерального закона от 6 января 1999 г. N 7-ФЗ “О народных художественных промыслах” (далее – Федеральный закон N 7-ФЗ)).

Народным художественным промыслом признается одна из форм народного творчества, деятельность по созданию художественных изделий утилитарного и (или) декоративного назначения, осуществляемая на основе коллективного освоения и преемственного развития традиций народного искусства в определенной местности в процессе творческого ручного и (или) механизированного труда мастеров народных художественных промыслов (ст. 3 Федерального закона N 7-ФЗ).

Местом традиционного бытования народного художественного промысла является территория, в пределах которой исторически сложился и развивается в соответствии с самобытными традициями народный художественный промысел, существует его социально-бытовая инфраструктура и могут находиться необходимые сырьевые ресурсы.

Изделием народного художественного промысла признается художественное изделие утилитарного и (или) декоративного назначения, изготовленное в соответствии с традициями данного промысла. Отнесение изделий к изделиям народных художественных промыслов осуществляется на основе решений художественно-экспертных советов по народным художественным промыслам, принимаемых по результатам рассмотрения представленных типовых образцов и уникальных изделий народных художественных промыслов (ст. 7 Федерального закона N 7-ФЗ). Эти решения принимаются в соответствии с перечнем видов производств и групп изделий народных художественных промыслов, который утверждается в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Отметим, что на сегодняшний день Порядок утверждения перечня видов производств и групп изделий народных художественных промыслов, в соответствии с которым осуществляется отнесение изделий к изделиям народных художественных промыслов, утвержден Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 15 апреля 2009 г. N 273.

Перечень видов производств и групп изделий народных художественных промыслов, в соответствии с которым осуществляется отнесение изделий к изделиям народных художественных промыслов, утвержден Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 15 апреля 2009 г. N 274.

  • Физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общины таких народов – в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов (п. 7 ст. 395 НК РФ).

Коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации являются народы, проживающие в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие менее 50 тыс. человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями. Об этом сказано в ст. 1 Федерального закона от 20 июля 2000 г. N 104-ФЗ “Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации”.

Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2000 г. N 255 “О Едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации”.

Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, а также Перечень видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2009 г. N 631-р.

Федеральным законом от 7 мая 2001 г. N 49-ФЗ “О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации” (далее – Федеральный закон N 49-ФЗ) установлено, что территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Российской Федерации образуются в виде особо охраняемых природных территорий по решению Правительства Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с утверждением границ территорий и информированием населения об их образовании.

Территории традиционного природопользования включают в себя на основании ст. 10 Федерального закона N 49-ФЗ:

  • поселения, в том числе поселения, имеющие временное значение и непостоянный состав населения, стационарные жилища, стойбища, стоянки оленеводов, охотников, рыболовов;
  • участки земли и водного пространства, используемые для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни, в том числе оленьи пастбища, охотничьи и иные угодья, участки акваторий моря для осуществления рыболовства, сбора дикорастущих растений;
  • объекты историко-культурного наследия, в том числе культовые сооружения, места древних поселений и места захоронений предков и иные объекты, имеющие культурную, историческую, религиозную ценность.

В соответствии с абз. 2 ст. 11 Федерального закона N 49-ФЗ земельные участки и другие обособленные природные объекты, находящиеся в пределах границ территорий традиционного природопользования, предоставляются лицам, относящимся к малочисленным народам, и общинам малочисленных народов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

  • Организации – резиденты особой экономической зоны – в отношении земельных участков, расположенных на территории особой экономической зоны, сроком на пять лет с момента возникновения права собственности на каждый земельный участок (п. 9 ст. 395 НК РФ).

Порядок создания и функционирования особых экономических зон регулируется Федеральным законом от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ “Об особых экономических зонах в Российской Федерации” (далее – Федеральный закон N 116-ФЗ). Правовое положение резидентов особой экономической зоны регулируется гл. 4 Федерального закона N 116-ФЗ.

Это интересно:  Не приходит транспортный налог что делать

Согласно ст. 2 Федерального закона N 116-ФЗ особой экономической зоной признается определяемая Правительством Российской Федерации часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности.

Создаются особые экономические зоны в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции, транспортной инфраструктуры, а также туризма и санаторно-курортной сферы, на что указывает ст. 3 Федерального закона N 116-ФЗ.

Решение о создании особой экономической зоны на территориях субъекта Российской Федерации и муниципального образования принимается Правительством Российской Федерации и оформляется постановлением Правительства Российской Федерации (ст. 6 Федерального закона N 116-ФЗ).

Как уже отмечалось ранее, помимо льгот по земельному налогу, предусмотренных НК РФ, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), могут быть установлены иные налоговые льготы и основания для их использования (абз. 2 п. 2 ст. 387 НК РФ). Данные льготы действуют только на территории этих муниципальных образований (названных субъектов Российской Федерации).

Так, например, на территории г. Москвы действует Закон г. Москвы от 24 ноября 2004 г. N 74 “О земельном налоге” (далее – Закон г. Москвы N 74). В п. 1 ст. 3.1 Закона г. Москвы N 74 перечислены лица, которые имеют право на льготу, а также условия предоставления этой льготы. В частности, к ним относятся:

  • органы государственной власти г. Москвы и органы местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в г. Москве – в отношении земельных участков, используемых ими для непосредственного выполнения возложенных на них функций;
  • учреждения образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения, физической культуры и спорта, финансируемые из бюджета г. Москвы, а также за счет средств профсоюзов, – в отношении земельных участков, предоставленных для оказания услуг в области образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения, физической культуры и спорта;
  • организации и физические лица – в отношении земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, закрытыми водоемами, пляжами;
  • учреждения и организации, осуществляющие охрану, содержание и использование особо охраняемых природных территорий, – в отношении земельных участков, предоставленных им на праве постоянного (бессрочного) пользования, отнесенных к особо охраняемым природным территориям в соответствии с Законом г. Москвы от 26 сентября 2001 г. N 48 “Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве” и включенных в государственный кадастр особо охраняемых природных территорий в г. Москве, занятых национальными, природными, природно-историческими, экологическими, дендрологическими парками, природными заказниками, памятниками природы, заповедными участками, ботаническими садами, городскими лесами, водоохранными зонами;
  • организации, использующие труд инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников за налоговый и (или) отчетный периоды составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда – не менее 25 процентов, – в отношении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг, а также услуг по сдаче в аренду зданий, сооружений, помещений и земельных участков). При определении общего числа инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются инвалиды, работающие по совместительству, договорам подряда и другим договорам гражданско-правового характера;
  • органы судебной системы, включая мировых судей, органы прокуратуры, органы внутренних дел – в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на них функций, и так далее.

Льготы по уплате земельного налога в 2019 году

Во всех регионах страны определенные категории граждан и некоторые юридические лица вправе оформить налоговые льготы по земельному налогу.

Платежи по ЗН (земельному налогу) поступают в бюджет города, района или области. В связи с этим процентная ставка и привилегии отдельным категориям лиц регламентируются как на федеральном уровне с помощью НК РФ, так и правовыми нормами, прописанными в законодательных актах муниципальных образований.

Кто имеет право на привилегию

Для того чтобы понять собственникам земельных наделов, на какие привилегии они могут претендовать, в первую очередь стоит узнать о местных преференциях.

Если владелец з/у попадает под установленные муниципалитетом льготы, то он вправе их использовать вместе с определенными на федеральном уровне.

Если не попадает, то платеж за землю придется выплачивать в полном объеме.

Полное освобождение от уплаты налога

В ст. 395 НК РФ приведен краткий список категорий лиц, которые полностью освобождены от платежей по ЗН . К ним относятся:

  • Коренные жители, проживающие на Крайнем Севере, Дальнем Востоке и в Сибири и относящиеся к малочисленным народам;
  • Общины вышеперечисленных народностей, которые используют землю для того, чтобы сохранить уклад их жизни и традиционные промыслы.

Также не платят налог на землю люди, взявшие земельные участки в аренду или получили право на безвозмездное пользование наделом на определенное время.

Внимание! Федеральными законопроектами не предусмотрены иные категории граждан, которые вправе претендовать на преференции в области земельного налогообложения.

Местные управленческие органы имеют полное право расширить перечень льготников по ЗН .

Скачать для просмотра и печати:

Вам нужна консультация эксперта по этому вопросу? Опишите вашу проблему и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Уменьшение базы налогообложения

  • ветераны ВОВ, а также лица, ставшие инвалидами в результате участия в ней или других военных событиях;
  • жертвы атомных аварий или других техногенных катастроф, а также их ликвидаторы;
  • нетрудоспособные граждане, имеющие I и II группу инвалидности, в том числе, и инвалиды с детства;
  • герои СССР и РФ и кавалеры ордена Славы всех степеней.

Если участок соответствует этому размеру (в 6 соток) или не превышает его, то он полностью освобождается от налогообложения. Если же превышает, то расчет налога идет только с параметров свыше 600 кв. м.

Такие привилегии есть у всех вышеперечисленных льготников, а также у пенсионеров и членов семьи военных, потерявших кормильцев.

О появлении нового льготного имущества необходимо уведомлять ИФНС до 1 ноября впервые наступившего для этой недвижимости льготного периода. Также следует учесть тот факт, что льготы имеют заявительный характер и не применяются автоматически. А это значит, что к предыдущему периоду они могут быть применены только в отношении 3 предыдущих лет. Поэтому о фиксации своего права необходимо позаботиться заблаговременно.

Особенности предоставления льгот

При начислении налога на землю существует ряд специфических особенностей, в которых следует разбираться собственникам земельных наделов.

Гражданам и ИП

Все граждане, имеющие земельный участок, обязаны платить за него налог. Его величина обусловлена кадастровой стоимостью надела, которая устанавливается спецкомиссией.

Некоторые физические лица могут рассчитывать на льготы в области земельного налогообложения:

Указанный налоговый вычет на 6 соток распространяется, помимо пенсионеров, также на следующих граждан:

  • участников, инвалидов ВОВ,
  • участников БД,
  • членов семьи военных, потерявшие кормильцев,
  • ликвидаторов последствий ЧС на Чернобыльской АЭС, р. Теча, Семипалатинском полигоне, химпредприятии «Маяк»,
  • инвалидов 1-2 гр.

Льготы на федеральном уровне

Местные органы самоуправления, которые являются получателями платежей по ЗН , часто дополняют и расширяют перечень льготников.

Совет! Чтобы быть в курсе всех преференций, действующих в данном муниципальном образовании, стоит посетить с целью получения консультации учреждение ФНС , которое расположено на территории нахождения земельного надела.

Все вышесказанное касается и юридических лиц, земля которых находится в ведении конкретного муниципалитета.

Элементы налогообложения

Плательщики налога

Плательщиками земельного налога принято считать всех граждан, юридические лица и ИП с любым налоговым режимом, которые являются собственниками земли, наделены правом владения ею в течение всей жизни или правом пользоваться ею без ограничения времени.

Объект налогообложения

Объект налогообложения при начислении ЗН в ст. 389 НК РФ четко обозначен. Начисление происходит на участки земли, которые находятся в субъектах Федерации, принявших законопроект о введении такого налога. При этом не применяется этот закон на земли:

  • Исключенные из оборота или на него наложен лимит;
  • Которые планируется отдать под заготовку леса;
  • На которых расположены многоквартирные жилые объекты.

База налогообложения

Налоговой базой является кадастровая стоимость земли, установленная на 1 января того года, за который производится начисление.

Весь год цена з/у, которая берется для исчисления налога остается неизменной.

Налоговая ставка

Величину процентной ставки для расчета платежа за землю определяется территориальными органами управления. Она обусловлена категорией, к которой подходит надел и может корректироваться местной властью. Но наибольшее значение величины процентной ставки равно 1.5%.

В законодательстве также определен перечень исключений, где процентная ставка не должна быть больше 0.3 %:

  • земля, которая эксплуатируется в сельскохозяйственных целях;
  • земельный участок, который используется под животноводство, разведение садов или под подсобное хозяйство граждан;
  • земельный надел, который предназначен для строительства жилья;
  • з/у, который находится под жилыми домами.

Уведомление об уплате налога

Гражданам России размер платежа за земельный участок рассчитывает ФНС , затем отправляет по месту проживания налогоплательщика уведомление, в котором расписывается величина платежа, срок, отведенный на его уплату и др.

Налоговые уведомления в текущем году направляются всем физическим лицам с апреля по сентябрь.

Порядок исчисления и уплаты налога

Размер земельного налога, который необходимо оплатить за год, рассчитывается способом умножения налоговой базы на процентную ставку.

Расчет платежа для ИП

Раньше у ИП возникало множество вопросов и трудностей при расчете налоговых платежей. Это было обусловлено тем, что земельный налог не входит в величину единого налога, который выплачивался по УСН .

Значит, его нужно было оплатить отдельно, так же как это делали бизнесмены, использующие общий режим.

Расчет платежа для физических лиц

Как рассчитывается земельный платеж для граждан, было описано выше. Стоит отметить, что физические лица не обязаны сами производить расчет платежа. Это делают специальные органы. Но если человек не согласен с расчетом налоговиков, то он вправе предоставить свой вариант начисления платежа.

Оплатить квитанцию, которая была доставлена гражданину, и рассчитана за нахождение у него в собственности земельного участка, следует до 1 декабря текущего года.

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Последние изменения

В конце декабря 2017 г. Госдума приняла закон, расширяющий перечень федеральных льготников по земельному налогу. Теперь туда войдут еще и пенсионеры. Кроме того, изменен не облагаемый налогом минимум. После вступления закона в силу это будет кадастровая стоимость земельного надела до 6 соток включительно.

Обо всех изменениях будет известно позже. Вы сможете узнать об этом из новостей на нашем сайте. Также информация обновится и в этой статье.

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Добавляйте сайт в закладки и подписывайтесь на наши обновления!

Это интересно:  Проверка налоговой задолженности по инн юридического лица

Льготы пенсионерам по земельному налогу

Россия – страна с едва ли не самым большим объемом плодородных земель. Значителен и объем частного домовладения. Иметь свой дом в деревне, дачу, загородное жилье считается признаком благосостояния, но в пожилом возрасте доходы порой падают, а обязанность по уплате налогов сохраняется. Потому возникает вопрос о наличии льгот пенсионерам по земельному налогу. В этом материале расскажем о преференциях пожилым людям в этой сфере и том, как ими пользоваться.

Налогово-земельное законодательство

Нормы о льготах по тому или иному налогу – это лишь часть действующего налогового законодательства. Единственный нормативный акт, регулирующий налоговые правоотношения на федеральном уровне – Налоговый Кодекс РФ (Далее НК РФ).

Ст. 387 относит его к категории местных или региональных. Собранные средства, как и от транспортного налога, поступают в местные бюджеты и предназначены для благоустройства и обеспечения безопасного землепользования.

НК РФ прямо говорит, что тарифные ставки устанавливаются на региональном уровне, ограничиваясь общими отсылками к местным нормативным актам. По факту, такие акты есть в каждом субъекте страны, включая города федерального значения. Например:

  • Закон г. Москвы от 24.11.2004 № 74,
  • Закон г. Санкт-Петербурга от 14.11.2012,
  • Решение Оренбургского Гор. Совета от 10.10.2008 №677.

Таким образом, для того, чтобы узнать тарифные ставки в каждом конкретном регионе, необходимо ознакомиться с действующим местным законодательством.

Для проверки правильности начисления налога стоит убедиться в кадастровой стоимости участка. Сейчас эту информацию можно получить в режиме онлайн на ресурсе Росресстра: https://rosreestr.net/uznat-kadastrovuyu-stoimost-nedvijimosti

Понятие земельного налога

Что же такое этот земельный налог, и за что он платится? Куда поступают средства? Как он используется?

Исходя из НК РФ, земельный налог представляет собой местный налог, исчисляемый исходя из кадастровой стоимости участка земли, уплачиваемый физическими или юридическими лицами, которые владеют, пользуются и распоряжаются земельным участком на правах:

  • Собственности;
  • Бессрочного владения;
  • Бессрочного наследуемого пользования.

Средства земельного налога поступают в бюджеты разных уровней:

  • 50% – территориального образования, где он был собран;
  • 20% – вышестоящий местный бюджет (например, региона)
  • 30 % – федеральный.

Установлено и назначение использования этих средств. Они предназначены для покрытия затрат на:

  • землеустройство;
  • ведение кадастра;
  • контроль состояния и освоение новых земельных участков, в том числе и сельхозназначения;
  • компенсации, в установленном законом порядке, расходов землевладельцев, если она самостоятельно потратились на указанные выше цели.

Итак, этот налог призван сохранять земли плодородными, здоровыми, расширять земельный фонд. Но это не значит, что он должен непосильным бременем ложиться на землепользователя.

Ведь есть категории собственников и владельцев, которые не могут в полной мере оплатить такие расходы. По этой причине установлены федеральные и региональные льготы по уплате земельного налога.

Земельный налог для пенсионеров

Одна из социально слабо защищенных категорий населения – люди пожилого возраста, пенсионеры. При этом, именно они и проводят больше времени, занимаясь землепользованием. Возникает вопрос о наличии для них льгот.

Платят ли пенсионеры земельный налог

Ст. 391 НК РФ установила федеральную льготу для этой категории населения. В соответствиb с ней ей пользуются:

  • Пенсионеры, получающие пенсии любого вида на основании действующего нормативного акта в этой области.
  • Лица, достигшие пенсионного возраста 60 и 55 лет соответственно для мужчин и женщин. Несмотря на предстоящее, по всей видимости, повышение пенсионного возраста, анонсировано сохранение этого вида льгот именно на этом возрастном пороге. Это значит, что льготой, скорее всего, теперь смогут пользоваться и не пенсионеры.

Льготы пенсионерам по налогу на землю представляют собой уменьшение налоговой базы на 600 кв.м от площади участка. То есть федеральный закон не освобождает пенсионеров от уплаты налога, но дает льготу.

То есть, если пенсионер имеет участок в 6 соток, а это как раз стандартный кусочек земли под строительство, который выделялся советским гражданам, то и вовсе будет освобожден от налога на землю. Тоже касается и меньших участков.

Однако есть еще и региональные нормативные акты. В некоторых регионах есть прецеденты, где пенсионеры в полной мере освобождены от этого вида платежей.

Например, власти Ивантеевки освободили малоимущих пенсионеров, которым официально оказывается социальная помощь от этого вида расходов. Для остальных пенсионеров льгота составит 50%

Конечно, таких примеров мало и, как правило, есть условия, при которых налог отменяется, например, низкий уровень доходов. Гораздо чаще регионы предоставляют льготы своим пожилым жителям.

Есть ли льгота и у кого

Как уже сказано, федеральная льгота по земельному налогу для пенсионеров
распространяется на 6 соток земли. Если имеющийся во владении налогоплательщика участок больше, то оставшуюся часть придется оплатить. Эта норма вступила в силу с 2018 года.

До того пенсионерам предоставлялся стандартный налоговый вычет в 10 тысяч рублей. Однако это представлялось несколько несправедливым, ведь кадастровая стоимость участка земли в разных регионах может сильно различаться, достаточно сравнить, например, Москву и уральские поселки.

Кроме того, есть региональные льготы, которыми могут пользоваться пенсионеры, чаще всего это процентная скидка. О том, какова именно льгота в конкретном регионе можно узнать в территориальном отделении ФНС по месту нахождения участка.

Что необходимо предпринять для получения льготы

Действующее законодательство предусматривает заявительный характер получения этой льготы. Для этого достаточно собрать документы и подать их в уполномоченный орган.

Если после уведомления льготник поймет, что его права не были учтены, то сможет обратиться в ФНС для исправления ситуации и получить возмещение излишне уплаченных налогов.

Порядок оформления

Порядок установления льготы прост:

  • составить заявление на предоставление льготы;
  • собрать остальной пакет документов;
  • направить документы в уполномоченный территориальный орган ФНС любым из предусмотренных законом способов.

Где происходит оформление

Существует несколько способов подачи заявления. Для этого можно обратиться:

  • лично непосредственно в территориальное отделение ФНС по месту нахождения земельного участка;
  • заказным письмом с описью вложения в территориальное отделение ФНС;
  • через МФЦ «Мои документы», которые оказывают такие услуги;
  • онлайн, при помощи личного кабинета на сайте ФНС.

Сбор документов

Перечень документов будет не слишком велик. Для этого потребуется:

  • российский паспорт и копии всех страниц, на которых есть пометки;
  • заявление на предоставление льгот по земельному налогу для пенсионера;
  • правоустанавливающие документы на участок;
  • пенсионное удостоверение.

Если по каким–то причинам оформлением занимается не сам льготник, то потребуется доверенность. Но во избежание расходов на услуги нотариуса проще послать заявление по почте или подать документы онлайн.

Расчет земельного налога

При расчете земельного налога нужно учитывать ряд простых правил:

  • Данные о налоговой базе для каждого гражданина ФНС собирает самостоятельно и выставляет квитанции по имеющимся у них сведениям. Если они не актуальны плательщику лучше самому позаботиться и проинформировать службу.
  • Преференции предоставляются лишь на один объект налогообложения. То есть, если в собственности пенсионера есть 2 и более участка, то скидка коснется лишь одного из них, по его выбору. Проинформировать о своем решении он должен при составлении заявления. Но может и не делать этого. В таком случае, ФНС разъясняет в письме от 17.01.2018г.№ БС-4-21/640@, что льгота будет предоставлена по выбору ФНС на объект с большей налоговой выплатой, полагая это интересом плательщика.
  • Заявитель должен сам обратиться за льготой, но может и не делать этого, если ранее уже подавал обращение на льготы по налогу на имущество, земельный налог и т.д. Привилегией он все равно будет пользоваться. Такие разъяснения дает ФНС в указанном выше письме.
  • Налог взимается за полный месяц пользования. За первый и последний месяц владения он начисляется как полный только если право возникло до 15 числа месяца, а прекратилось после него.
  • На наследуемый участок с 2019 года налог будет исчисляться со дня открытия наследства.
  • Срок уплаты налога – 1.12 следующего года.
  • Участок по ИЖС облагается налогом с коэффициентом 2 если в течение 10 лет на нем было построена и зарегистрирована недвижимость. Коэффициент применяется до регистрации жилья.
  • Участок под строительство облагается налогом с коэффициентом 4 через 3 года после того как объект должен был быть построен. Коэффициент отменится после регистрации объекта.

Пример расчета земельного налога

Формула расчета проста:

Н=КС × % ставка × Кв.

КС – кадастровая стоимость участка;

Кв – коэффициент владения.

Кадастровая стоимость оставшейся сотки 100 тысяч рублей. В регионе, где живет Петров, ставка налога равна 0.3%

Так же пенсионер пользуется местной льготой в 50%. Владел участком Петров год, потому коэффициент не применяется.

100.000 × 0.3 = 30.000

Особенности налогообложения

Так как этот налог регламентируется региональными нормативными актами, то налогообложение в регионах может отличаться.

Пенсионеры пользуются различными дополнительными льготами, либо, наоборот не имеют их.

Узнать, как дела обстоят в конкретном населенном пункте можно обратившись в территориальное отделение ФНС или сайт местного ведомства.

В Москве и Московской области

В Москве и области ситуация различная. Имеет смысл рассматривать положение по районам:

  • В селе Букавеское Истринского района пенсионеры с доходом ниже прожиточного минимума получают дополнительную скидку в 50%, как и пенсионеры бывшие волонтерами.
  • Власти села Дмитровское Шатурского района освободили от налога ликвидаторов ЧАЭС, Героев СССР или РФ, участников военных действий в Чечне и Афганистане. Одинокие пенсионеры с доходом в 2 раза ниже прожиточного минимума платят лишь 50% налога.
  • В селе Васильевском установлена 50% скидка для ветеранов труда и малоимущих пенсионеров. Стоит учесть, что первая категория пользуется льготой лишь на участки размером не более установленного местной администрацией.
  • В Медвежье-Озерское Щелковского района Ветераны ВОВ и узники концлагерей в полной мере освобождены от этого налога. Скидку в 30% предоставили пенсионерам на участки под ИЖС и дач, но, размер льготных участков ограничен.

Таких примеров масса, уточнять сведения по конкретному населенному пункту стоит в местной администрации или отделении ФНС.

В Санкт-Петербурге и Ленинградской области

В Санкт – Петербурге и Ленинградской области ситуация по льготам отличается.

В городе пенсионеры от налога освобождены при условиях:

  • регистрации по месту жительства в городе;
  • имеют участок не более 2500 кв.м.

Сельские советы так же принимают свои решения о распространении льгот. Зачастую, основанием для предоставления скидок становится тяжелое материальное положение пенсионера, служба в МВД и т.д.

Другие регионы

Регионы не отстают от столицы:

  • В Самаре не облагается налогом принадлежащий пенсионеру участок под жилым домом до 600 кв.м или под гаражом до 24 кв.м;
  • Сызрань дает 50% скидку по земельному налогу на участки под частными домами, приусадебные и огороднические наделы.
  • Воронеж освободил пенсионеров от налога на участки для ведения личного приусадебного хозяйства и СНТ, в области же предусмотрены скидки.
  • Крым так же предоставил скидки, но на расчет по кадастровой стоимости в регионе перейдут лишь с 2020 года.

В Красноярском же крае дополнительные льготы для пенсионеров пока отсутствуют.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector