+7 (499) 938-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Под принципами налогообложения понимаются

Принципы налогообложения и сущность налогов

Финансово-бюджетная система охватывает отношения по поводу формирования и использования финансовых ресурсов государства — бюджета и внебюджетных фондов. Она призвана обеспечивать эффективную реализацию социальной, экономической, оборонной и других функций государства. Важной «кровеносной артерией» финансово-бюджетной системы являются налоги.

Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды.

«В налогах воплощено экономически выраженное существование государства» — подчеркивал К. Маркс, Энгельс. В эпоху становления и развития капиталистических отношений значение налогов стало усиливаться для содержания армии и флота, обеспечивающих завоевание новых территорий — рынков сырья и сбыта готовой продукции, казне нужны были дополнительные средства.

Изъятие государством в пользу общества определенной части стоимости валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и составляет сущность налога. Взносы осуществляют основные участники производства валового внутреннего продукта: работники, своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход; хозяйствующие субъекты, владельцы капитала, действующие в сфере предпринимательства.

За счет налоговых взносов, сборов, пошлин и других платежей формируются финансовые ресурсы государства. Экономическое содержание налогов выражается, таким образом, взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства, с другой стороны, по поводу формирования государственных финансов. (7, с. 158).

А. Смит в своем знаменитом сочинении «Исследование о природе и причинах богатства народа» считал основными принципами налогообложения всеобщность, справедливость, определенность и удобность. Со временем этот перечень был дополнен принципами обеспечения достаточности и подвижности налогов (налог может быть увеличен или сокращен в соответствии с объективными нуждами и возможностями государства), выбора надлежащего источника и объекта налогообложения, однократности обложения.

Перечисленные принципы налогообложения учитывались и при формировании новой налоговой системы России, адекватной рыночным преобразованиям. В конце 1991 г. был принят Закон РФ «Об основах налоговой системы Российской Федерации». Впоследствии в закон вносились изменения и дополнения, корректирующий механизм налогообложения и структуру налогов. При этом, однако, неоднократно нарушался принцип справедливости: вносимые изменения утверждались законодательными актами «задним числом».

Всеобщим исходным источником налоговых отчислений, сборов, пошлин и других платежей независимо от объекта налогообложения является валовой внутренний продукт (ВВП). ВВП образует первичные денежные доходы основных участников общественного производства и государства как организатора общественной жизни в национальном масштабе: оплата труда работников, прибыль хозяйствующих объектов и централизованный доход государства (налоги в бюджет, а социальные отчисления — во внебюджетные фонды). Образованием первичных денежных доходов не ограничивается процесс стоимостного распределения валового продукта. Он продолжается в распределении денежных доходов основных участников общественного производства в пользу государства: от работников — в форме подоходного налога (12 % и более) и отчислений в пенсионный фонд (1 %), а от хозяйствующих субъектов — в форме налога на прибыль и других налоговых платежей и сборов.

Законодательством установлено, что объектами налогообложения являются: прибыль (доход); стоимость определенных товаров; добавленная стоимость продукции, работ, услуг; имущество юридических и физических лиц; передача имущества (дарение, наследование); операции с ценными бумагами; отдельные виды деятельности; другие объекты установленные законом. (10, НК РФ № 84-ФЗ).

Один и тот же объект облагается налогом данного вида только один раз за установленный период налогообложения (месяц, квартал, полугодие, год).

Общее количество налогоплательщиков определяется количеством юридических лиц (коммерческих и некоммерческих), численностью граждан, зарегистрированных в налоговых органах в качестве предпринимателей без образования юридического лица, численностью граждан, уплачивающих подоходный налог по месту получения заработной платы.

Налоговая система РФ представлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков — юридических и физических лиц на территории страны. Все налоги, сборы, пошлины и другие платежи «питают» бюджетную систему РФ. (11, с. 59).

Под принципами налогообложения понимаются основные исходные положения системы налогообложения. Впервые принципы налогообложения были сформулированы А.Смитом, который считал основными принципами налогообложения справедливость, определенность, удобство для налогоплательщика и экономию на издержках налогообложения. Эти классические принципы были сформулированы Смитом в вышедшей в 1776 г В книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» следующим образом:

«Подданные государства должны по возможности соответственно своей способности и силам участвовать в содержании правительства, т.е. соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства. Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа — все это должно быть ясно и определенно для плательщика и для всякого другого лица. Там, где этого нет, каждое лицо, облагаемое данным налогом, отдается в большей или меньшей степени во власть сборщика налогов, который может отягощать налог для всякого неугодного ему плательщика или включать для себя угрозой такого отягощения подарок или взятку.

Каждый налог должен взиматься в то время или тем способом, когда и как плательщику должно быть удобнее всего платить его. Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из карманов народа меньше сверх того, что он приносит государственному казначейству».

Принципы налогообложения, обоснованные Смитом в конце XVIII в. были расширены и систематизированы немецким ученым-экономистом Адольфом Вагнером, который объединил все принципы налогообложения в четыре группы. (Таблица 1.4.1.).

Финансовые принципы организации налогообло-жения

Эластичность (подвижность) налогообложе-ния

Надлежащий выбор источника налогообло-жения (в частности, решение вопроса —

должен ли налог падать только на доход или капитал отдельного лица,либо населения в целом)

Правильная комбинация различных налогов в такую систему, которая бы считалась с последствиями и условиями их продолжения

Этические принципы (принципы справедливости)

Административно-технические правила (принципы налогового управления)

Удобство уплаты налога

Максимальное уменьшение издержек взимания

В современных условиях правильно организованная налоговая система должна отвечать следующим основным принципам:

  • — налоговое законодательство должно быть стабильно;
  • — взаимоотношения налогоплательщиков и государства должны носить правовой характер;
  • — тяжесть налогового бремени должна равномерно распределяться между категориями налогоплательщиков и внутри этих категорий;
  • — взимаемые налоги должны быть соразмерны доходам налогоплательщика;
  • — существует равенство налогоплательщиков перед законом (принцип недискриминации);
  • — издержки по сбору налогов должны быть минимальны;
  • — нейтральность налогообложения в отношении форм и методов экономической деятельности;
  • — доступность и открытость информации по налогообложению;
  • — соблюдение налоговой тайны. (17, с. 576).

Под стабильностью налогового законодательства понимается неизменность норм и правил, регулирующих сферу налоговых взаимоотношений. В соответствии с этим принципом изменения в законодательство о налогах не должны вноситься в течение финансового года, а правила, дающие льготы и преференции, не должны изменяться (отменяться) до того срока, который первоначально был установлен законодательством. Правительство имеет право лишь предлагать какие-либо изменения, но силу закона эти изменения могут принимать лишь после их утверждения высшим законодательным органом. Принцип правовых взаимоотношений предполагает взаимную ответственность сторон в сфере налогового права.

Принцип распределения тяжести налогового бремени не является жестким при построении налоговой системы, но его несоблюдение или частые грубые нарушения приводят к такому тяжелому последствию, как массовое уклонение от уплаты налогов. Грубейшее нарушение принципа равномерности распределения тяжести налогового бремени — уклонение от уплаты налогов. Распространение массовых уклонений от уплаты налогов свидетельствует об отсутствии контроля государства за сферой налогообложения.

Принцип соразмерности взимаемых налогов с доходами налогоплательщиков заключается не только в том, что после уплаты налога у налогоплательщика должны оставаться средства, достаточные для нормальной жизнедеятельности и расширения экономической деятельности, но и в том, что в отдельные периоды, а именно в период внесения налоговых платежей, последние не должны превышать уровня текущих поступлений. В противном случае возникает возможность массовых банкротств, обусловленных налоговым фактором.

Соблюдение принципа создания максимальных удобств для налогоплательщиков — важная задача государства, стремящегося к экономическому росту. Удобства налогоплательщика — это не только установление сроков внесения налоговых платежей, но и понятность норм и правил налогового законодательства. Доступность норм и правил налогового законодательства для всех категорий налогоплательщиков является целью законодателей во всех странах мира. Минимальными требованиями в этой области можно считать следующие:

каждый используемый термин должен иметь свое единственное значение, установленное законом;

количество издаваемых законодательных актов не должно быть чрезмерным;

законодательные акты и нормы, содержащиеся в них, не должны противоречить друг другу;

тексты законов должны быть понятны человеку со средним для данной страны уровнем образования;

при изменении каких-либо норм в законодательных актах, опубликованных в предыдущие годы, должен публиковаться их новый измененный текст.

Принцип равенства налогоплательщиков перед законом неуклонно соблюдается в подавляющем большинстве развитых стран и практически всегда нарушается в бедных странах. Под равенством налогоплательщиков понимаются их общие и равные права и ответственность в сфере налогообложения. Нарушение принципа равенства налогоплательщика перед законом проявляется в налоговой дискриминации, которая может выражаться по половому, расовому, национальному, сословному, возрастному или иным признакам.

Принцип сведения к минимуму издержек по сбору налогов и контролю за соблюдением налогового законодательства, иначе называемый принципом рентабельности налоговых мероприятий, представляет собой вполне разумное выражение чаяний налогоплательщиком о том, чтобы не все поступления по налогам использовались для сбора налогов.

Принцип нейтральности налогообложения в отношении форм и методов экономической деятельности не противоречит регулирующей функции налогов. Условия налогообложения влияют на принятие решений в экономике наряду с такими факторами, как стоимость сырья, издержки по оплате труда, уровень процентных ставок, темпы инфляции. (12, с. 555с).

К числу основных принципов построения цивилизованной налоговой системы можно отнести также принцип доступности и открытости информации по налогообложению, а также информации о расходовании средств налогоплательщиков. Открытость и доступность информации по всем вопросам налогообложения представляет самый жесткий принцип, он должен выполняться неукоснительно. Суть его заключается в том, что не должно существовать ни одного документа по вопросам налогообложения, который был бы недоступен любому налогоплательщику. Применение этого принципа на практике означает обязанность налоговых органов предоставлять любую информацию по вопросам регламентации налоговой сферы любому лицу, пожелавшему ее получить. Открытость и доступность информации может ограничиваться лишь областью правил по контролю за взиманием налогов и отдельными данными о поступлениях по определенным категориям налогоплательщиков и по отдельным территориям и регионам.

Принцип соблюдения налоговой тайны является обязательным для налоговых органов правового государства. В ряде стран действует категорический запрет на разглашение и публикацию сведений по отдельным налогоплательщикам и по ряду категорий налогоплательщиков, если число плательщиков определенной категории является ограниченным или каким-либо образом можно вычислить экономические показатели одного из них. (14, с. 357).

Принципы налогового права

Общая характеристика принципов налогообложения

Под принципами налогообложения понимаются основные начала, главные идеи, на которых строится налоговое право. Принципы налогообложения, которыми должны руководствоваться законодательные органы всех уровней при регулировании налоговых отношений, а также все субъекты налоговых правоотношений, не могут изменяться вместе с изменением текущей налоговой политики государства.

Принципы построения налоговой системы являются ориентиром при формировании налогово-правовой политики государства и имеют огромное значение для правоприменительной практики, поскольку все нормы законодательства о налогах и сборах должны применяться на основе базовых подходов, установленных налогово-правовыми принципами.

КС РФ указал, что . общие принципы налогообложения и сборов относятся к основным гарантиям, установление которых федеральным законом обеспечивает реализацию и соблюдение основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, принципов федерализма в Российской Федерации». При возникновении спорных ситуаций КС РФ, как правило, обращается именно к налогово-правовым принципам.

Пункт 3 ст. 75 Конституции РФ предписывает установление общих принципов налогообложения и сборов федеральным законом. Таким федеральным законом является Налоговый кодекс Российской Федерации. В п. 2 ст. 3 НК РФ указано, что данный Кодекс устанавливает общие принципы налогообложения и сборов. Но неясно, какие именно положения НК РФ считаются такими принципами.

В НК РФ нет определения и конкретного перечня общих принципов налогообложения и сборов.

Таким образом, несмотря на прямое указание в Конституции России о необходимости установления общих принципов налогообложения и сборов федеральным законом, этого до настоящего времени не сделано, т.е. федеральным законодателем не выполнено прямое конституционное требование, что является нарушением конституционной законности в сфере налогового законотворчества.

С середины 1990-х годов в России начался процесс конституционализации налогового права, что выразилось в укреплении конституционно-правовых начал в регулировании налогообложения, в решении важнейших проблем налогового права с учетом общих принципов права. Данный процесс положительно влияет на развитие правовой системы государства в целом, ибо переносит на конституционный уровень налоговые отношения между государством и налогоплательщиками, что не позволяет государству произвольно изменять основные юридические условия налогообложения путем изменения текущего налогового законодательства.

Общие принципы налогообложения в России — это правовые принципы, которые закреплены в Конституции РФ и раскрывают свои специфические черты применительно к налогообложению.

В Российской Федерации к общим относятся следующие принципы налогообложения:

  • взимание налогов в публичных целях;
  • финансовая цель взимания налогов;
  • установление налогов только законом;
  • установление налогов в особой процедуре;
  • запрет обратной силы налоговых законов;
  • всеобщность налогообложения;
  • равенство налогоплательщиков;
  • равное налоговое бремя;
  • недопустимость чрезмерного налогообложения;
  • разделение полномочий в сфере налогообложения и сборов;
  • единство системы налогов и сборов;
  • единая налоговая политика и недопустимость установления налогов, нарушающих единое экономическое пространство страны.

Выделяют также основные критерии включения принципов налогообложения в данный перечень. К таким критериям можно отнести следующие:

  • принципы налоговых правоотношений должны быть экономически обоснованными для целей развития налоговой системы страны;
  • указанные принципы должны реализовываться в процессе функционирования и развития налоговой системы Российской Федерации, т.е. такие принципы должны быть закреплены в законодательстве о налогах и сборах;
  • указанные принципы должны выражать налоговые правоотношения в Российской Федерации, которое стремится к демократическому политическому режиму и построению правового государства.

Некоторые положения НК РФ, носящие характер общих принципов налогообложения, содержатся в ст. 3 «Основные начала законодательства о налогах и сборах» НК РФ.

В странах романо-германской правовой семьи, к которой исторически относится и Россия, принципы права имеют юридическое значение лишь постольку, поскольку они выражены в законе.

Однако такой подход к принципам права постепенно меняется. Эволюция принципов права, их теоретическое осмысление и необходимость практического действия привели к тому, что в последние десятилетия они приобрели универсальное значение и наиболее отчетливо проявляются в области основных прав человека. Соответственно изменилась и роль принципов в правовой системе. Сегодня они рассматриваются как своего рода высшее право. Конституционный Суд России констатировал наличие общих принципов права, которые получают воплощение в конституционных принципах.

Общеобязательность таких принципов состоит как в приоритетности перед иными правовыми установлениями, так и в распространении их действия на все субъекты права. Формой проявления общих принципов права являются конституционные принципы. Складывается следующая иерархия — общие принципы права проявляются в конституционных принципах, которые, в свою очередь, преломляются в отраслевых принципах.

Согласно ст. 57 Конституции РФ установление налогов и сборов возможно только законом. Это требование относится к федеральным, региональным и местным налогам и сборам. Законы, приводящие к изменению размеров налоговых платежей, обратной силы не имеют.

Это интересно:  Налоговый кодекс особенная часть

Рассматривая общие принципы налогообложения зарубежных стран, можно выделить следующие основные принципы налогообложения:

  • принцип справедливости. Под налогами во многих странах понимается законная форма изъятия части собственности налогоплательщика для ее использования в интересах общества и государства. При изъятии у налогоплательщика части имущества проявляется принцип справедливости, так как для налоговых органов, которые осуществляют взимание налогов и сборов, изъятие части собственности налогоплательщика считается справедливым, а для налогоплательщиков несправедливым, т.е. данный вопрос является достаточно спорным;
  • принцип определенности налогообложения. Впервые данный принцип сформулировал Адам Смит: «Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа — все это должно быть ясно и определенно для плательщика и для всякого другого лица». Данный принцип определен в законодательстве о налогах и сборах многих стран мира, в том числе и в российском;
  • принцип удобства налогообложения — заключается в том, налогообложение должно осуществляться удобным для налогоплательщика способом;
  • принцип экономии — рассматривается как технический принцип построения налога, так как расходы по взиманию налога должны быть минимальными по сравнению с доходом, который приносит данный налог. Согласно Адаму Смиту принцип экономии сводится к тому, что «каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит государственному казначейству»;
  • финансовые принципы организации налогообложения — выражаются в достаточности налогообложения, эластичности (подвижности) налогообложения;
  • народно-хозяйственные принципы — определяют надлежащий выбор источника налогообложения, т.е. решение вопроса о том, должен ли налог падать только на доход или капитал отдельного лица либо населения в целом; правильную комбинацию различных налогов в такую систему, которая считалась бы с последствиями и условиями их предложения;
  • этические принципы, принципы справедливости — определяют всеобщность и равномерность налогообложения;
  • административно-технические правила или принципы налогового управления — определяют определенность налогообложения; удобство уплаты налога; максимальное уменьшение издержек взимания.

Принцип законности налогообложения

Принцип законности налогообложения является общеправовым принципом и отображает конституционный запрет ограничения прав и свобод человека и гражданина. Так, в соответствии с п. 3 ст. 35 Конституции РФ «Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения». Но, рассматривая смысл налогообложения, можно заметить, что налогообложение — это своего рода ограничение собственности, только данное ограничение является законным. Законность налогообложения закрепляется также в п. 1 ст. 3 НК РФ, в соответствии с которой «. каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога».

Под законностью также понимается точное выполнение всеми субъектами права нормативных предписаний.

Рассматривая законность как юридическую категорию, следует иметь в виду, что под такой категорией понимаются правовой принцип, признак права, метод государственного управления, особый режим общественной жизни, результат правового регулирования и т.д.

Рассматривая законность как правовой институт, необходимо отметить два его основных элемента:

  • сфера правотворчества — соблюдение законодателем некоторых базовых идей, положений, принципов, требований подготовки, принятия, введения в действие нормативных правовых актов;
  • сфера реализации права — неукоснительное выполнение правовых норм всеми участниками правоотношений, включая и государство.

В принципе законности налогообложения присутствуют оба вышеназванных элемента — и сфера правотворчества, и сфера реализации права. Элемент правотворчества связан с установлением, введением и взиманием налогов и сборов. Элемент реализации права выражает неукоснительное соблюдение налогоплательщиками и государственными органами, осуществляющими контроль и надзор в области налогообложения, своих обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах. НК РФ развивает закрепленную в ст. 57 Конституции РФ конституционно-правовую обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы. Так, в соответствии с п. 1 ст. 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Раскрывая понятие «законно установленные налоги и сборы», КС РФ неоднократно указывал, что установить налог или сбор можно только законом; налоги, взимаемые не на основе закона, не могут считаться законно установленными.

Основные требования к законно установленным налоговым платежам можно выделить следующие:

  1. налоги устанавливаются органами государственной власти и местного самоуправления;
  2. налоги устанавливаются в форме актов налогового законодательства с соблюдением правотворческой процедуры;
  3. акты налогового законодательства должны иметь правовой характер;
  4. при установлении налога должен соблюдаться принцип определенности налогообложения;
  5. акты налогового законодательства должны быть надлежащим образом введены в действие.

В конституциях многих европейских государств, так же как и в законодательстве Российской Федерации, закреплены аналогичные нормы по обязанности лиц уплачивать законно установленные налоги и сборы.

В качестве примеров целесообразно привести следующие правовые нормы законодательства зарубежных стран:

  • ст. 133 Конституции Испании устанавливает, что «. изначальное право устанавливать налоги принадлежит исключительно государству и осуществляется посредством издания закона»;
  • согласно ч. 1 ст. 78 Конституции Греции «. ни один налог не может быть введен и не может взиматься без действия формального закона, определяющего круг лиц, подлежащих обложению, уровень дохода, пространственные пределы, расходы и сделки или категории последних, на которые распространяется налогообложение»;
  • ст. 30 Конституции Японии провозглашает: «Население подлежит обложению налогами в соответствии с законом».

Таким образом, основным критерием принципа законности является его законодательное закрепление. При этом налоговое законодательство Российской Федерации содержит исключение изданного правила, по которому ставки федеральных налогов и размеры сборов могут устанавливаться Правительством РФ в порядке и пределах, определенных НК РФ. Так, согласно ст. 104 Конституции РФ Правительство РФ наделено правом законодательной инициативы; аналогичное право предоставлено органам исполнительной власти также на региональном и местном уровнях. Региональные и местные налоги и сборы устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, и эти акты федеральным законодателем включены в «законодательство о налогах и сборах».

Пример. В соответствии с п. 5 ст. 1 НК РФ «Нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах принимаются представительными органами муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом»; согласно п. 4 ст. 12 НК РФ местными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено п. п. 4, 7 ст. 12 НК РФ.

Принцип законности в налогообложении по своей сути указывает на верховенство закона, т.е. неукоснительное выполнение каждым субъектом актов налогового законодательства. Требования верховенства закона и господства законности подразумевают правовые законы и правовую законность.

Согласно Постановлению КС РФ «. принцип законного установления обязательных платежей не ограничивается требованиями к правовой форме акта, устанавливающего тот или иной обязательный платеж, и к процедуре его принятия. Содержание этого акта также должно отвечать определенным требованиям, поэтому не может считаться законно установленным обязательный платеж, не соответствующий основным началам законодательства о налогах и сборах».

КС РФ указал, что по смыслу ст. 57 Конституции РФ применительно к актам органов государственной власти и органов местного самоуправления о налогах и сборах требование законно установленного налога и сбора относится не только к форме, процедуре принятия и содержанию такого акта, но и к порядку введения его в действие. Указанное конституционное положение, в частности, требует от соответствующих органов определять разумный срок, по истечении которого возникает обязанность каждого платить налоги и сборы, с тем чтобы не нарушался конституционно-правовой режим стабильных условий хозяйствования, выводимый, в частности, из ч. 1 ст. 8 и ч. 1 ст. 34 Конституции РФ.

Налог или сбор может считаться законно установленным только в том случае, если законом зафиксированы существенные элементы налогового обязательства, т.е. установить налог можно только путем прямого перечисления в законе о налоге существенных элементов налогового обязательства.

Причем элементы налогообложения должны быть определены четко и однозначно, чтобы обеспечить их единообразное толкование и применение.

КС РФ, реализуя принцип законности налогообложения, осуществляет также проверку конституционности положений НК РФ.

Пример. По делу о проверке конституционности положения абзаца пятого подп. 2 п. 1 ст. 165 Налогового кодекса РФ в связи с запросом Высшего Арбитражного Суда РФ КС РФ постановил:

«Признать абзац пятый подпункта 2 пункта 1 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации в части, предусматривающей в качестве необходимого условия подтверждения права налогоплательщика на применение ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость при реализации товаров, вывезенных из Российской Федерации в таможенном режиме экспорта, в случае, если выручка от реализации товара (припасов) иностранному лицу поступила на счет налогоплательщика от третьего лица, представление (в числе документов согласно установленному перечню) исключительно договора поручения по оплате за данный товар (припасы), заключенного между иностранным лицом и организацией (лицом), осуществившей (осуществившим) платеж и тем самым не допускающей возможности представления иных доказательств фактического поступления указанной выручки на счет налогоплательщика, не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1) и 57». Настоящее Постановление является окончательным и не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.

Принцип равенства и всеобщности налогообложения

Принцип равенства и всеобщности налогообложения, так же как и принцип законности налогообложения, закреплен в Конституции РФ, следовательно, является конституционным. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 6 Конституции РФ «Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации». Из данной конституционной нормы вытекает правило, установленное ст. 57 Конституции РФ, в соответствии с которым каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Данное положение закреплено и развивается в налоговом законодательстве Российской Федерации: в соответствии с п. 1 ст. 3 НК РФ «каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога», и п. 5 ст. 3 «ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом».

КС РФ указал, что «налог — это безусловное, атрибутивное условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции РФ, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства». При этом каждое лицо (и гражданин, и организация) обязано уплачивать законно установленные налоги и сборы, в отношении которых оно признано налогоплательщиком.

Таким образом, принцип всеобщности налогообложения состоит в том, что определенные налоговые обязанности устанавливаются по общему правилу для всего круга лиц, соответствующего конкретным родовым требованиям, при этом налогообложение строится на единых принципах.

Например, транспортный налог уплачивают все владельцы транспортных средств.

В соответствии с принципом всеобщности налогообложения все субъекты Российской Федерации — как физические, так и юридические лица, а также само государство — обязаны участвовать в финансировании публичных затрат государства и общества наравне с другими.

Принцип всеобщности и равенства налогообложения, равно как и принцип законности налогообложения, закреплен и во многих конституциях зарубежных стран.

Согласно ст. 53 Конституции Италии «все обязаны участвовать в государственных расходах в соответствии со своими возможностями».

Согласно ст. 31 Конституции Испании «каждый должен участвовать в общественных расходах в соответствии со своими экономическими возможностями посредством справедливой налоговой системы».

Согласно ст. 30 Конституции Японии «население подлежит обложению налогами в соответствии с законами».

В соответствии с ч. 1 ст. 19 Конституции РФ «все равны перед законом и судом». Из данного конституционного принципа вытекает принцип равенства налогообложения, который отображен в абз. 1 п. 2 ст. 3 НК РФ: «Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев».

Принцип равенства и всеобщности налогообложения закреплен также в ст. 56 НК РФ: «Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера» (абз. 2 п. 1 ст. 56 НК РФ). Однако при установлении определенных налоговых льгот все равно так или иначе нарушается принцип формально-юридического равенства сторон, так как если налоговое бремя снижается для одних налогоплательщиков, то оно автоматически повышается для других.

До вступления в силу гл. 23 «Налог на доходы физических лиц» НК РФ некоторые категории российских государственных служащих освобождались от уплаты подоходного налога (НДФЛ): сотрудники органов внутренних дел, налоговой полиции, таможенных органов, военнослужащие, судьи, работники прокуратуры. Однако данные нормы содержались не в налоговых законах, а в актах отраслевого характера. В настоящее время в НК РФ отсутствуют подобные налоговые льготы.

Принцип равенства налогообложения означает также, что налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер. Таким образом, налоги и сборы не могут различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев; не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала (п. 2 ст. 3 НК РФ).

До закрепления принципа равенства в НК РФ его содержание было выработано судебной практикой. Так, принцип равного налогового бремени был сформулирован КС РФ следующим образом:

«Не допускается установление дополнительных, а также повышенных по ставкам налогов в зависимости от формы собственности, организационно-правовой формы предпринимательской деятельности, местонахождения налогоплательщика, от государства, региона или иного географического места происхождения уставного (складочного) капитала (фонда) или имущества и иных носящих дискриминационный характер оснований». Также Конституционный Суд РФ установил, что повышение тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в отношении индивидуальных предпринимателей, адвокатов и частных нотариусов носит чрезмерный характер и ставит их в худшее положение по сравнению с такими плательщиками страховых взносов, как лица наемного труда. Тем самым нарушается ст. 19 Конституции РФ, исключающая какую-либо дискриминацию в зависимости от рода труда и занятий.

Принцип справедливости налогообложения

Первоначально, до вступления в юридическую силу части первой НК РФ, принцип справедливости налогообложения был сформулирован в п. 5 Постановления КС РФ от 4 апреля 1996 г. N 9-П: «В целях обеспечения регулирования налогообложения в соответствии с Конституцией Российской Федерации принцип равенства требует фактической способности к уплате налога исходя из правовых принципов справедливости и соразмерности. Принцип равенства в социальном государстве в отношении обязанности платить законно установленные налоги и сборы (часть 2 статьи 6 и статьи 57 Конституции Российской Федерации) предполагает, что равенство должно достигаться посредством справедливого перераспределения доходов и дифференциации налогов и сборов».

НК РФ также закрепил принцип справедливости налогообложения в п. 1 ст. 3 НК РФ: «. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога» — т.е. налоги должны быть справедливыми.

В настоящее время КС РФ выносит множество различных постановлений по проверке конституционности положений российского законодательства о налогах и сборах в отношении как юридических, так и физических лиц.

Пример. Рассмотрим Определение КС РФ по жалобе Открытого акционерного общества «Каустик» на нарушение конституционных прав и свобод абз. десятым ст. 275.1 НК РФ.

Это интересно:  Налоговый период по ндс в 2019 году

КС РФ, рассмотрев жалобу, определил: «1. Положения абзаца десятого статьи 275.1 Налогового кодекса Российской Федерации в их конституционно-правовом истолковании не требуют — при отсутствии утвержденных органами местного самоуправления нормативов на содержание объектов обслуживающих производств и хозяйств и порядка определения расходов на содержание этих объектов, действующего для аналогичных объектов, находящихся на территории муниципального образования и подведомственных органу местного самоуправления, — применения градообразующими организациями при принятии ими для целей налогообложения фактически осуществленных расходов на содержание указанных объектов положений абзацев пятого — восьмого статьи 275.1 Налогового кодекса Российской Федерации и соблюдения условий, предусмотренных для организаций, не являющихся градообразующими.

Конституционно-правовой смысл указанных законоположений, выявленный Конституционным Судом Российской Федерации в настоящем Определении, является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.

2. Признать жалобу ОАО «Каустик» не подлежащей дальнейшему рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, поскольку для разрешения поставленного заявителем вопроса не требуется вынесение предусмотренного статьей 71 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» итогового решения в виде постановления».

Пример. В отношении физических лиц рассмотрим Постановление КС РФ «По делу о проверке конституционности отдельных положений подп. 1 и 2 п. 1 ст. 220 НК РФ в связи с жалобами граждан С.И. Аникина, Н.В. Ивановой, А.В. Козлова, В.П. Козлова и Т.Н. Козловой». КС РФ, рассмотрев в открытом заседании жалобу о проверке конституционности отдельных положений подп. 1 и 2 п. 1 ст. 220 НК РФ, постановил: «1. Признать не противоречащим Конституции Российской Федерации положение абзаца четвертого подпункта 1 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 20 августа 2004 года N 112-ФЗ, поскольку с учетом системной связи с абзацем первым данного подпункта в указанной редакции оно подлежит применению только в случае распоряжения имуществом, находящимся в общей долевой собственности, как единым объектом права собственности.

Признать не противоречащим Конституции Российской Федерации положение абзаца четвертого подпункта 1 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 20 августа 2004 года N 112-ФЗ (в настоящее время — абзац третий), поскольку с учетом системной связи с абзацем первым данного подпункта в указанной редакции под долями следует понимать доли в праве общей собственности.

2. Признать не противоречащим Конституции Российской Федерации абзац четвертый подпункта 2 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 20 августа 2004 года N 112-ФЗ (в настоящее время — абзац восемнадцатый ), поскольку содержащееся в нем положение по своему конституционно-правовому смыслу во взаимосвязи с другими положениями данного Кодекса и в общей системе правового регулирования предполагает право родителя, приобретшего за счет собственных средств квартиру в общую долевую собственность со своими несовершеннолетними детьми, на получение имущественного налогового вычета в соответствии с фактически произведенными расходами в пределах общего размера данного вычета, установленного законом.

3. Правоприменительные решения по делу гражданки Н.В. Ивановой, основанные на абзаце четвертом подпункта 2 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 20 августа 2004 года N 112-ФЗ, в истолковании, расходящемся с его конституционно-правовым смыслом, выявленным Конституционным Судом Российской Федерации в настоящем Постановлении, подлежат пересмотру в установленном порядке, если для этого нет иных препятствий».

Таким образом, КС РФ при рассмотрении и проверки конституционности положений НК РФ реализует принцип справедливости налогообложения, при этом объективно оценивает и проверяет положения НК РФ в отношении определенных граждан и организаций.

Принцип единства системы налогов и сборов

Система налогов и сборов (налоговая система) — это совокупность налогов и сборов, взимаемых в установленном порядке. В НК РФ используется не термин «налоговая система», а словосочетание «система налогов и сборов». Но понятия «налоговая система» и «система налогов и сборов» являются синонимами.

Принцип единства системы налогов и сборов, так же как и вышеназванные принципы, первоначально был закреплен в Постановлении КС РФ. Так, в соответствии с абз. 4 п. 4 Постановления КС РФ от 21 марта 1997 г. N 5-П такая унификация необходима для достижения равновесия между правом субъектов Федерации устанавливать налоги, с одной стороны, и соблюдением основных прав человека и гражданина, закрепленных в ст. ст. 34 и 35 Конституции РФ, обеспечением принципа единства экономического пространства — с другой. Таким образом, закрепленный НК РФ перечень региональных и местных налогов носит закрытый, а значит, исчерпывающий характер.

Принцип единства системы налогов и сборов вытекает из провозглашенного Конституцией РФ принципа единства экономического пространства России (ст. 8), согласно которому не допускается установление налогов, нарушающих единое экономическое пространство страны. Общефедеральная

Конституция устанавливает, что на территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ч. 1 ст. 74), а ограничения могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей (ч. 2 ст. 74).

В соответствии с п. 4 ст. 3 НК РФ «не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций».

КС РФ, подтверждая недопустимость установления нарушающих единство экономического пространства Российской Федерации налогов, установил запрет на введение региональных налогов, которое может прямо или косвенно ограничивать свободное перемещение товаров, услуг, финансовых средств в пределах единого экономического пространства, а также запрет на введение региональных налогов, которое позволяет формировать бюджеты одних территорий за счет налоговых доходов других территорий либо переносить уплату налогов на налогоплательщиков других регионов.

Финансовая, бюджетная и налоговая системы государства формируются и развиваются в прямой зависимости от формы государственного устройства. Форма государственного устройства — это совокупность способов устройства государственной власти применительно к территории, внутреннее деление государства на части и взаимоотношения между этими частями. Форма государственного устройства дает возможность рассмотреть структуру государства, характер взаимоотношений между местными и высшими органами государственной власти. По структуре различают простые (унитарные) и сложные (федеративные) государства.

Унитарное государство — это государство, в составе которого могут находиться отдельные автономные национально-государственные образования (например, Украина, США, Франция и т.д.), но эти самостоятельные части не обладают признаками государственного суверенитета.

Федеративное государство — это государство, субъекты которого, обладая государственным суверенитетом, объединились в общее государство (например, Российская Федерация, Федеративная Республика Германия и т.д.). Налоги в федеративном государстве делятся на федеральные налоги, налоги субъектов федерации, местные налоги.

Единство системы налогов и сборов обеспечивается единой системой федеральных налоговых органов, в соответствии с чем налоговые органы, относящиеся к федеральным экономическим службам, находятся в ведении Российской Федерации (п. «ж» ст. 71 Конституции РФ), а налоговые органы в субъектах РФ являются территориальными органами федеральных органов исполнительной власти (ч. 1 ст. 78), а не органами субъектов РФ.

Налоговая система РФ (система налогов и сборов РФ) формируется не только на основе принципа единства системы налогов и сборов, но и на основе таких принципов, как:

  • принцип стабильности — означает, что система налогов и сборов не может изменяться часто и произвольно. Недопустимо частое установление новых, равно как и отмена недавно введенных налогов и сборов;
  • принцип мобильности (эластичности) — означает, что налоговая система должна реагировать на объективно изменяющуюся во времени общественно-политическую и экономическую ситуацию;
  • принцип множественности налогов и сборов — означает, что дееспособная налоговая система объективно не может состоять лишь из нескольких налогов.

Установление общих принципов налогообложения и сборов и формирование налоговой системы, включающей в том числе исчерпывающий перечень региональных и местных налогов и сборов как источников поступлений в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты, осуществляются федеральным законом в соответствии с Конституцией РФ.

Исчерпывающий перечень налогов и сборов всех уровней закрепляется в НК РФ.

«Исходя из необходимости достижения равновесия между указанными конституционными ценностями, налоговая политика стремится к унификации налоговых изъятий. Этой цели служат и такой общий принцип налогообложения и сборов, как исчерпывающий по своему характеру перечень региональных налогов, которые могут устанавливаться органами государственной власти субъектов Российской Федерации, и вытекающие из него ограничения по введению дополнительных налогов и обязательных отчислений, а также по повышению ставок налогов и налоговых платежей».

Таким образом, система налогов и сборов нашла свое отражение во второй главе НК РФ и полностью отобразила требования и рекомендации как Конституции РФ, так и постановлений КС РФ.

Так, «не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные настоящим Кодексом» (п. 6 ст. 12 НК РФ). Федеральные, региональные и местные налоги и сборы подлежат отмене также в соответствии с Налоговым кодексом (п. 5 ст. 12 НК РФ).

Принцип определения налогообложения

В соответствии с принципом определения налогообложения акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить. Так, согласно п. 6 ст. 3 НК РФ «при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить».

Принцип определенности системы налогов и сборов (п. п. 6, 7 ст. 3 НК РФ) означает, что акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый налогоплательщик точно знал, какие налоги (сборы) он должен платить, а также порядок их исчисления.

Данный принцип направлен на обеспечение контролируемости системы налогов и сборов, поскольку, с одной стороны, способствует эффективному исполнению налогоплательщиком своих обязанностей, а с другой — предотвращает возможные злоупотребления со стороны законодательных и правоприменительных органов.

КС РФ сформулирована позиция, согласно которой «законодательные органы в целях реализации конституционной обязанности граждан платить законно установленные налоги и сборы должны обеспечивать, чтобы законы о налогах были конкретными и понятными. Неопределенность норм в законах о налогах может привести к несогласующемуся с принципом правового государства (ч. 1 ст. 1 Конституции РФ) произволу государственных органов и должностных лиц в их отношениях с налогоплательщиками и к нарушению равенства граждан перед законом (ч. 1 ст. 19 Конституции РФ)».

Взимание налога на основании нормативного правового акта, который не отвечает требованию определенности, не допускается: «Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов)» (п. 7 ст. 3 НК РФ).

При определении принципа налогообложения используется принцип определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения. Для определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен: «Если иное не предусмотрено настоящей статьей, для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен» (п. 1 ст. 40 НК РФ). Рыночной ценой товара (работы, услуги) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии — однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях (п. 4. ст. 40 НК РФ).

Следующим составляющим элементом принципа определения налогообложения является принцип определения доходов: «. доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами «Налог на доходы физических лиц», «Налог на прибыль организаций» настоящего Кодекса» (ст. 41 НК РФ).

«Доходы налогоплательщика могут быть отнесены к доходам от источников в Российской Федерации или к доходам от источников за пределами Российской Федерации в соответствии с главами «Налог на доходы физических лиц», «Налог на прибыль организаций» настоящего Кодекса» (п. 1 ст. 42 НК РФ).

«Дивидендом признается любой доход, полученный акционером (участником) от организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения (в том числе в виде процентов по привилегированным акциям), по принадлежащим акционеру (участнику) акциям (долям) пропорционально долям акционеров (участников) в уставном (складочном) капитале этой организации» (п. 1 ст. 43 НК РФ).

Характеристика принципов налогообложения,налоги на прибыль,анализ налоговых доходов областного бюджета

Документ Microsoft Word (5).doc

1.Перечислите и дайте характеристику принципам налогообложения………2

2.Дайте юридическую характеристику налога на прибыль (доход) организаций в соответствии с основными элементами налогообложения…..7

3.Дайте юридическую характеристику земельного налога в соответствии с основными элементами налогообложения……………………………………. 12

Задание: провести анализ налоговых доходов областного (республиканского, краевого) бюджета за текущий год………………….…………………………. 16

1.Перечислите и дайте характеристику принципам налогообложения.

Под принципами налогообложения понимаются основные исходные положения системы налогообложения. Впервые принципы налогообложения были сформулированы А.Смитом, который считал основными принципами налогообложения справедливость, определенность, удобство для налогоплательщика и экономию на издержках налогообложения. Эти классические принципы были сформулированы Смитом в вышедшей в 1776 г. книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» следующим образом:

«Подданные государства должны по возможности соответственно своей способности и силам участвовать в содержании правительства, т.е. соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства. Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа – все это должно быть ясно и определенно для плательщика и для всякого другого лица. Там, где этого нет, каждое лицо, облагаемое данным налогом, отдается в большей или меньшей степени во власть сборщика налогов, который может отягощать налог для всякого неугодного ему плательщика или включать для себя угрозой такого отягощения подарок или взятку.

Каждый налог должен взиматься в то время или тем способом, когда и как плательщику должно быть удобнее всего платить его. Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из карманов народа меньше сверх того, что он приносит государственному казначейству».

Принципы налогообложения, обоснованные Смитом в конце XVIII в. были расширены и систематизированы немецким ученым-экономистом Адольфом Вагнером, который объединил все принципы налогообложения в четыре группы:

1. Финансовые принципы организации налогообложения — достаточность налогообложения, эластичность (подвижность) налогообложения;

2. Народнохозяйственные принципы — надлежащий выбор источника налогообложения (в частности, решение вопроса – должен ли налог падать только на доход или капитал отдельного лица либо населения в целом),

правильная комбинация различных налогов в такую систему, которая бы считалась с последствиями и условиями их продолжения;

3. Этические принципы (принципы справедливости)- всеобщность налогообложения, равномерность налогообложения;

4. Административно-технические правила — определенность налогообложения, удобство уплаты налога.

В современных условиях правильно организованная налоговая система должна отвечать следующим основным принципам:

    • налоговое законодательство должно быть стабильно;
    • взаимоотношения налогоплательщиков и государства должны носить правовой характер;
    • тяжесть налогового бремени должна равномерно распределяться между категориями налогоплательщиков и внутри этих категорий;
    • взимаемые налоги должны быть соразмерны доходам налогоплательщика;
    • существует равенство налогоплательщиков перед законом (принцип не дискриминации);
    • издержки по сбору налогов должны быть минимальны;
    • нейтральность налогообложения в отношении форм и методов экономической деятельности;
    • доступность и открытость информации по налогообложению;
    • соблюдение налоговой тайны.
Это интересно:  Какие налоги нужно платить ип в 2019

Под стабильностью налогового законодательства понимается неизменность норм и правил, регулирующих сферу налоговых взаимоотношений. В соответствии с этим принципом изменения в законодательство о налогах не должны вноситься в течение финансового года, а правила, дающие льготы и преференции, не должны изменяться (отменяться) до того срока, который первоначально был установлен законодательством. Правительство имеет право лишь предлагать какие-либо изменения, но силу закона эти изменения могут принимать лишь после их утверждения высшим законодательным органом. Принцип правовых взаимоотношений предполагает взаимную ответственность сторон в сфере налогового права.

Принцип распределения тяжести налогового бремени не является жестким при построении налоговой системы, но его несоблюдение или частые грубые нарушения приводят к такому тяжелому последствию, как массовое уклонение от уплаты налогов. Грубейшее нарушение принципа равномерности распределения тяжести налогового бремени – уклонение от уплаты налогов. Распространение массовых уклонений от уплаты налогов свидетельствует об отсутствии контроля государства за сферой налогообложения.

Принцип соразмерности взимаемых налогов с доходами налогоплательщиков заключается не только в том, что после уплаты налога у налогоплательщика должны оставаться средства, достаточные для нормальной жизнедеятельности и расширения экономической деятельности, но и в том, что в отдельные периоды, а именно в период внесения налоговых платежей, последние не должны превышать уровня текущих поступлений. В противном случае возникает возможность массовых банкротств, обусловленных налоговым фактором.

Соблюдение принципа создания максимальных удобств для налогоплательщиков – важная задача государства, стремящегося к экономическому росту. Удобства налогоплательщика – это не только установление сроков внесения налоговых платежей, но и понятность норм и правил налогового законодательства. Доступность норм и правил налогового законодательства для всех категорий налогоплательщиков является целью законодателей во всех странах мира. Минимальными требованиями в этой области можно считать следующие:

  • каждый используемый термин должен иметь свое единственное значение, установленное законом;
  • количество издаваемых законодательных актов не должно быть чрезмерным;
  • законодательные акты и нормы, содержащиеся в них, не должны противоречить друг другу;
  • тексты законов должны быть понятны человеку со средним для данной страны уровнем образования;
  • при изменении каких-либо норм в законодательных актах, опубликованных в предыдущие годы, должен публиковаться их новый измененный текст.

Принцип равенства налогоплательщиков перед законом неуклонно соблюдается в подавляющем большинстве развитых стран и практически всегда нарушается в бедных странах. Под равенством налогоплательщиков понимаются их общие и равные права и ответственность в сфере налогообложения. Нарушение принципа равенства налогоплательщика перед законом проявляется в налоговой дискриминации, которая может выражаться по половому, расовому, национальному, сословному, возрастному или иным признакам.

Принцип сведения к минимуму издержек по сбору налогов и контролю за соблюдением налогового законодательства, иначе называемый принципом рентабельности налоговых мероприятий, представляет собой вполне разумное выражение чаяний налогоплательщиком о том, чтобы не все поступления по налогам использовались для сбора налогов.

Принцип нейтральности налогообложения в отношении форм и методов экономической деятельности не противоречит регулирующей функции налогов. Условия налогообложения влияют на принятие решений в экономике наряду с такими факторами, как стоимость сырья, издержки по оплате труда, уровень процентных ставок, темпы инфляции.

К основным последствиям нарушения принципа нейтральности налогообложения в отношении форм и методов экономической деятельности относятся: искажение данных и материалов государственной статистики, большое число «бумажных предприятий», резкое увеличение доли мнимых сделок. Получая незначительные суммы от регистрации новых юридических лиц, государство теряет колоссальные налоговые поступления, возможности по эффективному регулированию предпринимательской деятельности в стране.

К числу основных принципов построения цивилизованной налоговой системы можно отнести также принцип доступности и открытости информации по налогообложению, а также информации о расходовании средств налогоплательщиков. Открытость и доступность информации по всем вопросам налогообложения представляет самый жесткий принцип, он должен выполняться неукоснительно. Суть его заключается в том, что не должно существовать ни одного документа по вопросам налогообложения, который был бы недоступен любому налогоплательщику. Применение этого принципа на практике означает обязанность налоговых органов предоставлять любую информацию по вопросам регламентации налоговой сферы любому лицу, пожелавшему ее получить. Открытость и доступность информации может ограничиваться лишь областью правил по контролю за взиманием налогов и отдельными данными о поступлениях по определенным категориям налогоплательщиков и по отдельным территориям и регионам.

Принцип соблюдения налоговой тайны является обязательным для налоговых органов правового государства. В ряде стран действует категорический запрет на разглашение и публикацию сведений по отдельным налогоплательщикам и по ряду категорий налогоплательщиков, если число плательщиков определенной категории является ограниченным или каким-либо образом можно вычислить экономические показатели одного из них.

2.Дайте юридическую характеристику налога на прибыль (доход) организаций в соответствии с основными элементами налогообложения.

Налог на прибыль (НП) организаций является прямым, т.е. его величина находится в прямой зависимости от получаемой прибыли.

Налогоплательщиками по НП являются:

  • российские организации,
  • иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации и (или) получающие доход от источников в Российской Федерации.

Не являются налогоплательщиками по НП:

  • организации по прибыли, получаемой от игорного бизнеса,
  • организации, уплачивающие единый налог на вмененный доход (ЕНВД),
  • организации, применяющие упрощенную систему налогообложения (УСН),
  • Центральный банк и его учреждения в части регулирования денежных отношений.

Объектом обложения является прибыль, полученная налогоплательщиком и определяемая по данным регистров налогового учета, который обязаны вести все организации, применяющие общий режим налогообложения.

Прибылью признается доход, уменьшенный на величину произведенных расходов, определяемых в соответствии с требованиями, изложенными в НК РФ.

Доходы, учитываемые при налогообложении:

К доходам, учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль, относятся:

— доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав;

Размер доходов определяется по первичным документам и документам налогового учета. Для исчисления налоговой базы по налогу на прибыль сумма доходов уменьшается в размере налога на прибыль, акцизов и налога с продаж.

Доходы, полученные налогоплательщиком в иностранной валюте, а также доходы, стоимость которых выражена в иностранной валюте (то есть в условных единицах), пересчитываются в рубли по официальному курсу Банка России на дату их получения и учитываются в общей сумме с доходами, полученными в валюте Российской Федерации. При этом суммы, включенные в состав налогооблагаемых доходов организации, не должны повторно увеличивать ее налоговую базу по налогу на прибыль.

Вопрос 12 — Принципы налогообложения

Под принципами налогообложения понимаются основные исходные положения системы налогообложения. Были сформированы А.Смитом: справедливость, определенность, удобство для налогоплательщика и экономия на издержках налогообложения.

Принципы налогообложения делятся на экономические, юридические и организационные:

1. Принцип справедливости (сумма налога должна определяться исходя из величины дохода)

2. Принцип соразмерности (сбалансированность интересов государства и налогоплательщика)

3. Принцип учета интересов налогоплательщика (сумма, время, способ платежа должны быть известны налогоплательщику; налог должен взиматься в такое время и таким способом, чтобы было удобно н.плательщику)

4. Принцип экономичности (расходы гос-ва на сбор налогов должны быть меньше суммы налогов)

1. Принцип нейтральности (налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер)

2. Принцип установления налогов законом

3. Принцип приоритета налогового закона над неналоговым (вводятся только налоговым законодательством)

1. Принцип единства налоговой системы (на всей территории РФ)

2. Принцип подвижности налогообложения (льготы для поддержки приоритетных отраслей)

3. Принцип стабильности налоговой системы (система функционирует в течение ряда лет)

4. Принцип множественности налогов (т.к. объектов н.обложения много)

Среди множества принципов, положенных в основу нало­гообложения, можно выделить наиболее характерные, су­щественные, к которым можно отнести следующие:

♦ однократность обложения объектов налоговыми плате­жами;

♦ всеобщность охвата налогообложением или обязатель­ность уплаты налога;

♦ безвозмездность отчисления (изъятия) части дохода у субъекта налога в бюджет соответствующего территориаль­ного образования;

♦ добровольность уплаты и исчисления налога;

♦ установление минимума, свободного от обложения на­логом;

♦ возвратность налога субъекту налога;

♦ умеренность распределения налогов;

♦ равномерность распределения налогов;

♦ социальная справедливость налогообложения;

♦ пропорциональность взимания налога;

♦ прогрессивность взимания налога;

♦ дифференцированность взимания налога;

♦ регрессивность взимания налога;

♦ резидентство или территориальность проживания субъек­та налога;

♦ сбалансировать финансовых интересов государства и налогоплательщика;

♦ минимизация поступления налоговых средств в бюджет для покрытия расходов и др.

Принцип однократностиналогообложения означает, что один и тот же объект налогообложения может облагаться налогом (сбором) только одного вида и только один раз за установленный законом налоговый период. В практике нало­гового законодательства, в том числе России, данный прин­цип не соблюдается. В частности, налог на добавленную сто­имость и налог с продаж, являясь косвенными видами нало­гов, дублировали друг друга, и оба налога взимались с одного и того же объекта налогообложения. В настоящее время на­лог с продаж не существует.

Принцип всеобщностиохвата налогами или обязательнос­ти участия каждой организации и каждого гражданина госу­дарства, являющихся субъектами налога, в поддержании го­сударства частью своих доходов означает, что каждый субъект налога обязан безвозмездно передавать государству часть своих доходов в соответствии с законодательными нормами.

Принцип безвозмездностиотчисления (изъятия) части до­хода субъектом налога в бюджет соответствующего территори­ального образования означает, что налогоплательщик пере­дает часть личного дохода государству безвозмездно и из этой части никакая часть не возвращается субъекту налога и ника­кие льготы ему не предоставляются взамен уплаты налога.

Принцип добровольностиуплаты налога не является, по своей сути, добровольным, а носит не только обязательный, но и принудительный характер.

Добровольность можно рассматривать только под углом зрения добровольности исчисления сумм платежей по нало­гам в соответствии с налоговым законодательством. И, следо­вательно, данное положение не может быть положено в ка­честве принципа в систему налогообложения, хотя он и ука­зывается в Налоговом кодексе РФ.

Принцип возвратностиили обеспеченности государством определенной части населения определенным набором «неде­лимых благ» (в виде пенсий, пособий, стипендий и т. д.) за счет налогов, поступающих в соответствующий бюджет тер­риториальных образований, означает, что налоги должны быть использованы во благо общества и государства, в их интересах, но никоим образом не в ущерб обществу и эконо­мическому развитию государства.

Принцип территориальностиналогообл-ия субъектов налога как юр-ких и физ-ких лиц означает, что налогом облагаются только те доходы (объекты налогообло­жения) налогоплательщиков, которые связаны с деятельнос­тью на территории данного государства, а доходы, получен­ные ими за пределами территории данного государства, на­логами не облагаются. Однако данный принцип не соблюдается ни одним из гос-тв.

Принцип справедливостиналогообложения субъектов на­лога означает, что каждый налогоплательщик должен пла­тить с дохода только законно установленную часть своего дохода. Принцип справедливости не носит дискриминацион­ного характера по отношению к субъекту налога. Принцип справедливости требует недопустимости установления дифференцированности ставок для отдельных субъектов нало­га, предоставления льгот отдельным налогоплательщикам или группам в зависимости от форм собственности, граж­данства или местопроисхождения капитала или предостав­ления аналогичных льгот отдельным территориальным об­разованиям.

Принцип социальной справедливостиналогообл-ия по отношению к субъектам налога означает, что организации и граждане с большими доходами должны нести большее на­логовое бремя, чем организации и граждане с малыми дохо­дами, в том числе с учетом налоговых льгот, что будет спо­собствовать улучшению общего благосостояния наименее обес­печенной части населения государства. Критерием принципа может выступать платежеспособность субъекта налога, т. е. соразмерность взимаемых платежей реальным доходам с уче­том развития организации или семейного прожиточного ми­нимума и возможностей нести налоговое бремя платежей в фонд государства.

Идея справедливости налогообл-ия ставит проблему необходимости минимума дохода, свободного от обложения налогом. Таким минимумом обложения налогом может высту­пать критерий среднего прожиточного (месячного, годового) минимума члена семьи или семьи в целом. Хотя данный прин­цип противоречит принципу всеобщности обложения, но он отвечает в полной мере принципу социальной справедливос­ти, что обеспечивает гражданину человеческое существова­ние в обществе.

Принцип пропорциональностивзимания налогов с субъек­та налога означает, что с каждого налогоплательщика взи­мается единый процент налога с предмета обложения (дохо­да), т. е. взимание налога производится в равных долях от дохода. Например, годовой доход субъектов налога составля­ет: первого — 30 тыс. руб., второго — 250 тыс., третьего — 2 млн., но со всех налогоплательщиков взимается по 13% НДФЛ. Данный принцип находится в противоре­чии с принципом социальной справедливости.

Принцип прогрессивностивзимания налогов с субъек­тов налога означает, что с ростом доходов налогоплатель­щиков растет и процент изъятия, образуя шкалу ставок с прямой или сложной прогрессией. Простая прогрессия пред­полагает рост налоговой ставки по отношению ко всему объекту обложения (доход), а сложная — деление объекта обложения на части, из которых каждая последующая часть облагается повышенной ставкой. Принцип прогрессивности находится в противоречии с принципом пропорциональнос­ти, но не противоречит принципу социальной справедли­вости.

Принцип дифференцированностивзимания налогов с субъектов налога предусматривает установление дифференци­рованных ставок налогов и налоговых льгот в зависимости от форм собственности, гражданства и места происхождения ка­питала, носит дискриминационный характер и находится в про­тиворечии с принципом пропорциональности взимания налогов.

Принцип регрессивностивзимания налогов с субъектов налога означает, что процент изъятия налога сокращается по мере увеличения дохода. Принцип находится в противо­речии с принципом справедливости взимания налогов и др. принципами.

Принцип самообложениязаключается в том, что субъект налога самостоятельно подсчитывает сумму налога с учетом всех вычетов налоговых окладов (льгот), разрешенных зако­нодательством, заполняет декларацию (баланс) и представ­ляет ее в налоговый орган, самостоятельно уплачивает оце­ночную сумму налога, а налоговый орган контролирует пра­вильность уплаты.

Принцип соразмерностивзимания налога с дохода субъекта налога означает, что налог с дохода налогоплательщика не должен взиматься, если его доход не превышает прожиточ­ного (семейного) минимума. Принцип находится в согласии с принципом социальной справедливости.

Принцип резидентства,или территориальности прожи­вания субъекта налога, предусматривает подразделение всех налогоплательщиков на резидентов и нерезидентов (рези­дент — физ-кое лицо, проживающее более 6 мес. на тер­ритории гос-ва), т. е. в системе налогообложения дей­ствует принцип проживания или нахождения субъекта на­лога на территории данного гос-ва. Резиденты подлежат налогообл-ию по всем источникам доходов, полученных в своей стране и за рубежом, а нерезиденты — платят на­логи с источников доходов, полученных на территории толь­ко данной страны.

Принцип необходимого минимумапоступлений средств от субъектов налога в бюджет соответствующего территориального образования для покрытия расходов заключается в том, что сумма собираемости по всем видам налогов в бюд­жеты соответствующих территориальных образований дол­жна удовлетворять требованию выполнения данным терри­ториальным образованием своих задач (функций) за счет по­ступления налоговых средств в бюджет, т. е. обеспечивать все необходимые расходы, связанные с обеспечением обще­ства и выполнением планов развития экономики, за счет на­логовых поступлений.

Данный принцип является основным для установления определенного количества видов налогов и их налоговых ставок в государстве, для определения объектов налогообл-ия и субъектов налога.

Статья написана по материалам сайтов: be5.biz, stud24.ru, mydocx.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector