Вэд бухгалтерский и налоговый учет

Все больше компаний приобретают товары за рубежом и в дальнейшем реализуют их на внутреннем рынке РФ. Потому вопросы бухгалтерского и налогового учета импорта товаров не теряют своей актуальности. Основные вопросы импорта товаров в 2018/2019 гг. рассмотрим в нашей статье.

Содержание

Как формируется себестоимость импортных товаров?

Как известно, товары принимаются к учету по фактической себестоимости (п. 5 ПБУ 5/01 ). Важно обратить внимание, что при импорте товаров, как правило, появляются дополнительные затраты в виде таможенных пошлин, сборов, а также иных платежей, уплачиваемых посредникам за таможенное оформление товаров. Все эти расходы также включаются в себестоимость импортных товаров (п. 6 ПБУ 5/01 ).

Не менее важным является и правильное определение учетной стоимости товара по договору с иностранным поставщиком, т. е. пересчет в рубли стоимости товаров, выраженной в иностранной валюте. Напомним, что стоимость товаров отражается в рублях по курсу, действующему на дату их принятия к учету (п. 6, п. 9 ПБУ 3/2006 ). В случае приобретения товаров в счет перечисленной ранее предоплаты поставщику, стоимость товаров фиксируется по курсу, действующему на дату предоплату, а в части, не покрытой предоплатой, — по курсу принятия товаров на учет. Читайте отдельный материал об особенностях формирования рублевой оценки приобретаемых ценностей по договорам в валюте, в том числе в счет выданного ранее аванса.

Налоговый учет импорта товаров

Порядок формирования фактической себестоимости импортных товаров в налоговом учете аналогичен рассмотренному выше. При этом конкретный состав расходов, учитываемых в стоимости приобретаемых товаров, организации целесообразно закрепить в учетной политике для целей налогообложения (пп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ).

Бухгалтерский учет импорта товаров: пример в проводках

НДС, уплаченный на таможне, принимается к вычету после принятия на учет импортных товаров (п. 1 ст. 172 НК РФ).

Напомним, что с 01.01.2019 вместо ставки 18% НДС (в т.ч. при импорте) уплачивается по ставке 20%.

ВЭД в бухгалтерии

Аспекты, на которые влияет ВЭД

Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) — это хозяйственная деятельность, при которой экономический субъект, зарегистрированный в РФ, осуществляет взаимодействие с зарубежными партнерами. Возможными при ней, как и при взаимоотношениях, имеющих место только в пределах РФ, являются любые хозяйственные операции: покупка-продажа (и не только товаров, но и работ/услуг), получение-предоставление заемных средств, вклады в УК или имущество, аренда, получение/выплата дивидендов, командировки, расчеты по претензиям. Из-за этого задействованным в учетных операциях может оказаться любой из счетов бухучета, предусмотренных планом счетов, утвержденным приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н.

Как может выглядеть рабочий план счетов, см. .

Однако учетный процесс при ВЭД приобретает свои особенности, обусловленные появлением:

  • достаточно большого количества дополнительных документов;
  • расчетов, осуществляемых в валюте;
  • дополнительных правил, связанных с зарубежными командировками;
  • особого порядка учета НДС и отчетности по нему;
  • расхождений в периодах учета доходов от экспорта для прибыли и для НДС, относящегося к нему;
  • необходимости налогообложения доходов, выплачиваемых зарубежным партнерам, и дополнительной отчетности по ним.

Подробнее о налогообложении выплат зарубежным партнерам читайте в статье «Налоговый агент по налогу на прибыль при выплате доходов иностранной организации».

Что изменилось в сфере ВЭД в 2018 году?

Необходимо отметить 2 важных нормативных акта, влияющих в 2018 году на порядок валютного контроля:

  1. Инструкция Банка России «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов…» от 16.08.2017 № 181-И.
  2. Закон от 14.11.2017 № 325-ФЗ, внесший поправки в закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 № 173-ФЗ.

С 2018 года перестает действовать Инструкция Банка России «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов…» от 04.06.2012 № 138-И — ей на смену пришла Инструкция № 181-И, из содержания которой следует, что:

  • отменяются паспорта сделок (вместо паспорта сделки используется контракт);
  • исключается отказ банка в постановке контракта на учет;
  • по договорам с суммой обязательств менее 200 000 руб. не нужно представлять документы, связанные с проведением валютных операций (представляется только информация о коде вида операции);
  • отменяются справки о валютных операциях;
  • вводятся иные новшества и поправки.

С 14.05.2018 изменяется и закон № 173-ФЗ — внесенные в него законом № 325-ФЗ поправки предполагают:

  • ужесточение требований к внешнеторговым контрактам;
  • расширение оснований для отказа в проведении валютной операции со стороны банка;
  • повышение размеров ответственности за нарушение валютного законодательства.

В чем суть валютного контроля в таможенным органах, см. в этой публикации.

Дополнительные документы, возникающие при ВЭД

Применение ВЭД потребует использования в работе большого числа документов, которые не нужны, если деятельность осуществляется только в пределах РФ. Причем в их число войдут не только оформляемые российской стороной, но и получаемые от зарубежных партнеров. В отношении экспорта/импорта это, в частности, будут:

  • контракты с иностранными партнерами, созданные с учетом условий поставки, отраженных в Инкотермс;
  • платежные документы иностранных партнеров;
  • поручения на покупку или продажу валюты;
  • документы (апостиль), подтверждающие факт регистрации зарубежного партнера в иностранном государстве;
  • грузовые таможенные декларации (ГТД);
  • инвойсы, которые станут бухгалтерскими документами на отгрузку;
  • иностранные перевозочные документы и иностранные документы (инвойсы) поставщиков;
  • заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, перечни к ним и особая декларация по НДС при импорте из стран Таможенного союза;
  • дополнительные строки и разделы в обычной декларации по НДС;
  • декларация о доходах, поступивших из источников, находящихся вне РФ;
  • налоговый расчет, содержащий данные о выплаченных зарубежным партнерам доходах;
  • документы на оплату налогов, уплачиваемых в связи с выплатой доходов зарубежным партнерам;
  • прочая документация.

Большая часть документов, адресованных иностранному партнеру или полученных от него, будет изначально создаваться на 2 языках, а документы, оформленные только на иностранном языке, необходимо сопроводить переводом текста, который потребуется для ИФНС при проверке.

При этом увеличивается не только объем документов, но и количество требующих представления их копий проверок со стороны налоговых органов (в связи с возмещением НДС по экспорту) и таможни (в связи с декларированием товаров).

О видах валютной оговорки в договорах расскажет эта статья.

Бухучет: особенности при ВЭД

Особенности бухгалтерского учета ВЭД потребуют:

  • учета сумм, поступающих или выраженных в валюте (банк, касса, расчеты с контрагентами), параллельно в двух валютах: иностранной с пересчетом ее в рубли по правилам ПБУ 3/2006, утвержденного приказом Минфина РФ от 27.11.2006 № 154н;
  • отслеживания дат перехода права собственности на экспортируемый/импортируемый товар по условиям Инкотермс, указанным в контракте;
  • формирования стоимости приобретенного за границей имущества с дополнительным включением в нее таможенных платежей (п. 1 ст. 160 НК РФ);
  • отражения расходов на зарубежные командировки в соответствии с правилами, установленными для них постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 № 749;
  • включения в финрезультат на отчетную дату итогов переоценки валютных остатков денежных средств и расчетов с контрагентами, выраженных в валюте;
  • организации раздельной аналитики на счетах бухучета и в иных регистрах для получения необходимой для отчетности всех видов (бухгалтерской, налоговой, статистической) информации, учитывающей наличие ВЭД;
  • контроля за полнотой поступления денежных средств в оплату по валютному контракту с иностранным покупателем;
  • отражения налогов, дополнительно начисляемых в связи с введением ВЭД;
  • соблюдения особых правил для принятия к вычету НДС по расходам, связанным как с экспортом, так и с импортом;
  • корректного и соответствующего бухгалтерским учетным данным заполнения всех отчетных документов по налогам.

НДС и налоговый учет для прибыли при ВЭД

Наибольшее количество дополнительных действий в части налогообложения придется на самый сложный налог, которым в РФ является НДС. Особого внимания здесь потребуют:

  • экспорт, требующий организации обособленного учета всех операций по нему, соблюдения сроков для сбора пакета нужных документов, выделения неподтвержденных и подтвержденных с опозданием отгрузок, контроля полноты оплаты поставок контрагентом, заполнения дополнительных разделов декларации, регулярной подготовки объемных пакетов документов для контроля ИФНС;
  • импорт из стран Таможенного союза, при котором необходимо соблюдать достаточно ограниченные сроки представления документов по налогу в ИФНС, уплаты его в увязке с оплатой — предъявления к вычету, составления дополнительной декларации;
  • обязанность уплаты налога при оплате за ряд услуг (п. 1 ст. 148 НК РФ), оказываемых вне территории РФ, и заполнение по нему особого раздела декларации;
  • наличие особенностей налогообложения товаров, возникающих в определенных ситуациях как при их вывозе, так и при ввозе (ст. 151 НК РФ).

Чем нужно руководствоваться при организации раздельного учета при экспорте — читайте в материале «Как ведется раздельный учет по НДС (принципы и методика)?».

В отношении налога на прибыль не следует упускать из виду, что в доходах отгрузка на экспорт учитывается в момент перехода права собственности (рисков) на товар, т. е. практически в момент отгрузки, а право на вычет НДС по такой отгрузке может подтверждаться в совершенно другом налоговом периоде. То есть налоговые базы по прибыли и НДС при экспорте по одному и тому же периоду совпадают далеко не всегда, и нельзя для прибыли отгрузку на экспорт учитывать в увязке ее с фактом подтверждения права на вычет по НДС.

На что обратить внимание

Любая внешнеэкономическая деятельность накладывает на резидента дополнительные ограничения. У него возникает необходимость соблюдения законодательства Российской Федерации, а также законодательства государства, резидентом которого является его партнёр.

Имущество, которое подлежит реализации или приобретению, должно быть учтено должным образом, так как передача осуществляется от резидента одной страны к резиденту другой.

Расширяется пакет документации, которую необходимо будет вести, а также усложняется процедура налогового и бухгалтерского учёта. Сторона должна правильно учитывать свои доходы, вести по ним отчётность.

Когда резидент Российской Федерации планирует заключение договора с иностранным партнёром, ему необходимо учесть ряд факторов, которые впоследствии могут повлиять на его деятельность внутри Российской Федерации:

  1. Обратить внимание на разницу в НДС на реализацию товаров внутри страны и на международном рынке.
  2. Обратить внимание на законодательство государства, резидентом которого является экономический партнёр.
  3. Учесть необходимость дополнительной отчётности.

Эти факторы должны быть обязательно учтены, в противном случае в отношении лица могут возникать санкции различного характера.

Как отобрать информацию

Возникает множество трудностей при ведении ВЭД. Бухгалтерский и налоговый учет в подробностях для «чайников» — подобная литература была бы очень популярной, но ситуация гораздо сложнее, поэтому требует изучения различных информационных аспектов, а также законодательства.

В первую очередь бухгалтер должен понять, что именно ему требуется сделать, на что обратить внимание и как производить учёт.

На начальном этапе стоит отметить факторы, которые сразу нужно учесть:

  1. Валютные операции и правила их учёта.
  2. Произведение операций на внешнем и внутреннем рынке, необходимость раздельного учёта.
  3. Разные правила учёта экспортных и импортных операций.
  4. Особые правила бухгалтерской и налоговой отчётности.

В этом, 2021 году, появились некоторые правовые акты, которые существенно повлияли на бухгалтерский учёт при ВЭД.

Так, Центральный Банк России ввёл инструкцию «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов», а также был введён ряд поправок в закон о валютном регулировании.

Также были отменены ряд законом, в связи с этим произошли изменения правил:

  1. Такой документ, как паспорт сделки, был отменён. Теперь используется контракт.
  2. Отказ в постановке контракта на учёт становится невозможен.
  3. Если сумма договора составляет менее двухсот тысяч рублей, дополнительные документы о валютном контроле предоставлять не потребуется.
  4. Справки о валютных операциях более не применяются.

Требования в внешнеэкономическим контрактам стали более жесткими, а основания для отказа банка в проведении валютных операций были расширены.

Также была ужесточена ответственность за нарушения в сфере валютных операций и внешнеэкономической деятельности.

Аспекты, на которые влияет внешнеэкономическая деятельность

Внешнеэкономическая деятельность характеризуется тем, что субъект, который является резидентов Российской Федерации, сотрудничает в своей коммерческой деятельности с резидентами других государств.

В данном случае возможными будут любые доступные операции, такие как купля-продажа, поставка, аренда, расчёты по различным требованиям и так далее.

Процесс налогового и бухгалтерского учёта в данном случае будет иметь свои особенности, которые будут обусловлены появлением некоторых факторов:

  1. Появляется дополнительная документация.
  2. Расчёты могут вестись в иностранной валюте.
  3. Возникают некоторые правила, связанные с заграничными командировками сотрудников.
  4. Учёт НДС осуществляется в особом порядке.
  5. Возможны некоторые противоречия в связи с учётом доходов от экспорта и НДС по ним.
  6. Возникает обязанность по дополнительной отчётности по доходам, получаемым на международном рынке.

Все эти факторы напрямую влияют на внешнеэкономическую деятельность, накладывают на лицо дополнительные ограничения и обязательства. В остальном деятельность производится в том же порядке.

Список дополнительных документов

Внешнеэкономическая деятельности устанавливает необходимость применения расширенного перечня документации, которые могут быть оформлены как на основании Российского законодательства, так и на основании законодательства иного государства.

В перечень документации включают:

  1. Платежные документы, оформляемые иностранными партнёрами.
  2. Договоры с партнёрами-резидентами иностранных государств, которые были созданы с учётом условий, которые отражаются в «Инкотермс» (это перечень общих правил к документации, используемой в международной торговле).
  3. Документация, связанная с приобретением или реализацией иностранной валюты.
  4. Документация, которая подтвердит факт регистрации иностранной организации (или аналога ИП).
  5. Декларации, отражающие произведение таможенных действий, то есть так называемые грузовые таможенные декларации.
  6. Документы, отражающие отгрузку.
  7. Документы поставщиков.
  8. Особые бумаги, оформляемые членами Таможенного Союза.
  9. Декларации о доходах, которые поступают из источников за пределами Российской Федерации.
  10. Расширенные декларации по НДС.
  11. Расчёт, которые будет содержать информацию о расходах, выплаченных зарубежным партнёрам.
  12. Иная документация в зависимости от ситуации.

Чаще всего документация сразу ведётся на двух языках, то есть на русском и на языке государства, с которым отечественный резидент ведёт дела.

Если документ ведётся только на иностранном языке, то при подаче отчётности необходимо будет сделать его нотариально заверенный перевод.

Распространенные ошибки

При осуществлении внешнеэкономической деятельности возможно множество ошибок, но к самым распространённым относят:

Проект поставки был спланирован неправильно Например, не были учтены условия применения различных льготных режимов, курс валюты подвергался резким колебаниям, нулевая ставка НДС усложнила процедуру и так далее
Контракт был составлен некорректно или возникли ошибки при составлении бухгалтерских, налоговых, таможенных или банковских документов Последствия — дополнительное начисление налога, часть расходов может быть не учтена

Также возможны простые технические ошибки, а также ошибки при составлении перевода договора на иностранный язык и обратно.

Текст должен быть переведён максимально точно, чтобы смысл не менялся ни в чью пользу. Перевод должен быть осуществлён только организацией, имеющей соответствующее разрешение и заверен нотариально.

Это интересно:  Уточненка по ндс с уменьшением налога

За осуществление перевода и его заверение будет насчитана пошлина. Также в процессе осуществления бухгалтерского учёта при ведении внешнеэкономической деятельности могут возникнуть некоторые налоговые риски.

В первую очередь это касается дополнительной необходимости оплаты штрафов, неустойки, НДС, а также в возможном отказе на возмещение НДС при осуществлении экспорта товаров.

Самостоятельное изучение

Самостоятельное изучение особенностей бухгалтерского и налогового учёта при ведении внешнеэкономической деятельности будет возможно, если подойти к вопросу максимально серьёзно.

Стоит начать с изучения общих принципов, а затем обратить внимание на законодательные акты.

Речь идёт не только о общих актах, таких как Налоговый кодекс, но и о специализированных, например, различных методических рекомендаций налоговой службы.

Видео: важные нюансы

Тонкостей по данному вопросу очень много и для полного понимания ситуации необходимо изучить множество информации, проанализировать её и учесть.

Внешнеэкономическая деятельность накладывает на резидента Российской Федерации ряд дополнительных обязанностей.

Необходимо оплачивать налоги, сдавать отчётности, заполнять строки деклараций, которые ранее могли оставаться пустыми. Особое внимание нужно обратить на моменты, связанные в валютными операциями.

Все эти факторы нужно учесть, в противном случае резидент может столкнуться с ответственностью за нарушение действующего законодательства.

Особенности документального учета ВЭД

В учете данных по операциям используется стандартный план счетов. Для получения достоверной информации применяются отдельные субсчета, позволяющие обособить данные по обычной и внешнеэкономической деятельности. К особенностям ведения деятельности относятся:

  • Наличие расчетов, осуществляемых в валюте. Необходимость ведения учета в российских рублях обязывает предприятия производить пересчет валют с учетом возникающей курсовой разницы.
  • Возникновением дополнительных оправдательных документов.
  • Применения особого порядка налогообложения НДС.

Основным документом, на котором основывается учет, является ФЗ от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Ведение ВЭД обязывает предприятия использовать дополнительные формы первичного учета, не используемые для отражения операций внутри страны. Формы, заполненные на иностранном языке, подлежат переводу.

Документы, часто используемые в учете:

Документ Описание
Паспорт сделки Подтверждает законность операции и имеет сведения, необходимые для осуществления контроля
Контракт Заключаются с иностранными партнерами
ГТД Заполняется на каждую партию при перемещении товаров или помещении под таможенный контроль
Инвойс Оформляется продавцом для покупателя и содержит данные о товаре
Лицензии, сертификаты, страховой полис Полный перечень необходимых документов представляет орган, осуществляющий контроль

Учет осуществления импортных операций

При ведении импортных операций товар ввозится из-за рубежа с целью последующего использования на территории страны. Назначением ввоза являются перепродажа, использование для производственных или управленческих нужд. Перемещение производится в специально установленных пунктах, оформленных местами таможенного контроля. Читайте также статью: → “Уплата косвенных налогов в 2018: импортные операции, сроки уплаты».

К импортным операциям относятся оказание услуг, приобретение интеллектуальной собственности, осуществление работ.

В учете операций важным моментом является формирование себестоимости товаров. Фактическая себестоимость при импорте включает пошлины за таможенное оформление товаров, сборы, плата услуг лица, представляющего интересы при транспортировке или оформлении груза. Принятие на учет производится по курсу, установленному на дату предварительной оплаты или фактического перехода прав.

★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг
★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

При прохождении таможенного контроля предприятие обязано уплатить НДС, без оплаты которого товар не выпускается из зоны временного хранения. В случае задержки платежа производится начисление пени. Налоговой базой для НДС является сумма стоимости товаров, отраженных в декларации, пошлины и акциза.

Налог, уплаченный при прохождении таможенного контроля, предъявляется к вычету при соблюдении условий:

  • Полученный товар оприходован на учет.
  • Товар используется для осуществления операций, выручка по которым облагается НДС.
  • Имеются первичные документы на товар и его транспортировку.
  • Произведена уплата таможенного НДС.

Если предприятие применяет УСН, сумма НДС к вычету не применяется, а включается в стоимость товара или основного средства при использовании объекта налогообложения «доходы». В случае использования схемы налогообложения «доходы минус расходы» сумма включается в состав затрат, уменьшающих базу. Читайте также статью: → “Возмещение НДС при импорте товаров в 2018. Оплата НДС при импорте».

Учет проведения экспортных операций

При проведении экспортных операций товар вывозится за территорию страны для дальнейшего использования без права на возврат. Операции сопровождаются уплатой вывозных пошлин, размер которых определяется стоимостью товара, заявленной в декларации. Установлен определенный порядок действий при осуществлении экспорта.

В обороте используются первичные документы по подтверждению отгрузки, оплаты, услуг посредника. Учет продаж по экспортным операциям ведется обособленно от деятельности, осуществляемой на территории страны.

Пример учетных операций экспорта

  1. Отражена поставка товара от российской компании: Дт 41 Кт 60 на сумму 711 864,41 рублей;
  2. Учтен НДС, выставленный поставщиком: Дт 19 Кт 60 на сумму 128 135,59 рублей;
  3. Отражена оплата поставщику: Дт 60 Кт 51 на сумму 840 000 рублей;
  4. Произведено начисление пошлины: Дт 44 Кт 76 на сумму 1 400 рублей (20 000 х 70 х 0,1%);
  5. Учтена уплата таможенной пошлины: Дт 76 Кт 51 на сумму 1 400 рублей;
  6. Отражены услуги перевозчика: Дт 44 Кт 60 на сумму 52 000 рублей;
  7. Произведена оплата услуг: Дт 60 Кт 51 на сумму 52 000 рублей;
  8. Произведено отражение выручки на дату перехода права собственности: Дт 62 Кт 90/1 на сумму 1 400 000 рублей (20 000 х 70);
  9. Отражена себестоимость продаж: Дт 90/2 Кт 41 (44) на сумму 763 864,41 рублей;
  10. Учтена выручка, полученная от покупателя: Дт 52 Кт 62 на сумму 1 400 000 рублей.
  11. После подготовки пакета документов по экспортной отгрузке сумму НДС в размере 128 135,59 рублей, предъявленную поставщиком товара, можно заявить к вычету.

Учет совместного производства на территории РФ

Предприятия, созданные для ведения совместной деятельности, формируют уставный капитал из вкладов каждой стороны. Статус и порядок ведения деятельности организации, зарегистрированной на территории РФ, определяется законодательством страны. СП может быть создано в любой из функционирующих организационных форм. Учредителями могут выстукать как организации, так и физические лица.

Учет полученных от иностранных учредителей вкладов ведется обособленно от долей российских участников. Документация предприятия, зарегистрированного в стране, составляется на русском языке или иностранном в сопровождении перевода. Операции учитываются раздельно, о чем в учетной политике закрепляются основные положения:

  • Рабочий план счетов и учет операций по раздельным субсчетам аналитики.
  • Доля участия каждой стороны в деятельности предприятия.
  • Распределение прибыли, полученной от ведения деятельности (в стандартном варианте определяется в соотношении долей).
  • Распределение расходов, понесенных при получении дохода.
  • Порядок формирования отчетности, включая формы для внутреннего учета для представления каждому участнику. СП часто используют в деятельности управленческий учет с распределением расходов по местам затрат.

Особенностью учета в СП является использование наряду с российской иностранной валюты. Поступления от участника в инвалюте, пересчитываются по курсу банка России на дату принятия актива. Учет операций в валюте ведется с учетом требований законодательства.

Налогообложение СП осуществляется в соответствии с НК РФ с учетом предотвращения двойного обложения.

Рубрика “Вопросы и ответы”

Вопрос №1. В какие сроки осуществляется уплата экспортной госпошлины?

Перечисление экспортной пошлины производится не позднее следующего после подачи ГТД дня.

Вопрос №2. Имеется ли возможность вернуть экспортный НДС в более поздние сроки?

В случае, если подтверждение нулевой ставки не осуществляется в течение 180 дней, налогоплательщик имеет право подготовить документы и представить пакет в ИФНС в течение 3 лет. Налог, ранее уплаченный по операции, принимается к вычету после прохождения камеральной проверки.

Вопрос №3. Как распределяется НДС по операциям, которые участвуют в экспортных и внутренних отгрузках?

По управленческим расходам в компаниях, ведущих раздельный учет, расходы и НДС распределяются расчетным путем в зависимости от выбранного показателя – пропорционально отгрузке или другого выбранного метода.

Вэд бухгалтерский и налоговый учет

1. Особенность работы Бухгалтера ВЭД

2. Нормативные документы для Бухгалтера ВЭД

3. Бухгалтерский учет импортных и экспортных операций

4. Налогообложение при внешнеэкономической деятельности

5. Внешнеторговый контракт и условия поставки товаров

6. Валютные расчеты и переводы. Валютное регулирование и валютный контроль

7. НДС и др. косвенные налоги в Таможенном союзе

8. Статистический учет и отчетность

9. Таможенное оформление и декларирование товаров

10. Таможенная стоимость и корректировка таможенной стоимости

11. Таможенные платежи: уплата, сверка, возврат и взыскание, обеспечение уплаты

12. Таможенный транзит. Транспортные и отгрузочные документы

13. Курсы и семинары для Бухгалтера ВЭД

1. Особенность работы Бухгалтера ВЭД

Бухгалтер ВЭД – перспективное направление работы бухгалтера, позволяющее расширить область своих компетенций и, соответственно, иметь конкурентные преимущества на рынке труда.

Бухгалтерский учет внешнеторговых операций (Бухучет ВЭД) – это область деятельности для специалистов с аналитическим складом ума, обладающие логическими и математическими способностями.

Специалисты по бухучету в ВЭД решают большое количество вопросов, связанных с учетом различных издержек и операций: курсовые разницы, валютные расчеты и учет валютных операций в банке; таможенные платежи; корректировка таможенной стоимости и платежей; изменения в таможенной декларации; подтверждение экспорта; возврат НДС при экспорте или зачет НДС при импорте и пр.

Список нормативных документов, которые мы рассматриваем на курсах ВЭД для бухгалтера приведен ниже, он затрагивает все области: от учета и отчетности по внешнеторговым операция – до особенности заполнения таможенных и транспортно-транзитных документов.

Для понимания области работы и круга вопросов отрасли, Вы можете почитать профессиональные статьи на тему Бухучет ВЭД, Таможня, Логистика, Валютный контроль в рубриках на нашем или др.сайтах, а также форумы специалистов. Если Вас это не отпугнет — то смело вступайте в ряды специалистов бухучета по внешнеэкономической деятельности и таможенному делу.

Предлагаем программы повышения квалификации:

2. Нормативные документы для Бухгалтера ВЭД

Нормативно-правовая база для работы бухгалтера ВЭД включает нормы гражданского материального и налогового права.

Гражданский кодекс РФ, части 1-2 (ГК РФ); Налоговый кодекс РФ, части 1-2 (НК РФ); Таможенный кодекс ЕАЭС (ТК ЕАЭС); Закон от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»; Закон от 10 декабря 2003 г. № 164 «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»; Закон «О бухгалтерском учете» №402-ФЗ; План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и инструкция к его применению (приказ Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94 в ред. от 08.11.2010 г.); Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 г. № 31н); Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (ПБУ/3-2000); Положение по бухгалтерскому учету «Информация об участии в совместной деятельности» (ПБУ/20-03) (Приказ Минфина РФ от 24.11. 2003 г. № 105н и другие ПБУ); Решение Комиссии Таможенного союза (КТС) от 20.05.2010 N 257 (ред. от 27.03.2018); Решение КТС от 20.09.2010 N 378 (ред. от 16.01.2018); Решение Коллегии ЕЭК от 10.12.2013 N 289; Положения и указания Центрального банка России и ряд других документов.

3. Бухгалтерский учет импортных и экспортных операций

1. Конституция Российской Федерации;

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 23.05.2018);

3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ

4. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ;

5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30.12.2001 N 195-ФЗ;

6. Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 N 129-ФЗ;

7. Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 N 99-ФЗ;

8. Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 N 122-ФЗ;

9. Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 N 208-ФЗ;

10. Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 N 14-ФЗ;

11. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 N 7-ФЗ;

12. Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14.11.2002 N 161-ФЗ;

13. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 N 127-ФЗ;

14. Федеральный закон «О коммерческой тайне» от 29.07.2004 N 98-ФЗ ;

15. Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ;

16. Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 N 39-ФЗ;

17. Федеральный закон «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» от 14.06.1994 N 5-ФЗ;

18. Указ Президента Российской Федерации от 23.05.1996 N 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти»;

19. Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

20. Федеральный закон от 29.10.1998 N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»;

21. Федеральный закон «О концессионных соглашениях» от 21.07.2005 N 115-ФЗ;

23. Федеральный закон от 21.11.2011 N 325-ФЗ «Об организованных торгах»;

24. Федеральный закон «Об инвестиционных фондах» от 29.11.2001 N 156-ФЗ;

25. Приказ Минфина России от 27.11.2006 N 154н (ред. от 24.12.2010) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (ПБУ 3/2006)»;

26. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 N 402-ФЗ;

27. Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н (ред. от 08.11.2010) «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению»;

28. Приказ Минфина России от 02.07.2010 N 66н (ред. от 06.03.2018) «О формах бухгалтерской отчетности организаций»;

29. Приказ Минфина России от 02.07.2010 N 66н (ред. от 06.03.2018) «О формах бухгалтерской отчетности организаций»;

30. Приказ Минфина России от 01.12.2010 N 157н (ред. от 31.03.2018) «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению».

31. Приказ ФНС России от 27.07.2012 N ММВ-7-13/524@ «Об утверждении формы уведомления о контролируемых сделках, порядка ее заполнения, а также формата представления уведомления о контролируемых сделках в электронной форме и порядка представления налогоплательщиком уведомления о контролируемых сделках в электронной форме» (вместе с «Порядком заполнения формы уведомления о контролируемых сделках», «Порядком представления налогоплательщиком уведомления о контролируемых сделках в электронной форме»)

4. Налогообложение при внешнеэкономической деятельности

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 04.06.2018)

2. Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «О таможенном регулировании в Российской Федерации»

3. Постановление Правительства РФ от 30.09.2004 N 506 (ред. от 23.09.2017) «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе»

4. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 (ред. от 24.04.2018) «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза»

5. Постановление Правительства РФ от 31.12.2004 N 908 (ред. от 05.05.2018) «Об утверждении перечней кодов видов продовольственных товаров и товаров для детей, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов»;

6. Постановление Правительства РФ от 15.09.2008 N 688 (ред. от 20.03.2018) «Об утверждении перечней кодов медицинских товаров, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов»

5. Внешнеторговый контракт и условия поставки товаров

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 23.05.2018);

Это интересно:  Патентная система налогообложения в 2021 году

2. Письмо Банка России от 15.07.1996 N 300 «О «Рекомендациях по минимальным требованиям к обязательным реквизитам и форме внешнеторговых контрактов» (вместе с рекомендациями, утв. МВЭС РФ 29.02.1996);

3. Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов UCP 600 (публикация МТП N 600);

4. Унифицированные Правила ICC для Межбанковского Рамбурсирования по Документарным Аккредитивам (Публикация Международной торговой палаты N 525) (вступили в силу с 01.07.1996);

5. Унифицированные правила по Инкассо (Публикация Международной торговой палаты N 522) (Ред. 1995 г., вступили в силу с 01.01.1996);

6. Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов (публикация Международной торговой палаты N 500) (ред. 1993 г., вступили в силу с 01.01.1994);

7. Унифицированные правила по договорным гарантиям (Публикация Международной торговой палаты N 325) (Приложение N 23 к инструкции Внешторгбанка СССР от 25.12.1985 N 1) (ред. 1978 года);

8. Федеральный закон от 27.07.2010 N 193-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2013)

9. Международные правила толкования торговых терминов «Инкотермс 2010» (публикация МТП N 715);

10. Международные правила толкования торговых терминов «Инкотермс 2000» (публикация МТП N 620);

11. Федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»

12. Постановление Правительства РФ от 22.11.2012 N 1207 «Об осуществлении контроля за внешнеторговыми бартерными сделками и их учета» (вместе с «Правилами осуществления контроля за внешнеторговыми бартерными сделками и их учета»);

13. Постановление Правительства РФ от 13.06.2012 N 583 (ред. от 20.03.2018) «О порядке учета внешнеэкономических сделок для целей экспортного контроля» (вместе с «Правилами учета внешнеэкономических сделок для целей экспортного контроля»);

14. Распоряжение ФТС России от 26.03.2013 N 92-р «Об утверждении формы документа учета внешнеторговой бартерной сделки и порядка ее заполнения»;

6. Валютные расчеты и переводы. Валютное регулирование и валютный контроль

1. Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ (ред. от 03.04.2018) «О валютном регулировании и валютном контроле» (с изм. и доп., вступ. в силу с 14.05.2018);

2. Инструкция Банка России от 16.08.2017 N 181-И (ред. от 29.11.2017) «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления»;

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 23.04.2018) (Статья 15.25. Нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования)

4. Унифицированные Правила ICC для Межбанковского Рамбурсирования по Документарным Аккредитивам» (Публикация Международной торговой палаты N 525) (вступили в силу с 01.07.1996)

7. Письмо ФТС России от 14.06.2012 N 01-11/29413 «О соблюдении законности при получении для целей валютного контроля форм учета и отчетности по валютным операциям»;

8. Информация Росфиннадзора «Об определении статуса резидента (нерезидента) гражданина Российской Федерации, проживающего на территории иностранного государства»

9. Письмо ФНС России от 25.01.2018 N ОА-4-17/1317 «О направлении разъяснений»

10. Письмо ФСФР РФ от 22.03.2007 N 07-ОВ-03/5724 «Об оплате акций иностранной валютой»

11. Письмо ФНС России от 04.03.2014 N ЕД-4-2/3663 «О направлении информации в таможенные органы» ( ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации внешних и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме)

7. НДС и др. косвенные налоги в Таможенном союзе

1 . Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 08.05.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.08.2017) – Приложение 18.

2. Постановление Конституционного Суда РФ от 10.07.2017 N 19-П «По делу о проверке конституционности положений подпункта 2 пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации и Перечня кодов видов товаров для детей в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при ввозе на территорию Российской Федерации, в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью «Мишутка»

3. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 04.06.2018)

4. Распоряжение ОАО «РЖД» от 01.02.2005 N 117р «О возврате налога на добавленную стоимость, взысканного при перевозке через морские порты товаров, помещенных под таможенный режим экспорта (транзита)»;

5. Приказ МНС РФ от 27.12.2000 N БГ-3-03/461 (ред. от 30.12.2004) «О возмещении сумм налога на добавленную стоимость при экспорте товаров (работ, услуг)»

6. Приказ ГТК РФ от 07.02.2001 N 131 (ред. от 22.04.2008) «Об утверждении Инструкции о порядке применения таможенными органами Российской Федерации налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации»

7. Приказ ФТС РФ от 18.12.2006 N 1327 (ред. от 25.12.2009) «Об утверждении Порядка действий должностных лиц таможенных органов при подтверждении фактического вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации (ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации)»

8. Письмо ФТС РФ от 26.04.2005 N 05-12/13117 «О взимании внутренних налогов при помещении товаров под таможенный режим реимпорта»

8. Статистический учет и отчетность

  1. Приказ Росстата от 31.01.2014 N 63 «Об утверждении Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения N 8-ВЭС (услуги) «Сведения об экспорте (импорте) услуг во внешнеэкономической деятельности» и N 8-ВЭС (транспортные услуги) «Сведения о транспортных услугах во внешнеэкономической деятельности»
  2. «Соглашение о сотрудничестве Федеральной таможенной службы и Федеральной налоговой службы» (Заключено в г. Москве 21.01.2010 N 01-69/1, N ММ-27-2/1) (ред. от 05.09.2016)

9. Таможенное оформление и декларирование товаров

1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза, «Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза» (Подписан в г. Москве 11.04.2017)

2. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289 (ред. от 27.03.2018) «О внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, и признании утратившими силу некоторых решений Комиссии Таможенного союза и Коллегии Евразийской экономической комиссии»;

3. Решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257 (ред. от 27.03.2018) «Об Инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций» (вместе с «Инструкцией о порядке заполнения декларации на товары»);

4. Решение Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 378 (ред. от 16.01.2018) «О классификаторах, используемых для заполнения таможенных документов»

5. Приказ ФТС России от 14.09.2011 N 1877 (ред. от 13.07.2015) «Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по ведению реестра уполномоченных экономических операторов»

6. Приказ ФТС России от 28.12.2010 N 2636 (ред. от 24.09.2014) «Об утверждении порядка представления и форм отчетности лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела» (вместе с «Порядком представления отчетности в таможенный орган лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела»)

7. Приказ ФТС России от 25.03.2013 N 565 «Об утверждении форм отчетности о товарах, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и товарах, изготовленных (полученных) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Магаданской области, порядка их заполнения и порядка представления таможенному органу отчетности о таких товарах»

8. Письмо ФТС России от 30.01.2018 N 01-11/04793 «О заполнении граф декларации на товары при декларировании товаров, общая таможенная стоимость которых не превышает 200 евро»

9. Письмо ФТС РФ от 06.10.2006 N 01-06/34903 (ред. от 07.08.2009) «О направлении обзора практики рассмотрения жалоб» (оформление доверенности, корректировка ДТ, оспаривание условий выпуска и пр.)

10. Таможенная стоимость и корректировка таможенной стоимости

1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза, «Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза» (Подписан в г. Москве 11.04.2017)

2. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 27.03.2018 N 42 «Об особенностях проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза» (вместе с «Положением об особенностях проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза»)

3. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22.09.2015 N 118 «Об утверждении Правил учета процентных платежей при определении таможенной стоимости товаров»

4. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22.05.2018 N 83 «О расчете дополнительных начислений при определении таможенной стоимости товаров»

5. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 20.12.2012 N 283 (ред. от 27.03.2018) «О применении метода определения таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1)» (вместе с «Правилами применения метода определения таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1)»)

6. Решение Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376 (ред. от 27.03.2018) «О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров»

7. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12.04.2016 N 32 (ред. от 01.11.2016) «Об утверждении Порядка применения процедуры отложенного определения таможенной стоимости товаров»

8. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 15.07.2014 N 113 «О Положении об использовании при применении методов определения таможенной стоимости товаров документов, соответствующих общепринятым принципам бухгалтерского учета»

9. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 27.08.2013 N 180 «Об утверждении Положения об особенностях применения методов определения таможенной стоимости товаров, перемещенных через таможенную границу Таможенного союза с недекларированием»;

10. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.06.2013 N 145 «Об утверждении Положения об особенностях применения методов определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза, пришедших в негодность, испорченных или поврежденных вследствие аварии или действия непреодолимой силы»

11. Постановление Правительства РФ от 06.03.2012 N 191 (ред. от 12.08.2015) «Об утверждении Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации»

12. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22.05.2018 N 82 «Об утверждении Положения об особенностях определения таможенной стоимости отходов»

13. Информация ФТС России «О судебной практике применения судами положений постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12 мая 2016 г. N 18 «О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства» по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц по определению, заявлению и контролю таможенной стоимости товаров»

14. Приказ ФТС РФ от 01.06.2011 N 1145 «Об осуществлении контроля таможенной стоимости товаров специализированными (функциональными) подразделениями таможенных органов по таможенной стоимости»

15. Приказ ФТС РФ от 27.01.2011 N 152 «Об утверждении форм декларации таможенной стоимости (ДТС-3 и ДТС-4) и Порядка декларирования таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации»

16. » Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2016)» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.10.2016) – о таможенной стоимости при лизинге.

11. Таможенные платежи: уплата, сверка, возврат и взыскание, обеспечение уплаты

1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза, «Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза» (Подписан в г. Москве 11.04.2017)4

2. Договор о зоне свободной торговли (Подписан в г. Санкт-Петербурге 18.10.2011);

3. Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 08.05.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.08.2017) – Приложение 18.

4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 04.06.2018);

5. Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «О таможенном регулировании в Российской Федерации»;

6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 23.04.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 14.05.2018), Глава 16;

7. Приказ Минфина России от 01.07.2013 N 65н (ред. от 03.05.2018) «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации»;

8. Федеральный закон от 09.07.1999 N 160-ФЗ (ред. от 31.05.2018) «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»;

9. Решение КТС от 15.07.2011 N 728 (ред. от 16.02.2018) «О порядке применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза»;

10. Решением КТС от 27.11.2009 № 130 «О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации».

11. Решение КТС от 18.06.2010 N 331 (ред. от 20.12.2017) «Об утверждении перечня товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, а также об условиях такого освобождения, включая его предельные сроки»;

12. Решение Коллегии ЕЭК от 12.09.2017 N 117 (ред. от 19.12.2017) «О структуре и формате расчета размера обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин»;

13. Решение Коллегии ЕЭК от 07.11.2017 N 138 «Об особенностях применения таможенной процедуры таможенного транзита в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде, и определения размера обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении таких товаров»;

14. Приказ Минфина России от 12.11.2013 N 107н (ред. от 05.04.2017) «Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации» (вместе с «Правилами указания информации, идентифицирующей плательщика, получателя средств в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации», «Правилами указания информации, идентифицирующей платеж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, администрируемых налоговыми органами», «Правилами указания информации, идентифицирующей платеж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату таможенных и иных платежей, администрируемых таможенными органами», «Правилами указания информации, идентифицирующей платеж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации (за исключением платежей, администрируемых налоговыми и таможенными органами)», «Правилами указания информации, идентифицирующей лицо или орган, составивший распоряжение о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации»);

15. Постановление Правительства РФ от 23.07.1996 N 883 «О льготах по уплате ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями»;

16. Постановление Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 № 863 «О ставках таможенных сборов за таможенные операции»

17. Постановление Правительства РФ от 19.08.2013 N 717 «О критериях, которым должно соответствовать лицо, имеющее намерение стать поручителем для обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов»;

18. Постановление Правительства РФ от 15.11.2014 N 1210 «Об утверждении методики расчета размеров подлежащих компенсации сумм таможенных пошлин, налогов и Положения об установлении (фиксации) факта увеличения величин таможенных пошлин, налогов или возникновения обязанности по уплате сумм таможенных пошлин, налогов»;

19. Постановление Правительства РФ от 27.07.2012 N 775 «Об акцизных марках для маркировки алкогольной продукции» (вместе с «Требованиями к образцам акцизных марок для маркировки алкогольной продукции»)

20. Постановление Правительства РФ от 20.02.2010 N 76 (ред. от 01.12.2016) «Об акцизных марках для маркировки ввозимой на таможенную территорию Российской Федерации табачной продукции» (вместе с «Правилами изготовления акцизных марок для маркировки ввозимой на таможенную территорию Российской Федерации табачной продукции, их приобретения, маркировки ими табачной продукции, учета, идентификации и уничтожения поврежденных акцизных марок», «Требованиями к образцам акцизных марок для маркировки ввозимой на таможенную территорию Российской Федерации табачной продукции»)

21. Постановление Правительства РФ от 30.04.2009 N 372 (ред. от 17.04.2018) «Об утверждении перечня технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации, ввоз которого на территорию Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость»

Это интересно:  Расходы не учитываемые в целях налогообложения прибыли

22. Постановление Правительства РФ от 24.10.2014 N 1096 (ред. от 24.03.2018) «О перечне расходных материалов для научных исследований, аналоги которых не производятся в Российской Федерации, ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость»

23. Постановление Правительства РФ от 31.12.2004 N 908 (ред. от 05.05.2018) «Об утверждении перечней кодов видов продовольственных товаров и товаров для детей, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов»

24. Приказ ФТС России от 02.11.2011 N 2245 (ред. от 27.12.2012) «Об утверждении Типовой формы соглашения о применении централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов»;

25. Приказ ФТС России от 14.06.2012 N 1161 «Об утверждении Порядка взаимодействия должностных лиц структурных подразделений таможенных органов при обнаружении фактов неуплаты (неполной уплаты) таможенных пошлин, налогов, пеней, процентов и их взыскании»;

26. Приказ ФТС России от 25.02.2013 N 350 (ред. от 01.02.2016) «Об утверждении Инструкции о применении таможенного приходного ордера».

27. Приказ ФТС России от 13.12.2013 N 2359 «О взимании акцизов».

28. Приказ ФТС РФ от 22.12.2010 N 2521 «Об утверждении формы акта выверки авансовых платежей»

29. Приказ ФТС России от 11.02.2015 N 232 «Об определении размеров сумм обеспечения исполнения обязательства организации, осуществляющей ввоз (импорт) в Российскую Федерацию алкогольной продукции, об использовании приобретаемых акцизных марок в соответствии их назначением, и обеспечения исполнения обязательства импортера, осуществляющего ввоз в Российскую Федерацию табачной продукции, об использовании им акцизных марок в соответствии с их назначением»

30. Приказ ФТС РФ от 21.02.2012 N 302 «Об установлении фиксированных сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении подакцизных товаров»

31. Приказ ФТС РФ от 19.10.2011 N 2140 «Об утверждении примерных форм договоров поручительства, заключаемых на основании генеральных договоров поручительства»

32. Приказ ФТС РФ от 22.12.2010 N 2520 «Об утверждении форм заявления плательщика о возврате авансовых платежей, заявления плательщика о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств, заявления плательщика о возврате (зачете) денежного залога».

33. Приказ ФТС РФ от 30.12.2010 N 2714 «Об утверждении формы решения о взыскании денежных средств в бесспорном порядке»

34. Приказ Минфина России от 15.02.2018 N 27н «Об утверждении формы уведомления о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени»

35. Постановление Пленума ВАС РФ от 15.12.2004 N 29 (ред. от 21.12.2017) «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»

36. Приказ ФТС РФ от 28.12.2010 N 2635 «Об утверждении формы решения о приостановлении операций по счетам (счету) плательщика таможенных пошлин, налогов (организаций или индивидуальных предпринимателей) в банке и решения об отмене приостановления операций по счетам (счету) плательщика таможенных пошлин, налогов (организаций или индивидуальных предпринимателей) в банке на бумажном носителе и порядка направления указанных решений таможенным органом в банк».

37. Приказ ФТС России от 14.06.2012 N 1161 «Об утверждении Порядка взаимодействия должностных лиц структурных подразделений таможенных органов при обнаружении фактов неуплаты (неполной уплаты) таможенных пошлин, налогов, пеней, процентов и их взыскании»

38. Письмо ФТС РФ от 26.10.2011 N 01-11/51653 «О взыскании задолженности по уплате таможенных платежей»

39. Приказ ГТК РФ от 04.01.1995 N 2 (ред. от 28.06.2002) «О контроле за начислением и взысканием таможенных платежей».

12. Таможенный транзит. Транспортные и отгрузочные документы

1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза, «Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза» (Подписан в г. Москве 11.04.2017);

2. Решение Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 289 (ред. от 19.12.2017) «О форме и порядке заполнения транзитной декларации» (вместе с «Инструкцией о порядке заполнения транзитной декларации»);

3. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 07.11.2017 N 138 «Об особенностях применения таможенной процедуры таможенного транзита в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде, и определения размера обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении таких товаров»;

4. «Международная конвенция об унификации некоторых правил о коносаменте 1924 года» (вместе с «Протоколом подписания») (заключена в г. Брюсселе 25.08.1924) (с изм. от 21.12.1979);

5. Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) 1956 г.;

6. Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС) 1951 г.;

7. Международной конвенции об унификации некоторых правил о коносаменте 1924 г.,

8. Конвенции Организации Объединенных Наций о морской перевозке грузов 1978 г.;

9. Письмо ФТС России от 02.05.2012 N 04-30/22006 «О направлении информации» (вместе с Постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 20.02.2012 N 11 «Об утверждении Инструкции о порядке оформления международной товарно-транспортной накладной «CMR» и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь»);

10. Письмо ФНС РФ от 21.08.2009 N ШС-22-3/660@ «О направлении систематизированных материалов по документированию операций при транспортировке товаров» (вместе с «Порядком замены (корректировки) существенных сведений (товар, грузополучатель, пункт поставки и т.п.) в товаросопроводительных документах»);

11. Приказ МПС РФ от 18.06.2003 N 39 (ред. от 03.10.2011) «Об утверждении Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 23.06.2003 N 4819) (с изм. и доп., вступающими в силу с 18.01.2012);

12. Приказ ГТК России от 18.05.1994 N 206 (ред. от 22.01.2014) «Об утверждении Положения о порядке применения Конвенции МДП, 1975 г.».

13. Курсы и семинары для Бухгалтера ВЭД

Как правило, для первоначальной подготовки и освоения новой области ВЭД предлагаем 4 программы:

Предлагаем программы повышения квалификации Бухгалтеров ВЭД:

Учет экспорта товаров

Предприятия, ведущие экспортную деятельность, обязаны вести отдельный бухгалтерский учет по внешнеторговым операциям, налогообложение которых имеет свои особенности. Ниже рассмотрены основные положения законодательства РФ, регламентирующие учет экспорта товаров, а также приводятся ответы на часто возникающие в связи с ним вопросы.

Как вести учет экспорта товаров

Под экспортом в экономике понимают вывоз товаров за границу для продажи или переработки. Вывозимый за пределы государства товар фиксируется таможенной службой и оформляется соответствующими документами. Документы, учитывающие и сопровождающие экспорт товаров за границу РФ, должны быть оформлены в соответствии с действующими законами России.

Основными законами, регулирующими внешнеторговую деятельность, являются Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» № 173-ФЗ от 10.12 и закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003 N 164-ФЗ.

В законе № 173-ФЗ определены:

права и обязанности лиц, участвующих во внешнеэкономических операциях;

органы валютного регулирования и органы валютного контроля;

права и обязанности органов и агентов валютного контроля.

В соответствии с Федеральным законом № 164-ФЗ товары попадают под таможенную процедуру экспорта, если соблюдены следующие условия:

для сделок, на которые не распространяются установленные законом льготы, уплачены все экспортные таможенные пошлины;

соблюдены все ограничения и запреты;

для товаров, включенных в сводный перечень, представлен сертификат о происхождении.

Учет операций по экспорту товаров: необходимые документы

При экспорте из России товар вывозится за границу Российской Федерации для последующей его переработки или продажи, то есть без права на возврат. Экспорт сопровождается уплатой пошлин. Их размер зависит от разных причин и, в частности, определяется стоимостью экспортируемого товара, которая заявлена в таможенной декларации. При осуществлении экспортных операций существует определенный порядок действий.

Учет отгрузки и продажи товаров на экспорт ведется отдельно от учета деятельности предприятия на территории РФ. В документообороте используются первичные документы, подтверждающие отгрузку товара, его оплату, услуги посредников.

Все товары, перемещаемые за границу РФ, подлежат обязательному таможенному оформлению, которое может осуществляться:

его таможенным представителем,

иным лицом на основании доверенности.

К предъявляемой таможенному органу декларации прилагается пакет подтверждающих документов. Допускается предоставление документов в копиях, при этом таможенный орган вправе проверить любую из них на ее соответствие оригиналу.

Бухгалтерский учет экспорта товаров

Для получения достоверной информации бухгалтерский учет экспорта товаров ведется на отдельных субсчетах, что позволяет разделить в учете обычную и внешнеэкономическую деятельности. К особенностям бухгалтерского и налогового учета экспорта товаров относятся:

1. Расчеты по экспортному контракту чаще всего проводятся в иностранной валюте. Для этого нужно:

открыть валютные счета, на каждую валюту в отдельности, и использовать в учете счет 52 для расчетов с контрагентом: Дт 52 Кт 62;

освоить операции купли-продажи валюты и отражать их в отчете, используя для этой цели счет 57 (или счет 91 в зависимости от принятой учетной политики):

Дт 91 Кт 57 или Дт 57 Кт 91;

вести учет расчетов по каждой сделке одновременно в двух валютах: иностранной и российской;

проводить переоценку валютных остатков и задолженности контрагентов (в валютном выражении) как на дату совершения операции , так и на отчетную дату, с применением для этого счета 91: Дт 91 Кт 52, 62 или Дт 52, 62 Кт 91.

2. Учет экспорта товаров ведется предприятием отдельно от остального учета, что обусловлено, с одной стороны, требованиями законодательства, а с другой – необходимостью достижения следующих целей, которые включают:

разделение данных по учету экспорта товаров от информации по деятельности, облагаемой НДС по другим ставкам или освобожденной от этого налога (п. 4 ст. 149 и п. 1 ст. 153 НК РФ);

контроль над полнотой поступления оплаты от зарубежных контрагентов (п. 1 ст. 19 ФЗ «О валютном регулировании…» от 10.12.2003 № 173-ФЗ);

использование возможности не начислять НДС по авансам, которые поступили от зарубежных покупателей (п. 1 ст. 154 НК РФ);

контроль соблюдения сроков, необходимых для подтверждения права на использование нулевой ставки (п. 9 ст. 165 НК РФ);

отслеживание момента перехода права собственности на товар в том случае, если, согласно международным правилам толкования торговых терминов «Инкотермс», он не совпадает с моментом отгрузки;

правильное соотнесение объемов отгрузок, что необходимо при вычислении НДС.

3. Возникают дополнительные операции по учету экспорта товаров:

расчет по таможенным пошлинам и сборам (счет 76):

в случае несовпадения моментов перехода собственности на товар с моментом отгрузки, для ее учета применяется счет 45:

восстановление НДС, принятого к вычету, а затем отнесенного к экспортным операциям (п. 6 ст. 166 НК РФ);

пени и штрафы за НДС по не подтвержденному в срок экспорту начисляются на Дт 91 Кт 68;

для неподтвержденного экспорта НДС списывается в прочие расходы ( Дт 91 Кт 19), спустя три года с даты завершения налогового периода, в котором была совершена соответствующая отгрузка.

Самое трудоемкое в бухгалтерском учете экспорта товаров – это проводки НДС. Правильность ведения учета НДС дает возможность получения вычета по налогу, в случае подтверждения права на применение нулевой ставки НДС. В связи с этим следует обратить особое внимание на:

учет налога, относящегося к прямым затратам по экспорту;

распределение НДС по косвенным затратам для определения его части, приходящейся на экспорт;

правильность оформления документов, касающихся НДС;

соблюдение сроков подготовки документов, подтверждающих право на налоговые вычеты;

восстановление НДС, принятого к вычету, а затем отнесенным к экспортным операциям;

соблюдение установленных сроков учета налога при экспорте товаров по неподтвержденным, а также по подтвержденным позднее поставкам;

высокую вероятность несовпадения периодов учета отгрузки на экспорт для целей налога на прибыль и подтверждения права на вычет НДС по ней, что приводит к несоответствию налоговых баз по прибыли и НДС в одном и том же налоговом периоде.

НДС по экспортным затратам накапливается на счете 19 с его выделением на специальный субсчет: Дт 19 Кт 60.

Ранее принятый к вычету налог, при учете экспорта товаров, восстанавливается на момент их отгрузки проводкой: Дт 19 Кт 68.

Налог по косвенным затратам, перераспределяется на счете 19 с переносом экспортной части налога на субсчет: Дт 19 Кт 19.

Если появляются документы, подтверждающие возможность применения вычета, то со счета 19 производится списание налога в соответствующем документам размере: Дт 68 Кт 19.

Налог на неподтвержденный в срок экспорт начисляется на субсчет счета 19: Дт 19 Кт 68.

При этом налог по затратам, относящийся к нему, принимается к вычету: Дт 68 Кт 19.

Пени и штрафы по НДС по не подтвержденному в срок экспорту начисляются на Дт 91 Кт 68.

Если в дальнейшем экспорт подтверждается, то эта часть налога принимается к вычету (п. 10 ст. 171, п. 3 ст. 172 НК РФ): Дт 68 Кт 19.

Для неподтвержденного экспорта НДС списывается в прочие расходы – Дт 91 Кт 19 – спустя три года с момента завершения налогового периода, в котором была совершена соответствующая отгрузка.

Особенности налогового оформления

При пересечении товаром границы экспортер начисляет и уплачивает НДС по обычной ставке. Базой для расчета НДС является сумма, складывающаяся из стоимости товара согласно декларации, а также пошлины и акциз. Если НДС не уплачен, то товар не сможет покинуть зону временного хранения на таможне. При задержке платежа на невыплаченную сумму начисляется пени. При последующем подтверждении экспорта сумму уплаченного «неподтвержденного» НДС экспортер вправе принять к вычету, если выполняются следующие условия:

Товар оприходован на учет.

Выручка от операций с товаром облагается НДС.

На товар и его транспортировку собраны все первичные документы.

Таможенный НДС уплачен полностью.

Если используется упрощенная схема налогообложения, то при учете экспорта товаров НДС к вычету не применяется. В этом случае действия с НДС зависят от того, какой объект налогообложения используется. Если в качестве объекта налогообложения используются «доходы», то НДС включается в стоимость товара или основного средства. При применении схемы «доходы минус расходы» сумма налога включается в состав затрат, уменьшающих налогооблагаемую базу.

Учет экспорта товаров за пределы Таможенного союза

Ниже приведена таблица с вопросами, касающимися экспорта товаров, налогового и бухгалтерского учета экспортных операций, наиболее часто возникающими в практической деятельности экспортеров. По каждому из них в таблице даются ссылки на соответствующие правовые акты, в которых можно найти ответы на них. Речь идет об учете отгрузки и продажи товаров на экспорт за пределы Таможенного союза.

Для детального анализа учета экспорта товаров требуется большой объема информации о рынке, которой у предприятия часто нет. Поэтому стоит обратиться к профессионалам. Наша информационно-аналитическая компания «VVS» является одной из тех, что стояли у истоков бизнеса по обработке и адаптации рыночной статистики, собираемой федеральными ведомствами.

Качество в нашем деле – это, в первую очередь, точность и полнота информации. Когда вы принимаете решение на основе данных, которые, мягко говоря, неверны, сколько будут стоить ваши потери? Принимая важные стратегические решения, необходимо опираться только на достоверную статистическую информацию. Но как быть уверенным, что именно эта информация достоверна? Это можно проверить! И мы предоставим вам такую возможность.

Статья написана по материалам сайтов: daniladunaev.ru, sferaved.ru, vvs-info.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector