Контрольная работа по конституционному праву

Вопрос №1:

Общее учение о Конституции. Конституция РФ 1993г.: общая характеристика.

1.1 Введение

В жизнедеятельности современного общества особое место принадлежит конституции. Ее содержание и сущностные черты определяются прежде всего тем, что она регулирует важнейшие общественные отношения между гражданином, обществом и государством, закрепляет основы общественного строя, принципы организации государственного аппарата. Она является фундаментом, на котором зиждется правовая и политическая система.

Вне всякого сомнения, конституция явление демократического порядка, поскольку устанавливает равноправие граждан, определенные права и свободы, ограничивает произвол государства, его должностных лиц и представителей. Ее принятие, а тем более последовательная реализация, является фактором стабильности, определенности в развитии общественных отношений.

Конституция, выполняя роль «главного регулятора», осуществляет обобщенную регламентацию наиболее массовых и социально значимых общественных отношений. Ее положения в значительной мере политизированы, ибо регулирование осуществляется на основе учета интересов носителей конкретных социально политических ценностей, реальной социокультурной среды, международной обстановки и внешнеполитических приоритетов, реакции общественного мнения. Конституционные положения содержат концентрированное нормативное выражение принципов внутренней и внешней политики государства.

В самом общем виде конституцию можно определить как основной закон государства, выражающий волю и интересы народа в целом либо отдельных социальных слоев (групп) общества и закрепляющий в их интересах важнейшие начала общественного строя и государственной организации соответствующей страны.

1.2 Понятие Конституции

Конституция это Основной закон государства, выражающий волю господствующего класса или всего общества и закрепляющий основы общественного и государственного строя, права и свободы человека, и гражданина. Слово (термин) конституция» означает «установление», «устройство».

Конституция как Основной закон государства учреждает политическую форму существования общества, систему государственных органов, устанавливает порядок их формирования и способ функционирования.

Конституция в любом государстве это правовой акт высшей юридической силы, своеобразный признак государственности, юридический фундамент государственной и общественной жизни, главный источник национальной системы права. Конституция на высшем уровне регулирует общественные отношения, связанные с организацией власти, правами и свободами, обязанностями человека и гражданина, формами правления и государственного устройства.

Конституция обязательный признак правового государства, основанного на господстве права, отрицании произвола власти и бесправия подвластных. Регулирующая роль конституции касается всего общественного организма. Она охватывает не только государственную организацию, но и негосударственные сферы социально экономическое устройство, культурную жизнь, отношения в сфере гражданского общества. Никакая конституция не может обойти взаимоотношения государства с институтами собственности, общественными и религиозными учреждениями. Нормы конституции, как и право в целом оказывает формирующее воздействие на различные стороны общественной жизни государственно политическую, экономическую, социальную и духовную.

Конституция закрепляет основы конституционного строя государства, его территориальное устройство, основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, организацию и систему государственной власти и управления, устанавливает правопорядок и законность. Поэтому конституционные нормы основополагающие для деятельности государственных органов, политических партий, общественных организаций, должностных лиц и граждан.

Приоритет Конституции не самоцель данного документа, он обеспечивает единообразное применение Закона, является главным критерием при разрешении дел о соответствии Конституции федеральных законов, нормативных актов Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, различных правовых актов субъектов Федерации (включая их конституции и уставы). Необходимость соблюдения Конституции признана практически всеми политическими силами, а это неизбежно влечет за собой повышение значения и ответственности всех государственных правотворческих органов.

Нормы Конституции первичны по отношению ко всем другим правовым нормам. Определённым нормам конституции законодатель придаёт статус прямого и непосредственного действия, что позволяет заинтересованному субъекту требовать защиты своих прав в судебном порядке, ссылаясь только на конституционную формулировку.

Закрепляя наиболее важные общественные отношения, принципиальные положения и основополагающие устои общества, политическую форму его существования, конституция служит правовой базой для текущего законодательства. В этом законодательстве преломляются, раскрываются и конкретизируются положения конституции.

В отличие от обычных законов, Основной закон государства характеризуется стабильностью и долговечностью. Эти качества конституции обусловлены двумя обстоятельствами.

Во первых, в силу абстрактного содержания ее положений она не подвержена постоянным изменениям, во вторых, жесткая процедура по внесению в нее изменений и дополнений служит гарантом ее жизнеспособности и долговечности. Таким образом, все другие законы и правовые предписания властных структур государства должны соответствовать конституции их правовой основе. Те из них, которые противоречат конституционным принципам и нормам, подлежат отмене.

Конституция является уникальным учредительным правовым актом, юридически закрепляющим суверенитет, независимость и верховенство государственной власти. Она выступает правовой основой становления и развития гражданского общества, закрепляет основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, форму государственного устройства, систему институтов государственной власти и местного самоуправления. Конституция обеспечивает стабильность конституционного строя, создаёт баланс институтов государственной власти.

Всё сказанное характерно и для Конституции России. Поэтому можно говорить, что Конституция России это нормативный правовой акт высшей юридической силы, закрепляющий основы конституционного строя; основы правового статуса человека и гражданина; федеративное устройство; систему, принципы организации и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Основные черты Конституции РФ

Относясь к числу правовых актов, Конституция РФ является законом и обладает всеми его чертами.

Основные черты характеризуют конституцию как специфическую реальность, оказывающую мощное воздействие на общественные отношения. Являясь концентрированным политическим выражением состояния общества, уровня его развития, конституция регулирует основополагающие сферы его жизнедеятельности. Это и находит свое воплощение в ее характерных чертах.

Характерной чертой Конституции РФ 1993 г. является ее адекватный характер складывающимся в обществе общественным

отношениям. Она отражает переходный характер российского общества, противоречивый способ его существования. В ней нашли

воплощение то, что достигнуто и отстаивается многонациональным народом России: многообразие форм собственности, конкуренция, свобода экономической деятельности, политический и идеологический плюрализм, признание прав и свобод человека и гражданина, федеративное устройство, основанное на самоопределении и равноправии народов, самостоятельный статус местного самоуправления и т.д.

К характерной черте Конституции РФ 1993 г. относится наличие в ней основополагающих положений. Она содержит нормы, регулирующие наиболее важные общественные отношения и служащие правовой основой для текущего законодательства. Поэтому по своему содержанию они предельно абстрактны, ибо имеют своей целью закрепление самого главного в общественных отношениях.

Характерной чертой Конституции России является также ее прямое действие. Это закреплено в статье 15 Основного закона РФ. В соответствии с этим конституционные нормы не нуждаются в каком либо ином правовом подтверждении. Это придает им действительную высшую юридическую силу и служит гарантом от их искажения.

Наконец, для Конституции Российской Федерации характерны незыблемость и обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Это выражается в том, что Конституция провозглашает, что «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина обязанность государства» (ст.2). При этом особо подчеркивается, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью». В Конституции закрепляются и гарантируются права и свободы человека и гражданина в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права (статья 17).

1.3. Юридические свойства Конституции РФ

Юридические свойства конституции это правовые признаки ее как основного закона государства.

К юридическим свойствам Конституции относятся:

учредительный характер

Учредительный характер Конституции проявляется в том, что ее нормы закрепляют основы государственного и общественного устройства, учреждают важнейшие государственные институты, через которые реализуется государственная власть, принципы их создания и деятельности. Кроме того, конституционные нормы устанавливают порядок создания всех действующих в государстве правовых норм их иерархию в правовой системе.

легитимность

Легитимность Конституции состоит в том, что она принимается народом (путем референдума) или от имени народа (представительным органом государства парламентом или же органом, специально созданным для принятия конституции, учредительным собранием), которому принадлежит вся полнота государственной власти.

Конституцию РФ, принятую всенародным голосование 12 декабря 1993 г. можно назвать легитимной «с определенной долей условности». Ее одобрили 58,4% избирателей, принявших участие в голосовании, что составляет 31% всех зарегистрированных избирателей.

верховенство

В Конституции Российской Федерации 1993 года впервые в истории страны получил закрепление принцип верховенства. Юридическое

верховенство конституции означает ее высшую юридическую силу по отношению ко всем иным нормативным актам, включая и федеральные законы, и упомянутые выше федеральные конституционные законы. Все они должны соответствовать конституции и не могут ей противоречить.

Верховенство Конституции РФ приобретает дополнительное значение в условиях федеративного государственного устройства России, когда субъекты Федерации имеют свою конституцию и свое законодательство. Республиканские конституции и принимаемые субъектами другие нормативно правовые акты не должны противоречить федеральной Конституции (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ).

Юридическое верховенство конституций обычно подчеркивается в них самих. Так, согласно ч.1 ст.15 Конституции РФ 1993 г., «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации». Строгое и точное соблюдение Конституции это наивысшая норма поведения для всех граждан, всех общественных объединений, всех государственных органов.

Таким образом, высшая юридическая сила Конституции характеризует ее место в иерархии нормативных правовых актов, действующих в российской Федерации.

стабильность

Стабильность Конституции важнейшее условие режима законности, устойчивости всей правовой системы и организации государственной власти, определенности отношений между личностью и государством. Стабильность Конституции зависит от многих факторов, например,

от расклада социально политических сил, действующих на политической арене страны, от уровня политической и правовой культуры граждан, от совершенства положений самой Конституции и др.). Гарантией стабильности Конституции РФ служит жесткий порядок ее пересмотра и внесения конституционных поправок.

прямое действие

Конституция РФ имеет прямое действие (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ). Это означает, что нормы Конституции РФ являются непосредственно действующими, то есть для их осуществления не требуется в качестве обязательного условия принятия дополнительных, конкретизирующих отраслевых правовых норм. Вместе с тем многие нормы Конституции РФ, в силу высокого уровня обобщенности правового регулирования, нуждаются в дополнительной регламентации путем принятия актов текущего законодательства.

база текущего законодательства

К числу юридических свойств конституции относится и то, что она является базой текущего законодательства, определяет его характер. Текущее законодательство развивает предписания Конституции, исходит из ее духа при детальном регулировании различных общественных отношений.

Выступая в качестве юридической базы для развития всех отраслей российского права, конституция регулирует и закрепляет процесс создания правовых норм и актов, которыми обеспечивается проведение политических, культурных и социально экономических преобразований в обществе. Насколько стабильным и эволюционным будет развитие самой конституции, настолько реформирование государственной и общественной сфер жизнедеятельности приобретет завершенный характер».

реальность

Реальность Конституции означает соответствие конституционных предписаний (юридической конституции) складывающимся в действительности общественным отношениям (конституции фактической). Другими словами, конституция должна отражать достигнутую ступень развития общественных отношений в политической, экономической, социальной сферах, в противном случае она будет фиктивной.

О реальности конституции свидетельствует исполнимость и гарантированность ее предписаний. Например, возможность граждан, руководствуясь Конституцией, ссылаясь на нее, обращаться за судебной защитой своих прав и свобод является показателем реальности конституционных норм, посвященных правовому статусу личности.

програмность

Конституции проявляется в том, что сформулированные в ней нормы принципы, нормы цели определяют основные направления, цели и задачи дальнейшего развития общества и государства. Так, характеристика Российского государства в качестве правового, содержащаяся в ч.1 ст.1 Конституции РФ, не может служить основанием для признания его таковым, но это идеал, к которому Российская Федерация должна стремиться.

К юридическим свойствам Конституции Российской Федерации относится ее особая охрана, в которой задействована вся система органов государственной власти, осуществляющих эту охрану в различных формах.

Статья 80 Конституции закрепляет, что Президент Российской Федерации является ее гарантом. В своей присяге он обязуется соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации (ст. 82).

Президент вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия их федеральной Конституции. Президент, Совет Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания могут инициировать процедуру разрешения дел в Конституционном Суде России о соответствии Конституции нормативных актов, указанных в ст. 125 Конституции.

Конституционный суд играет важную роль в охране Конституции. Он рассматривает дела о соответствии Конституции Российской Федерации законов и иных нормативных актов как федеральных органов власти, так и субъектов Федерации. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу, а не соответствующий Конституции российской Федерации международный договор не подлежит введению в действие и применению.

1.5. Конституция РФ и Конституции субъектов РФ

Конституция Российской Федерации определила не только положение Основного Закона России, но и конституций (уставов) субъектов Российской Федерации. Конституция (устав) субъекта федерации получил статус учредительного документа. Конституция (устав) признается базовым актом, закрепляющим конституционно правовой статус субъектов.

Конституции республик и уставы областей (краев) выражают принцип равенства субъектов, т.е. уровень их соответствия Конституции РФ должен быть один и тот же. Конституция РФ устанавливает тот особый порядок, который должен обеспечивать соответствие Конституции Российской Федерации конституций (уставов) субъектов Российской Федерации. Обратимся к положениям ст. 72 Конституции Российской Федерации по этому вопросу.

Согласно п. «а» ч.1 ст.72 Конституции к совместному ведению федеральных и региональных органов государственной власти относится обеспечение соответствия конституций (уставов) субъектов РФ Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Конституция Российской Федерации исходит из того, что эти полномочия устанавливаются в Конституции России и федеральных законах. Но они могут содержаться и в договорах органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти ее субъектов (ст. 11).

Это интересно:  Участие граждан в отправлении правосудия

Конституция Российской Федерации устанавливает (статьи 5, 66, 72, 76) весьма высокий статус конституций (уставов) субъектов РФ. Согласно ст. 5 и 66 Конституции РФ конституции (уставы) имеют собственный предмет правового регулирования. Характер этого предмета таков, что в определении его правовых параметров соучаствуют Российской Федерации и субъекты федерации. Следовательно, конституции (уставы) субъектов Российской Федерации, как юридические документы, выражающие волю законодателей России и ее субъектов, выполняют функцию ограничения действия конституционно правовых установлении Российской Федерации.

Практически все уставы и многие конституции субъектов РФ приняты их законодательными органами (парламентами). Путем референдума приняты конституции республик Татарстан, Ингушетия и др. Конституции Дагестана, Калмыкии были приняты специальным органом Конституционным Собранием.

Конституции республик и уставы субъектов РФ имеют высшую юридическую силу на территории своего региона. В некоторых из этих основных законов указывается также и их «прямое действие». Например, статья 9 часть 3 Устава города Москвы гласит: «Устав имеет прямое действие и применяется на всей территории Москвы». Аналогичные положение содержатся в конституциях Бурятии (ст. 11), Ингушетии (ст. 7), республики Коми (ст. 7).

Одним из важнейших элементов правового статуса субъекта РФ является наличие учредительной власти. Учредительная власть характеризуется правом субъекта самостоятельно принимать собственные основные законы (конституцию, устав) и законодательство. Источником учредительной власти, как и любой другой государственной власти, является народ. В частности, именно народ как носитель суверенитета и источник государственной власти закреплен в Конституциях Бурятии (ст. З), Дагестана (ст. 4), Ингушетии (ст. 4), Калмыкии (ст. 5) и некоторых других республик. В большинстве республик установлен также и порядок осуществления власти народом непосредственно и через органы законодательной, исполнительной и судебной власти, а также через органы местного самоуправления. Такие нормы содержатся в Конституциях Бурятии (ст. З), Карелии (ст. З), Коми (ст. 2), Дагестана (ст. 4) и других республик.

Практически во всех республиканских конституциях высшим непосредственным выражением воли народа признаются референдум и свободные выборы. В уставах краев, областей, автономных округов, иных субъектов РФ также закрепляется источник власти. Но если в конституциях республик народ признается источником власти и носителем суверенитета, то в уставах иных субъектов РФ «народ» является лишь источником власти. Так, статья 7 пункт 1 Устава Тамбовской области гласит: «Единственным источником власти в области является народ»; статья 3 Устава Ханты Мансийского автономного округа указывает: «Народ автономного округа осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления». В Уставе Читинской области (статья 3) под народом понимаются граждане РФ, проживающие на территории области. Учредительная власть субъекта РФ проявляется также и в праве самостоятельно вносить изменения и дополнения в учредительные документы. Процедура внесения поправок к конституции (уставу) также различна в разных субъектах РФ. Конституции республик изменяются либо парламентом республики (Ингушетия, Коми), либо специально созданным органом, таким как Конституционное Собрание в Бурятии и Дагестане, либо референдумом (Мордовия, Удмуртия). Следует отметить, что Конституционное Собрание созывается лишь для изменения статей и глав конституций, закрепляющих основы конституционного строя республики, основные права, свободы и обязанности граждан, а также порядок изменения и дополнения самой Конституции.

В некоторых республиках предусматривается народная законодательная инициатива. Так, в Туве с предложением об изменении основного Закона республики может выступить группа избирателей численностью не менее 1 тысячи человек, в Ингушетии не менее 10 тысяч, в Удмуртии не менее 50 тысяч. Решение о необходимости изменения (дополнения) Конституции практически во всех республиках принимается квалифицированным большинством, как правило, в 2/3 голосов членов парламента.

Порядок изменения уставов областей (краев) и других субъектов несколько проще. Специальный орган для изменения устава не создается. Поправки в устав могут вноситься не только квалифицированным, но и простым большинством депутатов парламента, как, например, в Москве, Тюменской области. Можно отметить также особенность Устава Ярославской области, согласно которому раздел 9, предусматривающий порядок внесения изменений и дополнений в Устав, вообще не может быть пересмотрен.

Таким образом, становится очевидным, что процедура изменения основных Законов в республиках более сложная, но и более демократичная (референдум, народная инициатива), чем в областях или краях.

Согласно п. «б» ч. 2 ст. 125 Конституции Конституционный Суд Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации «конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в связи с п.1 ст.85 Конституции Российской Федерации устанавливает право Президента обращаться в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта федерации с представлением о приведении конституции (устава) в соответствие с Конституцией РФ и федеральными законами. Однако федеральные законы, например, «О прокуратуре Российской Федерации» дают многим субъектам возможность оспаривать любую норму конституции (устава) в суде общей юрисдикции.

В связи с этим, Конституционный суд России в своём постановлении от 18.07.2003 г. признал противоречащими Конституции России ряд положений Гражданского Процессуального Кодекса РФ и закона «О прокуратуре РФ», дозволявшим прокурорам обращаться в суд общей юрисдикции с заявлением о признании противоречащими федеральным законам Конституций и Уставов субъектов РФ.

Конституционный суд согласился с позицией заявителей:

«Конституция (устав) субъекта РФ это целостный единый акт, имеющий высшую юридическую силу в системе региональных правовых актов». Конституционные принципы федеративного устройства не должны нарушаться текущим федеральным регулированием посредством законов.

В постановлении особо подчеркивается, что уставные документы субъектов РФ являются учредительными и имеют особую правовую природу, что и предопределяет различия в порядке их судебной проверки. В связи с этим, подчеркивается в постановлении, проверка уставных документов может быть осуществлена только в порядке конституционного, а не административного или гражданского судопроизводства.

Заключение

С принятием конституции Российской Федерации 1993 г. в нашей стране начался новый этап государственной реформы. Будучи принятый всенародным голосованием, федеральный Основной Закон сыграл заметную позитивную роль в закреплении демократических преобразований в России, в том числе и в сфере федеративных отношений.

Конституция РФ 1993 года первая в истории страны полноценная конституция, признающая неотчуждаемость основных прав и свобод человека и предусматривающая демократизм организации публичной власти, ее правовой характер.

Конституция является фундаментом системы права, главным системообразующим фактором. Конституция Российской Федерации –

бесспорная и единственная в своем роде правовая гарантия стабильности политического и общественного строя, это генеральное соглашение между всеми социальными группами, включая власть, бизнес, общество в целом, о фундаментальных правилах, по которым живет страна.

Таким образом, можно сделать вывод: юридическая природа Конституции РФ проявляется в ее чертах и юридических свойствах, которые отражают специфику ее нормативно правового содержания.

Вопрос №2

Ряд депутатов Государственной Думы после ратификации договора между Россией и Украиной направили в Конституционный Суд запрос о соответствии его Конституции РФ. Совет Федерации РФ, не дожидаясь решения Конституционного Суда, ратифицировал договор.

Используя нормы Конституции РФ, нормы о Конституционном Суде РФ, регламентов палат парламента РФ, иных необходимых актов, оцените сложившуюся ситуацию. Законно ли в ней действовал Совет Федерации РФ?

Вопрос №3

Проанализируйте текст Конституции РФ 1993г. и выявите законы (иные нормативные правовые акты), принятие которых прямо требует Конституция РФ и которые уже приняты. Составьте перечень этих актов виде сравнительной таблицы. Какие из них еще не приняты?

Темы контрольных работ по курсу «Конституционное право России»

1. Конституция Российской Федерации: понятие, характеристика и содержание.

2. Конституционный строй Российской Федерации: понятие и принципы.

3. Права, свободы и обязанности человека и гражданина в Российской Федерации: понятие, конституционное закрепление.

4. Понятие, принципы гражданства Российской Федерации.

5. Понятие и принципы федеративного устройства Российской Федерации.

6. Понятие и принципы избирательного права Российской Федерации.

7. Понятие и виды избирательных систем, применяемых в России.

8. Правовые основы и порядок организации выборов в России.

9. Организация государственной власти в России: принципы организации, органы, осуществляющие государственную власть.

10. Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации.

11. Порядок выборов и вступления в должность Президента Российской Федерации.

12. Полномочия Президента Российской Федерации.

13. Основания и порядок досрочного прекращения полномочий Президента Российской Федерации.

14. Федеральное Собрание Российской Федерации — представительный и законодательный орган государственной власти Российской Федерации.

15. Порядок формирования и компетенция Государственной Думы РФ.

16. Порядок формирования и компетенция Совета Федерации РФ.

17. Законодательный процесс в Российской Федерации.

18. Правительство Российской Федерации — высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации: порядок формирования, полномочия.

19. Полномочия Правительства Российской Федерации. Акты Правительства Российской Федерации.

20. Конституционно-правовой статус высшего должностного лица субъекта Российской Федерации: общая характеристика.

21. Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации: порядок формирования, полномочия.

22. Законотворческий процесс законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

23. Исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации: виды, порядок формирования, полномочия.

24. Ответственность законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации: правовая основа и порядок реализации.

25. Ответственность исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: правовая основа и порядок реализации.

26. Понятие и функции судебной власти в Российской Федерации.

27. Принципы осуществления судебной власти в Российской Федерации.

28. Судебная система Российской Федерации.

29. Конституционно-правовой статус судей в Российской Федерации.

30. Конституционный Суд Российской Федерации: место в судебной системе, состав, структура и порядок формирования.

31. Полномочия и порядок деятельности Конституционного Суда РФ.

32. Прокуратура Российской Федерации: конституционно-правовые принципы организации, структура, полномочия.

33. Модели местного самоуправления.

34. Конституционно-правовые основы местного самоуправления в Российской Федерации.

35. Формы осуществления местного самоуправления в Российской Федерации.

Вопросы для подготовки к зачету (экзамену) по курсу «Конституционное право России»

1. Понятие и предмет отрасли конституционного права.

2. Конституционно-правовые нормы: понятие, классификация, особенности.

3. Источники конституционного права.

4. Система конституционного права.

5. Конституционно-правовые отношения: понятие, структура, особенности.

6. Основные этапы конституционного развития России.

7. Понятие и классификация конституций.

8. Функции конституции.

9. Юридические свойства конституции.

10. Общая характеристика Конституции Российской Федерации.

11. Порядок разработки, принятия и изменения Конституции РФ.

12. Понятие и содержание основ конституционного строя России.

13. Социальное государство.

14. Светское государство.

15. Демократическое государство.

16. Понятие и структура правового статуса личности.

17. Принципы правового статуса личности.

18. Понятие и классификация конституционных прав и свобод.

19. Содержание личных прав и свобод человека и гражданина в России.

20. Содержание политических прав и свобод граждан РФ.

21. Содержание социально-экономических прав и свобод человека и гражданина в России.

22. Понятие и содержание конституционных обязанностей.

23. Формы непосредственной и представительной демократии.

24. Ограничение конституционных прав и свобод.

25. Гарантии конституционных прав и свобод.

26. Понятие и принципы гражданства Российской Федерации.

27. Способы приобретения гражданства Российской Федерации.

28. Основания прекращения гражданства России.

29. Государственные органы Российской Федерации, ведающие вопросами гражданства.

30. Правовые режимы нахождения иностранных граждан в Российской Федерации.

31. Особенности правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.

32. Правовой статус беженцев.

33. Правовой статус вынужденных переселенцев.

34. Предоставление Российской Федерацией политического убежища.

35. Государственно-территориальное устройство: понятие и виды.

36. Федеративное государство: понятие, виды.

37. Унитарное государство: понятие, виды.

38. Конституционные принципы федеративного устройства Российской Федерации.

39. Конституционно-правовой статус Российской Федерации.

40. Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации.

41. Понятия и принципы избирательного права.

42. Избирательная система Российской Федерации.

43. Правовые основы и порядок организации выборов в Российской Федерации.

44. Гарантии избирательных прав граждан.

45. Понятие и содержание статуса депутатов в Российской Федерации.

46. Права и обязанности депутатов представительных органов государственной власти в Российской Федерации.

47. Гарантии депутатской деятельности в Российской Федерации. Ответственность депутатов.

48. Понятие и признаки органа государственной власти.

49. Конституционные принципы организации и деятельности органов государственной власти в РФ.

50. Парламент: порядок образования, виды, функции.

51. Федеральное Собрание РФ: порядок формирования, структура, компетенция.

52. Совет Федерации Федерального Собрания РФ: порядок формирования, состав, структура.

53. Компетенция Совета Федерации Федерального Собрания РФ.

54. Государственная Дума Федерального Собрания: порядок избрания, структура, состав.

55. Компетенция Государственной Думы Федерального Собрания РФ.

56. Организационно-правовые формы деятельности палат Федерального Собрании РФ.

57. Понятие и содержание законодательного процесса в Российской Федерации.

58. Субъекты права законодательной инициативы.

59. Акты палат Федерального Собрания РФ: понятие, виды.

60. Основания и порядок роспуска Государственной Думы Федерального Собрания РФ.

61. Глава государства: понятие, виды, полномочия.

Это интересно:  Метод правового регулирования конституционного права

62. Порядок выборов и вступления в должность Президента РФ.

63. Полномочия Президента РФ.

64. Акты Президента РФ.

65. Досрочное прекращение полномочий Президента РФ.

66. Основания и порядок отрешения от должности Президента РФ.

67. Органы при Президенте РФ.

68. Понятие и структура федеральных органов исполнительной власти в РФ.

69. Правительство: понятие, способы формирования, полномочия.

70. Порядок формирования и состав Правительства России.

71. Компетенция Правительства России.

72. Основания и порядок отставки Правительства РФ.

73. Акты Правительства РФ.

74. Прекращение полномочий Правительства РФ.

75. Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ: порядок формирования, структура, компетенция.

76. Исполнительные органы государственной власти субъектов РФ: порядок образования, структура, компетенция.

77. Конституционные принципы организации и деятельности судебной власти.

78. Судебная система Российской Федерации.

79. Верховный Суд Российской Федерации.

80. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.

81. Конституционный Суд Российской Федерации: структура и организация деятельности.

82. Полномочия Конституционного Суда РФ.

83. Статус судьи Конституционного Суда РФ.

84. Конституционно-правовые основы организации и деятельности Прокуратуры РФ.

85. Понятие и виды правоохранительных органов.

86. Модели местного самоуправления.

87. Понятие и принципы местного самоуправления в Российской Федерации.

88. Формы осуществления местного самоуправления в Российской Федерации.

89. Порядок формирования и структура органов местного самоуправления в Российской Федерации.

90. Понятие и содержание гарантий местного самоуправления в Российской Федерации.

СОДЕРЖАНИЕ

I. Общие положения по изучению дисциплины……………………..…………. 3

II. Методические рекомендации по изучению тем дисциплины……………….10

Контрольная работа по конституционному праву

1. Правительство РФ имеет право издавать:

+ постановления и распоряжения;

– постановления и указы;

– распоряжения и протоколы.

2 — Тест. Правом толкования Конституции РФ обладает:

+ Конституционный Суд РФ;

– Президент РФ и Правительство РФ;

– Федеральное Собрание РФ.

3. Что входит в предмет конституционного права РФ?

+ Общественные отношения, связанные с конституционным строем и устройством государства, правовым статусом личности, организацией и деятельностью органов государства и местного самоуправления;

– Общественные отношения, возникающие по поводу приобретения гражданства РФ, трудовой деятельности иностранных граждан на территории РФ и несения ими уголовной ответственности в случае совершения преступлений;

– Общественный отношения в области экономики с участием госкорпораций, их взаимодействия с иностранными компаниями и заключения международных соглашений в различных сферах сотрудничества.

4. Норма, содержащаяся в п. 1 ст. 97 Конституции РФ, согласно которой депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участия в выборах, является:

+ нормой конкретного (непосредственного) действия;

5. По характеру содержащихся предписаний конституционно-правовые нормы можно разделить на:

+ управомочивающие, обязывающие и запрещающие;

– императивные и диспозитивные;

– постоянные и временные.

6. Какое утверждение неверно?

+ Конституция обладает такой же юридической силой, как и любой закон в РФ.

– Для принятия конституционных поправок используется особый порядок.

– Конституция РФ закрепляет основы всех иных отраслей права.

7. Устои и важнейшие принципы, целью которых является обеспечение конституционного характера государства – это:

+ основы конституционного строя;

– верховенство Конституции РФ над другими законами;

– содержание конституционно-правовых отношений.

8. Что, согласно Конституции РФ, является высшей ценностью?

+ Человек, его права и свободы;

– Целостность и неприкосновенность территории РФ;

– Народ как носитель суверенитета и единственный источник власти в РФ.

9. Что понимается под государственным суверенитетом?

+ Выраженные в праве независимость, автономность и признание верховенства государственной власти, а также возможность реализовывать внешнюю и внутреннюю политику государства по своему усмотрению;

– Закрепленные в Конституции РФ: отсутствие официальной религии государства, отделение от него религиозных организаций и их равноправие перед законом;

– Деление государственной власти РФ на законодательную, исполнительную и судебную, что обеспечивает демократический режим правления.

10. Конституционная правоспособность – это:

+ признаваемая, неотчуждаемая и гарантируемая способность каждого человека иметь с рождения права, свободы и выполнять обязанности в соответствие с общепризнанными началами и правовыми нормами международного и национального законодательства;

– закрепленное Конституцией РФ право гражданина избираться и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, а также участвовать в референдуме;

– предусмотренный Главой 9 Конституции РФ особый порядок принятия поправок и пересмотра ее положений.

11. Устойчивой правовой связью лица с государством, которая выражена в их совокупных правах и обязанностях, называют:

12. Право на защиту своей чести и доброго имени относится:

+ к личным правам и свободам;

– к политическим правам;

– к социальным правам.

13. По территориально-политическому устройству все государства делятся на:

+ унитарные, федеративные и конфедерации;

– монархии, республики и теократии;

– тоталитарные, авторитарные и демократические.

Тест — 14. Если Указ Президента РФ противоречит Конституции РФ, будут действовать нормы:

– Указа Президента РФ;

– На усмотрение правоприменительного органа.

15. Сколько судей входят в состав Конституционного Суда РФ?

16. Решение вопроса о доверии Правительству РФ относится к ведению:

17. Если избранным становится кандидат, который получил простое большинство голосов, т. е. больше, чем его конкуренты по отдельности, то это:

+ мажоритарная система относительного большинства;

– мажоритарная система квалифицированного большинства;

– мажоритарная система абсолютного большинства.

18. Территориальная единица, созданная для организации проведения голосования и подсчета голосов – это:

19. Как называется вступительная часть Конституции РФ?

20. Кому или чему, согласно Конституции РФ, подчиняются судьи?

+ Конституции РФ и федеральному закону;

– Президенту РФ и его указам;

21. Какое из утверждений неверно?

+ Референдум не является формой реализации местного самоуправления;

– Население само определяет структуру органов местной власти;

– Местные органы власти вправе самостоятельно формировать местный бюджет.

22. Кем утверждается военная доктрина РФ?

– Федеральным Собранием РФ.

23. За какие категории преступлений в качестве исключительной меры наказания может устанавливаться смертная казнь?

+ За особо тяжкие преступления против жизни;

– За тяжкие и особо тяжкие преступления против жизни и здоровья;

–За особо тяжкие преступления против общественной безопасности и общественного порядка.

24. Что гарантируется каждому Конституцией РФ?

+ Оплачиваемый ежегодный отпуск;

– Ежеквартальная премия по результатам работы;

– Бесплатное высшее образование при окончании средней школы.

25. Какое из указанных утверждений верно, исходя из прямого толкования норм Конституции РФ?

+ Вид и характер республиканской формы правления в России Конституцией РФ не определены;

– Россия – президентская республика;

– России – парламентская республика.

26. Какие субъекты РФ имеют свою конституцию и законодательство?

– Республики и автономные округа;

– Республики, автономные округа и автономные области.

27. Создание каких условий является целью политики социального государства?

+ Которые обеспечивают достойную жизнь и свободное развитие человека;

– Которые направлены на эффективное расходование бюджетных средств на социальную сферу;

– Которые создают предпосылки для экономического роста государства.

28. Какое условие называет Конституция РФ для возможности применить закон?

+ Официальное опубликование закона для всеобщего сведения;

– Принятие его квалифицированным большинством депутатов Государственной Думы;

– Факт подписания закона Президентом РФ.

29. Кем образуется счетная Палата РФ?

+ Советом Федерации и Государственной Думой;

30. Что из перечисленного относится к ведению Совета Федерации?

+ Утверждение указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения;

– Назначение на должность и освобождение от должности Председателя ЦБ РФ;

31 — тест. Источники конституционного права

+ действующие в настоящий момент нормативные правовые акты (конституционно-правовой обычай, акты органов судебного конституционного (уставного) контроля, нормативно-правовой акт, нормативный договор)

— исключительно Конституция РФ и решения Конституционного суда.

— Референдумы, выборы, непосредственное волеизъявление народа

Тест. 32. Предметом конституционного права является:

+ фундаментальные правовые отношения, которые определяют основы конституционного строя Российской Федерации, федеративного устройства, связь личности, общества и государства, а также относящиеся к сфере организации государственной и местной властей;

— Основной Закон государства – Конституция Российской Федерации, ее действие и практика применения;

— общественные, политические и экономические отношения между Российской Федерацией и другими государствами.

33. Конституционное право РФ как отрасль – это:

+ система норм права, которые регулируют общественные отношения, входящие в предмет конституционного права;

— право уполномоченных законом субъектов вносить поправки в Конституцию РФ;

— комплекс упорядоченных норм, которые регламентируют общественные отношения в сфере реализации государственной федеральной власти и ее взаимоотношений с региональной и муниципальной.

34. Всенародное голосование называется:

35. Каково второе название конституционного права?

36 — тест. Основным конституционным правом человека является право:

— на свободу слова.

37. К источникам конституционного права относится:

+ нормативный правовой акт;

— практика системы арбитражных судов;

38. Объявление амнистии относится к компетенции:

+ Государственной Думы РФ;

39. Конституционный Суд имеет право:

+ толковать Основной Закон государства;

— осуществлять помилование и объявлять амнистию;

— вносить поправки в Конституцию РФ.

40. Субъектом конституционного права РФ не является:

+ административно-территориальная единица другого государства;

— лицо без гражданство, проживающее на территории РФ.

Тест. 41. Отношения, регулируемые конституционным правом:

+ составляют его предмет;

— являются его источниками;

— служат его функциями.

42. Действия граждан или их объединений, состоящие в подготовке и распространению сведений, имеющих целью побудить избирателей проголосовать тем или иным образом, – это:

43. Организованное публичное выражение мнения группы граждан, которые во время движения несут плакаты или транспаранты, называется:

44. Высшим коллегиальным органом исполнительной власти в РФ является:

45. Какой государственный орган призван осуществлять надзор за исполнением принятых на территории РФ законов?

— Министерство внутренних дел РФ;

— Верховный Суд РФ.

46. Какой документ выдается иностранному гражданину с целью подтверждения его права на проживание на территории России и беспрепятственный въезд/выезд из нее?

+ Вид на жительство;

— Разрешение на работу;

— Паспорт гражданина РФ.

47. Как называется специальный правовой режим, который вводится на территории страны при наличии внешней угрозы или агрессии?

48. Лицо, которое кроме гражданства России имеет подданство/гражданство другого государства, называется:

49. Какой из указанных документов обладает высшей юридической силой?

— Постановление Правительства РФ.

50. Какой этап законодательного процесса является первым?

— Рассмотрение в первом чтении;

51. Связь государства и гражданина, обусловливающая наличие между ними обоюдных прав и обязанностей, называется:

52. Какое количество субъектов входит в состав России в настоящее время?

53. Каким статусом субъекта РФ обладает Саха (Якутия)?

— Город федерального значения.

54. Государственный аппарат является частью:

— Администрации Президента РФ;

— правового статуса субъекта конституционного права.

55. Кем может заполняться избирательный бюллетень?

+ Только самим избирателем;

— Членом избирательной комиссии;

— Кандидатом на выборную должность.

56. Фальсификация итогов референдума – это нарушение закона, за которое предусмотрена:

57. Минимальный возраст гражданина для того, чтобы он прошел регистрацию в качестве кандидата на пост Президента РФ, составляет:

Будь умным!

Заказать написание уникльной работы

» xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

» xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ»

;color:#000000″ xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>(Западно – Сибирский филиал)

ФАКУЛЬТЕТ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

ДЛЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ

;color:#000000″ xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>(ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ)

;color:#000000″ xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

;color:#000000″ xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>по дисциплине «Конституционное право России»

Студентка 1 курса

заочной формы обучения

Дата представления работы

«30 » декабря 2013 г.

;font-family:’Times New Roman’;color:#000000″ xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>
-1-

;font-family:’Times New Roman’;color:#000000″ xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Содержание:

;font-family:’Times New Roman’;color:#000000″ xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Теоретический вопрос « ;font-family:’Times New Roman'» xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Проблемы реализации положений

;font-family:’Times New Roman'» xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Конституции Российской Федерации». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2

;font-family:’Times New Roman'» xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Задача . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8

;font-family:’Times New Roman'» xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9

;font-family:’Times New Roman'» xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>-2-

;font-family:’Times New Roman'» xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>1. ;font-family:’Times New Roman'» xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Теоретический вопрос.

;font-family:’Times New Roman'» xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Проблемы реализации положений Конституции РФ.

;text-decoration:underline;color:#000000″ xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Реализация Конституции РФ

  • ;color:#000000″ xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Реализация ;color:#000000″ xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»> (от позднелат. ;color:#000000″ xml_lang=»en-US» lang=»en-US»>Realis ;color:#000000″ xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»> – вещественный, действительный) – осуществление какого-либо плана, проекта, программы, намерения.
  • ;color:#000000″ xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Реализация права ;color:#000000″ xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»> – процесс воплощения правовых предписаний в поведении субъектов права.

;color:#000000″ xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Процесс воплощения Конституции уникален вследствие ее неповторимости, придающей специфические черты и механизму ее действия.

  • ;color:#000000″ xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Реализация Конституции ;color:#000000″ xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»> – процесс воплощения конституционных норм во всех сферах жизни общества, при этом участниками этого процесса выступают практически все социальные субъекты. Достижение содержащихся в ней целей рассчитано на длительный исторический период, требует консолидации (объединения) общественных сил.

;color:#000000″ xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Рассмотрим формы реализации конституции.

  1. ;color:#000000″ xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Соблюдение ;color:#000000″ xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»> (им реализуются запрещающие нормы) – пассивное воздержание от действий, запрещенных юридическими нормами.
  2. ;color:#000000″ xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Исполнение ;color:#000000″ xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»> (через него реализуются обязывающие нормы). По характеру оно противоположно соблюдению – это активное действие, направленное на претворение в жизнь обязывающих предписаний юридических норм.
  3. ;color:#000000″ xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Использование ;color:#000000″ xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>(через него реализуются уполномочивающие нормы) представляет собой такую форму реализации, когда соответствующие субъекты совершают дозволенные Конституцией действия и осуществляют предоставленные им права.
  4. ;color:#000000″ xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Применение права ;color:#000000″ xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»> – властная деятельность компетентных органов по реализации правовых норм относительно конкретных жизненных случаев и индивидуально-определенных лиц.

;color:#000000″ xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Специфика применения конституционных норм проявляется в том, что оно производится по субъективному усмотрению правоприменителей.

;color:#000000″ xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>- ;color:#000000″ xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>3-

;text-decoration:underline;color:#000000″ xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Проблемы реализации

» xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Одной из острых проблем, стоящих на пути развития и становления российского законодательства, является некачественность принимаемых нормативно-правовых актов, что непосредственно сказывается на их престиже в обществе. Наиболее негативной характеристикой «некачественного» нормативно-правового акта представляется его неконституционность. При этом речь идет обо всех уровнях правотворчества (федеральном, региональном, муниципальном). К сожалению, одна треть законов субъектов Российской Федерации, принятых за последние два года (их зарегистрировано Министерством юстиции РФ около 50 тысяч), являлась до последнего времени не соответствующей Конституции РФ.

Это интересно:  Сумма пеней или сумма пени как правильно

» xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Другая проблема состоит в том, что повышение уровня конституционного правосознания должно стимулировать правотворческую деятельность государства, направленную на разработку и юридическое закрепление новых политико-правовых институтов, совершенствование демократических механизмов осуществления государственной власти, усиление гарантий прав человека. Эти процессы развиваются в России непоследовательно, противоречиво. Многие действительно полезные демократические правовые установления нередко остаются нереализованными в силу того, что они неадекватно воспринимаются общественным сознанием, а порой и средствами массовой информации.

» xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Конституционное правосознание, являющееся опосредующим звеном между конституционно-правовой нормой и ее реализацией на практике, выполняет в рамках регулятивного воздействия на поведение (деятельность) людей важную реализаторскую функцию.

» xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>При этом не следует рассматривать конституционное правосознание в качестве условия эффективной реализации лишь норм конституционного права. Специфика конституционного правосознания как высшей формы правового сознания позволяет говорить о его значительной роли в механизме реализации права в целом. Человек не должен и не в силах знать весь объем правовых установлений, однако даже при отсутствии необходимых знаний о конкретных правовых нормах он совершает правомерные поступки или воздерживается от совершения неправомерных. Это связано с тем, что уровень правового сознания человека определяется не только знанием конкретных норм права, но и знанием его принципов, основополагающих исходных положений. Последние же в большей степени сконцентрированы в конституционном законодательстве и, в первую очередь, в Конституции РФ. Следовательно, от уровня конституционного правосознания, характеризующегося, в том числе и степенью информированности о конституционно-правовых ценностях, зависит поведение человека в юридически значимых ситуациях и эффективное действие механизма реализации права.

» xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Наличие у индивида знаний о своих конституционных правах и свободах существенно влияет на формирование конституционно-правовой психологии личности. Однако, для реализации конституционных прав и свобод, их восстановления в случае нарушения определяющее значение имеет наличие рациональных компонентов в системе конституционного правосознания: знаний, представлений о конкретных юридических предписаниях, способах защиты прав и свобод.

» xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Близкими формами реализации правовых норм, по характеру воздействия на них конституционного правосознания, являются их соблюдение и исполнение. Однако тесная связь исполнения и соблюдения правовых предписаний не означает их тождественности. Отграничить их можно, в частности, по особенностям форм и способов проявления конституционного правосознания, его отдельных структурных компонентов.

» xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Существенное влияние на формирование в сознании личности необходимого для добросовестного и эффективного соблюдения и исполнения юридических норм положительного социально-психологического климата, по мнению автора, оказывает практическая деятельность государственных органов, их должностных лиц, органов местного самоуправления, общественных объединений. Конституционность их деятельности должна обеспечивать преодоление отчуждения граждан от государства, формирование у граждан чувства конституционной законности.

» xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Без достаточно высокого уровня конституционного правосознания немыслима и деятельность субъектов, осуществляющих применение права. Особая роль конституционного правосознания в процессе применения не только конституционно-правовых предписаний, но и права в целом обусловлена, прежде всего, ведущей ролью Конституции РФ в системе источников права России и приоритетом конституционного права перед всеми остальными отраслями российского права. К тому же, применение самих конституционных норм может быть осуществлено несколькими способами: во-первых, конституционные предписания могут быть применены самостоятельно; во-вторых, совместно с отраслевыми нормами, и, что важно, в случае необходимости вместо них; в-третьих, конституционные нормы могут быть применены для официального толкования норм отраслевого законодательства.

» xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Особенностью многих конституционных норм является то, что их реализация возможна лишь в результате правоприменительной деятельности государственных органов и других уполномоченных на то субъектов. Им, так же как и многим другим правовым нормам, может быть свойственно альтернативное начало, то есть установление двух или более вариантов выполнения предписания и оставление выбора одного из них на усмотрение субъекта правореализации (С.А. Авакьян). В этих случаях идеологические и психологические компоненты конституционного правосознания в своем единстве позволяют субъектам правоприменения выработать

» xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>оптимальные варианты правореализации в соответствии с требованиями конституционной законности.

» xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Отмечая позитивные изменения в сфере прав человека, в связи с новой Конституцией, к сожалению, следует констатировать что, существенного прогресса в обеспечении и защите прав, свобод и законных интересов жителей не усматривается. Это, прежде всего, связано с состоянием экономики; несоответствием ряда нормативных актов, приказов, распоряжений, затрагивающих права граждан, федеральному и региональному законодательству; укоренившимся в сознании граждан неуважением к закону; попыткой некоторых граждан реализовать свои права в ущерб правам и интересам других лиц; пренебрежительным отношением ряда должностных лиц к правам граждан; ослаблением контроля со стороны государства за соблюдением их прав и свобод, недостаточного уровня понимания Конституционных положений.

Наличие жалоб свидетельствует о том, что конкретные права граждан, гарантированные им Конституцией Российской Федерации, в должной мере не реализуются.
Рассмотрим некоторые из них.

» xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Имело место нарушение фундаментального права граждан на жизнь, предусмотренное статьей 20 Конституции РФ. Обращает на себя внимание число граждан, погибших насильственной смертью.

» xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Не все благополучно обстояло в области с реализацией гражданами права на охрану здоровья, на медицинскую помощь, закрепленного в статье 41 Конституции РФ. Имели место жалобы на недоступность бесплатных медицинских услуг в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, высокую стоимость лекарственных средств, дефицит необходимой современной медицинской техники и другое.

» xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Далеко не всегда, граждане в соответствии со ст. 12 Конституции РФ могли получить достоверную и своевременную информацию о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая информацию о санитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания, других факторах.

» xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Не на должном уровне в области реализовывалось конституционное право граждан на государственную защиту материнства, детства, семьи.

» xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Юридическое закрепление прав детей в России Конституцией Российской Федерации в соответствии с Всеобщей декларацией прав человека, Конвенцией ООН о правах ребенка не всегда ведет к их фактическому соблюдению и реализации.

» xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Анализируя проблемы реализации и защиты прав детей, приходится констатировать, что Россия пока не выполнила одной из главных рекомендаций Комитета ООН по правам ребенка – не создала работающие механизмы рассмотрения жалоб детей на жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение. До сих пор в России не решен вопрос о создании ювенальной юстиции, как подсистемы общего правосудия, функционирование которой могло бы дать положительный результат в деле проведения государственной политики по охране прав детства.

» xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Имели место случаи затруднения реализации права жителей на образование, поскольку не всегда государственные органы и должностные лица обеспечивали на должном уровне создание системы соответствующих социально-экономических, организационных условий для получения гражданами надлежащего образования.

» xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Большое количество жалоб поступило в связи с нарушением предусмотренного статьей 40 Конституции РФ права на жилище.

Исходя из обращений граждан, особо актуальной продолжает оставаться проблема реализации права на жилище малоимущими гражданами. Уполномоченный констатирует, что ст. 40 Конституции РФ, закрепляющая положение о том, что малоимущим гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из негосударственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами, практически не реализуется.

» xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Также поступали жалобы граждан по проблемам, связанным с реализацией права на судебную защиту, предусмотренную статьей 46 Конституции РФ.

» xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>В соответствии со статьей 48 Конституции РФ каждому гражданину гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В области существуют серьезные проблемы с реализацией этого гарантированного права. Высокая плата за оказание юридических услуг привела к тому, что не только малоимущим слоям населения становится недоступным получение квалифицированной юридической помощи, но и большинству населения с более или менее устойчивыми доходами.

» xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Исходя из анализа жалоб граждан, можно констатировать, что имело место ограничение права свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, предусмотренного статьей 27 Конституции РФ. В основном, это ограничение было связано с отсутствием паспорта гражданина Российской Федерации и отсутствием регистрации по месту пребывания и жительства.

» xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Ограничение свободы передвижения граждан наблюдалось в связи с отсутствием у них в паспорте штампа о регистрации по месту пребывания или жительства. Многие граждане, не имеющие регистрации по месту жительства, попадают в нетерпимое положение. Государство как бы вычеркивает их из жизни – они лишены не только социальных прав (на жилище, медицинскую помощь и т.п.), но и гражданских, и политических прав, а подчас и права на жизнь. Отсутствие регистрации по месту жительства ведет к отсутствию нормальной работы. Многие работодатели даже не хотят разговаривать с гражданином, если он не зарегистрирован по месту жительства. Поэтому вышеуказанные граждане держатся за самую тяжелую, низкооплачиваемую работу и боятся куда-то переехать, попытаться улучшить условия своей жизни на новом месте, опять же из-за отсутствия регистрации.

» xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Недостаточно активно реализовывалось право граждан на осуществление ими властных полномочий через референдумы, сходы, собрания граждан, всенародные обсуждения, предусмотренное статьей 3 Конституции РФ, что могло бы снять многие спорные вопросы между гражданами и государственными структурами при принятии различных решений органов власти и местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы граждан.

;font-family:’Times New Roman'» xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что наиболее значимыми для граждан и остро переживаемыми являются нарушения социально-экономических прав жителей, признанных гарантировать достойный для человека уровень жизни, невозможность их реализации, что ведет к недоверию населения к власти, порождает инертность у многих граждан к защите своих прав, неверие в возможность их реализации.

;font-family:’Times New Roman’;color:#000000″ xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>-8-

;font-family:’Times New Roman’;color:#000000″ xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>2. Задача ;font-family:’Times New Roman’;color:#000000″ xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>:

;font-family:’Times New Roman’;color:#000000″ xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Иванов Иван Александрович родился на территории РСФСР в 1957 году. В 1987 году он выехал вместе с семьей на постоянное место жительства в Советскую Республику Казахстан. Гражданство Республики Казахстан имеет он и его жена. 28 ноября 2010 года Иванов Петр Сергеевич обратился к вам с письмом-просьбой рассказать, как ему оформить статус гражданина Российской Федерации.

;font-family:’Times New Roman’;color:#000000″ xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Родители Иванова Петра Сергеевича проживают в РФ, в г. Екатеринбурге, являются гражданами России. Мать П.С. Иванова – инвалид II группы. Как следует решить вопрос о его гражданстве по действующему законодательству Российской Федерации?

;color:#000000″ xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Исходя из Федерального закона о гражданстве Российской Федерации Ст. 4, п. 7. Наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.

;color:#000000″ xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Ст.6, п 2. ;color:#000000;background:#ffffff» xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации. ;color:#000000″ xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>

» xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Ст.14, п. ;color:#000000″ xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»> 1. Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться » xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>с » xml_lang=»-none-» lang=»-none-«> » xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>заявлениями » xml_lang=»-none-» lang=»-none-«> » xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктом «а» части первой » xml_lang=»-none-» lang=»-none-«> » xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>статьи 13 ;color:#000000″ xml_lang=»-none-» lang=»-none-«> ;color:#000000″ xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>настоящего Федерального закона, если указанные граждане и лица:

;color:#000000″ xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>а) имеют хотя бы одного родителя, имеющего гражданство Российской Федерации и проживающего на территории Российской Федерации;

;color:#000000″ xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Иванов Иван Александрович имеет родителей, у которых российское гражданство, поэтому он может обратиться с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке. ;font-family:’Arial’;color:#000000″ xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>

;font-family:’Arial’;color:#000000″ xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>

;font-family:’Arial’;color:#000000″ xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>

;color:#000000″ xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>-9-

;text-decoration:underline;color:#000000″ xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Список литературы:

  1. ;color:#000000″ xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Комментарий Конституции РФ (под редакцией Б.Н.Топорина)
  2. ;color:#000000″ xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Аргументы и факты: «Так ли есть на самом деле?» (В.Ю.Фролов) (Жалобы на нереализацию Конституции)
  3. ;color:#000000″ xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>А.Н.Головистикова, Л.Ю.Грудцына: «Конституция РФ»
  4. ;color:#000000″ xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Л.Ю.Грудцына: «Проблемы реализации конституционных гарантий прав и свобод граждан»
  5. ;color:#000000″ xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>В.О.Лучин: «Конституция РФ; Проблемы реализации»
  6. ;color:#000000″ xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>П.А.Николаева: «Новый уровень правосознания в России».
  7. ;color:#000000″ xml_lang=»ru-RU» lang=»ru-RU»>Федеральный закон о гражданстве РФ.

Заказать написание уникльной работы

Материалы собраны группой SamZan и находятся в свободном доступе

Статья написана по материалам сайтов: cyberpedia.su, testua.ru, samzan.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector