Лесная декларация правила заполнения 2020 года

Одним из важнейших нововведений нового Лесного кодекса является переход от разрешительной системы лесопользования к заявительной в случаях, когда основанием для использования лесов являются договора аренды или постоянного (бессрочного) пользования. Заявительная система лесопользования распространяется на все виды использования лесов, связанные с их предоставлением в аренду или в постоянное (бессрочное) пользование. Ниже будут рассмотрены проблемы этой системы на примере одного из видов использования лесов — заготовки древесины. В случае заготовки древесины заявительная система лесопользования распространяется только на договора аренды, поскольку заготовка древесины на основании договоров постоянного (бессрочного) пользования не предусматривается (ст. 29 ЛК РФ).

Принципиальное отличие новой системы от старой состоит в следующем. В соответствии с Лесным кодексом 1997 года, договор аренды сам по себе не являлся достаточным основанием для заготовки древесины — на каждую конкретную лесосеку арендатор был обязан получить разрешительный документ установленного образца на специальном номерном бланке (лесорубочный билет), срок действия которого составлял один год, с возможностью продления в исключительных случаях. Именно лесорубочный билет являлся основным документом, подтверждающим право рубки. Конкретные параметры каждой конкретной лесосеки определялись дополнительными документами, в обязательном порядке прилагавшимися к каждому лесорубочному билету — технологической картой и ведомостью материально-денежной оценки лесосеки. Документом лесного планирования, на основании которого выписывался лесорубочный билет, был план рубок на арендный участок или материалы лесоустройства, в зависимости от конкретной ситуации. На протяжении переходного периода, связанного с введением нового Лесного кодекса (2007 и 2008 г.г.) в основном действовала старая система лесопользования.

В соответствии с Лесным кодексом 2006 года, договор аренды сам по себе является основанием для заготовки древесины (ст. 29 ЛК РФ). Однако, обязательным условием является составление проекта освоения лесов, который подлежит государственной или муниципальной экспертизе (ст. 88 и 89 ЛК РФ). Арендатор обязан ежегодно подавать в органы государственной власти лесную декларацию — заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов (ст. 26 ЛК РФ). В соответствии с Лесным кодексом, требования к проекту освоения лесов и лесной декларации устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (до июня 2008 г. таким органом было Министерство природных ресурсов РФ, в настоящее время им является Министерство сельского хозяйства РФ).

Необходимо отметить, что Лесной кодекс сам по себе устанавливает лишь обязательность составления проекта освоения лесов и подачи заявления об использовании лесов в соответствии с ним (лесной декларации), но не обязательность исполнения проекта освоения лесов. Обязательность исполнения проекта освоения лесов предусматривается пунктом 3 Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки (утвержден приказом МПР РФ от 06.04.07 № 77) и пунктом 2 Правил заготовки древесины (утверждены приказом МПР РФ от 16.07.07 № 184).

В явном виде указание на то, что заготовка древесины сверх того, что указано в лесной декларации, является незаконной, в Лесном кодексе или разработанных на его основе нормативно-правовых актах лесного хозяйства отсутствует. Пункт 7 Правил заготовки древесины указывает, что рубка лесных насаждений, хранение и вывоз древесины с каждой лесосеки осуществляется в течение 12 месяцев с даты подачи лесной декларации, в которой предусматривается рубка лесных насаждений на данной лесосеке». Однако, термин «лесосека» Правилами не определен, а пункт 16 указывает, что «при рубке единичных деревьев отвод «лесосек» не производится» (то есть лесосека как таковая при рубке единичных деревьев отсутствует). Это оставляет открытым вопрос о том, является ли незаконной заготовка древесины сверх указанной в лесной декларации, по крайней мере — в случае рубки единичных деревьев. Правилами заготовки древесины не устанавливается ограничений на рубку единичных деревьев ни по количеству, ни по качеству.

Конкретные требования к лесной декларации устанавливаются Порядком заполнения и подачи лесной декларации и Формой лесной декларации (утверждены приказом МПР РФ от 02.04.07 № 74). Порядок заполнения и подачи, а также форма лесной декларации представляют собой наиболее неудачное сочетание отдельных положений, заимствованных из опыта скандинавских стран и Канады, дополненное собственными ошибками разработчиков. Основные проблемы, связанные с реализацией данного документа, можно свести в четыре группы:

  • проблемы переходного периода (подачи декларации в первый раз после заключения или приведения в соответствие с новым Лесным кодексом договора аренды лесного участка);
  • проблема, связанная с единовременной подачей деклараций в уполномоченные органы, и необходимостью рассмотрения их в период, когда деятельность этих органов обычно парализуется годовой отчетностью (декабрь);
  • проблема чрезмерной жесткости планирования, невозможности внесения изменений в лесную декларацию в случае изменения условий ведения хозяйственной деятельности;
  • проблемы идентификации границ и параметров хозяйственных мероприятий, указанных в декларации, установления их соответствия границам и параметрам реальных хозяйственных мероприятий.

Основных проблем переходного периода две. Во-первых, в ряде случаев арендаторы вообще не имеют возможности подачи лесной декларации на 2009 год в соответствии с установленными требованиями. В соответствии с пунктом 2 Порядка заполнения и подачи лесной декларации, «лесная декларация подается ежегодно лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или аренду (далее — Лесопользователь), в орган государственной власти или орган местного самоуправления, предоставивший лесной участок (далее — уполномоченный орган), за один месяц до начала декларируемого календарного года. При возникновении прав использования лесов (утверждение экспертизы проекта освоения лесов) в течение календарного года Лесная декларация подается на оставшийся период данного календарного года не позднее чем через один месяц с даты утверждения экспертизы проекта освоения лесов». Соответственно, если утверждение экспертизы проекта освоения лесов произойдет в декабре 2008 года (что весьма вероятно с учетом установленных сроков приведения договоров аренды в соответствие с новым Лесным кодексом) — арендатор уже не сможет соблюсти это требование при подаче лесной декларации на 2009 год.

Это интересно:  Председатель совета многоквартирного дома права и обязанности

Во-вторых, утвержденная форма лесной декларации оставляет огромное количество вопросов по ее заполнению. Возможно, с течением времени будет выработана какая-то общепринятая практика, и многие вопросы будут решены если не на уровне нормативно-правовых актов, то хотя бы на уровне «понятий» (неформальных общепринятых правил). Но по состоянию на конец 2008 года такая практика отсутствует, и лесопользователи вынуждены решать большинство вопросов на свой страх и риск, обычно без возможности получить какую-либо помощь со стороны ответственных за прием лесных деклараций чиновников (которые, как правило, и сами не знают ответов на большинство возникающих вопросов). Главный вопрос, который пока не имеет ответа — с какой степенью детальности должна заполняться таблица в приложении 1 к Лесной декларации (содержащая параметры конкретных мероприятий, связанных с заготовкой древесины).

Проблема, связанная с требованием единовременной подачи лесных деклараций (за один месяц до начала декларируемого года, т.е. ежегодно в конце ноября) состоит в следующем. Руководящие работники и специалисты органов управления лесами в субъектах Российской Федерации (а именно этим органом надлежит принимать подавляющее большинство лесных деклараций) после вступления в силу нового Лесного кодекса заняты преимущественно организацией бумагооборота — предоставлением всевозможной отчетности в вышестоящие инстанции, согласованием бюджетов и планов собственной работы на следующий год, и тому подобной деятельностью. В конце каждого года эта деятельность приобретает такие масштабы, что какая-либо иная работа органов управления лесами оказывается практически полностью парализованной. Это означает, что рассматривать и проверять поданные в конце ноября лесные декларации в декабре (до того, как в лесу начнется реальная работа в соответствии с ними) в большинстве случаев будет просто некому — или, как минимум, рассмотрение лесных деклараций превратится в пустую формальность. Это обстоятельство делает подачу лесных деклараций в уполномоченные органы во многом бессмысленной.

Проблема чрезмерной жесткости планирования связана с тем, что при заполнении лесной декларации требуется указать все хозяйственные мероприятия на 13 месяцев вперед (декларируемый год плюс один месяц до его начала) с точностью до лесосеки, делянки или выдела, в соответствии с приложением 1 к форме лесной декларации. При этом возможность внесения изменений в декларацию предусматривается только в случае изменения проекта освоения лесов. В реальных условиях ведения хозяйственной деятельности в лесу столь жесткое и долговременное планирование или невозможно, или, как минимум, крайне нецелесообразно. Например, в течение года может возникать необходимость в изменении хозяйственных мероприятий в связи с погодными условиями конкретного сезона (перераспределении лесосек между участками «летнего» и «зимнего», доступного только по промерзшей почве, лесосечного фонда). Нередко возникает необходимость в назначении санитарных рубок в оперативно выявленных очагах опасных вредителей, или в горельниках текущего года. Может возникать необходимость в изменении мест и видов рубок в связи с изменениями в структуре спроса на древесину. Необходимость в замене запланированных мест рубок или их параметров может быть связана с выявлением ценных природных объектов или вновь возникшими добровольными природоохранными или социальными обязательствами (например, в связи с лесной сертификацией). Наконец, при планировании хозяйственных мероприятий могут быть просто допущены ошибки, которые потребуют исправления в течение года — а для этого требуется внесение изменений в лесную декларацию.

Дополнительную проблему создает то, что хозяйственные мероприятия, связанные с заготовкой древесины и указанные в лесной декларации на конкретный год, не могут «переходить» на следующий год. Такая возможность не предусматривается Порядком заполнения и подачи лесной декларации, а Правила заготовки древесины ее прямо исключают. Практически это означает, что при заполнении и подачи лесной декларации не допускается планировать хозяйственные мероприятия, которые будут осуществляться частично в один год, частично в другой. Это создает множество проблем в области лесного планирования, особенно в регионах таежной зоны, где основные объемы заготовки древесины как раз приходятся на зимний период.

Проблемы идентификации границ и параметров хозяйственных мероприятий, указанных в декларации, установления их соответствия границам и параметрам реальных хозяйственных мероприятий связаны в основном с тем, что форма лесной декларации не предусматривает наличия каких-либо картографических материалов (в том числе абрисов лесосек и схем их расположения). Из-за отсутствия картографических материалов «привязка» лесосек, указанных в лесной декларации, возможна с точностью только до квартала, и лишь в случаях, когда границы лесосек совпадают с границами выделов — с точностью до выдела. Пункт 16 Правил заготовки древесины требует, чтобы лесосеки в равнинных лесах имели прямоугольную форму — тем самым делая невозможной их «привязку» к границам выделов. С учетом этого, на практике лесная декларация может содержать информацию о расположении лесосек только с точностью до квартала. Это делает практически невозможным сопоставление параметров лесосек, указанных в лесной декларации, с параметрами реальных лесосек в лесу. Тем самым исключается возможность эффективного контроля за соблюдением параметров, указанных в лесной декларации, на практике.

В значительной степени проблемы заполнения и подачи лесной декларации связаны с неудачной (ошибочной) формулировкой статьи 26 Лесного кодекса, предусматривающей подачу декларации один раз на целый календарный год. Эта формулировка в ближайшее время вряд ли будет изменена — поскольку непригодность Лесного кодекса в целом пока официально не признается и его коренная переработка не планируется. Однако, конкретно эта ошибка кодекса может быть легко исправлена на уровне конкретного нормативно-правового акта, определяющего порядок заполнения и подачи лесной декларации и форму лесной декларации. В настоящее время этот нормативно-правовой акт должен утверждаться приказом Министерства сельского хозяйства.

Для того, чтобы избежать большинства вышеперечисленных проблем, связанных с лесной декларацией, достаточно разделить декларацию на две составные части: собственно декларацию (содержащую формальное заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов и лесной декларацией) и приложения к ней (содержащие параметры конкретных хозяйственных мероприятий, включая картографические материалы — абрисы лесосек и схемы их расположения, по одному мероприятию на каждое приложение).

Это интересно:  Статьи по финансовому праву

Собственно декларация должна подаваться один раз в год (в соответствии с требованием Лесного кодекса). Для того, чтобы не возникало проблем переходного периода, указанных выше, целесообразно установить, что лесная декларация может подаваться в течение полугода после возникновения прав использования лесов, а после этого — ежегодно не менее чем за месяц до начала декларируемого года.

Приложения к декларации должны подаваться по мере необходимости, но не позднее, чем за месяц до начала выполнения указанных в них хозяйственных мероприятий. Приложения должны содержать информацию о конкретных хозяйственных мероприятиях (лесосеках, в случае, если речь идет о заготовке древесины), и картографический материал, определяющий границы и технологическую сеть лесосеки. По своей форме приложения должны быть аналогичны технологической карте разработки лесосеки (подготовка такого документа предписывается пунктом 52 Правил заготовки древесины, и для сокращения непроизводительных затрат труда целесообразно эти два документа унифицировать).

При внесении изменений в Порядок заполнения и подачи лесной декларации и в Форму лесной декларации необходимо предусмотреть возможность действия ранее поданных лесных деклараций в течение всего декларируемого года, или перехода на новый порядок декларирования в любое время этого года, по усмотрению арендатора.

В случае принятия такой системы (что может быть сделано в любое время приказом Минсельхоза РФ), арендаторы получат возможность оперативно планировать свою хозяйственную деятельность сообразно меняющимся условиям, а уполномоченные органы — рассматривать содержательную часть лесных деклараций (приложения) на протяжении всего года, в удобном для них режиме и с возможностью более тщательной проверки.

22 ноября 2008 г. А. Ю. Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис России. «Лесной форум Гринпис России»
31/12/2008

Лесная декларация

Тип документа: Декларация

Для того, чтобы сохранить образец этого документа себе на компьютер перейдите по ссылке для скачивания.

Размер файла документа: 16,5 кб

Лесная декларация – это документ, который подтверждает права определенных физических лиц либо организаций на использование лесов. Данный документ имеет унифицированную форму, которую нужно использовать для создания данного документа.

Что входит в лесную декларацию

Лесная декларация начинается с написания названия уполномоченного органа, в который подается данная декларация. Ниже находится название документа и рядом — дата его создания. Следующим пунктом является заполнение графы данных о подателе декларации. Подателем декларации может быть как организация, так и физическое лицо. Должны присутствовать такие их данные: телефон, юридический адрес, название организации или фамилия имя физического лица.

Далее идет информация о том, какая организация передала в пользование лесной участок, и на основании каких документов. Должна быть информация о целях, с которыми арендовали данный участок, а также уточнение, в постоянное или бессрочное пользование был сдан участок. Необходимо указать также утвержденную экспертизу проекта освоения данного участка, а также указать название организации, которая данную экспертизу утвердила.

В конце необходимо написать наименование должности руководителя организации, а также Ф. И. О., печать и подпись. Если декларация от физического лица, то Ф. И. О. и подпись.

Лесная декларация

Каждый лесопользователь обязан подавать лесную декларацию по установленной форме, в которой должны приводиться полные данные о том, каким образом в планируемый период времени предполагается использовать лесные ресурсы. Приводимая в этой форме информация подтверждается предоставлением отчета о том, как были использованы лесные ресурсы, то есть какое количество его было фактически вырублено и какая часть общего объема, о котором заявлено в декларации, была использована.

Кто подает лесную декларацию?

Подавать такой документ обязаны все лица, на постоянной основе пользующиеся конкретными лесными участками, купившие или арендовавшие их. Такая форма недавно сдавалась раз в год, за 30 дней до наступления очередного года. Приводились в ней данные о планах по вырубке лесного сырья на протяжении следующих 12 месяцев. Начиная с марта 2015 года были приняты новые требования, в соответствии с которыми лесопользователь может выбирать, подавать ему сводный документ по годовому объему общего использования лесов или готовить документы отдельно по каждой лесосеке. Срок подачи декларации установлен не позже десяти дней с планируемого начала действий по использованию лесных ресурсов.

Документ действителен в течение года с того момента, когда было начато использование насаждений. Подача такого документа дает возможность лесопользователям с максимальной эффективностью использовать ресурсы как лесные, так и собственные. Поскольку система сдачи отчетности стала более гибкой, она дает возможность рассчитывать целесообразность заготовки конкретного объема леса в установленный временной промежуток. Появляется возможность учитывать колебания сезонного спроса на разные виды древесины, воздействие погодных условий и другие моменты, представляющие для каждого лесопользователя важное значение.

Новый порядок оформления декларации установлен приказом Минприроды РФ от 16 января 2015 года № 17. В этом приказе не только изменились порядок и сроки подачи документа, но и затребована более конкретная и полная информация о том, как используется лес. Согласно новым правилам данный документ разрешается подавать не исключительно в установленные органы государственного регулирования, но и с использованием различных многофункциональных государственных органов. Появилась также возможность сдавать документы в электронном виде, для чего может быть использован Единый портал госуслуг.

Правила заполнения декларации

В декларации должны быть отображены следующие данные:

  • точное юридическое наименование лесопользователя со всеми его реквизитами и контактными данными, включая номера телефонов и электронный адрес;
  • номер и дата контракта, на основании которого лесной участок был куплен или взят в аренду;
  • орган власти, который утвердил проведенную экспертизу проекта освоения леса, который конкретному лесопользователю разрешено использовать, с указанием даты выдачи этого разрешения;
  • полные данные о лесных ресурсах, о тех лесных объемах, которые предполагается вырубить, а также о том, как будут использоваться лесные насаждения в предстоящие 12 месяцев.
Это интересно:  Что делать если потерял права водительские 2019

Чтобы обосновать последний пункт, в основной декларации предусмотрено четыре специальных приложения, в которых отображаются данные:

  • запланированные к вырубке насаждения с целью проведения заготовок древесины или живицы;
  • действия, связанные с вырубкой лесных посадок без цели дальнейшей заготовки древесины;
  • план-схема, на которой указывается точное расположение того участка, на котором предполагается выполнять любые виды работ.

Приложение 1

В данном документе должны присутствовать такие сведения:

  • конкретный вид предполагаемой деятельности — заготовка живицы, древесины либо недревесных отходов;
  • категория и вид, к которому относятся используемые лесные ресурсы;
  • информация, каким способом, сплошным или выборочным планируется вырубка (выборочная производится в случае необходимости очистки леса от деревьев сломанных, погибших и поврежденных, а также если в лесу необходимо построить точечный инфраструктурный объект для целей обслуживания лесного хозяйства или для иных целей);
  • какова разновидность хозяйства — лиственное или хвойное и характер превалирующих лесных насаждений для конкретных лесосек — сосновых, дубовых, еловых и т.д.;
  • размеры планируемого к заготовке сырья с расчетом объема вырубки в кубометрах, живицы в тоннах с точностью до десятых долей;
  • где точно расположена вырубка и ее площадь в гектарах, определенная до десятых долей гектара или в квадратных метрах.

Приложение 2

Данное приложение содержит такую информацию:

  • отличные от заготовки древесины способы использования лесных ресурсов (пищевые запасы, сбор лекарственных трав, сельскохозяйственная деятельность, охота, выращивание растений, научные изыскания и т.д.);
  • разновидность сырья — ягоды, грибы, растения, деревья и их плоды.

В соответствии с последними требованиями в декларации должны присутствовать данные о том, какова порода подлежащих вырубке деревьев, что позволяет подробнее отражать информацию обо всех проводимых работах. Например, указывается вырубка деревьев, поврежденных стихией или погибших, а также вырубки, необходимые для ухода за территорией. Лесопользователь теперь обязан отразить полный объем вырубаемого леса, какой бы ни была цель его использования.

Приложение 3

В данном приложении содержится общий план всего участка леса, на котором обозначается конкретная территория, на которой намечено производить любые работы по заготовке сырья.

Приложение 4

В этом приложении указываются все лесосеки, приводятся их номера и площадь, а также привязка к квартальным просекам. С помощью этой информации упорядочивается работа лесопользователя в ходе вырубки, поскольку практически часто встречаются нарушения границ работ. Благодаря точному документированию границ лесосек и подробных их характеристик становится возможным все данные о ресурсах систематизировать и проконтролировать их использование. Таким образом предупреждается незаконная вырубка, для чего используются даже космические снимки.

Подаваемый документ составляется в двух экземплярах, первый из которых остается у лесопользователя, а второй в электронном или бумажном виде направляется на рассмотрение уполномоченного органа государственной власти. Отчет подлежит проверке на соответствие проекту, по которому осваивается лесной участок. Результатом проверки может быть:

  • регистрация в отдельном, заполняемом на каждого пользователя, реестре;
  • отказ в регистрации, после чего пользователю направляется требование уточнить данные при выявлении их несоответствий.

Подписывает форму руководитель юридического лица. Благодаря обновлению требований к составлению декларации о каждой вырубке должна бать получена конкретная и полная информация. Единая автоматизированная информационная система включает полные данные по всем лесным вырубкам и обеспечивает доступность сведений.

Отчетность занимает важное место в цепочке документов:

  • договор купли-продажи либо аренды лесного участка;
  • декларация;
  • отчет, в котором отражаются выполненные действия, и отмечается соответствие предусмотренным декларацией сведениям;
  • документы сделок, оформляемых на древесину, которая была заготовлена.

Поскольку все эти этапы документооборота предоставляются последовательно, получается общая картина движения лесного заготовленного сырья от момента вырубки до сбыта.

Обращайтесь в нашу компанию и мы быстро и качественно возьмем на себя данную услугу по минимальной цене. Звоните или оставляйте заявку через сайт онлайн.

Лесная декларация

Лесная декларация является документом, подтверждающим использование лесного участка в соответствии с Проектом освоения лесов. Этот документ обязаны подавать лица, арендующие лесные участки или же владеющие ими. Декларация действительна в течение 12-ти месяцев со дня подачи.

Лесную декларацию можно подавать как в письменном, так и в электронном формате. Во втором случае лесопользователь обязан иметь электронную подпись. Декларацию в электронном формате можно подать через «Единый портал государственных и муниципальных услуг».

В какие инстанции подается лесная декларация?

Содержание лесной декларации

  • Название инстанции, в которую подается данная декларация.
  • Данные лица, подающего декларацию.
  • Данные о договоре аренды лесного участка или получении его в пожизненное пользование.
  • Даты декларируемого периода.
  • Информация о виде хозяйственной деятельности на территории участка.
  • Название организации, проводившей экспертизу ПОЛ.

Стоимость

Наименование услуги Цена
Лесная декларация от 7 000р

Правила заполнения лесной декларации установлены Приказом Минприроды России No17 от 16.01.2015 года.

Если вам требуется помощь в заполнении этого документа или приложения к нему, то компания «Освоение леса» всегда готова помочь за умеренную плату.

Статья написана по материалам сайтов: dogovor-obrazets.ru, ekologicheskoe-proektirovanie.ru, osvoenie-lesov.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector